Все для предпринимателя. Информационный портал

Система высшего образования в рф. Система высшего профессионального образования. Системы управления качеством образования в вузах

В современных условиях качество подготовки специалистов предопределяет дальнейшую судьбу вузов. Подобно промышленным предприятиям вузы России вступили на путь конкурентной борьбы как за рынок поставщиков, так и за рынок потребителей своей продукции.

В связи с этим в вузах стали понимать, что необходимо создать условия, обеспечивающие требуемый уровень подготовки кадров, и научиться этим управлять.
В МИСиС с 1997 г. ведутся работы по созданию системы управления качеством. В 2000 г. Ученый совет института рассмотрел план создания и внедрения системы управления качеством на основе Международных стандартов ИСО-9000 и одобрил его. С этого времени эта работа приняла целенаправленный характер.

Повысить проницаемость и актуальность профессионального образования, чтобы максимально повысить эффективность и полезность для выпускников и работодателей. Документ общественного мнения для консультантов, безусловно, вызывает много предложений и предложений. Всем известно, что такое школа, потому что он провел много лет в ней, и он ясно знает, как должна работать школа и как развиваться.

Хотя двойная система все еще функционирует в Польше, она пока не была должным образом отображена или продвинута. Часто это происходило из-за недостатка знаний и информации о нем. Многие люди, даже из образовательной среды, воспринимали его как «процент незначительной разницы». Эта «маржа» в образовании молодежи составляет более 80%! ученики - молодежные работники, обучающиеся в общеобразовательных школах Опольского воеводства.

Проблема качества подготовки кадров в период перехода к рыночным отношениям стала весьма острой в силу следующих причин:

  1. ликвидации государственного распределения выпускников вузов;
  2. дефицит специалистов, способных работать в условиях рыночных отношениях, при количественной избыточности рынка традиционных специалистов;
  3. неустойчивого спроса на специалистов со стороны потребителей;
  4. снижения мотивации к овладению техническими знаниями и приобретению инженерной профессии;
  5. сокращения госбюджетного финансирования образовательной и научной деятельности;
  6. признания автономности вузов.

Большинство вузов России активно реагирует на перечисленные факторы: открывают новые (пользующиеся спросом) направления и специальности (одновременно сокращая выпуск по традиционным), совершенствуют учебные планы и программы, расширяя профиль подготовки по существующим специальностям и т.д. Но эти мероприятия при всей их очевидной целесообразности и необходимости имеют, как правило, разобщенный характер, нередко несут на себе неизбежный отпечаток узкопрофессионального подхода, так как разрабатываются преподавателями со сложившимся в течение десятилетий стереотипом решения возникающих учебно-методических задач.

Признавая преимущества двойного образования в последние годы, его внедрение также началось университетами. Двойная система, также известная как чередующаяся или двунаправленная, основана на изучении профессии, организованной работодателем, а также на теоретическом и общем образовании в школьной системе или внеклассных формах. Он очень популярен в Германии, Австрии, Швейцарии, Норвегии и Франции.

Модель профессионального образования, называемая двойной системой, предполагает сочетание практики и теоретической науки. Стажировка определялась как трудовой договор, основанный на трудовом договоре между работодателем и работником, как это имеет место при обучении молодых работников в Польше.

Первый вопрос, который встает перед коллективом вуза, что принять за основу при создании системы управления - предоставление услуги или производство продукции. Другими словами, нужно решить: образование - это услуга или специфический производственный процесс? Согласно Закону РФ «Об образовании» образовательные учреждения осуществляют образовательный процесс, а не занимаются предоставлением услуги. Учебные заведения могут оказывать услуги, в том числе и обучаемым, но сверх образовательных программ.

Следует отметить, что профессиональная практика в Польше по смыслу Положения о практическом профессиональном обучении ошибочно приравнивается к профессиональной практике в Германии, которая на самом деле является профессиональной подготовкой посредством работы на предприятии.

В Германии люди, приобретающие профессиональную квалификацию путем двойного образования, обычно изучают три года занятий в школе и на рабочем месте в соответствии с выбранной профессией или в специализированных профессиональных учебных заведениях, подлежащих исключительному надзору за государством. Там же двойная система реализуется для людей в возрасте от одного года, не давая верхнего предела. Это означает, что он может быть реализован и реализован на всех уровнях образования.

Если это процесс, то надо определить, во-первых, поставщиков и потребителей, и, во-вторых, решить, на что ориентироваться в системе подготовки кадров - на конечный результат или на управление процессами.
Анализ образовательного процесса показал, что он имеет много общего с любым производственным процессом, но в нем есть и принципиальные, на наш взгляд, отличия.

Система двойного образования в Германии включает учреждения на федеральном уровне, федеративные государства, торговые палаты, промышленность и торговлю, работодателей и студентов. Студенты сами ищут работодателей по выбранной специальности. «После многолетней деятельности и изменений в системе профессионального профессионального образования Германии замечены эффекты в виде сокращения безработицы среди молодежи», - говорит Сюзанна Бургер. Также сокращается несоответствие между квалификацией персонала и потребностями работодателей.

