Все для предпринимателя. Информационный портал

Комиссия по финансовым рынкам. Функции и задачи федеральной службы по финансовым рынкам

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о Федеральной службе по финансовым рынкам.

2. Федеральной службе по финансовым рынкам:

а) внести до 1 октября 2004 г. в Правительство Российской Федерации предложения о внесении изменений в законодательство Российской Федерации, предусматривающих:

передачу функций Комиссии по товарным биржам Федеральной службе по финансовым рынкам;

исключение избыточных и дублирующих функций в установленной сфере деятельности Федеральной службы по финансовым рынкам;

б) внести до 1 января 2005 г. в Правительство Российской Федерации предложения, предусматривающие образование коллегиального органа по регулированию и надзору на финансовом рынке.

3. До внесения изменений в законодательство Российской Федерации, предусматривающих передачу функций Комиссии по товарным биржам Федеральной службе по финансовым рынкам,

Федеральная служба по финансовым рынкам осуществляет функции и полномочия по руководству и обеспечению работы Комиссии по товарным биржам.

Председатель Правительства

Российской Федерации

М. Фрадков

Положение о Федеральной службе по финансовым рынкам

I. Общие положения

1. Федеральная служба по финансовым рынкам является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением страховой, банковской и аудиторской деятельности).

2. Руководство Федеральной службой по финансовым рынкам осуществляет Правительство Российской Федерации.

3. Федеральная служба по финансовым рынкам руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также настоящим Положением.

4. Федеральная служба по финансовым рынкам осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

II. Полномочия

5. Федеральная служба по финансовым рынкам осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

5.1. вносит в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и другие документы, по которым требуется решение Правительства Российской Федерации, по вопросам сферы деятельности Службы, установленной пунктом 1 настоящего Положения, а также проект плана работы и прогнозные показатели деятельности Службы;

5.2. на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно принимает нормативные правовые акты:

5.2.1. по утверждению стандартов эмиссии ценных бумаг, проспектов ценных бумаг эмитентов, в том числе иностранных эмитентов, осуществляющих эмиссию ценных бумаг на территории Российской Федерации, и порядка государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, государственной регистрации отчетов об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг (за исключением государственных и муниципальных ценных бумаг, а также облигаций Банка России);

5.2.2. по утверждению единых требований к правилам осуществления профессиональной деятельности с ценными бумагами;

5.2.3. по утверждению обязательных требований к порядку ведения реестра владельцев именных ценных бумаг;

5.2.4. по утверждению обязательных для профессиональных участников рынка ценных бумаг, за исключением кредитных организаций, нормативов достаточности собственных средств и иных требований, направленных на снижение рисков профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, а также на исключение конфликта интересов, в том числе при оказании брокером, являющимся финансовым консультантом, услуг по размещению эмиссионных ценных бумаг;

5.2.5. по утверждению норм допуска ценных бумаг к их публичному размещению, обращению, котированию и листингу, расчетно-депозитарной деятельности;

5.2.6. по определению порядка допуска к первичному размещению и обращению вне территории Российской Федерации ценных бумаг, выпущенных эмитентами, зарегистрированными в Российской Федерации;

5.2.7 по утверждению требований к структуре активов акционерных инвестиционных фондов и активов паевых инвестиционных фондов;

5.2.8. по утверждению порядка регистрации правил негосударственных пенсионных фондов и изменений в них, стандартов раскрытия информации и форм отчетности негосударственных пенсионных фондов;

5.2.9. иные нормативные правовые акты, принятие которых отнесено федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации к компетенции федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков, федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, а также уполномоченного федерального органа исполнительной власти по государственному регулированию деятельности негосударственных пенсионных фондов по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию в части надзора и контроля;

5.3. на основании федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации Служба осуществляет следующие полномочия по контролю и надзору в установленной сфере деятельности:

5.3.1. регистрирует:

5.3.1.1. выпуски (дополнительные выпуски) эмиссионных ценных бумаг и отчеты об итогах выпуска ценных бумаг, а также проспекты ценных бумаг (за исключением государственных и муниципальных ценных бумаг);

5.3.1.2. правила доверительного управления паевыми инвестиционными фондами, правила доверительного управления ипотечным покрытием, а также изменения в них;

5.3.1.3. правила негосударственных пенсионных фондов, а также изменения в них;

5.3.1.4. документы профессиональных участников рынка ценных бумаг, их саморегулируемых организаций, а также специализированных депозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, которые подлежат регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

5.3.2. осуществляет уведомительную регистрацию негосударственных пенсионных фондов, подавших заявление об осуществлении деятельности по обязательному негосударственному пенсионному страхованию в качестве страховщика;

5.3.3. осуществляет лицензирование профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, деятельности негосударственных пенсионных фондов, акционерных инвестиционных фондов, деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами, а также деятельности специализированных депозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов;

5.3.4. контролирует порядок проведения операций с денежными средствами или иным имуществом, совершаемых профессиональными участниками рынка ценных бумаг, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем;

5.3.5. приостанавливает эмиссию ценных бумаг;

5.3.6. проводит проверки:

