Все для предпринимателя. Информационный портал

Для чего нужна бюджетная классификация. Бюджетная классификация РФ является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджета бюджетной системы РФ Группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней

Коды бюджетной классификации (КБК) — это не просто набор цифр, это по сути план счетов учета доходов и расходов бюджета России. Предлагаем вам краткое описание структуры кода доходов по налоговым поступлениям в бюджет. Полное можно найти в Приказе Минфина России от 01.07.2013 N 65н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации»

Структура кода доходов

Пояснения

Структура кода доходов представлена в виде трех составных частей.
  • Администратор
  • Вид доходов (группа, подгруппа, статья, подстатья, элемент)
  • Подвид доходов бюджета (группа, и аналитическая группа)
Администратор состоит из трех знаков и определяет код администратора поступлений. Администраторами, например, являются Федеральная налоговая служба (код 182), Фонд социального страхования (код 393), Пенсионный фонд (код 392)

Вид доходов является единым для всех бюджетов страны и включает в себя:

  • группу
  • подгруппу
  • статью
  • подстатью
  • элемент (определяет вид бюджета).
Группа доходов имеет следующие значения:
  • 100 — налоговые и неналоговые доходы;
  • 200 — безвозмездные поступления.
Группа 100 «Налоговые и неналоговые доходы» (а нас в этой статье интересует только она) содержит следующие подгруппы доходов:
  • 101 — налоги на прибыль, доходы;
  • 102 — страховые взносы на обязательное социальное страхование;
  • 103 — налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации;
  • 104 — налоги на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации;
  • 105 — налоги на совокупный доход;
  • 106 — налоги на имущество;
  • 107 — налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами;
  • 108 — государственная пошлина;
  • 109 — задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам;
  • 110 — доходы от внешнеэкономической деятельности;
  • 111 — доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
  • 112 — платежи при пользовании природными ресурсами;
  • 113 — доходы от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат государства;
  • 114 — доходы от продажи материальных и нематериальных активов;
  • 115 — административные платежи и сборы;
  • 116 — штрафы, санкции, возмещение ущерба;
  • 117 — прочие неналоговые доходы;
  • 118 — поступления (перечисления) по урегулированию расчетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации.
Код вида доходов бюджетов имеет один из следующих кодов элемента доходов:

01 — федеральный бюджет;
02 — бюджет субъекта Российской Федерации;
03 — бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения;
04 — бюджет городского округа;
05 — бюджет муниципального района;
06 — бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации;
07 — бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации;
08 — бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования;
09 — бюджет территориального фонда обязательного медицинского страхования;
11 — бюджет городского округа с внутригородским делением;
12 — бюджет внутригородского района;
13 — бюджет городского поселения.

Код подвида доходов бюджетов применяется для детализации поступлений по кодам вида доходов бюджетов. Он состоит из двух частей: группа подвида доходов бюджетов (14 — 17 разряды КБК) и аналитическую группа подвида доходов бюджетов (18 — 20 разряды КБК). Все эти коды утверждены Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации

Группа подвида при администрирование налогов и сборов установлены следующие:

  • 1000 — налог (сбор)
  • 2100 — пени
  • 2200 — проценты
  • 3000 — штрафы
При администрировании взносов возможны другие группы. В частности, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование имеют группу подвида 1010, а взносы на медстрахование 1013.

Для уплаты административных и налоговых штрафов используется группа подвида 6000.

Аналитическая группа подвида доходов является группировкой доходов по виду финансовых операций, относящихся к доходам, и состоит из двух групп: 100 — доходы и 400 — выбытие нефинансовых активов. Нас интересует только первая.

Группа доходов детализирована статьями 110 — 180:

  • статья 110 «Налоговые доходы». По этой статье уплачиваются налог на прибыль, НДФЛ, НДС и прочие налоги и сборы, уплачиваемые в соответствии с Налоговым кодексом;
  • статья 120 «Доходы от собственности». Сюда относятся доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
  • статья 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат». К этой статье относятся доходы от оказания платных услуг (работ) организациями госсектора и органами власти;
  • статья 140 «Суммы принудительного изъятия». По этой статье уплачиваются, в частности, недоимки, пени и штрафы по отмененным страховым взносам в государственные внебюджетные фонды;
  • статья 150 «Безвозмездные поступления от бюджетов». Из названия понятно, что туда относится;
  • статья 160 «Страховые взносы на обязательное социальное страхование». Сюда относятся поступления во внебюджетные фонды страховых взносов, а также пеней и штрафов.
  • статья 170 отсутствует
  • статья 180 «Прочие доходы». К этой статье относятся все те доходы, которые не включаются в вышеперечисленные статьи.
Надеемся, что вам стало понятнее, что такое КБК и почему там так много цифр.
КБК-2018 есть в наших И помните, что коды прошлого года могут не действовать в текущем, даже если вы уплачиваете налог за прошлый год.
  • Бюджетная классификация Российской Федерации (далее – бюджетная классификация) – это группировка доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, используемая для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Для классификации доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации используется унифицированный 20-значный код.
  • Бюджетная классификация включает:
    • классификацию доходов бюджетов;
    • классификацию расходов бюджетов;
    • классификацию источников финансирования дефицитов бюджетов;
    • классификацию операций публично-правовых образований (классификация операций сектора государственного управления).
  • Структура кода классификации доходов бюджетов

  • Код главного администратора доходов бюджета.
  • Код состоит из 3-х разрядов, устанавливается законом (решением) о соответствующем бюджете. Закрепление за главными администраторами доходов бюджета кодов классификации доходов бюджетов производится исходя из осуществляемых ими полномочий по предъявлению требований о передаче публично-правовому образованию имущества, в том числе денежных средств.
  • Код вида доходов бюджетов
  • Код является единым для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, состоит из 10-ти разрядов и включает: – группу доходов (4 разряд кода классификации доходов бюджетов);– подгруппу доходов (5-6 разряды кода классификации доходов бюджетов); – статью доходов (7-8 разряды кода классификации доходов бюджетов); – подстатью доходов (9-11 разряды кода классификации доходов бюджетов); – элемент доходов (12-13 разряды кода классификации доходов бюджетов).
  • Код группы доходов
  • Код является 4-м разрядом двадцатизначного кода классификации доходов. Детализирует соответствующую группу доходов по источнику доходов.
  • Код подгруппы доходов
  • Код состоит из 2 разрядов и составляет 5, 6 разряды двадцатизначного кода классификации доходов. Детализирует соответствующую группу доходов по источнику доходов.
  • Код статьи доходов
  • Код состоит из 2 разрядов и составляет 7, 8 разряды двадцатизначного кода классификации доходов. Детализирует соответствующую подгруппу доходов по источнику доходов.
  • Код подстатьи доходов
  • Код состоит из 3 разрядов и составляет 9 - 11 разряды двадцатизначного кода классификации доходов. Детализирует соответствующую статью доходов по источнику доходов.
  • Код элемента доходов
  • Код состоит из 2-х разрядов и составляет 12, 13 разряды двадцатизначного кода классификации доходов. Соответствует бюджету бюджетной системы Российской Федерации в зависимости от полномочий по установлению ставок налога федеральными органами власти, органами власти субъектов Российской Федерации, органами власти муниципальных образований в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
  • Код подвида доходов бюджетов
  • Код состоит из 4 разрядов и составляет 14 - 17 разряды двадцатизначного кода классификации доходов. Детализируется Министерством финансов Российской Федерации, финансовыми органами субъектов Российской Федерации, финансовыми органами местного самоуправления.
  • Аналитическая группа подвида доходов бюджетов
  • Аналитическая группа подвида доходов бюджетов состоит из 3-х разрядов (18-20 разряды двадцатизначного кода классификации доходов), является группировкой доходов по виду финансовых операций, относящихся к доходам, и может быть детализирована статьями и подстатьями. Министерство финансов Российской Федерации утверждает коды аналитической группы подвида доходов бюджетов по видам доходов бюджетов, обязательных для применения всеми уровнями бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
  • Структура кода классификации расходов бюджетов

