Все для предпринимателя. Информационный портал

Стратегия социально-экономического развития субъектов рф. Социально-экономическое развитие субъекта российской федерации и стратегическое управление им

Стратегия социально-экономического развития региона - это система согласованных стратегических целей и задач, разработанных и реализуемых в рамках конкретного органа управленческого механизма, исходя из темпов, пропорций, масштабов и индивидуальных особенностей конкретного региона и ориентируемых на достижение устойчивого регионального развития. В основе концепции лежит разработка альтернативных стратегий, их оценка, выявление приоритетных направлений развития региона, анализ ресурсов этого развития .

Анализ и оценка существующих подходов, положений и разработок по вопросам социально-экономического развития регионов позволяют выделить следующий обобщенный структурный алгоритм разработки концепции по основным блокам:

1. Стратегический анализ внутренних исходных экономических и социальных условий и внешних факторов, влияющих на развитие региона.

2. Определение стратегической целевой ориентации социально-экономического развития региона.

3. Изучение сильных и слабых сторон, возможностей и угроз региональной социально-экономической системы с целью выявления ограничений в достижении целей.

4. Прогнозирование социальных и экономических показателей развития региона.

5. Формулирование целей, их структуризация и окончательное согласование и корректировка в рамках основных направлений развития; определение средств и методов достижения целей.

6. Разработка стратегического плана развития региона.

7. Выбор механизма реализации концепции.

8. Определение критериев оценки достигнутых результатов.

9. Контроль за процессом реализаций концепции.

Объектом стратегии устойчивого развития региона выступает административно-территориальная единица страны, все отрасли и сферы ее деятельности, а также протекающие в ее границах экономические и социальные процессы, а субъектом стратегического планирования региона являются - местные органы управления .

Региональное стратегическое планирование имеет свои особенности по сравнению с другими видами планирования. Оно является индикативным. Индикативный план не имеет директивного характера. Он содержит ограниченное число обязательных заданий и носит в значительной мере направляющий рекомендательный характер.

Принципиальная схема процесса стратегического рыночного планирования включает несколько стадий: диагностику (аудит) территории, в ходе которой определяются ее сравнительное (с собственным прошлым и с другими территориями) состояние; определение концепции развития, характеризующей будущее состояние территории; разработку собственно стратегии как набора сценариев возможного развитие территориальной ситуации; составлении плана первоочередных мероприятий, включающегося конкретные действия по внедрению стратегии. В ходе реализации, намеченных мероприятий по мере осуществления контроля за достижением целей и на основе оценки результатов в стратегию вносятся корректировки.

Изложенная последовательность действий вполне укладывается в привычную логическую схему планирования решения проблем. Но существует ряд особенностей, отличающих стратегический от нормативного метода планирования. Так, в стратегическом планировании прогнозные ориентиры определяются не единоличным решением субъекта, а на основе взаимодействия многих действующих территориальных субъектов, движимых собственными интересами, непосредственно участвующих в планировании и имеющих возможность контролировать реальность.

Стратегическое планирование трудно поддается упорядочению в формате строгих методических процедур. Здесь многое определяется не формализуемыми факторами: опытом, интуицией, кругозором, творческой смелостью и другими подобными качествами ключевых участников процесса планирования. Это больше искусство, нежели рутинный процесс. Особо отметим, что цель диагностики территориальной ситуации должна состоять не только в определении ключевых (наиболее сильно сдерживающих развитие территории) проблем (именно так обычно и понимается задача анализа ситуации), но и в выявлении предпосылок (что намного сложнее описания проблем) развития территории. В стратегический план следует включать как меры по решению ключевых проблем территории, так и обоснование; приоритетных направлений ее развития (не обязательно связанных с преодолением сложившихся проблемных ситуаций) в широком национальном и даже мировом контексте. В ходе диагностики каждая территория, кроме того, должна оценить ресурсные возможности территорий-конкурентов, чтобы в дальнейшем найти способы позиционирования себя таким образом, чтобы выгодно выделяться на их фоне.

Для установления стратегической цели развития региона, определения стратегического направления достижения ориентира результативности необходим всесторонний анализ конкурентоспособности региона. Рассматривая сильные и слабые стороны функционирования региона, оценивая его преимущества и недостатки в сравнении с потенциальными конкурентами, следует опираться на определенные ключевые критерии:

Географическое положение региона, его природные и трудовые ресурсы;

Наличие транспортной инфраструктуры;

Уровень развития социальной инфраструктуры.

Потенциал развития региона во многом определяет географическое положение региона, его природные ресурсы. Наличие полезных ископаемых зачастую определяет хозяйственную специализацию региона. Безусловным преимуществом является привлекательная природная среда, создающая возможности как для эффективно функционирующего сельского хозяйства, туризма и т.п. Определяющим фактором могут стать приграничные территории, дающие шансы на развитие международных связей, участие в международном разделении труда.