5.3.6.1. эмитентов, акционерных инвестиционных фондов, субъектов отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, субъектов отношений по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию, ипотечных агентов, управляющих ипотечным покрытием и специализированных депозитариев ипотечного покрытия;

5.3.6.2. профессиональных участников рынка ценных бумаг, управляющих компаний акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, а также их саморегулируемых организаций;

5.3.7. выдает предписания эмитентам, профессиональным участникам рынка ценных бумаг, акционерным инвестиционным фондам, управляющим компаниям акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, специализированным депозитариям акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, субъектам отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, субъектам отношений по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию, ипотечным агентам, управляющим ипотечным покрытием и специализированным депозитариям ипотечного покрытия, а также саморегулируемым организациям;

5.3.8. запрещает или ограничивает на срок до шести месяцев проведение профессиональным участником отдельных операций на рынке ценных бумаг;

5.3.9. обращается в суд (арбитражный суд) с исками (заявлениями), в том числе с исками (заявлениями), предъявление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации может осуществляться уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по регулированию, контролю и надзору в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений;

5.3.10. рассматривает факты нарушения законодательства Российской Федерации о товарных биржах и принимает соответствующие решения в соответствии с законодательством Российской Федерации;

5.3.11. рассматривает дела об административных правонарушениях, отнесенные в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях к компетенции федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области рынка ценных бумаг, а также применяет меры ответственности, установленные административным законодательством;

5.3.12. согласовывает:

5.3.12.1. решения совета негосударственного пенсионного фонда о его реорганизации и состав ликвидационной комиссии негосударственного пенсионного фонда;

5.3.12.2. кодекс профессиональной этики специализированного депозитария, заключившего договор об оказании услуг Пенсионному фонду Российской Федерации, управляющих компаний, заключивших с Пенсионным фондом Российской Федерации договоры доверительного управления средствами пенсионных накоплений, а также брокеров, через которых совершаются сделки, связанные с инвестированием средств пенсионных накоплений в ценные бумаги;

5.3.13. утверждает планы мероприятий специализированного депозитария и управляющих компаний, являющихся субъектами отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, по приведению размера собственных средств в соответствие с нормативом достаточности собственных средств;

5.3.14. осуществляет иные функции по контролю и надзору, отнесенные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации к компетенции федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков, федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, уполномоченного федерального органа исполнительной власти по регулированию, контролю и надзору в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений, а также уполномоченного федерального органа исполнительной власти по государственному регулированию деятельности негосударственных пенсионных фондов по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию;

5.4. обобщает практику применения законодательства в установленной сфере деятельности;

5.6. осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Службы и реализацию возложенных на нее функций;

5.7. организует проведение в установленном порядке конкурсов и заключение государственных контрактов на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Службы, а также на проведение научно-исследовательских работ для иных государственных нужд в установленной сфере деятельности, в том числе проводит в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, конкурсы по отбору специализированного депозитария и управляющих компаний для заключения с ними договоров Пенсионным фондом Российской Федерации;

5.8. организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление заявителям ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок;

5.9. обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;

5.10. обеспечивает мобилизационную подготовку Службы, а также контроль и координацию деятельности находящихся в ее ведении организаций по мобилизационной подготовке;

5.11. организует профессиональную подготовку работников Службы, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку;

5.12. взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности;

5.13. осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Службы;

5.14. обеспечивает раскрытие информации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

6. Федеральная служба по финансовым рынкам с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:

6.1. запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по отнесенным к компетенции Службы вопросам;

6.2. организовывать проведение необходимых расследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, а также научных исследований по вопросам осуществления надзора в установленной сфере деятельности;

6.3. давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;

6.4. осуществлять контроль за деятельностью территориальных органов Службы;

6.5. привлекать в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к установленной сфере деятельности Службы, научные и иные организации, ученых и специалистов;

6.6. пресекать нарушение законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности, а также применять меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий, вызванных нарушением юридическими лицами и гражданами обязательных требований по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;

6.7. создавать координационные, совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии), в том числе межведомственные, в установленной сфере деятельности.

7. Федеральная служба по финансовым рынкам не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности функции по управлению государственным имуществом и оказанию платных услуг, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации.

Установленные абзацем первым настоящего пункта ограничения полномочий Федеральной службы по финансовым рынкам не распространяются на полномочия руководителя Службы по управлению имуществом Службы, закрепленным за ней на праве оперативного управления, решению кадровых вопросов и вопросов организации деятельности Службы.

При осуществлении правового регулирования в установленной сфере деятельности Федеральная служба по финансовым рынкам также не вправе устанавливать не предусмотренные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции и полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также ограничения на осуществление прав и свобод граждан, прав негосударственных коммерческих и некоммерческих организаций, за исключением случаев, когда возможность введения таких ограничений актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти предусмотрена Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и издаваемыми на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

III. Организация деятельности

8. Федеральную службу по финансовым рынкам возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации.

Руководитель Федеральной службы по финансовым рынкам несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Службу полномочий в установленной сфере деятельности.

