Все для предпринимателя. Информационный портал

Что нового про осаго. Майские изменения в законодательстве о страховой деятельности: что нового

В сентябре 2018 года в России ожидаются существенные изменения в законе об ОСАГО.

Штрафы за ОСАГО с 1 сентября 2018 года

Как сообщает автомобильный портал , Российский союз автостраховщиков совместно с ГИБДД планировал с 1 сентября 2018 года начать проверять наличие полиса ОСАГО с помощью камер фиксации нарушений ПДД.

«По нашим данным, ошибок даже на первом этапе будет очень мало, так как проверка полиса будет осуществляться на двух уровнях. Все машины, которые в течение дня попали под камеры, будут проверяться по итогам дня на наличие полиса ОСАГО по базам РСА и ГИБДД. Эта проверка будет идти с некоторой задержкой по времени, потому что вновь проданный полис может не сразу появиться в информационной системе. Повторная проверка будет осуществляться непосредственно перед выпиской штрафа», - рассказал исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев.

Пилотный запуск системы планировался в Москве, так как для запуска проекта необходимы вложения не только со стороны ГИБДД и РСА, но и со стороны операторов местных властей. Москва - один из первых регионов РФ, который создает информационный хаб, с его помощью будут распределяться и передаваться данные между камерами и информационными системами РСА и ГИБДД.

«Планируется, что после устранения всех возможных сбоев и ошибок в Москве, система будет запущена в Татарстане, а затем распространится на все регионы РФ», - сообщал ранее Уфимцев.

Однако, в последний момент запуск системы вновь отложили, причем на неопределенный срок. По последней информации от того же Евгения Уфимцева, со стороны РСА было сделано все необходимое для запуска данной системы и РСА к этому процессу готов. Есть некий сдерживающий фактор, потому что до конца не определились с тем, по какой статье и в каком количестве выставлять в данном случае штраф. По словам Уфимцева, «сейчас мячик на стороне уже московских властей, потому что их задача непосредственно запустить и отработать данный проект». «Мы такое письмо соответствующее им направили о своей полной готовности, наших технических мощностей и самого процесса», - заключил Уфимцев.

Возможно, штрафы за ОСАГО с камер все-таки начнут приходить в сентябре 2018 года.

Оформление онлайн ОСАГО с 4 сентября 2018

4 сентября 2018 года вступили в силу новые правила оформления электронных полисов ОСАГО.

Речь идет об указании Банка России от 15 февраля 2018 г. № 4723-У “О внесении изменений в Указание Банка России от 14 ноября 2016 года N 4190-У "О требованиях к использованию электронных документов и порядке обмена информацией в электронной форме при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств". Оно вступает в силу 4 сентября 2018 года.

Указанным документом вносятся поправки в правила оформления ОСАГО онлайн, сообщает портал .

Документ внес много изменений в процедуру оформления электронного полиса ОСАГО. Самые основные из них:

  • в электронной подписи теперь должны быть только буквы латинского алфавита и арабские цифры (не более 10 символов).
  • один номер телефона и (или) адрес электронной почты можно использовать для создания только одного личного кабинета на сайте страховщика
  • теперь электронный полис ОСАГО вступает в силу не ранее, чем через 3 дня после оформления
  • время предоставления подтверждающих скан-копий документов ограничили до 3 часов
  • установлены требования к формату скан-копий документов.

Утвержденные Банком России поправки позволят упростить процесс заключения электронного договора ОСАГО и сделают сервис электронных продаж более удобным для автовладельцев, а также будут способствовать пресечению злоупотреблений со стороны участников страхового рынка и борьбе с мошенничеством.

Более подробно обо всех изменениях в оформлении онлайн ОСАГО с 4 сентября можно почитать в .

Тарифы ОСАГО с сентября 2018 года

Как сообщал ранее портал , летом 2018 года планировалось актуализировать действующие тарифы ОСАГО за счет расширения тарифного коридора и изменения подходов к установлению ряда коэффициентов.

Границы тарифного коридора базовой ставки ОСАГО с 31 августа 2018 года хотели расширить не более чем на 20% в обе стороны. Если сейчас для наиболее массовой категории транспортных средств – легковых автомобилей физических лиц – коридор базовой ставки составляет 3432–4118 рублей, то после принятия изменений он составил бы 2746–4942 рубля.

Однако, Центробанк не успел утвердить соответствующие поправки в закон об ОСАГО. Речь идет о техническом переносе - в целом само решение об изменении тарифов ОСАГО уже принято, остались бюрократические вопросы.

Страховщики ожидают увеличение тарифного коридора ОСАГО в сентябре 2018 года.

Реформа ОСАГО в сентябре 2018 года

За последний месяц появилось очень много различных предложений по совершенствованию системы ОСАГО. Так, ЦБ выступил с предложением об изменении тарифной политики: расширить коридор базовых ставок на 20% вверх и вниз, реформировать систему скидок и надбавок за безаварийную езду, ввести новые категории водителей по стажу и возрасту.

В свою очередь, Правительство РФ внесло в Государственную Думу законопроект, согласно которому если при ДТП выяснится, что причиной аварии стала техническая неисправность не прошедшего осмотр автомобиля, то страховая компания получит возможность возместить все свои расходы за счет владельца этой машины.

