Все для предпринимателя. Информационный портал

III. Кадастровые проблемы и их решение

Проблема:

10 апреля 2001 года по предложению Российской ассоциации частных землемеров руководителем Рсземкадастра Саем Сергеем Ивановичем была предпринята попытка наполнить Кадастр сведениями обо всех земельных участках Росземкадастром были утверждены «Указания для территориальных органов Росземкадастра по проведению работ по инвентаризации сведений о ранее учтенных земельных участках ГЗК-1-Т.Р-11-02-01». Инвентаризация документированных сведений о земельных участках с составлением выписки из государственного земельного кадастра обо всех ранее учтенных земельных участках, инвентаризационного плана земельных участков в кадастровом квартале, каталога координат точек границ земельных участков в кадастровом квартале и отражением сведений о ранее учтенных земельных участках на дежурной кадастровой карте не были выполнены.

Вторая попытка наполнения Кадастра сведениями обо всех земельных участках была предпринята в 2005 году руководителем Федерального агентства кадастра объектов недвижимости Мишустиным Михаилом Владимировичем в составе работ по расчету кадастровой стоимости земельных участков. При формировании Первичного реестра земельных участков, подлежащих включению в Оценочную опись существующих земельных участков (ООЗУ) кроме сведений о земельных участках (включая их местоположение), отраженных на кадастровом плане территории кадастрового квартала, на основании фотообразов документов, явившихся основанием для внесения земельного участка в Первичный реестр (свидетельство о праве собственности на землю, Поземельная книга, Похозяйственная книга, постановление органов местного самоуправления о предоставлении земельного участка и т.д.) составлялся перечень существующих земельных участков, расположенных на территории кадастрового квартала, но не отраженных графически на кадастровом плане территории кадастрового квартала. В последующем, местоположение таких земельных участков не было отражено и в публичных кадастровых картах. Тем не менее, начиная с 2005 года Роснедвижимость и Росреестр (Васильев С.В.) ежегодно в Государственных (национальных) докладах о состоянии и использовании земель в Российской Федерации отчитывались о завершении внесения сведений о ранее учтенных земельных участках в Единый государственный реестр земель, кадастровый учет которых проводился до вступления в силу Федерального закона «О государственном земельном кадастре». И только в 2012 году Минэкономразвития признало, что в Кадастре содержатся сведения с отображением границ лишь о 30 миллионах земельных участков из 60 миллионов существующих.

Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ (НАЦИОНАЛЬНЫЙ) ДОКЛАД

О СОСТОЯНИИ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЗЕМЕЛЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2005 ГОДУ

В 2005 году ФГУ «Земельная кадастровая палата» по субъектам Российской Федерации практически завершено внесение сведений о ранее учтенных земельных участках в Единый государственный реестр земель, кадастровый учет которых проводился до вступления в силу Федерального закона «О государственном земельном кадастре».

Завершение этой работы является поворотным этапом в деятельности по ведению современного государственного земельного кадастра. Отражение сведений о ранее учтенных земельных участках в государственном реестре земель кадастрового района и на дежурной кадастровой карте является подготовительной работой к кадастровому учету вновь образованных земельных участков и обеспечивает проверку представленных документов о межевании на соответствие данным государственного земельного кадастра и уникальность кадастровых номеров, присваиваемых земельным участкам при их кадастровом учете.

По отчетным данным в целом по Российской Федерации на 31.12.2005 года общее количество земельных участков, внесенных в Единый государственный реестр земель, составляет 36 920 104 участка.

Сведения об учтенных в кадастре земельных участках в процентах от их фактического наличия

(по данным государственных докладов о состоянии и использовании земель в российской федерации в 2002-2010 гг.)

Количество КПЗУ подготовленных по заявкам о постановке на государственный кадастровый учёт по отчётным данным Росреестра

Общее количество земельных участков, внесённых в ЕГРЗ по данным Росреестра (не соответствует действительности)

(на 31.12.2005г.)

(на 31.12.2006г.)

(на 31.12.2007г.)

(на 31.12.2008г.)

(на 31.12.2009г.)

(на 31.12.2010г.)

или 40% от 49 666 664

(за 2002 - 2010 годы в среднем 1 999 205* за 1 год)

Решение:

Министерство экономического развития России после многолетних раздумий и ожиданий, что спорадический способ по запросу заинтересованных лиц и за их счет наполнит Кадастр сведениями обо всех объектах недвижимости, наконец, пришло к очевидному, подтвержденному мировой практикой выводу о том, что наполнение Кадастра сведениями обо всех ранее учтенных объектах недвижимости невозможно без бюджетного финансирования и использования систематического способа проведения кадастровых работ, поочередно в плановом порядке, охватывая всю территорию.

Комитет по населенным пунктам ЕЭК ООН еще в сентябре 1998 года на своей пятьдесят девятой сессии рекомендовал Правительствам стран с переходной экономикой «признать финансирование кадастра в первые годы их использования как реальные инвестиции в развитие экономики в целом. Закрепленные в кадастрах права – это финансовые активы страны. Они способствуют постепенному привлечению инвестиций и создают у предприятий и отдельных лиц чувство уверенности, побуждающее их участвовать в развитии страны и ее экономики».

Кадастр и регистрация прав это правовая и финансовая инфраструктура для развития экономики и обеспечения социальной устойчивости.

В 2012 году Минэкономразвития России впервые озвучило (Э. Набиулина), что из 60 млн. земельных участков в Кадастре содержатся сведения лишь о 30 млн. земельных участков с установленными границами. В настоящее время Минэкономразвития России считает, что финансирование работ по определению точных границ земельных участков должно осуществляться как за счет региональных и муниципальных бюджетов, так и за счет субвенций из федерального бюджета. Объем средств, которые понадобятся, составит 119 млрд рублей.

