Все для предпринимателя. Информационный портал

Евроазиатская комиссия. Евразийская экономическая комиссия. Эксперт: смешанный контроль на границах ТС нужно было вводить изначально

Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) - постоянно действующий регулирующий орган Евразийского экономического союза. Начала функционировать со 2 февраля 2012 года.

Основное назначение Евразийской экономической комиссии — обеспечение условий функционирования и развития ЕАЭС, разработка предложений по дальнейшему развитию интеграции.

Министр еэк вероника никишина: «мы надеемся на создание зоны свободной торговли еаэс и ирана в ближайшем будущем»

До сих пор он имел небольшой экономический успех, хотя доступ к рынку труда в России был важным мотиватором и, в остальном, положительным результатом для борьбы за постсоветскую экономику. Но оптимисты утверждают, что правовой статус трудовых мигрантов в рамках блока улучшился, и будут достигнуты долгосрочные выгоды от согласования таможенных и торговых правил.

Россия рассматривает его не только как экономическую группировку, но и как механизм институционализации влияния на своих соседей и как строительный блок в новом международном порядке. Более легкая трансграничная торговля и движение могут снизить напряженность в Центральной Азии.

В настоящее время в составе ЕЭК представлены пять стран: Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика и Российская Федерация. ЕЭК имеет статус наднационального органа управления и в своей деятельности руководствуется интересами стран-участниц проекта евразийской экономической интеграции в целом, не мотивируя свои решения интересом какого-либо из национальных правительств. Решения Комиссии обязательны для исполнения на территории стран-участниц ЕАЭС.

В настоящее время политическое взаимодействие между двумя блоками вряд ли реально реалистично, особенно до тех пор, пока не будут выполнены такие условия, как реализация Минского соглашения о украинском конфликте. Фото: президент Армении Серж Саргсян, президент Беларуси Александр Лукашенко, президент Казахстана и председатель Высшего Евразийского экономического совета Нурсултан Назарбаев, президент России Владимир Путин, президент Кыргызстана Алмазбек Атамбаев и председатель Совета Евразийской экономической комиссии Тигран Саркисян представляют картину перед Высшим евразийским экономическим Заседание Совета для обсуждения двусторонних отношений и сотрудничества в рамках Евразийского экономического союза, Астана, Казахстан, 31 мая.

В основе решения о создании ЕЭК лежит понимание того, что вместе пять стран смогут не только снизить негативные последствия глобальной нестабильности, но и активно позиционировать себя на внешних рынках. Евразийский экономический союз открыт для участия в нем других государств, которые разделяют цели этого объединения и готовых принять на себя требуемые обязательства.

На Форуме Евразийской недели будут обобщены итоги первого года функционирования зоны свободной торговли Евразийского экономического союза с Вьетнамом, а также будут обсуждены возможности либерализации торговли с Индией и Ираном. Рост экспорта и импорта, который мы видели с начала этого года, говорит о эффективной работе зоны свободной торговли с Вьетнамом. Работа по подготовке временного соглашения, ведущего к созданию зоны свободной торговли с Ираном, находится на стадии завершения. В рамках мероприятия в ходе прямого диалога будут затронуты актуальные вопросы, будут рассмотрены перспективы экономического сотрудничества, будут обсуждены меры по созданию благоприятных условий для его дальнейшего углубления в условиях либерализации торговли, которая откроет новые перспективы для бизнеса.

Важнейшая особенность Комиссии заключается в том, что все принимаемые решения основаны на коллегиальной основе. Коллегия Евразийской экономической комиссии состоит из 10 членов (по 2 Члена Коллегии (Министра) Комиссии от каждой страны-участницы), один из которых является Председателем Коллегии Комиссии.

Председатель Коллегии и Члены Коллегии назначаются сроком на 4 года решением Высшего Евразийского экономического совета на уровне глав государств с возможным продлением полномочий. Коллегия принимает решения путем голосования.

В ходе семинара планируется обсудить практические предложения по развитию экономической интеграции, основанные на предсказуемых и долгосрочных правилах, которые будут закреплены в будущем соглашении о свободной торговле с Индией. Ожидается, что он рассмотрит такие вопросы, как регулирование торговли, гармонизация административных процедур, устранение торговых барьеров, поддержка торговых и инвестиционных потоков, технологическое и промышленное сотрудничество. Для справки.

На сайте Форума вышло более 400 докладчиков. Выставку представляли 43 экспонента из стран Союза. Самуэль Рамани для Дипломата. Тигран Саркисян является председателем правления Евразийской экономической комиссии, органом, ответственным за управление повседневными деловыми и договорными обязательствами Евразийского экономического союза. Саркисян услышит свое мнение по ряду основных проблем, стоящих перед Евразийским экономическим союзом. Стенограмма интервью.

Деятельность ЕЭК структурирована по функциональным направлениям, которые курируют Члены Коллегии (Министры). Каждое направление представляет собой блок из отраслей и сфер экономической деятельности. Члены Коллегии и департаменты ЕЭК взаимодействуют с уполномоченными национальными органами власти в рамках своего направления деятельности.

Тигран Саркисян: Чтобы ответить на ваш вопрос, сначала мы должны понять, как вы оценили это нежелание. Мы можем оценить желания государств-членов на уровне президента, парламента и министров, взглянув на то, что они сказали. Очевидно, что глобальные экономические силы спровоцировали падение цен на нефть и газ. Вот почему мы не можем размышлять о том, что произошло в Евразийском экономическом союзе, и пришли к выводу, что сокращение взаимной торговли было вызвано внутренними евразийскими факторами.

Мы перечислили 185 препятствий для внутригосударственной торговли и уже достигли консенсуса по ликвидации на 61 из них. У Армении и Кыргызстана столько же министров, как Россия, Казахстан и Беларусь. В эту категорию входит множество стран. Любое государство-член может заблокировать решение торгового соглашения. Прежде чем принимать такие решения, мы тщательно рассмотрим их экономические последствия и насколько выгодным будет заключение этого соглашения. Сейчас у нас есть соглашение о свободной торговле, которое ведется с Вьетнамом.

На данный момент в структуре ЕЭК функционируют 23 департамента. При них созданы 20 Консультативных комитетов с целью выработки предложений для Коллегии ЕЭК и проведения консультаций с представителями национальных органов государственной власти. Председателями комитетов являются Члены Коллегии (Министры) согласно их направлениям деятельности.

Наши президенты дали нам мандат провести переговоры с шестью другими странами по соглашениям о свободной торговле. Эти страны включают Египет, Израиль, Индию, Иран, Сербию и Сингапур. У нас есть меморандумы, подписанные с девятью другими странами. В число этих стран входят Греция, Монголия, Молдова, Чили, Перу, Сингапур, Камбоджа, Иордания и Марокко.

Мы готовы подписать меморандум с Бангладеш, Кубой, Таиландом и рядом других стран. Но европейские компании работают с нами на национальном уровне. Мы приглашаем вас в деловые сделки со странами, такими как Соединенные Штаты, Германия, Италия и Греция. В этих странах предприятия проявляют интерес к нашей деятельности.