В Министерстве финансов обсуждается переход на различные типы полисов с разными лимитами выплат, возможность приобретения полиса на несколько лет и др.

Кроме того, Российский союз автостраховщиков предложил ограничить пятью днями срок обращения за выплатой по ОСАГО. Также союз выступил с идеей использовать старые запчасти для восстановительного ремонта по ОСАГО без получения согласия владельца.

«Все эти предложения требуют глубокого изучения. Надо посоветоваться с рынком, с теми, кто защищает права автолюбителей, с Центральным банком. Тема требует широкой дискуссии. В связи с этим 13 сентября Комитет начнет осеннюю сессию с больших парламентских слушаний по ОСАГО», - сообщил Председатель комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков.

Узнайте, сколько будет стоить электронный полис ОСАГО для вас и в каких страховых компаниях его можно купить в вашем регионе:

Правила по ОСАГО, утверждённые законодателем в 2002 под № 40, депутаты продолжали и далее обсуждать, дополнять и вносить свежие изменения так, что на рубеже 2017 – 2018 года плоды новой реформы проявились наиболее отчётливо.

2 клика и вы узнаете

Свежие изменения в ОСАГО

Речь идёт о вступивших в действие в конце сентября 2017 года поправках в № 49 относительно возмещения имущественных убытков путём выполнения ремонтных работ. Они касаются автомобилистов, заключивших договора после 28 апреля 2017. А так же, о при столкновении 2 автомобилей, без обязательного привлечения инспекторов ГИБДД. Кроме того в новой редакции правил страхования предусмотрены условия возмещения ущерба, когда в ДТП участвовало несколько автомобилей, независимо от даты заключения договора ОСАГО.

Изменения, вступающие в силу в 2018, направлены на смену формата бланков ОСАГО, в которых будут встроены QR-коды. Актуальность их определена необходимостью усилить степень защиты информации для страхователей, приобретающих электронные полисы ОСАГО через Интернет на сайтах страховых компаний.

Важным аспектом изменений 2018 считается ожидаемое подорожание полиса ОСАГО и введения нового формата , влияющего на стоимость страхового договора. Законодатель, как бы поощряет, таким образом, автомобилистов, сумевших на протяжении всего года эксплуатации транспортного средства не допустить аварийных ситуаций, и даёт им право воспользоваться скидкой при продлении договора. И наоборот, назначить повышенный тариф за участие в ДТП определённой степени тяжести, путём расчёта количества и сложности аварий, совершённых при вождении.

Как будет формироваться цена полиса ОСАГО по новым условиям в 2018?

Относительно коэффициентов:

  • Возраста и стажа – KBC;
  • Региональной регистрации – KT (к примеру, для московской регистрации KT = 2,0)
  • Количества водителей;
  • Длительности срока действия договора ОСАГО;
  • Владельца транспортного средства: частник или организация.

Относительно позиций расчётов суммы;

  • Тариф страховой компании – ТБ (от 3432 до 4118руб.);
  • Коэффициент по территории расположения страховой компании – KT (для столицы – 2,0);
  • Уровень вождения – КБМ;
  • Возраст и стаж водителя – KBC;
  • Количество допущенных водителей – KO;
  • Срок эксплуатации автомобиля – KC (до 10 мес. KC = 0,5; более 10 мес. KC = 1);
  • За нарушения условий по ОСАГО – KH (от 1 до 1,5)

Относительно вида транспортного средства:

I класс присваивают:

  • Автомобилям, оборудованным прицепными устройствами;
  • Авто, имеющим регистрацию иного государства;
  • Временно не имеющим регистрации.

При определении класса КБМ вид автотранспорта во внимание не принимают, а учитывают лишь выплаты по ОСАГО произведенные по страховым случаям

Для водителей, управляющих транспортным средством менее одного года, расчет коэффициента зависит от следующих показателей:

  • Попадал ли в аварийные ситуации до момента приобретения ОСАГО (КБМ определяется классностью водителя);
  • Если аварии были, то какова сумма выплаченного им ущерба и сколько выплат было сделано страховыми компаниями;

Заметим! Если возмещение ущерба уже имело место, то размер КБМ определяется с учётом выплат по полису ОСАГО, выполненных страховой компанией.

А так же, если имеются данные, что страхователь, заключающий договор ОСАГО, уже приобретал автогражданку ранее, то начальный класс для договора будете на уровне, действующего ранее полиса. Если таких сведений не имеется, то КМБ присваивают уровень: 3.

Значения Бонуса Малуса устанавливает страховая компания по высшим показателям коэффициента. При занесении в договор ОСАГО новых водителей, обязательно производится перерасчёт коэффициента. Однако при перерасчёте во внимание берут не время изменения количественного состава лиц, допущенных к управлению авто, а временной период не более 1 года до заключения нового договора ОСАГО.

Означает ли это, что в 2018 стоимость ОСАГО возрастёт?

В соответствии с изменениями, и некоторые скидки по ценам и базовым ставкам, они коснутся следующих групп страхователей:

  • Водителей в возрасте 22-24 года, с опытом вождения до 6 лет в размере 50%;
  • Водителей в возрасте 25-29 лет с опытом вождения до 6 лет в размере 31%, до 9 лет – 22%;
  • Водителей в возрасте от 49 и более, управляющие авто на протяжении 14 лет снижение на – 34%.

