Все для предпринимателя. Информационный портал

Организации регулирующие трудовые отношения. облегчение перелива капитальных средств из отрасли в отрасль путем продажи и покупки акций. период после трудовой деятельности

Процесс организации труда нельзя рассматривать в отрыве от изучения содержания качественных характеристик рабочей силы.

В экономической литературе понятие «качество рабочей силы» часто идентифицируется с понятием «человеческий капитал», включающим в себя «знания и навыки, которыми обладает работник и которые приобретены им благодаря образованию и профессиональной подготовке, включая сноровку, приобретаемую с опытом работы». В такой трактовке понятие «человеческий капитал» правильнее соотнести с понятием «квалификация работника», которая является основным компонентом понятия «качество рабочей силы». При этом специалисты определяют квалификацию работника как совокупность его общего и специального профессионального образования, необходимых знаний, умений, профессиональных навыков и производственного опыта для выполнения в данных организационно-технических условиях конкретных видов работ определенной сложности (разряда). Квалификационные характеристики для рабочего и служащего – это знания и умения по организации, управлению и осуществлению технических процессов.

Статья 251 7 проекта указано, что право подавать жалобу о размере профсоюзной организации является «профсоюзной организацией работодателя». Кроме того, следует иметь в виду, что передача таких дел судам может привести к длительным разбирательствам. Если такое решение должно быть введено, следует ввести положения, чтобы ускорить процедуру суда. Определение представительной профсоюзной организации.

Обоснована концепция возвышения союза, которая зависит от репрезентативности. Однако предлагаемые профсоюзные пороги все еще слишком низки. Репрезентативность имеет решающее значение для социального диалога на уровне компании. Это легитимность переговорных полномочий. Также очевидно, что чем больше людей опрошено, тем труднее выработать общую позицию. Поэтому в них должны участвовать только самые крупные и, следовательно, наиболее ответственные организации. Соответственно, было бы целесообразно ввести в качестве критерия репрезентативность профсоюзной организации к требованию связать до 20% работников, нанятых работодателем.

Таким образом, качество рабочей силы – это совокупность свойств человека, проявляющихся в процессе труда и включающих в себя квалификацию и личностные характеристики работника: его физиологические и социально-психологические особенности (состояние здоровья, умственные способности), а также адаптированность, в том числе гибкость, мобильность, мотивируемость, инновационность, профориентированность и профпригодность.

Предоставление информации, необходимой для проведения профсоюзной деятельности. С новым определением информационных обязательств работодатели должны внедрить механизмы защиты данных, доступные профсоюзам. Опять же, мы просим, ​​чтобы члены профсоюза обязались не сообщать информацию о компании в течение определенного периода времени. Это правило важно, особенно когда речь идет о людях, работающих на другой основе, чем трудовые отношения. В этом случае параметры защиты данных значительно ограничены.

Мы также хотим дополнить искусство. Обязанность сотрудничать. Мы предлагаем, чтобы, когда работодатель запрашивает у сотрудника информацию об использовании его сотрудниками своей защиты, запрашивается возможность выполнения этого обязательства с использованием электронной почты. Затем срок полномочий профсоюзной организации будет исчисляться с того дня, когда вопрос был отправлен на адрес электронной почты, указанный профсоюзом. Практика показывает, что соблюдение сроков является проблематичным при использовании традиционных форм переписки, особенно в случае работодателей с десятками профсоюзов.

Говоря о процессе трудовой деятельности, необходимо, помимо изучения качества рабочей силы, уделить особое внимание также и формам организации этой деятельности.

Индивидуальная трудовая деятельность – это общественно-полезная деятельность граждан, основанная на личном труде отдельных индивидов и членов их семей.

Трудовой коллектив – это объединение работников, осуществляющих совместную трудовую деятельность на государственном, кооперативном, общественном, частном предприятии, учреждении, организации. В составе единого трудового коллектива действуют трудовые коллективы цехов, отделов, участков, бригад и других подразделений.

Трудовой персонал управление дискриминационный

Право на так называемое. Профсоюзы. Существующие ограничения на количество так называемых Профсоюзы не изменились. Однако на основе предложенных положений такого рода увольнение также предоставляется лицам, работающим по иным причинам, кроме занятости. В то же время дизайнер отказался от предлагаемого решения, считая, работник профсоюза иначе не имел бы права на оплачиваемую работу, если характер его работы не позволяет ему, в частности, если выполнение его работы зависит от личных качеств человека.

Отношения в трудовом коллективе регулируются трудовым законодательством – Кодексом законов о труде РФ от 25.09.92 г.

Отметим также существование различных видов договоров, регулирующих трудовую деятельность, к которым относятся: договор трудового найма, договоры с временными и сезонными работниками, совместительство, наем надомников и домашних работниц, срочный трудовой договор, договор подряда. К основным видам договоров относятся: трудовой договор и коллективный договор. Трудовой договор – это соглашение между трудящимися и предприятием, по которому трудящиеся обязуются выполнять работу по определенной специальности с подчинением внутреннему распорядку, а предприятие обязуется выплачивать им заработную плату и обеспечивать условия труда.

Такое регулирование было оправдано и объясняется спецификой договоров гражданского права, поэтому мы постулируем, что он должен быть восстановлен в проекте закона или включен в постановление, упомянутое в ст. 31 сек. 2 1 дизайн. Мы ожидаем, что Совет министров обеспечит надлежащее выполнение уставной делегации с учетом «характера отношений между лицом, уволенным с работодателя и защитой потребностей работодателя».

Дизайнер отказался от обязанности профсоюзной организации подать заявку на увольнение профессионального члена, информацию о статусе профсоюза, которая является регрессом к первоначальной версии проекта. Специальная профсоюзная деятельность. Это особенно верно для не-сотрудников. Согласно ст. Статья 25 6 «случайная профсоюзная деятельность проекта» не может быть выполнена в нерабочее время.

Конкретным инструментом или институтом социальной защиты работников на предприятии является коллективный договор . Суть этого договора кардинально изменилась в настоящее время, потому что наемным работникам нужна надежная юридическая база социальной защищенности.

Коллективный договор правовой акт, регулирующий трудовые, социально-экономические и профессиональные отношения между ра­ботодателем и работниками на предприятии, в учреждении, организа­ции, предприятии. Одним изинструментов коллективно-договорного регулирования трудовых отношений, определяющих согласованные позиции территориальных объединений профсоюзов, работодателей и органов власти и их совместные действия по его реализации, является территориальное соглашение.

Однако в случае договоров о самостоятельной занятости или гражданско-правовых отношениях трудно говорить о рабочем времени и времени, поскольку задачи выполняются без надзора и жестких ежедневных стандартов. Мы считаем разумным разрешить ограничения на краткосрочную профсоюзную деятельность в автономном диалоге - в коллективном договоре. Тем не менее мы постулируем добавление этого положения в возможность разъяснения сторонами в коллективном договоре концепции специальной профсоюзной деятельности.

Специальная защита трудовых отношений профсоюзных активистов. Мы отрицательно оцениваем предложение о расширении сферы специальной защиты, охватывая также профсоюзных работников, работающих на иной основе, чем трудовые отношения. Более того, выравнивание прав, гарантированных в трудовом законодательстве по гражданскому праву, необоснованно из-за разделения как отраслей права, так и более широкого круга «профессиональных» профсоюзов.

Виды коллективных договоров следующие:

а) договор на предприятии; б) договор в структурных подразделениях предприятия, наделенных правами юридического лица, независимо от форм собственности, ве­домственной принадлежности и численности работников.

Стороны.

Одна сторона – работники в лице одного или нескольких проф­союзов, иных уполномоченных работниками представительных орга­нов. Другая сторона – работодатель или уполномоченный им пред­ставитель.