Деятельность вуза существенно отличается от деятельности промышленных предприятий тем, что ее объектом является человек. Это исключает шаблонные подходы.

Специфику вуза определяет его основная деятельность - образовательная, главная задача которой - воспитание и подготовка специалистов, конкурентоспособных на мировом рынке. Результативность образовательной деятельности тесно связана с эффективностью выполняемых в вузе научных исследований. Именно научная деятельность дает возможность профессорско-преподавательскому составу непрерывно совершенствовать и пополнять свои профессиональные знания и практический опыт. Совершенно очевидно, что оба эти направления не могут плодотворно развиваться без информационных технологий, а следовательно, без третьего направления - информационного. Социальное и финансово-экономическое направления деятельности вуза также имеют свои особенности. Вуз не может эффективно работать по всем вышеперечисленным направлениям без хорошо организованной административно-хозяйственной структуры.

Что должна характеризовать двойная система? Двойная система организована работодателями, школами или учебными заведениями. Обучается в определенной профессии, специальности или квалификации, когда профессия проходит у работодателя или работает нанимателем по трудовому договору, а конкретное вознаграждение за работу теоретическое обучение организуется в школе или заочное обучение заканчивается получением формальной квалификации - профессия есть необязательная возможность получение дополнительных сертификатов. Следует отметить, что часто в образовательной среде классы обучения и ученичества определяются как двойная система, хотя там нет трудовых отношений со студентом.

Создание эффективно действующей системы управления вузом на основе качества и, наряду с ней, комплексной системы непрерывного обучения студентов в области качества позволит существенно повысить уровень подготовки выпускников и их конкурентоспособность на рынке труда.
Основные проблемы, возникающие при создании системы управления вузом на основе качества:

Вероятно, это связано с двусмысленностью термина «изучение профессии у работодателя» во время практических занятий. Он используется взаимозаменяемо, чтобы указать два разных процесса. Разумеется, вышеупомянутая концепция в обоих случаях - это сотрудничество с работодателями и указывает правильное направление в подготовке людей, обучающихся на рынке труда.

Должна ли немецкая двойственная система внедряться в Польше? Рассматривая достижения Германии, многие люди предлагают реализовать эту проверенную систему в Польше в Германии. Чтобы принять такое решение, следует отметить, что в Польше двойная система не нова. Он давно используется в ремесле. В течение многих лет он также реализовывался в школах компании, где проходили обучение сотрудников и образование студентов, занятых на рабочем месте. Хотя в нынешней системе образования таких школ нет, это не означает отсутствие такой системы образования.

  1. различная трактовка понятия «качество» и критериев его оценки;
  2. отсутствие четкого понимания того, какую продукцию выпускает вуз;
  3. непонимание роли обучаемых - студентов;
  4. сложность определения потребителей продукции вуза и выявления их требований;
  5. укоренившийся специфический стиль управления;
  6. отсутствие стратегического планирования в области качества;
  7. ярко выраженная дифференциация персонала (преподаватели, научные сотрудники, административно-хозяйственный персонал);
  8. несовершенность системы контроля в образовательной деятельности.

Какую же продукцию производят (выпускают) вузы? Они готовят и выпускают в жизнь инженеров (специалистов) и кадры высшей квалификации (кандидатов и докторов наук). Вузы разрабатывают и издают учебно-методическую и научную литературу, создают научно-техническую и интеллектуальную и даже отдельные виды промышленной продукции; предоставляют консультационные и информационные услуги и дополнительные образовательные услуги.

Это образование проводилось в течение многих лет через «польскую двойную систему», то есть образование профессии работников молодежи. В настоящее время двойная система используется в образовании молодежных работников, посещающих начальные профессиональные школы. В этом году университеты представили образование в этой системе по нескольким направлениям.

Это должно улучшить качество образования и уменьшить несоответствие между квалификацией сотрудников и потребностями работодателей. Для достижения этого необходимо привлекать и привлекать работодателей в сотрудничестве со школами и учебными заведениями. Системная государственная поддержка работодателей не лишена значения в развитии этой системы, которая подготавливает сотрудников к рынку труда.

Основным видом готовой продукции вуза являются специалисты. Однако подготовка специалиста - весьма длительный «технологический» процесс (5-6 лет). А если брать всю систему образования в целом (от детского сада до докторантуры), то общая продолжительность “технологического процесса производства продукции” составляет от 19 до 22 лет. На каком промышленном предприятии технологический процесс производства продукции продолжается столь долго?

Давайте будем открыты не только для улучшения двойной системы, но и для ее введения в другие формы профессионального образования. Сюзанна Бургер - руководитель департамента Европы Министерства образования и науки. Конференция по теме: Роль и важность профессионального образования в сотрудничестве Польши и Германии, различный опыт, различные системы образования, аналогичные проблемы рынка труда, организованные в Варшаве Польско-германской торгово-промышленной палатой.