Важно отметить, что полис ОСАГО и ставки привязаны не к владельцу, а к конкретной автотранспортной единице. Поэтому если аккуратный автомобилист с большим опытом решит передать страховку коллеге, имеющему историю ДТП, то он теряет свою скидку.

Начиная с января 2018 года, увеличится среднее значение коэффициента для автомобильных парков организаций, что отразится на общей стоимости ОСАГО для юридических лиц в сторону повышения. Данное решение, принято исходя из предположения, что чем больше у владельца транспортных средств, тем выше риски аварийности.

Условия оформления ОСАГО в 2018

Какой пакет документов будет необходим для заключения договора гражданам РФ:

  1. Заполненный бланк заявления о страховании;
  2. ТО (выдаётся центром автодиагностики);
  3. Регистрационные данные (технический паспорт, машин без регистрации).
  4. Водительское удостоверение;
  5. Удостоверение личности страхователя и владельца ТС, в том случае, если это не одно и то же лицо.

Какой пакет документов должны предоставить организации:

  1. Заполнить фирменный бланк заявления о страховании;
  2. Карту ТО;
  3. Технический паспорт/свидетельство о регистрации;
  4. Доверенность на страхование, выданная руководством компании, ответственному работнику;
  5. Подтверждение о регистрации компании;
  6. Образец печати предприятия.

Более подробно о обязательного страхования гражданской ответственности автомобилиста читайте в нашей статье.

Какие документы страхователь получает после покупки полиса ОСАГО в 2018 году:

  1. Бланк полиса ОСАГО;
  2. Условия действующего договора;
  3. Памятка страхователя;
  4. Чек об оплате договора;

Какая ответственность предусмотрена для владельца незастрахованного автотранспорта в 2018?

Согласно изменениям, внесённых в законодательный акт, в наступающем году , будут более жёсткими. В общем рассмотрении их сумма будет представлена в следующем соотношении:

  • За те правонарушения, где ранее предусматривался штраф в 800 руб. придётся платить – 8 тыс. руб.
  • За правонарушения, на которые налагался штраф в 500 руб., сумма выплат составит 5тыс. руб.

Законодатель ожидает, что такой подход обеспечит больше порядка и дисциплинированности в области обязательного страхования, поставит точку в теме фальшивых договоров и копий. Поэтому достоверность страховых полисов и их наличие будут подтверждать при помощи видео камер.

Как и раньше, под штрафные санкции подпадают автомобилисты, не успевшие вовремя продлить договор. Остаются на прежнем уровне суммы штрафов для лиц, не вписанных в страховку, но управляющих транспортным средством. Заметим, что их ответственность не зависит от того, находится владелец в салоне или нет.

Обращаем внимание, что в 2018 сохраняется бонус на 50% скидки, при условии скорейшей уплаты штрафа в течение 20 дней.

Электронное страхование по ОСАГО – преимущества и сложности

Электронный полис продолжает набирать обороты популярности. Договор, заключённый Он-лайн на сайте, юридически тождественен обязательствам, подписанным в офисе страховой компании. Из изменений, вступающих в силу в 2018 видно, что законодатель старается поощрить стремление страховать авто через сеть Интернет.

Как купить полис ОСАГО на сайте – пошаговый алгоритм

Имейте в виду, что оплата электронной страховки осуществляется по банковской карте.

  1. Зарегистрируйтесь на сайте вашей страховой компании, сообщив ресурсу мобильный номер телефона и Е-мэйл, куда после окончания процедуры онлайн оформления будет направлен вам полис ОСАГО.
  2. Войдите в личную учётную запись и запросите форму для заключения договора.
  3. В поле формы, появившейся в окне, занесите данные о транспортном средстве: его марку, модель. Остальную информацию о мощности, типе кузова и пр. система заполнит сама, вы можете только откорректировать не соответствующие показатели.
  4. В новом окне будет предложена другая форма, в поле которой потребуется внести информацию о заявителе и водителях (включая номера водительских удостоверений) лиц, управляющих авто.
  5. Сведения, внесённые в систему, сразу передаются на ресурсы РСА, где должно подтвердиться их соответствие. Время ожидания результатов проверки занимает обычно не более 10 мин., однако, в тех случаях, когда сканы документов плохо различимы или данные об автомобилисте-новичке, пока отсутствуют в единой базе, специалисту страховой компании, работающему онлайн, приходится заносить их вручную, увеличивая время обработки.
  6. Если проверка документов пройдёт успешно, то в окне монитора появиться сумма стоимости договора и предложение перейти к оплате.
  7. Воспользуйтесь банковской картой, чтобы оплатить услугу и ожидайте момента, когда оператор предложит вам по электронной почте скачать купленный онлайн полис ОСАГО. Распечатайте документ на любом принтере и приложите бумажный отпечаток к водительскому комплекту, чтобы при необходимости предъявлять его требующей стороне, в качестве юридического подтверждения имеющейся у вас страховой защиты.

Не беспокойтесь по поводу того, что ваш полис могут посчитать недействительным, юридически он полностью соответствует, а его неподдельность , что и сделает инспектор, проверяя ваши документы.

