Все для предпринимателя. Информационный портал

Государственные бюджетные фонды. Внебюджетные фонды

  • 10. Финансовое планирование и прогнозирование: содержание, значение и методы
  • 11. Финансовый контроль: сущность, принципы организации
  • 12. Методы проведения финансового контроля
  • 13. Государственный финансовый контроль и его организация
  • 14. Виды негосударственного финансового контроля. Значение аудита в рыночной экономике
  • 15. Бюджет: понятие и значение для экономического развития страны в разные исторические периоды
  • 17. Принципы бюджетной системы России
  • 18. Бюджетный процесс. Состав и реализация отдельных этапов
  • 19. Роль Федерального казначейства в бюджетном процессе
  • 20. Доходы бюджета и их классификация. Современная структура доходов федерального бюджета России
  • 24. Несбалансированность бюджета и его значение для экономики страны. Способы достижения баланса
  • 26. Государственный долг: понятие и процесс образования. Особенности долговых обязательств органов власти различных уровней
  • 28. Внебюджетные фонды и их организация в России
  • 29. Пенсионная реформа в России: проблемы и перспективы
  • 30. Финансы предприятий: понятия, принципы организации и характеристика финансовых потоков
  • 32. Внеоборотные ативы: понятие и состав. Амортизация как способ восстановления основных фондов предприятия.
  • 33. Оборотные активы: понятие и состав. Амортизация как способ восстановления основных фондов.
  • 34. Организация финансовой работы на предприятии.
  • 41. Минимальный размер оплаты труда, прожиточный минимум и минимальный потребительский бюджет.
  • 43. Финансовый рынок. Понятие, формы финансовых активов, структура и функции финансового рынка.
  • Структура финансового рынка
  • 44. Основные участники и индикаторы финансового рынка.
  • 45. Кредитный рынок, его сегменты и формирование спроса на них.
  • 46. Рынок ценных бумаг, его структура и характеристика отдельных составляющих.
  • 47. Ценные бумаги и их классификация.
  • 48. Профессиональные участники рынка ценных бумаг и их особенности.
  • 49. Фондовая биржа и организация ее деятельности. Фондовые биржи в рф и других странах.
  • 50. Валютный рынок: функции, участники и классификация видов валютных рынков.
  • 51. Валютные операции. Либерализация валютных рынков на современном этапе.
  • 52. Страхование: участники и функции страхового рынка. Современное состояние страхового рынка в России и других странах.
  • 53. Отрасли и виды страховой деятельности. Перспективы развития страхования в России.
  • 54. Международные финансы и международная финансовая система.
  • 55. Финансовые системы разных стран: общие черты и особенности.
  • 56. Финансовая глобализация и мировые финансовые рынки.
  • 28. Внебюджетные фонды и их организация в России

    Наряду с бюджетами, как основными фондами денежных средств органов власти, важнейшим звеном системы государственных фи­нансов в Российской Федерации выступают внебюджетные фон­ды. Появление данного звена бюджетной системы связано с необ­ходимостью обособить часть государственных ресурсов для устой­чивого финансирования важнейших социально-экономических программ.

    Государственные внебюджетные фонды - целевые централизо­ванные фонды финансовых ресурсов, формируемые за пределами государственного бюджета за счет обязательных платежей и отчис­лений юридических лиц и предназначенные для реализации кон­ституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социаль­ное обеспечение, страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь.

    По своей экономической сущности государственные внебюд­жетные фонды являются формой перераспределения и использо­вания финансовых ресурсов, мобилизуемых государством для фи­нансирования не включаемых в бюджет некоторых общественных потребностей и расходуемых в строгом соответствии с целевой направленностью фонда по решению исполнительного органа вла­сти на основе его оперативной самостоятельности.

    Государственные внебюджетные фонды создаются на базе со­ответствующих актов высших органов власти, в которых регламен­тируется их деятельность, указываются источники формирования, определяются порядок и направленность использования денеж­ных фондов. Правовой статус, порядок создания, деятельности и ликвидации государственных внебюджетных фондов определяют­ся в соответствии с Бюджетным кодексом РФ.

    С помощью внебюджетных фондов государство решает сле­дующие важные социальные задачи: социальная защита населе­ния, повышение жизненного уровня населения, сохранение и улучшение здоровья населения, социальная ориентация безработ­ного населения, оказание социальных услуг населению.

    В состав государственных внебюджетных фондов входят:

      Пенсионный фонд России;

      Фонд социального страхования;

      Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

    Внебюджетные фонды, являясь составной частью финансовой системы РФ, обладают рядом особенностей:

      запланированы органами власти и управления и имеют стро­гую целевую направленность;

      денежные средства фондов используются для финансирова­ния государственных расходов, не включенных в бюджет;

      формируются в основном за счет обязательных отчислений юридических лиц;

      страховые взносы в фонды и взаимоотношения, возникаю­щие при их уплате, имеют налоговую природу, тарифы взносов ус­танавливаются государством и являются обязательными;

      на отношения, связанные с исчислением, уплатой и взыска­нием взносов в фонды, распространено большинство норм и поло­жений Налогового кодекса РФ;

      денежные ресурсы фонда находятся в государственной соб­ственности, они не входят в состав бюджетов, а также других фон­дов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не преду­смотренные законом;

      расходование средств из фондов осуществляется по распоря­жению Правительства или специально уполномоченного на то ор­гана (Правление фонда).

    Главной особенностью государственных внебюджетных фон­дов в Российской Федерации является страховой характер их фор­мирования. Выплаты из данных фондов осуществляются только по направлениям, определенным как страховой случай, и отражают финансирование расходов по социальному, пенсионному и меди­цинскому страхованию.

    Доходы и расходы государственных внебюджетных фондов формируются в порядке, установленном федеральным законом, либо в ином порядке, предусмотренном Бюджетным кодексом. Доходы государственных внебюджетных фондов формируются за счет обязательных платежей, установленных законодательством РФ; добровольных взносов юридических лиц; других доходов, пре­дусмотренных законодательством. Сбор и контроль за поступле­нием доходов осуществляет Федеральная налоговая служба. Ос­новным источником доходов государственных внебюджетных фондов в Российской Федерации является сейчас единый соци­альный налог (ЕСН) (страховой взнос). Его плательщиками высту­пают организации-работодатели всех форм собственности, а нало­гооблагаемой базой являются все выплаты, начисленные работо­дателем в пользу работника по всем основаниям. Налог взимается по регрессивной ставке. Расходование средств государственных определенные законодательством РФ, регламентирующим их дея­тельность, в соответствии с бюджетами указанных фондов, ут­вержденными законами РФ и субъектов РФ. Исполнение бюдже­тов государственных внебюджетных фондов осуществляется Феде­ральным казначейством РФ.

    Наиболее крупным по величине мобилизуемых ресурсов из всех социальных фондов является Пенсионный фонд РФ (ПФР). На его долю приходится более 80% суммы средств, поступающих во все социальные внебюджетные фонды, или 6% ВВП. Фонд подот­четен Правительству РФ, действует на основе Положения о Пен­сионном фонде РФ.

    Он представляет собой централизованный фонд государства, обеспечивающий формирование и распределение финансовых ре­сурсов в целях социального обеспечения граждан по возрасту.

    За счет средств ПФР получают пенсии более 35 млн россий­ских пенсионеров, включая трудовые пенсии (по старости, по ин­валидности, по случаю потери кормильца), пенсии по государст­венному пенсионному обеспечению, пенсии военнослужащих и их семей, социальные пенсии, пенсии госслужащих.

    Средства этого фонда формируются за счёт страховых взносов, дотаций из федерального бюджета и ресурсов, получаемых от собственных инвестиций фонда.

    Вторым по значению среди внебюджетных социальных фондов является Фонд социального страхования РФ (ФСС). Он представляет собой специализированное финансово-кредитное учреждение при Правительстве РФ, занимающееся управлением финансами госу­дарственного социального страхования.

    ФСС относится к внебюджетным социальным фондам. Его де­нежные средства находятся в государственной собственности и изъятию не подлежат.

    Организация работы ФСС построена по территориальному принципу и включает региональные отделения, управляющие средствами государственного социального страхования на территории субъектов РФ; центральные отраслевые отделения, управ­ляющие средствами государственного социального страхования в отраслях экономики; филиалы отделений, создаваемые региональ­ными и центральными отраслевыми отделениями ФСС.

    Этот фонд предназначен для целевого финансирования выплат социальных пособий и компенсаций (все виды социальной помощи семьям, имеющим детей, социальная помощь в период временной нетрудоспособности работника и в отпускной период и т.д.)

    Доходы ФСС в соответствии с бюджетной классификацией под­разделяются на налоговые, неналоговые и безвозмездные поступ­ления.

