Все для предпринимателя. Информационный портал

Признание семьи в трудной жизненной ситуации. Проектирование деятельности по реализации Программы

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Советы Майзеля о том, чтобы превратить соперничество между братьями и сестрами в исцеление брата. Но, зная, что вы знаете сейчас, может быть, пришло время подумать о прощении. Поговорите в другом месте. Свежая обстановка, новое место, где вы можете провести настоящие разговоры по душам, может открыть дорогу для нового начала. Будь понятен. Может быть, ваша сестра просто очень устала на работе, и ее отношение ни к чему не привело. Отделитесь от альянсов. Будьте справедливы во всех ваших отношениях с вашими братьями и сестрами. Представьте себе разные отношения. Как бы вы видели свои отношения по-другому? Совместите это видение. Выберите сегодня. Начинайте жить до своего видения. Как вы можете добавить любовь в свои взаимодействия с ними?

  • Примите, что есть темная сторона отношений между братьями и сестрами.
  • Изменение начинается с принятия.
  • Благодаря принятию мы приносим тьму к свету и видим, что нужно исцелять.
  • Посмотрите, какие старые представления нужно обновить.
  • Да, они, возможно, ошиблись в прошлом.
В двух словах вы научитесь эффективно справляться с критикой, руководствуясь своей личностью и своим умом, чтобы вы могли жить той жизнью, которую вы намереваетесь возглавить.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

  • Размещено на http://www.allbest.ru/
    • Введение
    • Постановка проблемы:
    • Семья представляет собой сложную многогранную систему социального функционирования человека. Состояние института семьи обусловлено многими факторами, конкретными реалиями и возможностями государства. Радикальные изменения семьи невозможны без кардинальных сдвигов в социально-экономической жизни, которые тесно связаны с научной разработкой проблем семьи, формированием стратегии национальной семейной политики.
    • Социальная поддержка - залог успешного функционирования любой социальной группы. Особенно это касается семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Поэтому важной составляющей социальной поддержки таких семей является организация профессиональной помощи им путем как мобилизации их собственных возможностей, так и привлечения к оказанию помощи: их окружения (чаще всего родных, близких, членов других семей, оказавшихся в схожем положении); квалифицированных специалистов социальной работы; государственных и негосударственных структур социальной помощи населению. Выделяемые ресурсы должны быть направлены на включение механизмов социальной реабилитации, мобилизацию собственного потенциала семьи для самостоятельного решения сложившихся трудных ситуаций.
    • Актуальность выбранной темы:
    • В последние годы число социальных сирот постоянно увеличивается. Заботу о них на себя берет государство. Среди воспитанников государственных учреждений лишь 5% не имеют родителей, от 95% детей родители отказались или были лишены родительских прав. По официальным данным, сейчас в России около полумиллиона таких детей Гулина М.А. Словарь-справочник по социальной работе/М.А. Гулина//Спб.: Питер., 2008. - 400 с. .
    • В Конвенции о правах ребенка сказано: «Ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания». Социальная поддержка государства направлена именно на то, чтобы дети воспитывались в семье, т.к. именно семья является важнейшим институтом социализации личности, а внутрисемейные отношения играют особую роль в формировании личности.
    • Степень научной разработанности проблемы:
    • Данная тема подробно прописана в нормативных документах. Ей занимаются такие ученые, как Григорьев С.И., Сафонова Л.В., П.Д.Павленок, С.И.Григорьев и др. Также этой проблемой занимается Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
    • Цель курсовой работы:
    • Рассмотреть содержание и способы социальной поддержки семей, попавших в трудную жизненную ситуацию.
    • Задачи, которые нужно решить в связи с поставленной целью:
    • - рассмотреть понятия «семья» и «трудная жизненная ситуация семьи»;
    • - изучить нормативно-правовую базу работы с семьей в современной России;
    • - определить содержание социальной поддержки семьи.
    • Объект исследования - семья в трудной жизненной ситуации.
    • Предмет исследования - социальная поддержка семей в трудной жизненной ситуации.
    • Структура курсовой работы включает в себя введение, 4 главы, заключение, список использованной литературы.

1. Поняти е «семья , находящаяся в трудной жизненной ситуации»

Тактика восстановления для объявлений

По мере роста в этом направлении вы научитесь бороться с критикой новыми, более эффективными способами. Эрик представляет три ключа для эффективной обработки критики. Динамический ключ - основанный на области психологии, известной как психодинамика, которая касается детского опыта, формирования личности и длительных психологических проблем. Это постепенный процесс сознательного освобождения от прошлого исцелением от последствий позора, вины и других повреждений вашей психики. Внимательный ключ - включает в себя выявление негативного самоотключения, обучении отряду и вовлечение в практику, которые возвращают ваш разум под ваш контроль.

  • Целостный ключ - понимание ваших жизненных целей и передача вашей жизни им.
  • Внимательно критикуйте, чтобы улучшить себя в своей службе.
Сам акт создания - это путешествие в неизвестность, команду для отправки ваших мозговых гонок и исследование ваших глубочайших мыслей и чувств.

Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью Григорьев, С.И. Социология: основы модернизации социального знания/ С.И.Григорьев, Л.Г. Гуслякова, С.А. Гусова. - М.: Гардарики, 2006. - 235 с. . В жизни каждого человека семья занимает особое место. В семье регулируются отношения ребёнка к окружающему, в семье он получает опыт нравственности, моральных норм поведения.

Восстановление требует спокойствия, и создание требует дикости: и, следовательно, дикость создания может поставить под угрозу выздоровление. Создание - это жизненный выбор и смысл. Но все падает, если восстановление не удастся. Не забудьте поставить свое благополучие поверх списка приоритетов. Следите за своей энергией, своим умом и настроением, когда вы создаете. Прекратите критиковать свою работу. Не сравнивайте себя с другими. Всегда проверяйте с самим собой, если вам нужно сделать перерыв. Вы отдыхаете, а не уходите. Осторожно оставляйте объявления. Реализуйте ритуал прекращения ваших творческих задач. Ваша творческая энергия должна успокоиться, когда задача закончена. Медитируйте не только до создания, но и после. Контролируйте свой выбор. Посвятите время для ваших проектов восстановления и творчества. Принимать решения на основе того, служат ли они вашей цели или нет.

  • Как пишет Сэм Беннетт в своей книге: «Нет ничего важнее, чем ваше благополучие».
  • Сначала медитируйте, прежде чем создавать.
  • Центрируйте себя в спокойствии, прежде чем войти в шторм.
  • Выбирайте проекты с умом.
  • Не подавляйте слишком много проектов.
Цель состоит в том, чтобы изменить и изменить поведение, а не устранять его.

Семьи, социальное функционирование которых по субъективным или объективным причинам затруднено или нарушено, а их существование как семей находится под угрозой, характеризуются как семьи в трудной жизненной ситуации.

В социальной работе как отдельную категорию населения выделяют семью, находящуюся в трудной жизненной ситуации. Семья, находящаяся в трудной жизненной ситуации - семья, попавшая в ситуацию, объективно нарушающую жизнедеятельность членов семьи (инвалидность, сиротство, безнадзорность, безработица, малообеспеченность, болезнь, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую семья не может преодолеть самостоятельно, в связи с чем нуждается в специальной поддержки и помощи специалистов Сафонова, Л.В. Содержание и методика психосоциальной работы/ Л.В. Сафонова. - М.: Академия, 2006. - 224 с. . семья неблагополучие социальный поддержка

Когда мы пытаемся искоренить что-то в нашей жизни, физическая и эмоциональная стоимость зачастую очень высока, что часто приводит к тому, что люди возвращаются на прежний уровень преодоления. Трансформация происходит, когда люди берут на себя ответственность за свои чувства, восприятие, ожидания и стремления.

Эрик заимствует это понятие у д-ра Карла Сейлза, также семейного терапевта, поскольку он относится к поведению в драматических и хаотичных семьях. Это семейные типы, которые, похоже, пристрастились к драме и не могут жить без хаоса. Чтобы решить драматическое и хаотичное поведение, мы должны более глубоко оценить, что ведет их поведение - боль-тело, как Экхарт Толле придумал это. Тело боли формируется в психике как неразрешенная эмоциональная боль, которая питается болью, чтобы поддерживать ее.

К семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, согласно Федеральным законам «Об основах социального обслуживания населения в Российской федерации» №195-ФЗ от 10.12.1995г. и «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской федерации» №124-ФЗ от 24.07.1998г., относятся следующие семьи:

1. опекунские семьи с детьми-сиротами или с детьми, оставшимися без попечения родителей;

Трансформация происходит не путем искоренения поведения, а путем столкновения с болью, которая его ведет. Присутствие - это умение, которое нам нужно больше всего для этого. Когда мы присутствуем в данный момент, мы осознаем, когда начинается наша боль. Вместо того, чтобы реагировать на него, мы становимся вместе с ним, когда он возникает. Со временем боль-тело в конечном итоге растворится, и драма закончится. Когда вы исцеляете, ваша семья исцеляет вас.

