Все для предпринимателя. Информационный портал

Государственные органы осуществляющие контроль за страховой деятельностью. Государственный надзор за страховой деятельностью

Совокупность правовых норм, регламентирующих правоотношения между государством и страховыми организациями, страховыми посредниками и другими субъектами страхового рынка, по поводу осуществления страховой деятельности в зарубежных странах называют правом страхового надзора71. Объектом регулирования правом страхового надзора являются правоотношения по поводу возникновения специальной правоспособности страховых организаций на право осуществления страховой деятельности, обеспечения финансовой устойчивости и платежеспособности страховых организаций, исполнения требований о предоставлении отчетности и иной информации в порядке и в сроки, предусмотренные законодательством, и т.п. Формирование полноценного и всестороннего права страхового надзора является одной из задач российского государства по формированию рыночной экономики. Цель права страхового надзора установлена в законе РФ «Об организации страхового дела» и состоит в обеспечении соблюдения требований действующего законодательства о страховании, эффективного развития страховых услуг, защиты прав и интересов страхователей, страховщиков, иных заинтересованных лиц и государства. Основу права страхового надзора составляют нормы административного и финансового права, содержащиеся в Законе РФ об организации страхового дела, указах Президента, постановлениях Правительства, ведомственных нормативных актах.

Административное право, являясь важнейшим инструментом надзора за деятельностью страховых организаций, регулирующим отношения между страховщиками, страховыми брокерами и государством, основывается на следующих основных источниках права (главным образом ведомственных нормативных актах, изданных федеральным органом России по надзору за страховой деятельностью): -

Закон Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации» от 27 декабря 1992 года; -

Условия лицензирования страховой деятельности на территории Российской Федерации от 19 мая 1994 года; -

Правила формирования страховых резервов по видам страхования иным, чем страхование жизни, от 18 марта 1994 года; -

Положение о порядке дачи предписания, ограничения, приостановления и отзыва лицензии на осуществление страховой деятельности от июня 2001 года; -

Инструкция о порядке расчета нормативного соотношения активов и обязательств страховщиков от ноября 2001 года; -

Временное положение о порядке ведения реестра страховых брокеров, осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации, от 9 февраля 1995 года; -

Положение о государственной регистрации объединений страховщиков на территории Российской Федерации от 26 апреля 1993 года.

Государственное право регламентирует правовую форму государственного органа страхового надзора, его место и функции в системе федеральных органов государственной исполнительной власти и основывается на: Конституции Российской Федерации, Законе Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации», Указе Президента Российской Федерации «О системе федеральных органов исполнительной власти» от 14 августа 1996 года, Указе Президента «О структуре федеральных органов исполнительной власти» от 14 августа 1998 года.

Финансовое право регламентирует отношения между страховыми организациями, страхователями и государством по поводу образования и использования финансовых фондов в страховых организациях, главными из которых являются страховые резервы, в том числе отношения по определению состава затрат субъектов страховых отношений, определения налогооблагаемой базы страховщиков, расчета и уплаты налога на прибыль, налога на добавленную стоимость, иных видов налогов и обязательных платежей, и включает следующие основные нормативные акты: -

Налоговый кодекс Российской Федерации; -

План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности страховых организаций и инструкция по его применению; -

Правила формирования страховых резервов по видам страхования иным, чем страхование жизни, от 18 марта 1994 года.

Юридические основания осуществления надзора за страховой деятельностью и основной перечень контрольных функций, осуществляемых надзором, установлены в некоторых статьях Закона «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (ст. 29, 31, 32), которые скорее упоминают эти функции, но не раскрывают их содержания. Государственный надзор за страхованием связан с осуществлением следующих контрольных функций: -

лицензирование страховой деятельности, включая контроль за финансовым состоянием, условиями страхования и обоснованностью страховых тарифов (в подавляющем большинстве стран ЕС предварительный контроль за условиями страхования и страховыми тарифами отменен, а главным элементом в системе контроля является контроль за финансовой устойчивостью и платежеспособностью страховщика); -

установление порядка формирования страховых резервов; -

установление правил размещения страховых резервов (точнее - активов, покрывающих страховые резервы); -

установление нормативного соотношения между активами и обязательствами страховщика (маржа платежеспособности); -

установление форм и сроков предоставления бухгалтерской и статистической отчетности; -

регистрация страховых брокеров; -

ведение реестра страховщиков; -

приостановление и отзыв лицензий на право осуществления етраховой деятельности.

Можно определить три стадии осуществления государственного надзора за деятельностью страховых организаций; предварительный, текущий и последующий.

На предварительной стадии надзор может быть эффективно осуществлен при принятии решения о выдаче лицензии на право осуществления страховой деятельности. В соответствии с директивами Европейского Союза стадия предварительного контроля яри лицензировании страховой деятельности имеет различную регламентацию процедуры и состава документов для осуществления страхования жизни и страхования иного, чем страхование жизни. Более того, установлен запрет на осуществление одним юридическим лицом этих отраслей страхования одновременно. Такой запрет связан с необходимостью различного регулирования формирования страховых резервов и размещения активов страховщика, их покрывающих.

В Российской Федерации в отличие от большинства стран в мире сохраняется возможность проведения одним страховщиком как страхования жизни, так и других видов страхования. "

Особенно следует остановиться на нормах, регулирующих учреждение страховой организации и получение лицензии на право осуществления страховой деятельности. Российское законодательство предусматривает 2 ступенчатую процедуру «появления» страховой организации как потенциального субъекта гражданских правоотношений по договору страхования. Нормами гражданского законодательства регулируется процедура учреждения страховой организации, а нормами административного права - получение лицензии на право осуществления страховой деятельности, которые находятся в глубоком противоречии между собой и не обеспечивают необходимого контроля со стороны органов надзора за добросовестностью учредителей при учреждении организации, ее реальной платежеспособностью и тому подобное. Во многих странах регистрация и лицензирование страховой организации сосредоточены в едином органе страхового надзора, что обеспечивает необходимый уровень и степень государственного контроля за источниками капитала страховой организации и компетентностью ее руководителей.