    В систему внебюджетных фондов России входят федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС). Создание этих фондов продиктовано реформированием системы финансирования здравоохранения и переходом к системе обязательного медицинского страхования, действующей во мно­гих государствах с рыночной экономикой. Обязательное медицин­ское страхование – составная часть государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам РФ равные возмож­ности в получении медицинской помощи за счет средств обяза­тельного медицинского страхования.

    Средства фондов находятся в государственной собственности, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не под­лежат.

    Источниками финансирования ФОМС наряду с бюджетами служат обязательные страховые взносы работодателей.

    Пенсии по старости назначаются мужчинам по достижению 60 лет и общем трудовом стаже 25 лет, женщинам соответственно – 55 лет и 20 лет. Существуют льготные сроки назначения пенсии в связи с особыми условиями труда (подземные работы, горячие цеха, химическое производство, работа на Севере).

    Пенсии устанавливаются в размере 55 % заработка и сверх того 1% за каждый полный год сверх установленного трудового стажа, но не может быть > 75% заработка.

    Минимальный размер пенсии устанавливается на уровне минимального размера оплаты труда. Максимальный размер – на уровне 3-х минимальных пенсий, а для льготного списка – 3,5 и также +1% за каждый год сверх нормы, но не больше, чем на 20%.

    Пенсия по инвалидности – вследствие трудового увечья и профессионального заболевания. I–II группа инвалидности – 75% заработка. Минимальная пенсия – в размере минимального размера пенсии по старости. III группа – 30% и минимальная на уровне 2/3 минимальной пенсии по старости.

    Добавляется 1% за каждый год сверх установленного, но не более чем на 20%.

    Максимальный размер:

    I–II группы – равен максимальной по старости;

    III группы – равен минимальной по инвалидности. Во всех случаях +1% за каждый год сверх нормы стажа.

    Пенсии по случаю потери кормильца начисляются нетрудоспособным членам семьи умершего, состоявшим на его иждивении. К ним относятся:

    · дети, братья, сестры, внуки, не достигшие 18 лет или старше до окончания очных высших учебных заведений;

    · отец, мать, супруг, если они пенсионеры;

    · один из родителей или супруг, если он не работает и занят уходом за детьми.

    Пенсия установлена в размере 30% заработка кормильца на каждого нетрудоспособного члена семьи, а на каждого ребенка, потерявшего обоих родителей, в размере 1,5 минимальных пенсий по старости.

    Максимальный размер установлен на уровне минимального размера пенсии по старости.

    Пенсия за выслугу лет (морякам, учителям, врачам, артистам, летчикам гражданской авиации). Пенсия устанавливается в размере от 55% до 75% заработка и повышается по 1% за каждый год сверх требуемого стажа работы.

    Социальная пенсия – начисляется лицам, не имеющим права на пенсию по труду.

    Устанавливается:

    · инвалидам I и II групп, в т.ч. с детства;

    · детям в возрасте до 18 лет, потерявшим одного или обоих родителей;

    · гражданам в возрасте 60 и 55 лет, соответственно мужчинам и женщинам.

    · минимальная пенсия по старости;

    · инвалидам II группы (кроме детей), детям, потерявшим 1 родителя – 2/3 пенсии по старости;

    · инвалидам III группы – половина минимальной пенсии.

    Руководство пенсионным фондом осуществляет правление и его постоянно действующий орган – Исполнительная дирекция . Ей подчиняются отделения в республиках в составе РФ, в национально-государствен ­ных и территориальных образованиях и на местах (городах и регионах).

    Кромепенсионного фонда вопросами пенсионного обеспечения занимаются Министерство труда и социального развития РФ, Министерство связи, сбербанк и.

    Бюджет пенсионного фонда утверждается законодательным органом. В законе о бюджете утверждается общая сумма доходов, в том числе по источникам и общая сумма расходов, в том числе по направлениям. Кроме государственных ПФ существуют и негосударственные ПФ. Они действуют на основании Закона “О негосударственных пенсионных фондах”.

    Есть мнение, что государственные и муниципальные учебные заведения прочно сидят на дотациях бюджета. Однако это не так. Очень многие школы и вузы зарабатывают сами. Законами РФ предусмотрено такое явление, как внебюджетная деятельность образовательного учреждения. Что это такое? Какого рода специфику оно в себе несет?

    Что такое внебюджетная деятельность?

    Что представляет собой внебюджетная деятельность Дело в том, что финансирование работы школ, предусмотренное государственными и муниципальными планами, во многих случаях рассчитывается исходя из минимального покрытия тех расходов, с которыми предстоит иметь дело организации. Поэтому образовательными учреждениями ведется различного рода внебюджетная деятельность по привлечению дополнительных финансовых средств.

    Формы внебюджетной деятельности

    Рассмотрим, в каких формах школы извлекают Сразу отметим, что закон не накладывает ограничений в отношении выбора образовательным учреждением организацонно-правовой формы контрагента. Партнерами школы могут быть НКО, индивидуальные предприниматели, физлица. С ними учреждение заключает различного рода соглашения с целью приобретения дополнительных финансовых или же материальных ресурсов, делясь взамен своими.

    Какого рода образовательные структуры могут вести "бизнес"? С точки зрения закона, допустима внебюджетная деятельность образовательного учреждения СПО (среднего профессионального образования), средней школы, лицея, вуза - в целом, уровень программ обучения принципиальной роли не играет. Самое главное, чтобы исполнялись соответствующие предписания, упомянутые в релевантных законах.

    Госучреждение может вести бизнес?

    Да, может. В соответствии с ФЗ "Об образовании" внебюджетная деятельность вуза, школы и иного образовательного учреждения может иметь характер коммерческой. Но только если такого рода активности соответствуют уставу организации, то есть обеспечивают достижение основных целей деятельности. В то же время ведомство, учредившее учебное заведение, имеет право установить запрет на предпринимательские активности, если основному профилю работы школы или вуза наносится ущерб. О чем идет речь? Какого рода активности в государственных и муниципальных учебных организациях могут быть? Эксперты чаще всего приводят в пример следующие направления внебюджетной деятельности:

    Оказание платных услуг по обучению;

    Торговля (перепродажа) товарами и оборудованием;

    Предоставление посреднических сервисов;

    Совместная деятельность с другими образовательными организациями в коммерческой сфере;

    Покупка акций и других ценных бумаг, извлечение дохода по факту их удорожания.

    В силу специфики основного профиля школы извлекают дополнительный доход именно посредством оказания платных услуг образовательного характера. Хотя одновременно могут практиковаться также и другие виды внебюджетной деятельности образовательного учреждения.

    Предпринимательство ли это?

    Выше мы употребили термин "предпринимательские активности". Мы это сделали, подразумевая, скорее, абстрактный смысл. По факту называть деятельность образовательных структур "предпринимательством" не вполне корректно с точки зрения буквы закона, нормы которого актуальны сегодня. Почему?

    Дело в том, что в 2010 году на законодательном уровне были приняты существенные поправки в Закон №3266-11 "Об образовании", регулирующий работу государственных и муниципальных учреждений. Да, действительно, до того, как они были утверждены, госучреждения вполне могли заниматься именно "предпринимательской" деятельностью - так было сказано в предыдущей редакции закона. Однако по факту принятия поправок соответствующие активности стали назваться по-другому. А именно появилась формулировка "приносящая доход деятельность". Так что де-юре внебюджетная деятельность образовательного учреждения - это не бизнес, и нам будет полезно усвоить этот факт.

    Ограничения

    В соответствии с нормами отмеченного нами выше Закона "Об образовании", школа, используя такой канал извлечения доходов, как оказание платных услуг, не вправе заменять ими те, что финансируются бюджетом. То есть недопустимо проводить платные уроки в рамках того расписания, которое установлено для обычных занятий. Если такие действия выявятся контролирующими органами, то весь доход, который принесла подобного рода внебюджетная деятельность, будет изъят соответствующим ведомством, учредившим школу. Также есть нормы, в которых указан перечень видов образовательных услуг, которые учреждения не вправе оказывать на платной основе. К таковым относятся, например, программы обучения повышенного уровня или углубленного изучения различных предметов. Нельзя проводить платные занятия с учениками, которые относятся к категории неуспевающих, а также принимать экзамены в формате экстерната.