В августе 2013 года по поручению Минэкономразвития России разработан проект Федерального закона «Об определении точных границ земельных участков и местоположения зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»,в котором предлагается проведение за счет бюджетных средств комплекса кадастровых работ по установлению, уточнению, включая исправление в Кадастре ранее внесенных ошибочных сведений о границах, устранению путем перераспределения земель недостатков землепользования (вклинивания, изломанности границ, чересполосицы) и внесению в Кадастр установленных в соответствии со Стандартами точности сведений о границах всех земельных участков и местоположения зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства в границах населенных пунктов, садоводческих и дачных некоммерческих объединений граждан.

Для мотивирования граждан и юридических лиц в установлении точных границ находящихся в их владении земельных участков Минэкономразвития России подготовило законопроект, в котором начиная с 2018 года запрещаются любые сделки с земельными участками, сведения о границах которых отсутствуют в государственном кадастре недвижимости.

    Несоответствие координат характерных точек границ земельных участков, поставленных на кадастровый учет, стандартам точности (кадастровый мусор неточных границ) – препятствие для кадастрового учета смежных земельных участков и источник земельных и кадастровых споров.

Проблема:

Причины неточных границ, отраженных в Кадастре:

    Низкая точность координат пунктов Государственной геодезической сети в местных системах координат. Смежные границы земельных участков, определенные от разных пунктов ГГС не совпадают из-за ошибок взаимного положения пунктов ГГС, результатом чего является решение об отказе в кадастровом учете и длительные судебные разбирательства.

Ошибки координат пунктом ГГС в местных системах координат

Субъект РФ

Количество пунктов ГГС

на которых

проведены спутниковые

измерения

СКО взаимного положения пунктов ГГС.см

Распределение ошибок в %

свыше 100 см

Смоленская область -МСК-67

Тверская

область -МСК-69

Тульская область -МСК-71

Московская область-МСК-50

*) после отбраковки пунктов с ошибками более 1м

Данные, приведенные в Таблице. характеризуют точность ГГС в местных системах координат, базирующихся на СК-63. Распределение ошибок в сетях ГГС неоднородно. Выявлено наличие групп пунктов, сдвинутых относительно основной совокупности на величину до 0.5 м.

    Недопустимое использование кадастровыми инженерами способов определения с пониженной, не соответствующей стандартам точностью координат характерных точек границ земельных участков картометрическим методом вместо выполнения измерений геодезическими способами (тахеометрическая съемка, спутниковые определения).

    Наличие исторических границ земельных участков, установленных по описанию с пониженной точностью.

    Отсутствие государственного геодезического контроля за межеванием земель.

    Отсутствие законодательно установленного приоритета точно измеренных границ над неточно определенными.

    Отсутствие простого механизма исправления в кадастровой документации неточно отраженных границ земельных участков на точно определенные (при отсутствии земельных споров).

Решение:

    Вместо созданной путем сгущения пунктов ГГС в местной системе координат с низкой и неоднородной точностью опорной межевой сети наземного базирования с установкой закапыванием легко утрачиваемых опорных межевых знаков создание и использование межрегиональных и региональных спутниковых систем точного позиционирования с равномерной по территории точностью определения координат точек (1-2) см. Стоимость создания спутниковой опорной сети в 2-3 раза дешевле, чем опорная межевая сеть.

    Проведение за счет бюджетных средств кадастровых работ по уточнению ранее внесенных в Кадастр ошибочных сведений (координат характерных точек границ) о границах земельных участков. Проект федерального закона «Об определении точных границ земельных участков и местоположения зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства» разработан Минэкономразвития России.

    Установить в кадастровом законодательстве современный принцип приоритета точных границ над менее точными вместо существующего принципа –кто первый попал в Кадастр, тот и прав, неотвратимо приводящему к накоплению кадастровых ошибок и ухудшению качества Кадастра.

    Передача контрольных функций за межеванием объектов кадастрового учета саморегулируемым организациям в сфере кадастровой деятельности.

    Наделение саморегулируемых организаций в сфере кадастровой деятельности правом проведения независимой экспертизы при возникновении технического кадастрового спора по расположению границ и точности определения координат характерных точек границ земельных участков.

Дальнейшее развитие экономических отношений в Российской Федерации невозможно без точной и достоверной информации, которая должна содержаться в государственном кадастре недвижимости (ГКН). Эта информация необходима также для создания единого геоинформационного пространства территориального образования, позволяющего решать многочисленные вопросы эффективного управления. Поэтому сбор кадастровой информации в настоящее время и ее внесение в ГКН является актуальной научно-технической задачей.

Ведение государственного кадастра недвижимости является одной из сложных, трудоемких, дорогостоящих, но в то же время необходимых процедур, осуществляемых государственными структурами. Без кадастровой информации невозможны сделки с недвижимостью, возникают проблемы с проведением эффективной налоговой политики, государство не может на практике реализовать гарантии прав собственников на принадлежащее им недвижимое имущество. Поэтому неслучайно Министерство экономического развития непрерывно совершенствует нормативную и законодательную базу земельно-имущественных отношений, что, несомненно, даёт свои положительные результаты.

Согласно научно-техническим публикациям, одной из главных проблем государственного кадастра недвижимости является его незавершенность. Это обусловлено заявительным принципом ведения ГКН. Кроме того, серьезным аспектом сбора и внесения кадастровой информации в ГКН являются проблемы наложения границ земельных участков друг на друга в процессе их постановки на государственный кадастровый учет (ГКУ) или их пересечения с границами муниципального образования.