Вы достигаете этого счастья, которое идет глубже, чем удовольствие, стремясь жить жизнью, ориентированной вокруг и в соответствии с вашими жизненными целями. Вы определяете свои жизненные цели; вы объявляете, что стоите за ними; вы их живете; вы создаете смысл, когда вы живете; и вы создаете глубокое счастье, счастье, которое производит физическое и эмоциональное здоровье.

2. семьи с детьми - инвалидами, с детьми с физическими недостатками, семьи с тяжело больными людьми;

3. семьи, в которых родители являются безработными;

4. многодетные семьи (3 и более детей);

5. неполные семьи (семьи, где родители разведены или один из родителей умер);

6. матери - одиночки.

В современных российских условиях именно государство определяет социальные возможности улучшения качества жизни семьи в целом. Социальная система в настоящее время может оказывать помощь семье преимущественно на этапе ее кризиса, в момент конфликта или распада, заниматься же профилактикой семейных дисфункций, налаживанием семейных коммуникаций в предкризисном состоянии большинство социальных учреждении пока не в состоянии.

Эрик указывает на живую целенаправленную жизнь в решении материалистических семей. Материалистические семьи - это тип, который ищет счастья через удовольствие и удовлетворение материальными вещами, но никогда не находит его. Он приводит исследование Стивена Коула, в котором показано, как гедоническое благополучие и эудимоническое благополучие влияют на здоровье. Это показывает, что люди с высоким уровнем эудимонического благополучия имеют низкий уровень воспалительной экспрессии генов и проявляют сильную экспрессию генов противовирусных и антител.

Таким образом, семья есть основанное на браке или кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью. В семье человек усваивает нормы и правила человеческого поведения. Когда семья игнорирует, а порой полностью отказывается по тем или иным причинам от выполнения какой-либо функции, дестабилизируется образ семьи, возникает угроза её распада. Родители могут быть лишены родительских прав, а дети отправлены в интернатное учреждение.

Эрик также объясняет, что для того, чтобы жить с целью, вы должны верить, что вы имеете значение. И подтвердите, что то, что вы делаете, имеет значение. Он советует: «Не преследуйте счастье; вместо этого живи своими жизненными целями». Если вы стали ненавидеть жизнь, как вы можете любить жизнь? Эта отрицательная оценка убивает любовь и надежду на будущее.

Если вы решили, что ничто в жизни не может чувствовать себя действительно приятным, тогда вы мгновенно киснете, что вы могли бы испытать радость. Если вы сделали эту бессознательную оценку, настало время передумать - и ваше сердце. Вы должны, ради того, чтобы испытать жизнь как значимую и ради вашего психического здоровья, оценивать ее более щедро.

2. Наиболее значимые формы семейного неблагополучия для жизни ребенка

Семейное неблагополучие является многомерной характеристикой функционирования семьи. Существуют следующие основные виды депривации, свидетельствующие о семейном неблагополучии Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Доступ через: http://www.fond-detyam.ru/ :

Неожиданные и сложные обстоятельства иногда затрагивают детей. Эти книги могут предложить утешение маленьким детям, чтобы помочь им справиться с трудными жизненными проблемами. Каждый ребенок должен испытывать трудные события по мере взросления: член семьи заболевает или уходит; развод или разделение; шаг, который отводит ее от привычного комфорта дома.

Когда возникают сложные ситуации до того, как ребенок развивает способность формулировать свои эмоции, книги могут помочь ей почувствовать себя менее одиноким и более непринужденным, как гнев, разочарование или печаль. Хотя книга не может сделать все лучше, истории часто предоставляют утешение таким образом, что советы не могут.

1. Плохие материальные условия жизни семьи

Семьи с детьми в России на протяжении длительного времени оказываются наиболее депривированными по причине высокой иждивенческой нагрузки на трудоспособных, вынужденной исключенности из рынка труда одного из родителей по причине ухода за детьми, а также более низких заработков молодых специалистов. Значимыми показателями материальных условий жизни семьи являются уровень доходов домохозяйств и жилищная обеспеченность. Важно отметить, что плохие показатели материальной обеспеченности концентрируются в одних и тех же домашних хозяйствах. Каждое десятое домохозяйство испытывает финансовые затруднения и имеет проблемы с жильем. В крайней бедности по обоим признакам находятся 0,4 % семей. Семьи, проживающие в плохих жилищных условиях и не располагающие достаточным количеством денежных средств, имеют низкие шансы выбраться из бедности, поэтому на них должно быть обращено особое внимание специалистов служб по профилактике семейного неблагополучия и сиротства.

Серия «Жизненные вызовы» Эрика Брауна, Триша Скотт Шаскан и Нэнси Лёвен

Многие авторы работают над созданием художественной литературы, которая говорит с детьми, которые находятся в разгар кризиса, борьбы или горя. Вот 10 работ, которые могут сопровождать вашего ребенка в темное время. В этом сборнике книг издатель объясняет: Гендерные нейтральные персонажи животных и приглашающие иллюстрации нежно исследуют сложные ситуации, позволяя детям переживать трудные времена, чтобы найти комфорт в персонажах, с которыми они могут общаться. Боковые панели предлагают важные и способные справиться с советами.

2. Потеря связи с рынком труда

Семьи с детьми показывают высокую степень экономической активности и занятости, но из-за повышенной иждивенческой нагрузки чаще оказываются в числе бедных/крайне бедных. Повышенный риск бедности и, как следствие, семейного неблагополучия во всех остальных ракурсах испытывают полные семьи с детьми, в которых мужчина экономически неактивен; семьи, которых коснулась длительная безработица; а также неполные семьи с детьми, в которых родитель не имеет работы. В неполных семьях женщины с экономической точки зрения выполняют ту функцию, которая характерна для мужчин в полных семьях. Безработица затрагивает 5 % полных семей с детьми, а доля семей с детьми, в которых оба взрослых не работают, невелика - 3,9 %. При этом длительная безработица встречается крайне редко: только 1,8 % полных семей с детьми столкнулись с этой проблемой. Поэтому семьи с детьми, в которых есть безработные, хотя и попадают в бедность, но имеют высокий шанс выхода из нее в результате успешного поиска работы, в отличие от семей, в которых мужчина экономически неактивен.

Фиолетовый воздушный шар Криса Рашка

Борясь со смертью домашнего животного, заключением в тюрьму отца, разлукой семьи и кончиной дяди, персонажи этой серии сталкиваются с множеством трудных ситуаций, с которыми семьям трудно разговаривать с детьми. Работники больницы заметили, что, когда детям, испытывающим чувство собственной надвигающейся смерти, предлагается нарисовать картину об их чувствах, они часто рисуют синий или пурпурный воздушный шар, свободно плавающий в небе. Рашка в сотрудничестве с Детской больницей Интернационала создал книгу, построенную вокруг этого движущегося символа, чтобы облегчить разговоры о смерти между детьми и людьми, которые их любят.

3. Внутрисемейные конфликты, неблагополучная психологическая атмосфера в семье

Ошибочно предполагать, что все семьи, в которых случаются разногласия, являются группой риска, а детей, проживающих в них, относить к категории находящихся в трудной жизненной ситуации. В критическом положении - в обстановке жестких конфликтов, имеющих под собой множество оснований, - проживают дети из 8,2 % домохозяйств. Эти дети, безусловно, нуждаются в помощи, и их семьи непременно должны попасть в целевую группу программ по профилактике социального сиротства.

Эта книга способна излучать любовь, сострадание и мужество, чтобы помочь читателям разобраться в чувствах замешательства и печали. Эта книга предназначена для детей, которые были свидетелями или пережили травматический опыт. Шерман, главный герой истории, свидетельствует о неуточненной, ужасной вещи и начинает испытывать боли в животе и кошмары. Он держит свою страшную историю в бутылках, и это влияет на то, как он чувствует и взаимодействует с другими. Клен поощряет его делиться своими эмоциями, Шерман узнает, что он может пересказать то, что он видел, и что разговор с надежным взрослым может заставить его чувствовать себя лучше.

Более детальный анализ показал, что большинство этих семей либо исключены из сетей семейной взаимопомощи, либо имеют ограниченный доступ к институциональным услугам. В целом 35,4 % семей с детьми не пользуются институциональными услугами по уходу за детьми, хотя нуждаются в них.

Есть все основания говорить о том, что социально-экономическое устройство общества масштабно продуцирует не только материальные, но и социальные факторы семейного неблагополучия. Совмещение экономической активности и обязанностей по уходу и воспитанию детей требует развитой системы социальных услуг. В России услуг по уходу и воспитанию детей явно недостаточно.