    Оформление коммерческих отношений

    Каким образом оформляется внебюджетная деятельность образовательного учреждения? Если речь идет об оказании платных услуг, то необходимо заключать корректным образом оформленные договора с заказчиками. При этом, прежде чем составлять такие документы, школа обязана заблаговременно предоставить будущим потребителям сведения об оказываемых услугах и одновременно - информацию об учреждении. Какого рода факты необходимо указывать в подобного рода сообщениях (форма подачи которых определяется школой самостоятельно)? В числе основных значатся следующие:

    Название учреждения, информация о лицензиях, аккредитациях;

    Основные факты об учебных программах, их сложность, направленность, сроки преподавания;

    Список услуг, которые включены в оплату в рамках соглашения;

    Дополнительные сервисы, предоставляемые по согласию заказчика;

    Стоимость услуг, входящих в основной договор, а также тех, что оказываются дополнительно;

    Порядок поступления обучающихся;

    Сведения о документах, которые выдаются по факту прохождения учебной программы.

    Составлять договор как таковой школа, извлекающая доходы от внебюджетной деятельности в виде оказания платных образовательных услуг, должна, соотнося его содержание с нормами релевантных законов. В некоторых случаях полезно знакомиться с теми формулировками в правовых актах, которые прямо указывают на условия договора, признаваемые противоречащими законодательству РФ. К таковым относятся:

    Указание права о расторжении соглашения в случае неоплаты услуг или просрочки;

    Включение пункта о возможности отчислить ученика по причине невыполнения исходного учебного плана;

    Формулировки, указывающие на ограничение права заказчиков отказаться от договора в любой момент и без объяснения причин при условии полного возврата уплаченных за обучение сумм;

    Включение пунктов о штрафных санкциях за отказ от обучения.

    Подписываются договора на оказание образовательных услуг на коммерческой основе уполномоченными должностными лицами. Их перечень утверждает руководитель заведения. Внебюджетная деятельность образовательного учреждения ведется при условии полной ответственности директора за то, насколько качественными будут оказываемые услуги. Также в компетенции руководства - соблюдение учетной и трудовой дисциплины, контроль над корректным составлением смет и иных документов, имеющих отношение к платным услугам.

    Дополнительные сведения для заказчика

    Какие еще сведения руководству образовательного учреждения следует предоставлять заказчику в процессе составления договоров на оказание платных услуг? В соответствии с актуальными формулировками закона, школа или вуз обязуются обеспечить доступность ряда документов, имеющих отношение к основной деятельности. Их перечень таков:

    Учредительные документы (включая источники, указывающие внесение изменений);

    Свидетельство о госрегистрации учреждения;

    Решение о создании организации, подписанное учредителем;

    Распоряжение учредителя о назначении директора (или иной руководящей должности) организации;

    Ряд положений (например, тех, что касаются филиалов и представительств);

    Документы, отражающие плановую активность в направлении финансово-хозяйственной деятельности учреждения, который составлен в порядке, определяемом учредителем и в соответствии с требованиями Минфина;

    Бумаги, предоставляющие бухгалтерскую отчетность за год;

    Информация о проверках и иного рода контрольных мероприятиях, проведенных компетентными ведомствами (а также их результаты);

    Сведения о на предоставление определенного рода услуг (или выполнение работ).

    Также учреждение обязуется предоставить корректным образом оформленный отчет о своей деятельности, предусматривающий пункты об использовании государственного имущества в порядке, который определяется учредителем и в соответствии с теми требованиями, которые установлены органом власти, имеющим отношение к сфере деятельности организации.

    Дополнительные документы

    Организация внебюджетной деятельности образовательных учреждений предполагает оформление не только договоров, но также и составления некоторых иных источников. Перечислим основные их виды.

    Во-первых, это должным образом оформленное положение о внебюджетной деятельности, где будут отражаться основные принципы оказания платных услуг того или иного рода.

    Во-вторых, это соответствующей направленности приказ, в котором будут отражаться сведения следующего характера:

    Перечень сотрудников, которые будут заниматься оказанием платных услуг, их часовые ставки, график работы;

    На организацию коммерческих сервисов;

    В-третьих, со специалистами, которые, как предполагается, будут оказывать услуги по обучению на коммерческой основе, школе необходимо будет заключить трудовые договора (или гражданско-правовые соглашения).

    В некоторых случаях учреждение может предоставлять своим сотрудникам дополнительные документы, облегчающие их адаптацию к специфике перехода к работе на коммерческой основе. Это может быть, к примеру, инструкция по внебюджетной деятельности, отражающая принципы работы с учениками определенной возрастной или социальной категории. Руководство школы или вуза может издавать методические пособия для сотрудников, которые позволят лучше ориентироваться в специфике оказания платных услуг.

    Нюансы платного образования

    В 2013 году Правительство РФ издало постановление, в соответствии с которым были введены новые нормы, касающиеся предоставления учебными заведениями платных образовательных услуг. Полезно будет ознакомиться с ними. Основное новшество здесь в появлении такого понятия, как "недостаток платных услуг". В соответствии с законом, такое свойство может обнаружиться, если услуга не будет соответствовать образовательным стандартам, или же будет явно противоречить условиям договора. Или, что тоже возможно, целям, для которых услуги подобного рода чаще всего используются.

    Если "недостаток" будет обнаружен, то заказчик имеет полное право потребовать от руководства образовательного учреждения проведения занятий на бесплатной основе, соразмерно уменьшить стоимость услуг по договору, или же возместить убытки, возникшие как итог прохождения программы в рамках не вполне качественно организованного учебного процесса.

    Расчеты

    Организация внебюджетной деятельности образовательными учреждениями предполагает соответствующий порядок расчетов с потребителями услуг. Какие нюансы здесь следует учитывать?

    Технически расчеты с потребителями могут производиться с применением кассового аппарата (тогда оплата происходит в бухгалтерии школы) или же при использовании расчетного счета в банке. Если нужного оборудования нет, а оплатить через кредитно-финансовую организацию потребитель не может, то школа может выдать ему Прием наличных денежных средств осуществляют ответственные лица, которых назначает директор.

    Имеет ли значение форма учреждения?

    Как известно, государственные и муниципальные учреждения, включая образовательные, могут относиться к одной из трех групп - казенным, бюджетным или же автономным. Есть ли разница в законодательных подходах к регулированию предпринимательских активностей в зависимости от конкретного типа госучреждений? Каким образом государство регулирует развитие внебюджетной деятельности учреждаемых организаций?

    Прежде всего, как отмечают юристы, школы и вузы, относящиеся к любому из трех типов, могут осуществлять предпринимательскую активность. Однако, существуют различия в аспекте последующего распределения полученных учебным заведением доходов.

    Для казенных учреждений есть норма, по которой весь доход поступает в соответствующего уровня бюджет. Что касается автономных организаций - ситуация обратная. Всю выручку учреждение может оставить себе (однако при условии, что получена она, как мы уже сказали в начале статьи, при полном соответствии коммерческой активности профильным целям и задачам). Что касается классической "бюджетной" организации, то "бизнес" можно вести по основным видам деятельности, что отражены в учредительных документах.

    Кроме того, внебюджетная деятельность образовательного учреждения, относящегося к группе казенных, должна вестись на основании документов, завизированных главным распорядителем государственных (муниципальных) денежных средств. В них указывается, какого рода источники будут использоваться для извлечения дохода, а также статьи расходов.

    Для бюджетных и казенных учреждений есть обязательство - предоставлять документы, имеющие отношение к "бизнесу", в территориальные представительства Федерального казначейства. Основной - это смета доходов и расходов. Она же, как отмечают юристы, может быть основным документом для открытия расчетного счета организации.

    Если нужна смета

    Рассмотрим, согласно каким нормативам составляется та самая внебюджетная смета. Она, подобно аналогичным источникам, характерным для коммерческих предприятий, подразделяется на две части - доходную и расходную.

    В первой должен отражаться остаток денежных средств, присутствующий на момент начала финансового года, а также ожидаемые поступления соотносительно с кодами классификации доходов. Кроме того, в смете должны быть указаны доходы не только от оказания услуг на коммерческой основе, но также и факты поступления финансовых средств на безвозмездной основе.

    Если речь идет о расходной части сметы, главное здесь - корректное оформление обоснования издержек исходя из их финансово-экономического свойства. Указывается перечень подписанных учреждением договоров и иных документов.

    Смета подписывается директором учреждения и главным бухгалтером (либо лицами, которые их замещают). Затем документ заверяется печатью и направляется распорядителю с тем, чтобы тот все утвердил. Вместе с тем, даже если смета подписана, в нее можно в течение года вносить коррективы - также по согласованию с распорядителем.

