Виды денежных фондов. Тема работы: Фонды денежных средств
Формирование денежных фондов организации (предприятия) начинается с момента его создания; это важнейшая сторона деятельности организации.
Собственный капитал
представляет собой разницу между совокупными активами организации (предприятия) и его обязательствами, т.е. его долгами. Собственный капитал в свою очередь подразделяется на:
постоянную часть -
уставный капитал. Уставный капитал
- основной первоначальный источник собственных средств организации (предприятия). В соответствии с ГК размер уставного капитала не может быть менее суммы, гарантирующей интересы его кредиторов. Он служит источником формирования основного и оборотного капиталов, которые в свою очередь направляются на приобретение основных производственных фондов, нематериальных активов, оборотных средств.
переменную, размер которой зависит от финансовых результатов деятельности организации (предприятия). В состав переменного капитала входят: добавочный капитал, резервный капитал, нераспределенная и специальные фонды (фонды накопления, потребления, валютный, амортизационный и т.д._.
Добавочный капитал
создается за счет прироста стоимости имущества в результате переоценки основных фондов; безвозмездно полученных денежных и материальных ценностей на производственные цели. Он может быть использован на увеличение уставного капитала, на погашение убытка, выявленного по результатам работы предприятия за отчетный год и т.д.
Резервный капитал - денежный фонд организации, который образуется в соответствии с законами. Источник его образования - отчисления от прибыли, остающейся в распоряжении организации. Предельный размер резервного капитала не может превышать той суммы, которая определена собственниками организации и зафиксирована в его учредительских документах и находится в прямой зависимости от величины уставного капитала. Резервный капитал формируется путем обязательных ежегодных отчислений до достижения им размера, установленного Уставом общества. Он предназначен для покрытия убытков отчетного года, выплаты дивидендов при отсутствии или недостаточности прибыли отчетного периода.
Нераспределенная прибыль - прибыль организации, остающаяся после уплаты налогов, формирования резервного фонда, выплаты дивидендов, и используемая в целях реинвестирования.
Фонд накопления - денежные средства, предназначенные для развития и расширения производства. Использование этих средств связано как с развитием основного производства в целях увеличения имущества предприятия, так и с финансовыми вложениями для извлечения прибыли.
Фонд потребления - денежные средства, направляемые на социальные нужды, финансирование объектов непроизводственной сферы, единовременное поощрение, выплаты компенсационного характера и другие аналогичные цели.
Валютный фонд формируется в организациях, осуществляющих реализацию продукции на экспорт и получающих валютную выручку.
Амортизационный фонд создается в процессе использования капитала и по своей экономической сущности предназначен для финансирования простого воспроизводства основных фондов.
Использование переменной части собственного капитала на платежных обязательств перед бюджетами разных уровней и банками осуществляется в нефондовой форме.
Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Финансовые отношения………………………………………….5
1.1.Понятие финансов и финансовых отношений………………………5
1.2. Материальная основа финансовых отношений…………………….8
Глава 2. Финансы предприятий как основа финансовой системы….10
2.1. Понятие финансовых ресурсов предприятия………………………10
2.2. Роль финансов предприятия в финансовой системе страны…...13
Глава 3. Фонды денежных средств………………………………………..16
3.1. Понятие фондов денежных средств…………………………………..16
3.2 Виды денежных фондов…………………………………………………17
Заключение………………………………………………………………22
Список использованной литературы………………………...24
Введение
Каждый предприниматель, начиная свою деятельность, должен ясно представлять потребность на перспективу в финансовых, материальных, трудовых и интеллектуальных ресурсах, источники их получения, а также уметь четко рассчитать эффективность использования ресурсов в процессе работы фирмы.
Экономическая деятельность предприятия строится на самоокупаемой и рентабельной основе. Все затраты по производству и реализации продукции осуществляются за счет доходов, полученных от ее продажи. При этом выручка от реализации должна превышать затраты, создавая прибыль.
В рыночной экономике предприниматели не смогут добиться стабильного успеха, если не будут четко и эффективно планировать свою деятельность, постоянно собирать и аккумулировать информацию как о состоянии целевых рынков, положении на них конкурентов, так и о собственных перспективах и возможностях, о своих финансовых ресурсах.
В общем виде финансы представляют собой совокупность денежных отношений, возникающих в процессе создания фондов денежных средств у хозяйствующих субъектов и государства и использования их на цели воспроизводства, стимулирования и удовлетворения социальных нужд общества. Выделяют три основные стадии процесса общественного воспроизводства: производство, распределение и потребление. Областью возникновения и функционирования финансов является вторая стадия воспроизводственного процесса, когда происходит распределение стоимости произведенного общественного продукта. Именно на этой стадии появляются финансовые отношения, связанные с формированием денежных доходов и накоплений, принимающих специфическую форму финансовых ресурсов. Потенциально финансовые ресурсы образуются на стадии производства, когда образуется новая стоимость и осуществляется перенос старой. Однако реальное формирование финансовых ресурсов начинается только на стадии распределения, когда стоимость реализована.
Любая ценность материального или нематериального характера, фигурирующая в процессе таких отношений, представляет интерес лишь в том случае, если обладание ею способствует достижению каких-то целей, прежде всего экономического характера.
Финансы предприятий могут служить главным инструментом государственного регулирования экономики. С их помощью осуществляется регулирование воспроизводства производимого продукта, обеспечивается финансирование потребностей расширенного воспроизводства на основе оптимального соотношения между средствами, направляемыми на потребление и на накопление. Финансы предприятий могут использоваться для регулирования отраслевых пропорций в нашей рыночной экономике, способствовать ускорению развития отдельных отраслей экономики, созданию новых производств и современных технологий, ускорению научно-технического прогресса.
Я считаю, что данная тема работы достаточно актуально в сегодняшнее время.
Глава 1. Финансовые отношения
1.1.Понятие финансов и финансовых отношений
Финансы – это система экономических денежных отношений, связанных, главным образом, с перераспределением ВВП и формированием централизованных и децентрализованных денежных фондов.
Финансы – система денежных отношений, связанных, главным образом, с перераспределением прибыли и формированием централизованных и децентрализованных денежных фондов. Финансы опираются на бухгалтерский учет, экономический и производственный анализ, на действующую налоговую систему и т.д .
Финансы – система отношений, созданная государством, т.е. государство все отношения, связанные с финансами, регулирует само.
При свободном рынке финансовые отношения охватывают только бюджет (предприятия работают по своим, не подчиняющимся экономике законам), при регулируемой экономике часть отношений формируется непосредственно государством, часть – регулируется.
Децентрализованные фонды – все фонды, создаваемые на уровне предприятия (фонд накопления, фонд потребления, резервный фонд, амортизационный фонд).
Отличие фонда от средств: средства = сумме средств, а фонд = сумме средств, которая имеет целевое назначение.
Финансы - неотъемлемая часть денежных отношений, но не всякие денежные отношения являются финансовыми.