Кроме этого, возрастает популярность специальных сайтов-агрегаторов ОСАГО, на которых можно сразу по всем страховым компаниям.

Страховые выплаты возрастут, ТО подорожает

Изменения в законодательстве гарантируют не только повышение цен на страховку, но и поднимают уровень материальной защиты. Если ранее автомобилисту не приходилось рассчитывать на возмещение ущерба, более 160 тыс. руб., то с 2018 максимум может составить 1, 5 млн. руб., а средняя сумма компенсаций определяется цифрой в 400 тыс. руб.

Страхователю дают право выбора – деньги или ремонт:

  • Сроки ремонта не могут превышать 30 суток.
  • Сервисы, осуществляющие ремонт автомобилей, повреждённых в ДТП, работают на договорных условиях со страховщиками.
  • Оценку авто, подлежащих ремонту, выполняют эксперты страховой компании по установленной методике.
  • Запрещено восстанавливать технику деталями, бывшими в употреблении.

В пользу страхователя решаются вопросы, когда требуется доплата по ремонту,

Изменения строго нормируют сроки денежных страховых выплат: не более 20 суток со дня обращения в страховую компанию. Стремясь снизить количество судебных исков, законодатель установил штрафные санкции для страхователей, не предоставивших своевременно необходимых документов по делу 1% от суммы страховой выплаты, а страховой компании, затягивающей сроки выплат – 0, 5 %.

Стоимость Техосмотра увеличится

Действительная карта техосмотра, подтверждающая состояние авто, необходима для заключения договора автогражданской ответственности. В новом году по отношению к сервисам, оказывающим этот вид услуг, усилят требования и уровень ответственности. Работы будут осуществляться с применением камер контроля. Исходя из новых требований, возрастёт и стоимость ТО, которая до изменений определялась средней ценой в 800 – 1500 руб.

Исключения касаются лишь пенсионеров. Они проводят техосмотр авто старше 3 лет бесплатно.

В каком порядке осуществлять действия при ДТП по изменённым правилам?

При возникновении ДТП участники обязаны действовать следующим образом:

  • Вызвать медпомощь, если есть пострадавшие;
  • Дать сообщение в ГИБДД;
  • Уведомить о ситуации страховую компанию, запросив инструкцию по дальнейшим действиям.

Решить проблему ДТП без привлечения инспектора ГИБДД возможно, если:

  1. Нет пострадавших лиц;
  2. Участники ДТП согласились о степени виновности в инциденте;
  3. У сторон нет желания протоколировать ситуацию.

Оформлять европротокол на ДТП можно при условии:

  • Участниками инцидента оказались лишь 2 авто;
  • Обе стороны имеют действительную страховку;
  • Между ними нет спора;
  • Нет погибших, нет имущественных повреждений у третьих лиц.

Как заполнить европротокол?

  • Данные вносятся шариковой ручкой.
  • Каждый из участников ДТП лично заносит сведения в соответствующие колонки с лицевой и оборотной части бланка, разделяет его.
  • Каждый расписывается на лицевой стороне документа дважды.
  • Если одна сторона решает внести дополнения в текст, другая — обязана написать своё отношение (возражение или согласие).

Подписанные части бланка передают страховой компании не позднее 5 дней. Более подробно о том, в 2018 году читайте в нашей статье.

Как определяется страховой рейтинг компаний с 2018?

Центробанк РФ ежегодно осуществляет сравнительную оценку работы СК, учитывая при этом:

  • Достижения в деятельности;
  • Отчетную аналитику;
  • Рейтинг, по мнению общественности.

Общественное мнение определяется по показателям:

  • Уровню обслуживания при заключении договоров;
  • Анализу проведения страховых выплат;
  • Лояльности к страхователям.

Напомним! Выбирая страховую компанию, проверьте, внесены ли данные о ней в РСА.

Заключительные выводы: в изменениях 2018 года есть положительные моменты, важные для обеих сторон, участвующих в обязательном страховании. Это – бланки с защитным кодом, подорожание полисов ОСАГО с введением соразмерных компенсаций. Все они направлены на снижение остроты вопроса.

28 апреля 2017 года вступают в силу изменения к закону об ОСАГО. Они будут касаться только тех договоров, которые подписаны после указанной даты. Президент уже одобрил изменения, которые предусматривают замену денежной компенсации ремонтом транспортного средства.

До 28 апреля автовладельцы могут требовать денежную компенсацию, как это было и раньше. Если ОСАГО было оформлено до этой даты, то и после нее автовладельцу выплатят денежное возмещение. Так будет до окончания срока договора. После выдачи нового полиса начнут действовать уже обновленные правила. Страховые компании самостоятельно занимаются ремонтом автомобиля, а деньги выплачивают только в крайнем случае.

Через полгода вступают в силу и другие нововведения. Они разрешают получать прямое возмещение даже в том случае, если в ДТП участвовали большее двух автомобилей.

