Все для предпринимателя. Информационный портал

Примеры программ модернизации предприятий жкх объединениями работодателей. Государственная поддержка модернизации жкх

Для коммунального хозяйства Екатеринбурга и Свердловской области осень 2012 года оказалась богатой на события. Первым стало внеочередное заседание Комитета по энергетике Свердловского областного Союза промышленников и предпринимателей (СОСПП). В его рамках был организован обучающий семинар «Энергосбережение в системах ЖКХ. Об основах повышения эффективности на объектах ЖКХ области», проведенный специалистами компании «Данфосс», ведущего мирового производителя энергосберегающего оборудования, и рядом инженерных компаний Екатеринбурга. В Екатеринбурге в рамках Всероссийского совещания «Эффективное управление жилищным фондом, направленное на создание благоприятных и безопасных условий проживания граждан» прошла серия «круглых столов», посвященных актуальным проблемам модернизации ЖКХ. В городе прошло выездное заседание Рабочей группы Экспертного совета при Правительстве РФ по развитию ЖКХ с участием заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Дмитрия Козака. О своих впечатлениях, что же такое энергоэффективное ЖКХ, рассказал Вячеслав Гун, заместитель директора теплового отдела компании «Данфосс».

— Вячеслав Абрамович, какие из затронутых в ходе состоявшихся дискуссий вопросов реконструкции и модернизации российского ЖКХ показались вам наиболее актуальными?

— В ходе заседания Комитета по энергетике СОСПП были рассмотрены технические аспекты повышения энергоэффективности ЖКХ, обсуждались пути и методы реализации в России энергосервиса, который на сегодняшний день является необходимым и достаточным условием реализации любых проектов в сфере модернизации коммунального хозяйства и внедрения энергосберегающих технологий на его объектах.

Живейший интерес участники заседания и семинара проявили к современным технологиям и решениям регулируемого погодозависимого теплоснабжения, которые в условиях растущих цен на энергоносители позволяют существенно снизить затраты на теплоснабжение, а также демонстрируют довольно быструю окупаемость: вложенные средства возвращаются в среднем за два-четыре сезона. Это очень хороший показатель окупаемости для любого инвестиционного проекта. А качественное оборудование и грамотно организованная техническая поддержка являются надежной базой для широкого распространения энергосервиса.

На мероприятиях, прошедших в рамках Всероссийского совещания, обсуждались вопросы как организационного, так и технического характера. Среди первых следует особо выделить обсуждение поправок к действующему Жилищному кодексу. Как известно, реализуемая в России федеральная программа капитального ремонта постепенно завершается, вернее — переходит на региональные уровни. Поэтому требуется проработать новые механизмы финансирования этих программ, обеспечивающие максимальную оптимизацию затрат на капитальные ремонты.

Задачи Фонда содействия реформированию ЖКХ теперь несколько меняются. Одной из основных будет модернизация и реконструкция муниципальной инженерной инфраструктуры. По словам Дмитрия Козака, на эти цели в проекте обсуждаемого федерального бюджета планируется выделение 15 млрд. рублей. Еще 18 млрд. рублей будет выделено на капитальный ремонт многоквартирных домов и 107 млрд. рублей — на программы ликвидации аварийного жилищного фонда.

Также я бы хотел остановиться на тематике «круглого стола» «Модернизация коммунальной инфраструктуры: переход от слов к делу», который состоялся 19 октября. В его ходе, помимо прочего, обсуждались технические вопросы реконструкции тепловых сетей и объектов ЖКХ, в том числе ЦТП и котельных, а также проекты постепенного закрытия ЦТП и перехода на АИТП, проекты по закрытию открытых систем ГВС и автоматизации систем теплоснабжения зданий в ходе реконструкции. По этим вопросам я сделал небольшой доклад для участников «круглого стола».

— Каковы итоги мероприятий, что бы вы хотели особо отметить?

— По итогам внеочередного заседания Комитетом по энергетике СОСПП был предложен ряд инициатив, которые могут существенно облегчить развитие энергосервиса в регионе, а значит, будут способствовать форсированной модернизации коммунального хозяйства и повышению его энергоэффективности.

В частности, в рамках реализации областной целевой программы «Энергосбережение в Свердловской области» на 2011-2015 годы» было решено предоставлять в 2013 году субсидии муниципальным образованиям Свердловской области на софинансирование программ в сфере энергосбережения.

Для привлечения внебюджетных средств на реализацию энергосберегающих мероприятий в инженерной инфраструктуре органам местного самоуправления рекомендовано привлекать специализированные организации к разработке конкурсной документации для заключения энергосервисных контрактов.

Кроме того, при Министерстве энергетики и ЖКХ Свердловской области будет создан экспертный совет по рассмотрению схем теплоснабжения муниципальных образований.