Основной документ: ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития РФ» (там слова «стратегия» нет вообще, но в лекциях Елсукова написан именно этот ФЗ , приказ министерства регионального развития РФ № 14 от 27.02.2007 г. «Об утверждении Требований к стратегии социально-экономического развития субъекта Российской федерации»

Стратегия – симбиоз прогноза и концепции.

Стратегия разрабатывается на средства субъекта РФ специализированными научно-исследовательскими организациями (пример - ЭНКО). После разработки она предоставляется на межведомственную комиссию мин. регион. развития.

Стратегия утверждается законодательным актом субъекта РФ.

Правительство Российской Федерации в качестве важнейшего условия для выделения регионам субвенций и иных трансфертов выставляет условие наличия у региона разработанной стратегии его развития.

В настоящее время большинство субъектов Российской Федерации в той или иной степени подготовили предложения по стратегиям своего развития.

Содержание стратегий, представляемых различными регионами, по своей формальной структуре существенно отличаются друг от друга. Профильные министерства РФ (прежде всего Министерство экономического развития РФ, Министерство регионального развития РФ), конечно, предпринимают определенные шаги по унификации требований к содержанию стратегий развития регионов. Так, в начале 2007 г. Министерством регионального развития РФ был подготовлен приказ № 14 от 27.02.2007 г. «Об утверждении Требований к стратегии социально-экономического развития субъекта Российской федерации». Однако, системности и четкости в определении содержания стратегии региона в нем все-таки нет.

Приказом оговорено, что целями разработки Стратегии являются:

1) определение приоритетных направлений и целей развития субъекта Российской Федерации на долгосрочную перспективу (не менее 20лет);

2) оценка потенциала социально-экономического развития субъекта Российской Федерации;

3) взаимоувязка краткосрочной политики и долгосрочных стратегических приоритетов развития субъекта Российской Федерации;

4) обеспечение совместных действий и поиск предметов партнерства государственных органов исполнительной власти, представителей коммерческих и некоммерческих организаций, в том числе общественных;

5) обеспечение согласованности действий федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

1) проблемы и приоритеты развития субъекта РФ:

− комплексную оценку ключевых внешних факторов (макроэкономическая ситуация, экономико-географическое положение субъекта РФ, степень включенности в систему глобальных обменов) и внутренних факторов (природно-ресурсный потенциал региона, демографическая ситуация и человеческий потенциал, сложившаяся система расселения, сложившаяся структура экономики, инфраструктурная обеспеченность территории, конкурентоспособность экономики региона);

− два-три наиболее вероятных сценария развития региона;

− риски и ресурсные возможности региона;

− целевой сценарий развития региона и приоритетные направления в рамках этого сценария;

− энергетический баланс региона.

2) приоритетные направления деятельности, цели и задачи органов государственной власти субъекта РФ:

− система приоритетных направлений, целей и задач деятельности органов государственной власти субъекта РФ;

− анализ и оценка ограничений, связанных с реализацией поставленных целей и задач и ресурсных возможностей, в том числе:

а) бюджетные возможности и ограничения;

б) организационные возможности и ограничения;

в) возможности выстраивать взаимодействие с бизнесом и крупными общественными субъектами;

− разработку системы мер государственного управления по реализации поставленных целей и задач, в том числе:

а) формирование институтов развития;

б) развитие организационных возможностей;

в) разработку проектов и программ;

г) развитие производственных кластеров;

д) расширение бюджетно-ресурсной базы и повышение эффективности использования бюджетных средств;

е) установление общих параметров бюджетного финансирования для реализации поставленных целей и задач;

3) механизмы реализации Стратегии, в том числе:

а) экономическая политика;

б) энергетическая политика;

в) бюджетная политика;

г) механизм частно-государственного партнерства;

д) региональные целевые программы;

е) система ФЦП-ФАИП.

4) систему индикативных показателей оценки деятельности органов государственной власти субъекта РФ.

Таковы, в главном, сформулированные действующими нормативными правовыми актами требования к Стратегии развития региона.

В то же время, представленными требованиями не раскрываются:

1) стадиальность разработки Стратегии и содержание стратегической документации по каждой из стадий;

Билет15.

1.(28) Методика оценки ЭГП региона

Диагностика осуществляется по следующим параметрам:

1.Положение по отношению к ареалам (основным экономическим центрам и другим регионам):

интерареальное – между крупными регионами, мощными экономическими центрами

интроареальное – внутри ареала или в зоне влияния крупного центра

периферийное – приграничное и глубинное положение

2.Оценка положения по отношению к экономическим центрам, фокусам, линиям. Оценивается близость к экономическим центрам, положение относительно зон влияния (сам объект формирует зону влияния или он под влиянием). характер взаимодействия с центром может быть:

конкурентный

взаимодополняющий

доминирование

подчинённый

отсутствие влияния

3.Транспортно-географическое положение (положение относительно сырьевых центров, центров промышленности и инфраструктурных сетей).

Оценка расстояний (качественные градации):

1.наличие на территории крупных транспортных узлов, промышленных центров и т.д.