Невидимая строка Патриса Карста

Классика Карста - это невидимая строка, которая соединяет людей, которые любят друг друга, даже когда они не находятся в одном и том же месте. Эта движущаяся метафора - отличный способ помочь детям преодолеть тревогу или потерю отчуждения.

Дженни испугалась: когда печальные вещи происходят в мире Кэрол Шуман

Сюжет Шумана начинается с беседы между ребенком и опекуном о том, как поддерживать одно чувство благополучия в сложном мире. Книга предназначена для молодых читателей, которые боятся насилия или терроризма, и фокусируется на предоставлении им как краткосрочных, так и долгосрочных механизмов преодоления ответственности, таких как общение с теми, кого вы любите, и быть толерантным человеком, который трансформирует наше общество.

4. Неблагополучное семейное окружение детей, риски развода, невыполнение обязанностей по уходу за детьми

В российском обществе существует устойчивое мнение по вопросу, кто должен нести ответственность за воспитание детей. С мнением о том, что в большей степени семья должна заботиться о своем ребенке-дошкольнике, согласны 66,5 % респондентов; 31,2 % считают, что ответственность в отношении ребенка дошкольного возраста семья и общество должны разделить между собой.

Все дети должны научиться справляться со стрессом и проблемами. В конце долгого дня воспитания эта книга напоминает мне дышать, а также учит моего ребенка, как справляться с трудностями. Не все люди - или домашние животные - в окрестностях Лос-Анджелеса этой истории.

Шепчущая ткань: история беженца Пеги Ши

Но по мере того, как в обществе вспыхивают беспорядки, соседи должны собраться вместе, чтобы противостоять насилию и поддерживать друг друга. Международный кризис беженцев настолько душераздирающий, что взрослым это даже трудно понять - объяснять его детям все труднее. Май, ребенок хмонг, живущий в лагере беженцев в Таиланде, размышляет о своем прошлом, когда она создает традиционную сказочную ткань. Благодаря трогательной сказке и мягким акварелям, дети могут развивать сочувствие таким беженцам, как Май.

Несмотря на то, что большинство респондентов считают, что забота о малолетнем ребенке должна ложиться на плечи семьи или, по крайней мере, должна быть разделена между семьей и обществом, существуют родители (2,3 %), которые перекладывают ответственность в отношении ребенка дошкольного возраста с семьи на общество.

Доля респондентов, возлагающих на общество ответственность за ребенка более старшего возраста (школьника), значительно больше (11 %). Также возрастает доля тех, кто считает, что ответственность в отношении ребенка дошкольного возраста должны разделить между собой семья и общество (33 %).

Родители, считающие, что забота о детях должна быть делегирована обществу, не хотят брать на себя ответственность за воспитание детей, а значит, не в полной мере выполняют свои родительские обязанности. Среди семей с детьми 2,3 % ментально имели низкую степень родительской ответственности по отношению к своим малолетним детям-дошкольникам и 11 % - к школьникам. По пересекающейся совокупности этих факторов можно считать 1,1 % респондентов потенциально безответственными родителями.

5. Жестокое обращение с детьми

В крайней стадии семейное неблагополучие выливается в жестокое обращение с детьми. По данным российской статистики, от 2 тыс. до 2,5 тыс. детей ежегодно погибают от домашнего насилия, более 50 тыс. детей ежегодно убегают из дома, спасаясь от жестокого обращения, 25 тыс. из них находятся в розыске, около 2 тыс. ежегодно сводят счеты с жизнью, более 50 % преступлений в быту совершается в присутствии детей, 30-40 % всех тяжких насильственных преступлений в России совершается в семье. В целом в стране в 2006 году почти 200 тыс. детей подвергалось преступным посягательствам, что составило 0,7 % от численности детей в возрасте до 18 лет. Далее наблюдается тенденция сокращения числа таких детей, но и в 2008 году она продолжала сохраняться на высоком уровне: 126,5 тыс. человек.

Данные выборочного обследования, проведенного Центром оперативных и прикладных исследований Института социологии РАН в апреле - мае 2009 года по заказу Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, подтверждают, что физическое наказание детей достаточно часто практикуется в современных семьях: 51,8 % современных родителей прибегали к физическому наказанию в воспитательных целях; 1,8 % утверждает, что делали это часто, 17,8 % - иногда, а 31,4 % - редко. Парадоксальным фактом можно считать то, что женщины прибегали к физическому наказанию детей чаще, чем мужчины. При этом данные и качественных, и количественных исследований подтверждают, что в более образованных и более обеспеченных семьях, то есть в семьях, обладающих более высоким уровнем экономического и человеческого капитала, случаи жестокого обращения с детьми имеют место гораздо реже. Большой проблемой в работе по выявлению и профилактике семей, где практикуется жестокое обращение с детьми, является то, что сами семьи (как родители, так и дети) скрывают этот факт: родители - потому что боятся наказания и осуждения, дети - потому что стыдятся своего положения, испытывают страх и т.д.

6. Алкоголизм, наркомания

Алкоголизм и наркомания - те проблемы, которые, если не являются причинами семейного неблагополучия, то зачастую ему сопутствуют. Ребенок, попадая в среду зависимых от алкоголя или наркотиков родителей, как правило, имеет физические, психологические и социальные проблемы развития. Помимо этого, большинство детей наследуют эту зависимость и составляют группу высокого риска по формированию психических, неврологических и соматических нарушений. Ребенок зачастую спасается от родителей, страдающих зависимостью, на улице, но там его также ожидает неблагополучная среда и влияние сверстников-беспризорников. Такие семьи концентрируют в себе и все остальные проблемы, так как теряют связь с рынком труда, не имеют стабильного дохода и т.д.

Есть основания предполагать, что самыми болезненными проблемами для домохозяйства являются экстремально плохие жилищные условия и острый дефицит дохода, за ними следует высокий уровень конфликтности в семье и только потом - все остальные виды неблагополучия.

В большинстве случаев критическое положение сопряжено с комбинацией проявлений неблагополучия. Разумным решением становится фокусировка внимания на группах семей, которые можно назвать кризисными сразу по нескольким признакам. Причем проявление проблем должно быть весьма острым. Все эти семьи явно нуждаются в социальном сопровождении, а признаки их неблагополучия таковы, что легко идентифицируются действующими социальными институтами (системой образования, здравоохранения, социальной защиты, жилищно-коммунального обслуживания, институтом участковых милиционеров). Количество таких семей составляет 8-10 % всех семей с детьми возрасте до 14 лет. Это означает, что речь должна идти о мониторинге и сопровождении 1,7 млн семей.

Семья как естественная среда существования и воспитания ребенка является определяющим фактором его благополучия или неблагополучия. Социально-экономические риски оказывают опосредованное влияние на ребенка, преломляясь через семейную ситуацию. Изменения в сфере семейно-брачных отношений (рост числа неполных семей, различные виды неформальных супружеских сожительств, увеличение числа неблагополучных семей, асоциальный образ жизни родителей, невыполнение ими обязанностей по воспитанию детей) представляются основными угрозами благополучию детей. Для снижения уровня социальной уязвимости семей необходимы упреждающие меры, распространяемые на всех ее членов. Упреждающие меры позволяют нейтрализовать факторы риска или снизить степень их воздействия, смягчить будущие последствия от потерь, связанных с материализацией риска.

3. С оциальная поддержка семей, находящихся в трудной жизненной ситуации

Социальная поддержка - в самом общем смысле - это информация, приводящая человека к убеждению, что его любят, ценят, заботятся о нем, что он является членом социальной сети и имеет с ней взаимные обязательства Сафонова, Л.В. Содержание и методика психосоциальной работы/ Л.В. Сафонова. - М.: Академия, 2006. - 224 с. . Социальная поддержка определяется как обмен ресурсами между людьми.

Социальная поддержка населения - система мер, обеспечивающих социальные гарантии отдельным категориям граждан, устанавливаемыми законами и иными нормативно правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения Аверин, А.Н. Социальная политика в муниципальных образованиях/ А. Н. Аверин [и др.]; под общ. ред. Н. А. Волгина.-- М.: Альфа-Пресс, 2006 .-- 567 с. . Социальная поддержка семьи рассматривается также и как помощь в денежной и натуральной форме, которая предоставляется с учетом законодательно установленных гарантий по социальному обеспечению Там же. .

Существуют следующие виды социальной поддержки семьи Там же. :

1.эмоциональная, интимная - забота о другом, доверие и сопереживание ему;

2. инструментальная (материальная) - помощь финансовая, обеспечение ресурсами;

3. информационная - содействие в разрешении проблемы путем предложения важной информации, совета;

4. обратная связь или поддержка в форме оценки - оценка исполнения после разрешения проблемы.