Мы внесли в перечень решений внеочередного заседания Комитета ряд пунктов, поддерживающих внедрение энергосберегающих технологий при проведении капремонта. В частности, администрациям городов области рекомендовано при составлении программ реконструкции вносить в реестр многоквартирных домов в первую очередь те здания, для которых подготовлены комплексные решения по повышению энергоэффективности. Управляющим компаниям и ТСЖ также рекомендовано применять комплексные меры по повышению энергоэффективности зданий, а муниципалитетам — объектов социально-культурного назначения и коммунальной инфраструктуры.

Теплоснабжающим организациям следует включать в предписания потребителям тепловой энергии по подготовке объектов к отопительному сезону применение регуляторов перепада давления в качестве ограничителей расхода.

Министерству энергетики и ЖКХ, Министерству промышленности и науки Свердловской области, руководителям предприятий промышленной, бюджетной сферы и ЖКХ рекомендовано использование средств погодного регулирования для достижения целей экономии тепловой энергии и сетевой воды и ликвидации проблем «перетопа» и «ошпаривания» при эксплуатации систем отопления и горячего водоснабжения зданий.

— Что именно нужно понимать под автоматизацией систем теплоснабжения? Сегодня на рынке можно встретить большое количество различных технических решений с различной сферой применения, начиная от радиаторных терморегуляторов для квартирных отопительных приборов и заканчивая регулирующими устройствами для управления подачей тепла в многоэтажный дом. Существуют ли какие-то комплексные решения и проекты, позволяющие раз и навсегда закрыть вопрос эффективности использования тепла в целом многоквартирном доме, на всех уровнях потребления?

— Да, именно этим вопросом мы и занимаемся на регулярной основе. За без малого 20 лет мы не просто сформировали комплексный подход к модернизации отопительных систем в жилых и общественных зданиях, но и создали большое количество готовых к реализации типовых проектов такой модернизации практически для всех серийно возводимых многоквартирных домов. Кроме того, мы располагаем сегодня всем необходимым набором оборудования.

В рамках каждого отдельно взятого жилого дома в общем случае необходимо реализовать трехступенчатую схему регулирования подачи тепла потребителям. Это погодозависимое регулирование на тепловом вводе, балансировка системы отопления по стоякам и регулирование непосредственно на отопительных приборах, о чем вы как раз и упомянули. Такая концепция позволяет сбалансировать распределение тепла по дому, ограничив его потребление реальной необходимостью. А чтобы получить при этом экономию, необходим двухступенчатый учет: общедомовой и по каждой квартире индивидуальный. Только в этом случае собственники жилья могут почувствовать личную выгоду от бережливого отношения к теплу. Конечно, все это предполагает, что здание соответствует современным нормам по теплоизоляции.

— Вы сказали о поквартирном учете. Перехода на него требует и действующее законодательство в области энергосбережения. Но ведь реализовать учет в российских многоквартирных домах с вертикальной стояковой разводкой отопительных систем весьма непросто.

— На первый взгляд, да, если использовать классический подход, то есть проводить в каждой квартире прямое измерение расхода теплоносителя. Для этого пришлось бы оснащать отдельным теплосчетчиком каждый радиатор в квартире, что не только очень дорого, но и нереализуемо, поскольку выпускаемые для нужд индивидуального учета тепла приборы не обладают достаточной точностью, чтобы измерять перепад температуры всего на одном отопительном приборе.

Однако существует другое решение. На каждом отопительном приборе без врезки в систему жестко крепится радиаторный распределитель, измеряющий температуру поверхности отопительного прибора. Установив такие датчики на всех радиаторах в квартирах дома, можно зафиксировать динамику изменения их температуры. Показания приборов автоматически передаются по радиоканалу на этажные приемники, оттуда — на домовой концентратор, и далее — на удаленный компьютер в расчетном центре. А поскольку мощность каждого отопительного прибора известна, можно с высокой степенью точности вычислить долю каждого из них в общем объеме потребления.

В конце месяца общедомовое потребление, зафиксированное прибором учета на тепловом вводе в здание, делится на 2 части в соответствии с проектными нормами: 35% относится на отопление общих помещений и распределяется между собственниками пропорционально их долевой собственности в доме, 65% делится между ними в соответствии с долями, определенными с помощью радиаторных распределителей.

— У вас есть опыт реализации подобных систем?

— Да, мы устанавливали их неоднократно и даже в течение трех лет проводили совместный с Правительством Москвы и институтом «МосжилНИИпроект» эксперимент на базе одного из жилых домов в Москве. Как показала практика, реализация проекта комплексной модернизации отопительной системы, о которой я уже говорил, вкупе с внедрением поквартирного учета тепла позволяет добиться в среднем 35-45% экономии в масштабах дома. Причем некоторые наиболее рачительные собственники умудряются сократить свое теплопотребление на 60-70%!