Министр Говин только что получил три плана для Бальцеровича для польской науки и высшего образования. Таким образом, процесс создания предположений Закона был принят в качестве грантового конкурса - субъекты, ходатайствующие о выполнении этой задачи, назывались «заявителями», и их проекты должны были включать в себя «проведение научных исследований» теоретически. Кандидаты могут рассчитывать на финансирование своих «исследовательских» расходов до 300 000 злотых за каждую команду. По данным министерства, это должно было быть использовано для включения академического сообщества в законодательный процесс.

Следовательно, основными особенностями любого образовательного учреждения являются “продукция”, которую оно выпускает, и длительность “производственного процесса”.
Особенность производимой вузами “продукции” состоит в том, что студент - не только “продукция”, но и участник (субъект) образовательного процесса, и потребитель других видов продукции вуза.

В то же время была сделана попытка создать впечатление, что эффект Закона 0 будет экспертным проектом, основанным на науках управления, социологии науки и т.д. Конкурс на допущения к Закону о высшем образовании выиграл следующие команды: Университет Адама Мицкевича под руководством проф.

Научная природа представленных проектов оказалась в значительной степени фикцией. Сама процедура конкурса была ошибочной - хотя для оценки заявок был назначен специальный комитет, окончательное решение было принято только для министра. По своей природе такая ситуация провоцирует злоупотребления и исключает объективную оценку заявок. С одной стороны, у министра есть полная свобода отвергать несправедливые законодательные предложения, с другой стороны, сами заявители склонны угождать спонсорам, чтобы максимизировать шансы на получение дополнительных средств.

Профессора и преподаватели вуза - носители не только знаний, но и общей культуры. Поэтому второй важной особенностью образовательных учреждений является именно качество профессорско-преподавательского состава, оценивающееся, например, по наличию в вузе научных школ, ибо именно участие в их работе вносит существенный вклад в формирование специалиста, отвечающего современным требованиям. Профессора и преподаватели, ведущие научно-исследовательские работы, — непосредственные производители “продукции” вуза. От них зависит, будут ли студенты учиться с удовольствием, (т. е. именно с удовольствием выполнять требования, регламентированные ГОС), будут ли наиболее “продвинутые” студенты выполнять специальные дополнительные требования, которые формируют преподаватели и научные сотрудники, привлекающие их к работе своих научных школ, “сойдет лис дистанции” часть студентов.

Неудивительно, что Говин, известный своим дерегулированием, получил три неолиберальных проекта на пластинке, оправдывая радикальные и непродуманные реформы польской науки и высшего образования. Отобранные исследовательские группы фактически не критиковали их предпочтительную концепцию «предприимчивого» или пост-гумбольдтовского университета, несмотря на то, что На Западе, установленном авторами и автором проектов в качестве модели, такие аргументы все чаще формулируются. Итак, здесь у нас типичный пример маскировки идеологического содержания с высотой, имитирующей надежные научные исследования.

От качества профессорско-преподавательского состава вуза в значительной степени зависит тот самый “отсев” (отбраковка) студентов. Одна из особенностей образовательной деятельности состоит в том, что пока не существует однозначной оценки “дефектности продукции” (брака).

Таким образом, роль профессорско-преподавательского состава в вузе чрезвычайно высока, поскольку его интеллект, профессионализм, научный потенциал и умение заинтересовать, установить контакт, найти оптимальную меру взаимоотношений со студентами во многом определяет мотивацию студентов к обучению.

Ударная терапия для высшего образования




Реформы, предложенные командами Квика, Радвана и Издебского, можно охарактеризовать как «план Бальцеровича по науке и высшему образованию». Рынок, конкуренция, управленческий менеджмент, гибкая занятость и сотрудничество с бизнесом станут рецептом для всех болезней польской науки. Эти неолиберальные заклинания повторяются как мантра почти на каждой странице обсуждаемых проектов.

Руководство для политических критиков. Другая категория, организующая мышление реформаторов, преследует мифический Запад. В этом отношении представленные документы - особенно разработки команд Квика и Радвана - показывают неоколониальное лицо Неодолинского неолиберализма. Авторы и авторы не могут указать какие-либо цели, связанные с конкретными потребностями польского общества, и не ценят местные традиции и существующие академические сообщества. Они не видят разницы между гуманитарными и общественными науками и естественными науками и науками, они остаются слепыми к специфике отдельных дисциплин и дисциплин.