Социальная поддержка семьи представляет собой сложный процесс, который включает в себя три звена:

1. поиск социальной поддержки (способность семьи находить людей, готовых оказать помощь);

2. наличие сети социальной поддержки (структур, способных оказать поддержку);

3. восприятие социальной поддержки (способность семьи принимать помощь от окружающих).

Российская семья нуждается в поддержки государства и общества, но такая поддержка государства и общества не может быть сведена только к материальной, экономической (денежной или натуральной) помощи, она должна включать содействие в организации и других возможных потребностей семьи, в разрешении любых проблем и кризисных ситуаций любой природы, а не только экономической. Как отмечает П.Д. Павленок, наиболее перспективным является сбалансированное сочетание денежных и неденежных видов помощи Основы социальной работы / под ред. П. Д. Павленок.-- М.: ИНФРА-М, 2007. -- 559 с. .

Семья - полноправный институт социального воспитания. В целях сохранения и развития социальных функций семьи государство разрабатывает и реализует семейную политику, которая включает в себя две основные задачи: с одной стороны, она направлена на стабилизацию положения семьи, создание реальных предпосылок положительной динамики процессов её жизнеобеспечения, а с другой - на формирование эффективной системы социальной защиты социально-уязвимых семей.

Социальная поддержка семьи представляет собой комплекс мер по оказанию помощи некоторым группам семей, временно оказавшихся в тяжелом экономическом положении путем предоставления им информации, финансовых средств, кредитов, обучения и переобучения и других льгот. Отличительными признаками социальной поддержки являются временный или частичный характер; активное участие нуждающегося в решении проблемы; использование принципа возвратности выделяемых финансовых средств. Составным элементом социальной поддержки семьи является социальная помощь. Согласно российскому законодательству, «государственная социальная помощь - предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам … социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров. Получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане, которые имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации» Федеральный закон «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ. - Режим доступа: http: // www. garant.ru .

К настоящему времени сложились и действуют следующие основные формы государственной помощи семьям, имеющим детей Там же. :

Денежные выплаты семье на детей в связи с их рождением, содержанием и воспитанием (пенсии, пособия, субсидии);

Трудовые, налоговые, жилищные, медицинские, кредитные и другие льготы родителям и детям;

Социальное обслуживание семьи (оказание социальных услуг и консультативной помощи) и т.д.

Также российским законодательством определены меры социальной поддержки, на которые имеет право семья, попавшая в трудную жизненную ситуацию:

1. Единовременная адресная материальная помощь гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации

2. Ежемесячная денежная выплата семьям, состоящим исключительно из неработающих инвалидов с детства.

3. Обеспечение детей первого и второго года жизни специальными молочными продуктами детского питания.

4. Обеспечение питанием детей, обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях, без взимания платы.

5. Единовременная адресная материальная помощь на ремонт жилого помещения.

В настоящее время невозможно идти по пути ликвидации малообеспеченности с помощью доплат из бюджета всем семьям с доходами ниже официального прожиточного минимума. Социальная помощь в современных условиях может быть только конкретной и оказываться в индивидуальной форме как адресная. Только в этом случае весьма ограниченные средства на социальную защиту могут быть использованы оптимально.

Органы социальной защиты охватывают все категории семей: малообеспеченные, неполные, многодетные, неблагополучные и семьи группы риска.

Основными направлениями по социальной защите семьи и детей являются:

1) профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства с внедрением современных технологий;

2) комплексная материальная поддержка семьи и детей, в том числе малообеспеченных и многодетных семей;

3) организация работы по отдыху и оздоровлению детей.

Необходимо выявлять проблемную, неблагополучную семью на раннем этапе, когда вмешательство может быть особенно эффективным, активизировать с такими семьями работу, развивать семейно-воспитательные группы в приютах и социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних.

Главная цель социальной поддержки семьи - мобилизовать внутренние силы семьи на преодоление кризиса. Конкретное содержание социальной поддержки семьи в каждом отдельном случае обусловлено её индивидуальными особенностями: структурой, материальным положением, характером внутренних отношений, спецификой проблем, степенью их остроты, аспектом неблагополучия.

4. Основные формы работы с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации

Можно выделить следующие основные формы работы с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Доступ через: http://www.fond-detyam.ru/ :

1. Службы поддержки и формирования ответственного родительства

Задачей таких служб является усиление роли родителей в воспитании детей, оказание информационно-просветительской, правовой, социально-психологической помощи семьям, формирование в обществе в целом и в каждой отдельной семье семейных ценностей. В качестве примера можно привести Вологодскую область, где функционируют школы воспитания здорового ребенка. Деятельность данных школ направлена на сохранение и укрепление физического, нравственного, психического и социального здоровья детей через формирование установок ответственного родительства. В рамках школ проводятся групповые и индивидуальные занятия, психологические тренинги по подготовке к материнству и родам, ведется индивидуальное консультирование по проблемам, связанным с развитием детей раннего возраста, осуществляется медико-психологическое сопровождение молодых семей с новорожденными детьми. В этом же регионе в городах Вологда и Череповец реализуется проект «Родительская академия», где проводятся занятия детско-родительских групп, индивидуальное сопровождение родителей и детей в реализации их личных и семейных проектов, встречи-лектории для родителей. Через данный проект распространяются информационные материалы, направленные на формирование позитивного образа семьи.

2. Отделения дневного пребывания для детей и матерей

Достаточно часто в регионах уделяется внимание совершенствованию деятельности отделений дневного пребывания детей. Деятельность дневных отделений направлена на реабилитацию несовершеннолетних и их семей, находящихся на ранних стадиях дезадаптации и разрушения. Причинами помещения детей на дневное отделение учреждения может быть не только опасная ситуация в семье, но и любая иная трудная жизненная ситуация, в том числе материальные затруднения, бытовая неустроенность, сложный режим работы единственного родителя и др. Дневные отделения учреждений оказывают значительную помощь таким родителям: детям создаются все необходимые условия - комфортное проживание, питание, медицинская и психологическая помощь, опека воспитателей. Поэтому деятельность данных отделений популярна среди населения и весьма эффективна с точки зрения предотвращения развития кризисных явлений в семье.

3. Службы экстренного реагирования на кризисную ситуацию в семье

Несмотря на то, что необходимость раннего выявления семейного неблагополучия все чаще находит отражение в региональных программах, стоит отметить, что технологии такого выявления пока разработаны и реализуются в слабой степени. Именно поэтому актуальность служб экстренного реагирования по-прежнему высока. Данные службы призваны максимально быстро и четко действовать в ответ на обострившуюся ситуацию в семье.

а) социальная скорая помощь, мобильные бригады

В целях создания системы экстренного реагирования на кризисную ситуацию в семье формируются службы социальной скорой помощи. Например, в Вологодской области они созданы на базе учреждений социального обслуживания семьи и детей. Работу служб обеспечивают специалисты по социальной работе, социальные педагоги, психологи. Бригада социальной скорой помощи, в которую включены психолог и специалист по социальной работе, оперативно выезжает на сигнал о ситуации, требующей экстренного вмешательства. Специалисты выясняют ситуацию на месте, выявляют внутренние и внешние ресурсы клиента и его ближайшего социального окружения, формируют стратегию разрешения кризисной ситуации, принимают меры по обеспечению психологической и физической безопасности ребенка, в том числе оказывают экстренную психологическую помощь и другие социальные услуги в целях разрешения проблем семьи, привлекают специалистов других ведомств.

В некоторых регионах формируются мобильные бригады для совершения рейдов в семьи, находящиеся в социально опасном положении, из которых поступили экстренные сигналы о необходимости оказания помощи. Мобильные бригады формируются из различных специалистов, призванных работать с семьями из «группы риска». В Ямало-Ненецком АО, например, такие бригады состоят из четырех специалистов: медицинского работника, психолога, социального педагога, спе-циалиста по социальной работе. Зачастую работа мобильных бригад проходит в круглосуточном режиме (например, в Тюменской области). В Краснодарском крае программой предусмотрено проведение акции «Семейный консультационный автобус» - «В помощь семье!», включающий выезды специалистов (психологов, юристов, врачей) в семьи в целях оказания консультативной и практической помощи.

б) телефон доверия, интернет-службы

Достаточно распространена практика оказания экстренной психологической и социальной помощи семье через телефонное или интернет-консультирование со специалистами. Телефон доверия является важным звеном в системе профилактики социального неблагополучия семей, так как в силу своей доступности и анонимности дает возможность получения экстренной психологической и ресурсной помощи любой категории населения. Особенно в ней нуждаются дети и подростки, которые порой не знают, куда и к кому обратиться за помощью в сложной для них ситуации. Работа телефонов доверия для населения организована практически во всех территориях.