Данная негативная ситуация обусловлена следующими факторами:

  1. Точность пунктов опорной межевой сети не достаточна для выполнения координирования характерных точек вновь образованных земельных участков.
  2. Средние квадратические ошибки характерных точек, определяющие на местности положение земельных участков, получены с точностью, не соответствующей требованиям нормативных документов.
  3. При постановке на государственный кадастровый учет вновь сформированных земельных участков орган кадастрового учета (кадастровая палата) не требует от кадастровых инженеров материалов, подтверждающих качество выполненных работ по координированию характерных точек.
  4. Характерные точки ранее поставленных на ГКУ земельных участков закоординированы с грубыми ошибками. В ряде случаев кадастровые инженеры используют картометрический способ определения координат без проверки, когда картографическая основа не обеспечивает заданной точности, а в соответствующей форме межевого плана прописывается только нормативная точность определения координат.
  5. Изменение системы координат территориального образования, когда ранее учтенные земельные участки были закоординированы в одной, а вновь образуемые - в новой системе координат.

Перечисленные недостатки, согласно действующему законодательству, обусловливают приостановления и отказы в ГКУ. Согласно материалам обследования, доля приостановлений и отказов в государственном кадастровом учете составляет в среднем по регионам от 3 до 11 %. Это весьма значимая величина, определяющая не только удлинение процесса оформления прав на объекты недвижимости, но и формирование налогооблагаемой базы.

Уместно заметить, что до введения в действие Федерального закона о землеустройстве земельные участки предоставлялись землепользователям без обязательного определения координат. Тем не менее, кадастровое ведомство, основываясь на статьях Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон о кадастре), подвергает сомнению не внесенные в базы данных кадастра графические и атрибутивные данные, а сведения, предоставленные во вновь поступающих межевых и технических планах. Такая ситуация парадоксальна, вместе с тем, она соответствует действительности. Устранение создавшейся ситуации возможно в результате выполнения сплошного межевания в пределах структурных единиц территориального образования. К сожалению, органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровой деятельности не определены источники, из которых должна финансироваться такая необходимая на современном этапе работа.

Кадастровая ошибка

В современном земельном законодательстве выделены две группы ошибок, которые обусловливают наложение границ земельных участков при их постановке на учет: технические и кадастровые ошибки. Техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка) - это ошибка, допущенная органом кадастрового учета при осуществлении ГКУ. Срок ее исправления - не более пяти рабочих дней. Если причиной пересечения границ является техническая ошибка (например, сведения реестра объектов недвижимости или кадастровой карты о местоположении границы земельного участка не соответствуют сведениям, содержащимся в документах кадастрового дела), то она устраняется в течение времени, предусмотренного для осуществления кадастрового учета, без принятия решения о приостановлении.

Кадастровая ошибка - это воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения. Перечисленные выше факторы относятся к кадастровым ошибкам. На исправление кадастровой ошибки отводится восемнадцать календарных дней. Кадастровая ошибка подлежит исправлению в процессе изменения сведений об объекте недвижимости, получении кадастрового паспорта на квартиру в порядке информационного взаимодействия или на основании вступившего в законную силу решения суда. Истцом по требованию об исправлении кадастровой ошибки может быть любое заинтересованное лицо (ч. 5 ст. 28 Закона о кадастре).

Ответчики по иску об исправлении кадастровой ошибки:

  • собственник земельного участка, за счет которого может быть произведено восстановление границ земельного участка истца;
  • арендатор участка, если участок находится в государственной или муниципальной собственности и сдан в аренду на срок более пяти лет;
  • кадастровая палата, поскольку именно она должна совершить действия по кадастровому учету новых границ земельного участка.

В письме Министерства экономического развития (МЭР) от 27 марта 2009 г. № 4448-ИМ/Д23 «Об устранении несоответствий в местоположении границ земельных участков» отмечено что, в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 26 Федерального закона № 221, государственный кадастровый учет приостанавливается, если одна из границ земельного участка, о кадастровом учете которого представлено заявление, в соответствии с кадастровыми сведениями (т.е. со сведениями государственного кадастра недвижимости, которые не имеют временного характера) пересекает одну из границ другого земельного участка. Исключением являются случаи, когда последний из указанных земельных участков является преобразуемым.

Ошибки кадастровых инженеров

Орган кадастрового учета при принятии решения о приостановлении должен установить возможные причины возникновения обстоятельств, являющихся основанием для принятия такого решения. Если причиной пересечения границ является ошибка, допущенная кадастровым инженером при выполнении кадастровых работ в отношении земельного участка, кадастровый учет которого был осуществлен после вступления в силу Закона о кадастре, то она определяется как кадастровая и подлежит исправлению в порядке, установленном ст. 28 данного закона.

Воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка, допущенная лицом, выполнявшим работы по территориальному землеустройству, в отношении ранее учтенного земельного участка (земельного участка, государственный кадастровый учет которого был осуществлен до 1 марта 2008 г., или земельного участка, государственный кадастровый учет которого не осуществлен, но право собственности зарегистрировано и не прекращено, и которому присвоен органом, осуществляющим госрегистрацию прав, условный номер) может быть исправлена органом кадастрового учета с использованием процедур в соответствии с ч. 14 ст. 45 Закона о кадастре.