Роль профессорско-преподавательского состава вуза в настоящее время, когда во всем мире обсуждается проблема “качества жизни” в целом, заключается и в том, чтобы создать систему непрерывного образования в области качества и обеспечить ее эффективное функционирование. Эта система должна основываться на преемственности знаний. В такой системе рабочей подсистемой должны быть отношения “поставщик — потребитель”. Иными словами, каждый преподаватель, ведущий занятия по своей дисциплине, должен рассматриваться как потребитель - для преподавателей предыдущего цикла дисциплин, и как поставщик - для преподавателей последующих циклов дисциплин. Таким образом, перед коллективами преподавателей встает задача применить научный подход к формированию учебных планов и программ дисциплин.

В конце концов, они не могут сформулировать другие конкретные цели реформы, чем получить польские университеты в международных рейтингах университетов, особенно в фетишизированном рейтинге Шанхая. Надежность и функция ранжирования в глобализованном академическом мире никоим образом не подвергаются сомнению, что указывает на полное отсутствие критики в принятой перспективе и методологии.

Решения, предлагаемые в проектах, призваны догнать польскую науку Запада, но следует отметить, что это Запад очень понимает. На самом деле авторы и авторы проектов не предлагают пересаживать западные институциональные решения или критически пересматривать решения, которые хорошо работали. В исследовании команды Квика мы читаем: Поддержка реформ может быть достигнута, особенно, путем проведения ставок на ресурсы для ресурсов и академического престижа, которые в настоящее время неизвестны в Польше, а также выше, чем в Западной Европе.

В настоящее время проблема качества внедряется в сознание руководителей предприятий, организаций, фирм, компаний. А значит, эта проблема в первую очередь должна войти в сознание молодых специалистов. Это должно стать их философией. Вот почему в ряде вузов уже по многим специальностям разработаны планы непрерывного обучения в области качества. Это не только самостоятельные дисциплины по управлению качеством, сертификации, стандартизации и метрологии. В каждой дисциплине технические, технологические, методические вопросы рассматриваются с позиций обеспечения, достижения и совершенствования качества. Но это легко провозгласить, но совсем не легко реализовать.

Чтобы догнать Запад, мы должны создать систему, которая не существует ни в одной западной стране!


В творчестве проектных команд вера в целебную природу соревнования иногда принимает форму кабаре. В этом отношении команда возглавляет Институт Аллеранда, чьи идеи иногда показывают удивительно вульгарное понимание как закона, так и экономики, а иногда и попадания в их абсурдность, как здесь: будет рыночная торговля некоторыми товарами, такими как помещения: если операционные подразделения организационные колледжи получат - вместо комнат - средства для сдачи их в аренду из университета, тогда комнаты будут идти к тем, кто действительно им нужен больше всего.

Высшая школа в последние годы перешла от информативной системы обучения к проблемной, в основе которой лежит самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя. Меняется и роль преподавателя: он становится наставником и консультантом. Его важнейшей задачей становится мотивирование студентов к обучению и самостоятельной работе. Следовательно, еще одна особенность образовательной деятельности в вузе заключается в том, что необходимо создать возможность студентам интенсивно трудиться, ибо без этого невозможно стать полноценным специалистом.

В рамках концепции качества тоже выработаны некоторые представления о том, как надо вести обучение. В основе этих представлений лежит мысль о командном подходе к процессу обучения. Многие наблюдения свидетельствуют, что традиционные лекции и семинары часто не достигают своих целей в полной мере. Конечно, это не относится к выдающимся педагогам, легенды о мастерстве которых переживают десятилетия. Поэтому остается констатировать, что во многих случаях именно командная (бригадная, групповая) форма организации учебного процесса несет в себе тот заряд дополнительной эффективности, который уже утрачен в классических формах. Помимо всего прочего, командное обучение помогает людям подготовиться к такому характеру командной работы после окончания обучения.

Управление качеством базируется на документации, в которой описываются (документируются) все процессы (процедуры), а также действия участников процессов для достижения требуемого уровня качества.
По современной версии стандарта ИСО-9000 система качества трактуется как система менеджмента качества, которая состоит из трех подсистем: система управления качеством, система обеспечения качеством и система подтверждения качества.

Начинать необходимо с обеспечения качества подготовки специалистов. Документация для управления обеспечением качества имеется в каждом вузе, так как это, прежде всего, технологическая документация (образовательные программы), регламентирующая положения о структурных подразделениях и положения осуществления различных функций, а также планы и программы качества, планы внутренних проверок, планы работы и т.д.

Казалось бы, что ничего нового в этой документации нет, и эта проблема в вузах решена. Однако анализ документации вузов при аттестации показывает, что регламентирующая документация не обновлялась уже много лет, отсутствуют положения о кафедрах, о факультетах, о конкретных структурных подразделениях. А по форме эта документация не соответствует ни одному госту. В вузах отсутствует система разработки нормативной документации и ее актуализации.

Технологическая и регламентирующая нормативная документация составляет фундамент всей системы менеджмента качества, поэтому ее необходимо привести в соответствие с современными требованиями.
К документации системы управления качеством относятся: политика руководства в области качества, руководства по качеству по направлениям деятельности, стандарты вуза, методические инструкции по направлениям деятельности и ряд других. Документов системы управления качеством, соответствующих требованиям Международных стандартов ИСО серии 9000, как правило, в вузах нет. Для их разработки необходимо привлечь специалистов в области управления качеством или стандартизации, например, выпускников специальностей 072000 или 341000.