В непосредственной связи с этим вопросом следует обратить внимание и на специальную процедуру в гражданском и административном праве, связанную с ликвидацией страховой организации, особенно в случае ее банкротства. По действующему законодательству Российской Федерации функции государственного надзора прекращаются после принятия решения об отзыве лицензии на право осуществления страховой деятельности. Дальнейшая процедура ликвидации страховщика и удовлетворения интересов кредиторов, в том числе страхователей и выгодоприобретателей по неоплаченным суммам страховых выплат, а также в связи с прекращением действующих договоров страхования определяется общими нормами Гражданского кодекса и закона «О несостоятельности (банкротстве)». При этом активы страховщика, в том числе та их часть, которая непосредственно связана с осуществлением страховой деятельности и представляющая страховые резервы, включается в общую массу ликвидируемого имущества, из которого удовлетворяются требования кредиторов в очередности, установленной законодательством, в которой страхователи и выгодоприобретатели отнесены к пятой очереди и фактически не имеют оснований первоочередного удовлетворения требований к обанкротившемуся страховщику.

Действующее гражданское законодательство не оставляет места для осуществления надзора за учреждением страховщика и реальностью его капитализации. Предписан лишь минимальный раз мер уставного капитала страховщика, установленный дифференцированно, в зависимости от предполагаемых направлений деятельности по страхованию: страхование жизни, страхование иное, чем страхование жизни, перестрахование. Абсолюный размер минимального капитала составляет для страховых организаций, подающих документы для получения лицензии на право проведения страхования жизни, - 25,0 тыс. МРОТ72; на право проведения страхования иного, чем страхование жизни, - 35,0 тыс. МРОТ; на проведение перестрахования - 50,0 тыс. МРОТ. Несмотря на введенные поправки к Закону «Об организации страхового дела в Российской Федерации», требования к минимальному размеру уставного капитала существенно ниже, чем принятые в странах ЕС: для страхования кредитов - 1 400 000 экю, для страхования ответственности - 400 000 экю, для страхования имущества - 300 000 экю, для страхования жизни - 800 000 экю.

Процедура лицензирования, предусмотренная российским законодательством, включает контроль за: -

наличием достаточной суммы активов у страховщика; -

условиями страхования на предмет их соответствия нормам гражданского законодательства; -

обоснованностью страховых тарифов; -

соответствием правил формирования страховых резервов по страхованию иному, чем страхование жизни, установленным законодательными требованиями; -

бизнес-планом.

Выданная лицензия предоставляет страховщику право на проведение видов страховой деятельности, перечисленных в лицензии, в соответствии с правилами страхования, которые приводятся в приложении к ней.

Последующее расширение перечня видов страхования (приложение к лицензии), вновь требует прохождения процедуры лицензирования, однако дополняется контролем со стороны надзора за соблюдением нормативного соотношения между активами и обязательствами (резервом платежеспособности).

Структура видов страховой деятельности, принятая в целях лицензирования страховой деятельности по страхованию иному, чем страхование жизни, основана на принципе классификации имущественных интересов, которые могут быть объектами страхования, и содержится в приложении к Условиям лицензирования. Законодательно выделено 16 самостоятельных видов страховой деятельности и отдельно - перестрахование. Классификация приводит существенные признаки каждого из выделенных видов страховой деятельности: например, под страхованием от несчастных случаев и болезней понимают «совокупность видов личного страхования, предусматривающих обязанность страховщика по страховым выплатам в фиксированной сумме либо в размере полной или частичной компенсации дополнительных расходов застрахованного, вызванных наступлением страхового случая (при этом возможна комбинация обоих видов выплат). Страховая выплата может быть осуществлена при наступлении следующих случаев: нанесение вреда здоровью застрахованного вследствие несчастного случая или болезни; смерти застрахованного в результате несчастного случая или болезни; утраты (постоянной или временной) трудоспособности (общей или профессиональной) в результате несчастного случая или болезни, за исключением видов страхования, относящихся к медицинскому страхованию.

В законодательстве РФ в условиях лицензирования приведено определение понятия «страхование жизни», однако детальная классификация отсутствует, что приводит к существенным затруднениям и спорам при осуществлении последующего контроля за страховой деятельностью как со стороны органов страхового надзора, так и иных государственных органов исполнительной власти (налоговых органов, органов валютного регулирования и валютного контроля и т.д.).

Одним из существенных недостатков современной системы лицензирования, принятой в Российской Федерации, в отличие от норм Директив по страхованию ЕС является невозможность надзора на стадии учреждения компании за учредителями компании, прямыми и опосредованными, имеющими большинство акций, на предмет происхождения капитала и наличия реальных денежных средств и активов, передаваемых в уставный капитал. То же необходимо отметить и в отношении основных исполнительных лиц в компании. В отличие от стран ЕС в случае сомнительности со стороны надзора в репутации указанных лиц, основанной на результатах их предшествующей деятельности, российский федеральный орган по надзору за страховой деятельностью не имеет права отказать в выдаче лицензии на право осуществления страховой деятельности.