Финансы отличаются от денег как по содержанию, так и по выполняемым функциям. Деньги - это всеобщий эквивалент, с помощью которого прежде всего измеряются затраты труда ассоциированных производителей, а финансы - это экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств.
Процесс воспроизводства представляет из себя совокупность непрерывно повторяющихся циклов.
Производство®Распределение®Обмен®Потребление
Каждый последующий цикл воспроизводства возможен лишь после того, как вновь созданная стоимость подвергнется распределению, в результате которого будут созданы целевые денежные фонды, являющиеся основой удовлетворения разнообразных потребностей, Причем это происходит в обезличенной форме. Реальное движение денежных средств происходит на второй и третьей стадиях воспроизводственного процесса. Но только на второй стадии движение стоимости происходит обособленно от движения товара и характеризуется ее отчуждением (из рук в руки) или целевым обособлением каждой части стоимости (в рамках одного владельца). На этой стадии, стадии возникновения финансовых отношений, происходит распределение стоимости общественного продукта по целевому назначению и субъектам хозяйствования.
А однородные экономические отношения, будучи представленными в обобщенном абстрактном виде, образуют экономическую категорию - финансы.
Таким образом критерием отнесения тех или иных отношений к финансовым являются:
1. Реальное движение денежных средств, т.е. переход от одного владельца к другому.
2. Распределительный характер этих отношений.
3. Место возникновения - вторая стадия воспроизводственного процесса.
Деньги первичны - финансы вторичны.
На предприятии финансы используются из следующих экономических отношений:
1. отношения между предприятием и другими предприятиями, в ходе выполняемой финансово-хозяйственной деятельности. К финансовым отношениям не относятся отношения купли-продажи, обмена и т.п., а относится только применение финансовых санкций за невыполнение или некачественное выполнение;
2. между предприятиями и подразделениями, входящими в его состав. Эти отношения зависят от структуры предприятия и финансовых отношений, возникающих только между подразделениями, имеющими самостоятельные балансы и счета. Эти отношения могут быть пополнены формированием уставных фондов, перераспределением оборотных средств, перераспределением прибыли, уплатой налогов между предприятиями;
3. между предприятиями и работниками по поводу выплаты денежных средств, главным образом из прибыли, и части, попадающей под государственное регулирование;
4. между предприятием и государственным бюджетом по поводу уплаты налогов и по поводу получения льгот, целевого финансирования, государственных кредитов в различных формах и т.д.;
5. между предприятием и коммерческими банками по поводу получения и возврата кредитов;
6. между предприятиями и инвестиционными институтами по поводу формирования свободных денежных ресурсов и их использования (инвестиционные фонды, пенсионные фонды и т.д.);
7. между предприятием и вышестоящими органами (холдинги, концерны) по поводу перелива капитала .
Финансы на предприятии выполняют следующие функции:
1. формирование – функция обеспечивает денежными ресурсами, кругооборот средств на предприятии, т.е. функция формирования денежных фондов. Задача заключается в том, чтобы сформировать так денежные потоки на предприятии, чтобы все финансовые потоки работали и работали эффективно. Основные показатели – плановые;
2. использование – функция использования денежных средств и фондов;
3. контрольная функция – на самих предприятиях, между предприятиями, если существует нарушение закона – на уровне бюджета, или государства.
1.2. Материальная основа финансовых отношений
Финансовые ресурсы предназначены для:
Выполнения финансовых обязательств;
Покрытия затрат по расширенному воспроизводству;
Материальному поощрению работников.
Главным материальным источников денежных фондов выступает национальный доход страны - вновь созданная стоимость. Он распределяется на стоимость необходимого и прибавочного продукта. Необходимый продукт и часть прибавочного - это фонд воспроизводства рабочей силы. Остальное - это фонд накопления. У хозяйствующих субъектов основными денежными фондами являются фонд накопления, фонд потребления и фонд финансовых резервов.
Финансовые ресурсы складываются из трех источников:
1) средства, аккумулируемые в государственной бюджетной системе;
2) средства внебюджетных фондов;
3) ресурсы, получаемые самими предприятиями (прибыль, амортизация).
Исходя из этого финансы могут быть централизованными (государственными) и децентрализованными (ресурсы хозяйствующих субъектов).
Децентрализованные ресурсы классифицируются на:
Собственные и привлеченные (прибыль, амортизация, денежные средства в обороте, выручка от продажи имущества, прибыль от выполнения работ и услуг, все виды кредиторской задолженности);
Заемные (долгосрочные и краткосрочные кредиты банков, средства различных финансовых структур;
Ресурсы, получаемые в порядке перераспределения (страховые возмещения, субсидии государства, субвенции).
Глава 2. Финансы предприятий как основа финансовой системы
2.1. Понятие финансовых ресурсов предприятия
В экономической литературе и в нашей практике широко используется термин "финансовые ресурсы", в который вкладывают различные значения - от величины денежных средств на счетах в банке и других счетах до прочих показателей баланса предприятия.
Однозначное и обоснованное толкование сущности данной финансовой категории важно не только для теории, но и для практического осуществления финансовой работы на предприятии, в фирме.
Понятие "финансовые ресурсы" в нашей практике было введено впервые при составлении первого пятилетнего плана страны, в состав которого входил баланс финансовых ресурсов.
При широком использовании в экономической науке и на практике термина "финансовые ресурсы" его толкование различно. В Финансово-кредитном словаре финансовые ресурсы рассматриваются как денежные средства, находящиеся в распоряжении государства, предприятий, хозяйственных организаций и учреждений, используемые для покрытия затрат и образования различных фондов и резервов.
Экономическая энциклопедия дает следующее определение финансовых ресурсов: это составная часть экономических ресурсов, представляющая собой средства денежно-кредитной и бюджетной системы, которые используются для обеспечения бесперебойного функционирования и развития народного хозяйства, расходуются на социально-культурные мероприятия, нужды управления и обороны. По такой методике формировался плановый баланс финансовых ресурсов страны. Осуществлялось это за счет следующих источников.
1. Денежные накопления народного хозяйства.
2. Амортизация.
3. Средства предприятий, обращенные на покрытие собственных затрат в финансовом плане.
4. Доходы бюджета от колхозов, потребительской кооперации и общественных организаций.
5. Государственные налоги с населения.
6. Доходы от внешней торговли.
7. Поступления по государственным внутренним займам и денежно-вещевым лотереям.
8. Поступление сумм в погашение кредитов, ранее предоставленных зарубежным странам, и процентов по ним.
9. Кредиты, получаемые от зарубежных стран.
При таком толковании финансовых ресурсов исчезает различие между деньгами и финансами, что противоречит самой сущности финансов.
По-другому трактуется понятие финансовых ресурсов в монографиях и учебной литературе. В очерках теории советских финансов финансовые ресурсы определены как выраженная в деньгах часть национального дохода, которая может быть использована государством (непосредственно или через предприятия) на цели расширенного воспроизводства и на общегосударственные расходы. При чрезвычайных обстоятельствах в качестве финансовых ресурсов могут выступать оборотные средства как часть созданного в прошлом национального достояния . Данное определение исключает из состава финансовых ресурсов амортизацию и в то же время считает возможным использовать в качестве финансовых ресурсов оборотные средства предприятия.