В своей работе Комиссия поддерживает всесторонний диалог с ключевыми партнерами. Первый уровень диалога — межгосударственный, предусматривающий выстраивание эффективного взаимодействия с национальными органами власти в процессе выработки и принятия решений. Второй уровень диалога — прямая форма работы с бизнес-сообществом.

«таза коом» состыкована с цифровой повесткой еаэс

Это противоречие было изучено на Петербургском экономическом форуме последние два года. Прежде всего, необходимо отделить вопросы границ и обычаев. Евразийский экономический союз, как экономическая организация, строго интересуется обычаями и физическим перемещением товаров через границы. Угрозы терроризма и незаконного оборота наркотиков, о которых вы говорили, являются и будут проблемами безопасности, которые обсуждаются в Организации Договора о коллективной безопасности.

Мне кажется, что мы не можем противопоставлять цифровую безопасность другим вызовам безопасности. Нужно найти решения. В этом отношении мы не отличаемся от Европейского Союза. Мы ведем переговоры с Китаем на основе полномочий и мандата, которые были предоставлены нам нашими президентами. Другие вопросы, которые не включены в наш мандат, являются темами переговоров на национальном уровне. Поэтому мы не рассматриваем Китай как угрозу. Например, мы оба считаем, что гармонизация стандартов будет стимулировать деловое сотрудничество и устранить бюрократическую волокиту.

Основными профессиональными принципами деятельности ЕЭК являются неполитизация, баланс интересов, эффективность и прозрачность.

ЕЭК занимает активную позицию на международной арене с целью представления деятельности евразийского сообщества и вовлечения в интеграционные процессы ключевых партнеров из европейского и азиатско-тихоокеанского регионов.

Естественно, что мы будем принимать решения, отражающие наш интерес. И этот вопрос не уникален для Китая, если мы вернемся к предыдущему вопросу о влиянии больших стран на мелкие. Колледж Энтони, Оксфордский университет. В этой статье вначале обсуждается, можно ли понимать Евразию как регион. Конечно, многие транснациональные потоки связывают общества. Однако несколько субъектов поддерживают Евразию как интеграционный проект. Это отражает центральную характеристику региона, а именно одновременность непрерывности взаимозависимостей и стремление государств к независимости.

Основные направления деятельности Евразийской экономической комиссии:

    зачисление и распределение ввозных таможенных пошлин;

    установление торговых режимов в отношении третьих стран;

    статистика внешней и взаимной торговли;

    макроэкономическая политика;

    конкурентная политика;

    промышленные и сельскохозяйственные субсидии;

    Россия описывается как актер, требующий интеграции на его условиях. Однако стратегии интеграции России более противоречивы, чем всеобъемлющие. Государства Центральной Азии, а также Армения и Беларусь отвечают на интеграционные проекты России, не отказываясь от своего суверенитета. Другие страны региона разделяют ориентацию на Европу. Согласно этому созвездию актера, региональные организации пока не привели к интеграции.

    Новая магическая клавиатура при планировании

    Взгляд на использование региональных организаций показывает, что они, тем не менее, имеют обязательный эффект. Антология Драгневой и Вольчука анализирует динамику Евразийского экономического союза с экономической и политической точки зрения государств-членов. Проблемы трансконтинентальной интеграции. Нью-Йорк: Палгрейв Макмиллан. С одной стороны, книги Винокурова и Либмана касаются формальных интеграционных процессов в Евразии в форме региональных организаций. С другой стороны, они обсуждают интеграционные процессы, которые происходят без формальной структуры через транс-социальные отношения. Они обеспечивают интеграцию в Евразию аналитической основы вне классических теорий интеграции. Евразийский таможенный союз: формирование анализа. В евразийской экономической интеграции изданы Рилка Драгнева и Катарина Вольчук, 1 - Беларусь: игрок и пешка в интеграционной игре. Рилка Драгнева и Катарина Вольчук, 119 - Организация договора о коллективной безопасности: многосторонний ответ на новые вызовы безопасности? В региональных организациях и безопасности: концепции и практика, Стивен Арис и Андреас Венгер, 161 - Казахстан и интеграция в Евразию: быстрый старт, смешанные результаты и неопределенное будущее. В евразийской экономической интеграции под редакцией Рилки Драгневой и Катарины Вольчук, 139-.

    • Драгнева, Рилка и Катарина Вольчук.
    • Евразийская экономическая интеграция.
    • Челтенхем: Элгар.
    • Кембридж: Пресса Кембриджского университета.
    • Май, Морис Ли-младший, Мартин Лихтерман, Раймонд Ван Вангенген.
    • Политическое сообщество и Североатлантический регион.
    • Международная организация в свете исторического опыта.
    • Принстон: Принстонский университет.
    Внешняя клавиатура тогда не только была бы беспроводной и имела бы собственную батарею, но также имела бы в первый раз сенсорный элемент для дополнительной работы на борту.

    энергетическая политика;

    естественные монополии;

    государственные и (или) муниципальные закупки;

    взаимная торговля услугами и инвестиции;

    транспорт и перевозки;

    валютная политика;

    охрана и защита результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации товаров, работ и услуг;

    трудовая миграция;

    В дополнение к новой магической клавиатуре другие документы можно найти в документах Евразийской экономической комиссии. Евразийский экономический союз, возглавляемый Россией, начнет переговоры о заключении соглашения о свободной торговле с Индией на Петербургском экономическом форуме. Об этом сообщил высокопоставленный чиновник Министерства торговли Индии. Соглашение может резко увеличить торговлю между государствами-участниками.

    Я рад сообщить, что 175 миллионов граждан Евразийского экономического союза с 1, 2 миллиардами граждан Индии находятся на пороге нового экономического партнерства. «Вероятно, очень скоро будет подготовлено совместное заявление о переговорах по соглашению о свободной торговле», - добавил он.

    финансовые рынки (банковская сфера, сфера страхования, валютный рынок, рынок ценных бумаг);

    таможенно-тарифное и нетарифное регулирование;

    таможенное администрирование;

    информатизация;

    информационно-коммуникационные технологии​;

    и другие.

Официальный сайт Евразийской экономической комиссии :

Впоследствии к ним присоединились Армения и Кыргызстан. Меморандум о взаимопонимании должен быть подписан 3 июня на Петербургском экономическом форуме. Индия также становится официальным членом Шанхайской организации сотрудничества. Определено членство в саммите организации в июне, отметил помощник президента России Юрий Ушаков.

В этом году обе страны должны стать идеальными членами. Сделка должна быть подписана, когда Нарендра Моди посетит Москву. Цель - построить 12 российских ядерных реакторов в Индии в течение следующих 20 лет, сказал Ушаков. Елена Кузьмина имеет докторскую степень по политологии и является начальником отдела постсоветского экономического развития Центра постсоветских исследований Института экономики РАН.