Есть опыт реконструкции отопительных систем и в целом ряде других городов, в том числе в Екатеринбурге, Омске, Тюмени, Уфе и других, а также в малых городах, например, в Заречном Свердловской области.

— Можно ли сказать, что все проблемы российского теплоснабжения решаются в масштабе отдельных зданий?

— Конечно, нет. В модернизации нуждается вся система. Переход к описанной мной схеме регулируемого потребления тепла предполагает установку в каждом здании автоматизированного индивидуального теплового пункта (АИТП). Это позволяет отказаться от малоэффективного «кустового» регулирования на ЦТП и снизить нагрузку на сетевые насосы, поскольку прокачку домовых систем теперь осуществляют насосы индивидуальных тепловых пунктов.

Логичное продолжение — перенос приготовления горячей воды для систем ГВС непосредственно в жилые дома. Для этого всего-то требуется добавить в состав АИТП еще один теплообменник, поскольку уже имеющийся в его составе двухканальный контроллер способен одновременно управлять подогревом воды и для системы отопления, и для системы ГВС.

Далее мы подходим к следующему важному выводу. Поскольку горячая вода готовится непосредственно в домах, отпадает потребность в четырехтрубном подключении — можно осуществлять его по двухтрубной схеме. Исключаются большие тепловые потери и утечки на трубопроводах ГВС от ЦТП до зданий, резко сокращаются затраты на их обслуживание и отсутствует необходимость в частом ремонте теплотрасс ГВС.

Перспективы, которые вы описываете, очень заманчивы. Но насколько реально реализовать все это сегодня на практике?

— Абсолютно реально. Сегодня уже есть опыт перевода с «кустовой» схемы ЦТП на индивидуальное регулирование практически целых микрорайонов ряда городов. Одним из примеров могут служить Набережные Челны, где процесс реконструкции начался почти 10 лет назад и сегодня практически завершен. Его результатом стало 30-40% сокращение потребления тепла в масштабах целого города.

Подобный проект был реализован также в городе Луга Ленинградской области, в данный момент осуществляется в Горно-Алтайске, столице Республики Алтай. Причем каждый раз решение о модернизации принималось исходя из реально существующих на местах проблем. Например, в Набережных Челнах очень остро стоял вопрос нехватки тепловых мощностей и ресурсов водоканала, а в Горно-Алтайске стоимость тепла была практически «неподъемной» для населения, достигая 4 тысяч рублей за гигакалорию. Наши решения — это не попытка навязать свои правила игры, но всегда ответ на запросы потребителя.

Интервью подготовлено пресс-службой «Данфосс»

Социальная значимость жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ), повышенное внимание к его проблемам и развитию со стороны государственных органов требуют от всей отрасли не только высоких темпов реформирования, но и серьёзных технологических и управленческих изменений. Проводимая реформа в соответствии с Программой модернизации ЖКХ подразумевает ее техническое перевооружение, повышение качества, надежности и доступности предоставления услуг.

Поставленные в рамках модернизации ЖКХ задачи требуют от отрасли разработки и внедрения оптимальной модели взаимодействия субъектов жилищно-коммунального хозяйства, повышения его инвестиционной привлекательности, внедрения инновационных технологий, подготовки высококвалифицированных кадров и их переподготовки, формирование эффективного и ответственного собственника.

Внастоящее время жилищно-коммунальное хозяйство решает много проблем, вызванных прежде всего неэффективным управлением итяжелым финансовым положением, высокими затратами на текущий ремонт и техническое состояние, высокой степенью изношенности основных фондов, неэффективной работой коммунальных предприятий, большими потерями водных, энерго- идругих ресурсов. Следовательно, управление эффективностью жилищно-коммунальных услуг является приоритетной задачей для государства.

Сфера жилищно-коммунального хозяйства представлена двумя основными взаимосвязанными элементами:

  • жилищный сектор, включающий в себя многоквартирные жилые дома (далее – МЖД) и индивидуальные домостроения, являющиеся основными потребителями коммунальных услуг.

Основными проблемами многоквартирных жилых домов являются:

  • низкая активность собственников жилья в управлении объектом кондоминиума;
  • неудовлетворенность владельцев квартир деятельностью части органов управления объектами кондоминиумов;
  • сосредоточение функций управления и содержания объекта кондоминиума в деятельности органов управления;
  • слабая практика накопления денежных средств на капитальный ремонт общедомового имущества;
  • отсутствие механизмов доступного кредитования органов управления объектами кондоминиума на ремонт общего имущества;
  • низкий уровень собираемости платежей за услуги по управлению и содержанию общего имущества объекта кондоминиума;
  • недостаточный уровень использования механизма предоставления жилищной помощи;
  • высокий уровень потребления энергоресурсов.