К системе подтверждения качества необходимо отнести: регулярные самооценки по определенным критериям; опросы сотрудников, студентов выпускников, потребителей; определение уровня освоения студентами учебных дисциплин; государственная аттестация выпускников.

И конечно, система управления качеством будет эффективной, если все участники образовательного процесса будут объединены единой целью по достижению высокого уровня подготовки специалистов. А для этого нужно внедрить в вузе идеологию менеджмента качества, восемь основополагающих принципов, которые легли в основу Международных стандартов ИСО-9000 (9001, 9004) версии 2000 г.
Осмысление вузовской деятельности и вышеперечисленных проблем с позиции критериев Международных стандартов позволяет:

  1. разработать современную нормативную и рабочую документацию по всем направлениям деятельности;
  2. исключить дублирование процедур;
  3. создать систему контроля на основе планов по качеству;
  4. повысить эффективность организационной структуры;
  5. четко распределить полномочия и ответственность всех уровней руководства;
  6. четко сформулировать цели и выделить ключевые процессы;
  7. более эффективно распоряжаться ресурсами.

И самое главное - внедрение системы управления в вузе на основе качества позволяет вовлечь весь коллектив, в том числе и студентов, в обеспечение высоких результатов в учебной и научной деятельности.

Система высшего профессионального образования в структуре профессионального образования занимает ведущее место. Обучаясь в вузе, гражданин на более высоком уровне может овладеть профессиональными навыками будущей профессии. При этом, теоретическому материалу уделяется достаточно много места. Будущий профессионал должен иметь глубокие знания в предметной области выбранной специальности. В последнее время значительное место в получении профессионального образования уделяется научной и хоздоговорной деятельности. В структуре профессионального образования есть возможность заключать договора с предприятиями на выполнение определенных видов работы. Ступени высшего профессионального образования - бакалавр, дипломированный специалист и магистр. Прошедшим итоговую аттестацию присваивается соответствующая квалификация.

Структура системы высшего профессионального образования - это совокупность государственных образовательных стандартов и образовательных программ высшего и послевузовского образования; имеющих лицензии высших учебных заведений и образовательных учреждений соответствующего дополнительного высшего профессионального образования; научных, проектных, производственных, клинических, медико-профилактических, фармацевтических, культурно-просветительских предприятий, учреждений и организаций, ведущих научные исследования и обеспечивающих функционирование и развитие высшего профессионального образования; органов управления высшим профессиональным образованием, а также подведомственных им предприятий, учреждений и организаций; общественных и государственно-общественных объединений: творческих союзов, профессиональных ассоциаций, научных и методических советов и иных объединений.

§ 2.1 Структура высшего образования Российской Федерации

В настоящее время в структуре высшего технического, например, образования России предусмотрены три ступени, как это указано на рисунке.

Первой ступенью является неполное высшее образование, получение которого позволяет продолжить образование на следующих ступенях.

Вторая ступень со сроком обучения не менее 4х лет предусматривает получение академической степени бакалавра наук по избранному направлению. Все получившие степень бакалавра наук могут продолжить образование для получения квалификации или степени, соответствующей третьей ступени.

Третья ступень высшего образования позволяет приобрести квалификацию инженера по избранной специальности или степень магистра наук по направлению. Получая образование в соответствии с программой магистра, каждый обучающийся имеет право одновременно, выполнив требуемые задания и дипломный проект, получить диплом инженера.

В остальных случаях обучение, с целью получения диплома при наличии диплома об образовании третьей ступени, рассматривается как получение второго высшего образования и может осуществляться на платной основе.

Многовариантность способов получения высшего технического образования требует разработки четких норм и требований к выпускникам и образовательным программам.

Виды высших учебных заведений, старые и новые статусы

Высшее учебное заведение - (сокращенно вуз) это, учебное заведение дающее высшее профессиональное образование.

Различают государственные и частные вузы. Вуз может иметь филиалы и представительства в других населенных пунктах.

Классический статус

На сегодняшний день в России существует три вида высших учебных заведений, соответствующих определенному аккредитационному статусу, в которых можно получить высшее профессиональное образование: институт, академия и университет.

Для статуса «институт» учебному заведению достаточно обучать студентов хотя бы по одной специальности и вести научную работу. Университет охватывает широкий спектр специальностей из разных областей. Например, технический университет или классический университет. Научно-исследовательская деятельность ведется, как правило, по нескольким направлениям и составляет значимую часть деятельности вуза. Именно университеты в России являются основными центрами развития научных школ и направлений. Академия отличается от университета более узким спектром специальностей, как правило, для одной отрасли хозяйства. Например, Самарская государственная сельскохозяйственная академия, Самарская государственная академия культуры и искусств. В академии значительное внимание уделяется научно-исследовательской деятельности в профильном направлении.