15.12.17

Эксперт: смешанный контроль на границах ТС нужно было вводить изначально

На большой пресс-конференции 14 декабря президент России Владимир Путин предложил ввести практику обмена таможенниками между странами Таможенного союза.

Политолог, заместитель декана факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Андрей Суздальцев уверен, что смешанный контроль на границах стран Таможенного союза (ТС) необходимо было вводить с момента его создания.

«Специалисты, которые занимаются евразийской интеграцией, изначально говорили о том, что есть такое правило "доверяй, но проверяй", и чтобы не было проблем с нашими партнерами, необходимо было изначально иметь смешанный контроль на внешних границах Таможенного союза. Этот вопрос не решен» - рассказал кореспонденту Infox.ru Суздальцев.

По его словам, в рамках создания ТС в 2010 году обсуждался вопрос о том, как контролировать таможенные границы. Получалось, что Россия большую часть своих таможенных границ отдает - на восточном направлении таможенникам Казахстана, а на западном таможенникам Белоруссии. Тогда возникло предложение о совместном контроле этих границ. Астана и Минск от этой идеи отказались, рассказал Суздальцев.

«К чему это привело известно - у нас не было реальной информации, что проходит через границы. К этим вопросам неоднократно возвращались в рамках Евразийской комиссии и на саммитах ЕАЭС, и этот вопрос снова возник, когда в ЕАЭС стала входить Киргизия. Но Бишкек настоял, что это его суверенное дело решать, что будет идти в Россию», - сообщил эксперт.

Суздальцев отметил, что Россия имеет полное право участвовать в контроле границ, так как на российский рынок приходиться 80% товарооборота Евразийского союза.

«Учитывая, что вопрос контрабанды остается очень острым, из-за контрабанды российский бюджет теряет огромные деньги - миллиарды долларов - обращение президента к этой теме очень важное. Это говорит о том, что Владимир Владимирович идет, видимо, на последний срок, и хочет такие серьезные проблемы во взаимоотношениях с соседями, с партнерами по евразийской интеграции решить и упорядочивать» - заключил эксперт.

14.12.17

Коллегия ЕЭК предлагает металлургам новые возможности для кооперации


Новые возможности для сотрудничества и кооперации предлагает ЕЭК предприятиям черной и цветной металлургии Евразийского экономического союза (ЕАЭС). На заседании Коллегии Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) 13 декабря приняты рекомендации для стран Союза по развитию кооперационных проектов в черной и цветной металлургии.

Таким образом, ЕЭК совместно с экспертами определила востребованные для развития совместного выпуска кооперационные цепочки производства готовой продукции. Кооперационные цепочки предполагают участие производителей на всех стадиях производственного цикла. Учитывается также возможность привлечения производителей смежных отраслей, в частности, нефтехимической отрасли.

Например, в перечень производителей продукции черной металлургии вошли Аксуский завод ферросплавов, Таразский металлургический комбинат и Темиртауский металлургический комбинат, ТНК «Казхром» (Казахстан), Челябинский электрометаллургический комбинат, ООО «СГМК-Ферросплавы», Новолипецкий металлургический комбинат (Россия), Минский электротехнический завод (Беларусь) и некоторые другие.

Утвержденные Коллегией ЕЭК направления кооперационного сотрудничества стран Союза в цветной металлургии включают как методологические, аналитические и маркетинговые аспекты интеграционного взаимодействия, так и практические предложения по реализации совместных проектов. Определены востребованные для развития совместного производства сферы деятельности (производство обожженных анодов, ферромарганца, ферросиликомарганца, ферроалюминия), потенциальные производители, поставщики сырья, а также конечные потребители продукции с указанием перечня предприятий стран ЕАЭС, готовых участвовать в этих проектах.

В списке производителей продукции цветной металлургии – ОК «Русал» (Россия), а также Казахстанский электролизный завод (Казахстан) и другие.

В перечни производителей сырья и материалов для изготовления продукции черной и цветной металлургии включены более 50 предприятий. Среди них «ЕвразХолдинг», «Мечел», Магнитогорский металлургический комбинат, Новолипецкий металлургический комбинат, Оскольский электросталеплавильный комбинат, «Кокс», Западно-Сибирский металлургический завод (Россия), Кварцевый завод, Павлодарский нефтехимический завод, «АрселорМитталТемиртау», «Соколово-Сарбайское ГПО» (Казахстан), «Красносельскстройматериалы», Белорусский цементный завод (Беларусь), предприятия «Наирит» и «Вайбл» (Армения), Хайдарканское ртутное ГАО (Кыргызстан).

Коллегия ЕЭК рекомендовала странам «пятерки» при организации производства продукции черной и цветной металлургии принимать во внимание утвержденные перечни. Следуя рекомендациям Комиссии, государства Союза смогут создать условия для инновационного развития этих отраслей, вовлечения в кооперационные цепочки новых участников рынка, обмена опытом в вопросах повышения энергоэффективности производства продукции черной металлургии, а также в сфере экологизации выпуска такой продукции.

Единые Требования к воде для фармацевтического применения, используемой для производства лекарственных средств, приняты на Коллегии Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) 13 декабря. Определены три категории качества воды – очищенная, высокоочищенная и вода для инъекций – в зависимости от целей использования.

Сейчас в каждой из стран Союза применяются свои требования к воде, используемой при изготовлении лекарств. Это, в частности, создает проблемы при инспектировании фармацевтических производств на предмет соблюдения Правил надлежащей производственной практики ЕАЭС, а также при оценке качества лекарственных препаратов в рамках регистрационного процесса в соответствии с Правилами регистрации и экспертизы лекарственных средств для медицинского применения (утверждены Советом ЕЭК в ноябре 2016 года).

Разработанные Требования к воде для фармацевтического применения меняют ситуацию. Они не только содержат единые подходы к производству лекарств в ЕАЭС в части применения воды с заданными параметрами качества, но и гармонизируют законодательство ЕАЭС с правом Европейского союза с учетом требований Всемирной организации здравоохранения.

В документе подчеркивается, что вода – один из основных продуктов, используемых в фармацевтической промышленности. Она может присутствовать в качестве вспомогательного вещества или применяться для подготовки лекарственных препаратов к применению, использоваться в процессе синтеза, в ходе производства готовой продукции или как очищающее средство для мойки емкостей, оборудования, упаковочных материалов и т. п.

В зависимости от различного фармацевтического применения Требования определяют три категории качества воды: очищенная, высокоочищенная и вода для инъекций. Очищенную воду, например, можно использовать, когда не обязательно соблюдать требования стерильности. Но при этом она должна производиться из воды, имеющей как минимум качество питьевой, установленное уполномоченным органом государства-члена, и соответствовать фармакопейным требованиям по химической и микробиологической чистоте. Водой для фармацевтического применения наиболее высокого качества является вода для инъекций, которая используется в качестве растворителя при производстве соответствующих лекарственных препаратов. Такая вода должна выдерживать испытания, проводимые в отношении очищенной воды, а также соответствовать дополнительным требованиям, предъявляемым к содержанию бактериальных эндотоксинов (менее 0,25 МЕ/мл), удельной электропроводимости и общего органического углерода.

