Все для предпринимателя. Информационный портал

Что будет если исчерпан резервный фонд. Резервный фонд исчерпан: что это значит для жителей РФ

Правообладатель иллюстрации Thinkstock Image caption В минфине ожидают истощения Резервного фонда и проблем с выплатами зарплат бюджетникам

Первый заместитель министра финансов России Татьяна Нестеренко на прошедших выходных предупредила о скором обострении экономического кризиса в России. Согласно Нестеренко, к этому приведет истощение российских резервов, и у правительства может не хватить денег даже на выплату зарплат госслужащим.

По словам первого зама министра финансов, резервы России будут полностью истощены уже к концу 2017 года, если не будут проведены структурные реформы. Как раз тогда у правительства и не будет больше средств на выплату зарплат госслужащим.

Согласно Нестеренко, пока правительству удается поддерживать видимость стабильности только благодаря резервам.

  • Почему новая девальвация не поможет российской экономике?
  • Эксперты ВШЭ: российские регионы погрузились в депрессию

"Центр шторма - это такое состояние, когда все затихает. Когда выглядит все тихо и благополучно, но на самом деле мы уже находимся в этом центре. И политики должны оценивать и выбирать решения, которые позволят из этого центра шторма тяжело, но выйти в управляемом режиме", - цитируют высокопоставленную чиновницу РИА "Новости".

По данным минфина на 1 июля 2016 года, объем Резервного фонда составлял почти 2,5 трлн рублей. Еще в начале этого года объем фонда превышал 3,6 трлн рублей, а в январе 2015 года - почти 5 трлн.

Image caption Денег Резервного фонда, скорее всего, хватит до конца следующего года

О скором исчерпании российских резервов сообщало и агентство Рейтер. В распоряжении агентства оказались материалы к проекту бюджета на 2017-2019 гг. Согласно этим материалам, остаток Резервного фонда Россия израсходует уже в 2017 году.

Затем власти начнут тратить Фонд национального благосостояния, который к 2019 году сократится до 2,79 трлн рублей.

ФНБ изначально был сформирован как стабилизационный фонд для пенсионеров в будущем. Если же учесть средства, которые будут размещены на депозитах в банках, а также вложенные в инфраструктурные проекты, то фонд составит 500 млрд рублей.

Всего минфин за три года возьмет из ФНБ около 1,8 млрд рублей.

Эти прогнозы министерства финансов затем подтвердили источники газеты "Ведомости". По данным издания, минфин намерен серьезно нарастить внешние заимствования, чтобы справиться с нехваткой средств.

По оценке Центра развития Высшей школы экономики, дефицит федерального бюджета за первое полугодие этого года составил 1,5 трлн рублей.

Из Резервного фонда для его финансирования было использовано 780 млрд рублей. Кроме того, потери фонда связаны с переоценкой валюты.

Последствия истощения Резервного фонда

Опрошенные Би-би-си эксперты согласились с тем, что Резервный фонд, скорее всего, будет в ближайшее время исчерпан. Но последствия этого могут быть разными.

Некоторые эксперты полагают, что власти могут действительно дойти и до того, чтобы резать зарплаты. Другие предлагают иные меры - рост госдолга, печатный станок или резервы ЦБ.

Если предположить, что доходы бюджета и цены на нефть будут во втором полугодии такими же, как в первом, то бюджет недополучит в этом году почти 2 млрд рублей, подсчитал Валерий Миронов из Центра развития Высшей школы экономики. Эту дыру и заткнут с помощью Резервного фонда.

Миронов ожидает сокращения расходов бюджета. Однако он предполагает, что правительство начнет не с зарплат бюджетников, а с расходов на здравоохранение, образование, строительство дорог и других экономических расходов. "Фактически мы вновь окажемся на уровне 1990-х годов", - полагает Миронов.

Правообладатель иллюстрации RIA Novosti Image caption Эксперты заподозрили Нестеренко в лукавстве из-за заявления об отсутствии денег на зарплаты

Сокращение зарплат бюджетников тоже возможно, не исключает Миронов. В этом случае часть из них, прежде всего, силовики будут вынуждены уйти в бизнес.