2.близость к ним и удалённость

2.(29) Структура земельных отношений в государстве

Земельные отношения -отношения, возникающие в процессе распределения, владения, пользования и распоряжения землей. В нашем государстве земельные отношения регулируются отдельным законодательством.

Существуют 4 элемента земельных отношений:

1. норма права, которой необходимо руководствоваться в земельных отношениях;

2 .объект земельных отношений;

Земельный участок как объект управления -часть единого земельного фонда, обладающий 4 фиксированными характеристиками: фиксированное местоположение (адрес); фиксированные границы; фиксированная площадь (от площади рассчитывается налог и стоимость); фиксированный правовой статус. Принадлежность к той или иной категории.7 категорий:

Земли сельскохозяйственного назначения

Земли поселений

Земли промышленного и иного специального назначения вне нас.пунктов

Земли особо охраняемых природных объектов

Земли лесного фонда

Земли водного фонда

Земли запаса

субъект управления, право (участники земельных отношений: государство, юридические и физические лица, органы местного самоуправления)

3. статус правообладателя

4 . вид права на землю: -вещные права (право, переходящее вместе с вещью)

А)собственность –право собственности на землю представляет собой триединство владения, пользования и распоряжения земельным участком

Б) право пожизненного наследуемого владения – не допускается распоряжение земельными участками, кроме возможности передачи их по наследству. Сейчас оно никому не может быть предоставлено.Однократная бесплатная приватизация.

В) право постоянного (бессрочного) пользования – нет возможности распоряжения земельным участком. Вновь это право может быть предоставлено только гос. и муниц. учреждениям, федеральным казенным предприятиям,и органам гос. и муниц. власти. Юридические лица, обладающие этим правом обязаны выкупить свою землю или взять в аренду.Для физ.лиц-право однократной бесплатной приватизации

-обязательственные права (права, возникающие в силу договора обязательства сторон)

А) право аренды

Б) право безвозмездного срочного пользования (не предусматривает вознаграждения)

В рыночных условиях государство обеспечивает организацию экономического порядка. Оно выступает в качестве субъекта, ответственного за установление правил, и гаранта их соблюдения. Переход к современной рыночной системе сопряжен с решением проблемы выбора между достижимостью цели и скоростью выполнения соответствующих задач. Ключевые направления процесса определяет стратегия социально-экономического развития Российской Федерации. Рассмотрим основные ее положения.

Общие сведения

Стратегия социально-экономического развития России представляет собой систему мероприятий, которые ориентированы на достижение долгосрочных целей. При этом учитывается вклад всех субъектов страны в решение задач. В основу развития закладываются высокие, достойные государства, но вместе с этим достижимые цели. Эта программа ориентирована на превращение РФ в динамичную державу с соответствующей интенсивностью труда и деловой инициативой, последовательной и разумной деятельностью правительства.

Общественная консолидация

Реализация стратегии зависит от различных факторов. Одним из ключевых выступает консолидация общества. Для активации этого процесса необходим ряд условий:


Уровень благосостояния

При разработке стратегии социально-экономического развития страны необходимо учитывать качество жизни населения. Успех программ во многом будет определяться динамикой создания среднего класса в государстве. Его формирование предполагает построение новой потребительской модели в рамках стандарта благосостояния. Он, в свою очередь, должен включать в себя высокую степень обеспеченности продукцией длительного пользования, качественное жилье, услуги образования и здравоохранения. Сегодня, как показывают статистические данные, по западному стандарту благосостояния живет только 5-7% россиян. Доля населения, чей среднедушевой доход не покрывает прожиточного минимума, составляет порядка 40%.

Инвестиционный прорыв

Он выступает в качестве решающего условия обеспечения страны. Инвестиционный прорыв предполагает:


В свою очередь, для придания капиталовложениям определяющего характера, они должны быть материально обеспечены отечественным производством. Особая роль в этом принадлежит В этой связи в стратегии социально-экономического развития присутствует раздел о модернизации этого сектора на базе оборудования, выпускаемого как внутри страны, так и за рубежом.

Предполагаемые угрозы динамике

При составлении стратегии социально-экономического развития следует учитывать несколько факторов, оказывающие негативное влияние на ход процесса, формирующие препятствия в достижении целей. К ним относят:

  1. Недостаточный внутренний спрос.
  2. Внешние долги.
  3. Неподготовленность инвестиционного комплекса к крупномасштабным капвложениям.
  4. Непропорционально высокая скорость повышения стоимости топлива, электроэнергии, транспортных тарифов.

Участие субъектов страны

Разработанная программа может изменяться в зависимости от общественно-хозяйственной и политической ориентации деятельности государства на том или ином этапе. Общая государственная схема всегда неоднородна относительно административно-территориальных единиц, формирующих его. Такая ситуация обуславливается в первую очередь разным уровнем обеспеченности ресурсами. Немаловажное значение имеют и специфика хозяйственной структуры, достигнуты уровень развития в той или иной экономической сфере региона. В течение нескольких последних лет отмечается активное усиление самостоятельности административно-территориальных единиц. При этом ответственность субъектов за региональное социально-экономическое развитие становится с каждым годом все выше.

