Все для предпринимателя. Информационный портал

Пояснение в налоговую по страховым взносам. Контрольные соотношения в новом расчете по взносам Общая сумма исчисленных св на опс

С января 2018 года будут применяться новые контрольные соотношения как при приеме расчетов по страховым взносам за 2017 год, так и при приеме уточненных расчетов за отчетные периоды 2017 года. Подробности читайте в новости.

27.11.2017 принят Федеральный закон № 335-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», который вносит изменения, в том числе в статью 431 Налогового кодекса. Согласно поправкам, внесенным в абзац второй пункта 7 статьи 431 Кодекса, расширен перечень оснований для признания расчета по страховым взносам непредставленным. Помимо ранее применяемых критериев для отказа в приеме, при поступлении расчета в налоговый орган уведомление об отказе будет формироваться также в случае обнаружения ошибок в разделе 3 по каждому физическому лицу:

  • в суммах выплат и иных вознаграждений (гр. 210),
  • в базе для исчисления страховых взносов в пределах установленной предельной величины (гр. 220),
  • в сумме исчисленных страховых взносов (гр. 240),
  • в базе для исчисления страховых взносов по дополнительному тарифу (гр. 280),
  • в сумме страховых взносов, исчисленных по дополнительному тарифу (гр.290).

Для реализации этих требований налоговыми органами разработаны новые контрольные соотношения, которые опубликованы в письме ФНС от 13.12.2017 № ГД-4-11/25417@ .

Согласно пункту 3 статьи 9 Федерального закона № 335-ФЗ указанные изменения в п. 7 статьи 431 НК РФ вступают в силу с 1 января 2018 года, следовательно, новые контрольные соотношения будут применяться с 01.01.2018 как при приеме расчетов по страховым взносам за 2017 год, так и при приеме уточненных расчетов за отчетные периоды (1 квартал, полугодие, 9 месяцев) 2017 года.

Контрольными соотношениями предусмотрено, что суммы исчисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по тарифу (гр. 240) будут проверяться за каждый из последних трех месяцев расчетного (отчетного) периода с учетом данных за предыдущие отчетные периоды (исчисление нарастающим итогом с начала года в соответствии с п. 1 статьи 431 НК РФ). Будут проверяться итоговые суммы «всего за последние 3 месяца расчетного (отчетного) периода (стр. 250, стр. 300), а также суммы нарастающим итогом с начала года на предмет превышения предельной величины базы для исчисления страховых взносов на ОПС.

В перечне контрольных соотношений следует обратить внимание на сверки значений в строках подраздела 1.1 приложения 1 к разделу 1 (стр. 030, стр. 050-стр. 051, стр.061) с суммами по всем разделам 3 (по гр. 210, гр. 220, гр. 240), которые производятся «по значению поля 001 прил. 1 Р. 1 = значению ст. 200 подр. 3.2.1 Р. 3». Например, в приложении 1 с кодом тарифа 02 сумма строки 030 за 1 месяц будет сравниваться с общей суммой всех разделов 3 по графе 210 из строк за 1 месяц, в которых указана категория застрахованного лица «НР». Соотношение будет нарушено, если плательщик применяет общий тариф страховых взносов и совмещает разные системы налогообложения (например, УСН и ЕНВД), и в расчете будут заполнены два приложения 1 к разделу 1 с разными кодами тарифа (02 и 03, которым соответствует одна категория «НР»). Из этого следует, что таким плательщикам не надо заполнять два приложения 1, распределяя выплаты пропорционально выручке по УСН и ЕНВД.

Отказано в приеме будет в случае обнаружения отрицательных значений в полях, содержащих данные по выплатам и взносам:

  • гр. 210, гр. 220, гр. 230, гр. 240 подраздела 3.2.1,
  • гр. 280, гр. 290 подраздела 3.2.2,
  • (ст. 050 — ст. 051), ст. 061 подраздела 1.1,
  • ст. 040, ст. 050 подраздела 1.3.1,
  • ст. 040, ст. 050 подраздела 1.3.2.