Текущий контроль за деятельностью страховщика осуществляется как органами государственного надзора, так и независимыми аудиторами. Предметом контроля при этом является ведение страховщиками финансовых операций, в том числе связанных с формированием страховых резервов, размещением активов, их покрывающих, обеспечение наличия свободных активов в размере не менее установленного нормативом, а также соответствие деятельности выданной лицензии.

Установлено, что страховые резервы по видам страхования иным, чем страхование жизни, формируются на тех же принципах, что приняты в странах ЕС (резервы незаработанной.премии и резервы убытков), за исключением резерва произошедших, но не заявленных убытков, а также резерва колебаний убыточности и резерва катастроф.

В нормативном порядке не установлены принципы и порядок расчета резервов по страхования© жизни (что в соответствии с положением о федеральном органе по надзору является его прялкш.компетенцией).

Порядок формирования страховых резервов по страхованию жизни определяется страховщиками самостоятельно при получении одобрения от органа надзора и разрешения на его использование. Такой порядок приводит к разногласиям между страховщиками и налоговыми органами при определении финансового результата деятельности страховщика (прибыли или убытка) и при расчете базы для уплаты налогов. Отсутствие единых правил формирования страховых резервов по страхованию жизни в отсутствие системы деятельности независимых актуариев ставит под сомнение достоверность расчетов страховщиков об обоснованности и достаточности резервов, соответствие их размеров принятым обязательствам по страхованию жизни. Можно привести в качестве примера создание необходимой системы надзора за формированием страховых резервов по страхованию жизни в Польше. Несмотря на неоднократные попытки в России по подготовке закона о независимых актуариях, установления требований к лицензированию актуарной деятельности, подотчетности и обязательности получения подтверждения независимого аудитора при предоставлении годового баланса страховой организации, занимающейся проведением страхования жизни, сколько- нибудь заметных изменений в законодательстве не происходит.

Размещение средств страховых резервов регламентируется специальными правилами в соответствии с принципами, принятыми в странах ЕС. Очевидно, необходимо установление более общих, но вместе с тем исключительно поименованных групп разрешенных активов и соотношений между ними в целях соблюдения принципов ликвидности, возвратности и прибыльности.

Платежеспособность страховых организаций контролируется на основе наличия в необходимых размерах свободных активов страховщика. В этих целях применяется расчет нормативного соотношения между активами и обязательствами, основанный на тех же принципах, что и надзор за исчислением маржи платежеспособности, принятый в странах ЕС: 16% от объема поступления страховой премии по страхованию иному, чем страхование жизни, с учетом поправки на коэффициент, учитывающий участие перестраховщиков, или 23% от среднего за последние три щда показателя страховых выплат, также скорректированных с учетом участия перестраховщиков в страховых выплатах; и 5% от суммы резервов взносов по страхованию жизни.

Последующий надзор осуществляется на основании проверки финансовой отчетности, предоставляемой страховщиками в органы страхового надзора. Состав и формы бухгалтерского отчета, принципы бухгалтерского учета и план счетов соответствуют в целом требованиям, принятым в странах ЕС. Страховщики обязаны опубликовать годовую отчетность о своей деятельности, бухгалтерский баланс и финансовые результаты деятельности по итогам отчетного года после подтверждения достоверности приведенных в них сведений независимыми аудиторами. Следует отметить, что в Российской Федерации сформирован институт независимых страховых аудиторов, основанный на специальном лицензировании их деятельности, проверке квалификации и знаний страхового законодательства.

Одним из важных инструментов надзора является контроль за надежностью перестраховочных операций, особенно если перестраховщиком по договору перестрахования выступает зарубежная страховая или перестраховочная организация. В страховом законодательстве России отсутствуют какие-либо нормы, регламентирующие контроль за международным перестрахованием. В мировой практике для достижения этой цели используются различные подходы, однако в большинстве случаев право выбора надежного перестраховщика предоставлено страховщику, передающему риски в перестрахование. Страховой надзор при этом имеет право в случае, если зарубежный перестраховщик не считается финансово устойчивым, потребовать изменения в организации перестраховочной защиты. В странах переходного периода (Украина, Белоруссия) были введены ограничения на перестрахование у зарубежных перестраховщиков, что в условиях неразвитости национальных рынков привело к резкому ухудшению финансовой устойчивости страховых организаций и невозможности динамичного развития страхового рынка. "

Однако вполне закономерно в условиях формирующегося страхового рынка установление более общих требований к операциям международного перестрахования, например, разрешение на операции по перестрахованию жизни только у страховых и перестраховочных организаций, имеющих международный рейтинг «Standard & Poor’s» не ниже «А», а по иным видам перестрахования - не ниже «ВВВ». Такая мера обеспечит предсказуемость при осуществлении перестраховочных операций, их финансовую устойчивость и надежность, транспарентность национального законодательства.

В целях повышения эффективности надзора возможно использование принятой в ряде стран (США, Германия) системы «раннего предупреждения» финансовых проблем в страховых организациях, основанных на использовании индексов соотношений между темпами роста поступлений страховых премий, ростом капитала и свободных активов страховщика, коэффициентом расходов на ведение страховой организации, страховыми выплатами, страховыми резервами и так далее. Выбранный перечень таких индексов позволяет путем несложного, с технической точки зрения, и быстрого анализа выявлять страховщиков, приближающихся к критическим, с точки зрения обеспечения финансовой устойчивости, отметкам и применять к ним оперативные меры воздействия.

В Российской Федерации последующий контроль на основе анализа бухгалтерской информации может быть осуществлен спустя не менее 6 месяцев после окончания отчетного периода. За столь продолжительный период времени фактическое финансовое состояние страховщика может существенно ухудшиться и меры надзора могут быть приняты слишком поздно, что существенно осложняет эффективную защиту интересов страхователей и выгодоприобретателей по договорам страхования.

