Все для предпринимателя. Информационный портал

В чём загадка экономического роста страны Сингапур? Из грязи в князи: как в Сингапуре произошло экономическое чудо.

Экономическое чудо Сингапура выпало на вторую половину XX века, но заложенные в те годы основы служат на благо страны до сих пор. Этот город-государство — одно из лучших мест для работы и бизнеса с высоким уровнем жизни.

Разбираемся, почему экономика Сингапура такая сильная, какие преимущества страна эффективно использует, а какие проблемы – умело обходит.

Город-государство, который впереди всех

Сингапур – экономический центр Азиатско-Тихоокеанского региона. Уже не первый год он удерживает статус одной из самых крупных и развитых экономик в мире. И это при том, что страна занимает 171-ю строчку в мире по площади и почти не имеет природных ресурсов. Кроме того, она входит в число лидеров по индексу экономической свободы. А доклад Всемирного банка «Doing Business» называет государство вторым на планете по уровню поддержки интересов предпринимателей.

Экономика Сингапура в основном представлена производством и экспортом электроники, финансовыми услугами и туризмом.

Активной международной торговле помогает деятельность самого загруженного в мире грузового морского порта.

Ведущие отрасли сингапурской экономики

Несмотря на небольшой внутренний рынок и нехватку природных ресурсов, Сингапур уверенно перенёс финансовые кризисы в 1997 и 2008 годах. Сейчас у него стабильное положительное сальдо, высокий национальный доход и никакого внешнего долга.

Четверть годового ВВП страны дают успехи в обрабатывающем секторе. Ключевые кластеры: электроника, химическая промышленность, биотехнологии, логистика и транспортное машиностроение. В третьем квартале 2017 года этот сектор вырос на 35%, за счёт увеличения спроса в машиностроении и электронике.

Следующая крупнейшая отрасль экономики – финансы. Её рост обеспечивается развитой деловой средой и политической устойчивостью. Сингапурский рынок финансовых услуг является домом для 200 банков. Многие мировые компании выбирают этот город для открытия региональных отделений и филиалов. Так, страна привлекает лучшие технологии и кадры, что способствует обмену данными между глобальными и внутренними рынками.

Значительный вклад в экономику страны также вносят медицинские инновации, аэрокосмическая техника, «чистая» энергия, здравоохранение и разработка контента.

Крупнейшие компании Сингапура по версии Forbes (2011 г.) / Источник:ru.wikipedia.org

Какими природными ресурсами обладает страна

Расположенный на самой южной точке Малайзийского полуострова, с чуть меньшей площадью чем у Волгограда, Сингапур не обладает крупными месторождениями природных богатств. Но это не помешало ему превратиться в региональный центр нефтегазовой отрасли. Более того, город стал мировым лидеров в области проектов, связанных с водой, например:

NEWater — система очистки сточных вод до состояния питьевой.

Deep Tunnel — глубоководная туннельная канализационная система, которая является частью структуры управления водными ресурсами города. Она позволяет собирать, обрабатывать и дополнительно очищать использованную воду.

Говорят, что истинный природный ресурс Сингапура — это его люди. Страна привлекает много качественных специалистов. Это помогает усиливать рост, на основе которого местные компании всегда нуждаются в дополнительной рабочей силе. Так, постепенно укрепляются и рынок труда, и потребительский сектор.

Как работает сингапурская инфраструктура

Во времена британской колонизации Сингапур был военным и торговым портом, и уже тогда город получил хорошую инфраструктуру. После обретения независимости в 1965 году постколониальное правительство продолжало совершенствовать и расширять транспортную, коммуникационную, промышленную и жилищную системы.

В стране есть 9 310 километров сухопутных дорог, 199,6 км железнодорожных путей (с комбинированным скоростным общественным транспортом и трамваями). Действует автобусное сообщение, такси и райдшеринг. Транспортная система эффективна, безопасна и пунктуальна.

По воздуху международный аэропорт Чанги связан с 380 городами из 90 стран. Он обслуживает 7 000 еженедельных рейсов, которые отправляют людей и грузы в самые разные точки мира.

Морской порт Сингапура имеет больше 200 судоходных линий с доступом к 600 портам в 123 странах. В нём может быть состыковано до 1 000 судов. Поэтому он имеет статус наиболее загруженного контейнерного порта в мире.

Не менее хороша система телекоммуникаций. В городе действует высокий уровень распространения мобильной связи – 1,5 телефона на человека. Доступ к интернету есть у 90% сингапурских домов и домохозяйств. На территории всего острова в кафе, ресторанах и других общественных местах действует бесплатная сеть Wi-Fi.

Промышленные и коммерческие объекты для бизнеса тоже находятся в досягаемости. Сингапур имеет 47 млн м 2 стратегически расположенных площадей. Есть возможность использовать их для строительства заводов, складов, бизнес-парков. Предприятия могут выбирать высотные и малоэтажные офисы мирового класса, как в центральном деловом районе, так и в других частях города.

Текущий ВВП Сингапура

В третьем квартале 2017 года ВВП страны составил $107 млрд (всего за год $323,90 млрд). Согласно отчёту Bloomberg, экономика Сингапура за этот период поднялась на 5,2%. Это самый большой прирост за последние годы.

Если в мире будут сохраняться «здоровые» торговые отношения, то Сингапур сможет не только поддерживать рост в обрабатывающей промышленности, но и постепенно развивать другие отрасли: торговлю и сферу услуг.

Есть ли у страны государственный долг

Правительство поддерживает нулевой внешний долг с 1995 года. Что касается внутреннего долга, то общий объём непогашенных государственных займов на третий квартал 2017 года составил $496 млрд. Он включает в себя именные акции и облигации, казначейские векселя и авансовые депозиты.

Но этот высокий показатель не является пагубным для финансовой мощи города. Правительство берёт ссуды в качестве инвестиции, и их окупаемость компенсирует разницу.

Такие стратегические долги реализуются наряду с надёжной защитой активов, грамотной макроэкономической политикой и устойчивым экономическим ростом. В стране хороший баланс, в котором активы перевешивают пассивы. Также важно, что в Сингапуре очень низкий уровень коррупции (7-е место в мире по Corruption Perceptions Index).

Основные источники дохода сингапурского правительства

Общий доход правительства в третьем квартале 2017 года составил $69 млрд. Как и в большинстве стран, основная его часть формируется налогами: на доходы, имущество, добавленную стоимость и акцизы. Другими источниками доходов служат сборы и пошлины, аренда государственной собственности, штрафы и конфискации, а также поступления от продажи капитальных товаров.

Торговая стабильность Сингапура

В 2017 году Сингапур получил доход от продажи товаров на сумму $976,1 млрд, что на 11,1% выше, чем в 2016. Государство входит в ТОП-15 экспортёров и ТОП-20 импортёров мира. Тройку ведущих экспортных и импортных товаров составляют машины, транспортное оборудование, химпродукты, а также различные промышленные продукты.

В 2017 году экспорт составил — $515 млрд. Основные партнёры: США, Австралия, Япония, Китай и Великобритания. Сумма импорта — $452,1 млрд. Главные контрагенты: США, Нидерланды, Китай, Япония и Гонконг.

Экономика Сингапура находится в тренде здорового роста. По рейтингу Fortune это третья богатейшая страна мира, которая имеет высокие показатели прямых иностранных инвестиций — $62 млрд в 2017 году.


Содержание
    Социально-экономическая характеристика Сингапура……………………………………………………… ……….….3
    Место и роль на мировом рынке………………………………………...10
    Кластерная принадлежность………………….…………………… …….19
    Основные культурообразующие факторы и особенности национальной культуры ………………………………………………………………..... 20
    Классификация деловой культуры (Хофстеде, Тромпенаарс, Холл)………………………………………………………………… ……21
    Специфика делового общения…………….................. ............................. 24
    Тенденции и перспективы………………………………………………. .26

1. Социально-экономическая характеристика страны.