Руководитель Федеральной службы по финансовым рынкам имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Правительством Российской Федерации по представлению руководителя Службы.

Количество заместителей руководителя Федеральной службы по финансовым рынкам устанавливается Правительством Российской Федерации.

9. Руководитель Федеральной службы по финансовым рынкам:

9.1. распределяет обязанности между своими заместителями;

9.2. вносит в Правительство Российской Федерации:

9.2.1. проект положения о Федеральной службе по финансовым рынкам;

9.2.2. предложения о предельной численности и фонде оплаты труда работников центрального аппарата и территориальных органов Службы;

9.2.3. предложения о назначении на должность и об освобождении от должности заместителей руководителя Службы;

9.2.4. ежегодный план и прогнозные показатели деятельности Службы, а также отчет об их исполнении;

9.3. утверждает положения о структурных подразделениях Службы и ее территориальных органах;

9.4. назначает на должность и освобождает от должности работников центрального аппарата Службы, руководителей и заместителей руководителей территориальных органов Службы;

9.5. решает в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной службе вопросы, связанные с прохождением в Службе федеральной государственной службы;

9.6. утверждает структуру и штатное расписание центрального аппарата Службы в пределах установленных Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда и численности работников, смету расходов на содержание центрального аппарата Службы в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете;

9.7. утверждает численность и фонд оплаты труда работников территориальных органов Службы в пределах показателей, установленных Правительством Российской Федерации, а также смету расходов на их содержание в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете;

9.8. вносит в Министерство финансов Российской Федерации предложения по формированию проекта федерального бюджета в части финансового обеспечения деятельности Службы;

9.9. представляет в Правительство Российской Федерации в установленном порядке предложения о создании, реорганизации и ликвидации федеральных государственных организаций и учреждений, находящихся в ведении Службы;

9.10. на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации издает приказы по вопросам, отнесенным к компетенции Службы, а также по вопросам внутренней организации работы Службы;

9.11. представляет в установленном порядке работников Службы, ее территориальных органов и других лиц, осуществляющих деятельность в установленной сфере, к присвоению почетных званий и награждению государственными наградами Российской Федерации.

10. Структурными подразделениями Федеральной службы по финансовым рынкам являются управления по основным направлениям деятельности Службы. В состав управлений включаются отделы.

11. Финансирование расходов на содержание центрального аппарата Федеральной службы по финансовым рынкам и ее территориальных органов осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете.

12. Федеральная служба по финансовым рынкам является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

13. Место нахождения Федеральной службы по финансовым рынкам - г. Москва.

Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР России ) - федеральный орган исполнительной власти России, осуществляющий функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением банковской и аудиторской деятельности). ФСФР России находится в прямом подчинении Правительства Российской Федерации.

Основные полномочия:

  • Регулирование выпуска и обращения эмиссионных ценных бумаг, в том числе осуществление государственной регистрации выпусков ценных бумаг и отчетов об итогах выпуска ценных бумаг, а также регистрации проспектов ценных бумаг;
  • Контроль и надзор в отношении эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг и их саморегулируемых организаций, акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов и их саморегулируемых организаций, специализированных депозитариев акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, ипотечных агентов, управляющих ипотечным покрытием, специализированных депозитариев ипотечного покрытия, негосударственных пенсионных фондов, Пенсионного фонда Российской Федерации, государственной управляющей компании, а также в отношении товарных бирж;
  • Обобщение практики применения законодательства и внесение в Правительство Российской Федерации предложений о его совершенствовании и разработка проектов законодательных и иных нормативных правовых актов;
  • Обеспечение раскрытия информации на рынке ценных бумаг в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • Организация исследований по вопросам развития финансовых рынков.

Основными задачами работы ФСФР являются:

¾ обеспечение стабильности работы российского финансового рынка,

¾ повышение его эффективности и привлекательности для инвестиций, в том числе повышение прозрачности рынка и снижение инвестиционных рисков,

¾ привлечение к ответственности тех, кто с помощью внутренней информации манипулирует рыночными ценами на бумаги.

78. фондовая биржа.Фонд биржа, ее назнач-е и роль в обороте ц б. Фонд бир – орг-я с правами юр лица, провод-я гласные публич торги в заранее опред месте, в конкр время и по устан правилам.

Знач-е фонд биржи в наст время возрастает, ее рассма-ют как институт ц/о и орг-тора торгов.

Членами фб, явл-йся неком партнерством, м/б только профес-ые уч-ки РЦБ. При этом порядок вступл-я в члены такой фб, выхода и исключ-я из членов опред-ся такой фб самост-но на основании ее внут док-тов. Юр лицо, осущ-щее деят фб, не вправе совмещать указ деят с иными видами деят, за искл-ем деят валют б, товар б, клиринг деят, связ с осущ-ем клиринга по операц с ц б, деят по распр-ю инф-ции, издат деят, а также с осущ-ем деят по сдаче им-ва в аренду.


В случае совмещ-я юр л деят вал б или товар б или клирин деят с деят фб для осущ-я кажд из указ видов деят д/б создано отд струк-е подразд-е.