Руководитель экономической программы Московского центра Карнеги Андрей Мовчан полагает, что в бюджете уже нет денег на выплаты зарплат, их черпают из Резервного фонда. Поэтому в словах Нестеренко есть некоторое, как он выразился, лукавство.

По словам Мовчана, дефицит бюджета можно пополнить, например, с помощью заимствований. Дефицит бюджета России составляет 3-4%, а уровень госдолга небольшой.

В течение 10 лет можно наращивать внешний и внутренний долг на 3-4%, и в результате госдолг вырастет где-то на 40% ВВП - до 110% ВВП. У многих стран госдолг намного выше, напоминает Мовчан.

С планами по наращиванию госдолга не согласен Миронов, который напоминает, что возможности заимствований для России ограничены санкциями.

Мовчан также напоминает о резервах ЦБ, под которые можно напечатать рубли, а также о возможности введения "инфляционного налога". ЦБ просто будет печатать рубли на 1-2% ВВП в год, а инфляция в такой ситуации вырастет до 12-15%.

Есть и еще один хитрый способ пополнить бюджет, который недавно обсуждали российские чиновники. помогает повысить доходы бюджета.

Несбывшиеся реформы

Николай Кащеев из "Промсвязьбанка" уверен, что минфин пытается следовать заветам бывшего министра финансов Алексея Кудрина и исходить из принципа "лучше быть более бдительным, чем более расслабленным", поэтому чиновники ведомства говорят о худших сценариях. Он полагает, что ведомство просто пытается предотвратить негативное развитие ситуации.

Миронов же, напротив, уверен, что в минфине констатируют серьезные проблемы с бюджетом: если минфин предупредит заранее, то не окажется виноватым в будущем кризисе.

Есть и еще одна теория: минфин, находящийся под влиянием Кудрина, продвигает пакет реформ. Чиновники несколько сгущают краски, чтобы успеть вместе с бюджетом предложить свои реформы.

Действительно Кудрин, возглавляющий сейчас Центр стратегических разработок, занят написанием стратегии развития России после 2018 года.

По словам самого Кудрина, его выводы будут увязаны с еще одной долгосрочной программой развития российской экономики - "Стратегией -2030".

При этом параллельно, по предложению помощника президента Андрея Белоусова, разрабатывается экономическая программа "Столыпинского клуба". СМИ сообщили, что она будет противовесом программе Кудрина.

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Росссияне оказались в "ловушке бедного благополучия"

Все эти программы реформ станут наследницами "Стратегии-2020", выпущенной в 2011 году. Ту программу реформ готовили крупнейшие российские эксперты, а большая часть ее пунктов так и не была выполнена.

Среди ключевых пунктов "Стратегии" - реформа судов и полиции, борьба с коррупцией, рост расходов на образование и здравоохранение, повышение пенсионного возраста и различные меры по снижению зависимости от нефти.

По мнению экспертов, в любую новую программу реформ войдут примерно те же самые пункты, ведь именно они необходимы российской экономике.

Мовчан, например, назвал таковыми реформу правоохранительных органов, сокращение численности сотрудников госорганов и в целом реформу госуправления.

Кащеев напомнил о необходимости аккумулировать нефтегазовые доходы в отдельный бюджет или фонд, как это происходит во многих странах мира.

Однако эксперты уверены, что почти никто в России по-настоящему не заинтересован в реформах.

Мовчан полагает, что Россия попала в ловушку бедного благополучия: всё стабильно, но люди остаются бедными. По его мнению, россияне, скорее, боятся реформ.

"Каждый человек как-то прижился, каждый сидит на своем месте, будущего они не понимают, а настоящим дорожат", - поясняет Мовчан.

Правительство, по его мнению, тоже не хочет рисковать.

"А наша элита, бенефициары нынешней власти, люди, которые строят себе дома, как известно, по сотне миллионов долларов и возят себе собачек на самолете в Париж, им точно не нужны реформы, так как реформы означают конкуренцию, независимый капитал", - полагает эксперт.