Республика Сингапур, город-государство в Юго- Восточной Азии на островах у южной оконечности Малайского полуострова, неподалеку от линии экватора. Фактически представляет собой город Сингапур - один из крупнейших портов мира в Сингапурском проливе между Малаккским проливом и Южно-Китайским морем.
Площадь Сингапура составляет 710,2 кв. км. (2008 год), площадь постепенно увеличивается благодаря программе намыва территории, действующей с 60-х годов. Территория включает главный остров Сингапур и 58 небольших островков, лежащих вдоль его побережья. Самые крупные из них Убин , Теконг-Бесар , Брани , Сентоса , Семакау и Судонг .
С 1959 Сингапур стал самоуправляемым государством в составе Британской империи, Ли Куан Ю исполнял должность премьер-министра после выборов. В 1963 в результате референдума Сингапур вошёл в Федерацию Малайзия вместе с государствами Малайя , Сабах и Саравак . 7 августа 1965 в результате конфликта Сингапур был исключён из Малайзии, и 9 августа 1965 провозгласил независимость.
С 1959 по 1990 , во время правления Ли Куан Ю , Сингапур, лишённый ресурсов, смог решить многие внутренние проблемы и совершил скачок от страны третьего мира до высокоразвитой страны с высоким уровнем жизни.
В момент обретения независимости Сингапур представлял собой маленькую бедную страну, которой приходилось импортировать даже пресную воду и строительный песок. Соседние страны были настроены недружественно, а треть населения симпатизировала коммунистам. Себя и своих соратников Ли Куан Ю характеризовал как «группу буржуазных, получивших английское образование лидеров».
Стратегия экономического развития правительства Ли Куан Ю строилась на превращении Сингапура в финансовый и торговый центр Юго-Восточной Азии, а также на привлечении иностранных инвесторов
При обретении независимости Сингапур страдал от высокой коррупции . Ли Куан Ю так охарактеризовал положение: «Коррупция является одной из черт азиатского образа жизни. Люди открыто принимали вознаграждение, это являлось частью их жизни». Борьба с коррупцией началась «путём упрощения процедур принятия решений и удаления всякой двусмысленности в законах в результате издания ясных и простых правил, вплоть до отмены разрешений и лицензирования». Были резко подняты зарплаты судей, на судейские должности были привлечены «лучшие частные адвокаты». Зарплата сингапурского судьи достигла нескольких сот тысяч долларов в год (в 1990-е годы - свыше 1 млн долл.). Были жёстко подавлены триады (организованные преступные группировки). Личный состав полиции был заменён с преимущественно малайцев на преимущественно китайцев. Госслужащим, занимающим ответственные посты, были подняты зарплаты до уровня, характерного для топ-менеджеров частных корпораций. Был создан независимый орган с целью борьбы с коррупцией в высших эшелонах власти. Ряд министров, уличённых в коррупции, были приговорены к различным срокам заключения, либо покончили жизнь самоубийством, либо бежали из страны. Среди них были и давние соратники Ли Куан Ю, такие как министр охраны окружающей среды Ви Тун Бун.
В итоге Сингапур (в соответствии с международными рейтингами) стал одним из наименее коррумпированных государств мира.
В 1960-1970-е годы была реформирована система образования. В Сингапуре имелось множество различных национальных школ, которые получили единые минимальные стандарты. Английский язык стал обязательным для изучения во всех школах, вузы были переведены на преподавание на английском языке. Правительство тратило крупные суммы на обучение сингапурских студентов в лучших университетах мира.
Правительство придавало большое значение тому, чтобы сделать большинство населения собственниками жилья. В 1960-е годы была создана система ипотечного кредитования, резко выросло жилищное строительство и к 1996 году лишь 9 % квартир сдавались внаём, а остальные были заняты собственниками.
В настоящее время столицей Сингапура является город Сингапур, Население – 4609 тыс. человек (2003). Плотность населения – 4884 человек на 1 кв. км. Площадь – 648 кв. км. Официальные языки: малайский, английский, китайский, тамильский. Основные религии: буддизм, ислам, христианство, индуизм, конфуцианство. Денежная единица: сингапурский доллар = 100 центов. Государственный гимн: «Вперед, Сингапур».
По числу жителей Сингапур занимает одно из последних мест среди государств Юго-Восточной Азии. Однако он резко выделяется среди них очень высокой плотностью населения, причем данный показатель не просто высок – он постоянно увеличивается. Если в 1996 г. плотность населения Сингапура составляла 5 669 чел на кв. км, то в 2006 г. она увеличилась и составила 6 369 чел на кв. км. Для Сингапура с его крайне небольшими территориями данный факт – это не просто обстоятельство, а насущная проблема, которую необходимо решать.
Сингапур – парламентская республика, исполнительная власть принадлежит кабинету министров во главе с премьер-министром, президент выполняет более представительную роль, а в отдельных случаях он может наложить вето на критические решения.
Реальный политический режим в Республике Сингапур ближе к авторитарному, нежели к чисто демократическому. Сингапур зачастую называют современным полицейским государством, что обусловлено меньшей степенью личной свободы граждан и строгими законами. Несмотря на регулярные выборы, радикальной смены лидерства никогда не происходило.
Сингапур - высокоразвитая страна с рыночной экономикой и низким налогообложением, в которой важную роль играют транснациональные корпорации. Валовой национальный продукт на душу населения - один из самых высоких в мире. В рейтинге конкурентоспособности ВЭФ экономика Сингапура заняла в 2007 году 7-е место среди 131 страны.
Сингапур является третьим по величине мировым центром нефтепереработки после Хьюстона и Роттердама. Развиты судоремонт и судостроение, производство морских буровых установок для разработки месторождений нефти на шельфе. Важную роль в экономике страны играет торговый порт и морской флот. По суммарному тоннажу торговый флот находится на 8 месте в мире, а порт занимает первое место в регионе по обработке контейнеров. Свыше 400 морских линий связывают Сингапур с 600 портами в 130 странах мира.
Сингапур – крупный финансовый центр. По количеству банков, международных финансовых организаций и представительств он занимает третье место в мире. По объему ежегодного оборота сингапурская валютная биржа уступает лишь Лондону, Нью-Йорку и Токио.
Республика относится к числу стран с наименьшей степенью риска для иностранных капиталовложений и занимает по этому показателю второе место после Швейцарии. Львиная доля инвестиций приходится на электронную, электротехническую и нефтеперерабатывающую промышленность, сферу услуг.
Основой сингапурской экономики является оказание разнообразных услуг (транспортных, погрузо-разгрузочных, складских, коммуникационных, торговых, услуг по переработке товаров и их реэкспорту, финансовых, туристических, рекреационных и др.). В сфере услуг занято около 70% населения. Многие жители так или иначе вовлечены в предпринимательскую деятельность. Так, около 75% сингапурцев владеют акциями различных предприятий.
Недавно медиаконгломерат CNN Time Warner Group опубликовал результаты исследований, по которым Сингапур занимает 5-е место в мире (после Новой Зеландии, США, Канады и Австралии) по дружественности к малому бизнесу. Как правило, при проведении подобных исследований учитываются такие факторы, как время, необходимое на открытие бизнеса, условия деятельности, законы, регулирующие налоговую политику, и т.п.
Малые и средние предприятия объединены в единую группу. Главным критерием для них является число занятых. Оно не должно превышать 200 человек. А вовлечены фирмы и компании этой категории в самые разные сферы деятельности. Хотя, конечно, с определенной долей условности все малые и средние предприятия можно разделить на два типа.
К первому относятся фирмы и компании, занимающиеся различными видами сервиса. Это – ресторанный, гостиничный, торговый бизнес, бизнес, обеспечивающий грузоперевозки, а также занимающийся строительством, ремонтом, клинингом, парикмахерским делом, торговлей и т.п. Кстати, Сингапур – одна из немногих стран мира, где в сфере услуг определены конкретные стандарты. Причем очень жесткие. Они касаются абсолютно всего: стиля обслуживания, инвентаря и инструментов, квалификации персонала, обустройства помещений и т.п. Во многом именно благодаря высочайшему уровню сервиса Сингапур ежегодно посещает 6-8 миллионов туристов. Это очень высокий показатель, ведь население страны не превышает 4,5 миллиона человек.
Ко второму типу предприятий малого и среднего бизнеса относятся фирмы и компании, занимающиеся производством, в том числе с применением современных технологий. Большую позитивную роль в развитии этих предприятий играет, в частности, проводимая государством политика интеграции. Она предполагает объединение таких предприятий в группы и обеспечение их самыми современными технологиями. Идея достаточно проста и эффективна: одному малому или среднему предприятию часто не под силу запустить новое высокотехнологичное производство на должном уровне. А вот группе таких предприятий сделать это значительно проще. Они делят между собой всю производственную цепочку и добиваются в итоге очень хороших результатов, в том числе в области генетики, иммунологии, экологии, биотехнологии, производства комплектующих для электронной промышленности.
В Сингапуре насчитывается около 130 тысяч предприятий малого и среднего бизнеса. Это – 92% всех предприятий страны. На них приходится около 35% добавленной стоимости выпускаемой продукции и более 25% ВВП Сингапура. Кроме того, 7% прироста занятости в год также обеспечивает малый и средний бизнес. Неудивительно, что государство всячески поддерживает развитие этого сектора экономики.
Правительство старается сделать свои предприятия, относящиеся к категории малых и средних, конкурентоспособными на международном уровне, так как в этой стране уверены: неконкурентоспособный предприниматель делает неконкурентоспособным все государство. Для поддержки малых и средних предприятий в Сингапуре создано единое на всю страну агентство Spring. Оно осуществляет около 100 различных программ помощи предпринимателям. Состоит агентство Spring из пяти управлений. Первое занимается развитием предпринимательского потенциала компаний малого и среднего бизнеса, в том числе брендингом и совершенствованием управления. Второе – оказанием услуг, необходимых предпринимателям для своей деятельности. Сюда входят консалтинговые, бухгалтерские, мониторинговые и тому подобные услуги. Сотрудники третьего управления помогают руководителям предприятий с учетом их отраслевой специфики. Четвертое управление агентства сконцентрировано на проблемах качества и стандартизации. Ну, а пятое – на вопросах корпоративного развития, в том числе совершенствования структуры предприятий и подготовки кадров.
Особые льготы предоставляются тем малым и средним предприятиям, которые только начинают свой бизнес.
С середины 60-х годов Сингапур развивал промышленность, ориентированную на экспорт, начиная с простых, но трудоемких отраслей. Однако из-за относительно высокой стоимости рабочей силы эта продукция не выдерживала конкуренции: и Сингапур перешел к форсированному развитию технологически сложных отраслей промышленности. Такая промышленная политика осуществляется при активной роли государства. Именно правительство Сингапура приняло в 1980 году программу "Вторая промышленная революция", в которой предпочтение отдавалось созданию предприятий с "мощной экспортной способностью", оснащенных новейшей технологией и применяющих высококвалифицированную рабочую силу.
На протяжении всей истории Республики Сингапур (с момента обретения страной статуса свободного порта и по сей день) иммиграция играла важнейшую роль в экономическом развитии страны. Политика по привлечению зарубежных высококвалифицированных специалистов, выпускников и даже студентов колледжей других промышленно развитых стран позволяет правительству Сингапура смягчать профессиональный дисбаланс и недостаток квалифицированной рабочей силы на внутренних рынках, одновременно предоставляя возможность для усиления не только экономической, но и социально-культурной интеграции страны.
Несмотря на свои крошечные размеры, на сегодняшний день Сингапур является одной их самых глобализованных стран мира. Это обусловлено ничем иным, как огромным стремлением данного государства не просто бороться за выживание в современных условиях, где транснациональные корпорации постепенно отнимают функции регулирования и контроля у национальных государств, но и занимать достойное место на сцене глобальных актеров. Для того чтобы быть конкурентоспособным на глобальной арене, Сингапур вынужден привлекать иностранные инвестиции и умело оперировать международными потоками товаров, услуг и т.д. Благодаря рациональной политике правительства Сингапуру удается удерживать лидирующие позиции по показателям внешнеэкономического развития, что выделяет эту страну среди остальных стран региона Юго-Восточной Азии.