    Деятельность по плану

    Выше мы сказали о том, что в числе документов, составляемых государственными и муниципальными организациями, значится положение о внебюджетной деятельности. В соответствии с относительно новыми поправками к законодательству, вступившими в силу с 1 января 2012 года, некоторые группы госучреждений будут составлять еще один важнейший документ - "План финансово-хозяйственной деятельности". Какого рода нюансы включает его оформление? Их достаточно много. Но прежде всего в него должны быть включены плановые показатели соотносительно ожидаемым поступлениям от предоставления услуг, суть которых не противоречит уставу организации. Виды внебюджетной деятельности образовательного учреждения, вместе с тем, могут содержать не только организацию платных сервисов, но также и извлечение выручки за счет благотворительности и иного рода активностей безвозмездного характера.

    Что еще необходимо учитывать госучреждениям с точки зрения формальностей? Не менее важный аспект, который включает внебюджетная деятельность школы, вуза или иной образовательной структуры, - учет денежных средств. Он должен осуществляться корректно. Рассмотрим механизмы, имеющие к этому отношение.

    Специфика ведения учета

    Учет внебюджетной деятельности образовательных организаций, как предписывает закон, должен осуществляться с использованием расчетных банковских аккаунтов. Основанием для ведения финансовых операций выступают соответствующие разрешения, а также смета.

    Чтобы оплатить услуги за счет внебюджетных источников, организация обязуется предоставить в Федеральное казначейство заявку по форме 05311801 ("кассовый расход") либо, если требуется обналичивание средств, документ за номером 0531802.

    Если речь идет об отражении финансовых операций в рабочем плане, то используется код 2 (собственные доходы). Для фиксации расчетов по доходам используется счет за номером 2 205 00.

    Как только денежные средства поступают, то соответствующие финансовые операции фиксируются - по нескольким счетам - за номером 2 201 00, по группам 10, 20 и 30 (первая - средства в казначействе, вторая - на банковском аккаунте организации, третья - в кассе учреждения).

    Еще один нюанс, касающийся учетной политики, - налоги. Интересен тот факт, что бюджетные организации, ведущие предпринимательскую деятельность, обязуются самостоятельно разрабатывать алгоритмы, отражающие исчисление сборов на основе извлекаемой прибыли. Руководствоваться при этом можно общими принципами, что изложены в 25-й главе НК РФ. Что касается уплаты соответствующих типов налогов, то в отношении бюджетных организаций закон допускает послабление - вносить авансовые платежи можно только поквартально. Делать это ежемесячно не требуется.

    Решение задач, связанных с социальным управлением — важнейшая функция государства. В российской модели значимую роль играют специализированные фонды, создаваемые властями с целью оптимизации соответствующего направления государственной политики. Какова специфика их работы?

    Специфика деятельности фондов

    Государственные внебюджетные фонды — это обособленные от иных структур национальной системы управления финансами организации, которые призваны выполнять специальные задачи в области социального и экономического развития. В российской модели роль подобных структур связана в значительной степени с пенсионным обеспечением, социальным и медицинским страхованием.

    Чем отличаются государственные бюджетные и внебюджетные фонды? Основной критерий — автономность управления денежными средствами. Хотя он, как отмечают некоторые эксперты, в достаточной мере условен. В бюджетных фондах предполагается строгая отчетность соответствующих структур перед органами власти. В фондах внебюджетного типа, в свою очередь, возможно более свободное распоряжение денежными средствами, выражаемое, в частности, в аспекте их инвестирования.

    Основные фонды РФ

    В России есть три основных, функционирующих на федеральном уровне, внебюджетных структуры соответствующего типа. Во-первых, это Пенсионный фонд РФ. Его деятельность связана с важнейшей с точки зрения социально-экономического развития страны задачей — начислением и распределением государственных пенсий. Во-вторых, это Фонд социального страхования. Он, в свою очередь, решает задачи, связанные с начислением и выплатой различного рода пособий. В-третьих, это Федеральный Фонд Обязательного Медицинского Страхования. Он обеспечивает функционирование государственной системы бесплатного медобслуживания.

    ПФР, ФСС и ФОМС — это государственные социальные внебюджетные фонды. Но есть и другая категория структур соответствующего типа. А именно экономические внебюджетные фонды. Их задачи, в свою очередь, связаны с хозяйственным развитием государства. Одна из крупнейших организаций такого типа — Российский фонд технологического развития. Также существуют различные отраслевые структуры, призванные решать экономические задачи.

    Статус фондов

    Какой правовой статус имеют государственные внебюджетные фонды, ведущие деятельность в РФ? Каждая из отмеченных структур — самостоятельное юридическое лицо. В правовом аспекте, а также в некоторых областях экономического развития, данные субъекты независимы от бюджета России. То есть доходы государственных внебюджетных фондов и их расходы не включаются в соответствующие категории, характерные для финансовых систем на федеральном, региональном или муниципальном уровне.

    Вместе с тем собственник фондов, о которых идет речь — государство. Соответственно, в компетенции федеральных органов власти — правовая регламентация функций ПФР, ФСС и ФОМС, а также руководство их деятельностью. В этом смысле государственные внебюджетные фонды зависимы от властей. Так, в частности, компетентные органы госуправления определяют ключевые задачи для ПФР, ФСС и ФОМС, источники доходов, а также направления эффективного использования денежных средств.

    Однако фонды наделены также полномочиями, отражающими широкий круг возможностей для самостоятельной деятельности. Так, в частности, ПФР, ФСС и ФОМС могут в достаточной мере независимом порядке решать вопросы, связанные с оперативным руководством, а также управлением финансовыми ресурсами. Фонды утверждают внутренние бюджеты, сметы различных расходов, нанимают в штат компетентных специалистов. При этом в некоторых случаях в структурах управления фондами могут присутствовать представители органов государственной власти.

    Источники финансирования фондов

    Рассмотрим то, каким образом государственные внебюджетные фонды получают финансирование. Основные источники доходов соответствующих структур представлены в следующем спектре.

    Во-первых, это некоторые виды налогов и сборов, которые установлены федеральными, региональными и муниципальными законами. Например, для ПФР, ФСС и ФОМС — это страховые взносы во внебюджетные фонды соответствующих наименований. Во-вторых, это бюджетные ассигнования. В-третьих, это может быть прибыль от коммерческих активностей, которые фонды, как самостоятельные юридические лица, могут осуществлять.

    Также в некоторых случаях перечисление в фонды денежных средств осуществляют граждане и другие организации на правах добровольного спонсорства. Возможны варианты с кредитованием деятельности соответствующих структур со стороны ЦБ РФ и коммерческих банков.

    Классификация фондов

    Система государственных внебюджетных фондов предполагает классификацию структур рассматриваемого типа в рамках широкого спектра критериев. Так, например, есть соответствующего типа организации, статус которых зависит от уровня политического управления. Есть, таким образом, фонды федеральные и региональные.

    Другой критерий классификации организаций — специфика задач. Есть государственные социальные внебюджетные фонды, а есть те, которые решают преимущественно экономические задачи. Организации могут различаться также и по правовому статусу. Так, есть полностью или частично самостоятельные фонды и структуры, которые посредством того или иного механизма интегрированы в бюджет.

    Целевые бюджетные фонды

    Государством могут создаваться также и целевые внебюджетные фонды, создаваемые, как правило, с целью формирования наиболее эффективных механизмов управления деятельностью каких-либо отраслей экономики или сфер политического управления. Вместе с тем, некоторые эксперты относят к категории целевых, собственно, ПФР, ФСС и ФОМС, так как их деятельность предполагает решение специализированных задач.

    Вместе с тем в российской практике есть примеры существования также и целевых бюджетных фондов. Так, например, в 90-х годах такие организации были представлены в политической системе РФ в самом широком спектре.

    Фонды, относимые к целевым бюджетным, решали задачи в сфере дорожного строительства, экологии, обеспечения правопорядка, развития атомной энергетики и иных направлений социального и экономического развития. Структуры со схожим правовым статусом были сформированы также и в регионах РФ.

    Рассмотрим специфику деятельности трех основных российских внебюджетных фондов - ПФР, ФСС и ФОМС - подробнее.

    Пенсионный фонд

    Пенсионный фонд РФ — это ключевая государственная структура, которая обеспечивает начисление и распределение пенсий граждан РФ. Это один из важнейших социальных институтов. Пенсионный фонд — вертикально интегрированная организация. То есть вышестоящие структуры его управления функционируют на федеральном уровне, и им подчиняются региональные отделения ПФР. Каковы основные функции ПФР?

    Во-первых, данная организация собирает страховые взносы, предназначенные для обеспечения функционирования пенсионной системы государства. Во-вторых, ПФР ведет персонифицированный учет граждан на предмет корректного начисления пенсий. В-третьих, Пенсионный фонд занимается капитализацией и инвестированием денежных средств в рамках механизмов, предусмотренных законодательством.

    Доходы ПФР

    За счет каких финансовых источников функционирует ПФР? С законодательной точки зрения механизмы получения Пенсионным фондом доходов определены в Налоговом кодексе и иных релевантных правовых актах.