Анализ ситуации

Стратегия социально-экономического развития региона предполагает всестороннюю оценку состояния дел. Она составляется как по объективным, так и субъективным показателям. К первым, в частности, относят макроэкономические условия, позицию региона в общем разделении труда, отраслевую структуру, географическое положение, наличие природных ресурсов и пр. Субъективными факторами в первую очередь выступают методы управления. Проведенные в последние годы реформы показали, что регионы, применяющие прогрессивные подходы в администрировании, намного меньше подвергаются кризисным тенденциям. В сложной ситуации, в процессе выхода из кризиса относительным преимуществом обладают те субъекты, которые использовали адекватные инструменты и методы управления.

Стратегия социально-экономического развития региона: специфика

Разработка программы на долгосрочную перспективу относится к функциям центральной власти субъекта. Решение этой задачи становится наиболее актуальным в условиях постоянных структурных изменений и во время кризиса. Выход из такого состояния может быть достаточно болезненным, если процессы будут проходить без какой-либо координации со стороны администрации. При активном участии местной власти выход из сложной ситуации может сопровождаться незначительными издержками. Для этого администрации необходимо использовать имеющиеся преимущества и формировать новые. Стратегия социально-экономического развития края или иного другого субъекта страны может предусматривать использование самых разных действий. С их помощью местная власть стимулирует народнохозяйственный сектор, формирует рабочие места, повышает налоговую базу. В распоряжении администрации находится широкий спектр механизмов и инструментов. Они позволяют расширить возможности для конкретных видов деятельности, в которых наиболее заинтересовано сообщество. В стратегии социально-экономического развития республики или любой другой административно-территориальной единицы страны необходимо учитывать специфические факторы, влияющие на состояние хозяйства в пределах конкретных границ.

Концепция стадий роста

Стратегия социально-экономического развития области в частности и государства в целом разрабатывается, как выше было сказано, на долгосрочную перспективу. При ее составлении проводится анализ качественных показателей, характерных для конкретной территории. При их оценке целесообразно использовать концепцию, в соответствии с которой рост проходит в три стадии:

  1. Доиндустриальную.
  2. Индустриальную.
  3. Постиндустриальную.

В качестве преобладающих на первой стадии выступают добывающие отрасли:

  1. Лесная.
  2. Рыбная.
  3. Сельскохозяйственная.

На индустриальном этапе доминирующими считаются обрабатывающие сектора. К ним относятся пищевая и легкая, деревообрабатывающая и химическое производство, машиностроение. В постиндустриальную стадию на передний план выходят нематериальные отрасли:

  • Торговля.
  • Наука.
  • Образование.
  • Страхование.
  • Финансовый сектор.
  • Здравоохранение и пр.

Отличительной чертой постиндустриального общества становится резкое снижение товарного производства. При этом увеличивается доля сферы услуг, наукоемкость предприятий, повышается уровень квалификации работников, проявляется опережающая интернационализация хозяйства.

Основные тенденции

Стратегия социально-экономического развития района должна предполагать не столько количественные, сколько качественные изменения хозяйственной структуры. В настоящее время происходит интенсивная переориентация деятельности коммерческих предприятий. Тенденции развития общества говорят о том, что преимущественная сфера занятости сегодня - это область нематериального производства. Она является основной отраслью инвестирования и выступает в качестве фактора процветания граждан. Другими словами, сфера нематериального производства - парадигма экономического развития в современных условиях. В РФ в настоящее время отмечается два противоположно направленных процесса: увеличение доли сектора услуг и деиндустриализация. Последняя тенденция касается снижения удельного веса всех перерабатывающих отраслей при одновременном усилении добывающих. Этот процесс можно считать в определенной степени вынужденным. В плане последующего развития российской экономики деиндустриализация обладает негативным характером. Данная тенденция обуславливает "смещение" народнохозяйственного комплекса на первую стадию. Это, в свою очередь, свидетельствует о регрессе экономики. Вместе с этим в обществе отмечается увеличение доли сферы услуг, растет удельный вес финансовых и торговых предприятий. Эта тенденция свойственна постиндустриальной стадии. В течение ближайшего времени в субъектах предполагается существенное перераспределение рабочих ресурсов. Указанные тенденции должна учитывать стратегия социально-экономического развития муниципального образования, в котором происходящие изменения проявляются наиболее ярко. К таким административным единицам, в частности, можно отнести крупные промышленные центры страны, в которых уровень жизни населения зависит от производственного сектора.

Сырьевой фактор

В настоящее время ключевым условием становится не наличие, а эффективность использования ресурсов. На начальных этапах экономических преобразований в регионах сложилось особое положение в сырьевых отраслях. Основная доля валовых поступлений обеспечивалась за счет экспорта цветного и черного металла, газа, нефти, леса. Это способствовало сохранению промышленного потенциала всего государства и отдельных его субъектов. В 90-е гг. расширение экспорта обуславливалось главным образом заниженным курсом нацвалюты. Вместе с этим отмечалось увеличение импорта сложных товаров. Данная тенденция негативно сказалась на уровне жизни, дополнительно снизив его. Некоторые преимущества сырьевого сектора были обусловлены низкими затратами, в первую очередь небольшими расходами на оплату труда. По ходу укрепления рубля, повышения зарплат в экспортном производстве они постепенно стали сходить на нет. В этой связи ориентация на экспортные сырьевые отрасли сегодня не имеет перспектив.