В учебнике "Финансы" определение понятия "финансовые ресурсы" дано лишь на уровне субъекта хозяйствования, то есть предприятия. При этом под финансовыми ресурсами понимаются денежные доходы и поступления, находящиеся в распоряжении субъекта хозяйствования и предназначенные для выполнения финансовых обязательств, осуществления затрат по расширенному воспроизводству и экономическому стимулированию .
По мнению профессора В.М. Родионовой, источниками образования финансовых ресурсов предприятия являются:
Собственные и приравненные к ним средства;
Мобилизация ресурсов на финансовом рынке;
Поступления денежных средств от финансово-банковской системы в порядке перераспределения.
К собственным и приравненным средствам отнесены все виды прибыли предприятия, амортизация, выручка от реализации выбывшего имущества, устойчивые пассивы, мобилизованные внутренние ресурсы в строительстве.
Средства, мобилизуемые на финансовом рынке:
продажа собственных акций, облигаций и других ценных бумаг;
кредитные инвестиции.
Денежные средства, поступающие в порядке перераспределения: страховые возмещения; поступления от концернов, ассоциаций, отраслевых структур; паевые взносы; дивиденды и проценты; бюджетные субсидии.
Размер финансовых ресурсов, формируемых на уровне предприятия, определяет возможности: осуществления необходимых капитальных вложений; увеличения оборотных средств; выполнения всех финансовых обязательств; обеспечения потребностей социального характера.
На уровне предприятия структура финансовых ресурсов в основном определяется собственными источниками - валовым доходом и амортизацией.
На уровне предприятия финансовые ресурсы используются как в фондовой форме, так и в нефондовой. Часть финансовых ресурсов предприятие использует на образование денежных фондов целевого назначения: фонд оплаты труда, фонд развития производства, фонд материального поощрения и др. Использование финансовых ресурсов на выполнение платежных обязательств перед бюджетом и банками осуществляется в нефондовой форме.
2.2. Роль финасов предприятия в финансовой системе страны
Финансы предприятий отраслей народного хозяйства являются исходной основой всей финансовой системы страны. Они занимают определяющее положение в этой системе, поскольку охватывают важнейшую часть всех денежных отношений в стране, а именно: финансовые отношения в сфере общественного воспроизводства, где создается общественный продукт, национальное богатство и национальный доход - основные источники финансовых ресурсов страны. Поэтому от состояния финансов предприятий зависит возможность удовлетворения общественных потребностей общества, улучшения финансового положения страны. Велика роль финансов предприятий в обеспечении нормального состояния экономики и общественной жизни страны, так как в силу своей специфической особенности, они осуществляют процесс распределения и перераспределения национального дохода и национального богатства на трех основных уровнях: на общегосударственном; на уровне предприятий; на уровне производственных коллективов.
Распределяя и перераспределяя национальный доход и национальное богатство на общегосударственном уровне, финансы предприятий обеспечивают формирование финансовых ресурсов страны, используемых для образования бюджета и внебюджетных общественных фондов.
В ходе распределения и перераспределения национального дохода и национального богатства на уровне предприятий они обеспечивают сферу материального производства необходимыми финансовыми ресурсами и денежными средствами для непрерывного процесса расширенного воспроизводства.
На уровне производственных коллективов с помощью финансов формируются денежные фонды - оплаты труда, материального стимулирования, осуществляются программы социального развития коллективов предприятий.
Важной является роль финансов предприятий в обеспечении сбалансированности в народном хозяйстве между материальными и денежными фондами, предназначенными для целей потребления и накопления. От степени обеспеченности такой сбалансированности во многом зависят стабильность национальной валюты, денежное обращение, состояние платежно-расчетной дисциплины в народном хозяйстве.
Непосредственная связь финансов предприятий отраслей народного хозяйства со всеми фазами воспроизводственного процесса обусловливает их высокую потенциальную активность и широкую возможность воздействия на все стороны хозяйствования. Поэтому финансы предприятий могут служить важным инструментом экономического стимулирования, контроля за экономикой страны и управления ею.
Финансы предприятий могут служить главным инструментом государственного регулирования экономики. С их помощью осуществляется регулирование воспроизводства производимого продукта, обеспечивается финансирование потребностей расширенного воспроизводства на основе оптимального соотношения между средствами, направляемыми на потребление и на накопление. Финансы предприятий могут использоваться для регулирования отраслевых пропорций в нашей рыночной экономике, способствовать ускорению развития отдельных отраслей экономики, созданию новых производств и современных технологий, ускорению научно-технического прогресса.
Глава 3 . Фонды денежных средств
3.1. Понятие фондов денежных средств
На практике ошибочно воспринимается как единое следующие разные понятия: денежные средства, финансовые ресурсы и денежные фонды.
Денежные фонды - это лишь часть финансовых ресурсов, наиболее стабильная и формируемая в виде фондов целевого использования.
Ускорение темпов развития экономики, повышение экономической эффективности производства, оздоровление государственного бюджета и финансов предприятий во многом зависят от рационального использования источников формирования финансовых ресурсов как на уровне предприятий, так и на уровне государства, что составляет одну из важнейших задач в области правильной организации управления финансами.
Как видно из схемы движения денежных ресурсов предприятия (рис. 1), основная цель экономического субъекта – получение положительной разницы между суммой денег вложенных и суммой денег полученных, т.е. предприятие стремится к выполнению условия Д2 > Д1.
|
Рис. 1 Схема движения денежных ресурсов предприятия
3.2 Виды денежных фондов
Фонды накопления.
И система учета затрат на производство, система налогообложения фондов возмещения в части капитальных затрат, фонда расширения в части повышения количества приобретаемых материальных ресурсов и стоимости нематериальных активов объединены в фонды накопления, финансовые вложения в расширение производства. Таким образом вложение средств в воспроизводство ранее действующего и частично использованного собственного капитала, вложения в новую величину капитала осуществляются с помощью создания и использования фонда накопления.
Система управления этими фондами регулируется законодательством, но на практике отсутствует система сопоставления факта и плана и государственное регулирование этого сопоставления. Основной принцип: контроль фактического исполнения смет, правильности использования смет и формирования затрат. Создание и использование фонда накопления находится в полной зависимости от решения собственника капитала, а в оперативной практике эти функции выполняют исполнительные органы управления в рамках, оговоренных в учредительных документах.
Структура фонда накопления строится в зависимости от источников, а разделение на фонды не является обязательным, но это предпочтительнее с точки зрения эффективности использования, учета и т.п.
Источники фондов формируют названия фондов:
1. амортизационный;
2. инвестиционный;
3. резервный;
4. страховой;
5. ассоциативный или отраслевой;
6. пенсионный и прочие.