Одним из направлений контроля, применяемого в странах ЕС и ряде стран ОСЭР, является контроль за финансовыми группами, особенно в случаях перекрестного владения акциями друг друга участниками групп, объединяющих страховые организации, банки, фондовые организации, пенсионные фонды и другие финансовые институты. Такое перекрестное владение акциями и активами друг друга участниками группы зачастую существенно уменьшает ее финансовую устойчивость в целом и влечет за собой акселерацию проблем платежеспособности для всех участников финансовой группы.

Единственным инструментом контроля со стороны органов российского государственного надзора к страховым организациям является дача предписания, ограничение, приостановление и отзыв лицензии, которые, взятые вместе и в отдельности, связаны с соблюдением длительной и малоэффективной административной процедуры. Вместе с тем в административном праве применяются и иные санкции, например, штрафы, налагаемые как на организации, допустившие нарушения, так и на руководителей таких организаций. Применение таких методов страхового надзора доказало свою эффективность в странах ЕС, США, Австралии и многих других. Кроме того, неэффективность российского надзора связана и со ступенчатостью применения мер воздействия на страховщиков, не соблюдающих требования страхового законодательства, например, более строгие, но эффективные меры: приостановление, ограничение и отзыв лицензии возможны только после дачи предписания и получения информации о его неисполнении.

Эффективность государственного надзора за деятельностью страховых организаций может быть сведена к следующим компонентам: -

использование достоверной и полной финансовой, бухгалтерской и иной информации; -

своевременность и полнота надзора; -

действенность и оперативность в применении санкций со стороны надзора.

Современная система российского страхового надзора, с этой точки зрения, малоэффективна, что может быть объяснено следующими причинами: недостаточной численностью сотрудников надзора (около 60 человек в центральном аппарате и почти столько же на местах; .для сравнения: в штате Нью-Йорк, где зарегистрировано почти такое же число страховых организаций, численность сотрудников надзора составляет около 1400 человек, из которых 800 занимаются проверками непосредственно в страховых организациях), недостаточным уровнем квалификации сотрудников надзора, неоправданно частыми изменениями структуры и места органа надзора в системе органов государственной исполнительной власти, недостаточным уровнем оплаты труда, отсутствием современных способов обработки и передачи данных, неэффективным использованием территориальных инспекций надзора для функций контроля, недостаточным закреплением в законах и законодательных актах контрольных полномочий и мер, применяемых надзором к страховым организациям, недостаточно проработанной системой санкций при нарушениях, установленных в деятельности страховой организации.

Перечисленные основные «проблемные зоны» в организации надзора могут быть устранены принятием специального закона «О страховом надзоре», как это предусмотрено Гражданским кодексом Российской Федерации.

Государственное право устанавливает основополагающие элементы организации страхового надзора в Российской Федерации, в частности, что регулирование и надзор за деятельностью страховых организаций осуществляются на основании федерального законодательства России, а также определяют место органа страхового надзора в системе органов государственной исполнительной власти, принципы организации его деятельности, самостоятельности в осуществлении надзорных функций, подотчетности и источники финансирования.

С точки зрения результативности осуществления надзора, необходимо соблюдение следующих принципов: -

стабильность системы органов надзора; -

стабильность, прозрачность и ясность законодательства, обеспечивающего осуществление надзорных функций; -

соответствие функций, структуры, в том числе и территориальной, и методов надзора задачам, установленным в законодательстве; -

обеспечение эффективного взаимодействия с другими органами исполнительной и законодательной власти в целях совершенствования законодательства и, при необходимости, применения к страховым организациям санкций иных, чем предусмотрено страховым законодательством; -

неотвратимость и обязательность применения предусмотренных законодательством санкций.

Начиная с 1992 года название, функции федерального органа по надзору за страховой деятельностью, его юридический статус, подчиненность, система финансирования изменялись четыре раза, что в конечном счете привело к ослаблению контрольного органа, неэффективности исполнения им надзорных функций и его изоляции от международных органов надзора как в рамках стран СНГ, гак и всего международного сообщества.

Сложившееся положение может быть поправлено исключительно принятием федерального закона о страховом надзоре, устанавливающего его юридический статус, структуру, функции, источники финансирования, закрепляющего основные положения осуществления предварительного, текущего и последующего контроля, систему санкций и мер, применяемых к страховым организациям.

Такие законы специального действия или соответствующие разделы в других общих законах приняты практически во всех странах ЕС.

В Российской Федерации современная система надзора за страховой деятельностью опирается на Департамент страхового надзора за страховой деятельностью Министерства финансов Российской Федерации, который, помимо лицензирования страховой деятельности и последующего контроля за деятельностью страховщиков, готовит предложения по изменению и дополнению страхового законодательства, а также законов и законодательных актов, оказывающих влияние на целостность страхового рынка и его дальнейшее развитие. Структуры органов страхового надзора в различных странах сформированы с учетом национальных традиций, общей структуры органов государственной исполнительной власти, целей надзора и сложности исполняемых им функций. Однако практически повсеместно страховой надзор организован на следующих принципах: -

финансирование деятельности надзора осуществляется за счет отчислений от страховой премии, собираемой страховщиками по всем или определенным видам страхования, на основании утверждаемой Министерством финансов сметы; -

уровень оплаты труда сотрудников надзора не ниже, чем средний, сложившийся в отрасли; -

орган надзора организован преимущественно как самостоятельный орган государственного управления; -