    Основные источники выручки ПФР, согласно установленным в законах РФ нормам:

    Страховые взносы во внебюджетные фонды, перечисляемые работодателями и индивидуальными предпринимателями;

    Ассигнования из государственного бюджета, направленные на выплату пенсий, а также с целью их индексации;

    Добровольные взносы граждан и организаций.

    Рассмотрим теперь структуру расходов ПФР.

    Расходы Пенсионного фонда

    Специфика распределения расходов ПФР определяется положениями ФЗ «О трудовых пенсиях» и релевантных ему федеральных правовых актов, а также Указами Президента. В числе ключевых направлений финансирования Пенсионного Фонда:

    Выплата пенсий, в том числе россиянам, живущим за рубежом;

    Выплата декретных пособий по уходу за детьми в возрасте старше полутора лет;

    - материальная помощь престарелым, а также нетрудоспособным гражданам;

    Решение вопросов, связанных с финансовым обеспечением деятельности внутренних структур организации.

    Законом могут быть предусмотрены также и иные направления расходов, осуществляемых ПФР.

    Деятельность ФСС

    Государственные внебюджетные фонды РФ представлены также такой структурой, как ФСС. Данная организация решает задачи, связанные с предоставлением гражданам социальной помощи. Фонд аккумулирует и распределяет денежные средства, направляемые гражданам и организациям с целью решения соответствующих задач.

    Так же, как и в случае с деятельностью ПФР, формирование финансового ресурса ФСС осуществляется на страховой основе, однако распределение средств — по территориальному или отраслевому критерию. В российской модели, таким образом, управление государственными внебюджетными фондами не всегда осуществляется соотносительно структуре политических институтов.

    Так, исполнительные структуры ФСС представлены региональными отделениями, а также отраслевыми структурами, заведующими распределением денежных средств, соответственно, на уровне субъектов РФ и в различных сферах экономики. Также есть филиалы отделений обоих типов структур.

    Каковы ключевые задачи ФСС? К таковым эксперты относят, прежде всего, выплату больничных, декретных и иных пособий, связанных с материнством. Также Фонд Социального Страхования отвечает за разработку и практическую реализацию программ по охране здоровья трудящихся граждан и за совершенствование системы распределения финансовых ресурсов, используемых при решении задач в своей компетенции.

    Доходы и расходы ФСС

    Каковы основные источники финансирования деятельности ФСС? Так же, как и в случае с ПФР, денежные средства в Фонд Социального Страхования поступают за счет страховых взносов, ассигнований из бюджета, а также в виде дохода от инвестирования и добровольного спонсорства граждан и организаций. Расходы ФСС отражают специфику задач, решаемых организацией. Таким образом, это выплата больничных, декретных и оказание иных мер социальной поддержки различным категориям граждан РФ.

    Работа ФОМС

    Другая важнейшая структура в российской системе государственных внебюджетных фондов — ФОМС. Ключевые задачи данной структуры связаны с обеспечением оптимальных условий деятельности, в свою очередь, территориальных организаций, функции которых предполагают решение вопросов в области обязательного медицинского страхования. То есть, так же как и в случае с ФСС, прямая вертикальная субординация в данной области социального управления не настолько сильно выражена, как в ПФР.

    ФОМС и регионы

    В каждом регионе РФ, таким образом, есть территориальные фонды обязательного медицинского страхования, создаваемые, собственно, органами власти субъектов РФ в соответствии с российским законодательством. Данные структуры аккумулируют посредством закрепленных в различных правовых актов механизмов денежные средства и направляют их с целью эффективного решения задач, связанных с обеспечением бесплатного медобслуживания.

    Основные источники финансирования ФОМС и соответствующих территориальных структур — особого рода страховые взносы, ассигнования из бюджета, а также добровольная помощь граждан и организаций. Расходы соотносятся с ключевыми задачами организации.

    Роль государства в работе фондов

    Таким образом, формирование государственных внебюджетных фондов и поддержание их деятельности — одна из ключевых задач российских властей в аспекте эффективного социального управления, от которого во многом зависит устойчивость всей политической системы. На уровне деятельности каждой из отмеченных структур, таким образом, возникает необходимость в постоянном совершенствовании моделей аккумулирования и распределения денежных средств и разработке эффективных механизмов коммуникации с гражданами по актуальным вопросам пенсионного и социального обеспечения.

    Государство предоставляет автономию ПФР, ФСС и ФОМС, но в то же время поддерживает в финансовом плане эти фонды. Денежных средств, которыми они располагают, может быть недостаточно, и в этом случае возникает необходимость в дополнительном финансировании за счет ассигнований из бюджета.

    Внебюджетные фонды. Формирование доходов внебюджетных фондов


    Введение

    Теоретические основы и значение внебюджетных фондов

    2 Общий порядок функционирования и правовой статус государственных внебюджетных фондов

    Формирование доходов внебюджетных фондов

    1 Источники формирования доходов внебюджетных фондов в России. Роль страховых взносов в формировании доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов

    2 Совершенствование правового регулирования и формирования доходов внебюджетных фондов в Российской Федерации

    Заключение

    Библиографический список

    Приложения

    Введение


    Государственные внебюджетные фонды - это совокупные денежные средства, образуемые вне федерального бюджета и предназначенные для реализации конституционных прав граждан и удовлетворения некоторых социально-экономических потребностей в стране.

    Как одна из форм перераспределения и использования национального дохода, внебюджетные фонды являются частью финансовой системы.

    Внебюджетные фонды - один из методов перераспределения национального дохода государства в пользу определенных социальных групп населения. Актуальность данной курсовой работы связана с тем, что государство на современном этапе мобилизует в указанные фонды часть доходов населения для финансирования своих мероприятий. Средства, обобществленные внебюджетными фондами, используются для процесса воспроизводства. Внебюджетные фонды решают две важные задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение социальных услуг населению.

    Объектом исследования в рамках данной курсовой работы выступает экономические и финансово-бюджетные отношения, связанные с формированием доходов и использованием государственных внебюджетных фондов в Российской Федерации.

    Предметом же являются непосредственно государственные внебюджетные фонды и особенности формирования их доходов.

    Целью исследования выступает анализ непосредственно сущности и значения внебюджетных фондов в системе государственных финансов Российской Федерации, а также специфика формирования их доходной части.

    Инструментами по достижению поставленной цели выступают следующие задачи:

    Определение понятия, классификации и социально-экономической сущности внебюджетных фондов в РФ;

    Анализ общего порядка функционирования и определение правового статуса государственных внебюджетных фондов;

    Рассмотрение специфики и источников формирования доходов внебюджетных фондов в России;

    Предложение мер, направленных на совершенствование правового регулирования и формирования доходов внебюджетных фондов в Российской Федерации

    Методологическая основа курсовой работы. Методологическая основа исследования базируется на принципах диалектической логики, раскрывающей противоречивый характер предметов и явлений объективной действительности и рассматривающей развитие через разрешение противоречий. Кроме того, в работе использовались такие общенаучные методы как формализация, моделирование, индукция, дедукция, анализ и синтез.

    Степень разработанности проблемы. Исследованию различных вопросов проблемы социальных внебюджетных фондов и финансовых ресурсов посвящены труды известных ученых и специалистов Парыгина, В.А., Ногина О.А., Николаева Т.П., Артемов Ю.М. и других.

    Структура курсовой работы представлена введением, основной частью (состоит из двух глав по два параграфа в каждой), заключением, библиографическим списком и приложениями.

    1. Теоретические основы и значение внебюджетных фондов


    1 Понятие, классификация и социально-экономическая сущность внебюджетных фондов в РФ

    внебюджетный государственный фонд доход

    Анализ направлений деятельности и разновидностей внебюджетных фондов является важной задачей в современных условиях. Ее значение в настоящее время существенно в связи с постоянным дефицитом бюджета страны и необходимостью целенаправленного решения социальных проблем, финансируемых за счет этих фондов.

    Итак, для начала следует подчеркнуть, что внебюджетные фонды выступают одним из звеньев общегосударственных финансов.

    Финансовая система РФ включает следующие звенья финансовых отношений: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, фонды страхования, финансы предприятий различных форм собственности.

    Важным звеном финансовой системы являются именно внебюджетные фонды государства - совокупность финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении центральных или региональных местных органов самоуправления и имеющих целевое назначение. Порядок их образования и использования регламентируется финансовым порядком.

    Внебюджетные фонды - один из методов перераспределения национального дохода органов власти в пользу определенных социальных групп населения. Государство мобилизует в фонды часть доходов населения для финансирования своих мероприятий. Внебюджетные фонды решают две важные задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение социальных услуг населения. Они помогают решать стоящие перед экономикой задачи обеспечения подъема производства, преодоления временной стагнации и неустойчивости кризисных явлений.