Инвестиционные фонды формируются как самостоятельные фонды, в соответствии с требованиями законодательства. Существует прямое и косвенное разделение инвестиционных фондов.
Инвестирование в капитальные вложения (КВ).
На предприятии формируется фонд инвестирования в КВ или в основные фонды производственного или непроизводственного назначения. Кроме того, формируются фонды на закупку оборудования, фонды пополнения собственных оборотных средств или их прироста, фонд освоения новой техники и технологий. Формируются специальные фонды для работы на финансовом рынке (при условии, что вырабатывается система работы на рынках денег, кредита и ценных бумаг) .
Так как инвестиционные фонды затрагивают стратегию развития данного предприятия, то формирование и использование этих средств находится в компетенции собственников. Технически использование оформляется в виде смет, расчетов, технических обоснований.
При формировании инвестиционных фондов могут привлекаться как собственные, так и заемные ресурсы. К собственным ресурсам: налог на прибыль, схема местных налогов, средства бюджетных и внебюджетных фондов. Ассигнования бюджетных и внебюджетных фондов должны носить целевой характер.
Средства, привлекаемые в инвестиционные фонды, должны учитываться отдельно, т.к. каждое предприятие имеет не одну цель, а несколько, т.е. фонд создается для определенной цели.
Привлечение иностранных инвестиций возможно только для транснациональных корпораций или крупных компаний, т.к. они имеют возможность формировать реальную прибыль и передавать собственнику.
Отраслевые фонды создаются только там, где существует отраслевая структура.
В связи с требованиями развития предприятия формирование и использование фондов может быть в рамках квартала или года и т.д. и по направлениям.
Фонд потребления формируется из двух частей:
1. фонд потребления собственника;
2. фонд поддержки трудовых ресурсов.
Фонды подразделяются на составные части в зависимости от источников формирования. Основа деления – законодательство, которое регулирует различные варианты изъятия денежных средств в определенные фонды.
Заемные и привлеченные средства, которые далее направляются в фонды потребления. Средства фондов потребления формируются как на предприятии, так и вне предприятия (пенсионные фонды, фонды страхования), т.е. негосударственные фонды, которые выплачиваются работникам.
Фонд потребления делится на три основных:
1. фонд заработной платы;
2. фонд социального характера;
3. прочие фонды потребления.
Источником этих фондов может быть себестоимость, издержки и прибыль, в соответствии с положением о составе затрат.
Фонд заработной платы – оплата за отработанное время по тарифам или тарифным ставкам, или в процентах от выручки, премии и вознаграждения, выплаты за неотработанное время, носящие регулярный характер (отпуска), единовременные поощрительные выплаты, материальная помощь, оплата жилья, коммунальных услуг, выплаты на питание, и т.п.
Фонд заработной платы делится на:
1. фонд заработной платы работников основного и вспомогательного производств;
2. фонд заработной платы управленческого состава.
Фонды социального характера формируются за счет чистой прибыли, их формирование оформлено решением собственника или учредителей – надбавки к пенсии за счет прибыли, страховые платежи, взносы на добровольное медицинское страхование, расходы по путевкам и т.п.
Так как расходы по этим фондам характеризуют финансовое положение предприятия и возможности стимулирования работников за счет прибыли, то эти фонды должны учитываться обособленно на субсчетах и связываться с порядком распределения чистой прибыли.
Распределение чистой прибыли в акционерных обществах по акциям, облигациям и другим ценным бумагам регламентировано государством, по выплате дивидендов и процентов, по ценным бумагам для негосударственных предприятий.
Так как регулирование фондов потребления и накопления на предприятии осуществляется по фактическому их исполнению, т.е. по величине начисленных или выплаченных сумм, то ряд статей могут быть прогнозируемы, а ряд статей не имеет варианта прогноза. Кроме того, в зависимости от учетной политики, предприятие может создавать дополнительные фонды как за счет чистой прибыли, так и за счет собственных средств.
Заключение
В заключение работы сделаем основные выводы.
Финансы – система денежных отношений, связанных, главным образом, с перераспределением прибыли и формированием централизованных и децентрализованных денежных фондов. Финансы опираются на бухгалтерский учет, экономический и производственный анализ, на действующую налоговую систему и т.д
Все финансовые отношения действуют только на уровне предприятий, как юридических лиц. Все финансовые отношения, действующие внутри предприятия, являются условными финансовыми отношениями.
Материальной основой финансовых отношений являются финансовые ресурсы. Финансовые ресурсы - это совокупность доходов и поступлений, находящихся в распоряжении субъекта хозяйствования.
На уровне производственных коллективов с помощью финансов формируются денежные фонды - оплаты труда, материального стимулирования, осуществляются программы социального развития коллективов предприятий.
Денежные средства - это более широкое понятие, чем финансовые ресурсы, составляющие только часть денежных средств, находящихся в обороте предприятия.
Денежные фонды - это лишь часть финансовых ресурсов, наиболее стабильная и формируемая в виде фондов целевого использования.
Различие, между денежными средствами и финансовыми ресурсами наглядно видно на примере выручки предприятия от реализации продукции. Общая сумма выручки представляет собой величину денежных средств, поступивших на счет предприятия в банке. Из этой суммы денежных средств значительную часть составляют оборотные средства, авансированные в процессе производства на оплату сырья, материалов, топлива, электроэнергии, и только остаточная часть, представляющая собой чистую выручку в виде валового дохода, является источником финансовых ресурсов.
В процессе кругооборота средств финансовые ресурсы принимают различные материально-вещественные формы и после завершения определенного кругооборота перед предприятием стоят различные задачи: расширение, сокращение или воспроизводство, в зависимости от принятой финансовой политики. Следовательно, необходимо создание фонда возмещения израсходованных ресурсов, фонда оплаты труда самого собственника и работников, фонда дальнейшего расширения.
Список использованной литературы
1. Акбердин Р.З., Кибанов А.Я. Совершенствование структуры, функций и экономических взаимоотношений управленческих подразделений предприятий при формах хозяйствования: Учебное пособие. – М.: ГАУ, 1993. – 416 с.:ил.
2. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. / Под ред. Л. Л. Ермолович, – Минск: Экоперпектива, 2001 г.
3. Антосенков Е., Кокин Ю.. Реформа заработной платы - ожидание и реальность. //Экономист. 1997. - №4.
4. Баканов М. И. Шеремет А. Д. Теория экономического анализа. - М.: Финансы и статистика, 1994.
5. Балабанов И. Т. Финансовый менеджмент. - М.: Финансы и статистика, 1994
6. Бирман А М. Очерки теории советских финансов. Вып. - М., 1968.
7. Верчканова Г. Р., Бондаренко А. А. Необходимый и прибавочный продукт в условиях перехода к рыночной экономике. - Л.: издательство АфЭИ, 1992.
8. Горфинкель В. Я. Экономика предприятий. – М.: Финансы и статистика, 1996.
9. Грузинов В.П. Экономика предприятия и предпринимательство. - М.: СоФит, 1994.