  • Код главного распорядителя бюджетных средств.
  • Код тождественен коду главного администратора доходов бюджета и устанавливается в соответствии с утвержденным в составе ведомственной структуры расходов бюджета перечнем главных распорядителей средств соответствующего бюджета. Главному распорядителю средств соответствующего бюджета, обладающему полномочиями главного администратора доходов данного бюджета, присваивается код главного распорядителя бюджетных средств, соответствующий коду главного администратора доходов бюджета.
  • Код раздела
  • Код состоит из 2-х знаков и составляет 4,5 разряды двадцатизначного кода классификации расходов. Определяет расходование бюджетных средств на выполнение функций государства.
  • Код подраздела
  • Код состоит из 2-х знаков и составляет 6,7 разряды двадцатизначного кода классификации расходов. Конкретизирует направление бюджетных средств на выполнение функций государства в пределах разделов. Структура подразделов функциональной классификации расходов бюджетов построена по принципу выделения подфункций.
  • Код целевой статьи
  • Код целевой статьи расходов бюджетов состоит из 10-и разрядов и составляет 8-17 разряды двадцатизначного кода классификации расходов бюджета. Структура кода целевой статьи расходов соответствующего бюджета включает: – код программной (непрограммной) статьи (8-12 разряды кода классификации расходов бюджетов); – код направления расходов (13-17 разряды кода классификации расходов бюджетов).
    Коды целевых статей расходов соответствующего бюджета устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации, финансовыми органами субъектов Российской Федерации, финансовыми органами местного самоуправления.
  • Код программной (непрограммной) статьи
  • Код программной (непрограммной) статьи состоит из 5-и разрядов (8-12 разряды кода классификации расходов бюджетов). Структура кода программной (непрограммной) статьи расходов соответствующего бюджета включает: – код программного (непрограммного) направления расходов (8-9 разряды кода классификации расходов бюджетов); – код подпрограммы (10 разряд кода классификации расходов бюджетов); – код основного мероприятия (11-12 разряды кода классификации расходов бюджетов).
  • Код программного (непрограммного) направления расходов.
  • Код программного (непрограммного) направления расходов состоит из 2-х разрядов (8-9 разряды кода классификации расходов бюджетов) и предназначен для кодирования бюджетных ассигнований по государственным программам, непрограммным направлениям деятельности государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, наиболее значимых учреждений науки, образования, культуры и здравоохранения, указанных в ведомственной структуре расходов соответствующего бюджета.
  • Код подпрограммы
  • Код подпрограммы состоит из одного разряда (10-й разряд кода классификации расходов бюджетов) и предназначен для кодирования бюджетных ассигнований по подпрограммам государственных программ, целевым программам, ведомственным целевым программам в рамках непрограммных направлений деятельности государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, наиболее значимых учреждений науки, образования, культуры и здравоохранения, указанных в ведомственной структуре расходов соответствующего бюджета.
  • Код основного мероприятия
  • Код основного мероприятия состоит из 2-х разрядов (11-12 разряды кода классификации расходов бюджетов) и предназначен для кодирования бюджетных ассигнований по основным мероприятиям (ведомственным целевым программам) в рамках подпрограмм государственных программ, целевых программ.
  • Код вида расходов
  • Код вида расхода состоит из 3-х разрядов (18-20 разряды кода классификации расходов бюджетов) и подразделяется на группу, подгруппу и элемент вида расхода. Виды расходов детализируют направления финансового обеспечения расходов государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, органов местного самоуправления, органов местной администрации, казенных учреждений, иных организаций, осуществляющих полномочия получателей бюджетных средств, по целевым статьям классификации расходов, а также расходы государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений.
  • Структура кода классификации источников финансирования дефицитов бюджетов

  • Код главного администратора источников финансирования дефицита бюджета
  • Код состоит из 3-х разрядов и составляет 1-3 разряды двадцатизначного кода классификации источников финансирования дефицита бюджета. Устанавливается законом (решением) о бюджете. Закрепление за главными администраторами источников финансирования дефицита бюджета кодов классификации источников финансирования дефицита бюджета, содержащих код главы, производится исходя из осуществляемых ими полномочий по осуществлению операций с источниками финансирования дефицитов бюджетов.
  • Код группы
  • Код состоит из 2-х разрядов и составляет 4, 5 двадцатизначного кода классификации источников финансирования дефицита бюджета. Делит источники финансирования дефицитов бюджетов на источники внутреннего и внешнего финансирования дефицитов бюджетов.
  • Код подгруппы
  • Код состоит из 2-х разрядов и составляет 6, 7 двадцатизначного кода классификации источников финансирования дефицита бюджета. Детализирует соответствующую группу источников финансирования дефицитов бюджетов.
  • Код статьи источников финансирования дефицита бюджета.
  • Код состоит из 6 знаков и составляет 8 - 13 двадцатизначного кода классификации источников финансирования дефицита бюджета. Детализирует соответствующую подгруппу источников финансирования дефицитов бюджетов. Включает подстатью и элемент источников финансирования дефицитов бюджетов.
  • Код подстатьи
  • Код состоит из 2 знаков и составляет 10, 11 двадцатизначного кода классификации источников финансирования дефицита бюджета. Детализирует соответствующую статью источников финансирования дефицитов бюджетов.
  • Код элемента
  • Код состоит из 2 знаков и составляет 12, 13 двадцатизначного кода классификации источников финансирования дефицита бюджета. Отражает принадлежность источника финансирования дефицита бюджета соответствующему бюджету бюджетной системы Российской Федерации и совпадает с кодом элемента доходов бюджетов.
  • Код вида источников финансирования дефицита бюджета
  • Код вида источников финансирования дефицитов бюджетов состоит из 7-и разрядов (14-20 разряды кода классификации источников финансирования дефицитов бюджетов) и включает: – подвид источников финансирования дефицитов бюджетов (14-17 разряды кода классификации источников финансирования дефицитов бюджетов); – аналитическая группа вида источников финансирования дефицитов бюджетов (18-20 разряды кода классификации источников финансирования дефицитов бюджетов).
  • Подвид
  • Код подвида источника финансирования дефицита бюджета состоит из 4-х разрядов (14-17 разряды кода классификации источников финансирования дефицитов бюджетов). Перечень кодов подвидов источников финансирования дефицита соответствующего бюджета устанавливается Министерством финансов Российской Федерации, финансовыми органами субъектов Российской Федерации, финансовыми органами местного самоуправления.
  • Аналитическая группа
  • Аналитическая группа вида источников финансирования дефицитов бюджетов состоит из 3-х разрядов (18-20 разряды кода классификации источников финансирования дефицитов бюджетов) и является группировкой источников финансирования дефицитов бюджетов по виду финансовых операций, относящихся к источникам финансирования дефицитов бюджетов. Министерство финансов Российской Федерации утверждает коды аналитической группы вида источников финансирования дефицитов бюджетов, обязательных для применения всеми уровнями бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Бюджетная классификация Российской Федерации является группировкой доходов, расходов, источников финансирования дефицитов бюджетов и операций публично-правовых образований в бюджетной системе. Она применяется для составления и исполнения бюджетов, формирования бюджетной отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов в бюджетной системе страны. До 2008 г. применяли восемь классификаций, в том числе классификацию доходов, три классификации расходов (экономическую, функциональную и ведомственную), две классификации источников финансирования дефицита государства.

Определение принципов, структуры кодов, а также присвоение кодов составным частям бюджетной классификации осуществляются Министерством финансов. В новой бюджетной классификации выделены четыре вида:

  1. классификация доходов бюджетов;
  2. классификация расходов бюджетов;
  3. классификация источников финансирования дефицитов бюджетов;
  4. классификация операций публично-правовых образований (операций сектора государственного управления).

Базовые позиции двух первых уровней каждого вида бюджетной классификации устанавливает непосредственно Бюджетный кодекс. Они едины для всех бюджетов бюджетной системы Министерство финансов Российской Федерации имеет право утверждать единые позиции классификации доходов и классификации операций сектора государственного управления на более низких уровнях, что гарантирует единство бюджетного учета и отчетности.

Классификация доходов бюджетов Федерации является группировкой доходных источников бюджетов всех уровней бюджетной системы Структура двадцатизначного кода классификации доходов бюджетов представлена в виде четырех составных частей:

  1. главный администратор;
  2. вид доходов (группа, подгруппа, статья, подстатья, элемент);
  3. подвид доходов;
  4. операции сектора государственного управления.

Главный администратор доходов - это органы государственной власти, государственных внебюджетных фондов, местного управления, Центральный банк и другие организации, определяющие перечень подотчетных администраторов доходов бюджета.