14.12.17

Антидемпинговая пошлина для китайских труб из Малайзии


Коллегия Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) 13 декабря установила антидемпинговую пошлину на холоднодеформированные бесшовные трубы из нержавеющей стали, ввозимые в ЕАЭС из Малайзии.

Принятое решение стало итогом расследования, в рамках которого было установлено, что в Малайзии нет производства холоднодеформированных бесшовных труб из нержавеющей стали. При этом Малайзия в 2016 году стала крупнейшим поставщиком холоднодеформированных бесшовных труб из нержавеющей стали в ЕАЭС. Объем поставок составлял 1 475,7 тонн – 32,7% от общего объема поставок этих товаров в Союз.

Напомним, что ранее, в апреле 2013 года, аналогичные пошлины решением Коллегии ЕЭК были введены в отношении труб из Китая. В апреле 2017 года в связи с информацией о том, что китайские трубы экспортируются в страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС) не напрямую, а путем промежуточных поставок в Малайзию, началось повторное антидемпинговое расследование. Поставки китайских труб через Малайзию позволяли производителям из КНР избегать уплаты пошлин.

В рамках расследования было установлено, что динамика изменения поставок труб из КНР и Малайзии демонстрировала обратную зависимость – при увеличении импорта из Малайзии снижался импорт из Китая. Был сделан вывод об изменении схемы поставок труб с целью уклонения от уплаты антидемпинговой пошлины. В результате продукция поставлялась по демпинговым ценам, что негативно повлияло на объемы производства, реализации и средневзвешенные цены труб на рынке государств ЕАЭС. В 2016 году объем производства труб в странах ЕАЭС сократился на 2,4%, степень загрузки производственных мощностей снизилась на 2,2 процентного пункта, объем реализации уменьшился на 2,7%. Прибыль отрасли снизилась на 19%, рентабельности продаж – на 3,6 процентного пункта.

На заседании Коллегии ЕЭК 13 декабря внесены изменения в Положение о ввозе в ЕАЭС и вывозе из него шифровальных (криптографических) средств, позволяющих упростить порядок перемещения физическими лицами электронных устройств, содержащих в себе элементы шифрования и используемых для личного пользования. В настоящее время в большинстве компьютеров, мобильных телефонов, смарт-карт и ряде других устройств используются технологии шифрования данных (криптографии). Эта функция является вспомогательной и обеспечивает их устойчивую работу.

Принятые изменения позволят физическим лицам беспрепятственно проходить таможню, имея при себе электронные устройства с общедоступным программным обеспечением.

Члены Коллегии ЕЭК рекомендовали странам ЕАЭС использовать лучшие практики и стандарты Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) с учетом особенностей собственного социально-экономического развития и правового регулирования, а также опыта сотрудничества с ОЭСР. Предлагается развивать институциональное взаимодействие между Союзом и ОЭСР посредством проведения консультаций; применять в рамках ЕАЭС Руководящие принципы испытаний ОЭСР и Принципы надлежащей лабораторной практики ОЭСР при проведении неклинических исследований химических веществ с целью присоединения к системе взаимного признания данных MAD (Mutual Acceptance of Data) ОЭСР и т.д.

Кроме того, предлагается изучить инициативы создания на площадке ОЭСР глобальных механизмов эффективной борьбы с международными антиконкурентными практиками; целесообразность использования индикаторов упрощения процедур торговли TFI (Trade Facilitation Indicators) ОЭСР и индекса ограничения торговли услугами STRI (Services Trade Restrictiveness Index) ОЭСР для оценки уровня свободы взаимной и внешней торговли стран ЕАЭС; возможности сближения подходов в сфере «экологического» и «углеродного» регулирования в государствах-членах с учетом формирования общих рынков энергетических ресурсов Союза и т.д.

«Организация экономического сотрудничества и развития является уникальной международной площадкой, на которой осуществляется обмен передовым опытом в области развития экономики, определяются параметры взаимодействия в смежных областях, – отметила член Коллегии (министр) по торговле ЕЭК Вероника Никишина. – В рамках ОЭСР также вырабатываются подходы к решению мировых экономических проблем, которые впоследствии кодифицируются в международных документах. Имплементация наилучших практик ОЭСР в законодательство ЕАЭС позволит повысить эффективность реализации Союзом своих задач, в том числе при разработке соглашений с третьими странами».

13.12.17

11 декабря на площадке Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) состоялось 13-е заседание Консультативного комитета по естественным монополиям под председательством члена Коллегии (министра) по энергетике и инфраструктуре ЕЭК Адамкула Жунусова.

«Благодаря встречам в рамках профильного комитета и экспертных совещаний разработан и одобрен план мероприятий («дорожная карта») по гармонизации законодательства в сфере естественных монополий. Документ направлен на дальнейшее развитие и углубление интеграционных процессов. В будущем году нам предстоит большая работа, уже сегодня надо определить первоочередные шаги», – отметил Адамкул Жунусов.

Члены комитета поддержали предложения Комиссии по реализации первого этапа «дорожной карты» и последовательной гармонизации законодательств государств. Прежде всего, по направлениям тарифной политики стран Союза, доступу к услугам субъектов естественных монополий, сокращению / расширению сфер естественных монополий, методам государственного регулирования и разрешительной системе.

Кроме того, одобрен проект итоговой информации о результатах реализации в 2017 году положений Договора о Союзе в части естественных монополий, которая включает в себя сравнительный анализ внесенных изменений и дополнений в законодательства стран Союза и сведения о практике регулирования деятельности субъектов естественных монополий. Эта информация будет представлена на рассмотрение органов Союза в 2018 году.

13.12.17

Назарбаев ратифицировал договор о Таможенном кодексе ЕАЭС


Сначала законопроект одобрила верхняя палата. Потом подписал президент.

Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев подписал закон, который ратифицирует договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

13.12.17

«ТАЗА КООМ» состыкована с цифровой повесткой ЕАЭС

Необходимость синхронизации мероприятий в рамках программы цифровой трансформации Республики Кыргызстан «Таза Коом» и мероприятий цифровой повестки Евразийского экономического союза (ЕАЭС) до 2025 года подчеркнула член Коллегии (министр) по внутренним рынкам, информатизации, информационно-коммуникационным технологиям Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Карине Минасян 11 декабря в Бишкеке в рамках Международной конференции «Цифровое общество Таза Коом: Перспективы для электронного правительства, электронного здравоохранения и электронного образования в Кыргызской Республике».

«На уровне глав государств Союза утверждены Основные направления реализации цифровой повестки ЕАЭС до 2025 года, – напомнила Карине Минасян. – Общенациональная программа цифровой трансформации «Таза Коом» по большей части гармонизирована с цифровой повесткой Союза. Одновременно наше интеграционное объединение входит в активную фазу подготовки согласованной политики. И мы надеемся, что мероприятия в рамках программы будут синхронизированы с проработкой инициатив и запуском проектов в рамках ЕАЭС».