В письме МЭР № ОГ-Д23-4647 от 16.08.2013 дано пояснение по поводу отнесения земельного участка к ранее учтенным объектам недвижимости. В соответствии со ст. 45 Федерального закона № 221, ранее учтенными земельными участками признаются земельные участки:

  • государственный кадастровый учет которых осуществлен в установленном действующим законодательством порядке до дня вступления в силу Закона о кадастре (1 марта 2008 г.);
  • государственный кадастровый учет которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены, и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Порядок исправления кадастровых ошибок

Местоположение границ земельного участка определяется кадастровыми инженерами в соответствии с действующими нормативно-правовыми документами. Вместе с тем, в целях снижения количества приостановлений и отказов в проведении государственного кадастрового учета, на наш взгляд, необходимо провести следующие мероприятия:

  1. Разработать и утвердить инструкцию по определению границ недвижимого имущества и передаче межевых и технических планов на ГКУ. Данную инструкцию согласовать с работниками органа кадастрового учета и саморегулируемой организацией кадастровых инженеров.
  2. Значительно усилить квалификационные требования по допуску претендентов для сдачи квалификационного экзамена на аттестат кадастрового инженера. При этом существенно расширить перечень вопросов, касающихся геодезического обеспечения ведения ГКН, добавив теоретический материал по ГНСС-технологиям, методам и средствам контроля и математической обработки результатов геодезических измерений.
  3. Органам кадастрового учета требовать от кадастровых инженеров материалов по контролю качества результатов координирования характерных точек вновь образованных земельных участков с проверкой качества определения координат характерных точек смежных земельных участков, уже поставленных на ГКУ. В формах межевого плана необходимо приводить результаты реальной оценки точности выполненных измерений исходя из использованных методов и средств, применяемых при координировании.
  4. При применении картометрического способа обосновывать возможность использования соответствующей картографической основы и выполнять проверку реальной точности картографического плана или карты.
  5. Кадастровым инженерам в пределах одного кадастрового квартала для координирования характерных точек использовать одни и те же пункты государственной геодезической сети или опорной межевой сети, которые использовались ранее при координировании смежных земельных участков.

Реализация данных предложений могла бы существенно повысить качество кадастровой информации, в значительной степени сократив причины приостановлений или отказов в осуществлении государственного кадастрового учета объектов недвижимости.

1

Статья посвящена рассмотрению приоритетных направлений развития государственного кадастра недвижимости (ГКН) на территории Российской Федерации (РФ). Сделан краткий обзор ведения кадастра недвижимости в Нидерландах. Проведен сравнительный анализ по общим принципам ведения государственного кадастра объектов недвижимого имущества Нидерландов и РФ. Проведен анализ соответствия признакам успешной системы кадастра кадастровой системе России. Проведен анализ на основе которого выделены два направления приоритетного развития кадастра объектов недвижимости в России – оформить права на все земли РФ; введение единой системы координат (ГСК 2011) на территорию РФ. Полученные в статье результаты открывают перспективы развития кадастровой науки РФ.

кадастровая система

недвижимость

трехмерные кадастровые системы

3D кадастр

государственный кадастр недвижимости

1. Dale Peter F. John D. McLaughlin Land Administration (Spatial Information Systems and Geostatics Series) // New York: Oxford University Press, March 23, 2000. – 184 p.

2. Fatih Döner, Rod Thompson, Jantien Stoter, Christiaan Lemmen, Hendrik Ploeger, Peter van Oosterom and Sisi Zlatanova. Solutions for 4D cadastre – with a case study on utility networks // International journal of geographical information science. Vol. 25. No. 7. July 2011. – Р. 1173-1189.

3. Бойков В. Н., Скворцов А. В., Сарычев Д. С., Филиппов В. Г. Проблемы кадастра недвижимости Федеральных автомобильных дорог // Мир дорог. – 2011. – № 57. – С. 22-25.

4. Skvortsov A.V. Construction of the Delaunay superlarge triangulation [Текст] // Russian Physics Journal. 2002. Vol. 45. No. 6. P. 558-561.

5. Jantien Stoter, Peter van Oosterom and Hendrik Ploeger. The Phased 3D Cadastre Implementation in the Netherlands. // Proceedings 3rd International Workshop on 3D Cadastres, 2012, Shenzhen. – Р. 201-218.

6. Jantien Stoter, Hendrik Ploeger and Peter van Oosterom. 3D cadastre in the Netherlands: Developments and international applicability // 3D Cadastres II, special issue of Computers, Environment and Urban Systems, Volume 40, July 2013. – Р. 56-67.

7. Снежко И.И. Сравнительный анализ создания 3D-кадастра в России и Нидерландах // Известия вузов. Геодезия и аэрофотосъемка. – 2013. – № 4. – С. 100-104.

8. Stoter J. E., Van Oosterom P.J.M., Wouters R., Jansen L.J.M. Current developments in 3D cadastre with examples from the Netherlands and the Russian Federation // Proceedings 1st Serbian Geodetic Congress, Belgrade, Serbia, 1–3 December, 2011. – 10 p.

9. Jantien Stoter. 3D Cadastre. – PhD Thesis TU Delft, Publications on Geodesy 57, Netherlands Geodetic Commission, Delft, 2004. – 327 p.

10. Jürg Kaufmann Daniel Steudler with the Working Group 1 of FIG Commission 7 «Cadastre 2014» // Kuhn Druck AG, CH-8212 Neuhausen am Rheinfall, Switzerland, July 1998.

Понимая важность эффективного и рационального управления использованием земельных ресурсов, органы исполнительной и законодательной власти Российской Федерации, занимаются установлением единой системы ведения кадастра, разработку и стандартизацию методологической базы ведения кадастра различных объектов недвижимого имущества. При этом в качестве законодательной, практической и теоретической основы берутся эффективно работающие кадастровые системы зарубежных стран с эффективно функционирующим рынком недвижимости. Практика показывает, что прямой перенос опыта зарубежных стран в Россию не приносит ожидаемых результатов, либо абсолютно не приживается в наших условиях в силу сложившихся веками особенностей и традиций. Поэтому, на сегодняшний день важен детальный анализ зарубежных кадастровых систем и их историческое формирование для адаптации исторически сложившимся особенностям, основам формирования организационно-технических аспектов, природно-климатическим особенностям России.