Инструменты управления

Какой должна быть стратегия социально-экономического развития? как правило, одни из первых начинают разрабатывать и внедрять программы эффективного управления. Как показывает практика, наиболее эффективными инструментами являются планирование и маркетинг. Они являются испытанными средствами современного менеджмента. В условиях перехода к рыночной системе в некоторых случаях стратегическое планирование не только целесообразно, но и необходимо использовать во всех видах деятельности. Это в равной степени относится и к сельскохозяйственному, и к производственному, и к строительному, и к транспортному секторам.

Структура программы

Стратегическое планирование включает в себя:


Является процессом непрерывным. Оно задает ориентиры для принятия различных, в том числе, оперативных, тактических решений. При наличии долгосрочного плана реализация задач осуществляется на проработанной и обоснованной базе.

Стратегия экономического развития регионов? это система мероприятий, направленных на реализацию долгосрочных задач социально-экономического развития государства с учетом рационального вклада регионов в решение этих задач, определяемого реальными предпосылками и ограничениями их развития.

Стратегия экономического развития регионов меняется в зависимости от социально-экономической и политической ориентации государства на конкретном этапе развития.

Стратегия регионального развития государства неоднородна по отношению к регионам, его формирующим. Это обусловлено существенными различиями регионов в области обеспеченности ресурсами, структуры хозяйства, достигнутого уровня развития различных сфер экономики.

В последние годы увеличивается самостоятельность регионов, которые несут все большую ответственность за результаты регионального экономического развития.

Социально-экономическое состояние регионов определяется как объективными (макроэкономические условия, положение региона в общественном разделении труда, отраслевая структура, географическое положение, природные ресурсы), так и субъективными факторами, и в первую очередь? методами регионального управления. В последние годы экономических реформ показали, что регионы, которые применяют прогрессивные методы управления своим развитием, в меньшей степени подвержены кризисным тенденциям. В сложных условиях выхода из кризиса относительное преимущество имели, прежде всего, те регионы, которые использовали адекватные методы и инструменты управления своим развитием.

Социально-экономическое развитие региона? это центральная функция органов власти региона, которая становится особенно актуальной во время кризиса и постоянных структурных изменений. Выход из этого состояния может оказаться весьма болезненным, если экономические процессы будут пущены на самотек; в то же время он может сопровождаться минимальными издержками, если администрация будет активно воздействовать на процессы экономического развития, используя имеющиеся местные преимущества и создавая новые.

Управление развитием региона может осуществляться с помощью широкого спектра конкретных действий, посредством которых местная администрация стимулирует развитие экономики региона, создает новые рабочие места, увеличивает налоговую базу, расширяет возможности для тех видов экономической активности, в которых заинтересовано местное сообщество.

При анализе качества регионального развития полезно использовать концепцию теории стадий роста, согласно которой экономическое развитие проходит три основные стадии: доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную.

Доминирующими отраслями доиндустриального развития являются добывающие отрасли, сельское хозяйство, рыбная, лесная, горно-добывающая промышленность.

В индустриальной стадии доминируют перерабатывающие отрасли: машиностроение, химическая, лесная и деревообрабатывающая, легкая, пищевая промышленность и пр.

В постиндустриальной стадии основными отраслями, на которых базируется экономическое развитие, становятся отрасли нематериального производства: наука, образование, торговля, финансы, страхование, здравоохранение и др. Характерными чертами постиндустриального общества становятся относительное падение производства товаров и относительное увеличение производства услуг, рост наукоемкости производства, повышение уровня квалификации персонала, опережающая интернационализация производства.

Тенденции экономического развития современного общества позволяют сделать вывод о том, что нематериальное производство представляет собой преимущественную сферу занятости, преимущественное направление инвестиций и фактор процветания современного общества. Иными словами, нематериальное производство? это парадигма современного экономического развития.