Помимо ошибок в суммах, причиной отказа в приеме расчета будет служить наличие двух разделов 3 с одинаковыми значениями показателей СНИЛС + ФИО. В уточненном расчете может быть два раздела 3 с одинаковым СНИЛС только в том случае, если изменения вносятся в имя, отчество и фамилию (когда ошибка в первичном расчете была допущена в ФИО). А с одинаковым ФИО два раздела 3 допускается при разных страховых номерах (исправление СНИЛС в уточненном расчете, полные тёзки по ФИО). Если уточненный расчет подается с целью исправить реквизиты в подразделе 3.1 кроме СНИЛС+ФИО (например, дата рождения, пол, паспортные данные), то надо заполнить раздела 3 с номером корректировки> 0 с сохранением порядкового номера в строке 040 из первичного расчета и указать верные значения в строках 060, 120-180.

В первую очередь убедитесь, что общая сумма исчисленных взносов на обязательное пенсионное страхование (ОПС) в целом по плательщику за каждый месяц с базы, не превышающей предельной величины (строка 061 подраздела 1.1 приложения 1), равна сумме исчисленных взносов на ОПС за соответствующий месяц с базы, не превышающей предельной величины, по всем физлицам (строки 240 подраздела 3.2.1; см. табл., блок 1).

Если предприятие платит взносы на ОПС по доптарифам, то должно выполняться еще одно равенство (см. табл., блок 2). Общая сумма исчисленных взносов по доптарифу в целом по плательщику за каждый месяц (строки 050 по подразделам 1.3.1 и 1.3.2) должна быть тождественна сумме взносов по доптарифу за каждый месяц по всем физлицам (строки 290 подраздела 3.2.2).

Если равенства не выполняются, то ФНС не позднее чем на следующий день после получения расчета (или в течение 10 дней, если расчет был сдан на бумаге) направляет плательщику уведомление, что расчет не представлен.

Также будет считаться, что расчет не представлен, если при сверке персонифицированных сведений (строки 070-100 подраздела 3.1) с базой подсистемы «Централизованный учет налогоплательщиков» будет выявлено несоответствие СНИЛС и ФИО физического лица. Чтобы избежать таких ошибок, вводите данные в разделе 3 непосредственно со страхового свидетельства (или его скан-копии). А еще лучше заблаговременно сверьте ФИО и СНИЛС физлиц с ПФР. Невыполнение других контрольных соотношений, которые указаны в письме ФНС , не может служить причиной отказа в приеме расчета.

Почему ФНС потребует пояснений

Остальные показатели сверяются уже после того, как расчет принят. Тем не менее если какие-то контрольные соотношения не будут выполняться, налоговый орган направит плательщику требование о представлении пояснений. Получив такое требование, вы должны в течение шести рабочих дней отправить квитанцию о приеме, а в течение следующих пяти рабочих дней пояснить расхождения или внести исправления в расчет.

Пояснения или исправления потребуются в следующих случаях:

  • Суммы страховых взносов по всем видам страхования, указанные в разделе 1, не равны сумме взносов по всем применяемым тарифам, указанным в приложении 1 раздела 1 (см. табл., блок 3).
  • Сумма выплат и иных вознаграждений в подразделе 1.1 приложения 1 раздела 1 не равна сумме выплат по строкам 210 всех подразделов 3.2.1 (см. табл., блок 4).
  • База, не превышающая предельную величину (строки 050-051 подраздела 1.1 приложения 1), отличается от базы, на которую начислены взносы на ОПС и которая получена суммированием всех строк 220 подраздела 3.2.1 (см. табл., блок 4).
  • Значения строки 060 по всем графам не равны сумме значений строк 061 и 062.
  • Выплаты, база и взносы по графе 2 «Всего» (за последние три месяца) не равны сумме граф 3, 4, 5 (1-й месяц + 2-й месяц + 3-й месяц; см. табл., блок 5).

Также ФНС проконтролирует, чтобы в отношении каждого физлица не была превышена предельная величина, то есть чтобы сумма по строке 220 нарастающим итогом с начала года была не больше 876 000 ₽. В самой форме суммы с начала года не отражаются, поэтому начиная с полугодия для расчета предельной величины ФНС будет использовать показатель за предыдущий отчетный период из своей базы.