2. Место и роль страны на мировом рынке.

Преимущества: благоприятный инвестиционный климат, высококонкурентная среда, ведущие места в рейтингах экономической свободы, высокообразованное и дисциплинированное население, сильно выросший уровень благосостояния.
Слабые стороны: зависимость от поставок воды из Малайзии. Импорт почти всего продовольствия и энергии. Дефицит специалистов. Кризис мирового рынка электроники привел к рецессии в 2001 г. Дефицит площадей.
Сингапур – один из крупнейших мировых портов. Сингапур – третий по величине (после Хьюстона и Роттердама) мировой центр по нефтепереработке и четвертый мировой производитель полупроводников. ВВП Сингапура на душу населения составляет более 26 тысяч долларов. В Азии по этому показателю страна уступает лишь Японии, а в мире занимает 16-е место, обогнав такие государства, как Испания и Италия. А еще Сингапур – крупнейший в Азии финансовый центр, по многим параметрам не уступающий Гонконгу и Токио.
Экономисты многих государств мира считают Сингапур идеальным местом для ведения бизнеса. Эта страна обладает превосходной финансовой инфраструктурой, политической стабильностью и правовой системой мирового уровня. Не случайно здесь находятся отделения более 3,5 тысяч ведущих компаний мира, а более 120 транснациональных корпораций имеют здесь свои представительства.
В Сингапуре действует налоговый режим с целой системой поощрений, направленный на привлечение международных инвесторов: беспошлинный перевод прибылей и репатриация капиталов, гарантии капиталовложений, освобождение от налога на процент по банковским вкладам для иностранных подданных, временно проживающих в стране, освобождение от двойного налогообложения.
В мире немного стран, для которых внешняя торговля является жизненно важной отраслью экономики, как для Сингапура. В этой островной республике за счет импорта удовлетворяются все потребности в сырье и топливе и большая часть потребностей в продовольствии. Посредством внешней торговли на мировом рынке реализуется более половины продукции ее народного хозяйства. Интересам внешней торговли и морского судоходства подчинена вся экономика страны.
В последнее время Сингапур довольно активно выступает и в качестве донора, и в качестве реципиента прямых иностранных инвестиций. Основным получателем такого капитала является «сосед» Сингапура – Китай. Сингапур является благоприятной почвой для иностранных капиталовложений, что обусловлено тем, что Сингапур сегодня является одним из наиболее прибыльных мест для инвесторов в мире и на протяжении долгих лет удерживает статус наименее коррумпированной страны в мире. Разумная политика правительства этой страны позволяет наиболее рационально использовать иностранный капитал и те преимущества, которыми располагают транснациональные корпорации – основные инвесторы капитала в экономику страны.
Сингапур - высокоразвитая страна с рыночной экономикой и низким налогообложением, в которой важную роль играют транснациональные корпорации. Валовой национальный продукт на душу населения - один из самых высоких в мире (в 2008 году - 38972,1 долл. США). В рейтинге конкурентоспособности ВЭФ экономика Сингапура заняла в 2009 году 3-е место (в 2008 году 5-е место из 134 стран, в 2007 году 7-е место из 131 страны, в 2006 году - 5-е место).
Сингапур причисляют к восточноазиатским тиграм за быстрый скачок экономики до уровня развитых стран. В стране развиты производства электроники (как многих известных европейских, американских, японских компаний, так и сингапурских, например Flextronics), судостроение, сектор финансовых услуг. Один из крупнейших производителей CD-приводов. Ведутся масштабные исследования в области биотехнологий.
Сингапурский холдинг Raffles владеет международной сетью отелей Swissotel.
Сингапурские авиалинии - являются основным авиаперевозчиком Сингапура. Компания является членом Star Alliance .
Экономика сильно зависит от экспорта, особенно в области бытовой электроники, информационных технологий, фармацевтики. Сингапурский порт принадлежит к числу крупнейших портов мира, а по многим показателям удерживает первое место.
Существующая модель экономического развития во многом была обусловлена условиями, в которых находилась экономика страны перед началом индустриальных преобразований. Целый ряд факторов исторического и экономического характера был объективной преградой развития процесса индустриализации - малые размеры страны, полное отсутствие природных ресурсов, чрезвычайно высокие темпы прироста населения, сравнительная дороговизна рабочей силы и т.д.
Модель открытого рыночного хозяйства с преимущественным развитием экспортных отраслей подразумевает всемерное привлечение иностранного капитала. Банковская система Сингапура - оффшор. Существующее законодательство не предусматривает дискриминации в зависимости от страны происхождения капитала. Основные законодательные акты направлены на создание льготных условий для деятельности иностранных предпринимателей.
Поскольку внутренний рынок достаточно узок, большинство компаний имеет экспортную ориентацию. Для стимулирования экспорта товаров государство берет на себя часть расходов, связанных с продвижением продукции на внешние рынки.
Либеральный экспортно-импортный режим Сингапура позволяет рассматривать этот город-государство фактически как единую экспортно-производственную зону. Для организации экспортного производства правительство объявило ряд районов промышленными зонами. Государство финансировало создание системы коммуникаций, электроснабжения, связи и других индустриальных систем. К началу 90-х годов в Сингапуре было организовано 25 промышленных районов, где создано 3362 предприятия с общим числом занятых 183 тыс. человек, что составляет 70% от общего числа работающих в обрабатывающей промышленности страны. На промышленные зоны Сингапура приходится около 80% всего экспорта продукции обрабатывающей промышленности страны.
Макроэкономические показатели страны
Среди стран ЮВА Сингапур резко выделяется по темпам развития своей экономики и величине валового продукта, приходящегося на душу населения.
Доход на душу населения в Сингапуре - 25 850 долл. (весь ВВП страны - 156 млрд. долл.), в Азии по этому показателю он уступает лишь Японии. В 2003 году рост ВВП составил 3,8%, а в 2004 году - 7%.
Структура экономики: 0,2% ВВП создается в сфере сельского хозяйства, порядка 35% - в промышленности, чуть больше 27% - в сфере финансов и бизнес-услуг, а на долю транспорта и коммуникаций приходится почти 13% ВВП.
В Сингапуре находятся отделения свыше 3,5 тыс. ведущих компаний мира, более 120 транснациональных корпораций (ТНК) имеют здесь свои региональные представительства. Сингапур является третьим по величине (после Хьюстона и Роттердама) мировым центром нефтепереработки (около 160 тыс. тонн в сутки), четвертым мировым производителем полупроводников и самым крупным в мире производителем компьютерных дискет (60% мирового производства).
Трудовые ресурсы страны составляют 2,19 млн. чел. В сфере финансовых, деловых и др. услуг работают 35%, в сфере обрабатывающей промышленности - 21%, строительства - 13%, транспорта и коммуникаций - 9%, в других секторах - 22%. Уровень безработицы - 4,3%.
Рабочий рынок страны насчитывает 612 тыс. иностранцев. Иностранные рабочие в основном сконцентрированы в секторе низкоквалифицированных специальностей, однако около 12% иностранцев заняты высококвалифицированной работой.
Национальной валютой Сингапура является сингапурский доллар (SGD). За относительно короткий период времени сингапурский доллар превратился в одну из наиболее прочных и стабильных валют мира.