Он обладает следующими бюджетными полномочиями:

  • формирует перечень подотчетных администраторов доходов бюджета;
  • представляет сведения, необходимые для составления среднесрочного финансового плана и проекта бюджета, а также кассового плана;
  • формирует бюджетную отчетность.

Администраторами поступлений в бюджеты являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, органы управления государственных внебюджетных фондов, Банк России, а также бюджетные учреждения. Они осуществляют контроль правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты, принятие решений о возврате излишне уплаченных платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним. Администраторы осуществляют мониторинг, контроль, анализ и прогнозирование поступлений средств из соответствующего доходного источника.

Код доходов занимает 20 разрядов, в том числе код администратора состоит из трех знаков. Код вида доходов (4-13-й разряды кода) состоит из 10 знаков и включает: группу (4-й разряд кода); подгруппу (5-6-й разряды кода); статью (7-8-й разряды кода); подстатью (9- 11-й разряды кода) и элемент (12- 13-й разряды кода).

Классификация доходов бюджетов состоит всего из двух групп:

  • 000 1 00 00000 00 0000 000 - «Налоговые и неналоговые доходы»;
  • 000 2 00 00000 00 0000 000 - «Безвозмездные поступления».

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, после уплаты налогов и сборов должны быть отражены в рамках группы «Налоговые и неналоговые доходы». Код вида доходов предусматривает следующие группы

  • 1 00 00000 00 - доходы;
  • 2 00 00000 00 - безвозмездные поступления;
  • 3 00 00000 00 - доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

В группу «Доходы» включаются подгруппы, приведенные в табл. 2.1.

В группу «Безвозмездные поступления» включаются следующие подгруппы:

  • 2 01 00000 00 - безвозмездные поступления от нерезидентов; 2 02 00000 00 - безвозмездные поступления от других бюджетов;
  • 2 03 00000 00 - безвозмездные поступления от государственных организаций;
  • 2 04 00000 00 - безвозмездные поступления от негосударственных организаций;
  • 2 05 00000 00 - безвозмездные поступления от наднациональных организаций;
  • 2 07 00000 00 - прочие безвозмездные поступления.

Детализация подгрупп кода вида доходов осуществляется в разрезе статей и подстатей. Далее устанавливаются следующие коды элементов доходов:

  • 01 - федеральный бюджет;
  • 02 - бюджет субъекта РФ;
  • 03 - бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
  • 04 - бюджет городского округа;
  • 05 - бюджет муниципального района;
  • 06 - бюджет Пенсионного фонда РФ;
  • 07 - бюджет Фонда социального страхования РФ;
  • 08 - бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования;
  • 09 - бюджет территориального фонда обязательного медицинского страхования;
  • 10 - бюджет поселения.

Код подвида доходов (этот код в бюджетах на 2007 г. обозначал программу или подпрограмму) занимает 4 разряда - с 14-го по 17-й, а для классификации операций сектора государственного управления выделены 3 разряда - с 18-го по 20-й.

Коды подвидов доходов, главными администраторами которых являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, органы управления государственными внебюджетными фондами и (или) находящиеся в их ведении бюджетные учреждения, утверждают соответственно Министерство финансов Российской Федерации, финансовый орган субъекта Российской Федерации, финансовый орган муниципального образования.

Например, код 1000 означает сумму платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность), а 2000 - пени и проценты, 3000 - суммы денежных взысканий (штрафов). При мобилизации вывозных таможенных пошлин на сырую нефть таможенные органы обязаны доводить до плательщиков полный код бюджетной классификации, например 1001 - сумма вывозной таможенной пошлины на сырую нефть от налогооблагаемого экспорта (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу).

Экономическая классификация доходов предусматривает группировку операций по их экономическому содержанию, например:

  • 110 - налоговые доходы;
  • 120 - доходы от собственности;
  • 130 - доходы от оказания платных услуг;
  • 140 - суммы принудительного изъятия;
  • 150 - безвозмездные и безвозвратные поступления от бюджетов;
  • 151 - поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
  • 152 - перечисления наднациональных организаций и правительств иностранных государств;
  • 153 - перечисления международных финансовых организаций;
  • 160 - взносы, отчисления на социальные нужды; 180 - прочие доходы.

С учетом изложенного поступления, зачисляемые в бюджеты бюджетной системы, будут иметь варианты, приведенные в табл. 2.2 и 2.3.

Классификация операций сектора государственного управления предусматривает группировку бюджетных операций по их экономическому содержанию и возможность ее применения в бюджетном учете. Возможны два подхода к отражению операций в учете - кассовый метод начислений. Метод начислений позволяет сопоставить себестоимость услуг, оказываемых различными единицами сектора государственного управления, повысить прозрачность финансовой деятельности органов власти и бюджетных учреждений.

Классификация расходов бюджетов представляет собой группировку расходов бюджетов всех уровней. Она отражает направление бюджетных средств на выполнение единицами сектора государственного управления и местного самоуправления основных функций и решение социально-экономических задач. Классификация расходов состоит из трех составных частей:

  1. кода главного распорядителя бюджетных средств;
  2. кода раздела, подраздела, целевой статьи и вида расходов;
  3. кода классификации операций сектора государственного управления, относящихся к расходам бюджетов.

С 2008 г. перечни и коды целевых статей и видов расходов бюджета утверждаются в составе ведомственной структуры расходов законом (решением) о бюджете либо сводной бюджетной росписью соответствующего бюджета. При этом целевые статьи и виды расходов бюджетов формируются в соответствии с расходными обязательствами, подлежащими исполнению за счет средств соответствующих бюджетов. Таким образом, на этапе составления и рассмотрения проектов бюджетов появилась возможность адаптации бюджетной классификации к специфике и потребностям каждого уровня бюджета.

Бюджетный кодекс устанавливает четкие требования к формированию целевых статей и видов расходов бюджетов, которые должны отражать соответствующие расходные обязательства, публичные обязательства, долгосрочные целевые программы, объекты, обособленные функции органов власти и т.д., обеспечивая тем самым прозрачность и обоснованность бюджетных ассигнований.

Существенно расширяются возможности более детального отражения расходных обязательств, исполняемых главными распорядителями бюджетных средств, реализуемых ими долгосрочных или ведомственных целевых программ. К этому сектору относятся органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также государственные и муниципальные учреждения.

Код классификации расходов по-прежнему насчитывает 20 знаков и имеет следующую структуру: код главного распорядителя бюджетных средств - 3 знака; раздел - 2 знака; подраздел - 2 знака; код целевой статьи, включающий программный срез, - 7 знаков; код лица расходов - 3 знака; код классификации операций сектора государственного управления, относящихся к расходам бюджетов, - 3 знака.

Главным распорядителем бюджетных средств могут быть органы государственной власти, управления государственным внебюджетным фондом, органы местного самоуправления, местной администрации, а также наиболее значимые учреждения науки, образования, культуры и здравоохранения. Они имеют право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств.

Перечень главных распорядителей средств федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, бюджетов государственных внебюджетных фондов, местного бюджета устанавливается законом (решением) о соответствующем бюджете в составе ведомственной структуры расходов.

Классификация расходов бюджетов содержит 11 разделов, отражающих направления финансовых ресурсов на выполнение основных функций государства. Разделенных детализированными подразделами, конкретизирующими направление бюджетных средств на выполнение функций государства в пределах разделов. Новым Бюджетным кодексом установлены единые для всех бюджетов бюджетной системы разделы и подразделы. Так, раздел 0100 «Общегосударственные вопросы» отражает расходы на функционирование главы государства, высших должностных лиц субъектов, глав администрации муниципального образования, законодательных (представительных) органов государственной власти и местного самоуправления, правительства, высших органов исполнительной власти субъектов, местных администраций, судебной системы, финансовых, налоговых и таможенных органов и органов надзора в этих сферах. По этому разделу отражают расходы на проведение выборов и референдумов, международное сотрудничество, международную экономическую и гуманитарную помощь, фундаментальные исследования, обслуживание государственного и муниципального долга, а также бюджетные ассигнования по резервным фондам, расходы на прикладные научные исследования в области общегосударственных вопросов и другие общегосударственные расходы.