Статус рождает возможности

Разные статусы вузов предполагают совершенно разные образовательные пути и возможности. Один и тот же вуз, особенно если он очень сильный, может обладать несколькими разноплановыми статусами. А от студентов зависит, насколько разумно при получении образования они смогут воспользоваться ресурсами вуза. Нынешняя ситуация на рынке образовательных услуг такова, что на нем действует очень много вузов. Многие из них считаются слабыми, такие ждут плановой проверки и боятся закрытия. Также демографическая ситуация сложилась не лучшим образом: если вуз не наберет первокурсников, он может прекратить свое существование. Поэтому, чтобы уцелеть, вузы желают объединяться во что-то университетоподобное. То есть одновременно с подобным стихийным процессом возникают новые статусы вузов.

Автономный вуз

Этот статус получит значительная часть вузов России; он предполагает свободу и право распоряжаться внебюджетными средствами. Руководить такими вузами будет наблюдательный совет, на треть состоящий из представителей самого вуза, а на остальные две трети – из работодателей, чиновников и общественности. Ректора приравняют к наемному управляющему. Идея состоит в том, что на выходе работодатель должен получить специалиста, точно соответствующего требованиям современного предприятия.

Институт

Так будут называться всего 150 вузов регионального значения. Поскольку, по прогнозам чиновников, в будущем государственное финансирование получат только лучшие вузы, то возможность получить бюджетное образование в институтах остается под вопросом. Хотя говорят, что количество бюджетных мест в вузах всей страны в целом не сократится.

Магистерский университет. Это университет, специализирующийся на подготовке магистров. Первым магистерским университетом в России планирует стать ГУ – Высшая школа экономики.

Научно-образовательный центр

Это всего два вуза – МГУ и СПбГУ. Недавно они получили право разрабатывать собственные учебные программы.

Национально-исследовательский университет. Этот статус придумал еще основатель Стэнфордского университета (США), однако в России о национально-исследовательских университетах заговорили только в 2008 году. Это МГУ, СПбГУ, Федеральный технологический университет на базе МИСиС, Федеральный ядерный университет на базе МИФИ. Сформирован еще не весь список. Ректор МГУ В. Садовничий предполагает, что национально-исследовательскими университетами станут также МГТУ им. Н. Э. Баумана, а еще – политехнический и горный университеты Санкт-Петербурга. В эти вузы рекомендуется поступать тем, кто с первого курса планирует включаться в серьезную научную работу, к концу учебы в вузе хочет стать автором нескольких десятков научных статей, а на протяжении своей карьеры будет вести исследования, имеющие важное значение для России. Это позволит сделать крепкая научная школа (или ряд школ) вуза и его программы, формируемые на научной основе.

Олимпийский университет

Российский международный олимпийский университет (РМОУ) откроется в 2012 году в Сочи. Эта информация, возможно, пригодится нынешним абитуриентам уже для второго высшего образования, если есть планы стать профессионалами в области международного спортивного менеджмента.

Особо ценный объект культурного наследия народов РФ. Этот статус изначально придуман не для вузов, но тем не менее у 10 из них он есть. Три из них – в Москве (МГУ, МГТУ им. Баумана, РГАУ (МСХА им. К. А. Тимирязева), четыре – в Петербурге (СПбГУ, Военно-медицинская академия имени Кирова, Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена, Санкт-Петербургский государственный горный институт имени Г. В. Плеханова), один – в Казани (университет) и два – в Томске (университет и политехнический университет). Территория таких вузов находится под охраной государства. Здесь стены помогают учиться.

Прикладной бакалавриат.Вводится с предстоящего учебного года на базе средних учебных заведений (см. рубрику «Письменный стол журнала «ВЕСТНИК Абитуриент»). Это вариант для тех, кто, возможно, звезд с неба не хватает, но хочет иметь высшее образование, серьезную профессию и высокую зарплату. Уже в самой идее такого статуса учебных заведений заложено стремление предложить достойный ответ на запрос промышленных предприятий, которым нужны высококвалифицированные сотрудники. Какие? Нынче в дефиците, скажем, сварщики со знанием современных технологий работы.

Университет

Скоро их будет примерно на 450 меньше. И на вопрос, что такое университет, прозвучит новый ответ – новый, поскольку разрабатываются новые правила, по которым будут разграничены университеты, академии и институты. Тем, кто собирается в какой-либо университет, название которого не приводится на этих страницах, следует рассмотреть вариант, что поступать-то вы будете, может, и в университет, а вот выпускаться – возможно, уже из института.

Федеральный вуз

Таких только два – МГУ и СПбГУ. Они могут не подчиняться госстандартам на образование. Они смогут создавать предприятия, запускать инновационные проекты – а это, если подумать о будущем, уникальные рабочие места. Со временем федеральными станут около 55 вузов, которые получат максимум государственной финансовой поддержки.