В России в настоящее время происходят два противоположных по направленности процесса: деиндустриализация и рост удельного веса сектора услуг. Первая тенденция? падение удельного веса перерабатывающих отраслей с одновременным укреплением добывающих? является отчасти вынужденной и в целом с точки зрения перспектив дальнейшего развития отечественной экономики носит негативный характер. Эта тенденция смещает отечественную экономику с преимущественно индустриальной на до- индустриальную стадию развития, что свидетельствует не о прогрессе, а скорее о регрессе. В то же время в российской экономике происходит рост удельного веса услуг, торговли и финансовых учреждений, что характерно в целом для постиндустриальной стадии развития общества. В ближайшие годы в России прогнозируется весьма существенное перераспределение трудовых ресурсов. Главным фактором становится не наличие ресурсов, а эффективность их использования. В первые годы экономических реформ в России особое положение сложилось в сырьевых отраслях. Именно экспорт нефти, газа, черных, цветных металлов и леса обеспечивал основную массу валютных поступлений и не давал окончательно разрушиться всему промышленному потенциалу страны. В России в 1990-е гг. экспорт расширялся в основном благодаря заниженному обменному курсу рубля, при этом увеличивался импорт сложных товаров. Это направление развития внешней торговли оказывало негативное воздействие на уровень жизни в стране, дополнительно снижая его. Относительные преимущества сырьевых отраслей были обусловлены более низкими издержками, в первую очередь издержками на заработную плату. По мере укрепления реального курса рубля и повышения заработной платы в экспортных производствах данное преимущество постепенно стало сходить на нет. Поэтому ориентация экономического развития России на традиционные сырьевые экспортные отрасли бесперспективна: былые преимущества постепенно перестают быть таковыми. Информационные технологии начинают играть ведущую роль. Эффективность общественного производства в значительной мере определяется степенью использования средств обработки информации (вычислительной техники, телефонов, программного обеспечения), плотностью потока изобретений новых продуктов и новых технологий с помощью компьютерных программ. Более того, весь современный бизнес представляет собой информационный процесс, создающий связи между организациями и людьми, для того чтобы продукт оказался в нужной точке, в нужное время и нашел своего потребителя.

В экономике любой развитой страны или развитого региона манипулирование информацией становится базисом любого продвижения вперед. Информационная компонента начинает доминировать в любом производстве и в любом бизнесе. Развитость информационной компоненты становится одновременно фактором, индикатором и результатом развития страны или региона. Другими словами, развитость информационной инфраструктуры (которая одновременно является инфраструктурой бизнеса) становится фактором притяжения и развития деловой активности. Компьютерные сети, вычислительная техника, компьютерный дизайн, средства связи сегодня становятся тем, чем были в конце XIX в. железные дороги, -- катализатором и фактором социально-экономического развития всего общества. Информация становится сегодня ресурсом развития, а зрелость информационных технологий определяет темп этого развития.

Наиболее действенными на данном этапе инструментами управления экономическим развитием региона являются стратегическое планирование и региональный маркетинг.

Стратегическое планирование и стратегическое управление? испытанные методы современного менеджмента. Практика доказала высокую эффективность, а в ряде случаев настоятельную необходимость применения стратегического планирования не только в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве, транспорте, но и в других видах человеческой деятельности. Стратегическое планирование может успешно использоваться не только при разработке комплексных программ социально-экономического развития регионов, но и при осуществлении антикризисных мер в регионах и городах, в управлении масштабными инфраструктурными проектами и других направлениях развития в регионах.

Главный вопрос, на который отвечает стратегический план регионального развития сегодня, ? это как выйти из кризиса, повысить уровень благосостояния жителей и заложить прочные основы для его дальнейшего повышения. Приоритет отдается цели всех преобразований? созданию условий, обеспечивающих достойные уровень и качество жизни человека.

Цикл стратегического планирования экономического развития региона можно представить в следующем виде:

  • 1. Определение целей развития.
  • 2. Анализ внешней среды развития региона.
  • 3. Определение сильных и слабых сторон региона.
  • 4. Использование имеющихся и создание новых местных преимуществ.
  • 5. Разработка концепции развития.
  • 6. Разработка плана конкретных действий и осуществление стратегии.
  • 7. Анализ эффективности и результативности, корректировка целей и методов их достижения.

В современных условиях, когда в ряде регионов проявляются постиндустриальные тенденции социально-экономического развития, важно определить региональные преимущества не только в производстве материальной продукции, но и в сфере услуг. Регион должен научиться «экспортировать» услуги другим регионам. Производство услуг может притягивать ресурсы и содействовать благосостоянию так же, как и производство материальных ценностей. Финансовые, страховые, консультационные, аудиторские, услуги связи, информатики, образования, медицинские услуги? все эти виды экономической активности в современных условиях могут способствовать региональному развитию.

Важнейший современный фактор развития региона? наличие качественной инфраструктуры связи -- современных коммуникационных линий региональных компьютерных сетей, свободного доступа в Интернет.

В рамках данной стадии стратегического планирования социально-экономического развития региона рассматриваются возможности максимально использовать сильные стороны региона, а слабые нейтрализовать или превратить в преимущества.

Планы стратегического развития региона служат основой для разработки программ социально-экономического развития. Такие программы составляются по основным сферам деятельности человека с учетом разумных соотношений государственного регулирования и рыночных отношений. Программы обычно содержат целевые проекты и поэтапные планы их реализации.

Планирование экономического развития региона? это непрерывный процесс, задающий ориентиры для принятия любых, в том числе тактических, текущих решений. Наличие долгосрочного плана экономического развития позволяет осуществлять текущие решения на обоснованной и проработанной базе.