По разделу 0200 «Национальная оборона» отражаются расходы, связанные с обеспечением национальной обороны, содержанием и обеспечением деятельности вооруженных сил, а также расходы на обеспечение коллективной безопасности и миротворческой деятельности, на прикладные научные исследования.

В разделе 0300 «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» отражаются расходы на содержание и обеспечение деятельности органов прокуратуры, юстиции, внутренних дел, безопасности, пограничной службы, а также внутренних войск, системы исполнения наказаний, расходы по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, гражданской обороны и др.

Раздел 0400 «Национальная экономика» отражает расходы на обеспечение деятельности отраслей экономики (на содержание и обеспечение деятельности министерств, служб и агентств, осуществляющих руководство и управление в сфере национальной экономики, в том числе промышленности и энергетики). По разделу отражают расходы на соблюдение законодательства о конкуренции на товарных рынках, рынке финансовых услуг, в сфере природопользования, технологического и атомного надзора. В разделе выделяют подразделы по направлениям экономики, в том числе «Топливо и энергетика», «Исследование и использование космического пространства», «Воспроизводство минерально-сырьевой базы», «Сельское хозяйство и рыболовство», «Водные ресурсы», «Лесное хозяйство», «Транспорт, связь и информатика», «Прикладные научные исследования в области национальной экономики».

Раздел 0500 «Жилищно-коммунальное хозяйство» включает новый подраздел 0503 «Благоустройство». Раздел 0600 «Охрана окружающей среды» включает новый подраздел 0601 «Экологический контроль». В разделе 0700 «Образование» выделяют подразделы 0705 «Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации» и 0706 «Высшее и послевузовское профессиональное образование».

Существуют также раздел 0800 «Культура, кинематография, средства массовой информации»;раздел 0900 «Здравоохранение, физическая культура и спорт»; раздел 1000 «Социальная политика»; раздел 1100 «Межбюджетные трансферты».

В разделе 1100 отражают дотации, субсидии, субвенции. Они имеют номер подраздела, например:

  • 1101 «Дотации бюджетам субъектов и муниципальных образований». По этому подразделу отражаются расходы в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ, муниципальных районов (городских округов) и поселений, дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов бюджетной системы;
  • 1102 «Субсидии бюджетам субъектов и муниципальных образований (межбюджетные субсидии)». По данному подразделу отражают расходы на межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Федерации в целях софинансирования расходных обязательств по полномочиям органов государственной власти субъектов; по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения, а также межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов местным бюджетам на выполнение полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения и межбюджетные трансферты в форме субсидий из местных бюджетов в другие бюджеты бюджетной системы. Данный подраздел отражает также расходы по предоставлению субсидий из федерального бюджета и инвестиций бюджетам субъектов на софинансирование объектов капитального строительства государственной собственности субъектов, а также расходы по предоставлению субсидий за счет средств бюджетов субъектов Федерации местным бюджетам на софинансирование мероприятий по обеспечению отдельных категорий граждан жилыми помещениями (при предоставлении социальных выплат);
  • 1103 «Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований». По данному подразделу отражаются трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов из федерального бюджета в целях финансового обеспечения их расходных обязательств. В этот подраздел входят межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам из бюджетов субъектов для финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении их государственных полномочий;
  • 1104 «Иные межбюджетные трансферты». В этом подразделе выделяют трансферты, предоставляемые из бюджетов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости;
  • 1105 «Межбюджетные трансферты бюджетам государственных внебюджетных фондов».

Виды расходов детализируют по целевым статьям, целевым программам расходов бюджетов. Они утверждаются законами о федеральном бюджете, бюджетах государственных внебюджетных фондов (в составе ведомственной структуры расходов бюджетов либо в сводной бюджетной росписи).

Целевые статьи обеспечивают привязку бюджетных ассигнований к конкретным направлениям деятельности субъектов и участников бюджетного процесса в пределах подразделов классификации расходов бюджетов. Каждому публичному нормативному обязательству, долгосрочной целевой программе (подпрограмме), обособленной функции деятельности органов государственной власти (местного самоуправления) или проекту для осуществления бюджетных инвестиций присваиваются уникальные коды целевых статей и видов расходов соответствующего бюджета.

Порядок формирования перечня и кодов целевых статей и видов расходов бюджетов устанавливается Министерством финансов. Перечень и коды целевых статей и (или) видов расходов бюджетов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субвенций или субсидий, определяются финансовым органом, осуществляющим организацию исполнения бюджета, из которого предоставляются субвенции и межбюджетные субсидии.

Отдельные виды расходов в силу своей универсальности могут быть использованы в бюджетах субъектов Федерации и местных бюджетах. В их состав включены следующие статьи:

  • 001 - «Выполнение функций бюджетными учреждениями»;
  • 003 - «Бюджетные инвестиции»;
  • 005 - «Социальные выплаты»;
  • 006 - «Субсидии юридическим лицам»;
  • 007 - «Прочие дотации»;
  • 008 - «Фонд финансовой поддержки»;
  • 009 - «Фонд компенсаций»;
  • 010 - «Фонд софинансирования»;
  • 011 - «Выполнение международных обязательств»;
  • 012 - «Выполнение функций государственными органами»;
  • 013 - «Прочие расходы»;
  • 014 - «Функционирование органов в сфере национальной без опасности, правоохранительной деятельности и обороны»;
  • 015 - «Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы»;
  • 016 - «Иные межбюджетные трансферты»;
  • 017 - «Иные субсидии»;
  • 018 - «Субсидии некоммерческим организациям»;
  • 020 - «Софинансирование объектов капитального строительства государственной собственности субъектов, собственности муниципальных образований».

Классификация источников финансирования дефицита бюджетов стала единой как для внутренних, так и для внешних источников финансирования дефицитов бюджетов. Она является группировкой источников финансирования дефицитов всех уровней бюджетной системы, включая бюджеты государственных внебюджетных фондов. Код классификации источников состоит из 20 разрядов и включает:

  1. код главного администратора источников финансирования дефицитов бюджетов (1-3-й разряды);
  2. код, подгруппы, статьи и вида источника финансирования дефицитов бюджетов (4-17-й разряды);
  3. код классификации операций сектора государственного управления, относящихся к источникам финансирования дефицитов бюджетов (18-20-й разряды).

Главный администратор источников финансирования дефицита соответствующего бюджета определен законом об этом бюджете. Это органы государственной власти, местного самоуправления, местной администрации, органы управления государственным внебюджетным фондом и иные организации, имеющие в своем ведении администраторов источников финансирования дефицита бюджета.

Администратором источников финансирования дефицита соответствующего бюджета являются органы государственной власти, местного самоуправления, местной администрации, органы управления государственным внебюджетным фондом и иные организации, имеющие право осуществлять операции с источниками финансирования дефицита бюджета.

Группы и подгруппы источников финансирования дефицитов бюджетов являются едиными для всех бюджетов в бюджетной системе. В классификации источников финансирования дефицитов выделены две группы, в том числе:

  • 000 01 00 00 00 00 0000 000 - источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов;
  • 000 02 00 00 00 00 0000 000 - источники внешнего финансирования дефицитов бюджетов.

Группа источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов детализирована в виде следующих подгрупп

  • 000 01 01 00 00 00 0000 000 - государственные (муниципальные) ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в национальной валюте. Данная подгруппа отражает разницу между средствами, поступившими от размещения государственных (муниципальных) ценных бумаг, и средствами, направленными на их погашение;
  • 000 0102 00 00 00 0000 000 - кредиты кредитных организаций в национальной валюте. Эта подгруппа отражает разницу между полученными кредитами и погашенными суммами Федерацией, субъектами и муниципальными органами;
  • 000 01 03 00 00 00 0000 000 - бюджетные кредиты от других бюджетов в бюджетной системе в валюте РФ. Данная подгруппа также отражает разницу между полученными и погашенными в валюте РФ бюджетными кредитами, предоставленными соответствующему бюджету другими бюджетами в бюджетной системе. В этой подгруппе формируется разница между полученными и погашенными суммами бюджетных кредитов в иностранной валюте, предоставленными Российской Федерацией субъектам в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований);
  • 000 01 04 00 00 00 0000 000 - кредиты международных финансовых организаций в валюте РФ. Данная подгруппа отражает разницу между полученными и погашенными Российской Федерацией и ее субъектами суммами в валюте РФ;
  • 000 01 05 00 00 00 0000 000 - изменение остатков на счетах по учету средств бюджета в течение финансового года;
  • 000 01 06 00 00 00 0000 000 - иные источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов.