Основная часть

В этой связи рассмотрим опыт развитых стран по признакам успешной системы ведения кадастра, предложенным Dale Peter F. и John D. McLaughlin и другими иностранными исследователями , дополнив пунктами актуальными на сегодняшний день ведения ГКН в РФ:

Налогооблажение;

Инвестирование;

Управление и развитие электронного земельного администрирования;

Трехмерный кадастр.

В качестве сравнения мы выбрали опыт ведения государственного кадастра Нидерланд, в силу его общепризнанной логичности и системности. Более того, он профессионально ведется и почти безупречен в теоретическом и практическом смысле на небольшой территории (41,5 тыс. м²); обремененная прибрежными низменностями, урбанизированными и густонаселенными территориями, что характерно и для территории России с единственным исключением - площадь.

Голландский кадастровый географический набор данных содержит сведения о границах участков и их кадастровых номерах, контуры зданий (для справочных целей), названия улиц и адрес месторасположения объекта недвижимого имущества.

В соответствии с кадастровой регистрацией права частной собственности существуют следующие 3D компоненты регистрации:

Право собственности;

Ограниченное право собственности;

Право суперфиция;

Право долгосрочной аренды;

Право сервитута;

Право кондоминиума;

Совместная собственность.

В системе регистрации каждому праву собственности соответствует уникальный код.

Права собственности в Нидерландах всегда имеют отношение к земельным участкам, поэтому собственность недвижимого имущества всегда устанавливается на них. Если относительно земельного участка не установлены никакие права, действуют правила вертикальной и горизонтальной акцессии. Вертикальная акцессия обозначает, что собственник участка владеет всеми конструкциями и сооружениями, закрепленными за этим участком. Горизонтальная акцессия - это часть собственности, расположенная на участке вертикальной акцессии другого собственника. На рисунке 1 показан пример вертикальной и горизонтальной акцесии. Участку 1 по правилу вертикальной акцессии принадлежит часть здания, расположенная в границах земельного участка, по такому же правилу все конструкции, расположенные над участком 2 (автомобильная дорога), принадлежат собственнику данного участка. Часть здания расположенная над участком 2 принадлежит по праву собственности участку 1 согласно правилу горизонтальной акцесиии. В то же время, нельзя построить конструкцию, которая будет вклиниваться в чужую собственность, без согласия собственника этого имущества. Правила вертикального и горизонтального присоединения являются последствиями фактической ситуации и не утверждаются правами, поэтому во многих случаях приводят к конфликтным ситуациям .

Рис. 1. Правила горизонтальной и вертикальной акцессии

При регистрации участка в 2D формате возможно учесть объекты, которые расположены на поверхности земельного участка. При регистрации в 3D формате возможность пространственного учета увеличивается, и возможно учесть множество объектов, расположенных на разных уровнях над и под поверхностью земли одновременно.

Исходя из анализа реализации признаков успешной системы кадастра, в таблице 1 представлены приоритетные направления развития кадастра недвижимости в России.

Таблица 1

Приоритетные направления развития кадастра недвижимости в России

Признаки успешной системы кадастра

Полнота данных:

по объектам учета; по объёму учитываемых сведений

Непрерывность актуализации сведений.
Постоянство хранения.

Полнота описания правового положения земель.

Соответствие правового и документального описания объекта и его пространственного описания на кадастровых картах

Необходимо произвести регистрацию всех земель и объектов недвижимости в Российской Федерации

Ведение государственного кадастра недвижимости в Нидерландах

Что необходимо произвести в России, на примере данной страны

Способность к восприятию новых задач

Внедрение 4D модели кадастра, это составление кадастровых документов с учетом изменения объектов во времени

В России необходимо учесть для начала все объекты недвижимости

Возможность сопряжения с другими базами данных

Базовые пространственные данные обязательны для использования всеми организациями. Сбор данных, аналогичных данным реестров, запрещен. Тем самым исключается возможность дублирования работ

Работы в данном направлении в нашей стране сейчас ведутся, например, создание XML формата для представления данных в Росреестр

Налогообложение

Сведения непрерывно обновляются и возможно учитывать сведения над и под поверхностью земли одновременно с другими объектами

Необходимо введение 3D кадастра, в результате чего будут учтены подземные коммуникации и наземные конструкции

Увязка с системой координат,

На кадастровые карты нанесена координатная сетка страны. Кадастровая карта содержит около 300 млн пар координат и строго согласовывается с крупномасштабной базовой топографической картой Нидерландов

Электронное земельное администрирование

Кадастровые реестры и карты полностью переведены в цифровой формат, что сокращает время при выполнении оперативных задач.

Общее представление о Земельно-информационных системах границы, идентификаторы земельных участков, адреса, здания, номера домов, геодезические опорные точки, характеристики участков

На сегодняшний день в России осуществляются работы по цифрованию информации, но практическая реализация данных принципов внедрена лишь частично. (Например, многие карт. материалы специалистам все еще необходимо сканировать; сведениям ГГС ведутся на бумажных носителях и не все еще перенесены в электронный формат)

Признаки успешной системы кадастра

Ведение государственного кадастра недвижимости в Нидерландах

Что необходимо произвести в России, на примере данной страны

Простые и ясные правила учета

Правовую основу регулирования кадастровых отношений составляют Гражданский кодекс Нидерландов, Общий закон об административном праве, Закон о территориальном планировании, Закон об охране окружающей среды, Закон о загрязнении поверхностных вод, Закон об охране почв, Закон о снижении уровня шума и Указ о качестве воздуха в Нидерландах и др. нормативные акты и предписания

Законодательство, регулирующее правовые аспекты недвижимого имущества и сделок с ним, насчитывает около 100 нормативно-правовых документов, из них отметим лишь наиболее значимые: Федеральный закон от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»; Федеральный закон от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве»; Федеральный закон от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»; Федеральный закон от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»; Федеральный закон от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации».