Начиная с полугодия ФНС будет сверять нарастающим итогом и другие показатели. Так, во всех подразделах приложения 1 и в приложениях 2 и 8-10 значение графы 1 «Всего с начала расчетного периода» должно быть равно сумме показателя графы 1 за предыдущий период (хранится в базе ФНС) и значения графы 2 «Всего» (за последние три месяца отчетного периода).

Таблица. Контрольные соотношения в расчете по страховым взносам (письмо ФНС )

29 июля 2015 Вам понравилось Просмотров: 40037

Просмотрела на портале госуслуг сведения о состоянии ИЛС застрахованного лица в новой редакции (с коэффициентами, стажем, з/платой; информации сейчас больше, чем размещено в личном кабинете на сайте ПФ РФ). Не понимаю, почему начиная с 2010 года в РАСЧЕТНОМ ПЕНСИОННОМ КАПИТАЛЕ сумма начисленных страховых взносов учитывается не в полном размере? Разница составляет от 20-35 процентов в сторону уменьшения, причем у всех, кто смотрел. Почему, с чем связано? Разница идет на тунеядцев, прочие социальные пенсии? PS: Работодатель перечисляет суммы страховых взносов в полном размере и своевременно (знаю это на 100% в силу своих обязанностей)

Дублирую текст письма (беседы):
Просмотрела на портале госуслуг сведения о состоянии ИЛС застрахованного лица в новой редакции (с коэффициентами, стажем, з/платой; информации сейчас больше, чем размещено в личном кабинете на сайте ПФ РФ). Не понимаю, почему начиная с 2010 года в РАСЧЕТНОМ ПЕНСИОННОМ КАПИТАЛЕ сумма начисленных страховых взносов учитывается не в полном размере? Разница составляет от 20-35 процентов в сторону уменьшения, причем у всех, кто смотрел. Почему, с чем связано? Разница идет на тунеядцев, прочие социальные пенсии? PS : Работодатель перечисляет суммы страховых взносов в полном размере и своевременно (знаю это на 100% в силу своих обязанностей).

С 2010 года изменился порядок начисления страховых взносов. Был отменен ЕСН - единый социальный налог.
До 2010 года уплачивались и взносы, и ЕСН в федеральный бюджет, который затем передавали в ПФР, потом ЕСН отменили и все назвали взносами, но лицевые счета стали зачислять только часть взносов. Вначале эти части не имели самостоятельного названия, потом (с 2012 года) их назвали индивидуальная часть и солидарная часть тарифа страховых взносов.
Т.е., работодатели всегда платили в ПФР деньги, которые на лицевых счетах не отражались: до 2010 эти деньги называли ЕСН, в 2010-2011 это была часть стаховых взносов без названия, с 2012 их обозвали "солидарная часть тарифа страховых взносов".
Эти деньги шли на выплату базовой части пенсии / фиксированного базового размера, а также на расходы ПФР.

Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"
Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
...
солидарная часть тарифа страховых взносов - часть страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, предназначенная для формирования в соответствии с федеральным законом о бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации денежных средств в целях осуществления фиксированной выплаты к страховой пенсии, выплаты социального пособия на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти, и в иных целях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, не связанных с формированием средств, предназначенных для выплаты накопительной пенсии и других выплат за счет средств пенсионных накоплений, установленных законодательством Российской Федерации;
(абзац введен Федеральным законом от 03.12.2011 N 379-ФЗ, в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 216-ФЗ)
индивидуальная часть тарифа страховых взносов - часть страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, предназначенная для формирования денежных средств и пенсионных прав застрахованного лица, учитываемая на его индивидуальном лицевом счете, в том числе в целях определения размеров страховой пенсии (без учета фиксированной выплаты к страховой пенсии), накопительной пенсии и других выплат за счет средств пенсионных накоплений, установленных законодательством Российской Федерации.