К иным источникам внутреннего финансирования дефицитов бюджетов относят:

  • поступления от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности РФ, субъектов РФ, муниципальных образований;
  • поступления от реализации государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, уменьшенные на стоимость их приобретения;
  • объем средств, направляемых на исполнение государственных гарантий РФ, ее субъектов, гарантий муниципальных образований, в национальной валюте, в случае если исполнение гарантий ведет к возникновению права регрессного требования гаранта к принципалу;
  • разница между средствами, полученными от возврата предоставленных из бюджета юридическим лицам или другим бюджетам бюджетных кредитов, и суммой предоставленных бюджетных кредитов в национальной валюте;
  • прочие источники внутреннего финансирования дефицита бюджета включают: компенсационные выплаты по вкладам в Сберегательном банке РФ по состоянию на 20 июня 1991 г., вкладам (взносам) в организациях государственного страхования по состоянию на 1 января 1992 г., выкуп государственных ценных бумаг (ГКО СССР) и сертификатов Сберегательного банка СССР, размещенных на территории РСФСР до 1 января 1992 г.;
  • платежи по погашению государственных товарных обязательств, векселей Министерства финансов РФ.

Группа 000 0107 00 00 00 0000 000 включает бюджетные кредиты, предоставленные федеральным бюджетом внутри страны за счет средств целевых иностранных кредитов (заимствований). Данная подгруппа отражает разницу между средствами, полученными от возврата бюджетных кредитов за счет средств целевых иностранных кредитов (заимствований), предоставленных внутри страны, и суммой предоставленных внутри страны бюджетных кредитов за счет средств целевых иностранных кредитов (заимствований) и т.д.

Группа источников внешнего финансирования дефицитов бюджетов детализирована следующими подгруппами:

  • 000 02 01 00 00 00 0000 000 - государственные ценные бумаги. Данная подгруппа отражает разницу между средствами, поступившими от размещения государственных займов, осуществляемых путем выпуска государственных ценных бумаг от имени РФ или ее субъекта, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, и средствами, направленными на их погашение;
  • 000 02 02 00 00 01 0000 000 - кредиты иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц. Данная подгруппа отражает разницу между полученными и погашенными в иностранной валюте кредитами Эта группа учитывает средства, перечисленные из федерального бюджета российским поставщикам товаров и (или) услуг на экспорт в счет погашения государственного внешнего долга РФ;
  • 000 02 03 00 00 01 0000 000 - кредиты кредитных организаций в иностранной валюте. Данная подгруппа отражает разницу между полученными и погашенными РФ, субъектом РФ в иностранной валюте кредитами кредитных организаций;
  • 000 02 04 00 00 00 0000 000 - иные источники внешнего финансирования дефицитов бюджетов.

Данная подгруппа отражает:

  • разницу между объемом средств, направляемых на исполнение государственных гарантий Федерации и ее субъектов в иностранной валюте, если исполнение гарантий ведет к возникновению права регрессного требования гаранта к принципалу;
  • разницу между средствами, поступившими в федеральный бюджет в погашение основного долга иностранных государств (или иностранных юридических лиц) перед РФ, и средствами, направленными на предоставление государственных финансовых и экспортных кредитов;
  • прочие источники внешнего финансирования дефицита федерального бюджета, а также объем средств, направляемых на погашение иных доходовых обязательств субъекта Российской Федерации в иностранной валюте.

Дальнейшая детализация подгрупп рассматриваемого кода производится посредством выделения статей источников финансирования дефицитов бюджетов. Перечень статей и видов утверждается законом о соответствующем бюджете.

Элемент источника финансирования дефицитов бюджетов отражает его принадлежность соответствующему бюджету бюджетной системы (12-13-й разряды кода). Выделяются следующие коды элементов статьи источника финансирования дефицитов бюджетов :

  • 1 - федеральный бюджет;
  • 2 - бюджет субъекта РФ;
  • 3 - бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
  • 4 - бюджет городского округа;
  • 5 - бюджет муниципального района;
  • 6 - бюджет Пенсионного фонда РФ;
  • 7 - бюджет Фонда социального страхования РФ;
  • 8 - бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования;
  • 9 - бюджет территориального фонда обязательного медицинского страхования;
  • 10 - бюджет поселения.

В рамках вида источников (14-17-й разряды 20-значного кода классификации источников финансирования дефицитов бюджетов) законодательными актами субъектов или решением муниципальных образований производится дальнейшая детализация источников финансирования дефицитов с учетом специфики исполнения бюджетов.

До недавнего времени в составе бюджетной классификации отсутствовала универсальная для доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов классификация операций по их экономическому содержанию, что не позволяло объединить бюджетную классификацию с планом счетов бюджетного учета.

В целях устранения этих муниципальных недостатков сложившейся системы бюджетного учета утверждена классификация операций сектора государственного управления. К данному сектору относятся органы государственной власти (в том числе органы местного самоуправления) и государственные (муниципальные) учреждения.

Классификация операций сектора государственного управления является группировкой операций, осуществляемых в секторе государственного управления, в зависимости от их экономического содержания. Данная классификация состоит из следующих групп:

  • 100 - «Доходы»;
  • 200 - «Расходы»;
  • 300 - «Поступление нефинансовых активов»;
  • 400 - «Выбытие нефинансовых активов»;
  • 500 - «Поступление финансовых активов»;
  • 600 - «Выбытие финансовых активов»;
  • 700 - «Увеличение обязательств»;
  • 800 - «Уменьшение обязательств».

По группе «Доходы » выделяют отдельные статьи, например ст. 130 «Доходы от оказания платных услуг», ст. 150 «Безвозмездные поступления от бюджетов», подстатья 152 «Поступления от наднациональных организаций и правительств иностранных государств», подстатья 153 «Поступления от международных финансовых организаций».

По группе «Расходы » также выделяют статьи и подстатьи, например ст. 210 «Оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда», ст. 213 «Начисления на выплаты по оплате труда», ст. 220 «Оплата работ, услуг», а в ней, соответственно, подстатьи 225 «Работы, услуги по содержанию имущества», 226 «Прочие работы, услуги», ст. 230 «Обслуживание государственного (муниципального) дожа» и, соответственно, подстатьи 231 «Обслуживание внутреннего долга» и 232 «Обслуживание внешнего дожа».

По группе «Увеличение обязательств » можно назвать ст. 710 «Увеличение задолженности по внутреннему государственному (муниципальному) долгу», ст. 720 «Увеличение задолженности по внешнему государственному долгу», а по группе 800 «Уменьшение обязательств» - ст. 810 «Увеличение задолженности по внутреннему государственному (муниципальному) долгу», ст. 820 «Увеличение задолженности по внешнему государственному долгу».

Особую роль в современных условиях играет принцип единства бюджетной системы, призванный, при наличии самостоятельных бюджетов сохранить целостность бюджетной системы. Одним из инструментов, обеспечивающих принцип единства, является бюджетная классификация. Доходы и расходы бюджетов разных уровней по своим характеристикам очень разнообразны, именно поэтому при составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении бюджетов необходимо обеспечить их сопоставление, систематизацию по однородным признакам, осуществляемую путем применения единой бюджетной классификации. Такой документ до 1996 года ежегодно утверждался приказами Министерства Финансов РФ, а № 115-Ф3 О бюджетной классификации был принят лишь в августе 1996 года. В действующем БК РФ бюджетной классификации посвящена глава 4.

Бюджетная классификация ориентирована на решение таких задач как:

Контроль за составом и структурой доходов и расходов бюджетной системы;

Получение сводной бюджетной информации, сопоставимой по всем уровням бюджетной системы;

Формирования инструментов законодательного контроля бюджетного процесса;

Обеспечения реализации принципа единства бюджетной системы.

Бюджетная классификация РФ (рис. 3), является группировкой доходов и расходов бюджетов всех уровней с присвоением объектам классификации группировочных кодов.

Бюджетная классификация позволяет обеспечивать

сопоставимость показателей бюджетов всех уровней и включает в себя:

Классификацию доходов бюджетов РФ;

Функциональную классификацию расходов бюджетов РФ;

Экономическую классификацию расходов бюджетов РФ;

Классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ;

Классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета;

Классификацию видов государственных внутренних долгов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований;

Классификацию видов государственного внешнего долга РФ и государственных внешних активов РФ;

Ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.