Мы также напоминаем вам, что его введение не требуется международным правом или рекомендациями Международной организации труда. Более того, в отличие от трудового договора, гражданско-правовые договоры также могут быть прекращены особым образом, например, путем отказа. Иногда они не характеризуются непрерывностью, а только результатом. Требование о дальнейшем трудоустройстве и, следовательно, обязательство выплачивать вознаграждение лицу, которое, например, не выполнило предмет договора, является неприемлемым.

Мы не находим оправдания чрезмерной дифференциации этих терминов и определяем их в рабочие дни, а остальные в календаре. На наш взгляд, решение, предложенное в предложении, является проявлением неравного отношения к работникам - профсоюзным деятелям против других членов экипажа. Компенсация за другого, кроме работника лица, выполняющего оплачиваемую работу.

Порядок и сроки разработки.

Определяются сторонами и оформляются приказом по предприятию и решением профсоюза, иного уполномоченного работниками предста­вительного органа. Проект коллективного договора утверждается общим собранием (конференцией) трудового коллектива, подписывается сторонами. Подписанный договор, приложения, протоколы разногласий в 7-дневный срок направляются работодателем в орган Министерства труда для уведомительной регистрации.

Организационно-правовая форма предприятия - Открытое акционерное общество

Кроме того, он будет способствовать другим лицам, выполняющим оплачиваемую работу в отношении сотрудников, которые не имеют права на такие высокие убытки. Мы также отмечаем, что формулировка ст. 32 сек. 14-й дизайн нечеткий. В нем кратко говорится о «среднемесячной зарплате», которая вызовет проблемы на практике, в частности, будет ли она выплачена или выплачена. Обязательство делиться номерами и техническими средствами.

Это также ставит вопрос о расширении обязанности финансировать профсоюзную деятельность для работодателей, которые не нанимают работников по смыслу Трудового кодекса, что связано с проблемой конституционности этих правил. Положения Закона о профсоюзах в финансировании их деятельности со стороны работодателя неизменно вызывают озабоченность с точки зрения конституционного принципа независимости социальных партнеров. В дополнение к предпринимателям, которые не нанимают работников, предлагаемые правила приводят к ограничению конституционного принципа свободы экономической деятельности.

Форме, системе и размеру оплаты труда, денежного вознаграждения, пособия, компенсации, доплаты;

Механизму регулирования оплаты труда исходя из роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определенных коллективным договором;

Занятости, переобучению, условиям высвобождения работников;

Продолжительности рабочего времени и времени отдыха, отпусков;

Предусматривается, что государственные служащие должны пользоваться надлежащей защитой против любых дискриминационных действий, направленных на ущемление объединения в области занятости

Статья 2 Закона о профсоюзах трудового суда по спорам, связанным с претензиями, вытекающими из невыполнения или ненадлежащего исполнения обязательства о помещении помещений профсоюзной организации, несовместима с ст. 476 к.п.д. определяющий характер прав, разрешенных трудовыми судами. Процедура в случае незаконности деятельности профсоюза.

Работодатель - это человек, нанимающий для выполнения работы одного или нескольких работников. Работодатель может быть собственником средств производства или его представителем

Мы предлагаем, чтобы право обращаться в суд было поручено каждой заинтересованной стороне, а не только прокурору. Количество травм и материальных потерь, связанных с несчастными случаями на производстве, произведенными на участках, охваченных статистическим обследованием, а также распределение несчастных случаев на производстве по видам деятельности, обстоятельствам и причинам приводятся в Приложениях №. 10 и нет. 11 к настоящему отчету.

Улучшению условий и охраны труда работников, в том числе женщин, молодежи (подростков);

Добровольному и обязательному медицинскому и социальному страхованию;

Соблюдению интересов работников при приватизации предприятия, ведомственного жилья;

Экологической безопасности и охране здоровья работников на производстве;

Конструктивными могут быть отношения либо сотрудничества, взаимной помощи, либо конкуренции, организованной так, чтобы способствовать достижению положительных результатов

Инспекторы труда, отвечающие за здоровье и безопасность на работе в отчетном году, расследовали обстоятельства и причины, которые привели к возникновению несчастных случаев на производстве, что привело к 103 тяжелым травмам и 39 смертям в 9 человек получили смертельные ранения в подразделениях, в которых работало до 20 человек. Файлы исследований были представлены полиции и прокурорам. Число смертельных и смертельных несчастных случаев со смертельным исходом уменьшилось на 13 смертельных травм и 6 смертельных травм.

Льготам для работников, совмещающих работу с обучением;

Контролю за выполнением коллективного договора, ответственности сторон, социальному партнерству, обеспечению нормальных условий функционирования профсоюзов, иных уполномоченных работниками представительных органов;

Отказу от забастовок по условиям, включенным в данный коллективный договор, при своевременном и полном их выполнении;

Это составляет 64, 5 процента времени, используемого в полевых условиях. В расследовании зарегистрированных несчастных случаев было израсходовано 777 человеко-дней, что составляет 5, 2 процента от времени, используемого на поле. Для контроля инспекторы труда используют 1, 35 дня.

Для достижения этой цели Инспекция труда осуществляет контроль за соблюдением законодательной базы трудового законодательства на предприятиях, учреждениях, организациях и принимает меры по предотвращению и борьбе с незаконностями в этой области. Деятельность Инспекции труда определяется персоналом, которому он назначен. В отчетный период организационная структура и штатное расписание не изменились. Таким образом, в Инспекции труда имеется штат из 96 единиц, из которых 15 единиц распределены в центральном офисе, а 81 единица распределена в 10 территориальных инспекциях труда.

Другим, в том числе более льготным, трудовым и социально-экономическим условиям по сравнению с нормами, установленными законодательством (дополнительные отпуска, надбавки к пенсиям и т.п.) с учетом экономических возможностей.

Действие .

Коллективный договор заключается на срок от 1 года до 3 лет. Вступает в силу с момента подписания его сторонами либо установленного ими дня.

Из общего числа инспекторов в инспекции труда 19 женщины. Организационная структура Инспекции труда отражена в Приложении 1 к настоящему отчету. Распределение количества контролей по направлениям деятельности составляет: 28% - единицы в торговле, 19% - коллективные, социальные и личные услуги, 17% - отрасли сельского хозяйства, 7% - единицы промышленности 4% - единицы в транспортной отрасли, 3% - от органов государственного управления и здравоохранения, 1% - от добывающей промышленности, энергетики, гостиничной деятельности, финансовых учреждений и других видов деятельности, Это явление происходит преимущественно в частном секторе.

Сохраняет свое действие: в случае изменения состава, структуры, наименования органа управления предприятием; в случае расторжения трудового договора (контракта) с руководителем предприятия при реорганизации предприятия на период реорганизации; при смене собственника имущества предприятия в течение трех месяцев.

В этот период стороны вправе начать переговоры о заключении нового коллективного договора или сохранении, изменении и дополнении действующего; при ликвидации предприятия в течение всего срока проведения ликвидации.

К числу целей Инспекции труда в прошедшем году также относится работа лиц моложе 18 лет. В этом контексте Инспекция труда провела серию проверок по различным экономическим агентам. Во время проверок при посещении 30 единиц было использовано более 100 несовершеннолетних. Таким образом, в 5 подразделениях 40 человек работали на сельскохозяйственных работах. В качестве швов они работали в 12 единицах - 35 человек. В качестве вспомогательного персонала 5 единиц - 19 человек. На строительных площадках в рамках учебной практики работали 3 несовершеннолетних.

Изменения и дополнения.

В течение срока его действия по взаимному согласию сторон в порядке, определенном в договоре, а если он не определен – в порядке, установленном Законом РФ «О коллективных договорах и соглашениях».

Контроль за выполнением .

Стороны ежегодно или в установленные сроки отчитываются о выполнении договора на об­щем собрании (конференции трудового коллектива). Осуществляется контроль непосредственно сторонами, его подписавшими, или уполномоченны­ми ими представителями, а также Министерством труда и социально­го развития РФ.