Лицо, осущ-щее функции единоличного исполнит органа, рук-ля контрольного подразд-я фб, и др раб-ки фб не м/б раб-ми или уч-ми профес уч-ков РЦБ, явл-хся уч-ми торгов на дан или иных фб.

Уч-ки торгов на фб Уч-ми торгов на фб м/б только брокеры, дилеры и управляющие. Иные лица м/т сов-ть опер на фб искл-но при посредничестве брокеров, явл-хся уч-ми торгов.

Уч-ми торгов на фб, создан в форме неком партнерства, м/б только члены такой биржи. Порядок допуска к уч-ю в торгах и искл-я из числа уч-ков торгов опред-ся правилами, устан-ми фб.

Треб-я к деят фб. Фб обязана утвердить:

правила допуска к уч-ю в торгах на фб;

правила пров-я торгов, кот д/ы содержать правила совер-я и регис-и сделок, меры, напр-ые на предотвр-е манипулирования ценами и испол-я служебной инф-ции.

Фб, оказыв У, непосред способствующие совер-ю сделок с ц б обязана утвердить правила листинга/делистинга ц б и правила допуска ц б к торгам без прохож-я процедуры листинга, а фб, оказыв У, непосред способствующие совер-ю сделок, испол-е обяз-тв по кот зависит от изм-я цен на ц б или от изм-я знач-й индексов, рассч-мых на основании совок-ти цен на ц б обязана утвердить соот-щие треб-ям нормат прав актов фед орг исполн вл по РЦБ спецификации таких сделок.

Фб д/а осущ-ть пост к-ль за совер-ми на фб сделками в целях выявл-я случаев испол-я служеб инф-ции, манипул-я ценами и за собл-ем уч-ми торгов и эмитентами, ц б кот вкл-ы в котиров списки, треб-й закон-ва РФ о ц б.

Фб обязана обесп-ть гласность и публичность проводимых торгов путем оповещения уч-ков торгов о месте и времени пров-я торгов, списке и котировке ц б, допущ-х к торгам, рез-тах торговых сессий.

Фб вправе устан-ть размер и порядок взим-я с уч-ков торгов взносов, сбор и др платежей за оказ ею У, а также размер и порядок взим-я штрафов за наруш-е устан-х ею правил.

Допуск ц б к торгам на фб

К торгам м/б допущены соот-щие требо-ям закон-ва РФ эцб в процессе их размещ-я и обращ-я, а также иные ц б.

Правила листинга/делистинга ц б д/ы соот-ть треб-ям нормат прав актов фед орг испол вл по РЦБ. Листинг эцб осущ-ся на основ-и дог-ра с эмитентом ц б. В котиров списки м/т вкл-ся только ц б, соот-щие треб-ям закон-ва. При этом фб вправе устан-ть дополн треб-я к ц б, включаемым в котир списки.

К осн функциям фб отн-ся: 1. моб-ция и концентрация своб ден кап-лов и накопл-й посредством орг-и продажи ц б; 2. инвестирование гос-ва и иных хоз орг-й посредством орг-и покупки их ц б;

3. обесп-е высок ур-ня ликвид-ти влож-й в ц б.

Ц б, поступ-щие на биржу, провер-ся спец комиссией по листингу. Задача листинга – проверка фин полож-я и менеджмента компании-эмитента, кот пров-ся на принципах аудита. Прошедшие проверку ц б м/б допущены к реал-ции. В дальн листинговые проверки эмитентов и их ц б периодически повтор-ся, что сущее-но умен-ет риск фонд опер.

Биржа концентрирует спрос и предл-е на покупку и продажу ц б, опр-ет соотн-е м/у текущ спросом и предл-ем, в рез-те выяв-ся цена как выраж-е равновесия врем-го и относит-го.

Фб получила статус орг-и, предметом деят кот явл обесп-е необх-х условий для нормал обращ-я ц б, опред-е их рыноч цен и надлежащее распр-е инф-ции о них, поддержание выс ур-ня профессионализма уч-ков рцб. Фб в России – неком орг-и, они не преследуют цели получ-я собст прибыли, их деят основана на самоокупаемости, они не выплачивают доходов от своей деят.

79.Сущность и виды портфельного инвестирования. Классификация инвестиционных портфелей.Портфельные инвестиции связаны с формированием портфеля и представляют собой приобретение ценных бумаг и других активов. Портфель - совокупность собранных воедино различных инвестиционных ценностей, служащих инструментом для достижения конкретной инвестиционной цели вкладчика. В портфель могут входить ценные бумаги одного типа (акции) или различные инвестиционные ценности (акции, облигации, сберегательные и депозитные сертификаты, залоговые свидетельства, страховой полис и др.).

Аннуитет - инвестиции, приносящие вкладчику определенный доход через регулярные промежутки времени, обычно после выхода на пенсию. В основном это вложение средств в страховые и пенсионные фонды.

Основная задача портфельного инвестирования - улучшить условия инвестирования, придав совокупности ценных бумаг такие инвестиционные характеристики, которые недостижимы с позиции отдельно взятой ценной бумаги, и возможны только при их комбинации.