К лассификация доходов бюджетов РФ является группировкой доходов бюджетов всех уровней и основывается на законодательных актах РФ, определяющих источники формирования доходов бюджетов всех уровней. Группы доходов состоят из статей доходов, объединяющих конкретные виды доходов по источникам и способам их получения. Все доходы делятся на налоговые и неналоговые.

Функциональная классификация расходов бюджетов является четырехступенчатой группировкой расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы по отраслям деятельности и звеньям управления, отражающих направление средств на выполнение основных функций государства. Она позволяет характеризовать главную цель

финансируемых мероприятий, направленных на удовлетворение общественных потребностей с учетом их приоритетов.

Первый уровень названной классификации – разделы. Например:

01 Государственное управление;

Второй – 92 подраздела, конкретизирующих направление бюджетных средств на выполнение функций государства.

Третий – отражает финансирование расходов по конкретным направлениям деятельности главных распорядителей бюджетных сре дств в р амках подразделов.

На четвертом уровне направления финансирования

детализируются по целевым статьям и видам затрат, отражающих отраслевую специфику расходов и основные направления деятельности министерств.

Экономическая классификация расходов бюджетов РФ

представляет собой группировку расходов бюджетов всех уровней по их экономическому содержанию. Она составлена на основании рекомендаций МВФ. Например:

Закупки товаров и оплата услуг

Оплата труда государственных служащих

Оплата транспортных услуг

Капитальные вложения в основные фонды

Создание государственных запасов и резервов

Классификация источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ является группировкой заемных средств, привлекаемых правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления для финансирования дефицитов соответствующих бюджетов (в т.ч. за счет кредита Банка России и изменения остатков средств бюджета, государственных ценных бумаг, бюджетных ссуд, полученных от государственных внебюджетных фондов и от бюджетов других уровней, кредитов международных финансовых организаций, правительств иностранных государств и иностранных банков, изменения золотого запаса в Государственном фонде драгоценных металлов и драгоценных камней).

Классификация источников внешнего финансирования дефицитов бюджетов РФ является группировкой заемных сре дств пр ивлекаемых правительством РФ для финансирования дефицита федерального бюджета.

Классификация видов государственных внутренних долгов РФ и субъектов РФ представляет собой группировку долговых обязатель ств Пр авительства РФ и органов исполнительной власти субъектов РФ.

Классификация видов государственного внешнего долга и внешних активов РФ является группировкой государственных внешних долговых обязательств осуществляемых правительством РФ в соответствии с законодательством РФ.

Ведомственная классификация расходов федерального бюджета группировка расходов отражает распределение бюджетных ассигнований по прямым получателям средств из федерального бюджета, а в рамках их бюджетов – по целевым статьям и видам расходов. Она не является единой по стране и утверждается для каждого уровня бюджетной системы в разрезе главных получателей бюджетных средств. Ведомственная классификация позволяет осуществлять адресное выделение финансовых ресурсов, отражающее распределение средств по их конкретным распорядителям. При этом денежные средства расписываются по министерствам и ведомствам в общей сумме с привязкой к отдельным функциональным разделам с нужной степенью детализации. Это позволяет органам государственной власти принимать обоснованные решения о приоритетности определенных видов деятельности, размерах финансирования, обеспечивать контроль за их исполнением и установить меру ответственности за расходование средств соответствующего ведомства.

Законодательные (представительные) органы субъектов РФ и органы местного самоуправления при утверждении бюджетных классификаций соответствующих бюджетов вправе проводить дальнейшую детализацию объектов бюджетной классификации, не нарушая общих принципов построения и единства бюджетной классификации РФ.

Таким образом, бюджетная классификация – это, не только документ, выполняющий важнейшие организационные функции, позволяющий сводить все бюджеты в единый консолидированный бюджет РФ, но и документ, имеющий большое экономическое значение.

Бюджетная классификация - Бюджетное право (Пашкевич Д.)

Бюджетная классификация РФ – это систематизированная группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ по однородным признакам, а также источников финансирования дефицитов этих бюджетов, определяемая природой государственного бюджета, используемая для составления и исполнения бюджетов и обеспечивающая сопоставимость показателей бюджетов всех уровней с бюджетной системой РФ.

Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов

Согласно ст. 23 БК РФ классификация источников финансирования дефицитов бюджетов – группировка заемных средств, привлекаемых РФ, субъектами РФ и муниципальными образованиями для покрытия дефицитов соответствующих бюджетов.

Экономическая классификация источников финансирования дефицитов бюджетов – группировка операций сектора государственного управления по их экономическому содержанию.

Источники финансирования дефицитов бюджетов делятся на внешние и внутренние.

Классификация источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов включает в себя группы, подгруппы, статьи, подстатьи, элементы, программы (подпрограммы) и коды экономической классификации источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов, код администратора источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов.

Классификация источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов отражает:

5) сумму превышения доходов над расходами по государственным запасам;

6) изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета соответствующего уровня.

Классификация источников внешнего финансирования дефицитов бюджетов включает в себя группы, подгруппы, статьи, подстатьи, элементы, программы (подпрограммы) и коды экономической классификации источников внешнего финансирования дефицитов бюджетов, код администратора источников внешнего финансирования дефицитов бюджетов.

Классификация источников внешнего финансирования дефицитов бюджетов отражает:

1) получение финансовых и нефинансовых кредитов, предоставленных международными финансовыми организациями, а также платежи в погашение основной суммы долга по полученным и использованным финансовым и нефинансовым кредитам;

2) получение финансовых и нефинансовых кредитов, предоставленных правительствами иностранных государств, а также платежи в погашение основной суммы долга по полученным финансовым и нефинансовым кредитам правительств иностранных государств;

3) поступление средств от реализации внешних облигационных займов и платежи в погашение основной суммы долга по внешним облигационным займам;

4) изменение остатков средств бюджета на счетах в банках в иностранной валюте, включая курсовую разницу.

Глава 4. Бюджетная классификация Российской Федерации (ст.ст. 18-27)

Глава 4. Бюджетная классификация Российской Федерации

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Понятие и значение бюджетной классификации

Бюджетная классификация РФ – это группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, а также источников финансирования дефицитов этих бюджетов, применяется при составлении проектов бюджетов и исполнении бюджетов всех уровней, обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.

Она имеет важное значение, так как используется для:

· составления, утверждения и исполнения бюджета;

· контроля за выделением и использованием бюджетных средств;

· обеспечения сопоставимости показателей бюджетов всех уровней;

· составления консолидированных бюджетов всех уровней.

Бюджетная классификация утверждена ФЗ «О бюджетной классификации в РФ» от 15.08.1996 №115-ФЗ (в редакции от 5.08.2000 № 115-ФЗ). В нее входят: классификация доходов бюджетов; расходов бюджетов; источников финансирования дефицитов бюджетов; видов государственных долгов РФ, субъектов Федерации и местных органов власти.

Бюджетная классификация РФ включает:

1) классификацию доходов бюджетов РФ;

2) функциональную классификацию расходов бюджетов РФ;

3) экономическую классификацию расходов бюджетов РФ;

4) классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ;

5) классификацию источников внешнего финансирования дефицитов федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ;

6) классификацию видов государственных внутренних долгов РФ и субъектов РФ, видов муниципального долга;

7) классификацию видов государственных внешних долгов РФ и субъектов РФ, а также государственных внешних активов РФ;

8) ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.

Бюджетная классификация РФ в части пунктов 1-7 является единой и используется при составлении, утверждении и исполнении бюджетов всех уровней и составлении консолидированных бюджетов всех уровней.

Законодательные (представительные) органы субъектов РФ и органы местного самоуправления при утверждении бюджетных классификаций соответствующих бюджетов могут производить дальнейшую детализацию объектов бюджетной классификации, не нарушая общих принципов построения и единства бюджетной классификации РФ.

Классификация доходов бюджетов РФ является группировкой доходов бюджетов всех уровней и основывается на законодательных актах РФ, определяющих источники формирования доходов бюджета всех уровней бюджетной системы страны.

Функциональная классификация расходов бюджета РФ – это группировка расходов бюджетов всех уровней, отражающих направление средств на выполнение основных функций государства.