Ответственность .

За уклонение от участия в переговорах лица, представляющие рабо­тодателя, уклоняющиеся от участия в переговорах по заключению, изме­нению или дополнению коллективного договора, соглашения или нару­шившие срок, установленный Законом (а именно: «сторона, получив­шая письменное уведомление о начале переговоров от другой стороны, обязана в семидневный срок начать переговоры), или не обеспечившие работу соответствующей комиссии в определенные сторонами сроки, подвергаются штрафу в размере до 10-кратной величины минимального размера оплаты труда за каждый день после истечения предусмотренно­го срока, налагаемому в судебном порядке.

За нарушение и невыполнение обязательств по коллективному договору, соглашению лица, представлявшие работодателя, подверга­ются штрафу в размере до 100-кратной величины минимального размера оплаты труда, налагаемому в судебном порядке.

За непредоставление информации, необходимой для коллективных переговоров и осуществления контроля, виновные лица несут дисциплинарную от­ветственность или подвергаются штрафу в размере до трехкратной ве­личины минимального размера оплаты труда, налагаемому в судеб­ном порядке.

Порядок и сроки рассмотрения дел о наложении штрафов, предус­мотренных законом, регламентируются Кодексом РФ об администра­тивных правонарушениях. Дела о наложении штрафов рассматриваются по представлению сторон коллективного договора, соглашения соот­ветствующими комиссиями либо по инициативе прокурора.

Как было отмечено ранее, в коллективном договоре предусматривается продолжительность отпуска работников. Отпуск – это освобождение работника от выполнения трудовых обязанностей при сохранении за ним места работы и должности. Существуют следующие виды отпусков: ежегодный отпуск (при котором происходит выплата причитающихся денежных средств) и отпуск без сохранения заработной платы.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Федеральное агентство по образованию

Байкальский государственный университет экономики и права

Факультет управления человеческими ресурсами

Кафедра экономики труда и управления персоналом

Курсовая работа

по дисциплине « Экономика и социология труда »

на тему «Социально-трудовы е отношения и их регулирование»

Иркутск, 2011

ВВЕДЕНИЕ

Труд является основой существования человека, определяет его место в обществе, служит одной из важнейших форм самовыражения и самоактуализации, поэтому он должен быть организован таким образом, чтобы адекватно отражать эти особенности человека, обеспечивать соответствующее соразмерное вознаграждение.

Особенности труда как объекта исследования и изучения состоят в том, что, во-первых, труд - это целесообразная деятельность людей по созданию благ и услуг, которая должна быть эффективна, рациональна, экономично организована, во-вторых, он является одним из основных условий жизнедеятельности не только отдельного индивида, но и общества в целом, фактором функционирования любой организации (предприятия), в-третьих, он не может рассматриваться как товар, поскольку товаром является не он сам, а услуга труда, и, наконец, в процессе труда формируется система социально-трудовых отношений, которые составляют стержень общественных отношений на уровне народного хозяйства, региона, фирмы и отдельных индивидов.

В условиях коренных изменений в системе общественных отношений наиболее существенные преобразования происходят в социально-трудовой сфере, вызывая закономерное в таких случаях противостояние основных субъектов этих отношений. Именно поэтому ни одна из сфер экономической жизни нашего государства не подвергается такой жесткой критике, как социально-трудовые отношения. Этому способствовал ряд факторов, среди которых можно выделить господствовавшие долгие годы традиции государственного патернализма в этой сфере, упрощенная система оценки состояния социально-трудовой сферы и т.д.

В этих условиях не вызывает сомнения необходимость формирования новой системы социально-трудовых отношений, что должно найти отражение в современном понимании особенностей труда как объекта исследования и изучения, а также в трактовке предмета и метода современной экономики труда и социально-трудовых отношений как науки.

Природа социально-трудовых отношений такова, что при их изучении и анализе мы вынуждены считаться с их постоянным видоизменением, причем их перестройка усиливает это свойство.

1. Социально -трудовые отношения как система

1. 1 Понят

трудовой отношение партнерство договор

Термин социально-трудовые отношения вошел в научный оборот и стал широко использоваться относительно недавно.

Социально-трудовые отношения характеризуют экономические, психологические и правовые аспекты взаимосвязей отдельных людей и социальных групп в процессе трудовой деятельности.

Анализ социально-трудовых отношений проводится по следующим основным направлениям: субъекты, предметы, типы.

Субъектами социально-трудовых отношений являются:

Индивидуум - наемный работник;

Работодатель - предприятие (фирма), предприниматель;

Государство.

Наёмный работник - это человек, заключивший трудовой договор с представителями предприятия, общественной организации или государства.

Работодатель - человек, нанимающий для выполнения работы одного или

нескольких работников. Работодатель может выступать собственником средств производства или их представителем.

Профессиональный союз создаётся для защиты экономических и социальных интересов наёмных работников или лиц свободных профессий в определённой сфере деятельности. Важнейшими направлениями деятельности профсоюзов являются обеспечение занятости, условия и оплата труда.

Государство как субъект социально-трудовых отношений выступает в следующих ролях: законодатель, защитник прав граждан и организаций, работодатель, посредник и арбитр при трудовых спорах.

1.2 Уровни и предмет социально-трудовых отношений

Выделяют три уровня социально-трудовых отношений:

индивидуальный, когда взаимодействуют работник и работодатель в различных сочетаниях;

групповой, когда взаимодействуют объединения наемных работников и объединения работодателей;

смешанный, когда взаимодействуют работники и государство, а также работодатели и государство.

Предметом социально-трудовых отношении выступают различные стороны трудовой жизни человека: трудовое самоопределение, профессиональная ориентация, наем-увольнение, профессиональное развитие, социально-психологическое развитие, профессиональная подготовка и перс-подготовка, оценка труда и его вознаграждение и др. Все их многообразие обычно сводится к трем группам:

1) социально-трудовые отношения занятости;

2) социально-трудовые отношения, связанные с организацией и эффективностью труда;

3) социально-трудовые отношения, возникающие в связи с вознаграждением за труд.

1.3 Типы социально-трудовых отношений

Типы социально-трудовых отношений характеризуют психологические, этические и правовые формы взаимоотношений в процессе трудовой деятельности. По организационной форме выделяют следующие типы социально-трудовых отношений: патернализм, партнёрство, конкуренция, солидарность, субсидиарность, дискриминация и конфликт.

Патернализм характеризуется значительной долей регламентации социально-трудовых отношений со стороны государства или руководства предприятий. Она осуществляется под видом «отеческой заботы» государства о нуждах населения или администрации предприятия о своих сотрудниках. Примером государственного патернализма может служить бывший СССР. На уровне предприятия патернализм характерен для Японии и некоторых других азиатских стран.

Партнёрство наиболее характерно для Германии. Экономика Германии основана на системе детально проработанных правовых документов, в соответствии с которыми наёмные работники, предприниматели и государство рассматриваются как партнёры в решении социально-экономических задач. Отношения партнёрства обеспечивают достижение синергетического эффекта от согласованной деятельности людей и социальных групп.

Конкуренция между людьми и коллективами также может способствовать достижению синергетического эффекта. В частности, опыт показывает, что эффективно организованная конкуренция между трудовыми коллективами может приносить позитивные плоды.

Солидарность предполагает общую ответственность и взаимную помощь, основанную на общности интересов групп людей. Это может быть солидарность профсоюзов при отстаивании интересов наёмного персонала.

Субсидиарность означает стремление человека к личной ответственности за достижение своих целей и своих действий при решении социально-трудовых проблем. Субсидиарность можно рассматривать как противоположность патернализму. Если человек для достижения своих целей вступает в профессиональный или другой союз, то субсидиарность может реализовываться в форме солидарности.