С помощью калькуляторов данного сайта каждый может рассчитать свой взнос "особо нуждающимся". Примеры, чтоб все понятно было, переношу в кинематографию. "Москва слезам не верит-2015". Катерину Тихомирову омолаживаю, чтоб на пенсию вышла в январе 2002 по 173 ФЗ. (Директор, взносы в ПФР 28% со 100000= в год). Подружки тоже, допустим, вышли на пенсию в 2002. Катерина - максимальная пенсия: 0.75(за 40 лет стажа в предположении, что в трудные 50-е она начала свой трудовой стаж в 15 лет) * "очень большую зарплату, но не более 1.2 от очень маленькой" / среднюю, с которой в условиях беспредела все же некоторыми честными перечислен взнос в ПФР * 1671(это термин такой, называется "средняя зарплата за III квартал 2001 года для повышения и исчисления пенсии") = примерно 13500 в 2015 году. Тоня - средний маляр со средней зарплатой, тоже с КС=0,75, тоже - ~ 13500. Люда туда-сюда - еще меньше заработала. А Рудик (Рудольф, Родион) знал, где халява лежит. 6 лет, пока не сел, пришлось поработать, но в 1989 - амнистировали: далее предприниматель: кооператив, ООО, ОАО, друзья в Думе, доходы от акций страховыми взносами не облагаются..., Ой, мала (~6000) Рудикова минимальная пенсия, доплату ему! - Принято к исполнению. Ой, Катька с Тонькой зажрались настолько на Тонькиной даче, что их пора налогами и сборами обложить так, чтобы выжить и не мечтали!!!
Сценарий дарю любому отважному!
Скока стоит выиграть жалобу в КС? (извините, математик я).

Мне ПФ ответил следующее:

"Согласно Закону №212-ФЗ, в 2012-2013 гг. самозанятое население, в том числе индивидуальные предприниматели, уплачивает страховые взносы на обязательное пенсионное страхование по тарифу 26%, из них, 16% - индивидуальная часть тарифа страховых взносов (часть страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, предназначенная для формирования денежных средств и пенсионных прав застрахованного лица, учитываемая на его индивидуальном лицевом счете) и 10% - солидарная часть тарифа страховых взносов (предназначенная для фиксированной выплаты к страховой пенсии нынешним пенсионерам, выплаты социального пособия на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти).

  • Применяя формулу (МРОТ) х (%) х (12 мес.), можно рассчитать сумму страховых взносов, подлежащую к уплате в ПФР в 2012 году, с учетом того, что с 1 января 2012 года (МРОТ) составляет 4611 рублей в месяц:

1МРОТ*26%*12=4611,00*26%*12=14386,32 руб., из них на индивидуальный лицевой счет разнесено 8853,12 руб. (4611*16%*12), а 10% - 5533,20 руб. (4611*10%*12) - солидарная часть тарифа.

  • С 1 января 2013 года МРОТ составляет 5205 рублей в месяц и расчет сумм страховых взносов за 2013 г. производится из 2 МРОТ:

2МРОТ*26%*12=10410,00*26%*12=32479,20 рублей, соответственно 16% - 19987,20 руб. - ложится на Ваш лицевой счет, а 10% - солидарная часть тарифа.

Таким образом, нарушений в разнесении страховых взносов на Ваш индивидуальный лицевой счет нет ."

Т.Е. ИП перечислил за 2012 год - 14386,32, в расчет пенсии взяли- 8853,12 руб;

В статье . Там же расписан алгоритм вычисления ПК на основе начисленных (а не учтенных на ИЛС) страховых взносов.
Не так давно и сайт Госуслуг и ЛК поменяли форму "Извещения о состоянии ИЛС" (форма СЗИ-6), где стали в двух параллельных колонках указывать и начисленные и учтенные на ИЛС средства (колонки "начислено" и " учтено в расчетном пенсионном капитале"). Ранее такого не было и они выдавали вообще малопонятное людям.
В калькуляторе используются данные о начисленных взносах (т.е. перечисленных работодателем в ПФРФ). Он пересчитывает сам начисленные суммы в учтенные на ИЛС.
Относительно ваших оценок ПФРФ - разделяем полностью.