Учитывая то обстоятельство, что основной жилищный фонд был построен еще в советский период, то естественным будет направить все усилия, прежде всего на проведение капитального ремонта домов.

Реализация намеченной программы модернизации ЖКХ требует проведения не только по капремонт, но и проведения определенных мероприятий по энергосбережению, экологии и «зеленым технологиям», эффективному менджменту, организационным, правовым и экономическим аспектам развития жилищных отношений.

Опыт таких стран как Эстония, Польша, Словакия, Венгрия, Чехия показывает, что государство оказывает помощь собственникам квартир, финансируя проведение капитального ремонта от 10 до 50%.

Действительно, обновление и дальнейшее содержание жилых зданий – это, прежде всего, вопрос финансирования. Например, капремонт одного 9-этажного дома стоит в среднем 50 млн. тенге.

Фасад дома является общим имуществом собственников многоквартиного дома. Поэтому и решение по поводу его ремонта принимается на общем собрании собственников помещений. Фасад дома подвергается постоянным воздействиям солнечных лучей, ветра, атмосферным осадкам, поэтому он в скором времени теряет цвет, покрывается плесенью, внешний вид дома оставляет желать лучшего, а проживание в таком доме может негативно сказаться на здоровье людей. Своевременный ремонт является залогом того, что не возникнет необходимость производить капитальный ремонт. Если работы по ремонту крыши и фасадов выполнены в соответствии с требованиями нормативов и стандартов, то повторный ремонт нужно будет проводить не скоро.

Другая проблема фасада зданий наблюдается на стенах многоэтажных домов – это появление белых налетов, свидетельствующих о попадании и скоплении соли в раствор для кладки кирпичей.

Наружная отделка и утепление имеет ряд преимуществ, таких как защита от внешних воздействий: шум, конденсат, холод.

В соответствии со СНиП температура внутреннего воздуха в подъездах должна быть не менее +120С. Энергоэффективность проведения мероприятий по утеплению и герметизации окон и входных дверей в подъездах могут составлять до 5% от всей тепловой энергии, поступающей в систему отопления здания. При этом сроки окупаемости данного метода зависят от выбранного варианта реконструкции и могут составлять от 1 до 10 лет.

По данным акимата города Астаны, в соответствии с проведенными мерприятиями по термомодернизации зданий в рамках программы ЖКХ, были достигнуты следующие результаты: повышение энергоэффективности многоквартирных домов, увеличился класс их энергоэффективности, зафиксировано снижение энергопотребления отремонтированных многоэтажных домов (по тепловой энергии – до 50%, электрической – до 20%).

Программа модернизации жилого фонда города базируется на финансовой государственной поддержке, которая оказывается на возвратной основе. Выполненный акиматом Астаны расчет показал, что максимальная сумма финансирования капитального ремонта многоквартирного дома составила 65 млн. тенге. При этом охват жилищной помощью составил 29 млн. тенге. Сорок процентов общей суммы составили возвратные средства – 35 млн. тенге. Возврат средств жильцами, проживающими в квартире общей площадью 45 кв. метров, составил 5400 тенге за кв. метр. По другим, менее проблемным многоквартирным домам, суммы возврата значительно меньше (2000 тенге за кв. метр). При реализации Программы предусмотрена адресная поддержка малообеспеченных граждан для оплаты их расходов на проведение ремонта. На эти цели в виде финансовой помощи выделено 33,5 млн. тенге. Участниками программы в 2013 году стали 3,5 тысяч человек. Жилищной помощью охвачены 45% жителей домов вошедших в Программу.

Модернизация жилищного сектора, где основной задачей является обеспечение и содержание жилищного фонда, должна решать две задачи. Первое – формирование эффективного собственника, второе – внедрение оптимальной модели жилищных отношений.

Под термином «формирование эффективного собственника» понимается повышение ответственности собственников квартир. В Законе «О жилищных отношениях» ответственность собственников квартир содержит только единственный пункт – ответственность за несение расходов по содержанию общего имущества.

Государством предусматривается создание и развитие управляющих компании, в функции которого будет входить заключение договоров с подрядными организациями на ремонт домов и с сервисными компаниями – на оказание сервисных услуг.

Литература:

1. Программа модернизации жилищно-коммунального хозяйства Республики Казахстан на 2011-2020 годы. Постановление Правительства Республики Казахстан от 30 апреля 2011 года № 473.

2. http://zhkh.kz/multimedia/2013/24/ Модернизация жилищного фонда: опыт Астаны.