Требования (технический стандарт) к стратегии социально-экономического развития субъекта РФ

1. Стратегия социально-экономического развития субъекта РФ

Стратегия социально-экономического развития субъекта РФ представляет собой систему мер государственного управления , опирающихся на долгосрочные приоритеты, цели и задачи политики органов государственной власти. Стратегия направлена на обеспечение социально-экономического развития региона, при учете государственной политики РФ. Стратегия основана на понимании важнейших проблем развития и оценки сопряженных рисков и ресурсного потенциала субъекта РФ. Стратегия, как система мер государственного управления предполагает наличие документа - Стратегии социально-экономического развития субъекта РФ на долгосрочную перспективу (далее по тексту Стратегия). Документ разрабатывается по заказу органов государственной власти субъекта РФ, согласовывается с органами федеральной власти и утверждается законодательным органом субъекта РФ. В разработке Стратегии принимают участие бизнес-субъекты и общественные организации.

2. Цели разработки стратегии субъекта РФ

· Определение приоритетных направлений и целей развития региона (регион может не совпадать с границами субъекта РФ) на долгосрочную перспективу (не менее 20 лет);

· Оценка потенциала социально-экономического развития региона;

· Взаимоувязка краткосрочной политики и долгосрочных стратегических приоритетов развития региона;

· Обеспечение совместных действий и поиск предметов партнерства государственных органов исполнительной власти, представителей бизнеса и общественных организаций.

· Обеспечение согласованности действий федеральных и региональных органов государственной власти.

3. Терминология

Внешние факторы развития – не зависящие от действий региональных властей и бизнеса условия, оказывающие существенное влияние на развитие региона.

Внутренние факторы развития – ресурсы и потенциал, на базе которых регион строит свою стратегию и реагирует на различные изменения внешних факторов.

Риски – направления и факторы из-за которых прогнозируется существенное ухудшение социально-экономической ситуации в регионе.

Ресурсы – материальные и нематериальные активы , на базе которых планируется развитие экономики и социальной сферы региона.

Территориальный отраслевой кластер – сеть поставщиков и потребителей, связанная цепочкой формирования добавленной стоимости и локализованная на определенной территории.

Сценарии различные варианты развития региона, которые зависят от сочетания внешних факторов, действующих на регион.

Приоритетные направления развития региона – направления деятельности органов управления субъектом РФ, на реализации которых должны быть сфокусированы основные усилия администрации, финансовые ресурсы и для реализации которых необходимы совместные усилия органов власти федерального, регионального и местного уровня.

Стратегия должна отражать:

2.1. Проблемы и приоритеты развития региона

В Стратегии должны быть представлены существующее состояние, основные проблемы, сценарии и приоритетные направления развития региона как социально-экономической единицы, объединяемой территорией и административными структурами управления. Процесс разработки Стратегии должен включать:

2.1.1. Выявление и анализ основных проблем, стоящих перед экономикой и обществом региона в средне - и долгосрочной перспективе;

2.1.2. Комплексную оценку ключевых внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на социально-экономическое развитие региона

К внутренним факторам относятся:

· Природно-ресурсный потенциал региона;

· Демографическая ситуация и человеческий потенциал;

· Сложившаяся система расселения;

· Инфраструктурная обеспеченность территории региона (в т. ч. обеспеченность электроэнергетической инфраструктурой);

· Сложившаяся структура экономики (отраслевая, корпоративная, существующие либо возможные кластеры) и существующие тренды развития;

· Конкурентоспособность экономики региона;

· Этнокультурная ситуация и межнациональные отношения в регионе.

К внешним факторам относятся:

· Макроэкономическая ситуация в РФ;

· Действия федеральных властей, оказывающие влияние на развитие региона;

· Экономико-географическое положение региона в округе, стране и мире;

· Степень включенности в систему глобальных товарных, информационных и финансовых обменов.

2.1.3. Разработку 2-3 наиболее вероятных сценариев социально-экономического развития региона на долгосрочную перспективу – сценарный анализ должен осуществляться с использованием многофакторной модели; обязательно должен быть рассмотрен инерционный сценарий

2.1.4. Выявление и анализ рисков и ресурсных возможностей региона;

2.1.5. Выбор целевого сценария развития региона на основании оценки рисков и ресурсных возможностей региона;

2.1.6. Разработку системы приоритетных направлений развития региона в рамках выбранного целевого сценария.

2.1.7. Разработку концепции развития электроэнергетики субъекта РФ в рамках выбранного сценария, включающей в себя определение прогнозных объемов, структуры и территориального распределения потребления электрической и тепловой энергии , региональных инновационных, технических, экономических и экологических приоритетов в электроэнергетике.

2.2. Приоритетные направления деятельности, цели и задачи органов государственной власти субъекта РФ.