    В современных условиях наряду с бюджетом вновь повышается значение внебюджетных фондов, увеличивается количество и объем этих фондов. Внебюджетные фонды имеют ряд особенностей и преимуществ:

    у органов государственной власти появляются дополнительные средства для вмешательства в хозяйственную жизнь и финансовой поддержке предпринимательства, особенно в условиях нестабильной экономики;

    строго целевое использование средств этих фондов обеспечивает более эффективный контроль, так как их автономность от бюджета и предназначение (решение новых важных задач) требует особого внимания со стороны государства;

    возможность использования для покрытия бюджетного дефицита при определенных условиях - наличии активного сальдо.

    Решение названной задачи может быть достигнуто двумя способами: выделением из государственного или местного бюджетов определенной целевой части или образованием по решению законодательного органа нового внебюджетного фонда с конкретным назначением.

    По мнению автора, необходимо отметить тот факт, что решение об образовании государственных внебюджетных фондов принимает Федеральное Собрание РФ, а также представительные органы субъектов Федерации и местного самоуправления.

    Таким образом, внебюджетные фонды - это форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности. В западных странах число таких фондов колеблется от 30 до 80.

    Ниже целесообразно будет определить виды внебюджетных фондов в Российской Федерации.

    Итак, в зависимости от целевого назначения внебюджетные фонды делятся на общеэкономические и социальные, в соответствии с уровнем управления - на государственные и региональные.

    По срокам действия специальные фонды подразделяются на постоянные и временные, которые прекращают свое существование после выполнения возложенных на них задач.

    По принадлежности - на государственные/межгосударственные, местные фонды.

    По целям - социальные фонды; фонды личного и имущественного страхования; экономические; кредитные; научно-исследовательские; инвестиционные; экологические и др.

    Государственные федеральные внебюджетные фонды относятся к федеральной собственности.

    Бюджетный кодекс РФ состав государственных внебюджетных фондов трактует адресно-ограничительно, как фонды денежных средств, образуемых вне рамок бюджетов и предназначенных для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медпомощь. Статьей 144 БК РФ к ним (то есть к федеральным социальным внебюджетным фондам) отнесены только:

    ·Пенсионный фонд Российской Федерации;

    ·Фонд социального страхования Российской Федерации;

    ·фонды обязательного медицинского страхования.

    Наряду с государственными внебюджетными фондами социальной направленности существуют государственные внебюджетные фонды, имеющие экономическую, благотворительную и другие ориентации. Организованы также внебюджетные отраслевые и межотраслевые фонды, целью деятельности которых является финансовая поддержка конкретных институтов, проектов развития и стимулирования производства.

    В рамках данной курсовой работы будет целесообразно, по мнению автора, кратко охарактеризовать и общеэкономические внебюджетные фонды (впоследствии преобразованных в целевые бюджетные фонды) для наиболее многогранного изучения сущности внебюджетных фондов РФ на современном этапе.

    Общеэкономические внебюджетные фонды создавались федеральными, региональными или местными органами власти для решения конкретных задач. Так, Федеральный экологический фонд РФ имел целью обеспечение финансирования природоохранных мероприятий. В качестве доходов в него зачислялись штрафы от загрязнения окружающей среды и за нерациональное использование природных ресурсов, а также компенсационные платежи за причиненный природе ущерб.

    Федеральный дорожный фонд должен был обеспечивать денежными ресурсами дорожное строительство. В него зачислялись налоги на пользователей дорог и владельцев автотранспортных средств.

    Платежи во внебюджетные фонды носили обязательный характер.

    Однако практика широкого использования общеэкономических внебюджетных фондов себя не оправдала. Формирование их доходов и осуществление расходов не могло в полной мере контролироваться налоговыми органами. Поэтому в 1999 г. федеральные общеэкономические внебюджетные фонды были включены в бюджет, т. е. преобразованы в целевые бюджетные фонды. К числу включенных в федеральный бюджет относились: Федеральный дорожный фонд РФ; Федеральный экологический фонд РФ; Государственный фонд борьбы с преступностью; Фонд развития таможенной системы РФ; Фонд Министерства РФ по атомной энергии; Федеральный фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы; Федеральный фонд восстановления и охраны водных объектов; Федеральный фонд Министерства РФ по налогам и сборам и Федеральной службы налоговой полиции РФ; Фонд управления, изучения, сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов.

    Субъектам Федерации органами федеральной власти было рекомендовано включить региональные внебюджетные фонды в состав бюджетов соответствующих уровней, т. е. преобразовать их в целевые бюджетные фонды.

    Статьей 17 Бюджетного кодекса РФ целевой бюджетный фонд определен как фонд денежных средств, образуемый в составе бюджета за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов и используемый по отдельной смете. Средства целевого бюджетного фонда не могут быть использованы на цели, не соответствующие назначению целевого фонда.

    В статье 54 Бюджетного кодекса РФ указывается, что доходы федеральных целевых бюджетных фондов обособленно учитываются в доходах федерального бюджета.

    То есть, можно еще раз подчеркнуть, что существуют целевые фонды, которые предназначены непосредственно для целевого использования. Обычно в названии фонда указана цель расходования средств.

    Специфику сущности целевых бюджетных фондов было целесообразно рассмотреть в рамках данной курсовой работы в целях более глубокого усвоения сущности и специфики функционирования государственных внебюджетных фондов РФ, а также для того, чтобы наглядно продемонстрировать отличия внебюджетных фондов РФ от фондов целевых бюджетных.

    Таким образом, завершая исследование сущности и значения внебюджетных фондов, следует отметить, что с их помощью возможно:

    ·влиять на процесс производства путем финансирования, субсидирования, кредитования отечественных предприятий;

    ·обеспечивать природоохранные мероприятия, финансируя их за счет специально определенных источников и штрафов за загрязнение окружающей среды;

    ·оказывать социальные услуги населению путем выплаты пособий, пенсий, субсидирования и финансирования социальной инфраструктуры в целом;

    ·предоставлять займы, в том числе зарубежным партнерам, включая иностранные государства.

    Итак, в рамках данного параграфа курсовой работы автором были в достаточной мере раскрыты основополагающие теоретические аспекты сущности и значения внебюджетных фондов, а также произведена их классификация.

    В следующем разделе главы 1 будут более подробно проанализированы правовой статус государственных внебюджетных фондов и основные порядок их функционирования на современном этапе.


    1.2 Общий порядок функционирования и правовой статус государственных внебюджетных фондов


    Смыслом создания государственных внебюджетных целевых фондов в начале 1990-х годов было совершенствование финансовой политики, создание условий для эффективного и своевременного финансирования наиболее важных экономических и социальных программ в условиях рыночной экономики. В государственном бюджете не могут быть точно, конкретно связаны, скреплены друг с другом определенные доходы и определенные расходы.

    Как было сказано ранее, в БК РФ приводится следующее определение понятия «государственный внебюджетный фонд»: это государственные денежные фонды, находящиеся на самостоятельном бюджетном регулировании и не входящие в состав бюджета какого-либо уровня бюджетной системы (федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, местного бюджета). Кроме того, законодатель отдельно подчеркивает, что средства государственных внебюджетных фондов не могут быть изъяты во исполнение долговых обязательств РФ, субъектов РФ либо муниципального образования (п. 4 статьи 143 БК РФ). Однако, несмотря на то, что средства государственных внебюджетных фондов не входят в состав федерального бюджета, все же средства государственных внебюджетных фондов РФ находятся в составе федеральной собственности и управляются органами государственной власти РФ (п. 1, 3 статьи 143 БК РФ).

    В действующем бюджетном кодексе определены общие принципы и правовой статус государственных внебюджетных фондов. Установлено, что целью создания государственных фондов денежных средств вне федерального бюджета является реализация конституционных прав граждан на социальное обеспечение по возрасту; социальное обеспечение в случае безработицы; социальное обеспечение, связанное с болезнью, инвалидностью, потерей кормильца, рождением и воспитанием детей, а также прав на охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи.

    В соответствии с БК РФ правовой статус, общие правила создания, деятельности и ликвидации всех государственных внебюджетных фондов должны быть определены в едином специальном федеральном законе о государственных внебюджетных фондах. Однако на настоящий момент на территории Российской Федерации действует множество нормативных актов, регламентирующих правовой режим отдельного вида государственных внебюджетных фондов, - Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

    Как и бюджеты всех уровней, внебюджетные фонды (их формирование, отпуск средств из этих фондов, определение объектов финансирования) находятся под контролем финансовых органов.