В Тюменской области создана служба оказания экстренной психологической помощи через Интернет. Данная технология ориентирована в первую очередь на несовершеннолетних, имеющих проблемы во взаимоотношениях с родителями, сверстниками, учителями и т.д. Как показывает практика, такая интернет-служба достаточно востребована (в Тюменской области за 2009 год количество посетивших сайт составило около 37 тыс. человек, из них более 31 тыс. несовершеннолетних). Аналогичным образом в Курганской области реализуется проект «Оказание консультативной помощи через Интернет», основная целевая группа которого - дети школьного возраста и молодежь (от 14 до 30 лет). Консультативные услуги в данном случае предоставляют психолог, юрисконсульт и специалист по социальной работе в режиме реального времени. Данная услуга предоставляется на основе принципов конфиденциальности, доступности, анонимности, безопасности, компетентности.

4. Службы сопровождения/кураторы /участковые социальные службы/социальный патронаж

Функция сопровождения семей является крайне важной для профилактики семейного неблагополучия и социального сиротства, для выполнения которой в регионах создаются специальные службы. Такие службы сопровождения существуют, например, в Рязанской области. Содержание социальной работы этих служб определяется в каждом конкретном случае индивидуальной программой социальной реабилитации семьи, которая является комплексной и формируется во взаимодействии с другими субъектами профилактики безнадзорности и правонарушений и учитывает особенности семьи (структуру, материальное положение, характер внутрисемейных отношений, специфику неблагополучия). Приоритетом являются психологическое и педагогическое воздействие.

Для лучшей работы службы сопровождения вводится институт кураторов. В Алтайском крае, например, кураторам семьи отводится особая роль в системе межведомственного взаимодействия по раннему выявлению семейного неблагополучия, а в Томской области при реформировании специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в реабилитации, была введена новая должность «специалист-куратор случая». Механизм работы кураторов можно представить следующим образом. За каждой семьей, из которой в комиссию по делам несовершеннолетних поступили сигналы о детском неблагополучии, закрепляется куратор, задачами которого является установление доверительного контакта с семьей, диагностика проблемных зон, совместное с семьей составление плана реабилитационной работы, мотивирование членов семьи на изменение, координирование выполнения реабилитационных мероприятий.

Аналогом служб сопровождения и кураторов являются социальные участковые службы. Они призваны выявлять, ставить на учет и сопровождать семьи, в которых не обеспечиваются необходимые условия для воспитания и содержания детей, а также оказывать им комплексную социальную помощь в преодолении трудной жизненной ситуации. Как и в случае работы куратора, для каждой семьи разрабатывается индивидуальная программа реабилитации, направленная на сохранение внутрисемейных отношений, устранение факторов риска, причин конфликтов и разрывов внутрисемейных связей. Социальные участковые службы функционируют, например, в Ямало-Ненецком автономном округе и Астраханской области. Отдельные категории семей требуют особых подходов и квалификации со стороны работников сопровождающих служб, организация социального патронажа в таком случае должна учитывать эти особенности. Например, в Новосибирской области организована отдельная служба патронажа семей, воспитывающих детей-инвалидов, проживающих в отдаленных населенных пунктах. Такой патронаж предполагает помимо выездных консультаций обучение специалистов территориальных центров социального обслуживания населения и муниципальных образований, а также актива родителей по вопросам организации помощи детям-инвалидам по месту жительства.

5. Службы реабилитации и досуга (социальные гостиные, низкопороговые клубы, игровые автобусы и т.д.)

Для детей и подростков, воспитывающихся в семьях «группы риска», как правило, характерен низкий уровень социальной адаптации к самостоятельной жизни, нарушение норм общественного порядка. Для организации реабилитации и досуга таких детей в регионах организуются специальные мероприятия. Одна из форм такой организации - социальные гостиные, которые существуют в Алтайском крае.

Посещение ребенком социальной гостиной позволяет ему находиться в школе полный день, получать необходимую педагогическую, психологическую и социальную помощь, что существенно сокращает время пребывания ребенка без надзора со стороны взрослых, повышает уровень школьной адаптации, содействует возвращению учащихся, не посещающих школу, в образовательное учреждение.

Другая возможность решения адаптационных проблем детей из неблагополучных семей - низкопороговые клубы. Низкопороговый клуб - это место свободного доступа, предлагающее подросткам возможность проведения неструктурированного досуга, свободного общения, то есть имеющее низкий порог требований для своей доступности. В Алтайском крае, к примеру, подобные клубы были оборудованы и открыты на базе территориальных центров социальной помощи семье и детям.

Неразвитость социальной инфраструктуры в отдаленных сельских поселениях существенно препятствует доступности реабилитационного досуга проживающим в них детям. С целью организации детского досуга в отдаленных поселениях регионы иногда проявляют изобретательность. Например, в Алтайском крае оснастили «игровой автобус». В комплектацию такого автобуса входит большое количество игр, мягких игровых модулей, видео- и аудиотехника, спортивный инвентарь. Также в автобусе предусмотрено место для проведения индивидуальных консультаций специалистов (психолог, юрист), чьи услуги для жителей отдаленных сел недоступны.

Помимо указанных форм досуг детей из неблагополучных семей организуется в рамках специальных мероприятий: праздники, конкурсы, фестивали, экскурсии и т.д. Зачастую создаются секции, кружки, центры досуга. Например, в г. Томске функционирует центр раннего развития «Хобби-центр».

Достаточно эффективными оказываются индивидуальные (консультирование) и групповые занятия (группы взаимоподдержки) семей и детей из «группы риска» в реабилитационных центрах. Например, в Вологодской области на базе учреждений социального обслуживания семьи и детей организована социальная работа по поддержке детей, имеющих проблемных родителей, - проект «Парус». Основной целью проекта является профилактика негативного воздействия алкоголизма родителей на формирование личности ребенка. Разработан цикл занятий, направленных на формирование здорового образа жизни, активной жизненной позиции, развитие социальных навыков у несовершеннолетних, а также снятие или смягчение угрозы дальнейшего развития социальной и психологической дезадаптации. Встречи в группе взаимоподдержки проводятся в форме тренингов. Основными методами работы психологов являются: коммуникативные и ролевые игры, арттерапевтические приемы, проигрывание ситуаций, игры.

Таким образом можно сделать вывод, что в Российской Федерации наряду с уже давно существующими формами работы с семьей происходит внедрение новых современных социальных технологий, программ и т.д., направленных на сохранение семьи.

Заключение

· Семья, находящаяся в трудной жизненной ситуации - семья, попавшая в ситуацию, объективно нарушающую жизнедеятельность членов семьи (инвалидность, сиротство, безнадзорность, безработица, малообеспеченность, болезнь, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую семья не может преодолеть самостоятельно, в связи с чем нуждается в специальной поддержки и помощи специалистов.

· Наиболее значимые формы семейного неблагополучия для жизни ребенка: плохие материальные условия жизни семьи; потеря связи с рынком труда; внутрисемейные конфликты, неблагополучная психологическая атмосфера в семье; неблагополучное семейное окружение детей, риски развода, невыполнение обязанностей по уходу за детьми; жестокое обращение с детьми; алкоголизм, наркомания.

· Социальная поддержка семьи - комплекс мер по оказанию помощи некоторым группам семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, путем предоставления им информации, финансовых средств, кредитов, обучения и переобучения и других льгот.

· Конкретное содержание социальной поддержки семьи в каждом отдельном случае обусловлено её индивидуальными особенностями: структурой, материальным положением, характером внутренних отношений, спецификой проблем, степенью их остроты аспектом неблагополучия.

· Существуют следующие формы работы с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации: 1) Службы поддержки и формирования ответственного материнства; 2) Отделения дневного пребывания для детей и матерей; 3) Службы экстренного реагирования на кризисную ситуацию в семье; 4) Службы сопровождения/ кураторы/ участковые социальные службы/ социальный патронаж; 5) Службы реабилитации и досуга (социальные гостиные, низкопороговые клубы, игровые автобусы и т.д.)

Список использованной литературы

1. Официальные документы

1. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990). Доступ через http: // www. garant.ru

2. Федеральный закон «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22.07.1993 № 5487-1. - Режим доступа: http: // www. garant.ru

3. Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19.05.1995 № 81-ФЗ. - Режим доступа: http: // www. garant.ru

4. Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской федерации» от 10.12.1995г. №195-ФЗ. - Режим доступа: http: // www. garant.ru

5. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 № 124-ФЗ. - Режим доступа: http: // www. garant.ru

6. Федеральный закон «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ. - Режим доступа: http: // www. garant.ru

7. Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" от 29.12.2006 г. N 256-ФЗ. - Режим доступа: http: // www. garant.ru

2. Научные монографии, брошюры

1. Аверин, А.Н. Социальная политика в муниципальных образованиях/ А. Н. Аверин [и др.]; под общ. ред. Н. А. Волгина.-- М.: Альфа-Пресс, 2006 .-- 567 с.