Миронов же напоминает, что после падения цен на нефть правительство уже полтора года не может составить долгосрочные сценарии.

Потому что в нем закончились деньги. The Insider разъясняет, что это означает для страны и чем грозит россиянам.

Что такое Резервный фонд и откуда он взялся?

1 февраля 2008 года Стабилизационный фонд России (часть общих золотовалютных резервов) разделили на Резервный фонд и Фонд национального благосостояния. Резервный фонд - это часть средств федерального бюджета, которые пополнялись из доходов от продажи нефти, газа и конденсата, и расходовались на финансирование дефицита бюджета. В период высоких цен на нефть резервный фонд рос, но в последние годы он планомерно падал.

Что представляли из себя средства Резервного фонда?

Резервный фонд размещался в высоколиквидной иностранной валюте или активах, номинированных в иностранной валюте. Поэтому средства фонда являлись частью золотовалютных резервов России, но в отличие от остальных активов золотовалютных резервов находились в распоряжении Минфина, а не Центробанка.

Значит ли это, что государство обанкротилось?

Нет. Общие золотовалютные резервы ЦБ в последнее время, наоборот, растут и превысили в декабре отметку 430 миллиардов долларов. Правда, рос и внешний долг (в феврале прошлого года ЦБ заявил, что долг достиг критических размеров 42 процентов ВВП, рекордный показатель для России).

Почему Резервный фонд исчерпан и что это означает для россиян? Директор Института стратегического анализа Игорь Николаев объясняет на пальцах

«Так произошло, потому что денег не хватает. Соответственно расходы в бюджете значительно превышают доходы. То есть экономика не генерирует столько денег, чтобы удовлетворить все потребности по расходам, несмотря на то, что расходы и так ужаты, за последние несколько лет, мы знаем, была значительная индексация пенсий. И тем не менее, денег не хватало. Вот чтобы обязательства каким-то образом выполнять, надо деньги эти где-то брать. Расходовали резервный фонд. Несколько триллионов рублей потратили за последние три года. Когда говорят, что „ну вот, кризис, а мы ничего и не почувствовали“, — не почувствовали, потому что мы кубышку свою расходовали.

Половину своей кубышки из двух фондов мы съели. Если экономика по-прежнему продолжит находиться в таком состоянии, пускай даже не падения, но и не роста, все равно бюджет будет дефицитный, все равно надо будет брать откуда-то деньги для покрытия этого дефицита. Это означает, что у нас вообще только один фонд останется, фонд Национального благосостояния. И если мы израсходуем еще и второй фонд, а экономика по-прежнему не заработает, тогда придется очень резко, обвально сокращать расходы».

Почему нельзя просто тратить средства резервов Центробанка? Ведь они наоборот только увеличились

«Трата резервов Центрального банка означает, что у страны дела совсем плохи, никаких резервов не осталось, и уже взялись за самый неприкосновенный запас. Нам тут же понизят кредитный, суверенный рейтинг и тут же понизят рейтинги наших компаний. И инвесторы будут совершенно определенным образом относиться к такой стране. Это страна-банкрот практически. У нас и так огромные проблемы с заимствованием средств, так как введены санкции.

Еще надо учитывать, что Центробанк — это независимый от правительства орган. Средства Центробанка можно в принципе тратить, но для финансирования дефицита бюджета их не используют. Мы пока не находимся в состоянии банкротства, стало быть тратим средства из фондов правительства».

Минфин России рассказал о результатах размещения средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния за период с 1 января по 31 декабря 2017 г. По данным ведомства, в декабре 2017 года остатки средств Резервного фонда в иностранной валюте на счетах в ($7,62 млрд, 6,71 млрд. евро и 1,10 млрд. фунтов стерлингов) были проданы Минфином за 1 трлн рублей и в полном объеме использованы на покрытие дефицита федерального бюджета.

По итогам января-ноября прошлого года дефицит составил 532,4 млрд руб. Но, по традиции, на декабрь приходится самый большой объем расходов, поэтому итоговый показатель дефицита существенно вырастет. По прогнозу министра финансов , дефицит бюджета составил в 2017 году около 1,5 трлн рублей или 1,6% ВВП.