В рамках Стратегии разрабатываются приоритетные направления, цели и задачи деятельности органов государственной власти субъекта РФ на долгосрочную перспективу. На основании анализа ограничений и ресурсной обеспеченности органов государственной власти разрабатывается система мер государственного управления, нацеленного на обеспечение социально-экономического развития региона в соответствие определенным в рамках Стратегии целевым сценарием и приоритетными направлениями деятельности органов управления. Стратегия должна включать:

2.2.1. Разработку системы приоритетных направлений, целей и задач деятельности органов государственной власти субъекта РФ, которые должны быть взаимоувязаны с целевым сценарием, приоритетными направлениями развития региона, концепцией развития электроэнергетики субъекта РФ и должны согласовываться с основными положениями и направлениями политики социально-экономического развития РФ, проводимой и декларируемой Правительством РФ; число приоритетных направлений, как правило, не может превышать 2-3 направления.

2.2.2. Анализ и оценку ограничений, связанных с реализацией поставленных целей и задач и ресурсных возможностей органов государственной власти субъекта РФ. Оценка ресурсного потенциала органов власти субъекта РФ осуществляется, во-первых, с целью установить реальные возможности по достижению ставящихся целей, во-вторых, с целью определить степень и границы участия других (федеральных и муниципальных органов власти) уровней власти. Анализу и оценке подлежат:

· Бюджетные возможности и ограничения;

· Организационные возможности и ограничения;

· Возможности выстраивать взаимодействие с бизнес и общественными крупными субъектами на территории области.

2.2.3. Разработку системы мер государственного управления по реализации поставленных целей и задач, осуществляемых на уровне органов государственного управления субъекта РФ, включающих:

· Формирование институтов;

· Развитие организационных возможностей;

· Разработка и реализация проектов и программ;

· Расширение бюджетно-ресурсной базы и повышение эффективности использования бюджетных средств.

2.2.4. Установление общих параметров бюджетного финансирования мер государственного управления по реализации поставленных целей и задач.

2.3. Механизмы реализации Стратегии

В Стратегии должны содержаться указания на основные механизмы реализации, такие как:

· Экономическая политика органов власти субъекта РФ;

· Энергетическая политика органов власти субъекта РФ;

· Бюджет субъекта РФ;

· Механизм частно-государственного партнерства;

· Система ФЦП-ФАИП и прочих инструментов целевого финансирования из средств федерального бюджета .

Кроме того, Стратегия должна содержать Систему индикативных показателей оценки деятельности органов государственной власти субъекта РФ, с установленными целевыми показателями на период первых 3 лет. Система индикативных показателей разрабатывается как инструмент контроля, количественной оценки и управления деятельностью органов государственной власти субъекта РФ по реализации мер государственного управления, предусмотренных Стратегией. Система показателей должна согласовываться с целями и задачами, реализуемыми органами государственной власти региона. Целевые показатели должны устанавливаться на трехлетний период и в дальнейшем должны учитываться при формировании среднесрочной программы социально-экономического развития региона.

5. Согласование Стратегии и механизмы контроля

В рамках Стратегии (общие параметры бюджетного финансирования) должны устанавливаться лимиты финансирования, которые следует разделять по приоритетным направлениям и отдельным мерам государственного управления. Они должны задавать общие рамочные условия для среднесрочных программ социально-экономического развития, трехлетних финансовых планов (1+2 года) и бюджетного процесса , ориентированного на результат (БОР) и могут являться основанием для ведения переговоров о включении отдельных мер и проектов в план финансирования из средств ФЦП, ФАИП и прочих инструментов целевого финансирования федерального бюджета.

Лимиты финансирования утверждаются региональными органами законодательной власти и согласуются с органами федеральной власти. Их нарушение в процессе реализации Стратегии должно вести к корректировке Стратегии. Процедура корректировки предполагает анализ причин и факторов, действие которых привело к нарушению установленных лимитов, и согласование и утверждение скорректированных содержательных частей и лимитов с региональными и федеральными органами власти.

Стратегия может согласовываться с крупнейшими налогоплательщиками региона и должна утверждаться органами власти субъекта РФ.

Стратегия представляется и согласуется на Межведомственной комиссии (МВК) при Министерстве регионального развития РФ. МВК дает оценку Стратегии на основании следующих критериев:

· Качество проработки основных проблем социально-экономического развития региона, оценки внешних и внутренних факторов и сценарного анализа;

· Соответствие приоритетных направлений, целей и задач деятельности органов государственной власти региона по реализации Стратегии выявленным приоритетным направлениям развития региона в целом;

· Качество оценки основных ограничений и адекватности ресурсов, доступных органам государственной власти региона, целям и задачам, декларируемым в рамках Стратегии.

· Степень согласования Стратегии с отраслевыми стратегиями и соседними субъектами

МВК может рассматривать и согласовывать возможное финансовое участие федерального бюджета (в рамках системы целевого финансирования – ФЦП, ФАИП, ОЭЗ, Инвестиционный фонд и проч.). Стратегия представляется на Правительственной комиссии при Премьер-министре РФ.

По итогам согласования документа с органами федеральной власти Стратегия может являться основанием для заявок региональных органов власти на получение финансирования отдельных мероприятий и объектов из средств федерального бюджета (Федеральные целевые программы, Федеральные адресные инвестиционные программы , Инвестиционный фонд, программа развития Особых экономических зон и пр.).

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!