10. Ефимова О. В. Финансовый анализ – М. : Бухгалтерский учет, 1996.
11. Завьялов П.С., Демидов В.Е. Формула успеха: маркетинг. М.: Норма-Инфра, 1991.
12. Заработная плата. Издание второе переработанное и дополненное. - М.: Информационно-издательский дом "Филинъ", 1996.
13. Ковалев В. В. Финансовый анализ. – М.: Финансы и статистика,1999 .
14. Ковалева А. М. Финансы в управлении предприятием. – М.: Финансы и статистика, 1995.
15. Краткий экономический словарь / Под ред. А. Н. Азрилиянова. М., 2001
16. Леонтьев Е. В., Радковская Н. П. Финансы. Деньги. Кредит и Банки. СПб., 2002.
17. мельников В. Д., Ильясов К.К. Финансы. Алматы, 2001.
18. Моляков Д. С. Финансы предприятий отраслей народного хозяйства. М.: Финансы и статистика, 1997.
19. Поляк Г.Б. Финансовый менеджмент. – М.: Финансы и статистика, 1997.
20. Раевский В.А.. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия – М.: Финансы и статистика, 1988.
21. Румянцева З. П. Менеджмент организации: Учебное пособие. – М.: Инфра-М, 1995.
22. Селезнева Н. Н., Ионова А. Ф. Финансовый анализ. – М.: ЮНИТИ, 2001 г.
23. Словарь современной экономической теории Макмиллана. М., 1997
24. Справочник директора предприятия. /Под ред. М. Г. Лапосты, - М.: ИНФРА-М, 1996.
25. Сосненко Л. В. Экономический анализ результат финансово-хозяйственной деятельности предприятия. – Челябинск, 1996.
26. Финансы предприятий: Учеб.пособие / Н.Е. Заяц, М.К.Фисенко, Т.Н.Василевская и др. - Мн.: Высш.шк., 1995.
27. Финансы. Денежное обращение и кредит. / Под ред. Сенчагова В. К., А.И. Архипова. М., 1999.
28. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Л.А. Дробозина, Л.П. Окунева, Л.Д. Андросова и др.; Под ред. проф. Л.А.Дробозиной. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997.
29. Финансы./ Под ред. Родионовой – М., 1997.
В которых средства выделены для выплаты пенсий, образуют пенсионный фонд, а средства, предназначенные для выплаты заработной платы, соответственно образуют фонд оплаты труда.
Фонд заработной платы – оплата за отработанное рабочее время по тарифам или тарифным ставкам, в процентах от выручки, премии и вознаграждения, единовременные поощрительные выплаты, материальная помощь и т.д.
Фонды социального характера формируются за счет чистой прибыли.
Примечания
Литература
- А. Ф. Черненко, Н. Н. Илышева, А. В. Башарина. Финансовое положение и эффективность использования ресурсов предприятия.М.: Юнити-Дана, 2009. ISBN 978-5-238-01610-8
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое "Денежные фонды" в других словарях:
Экономический словарь
См. Фонды денежные Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов
денежные фонды - специально выделенные, относительно обособленные части денежных средств, предназначенные для определенных целей, выполняющие определенную функцию. Например, денежные средства, выделенные для выплаты пенсий, образуют пенсионный фонд, а… … Словарь экономических терминов
Денежные фонды - внебюджетные денежные средства, предназначенные для улучшения питания и культурно бытового обслуживания солдат, матросов, курсантов, сержантов и старшин. Д.ф. военной части создается за счет средств, поступающих от экономии хлеба, чая, кофе,… … Пограничный словарь
Специально выделенные, относительно обособленные части денежных средств, предназначенные для определенных целей, выполняющие определенную функцию. Например, денежные средства, выделенные для выплаты пенсий, образуют пенсионный фонд, а… …
Целевые государственные и муниципальные денежные фонды - это форма формирования, распределения и использования денежных средств, выделяемых для целевого финансирования отдельных направлений деятельности государства и муниципальных образований. Различают фонды: по территориальному уровню; признаку… … Большой юридический словарь
GENERAL PURPOSE MONEY FUNDS - общецелевые денежные фонды - взаимные фонды, инвестирующие свои активы в основном в депозитные сертификаты и краткосрочные коммерческие бумаги …
GOVERNMENT-ONLY MONEY FUNDS - правительственные денежные фонды - взаимные фонды, вкладывающие свои активы в казначейские векселя и краткосрочные обязательства правительства США. Несут наименьший риск среди денежных фондов, потому что их вложения обеспечены гарантией правительства … Глоссарий финансовых и биржевых терминов
В СССР, совокупность материальных ценностей и денежных средств, используемых для обеспечения производственно хозяйственной деятельности и экономического стимулирования работников. Подразделяются на 2 группы: производственные фонды,… … Большая советская энциклопедия
- (см. ДЕНЕЖНЫЕ ФОНДЫ) … Энциклопедический словарь экономики и права
Книги
- Товарные биржи: самые горячие рынки в мире: как каждый может инвестировать и получать прибыль , Роджерс Д.. Каждый инвестор стремится выгодно вложить деньги и получить стабильный доход. Для этого он должен выбрать наиболее перспективный объект - активы, спрос на которыеи соответственно их рыночная…
- Товарные биржи. Самые горячие рынки в мире. Как каждый может инвестировать и получать прибыль , Джим Роджерс. Каждый инвестор стремится выгодно вложить деньги и получить стабильный доход. Для этого он должен выбрать наиболее перспективный объект - активы, спрос на которыеи соответственно их рыночная…
Понятие и виды государственных и муниципальных
И муниципальных фондов
1. Понятие и виды государственных и муниципальных денежных фондов.
3. Целевые фонды Правительства РФ.
4. Целевые отраслевые (ведомственные) денежные фонды.
5. Единый социальный налог как основной источник формирования целевых внебюджетных фондов
Целевой государственный (муниципальный) денежный фонд денежных средств образуется в соответствии с законодательством РФв составе государственного (местного) бюджета или внебюджетного фонда за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов или иных поступлений и используемый по отдельной смете. Средства целевого денежного фонда не могут быть использованы на цели, не соответствующие назначению целевого денежного фонда.
Целевые государственные и муниципальные фонды денежных средств - достаточно динамичное явление в финансовой системе РФ. Это обусловлено тем, что они создаются для реализации относительно долгосрочных целей. При достижении этих целей они расформировываются, поэтому в финансовой системе постоянно идет процесс создания новых и расформирования «отработанных» целевых фондов. Кроме того, в финансовой системе РФпроисходит и консолидация ряда внебюджетных фондов в бюджетную систему.
На сегодняшний день определились четыре вида государственных и местных фондов:
1. целевые бюджетные фонды;
2. государственные и муниципальные (местные) внебюджетные фонды;
3. государственные целевые фонды Правительства РФ;
4. государственные отраслевые денежные фонды.