Сектор финансовых услуг занимает важное место в экономике страны: на его долю приходится 11% ВВП. Ежегодный оборот сингапурской валютной биржи уступает лишь Лондону, Нью-Йорку и Токио. Объем ежегодных операций на сингапурской валютной бирже превышает 25 млрд. долл. США. Внешний государственный долг отсутствует.
Международный товарообмен страны
В мире мало стран, где внешняя торговля играет столь большую роль в экономике, как в Сингапуре. Внешнеэкономическая политика, интересы которой ставились на первое место, прямо связывались с концепцией "глобального города": Сингапуру с его специфическим экономическим положением города-государства необходимо прочно войти в систему мирохозяйственных связей и утвердиться на мировом рынке. В этой островной республике за счет импорта удовлетворяются все потребности в сырье и топливе и большая часть потребностей в продовольствии. Посредством внешней торговли на мировом рынке реализуется более половины продукции ее народного хозяйства. Интересам внешней торговли и морского судоходства подчинена вся экономика страны.
Основными партнерами Сингапура являются:
-по экспорту: Малайзия (15,8%), США (13,3%), ЕС (13,3%), Гонконг, (10,0%), Китай (7,0%), Япония (6,7%), Тайвань (4,8%), Таиланд (4,3%), Южная Корея (4,2%), Австралия (3,2%).
-по импорту: Малайзия (16,8%), США (13,9%), ЕС (12,5%), Япония (12,0%), Китай (8,7%), Тайвань (5,1%), Таиланд (4,3%), Южная Корея (3,9%), Саудовская Аравия (3,1%), Гонконг (2,4%).
Ввоз (вывоз) капитала и банки
Необходимость форсированного экономического развития требовала создания политической стабильности и благоприятного инвестиционного климата как главных условий привлечения частного национального и особенно - иностранного капитала, которому в экономических планах правительства Сингапура отводилась важнейшая роль.
В 1959 году в промышленности Сингапура действовало всего 15 иностранных промышленных фирм. Лишь после достижения политической независимости, с начала 60-х годов происходит существенное увеличение притока иностранного капитала и изменение сфер его приложения. Прежде всего инвесторы китайской национальности из Гонконга, Тайваня, Индонезии, Малайзии и Филиппин, вкладывая свои капиталы в промышленность Сингапура, получали тем самым гарантии политической безопасности и отсутствия дискриминации в стране "родственной культуры". Зачастую этот фактор перевешивал экономические, например, более высокую стоимость местной рабочей силы по сравнению с Гонконгом или Тайванем.
В настоящее время Сингапур занимает лидирующие позиции по различным индексам, характеризующим благоприятность страны для иностранных капиталовложений. Так, он занимает последнее место по индексу непрозрачности, что прямо отражается на получении страной прямых иностранных инвестиций. Сингапур - второе наиболее прибыльное место для инвесторов в мире, после Швейцарии, и наименее коррумпированная страна в мире.
Основными отраслями, в которые вкладывался иностранный капитал, являются электроника, нефтеперерабатывающая, нефтехимическая и химическая промышленность. Значительная часть инвестиций приходилась на расширение производственных мощностей, диверсификацию и повышение технологического уровня уже действующих предприятий.
По объему инвестиций в экономику страны за последние 8 лет Сингапур входит в первую десятку стран мирового сообщества.
В последние годы из реципиента Сингапур превратился в активного инвестиционного донора. Основные страны, в которые направляются капиталовложения Сингапура, это: Китай (12,6%), Виргинские (12,3%) и Бермудские (9,8%) острова, Малайзия (8%), Гонконг (7%), Индонезия (5,3%), США (5%) и Великобритания (4,4%). Самые крупные вложения производятся в сектор финансовых услуг, транспорт и коммуникации, обрабатывающую промышленность, торговлю.
В 1973 году в целях привлечения в страну иностранного банковского капитала была разрешена регистрация в Сингапуре оффшорных банков и создание оффшорных зон. Оффшорные зоны служат своего рода "налоговыми оазисами", обслуживающими международные финансовые операции.
Место страны в международном обмене технологиями
Сингапур - яркий пример "экспортного цеха" зарубежных инвесторов, страна, добившаяся необычного экономического подъема за счет организации внутри страны силами иностранных инвесторов производства промышленных товаров на экспорт.
С 70-х годов индустриализация стала базироваться на развитии экспорториентированных высокотехнологичных отраслей. Стремительные темпы развития науко- и интеллектоемких отраслей в Сингапуре постепенно превращают этот город-государство в современный технополис, где будут сочетаться наука, технология, традиционная национальная культура и создаваться новая общность творческих и всесторонне развитых людей.
Сингапур является одним из мировых лидеров по производству средств информатизации, и поэтому многие страны стремятся к взаимовыгодному сотрудничеству с ним в этой области. В последние три года ведется работа по расширению японско-сингапурского соглашения об экономическом партнерстве, которое распространяется на миграцию рабочей силы, капитала, регулирование обмена информацией, расширение сделок в области электронной торговли, торговых операций с использованием новейшей информационной технологии.
и т.д.................

Еще до прихода к власти Ли Куан Ю сингапурская экономика имела ряд крупных исторических и географических преимуществ. И без них история успеха Сингапура не была бы столь яркой, а может, и вовсе не состоялась бы

Сингапур (Фото: Getty Images)

Ли не было, а чудо уже было

«Экономическое развитие в Сингапуре имело место и раньше», — саркастически замечал экономический историк У.Дж.Хафф . Британские власти еще в 1823 году объявили Сингапур портом свободной торговли, открытым для всех заинтересованных предпринимателей и правительств. Быстрый экономический рост в конце 19 века позволил к 1900 году построить на острове крупный современный город, писал Хафф в своей классической книге «Экономический рост в Сингапуре».

В 1951 году, когда Ли Куан Ю работал скромным адвокатом и до его прихода к власти оставалось еще восемь лет, в Сингапуре начался экономический бум, вызванный спросом на алюминий и резину. В городе появились своя киноиндустрия и свой частный университет. В 1950-х ВВП на душу населения в Сингапуре был выше, чем в других странах Азии, писал Хафф ; в стране было больше автомобилей на душу населения (1 машина на 30 жителей), чем где-либо еще в Азии, кроме Токио.

То есть к моменту объявления независимости в 1965 году Сингапур имел прочный экономический фундамент и очень значительные преимущества (хотя уход британцев с их субсидиями и военными базами в перспективе нескольких лет серьезно ударил по экономике).

Как считают некоторые эксперты, Сингапуру помогли и другие пережитки колониального прошлого. Например, хорошее знание английского, облегчившее общение с предпринимателями по всему миру, и даже тот факт, что в строгие годы британского империализма в стране не возникло массовое политическое движение за свободу и гражданские права (точнее, возникло , но видимо, не столь массовое и агрессивное, как в ряде других бывших колоний). Ее политическая культура не препятствовала установлению авторитарного прогрессистского режима.

Географическое чудо

Огромную роль в успехах Сингапура играло его географическое положение. В 20 веке Сингапур стал, по словам Хаффа , «определенно самым важным коммерческим, транспортным и коммуникационным центром Юго-Восточной Азии, и как минимум с начала Первой мировой войны он играл уже глобальную экономическую роль». Через Малаккский пролив, разделяющий Малайзию и Индонезию, в 1960-е годы проходило большинство торговых кораблей из Европы и США по дороге в Азию и останавливались там на дозаправку. Этот пролив (и его продолжение, Сингапурский пролив) называли «Суэцким каналом Азии».