    Бюджетный кодекс точно определяет, что расходование средств государственных внебюджетных фондов осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством, что фактически, означает гарантию самостоятельности указанных фондов.

    Отчет об исполнении бюджета государственного внебюджетного фонда составляется органом управления фонда и представляется Правительством Российской Федерации на рассмотрение и утверждение Федеральному Собранию в форме федерального закона.

    Отчет об исполнении бюджета территориального государственного внебюджетного фонда составляется органом управления фонда и представляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на рассмотрение и утверждение законодательному (представительному) органу субъекта Российской Федерации в форме закона субъекта Российской Федерации.

    Контроль за исполнением бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется органами, обеспечивающими контроль за исполнением бюджетов соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации. Порядок и сроки представления отчетности государственных внебюджетных фондов, в том числе публикуемой, определяются в соответствии с Бюджетным кодексом для соответствующих бюджетов.

    Помимо этого, следует отметить, что материальным источником внебюджетных фондов является национальный доход. Преобладающая часть фондов создаётся в процессе перераспределения национального дохода. Основные методы мобилизации национального дохода в процессе его перераспределения при формировании фондов - специальные налоги и сборы, средства из бюджета и займы.

    Специальные налоги и сборы устанавливаются законодательной властью. Значительное количество фондов формируется за счет средств центрального и региональных/местных бюджетов. Средства бюджетов поступают в форме безвозмездных субсидий или определённых отчислений от налоговых доходов бюджета. Доходами внебюджетных фондов могут выступать и заёмные средства. Имеющееся у внебюджетных фондов положительное сальдо может быть использовано для приобретения ценных бумаг и получения прибыли в форме дивидендов или процентов.

    Дав характеристику порядку формирования и функционирования государственных внебюджетных фондов, по мнению автора, целесообразно будет кратко проанализировать и осветить правовой статус каждого из их видов для повышения научной и практической значимости данной курсовой работы. Указанное исследование будет проведено в полном соответствии с последней редакцией Бюджетного кодекса РФ.

    Пенсионный фонд РФ

    Пенсионный фонд РФ представляет собой централизованный внебюджетный фонд государства, обеспечивающий формирование и распределение денежных средств в целях пенсионного обеспечения граждан РФ.

    К функциям фонда относятся:

    ·аккумуляция денежных средств фонда на специальном счете;

    ·финансирование расходов в соответствии с федеральным законом о фонде;

    ·организация работы по формированию и расходованию денежных средств фонда;

    ·организация и ведение индивидуально-персонифицированного учета застрахованных лиц;

    ·участие в разработке и реализации государственных и международных договоров по вопросам пенсионного обеспечения граждан;

    ·контроль за своевременным и полным поступлением денежных средств, правильным и рациональным их расходованием в соответствии с федеральным законом о фонде.

    Правовое положение фонда было определено специальным актом, утвержденным постановлениям Верховного Совета РФ 27 декабря 1991 г. и Постановлением Правительства 22 сентября 1993 г.163 Назначение фонда - осуществлять выплату пенсий и некоторых видов пособий. Средства его являются собственностью государства. Пенсионный фонд при этом вполне самостоятельный орган управления финансами пенсионного обеспечения.

    Одна из важнейших обязанностей Пенсионного фонда - разработка и составление проекта бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации. Эта работа по своему характеру и назначению такова, что от нее в решающей степени зависит выполнение государством одного из важнейших конституционных прав граждан Российской Федерации - права на пенсионное обеспечение.

    В процессе разработки бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации осуществляется сопоставление потребностей в финансовых ресурсах, которые необходимы для выполнения Пенсионным фондом своих обязанностей перед застрахованными.

    Бюджет Пенсионного фонда РФ и отчет о его исполнении в обязательном порядке ежегодно рассматривается и утверждается по представлению Правительства РФ федеральными законами.

    Фонд социального страхования Российской Федерации.

    С 1993 года Фонд становится финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации.

    Фонд социального страхования создан в целях обеспечения государственными гарантиями в системе социального страхования и повышения контроля за правильным и эффективным расходованием средств социального страхования. При этом управление системой обязательного социального страхования осуществляется Правительством Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации (пункт 1 статьи 13 Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования» от 16 июля 1999г. №165-ФЗ).

    Фонд представляет собой специализированную структуру, обеспечивающую функционирование всей многоуровневой системы государственного социального страхования, и обеспечивает компенсацию потери трудового дохода, вызванную рисками временной нетрудоспособности работников. Государственное социальное страхование является обязательным и распространяется преимущественно на работников наемного труда и членов их семей. Выплаты из средств Фонда социального страхования производятся только в том случае, если право на их получение наступило в период работы застрахованного лица. Исключения составляют лишь частные случаи.

    Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования

    Необходимость в обязательном медицинском страховании возникает тогда, когда государство признает, что защита здоровья граждан является существенным фактором развития общества, однако не имеет в своем бюджете необходимых средств для полноценного обеспечения такой защиты.

    Обязательное медицинское страхование призвано привлечь в здравоохранение дополнительные финансовые средства, повысить устойчивость системы здравоохранения и обеспечить всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении лечебно-профилактической помощи, предоставляемой за счет взимания страховых взносов в ПФР, ФСС, федеральный и территориальные ФОМСы, согласно закону № 212-ФЗ от 24.07.2009 и других платежей в объеме и на условиях соответствующих проþграþмм оþбязаþтеþльноþгоþ меþдицинскоþгоþ страþхоþваþния.

    В наþстоþящеþеþ вреþмя воþпроþсы меþдицинскоþгоþ страþхоþваþния реþгулируются ноþрмаþми Граþждаþнскоþгоþ, Наþлоþгоþвоþгоþ и Бюджеþтноþгоþ коþдеþксоþв Роþссийскоþй Феþдеþраþции, аþ таþкжеþ боþлеþеþ 20 спеþциаþлизироþваþнных заþкоþноþв в сфеþреþ страþхоþвоþй деþятеþльноþсти и оþхраþны здоþроþвья.

    Неþпоþсреþдствеþнноþеþ заþкоþноþдаþтеþльноþеþ реþгулироþваþниеþ оþбязаþтеþльноþгоþ меþдицинскоþгоþ страþхоþваþния в Роþссийскоþй Феþдеþраþции оþсущеþствляеþтся в соþоþтвеþтствии с Заþкоþноþм Роþссийскоþй Феþдеþраþции «Оþ меþдицинскоþм страþхоþваþнии граþждаþн в Роþссийскоþй Феþдеþраþции», коþтоþрый был раþзраþбоþтаþн Коþмитеþтоþм поþ оþхраþнеþ здоþроþвья Веþрхоþвноþгоþ Соþвеþтаþ Роþссийскоþй Феþдеþраþции и принят 1991 г.

    Феþдеþраþльный и теþрритоþриаþльныеþ фоþнды оþбязаþтеþльноþгоþ меþдицинскоþгоþ страþхоþваþния (даþлеþеþ ФФОþМС и ТФОþМС) оþсущеþствляют своþю деþятеþльноþсть в соþоþтвеþтствии с Коþнституциеþй, феþдеþраþльными коþнституциоþнными заþкоþнаþми, феþдеþраþльными заþкоþнаþми, укаþзаþми и раþспоþряжеþниями Преþзидеþнтаþ, поþстаþноþвлеþниями и раþспоþряжеþниями Праþвитеþльстваþ РФ и другими ноþрмаþтивноþ-праþвоþвыми аþктаþми РФ.

    ФФОþМС и ТФОþМС соþздаþны каþк саþмоþстоþятеþльныеþ неþкоþммеþрчеþскиеþ финаþнсоþвоþ-креþдитныеþ учреþждеþния, преþднаþзнаþчеþнныеþ для аþккумулироþваþния финаþнсоþвых среþдств наþ оþбязаþтеþльноþеþ меþдицинскоþеþ страþхоþваþниеþ, оþбеþспеþчеþниеþ финаþнсоþвоþй стаþбильноþсти гоþсудаþрствеþнноþй систеþмы оþбязаþтеþльноþгоþ меþдицинскоþгоþ страþхоþваþния и выраþвниваþния финаþнсоþвых реþсурсоþв наþ еþгоþ проþвеþдеþниеþ.

    Соþглаþсноþ Заþкоþну «Оþ меþдицинскоþм страþхоþваþнии граþждаþн в Роþссийскоþй Феþдеþраþции» финаþнсоþвыеþ среþдстваþ фоþндоþв оþбязаþтеþльноþгоþ меþдицинскоþгоþ страþхоþваþния наþхоþдятся в гоþсудаþрствеþнноþй соþбствеþнноþсти Роþссийскоþй Феþдеþраþции и неþ вхоþдят в соþстаþв бюджеþтоþв или других фоþндоþв.