Целевые государственные и муниципальные (местные) фонды денежных средств характеризуют следующие отличительные особенности:
§ фонды создаются компетентными органами со строго определенной целью, используются сугубо по целевому назначению;
§ правовой статус целевого фонда определяется Положением о фонде, которое утверждается компетентным органом государственной власти или местного самоуправления.
Правовой режим целевых государственных и муниципальных фондов денежных средств определяется как законами, так и иными нормативными актами. В их числе Законы РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», от 28 июня 1991 г. № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», федеральные законы о федеральном бюджете на конкретный год, о бюджетах субъектов РФ,постановления Правительства РФи др.
Правовое регулирование ряда государственных внебюджетных фондов дано и в БК РФ(ст. 143-150). В нем определяются доходы, расходы, а также процесс формирования и исполнения Пенсионного фонда РФ,Фонда социального страхования РФ,Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
2. Целевые бюджетные и внебюджетные денежные фонды.
Целевые бюджетные фонды создаются в бюджетах разных уровней для направленного финансирования наиболее приоритетных отраслей народного хозяйства, государственных программ или конкретных регионов. На федеральном уровне они создаются в силу Федерального закона «О федеральном бюджете на предстоящий финансовый год и финансовый год, а на региональном - в силу законов о бюджетах субъектов РФ.
Особенностью целевых бюджетных фондов является то, что они, как и бюджет, действуют в течение одного года, после чего создаются вновь или прекращают свое существование.
Источниками формирования целевых бюджетных фондов являются, как правило, специальные налоги, средства бюджета, иные доходы. Целевые бюджетные фонды отличает от всех остальных, что их доходы и направления расходов учитываются в составе доходов и расходов соответствующего бюджета.
Федеральные и территориальные дорожные фонды как целевые бюджетные фонды создавались для финансирования затрат, связанных с содержанием, ремонтом, реконструкцией и строительством автомобильных дорог общего пользования (внегородских автомобильных дорог) в соответствии с Законом РФ от 18 октября 1992 г. № 1759-1 «О дорожных фондах в Российской Федерации», который утратил силу с 1 января 2005 г. в соответствии с Федеральным законом от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ.
Федеральные, региональные (субъектов РФ) и муниципальные экологические фонды создавались в соответствии со ст. 21 Закона РФ от 19 декабря 1991 г. № 2060-1 «Об охране окружающей природной среды» для решения неотложных природоохранительных задач.
В настоящее время Закон 1991 г. отменен в связи с принятием нового Федерального закона от 10 января 2001 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Экологические фонды расходуются на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий и др.
В ст. 42, 43, 44, 49, 50 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2007 год», например, в качестве целевых бюджетных фондов предусмотрены следующие: Фонд реформирования региональных и муниципальных финансов, Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ, Федеральный фонд компенсаций, Федеральный фонд регионального развития, Фонд софинансирования социальных расходов. В бюджет на 2008 и плановый 2009-2010 годы создание фондов предусмотрено в соответствии с ведомственными расходами на соответствующие цели, например, образование, физкультура и спорт и т.д. Таким образом, утратил силу ФЗ «О бюджетной классификации», и денежные фонды предусматриваются в функциональном разделе бюджетной классификации бюджета на очередной финансовый год.
Создание внебюджетных фондов в России относится к 1990 г. Как внебюджетный в числе первых был создан Пенсионный фонд РФ, затем стали появляться и другие фонды.
С помощью внебюджетных фондов государство стремится более эффективно и целесообразно использовать свои финансовые ресурсы. Это связано с тем, что в государственном бюджете доходы не закреплены за конкретными видами расходов, поэтому расходы на конкретные программы, как правило, оказываются урезанными.
Внебюджетные фонды по целевому назначению подразделяются на социальные на экономические.
К числу социальных фондов относятся Пенсионный фонд РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования РФ. Эти фонды называются внебюджетными социальными фондами потому что созданы в целях эффективной реализации социальных задач, а именно: финансирования выплаты пенсий, пособий, материальной помощи; медицинского обслуживания и т.д.
Пенсионный фонд РФ создан в соответствии со ст. 8 Закона РФ от 20 ноября 1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (на сегодняшний день данный Закон отменен в связи с вступлением в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»). Его правовой режим определен Положением о Пенсионном фонде РФ,утвержденным Постановлением Верховного Совета РФот 27 декабря 1991 г.
Пенсионный фонд РФ образован в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ. Денежные средства фонда являются государственной собственностью, не входят в состав бюджетов и изъятию не подлежат.
Источниками формирования Пенсионного фонда РФ являются:
Страховые взносы работодателей и граждан;
Ассигнования из федерального бюджета РФ, выделяемые на выплату пенсий и пособий и приравненные ним выплат военнослужащим и их семьям, а также на выплату пенсий, пособий и компенсаций гражданам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы;
Средства, взыскиваемые с работодателей и граждан в результате предъявления регрессных требований;
Добровольные взносы и др.
Средства Пенсионного фонда РФ расходуются на выплату «Государственных пенсий, выплату пособий по уходу за ребенком
в возрасте старше полутора лет, оказание органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам, финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности Пенсионного фонда и его органов, на другие мероприятия.
Руководство Пенсионным фондом РФ осуществляется Правлением Пенсионного фонда и исполнительной дирекцией. Правление Пенсионного фонда РФ возглавляет председатель, который назначается и освобождается от должности Правительством РФв районах и городах действуют уполномоченные Пенсионного фонда РФ.
Бюджет Пенсионного фонда РФи отчет о его исполнении ежегодно рассматривается и принимается Государственной Думой.
Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования созданы во исполнение Закона РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации». Правовой режим этих фондов определен Уставом Федерального фонда обязательного медицинского страхования, утвержденным постановлением Правительства РФот 29 июля 1998 г. NQ 857, а также Положением о территориальном фонде обязательного медицинского страхования.
Основными источниками образования Федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования являются:
Страховые взносы хозяйствующих субъектов на обязательное медицинское страхование;
Бюджетные ассигнования;
Доходы от использования временно свободных финансовых средств и нормированного страхового запаса;
Добровольные взносы и иные поступления.
При этом Устав о федеральном фонде и Положение о территориальных фондах обязательного медицинского страхования дают конкретный перечень источников для каждого вида фондов.
Основными направлениями расходования средств из фондов обязательного медицинского страхования являются финансирование обязательного медицинского страхования, проводимого страховыми медицинскими организациями, предоставление кредитов страховщикам, организация подготовки специалистов для системы обязательного медицинского страхования и другие мероприятия.
Бюджет федерального фонда обязательного медицинского страхования и отчет о его исполнении ежегодно рассматриваются и принимаются Государственной Думой.
Фонд социального страхования РФ является специализированным Финансово-кредитным учреждением при Правительстве РФ. Его право вой режим определен постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. № 101 «О фонде социального страхования Российской Федерации».