Частая смена законов и внесение в них дополнений создает массу новых проблем. Необходимо выработать единую методику постановки земельных участков на кадастровый учет. Необходимо издание основополагающих законов, которым на практике не противоречат никакие другие подзаконные акты, федеральные законы, постановления правительства и т.д.

Трехмерные кадастровые

В Голландии применяется уже более 5 лет, и такая система себя полностью оправдала, и сейчас идут работы по внедрению 4D кадастра .

На территории России, пока только в качестве «пилотного» проекта, введен проект в Нижегородской области. Отчет итоговый по российско-нидерландскому проекту «Создание модели трехмерного кадастра недвижимости в России» .

Признаки успешной системы кадастра

Ведение государственного кадастра недвижимости в Нидерландах

Что необходимо произвести в России, на примере данной страны

Увязка с системой координат:

единой для учетного округа; с национальной системой координат

На кадастровые карты нанесена координатная сетка страны. Кадастровая карта содержит около 300 млн. пар координат и строго согласовывается с крупно-масштабной базовой топо-графической картой Нидерландов

В нашей стране внедрена местная система координат, что усложняет сопряжение объектов недвижимости на границах федеральных округов. Земельно-кадастровые работы необходимо проводить в действующей на территории всей страны системе координат, например, ГСК 2011, которая будет повсеместно применена с 1 января 2017 года. Точность вновь вводимых систем координат повышена не менее чем на порядок с единиц дециметров до единиц сантиметров. С такой же точностью эти системы согласованы между собой и с международной геоцентрической системой координат

Для дальнейшего развития кадастра недвижимости в России, учитывая опыт ведения государственного кадастра за рубежом, необходимо претворить в научно-практическую деятельность ведения кадастра недвижимости следующие мероприятия:

1. Введение единой системы координат (ГСК 2011) на территорию РФ, это путь к высокой точности измерения координат и, как следствие, снятие проблем с наложениями, которые в настоящее время встречаются повсеместно (рис. 2) .

Рис. 2. Граница Томской и Кемеровской областей на публичной кадастровой карте (мы видим пересечение двух границ, хотя они должны были совпасть!)

2. В настоящее время стоит задача оформить и закрепить права на все объекты недвижимого имущества, осуществить гарантию прав и произвести реальную оценку данных объектов. Впоследствии это позволит нам создать достоверную, эффективно работающую базу данных и объективность налогообложения, страхования, кредитования, инвестирования, что улучшит способность кадастровой деятельности страны к восприятию новых задач.

Рецензенты:

Скворцов А. В., д.т.н., генеральный директор компании «ИндорСофт», г. Томск;

Радченко А. В., д.ф.-м.н., директор института кадастра, экономики и инженерных систем в строительстве Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Томский государственный архитектурно-строительный университет», Томск.

Библиографическая ссылка

Бойков В.Н., Бойков В.Н., Попов В.К., Калачева Н.И. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КАДАСТРА НЕДВИЖИМОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=18636 (дата обращения: 06.04.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Состоялась конференция на тему: «Проблемы государственного кадастрового учета недвижимого имущества».

Первый заместитель председателя Комитета информационной политике, информационным технологиям и связи Андрей Туманов отметил, что необходимость серьёзных реформ в сфере кадастрового учета очевидна всем. Определенность в отношениях собственности - это условие инвестиционной привлекательности страны, успешного развития промышленности, эффективной земельной реформы. Не секрет, что у Правительства, депутатов, кадастровых инженеров, предпринимателей разные взгляды на проблему, и одна из задач Конференции – найти точки соприкосновения.

Председатель Коллегии Некоммерческого партнерства «Национальный Совет по кадастровой деятельности» Валерий Алакоз в основном докладе обозначил системные проблемы ведения государственного кадастра недвижимости, кадастровой деятельности и осуществления государственного кадастрового учета.

Не соблюдён главный принцип кадастра – его «Полнота», кадастровая система не наполнена необходимыми сведениями обо всех объектах кадастрового учёта. Не выполняется и другой важный принцип кадастра – его «Простота», то есть выбор наименьшего объёма данных, на основе которых возможно создание Кадастра и актуализация которых может быть обеспечена. В России в настоящее время количество нормативных актов, регламентирующих кадастр, постоянно возрастает, система сведений кадастра наполняется избыточной для идентификации прав на объекты недвижимости информацией. Из-за этого возрастает вероятность непреднамеренного несоблюдения требований к документации, не обеспечивается «незаметность» и «необременительность» кадастровых услуг для потребителя.

Сложились сложные, напряженные, односторонние отношения между кадастровыми инженерами и государственной кадастровой службой, бюрократическая структура фактически подавляет специалиста. Не обеспечена ответственность как кадастровых инженеров, так и сотрудников государственных кадастровых служб за нарушение кадастрового законодательства. Отсутствует эффективный механизм рассмотрения кадастровых споров.

Заметный дисбаланс в формирование современного рынка кадастровых услуг вносят фирмы, занимающиеся проведением кадастровых работ в качестве дополнения к основной деятельности, которые не только не обеспечивают должного качества работ, но и искусственно занижают их стоимость.

Крайне болезненна проблема геодезического и картографического обеспечения кадастровых работ – многие документы утрачены, а сохранившиеся часто неоднородны по точности либо содержат грубые ошибки в определении координат. Также отсутствует геодезический контроль за выполнением кадастровых работ. Недостаточно активно внедряются современные технологии, такие как использование спутниковых систем точного позиционирования и беспилотников для картографирования территорий.