Министр ЕЭК выразила надежду, что бизнес Кыргызстана будет принимать активное участие в дальнейшей реализации интеграционной цифровой повестки Союза.

В ходе обсуждения неоднократно подчеркивалось, что экономики всех без исключения стран переживают глобальную трансформацию – благодаря инновациям меняется рынок труда, процессы и способы производства, появляются новые технологичные товары и услуги, которые ранее не существовали.

Участники конференции сошлись во мнении, что на пути становления цифрового государства в Кыргызской Республике необходимо создать единое информационное пространство, комплексно и единообразно охватить все ветви государственной власти: исполнительную, законодательную и судебную; активнее внедрять принципы и подходы электронной демократии, обеспечив участие граждан и бизнес-структур в процессах принятия решений через онлайн-инструменты. Нужно развивать цифровую экономику, внедрять инновации и расширять потенциал цифровых знаний и компетенций на всех уровнях.

В конференции принял участие Премьер-министр Кыргызской Республики Сапар Исаков, другие представители государственных органов и бизнес-сообщества страны, а также международные эксперты и представители глобальных высокотехнологичных компаний.

Справка

Общенациональная программа цифровой трансформации «Таза Коом» была запущена в Кыргызской Республике в этом году. Она использует мощь и силу индустрии данных, технологий, цифровой инфраструктуры для улучшения жизни людей, создания новых экономических возможностей и более сильного общества, в центре которого стоит человек, его ценности и потенциал. «Таза Коом» является ключевым компонентом Стратегии устойчивого развития страны-2040, основанной на человеческом капитале и инновациях, в гармонии с окружающей средой.

13.12.17

Министр ЕЭК Вероника Никишина: «Мы надеемся на создание зоны свободной торговли ЕАЭС и Ирана в ближайшем будущем»

О перспективах сотрудничества Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и Исламской Республики Иран рассказала член Коллегии (министр) по торговле Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Вероника Никишина 12 декабря на международной практической конференции «Иран и Северный Кавказ: история и перспективы сотрудничества». Организаторами мероприятия, которое состоялось в столице Республики Северная Осетия – Алания Владикавказе, выступило правительство республики, Министерство Российской Федерации по делам Северного Кавказа и Посольство Исламской Республики Иран в РФ.

На конференции обсуждались вопросы экономических, социальных и культурных связей между кавказскими регионами России и Ирана, перспективы укрепления этих связей, в том числе в более широком контексте интеграции на постсоветском и евразийском пространстве.

Иранская сторона была представлена делегацией во главе с первым заместителем министра промышленности, шахт и торговли Исламской Республики Иран Моджтабом Хосровтажа и Чрезвычайным и Полномочным Послом Ирана в России Мехди Санаи.

«Участие столь представительной делегации в этой конференции как со стороны профильных ведомств России и российских регионов, так и со стороны Ирана, говорит о том, что отношения между Россией и Ираном остаются приоритетным направлением для работы, присутствует значительный интерес к реализации совместных проектов, укреплению сотрудничества, в том числе в региональном ключе, – отметила Вероника Никишина. – Надеюсь, что в ближайшем будущем к существующим форматам работы мы сможем подключить сотрудничество в рамках зоны свободной торговли Евразийского экономического союза и Ирана, переговоры о которой мы сейчас проводим с иранскими партнерами».

12.12.17

Программа формирования общих рынков нефти и нефтепродуктов ЕАЭС фактически согласована


Программа формирования общих рынков нефти и нефтепродуктов Евразийского экономического союза (ЕАЭС) фактически согласована. Остался один неурегулированный вопрос, который сейчас находится в стадии активного обсуждения. Об этом сообщил директор Департамента энергетики Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Леонид Шенец на международной конференции «Рынок нефтепродуктов РФ-2017», организованной агентством RPI.

Снижение цен на нефтепродукты для потребителей и рост объемов потребления, расширение рынков сбыта для участников рынка – таковы основные эффекты от реализации Программы по формированию общих рынков нефти и нефтепродуктов, сообщил Леонид Шенец.

«Взаимодействие в рамках ЕАЭС развивается усиленными темпами», – считает заместитель министра энергетики РФ Кирилл Молодцов.

Как отметил заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Анатолий Голомолзин, главным образом формирование общих рынков нефти и нефтепродуктов стран ЕАЭС базируется на биржевой торговле. При этом участники из Беларуси уже участвуют в торгах на российской площадке – «Санкт-Петербургской Международной Товарно-сырьевой Бирже».

Ожидается, что общий рынок будет создан с 2025 года. К этому времени стороны планируют разработать правила торговли нефти и нефтепродуктами, включая правила проведения биржевых торгов нефтью и нефтепродуктами и единые правила доступа к системам транспортировки нефти и нефтепродуктов, сообщил Леонид Шенец.

В рамках формирования общего пространства в ЕАЭС сформированы индикативные балансы газа, нефти и нефтепродуктов, которые в полном объеме обеспечивают потребности национальных экономик с учетом темпов их роста для бесперебойной работы и устойчивого развития всех отраслей экономик государств-членов.

12.12.17

Правоприменительную и судебную практику по защите интеллектуальной собственности в ЕАЭС обсудили эксперты в Алматы


Традиционные и инновационные подходы к защите интеллектуальной собственности в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС), в том числе правоприменительную и судебную практику в государствах-членах, обсудили в Алматы (Казахстан) эксперты из стран ЕАЭС в сфере защиты интеллектуальной собственности на заседании Дискуссионного клуба в рамках проекта Ассоциации защиты интеллектуальной собственности «БелБренд» «Легальная торговля – безопасный мир».

Открывая работу Дискуссионного клуба, руководитель секретариата члена Коллегии (министра) по экономике и финансовой политике Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Аскар Кишкембаев отметил, что, помимо многомиллионных потерь государств-членов ЕАЭС от продаж контрафактной продукции, ее оборот несет угрозу здоровью и жизни граждан.

«Права на объекты интеллектуальной собственности стали важнейшим инструментом современной экономики. От степени развития этой сферы, эффективности ее использования зависит экономический рост любого государства», – заявил Аскар Кишкембаев. В этой связи он предложил при формировании правовых основ регулирования интеллектуальной собственности в Евразийском экономическом союзе обеспечить запуск действенных механизмов защиты прав на объекты интеллектуальной собственности. «Координация действий по линии правоохранительных органов, таможни и правообладателей всех государств-членов является крайне важным фактором успешного противодействия нарушениям прав интеллектуальной собственности», – считает Аскар Кишкембаев.

На заседании были обсуждены проблемные вопросы правоприменительной практики правоохранительных, таможенных и других административных органов. Заместитель председателя Суда Евразийского экономического союза Жолымбет Баишев и представители судейского корпуса Беларуси и Казахстана рассказали о специфике судебного разрешения споров в сфере интеллектуальной собственности и национальных особенностях привлечения нарушителей прав на объекты интеллектуальной собственности к административной и уголовной ответственности.