На пользу новому государству пошел и тот факт, что территориально Сингапур отстоял от Малайзии, в состав которой некоторое время входил. С одной стороны, внутренние районы Малайзии с приличными нефтяными запасами и мощностями производства резины были неподалеку, с другой — производства эти не осложняли развитие Сингапура излишней близостью к городской среде. Сюда же можно отнести и отсутствие собственного сельского хозяйства, чьи интересы могли тормозить развитие открытой и полностью глобализованной торговой экономики.

Изолированность Сингапура подталкивала его к развитию производств с высокой добавленной стоимостью и финансовой индустрии. И возможно, есть какая-то правда в словах бывшего аналитика Morgan Stanley Энди Си, который сгоряча высказался , что «Сингапур обязан своими успехами тому, что был центром отмывания денег для коррумпированных индонезийских чиновников и бизнесменов».

Эти чудесные иммигранты

Еще один фактор успеха Сингапура, который сложился исторически — его готовность принимать и интегрировать иммигрантов. Она возникла естественным путем ввиду положения страны на мировых транспортных путях. Значительную часть ее населения в 20 веке составляли бывшие жители южного Китая и южных провинций Индии. В эпоху Ли Куан Ю на иммиграцию была сделана мощная ставка. C 1980-х до 2000-х доля граждан в населении Сингапура уменьшилась с 80% до 64%, в 2011 году составила уже 62%, а к 2030 может упасть до 50%. Да и в 2011 году, по подсчетам одного исследователя, жители Сингапура, родившиеся в стране, составляли лишь около 46% населения.

Чем все это хорошо для экономического развития? Например, традициями сосуществования разных культур, терпимости и опять-таки (до поры до времени) политического смирения, которое помогает правительству делать свою работу, не отвлекаясь на протесты.

Есть, конечно, и оборотная сторона. Австралийский журналист Родни Кинг , который работал в Сингапуре в 1980-х и 1990-х , выпустил в 2007 году книгу «Сингапурское чудо: миф и реальность», где решил рассказать об изнанке местного режима и, в частности, о том, что бурный экономический рост Сингапура и благосостояние его среднего класса достигаются за счет тех самых иммигрантов. В 1990-2006 годах число иностранных рабочих в Сингапуре увеличилось в 2,7 раза; подавляющее большинство из них — низкоквалифицированные работники. И это значительная часть тех 30% населения Сингапура, чей уровень жизни, как утверждает Кинг , по-прежнему ниже той черты, за которой начинается бедность в западных странах.

Анализ факторов, способствовавших динамичному развитию Сингапура.

Политическая воля — фактор прогресса
Ключевым фактором успеха Сингапура, безусловно, стало руководство выдающегося лидера XX века — Ли Куан Ю, премьер-министра республики в 1959-1990 гг., его видение пути развития страны и приверженность поставленным задачам. Для решения социальных и экономических проблем острова-государства — низкого уровня жизни и быстро растущей безработицы — правительство Сингапура сформулировало комплексную долгосрочную программу экономического развития, а затем мобилизовало все институциональные и финансовые ресурсы, не забыв про общественный консенсус, необходимый для эффективной реализации реформ.
Данная политика была основана на признании правительством трех экономических фактов. Во-первых, Сингапуру недостаточно быть перевалочной торговой базой, каким он был на момент получения независимости. Необходим план индустриализации, который стимулировал бы развитие частного сектора. Во-вторых, индустриализация требовала иностранных инвестиций, для привлечения которых правительство должно было создать надежную транспортную инфраструктуру (порт и аэропорт), а также систему промышленных и производственных зон, отвечающую потребностям современных международных компаний. В-третьих, требовались значительные бюджетные инвестиции для финансирования инфраструктуры.
Во многих отношениях правительство Сингапура действовало как предприниматель: оценивало возможности и брало на себя риски, связанные с инфраструктурными проектами. Вместо того чтобы финансировать строительство инфраструктуры через бюджетный дефицит, представители власти установили принцип самоокупаемости проектов и повсеместно внедрили принцип проектного финансирования. Члены правительства понимали, что не могут положиться на налоговые поступления и продажу непрофильных активов, необходимо было капитализировать имеющиеся и создавать новые активы, способные генерировать финансовые потоки и окупить вложения. В случае Сингапура инвестиции в развитие инфраструктуры окупились сторицей.
Такое видение и долгосрочная стратегия развития позволили Сингапуру построить одну из лучших инфраструктур в мире. Порт и аэропорт последовательно входят в число лучших в мире, а Сингапур сегодня экспортирует свой опыт в разработке и управлении промышленными территориями и кластерами в другие страны.

Стратегическое планирование и механизм реализации
Правительство Сингапура руководствовалось двумя основными документами стратегического планирования: Winsemius Report (Доклад Винсемиуса) определял цель Сингапура — индустриализацию; The State of Singapore Development plan, 1961-64 (Программа развития Сингапура), определила развитие инфраструктуры ключевым элементом индустриализации. Для этого правительство ввело новые механизмы финансирования инфраструктурных проектов и наделило финансовой автономией уполномоченные государственные комитеты, созданные с целью развития инфраструктуры и привлечения инвестиций. Таким образом, для реализации Программы развития правительство Сингапура:
. создало уполномоченные комитеты в соответствующих министерствах, наделило комитеты автономией принятия финансовых и политических решений для реализации и управления инфраструктурными проектами;
. создало государственный комитет экономического развития (EDB) для привлечения иностранных инвестиций;
. реализовало несколько проектов современных промышленных зон и кластеров, наиболее известными из которых являются Jurong Island и One North;
. постановило, что государственные комитеты могут взимать плату за оказываемые услуги, что позволит им генерировать операционные доходы и самим финансировать свои расходы;
. ввело обязательные сбережения для работников и работодателей, процент от которых правительство первоначально использовало для финансирования строительства жилья и инфраструктуры;
. стимулировало формирование и рост внутренних сбережений в стране путем разделения потоков государственного и частного капиталов, направляя государственные инвестиции в проекты предоставления услуг населению, а частные — в наиболее прибыльные виды деятельности.



Толчок к индустриализации
Winsemius Report был назван в честь лидера рабочей группы Организации Объединенных Наций, которая посетила Сингапур в 1960 и 1961 годах для оценки его возможностей. В это время главной проблемой экономики был низкий уровень производства, доля которого составляла всего 14% от ВВП. Из 471000 экономически активных людей только 61000 была занята в производстве. Winsemius Report подтверждал выводы правительства Сингапура о том, что быстрая индустриализация будет иметь решающее значение для обеспечения рабочими местами населения и экономического развития государства.
В докладе также указывалось, что Сингапуру будет необходимо обеспечить 214000 новых рабочих мест в период между 1960 и 1970 годами, из которых 78000 должны быть рабочими местами в экспортных отраслях. Winsemius Report предложил промышленную программу на 10 лет, в которую были включены рекомендации по развитию внутреннего рынка, торговой политики, трудовых отношений, осуществлению капитальных вложений, развитию отечественных производственных возможностей и продвижению внешнего сотрудничества, а также роли профсоюзов, предпринимателей и правительства в программе. Winsemius Report также поддержал два важнейших элемента реализации программы: создание комитета экономического развития (ЕDB, Economic Development Board) и далее Городской корпорации Джуронга (JTC, Jurong Township Corporation) в качестве ответственного учреждения за реализацию программы индустриализации и создания промышленных зон. В дальнейшем эти промышленные зоны с подготовленными площадками для размещения производств, хорошей транспортной доступностью, подведенными коммуникациями и развитой социальной инфраструктурой стали ключевым элементом «экономического чуда» Сингапура.