После декабрьских операций «на счетах Резервного фонда сформировались нулевые остатки», и с 1 февраля 2018 года он прекратит свое существование, говорится в сообщении ведомства. Согласно принятому в июне прошлого года решению, Резервный фонд присоединяется к Фонду национального благосостояния (ФНБ).

По данным Минфина, на 1 января 2018 года объем ФНБ составил 3,753 трлн рублей, что эквивалентно $65,15 млрд. Но из этой суммы на отдельных счетах по учету средств ФНБ в Банке России размещено только $15,65 млрд, 15,14 млрд. евро и 3,36 млрд. фунтов стерлингов. То есть живых денег в ФНБ около 2 трлн рублей.

Ранее министр финансов Антон Силуанов прогнозировал исчерпание средств Резервного фонда. «В этом году мы полностью используем средства Резервного фонда, как это и предусмотрено было законом о бюджете», — говорил он.

Объем ФНБ на 1 января 2018 года, по прогнозу министра финансов Антона Силуанова, должен был составить 3,7 трлн рублей, а его ликвидная часть — 2,3 трлн рублей.

«Исчерпание Резервного фонда — это формальность, связанная с тем, что вместо двух фондов теперь будет один — ФНБ. Хотя, честно сказать, и от ФНБ теперь останется только одно название.

Раньше он был действительно фондом, где резервировались деньги на структурные реформы, на некие проекты будущего, которые должны были изменить социальное и экономическое состояние страны через преобразования, а теперь это просто фонд, получающий деньги за счет превышения расчетной цены нефти и направляющий их на финансирование дефицита бюджета. То есть его можно назвать денежным мешком «на черный день», а также для некоторых целевых программ, к реформам отношения не имеющим», — считает аналитик «Алор брокер»

Бывший первый зампред Центробанка заявил «Газете.Ru», что в исчерпании Резервного фонда есть как плюсы, так и минусы. Плюс в том, что это «дисциплинирует» Минфин, поскольку у него не будет возможности «выгрести» деньги из кубышки, и бюджет будет приниматься достаточно достоверно. Минус — что в случае наступления негативных последствий практически не будет «подушки».

При нынешнем курсе нефти исчерпание Резервного фонда ничем не грозит, полагает , ведущий аналитик Amarkets.

Но как только нефть начнет падать до критической отметки в $40 за баррель, то резервы могут быть исчерпаны и необходима будет девальвация рубля.

Но в этом году благодаря высоким ценам на нефть резервы должны пополниться. С 1 января 2018 года в России начинает действовать новое бюджетное правило. Согласно ему, базовая цена на нефть составляет $40 за баррель российской нефти Urals в ценах 2017 года (каждый год это значение будет индексироваться на 2%). Сумма превышения будет пополнять резервы. Минфин будет покупать валюту на рынке на сумму рублевых допдоходов.

Антон Силуанов говорил, что объем покупок валюты Минфином на внутреннем рынке составит в 2018 году 2 трлн руб. при среднегодовой цене нефти $54-$55.

«При цене $54-$55 за баррель это будет около 2 трлн руб. дополнительных нефтегазовых доходов. Перекроет даже те траты резервов, которые у нас в следующем году предусмотрены», — сказал министр.

Он также подчеркнул, что если среднегодовая цена на нефть составит $60, ведомство приобретет валюту на 2,8 трлн руб.

Начальник управления операций на российском фондовом рынке ИК «Фридом Финанс», отмечает, что Минфин вскоре должен опубликовать план и расчеты по пополнению резервов, предварительная оценка находится в диапазоне $38-50 млрд в 2018 году при условии, что нефть будет стоить $55-60 за баррель российской нефти Urals.

В минувшем году Минфин купил валюты на 830 млрд руб. Эти средства пока не зачислены в ФНБ.

Аналитики валютного рынка считают, что операции Минфина будут оказывать давление на рубль, и предрекают ему снижение относительно американского доллара и евро.