Обязательная денежная компенсация

Возмещение убытков деньгами положено в таких случаях:

  • Восстановление автомобиля невозможно.
  • Установлена обоюдная ответственность участников ДТП.
  • Страховая сумма не покрывает расходы на ремонт.
  • Потерпевший является инвалидом и управляет специальным транспортным средством.
  • Потерпевший в результате ДТП погиб, а родственники отказываются ремонтировать автомобиль.
  • Потерпевшему был причинен средний или тяжелый вред и он отказывается ремонтировать автомобиль.
  • Страховая компания и потерпевший пришли к соглашению относительно денежной компенсации.
  • Пострадавший не желает делать ремонт в автосервисе, не имеющем договора на гарантийное обслуживание с производителем транспортного средства.

Таким образом, просто по желанию получить деньги на руки не выйдет. Если случай не входит в вышеуказанный список, можно разве что попробовать договориться со страховой компанией.

Старые условия

Ранее страховая компания возмещала убытки двумя способами. При первом деньги перечислялись автосервису, который проводил ремонт. Если страховая сумма не покрывала расходы, разницу автовладелец должен был покрывать из своего кармана. При желании можно было отказаться от ремонта и забрать наличные средства.

Проблема второго способа - высокий риск махинаций. Довольно часто недобросовестные водители с помощью таких же юристов получали незаконные компенсации. Для этого устраивали ДТП специально. Компенсации обычно хватало на ремонт с лихвой, остатки же можно было считать прибылью мошенников. Теперь же простор для маневров существенно сузился.

Нововведения

После 28 апреля страховая компания только оплачивает ремонт с учетом износа автомобиля, а не выдает деньги на руки. Это касается всех легковых автомобилей, зарегистрированных на территории РФ и принадлежащих гражданам страны.

Возмещение ущерба

В случае ДТП на место выезжает представитель страховой компании. Проводится экспертиза автомобиля, определяется ущерб. Затем выдается направление на ремонт. Кстати, все устанавливаемые во время ремонта детали должны быть только новыми. Расходы на запчасти определяются с учетом износа автомобиля. Если возмещения будет недостаточно, владельцу ТС придется доплачивать самому.

Ремонт

Направление на ремонт должно быть выдано не позже 20 дней с момента получения заявления о страховом случае. Если ремонт проводится в сервисе, не входящем в список компании, для выдачи направления отводится 1 месяц.

После поступления машины в автосервис все ремонтные работы должны закончиться в течение 30 дней. Сроки продлеваются только в отдельных случаях, если быстрее справиться невозможно. Автовладелец при этом должен быть не против продления ремонта. Если же работы не закончены в указанный срок, страховая компания обязуется выплатить неустойку.

На все кузовные работы предоставляется гарантия на 1 год. На остальной ремонт - 6 месяцев.

Выбор автосервиса

Каждый страховщик заключает договоры с определенными сервисами. Их может быть любое количество. Но автомобиль направляют в сервис, расположенный не дальше 50 км от места проживания автовладельца или места ДТП.

Но если компания готова оплатить транспортировку эвакуатором, то ТС могут отправить в любой сервис, даже если он находится в нескольких сотнях километров от места аварии. Обратная доставка в таком случае тоже осуществляется за счет компании.

Если автомобиль все еще находится на гарантии, компания должна выписать направление в авторизированный автосервис, занимающийся обслуживанием машин определенной марки. Если же в списке страховщика таковых нет, водитель имеет право потребовать денежную компенсацию. Или же можно согласиться на ремонт в другом месте, но это уже не обязательно.

Такое правило действует лишь для автомобилей, возраст которых не превышает 2 лет. По прошествии этого времени, даже если еще продолжает действовать гарантия, страховщик может выбрать для ремонта любой сервис из своего списка и отказать в денежной компенсации. Учитывая то, что гарантия дается на 3-5 лет, это нововведение довольно спорное. Скорее всего, в будущем здесь будут какие-то исправления.

Клиент страховой компании во время оформления полиса может самостоятельно указать тот автосервис, в котором желает ремонтировать свою машину. Подразумевается, что выбирать можно определенный вариант из списка компании. Но разрешается выбрать и другой сервис, если компания согласна на это. Такое согласие должно быть зафиксировано в письменном виде, иначе страховщик будет вправе давать направление в сервис по своему усмотрению.

Если по какой-либо причине ремонт не может быть осуществлен в выбранном сервисе, автовладельцу предоставляется денежная компенсация.

Некачественный ремонт

Если ремонт был выполнен неудовлетворительно или пропущены сроки работ, автовладелец может потребовать денежную компенсацию. В случае отказа необходимо обращаться в суд.

Доплата за ремонт

Согласно методике Центробанка при оценке запчастей принимается во внимание степень износа. Учитывается и ряд других показателей. Страховая компания анализирует данные экспертизы, оценивает состояние автомобиля перед ДТП и устанавливает максимальную сумму, выделяемую на ремонт. Если ее не хватает, покрывать разницу должен автовладелец.

Для экономии можно договориться со страховой компанией об установке бывших в употреблении запчастей. Старые детали вполне реально найти на разборах, авторынках, а то и в собственном гараже. Договоренность должна быть оформлена в письменном виде.

Теперь также можно потребовать доплату с виновника ДТП, и в таком случае износ не учитывается.

Для владельцев действующих полисов

До 28 апреля все условия полисов ОСАГО остаются старыми. Когда нужно будет заключать новый договор, постарайтесь выбирать страховую компанию как можно более тщательно. Раньше можно было просто забрать деньги. Теперь нужно учитывать, с какими сервисами у страховой заключены договоры.