2. Григорьев, С.И. Социология: основы модернизации социального знания/ С.И.Григорьев, Л.Г. Гуслякова, С.А. Гусова. - М.: Гардарики, 2006. - 235 с.

3. Павленок, П.Д. Введение в профессию "Социальная работа" / П.Д. Павленок.-- М.: ИНФРА-М, 1998 .-- 174 с.

4. Сафонова, Л.В. Содержание и методика психосоциальной работы/ Л.В. Сафонова. - М.: Академия, 2006. - 224 с.

5. Гулина М.А. Словарь-справочник по социальной работе/М.А. Гулина//Спб.: Питер., 2008. - 400 с.

3. Электронные ресурсы

1. Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации: Социальное обслуживание семей с детьми. - Режим доступа: http://www.minzdravsoc.ru›

2. Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Доступ через: http://www.fond-detyam.ru/

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Семья как основная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью, ее значение в обществе. Социализирующие функции семьи, основные факторы, влияющие на ее эффективность.

    реферат , добавлен 14.10.2011

    Семья как многогранная система социального функционирования. Понятия "семья" и "трудная жизненная ситуация семьи". Социальная поддержка семей, попавших в трудную жизненную ситуацию, в условиях Комплексного центра социального обслуживания населения.

    курсовая работа , добавлен 05.11.2015

    Сущность понятия "семья". Категории и функции многодетной семьи. Анализ основных направлений деятельности Департамента социальной защиты населения Вологодской области. Основные предложения по совершенствованию социальной защиты многодетных семей.

    дипломная работа , добавлен 16.09.2017

    Сущность гармоничной социализации в процессе развития личности. Взаимосвязь статуса ребенка в детском коллективе со стилем детско-родительских отношений. Семья как основанная на браке или кровном родстве малая группа, связанная взаимной ответственностью.

    дипломная работа , добавлен 06.12.2011

    Дети и подростки, попавшие в трудную жизненную ситуацию, как объект социальной защиты. Сущность и содержание социально-правовой защиты детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Социальное обеспечение детей, оставшихся без попечения родителей.

    курсовая работа , добавлен 17.03.2015

    Социализация подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию. Основные симптомы неблагополучия ребенка. Современный подход к решению проблемы устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Направления и формы социальной помощи несовершеннолетним.

    курсовая работа , добавлен 12.03.2016

    Основные симптомы неблагополучия ребенка. Система международного сотрудничества в области социально-правовой защиты детей и подростков. Современные правовые проблемы принятия эффективного решения выхода из трудной жизненной ситуации детей и подростков.

    дипломная работа , добавлен 05.12.2013

    Дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию. Сущность и содержание социально-правовой защиты детей. Формирование международного сотрудничества в области социальной защиты детства. Социальное обеспечение детей, оставшихся без попечения родителей.

    курсовая работа , добавлен 08.12.2008

    Основные задачи семьи в обществе, влияние социальной ситуации в государстве на качественность семей. Виды и причины возникновения неполных семей, проблемы детей из них. Организация социальной поддержки детей из неполных семей и ее эффективность.

    дипломная работа , добавлен 15.08.2009

    Семья как первичная ячейка социальной общности людей, основанная на браке или кровном родстве. Социология семьи. Понятие, диспозиция и виды семейного поведения. Брачное, репродуктивное, социализационное, самосохранительное (экзистенциальное) поведение.

    Паспорт Программы ……………………………………………………………….……. 2

    Информационная справка об учреждении ………………………………………….…. 5

    1. Общие сведения об учреждении и контингенте семей воспитанников ………….….. 5

      Межведомственное взаимодействие с учреждениями системы профилактики …..…6

    Анализ деятельности ОУ …………………………………………………………….…. 7

    Концептуальные основания Программы ……………………..………………………... 8

    Приоритетные направления реализации Программы ………………………………… 8

    Проектирование деятельности по реализации Программы........................................... 8

    1. Проект «Доброе сердце» …………………………………………………………………8

      Проект «Выявление и определение семейного поля семьи»…………………………...9

      Проект «Сопровождение семей, находящихся в трудной жизненной ситуации»……………………………………………………..……………………….… 10

      Проект «Профилактика социально-опасного положения»…………………………....12

      Проект «Накопление педагогического опыта работы с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации» …………………………………………………………13

      Проект «Социальное партнерство»………………………………………….…..……...13

    Управление Программой …………………………….………………………..……….. 14

    Паспорт Программы

Наименование Программы

Социально-педагогическое сопровождение семей, находящихся в трудной жизненной ситуации Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Солнышко»

Разработчик Программы

Семёнова Людмила Витальевна, социальный педагог МДОУ «Солнышко»

Исполнители Программы

Администрация ОУ, педагогический коллектив ОУ, родители, общественность

Правовая основа Программы

    Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей, 1990;

    Конвенция ООН о правах ребёнка, 1989;

    Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

    Федеральный закон от 24.06.1999 г № 120 –ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

    Федеральный закон от 24.07.1998 г № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

    Федеральный закон от 24.06.1999 г № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"

    Указ Президента РФ 5.05.1992 г. №431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей".

    Постановление Государственной Думы ЯНАО от 24.11.2004г № 1501 «О Концепции семейной политики Ямало-Ненецкого автономного округа»

    Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 года № 1155. «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

Этапы обсуждения и принятия Программы

1 этап – формирование структуры Программы, май, 2014 г.;

2 этап – определение проектов Программы, июнь-август, 2014 г.;

3 этап – обсуждение и утверждение Программы, сентябрь,2014 г

4 этап – экспертиза Программы, май, 2014 г.

Кем принята Программа

Педагогическим советом МДОУ «Солнышко»

С кем согласована Программа

Управление образования администраци Муниципального образования Приуральский район

Цели и задачи Программы

    Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от социального статуса.

    Формировать социокультурную среду, соответствующуюсоциальному статусу семьи;

    Защищать детей от всех форм физического и психического насилия;

    Создавать условия социальной ситуации развития детей;

    Повысить уровень профессиональной компетентности педагогических работников при организации работы с семьями, находящими в трудной жизненной ситуации;

    Расширить социальное партнёрство ОУ с учреждениями села;

    Взаимодействовать с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребёнка, в том числе посредством проектной деятельности

Проектирование деятельности по реализации Программы

    выявление и определение проблемного поля семей;

    сопровождение семей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

    накопление опыта работы педагогических работников с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации;

    социальное партнёрство.

Ожидаемые результаты реализации Программы

    создание банка данных семей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

    разработка плана мероприятий для каждой категории семей с учётом социального статуса;

    Профилактика семейного неблагополучия;

    Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов ОУ;

    Создание взаимовыгодного социального партнёрства ОУ с учреждениями села.

Этапы реализации Программы

I этап 2014-2015учебный год

Пробный: апробация Программы в режиме инновации

II этап 2016-2019 годы.

Деятельностный: внедрение проектов в текущую практику;

IIIэтап 2019 год

Итоговый: подведение итогов и соотнесение результатов деятельности ОУ с целью и задачами по реализации запланированных проектов Программы.

Срок действия Программы

Структура Программы

    Паспорт Программы

    Информационная справка об учреждении.

    Анализ деятельности ОУ

    Концептуальные основания Программы

    Приоритетные направления реализации Программы.

    Основные проекты по реализации Программы.

    Управление Программой.

Ресурсное обеспечение реализации Программы

    Психолого-педагогические условия;

    Кадровые условия;

    Образовательная среда;

    Развивающая предметно-пространственная среда;

    Социокультурная среда ОУ

Порядок управления реализацией Программы

Управление и корректировка Программы осуществляется по мере необходимости, согласовывается коллегиальным органом ОУ, утверждается локальными актами.

Порядок мониторинга хода и результатов реализации Программы.

Мониторинг реализации Программы осуществляется по завершению работы каждого этапа.

    Информационная справка об учреждении

    1. Общие сведения об учреждении и контингенте семей воспитанников

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Солнышко» (далее – МДОУ «Солнышко) является частью образовательной системы Управления образования Администрации МО Приуральский район. В своей деятельности ОУ руководствуется Уставом, нормативными документами Управления образования, локальными актами учреждения.

МДОУ «Солнышко» расположено в 2-х корпусах, в учреждении – 9 возрастных групп. В них воспитывается 195 детей дошкольного возраста из 183 семей. Количественный состав и категории семей воспитанников представлены в таблице.

Благополучные 121 (66 %)

Семьи в трудной жизненной ситуации 70 (34 %)

Семьи в социально-опасном положении 8 (9)

Семьи «группы риска» 91 (100)

Многодетные

Опекунские

Учёт КДН и ЗП

Учёт ОПБД и П

Неблагополучные многодетные

Неполные

Безработные

Малоимущие

Беженцы, вынужденные переселенцы

Благополучные семьи – это семьи, исполняющие функции, удовлетворяющие потребности всех членов семьи и общества (материальные, психологические, юридические).