«Регулятор планирует полностью выкупить свободную валюту и тем самым ликвидировать профицит платежного баланса, что фактически поставит крест на дальнейшем укреплении рубля», — говорит , аналитик социальной сети для инвесторов eToro в России и СНГ.

В начале мая Минэкономразвития в своем прогнозе допустило, что к концу 2019 года вся государственная кубышка - Резервный фонд и Фонд национального благосостояния - может быть исчерпана. В Минфине , что Резервный фонд закончится уже в 2017-м. «Лента.ру» выясняла, как Россия сможет выжить без накапливавшихся более десятилетия запасов.

В последние несколько лет оба фонда стремительно сокращаются, даже несмотря на колоссальный выигрыш в курсовой разнице из-за девальвации рубля (фонды - часть международных резервов и хранятся в валюте). По данным министерства финансов на 1 июля, объем Резервного фонда составляет 2,46 триллиона рублей. В ФНБ 4,68 триллиона рублей.

При текущем уровне дефицита бюджета (2,36 триллиона рублей) фондов действительно хватит только на три года. Впрочем, как считают в Минфине, за счет мер экономии ФНБ и через три года сохранится, сократившись лишь до трех триллионов рублей.

И все же есть риск полного исчерпания резервов, особенно при неудачной экономической конъюнктуре. Однако, по директора Института экономики РАН Руслана Гринберга, исчерпание Резервного фонда еще не конец света, поскольку у государства остается несколько опций, при помощи которых можно нивелировать отсутствие резервов. Как минимум шесть направлений стоит выделить особо.

Повышение налогов

Этот вариант сразу приходит в голову. Аргумент «за» очевиден - налоговая нагрузка в России не превышает 35 процентов ВВП, что существенно ниже, чем в большинстве развитых стран мира, и даже несколько ниже, чем в развивающихся государствах Восточной Европы. К примеру, в Польше этот показатель - 40 процентов, в Эстонии и Литве - по 37 процентов. То есть некоторый потенциал для повышения фискальной нагрузки есть.

Сейчас в стране действует объявленный президентом мораторий на усиление налогового бремени, но в 2018 году он завершится. И некоторые предложения по повышению налогов уже обсуждаются в Госдуме и правительстве. В частности, депутаты допустили введение прогрессивной шкалы налога на доходы физлиц. Эта мера в первую очередь затронет состоятельных граждан. Вице-премьер Ольга Голодец предложила увеличить НДФЛ для россиян, зарабатывающих более семи-восьми миллионов рублей в год. Кроме того, рассматриваются варианты повышения налога на добавленную стоимость (косвенный налог на потребление), как этого требует сделать МВФ на Украине.

Все эти предложения пока опровергаются на уровне Минфина и Минэкономразвития. В правительстве, похоже, понимают, что повышение налоговых ставок, помимо финансового выигрыша, несет и очень большие риски. Во-первых, собираемость может упасть. Сотрудникам будут чаще платить в конвертах, а фирмы еще активнее станут выводить средства в льготные юрисдикции, в офшоры. В группу риска попадает и мелкий бизнес, который не сможет спастись от налогового инспектора в офшорах.

Сокращение расходов

Собственно, этот процесс уже пошел - принципиальное решение по заморозке бюджетных трат . Фактически это означает их серьезное снижение. Даже если планы ЦБ по инфляции реализуются, каждый год реальные расходы будут уменьшаться на четыре процента.

У этого простого решения минусов тоже хватает. Во-первых, урезание расходов сократит инвестиции в экономику (пусть и далеко не всегда эффективные). Во-вторых, уровень жизни части населения, зависящий так или иначе от казенных трат, снизится. В результате пострадает и потребительский спрос, что нанесет ущерб всей экономике.

Опять же при слишком сильном сжатии бюджетного финансирования следует ожидать волны недовольства. С другой стороны, при прочих равных падение госрасходов обеспечит некоторое замедление инфляции. Это положительно скажется на состоянии финансовых рынков в стране.

В общем, неудивительно, что правительство пока предпочитает этот вариант. Но вот что будет через три года, если нынешние осторожные меры по заморозке не дадут результата, предсказать сложно - на более резкие шаги государство может и не пойти.