Закон предписывает каждой страховой компании выкладывать список своих автосервисов на официальном сайте. В этом списке можно будет увидеть адреса сервисов, марки ремонтируемых автомобилей, сроки работ. Все это нужно прочитать до подписания договора, чтобы затем избавить себя от неудобств.

Если у вас уже есть надежный проверенный сервис, узнайте, с какими страховыми компаниями он сотрудничает.

На все заменяемые самостоятельно детали нужно сохранять чеки. Они могут понадобиться в суде.

Даже небольшая ошибка может стать поводом для отказа в компенсации. Поэтому следите, чтобы после ДТП все документы были оформлены правильно.

Будущим автовладельцам

При покупке новой машины ознакомьтесь со списком авторизированных автосервисов, с которыми сотрудничает дилер. Затем в списке страховой компании найдите один из этих сервисов и заключайте договор на обслуживание в нем. При обращении в страховую компанию виновника ДТП также требуйте, чтобы ремонт был проведен в выбранном вами сервисе.

При покупке б/у автомобиля постарайтесь получить у владельца документы на все запчасти, которые были недавно заменены. Особенно осторожно следует подходить к приобретению дорогих б/у автомобилей. Страховка при аварии может не покрыть стоимость ремонта, и разницу придется оплачивать самому. Подумайте, сможете ли вы сделать это.

В конце мая в законодательстве о страховой деятельности произошли очередные заметные изменения ( , далее – Закон № 146-ФЗ). Так, в соответствие с действующей редакцией главы 4 части первой ГК РФ, регулирующей гражданско-правовое положение юридических лиц и порядок их участия в гражданском обороте, были приведены Закон Российской Федерации от 27 ноября 1992 года № 4015-I " " (далее – закон о страховом деле), Федеральный закон от 29 ноября 2007 года № 286-ФЗ " " (далее – закон о взаимном страховании) и ряд других законов. Согласно поправкам, для участников отношений в сфере страхования были расширены возможности самоорганизации в различных формах в целях защиты своих интересов. Общественные организации и ассоциации страховых агентов, страхователей, застрахованных лиц, выгодоприобретателей получили статус участников отношений в сфере страхования. А представители таких общественных организаций приобрели право входить в состав коллегиальных исполнительных органов объединений субъектов страхового дела. Также изменились правила деятельности некоммерческих обществ взаимного страхования – они стали более строгими. В частности, в этих организациях появится система внутреннего аудита. Также, был внесен ряд изменений в положения ГК РФ, предусматривающих, в частности, возможность образования потребительского кооператива юридическими лицами. Кроме того, произведен ряд правок законодательства технического характера.

Рассмотрим подробнее эти нововведения.

Общественные объединения страхователей

О том, может ли быть пересмотрен в пределах страховой суммы размер страхового возмещения, выплаченного на основании европротокола, если впоследствии факт ДТП был оформлен сотрудниками полиции, узнайте из "Энциклопедии решений. Договоры и иные сделки" интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный
доступ на 3 дня!

По задумке авторов закона, включение в перечень участников отношений в сфере страхования добровольных объединений граждан и иных участников страховой деятельности должно обеспечить страхователям дополнительные возможности представлять и защищать связанные со страхованием общие интересы. Однако представители экспертного сообщества не столь оптимистичны в этом вопросе. "Эти поправки реально ничего не дают страхователю. Норма закона не обязывает союз страховщиков включать в состав органа представителя союза страхователей. Предположительно объединениям страхователей может быть предоставлено право всего лишь выступить на президиуме союза", – поделился своим взглядом на эти изменения глава Экспертного совета по страховому законодательству Госдумы, президент АНО "За справедливые выплаты" . Действительно, новая редакция закона о страховом деле позволяет объединениям страховщиков предусмотреть в своем уставе возможность включения в состав своего коллегиального органа представителей общественной организации с предоставлением им, в том числе, права участвовать в обсуждении и выработке решений в сфере страховой деятельности. Однако решение вопроса об этом отдано на усмотрение страховщиков ().

МНЕНИЕ

Александр Коваль, глава Экспертного совета по страховому законодательству Госдумы,
президент АНО "За справедливые выплаты":

"Абсолютно все в вопросе взаимодействия страхователей и страховщиков сегодня зависит от позиции Банка России, который проводит встречи и совещания только с представителями союзов страховщиков. В связи с этим, практически все решения принимаются только в пользу страховщиков, хотя закон обязывает орган страхового надзора обеспечивать защиту прав и законных интересов страхователей (). Пока Банк России не начнет исполнять закон, ситуация не изменится.

Между тем существующий сегодня механизм призван лишь довести позицию объединений страхователей до органов государственной власти, но не более того. На мой взгляд этого недостаточно. Так, все проекты нормативных правовых актов в сфере страхования должны направляться на изучение, в том числе, и объединениям страхователей. А мнение страхователей о доработке положений, ущемляющих их права и интересы, должны учитываться в обязательном порядке. Это положение необходимо закрепить законодательно. В нынешних условиях объединения страхователей для того, чтобы быть услышанными, вынуждены предпринимать активные действия: обращаться в СМИ, органы государственной власти, организовывать публичные мероприятия. Такое положение вещей нельзя признать удовлетворительным".