С уважением.
45-90

С 2017 года плательщики страховых взносов исчисляют и уплачивают их по новым правилам. Разберемся, кто и каким образом будет осуществлять проверку страховых взносов за текущий и прошлые периоды

20.04.2017

С 1 января 2017 года уплата страховых взносов снова осуществляется по правилам, установленным Налоговым кодексом (далее - Кодекс). Плательщики страховых взносов отчитываются по исчисленным и уплаченным страховым взносам в налоговые органы по месту своего учета начиная с представления за первый расчетный (отчетный) период 2017 года. Новая форма расчета по страховым взносам, объединяющая показатели форм РСВ-1, РСВ-2, РВ-3 и 4-ФСС, уже утверждена ФНС России (приказ ФНС России от 10.10.2016 № ММВ-7-11/551@).

В территориальные органы ПФР плательщики страховых взносов обязаны представлять только сведения персонифицированного учета (о застрахованных лицах, страховом стаже, дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию) (пп. 2-2.2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ (далее - Закон № 27-ФЗ)).

Контроль за правильностью исчисления и своевременностью уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование за отчетные (расчетные) периоды начиная с 2017 года, а также обеспечение исполнения обязанности по их уплате осуществляется налоговыми органами. ПФР передал налоговым органам сведения о зарегистрированных плательщиках страховых взносов, а также о суммах недоимки, пеней и штрафов по взносам, образовавшихся на 1 января 2017 года. Дальнейшее их взыскание осуществляется налоговыми органами (ст. 4 Федерального закона от 03.07.2016 № 243-ФЗ (далее - Закон № 243-ФЗ)).

В полномочиях ПФР по-прежнему остаются функции назначения и выплаты пенсий, а также контроля за достоверностью сведений персонифицированного учета, представляемых страхователями в ПФР (п. 1 ст. 13 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ (далее - Закон № 167-ФЗ); п. 1 ст. 8 , ст. 16 Закона № 27-ФЗ).

При этом установлено, что контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов , подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, будет осуществляться органами ПФР и ФСС России в порядке, действовавшем до этой даты. Также в прежнем порядке нужно представить в фонды расчеты по форме РСВ-1 ПФР за 2016 год и уточненные расчеты за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года (ст. 20 , 23 Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ (далее - Закон № 250-ФЗ)).

В полномочиях ФФОМС остается осуществление контроля исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения (п. 3 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ (далее - Закон № 326-ФЗ)).

Разберемся, как будет производиться проверка страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование за прошлые периоды и текущий в новой системе правоотношений.

Проверки страховых взносов начиная с 2017 года

Итак, правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, теперь регулируются Кодексом . При этом все права налоговых органов, предусмотренные Кодексом в отношении налогоплательщиков, распространяются и на плательщиков страховых взносов.

Проверять правильность исчисления и уплаты страховых взносов за периоды начиная с 2017 года налоговые органы будут в рамках камеральных и выездных налоговых проверок, а также в ходе налогового мониторинга по общеустановленным Кодексом для этих форм контроля правилам (ст. 31 , 82 , 87 , 105.29 НК РФ (в ред. Закона № 243-ФЗ); ст. 2 Закона № 167-ФЗ), но с применением отдельных особенностей в части страховых взносов на ОПС.

При приеме расчетов по страховым взносам налоговые органы будут руководствоваться правилом (п. 7 ст. 431 НК РФ), согласно которому расчет будет считаться непредставленным, если в нем сведения о совокупной сумме страховых взносов на ОПС за расчетный (отчетный) период не будут соответствовать сумме исчисленных страховых взносов по каждому застрахованному физлицу. При обнаружении таких расхождений плательщику будет направлено соответствующее уведомление не позднее дня, следующего за днем представления расчета. В пятидневный срок со дня получения уведомления плательщик обязан представить расчет, в котором несоответствие устранено. В таком случае датой его представления будет считаться дата подачи первоначального расчета.