В дальнейшей дискуссии участники конференции неоднократно обращались к проблеме отказа в постановке земель учет кадастровыми службами, который часто происходит по формальным мотивам, при этом кадастровые службы произвольно трактуют законодательство, не дают ни указаний на конкретные недочеты, ни рекомендаций к их устранению.

Профессиональное сообщество возлагает в этой связи большие надежды на введение института альтернативного досудебного профессионального способа разрешения кадастровых споров в форме специальных, формируемых на паритетной основе апелляционных комиссий. Их создание предусмотрено проектом федерального закона № 664656-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования деятельности кадастровых инженеров», который был принят в первом чтении в марте 2015 года. Участники Конференции высказались за скорейшее принятие закона и разработку необходимых подзаконных актов к нему, чтобы апелляционные комиссии начали работать уже в 2016 году. По мнению экспертов, эта мера позволит наладить взаимодействие кадастровых инженеров и сотрудников кадастровой службы при осуществлении кадастрового учёта, значительно уменьшит нарушения кадастрового законодательства, приведет к выздоровлению кадастровой среды, укрепит доверие граждан и юридических лиц к кадастровой службе и благотворно скажется на наполняемости кадастра качественными сведениями об объектах недвижимости.

Многими выступающими поднимался вопрос качества геодезического и картографического материала, координатного обеспечения кадастровой деятельности. Для работы в регионах нередко используется государственная система координат 1995, а то и 1963 года, которые не обеспечивают необходимой в современных условиях точности. Такую точность может обеспечить новая, разработанная в 2011 году, система, и необходим переход на неё. Остается проблемой и доступ к высокоточному картографическому материалу с необходимым масштабом, который часто скрыт грифом «секретно» или «для служебного пользования».

Серьезным препятствием к формированию удовлетворяющим современным требованиям кадастра является отсутствие доступного порядка уточнения границ земельных участков. Эталонными признаются данные, внесенные в государственный кадастр недвижимости раньше по времени, в результате нередко создаётся ситуация неточных сведений о границах над точными границами. Это положение усугубляется отсутствием государственного контроля за межеванием земель.

Неоднократно отмечалась необходимость обеспечения личной ответственности кадастрового инженера за подготовленные им документы, вплоть до требования личного присутствия при сдаче кадастрового объекта заказчику на месте проведения работ.

Также был затронут вопрос стоимости кадастровых работ, которая, по мнению экспертов, в настоящее время необоснованно занижена. Соглашаясь с тем, что в разных регионах её величина может по объективным причинам значительно различаться, участники дискуссии высказались за законодательное закрепление минимума мероприятий, которые обязан приводить кадастровый инженер при составлении плана.

Отмечая как положительную тенденцию появление механизмов предоставления документов для кадастрового учёта в электронной форме с использованием сетей общего пользования с возможностью автоматизированной проверки их правильного оформления и исправления в ускоренном режиме допущенных при их составлении ошибок, участники Конференции призвали шире использовать личные электронные кабинеты кадастровых инженеров, а также мультимасштабные карты.

По итогам Конференции был принят проект резолюции, который будет доработан с учетом высказанных предложений и замечаний и направлен в заинтересованные структуры.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Поволжский государственный технологический университет

ПРОБЛЕМЫ ПОСТАНОВКИ НА ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КАДАСТРОВЫЙ УЧЕТ РАНЕЕ УЧТЕННЫХ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ И ИХ РЕШЕНИЕ

Мирошниченко Ксенья Ивановна

Аннотация

Рассматривается порядок решения проблем при постановке на государственный кадастро-вый учет ранее учтенных земельных участков с присвоенным кадастровым номером без уточнения границ.

Ключевые слова: государственный кадастровый учет, ранее учтенные земельные участки, структура поста-новки на ГКУ, уточнение границ.

Основной целью постановки недвижимого имущества на кадастровый учет является дальнейшая регистрация прав на это имущество. Если не ставить участок на кадастровый учет, любые сделки с ним будут невозможны - его нельзя продать, подарить, сдать в аренду или еще как-либо распорядиться им. На таких неучтенных участках нельзя осуществлять строительство, проводить коммуникации. Прежде чем приступить к возведению и эксплуатации дома, необходимо уладить множество вопросов по разрешительной документации, проектированию и строительству . При получении разрешения на строительства необходим межевой план земельного участка, поставленного на кадастровый учет. Кадастровый учет земельных участков позволяет подтвердить существование конкретного участка на определенной местности, обладающего индивидуальными характеристиками. Физические лица, предприниматели и организации часто сталкиваются в ходе своей деятельности с потребностью постановки земельных участков на кадастровый учет для совершения разного рода сделок . При постановке на кадастровый учет вновь образуемого или ранее учтенного земельных участков могут возникнуть проблемы и потребуется проведение работ по уточнению местоположения их границ.

Работы по уточнению границ земельного участка оформляются в виде заключения кадастрового инженера или в виде межевого плана. Сведения об уточнении границ земельного участка вносятся в Государственный кадастр недвижимости на основании заявления собственника земельного участка или уполномоченного на то лица или органа власти.

После проведения уточнения границ земельного участка его площадь может быть изменена в зависимости от расположения участка в конкретном районе конкретной области .

На рисунке 1 приведена схема возможного развития при постановке новыми собственниками ранее учтенных объектов недвижимости, в частности земельных участков с неуточненными границами, на кадастровый учет.

При постановке на ГКН ранее учтенных земельных участков возможен отказ в следующих случаях.

1. Из-за наложения границ ранее учтенного земельного участка на смежные участки, не поставленные на кадастровый учет.

Земельное законодательство не обязывает проводить мероприятия по межеванию ранее учтенных земельных участков, а только лишь присвоить кадастровый номер.