Внешний долг

Финансирование за счет внешнего долга - один из традиционных способов выхода из бюджетного кризиса. Примеров в мире более чем достаточно, начиная с крупнейшей экономики мира - США, где предел долговых обязательств повышают каждые несколько лет.

У России вроде бы неплохие возможности для заимствований извне. Последнее размещение облигаций это подтвердило - спрос на отечественные евробонды вдвое превысил предложение. Объем внешнего госдолга много лет держится на уровне ниже пяти процентов ВВП. В большинстве даже развивающихся стран этот показатель втрое-вчетверо больше.

Но все не так просто. Во-первых, санкции против России никто не отменял. Хотя формально они не касаются государственных обязательств на внешних рынках, на инвесторов, желающих купить российские долги, оказывают политическое давление. Сложная внешнеполитическая обстановка повышает риски и сама по себе. Наконец, у инвесторов есть предубеждение относительно платежеспособности России. Этот фактор также вынуждает продавать российские облигации с некоторым дисконтом. Так что серьезно говорить о масштабных заимствованиях за рубежом можно только в случае снятия санкций.

Кроме того, есть серьезные сомнения в готовности правительства больше брать взаймы за рубежом. Государство идет на это крайне неохотно, опасаясь усиления зависимости от зарубежных инвесторов. Кроме того, увеличение внешней долговой нагрузки подвергает опасности рубль, делая его более уязвимым к спекулятивным атакам.

Внутренний долг

Этот вариант выглядит в нашей ситуации более привлекательным. Российские инвесторы покупают облигации федерального займа более чем охотно. Некоторое время назад правительство даже размышляло о некоем «миксе» внутреннего и внешнего долга - продаже рублевых обязательств иностранным инвесторам. Из-за девальвации эти планы пришлось временно свернуть.

За последние три года российский внутренний долг удвоился в абсолютных показателях и серьезно вырос по отношению к ВВП. Несомненно, что правительство продолжит использовать данный инструмент. Вопрос лишь, в каких масштабах. При всем удобстве схемы с расширением внутренних заимствований у нее есть один, но очень серьезный минус.

В условиях экономического кризиса деньги, направляемые на скупку госдолга, вымываются из активного оборота. Они не идут ни на инвестиции, ни на частное потребление, а значит, чрезмерно уповать на расширение рынка ОФЗ не приходится.

Девальвация

Сознательное снижение курса рубля - мощный инструмент экономической политики. С его помощью можно сбалансировать бюджет. Скажем, аналитики Bank of America считают, что при цене на нефть в 25 долларов за баррель доллар может подскочить до 210 рублей.

Фото: Виктор Коротаев / «Коммерсантъ»

При более высоких ценах на нефть, соответственно, российскую валюту потребуется ослаблять не столь радикально. Советник по макроэкономике гендиректора брокерского дома «Открытие» Сергей Хестанов считает, что это наиболее вероятный вариант действий государства в случае опустошения кубышки.

Однако девальвация - глубокий шок для экономики. Разумеется, часть производителей от него выигрывает, но резкое сокращение импорта ударит по уровню жизни населения и неизбежно разгонит инфляцию. В долгосрочной перспективе стабильность рубля также может принести больше выгоды, чем кратковременный выигрыш от балансировки бюджета и роста прибылей экспортеров.

Экономический рост

Наконец, налогооблагаемую базу, а значит и доходную часть бюджета можно увеличить за счет подъема ВВП. Плюс этого подхода: ничем не придется жертвовать. Минус: он самый сложный.

Для этого необходимы реальные структурные реформы. И в отличие от других методов, здесь ничего не решить росчерком пера на одном документе - нужна многоуровневая кропотливая работа. Готово ли на это государство - по-прежнему неясно. Пока прогнозы на ближайшие годы достаточно пессимистичные: Россия вступила в период стагнации, и даже по достижении пресловутого дна рост будет анемичным, в рамках одного-двух процентов.