    Многодетные семьи – это семьи, имеющие трех и более детей.

    Опекунские и приёмные семьи имеют опекаемых детей. В такие семьи устраиваются дети-сироты и дети, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов.

В ОУ присутствует категория детей находящихся в трудной жизненной ситуации (далее – ТЖС). Данная категория детей воспитывается в семьях, находящихся в трудной жизненной ситуации. Семья, находящая в ТЖС – семья, находящая в определённом социальном неблагополучии (ситуация, связанная с экономическими, юридическими педагогическими, психологическими или медицинскими проблемами, не повлекшая за собой нарушений прав ребёнка).

Семьи, находящиеся в социально-опасном положении (далее – СОП) – категория семей, стоящих на различных видах учёта:

    Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав МО Приуральский район;

    Отдел профилактики безнадзорности детей и подростков.

    – это семьи, в которых рождение большого числа детей можно считать проявлением неблагополучия, т.к. дети в них зачастую являются средством для получения различного рода пособий. Кроме того, в большинстве случаев в таких семьях само появление детей на свет является следствием беспорядочных половых отношений в состоянии алкогольного опьянения;

    Неполные семьи – означает воспитание ребенка одним из родителей. В ОУ присутствуют виды как материнской, так и отцовской неполной семьи;

    Безработные семьи – семьи в рассматриваемый период не имели работы или другого доходного занятия, самостоятельно или при чьем-либо посредничестве занимались поиском работы и были готовы приступить к ней;

    Малоимущие семьи – это категория семей, имеющие среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума на душу населения, утвержденного постановлением Правительства ЯНАО. К данной категории относятся семьи: семьи, с одиноким, воспитывающим родителем (неполные), неблагополучные многодетные семьи, просто неблагополучные семьи, семьи безработных родителей. В этом учебном году группу малообеспеченных пополнили категории семья беженцев и вынужденных переселенцев.

    Семьи беженцев, вынужденных переселенцев – семьи, которые не имеют российского гражданства и находятся на территории РФ из-за реальных опасений для жизни и здоровья в своём государстве.

      Межведомственное взаимодействие с учреждениями системы профилактики

Большое внимание в работе ОУ уделяется межведомственному взаимодействию субъектов системы профилактики, таких как:

    Отдел по охране и защите прав детства Управления образования Администрации МО Приуральский район. Информирование о несовершеннолетних и их законных представителях,о фактах психологического или физического насилия.

    ГБУЗ ЯНАО «Аксарковская центральная районная больница».Взаимодействиев случае постановки семьи с алкогольной зависимостью на учет и проведения дальнейшей профилактической работы.

    МБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения». Оказание адресной материальной помощи семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

    ОМВД ЯНАО по Приуральскому району. Патронат семей, с целью контроляи профилактики неблагополучных семей

    Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав. Координация работы с семьями СОП.

Сотрудничество с учреждениями помогает найти болееоптимальные и эффективные пути решения выхода из сложившейся трудной жизненной ситуации в семьях воспитанников ОУ.

    Анализ деятельности ОУ по направлению

Работа в ОУ по социально-педагогическому сопровождению в течение 2012-2014 гг. велась по направлениям:

          Диагностическое. Формы работы: анкетирование родителей «Социальный паспорт семьи», составление списков неблагополучных семей, рассмотрение заявленийна оказание помощи в виде освобождения от родительскойплаты, приём информации из различных источниковобтрудной жизненной ситуации семей. Данное направление позволяетустановить статус семей воспитанников ОУ.

          Профилактическое. Формы работы: патронаж, ходатайство, индивидуальные беседы, рейды, привлечение родителей к образовательной и культурно-досуговой деятельности ОУ.

    Патронаж предусматривает посещение семьи дома с диагностической, контролирующей целью, который позволяет изучить проблемные ситуации и оказывать срочную помощь. В течение года осуществляется периодический патронаж семей.

Специалистами ОУ составляются акты обследования жилищно-бытовых и социально-психологических условий проживания несовершеннолетних.Отслеживаются семьи с низким материальным достатком. В течение учебного года 20 семьям, оказавшимся, в трудной жизненной ситуации, предоставлялась льгота по родительской плате. 7 семьям была оказана вещевая помощь, в течение акции «Помоги ближнему».

    Ходатайство – официальная просьба и представление адресованное государственным органам (общественным организациям), вышестоящим инстанциям. В течение 2013-2014 уч. года Составлено ходатайство за 1 семью об оказании материальной помощи ГБУ «КЦСОН», на 2 семьи в оказании содействия в трудоустройстве через ЦЗН.

    Индивидуальные беседы проводятся с целью профилактики пропусков без уважительной причины детьми ОУ, о необходимости своевременного внесения оплаты за посещения детьми ОУ.

    Рейды – Проведено 40 рейдов на квартиры, с целью выяснения причин отсутствия воспитанников в ОУ.

    работапо повышению педагогической грамотности родителей, включение их в деятельность ДОУ. Привлечение родителей к участию в детских праздниках, спортивных мероприятиях, конкурсах совместного творчества родителей и детей.

Все профилактические мероприятия фиксируются в «Журнале профилактических мероприятий». На каждую семью, находящуюся в ТЖС заведено личное дело, где отражена вся проведенная профилактическая работа.

          Аналитическое. В конце учебного года проводится анализ эффективности профилактических мероприятий. Ведётся учёт положительной динамики (графики). В случае необходимости планируется дальнейшее сопровождение семей.

Вывод: Социально-педагогическое сопровождение в МДОУ «Солнышко» имеет определенную систему.

Данная система нуждается в дополнениях и изменениях:

    Привлечение педагога-психолога для оказания своевременной психологической помощи семьям и воспитанникам, оказавшимся в ТЖС;

    Распространение положительного опыта семейного воспитания по возрождению семейных ценностей и традиций;

    Использование нетрадиционных форм работы с семьями, находящимися в ТЖС.

          Концептуальные основания Программы

В основу программы заложены следующие принципы:

1. Принцип индивидуального подхода – реализуется путем осуществления реабилитационного процесса с учетом особенностей семьи.

2. Принцип законности – предусматривает соблюдение требований, законодательства РФ в работе с семьей.

3. Принцип комплексности – предполагает реализацию системного подхода в работе с семьей.

4. Принцип взаимодействия – определяет порядок работы с семьей всех компетентных структур.

5. Принцип ответственности – предполагает конкретных исполнителей поставленных целей

5. Приоритетные направления реализации Программы

1. Регулярное, систематическое сопровождение семей находящихся в сложной жизненной ситуации

2. Привлечение к реализации программы педагогических работников имеющих достаточный опыт работы с семьями, находящимися в ТЖС.

3. Сопровождение семей находящихся в ТЖС, через межведомственное взаимодействие с учреждениями профилактики

    Проектирование деятельности по реализации Программы

      Проект «Доброе сердце»

В благополучных многодетных семьях, родители любят своих детей и сознательно хотят их иметь по различным причинам, в том числе из-за религиозных убеждений. Опекунские семьи занимаются воспитанием не родных детей и стараются прививать им семейные ценности. Мероприятия для многодетных и опекунских семей направлены на распространение положительного опыт семейного воспитания и предупреждение жестокого обращения с детьми.

Мероприятие

Направление

Конкурс совместного творчества «Мои братишки и сестренки»

Досуговое

1 раз в год

Многодетные семьи

Семейная газета

информационное

1 раз в год

Многодетные семьи

Портфолио «Знакомьтесь, это мы!»

Досуговое

1 раз в год

Многодетные семьи

«Родительская беседка» - интернет консультирование

Консультативное

1 раз в год

Многодетные семьи

Патронаж

Профилактическое

2 раза в год

Опекаемые семьи

Контроль посещения детьми ОУ

Профилактическое

Регулярно

Опекаемые семьи

Консультативное

Регулярно,

по обращению

Опекаемые семьи

Многодетные семьи

Заочный конкурс "Пусть свет сердец не угасает»

Досуговое

1 раз в год

Опекаемые семьи

Конкурс фотоматериалов «Улыбнитесь, я снимаю»

Досуговое

1 раз в год

Опекаемые семьи

Предполагаемый результат: распространение положительного опыта семейного воспитания; предупреждение жесткого обращения с детьми.

6.2. Проект «Выявление и определение проблемного поля семьи»

Порядок постановки семьи на индивидуальное социально-педагогическое сопровождение регламентируется локальными актами ОУ.

Основными источниками информации о семье являются:

 воспитатель возрастной группы

 социальные паспорта группы

 непосредственные контакты с семьей (посещение на дому, приглашение на беседу в ОУ);

 наблюдение за ребенком в ОУ (особенности его взаимоотношений со сверстниками и педагогами, социальный статус в группе сверстников, особенности игровой деятельности, поведения).