При формировании инвестиционного портфеля следует руководствоваться следующими соображениями: ·безопасность вложений (неуязвимость инвестиций от потрясений на рынке инвестиционного капитала), ·стабильность получения дохода, ·ликвидность вложений, то есть их способность участвовать в немедленном приобретении товара (работ, услуг), или быстро и без потерь в цене превращаться в наличные деньги.

Выделяют два основных типа портфеля : портфель, ориентированный на преимущественное получение дохода за счет процентов и дивидендов (портфель дохода); портфель, направленный на преимущественный прирост курсовой стоимости входящих в него инвестиционных ценностей (портфель роста). Было бы упрощенным понимание портфеля как некой однородной совокупности, несмотря на то, что портфель роста, например, ориентирован на акции, инвестиционной характеристикой которых является рост курсовой стоимости. В его состав могут входить и ценные бумаги с иными инвестиционными свойствами. Таким образом, рассматривают еще и портфель роста и дохода.

Портфель роста Портфель роста формируется из акций компаний, курсовая стоимость которых растет. Цель данного типа портфеля - рост капитальной стоимости портфеля вместе с получением дивидендов. Портфель дохода Данный тип портфеля ориентирован на получение высокого текущего дохода - процентных и дивидендных выплат. Портфель дохода составляется в основном из акций дохода, характеризующихся умеренным ростом курсовой стоимости и высокими дивидендами, облигаций и других ценных бумаг, инвестиционным свойством которых являются высокие текущие выплаты. Особенностью этого типа портфеля является то, что цель его создания - получение соответствующего уровня дохода, величина которого соответствовала бы минимальной степени риска, приемлемого для консервативного инвестора.

Портфель роста и дохода Формирование данного типа портфеля осуществляется во избежание возможных потерь на фондовом рынке как от падения курсовой стоимости, так и от низких дивидендных или процентных выплат. Одна часть финансовых активов, входящих в состав данного портфеля, приносит владельцу рост капитальной стоимости, а другая - доход. Потеря одной части может компенсироваться возрастанием другой. Охарактеризуем виды данного типа портфеля.

Портфель реальных инвестиционных проектов формируется инвесторами, осуществляющими производственную деятель­ность, и включает объекты реального инвестирования всех видов. Формирование и реализация портфеля реальных ин­вестиционных проектов обеспечивают большие темпы разви­тия фирмы, создание дополнительных рабочих мест, органи­зацию высокого имиджа и некую государственную поддержку инвестиционной деятельности.

Портфель ценных бумаг содержит определенную совокуп­ность ценных бумаг.

По сравнению с портфелем реальных инвестиционных проектов, он характеризуется более высокой ликвидностью и легкой управляемостью.

Вместе с тем этот портфель отличают: высокий уровень риска, который распространяется не только на доход, но и навесь инвестированный капитал; более низкий уровень доход­ности; отсутствие в большинстве случаев возможностей реаль­ного воздействия на доходность (кроме возможности реин­вестирования капитала в другие инструменты фондового рынка); низкая инфляционная защищенность такого портфе­ля; ограниченность вариантов выбора отдельных финансовых инструментов.

Портфель прочих объектов инвестирования , как правило, дополняет инвестиционный портфель отдельных компаний (например, валютный портфель, депозитный портфель).

Смешанный инвестиционный портфель одновременно включает разнородные объекты инвестирования, перечислен­ные выше.

80.Лицензирование профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг .Профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг – это оказание услуг эмитентам и инвесторам на РЦБ на платном основе. (Брокерская, дилерская, депозитарная и деятельность по управлению ценными бумагами, Деятельность по организации торговли на рынке ценных бумаг и клиринговая деятельность, Деятельность по ведению реестров владельцев ценных бумаг)

Виды профессиональной деятельности на РЦБ. Профес-ные уч-ки РЦБ - это юр лица, в т ч кред орг-и, а также граждане (физ лица), зарегист-ные в кач-ве п/п-лей, кот осущ-ют след виды профес-ной деят на РЦБ: Брокерская деят . Броке деят приз-ся соверш-е граж-прав сделок с ц б в кач-ве поверенного или комиссионера, действующего на основ-и дог-ра поруч-я или комиссии, а также доверен-ти на совер-е таких сделок при отсут-и указаний на полномочия поверенного или комиссионера в договоре.

Дилерская деят Дилер деят приз-ся совер-е сделок куп-прод ц б от своего имени и за свой счет путем публичного объявл-я цен пок или прод опред-х ц б с обяз-вом пок или прод этих ц б по объявленным лицом, осущ-щим такую деят, ценам. Дилером м/б только юр лицо, явл-еся коммер орг-ей.

Деят по упр-ю ц б. приз-ся осущ-ние юр лицом или инд п/п от своего имени за вознагр-е в теч опред-го срока доверительного упр-я перед-ми ему во владение и принадл-ми др лицу в интересах этого лица или указ этим лицом 3 лиц: ц б; ден ср, предназн-ми для инвестирования в ц б; ден ср и ц б, получаемыми в процессе упр-я ц б. Профес уч-к рцб, осущ-щий деять по упр-ю ц б, именуется управляющим.