По итогам заседания Дискуссионного клуба будут сформулированы конструктивные предложения по совершенствованию взаимодействия государств-членов и Евразийской экономической комиссии в сфере защиты прав на объекты интеллектуальной собственности. Это будет способствовать созданию объектов интеллектуальной собственности, развитию инновационного производства, коммерциализации научных исследований, стимулированию процессов модернизации экономик государств-членов, повышению уровня жизни населения.

В Дискуссионном клубе приняли участие представители ЕЭК, Суда ЕАЭС, Палаты Представителей Национального собрания Республики Беларусь, Союза судей Республики Казахстан, Министерства юстиции и Верховного суда Республики Казахстан, высококвалифицированные юристы и патентные поверенные Республики Беларусь и Республики Казахстан, представители бизнес-сообщества Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.

12.12.17

Единые подходы к применению авиаперевозчиками невозвратных тарифов выработают страны ЕАЭС

Вопросы защиты прав потребителей при применении авиаперевозчиками стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) так называемых невозвратных тарифов обсудили члены профильного Консультативного комитета Евразийской экономической комиссии (ЕЭК). Представленный Комиссией обзор практики защиты прав потребителей стран ЕАЭС будет положен в основу рекомендаций ЕЭК по надлежащему информированию граждан. Этот документ разработают в 2018 году уполномоченные органы стран Союза совместно со специалистами Комиссии.

Директор Департамента санитарных, фитосанитарных и ветеринарных мер ЕЭК Игорь Гаевский отметил: «Применение невозвратных тарифов дает потребителю возможность выбора услуги за меньшую стоимость. Однако, приобретая более дешевые авиабилеты, человек может и не знать об особенностях применяемого тарифа и о том, что в случае изменения его планов, вернуть деньги за билет не всегда возможно».

В России, например, до июня 2014 года все билеты авиакомпаний были возвратными: пассажиры могли вернуть билеты и получить назад уплаченные за них деньги. После вступления в силу поправок к Воздушному кодексу РФ появились невозвратные билеты и тарифы. Не всем пассажирам это известно, в том числе из-за того, что некоторые авиакомпании не доводят до них нужную информацию. Разработка в странах ЕАЭС единых правовых подходов в этой области должна изменить ситуацию.

Еще одна обсужденная Консультативным комитетом тема – защита прав наиболее уязвимых категорий потребителей: граждан пожилого возраста, детей, лиц с ограниченными возможностями. Участники заседания назвали ее в числе важных направлений реализации согласованной политики стран Союза в следующем году. Игорь Гаевский подчеркнул: «В условиях, когда основными приоритетами в государствах ЕАЭС являются вопросы экономического характера, в погоне за улучшением экономической ситуации очень важно не упустить интересы «незащищенных» потребителей. Площадка Комиссии – основной интегрирующий базис, который позволит сблизить регулирование стран Союза в целях защиты потребительских прав граждан».

В основу работы ЕЭК в этой области будут положены ключевые международные принципы, закрепленные в документах Организации Объединенных Наций, среди которых – доступ потребителей к товарам и услугам первой необходимости и к информации, которая нужна для правильного выбора в соответствии с индивидуальными потребностями и возможностями; защита потребителей от факторов риска, влияющих на их здоровье и безопасность и ряд других.

Также членами Консультативного комитета обсуждены вопросы защиты потребителей от некачественной и опасной продукции. Участники заседания заявили, что только консолидация межгосударственных и межведомственных усилий в борьбе с товарами-подделками способна обеспечить «чистоту» общего рынка. Эта тема станет одной из ключевых на расширенных заседаниях Консультативного комитета в 2018 году, к ее обсуждению будут привлечены все заинтересованные органы и организации стран Союза.

12.12.17

Министр ЕЭК Татьяна Валовая о вкладе ЕАЭС в обеспечение экономической связанности и стабильности в Евразии


«ЕАЭС уже вносит свой вклад в развитие экономической связанности и стабильности в Евразии», – уверена член Коллегии (министр) по интеграции и макроэкономике Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Татьяна Валовая. По мнению министра, потенциал Союза в этой сфере велик и высоко оценивается ключевыми международными организациями, включая структуры системы ООН. Об этом Татьяна Валовая заявила, выступая на специальной экспертной дискуссии «Экономическая связанность, торгово-экономические отношения в регионе Большой Европы и на евразийском пространстве» в рамках 24-го заседания Совета министров иностранных дел (СМИД) стран Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) в Вене 8 декабря.

Организатором мероприятия выступил Международный институт прикладного системного анализа (IIASA). Почетными гостями мероприятия стали министр иностранных дел Республики Беларусь Владимир Макей и министр иностранных дел Республики Казахстан Кайрат Абдрахманов.

«Сегодня уже для многих очевидно, что региональная экономическая интеграция выступает драйвером экономического сотрудничества между государствами, что способствует выравниванию диспропорций в экономическом развитии, большей конвергенции макроэкономических показателей и в конечном итоге уровня жизни населения», – заявила Татьяна Валовая. Кроме того, министр привела в своем выступлении некоторые результаты аналитической работы, проделанной в ЕЭК при подготовке доклада о достижении в регионе ЕАЭС целей устойчивого развития ООН. Этот документ стал первым, разработанным от лица регионального экономического объединения. Его презентация состоялась в ООН в июле 2017 года.

Министр ЕЭК подчеркнула, что во многом благодаря интеграционным эффектам государствам-членам ЕАЭС удалось в 2017 году выйти на позитивную динамику экономического роста. Ранее, в 2014-2016 годах, несмотря на сложную внешнеэкономическую конъюнктуру, развитие евразийского экономического пространства в рамках Союза позволило не допустить существенных откатов назад по ключевым социально-экономическим и макроэкономическим показателям. Стоит отметить, что в наибольшей степени позитивные результаты от углубления сотрудничества в формате ЕАЭС проявились у новых членов Союза – Армении и Кыргызстана, которые по ряду показателей существенно обгоняют других партеров по ЕАЭС.

В ходе дискуссии Татьяна Валовая также акцентировала внимание, что не только углубление интеграционных процессов в рамках того или иного объединения, но в большей степени и диалог между региональными интеграционными объединениями и отдельными странами в Евразии способствовал бы укреплению экономического сотрудничества и связанности. Министр уверена, что потенциал взаимодействия раскрыт не в полной мере. «Отрадно, что сегодняшняя дискуссия об экономической связанности проходит на полях СМИД ОБСЕ, – заявила министр ЕЭК по итогам конференции. – Учитывая уникальный характер ОБСЕ и имеющийся потенциал экономического измерения, площадка организации может стать удачным местом для продвижения и развития диалога между интеграциями».