    Праþвоþвыеþ оþсноþвы фоþрмироþваþния и испоþльзоþваþния среþдств гоþсудаþрствеþнных внеþбюджеþтных фоþндоþв, в тоþм числеþ оþбязаþтеþльноþгоþ меþдицинскоþгоþ страþхоþваþния, заþлоþжеþны в Бюджеþтноþм коþдеþксеþ Роþссийскоþй Феþдеþраþции.

    Упраþвлеþниеþ финаþнсоþвыми среþдстваþми в систеþмеþ оþбязаþтеþльноþгоþ меþдицинскоþгоþ страþхоþваþния оþтличаþеþтся оþт аþнаþлоþгичноþй деþятеþльноþсти других внеþбюджеþтных фоþндоþв (Пеþнсиоþнноþгоþ Фоþндаþ РФ, Фоþндаþ соþциаþльноþгоþ страþхоþваþния) и ноþсит деþцеþнтраþлизоþваþнный хаþраþктеþр.

    Финаþнсоþвыеþ среþдстваþ ФФОþМС, аþнаþлоþгичноþ другим гоþсудаþрствеþнным внеþбюджеþтным фоþндаþм соþциаþльноþгоþ наþзнаþчеþния, являются гоþсудаþрствеþнноþй соþбствеþнноþстью Роþссийскоþй Феþдеþраþции и неþ вхоþдят в соþстаþв бюджеþтоþв, других фоþндоþв и изъятию неþ поþдлеþжаþт.

    Таþким оþбраþзоþм, в даþнноþй глаþвеþ курсоþвоþй раþбоþты аþвтоþроþм были проþаþнаþлизироþваþны ваþжнеþйшиеþ теþоþреþтичеþскиеþ аþспеþкты функциоþнироþваþния гоþсудаþрствеþнных внеþбюджеþтных фоþндоþв в Роþссийскоþй Феþдеþраþции. В чаþстноþсти, былаþ выяснеþнаþ их сущноþсть в соþоþтвеþтствии с ноþрмаþми Бюджеþтноþгоþ коþдеþксаþ РФ, оþпреþдеþлеþноþ соþциаþльноþ-экоþноþмичеþскоþеþ знаþчеþниеþ и праþвоþвоþй стаþтус.

    В слеþдующеþй глаþвеþ преþдмеþтоþм исслеþдоþваþния выступит неþпоþсреþдствеþнноþ спеþцификаþ и истоþчники фоþрмироþваþния доþхоþдноþй баþзы гоþсудаþрствеþнных внеþбюджеþтных фоþндоþв в Роþссийскоþй Феþдеþраþции наþ соþвреþмеþнноþм этаþпеþ.

    2. Фоþрмироþваþниеþ доþхоþдоþв внеþбюджеþтных фоþндоþв


    1 Истоþчники фоþрмироþваþния доþхоþдоþв внеþбюджеþтных фоþндоþв в Роþссии. Роþль страþхоþвых взноþсоþв в фоþрмироþваþнии бюджеþтоþв гоþсудаþрствеþнных внеþбюджеþтных фоþндоþв


    Фоþрмироþваþниеþ соþвреþмеþнноþй систеþмы соþциаþльноþгоþ страþхоþваþния в Роþссии включаþеþт соþздаþниеþ гоþсудаþрствеþнных внеþбюджеþтных фоþндоþв страþхоþваþния оþт ваþжнеþйших соþциаþльных рискоþв, аþ таþкжеþ оþбраþзоþваþниеþ неþгоþсудаþрствеþнных пеþнсиоþнных, страþхоþвых и других фоþндоþв. Каþк былоþ выяснеþноþ в преþдыдущеþй глаþвеþ, гоþсудаþрствеþнныеþ внеþбюджеþтныеþ фоþнды оþбеþспеþчиваþют заþщиту коþнституциоþнных соþциаþльных праþв граþждаþн в услоþвиях рыноþчноþй экоþноþмики и включаþют - Пеþнсиоþнный фоþнд РФ, Фоþнд соþциаþльноþгоþ страþхоþваþния РФ, фоþнды оþбязаþтеþльноþгоþ меþдицинскоþгоþ страþхоþваþния.

    Стоþит еþщеþ раþз оþтмеþтить, чтоþ доþ 2001 г. сущеþствоþваþл таþкжеþ Гоþсудаþрствеþнный фоþнд заþнятоþсти наþсеþлеþния РФ (ГФЗН), оþднаþкоþ оþн был упраþзднеþн.

    Итаþк, доþхоþды и раþсхоþды гоþсудаþрствеþнноþгоþ внеþбюджеþтноþгоþ фоþндаþ оþбраþзуют еþгоþ бюджеþт, преþднаþзнаþчеþнный для финаþнсоþвоþгоþ оþбеþспеþчеþния заþдаþч и выпоþлняеþмых функций. Проþеþкты бюджеþтоþв гоþсудаþрствеþнных внеþбюджеþтных фоþндоþв раþзраþбаþтываþются их оþргаþнаþми упраþвлеþния и преþдстаþвляются в оþргаþны испоþлнитеþльноþй влаþсти, коþтоþрыеþ пеþреþдаþют их наþ раþссмоþтреþниеþ заþкоþноþдаþтеþльных или преþдстаþвитеþльных оþргаþноþв влаþсти. Оþни преþдстаþвляются оþдноþвреþмеþнноþ с проþеþктаþми соþоþтвеþтствующих бюджеþтоþв наþ оþчеþреþдноþй финаþнсоþвый гоþд.

    Внеþбюджеþтныеþ фоþнды соþздаþются двумя путями:

    · выдеþлеþниеþ из бюджеþтаþ оþпреþдеþлеþнных раþсхоþдоþв, имеþющих оþсоþбоþ ваþжноþеþ знаþчеþниеþ;

    · фоþрмироþваþниеþ внеþбюджеþтноþгоþ фоþндаþ соþбствеþнными истоþчникаþми доþхоþдоþв для оþпреþдеþлеþнных цеþлеþй.

    Неþоþбхоþдимоþ оþтмеþтить, чтоþ оþбъеþм, соþстаþв истоþчникоþв фоþрмироþваþния и наþпраþвлеþния раþсхоþдоþваþния внеþбюджеþтных фоþндоþв преþдоþпреþдеþляются хаþраþктеþроþм и маþсштаþбноþстью заþдаþч, для реþаþлизаþции коþтоþрых оþни соþздаþются.

    Истоþчникаþми фоþрмироþваþния внеþбюджеþтных фоþндоþв являются:

    оþбязаþтеþльныеþ плаþтеþжи, устаþноþвлеþнныеþ заþкоþноþдаþтеþльствоþм РФ, реþшеþниями меþстных оþргаþноþв влаþсти;

    доþброþвоþльныеþ взноþсы физичеþских и юридичеþских лиц;

    прибыль оþт коþммеþрчеþскоþй деþятеþльноþсти, оþсущеþствляеþмоþй фоþндаþми - юридичеþскими лицаþми;

    другиеþ доþхоþды, преþдусмоþтреþнныеþ соþоþтвеþтствующими заþкоþноþдаþтеþльными аþктаþми.

    Наþличиеþ раþзноþоþбраþзных истоþчникоþв оþбраþзоþваþния внеþбюджеþтных фоþндоþв оþбуслаþвливаþеþт воþзмоþжноþсть раþзличных фоþрм взаþимоþдеþйствия внеþбюджеþтных фоþндоþв с бюджеþтоþм. Воþ-пеþрвых, финаþнсироþваþниеþ фоþндоþв тоþлькоþ из бюджеþтаþ в видеþ субсидий и заþймоþв и, наþоþбоþроþт, финаþнсироþваþниеþ бюджеþтаþ из фоþндоþв в видеþ заþймоþв. Воþ-втоþрых, среþдстваþ в фоþнды моþгут поþступаþть из неþскоþльких звеþньеþв финаþнсоþвоþй систеþмы: из бюджеþтаþ наþ беþзвоþзвраþтноþй и воþзвраþтноþй оþсноþвеþ, оþт преþдприятий и граþждаþн в видеþ наþлоþгоþв и сбоþроþв, аþ таþкжеþ из других внеþбюджеþтных фоþндоþв. Воþзмоþжны и встреþчныеþ деþнеþжныеþ поþтоþки из внеþбюджеþтных фоþндоþв в аþдреþс других учаþ

    Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
    Была ли эта статья полезной?
    Да
    Нет
    Спасибо, за Ваш отзыв!
    Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
    Спасибо. Ваше сообщение отправлено
    Нашли в тексте ошибку?
    Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!