3. В.А.Спектор, М.Б.Рыбальченко. Инновационные принципы совершенствования управления в жилищно-коммунальном хозяйстве. Учебное пособие, Москва, 2008г.

Введение

1. Источники инвестирования модернизации ЖКХ

1.1 Финансирование модернизации ЖКХ

1.2 Потенциальные источники финансирования реконструкции и модернизации жилищного фонда

2 Инвестирование жилищно-коммунального хозяйства на примере Республики Башкортостана

2.1 Сфера жилищно-коммунального хозяйства в РБ и ее финансирование

2.2 Комплекс мер по привлечению частных инвестиций в жилищно-коммунальное хозяйство Республики Башкортостан

Заключение

Список использованной литературы


Введение

Переход к рынку жилья принципиально меняет роль государства в экономике. Формирование экономических отношений, основанных на законах рынка, с неизбежностью связано с проведением радикальных преобразовании не только в области обмена, производства и потребления, но и в жилищной сфере.

Обсуждение вопроса рентабельности жилищно-коммунального хозяйства идет на самых высоких уровнях власти. Работа посвящена проблеме реформ в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Большая советская энциклопедия дает следующее определение коммунальному хозяйству.

Коммунальное хозяйство - совокупность предприятий, служб и хозяйств по обслуживанию населения городов, посёлков и сёл; в городах входит в состав городского хозяйства.

Во многих городах и поселках предприятия коммунального хозяйства обслуживают также и промышленные предприятия, снабжая их водой, электроэнергией, газом.

Однако в зависимости от местных условий, промышленные предприятия имеют и собственные водопроводы, канализацию, и другие сооружения коммунального назначения.

Степень развития и объем деятельности коммунального хозяйства непосредственно влияют на уровень благосостояния населения, бытовые условия его жизни, санитарно-гигиенические условия и чистоту водного и воздушного бассейнов, а также на уровень производительности труда.

Коммунальное хозяйство включает:

1. Санитарно-технические предприятия - водопроводы, канализации, предприятия по уборке территорий населённых мест и санитарной очистки домовладений, прачечные, бани, купально-плавательные сооружения.

2. Транспортные предприятия - городской общественный пассажирский транспорт (метрополитен, трамвай, троллейбус, фуникулёры, канатные дороги, автобусы, такси), водный транспорт местного назначения.

3. Энергетические предприятия - электрические, газовые и теплофикационные распределительные сети, отопительные котельные, ТЭЦ и электростанции, газовые заводы, обслуживающие населённые пункты.

К сооружениям внешнего благоустройства населённых мест, которые входят в состав коммунального хозяйства относятся дороги и тротуары, мосты и путепроводы, подземные и наземные транспортные, пешеходные переходы и эстакады, сооружения и сети ливневой (водосточной) канализации, набережные, различные гидротехнические сооружения, предназначенные для предотвращения оползней и затопления территорий, их осушения, берегоукрепления, зелёные насаждения общего пользования, уличное освещение и др. Многолетний опыт строительства и эксплуатации жилья в рамках государственной собственности с очевидностью показал, что государство в силу ряда причин не способно осуществлять эти задачи. Главная причина, которая действовала постоянно - недостаток материальных и финансовых ресурсов для строительства и эксплуатации жилья. Кроме того, содержание государственного жилищного фонда было убыточным, поскольку получаемая снанимателей квартирная плата была «самой низкой в мире» и покрывала лишь незначительную часть затрат на эти цели. Фактически содержание государственного жилищного фонда осуществлялось за счет огромных дотаций, выделяемых государством и ложившихся тяжелым бременем на бюджет.

Целью курсовой работы является рассмотрение основных и дополнительных источников инвестирования модернизации жилищно-коммунального хозяйства. Объектом изучения является сфера ЖКХ.

Задачи при выполнении работы: изучение инвестиционных возможностей жилищно-коммунального хозяйства, рассмотрение источников инвестирования модернизации ЖКХ на примере региона РБ.


1. Источники инвестирования модернизации ЖКХ

1.1 Финансирование модернизации ЖКХ

Стратегия повышения энергоэффективности коммунальной инфраструктуры, как правило, базируется на программах модернизации и нового строительства.

В то же время эти программы часто выступают объектом оптимизации затрат при секвестировании муниципальных бюджетов. Таким образом, жизненно важная коммунальная сфера из-за капиталоемкости и продолжительности инвестирования страдает в первую очередь.

В условиях ограниченности средств - и бюджетных, и собственных средств организаций коммунального комплекса (ОКК) - для реализации программ развития целесообразно применять комплексный подход к их финансированию с учетом возможных ограничений по источникам и объемам финансирования, а также использовать различные инструменты при формировании тарифов.