12.12.17

Взаимная торговля Казахстана с ЕАЭС увеличилась почти на треть

Основной объем взаимной торговли приходится на Россию

11.12.17

ЕЭК и Республика Корея обсудили развитие торгово-экономических отношений


8 декабря в Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) состоялась встреча члена Коллегии (министра) по торговле Комиссии Вероники Никишиной с Чрезвычайным и Полномочным Послом Республики Корея в Российской Федерации У Юн Гыном.

Стороны обсудили текущую ситуацию в сфере торгово-экономических отношений между Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС) и Республикой Корея, а также их дальнейшее развитие.

У Юн Гын отметил высокий интерес Республики Корея к заключению с Союзом соглашения о свободной торговле. По его словам, оно может обеспечить значительное увеличение торговогооборота между партнерами и содействовать экономическому и инвестиционному росту всех его участников.

Вероника Никишина подчеркнула высокую важность Республики Корея в качестве торгового-экономического партнера Союза, особо отметив активную позицию корейской стороны по продвижению инвестиционного сотрудничества с государствами ЕАЭС.

Министр ЕЭК также подтвердила, что поиск взаимоприемлемых путей наращивания торгово-экономических связей между Республикой Корея и Союзом, в том числе в формате соглашения о свободной торговле, занимает важное место в повестке взаимодействия между партнерами.

Стороны договорились продолжить обсуждение перспектив и форматов развития торгово-экономических отношений.

11.12.17

Благодаря «одному окну» пройти таможенные процедуры в Астане станет проще

В Астане транспортно-логистический центр начнет работать в режиме «одного окна». Это значит, что теперь будет проще пройти таможенные процедуры: в первую очередь, страхование и осмотр транспорта. Другие услуги клиенты смогут получить единовременно. Это порядка двух часов. Раньше на оформление груза требовалось три дня.

«Раньше клиент на станции 40-й, где грузятся вагоны, должен был погрузить свой вагон. Далее он должен был направиться на Проспект республики в технопарк и пройти таможенные, фитосанитарные оформления. Снова вернуться на станцию 40-ю для оформления накладной и отправления груза. Сегодня он может прийти в одно место и получить весь спектр услуг», – рассказал вице-президент мультимодальной транспортно-логистической компании Ерлан Койшибаев.

Транспортно-логистический центр открылся два года назад. Он стал крупнейшим в Центральной Азии. На его территории построены сухой и климатический склады и контейнерная площадка. Здесь же организована приемка и отгрузка товаров с железнодорожного состава на автомобили и обратно. Для общего удобства пять километров подъездных путей выведены прямо к складу.

08.12.17

Транспорт и логистика могут стать драйверами экономического роста в ЕАЭС

Транспортно-логистические проекты в странах ЕАЭС интересны для китайского бизнеса. Об этом заявил заместитель министра транспорта Китайской Народной Республики (КНР) Дай Дунчан на девятом совещании руководителей уполномоченных органов государств-членов ЕАЭС в области транспорта. Страны ЕАЭС уже предложили китайской стороне 38 проектов для совместной реализации.

Участники встречи обсудили общие подходы по сопряжению Евразийского экономического союза и Экономического пояса Шелкового пути (ЭПШП), а также рассмотрели итоги работы по формированию общего рынка услуг в сфере транспорта за 2017 год.

Председатель Коллегии ЕЭК Тигран Саркисян отметил, что транспорт и логистика входят в ТОП-5 отраслей, обладающих наибольшим интеграционным потенциалом и способных стать драйверами экономического роста для стран ЕАЭС. «То, что вопросы реализации транспортно-логистического потенциала Союза находятся в фокусе личного внимания глав транспортных ведомств, безусловно, способствует продвижению вперед, – подчеркнул Председатель Коллегии ЕЭК. – Важно, что это не просто одно из направлений сотрудничества наших стран. В сочетании с цифровой трансформацией экономик ЕАЭС и общей торговой политикой логистика формирует глобальный сценарий развития нашего интеграционного объединения».

Тигран Саркисян обратил особое внимание на то, что внедрение цифровых технологий в транспортно-логистической сфере приводит к значительному росту показателей эффективности отрасли.

«Главный приоритет на будущее – реализация «дорожных карт» по всем видам транспорта для создания общего рынка услуг в транспортной сфере. В общей сложности это 97 мероприятий, которые необходимо воплотить в жизнь в ближайшие три года», – сообщил со-председатель совещания, член Коллегии (министр) по энергетике и инфраструктуре ЕЭК Адамкул Жунусов. Министр отметил, что в 2017 году подготовлен к подписанию проект Соглашения о судоходстве, положения которого будут внедряться в практику. Идет работа по реализации Программы поэтапной либерализации каботажных автомобильных перевозок, расширению авиасообщения, цифровизации процессов перевозки и ряду других проектов.

Тигран Саркисян подчеркнул, что Китайская Народная Республика является стратегическим партнёром для ЕАЭС по самым различным аспектам. «Сопряжение Евразийского экономического союза с Экономическим поясом Шёлкового пути – одно из важнейших направлений нашей работы, в котором ярко проявляется принцип Win Win. Сотрудничество с КНР открывает огромные возможности для всех сторон. Мы уже направили китайской стороне перечень приоритетных проектов в сфере транспорта, по каждому из которых есть интерес не менее двух стран Союза, и, как я уже отметил, готовы обсуждать вопросы стандартов, связи логистики с торговлей, цифровых решений», – уточнил Тигран Саркисян.

Страны ЕАЭС предложили к рассмотрению 38 совместных проектов в области транспорта, претендующих на софинансирование Китая. Они должны наладить сквозную логистику между Китаем, Евразийским экономическим союзом и Европейским союзом и по сопутствующим маршрутам, дополняющим основные транспортные коридоры Евразии: Западная Европа – Западный Китай, Север – Юг, Восток – Запад и Северный морской путь.

«Сопряжение с инициативой ЭПШП является очень важным с точки зрения взаимодействия с ЕАЭС и Комиссией. Китайская инициатива ЭПШП рассчитана на развитие инфраструктуры. Мы хотим, чтобы сотрудничество расширялось и углублялось. В любое время готовы делиться опытом и решать возможные проблемы», – в свою очередь заявил заместитель министра транспорта КНР Дай Дунчан.

По его мнению, перечень совместных проектов в транспорте и инфраструктуре будет способствовать целостному подходу во взаимодействии и поможет обсуждению объединения пространств на системной основе. Глава китайской делегации отметил заинтересованность в таких проектах, как строительство глубоководного порта в Архангельске и железнодорожной линии Белое море – КОМИ – Урал («Белкомур»).

Предполагается, что проект «Белкомур» должен обеспечить доставку контейнерных грузов из Китая в Европу, а также к промышленно развитым регионам Урала, Сибири, Казахстана, Монголии. Проект формирует новый железнодорожный маршрут перевозок контейнерных грузов, в значительной степени связан с формированием нового международного транспортного коридора Китай – Европа, часть маршрута которого пройдет по Транссибирской железнодорожной магистрали (Транcсибу). Совместная реализация проектов по строительству железнодорожной магистрали «Белкомур» и Архангельского порта открывает новый путь доставки контейнерных грузов из Западного Китая в Европу и на восточное побережье США.