Полученные от страхователя в составе расчета сведения, необходимые для персучета в системе ОПС и ОМС, налоговый орган оперативно передаст в территориальные органы ПФР и ФФОМС в рамках межведомственного взаимодействия. Порядок обмена информацией территориальных отделений ПФР с управлениями ФНС России уже утвержден (утв. ФНС России и Правлением ПФР 21.09.2016 № ММВ-23-1/20/4И@ (далее - Порядок)), предусмотрено и обновление действующих Соглашений по взаимодействию между ФНС России и фондами (Соглашение по взаимодействию между ФНС России и ПФР от 22.02.2011 № ММВ-27-2/5/АД-30-33/04сог; Соглашение по взаимодействию между ФФОМС и ФНС России от 06.09.2005 № 4259/2-1/САЭ-27-05/5; письмо ФНС России от 29.08.2016 № БС-4-11/15883@).

Следует обратить внимание на то, что полномочия налоговиков при проведении налогового контроля значительно шире, чем у проверяющих из ПФР. При этом не предусмотрено никаких ограничений на применение налоговыми органами контрольных мероприятий, установленных Кодексом , в части взносов на ОМС и ОПС. Поэтому в ходе проверок налоговые инспекторы вправе допрашивать свидетелей, проводить осмотры, осуществлять выемку документов и другие мероприятия налогового контроля. Участие ПФР и ФФОМС при проведении проверок не предусмотрено.

Также налоговики будут вправе:

  • блокировать счета плательщиков взносов в банке и налагать арест на их имущество (п. 2.1 ст. 31 НК РФ);
  • привлекать их к ответственности за выявленные нарушения, установленные Кодексом (в частности, на плательщиков страховых взносов распространено действие санкций, предусмотренных ст. 119 , 120 , 122 , 126 НК РФ);
  • привлекать к административной ответственности. Так, в статье 15.5 Кодекса об административных правонарушениях с 2017 года для должностных лиц установлена административная ответственность за нарушение сроков сдачи расчетов по страховым взносам в налоговый орган в виде штрафа в размере от 300 до 500 рублей.

Как проверяет страховые взносы ФФОМС

Обязанность по уплате страховых взносов на ОМС работающего населения, размер страхового взноса и отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов, установлены Кодексом . Взаимодействие органов ФФОМС со страхователями работающего населения не предусмотрено. Все сведения, необходимые для персонифицированного учета, Фонд будет получать от страхователей для неработающих граждан, налоговых органов, медицинских организаций, страховых медицинских организаций (п. 1 ст. 8 , ст. 11.1 Закона № 27-ФЗ; п. 6 Порядка).

В полномочиях ФФОМС остается осуществление контроля исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения. Проверять их будут как прежде, а вот взыскание недоимки, пеней и штрафов с таких страхователей будет осуществляться в судебном порядке (ч. 13 ст. 25 Закона № 326-ФЗ).

Как проверяет страховые взносы ПФР

Налоговые инспекции передают в территориальные органы ПФР следующие сведения, полученные от страхователей в составе расчета:

  • о сумме заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы на ОПС, и сумме начисленных и уплаченных взносов;
  • уточняющие (корректирующие) сведения, представляемые страхователями по результатам налоговых проверок или при самостоятельном выявлении ошибок;
  • иные сведения, необходимые для персучета в системе ОПС и находящиеся в распоряжении налоговых органов.

Срок их передачи - не позднее пяти рабочих дней со дня получения от страхователя в форме электронного документа (на бумажном носителе - не позднее 10 рабочих дней) (п. 1 ст. 11.1 Закона № 27-ФЗ).

Контроль достоверности сведений, представляемых страхователями в налоговые органы за периоды с 2017 года, будут осуществлять налоговые органы. ПФР просто вернет инспекции в течение пяти рабочих дней полученные от него сведения в случае, если выявит в них ошибки и (или) противоречия, а также несоответствия между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у Фонда, не позволяющие их учесть на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц (п. 2 ст. 11.1 Закона № 27-ФЗ).