Дискриминация - основанное на произволе, незаконное ограничение прав субъектов социально-трудовых отношений. При дискриминации нарушаются принципы равенства возможностей на рынках труда. Дискриминация может быть по полу, возрасту, расе, национальности и другим признакам. Проявления дискриминации возможны при выборе профессии и поступлении в учебные заведения, продвижении по службе, оплате труда, увольнении. Равенство возможностей в социально-трудовых отношениях обеспечивается, прежде всего, системой законодательства, культурой рыночных отношений, этическими нормами и правилами.

Конфликт является крайней формой выражения противоречий в социально-трудовых отношениях. Наиболее явными формами трудовых конфликтов являются трудовые споры, забастовки, массовые увольнения. Противоречия в социально-трудовых отношениях объективно неизбежны и при определённых условиях необходимы для развития социально- экономических систем. В этом смысле они могут быть полезны, так как в наиболее явной форме выражают интересы конфликтующих сторон. Естественно, что затяжные конфликты приводят к значительным потерям для предприятия, сотрудников и экономики страны в целом. Этим определяется необходимость разработки методов рационального управления конфликтными ситуациями.

По характеру влияния на результаты экономической деятельности и качество жизни людей социально-трудовые отношения бывают двух типов:

1) конструктивными, способствующими успешной деятельности предприятия и общества;

2) деструктивными, мешающими успешной деятельности предприятия.

Конструктивными могут быть отношения либо сотрудничества, взаимной помощи; либо конкуренции, организованной таким образом, чтобы достигались позитивные результаты. Конструктивное взаимодействие сотрудников предприятия основывается на авторитете руководителей, системе пожизненного найма, высоком уровне доходов, рациональном стиле управления, психологической атмосфере коллектива.

Деструктивные взаимоотношения возникают тогда, когда общая направленность интересов сотрудников и социальных групп не соответствует целям предприятия.

2. ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬН О-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В ОБЩЕСТВЕ

Формирование и развитие социально-трудовых отношений в обществе происходит под влиянием огромного количества факторов, значимость которых определяется историческим, экономическим, социокультурным и политическим содержанием. К числу основных факторов можно отнести особенности социальной политики, глобализацию экономики, развитие общественного труда и производства.

Социальная политика. Социально-экономическая концепция развития любого общества включает в себя механизм формирования и регулирования социально-трудовых отношений как важнейший элемент социальной политики. При этом социальная политика понимается как стратегическое социально-экономическое направление, выбранное правительством страны для всестороннего развития граждан, обеспечивающее им достойный уровень, условия жизни и труда, их социальную защищенность. Последняя включает законодательно или иным образом установленные гарантии социальной защиты, социальной поддержки и социальной помощи, представляющие собой различные системы мер, дифференцированных в первую очередь по адресной направленности:

социальная защита - система мер, обеспечивающая социальную защищенность преимущественно нетрудоспособного населения и социально уязвимых слоев трудоспособного населения;

социальная поддержка - система мер, относящаяся в основном к экономически активному населению и направленная на создание условий, позволяющих обеспечить социальную защищенность наемных работников;

социальная помощь - меры, относящиеся ко всему населению и представляющие собой помощь, как правило, кратковременного характера, оказываемую людям, попавшим в экстремальные жизненные ситуации, требующие дополнительных расходов.

Главная цель социальной политики - повышение уровня и качества жизни граждан Украины на основе стимулирования трудовой и хозяйственной активности населения, предоставления каждому трудоспособному человеку возможностей, позволяющих ему своим трудом и предприимчивостью обеспечивать благосостояние семьи, формирование сбережений и их эффективное инвестирование.

Социальная политика фактически представляет собой синтез нескольких крупных направлений государственной политики, в том числе политики в области труда, социально-трудовых отношений; политики в области доходов населения; политики занятости, регулирования рынка труда; миграционной политики; политики в области социальной сферы; демографической политики; экологической политики.

Глобализация экономики. Фактором, все более мощно регулирующим социально-трудовые отношения в современном мире, является глобализация экономики, которая представляет собой процесс формирования системы международного разделения труда, мировой инфраструктуры, мировой валютной системы, международной миграции рабочей силы в условиях бурного роста мировой торговли и потоков иностранных инвестиций, стремительных технологических изменений. Глобализация экономики сопровождается ростом взаимозависимости национальных финансовых рынков, увеличением спекулятивных валютных потоков между государствами и вторичных финансовых рынков, состоянием платежной и торговой несбалансированности, которые в совокупности резко ограничивают возможность формирования макроэкономической политики на национальных уровнях.

Развитие общественного труда и производства. Мощным фактором, определяющим процесс формирования и развития социально-трудовых отношений, являются объективные закономерности развития общественного труда, которые на протяжении исторической перспективы выступают в формах разделения и кооперации труда (в их предметной, функциональной форме, в вертикальном и горизонтальном разрезах), роста производительности труда, замещения труда капиталом.

В процессе формирования социально-трудовых отношений на предприятиях любого типа и организационной формы проявляется определенное единство, поскольку социально-трудовые отношения всегда зависят от:

Основных характеристик социально-трудовых отношений (основных правовых рамок, общеэкономических условий, структуры и развития внешнего рынка труда, социокультурной среды, основных технических параметров продукции и оборудования);

Стратегии развития организации;

Системы рабочих мест на предприятии (построения работ, нормирования, определения содержания работы, рабочего времени и условий труда и др.);

Кадровой политики организации (планирования и привлечения персонала, заполнения рабочих мест, оценки работы, квалификационного роста, оплаты труда, мотивации, социальных льгот, компенсационных выплат, участия в прибылях, в капитале);

Трудового поведения (установок, мотивов, групповых и индивидуальных норм трудового поведения, конфликтности, профессиональной социализации).

Важным фактором, определяющим характер социально-трудовых отношений на предприятии (в организации), является стадия (жизненный цикл) его развития. Если на стадии зарождения предприятия социально-трудовые отношения часто носят неформальный, размытый характер, то по мере развития организации (на стадиях функционального и контролируемого роста) эти отношения формализуются, в них формируется все большее количество отдельных элементов, вырабатывается система социально-трудовых отношений, постепенно преобразующаяся в определенную организационную культуру. При этом социально-трудовые отношения являются объектом долгосрочного планирования, междисциплинарного сотрудничества, элементом стратегии организации. Здесь главной задачей является развитие человеческих ресурсов.

В процессе развития человеческих ресурсов и формирования новой системы социально-трудовых отношений должны быть включены элементы общественного регулирования, что позволит уменьшить издержки, неизбежные при такого рода крупных общественных преобразованиях.

Общественное регулирование процесса становления социально-трудовых отношений нового качества может включать в себя:

Формирование и освоение всеми субъектами социально-трудовых отношений единой системы понятий, усвоение одного языка общения в целях взаимопонимания;

Идентификацию социально-экономических процессов с точки зрения интересов сторон;

Формирование системы показателей, отражающих процессы взаимодействия субъектов социально-трудовых отношений и соответственно определение источников информации;

Исследования достижений других стран в этой сфере, обобщение и оценку эффективного, негативного, проблемного опыта.

Достижения других стран в этой сфере не должны механически проецироваться на украинскую действительность, они должны быть адаптированы к национальным традициям и нормам трудовой этики и морали, вместе с тем опыт становления социально-трудовых отношений нового типа в бывших социалистических странах имеет несомненную ценность.

2.1 Социальное партнерство

Социальное партнерство - особый тип социально-трудовых отношений, присущий рыночному обществу, обеспечивающий оптимальный баланс реализации оптимальных интересов различных социальных групп, в первую очередь наемных работников и работодателей. Система социального партнерства включает в себя следующие элементы: принципы, субъекты, уровни, функции, формы и механизм реализации. Остановимся последовательно на каждом из них.

Основные принципы социального партнерства: соблюдение норм законодательства; полномочность представителей сторон; равноправие сторон в свободе выбора и обсуждения вопросов, составляющих содержание коллективных договоров и отношений; добровольность сторон в принятии на себя обязательств; систематичность контроля и ответственность за выполнение обязательств.