Коммунальная отрасль, с точки зрения оценки инвестиционной привлекательности, имеет следующие специфические особенности:

· практически защищенная от конкуренции деятельность, носящая естественно монополистический характер;

· государственное регулирование и ограничение предельными индексами цен на услуги, привязанное к инфляции;

· ежедневное потребление услуг широкой клиентской базой (населением, предприятиями, общественным сектором), обеспечивающей предсказуемые денежные потоки и гарантированный сбыт услуг;

· прогнозируемое сокращение потребления ресурсов вследствие экономии потребителями и обязательности с 201 2 г. приборного учета, что не позволяет рассчитывать на дополнительную выручку за счет расширения инфраструктуры;

· значительная стоимость, длительные сроки службы и окупаемости активов;

· нередко продолжительные сроки строительства новых объектов;

· привлечение инвестиций в основном для модернизации действующих объектов и сетей, лишь небольшая часть средств направляется на новое строительство;

· сравнительно небольшие инвестиционные потребности по проектам реконструкции, не позволяющие получать финансирование по приемлемой ставке на длительный срок в крупных финансовых институтах;

· большое количество текущих финансовых обязательств компаний;

· отсутствие ликвидной залоговой массы.

Выбор источников финансирования планов развития ОКК определяется рядом условий, в их числе:

· реализуемый вариант реформирования и управления коммунальным сектором региона (муниципального образования), тип собственности оператора и собственника объектов и сетей;

· программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры (СКИ) муниципального образования, разработанная в соответствии с ней Стратегия развития ОКК с учетом текущего финансового и технического состояния ОКК;

· производственная и инвестиционная программа ОКК, предусмотренные в ней мероприятия по модернизации (новому строительству) объектов и сетей, в том числе план мероприятий или программа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Источниками финансирования производственных и инвестиционных программ ОКК могут быть:

1. Собственные средства:

o операционный денежный поток (платежи потребителей по тарифам);

o амортизационная составляющая тарифа для потребителей;

o прибыль.

2. Бюджетные средства:

o средства регионального/муниципального бюджетов на финансирование отдельных мероприятий в рамках целевых программ или региональных фондов (например, по энергосбережению);

o предоставление гарантий и субсидирование процентов по кредитам из регионального/муниципального бюджетов;

o Инвестиционный фонд РФ - для комплексных проектов, объем финансирования, которых составляет более 500 млн. руб.

3. Внебюджетные привлеченные средства:

o кредиты российских и международных банков;

o кредиты и участие в капитале международных фондов и банков развития - для крупных проектов более 200 млн. руб.;

o энергосервисные контракты по энергосберегающим проектам;

o средства и гранты международных организаций, внебюджетных энергосберегающих и экологических фондов по отдельным объектам (безвозмездно);

o лизинговые схемы финансирования с привлечением лизинговых компаний;

o другие источники: облигационный заем, размещение акций (дополнительный выпуск) - возможно для объема средств более 500 млн руб., а также векселя, товарные кредиты на энергосберегающее оборудование, прямые инвестиции финансовых инвесторов (фондов прямых инвестиций), экспортное кредитование.

1.2 Потенциальные источники финансирования реконструкции и модернизации жилищного фонда

Реконструкция и модернизация жилых домов первых массовых серий индустриального домостроения, сыгравших существенную роль в решении жилищной проблемы, являются одним из важнейших направлений реформирования жилищно-коммунального комплекса.

Задержка с их проведением приведет к росту доли ветхих и аварийных жилых домов в жилищном фонде Российской Федерации, что станет главным фактором увеличения эксплуатационных затрат на его содержание и повышения суммарных бюджетных выплат: во-первых, на покрытие расходов на жилищно-коммунальные услуги, не полностью оплачиваемые потребителями, и, во-вторых, на выплату субсидий гражданам с низкими доходами. При переходе к адресной системе субсидирования произойдет перераспределение, а точнее объединение финансовых потоков бюджетной помощи. Однако, на наш взгляд, суммарная нагрузка на бюджет уменьшится незначительно. Следовательно, решение проблемы заключается во всемерном снижении расходов на содержание жилых домов и оптимизации потребления населением ресурсов жизнеобеспечения, что возможно лишь при комплексной реконструкции жилищного фонда.

Модернизация отрасли ЖКХ требует внедрения инновационных технологических и управленческих решений, повышения инвестиционной привлекательности и эффективности. Об этом на заседании президиума Совета по модернизации экономики и инновационному развитию России заявил Председатель Правительства Дмитрий Медведев. Мероприятие прошло 1 октября на подмосковном Климовском трубном заводе.