Очевидно, что в этом случае налоговый орган в рамках камеральной проверки расчета потребует у плательщика страховых взносов представить необходимые пояснения на основании пункта 3 статьи 88 Кодекса.

В полномочиях ПФР остается контроль за правильностью представления и достоверностью сведений персучета (о застрахованных лицах, страховом стаже, дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию) (пп. 2-2.2 ст. 11 Закона № 27-ФЗ). С этой целью ПФР вправе проводить у страхователей проверки документов, связанных с представлением сведений персучета застрахованных лиц; требовать и получать у страхователей необходимые документы, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе указанных проверок (ст. 13 Закона № 167-ФЗ; п. 1 ст. 8 , ст. 16 Закона № 27-ФЗ).

В своей работе ПФР руководствуется также Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах (ст. 19 Закона № 27-ФЗ), согласно которой в течение месяца Фонд должен проверить сведения персучета, полученные от страхователей и налоговых органов, и внести их на лицевые счета застрахованных лиц (пп. 61-62 действующей Инструкции, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 № 987н (этот же срок предусмотрен в проекте новой Инструкции, подготовленной Минтрудом России 20.09.2016)).

В случае обнаружения в представленных сведениях ошибок или несоответствий между ними и сведениями, имеющимися у Фонда, страхователю вручат уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений (ч. 5 ст. 17 Закона № 27-ФЗ).

При этом статья 27 Закона № 167-ФЗ, определяющая ответственность за нарушение законодательства РФ об обязательном пенсионном страховании, с 1 января 2017 года утратила силу. А в статье 17 Закона № 27-ФЗ установлена ответственность только за нарушения, связанные с представлением страхователями в Фонд сведений персучета. При выявлении таких правонарушений проверяющими будет составлен акт, на основании которого Фондом будет принято соответствующее решение.

Как проверяют страховые взносы за истекшие периоды

Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов на ОПС и ОМС, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, будет осуществляться Пенсионным фондом РФ в порядке, действовавшем до вступления в силу Закона № 250-ФЗ (ст. 20 , 23 Закона № 250-ФЗ; Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ (далее - Закон № 212-ФЗ)).

Соответственно, территориальные органы ПФР будут проводить камеральные проверки расчетов по страховым взносам (форма РСВ-1 ПФР) за 2016 год, в том числе уточненных расчетов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, и выездные проверки за эти периоды, руководствуясь Законом № 212-ФЗ.

Напомним, что камеральная проверка проводится в течение трех месяцев со дня представления плательщиком расчета. О ее проведении плательщики узнают в случае выявления ошибок в расчете и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо несоответствия представленных сведений сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у ПФР, и полученным в ходе контроля. Об этом сообщается плательщику взносов с требованием представить необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок (ч. 3 ст. 34 Закона № 212-ФЗ).

Выездные проверки назначаются решением руководителя территориального органа ПФР с периодичностью не чаще одного раза в три года (независимо от времени проведения предыдущей проверки могут быть назначены выездные проверки, осуществляемые в связи с реорганизацией или ликвидацией организации, а также повторные выездные проверки). В рамках выездной проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих календарному году, в котором вынесено решение о ее проведении (ч. 9 , 10 , 20 , 24-27 ст. 35 Закона № 212-ФЗ). Поэтому за истекшие периоды выездные проверки могут проводиться проверяющими из Пенсионного фонда РФ еще в течение трех лет.

Истребовать необходимые документы Фонд может при проведении как выездной, так и камеральной проверки. Также при необходимости проверяющие вправе запросить в банках справки о наличии счетов и (или) об остатках денежных средств на счетах, выписки по операциям на счетах плательщиков страховых взносов (ч. 6.1-6.3 ст. 24 , ст. 37 Закона № 212-ФЗ).

Важно!