2.2 Субъект ы социального партнерства

В качестве субъектов (сторон) социального партнерства выступают работодатели и государство.

Представительными органами, выражающими интересы сторон в переговорном процессе, могут быть следующие:

От имени работников - профессиональные союзы и иные уполномоченные работниками представительные органы;

От имени работодателя на уровне организации - руководитель органи-зации, собственник имущества, выполняющий функции работодателя либо уполномоченные им лица; на национальном, отраслевом и территориальном уровнях - представительные органы соответствующего уровня объединений работодателей, наделенные определенными полномочиями;

От имени государства - органы исполнительной власти всех уровней

Объектом (предметом) социального партнерства являются основные направления реализации социально-трудовой политики государства, исходя из оценок уровня жизни и показателей, характеризующих этот уровень в целом по Украине, а также в регионах, городах и в организациях.

Практика партнерских отношений выработала такие формы их реализации, как коллективные договоры и соглашения, консультации и переговоры по реализации социальной и трудовой политики, согласование действий, направленных на удовлетворение интересов сторон, совместный контроль за выполнением достигнутых сторонами договоренностей, обеспечивающий исполнение действующего законодательства.

Социальное партнерство реализуется через систему соглашений на государственном, отраслевом, территориальном, профессиональном уровнях, а также с помощью заключения коллективных договоров на предприятиях, в организациях и учреждениях. Современные условия развития экономики определяют необходимость заключения генеральных, отраслевых (тарифных), территориальных и коллективных соглашений. По договоренности сторон, участвующих в переговорах, они могут быть трехсторонними и двухсторонними.

Соглашение - это правовой акт, устанавливающий общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях в пределах их компетенции.

В соглашение могут включаться взаимные обязательства сторон по следующим вопросам: оплата труда; условия и охрана труда; режимы труда и отдыха; развитие социального партнерства; иные вопросы, определенные сторонами.

Генеральные соглашения устанавливают общие принципы проведения экономической политики субъектами, их подписавшими. Национальные (государственные) генеральные соглашения являются трехсторонними и заключаются между объединениями профсоюзов, объединениями работодателей, правительством Украины. Генеральные соглашения определяют, как правило, общие принципы социально-экономической политики данного периода и охватывают совокупные интересы работников и работодателей. В них должны предусматриваться положения о принципах регулирования трудовых соглашений, в том числе заработной платы, и минимальных социально-экономических гарантиях исходя из роста цен и уровня инфляции.

Отраслевые (тарифные) соглашения определяют направления социально-экономического развития отрасли. Участниками отраслевых соглашений могут являться также три стороны - соответствующие профсоюзы (иные представительные органы, уполномоченные работниками), работодатели (объединения работодателей), Министерство труда и социальной политики Украины.

Данные соглашения включают правовые нормы, регулирующие содержание, начало и завершение трудовых отношений, действующие в обязательном порядке между сторонами, связанными тарифным соглашением, а также права и обязанности сторон, отклонения возможны только в пользу трудящихся. Отказ от имеющихся тарифных прав возможен только с одобрения сторон, заключивших тарифное соглашение.

Предметом тарифных соглашений могут быть все условия труда, как материальные, так и нематериальные, например заработная плата, продолжительность рабочей недели, предоставление отпуска, а также и другие права и обязанности в рамках трудовых отношений.

Примерная структура тарифного соглашения следующая:

1. Сфера действия.

2. Прием на работу и испытательный срок.

3. Рабочее время, режим работы, рабочее место.

4. Увольнение и договор об аннулировании трудового соглашения (форма увольнения, освобождение от работы для поиска нового места, сроки увольнения).

5. Отпуск.

6. Социальная защита.

7. Рабочее время.

8. Изменение режима работы.

9. Надбавки к заработной плате при изменении условий труда.

10. Выплаты заработной платы.

11. Правила оплаты времени болезни.

12. Простои, освобождение от работы с сохранением заработной платы.

13. Претензии по поводу условий и оплаты труда.

14. Оплата командировочных.

15. Ответственность за качество и урегулирование вопросов, связанных с появлением брака.

16. Методы оценки произведенной работы.

17. Урегулирование спорных вопросов.

18. Прочие положения.

19. Вступление соглашения в силу, прекращение действия соглашения

Территориальное соглашение устанавливает общие условия труда, трудовые гарантии и льготы работникам на территории соответствующего муниципального образования.

3. КОЛЛЕКТИВНЫЙ ДОГОВОР КАК ФОРМА РЕГУЛИРОВАН ИЯ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

Коллективный договор - базовый документ для социальной политики предприятия, в отношении тех людей, которые на нем работают.

Процесс подготовки и заключения коллективного договора на предприятиях имеет общие черты и сохраняет традиционный характер. Изучение колдоговорного процесса представляется возможным с двух сторон: во-первых, необходимо выделить этапы разработки колдоговора и исследовать характер организационно-методической работы; во-вторых, следует проанализировать содержание колдоговора, его структуру.

Организация работы по составлению нового колдоговора начинается с формирования комиссии. Ее членами на паритетных началах являются представители администрации и профсоюза. Приказом первого руководителя предприятия определяется график совместных действий, в котором указываются сроки проведения колдоговорной компании, составления отчета по выполнению действующего колдоговора, сбора предложений от работников. Работа профкома над отчетом и составлением проекта нового текста проводится совместно со специалистами предприятия. Существует практика, когда проект коллективного договора готовят освобожденные члены профкома.

На следующем этапе работы проводится обсуждение проекта в трудовом коллективе. Обобщение опыта обсуждения коллективного договора работниками предприятий позволяет выделить следующие формы:

Обсуждение на цеховых собраниях, в процессе текущей работы - на оперативках.

Использование стендов с ящиками для сбора предложений.

Организация “прямых линий” с генеральным директором, с председателем профкома.

Выделение специальной рубрики в многотиражке.

Проведение анкетирования для выяснения предложений по совершенствованию коллективного договора.

К проблемам организации переговорного процесса можно отнести следующее. Во-первых, привлечение начальников цехов и отделов, мастеров участков в качестве посредников сбора предложений по разработке коллективного договора. Такая практика может быть расценена как применение администрацией тактики отсеивания “ненужных” предложений. Эта политика изменяет сущность социального партнерства, т. к. применяется “негласная” форма давления на работников, нарушается принцип равноправия партнеров. Администрация создает собственные органы, которые пытаются выполнять функции профсоюза, тем самым утрачивается связь работников с представителями, выражающими их интересы. В этом случае профсоюзному комитету уместно расширить спектр демократичных способов сбора предложений.

Во-вторых, обсуждение проекта колдоговора на производственных совещаниях, оперативках делает, с одной стороны, изучение текста колдоговора более доступным, с другой - поверхностным. Поскольку эти формы коммуникации осуществляются в рамках управления предприятием, поднимаемые на них вопросы должны носить производственный характер. Для коллективного обсуждения содержания колдоговора существуют достаточно традиционные формы - профсоюзные собрания, собрания трудового коллектива.

На последующих этапах согласительная комиссия дорабатывает проект с учетом потупивших замечаний и предложений, отдает его профсоюзному комитету и работодателю. После этого данный проект передается на согласование совету директоров, а затем выносится для обсуждения и принятия на конференцию трудового коллектива. Как правило, на всех предприятиях, на колдоговорную конференцию члены согласительной комиссии выходят с согласованным проектом.

Участники социального диалога противоречивы в определении относительно срока, на который должен заключаться коллективный договор. Опыт показывает, что наиболее приемлемым считается принятие колдоговора на два года. На предприятиях, где принимают коллективный договор на один год, стороны партнерства объясняют это сложившейся традицией, быстрой сменой финансовых обстоятельств. Такая ситуация характерна, когда согласительная комиссия работает лишь в период колдоговорной компании, когда в ходе текущей работы коллективный договор не изменяется и не дополняется. С учетом нестабильности экономического положения в стране наиболее эффективной формой сотрудничества между профсоюзной организацией и работодателем следует считать постоянно действующую комиссию по разработке и внесению изменений в коллективный договор. В этом случае появляется возможность быстро реагировать на изменившуюся ситуацию на предприятии и вносить необходимые поправки в коллективный договор.