Деят по опред-ю взаимных обяз-ств (клиринг) Клир деят - деят по опред-ю взаимных обяз-в (сбор, сверка, корректировка инф-ции по сделкам с ц б и подготовка бух док-тов по ним) и их зачету по поставкам ц б и расчетам по ним. Депозитар деят призн-ся оказ У по хранению сертификатов ц б или учету и переходу прав на ц б. Профес уч-к рцб, осущ-щий депозитар деят, именуется депозитарием. Депозитарием м/б только юр лицо. Лицо, пользующееся услугами депозитария именуется депонентом.

Деят по орг-и торговли на р цб приз-ся предост-е У, непосред-но способствующих закл-ю гражд-прав сделок с ц б м/у уч-ми рцб. Профес уч-к рцб, осущ-щий деят по орг-и торговли на рцб, наз-ся орг-тором торговли на рцб. Учитывая особый характер деятельности на фондовом рынке во всех странах введена жесткая система допуска организаций к работе на этом рынке. Для того, чтобы осуществить профессиональную деятельность необходимо получить лицензию на право работы с ценными бумагами. Лицензирование деятельности на фондовом рынке в РФ проводится с 1992 года. Первоначально эта функция была возложена на МинФин РФ, а теперь ФСФР.

На российском рынке ценных бумаг имеется три вида лицензий :1. Лицензия профессионального участника РЦБ;2. Лицензия на осуществление деятельности по ведению реестра владельцев ценных бумаг.3. Лицензия фондовой биржи.

Решение о предоставлении лицензии должно быть принято в течении 30 дней. Основаниями для отказа в выдаче лицензии могут быть:- предоставление недостоверной информации, - несоответствие соискателя лицензионным требованиям Обычно лицензии выдаются сроком на 3 года, но лицензия профессионального участника на организацию торговли ценными бумагами и лицензия фондовой биржи выдаются сроком на 10 лет. По истечении указанных сроков лицензия может быть продлена по желанию ее владельца.В исключительных случаях лицензионный орган имеет право приостановить или даже аннулировать ранее выданную участнику рынка лицензию. Основаниями для аннулирования лицензии могут быть:- обнаружение недостоверных сведений в документах, подданных при получении лицензии, - неоднократное нарушение лицензионных требований и условий, -ликвидация юридического лица или признание его неплатежеспособным и т.д.

Для получения любой лицензии участник рынка должен представить в лицензионный орган необходимые документы (заявление, характеристику его коммерческой деятельности, копии учредительных документов и т.д.), на основании которых может быть принято решение о возможности выдачи ему соответствующей лицензии, и внести плату за лицензирование в установленном размере)

Получение лицензии обусловлено рядом требований, которые включают требования:

Организационно- правовой форме профессионального участника. В соответствии с определением профессионального участника РЦБ им может быть исключительно юридическое лицо

К размеру собственного капитала. Нормативы по минимально необходимому для получения лицензии размеру собственного капитала устанавливаются раздельно по видам профессиональной деятельности федеральным органом исполнительной власти по РЦБ.

Квалификационные требования к персоналу профессионального участника. Эти требования устанавливает федеральный орган исполнительной власти по РЦБ.

Наличие документации на выполнение профессиональных видов услуг на рынке.

Федеральная служба по финансовым рынкам

Чтобы сделать отечественный финансовый рынок более конкурентоспособным и привлекательным в глазах иностранных участников, правительство России приняло решение о создании специально-контрольной службы в 2004 году. Новый орган должен был навести порядок в управлении финансовыми рынками (ФР), включая страховой, микрофинансовый сегменты, биржи и торговых посредников.

Кроме этого служба следила за исполнением законодательства участниками финансового сектора, противодействовала распространению инсайдерских сведений и различным манипуляциям. Служба получила свое название – Федеральная служба по фин.рынкам или сокращенно ФСФР.

Что такое ФСФР?

Это структура федерального масштаба, относящаяся к исполнительной власти страны и прямо подчиняющаяся правительству страны. Его главная задача заключается в осуществлении контроля за работой фин.рынков. ФСФР была создана в марте 2004 г. по указу №314 Президента РФ. Причиной создания стала необходимость наведения порядка в операциях с финансовыми средствами на рынке\биржах ценных бумаг. После 9 лет работы полномочия ФСФР были отданы под управление ЦБ в 2013 г.

Служба по ФР контролировала страховой и биржевой сегменты, кредитные кооперативы, МФО, брокеров и финансовых посредников. По ее ведомство не попадала только работа банков и аудиторов.

Кроме контроля, служба разрабатывала нормативно-правовые положения по надзору в сегменте ценных и инвестиционных бумаг, коллективных инвестиционных вложений, пенсионного страхования и накоплений. ФСФР также контролировала деятельность БКИ.

При осуществлении своих обязанностей, фед.служба тесно сотрудничала со всеми уровнями исполнительной власти, имела несколько территориальных подразделений.