Глава Правительства указал на огромный инновационный потенциал отрасли, основные фонды которой изношены на 60%. Так, в процессе транспортировки теряется до 27% воды, тепла - не менее 15%. Объем инвестиций в отрасль оценивается в 9 трлн рублей.

Государственная поддержка в виде финансирования инновационных проектов в ЖКХ через институты развития – фонд «Сколково», «Роснано», Внешэкономбанк, Российскую венчурную компанию и Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере – составила не менее 53 млрд рублей.

Государство участвует в обновлении жилищно-коммунального сектора через федеральные целевые программы, через Фонд содействия реформированию ЖКХ. Но даже несмотря на то, что мы все понимаем, этих средств, как и всегда, не хватает. Надо, тем не менее, чтобы они работали эффективно, стимулировали внедрение самых современных технологий, долговечных и энергосберегающих материалов», – дал поручение Дмитрий Медведев.

Удельный вес инноваций, товаров, работ и услуг в сфере ЖКХ составляет примерно 0,4%, по сравнению с 2009 годом показатель сократился в 4 раза, сообщил министр регионального развития Игорь Слюняев.

Выстраивание эффективной системы управления является главным условием масштабного внедрения инноваций в жилищно-коммунальную сферу», – отметил он.

Потенциал повышения эффективности отрасли составляет не менее 40%, указал руководитель рабочей группы Экспертного совета при Правительстве, исполнительный директор некоммерческого партнерства «ЖКХ Развитие» Андрей Чибис.

Если брать только по группе «население», то в деньгах это можно оценить как ежегодную экономию порядка 360 млрд рублей», – отметил эксперт.

У предприятий ЖКХ нет мотивации для внедрения новых технологий, посетовал Андрей Чибис. Система стимулирования должна заработать с 2014 года.

Модернизация сферы ЖКХ, повышение прозрачности отрасли, контроль за госрасходами и госинвестициями – приоритеты работы Открытого правительства. В Экспертном совете при Правительстве РФ создана рабочая группа по развитию ЖКХ, которая занимается разработкой и экспертным сопровождением процесса законотворчества и правоприменения. В частности, речь идет о законодательстве, о долгосрочном тарифном регулировании и концессионных соглашениях, которые призваны привлечь частные инвестиции для модернизации отрасли. Совместно с Минрегионом подготовлен законопроект, регулирующий отношения между потребителями, поставщиками услуг ЖКХ и управляющими компаниями.

Важный аспект модернизации отрасли – сокращение потерь и потребления ресурсов. «Наши эксперты подготовили соответствующий законопроект, устраняющий препятствия по заключению сервисных договоров об обслуживании жилья», – указал Андрей Чибис. За счет фиксации платежей у компаний появится возможность финансировать внедрение энергосберегающих технологий. Андрей Чибис предложил под эгидой Экспертного совета выбрать пилотные регионы для реализации проектов по внедрению инноваций в сферу ЖКХ.

Рабочая группа по развитию ЖКХ также проводит методологическое сопровождение новой системы финансирования капитального ремонта многоквартирных домов и участвует в развитии государственной информационной системы ЖКХ (ГИС ЖКХ).

ГИС ЖКХ позволит анализировать бюджетно-тарифные решения, контролировать качество и объемы инвестиционных программ ресурсоснабжающих организаций, наладить учет коммунального ресурса и коммунальных услуг на всех этапах (производство, распределение, транспортировка, потребление) и объемов коммунальных платежей, а также обеспечит учет жилого фонда», – рассказал на заседании президиума Совета по модернизации глава Минрегиона Игорь Слюняев.

Внедрению инновационных решений в отрасли должно способствовать и изменение системы государственного заказа, с вступлением в силу Федерального закона 44-ФЗ о контрактной системе заказчики при планировании и осуществлении закупок должны исходить из приоритета обеспечения государственных и муниципальных нужд путем закупок инновационной и высокотехнологичной продукции.

Одним из факторов модернизации отрасли является также повышение ее прозрачности. В Указе Президента Владимира Путина от 7 мая 2012 года № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» Правительству и регионам поручено обеспечить условия для создания сети общественных организаций по контролю за предприятиями сферы ЖКХ. Эта работа ведется рабочей группой Экспертного совета, НП «ЖКХ Развитие», Фондом содействия реформированию ЖКХ, Счетной палатой и Общественной палатой.

Кроме того, на площадке Открытого правительства подготовлена Концепция создания и развития механизмов общественного контроля за деятельностью субъектов естественных монополий. Документ утвержден 19 сентября распоряжением Председателя Правительства Дмитрия Медведева. Предполагается, что на региональном уровне будут создаваться межотраслевые советы потребителей . В частности, приоритет отдается контролю над инвестпрограммами монополий, работающих в сфере услуг по передаче электро- и тепловой энергии, а также водоснабжения и водоотведения. Потребители смогут участвовать в планировании строительства тех или иных объектов, а также участвовать в процедуре технологического и ценового аудита, где приоритет должен отдаваться наилучшим технологическим решениям.