Федеральный университет.

Их придумал президент Медведев – и новостные агентства уже назвали их новыми видами учебных заведений. Идея такова: на один федеральный округ – по одному федеральному университету. А каждый университет «склеивается» из классического университета и, скажем, технического. Сибирский федеральный университет в Красноярске создан путем объединения четырех вузов, Южный в Ростове объединил в себе два. Это реальные вузы, они уже есть, туда можно поступать. На очереди – создание Дальневосточного госуниверситета во Владивостоке. А еще такие университеты хотели бы создать у себя Воронеж, Екатеринбург, Казань и Калининград. Ожидается, что в 2015 году программы обучения получат международную аккредитацию, а дипломы выпускников – международное признание.

Некоторые сокращения, использованные в справочнике высших учебных заведений: ГОУ ВПО- государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования. НОУ – негосударственное образовательное учреждение; НАЧОУ – некоммерческое автономное частное образовательное учреждение; НМОАНО – негосударственная международная образовательная автономная некоммерческая организация; НОАНО – негосударственная образовательная автономная некоммерческая организация; ОАНО – образовательная автономная некоммерческая организация; АНО – автономная некоммерческая организация.

Система и структура высшего профессионального образования

Система образования - совокупность взаимодействующих преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений, различных по организационно-правовым формам, типам, видам; система органов управления образованием и подведомственных им учреждений, предприятий и организаций.

«…Сегодня исторически в России сложилась система высшего профессионального образования, которая состоит из двух образовательных подсистем: включающая как непрерывную подготовку дипломированных специалистов по 500 специальностям высшего профессионального образования (срок обучения, как правило, 5 лет), так и ступенчатой, обеспечивающей реализацию образовательных программ по ступеням высшего профессионального образования с присвоением выпускнику степени (квалификации) «бакалавра» (срок обучения 4 года) и «магистра» (срок обучения 6 лет) по 120 направлениям подготовки высшего профессионального образования. Лицензии на подготовку бакалавров имеют 50% вузов.

Практическая реализация этих подсистем в России осуществляется по разным схемам: независимые траектории обучения по подсистемам бакалавров и специалистов не имеют общих частей; совмещенные траектории обучения на первых курсах (с 1 по 2 или 3 курс) с последующим разведением потоков специалистов и бакалавров на старших, чему способствуют государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования, введенные в 2000 году. В настоящее время подготовка бакалавров и магистров предусмотрена во всех образовательных областях высшего профессионального образования, за исключением медицины и информационной безопасности.

С целью дальнейшего развития уровневого высшего профессионального образования Министерством предпринят ряд целенаправленных шагов: издан приказ Минобрнауки России от 22 марта 2006 г. N 62«Об образовательной программе высшего профессионального образования специализированной подготовки магистров», обеспечивающий академические свободы вузов при формировании образовательных программ специализированной подготовки магистра как вида программ, направленных на формирование высококвалифицированных специалистов, подготовленных к различным видам инновационной деятельности (2).

Послевузовское профессиональное образование

Структура системы высшего и послевузовского профессионального образования представляет собой совокупность:

Государственных образовательных стандартов высшего и послевузовского профессионального образования и образовательных программ высшего и послевузовского профессионального образования;

Имеющих лицензии высших учебных заведений и образовательных учреждений соответствующего дополнительного профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм;

Научных, проектных, производственных, клинических, медико-профилактических, фармацевтических, культурно-просветительских предприятий, учреждений и организаций, ведущих научные исследования и обеспечивающих функционирование и развитие высшего и послевузовского профессионального образования;

Органов управления высшим и послевузовским профессиональным образованием, а также подведомственных им предприятий, учреждений и организаций;

Общественных и государственно-общественных объединений (творческих союзов, профессиональных ассоциаций, обществ, научных и методических советов и иных объединений).

Государственный образовательный стандарт ВПО

ГОС (Государственный образовательный стандарт) - это утверждаемый государственными органами нормативный акт, устанавливающий комплекс требований к содержанию образования определенного уровня.

1. Государственные образовательные стандарты высшего и послевузовского профессионального образования предназначены для обеспечения:

1) качества высшего и послевузовского профессионального образования;

2) единства образовательного пространства Российской Федерации;

3) основы для объективной оценки деятельности образовательных учреждений, реализующих образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования;

4) признания и установления эквивалентности документов иностранных государств о высшем и послевузовском профессиональном образовании.

2. Государственные образовательные стандарты высшего и послевузовского профессионального образования состоят из федеральных и национально-региональных компонентов.