Целью ФСФР стало создание единого финансового центра, работающего по правилам. При этом интересы участников должны защищаться на законодательном уровне. Для этого нужна эффективная государственная политика в сфере биржевых бумаг, чтобы участники перераспределяли свой капитал и трансформировали финансовые запасы в инвестиции. На момент создания в особом контроле нуждалось инвестирование негосударственных пенсионных отчислений в рамках ОПС.

После создания ФСФР ей также были переданы контрольные функции слежения за фин.рынком, функции упраздненного Минсоцразвития и труда РФ, Министерства по антимонопольной политике и оказания поддержки предпринимателям, надзорные функции Минфина РФ в сфере пенсионных накоплений и их инвестирования.

Какие функции выполняет ФСФР?

Главные функции можно разделить на группы:

  1. Госрегистрация выпусков ц\б, отчетность по итогам эмиссии, регистрация выпущенных бумаг.
  2. Обеспечение открытия полной информации о бумагах в соответствии с законодательно-нормативными положениями. Для этого каждой бумаге присваивался спецномер, в котором был заложен код вида выпущенной бумаги и ее принадлежность, порядковый номер, код эмитента.
  3. Надзор за делами страховых участников (страховщиков, актуариев, брокеров, обществ взаимного перестрахования, перестраховочных компаний), приостановка, выдача, отзыв страховых и иных лицензий, выдача предписаний, контроль за финансовым состоянием и устойчивостью страховщиков.
  4. Контроль за непрофессиональными и профессиональными участниками фин.рынков, эмитентами, инвесторами, депозитариями, дилерами, регистраторами, управляющими и клиринговыми компаниями, акционерными, негосударственными пенсионными, паевыми, инвестиционными фондами и проч.

Таким образом, ФСФР намеревалась превратить отечественный фин.рынок в полного конкурента зарубежным аналогам. Полноценный финансовый центр смог бы запустить механизм инвестирования в корпоративный сектор экономики, вывел бы частные накопления на эффективное инвестирование, особенно пенсионные резервы. Строгий надзор помог создать благоприятные и привлекательные условия для участников финансового рынка, да им уверенность в защите своих прав и действий, минимизировал мошеннические и незаконные действия.

Кому подчиняется ФСФР?

Во время своей работы служба напрямую подчинялась правительству страны. В работе ФСФР руководствовалась Конституцией РФ, федеральными законами РФ, международными положениями и договорами. Для выполнения задач служба имела организационную структуру в составе 10 управлений, 3 отделов и 13 территориальных органов.

С осени 2013 года ФСФР была упразднена по указу №645 Президента. Все ее функции и полномочия были отданы ЦБ, согласно ФЗ № 251 от 2013 г. Вместо нее были созданы 6 департаментов. Руководителем ФСФР был Дмитрий Панкин и его заместители С.Хармалов, И.Жук, Е.Курицына, Ю.Бондарева, О. Пилипец. После упразднения все эти люди перешли на работу в ЦБ. Д.Панкин в ЦБ не попал.

Процесс упразднения ФСФР выглядел, как присоединение службы к ЦБ с последующим переименованием. В ЦБ перешла большая часть сотрудников. Объем полномочий регулятора остался почти таким же, какой был в расформированной ФСФР. Главой сформированного отдела стал С.Швецов. Его замом стал бывший глава департамента фин.стабильности Центробанка – В.Чистюхин.

В результате присоединения ЦБ стал мегарегулятором. Вариант слияния рассматривался еще в 2012 г., поэтому этот процесс был логичным. В регионах слияние ФСФР и ЦБ не имело сильного влияния: все органы службы остались в тех же офисах с большей частью кадрового состава. После слияния все незавершенные процедуры, включая выдачу и отзыв лицензионных документов, проведение проверок эмиссий биржевых бумаг, жалобы и обращения были завершены новоиспеченной службой ЦБ.

Таким образом, все участники финансового сегмента попали в подчинение ЦБ, что задело многие страховые и некредитные компании. Так, СК Россия прекратила свою деятельность после попадания под управление Банка России. Некредитные фин.компании сразу почувствовали влияние ЦБ, который установил требования к активам и капиталу, ввел финансовые нормативы и занес в единую базу данные обо всех некредитных компаниях. Также ЦБ получил право напрямую обращаться к заграничным регуляторам для запросов конфиденциальной информации, являющейся банковской тайной.

Какие вопросы решает ФСФР?

ФСФР, а ныне Служба при ЦБ, решает вопросы:

  • Рынка финансов ценных бумаг
  • Участников, касательно контроля за их работой.
  • Выпуска бумаг в обращение
  • Выдает или отзывает лицензии участников, переоформляет документы, выданные ФСФР, по окончанию срока их действия.
  • Рассматривает обращения и жалобы.
  • Отслеживает инсайдерскую информацию, противодействует ее незаконному использованию, следит за информационными ресурсами.
  • При возникновении конфликта интересов участников фин.рынка, служба принимает решение о дальнейшем исходе дел.
  • Обрабатывает и анализирует отчетность некредитных финансовых организаций.
  • Ведет реестры участников, вносит измененения.