Проводимая в настоящее время модернизация ЖКХ в долгосрочной перспективе снизит расходы госбюджета на содержание коммунальной инфраструктуры, что приведёт к экономии миллиардов рублей. В связи с этим в непростые кризисные времена задача обновления жилкомхоза становится не просто модным трендом, а приоритетным направлением во внутренней политике Российской Федерации. Для проведения модернизации ЖКХ даже создан специальный федеральный Фонд поддержки реформирования жилищно-коммунального хозяйства (ФЗ №185 от 21 июля 2007г.). Эти средства направляются в особо проблемные регионы.

Как модернизация ЖКХ сберегает государственные деньги?

Экономия государственных денег возникает на этапе формирования тарифов на коммунальные услуги, в понятие которых входит обеспечение населения энергоресурсами и водой. Государство дотирует именно коммуналку и оплачивает коммунальщикам часть тарифов. Доля бюджетных платежей зависит от конкретного региона, но в любом случае составляет внушительные цифры.

Своевременная модернизация ЖКХ устранит потери электрической и тепловой энергии, а, значит, госрасходы существенно сократятся. И возникнет та самая экономия государственных денег. По расчётам аналитиков Минстроя РФ, эта сумма может составить до 20 млрд. рублей в год.

Направления модернизации ЖКХ

Основными направлениями реформирования жилищно-коммунального хозяйства являются обновление инженерных коммуникаций и оптимизация конечного потребления энергетических ресурсов . Первая составляющая требует наибольших финансовых вливаний, но зато обеспечивает самое большое сокращение госрасходов.

Выполнение работ по замене инженерных сетей предполагает обновление тысяч километров трубопроводов холодного и горячего водоснабжения . Важный аспект состоит в обновлении энергетического оборудования местных генерирующих объектов. Очевидно, что это связано с высокими затратами, но государство идёт на них, хотя в последнее время выделять из казны необходимые суммы становится всё сложнее и сложнее.

Частные инвестиции в модернизацию ЖКХ

Положение дел с недостаточным финансированием могут улучшить частные инвестиции в модернизацию ЖКХ нашей страны. К этой возможности получения дивидендов присматриваются физические лица, паевые фонды и кредитные учреждения, включая крупные банки, например, ВТБ24 и ряд других. Объём этого рынка оценивается примерно в 100-120 млрд. рублей, что сулит хорошую прибыль.

Различные экономические обсуждения выявляют интерес со стороны частного бизнеса к участию в реформировании отечественной коммунальной инфраструктуры. В частности, на Санкт-Петербургском форуме этого года прошли две крупные панельные дискуссии, на которых представители финансовых компаний высказывались в пользу участия негосударственных компаний в реформе жилкомхоза. Привлечение этих денег ослабит нагрузку на казну и опять же выльется в экономию государственных финансов .

Единственное, что останавливает инвесторов от вложения денежных средств, это отсутствие механизма контроля расходования средств. Поскольку в качестве подрядчиков работ обычно выступают частные фирмы, а то и вовсе индивидуальные предприниматели, существует риск нецелевого использования денег и даже элементарных хищений бюджетов. До тех пор, пока не будут предложены по-настоящему эффективные способы учёта ассигнований, об активных вложениях в модернизацию ЖКХ говорить не приходится.

Оптимизация конечного потребления

Вторая составляющая не нуждается в привлечении значительных бюджетов и может частично перекладываться на плечи самих потребителей. Это работы по установке всевозможных счётчиков, замена ламп накаливания энергосберегающими осветительными приборами и так далее. Впрочем, это направление модернизации ЖКХ и так реализуется за счёт граждан, так что, нагрузка на государство здесь отсутствует как таковая. Хотя если рассматривать в качестве потребителей госучреждения, то казённые деньги выделять всё равно придётся, но это копеечные суммы в сравнении с миллиардными вливаниями в обновление инженерных сетей и ресурсного оборудования.

В перспективе

Согласно стратегии развития жилищно-коммунального комплекса России до 2020 года, принятой Правительством РФ, модернизация ЖКХ заключается не только в реконструкции существующей инфраструктуры, но и в формировании новых подходов к созданию новой. В связи с этим Минстрой РФ постепенно вносит изменения в нормативно-техническую документацию, на основании которой проектируются новостройки – как отдельные здания, так и районы под застройку. В силу этого вновь возводимые объекты будут дешёвыми в эксплуатации, что обернётся экономией денежных средств, выделяемых государством.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!