Ведомственная классификация бюджетов РФ Является группировкой расходов бюджетов субъектов РФ, отражающей распределение бюджетных ассигнований по непосредственным получателям средств из бюджетов субъектов федерации.

Экономическая классификация бюджетов РФ – это группировка расходов всех уровней по их экономическому содержанию.

Бюджетная классификация имеет важное организующее и юридическое значение:

1. ее применение обеспечивает четкую организацию работы органов государственной власти по формированию и исполнению бюджетов всех уровней.

2. она облегчает экономический анализ бюджетных показателей.

3. в ней выражена правовая организация бюджетов, т. к. она является юр. документом, лежащим в основе составления и исполнения бюджета.

4. составленная на ее основе роспись доходов и расходов устанавливает рамки полномочий соответствующих субъектов по формированию и использованию бюджетных средств.

Роль бюджетной классификации в экономике РФ

Единство бюджета страны является единственным способом сохранения целостности всей экономики. Бюджетная классификация используется для регулирования и контроля за финансовым состоянием государственных учреждений, объединяя и систематизируя бюджеты всех уровней.

Определение

Бюджеты разных организаций имеют множество характерных отличий, но, так как все они подлежат включению в общую систему, возникает необходимость в их сопоставлении и объединении друг с другом по общим критериям. Такие критерии должны выявляться с помощью единой классификации бюджетов, порядок применения которой определяется и утверждается посредством законодательных органов.

Бюджетная классификация – это группировка доходов и расходов, причем последние имеют намного больше подразделов. Все они могут быть распределены на четыре ступени, это касается функциональной системы. В связи с экономическим содержанием применяется соответствующая систематизация данных.

Существует также ведомственная классификация. Она представляет собой разделение имеющихся ассигнований бюджетного характера по требуемым секторам, коими являются целевые затратные статьи. Ее утверждают конкретно для каждого уровня, соблюдая в обязательном порядке адресное предоставление материальных средств.

Составление и исполнение бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ осуществляется в соответствии с бюджетной класси­фикацией.

Бюджетная классификация - это группировка доходов и рас­ходов бюджетов, а также источников финансирования дефицитов этих бюджетов.

Бюджетная классификация необходима для того, чтобы обес­
печить сопоставимость показателей бюджетов всех уровней.
Иначе говоря, - для того, чтобы в бюджетах разного уровня бюд­
жетной системы можно было легко найти расходы, выделяемые
на одни и те же цели, или доходы, поступающие из одного и того
же источника. ,

Бюджетная классификация имеет очень важное значение в бюджетном процессе, а точнее - на стадии составления и испол­нения бюджетов. Именно на этих стадиях бюджетного процесса возникает необходимость сопоставления показателей различных доходов и расходов федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ; бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.

В силу значимости бюджетной классификации для бюджетно­го процесса ее понятие и состав определены в БК РФ (ст. 18-27)и конкретизированы в Федеральном законе «О бюджетной класси­фикации Российской Федерации» Ьт 15 августа 1996 г. с измене­ниями и дополнениями1.

Бюджетная классификация включает".

Классификацию доходов бюджетов РФ;

Функциональную классификацию расходов бюджетов РФ;

Экономическую классификацию расходов бюджетов РФ;

Классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ;

1 СЗ РФ. 1998. № 10. Ст. 1194; № 13. Ст. 1462; 1999. № 34. Ст. 4030; 2000. №32. Ст. 3338.


§ 3. Бюджетная классификация

Классификацию источников внешнего финансирования де­
фицита федерального бюджета;

Классификацию видов государственных внутренних долгов РФ, субъектов РФ и муниципальных образований;

Классификацию видов государственного внешнего долга РФ и государственных внешних активов РФ;

Ведомственную классификацию расходов федерального
бюджета.

Из всех вышеперечисленных видов бюджетной классифика­ции РФ едиными для бюджетов всех уровней бюджетной системы являются: а) классификация доходов бюджетов РФ; б) функцио­нальная классификация расходов бюджетов РФ; в) экономичес­кая классификация расходов бюджетов РФ; г) классификация ис­точников финансирования дефицитов бюджетов РФ. Эти класси­фикации утверждаются федеральным законом.

Классификация доходов бюджетов Российской Федерации ос­нована на подразделении конкретных видов доходов по источ­никам и способам их получения (ст. 20 БК РФ). Например, такие доходы бюджета, как налоги на имущество, подразделя­ются по источникам их получения на налог на имущество фи­зических лиц и налог на имущество предприятий, а по спосо­бам их получения - на налог на имущество, переходящее в по­рядке наследования или дарения, налог на операции с ценными бумагами. В данном случае источником получения дохода в бюджет является имущество физических лиц и предприятий, а способами получения - операции с ценными бумагами и сдел­ки по переходу имущества в порядке наследования или даре­ния.


Расходы бюджетов всех уровней бюджетной системы прежде всего классифицируются функционально, ведомственно и эконо­мически.

Функциональная классификация расходов бюджетов являет­ся группировкой расходов по основным функциям государства. Например, выделяются расходы на национальную оборону, международную деятельность, правоохранительную деятель­ность и т.д. Функциональная классификация имеет несколько уровней: разделы, подразделы, статьи, а также виды расходов бюджета.

Ведомственная классификация расходов бюджета является грдопировкой расходов, отражающей распределение бюджетных средств по главным распорядителям средств бюджетов. Она ут­верждается по каждому бюджету.


238 Глава 10. Бюджетный процесс

Перечень главных распорядителей средств федерального бюд­жета утверждается федеральным законом (ст. 24 БК РФ). В соот­ветствии с Федеральным законом «О бюджетной классификации Российской Федерации» главными распорядителями расходов федерального бюджета, в частности, являются: Министерство экономического развития и торговли РФ, Министерство энергети­ки РФ, Министерство путей сообщения РФ и др.

Расходы федерального бюджета по главным распорядителям средств федерального бюджета утверждаются федеральным зако­ном о федеральном бюджете на очередной финансовый год (ст. 24 БК РФ). В частности, на 2001 г. они утверждены в Приложении № 1 к Федеральному закону «О федеральном бюджете на 2001 год», которое называется «Ведомственная структура расхо­дов федерального бюджета на 2001 год»1.

Перечень главных распорядителей средств бюджетов субъек­тов РФ, распорядителей средств местных бюджетов утверждается соответственно органом исполнительной власти субъекта РФ, ор­ганом местного самоуправления (ст. 25 БК РФ).

Экономическая классификация расходов бюджетов Россий­ской Федерации является группировкой расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы по их экономическому содер­жанию (ст. 22 БК РФ). Экономическая классификация предпо­лагает подразделение всех расходов на текущие и капитальные. В рамках этих групп расходов выделяются различные подгруп­пы расходов: закупки товаров и оплата услуг, субвенции, суб­сидии, трансферты и т.д. В конечном итоге, в экономической классификации все расходы дробятся по элементам затрат, т.е. направляются на оплату труда, на капитальный ремонт, на ко­мандировки и т.д.

Классификация источников финансирования дефицитов бюд­жетов РФ является группировкой заемных средств, привлекае­мых Российской Федерацией, субъектами РФ и органами местно­го самоуправления для покрытия дефицитов соответствующих бюджетов (ст. 23 БК РФ).

Законодательные (представительные) органы субъектов РФ и органы местного самоуправления могут детализировать объекты бюджетной классификации Российской Федерации, не нарушая общих принципов построения и единства бюджетной классифи-кации РФ.


§ 4. Правовой режим рассмотрения и утверждения проектов бюджетов 239

§ 4. Правовой режим рассмотрения и утверждения проектов бюджетов

Рассмотрение и утверждение бюджетов начинается с момента внесения проекта закона (решения) о бюджете на рассмотрение законодательного (представительного) органа (ст. 185-214 БК РФ).

Орган исполнительной власти, орган местного самоуправле­ния вносят проект закона (решения) о бюджете на очередной фи­нансовый год на рассмотрение законодательного (представитель­ного) органа, представительного органа местного самоуправления в срок, определенный для федерального бюджета - Бюджетным кодексом РФ; для бюджета субъекта РФ - законом данного субъ­екта; для местного бюджета - правовыми актами органа местно­го самоуправления. Таким же образом устанавливается порядок рассмотрения проекта закона (решения) о бюджете и его утверж­дения.