надзор наделен функциями осуществления проверок деятельности страховых организации «на месте» и осуществляет их как по мере необходимости, так и в плановом порядке (система «надзорных бригад», принятая в страховом надзоре Франции); - надзор имеет право применять к страховщикам санкции в виде штрафов за установленные правонарушения, в том числе за несвоевременно представленную или недостоверную отчетность, за несоблюдение нормативных требований; -

функция надзора, как правило, отделена от функции подготовки и принятия нормативных документов, а также предложений по принятию новых законов или изменению уже действующих; -

функция лицензирования, а также отзыва лицензии обыкновенно исполняется вышестоящим органом (Франция, Германия - министерством финансов, при котором, но не в структуре которого действует страховой надзор) или совещательным органом при органе страхового надзора, действующим в рамках полномочий, установленных для него законодательными документами (Португалия); -

в своей деятельности надзор опирается на сформировавшиеся системы дополнительного контроля, связанного со страховой деятельностью: -

страховых актуариев, обеспечивающих контроль за обоснованностью расчета страховых резервов и соответствием их размера принятым по договорам страхования обязательствам; -

профессиональных объединений страховщиков, обеспечивающих разработку стандартных правил страхования, сбор и публикацию детальной статистики по развитию страхования и страхового рынка, саморегуляцию рынка, функционирование бюро Омбудсмана (бюро жалоб для страхователей - специальная организация, учрежденная страховщиками для рассмотрения жалоб страхователей на действия страховщиков по договорам страхования, решения которой являются обязательными для учредивших ее или являющихся ее участниками страховщиков); -

В страховом деле, созданном на коммерческой основе, не- обходим государственный надзор за страховой деятельностью, который осуществляется в целях соблюдения требований за- конодательства РФ о страховании, эффективного развития страховых услуг, защиты прав и интересов страхователей, стра- ховщиков, иных заинтересованных лиц и государства.

1 Российский статистический ежегодник. 2004, с. 514; 2006, с. 645; 2007, с. 617.


Государственный надзор за страховой деятельностью на территории Российской Федерации в настоящее время осущест- вляется Федеральной службой страхового надзора, находящей- ся в ведении Министерства финансов РФ.

До 1996 г. службу государственного надзора за страховой деятельностью в России возглавлял федеральный орган уп- равления - Росстрахнадзор . Однако за последние годы Росст- рахнадзор как самостоятельный орган исполнительной власти показал недостаточную эффективность. Указом Президента РФ от 29 ноября 1996 г. № 1611 функции Росстрахнадзора были переданы Министерству финансов Российской Федерации. В составе Министерства финансов РФ был образован Департа- мент страхового надзора.

№ 2 “Вопросы Министерства финансов Российской Федерации” было предусмотрено: “Министерство финансов Российской Феде- рации является правопреемником Федеральной службы России по надзору за страховой деятельностью”. Этим же постановлением решено передать в ведение Министерства финансов РФ терри- ториальные органы Федеральной службы России по надзору за страховой деятельностью со штатной численностью 112 единиц, сохранить права и функции территориальных органов страхового надзора, передаваемых в ведение Министерства финансов РФ.

На Департамент страхового надзора Министерства финан- сов РФ были возложены следующие функции:

· выдача страховщикам лицензий на осуществление стра-

ховой деятельности;

· ведение единого Государственного реестра страховщи- ков и объединений страховщиков, а также реестра страховых брокеров;



· контроль за обоснованностью страховых тарифов и обес-

печением платежеспособности страховщиков;

· установление правил формирования и размещения стра- ховых резервов, показателей и форм учета страховых операций и отчетности о страховой деятельности;


· разработка нормативных и методических документов по вопросам страховой деятельности, отнесенным к компетенции Федеральной службы России по надзору за страховой деятель- ностью;

· обобщение практики страховой деятельности, разработ-

ка и представление в установленном порядке предложений по развитию и совершенствованию законодательства Российской Федерации о страховании.

Для выполнения своих функций Департамент страхового надзора Минфина РФ был вправе:

· получать от страховщиков отчетность о страховой дея-

тельности, информацию об их финансовом положении, получать информацию от предприятий, учреждений и организаций, в том числе от банков и граждан;

· производить проверки соблюдения страховщиками зако-

нодательства Российской Федерации о страховании и достовер- ности представляемой ими отчетности;

· при выявлении допущенных страховщиками нарушений

закона давать им предписания по их устранению, а в случае не- выполнения предписаний приостанавливать или ограничивать действие лицензий этих страховщиков впредь до устранения выявленных нарушений либо принимать решения об отзыве лицензий;

· обращаться в арбитражный суд с иском о ликвидации

страховщика в случае неоднократного нарушения им законода- тельства РФ, а также о ликвидации предприятий и организаций, осуществляющих страхование без лицензий.

№ 314 образована Федеральная служба страхового надзора в ведении Минфина РФ. Постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2004 г. № 203 определены основные функции этой службы. В них сохранена преемственность деятельности бывшего Департамента страхового надзора Минфина РФ. Федеральная служба страхового надзора осуществляет свою деятельность не- посредственно и через свои территориальные органы (ей переда- ны территориальные органы страхового надзора Минфина РФ).


Среди функций как бывшего Департамента страхового надзора Минфина РФ, так и нынешней Федеральной службы на первом месте обозначено лицензирование страховой дея- тельности.

Общие правила лицензирования страховой деятельности определены Законом РФ о страховании:

Лицензирование деятельности субъектов страхового дела осуществляется на основании их заявлений и документов, пред- ставленных в соответствии с настоящим Законом.

Лицензия на осуществление страхования, перестрахования, взаимного страхования, страховой брокерской деятельности (да- лее также - лицензия) выдается субъектам страхового дела.