К другим формам социального партнерства на предприятии можно отнести комиссии по охране труда, социальному страхованию, трудовым спорам и др.

Деятельность комиссий по охране труда направлена в основном на решение текущих вопросов, касающихся, например, питьевого режима, выдачи молока на “вредных” участках, обеспечения спецодеждой и т. д. По итогам проверки выпускается приказ, предписывающий устранить нарушения, здесь же оговариваются ответственные за решение вопроса и санкции за невыполнение. Комиссия с согласия технического инспектора, который курирует предприятие по этим вопросам, вправе приостановить производственный процесс там, где условия не отвечают обеспечению безопасности работников и окружающей среды.

В состав комиссий входят представители, как администрации, так и профсоюзной организации. Например, в большинстве случаев работу комиссии по охране труда возглавляют заместители председателей профкома. Участие профсоюзных лидеров в работе комиссий облегчает процесс взаимопонимания субъектов партнерства.

Сегодня преобладает тенденция принижения роли профсоюза на предприятии. Ослабление позиций профсоюзных организаций объясняется рядом причин. Во-первых, происходит вытеснение профсоюза из основной сферы деятельности предприятия - производственной. Профкомы зачастую не имеют доступа к информации о деятельности предприятия, о его финансовом положении.

Механизмы притеснения профсоюзной организации со стороны работодателей различны: председателей профкомов выводят из совета директоров, не приглашают на оперативные совещания либо создают явный перевес сил представителей административного корпуса по сравнению с профсоюзной стороной при решении производственных вопросов на заседаниях согласительной комиссии. В этом случае принцип паритетности нарушается, профсоюз не может отстоять наказы своих рядовых членов. В такой ситуации имидж профсоюзной организации как представителя прав работников предприятия разрушается.

Во-вторых, раньше, в условиях советского общества, руководители предприятий воспринимали профсоюз как неотъемлемую часть административной системы, в качестве структурного подразделения предприятия. Появление собственника на предприятии, нового типа руководителей обнажило противоположность интересов этих социальных групп. Сегодня отчетливо прослеживается стремление администрации минимизировать свои расходы на социальные нужды, это проявляется в отказе финансирования социальной сферы и в снижении социальных выплат и льгот работникам предприятий. Поэтому для профсоюзных лидеров насущным является изменение тактики действий - выйти на собственника предприятия, научиться строить отношения с людьми другого типа мышления.

В-третьих, вытеснение профсоюза из привычных сфер деятельности приводит к существенному сокращению функций, выполняемых ранее профсоюзной организацией на предприятиях. Вместе с тем новая экономическая ситуация требует от профсоюзных организаторов пересмотра своих прежних функций - от “распределения путевок” к участию в формировании фонда заработной платы на предприятии, к решению проблем охраны труда, к поддержанию существующих социальных гарантий и льгот и, при возможности, расширения их списка.

В-четвертых, ослабление позиций профсоюзных организаций объясняется недостаточными знаниями экономики, трудового законодательства. Привлечение специалистов со стороны не приветствуется, прежде всего, самими профсоюзными лидерами. В качестве аргументов приводятся отнюдь не финансовые трудности. В первую очередь они указывают на этические моменты, которые могут привести к конфронтации с администрацией. Складывается безысходная ситуация: сами не способны, позвать других - психологически не готовы.

Одной из причин ослабления профсоюзной организации является преобладание личных отношений между профсоюзными лидерами и администрацией. На большинстве предприятий администрация и профсоюз связаны неформальными отношениями. Использование традиционного способа - личного обращения председателя профкома к руководству вряд ли можно отнести к “работающим” механизмам социального диалога, поскольку данный механизм зависит от субъективного фактора: расположения или неприятия работодателя к профсоюзному лидеру. Отношения между сторонами партнерства следует строить, используя, прежде всего, правовые механизмы. При формализации отношений с помощью документов легче отстаивать либо опровергать точку зрения участников социального диалога.

Таким образом, статусная позиция профсоюзной организации на предприятии может быть охарактеризована с двух сторон. В одном случае формируется профсоюз как самостоятельная влиятельная сила, имеющая собственную позицию по социально значимым вопросам и умеющая отстаивать эту позицию перед администрацией. В другом - снижается роль профкомов в регулировании социально-трудовых процессов на предприятии, их деятельность сводится к традиционным функциям по распределению социальных благ и формальному представительству интересов работников перед администрацией.

На предприятиях между профсоюзной организацией, представляющей интересы работников, и администрацией, представляющей интересы работодателя, ведется социальный диалог с разной степенью эффективности. Процесс становления института социального партнерства не завершен: требует совершенствования правовая база, необходимо организационное оформление субъектов (в частности стороны работодателя), необходимо отработать систему механизмов ведения переговоров.

Совершенствование социального партнерства на микроуровне - процесс, далеко выходящий за пределы его организации на предприятии. Развитие партнерских отношений на микроуровне тесно взаимосвязано с изменением системы социального партнерства на региональном и национальном уровнях. Данный вопрос, прежде всего, касается соотнесения соглашений вышестоящих уровней с колдоговорном. Необходимо формирование и законодательное закрепление вертикальной структуры системы социального партнерства: Генерального соглашения, регионального (трехстороннего) соглашения, отраслевого (тарифного) соглашения, территориального (тарифного) соглашения и колдоговора, согласование их по срокам заключения. Следует разработать механизмы, которые обеспечили бы их распространение на каждое предприятие. Кроме того, насущным остается вопрос о расширении границ ответственности работодателей за выполнение условий соглашений всех уровней.

Остается не решенной задача включения собственников в отношения социального партнерства. Одним из способов их привлечения к социальному диалогу может стать экономическое стимулирование: в законопроектах необходимо предусмотреть некоторые льготы тем предприятиям, которые качественно и полностью выполняют условия коллективного договора.

Участники социального партнерства четко не представляют: кого считать работодателем? Понятия “собственник”, “работодатель” как профсоюзной стороной, так и администрацией четко не сформулированы.

Для работодателей традиционного “советского” типа существование профсоюза - привычное явление, поэтому они стремятся работать одной командой. Руководители нового типа стремятся к поддержанию “социального спокойствия” на предприятии, поэтому идут “на контакт с профсоюзом”. Но они не воспринимают профсоюз в качестве равноправного партнера.

Для профсоюзной стороны проблема состоит в том, что у них ограничена возможность равноправного участия в переговорном процессе. Зачастую профсоюз не воспринимается в качестве равнозначного партнера. Слабость профсоюзной стороны объясняется недостатком (неполнотой, недостоверностью) информации, необходимой для переговорного процесса, отсутствием у работников достаточных экономических, правовых знаний, позволяющих разобраться в действительном положении дел на предприятии. С другой стороны, профсоюзным лидерам не хватает мастерства для ведения переговоров. Возможным путем решения названных проблем может стать создание института (регионального, отраслевого, территориального и т.д.) независимой экспертизы экономического положения предприятия. Кроме того, насущным становится организация центров по обучению мастерству ведения переговоров, где основное внимание необходимо сосредоточить на получение знаний о методах и процедурах переговорного процесса.

Профсоюзы и работодатели привыкли к тому, что генеральные соглашения ежегодно подписываются сторонами с большим запозданием по срокам и по многим пунктам не выполняются. Трехсторонняя процедура согласования интересов социальных партнеров с участием правительства нередко носит необязательный и формальный характер, ибо стороны фактически не несут ответственности за срыв соглашений. В отличие от западных государств, где коллективные договоры и соглашения считаются нормативными документами на уровне закона, в Украине они во многих случаях остаются лишь на бумаге и в виде рекомендаций.