Бюджетное законодательство требует, чтобы порядок рассмот­рения проекта закона (решения) о бюджете и его утверждения, установленный законом субъекта РФ, правовыми актами органа местного самоуправления, обеспечивал рассмотрение и утвержде­ние указанного проекта закона (решения) до начала очередного финансового года, а также утверждение в процессе рассмотрения этого проекта закона (решения) показателей, установленных в ст. 181 БК РФ. Одновременно с проектом закона о бюджете на очередной финансовый год рассматриваются и утверждаются про­екты законов о бюджетах государственных внебюджетных фон­дов. При этом проекты изменений российского налогового зако­нодательства вносятся субъектом права законодательной инициа­тивы на рассмотрение и утверждение законодательным (предста­вительным) органом до принятия закона (решения) о бюджете на очередной финансовый год.

Правительство РФ вносит на рассмотрение Государственной Думы проект федерального закона о федеральном бюджете на оче­редной финансовый год и сопутствующие ему документы и мате­риалы не позднее 26 августа текущего года.

Банк России до 1 октября текущего года представляет в Госу­дарственную Думу проект основных направлений единой государ­ственной денежно-кредитной политики на очередной финансо­вый год. Предварительно указанный проект направляется Прези­денту РФ и в Правительство РФ.

Глава 10. Бюджетный процесс


Проект федерального закона о федеральном бюджете на оче­редной финансовый год считается внесенным в срок, если он до­ставлен в Государственную Думу до 24 часов 26 августа текущего года. Одновременно указанный законопроект представляется Президенту РФ.

Государственная Дума рассматривает проект федерального за­кона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в че­тырех чтениях.

Российский парламент рассматривает проект федерального за­кона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в пер­вом чтении в течение 30 дней со дня его внесения в Государствен­ную Думу Правительством РФ.

В первом чтении обсуждаются самые основные характерис­тики этого проекта.

доходы федерального бюджета по группам, подгруппам и ста­тьям классификации доходов бюджетов РФ;

распределение доходов от федеральных налогов и сборов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ;

дефицит федерального бюджета в абсолютных цифрах и в процентах к расходам федерального бюджета на очередной фи­нансовый год и источники покрытия дефицита федерального бюджета;

общий объем расходов федерального бюджета на очередной финансовый год.

При этом Государственная Дума заслушивает доклад Прави­тельства РФ, содоклады Комитета по бюджету и второго профиль­ного комитета, ответственного за рассмотрение предмета первого чтения, а также доклад Председателя Счетной палаты РФ и при­нимает решение о принятии или об отклонении указанного зако­нопроекта. В случае принятия парламентом указанного законо­проекта в первом чтении утверждаются основные характеристи­ки федерального бюджета. При утверждении в первом чтении ос­новных характеристик федерального бюджета Дума не имеет права увеличивать доходы и дефицит федерального бюджета, если на эти изменения отсутствует положительное заключение Правительства РФ.

В случае отклонения в первом чтении проекта закона о феде­ральном бюджете на очередной финансовый год Государственная Дума может:

передать указанный законопроект в согласительную комис­сию по уточнению основных характеристик федерального бюдже­та, состоящую из представителей Государственной Думы, Совета


§ 4. Правовой режим рассмотрения и утверждения проектов бюджетов 241

Федерации и Правительства РФ, для разработки согласованного варианта основных характеристик федерального бюджета в соот­ветствии с предложениями и, рекомендациями, изложенными в заключениях, комитетов, ответственных, за рассмотрение предме­та первого чтения, и заключении комитета Совета Федерации, от­ветственного за рассмотрение бюджета;

вернуть указанный законопроект в Правительство РФ на дора­ботку;

поставить вопрос о доверии Правительству РФ.

Федеральные законы о бюджетах государственных внебюд­жетных фондов у о минимальном размере пенсии, о размере та­рифной ставки (оклада) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы, о по­рядке индексации и перерасчета государственных пенсий, о ми­нимальном размере оплаты труда должны быть приняты Государ­ственной Думой до рассмотрения во втором чтении проекта феде­рального закона о федеральном бюджете.

При рассмотрении Государственной Думой проекта закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год во втором чтении происходит конкретизация показателей бюджета, ут­вержденных в первом чтении. Здесь утверждаются: расходы фе­дерального бюджета по разделам функциональной классифика­ции расходов бюджетов РФ в пределах общего объема расходов федерального бюджета, утвержденного в первом чтении; размер Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ. Госу­дарственная Дума рассматривает во втором чтении указанный за­конопроект в течение 15 дней со дня его принятия в первом чте­нии.

Если Государственная Дума во втором чтении отклоняет про­ект закона о федеральном бюджете, она передает указанный зако­нопроект в согласительную комиссию.

При рассмотрении Государственной Думой проекта закона о федеральном бюджете в третьем чтении утверждаются следую­щие основные показатели бюджета: расходы федерального бюд­жета по подразделам функциональной классификации расходов бюджетов РФ и главным распорядителям средств федерального бюджета; распределение средств Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ основные показатели государственного оборонного заказа; расходы федерального бюджета на финансиро­вание федеральных целевых и прочих программ; перечень зако­нодательных актов (статей, пунктов, подпунктов, абзацев), дейст­вие которых отменяется или приостанавливается на очередной

Глава 10. Бюджетный процесс


финансовый год в связи с тем, что бюджетом не предусмотрены средства на их реализацию.

В четвертом чтении проект закона о федеральном бюджете голосуется в целом. Внесение в него поправок не допускается.

Принятый Государственной Думой закон о федеральном бюд­жете на очередной финансовый год в течение пяти дней со дня принятия передается на рассмотрение Совета Федерации. Феде­ральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год подлежит обязательному рассмотрению Советом Федерации в соответствии с п. «а» ст. 106 Конституции РФ. Совет Федерации рассматривает закон о федеральном бюджете в течение 14 дней со дня его представления Государственной Думой, причем голосова­ние проводится на предмет его одобрения в целом. Одобренный Советом Федерации закон о федеральном бюджете в течение пяти дней со дня одобрения направляется Президенту РФ для подписа­ния и обнародования.

В случае отклонения закона о федеральном бюджете Советом Федерации указанный федеральный закон передается для пре­одоления возникших разногласий в согласительную комиссию. По результатам ее работы Государственная Дума повторно рас­сматривает закон о федеральном бюджете в одном чтении. Приня­тый Государственной Думой в результате повторного рассмотре­ния закон о федеральном бюджете снова в том же порядке переда­ется в Совет Федерации.

В случае отклонения Президентом РФ закона о федеральном бюджете указанный закон передается для преодоления возник­ших разногласий в согласительную комиссию. При этом в состав согласительной комиссии включается представитель Президен­та РФ.

Законодательство допускает возможность возникновения такой ситуации, когда закон о бюджете не вступает в силу с начала финансового года. Это может быть: а) в случае непринятия Государственной Думой проекта закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год до 15 декабря текущего года; б) в случае невступления в силу закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год по другим причинам до 1 января оче­редного года. В такой ситуации Государственная Дума может принять федеральный закон о финансировании расходов из феде­рального бюджета в первом квартале очередного финансового года и федеральные органы исполнительной власти производят расходование средств федерального бюджета в соответствии с ука­занным федеральным законом. Если такой закон не принят, вво-


§ 5. Правовой режим исполнения бюджетов 243

дится режим временного управления бюджетом (ст. 190 БК РФ), который предусматривает, что орган, исполняющий этот бюджет, правомочен:

осуществлять расходование бюджетных средств на цели, опре­деленные законодательством, но не более 1/4 ассигнований предыдущего года в расчете на квартал (не более 1/12 - в расчете на месяц) по соответствующим разделам функциональной и ве^ домственной классификаций расходов бюджетов РФ;

не финансировать расходы, не предусмотренные проектом за­кона (решения)"о бюджете на очередной финансовый год.

При этом бюджетное регулирование осуществляется в разме­рах и порядке, которые определены законом (решением) о бюдже­те на предыдущий финансовый год. Порядок распределения средств на оказание финансовой помощи бюджетам других уров­ней бюджетной системы РФ сохраняется в виде, определенном за­коном (решением) о бюджете на предыдущий финансовый год.

В субъектах РФ и муниципальных образованиях проект бюд­жета рассматривается и утверждается законодательным (предста­вительным) органом, как правило, в трех или даже в двух чте­ниях.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!