Право на осуществление деятельности в сфере страхового дела предоставляется только субъекту страхового дела, полу- чившему лицензию.

Принятие решения о выдаче лицензии или об отказе выдаче лицензии осуществляется органом страхового надзора в срок, не превышающий 60 дней с даты получения органом страхового надзора всех документов, предусмотренных настоящей статьей для получения лицензии соискателем лицензии. О принятии решения орган страхового надзора обязан сообщить соиска- телю лицензии в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения.

С 1993 г. в РФ функционируют территориальные органы страхового надзора - региональные инспекции страхового над- зора (в каждой республике в составе РФ) и 7 кустовых инспекций (в городах Санкт-Петербурге, Самаре, Ростове-на-Дону, Екате- ринбурге, Новосибирске, Красноярске, Хабаровске). Территори- альные органы страхового надзора вправе проводить проверки достоверности отчетности, представляемой страховыми орга- низациями, соблюдения страхового законодательства, получать от страховщиков отчетность о страховой деятельности, инфор- мацию об их финансовом положении, получать необходимую информацию от предприятий, учреждений и организаций, в том числе от банков.


Контрольные вопросы

1. В чем заключается экономическая сущность страхова- ния?

2. Какие характерные черты присущи страхованию?

3. В каких формах создаются страховые фонды?

4. В каких формах осуществляется страхование?

5. Какие виды страхования являются наиболее распростра- ненными?

6. Расскажите об организации страхования в стране в до- военный период.

7. Что такое страховой рынок?

8. Назовите участников отношений на страховом рынке.

9. Раскройте содержание договора страхования.

10. Перечислите обязанности страховщика.

11. Каковы порядок и условия страховых выплат?

12. В чем заключается сущность перестрахования?

13. Каким должен быть размер оплаченного уставного ка- питала страховой организации?

14. Какие государственные органы осуществляют надзор за страховой деятельностью в стране?

15. Какие функции выполняют органы страхового надзора в стране?

16. Назовите общие правила лицензирования страховой деятельности.


“Государственный надзор за страховой деятельностью в Российской Федерации. Перестрахование ”.

Страхование представляет собой отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховых премий). Государственное регулирование страхового рынка призвано содействовать развитию страхового рынка, защите интересов страхователей, обеспечивать регистрацию страховых организаций, лицензирование страховых операций, осуществлять контроль за соблюдением страховыми организациями законодательства. Страховой рынок- это особая социально-экономическая среда, определенная сфера экономических отношений, где объектом купли-продажи является страховая та, формируются спрос и предложение на нее. Объективная основа развития страхового рынка -необходимость обеспечения бесперебойности воспроизводственного производства процесса путем оказания денежной помощи пострадавшим в случае непредвиденных неблагоприятных обстоятельства. Страховой рынок можно рассматривать как форму организации денежных отношений по формированию и распределению страхового фонда для обеспечения страховой защиты общества, как совокупность страховых организаций, которые принимают участие в оказании соответствующих услуг.

Обязательным условием существования страхового рынка является наличие общественной потребности на страховые услуги и наличие страховщиков, способных удовлетворить эти потребности. Первичное звено страхового рынка – страховое общество или страховая компания. Страховая компания – исторически определенная общественная форма функционирования страхового фонда, представляет собой обособленную структуру, осуществляющую заключение договоров страхования и их обслуживания. Страховой компании свойственны технико-организационное единство и обособленность. В широком смысле страховой рынок представляет собой всю совокупность экономических отношений по поводу купли-продажи страхового продукта. Рынок обеспечивает органическую связь между страховщиком и страхователем. Первостепенными экономическими законами функционирования страхового рынка является закон стоимости и закон спроса и предложения.

Спецефический товар, предлагаемый на страховом рынке, страховая услуга. Она может быть представлена физическому или юридическому лицу на основе договора или закона. В тех случаях когда предоставление страховой защиты необходимо с позиций общественных интересов, страхование носит обязательный характер. Акт купли-продажи страховой услуги оформляется заключением договора страхования, в подтверждении чего страхователю выдается страховое свидетельство (полис). Перечень видов страхования, которыми может воспользоваться страхователь представляет собой ассортимент страхового рынка.

Государство может прямо участвовать в рыночных отношениях как страховщик через государственные страховые организации и оказывать все возрастающее воздействие на функционирование страхового рынка различными правовыми установлениями. Государственное регулирование страховой деятельности дополняет рыночный механизм страхования, усиливая его положительные стороны. При этом механизм государственного регулирования страховой деятельности переплетается с рыночным механизмом страхования. Государственное законодательство, расстановка политических сил оказывают влияние на коммерческую. Деятельность страховщиков. Это выражается в правовом воздействии на страховщиков путем издания соответствующих нормативных актов прямо или косвенно регулирующих страховую деятельность.

Деятельность страховщиков нацелена на обеспечение беспрерывности процесса производства и возмещение ущерба, причиненного различными непредвиденными обстоятельствами и случайностями. Каждый страховой риск имеет свое индивидуальное измерение. Его величина зависит от ряда факторов: степени вероятности страхового случая, интенсивности вредоносного воздействия разрушительных сил природы, стоимости имущества принятого на страхование, и т.д. Высокая доля ответственности страховщика за социальные последствия его деятельности требует организации государственного страхового надзора. В общей форме этот надзор выражается в изучении финансового положения страховщика и его платежеспособности по принятым договорным обязательствам перед страхователем. Регулирующая роль государственного органа по страховому надзору должна предусматривать выполнение в основном трех функций, с помощью которых обеспечивается надежная защита страхователей.