При проведении контрольных мероприятий территориальные органы ПФР руководствуются также:

- Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах (утв. приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 № 987н);

- Соглашением о взаимодействии ПФР и ФСС России по осуществлению совместных выездных проверок плательщиков страховых взносов (соглашение от 28.10.2009 № АД-30-33/10сог, № 02-43/07-2205П; письмо Правления ПФР и ФСС России от 23.04.2012 № ТМ-30-24/5182, № 15-03-10/08-1276П «О передаче информации»);

- Методическими рекомендациями, утвержденными распоряжениями Правления ПФР (распоряжения Правления ПФР от 31.07.2014 № 323Р, от 16.04.2010 № 101р , от 03.02.2011 № 34р , от 30.01.2002 № 11п).

Дополнительно ПФР выпустит рекомендации по проведению проверок, разработка которых предусмотрена Планом-графиком мероприятий («дорожная карта») по передаче полномочий по администрированию страховых взносов органами ПФР налоговым органам от 15.07.2016 № ММВ-23-11/10@.

В полномочиях органов ПФР остается принятие решений по результатам проведенных камеральных и выездных проверок за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, и о возврате излишне уплаченных сумм за эти периоды, а также рассмотрение жалоб страхователей на акты проверок, на действия (бездействие) должностных лиц территориального органа ПФР. Однако возврат излишне уплаченных сумм, взыскание недоимки по страховым взносам на ОПС и ОМС, соответствующих пеней и штрафов, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами ПФР по результатам контроля за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, будут осуществлять налоговые органы в порядке и сроки, установленные Кодексом (ст. 4 Закона № 243-ФЗ).

Бухгалтеры жалуются, что ЕРСВ за 2017 год не принимают налоговики. Расчеты не проходят новые контрольные соотношения , которые установлены с 1 января 2018 года.

Судя по письмам в нашу редакцию, проблема носит массовый характер. В основном проблемы касаются округления суммы до копеек, разные бухгалтерские программы округляют по-разному. Кроме того, отказы приходят из-за неверного указания кодов тарифа взносов.

Подробности

Программа налоговиков выдаст ошибку, если вы неверно округлили взносы, применили не тот тариф или указали неверный код застрахованного лица в строке 200.

Еще одна частая ошибка - неверный способ расчета взносов. Некоторые бухгалтеры считают взносы за месяц по формуле:

Расчет по такой формуле справедлив лишь для одного месяца, в котором сотрудник устроился на работу. В других случаях, если умножать базу конкретного месяца на тариф, сумма взносов может отличаться на копейку от взносов, которые рассчитаны по правилам НК. Разница появится у тех упрощенцев, которые считают пенсионные взносы по общему тарифу 22 процента (см. пример 1).

Пример. Верный и неверный расчет взносов

Организация на УСН считает пенсионные взносы по общему тарифу (22%). Доход работника за январь - ноябрь - 138 848,39 руб., за декабрь - 19 800,85 руб.

Итого за год - 158 649,24 руб. (138 848,39 + 19 800,85). С января по ноябрь бухгалтер начислил взносы - 30 546,65 руб. (138 848,39 руб. × 22%). Посчитаем взносы за декабрь.

Верный расчет. Взносы за декабрь = 4356,18 руб. (158 649,24 руб. × 22% – 30 546,65 руб.).

Неверный расчет. Взносы = 4356,19 руб. (19 800,85 руб. × 22%).

Чтобы избежать подобных расхождений, считайте взносы по правилам НК. То есть умножаете базу с начала года на тариф и вычитаете взносы, которые рассчитали с начала года по предшествующий месяц. Тогда не возникнет копеечных разниц

Как проверить

Годовой расчет инспекторы проверят по 30 новым формулам из письма от 29.12.2017 № ГД-4-11/27043@.

Тридцать новых формул налоговики уже приводили в другом письме от 13.12.2017 № ГД-4-11/25417@. Но из этого разъяснения было неясно, какой результат выдаст программа, если не совпадают не только выплаты, база и взносы, но и другие показатели. Например, коды отчетных периодов на титульном листе и в разделе 3. Допустим, фирма сдает отчет за год, на титульном листе поставила код 34, а в разделе 3 код 33. Из нового письма стало ясно, что в этом случае инспекторы также не примут ЕРСВ.

Тест

Правильные ответы можно подсмотреть в статьях:

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!