Принципы самофинансирования инфраструктуры
Государственный план развития Сингапура рекомендовал правительству ускорить индустриализацию, значительно улучшая и расширяя инфраструктуру страны. В случае если требовалось улучшение социальных услуг, План развития просто призывал не допускать ухудшения качества услуг, а выделенные средства направлять на развитие инфраструктуры. Более половины средств, предусмотренных планом, было выделено комитету экономического развития (EDB) на создание промышленных кластеров и модернизацию ЖКХ.
Государственный план также определял четыре источника финансирования инфраструктуры: внутренние кредиты, операционные доходы, иностранные гранты (небольшое количество) и трансферты из государственного бюджета в Фонд развития (Development Fund). Важным условием положений по финансированию инфраструктуры было привлечение почти половины всех средств на внутреннем рынке в виде кредитов, а для отдельных секторов (электричество, вода, газ, телекоммуникации и портовая инфраструктура) — введение требований по самофинансированию проектов. Данные положения по внутреннему финансированию и самофинансированию проектов строительства инфраструктуры сыграли важную роль в экономическом развитии Сингапура, в конце концов покрыв более половины всех расходов программы развития.
План развития Сингапура устанавливал, что правительство целиком и полностью не должно полагаться на внешние источники финансирования в течение длительного периода времени. В связи с этим правительство финансировало инфраструктуру за счет внутренних источников — доходов и займов, избегая субсидирования промышленной инфраструктуры (за исключением социальных объектов образования, здравоохранения, общественного транспорта). Два ключевых фактора позволили стране реализовать комплексную программу инфраструктурного развития за счет внутренних источников. Первый — это строгая политика правительства и эффективное управление бюджетными средствами. Принципы проектного финансирования и окупаемости проектов были спущены на уровень государственных комитетов, в бюджеты которых, в свою очередь, поступали операционные доходы. Второй — правительство обязало работников и работодателей формировать сбережения, процент от которых направлять в Центральный резервный фонд (Central Providence Fund).

Роль институтов развития
Эффективность государственного управления — это половина успеха Сингапура. Важным шагом явилось делегирование ответственности за проектирование, строительство и управление инфраструктурой квазигосударственным структурам — комитетам, агентствам, корпорациям — под общим руководством профильных министерств. Правительство предоставило значительную автономию этим структурам в установлении финансовой и кадровой политики, в том числе и в формировании собственного бюджета. Наряду с этой автономией была передана и ответственность за конечный результат деятельности. Эффективное управление государственными структурами позволило сформировать операционные прибыли и направить их на финансирование части капитальных расходов. Наиболее важным организационным шагом правительства явилось создание комитета EDB, а позже корпорации JTC, для реализации программы индустриализации. В то время как EDB отвечало за привлечение иностранных инвестиций и предоставление государственной поддержки на этапе планирования производства, JTC координировала строительство и создание инфраструктуры промышленных территорий, отвечающей всем требованиям потенциальных резидентов. Центральное место в Программе развития Сингапура занимало развитие промышленных территорий, порта и аэропорта. Правительство разрабатывало промышленные территории как площадки для привлечения иностранных капиталов и видело в них точки роста экономики страны. JTC была создана с целью девелопмента и управления промышленными территориями, и на сегодняшний день — 50 лет спустя — промышленные территории под управлением JTC формируют значительную часть бюджета Сингапура.

Промышленные территории — двигатель экономического развития страны
Winsemius Report и Государственный план развития Сингапура сформировали видение правительства о том, что современная промышленная инфраструктура необходима для привлечения частного капитала, в том числе — иностранных инвестиций в производственный сектор Сингапура. Ключом стремительного развития промышленности явилось создание современной промышленной инфраструктуры и обеспечение ее транспортной доступностью. Вначале JTC сгруппировала отрасли в соответствии с их инфраструктурными и ресурсными (в том числе и кадровыми) потребностями. Затем правительство страны осуществило программы поддержки производителей, подготавливая специализированные помещения (built-to-suit premises), площадки, обеспечивая транспортную доступность и близость проживания сотрудников.
Наиболее крупный кластер сформировался в районе Джуронг (Jurong). JTC быстро осуществила подготовку территории путем приобретения земли и переселения жителей, а также создала новую социальную инфраструктуру для будущих работников кластера и их семей. Jurong стал успешным примером, побудившим правительство Сингапура передать управление промышленными зонами корпорации JTC. Более того, JTC ежегодно приносила прибыль, которая направлялась на модернизацию существующих комплексов и строительство новых. JTC также начала экспортировать свой опыт развития промышленных зон в соседние страны. На сегодняшний день Jurong International, дочерняя структура JTC, реализовала проекты в 46 странах мира.




Джуронг — первый этап индустриализации
Несколько факторов сделали район Джуронг идеальным местом для размещения первого и самого крупного промышленного кластера Сингапура. Во-первых, это равнинный район с доступом для глубоководных судов и хорошо защищенной гаванью. Во-вторых, Джуронг располагался всего в 13 милях от основного коммерческого порта страны. В-третьих, наличие большого количества ненаселенных земель позволяло выполнить комплексное развитие территории. Наконец, значительная часть земель принадлежала государству, а следовательно, изъятие земель и расселение жителей осуществлялось на небольшой территории.
На ранних этапах проекта Джуронг корпорация JTC руководствовалась тремя основными соображениями: местоположением участка, стоимостью изъятия и структурой собственности. Для достижения эффективности размещения производств и снижения транспортных, логистических и производственных затрат JTC уделила большое внимание изысканиям, планированию и зонированию территории. Результатом стало интегрирование смежных отраслей в единую производственную цепочку и формирование кластеров. При этом JTC предусматривала возможности для расширения промышленных комплексов и добавления новых производств в каждую группу.
Одним из ключевых элементов успешной реализации стала институциональная гибкость правительства страны. В июне 1968 года оно полностью делегировало корпорации JTC полномочия и вместе с ними ответственность за развитие промышленного кластера Джуронг и создание сопутствующей социальной и транспортной инфраструктуры для людей, живущих в этом районе. Одним из результатов этого решения стала гибкость политики JTC, позволяющая удовлетворить все потребности международных компаний, быстрота принятия решений и впечатляющий приток иностранных инвестиций в Сингапур в 1969 году, особенно в нефтехимической и электронной отрасли. Резко вырос спрос на земли для судостроения и ремонта.
В декабре 1968 впервые появилась очередь из компаний, желающих разместить свое производство в районе Джуронг. В 1968 году в Джуронге было размещено только 116 фабрик, к 1970 году их число выросло до 380. К этому моменту JTC начинает искать новые места для промышленного развития, так как Джуронг уже достигает своих пределов.
В 1970-е годы JTC расширяет и реконструирует глубоководный порт с одноименным названием — Джуронг. Во время нефтяного кризиса 1974 года и последующего мирового экономического спада приток иностранных инвестиций в Сингапур значительно снижается, но JTC не замедляет темпы освоения промышленных территорий и строительства инфраструктуры. Именно этот задел позволил JTC полностью удовлетворить спрос на промышленные площади, возникший в результате экономического бума 1978 года, последовавшего за экономическим спадом. В тот год количество размещенных производств возросло до 1122.
Корпорация JTC также уделяла большое внимание улучшению условий жизни людей в районе Джуронг. Это стало краеугольным камнем в вопросе привлечения международных компаний и размещения их работников. Были построены бассейны, отвечающие олимпийским требованиям, современные теннисные корты, детские центры, кинотеатры и даже первый drive-in кинотеатр (кинотеатр для автомобилистов) в Сингапуре. Другим направлением было создание досуговых мест и достопримечательностей в Джуронге — таких, как Парк птиц, Джуронг Парк Хилл, поле для гольфа и японский сад, а также спортивный стадион и китайский сад. Таким образом, в начале 1970-х годов Джуронг стал автономным городом-спутником крупнейшего промышленного кластера в Сингапуре с собственным глубоководным портом и значительным жилым фондом.