1. Регистрация тех, кто осуществляет действия, связанные с заключением договоров страхования, - главная функция. Регистрацию должны пройти все страховщики. В ходе регистрации выясняются профессиональная пригодность страховщика, его финансовое положение. Органом надзора за страховой деятельностью акт регистрации оформляется выдачей соответствующего разрешения или лицензии.

2. Обеспечении гласности. Каждый, кто проводит профессионально занимается страховой деятельностью, обязан публиковать проспект, содержащий полную правдивую и четкую информацию о финансовом положении страховщика. Чтобы не допускать ограничения конкурентной борьбы, федеральный орган исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью должен проверить, насколько достоверна представленная информация. Открытость информации о финансовом положении страховщиков способствует сохранению конкурентной борьбы.

3. Поддержание правопорядка в отрасли. Орган госнадзора может начать расследование нарушений закона, принять административные меры в отношении тех, кто действует вопреки интересам страхователей, или передать дело в суд.

В соответствии ст. 30 ФЗ « Об организации страхового дела в Российской Федерации» государственный надзор за страховой деятельностью осуществляется в целях соблюдения требований законодательства РФ о страховании, эффективного развития страховых услуг, защиты прав и интересов страхователей, страховщиков, иных заинтересованных лиц и государства. Государственный надзор за страховой деятельностью на территории РФ осуществляется федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью, действующим на основе Положения, утвержденного правительством РФ.

Основными функциями федерального органа исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью являются:

1. выдача страховщикам лицензий на осуществление страховой деятельности.

Она выдается страховщикам на основании их заявлений с приложением:

· учредительных документов;

· экономического обоснования страховой деятельности;

· правил по видам страхования;

· расчетов страховых тарифов;

Страховщикам, предметом деятельности которых является исключительно перестрахование, на основании их заявлений с приложением:

· учредительных документов;

· свидетельства о регистрации;

· справки о размере оплаченного уставного капитала;

· сведений о руководителях и их заместителях.

В лицензиях указывается конкретные виды страхования, которые страховщик вправе осуществлять. Федеральный орган исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью рассматривает заявления юридических лиц о выдаче им лицензий в срок, не превышающей 60 дней с момента получения документов, предусмотренных ст. 32 ФЗ. Основанием для отказа в выдаче лицензии может служить несоответствие документов, прилагаемых к заявлению, требованиям законодательства РФ. Об отказе сообщается в письменной форме с указанием причин. Об изменениях, внесенных в учредительные документы, страховщик обязан сообщить федеральному органу исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью в месячный срок с момента регистрации этих изменений в установленном порядке.

2. ведение единого Государственного реестра страховщиков, страховых брокеров;

3. контроль за обоснованностью страховых тарифов и обеспечением платежеспособности страховщиков;

Страховой тариф представляет собой ставку страхового взноса с единицы страховой суммы или объекта страхования. Страховые тарифы по обязательным видам страхования устанавливаются в законе. Страховые тарифы по добровольным видам личного страхования, страхования имущества и страхования ответственности могут рассчитываться страховщиками самостоятельно.

Для обеспечения своей платежеспособности страховщики обязаны соблюдать нормативные соотношения между активами и принятыми на себя страховыми обязательствами. Методика расчета этих соотношений и их нормативные размеры устанавливаются федеральными органами исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью. Размещение страховых резервов должно осуществляться на условиях диверсификации, возвратности, прибыльности и ликвидности.

4. установление правил формирования и методических документов по вопросам страховой деятельности;

5. обобщение практики страховой деятельности, разработка и представление в установленном порядке предложений по развитию и совершенствованию законодательства РФ о страховании.

Федеральный орган исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью вправе:

Получать от страховщиков установленную отчетность о страховой деятельности, информацию об их финансовом положении, получать необходимую для выполнения возложенных на них функций информацию от предприятий, учреждений и организаций.

План счетов и правила бухгалтерского учета, показатели и формы учета страховых операций и отчетности страховщиков устанавливаются федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью по согласованию с Министерством финансов РФ и государственным комитетом РФ по статистике. Операции по личному страхованию учитываются страховщиками отдельно от операций по имущественному страхованию и страхованию ответственности. Страховщики публикуют годовые балансы и счета прибылей и убытков в сроки, установленные федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью, после аудиторского подтверждения достоверности содержащихся в них сведений.

Высокая ответственность, которую несут страховые компании, и их большое количество вызывает необходимость в контроле и коррекции страховой деятельности в целом. Для контроля страховой деятельности и работы страховых компаний существует специальный орган - страховой надзор. В России этот орган входил в Федеральную службу страхового надзора (ФССН) - федеральный орган исполнительной власти, находившийся в ведении Министерства финансов и осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере страховой деятельности (страхового дела). Данная служба существовала в 2004—2011 году.

Федеральная служба по финансовым рынкам

4 марта 2011 года Указом Президента РФ № 270 Федеральная служба страхового надзора была присоединена к Федеральной службе по финансовым рынкам (ФСФР). Этим же Указом были переданы функции ФССН к ФСФР. За два неполных года работы ФСФР было отозвано 77 страховых лицензий.

Банк России (ЦБ РФ)

В 2013 году, после упразднения ФСФР и передачи практически всех её функций Банку России, ставшему мегарегулятором всех финансовых рынков РФ, страховой надзор и значительная часть страхового регулирования были переданы ЦБ.

В новой организационной структуре ЦБ РФ основная часть полномочий по регулированию рынка страхования и страховому надзору передана ряду департаментов, находящихся в управлении первого заместителя председателя Банка России Сергея Швецова. Страховой надзор по настоящее время находится в структуре Центрального Банка Российской Федерации.