Наряду с преобладающей коллективно-договорной системой и прямым регулированием трудовых отношений со стороны государства взаимодействие работника и работодателя может определяться и в индивидуально-договорном порядке. В этом случае имеют место прямые отношения между работодателем и работником. Функционирование рынков труда в развитых странах с рыночной экономикой в последнее десятилетие характеризуется активным внедрением индивидуально-договорных механизмов, сузивших сферу действия коллективных отношений. Однако, если рынки труда развитых стран имеют сложившуюся инфраструктуру, отлаженные механизмы переквалификации и перераспределения рабочей силы, позволяющие работнику в любое время «встроиться» в систему трудовых отношений, то в условиях рынка в нашей стране работник лишен подобной возможности.

Другим «отягчающим» обстоятельством является неразвитость практики государственной поддержки отдельных социальных слоев и категорий работников. В этой связи в настоящее время уровень развития законодательной базы и инфраструктуры социальной защиты работников определяет предпочтительность коллективно-договорной системы регулирования трудовых отношений по сравнению с индивидуально-договорным регулированием взаимоотношений работников и работодателей. За формирующимися в Украине в последние годы моделями социального партнерства - будущее, которое должно быть глубоко осмыслено всеми участниками переговорных процессов на разных уровнях, в противном случае неизбежно нарастание социальной нестабильности в обществе вместо процессов разрешения и согласования противоречивых устремлений всех социальных групп населения.

Как уже отмечалось, субъектами коллективно-договорного регулирования выступают собственник или уполномоченное им лицо (юридическое или физическое) и работники. Различия целей субъектов данной системы могут приводить к конфликтам между результатами коллективных переговоров и экономической политикой государства, особенно в период экономических кризисов, обостряющих проблемы инфляции и безработицы. В подобных условиях коллективно-договорная система может стать фактором, подстегивающим инфляцию.

Существуют три возможных способа разрешения возникающего противоречия между общенациональными и групповыми интересами. Первый способ связан с так называемой политикой социальной ответственности сторон. Реакцией на взрыв инфляции и беспокойство правительства относительно экономической стабильности становится сознательное ограничение и умеренность требований профсоюзов в области заработной платы. В коллективных соглашениях на первый план выступают технологические требования, предусматриваются сокращение рабочих часов, ранний уход на пенсию, поощрение частичной занятости, увеличение отпусков, внутренние перемещения как защита от безработицы.

Естественно, что этот способ не может выступать кардинальным решением проблем, особенно в условиях гиперинфляции и массовой безработицы, а служит лишь временным средством сглаживания противоречий.

Коллективные и индивидуальные трудовые договоры и соглашения призваны обеспечить реализацию основных социальных прав персонала. Они лишь часть правового поля, на базе которого функционируют трудовые отношения, идет согласование социально-экономических интересов работников и работодателей.

Решение социальных вопросов, вызывающих психологическую напряженность персонала, может эффективно осуществляться, если в организации сформировались и соблюдаются демократические нормы поведения.

Конкретизируя общедемократические нормы поведения, можно выделить следующие основные права персонала.

Занятость и оплата труда. Каждый имеет право на свободный выбор и реализацию своей профессии согласно порядку, действующему в соответствующей области.

Любой труд должен быть оплачен в справедливом размере. Для этого рекомендуется, чтобы:

Рабочим и служащим была дана гарантия справедливой оплаты труда, позволяющая им жить на адекватном жизненном уровне;

Рабочие и служащие, работающие на основе трудового соглашения, отличающегося от договора по постоянной работе на полный рабочий день, получили соответствующую оплату труда;

Оплата труда не может удерживаться, отчуждаться или подвергаться аресту только согласно законам государства; в соответствии с этими положениями рабочие и служащие должны оставаться со средствами, необходимыми для покрытия жизненных издержек для себя и своей семьи.

Право свободного передвижения. Все рабочие и служащие имеют право свободного передвижения на всей территории Украины с оговоркой ограничений, оправданных по причинам общественного порядка, безопасности и здоровья.

Профессиональное обучение. Все рабочие и служащие должны иметь доступ к профессиональному обучению и должны обладать этой возможностью в течение всей трудовой жизни. Условия доступа к профессиональному обучению не могут содержать дискриминацию по гражданству.

Территориальные органы управления, организации или социальные партнеры должны создавать в сфере их компетенции условия для повышения и совершенствования квалификации, позволяющие всем желающим проходить переобучение, повышать уровень квалификации и получать актуальные знания, особенно в связи с современными техническими достижениями.

Равноправие мужчины и женщины. Равенство возможностей между мужчинами и женщинами должно быть обеспечено и непрерывно развиваться. С этой целью везде, где это необходимо, надо принять меры, направленные на обеспечение осуществления равноправия мужчины и женщины, в первую очередь по таким вопросам, как получение работы, оплата труда, социальная защита, общее и профессиональное обучение, а также возможность служебного продвижения.

Охрана здоровья и безопасность условий трудового процесса. Все рабочие и служащие должны иметь удовлетворяющие нормам условия трудового процесса по отношению к охране здоровья и безопасности. Надо принимать соответствующие меры по гармонизации условий труда.

Охрана труда детей и молодежи. Интеграция молодежи в трудовую жизнь обеспечивается путем профессионального обучения. Минимальный возраст при вступлении в трудовую жизнь должен быть не ниже возраста освобождения от обязательного обучения.

Вся работающая молодежь должна получать адекватную оплату труда. Надо принимать необходимые меры для изменения положений трудового права, касающихся работающей молодежи, таким образом, чтобы они соответствовали требованиям индивидуального развития личности и потребностям в профессиональном обучении и доступе к работе.

По истечении срока обязательного обучения молодые люди должны иметь возможность получить основное профессиональное обучение, чтобы приспособиться к требованиям будущей трудовой жизни.

Особенно надо ограничить рабочее время всех рабочих и служащих моложе восемнадцати лет, причем нельзя обходить это требование, прибегая к сверхурочной работе, работе в ночное время. Исключения могут быть допущены в случае определенных видов профессиональной деятельности, установленных правовыми положениями.

Пожилые люди. Все рабочие и служащие пенсионного возраста должны обладать средствами в размере, гарантирующем им адекватный жизненный уровень, а каждый человек, достигший пожилого возраста, не имея, однако, права на пенсионное обеспечение, должен иметь возможность получать в случае заболевания достаточные пособия, средства социальной помощи, которые соответствуют его специфическим потребностям.

3.1 Государственное регулирован ие социально-трудовых отношений

Функции регулирования социально-трудовых отношений на государственном уровне в Российской Федерации выполняет совокупность органов законодательной, исполнительной и судебной власти. Данная совокупность формирует систему государственного регулирования социально-трудовых отношений.

Задачами системы госрегулирования социально-трудовых отношений:

законотворческая деятельность в трудовой и смежных сферах;

контроль исполнения законов;

Законодательное регулирование социально-трудовых отношений

Следует отметить, что в условиях рыночной экономики государственное регулирование трудовых отношений имеет ограниченный характер и нацелено на обеспечение граждан социальными гарантиями. Это выражается, прежде всего, в установлении при помощи нормативно-правовых актов границ, в рамках которых должны действовать субъекты социально-трудовых отношений.

К таким нормативно-правовым актам относятся трудовое законодательство, пенсионное законодательство, нормативные акты о защите социальных и трудовых прав отдельных категорий граждан и т.д.

Целями трудового законодательства являются:

установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан;

создание благоприятных условий труда;

защита прав и интересов работников и работодателей.

Законотворчество в области регулирования социально-трудовых отношений осуществляется на федеральном и региональном уровнях.