Источниками образования фонда социального страхования РФ являются:
Страховые взносы работодателей (администрации предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих.субъектов независимо от форм собственности);
Страховые взносы граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и обязанных уплачивать взносы на социальное страхование в соответствии с законодательством;
Страховые взносы граждан, осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию, установленному для работников, при условии уплаты ими страховых взносов в Фонд;
Доходы от инвестирования части временно свободных средств Фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады;
Добровольные взносы граждан и юридических лиц;
Поступления иных финансовых средств, не запрещенных законодательством;
Ассигнования из федерального бюджета на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот (пособий и компенсаций) лицам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы или радиационных аварий на других атомных объектах гражданского или военного назначения и их последствий, а также в других установленных законом случаях;
Прочие поступления.
Направлениями расходов фонда являются:
1) выплаты пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка до достижения им возраста 1,5 лет, пособий на погребение;
2) оплата путевок для работников и их де1;ей в санаторно-курортные учреждения, а также на лечение, питание; В) частичное содержание находящихся на балансе страхователей санаториев-профилакториев; г) частичная оплата путевок в детские загородные оздоровительные лагеря;
3) частичное содержание детско-юношеских спортивных школ и др.
Иные внебюджетные фонды могут быть созданы на уровне субъектов РФ и муниципальных образований. В соответствии со ст. 41 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 113-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» представительные органы местного самоуправления вправе образовывать целевые внебюджетные фонды в порядке и на условиях, установленных законодательством РФ (например, внебюджетные фонды развития жилищного строительства).
3. Целевые фонды Правительства РФ
Целевые фонды Правительства РФподразделяются на фонды, создаваемые Правительством РФ во исполнение ежегодно принимаемых законов о федеральном бюджете, и фонды, создаваемые Правительством РФв силу федеральных законов, указов Президента РФ,а также по собственному усмотрению.
Целевые фонды Правительства РФ относятся к экономической группе, так как они создаются для решения экономических задач. Характерной чертой всех этих фондов является то, что основным, а иногда и единственным источником их формирования выступают бюджетные ассигнования,
К числу фондов, создаваемых Правительством РФ во исполнение ежегодно принимаемых законов о федеральном бюджете, сегодня относятся Государственный фонд конверсии и Фонд льготного кредитования агропромышленного комплекса.
Государственный фонд конверсии создан во исполнение Указа Президента РФ от 22 ноября 1997 г. № 1259 «О порядке финансирования инвестиционных программ конверсии оборонной промышленности за счет средств федерального бюджета).
Государственный фонд конверсии является агентом Правительства РФ по осуществлению финансирования инвестиционных программ конверсии. Источником этого фонда являются исключительно средства федерального бюджета, образовавшиеся за счет погашения ранее выделенных бюджетных кредитов на цели конверсии оборонной промышленности.
Средства фонда конверсии используются на финансирование затрат, связанных с переориентацией оборонной промышленности с военных на гражданские нужды. Средства предоставляются на возвратной основе на срок не более трех лет с уплатой процентов, определенных законодательством РФ на соответствующий финансовый год. Для предоставления средств проводятся экспертизы программ и их конкурсный отбор.
Фонд льготного кредитования агропромышленного комплекса также является целевым фондом Правительства. Правовой режим этого фонда определяется Положением о порядке формирования и использования специального фонда для кредитования организаций агропромышленного комплекса на льготных условиях, утвержденным постановлением Правительства РФ.
Источниками образования фонда льготного кредитования являются бюджетные ассигнования, определяемые федеральным бюджетом на соответствующий год; плата по про центам за кредиты, выданные из фонда, пени за просрочку уплаты процентов.
Средства фонда используются для краткосрочного кредитования сезонных затрат организаций агропромышленного комплекса на льготных условиях на срок не более одного года. Вышеназванные целевые фонды Правительства очень схожи с целевыми бюджетными фондами. Однако от последних они отличаются тем, что в федеральном бюджете не определены статьи доходов и расходов этих фондов. Они имеют некоторое сходство и с государственными внебюджетными фондами, однако отличаются от последних тем, что создаются только в силу законов о федеральном бюджете на очередной финансовый год и имеют в качестве главного источника бюджетные ассигнования.
К числу целевых фондов Правительства РФ, создаваемых им во исполнение федеральных законов, указов Президента РФ и по собственному усмотрению, относятся, в частности, фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, федеральный фонд поддержки малого предпринимательства и др.
Денежные фонды предприятий.
Важнейшей стороной финансовой деятельности предприятий являются формирование и использование различных денежных фондов. Через них осуществляются обеспечение хозяйственной деятельности необходимыми денежными средствами, а также расширенного воспроизводства, финансирование научно-технического прогресса, освоение и внедрение новой техники, экономическое стимулирование, расчеты с бюджетом, банками.
Денежные фонды предприятий можно разбить на пять групп:
1. Фонды собственных средств:
· уставный капитал;
· добавочный капитал;
· резервный капитал;
· фонд накоплений;
· целевые финансирование и поступления;
· прочие.
2. Фонды заемных средств:
· кредиты банков;
· в коммерческие кредиты;
· факторинг;
· лизинг;
· кредиторы;
· прочие.
3. Фонды привлеченных средств:
· фонд потребления;
· расчеты по дивидендам;
· доходы будущих периодов;
· резервы предстоящих расходов и платежей.
4. Оперативные денежные фонды:
· для выплаты заработной платы;
· для выплаты дивидендов;
· для платежей в бюджеты и внебюджетные фонды;
· для погашения кредитов и займов;
· прочие.
5. Фонды, образуемые за счет различных источников:
· оборотных средств;
· инвестиционный;
· валютный;
· прочие.
Первая группа денежных фондов предприятия - это фонды собственных средств. Они играют решающую роль в его деятельности, так как требования по их объему и организации достаточно однозначны.
Уставный капитал (УК) предприятия определяет минимальный размер имущества предприятия, гарантирующего интересы его кредиторов. Таким образом, уставный капитал является основным источником собственных средств. Его минимальный размер определяется в соответствии с установленным законодательно минимальным размером оплаты труда в стране. Минимальный размер уставного капитала открытого АО равен тысячекратной сумме минимального размера оплаты труда, а закрытого - стократной сумме.
Размер уставного капитала акционерного общества определяется номинальной стоимостью акций, приобретенных акционерами и выпущенных обществом.
Акционерное общество имеет право выпускать обыкновенные акции единого номинала и один или несколько типов привилегированных акций. При этом номинальная стоимость привилегированных акций не может быть более 25% от уставного капитала.
Все акции общества являются именными.
Акции, выпущенные АО и приобретенные акционерами, наываются размещенными акциями.
Акции, которые общество имеет право размещать дополнительно к размещенным акциям, количество и номинальная стоимость которых определены уставом, называются объявленными акциями. Акционерное общество не обязано определять в уставе объявленные акции. Обязательным условием размещения дополнительных акций каждой категории (типа) является определение в уставе прав, предоставляемых размещаемыми акциями общества каждой категории (типа). Если уставом общества предусмотрены объявленные акции, в этом случае дополнительные акции могут быть размещены только в пределах количества объявленных акций. При размещении дополнительных акций акционерное общество определяет количество дополнительных обыкновенных акций, сроки и условия их размещения.