Государственное регулирование страховой деятельности

Регулирование страховой деятельности со стороны государства заключается в следующих действиях:

  • обеспечение законодательной базой сферы страхования;
  • поощрение и популяризация страхования среди граждан;
  • лояльная налоговая политика для страховщиков;
  • страховой надзор со стороны государства;
  • создание условий для конкуренции и исключение монополизма на страховом рынке.

Функции страхового надзора

Страховой надзор является видом финансовой деятельности, которую государство поручает соответствующему компетентному органу. Этот орган обладает определенным объемом полномочий и в своей работе может правомерно задействовать принуждение или убеждение, которыми наделило его государство.

Орган надзора призван выполнять следующие функции:

  • регистрация и лицензирование страховых компаний. В лицензии обязательно указаны виды страхования, которые вправе осуществлять компания;
  • обеспечение правдивости информации, которую страховая компания предоставляет о себе потребителю. Это способствует честной конкуренции;
  • контроль правопорядка. Когда страховщик нарушает закон, орган страхового надзора должен расследовать и принять меры против нарушителя;
  • создание единого реестра страховщиков, агентов и брокеров;
  • контроль за платежеспособностью страховой компании, выполнением норм и правил законодательных документов, обеспечение обоснованных и доступных страховых тарифов;
  • составление рекомендаций по улучшению страхового сектора экономики, в результате анализа и обобщения опыта страховой деятельности.

Орган страхового надзора для выполнения своих функций осуществляет следующие действия:

  • проводит экспертизы, исследования и различные оценки, необходимые для надзора за страховой деятельностью. Привлекает для этого специалистов и ученных, страховщиков и страхователей;
  • собирает и проверяет сведения и данные, нужные для решений вопросов, находящихся в компетенции данного органа;
  • проводит разъяснительную работу среди страховщиков и страхователей;
  • предпринимает действия с целью сохранения законопослушности субъектов страхового дела. Использует разрешение законодательством меры наказания.

Коммерческие данные страховых компаний, которые они передают в орган страхового надзора, являются тайной и не имеют права разглашаться должностными лицами.

Этим постом, пожалуй, продолжу серию, которая кратко рассказывает об органах страхового надзора и прочих проверяющих, которые контролируют деятельность страховых компаний. Посмотрим, что проверяют, на что обращают внимание, какие последствия имеют выявленные нарушения.

Кто осуществляет контроль за деятельностью страховой компании?

На самом деле контролирующих органов достаточно много. Но чаще всего страховые компании подвергаются контролю со стороны:

1. Центральный банк (он же ЦБ, он же Банк России) Российской Федерации, который сегодня стал глобальным регулятором страхового рынка. Ранее все бразды по контролю за деятельностью страховых компаний были в руках ФСФР (Финансовая Служба по финансовому мониторингу);

  1. 2. РСА (Российский Союз Автостраховщиков), о котором ранее уже пару раз упоминалось , и который контролирует деятельность страховых компаний в части их деятельности по ОСАГО;
  2. 3.Фискальные органы, они же налоговые органы. Сфера их интересов, полагаю, понятна;
  3. 4. Внутренний аудит страховой компании.

Что контролируют?

  1. 1. ЦБ (Банк России). Как следует из вышеозвученного термина «глобальный», он должен, по сути, проверять абсолютно все. Т.е. осуществлять контроль страховых компаний в целом, т.к. именно в руках ЦБ находится вопрос лицензии страховой компании (ограничение, приостановление и отзыв). Лично мне еще ни разу не доводилось сталкиваться с выездной проверкой со стороны глобального регулятора страхового рынка.

Как правило, он предпочитает, дистанционные проверки, посредством тематических запросов страховым компаниям о предоставлении той или иной информации, отчетов и т.д.

Также любит аккумулировать жалобы страхователей, информацию прочих контролирующих органов, на основании которых и выдает свои предписания.

  1. 2. Так случилось, что про Российский Союз Автостраховщиков уже говорили несколько ранее и даже рассматривали конкретные нарушения, которые выяляются при контроле за деятельностью страховых компаний в сфере ОСАГО. Помимо самих нарушений, изучали и санкции. Предлагаю не повторяться, а просто пройти сюда и сюда ;
  2. 3. Налоговые (фискальные) органы.

У этих ребят возможностей и направлений для контроля страховых компаний предостаточно, чем они и пользуются. И даже могут позволить себе рассматривать и изучать далеко не всё, где могли бы найти нарушения (а может просто не знают, где еще можно искать? А не податься ли мне в консультанты?). Ну и как следует из контекста, речь идет о проверке налогов, корректности их исчисления, обоснованности их расчета и т.д.

4. Внутренний аудит очень долгое время не был обязательным органом системы внутреннего контроля страховой компании . Страховщики создавали подобные подразделения исключительно по собственному желанию. Но с января 2014 года все изменилось. Но об этом, пожалуй, как-нибудь позднее и более подробно.

Собственно, задачи и цели внутреннего аудита также всеобъемлющи и предполагают контроль деятельности страховой компании абсолютно по всем направлениям бизнеса страховщика с предоставлением отчетов Совету Директоров.

Примеры проверок внутренних аудиторов и выявляемые нарушения мы подробно еще изучим.

Как видно, контроля за деятельностью страховых компаний хватает. Более того, сейчас были озвучены и кратко рассмотрены далеко не все органы и организации, которые имеют право на такой контроль. Но даже уже поименованные контролеры перекрывают абсолютно все сферы деятельности, подлежащие контролю. Поэтому не стоит думать, что страховые компании живут вольготно, творят, что хотят. Поверьте, им этого не дают.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!