Государством также разрабатывается и реализуется ряд краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных программ с целью решения отдельных вопросов, лежащих в социально-экономической плоскости. Такие программы также подразделяются на федеральные, призванные решать проблемы общенационального масштаба, региональные, связанные со спецификой отдельных территорий и отраслевые, нацеленные на решение проблем отдельных отраслей.

В Российской Федерации в механизме государственного регулирования трудовых отношений задействованы три ветви власти: законодательная, исполнительная и судебная.

Законодательная власть обеспечивает нормативно-правовую базу регулирования трудовых отношений. На федеральном уровне законодательная власть в России представлена Федеральным собранием, состоящим из двух палат: Совета Федерации (верхняя палата) и Государственной Думы (нижняя палата).

Исполнительная власть призвана осуществлять обеспечение исполнения законов. На федеральном уровне органом исполнительной власти является Правительство РФ, формируемое Президентом РФ. Деятельность Правительства охватывает все сферы жизни современного российского общества и регулируется соответствующими федеральными и отраслевыми министерствами. До административной реформы 2004 года вопросами регулирования социально-трудовых отношений занималось Министерство труда и социальных отношений РФ (Минтруд).

Судебная власть осуществляет регулирование в области социально-трудовых отношений на уровне осуществления правосудия, заключающихся в наказании нарушителей, разрешении проблем и конфликтов, связанных с применением трудового законодательства. Судебная власть представлена системой судов различного уровня, а также Министерством юстиции. Министерство юстиции участвует в формировании и реализации государственной политики, в том числе в области социально-трудовых отношений.

3.2 Модели государственного регулирован ия социально-трудовых отношений

Существуют две основные модели государственного регулирования социально-трудовых отношений:

англо-саксонская;

европейская (рейнская).

Англо-саксонская модель практикуется в США, Великобритании, Тайване и некоторых других странах. Основные особенности данной модели заключаются в том, что государство рассматривает работодателей и работников как равных игроков рынка и выполняет функции поддержания необходимых для рынка элементов, таких как конкуренция, ограничение монополий, создание нормативно-правовой базы и т.д. Европейская модель основывается на предположении, что работники находятся в зависимом положении от работодателей и нуждаются в поддержке и защите со стороны государства, в виде поддерживаемой на достаточно высоком уровне минимальной оплаты труда, социального и медицинского страхования, наличии государственных органов, защищающих интересы работников.

4. МЕЖДУНАРОДНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТ ИЕ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

Международная организация труда (МОТ) создана на основании уставного принципа, согласно которому всеобщий и прочный мир может быть установлен только на основе социальной справедливости.

МОТ выработала такие критерии индустриального общества, как восьмичасовой рабочий день, защита материнства, законодательство, запрещающее использование детского труда, и целый ряд мер, способствующих безопасности на рабочих местах и нормальным трудовым отношениям.

МОТ является международной институциональной основой, позволяющей рассматривать такие вопросы и находить решения, способствующие улучшению условий труда во всем мире.

Международная организация труда появилась вместе с Лигой Наций на основании Версальского договора в 1919 г. Она была учреждена для выражения растущей озабоченности по поводу социальной реформы после первой мировой войны и уверенности в том, что любая реформа должна проводиться на международном уровне.

Одним из наиболее активных организаторов и первым ее руководителем (1919-1932 гг.) - Директором Международного бюро труда (МВТ) стал Альберт Тома - политический деятель и министр в правительстве Франции в годы Первой мировой войны.

В 1944 г., когда исполнилось 25 лет существования МОТ, Международная конференция труда в Филадельфии приняла Декларацию, которая вместе с Уставом определила цели и задачи организации, которые в основном сохраняют свое значение до настоящего времени.

В Декларации говорится: «Считая, что практика полностью подтвердила положение Устава Международной организации труда о том, что прочный мир может быть установлен только на основе социальной справедливости, Конференция заявляет, что:

а) все люди независимо от расы, веры или пола, имеют право на осуществление своего материального благосостояния и духовного развития в условиях свободы и достоинства, экономической устойчивости и равных возможностей;

б) достижение условий, при которых это будет возможно, должно являться главной целью национальной и международной политики.

Исходя из этих целей, основными задачами МОТ являются:

разработка международной политики и программ, направленных на решение социально-трудовых проблем;

создание и принятие международных трудовых норм в виде Конвенций и Рекомендаций в целях осуществления данной политики;

помощь странам-участницам в решении социально-трудовых проблем, так называемое, техническое сотрудничество;

защита прав человека (права на труд, на объединение, защита от принудительного труда, от дискриминации и т. п.);

борьба с бедностью за улучшение жизненного уровня трудящихся, развитие социального обеспечения;

разработка программ улучшения условий труда и производственной среды, техники безопасности и гигиены труда, охрана и восстановление окружающей среды;

содействие организациям трудящихся и предпринимателей в их работе совместно с правительствами по регулированию социально-трудовых отношений;

разработка мер по защите наиболее уязвимых групп трудящихся: женщин, молодежи, инвалидов, пожилых людей, трудящихся-мигрантов.

Перечисленные задачи были и остаются главным во всей деятельности МОТ. В то же время в современных условиях возникла необходимость определить приоритеты ее деятельности. В программах деятельности МОТ последних лет эти приоритеты можно свести в основном к следующим:

Подобные документы

    Обзор законодательной базы, регулирующей социально-трудовые отношения в Украине. Определение зарплаты работникам фирмы, где применяется бестарифная модель заработной платы. Анализ разницы между фактическим составом и количеством фактически работающих.

    контрольная работа , добавлен 07.04.2012

    Особенности регулирования социально-трудовых отношений в современной экономической системе. Преимущество региональной системы регулирования социально-трудовых отношений, внешние и внутренние факторы влияния, оценка эффективности ее функционирования.

    статья , добавлен 15.08.2013

    Трудовые ресурсы в агропромышленном производстве. Система показателей использования их в сельскохозяйственном производстве. Внутрихозяйственные производственно-экономические социально-трудовые отношения аграрного сектора экономики Астраханской области.

    отчет по практике , добавлен 26.10.2014

    Экономическая сущность рынка труда, трудовых отношений. Особенности рынка труда и трудовых отношений в Республике Татарстан и Российской Федерации. Функции рынка труда. Особенности российских трудовых отношений. Экономическая сущность трудовых отношений.

    курсовая работа , добавлен 18.06.2010

    Понятие и характеристика трудового отношения, стороны, основания возникновения, изменения и прекращения. Характеристика Единой тарифной сетки и Новой системы оплаты труда в бюджетной сфере. Формы и системы оплаты труда, принципы ее регулирования.

    курсовая работа , добавлен 24.04.2014

    Показатели социально-экономического развития. Характеристика трудовых ресурсов. Население и трудовые ресурсы. Понятие рынка труда, его особенности. Особенности российского рынка труда. Виды безработицы, анализ ее уровня. Управление занятостью населения.

    курсовая работа , добавлен 26.11.2014

    Анализ изменения численности и структуры персонала, профессионального и квалификационного состава рабочих. Расчет списочного штата рабочих, годового фонда оплаты труда участка по элементам, среднегодовой и среднемесячной заработной платы рабочих.

    контрольная работа , добавлен 20.11.2010

    Сущность рынка труда, история его возникновения и развития. Социально-трудовые отношения между покупателями и продавцами по поводу условий найма и использования рабочей силы. Особенности функционирования рынка труда. Соотношение спроса и предложения.

    реферат , добавлен 14.11.2013

    Характеристика законодательства, регулирующего деятельность малого бизнеса. Особенности правового регулирования трудовых отношений в организациях малого бизнеса. Проблемы трудовых отношений субъектов малого бизнеса в сфере меняющего законодательства.

    дипломная работа , добавлен 08.12.2014

    Земельные отношения в условиях становления рыночных отношений в экономике. Земельный кадастр. Город Екатеринбург как объект кадастровых работ. Роль городского кадастра в социально-экономическом развитии города Екатеринбурга. Проблемы создания кадастра.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!