Уставный капитал акционерного общества может быть увеличен или уменьшен по итогам работы за год. Это возможно на основании решения собрания акционеров или совета директоров (как определено в уставе) и только после соответствующей перерегистрации предприятия. Есть три варианта увеличения или уменьшения уставного капитала акционерного общества:
1) увеличение (уменьшение) номинала одной акции;
2) увеличение (уменьшение) количества выпущенных акций;
3) обмен выпущенных акционерным обществом облигаций на акции при увеличении уставного капитала и соответственно обмен акций на облигации при его уменьшении.
Следующим после уставного капитала денежным фондом собственных средств предприятия является добавочный капитал , который включает в себя:
· результаты переоценки основных фондов, т.е. их дооценку;
· эмиссионный доход акционерного общества (доход от продажи акций сверх их номинальной стоимости за вычетом расходов на их продажи);
· безвозмездно полученные денежные и материальные ценности на производственные цели;
· ассигнования из бюджета на финансирование капитальных вложений;
· поступления на пополнение оборотных средств.
Добавочный капитал аккумулирует денежные средства, поступающие предприятию в течение года по указанным выше каналам. Основным каналом здесь являются результаты переоценки основных фондов.
Вполне естественным является ежегодное увеличение уставного капитала за счет добавочного. Но, многие предприятия этого не делают.
Резервный капитал образуется за счет отчислений от прибыли в размере, определенном уставом, но не менее 15% от уставного капитала. Ежегодно в резервный фонд должно отчисляться не менее 5% чистой прибыли до тех пор, пока резервный капитал не достигнет установленного уставом размера. Резервный капитал предприятия предназначен для покрытия его убытков, а в акционерных обществах еще и для погашения облигаций общества и выкупа их акций в случае отсутствия иных средств.
Резервный фонд предприятия должен использоваться в соответствии с мировой практикой в двух направлениях:
1) при недостатке оборотных средств он идет на формирование производственных запасов, незавершенного производства и готовой продукции;
2) при достаточности оборотных средств он направляется в краткосрочные финансовые вложения.
Фонд накопления предназначен для развития производства и образуется за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, т.е. его чистой прибыли.
Предприятие должно иметь возможность и обязано за счет собственной прибыли и других источников обеспечить прирост оборотных средств и финансирование капитальных вложений. Это должно всегда учитываться предприятием при распределении чистой прибыли и решении вопроса о том, какая часть ее должна быть направлена на выплату дивидендов и на развитие производства.
Фонд накоплений является источником увеличения уставного капитала предприятия, так как вложения в развитие производства увеличивают имущество предприятия. Следовательно, увеличиваются чистые активы и балансовая стоимость акций акционерного общества, а при увеличении уставного капитала - и их номинальная стоимость. Таким образом, если акционерное общество предпочтет вместо выплаты дивидендов большую часть прибыли направить на развитие, в этом случае акционеры ничего не потеряют.
Следует иметь в виду также, что увеличение средств на развитие способствует увеличению объема реализации предприятия и росту его прибыли. Вот почему в мировой практике примерно половина акционерных обществ не платит дивиденды, а привлекает акционеров постоянным ростом стоимости акций. Кроме того, вновь создаваемые акционерные общества, как правило, не выплачивают дивиденды в первые пять лет.
Фонд "Целевые финансирование и поступления" концентрирует средства, полученные из бюджета, отраслевых и межотраслевых фондов специального назначения, от других организаций, физических лиц для осуществления мероприятий целевого назначения
Вторая группа денежных фондов - это фонды заемных средств. В условиях рыночной экономики ни одно предприятие не может обходиться без заемных средств, так как их использование способствует повышению эффективности собственных средств, удовлетворению определенных потребностей предприятия. Заемные средства являются финансовым рычагом, с помощью которого повышается рентабельность предприятия.
Заемные средства используются в различных ситуациях в следующих случаях:
· с целью повышения рентабельности собственных средств;
· при недостаточности собственных средств;
· при формировании переменной части оборотных активов;
· при покрытии отдельных затрат, носящих неравномерный характер в отдельные периоды времени;
· как источник инвестиций;
· в некоторых других случаях.
Третья группа денежных фондов - это фонды привлеченных средств. Эти фонды носят двойственный характер, так как, с одной стороны, эти средства находятся в обороте предприятия, а с другой - они принадлежат его работникам (дивиденды и фонд потребления). Подтверждением их двойственности является то, что, во-первых, в балансе предприятия они находятся в разделе VI пассива, т.е. среди краткосрочных обязательств, а во-вторых, при некоторых расчетах они исключаются из обязательств предприятия.
Фонд потребления - это денежный фонд, образуемый за счет чистой прибыли и предназначенный в основном для удовлетворения материальных потребностей работников предприятия, для выплаты дивидендов (в акционерных обществах), для уплаты в ряде случаев штрафов, пени за нарушения по вине предприятия. При формировании фонда потребления предприятие должно учитывать одну очень важную закономерность: темпы роста балансовой прибыли должны быть выше темпов роста фонда потребления, включая заработную плату.
Оперативные денежные фонды предприятия, образующие четвертую группу денежных фондов, создаютсяимпериодически.
Дважды или один раз в месяц на предприятии формируется фонд для выплаты заработной платы. Его основой является фонд заработной платы. Для обеспечения своевременной выплаты заработной платы предприятия решают ряд.задач. В этих целях на счете накапливаются необходимые денежные средства, а при их отсутствии предприятия обращаются в банк за кредитом на выплату заработной платы.
Обычно один раз в год (реже один раз в квартал) должен быть образован фонд выплаты акционерам дивидендов по акциям.
Периодически предприятие организует фонд платежей в бюджет различных налогов. Несвоевременные платежи в бюджет предприятием влекут за собой штрафные санкции.
К пятой группе денежных фондов предприятий следует отнести фонды, образуемые.за счет различных источников.
Фонд оборотных средств является важнейшим денежным фондом, определяющим финансовое состояние предприятия и в конечном счете его финансовые результаты. Источниками его формирования являются собственные, заемные, привлеченные средства, а также кредиторская задолженность.
Фонд внеоборотных активов формируется за счет собственных и заемных источников.
Инвестиционный фонд предназначен для модернизации и расширения производства, которое требует постоянного развития. Он формируется за счет следующих источников:
¨ амортизационного фонда, являющегося целевым денежным фондом, предназначенным для простого воспроизводства внеоборотных активов;
¨ фонда накопления, образуемого за счет отчислений от прибыли;
¨ заемных и привлеченных источников.
Валютный фонд формируется на предприятиях, получающих валютную выручку от экспортных операции и покупающих валюту для импортных операций. Этот фонд не имеет самостоятельного целевого значения. Он выделяется постольку, поскольку операции с валютой имеют свои особенности. Поэтому для проведения валютных операций предприятия открывают в коммерческих банках, имеющих лицензию Центрального банка, валютные счета.
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