Второй этап промышленного развития
Корпорация JTC продолжила развивать компетенции в управлении промышленными территориями, создавая более мелкие промышленные кластеры в других частях Сингапура. Некоторые из них стали более специализированными, чем Джуронг. Например, Калланг Парк, расположенный на реке Калланг, создавался для таких отраслей, как судостроение и судоремонт; Кранжи/Сунгей Кадут был разработан для деревообрабатывающей промышленности; а Научный парк Сингапура стал флагманом для высокотехнологичных и научно-исследовательских компаний. Основанный в 1981 году Научный парк в настоящее время обслуживает более сотни компаний в области информационных технологий, микроэлектроники, нано-материалов, биотехнологии, медицинских наук и пищевой промышленности.
Начало 1990-х годов было обусловлено новыми тенденциями в развитии промышленности. Стремительная индустриализация страны побудила JTC улучшать свои услуги. Результатом стал снос или реконструкция старых заводов, а также строительство более качественных готовых built-to-suite помещений, специально подготовленных для новых нужд и удовлетворяющих новым технологическим требованиям. Одним из таких проектов стал Международный бизнес-парк на востоке Джуронга площадью 40 га — интегрированный коммерческий, офисный и производственный комплекс, который позволяет резидентам провести все исследования и разработки, а также осуществить проектирование, производство, маркетинг, сортировку и складирование товаров в одном здании. Бизнес-парк обеспечен социальными и рекреационными местами и связан как с городом, так и с аэропортом линией метрополитена.
Успех индустриализации Сингапура является наиболее очевидным в контексте землепользования. JTC и сегодня работает в рамках мастер-плана страны, разработанного в 1965 году. Работа над первым мастер-планом началась с активного межведомственного сотрудничества JTC и Ведомства городского развития (Urban Redevelopment Authority) c целью упорядочить земельные участки и обеспечить сбалансированное развитие Сингапура, предусмотрев места как для проживания, отдыха, обучения, досуга, так и для научно-технической, торговой, логистической и производственной деятельностей.
К 1980 году JTC управляла девятнадцатью промышленными зонами общей площадью 7225 гектаров. В них работало 2000 компаний, на которых задействовали 71% трудоспособного населения Сингапура. Правительство постановило, что для развития технологий и капитализации собственных активов JTC необходимо внести изменения в дизайн и качество промышленной инфраструктуры, а также повысить качество вспомогательной инфраструктуры. JTC внесла соответствующие изменения в мастер-план 1965 года, включив новые направления развития — такие, как:
. Децентрализация промышленных зон. JTC должна строить меньшие по размеру и более эстетичные индустриальные парки для размещения современных многоэтажных фабрик возле населенных пунктов и жилых фондов. Это позволит не только снизить нагрузку на транспортную сеть, но и максимально вовлечь трудоспособное население в производственную деятельность.
. Улучшение социальной и досуговой инфраструктуры в крупных промышленных кластерах. Для увеличения доли рабочего населения, проживающего вблизи места приложения труда, которая уже колебалась от 34 до 56%, JTC должна предоставлять более качественные социальные услуги.
. Для обеспечения оптимального использования ограниченных земельных ресурсов JTC использует более сложные принципы планирования территории и проектирования зданий.
. Строительство помещений для узкоспециализированных отраслей промышленности. JTC подчеркивает важность развития промышленных объектов для высококвалифицированных и высокотехнологичных отраслей и разрабатывает специальные решения.
. Создание специальных парков для вынесенных из черты жилой и общественной застройки производств — для малых и средних предприятий, пострадавших от перепланировки города и программ расселения жителей.
. Строительство объектов для подготовки и переподготовки кадров и пр.

Финансирование городской корпорации Джуронга (JTC)
Как отмечалось ранее, правительство Сингапура прибегло к довольно жесткой внутренней политике финансирования расходов на инфраструктуру. Принципы финансирования расходов на развитие на уровне государственного комитета лучше всего прослеживаются на примере JTC. Большая часть финансирования была структурирована в виде государственных займов. Всего государственные займы, погашенные на конец 1969 года, составили $190,7 млн.
В дополнение к государственным займам были кредиты на развитие от таких учреждений, как Корпорация развития содружества и Азиатский банк развития, которые в 1971 году предоставили финансирование для расширения глубоководного порта Джуронг.
Вторым, более мелким источником финансирования, стала операционная прибыль корпорации от аренды заводских помещений, земли, квартир, причальных тарифов и пр. В 1968 году профицит составил $2,7 млн, а к 1974-му увеличился до $26,7 млн годовых. Прибыль компании упала лишь в 1975-1976 годах из-за мирового экономического кризиса, что повлияло на снижение активности международных компаний и падение доходов от порта.
С восстановлением мировой экономики спрос на промышленные земли и помещения снова вырос. JTC удалось не только оставаться прибыльной корпорацией на протяжении большинства лет с 1976 года, но и полностью погасить все государственные займы и кредиты. Работая в тесном сотрудничестве с комитетом экономического развития (ЕDB) и комитетом по торговле, JTC имела возможность эффективно планировать свою деятельность по созданию инфраструктуры в увязке с прогнозируемым спросом и требованиями международных компаний. Во время экономических спадов JTC предоставляла скидки для производственных компаний и снижала арендную плату, в то же время прибегая к мерам борьбы со спекулянтами.
Однако в отличие от частных застройщиков прибыль не была единственной целью JTC. Например, JTC всегда держала около 10% подготовленных земельных участков и от 7 до 8% построенных производственных помещений в резерве для новых стратегических инвесторов, что являлось довольно тяжким финансовым обременением, но тем самым JTC создавала конкурентные преимущества Сингапуру, всегда готовому принять и разместить важные для государства международные компании.

***
Во многих отношениях столь стремительное и успешное развитие Сингапура обусловлено сочетанием трех уникальных факторов:
. Сингапур является небольшим островом-государством;
. Сингапур исторически расположен на пересечении торговых путей Юго-Восточной Азии;
. Ли Куан Ю создал эффективную структуру государственного управления.
Кроме того, важным фактором стала политическая и социальная обстановка в стране после обретения независимости, которая способствовала проведению системных реформ в государстве.
Тем не менее, из опыта Сингапура можно вынести некоторые универсальные уроки. Наиболее очевидным является важность эффективного управления — будь то в государственных или квазигосударственных структурах. Развитие инфраструктуры требует от политических лидеров решительности и стремления к достижению быстрого экономического прогресса. Способность государственного сектора планировать и реализовывать инфраструктурные проекты опирается на компетентность кадров и эффективное финансовое управление, а нетерпимость к коррупции становятся краеугольными камнем развития.

С 1959 по 1990 годы, во время правления Ли Куан Ю, Сингапур, лишенный ресурсов (даже воду получает из Джохора в Малайзии), смог решить многие внутренние проблемы и совершил скачок от страны третьего мира до высокоразвитой страны с высоким уровнем жизни.

В 1965 году Сингапур получил независимость от Малайзии.

В момент обретения независимости Сингапур представлял собой маленькую бедную страну, которой приходилось импортировать даже пресную воду и строительный песок. Соседние страны были настроены недружелюбно, а треть населения симпатизировала коммунистам. Себя и своих соратников Ли Куан Ю характеризовал как «группу буржуазных, получивших английское образование лидеров».

Стратегия экономического развития правительства Ли Куан Ю строилась на превращении Сингапура в финансовый и торговый центр Юго-Восточной Азии, а также на привлечении иностранных инвесторов. «Мы приветствовали каждого инвестора… Мы просто из шкуры вон лезли, чтобы помочь ему начать производство», - писал Ли Куан Ю. В результате «американские транснациональные корпорации заложили фундамент масштабной высокотехнологичной промышленности Сингапура» и это небольшое государство стало, в частности, крупным производителем электроники.

При обретении независимости Сингапур страдал от высокой коррупции. Ли Куан Ю так охарактеризовал положение: «Коррупция является одной из черт азиатского образа жизни. Люди открыто принимали вознаграждение, это являлось частью их жизни». Борьба с коррупцией началась «путем упрощения процедур принятия решений и удаления всякой двусмысленности в законах в результате издания ясных и простых правил, вплоть до отмены разрешений и лицензирования». Были резко подняты зарплаты судей, на судейские должности были привлечены «лучшие частные адвокаты». Зарплата сингапурского судьи достигла нескольких сот тысяч долларов в год (в 1990-е годы - свыше 1 млн. долл.). Госслужащим, занимающим ответственные посты, были подняты зарплаты до уровня, характерного для топ-менеджеров частных корпораций. Был создан независимый орган с целью борьбы с коррупцией в высших эшелонах власти.

Английский язык стал обязательным для изучения во всех школах, вузы были переведены на преподавание на английском языке. Правительство тратило крупные суммы на обучение сингапурских студентов в лучших университетах мира.

Сингапур имеет государственную систему образования, одну из лучших в мире. Главным языком обучения принят английский, с целью скрепить многонациональное государство и скорее влиться в глобальный мир. В стране действуют 6 местных вузов, в том числе государственный Национальный университет Сингапура.


Правительство придавало большое значение тому, чтобы сделать большинство населения собственниками жилья. В 1960-е годы была создана система ипотечного кредитования, резко выросло жилищное строительство и к 1996 году лишь 9 % квартир сдавались внаем, а остальные были заняты собственниками.

Площадь Сингапура составляет 714,3 км² (2011 год), площадь постепенно увеличивается благодаря программе намыва территории, действующей с 1960-х годов. В процессе реализации проектов намыва земли площадь Сингапура была увеличена с 581,5 км2 в 1960-х до 704 км2 на данный момент; эта площадь может вырасти еще на 100 км2 до 2030 года. В настоящее время государство Сингапур состоит из 63 островов. Самый крупный из них – Сингапур (главный остров). Сингапур – вторая в мире страна по плотности населения.

Сингапур – парламентская республика. Исполнительная власть принадлежит кабинету министров во главе с премьер-министром, президент выполняет больше представительную роль, но в отдельных случаях может наложить вето на критические решения.

Правительство Сингапура создало в стране крайне эффективную и прозрачную рыночную экономическую систему. Кроме того, правительство имеет репутацию честного и некоррумпированного.