Аудит для страховых обществ

Более строгими в результате поправок стали правила деятельности обществ взаимного страхования. В соответствие со , посвященной вопросам внутреннего аудита страховщиков, были приведены положения закона о взаимном страховании. Напомним, обществами взаимного страхования (далее – ОВС) называются некоммерческие организации, создаваемые в целях осуществления страхования имущественных интересов своих членов на основе взаимности ().

Теперь в этих организациях вместо ревизионных комиссий будут работать службы внутреннего аудита, призванные следить за финансово-хозяйственной деятельностью общества (). Действовать службы будут в соответствии с положениями закона о страховом деле, поэтому задачи и полномочия аудиторов значительно расширились. К примеру, ранее ревизионные комиссии обществ контролировали в основном объективность составления бухгалтерской отчетности и годового отчета общества, а также следили за недопущением нарушений его устава. Теперь обязанности аудиторов стали намного шире. Так, кроме перечисленного, они будут проверять соответствие деятельности страховщика законодательству, оценивать целесообразность осуществления обществом тех или иных сделок, проверять сохранность активов и т. д. (). Для этого аудиторы наделены правом осуществлять проверки по всем направлениям деятельности общества, включая деятельность обособленных и структурных подразделений, а также работников страховщика. Кроме того, аудиторы получили право требовать от руководителей и работников структурных подразделений предоставления любых документов, материалов и информации, которые необходимы для осуществления контроля ().

Как отмечает Александр Коваль, ОВС не получили широкого распространения на страховом рынке РФ в силу того, что закон о страховом деле ограничивает их распространение, а Банк России не уделяет должного внимания развитию этого института. Так, в настоящее время насчитывается всего около десятка таких обществ, при том, что коммерческих страховщиков на начало текущего года было более трехсот. Между тем в дополнительных элементах контроля для ОВС нет никакой необходимости, полагает эксперт. Внутренняя структура этих организаций и характер их деятельности позволяют обойтись без создания такой службы, так как контроль и так осуществляется со стороны их участников. Это требование, на самом деле будет создавать еще больше трудностей в деятельности обществ и будет служить бюрократическим препятствием в их развитии, при том, что деятельность ОВС востребована на страховом рынке. "Это повлияет на рост внутренних издержек и повысит стоимость страхования для страхователей, которыми в ОВС являются его члены. Придется привлекать к работе специалистов, которым надо платить зарплату, увеличится документооборот и т. д. Что это даст страховому надзору понять сложно, но 10 обществ несложно контролировать и без служб", – подчеркнул Александр Коваль.

Технические правки

Помимо прочего, были внесены изменения технического характера в ряд законов. Так уточнен правовой статус профессиональных объединений страховщиков за счет расширения перечня целей, для достижения которых создаются эти образования. Помимо функций контроля над рынком страховых услуг, эти некоммерческие объединения будут решать и вопросы представительства и защиты общих профессиональных и имущественных интересов страховщиков ( , ).

Очередные изменения в законодательстве о страховой деятельности вызвали новые споры о необходимости расширения представительства страхователей в центрах принятия решений о судьбе страхового рынка. Однако предложения потребителей услуг страхования не находят пока должного внимания. Так, по словам Александра Коваля, в очередной раз, вопреки интересами страхователей, был принят проект закона о внесении изменений в порядок осуществления ОСАГО, в соответствии с которым, страхователям будет запрещено самостоятельно организовывать независимую техническою экспертизу поврежденного автомобиля – организацией экспертизы будет заниматься страховщик . Мнение общественных организаций в этом вопросе законодателем услышано не было, сожалеет эксперт. Кроме этого, вызывает споры и вопрос о расширении форм страховой деятельности, в том числе и за счет создания различных некоммерческих ассоциаций. Между тем пока мы видим лишь усиление контроля над этими организациями. Остается надеяться, что майские поправки не станут последними и положат начало дальнейшему расширению возможностей для самоорганизации в различных формах всех субъектов страхового дела в общих интересах.

Масштабной реформы ОСАГО, которая подразумевает изменение тарифов, размером страховых выплат, коэффициентов по возрасту и стажу автомобилистов и других параметров страхования.

ТАСС рассказывает подробнее о нововведениях.

Как определяется стоимость ОСАГО?

Сейчас цена ОСАГО рассчитывается исходя из базового тарифа в установленном ЦБ диапазоне с учетом:

  • стажа и возраста водителя;
  • коэффициента бонус-малус (КБМ), который определяет скидки за безаварийное вождение и надбавки за страховые случаи;
  • региона регистрации;
  • мощности двигателя.

И как ЦБ изменил тарифы?

Центробанк расширил базовый тариф на 20% вниз и вверх. Так что для легковых автомобилей физических лиц тарифная вилка теперь составляет 2746-4942 рублей , вместо действовавшего ранее коридора 3432-4118 рублей.

Также с 9 января 2019 года водителей начнут делить по стажу и возрасту на 58 категорий, а не на четыре, как раньше. При этом опытным автовладельцам среднего и старшего возраста коэффициент снизили, а молодым и неопытным — повысили. Так, например, для водителей 16-21 лет со стажем до двух лет он увеличился с 1,8 до 1,87, а для водителей в возрасте от 59 лет со стажем от трех лет он будет фактически в два раза меньше — 0,93.