Диагностический инструмент

Назначение методики

(с кем проводится)

Форма проведения

Итоговый документ

Социальная ситуация развития ребенка

Выявление семей группы риска, нуждающихся в социально-педагогическом сопровождении.
Проводится анализ социальных паспортов групп ОУ

Родители воспитанников ОУ

Заполнение бланка-анкеты

Социальный паспорт группы

Получение информации о ребенке: состояние здоровья, психосоциальное развитие, личностные особенности, проблемы поведения.

Проводится в отношении воспитанников, находящихся в ТЖС

Личное дело

Факторы социального неблагополучия

Изучение условий проживания ребенка в семье с целью выявления степени неблагополучия, оценки возможности проживания ребенка в семье. Проводится в случаях, когда есть информация о явном неблагополучии (социальной опасности) проживания ребенка в семье

Жилищные условия, среда проживания ребенка

Наблюдение, осмотр (в ситуации, когда есть основания предполагать, что ребенок проживает в неблагоприятных для его развития, состояния здоровья и т. д. условиях)

Акт обследования жизненного пространства ребенка

Детско-родительские отношения

Составление социально-психологического портрета семьи, выявление "проблемных сфер" для определения возможных форм социально-педагогической помощи семье

Семья ребенка

Беседа с ребенком, родителями, анализ данных посещения семьи

Паспорт семьи

Предполагаемый результат : создание банка данных семей, находящихся в ТЖС.

      Проект «Сопровождение семей, находящихся в ТЖС»

Мероприятия проекта по реализации программы составлены с учётом их статусасемейи специфических проблем и направлены на профилактику.

Неблагополучные многодетные семьи

Социальные проблемы: острый недостаток материальных ресурсов; нерешенность жилищных проблем; психологическая несовместимость членов семей. Мероприятия для таких семей направлены на снижение психологического напряжения в отношениях между членами семьи и улучшения условий социальной ситуации развития детей в ОУ, путём активного вовлечения членов семей к социокультурному пространству ОУ.

Неполные семьи

Проблемы, возникающие в неполных семьях: неполноценное воспитание ребенка, частые острые и хронические заболевания у детей, наличие вредных привычек (курение, алкоголизм), неустроенность социально-бытового и жилищного характера, отсутствие или несоблюдение гигиенических норм жизни у родителей, частые случаи самолечения детей. В неполных семьях, где воспитателем остается отец, помимо вышеперечисленных проблем можно добавить отсутствие ласки со стороны матери.

Безработные семьи

В семьях безработных возникают следующие проблемы: возрастает количество разводов, отмечаются случаи жестокого обращения с детьми, присутствуют нервные расстройства и высокий уровень заболеваемости детей.

Малоимущие семьи

Основные проблемы малообеспеченных семей: материальные (трудности с обеспечением потребностей в жилье, еде, одежде, медицинской помощи); ухудшение психологической атмосферы (психологическое напряжение в отношениях между членами семьи) и психического здоровья детей. Такие проблемы в семьях порождают отсутствие инициативы, пассивность.

Проблемы: психологический дискомфорт, материальный трудности, затруднение при трудоустройстве.

Мероприятие

Направление

Профилактическое

Регулярно

Неблагополучные многодетные семьи

Безработные семьи

Малоимущие

Консультативное

Регулярно

Неполные семьи

Семьи беженцев и вынужденных переселенцев

Помощь в получении различных пособий и льгот, компенсаций

Консультативное

Регулярно, по обращению

Неблагополучные многодетные семьи

Неполные семьи

Безработные семьи

Семьи беженцев и вынужденных переселенцев

Работа семейного клуба «Мы – вместе!»

По плану работы клуба

Неблагополучные многодетные семьи

Выставка тематической литературы

Просветительское

1 раз в год

Неблагополучные многодетные семьи

Служба дистанционной психологической помощи («Телефон доверия», «Почтовый ящик», «Интернет приёмная»)

Консультативное

По обращению

Неблагополучные многодетные семьи

Неполные семьи

Привлечение к мероприятиям ОУ

Досуговое

Неблагополучные многодетные семьи

Неполные семьи

Семьи беженцев и вынужденных переселенцев

Материальная поддержка

Действенное

По акции, по обращению

Неблагополучные многодетные семьи

Малоимущие семьи

Семьи беженцев и вынужденных переселенцев

Разработка и распространение тематических памяток для родителей

Информационное

Неполные семьи

Безработные семьи

Семьи беженцев и вынужденных переселенцев

Содействие в трудоустройстве

Действенное

По обращению

Безработные семьи

Малоимущие семьи

Семьи беженцев и вынужденных переселенцев

Патронаж

Профилактическое

2 раза в год

Безработные семьи

Создание временных групп взаимопомощи

Действенное

По обращению

Малоимущие семьи

Безработные семьи

Семьи беженцев и вынужденных переселенцев

Предполагаемый результат : улучшение психологической атмосферы в семьях, снижение детской заболеваемости, улучшение материального состояния семей, повышение активности в мероприятиях, объединяющих детей, родителей и педагогов; предупреждение социально-опасного положения.

      Проект «Профилактика социально-опасного положения»

Проблемы семей, находящихся в СОП: алкоголизм одного или обоих родителей, низкий культурно-образовательный уровень, деформация системы ценностных ориентаций.

Мероприятие

Направление

Психолого-педагогическая помощь в образовании родителей

Профилактическое

Регулярно

Социально-психологическая помощь детям

Консультативное

Регулярно

Наблюдение за игровой деятельностью детей и за взаимоотношениями в коллективе со сверстниками

Профилактическое

Организация конкурса рисунка «Я и моя семья»

Досуговое

1 раз в год

Общение с членами семьи

Профилактическое

Регулярно

Мониторинг посещаемости детьми ОУ

Профилактическое

Ежедневно

Организация взаимодействия со всеми субъектами профилактики для оказания своевременной помощи семье

Профилактическое

Регулярно

Вовлечение родителей в деятельность ОУ

Профилактическое

Согласно плану

Привлечение к работе Совета Учреждения

Профилактическое

По мере необходимости

Цикл занятий с детьми «Научитесь обращаться за помощью»

Профилактическое

В течение учебного года

Родительский клуб «Мы вместе»

Профилактическое

По плану работы клуба

Предполагаемый результат : уменьшение количества семейнаходящихся в СОП

      Проект «Накопление педагогического опыта работы с семьями, находящимися в ТЖС»

Для организации работы с социально неблагополучными семьями воспитателям возрастных групп необходимо накапливать определённый опыт, заключающийся в освоение теоретических знаний и приобретение практических навыков

Мероприятие

Обучение профилактической работе

Постоянно

Ознакомление педагогического коллектива с законодательными актами, нормативными документами регламентирующими организацию работы с «особыми» семьями

Создание схемы отработки оперативной информации

Январь, 2015

семьями, находящимися в ТЖС

Педагогический всеобуч

Ежегодно

Планируемый результат :повышение профессионального мастерства педагогов в работе с семьями, находящимися в ТЖС.

      Проект «Социальное партнёрство»

Социальное партнерство – сотрудничество профессиональных, общественных организаций и структур с семьей при посредничестве ОУ. Последовательное осуществление системы программных мероприятий обеспечивает создание комплексногосопровождениясемей в ТЖС.

Мероприятия

Взаимодействующие стороны

Выявление неорганизованных детей

Отдел ПДН ОМВД ЯНАО по Приуральскому району

Посещение на дому семей состоящих на различных видах учета

Отдел профилактики несовершеннолетних, Комиссия по делам несовершеннолетних

Посещение детей из опекаемых семей

Отделпо охране и защите прав детстваУправления образования МО Приуральский район

Обеспечение социальной поддержки и социальной защиты семей

Учреждения по труду и социальной защите населения МО Приуральский район

Встречи с различными специалистами.
Организация мероприятий направленных на популяризацию здорового образа жизни, профилактику вредных привычек

ГБУЗ ЯНАО «Аксарковская центральная районная больница», МБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения»

Предполагаемый результат: сопровождение семей, находящихся в ТЖС в межведомственном взаимодействии учреждений системы профилактики.

    Управление программой

Управление и корректировка Программы осуществляется по мере необходимости, согласовывается коллегиальным органом ОУ, утверждается локальными актами. Мониторинг реализации Программы осуществляется по завершению работы каждого этапа. Форма отчётности – аналитическая информация ответственных лиц.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Солнышко»

Согласовано Утверждено

на педагогическом совете ______________________________

Протокол № 1 Заведующая МДОУ «Солнышко»

Приказ № 60

Программа

« Социально-педагогическое сопровождение семей находящихся в трудной жизненной ситуации Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Солнышко»

2014-2019годы»

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!