Федеральные компоненты государственных образовательных стандартов высшего и послевузовского профессионального образования включают в себя:

1) общие требования к основным образовательным программам высшего и послевузовского профессионального образования;

2) требования к обязательному минимуму содержания основных образовательных программ высшего и послевузовского профессионального образования, к условиям их реализации, в том числе к учебной и производственной практике и итоговой аттестации выпускников, уровню подготовки выпускников по каждому направлению подготовки (специальности);

3) сроки освоения основных образовательных программ высшего и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, не противоречащие срокам, установленным законодательством Российской Федерации и (или) положениями о высших учебных заведениях соответствующих видов;

4) максимальный объем учебной нагрузки обучающихся.

Национально-региональные компоненты государственных образовательных стандартов высшего и послевузовского профессионального образования отражают национально-региональные особенности подготовки специалистов по соответствующим направлениям подготовки (специальностям).

3. Порядок разработки, утверждения и введения в действие государственных образовательных стандартов высшего и послевузовского профессионального образования в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом, определяется Правительством Российской Федерации.

4. Содержание национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов высшего и послевузовского профессионального образования определяется высшим учебным заведением самостоятельно, в случае финансирования их реализации за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации - по согласованию с соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

5. Основные образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования разрабатываются федеральными (центральными) органами управления образованием и ведомственными государственными органами управления образованием и в части, выходящей за пределы соответствующих государственных образовательных стандартов, выполняют функции примерных образовательных программ высшего и послевузовского профессионального образования.

6. Перечень направлений подготовки (специальностей) высшего и послевузовского профессионального образования устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Основные образовательные программы высшего профессионального образования могут быть реализованы непрерывно и по ступеням.

В Российской Федерации устанавливаются следующие ступени высшего профессионального образования:

высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) "бакалавр";

высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации "дипломированный специалист";

высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) "магистр"…

Сроки освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования:

Для получения квалификации (степени) "бакалавр" не менее чем четыре года;

Для получения квалификации "дипломированный специалист" не менее чем пять лет, за исключением случаев, предусмотренных соответствующими государственными образовательными стандартами;

Для получения квалификации (степени) "магистр" не менее чем шесть лет.

Лица, получившие документы государственного образца о высшем профессиональном образовании определенной ступени, имеют право в соответствии с полученным направлением подготовки (специальностью) продолжить обучение по образовательной программе высшего профессионального образования следующей ступени (3, Статья 6).

Высшее учебное заведение, его задачи и структура

1. Высшим учебным заведением является образовательное учреждение, учрежденное и действующее на основании законодательства Российской Федерации об образовании, имеющее статус юридического лица и реализующее в соответствии с лицензией образовательные программы высшего профессионального образования.

2. Основными задачами высшего учебного заведения являются:

1) удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения высшего и (или) послевузовского профессионального образования;

2) развитие наук и искусств посредством научных исследований и творческой деятельности научно-педагогических работников и обучающихся, использование полученных результатов в образовательном процессе;

3) подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников с высшим образованием и научно-педагогических работников высшей квалификации;

4) формирование у обучающихся гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современной цивилизации и демократии;

5) сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей общества;

6) распространение знаний среди населения, повышение его образовательного и культурного уровня.

3. Высшие учебные заведения самостоятельны в формировании своей структуры, за исключением их филиалов.

Структурные подразделения высшего учебного заведения могут наделяться по доверенности полностью или частично правомочиями юридического лица в порядке, предусмотренном уставом высшего учебного заведения. Статус и функции структурного подразделения высшего учебного заведения определяются положением, утвержденным в порядке, предусмотренном уставом высшего учебного заведения.

Филиалами высших учебных заведений являются обособленные структурные подразделения, расположенные вне места его нахождения (3, Статья 8).

Виды и наименования высших учебных заведений

В Российской Федерации устанавливаются следующие виды высших учебных заведений: университет, академия, институт.

Университет - высшее учебное заведение, которое:

Реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования по широкому спектру направлений подготовки (специальностей);

Осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников высшей квалификации, научных и научно-педагогических работников;

Выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру наук;

Является ведущим научным и методическим центром в областях своей деятельности.

Академия - высшее учебное заведение, которое:

Реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования;

Осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников высшей квалификации для определенной области научной и научно-педагогической деятельности;

Выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования преимущественно в одной из областей науки или культуры;

Является ведущим научным и методическим центром в области своей деятельности.

Институт - высшее учебное заведение, которое:

Реализует образовательные программы высшего профессионального образования, а также, как правило, образовательные программы послевузовского профессионального образования;

Осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников для определенной области профессиональной деятельности;

Ведет фундаментальные и (или) прикладные научные исследования.

5. Статус высшего учебного заведения определяется в зависимости от его вида, организационно-правовой формы, наличия или отсутствия государственной аккредитации. Статус высшего учебного заведения включается в его наименование.

6. Наименование высшего учебного заведения устанавливается при создании и изменяется в обязательном порядке при изменении его статуса.

В случае, если в наименовании высшего учебного заведения употребляется специальное название (консерватория, высшее училище и другие названия), наряду с ним указывается вид высшего учебного заведения.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!