Кроме того, с 1 апреля 2019 года изменится и система присвоения КБМ. Если на эту дату у человека будет несколько КБМ, то ему присвоят наименьший из них.

Базовые ставки тарифов изменились и для других категорий водителей. Для владельцев мотоциклов и мотороллеров тарифы снизились на 10,9% — до 694-1047 рублей, для легковых автомобилей юридических лиц — они уменьшились на 5,7%, и ставка теперь составляет 2058-2911 рублей вместо ранее действовавшего диапазона 2573-3087 рублей. Тарифный коридор для такси расширился в обе стороны и составляет 4110-7399 рублей вместо прежних 5138-6166 рублей.

А какие поправки планирует Минфин?

Минфин введение новых сроков страхования — на три года вместо одного сейчас, и трех вариантов страховой суммы:

  • 500 тыс. рублей;
  • 1 млн рублей;
  • 2 млн рублей.

Сейчас это 500 тыс. рублей за вред жизни и здоровью и 400 тыс. рублей — за вред имуществу.

Также ведомство хочет отменить два коэффициента:

  • по мощности автомобиля;
  • региональный;

и вместо этого разрешить страховщикам устанавливать цену на 30-40% отклоняющуюся от базового тарифа в большую или меньшую сторону. При этом цена полиса не должна будет превышать установленный ЦБ тарифный максимум больше чем в три раза.

Поправки дают возможность страховщикам самостоятельно применять дополнительные коэффициенты с учетом поведения водителя на дороге — нарушает ли правила, какой скорости придерживается и других факторов. Фиксировать данные планируется как на камеры дорожного движения, так и с помощью установленной в машинах техники.

А изменения повлияют как-то на оформление договоров?

Нет, изменения не связаны с механизмом непосредственного подписания договоров. Но в отрыве от общей реформы ранее в 2018 году ЦБ порядок заключения электронного договора ОСАГО.

  • технические требования к сканам документов, которые клиент загружает на сайт страховщика;
  • электронный договор ОСАГО вступает в силу не раньше, чем через три дня после его заключения;
  • на один номер телефона может быть зарегистрирован только один личный кабинет;
  • ключ электронной подписи должен состоять только из латинских букв и цифр;
  • документ определил случаи, когда е-ОСАГО можно заключить через сайт Российского союза страховщиков.

Центробанк рассчитывает , что принятые изменения позволят упростить процесс заключения электронных договоров ОСАГО, сделает сервис более доступным для автомобилистов и поможет решить проблему мошенничеств.

Когда заработает вторая часть изменений?

Второй этап реформы, требующий законодательных изменений, анонсирован на 2019 год. Минфин рассчитывал внести законопроект в Госдуму в осеннюю сессию, но в итоге, как узнали СМИ, не успел это сделать.

Представитель ведомства рассказал, что из-за замечаний законопроект пришлось дорабатывать — суть замечаний и возможный срок внесения документа в Госдуму он не уточнял.

В чем цель реформы?

ОСАГО остается одним из самых распространенных страховых продуктов в России. По данным Российского союза автостраховщиков (РСА), в 2017 году число заключенных договоров достигло 39,2 млн. При этом система подвергается широкой критике со стороны всех участников рынка.

Страховщики жалуются на большие убытки. По данным Всероссийского союза страховщиков, в 2017 году потери компаний по ОСАГО составили около 15 млрд рублей. А ЦБ с чиновниками в свою очередь неоднократно поднимали вопрос качества услуг и опасности мошенничества в сфере автострахования, на которые жалуются водители.

Целью реформы остается расчет индивидуальной цены ОСАГО для каждого водителя. В перспективе 2023-2025 годов возможно полное освобождение тарифа ОСАГО от госрегулирования, сообщали ранее в Минфине. ЦБ уточнил , что нововведения, заработавшие в январе, не позволяют в полной мере уйти от уравнительного ценообразования в ОСАГО, но создают возможность сделать систему более справедливой.

Что ждать водителям?

Полная либерализация рынка ОСАГО, по мнению ЦБ, возможна не раньше 2020 года. Тогда компаниям придется конкурировать между собой, предлагая водителям доступные и выгодные тарифы.

Но в краткосрочном периоде после введения новых тарифов можно ожидать повышения цен на ОСАГО в пределах установленной вилки. Это поможет компенсировать страховщикам убытки, что позволяет в будущем ожидать снижения цен, увеличения премий и улучшения качества услуг. Ранее в ЦБ оценивали, что средняя цена полиса в результате введения новых тарифов может вырасти не более чем на 1,5%. По оценкам Российского союза автостраховщиков (РСА), рост сборов страховщиков составит около 5%.

Кроме того, нововведения помогут "очистить" рынок от компаний, которые предлагают низкие цены, но не рассчитывают свои возможности. Это тоже должно благоприятно повлиять на качество услуг.

А если в будущем при расчете индивидуального тарифа компании будут учитывать данные систем видеоконтроля ПДД, то смогут предлагать систематическим нарушителям повышенные тарифы. Что поможет решению проблемы нарушений на дорогах.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!