Таким образом, после упразднения ФСФР, ЦБ получил больше полномочий и власти. Для участников фин.рынков это сказалось по-разному. Одни не почувствовали особых изменений, а другим пришлось тяжело из-за давления регулятора. Благодаря контролю за деятельностью финансовых рынков, этот сегмент был приведен в порядок. Участники стали проявлять больше доверия, поскольку их права защищены на законодательном уровне, а вероятность столкнуться с незаконными или мошенническими действиями снизилась до минимума. Это дало толчок для развития российских фондовых рынков.

Государство - это целостная политико-правовая, многофункциональная структура. Направления её непосредственной деятельности касаются всех сфер жизни населения. Примером подобного государства является Российская Федерация. Это прогрессивная демократическая гражданская страна, в которой основным источником регулирования общественных отношений является право. Стоит отметить, что одной из наиболее важных функций государства является надзор и контроль в определенных сферах. Эти задачи реализуются страной постоянно, через специальные органы власти. В системе подобных ведомств существуют структуры, задачи которых отличаются своей спецификой и, в некотором роде, даже уникальностью. Как правило, столь особенные органы действуют в не менее интересных сферах жизнедеятельности. При этом их существование необходимо, ведь задачу координирования общества никто не отменял. К числу подобных органов сегодня относится Федеральная служба по финансовым рынкам. Данный орган является относительно молодым в Российской Федерации. Его создание обусловлено модернизацией современных правоотношений и появлением новых сфер деятельности.

Понятие органа

Федеральная служба по финансовым рынкам - это орган исполнительной ветви власти, который реализует функции, направленные на нормативно-правовое регулирование сферы финансовых рынков. На сегодняшний день структура является несуществующей вследствие упразднения в 2013 году. Тем не менее за длительный период существования служба активно боролась с различными манипуляциями на финансовых рынках, а также осуществляла надзор в данной сфере.

История создания и развития органа

Федеральная служба по появилась в далеком 2004 году вследствие Указа президента РФ. Ведомство, по своей сути, было «сборным». Другими словами, в состав его функционала вошли задачи других органов, впоследствии упраздненных. Таким образом, Федеральная служба по финансовым рынкам переняла функции следующих структур, а именно:

  • комиссии по рынку ценных бумаг;
  • Министерства труда РФ;
  • Министерства РФ по антимонопольной политике.

В 2011 году служба претерпевает реформацию. В её состав вводится ведомство, занимающееся Но в 2013 году ФСФР упраздняется и присоединяется к Центральному банку, а впоследствии - к Банку России. На сегодняшний день существует Служба Банка России.

Нормативная база

Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) действует на основе положений определенных нормативных актов нашего государства. В этом проявляется принцип верховенства права и законности в деятельности ведомства. Основными нормативными актами, положения которых используются в его работе, являются:

  • Конституция РФ, так как она является базисом всей юридической системы страны;
  • федеральные законы, конституционные законы («О рынке ценных бумаг», «Об акционерных обществах» и т. д.);
  • акты правительства, президента;
  • международные договоры;
  • Положение о ФСФР.

Стоит отметить, правовая база деятельности службы является достаточно обширной. Это существенно влияет на деятельность ведомства, а, точнее, широту его непосредственных полномочий. При этом грамотная нормативная база дает возможность реализовывать все функции максимально точно, полно и оперативно.

Федеральная служба по финансовым рынкам России: функции

Перечень функциональных задач упомянутого в статье ведомства является достаточно обширным. Как мы уже указывали ранее, в задачи службы вошли цели, ранее принадлежащие иным исполнительным органам. Ключевые функции предусмотрены в Положении о ФСФР. На основе ведомостей, которые в нем указаны, можно утверждать, что федеральная служба по финансовым рынкам создана для:


Как мы видим, Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) России имеет обширный перечень функциональных задач, что говорит о её исключительной эффективности в сфере соответствующего типа регулирования.

Структура ФСФР

Любой государственный орган имеет собственную функциональную структуру, которая позволяет ему реализовывать все задачи максимально грамотно и эффективно. Федеральная служба по финансовым рынкам состоит из центрального аппарата и автономных органов территориального значения. В систему первого элемента входят: управление управление организации и проведения мероприятий надзорного характера, управление административное и т. п. То есть, в центральном аппарате собраны основные подразделения по всем направлениям деятельности службы.

Территориальные органы позволяют выполнять функции службы на местах. Данные подразделения в свое время находились в девяти округах Российской Федерации.

Руководство и международная деятельность

Как мы знаем, Федеральная служба по финансовым рынкам упразднена на сегодняшний день. Аналогией органу СТАЛО структурное подразделение в Банке России. Тем не менее за время существования ведомство успело получить определенный авторитет. К примеру, ФСФР было постоянным членом специальной международной организации, специализирующейся на ценных бумагах.

Что касается руководства службы, то последним известным руководителем был Дмитрий Панкин. На сегодняшний день этот человек является председателем правления ЕАБР (Евразийского банка развития). Большая часть руководства службы перешла в кроме Панкина.

Вывод

Итак, мы рассмотрели, что собой представляет некогда существовавшая Федеральная служба по финансовым рынкам. Ведомство выполняло важные задачи. Поэтому остается только надеяться, что существующий аналог его станет не менее функциональным органом в финансовой сфере современности.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!