Эксперты настроены весьма скептически. По словам завкафедрой фондовых рынков и финансового инжиниринга РАНХиГС, бывшего зампреда ЦБ Константина Корищенко, рост за счет внутренних источников, а не экспорта, остается пока маловероятным сценарием. Прежде всего из-за сохраняющейся жесткости монетарной и бюджетной политики.

Есть тут, правда, вариант, предполагающий значительное повышение цен на нефть и другое сырье. Тогда рост возобновится сам собой, что позволит не прибегать к распечатыванию стратегических денежных запасов. Однако, глядя на текущую конъюнктуру мировых рынков, проблемы в Китае и Евросоюзе, замедление темпов роста в США, рассчитывать на это не стоит.

Подводя итог, можно сказать, что государство, скорее всего, выберет комбинацию из нескольких мер.

Константин Корищенко склоняется к тому, что будет расти госдолг, а расходы - сокращаться. «Расходы уже предложено заморозить, налоги повышать весьма опасно и по политическим, и по экономическим причинам. Следовательно будем увеличивать госдолг, благо он у нас весьма невелик по любым меркам», - сказал экономист. Кроме того, по словам Корищенко, ненефтегазовые доходы растут уже сейчас, а если цены на сырье восстановят хотя бы часть утраченных позиций, то и сырьевые доходы существенно прибавятся. В общем, на ближайшие пять лет денег хватит.

Исчерпание Резервного фонда в 2017 г. не станет неожиданностью, а финансирование дефицита бюджета может продолжиться из Фонда национального благосостояния (ФНБ), считают эксперты. Опубликованные на днях данные Минфина свидетельствуют, что в 2016 г. средства Резервного фонда уменьшились почти в четыре раза и составил 972,1 млрд рублей. ФНБ за это время "похудел" на 17% до 4,36 трлн рублей.

О том, что Резервному фонду в наступившем году грозит исчерпание, в Минфине признавали еще в прошлом году. Замминистра финансов Алексей Лавров в сентябре прошлого года отмечал , что Резервный фонд оскудеет уже к концу 2017 года, но вслед за этим финансирование дефицита госбюджета начнется из ФНБ. Именно его в финансовом ведомстве считают "пенсионной подушкой безопасности".

Он также не считает, что ФНБ непременно будет потрачен. "Этот фонд будут использовать только в случае необходимости. Есть и другие источники финансирования дефицита бюджета", - отметил он, обратив внимание, что цены на нефть держатся сейчас в районе $50 - 55 за баррель. Как известно, бюджет этого года был сверстан из расчета, что нефть будет стоить $40 за баррель.

Надо сказать, что и в предыдущие годы средняя цена на нефть была выше $40. По данным того же Минфина, в 2016 г. среднегодовая цена российской нефти марки Urals составила 41,9%, а в 2015 г. - 51,23%.

О том, что России вовсе не обязательно полностью растрачивать средства ФНБ сказал и главный аналитик Сбербанка Михаил Матовников. По его словам, искать источники финансирования бюджетного дефицита следует в заимствованиях.

"Россия сейчас находится в достаточно комфортной ситуации, когда она может выбрать источник ресурсов, - предположил Матовников. - Собственно, и Резервный фонд еще не окончательно потрачен, и другие источники финансирования есть. Инвесторы понимают, что у Минфина есть выбор, это позволит заимствовать на хороших условиях".

Однако не все эксперты полагают, что в 2017 г. в финансовой сфере все будет комфортно. В частности, руководитель Института экономики РАН Руслан Гринберг считает, что в 2017 г. может произойти стремительное падение котировок нефти. О том, что низкий курс рубля и падение котировок помогут заставят "шевелиться" российскую власть, сказал "Ленте.ру" бывший министр экономики Сергей Нечаев.

Однако нынешняя ситуация на нефтяном рынке оставляет российским фонда надежду на будущее. В декабре прошлого года министр финансов Антон Силуанов утверждал, что часть дополнительных доходов от роста цен на нефть в 2018 - 2019 гг. будет направляться на покрытие расходов бюджета для сохранения Резервного фонда и ФНБ.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!