Сингапур имеет эффективную систему здравоохранения, несмотря на достаточно низкие бюджетные расходы по сравнению с развитыми странами. Всемирная организация здравоохранения помещает Сингапур на шестое место в мире в своем отчете. В целом, Сингапур имеет самый низкий уровень детской смертности в мире за последние двадцать лет. Средняя ожидаемая продолжительность жизни в Сингапуре – 79 лет для мужчин и 83 для женщин, по этому показателю страна занимает 15-то место в мировом рейтинге. Почти все население имеет доступ к качественной воде и канализации.

О своем политическом кредо Ли Куан Ю писал так: «Мы использовали те преимущества, которые Великобритания оставила нам: английский язык, юридическую систему, администрацию, лишенную партийных пристрастий. Мы тщательно избегали использования методов, свойственных социальному государству, потому что видели, как великий британский народ в результате социалистической уравниловки превратился в посредственный». Впоследствии Ли Куан Ю выражал восхищение Маргарет Тэтчер, которая в свою очередь заявила, что «когда-то Сингапур учился у Великобритании, а теперь мы учимся у Сингапура».

Сингапур – высокоразвитая страна с рыночной экономикой и низким налогообложением, в которой важную роль играют транснациональные корпорации. Валовой национальный продукт на душу населения – один из самых высоких в мире (в 2008 году – 38,9 тыс. долл.). В рейтинге конкурентоспособности ВЭФ экономика Сингапура заняла в 2009 году 3-е место.

Сингапур – страна с низким налогообложением. Налогооблагаемая прибыль компании (доходы за вычетом расходов) облагается по единой ставке – 17%, вне зависимости является компания местной или иностранной (глава 134 Свода законов Сингапура).

Сингапур причисляют к восточноазиатским тиграм за быстрый скачок экономики до уровня развитых стран. В стране развиты производства электроники (как многих известных европейских, американских, японских компаний, так и сингапурских, например Flextronics), судостроение, сектор финансовых услуг. Один из крупнейших производителей CD-приводов. Ведутся масштабные исследования в области биотехнологий. Сингапур – один из крупнейших международных центров разведения декоративных рыб на экспорт. Сингапурский холдинг Raffles владеет международной сетью отелей Swissotel. Сингапурский порт принадлежит к числу крупнейших портов мира, а по многим показателям удерживает первое место.

С 2008 года в Сингапуре проводится ночной этап Формулы-1. Гран-при Сингапура 2008 года стал первым в истории Формулы-1 ночным этапом.

Экономика сильно зависит от экспорта, особенно в области бытовой электроники, информационных технологий, фармацевтики. (Источник: Википедия)

Вопрос 1. Влияет ли экономическая модель развития страны на уровень жизни в этой стране? Или выражение, что «все зависит от каждого конкретного человека, в любой стране можно добиться благополучия» верно?

Тезис. Уровень жизни в стране на 50%, если не больше, зависит от выбранной экономической модели развития.

Пример 1. Южная и Северная Корея.

Пример 2. США и Аргентина, США и Куба.

Пример 3. ФРГ и ГДР.

Подобных исторических примеров и аналогий можно найти достаточно много.

Пример 1. Южная и Северная Корея. В 1948 г. на корейском полуострове единое когда-то государство Корея было разделено на две части – Южную и Северную Корею. Первая формировала рыночную модель экономики, вторая – плановую модель командного типа. Спустя 65 лет результат получился следующий. Сегодня Южная Корея является экономически развитым государством с высоким уровнем доходов на душу населения. Страна занимает 13-е место в мире по ВВП (по паритету покупательной способности) и 15-е место в мире по номинальному ВВП. Валовой национальный продукт на душу населения вырос со 100 долл. в 1963 году, до 23 000 долл. в 2012 году. Как и в других высокоразвитых странах, к началу 90-х годов сфера услуг стала доминирующей в экономике страны, а сейчас она составляет 2/3 всего ВВП. В то же время, Северная Корея является одной из самых бедных стран мира, периодически сталкивается с голодом, дефицитом товаров первой необходимости. Страна имеет отсталую структуру экономики, сельское хозяйство составляет в структуре ВВП 30% (в 1958 г. в стране была проведена коллективизация, сформированы колхозы). Большинство работоспособного населения Северной Кореи неофициально зарабатывает в частном секторе из-за низкой оплаты труда на государственных предприятиях. Страна постоянно получает значительную гуманитарную помощь для того, чтобы избежать голода. Источник: Википедия.

Пример 2. Аргентина и США. Столетие назад США и Аргентина были вполне сопоставимыми по уровню развития странами. В последние годы XIX века ВВП на душу населения в Аргентине был чуть выше, чем во Франции, и на треть превосходило аналогичный показатель Италии. Миллионы европейских мигрантов начала ХХ века всерьез задумывались над вопросом, куда податься - в Буэнос-Айрес или Нью-Йорк (по данным статистики, с 1857 по 1950 год в Аргентину перебралось 7 млн. европейцев, в то время как в США - 25 млн.; это при том, что территория Аргентины в 3,5 раза меньше территории США). Сегодня такой выбор может показаться шуткой. Одно государство стало сверхдержавой (6-е место по ВВП на душу населения), а другое прославилось как серийный дефолтер. В конце 2012 года Аргентина пережила очередной тяжелый экономический кризис. В стране произошли грабежи магазинов, которые переросли в массовые атаки на супермаркеты.

Почему Аргентина не смогла реализовать свой потенциал? Аргентина впала в длительный «Популистский штопор» или другими словами угодила в «Мертвую петлю» (выражение американского экономиста Руди Дорнбуша) или в «Петлю популизма» (выражение белорусского экономиста Леонида Злотникова). Аргентина – классический пример экономического популизма, который был свойственен почти всем латиноамериканским странам в ХХ веке. Однако некоторые, например Бразилия и Чили, выбрались из мертвой петли (или иначе говоря, «петли популизма» ). Аргентине этого не удалось сделать до сих пор. Населения в каждый очередной раз приводит к власти все нового популиста. Причем традиционно считается, что Аргентина – это страна с высококвалифицированными кадрами. В столице государства - Буэнос-Айресе проживает 35% населения страны. Вот и сейчас у власти семья Киршнеров. Действующий президент страны - Кристина Киршнер, которая является супругой бывшего президента страны - Нестора Киршнера. Оба они принадлежат к перонистской партии «Фронт за победу» (Хуан Перон – это бывший президент Аргентины, который правил с 1943 по 1955 год, и его период правления вошел в экономическую историю как классический пример экономического популизма).

Справка. Политика популиста и демагога Хуана Перона. Хуан Перон полностью изолировал Аргентину от внешнего мира. В итоге к 1960 году средний уровень тарифов на импорт достиг 84%, тогда как в развитых странах он опустился до однозначных цифр.

Хуан Перон испытывал любовь к высоким технологиям и заявлял, что его государство первым проведет реакцию термоядерного синтеза. Причину неурядиц полковник видел в том, что страна превратилась в экономическую колонию, экспортирующую дешевое сырье и импортирующую дорогие промышленные товары.

Делал ставку на перераспределение, а не на развитие, а именно поддерживал городское население в ущерб развитию сельского населения и сельского хозяйства. Проводил политику, акцентированную на перераспределении ресурсов между разными группами населения при невнимании к инфляционным и фискальным рискам. Последствия проведения такой политики ударили по всем. Рабочие бастовали, требуя новых подачек, дефицит бюджета рос, инфляция выходила из-под контроля.

Стандартная последовательность популистской экономической политики в странах Латинской Америки, в том числе в Аргентине:

Фаза 1. Правительство ускоряет экономический рост, перекачивая ресурсы из экспортных секторов-доноров в сектора национальной гордости, обычно машиностроение (у нас – сельское хозяйство и строительство). И одновременно стимулируя спрос через повышение оплаты труда. Экономика и благосостояние начинают расти, а вместе с ним и популярность власти.

Фаза 2. Появляются макроэкономические дисбалансы. Происходит ухудшение торгового и платежного баланса, сокращение валютных резервов, увеличение внешнего долга, нарастают трудности с бюджетом. Однако на фоне экономического роста эти мелочи мало кого заботят.

Фаза 3. Быстро увеличивается товарный дефицит в контролируемом государстве секторе, резко ускоряется рост свободных цен, попытки заморозить цены ведут к усугублению товарного дефицита, а неизбежная девальвация курса национальной валюты оборачивается взрывом инфляции. Ухудшается собираемость налогов, разваливается бюджет, снижается уровень благосостояния народа.

Фаза 4. Происходит падение правительства, а новые власти, как правило, продолжают следовать политике столетнего экономического популизма, основанного на романтизации отношений между народом и властью.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!