При покупке такого участка новый владелец не всегда информирован о границах расположения купленного им земельного участка.

Данный факт влечет за собой множество нежелательных последствий.

При постановке на кадастровый учет земельного участка новым владельцем, не исключены спорные вопросы со смежными землевладельцами, земельные участки которых не состоят на кадастровом учете. И в результате проведения межевания возможны наложения на границы смежных земельных участков. В связи с чем владельцам смежных участков при постановке на кадастровый учет придется доказывать в суде не правомерность данных действий, а обязанность по изменению границ в кадастровом паспорте земельного участка возлагается на нового владельца земельного участка, который в свою очередь приобрел только кадастровый номер, а не поставленный на кадастровый учет в соответствии с земельным законодательством земельный участок.

В связи с этим одним из очевидных способов выхода из данной ситуации является постановка на кадастровый учет земельного участка с обязательным проведением мероприятий по межеванию земельного участка, то есть определению границ земельного участка, с установкой межевых знаков. недвижимый имущество регистрация кадастровый

Рисунок 1-Структура постановки на кадастровый учет ранее учтенного земельного участка с неуточненными границами

2. Из-за наложения границ ранее учтенного земельного участка на земли муниципального образования.

При определении границ земельного участка может возникнуть наложение на земли муниципального образования. Это связано со следующими ошибками:

1) кадастровая ошибка часто допускается органами местного самоуправления при проведении инвентаризации, подготовке проекта границ участка для осуществления кадастровых работ или других актов, изменяющих его некоторые характеристики;

2) кадастровая ошибка допущенная кадастровым инженером при определении границ земельного участка .

3) техническая ошибка (опечатка и т.д.), возникающая при заполнении бумаг сотрудником кадастровой службы. В этом случае владельцу участка необходимо написать соответствующее заявление в орган кадастрового учета для исправления ошибки.

4) еще одной причиной наложения границ является изменение методики межевания земельных участков. До 2008 года межевание проводилось по реперным точкам, а начиная с 2008 года - по спутниковым данным. В данном случае необходимо в судебном порядке доказывать об изменении методики межевания.

В случае если границы участка накладываются на газопроводы, подземные коммуникации, линии электропередач и т.д., то необходимо вновь провести межевание и сдвинуть границы, либо с выделением охранной зоны газопровода и наложением сервитута, либо без них.

Таким образом, при постановке на ГКУ ранее учтенных земельных участков возникает не мало трудностей с установлением их точных границ, а также согласованием со смежными земельными участками.

Библиографический список

1. Неумывакин Ю.К., Перский М.И. Земельно-кадастровые геодезические работы. - М.; "КолосС", 2006, 184с.

2. Григорьев С.А., Атаманов С.А. Кадастр недвижимости [Электронный ресурс] http://bookviewer.atamanov.info/book/1, (дата обращения 08.11.2014)

3. Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". [Электронный курс] / http://base.garant.ru/12154874/ (дата обращения 08.11.2014).

4. Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 № 190-ФЗ [Электронный курс] / http://www.consultant.ru/popular/gskrf/ (дата обращения 09.10.2014).

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Осуществление государственного кадастрового учета земельных участков и условия его приостановления. Регистрация права собственности на недвижимое имущество. Особенности постановки на ГКУ земельных участков и объектов недвижимости (по законодательству).

    курсовая работа , добавлен 19.12.2011

    Изучение истоков и становления государственной регистрации прав на земельные участки. Характеристика системы кадастрового учета объектов землепользования в Российской Федерации. Анализ проблем в организации ведения государственного земельного кадастра.

    дипломная работа , добавлен 19.04.2012

    Нормы, регулирующие отношения при заключении, исполнении и прекращении гражданско-правовых сделок по обороту земель. Кадастровый учет для недвижимого имущества, объектов незавершенного строительства и земельных участков. Раздел земель при наследовании.

    курсовая работа , добавлен 23.04.2012

    Земельные участки как объекты гражданских прав. Земельные участки общего пользования. Государственный кадастровый учет земельных участков. Права и обязанности собственников земельных участков. Ограничения прав на землю. Основные категории земель.

    курсовая работа , добавлен 03.01.2011

    Нормативно-правовая основа ведения государственного кадастрового учета. Социально-экономическая характеристика муниципального образования. Технология государственного кадастрового учета земельных участков, прием и регистрация заявок, оформление плана.

    курсовая работа , добавлен 23.06.2011

    Нормативная правовая база единого государственного кадастра недвижимости. Формирование межевых планов в садоводческом некоммерческом товариществе "Садовод" для постановки на кадастровый учет. Расчет стоимости оформления застроенного земельного участка.

    дипломная работа , добавлен 19.11.2015

    Документы кадастрового учета объекта недвижимости. Техническая инвентаризация и учет объекта недвижимости. Кадастровая съемка земель. Регистрация прав на недвижимость. Подготовка сведений для постановки на кадастровый учет объектов недвижимого имущества.

    отчет по практике , добавлен 03.03.2016

    Анализ правого регулирования земельных отношений между владельцами земельных участков и государством. Особенности образования земельного участка в соответствии с действующим законодательством. Межевание земельного участка и подготовка межевого плана.

    реферат , добавлен 24.02.2016

    Государственный учет объектов недвижимости. Государственный земельный кадастр. Кадастровая оценка городской, сельскохозяйственной земель и земель лесного фонда. Землеустройство и кадастровый учет земельных участков. Порядок установления границ участков.

    контрольная работа , добавлен 01.05.2017

    Определение границ и размеров земельного участка в случаях, когда в отношении данного участка не осуществляется кадастровый учет. Правовой режим земель населенных пунктов. Предоставление земельных участков в собственность физических и юридических лиц.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!