Представитель Минтранса Китая также проявил высокий интерес к проектам с государственным участием. Впрочем, как сообщил Дай Дунчан, «мы намерены тщательно рассмотреть все проекты и передать соответствующим структурам для более детального изучения». Глава китайской делегации заявил о желании «поддержать осуществление проектов в ЕАЭС».

«Я искренне считаю, что сопряжение с ЭПШП в ближайшее время даст мультипликативный эффект и послужит примером развития взаимоотношений», – отметил министр транспорта Российской Федерации Максим Соколов. Он назвал участие китайской делегации во встрече министров транспорта стран ЕАЭС «символичным». Одним из приоритетных проектов в этой связи он назвал проект строительства высокоскоростной магистрали (ВСМ) «Евразия». Руководитель российского Минтранса высказал надежду, что диалог по этому проекту будет конструктивным.

В совещании также участвовали министр транспорта, связи и информационных технологий Республики Армения Ваган Мартиросян, министр транспорта и коммуникаций Республики Беларусь Анатолий Сивак, вице-министр по инвестициям и развитию Республики Казахстан Роман Скляр, министр транспорта и дорог Кыргызской Республики Жамшитбек Калилов.

08.12.17

Страны ЕАЭС завершают ратификацию Таможенного кодекса


«Таможенный кодекс Евразийского экономического союза является уникальным документом, – заявил министр по таможенному сотрудничеству Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Мукай Кадыркулов в ходе IV Евразийского экономического конгресса. – Это первый законодательный акт в истории стран ЕАЭС, в разработке которого принимал участие бизнес. Предприниматели стран ЕАЭС наряду с таможенными органами определяли концепцию нового Кодекса и вносили предложения как по нормам и правилам, так и по конкретным формулировкам в тексте. Бизнес очень грамотно аргументировал свою позицию. В итоге более 70% предложений предпринимательского сообщества ЕАЭС нашло отражение в новом Таможенном кодексе».

Сейчас Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза ратифицировали Беларусь и Россия. В Армении и Казахстане новый Таможенный кодекс одобрен парламентами, остается последний этап – подписание указов о ратификации Договора главами государств. В Кыргызстане новое таможенное законодательство Союза находится на рассмотрении в парламенте.

В качестве примера эффективной работы бизнес-лоббистов министр ЕЭК привел избавление участников внешнеэкономической деятельности, обладающих статусом уполномоченного экономического оператора (УЭО), от дорогостоящего таможенного сопровождения.

«Бизнес сказал, что идет на все нагрузки, связанные с получением статуса УЭО, но при этом видит лишь минимальные упрощения. Поэтому в новом Кодексе мы значительно расширили перечень привилегий. Их будет 17 в противовес сегодняшним четырем. Среди новых упрощений – освобождение УЭО от таможенного сопровождения при транзите, – сказал Мукай Кадыркулов. – Эта норма появилась благодаря настойчивости бизнеса. Таможенные службы долго стояли на своем, но бизнес все-таки дожал».

По слова министра ЕЭК, таких примеров проактивной позиции предпринимателей при подготовке Кодекса – много.

«Бизнес-сообщество евразийской «пятерки» в большинстве случаев сумело обосновать, что упрощения не несут никакого ущерба регулятивным функциям таможенных органов. Удалось это в первую очередь потому, что участники ВЭД связали все риски, которые таможня видела, со своими обязательствами», – подчеркнул член Коллегии ЕЭК.

Мукай Кадыркулов охарактеризовал Таможенный кодек ЕАЭС как прогрессивный документ, не только вобравший в себя уже действующую локально в странах ЕАЭС передовую правоприменительную практику, но и ориентированный на дальнейшую модернизацию системы регулирования ВЭД с учетом информационных технологий.

«Мы нормативно разрешили все возможные упрощения, которые предоставляет переход на электронные технологии. Это однократность предъявления контролирующим органам документов, подача декларации без сопроводительных документов, возможность осуществления всех таможенных операций, начиная от регистрации декларации и заканчивая выпуском товаров, в автоматического режиме программными средствами таможенных органов без участия инспекторов и другие. Теперь – дело за реализацией», – подытожил министр по таможенному сотрудничеству ЕЭК.

По словам Мукая Кадыркулова, для того, чтобы прогрессивные нормы, которые заложены в этот документ, заработали в штатном режиме на всей территории Союза, национальным таможенным службам и иным государственным ведомствам, задействованным в регулировании ВЭД, придется провести серьезную работу по модернизации программно-технических и информационных систем.

08.12.17

Тигран Саркисян о росте промышленного производства, принятии Таможенного кодекса ЕАЭС и внешнеторговом сотрудничестве


«В 2017 году многие отрасли реального сектора, торговля, транспорт продемонстрировали рост показателей. Были приняты решения, способствующие углублению интеграционных процессов, но нам необходимо сделать еще много решительных шагов, чтобы в полной мере заработали четыре свободы, зафиксированные в Договоре о ЕАЭС, – свобода передвижения товаров, услуг, капитала и рабочей силы», – заявил Председатель Коллегии ЕЭК Тигран Саркисян, выступая на ежегодном мероприятии с участием американских и европейских деловых кругов. Его организаторами стали Евразийская экономическая комиссия, Американо-Российский Деловой Совет и Американская торговая палата в России.

Главным итогом года и одновременно наиболее ожидаемым событием 2018 года является вступление в силу Таможенного кодекса ЕАЭС. «Мы потратили много времени и сил на его подготовку. Я благодарен президентам и главам правительств наших стран, которые уделяли много времени и внимания рассмотрению ключевых положений кодекса, – отметил Тигран Саркисян. – Не менее важно и то, что этот документ был подготовлен совместно с бизнес-сообществом и в нем учтены позиции бизнеса».

«Фактически, это кодекс возможностей, полностью ориентированный на электронные технологии. В нем заложена новая логика взаимодействия бизнеса с государством и взаимного обмена данными», – уверен Председатель Коллегии ЕЭК.

Новый кодекс юридически закрепляет возможность для представителей бизнеса совершать большинство требуемых операций через Интернет, взаимодействуя с информационными системами таможенных органов стран Союза. Кроме того, новое таможенное законодательство избавит участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) от необходимости представлять в обязательном порядке таможенному органу документы, на основании которых была заполнена электронная декларация. Предъявить их нужно будет только в тех случаях, когда сработают профили риска по решению информационной системы, а не сотрудника таможни, сообщил участникам встречи Председатель Коллегии ЕЭК.

Тигран Саркисян обратил внимание на то, что после вступления в силу Таможенного кодекса ЕАЭС серьезно улучшится положение участников рынка, работающих в статусе уполномоченных экономических операторов. Кроме того, вводится механизм «единого окна». К 2021 году должны быть созданы условия, которые позволят участникам ВЭД однократно представлять государственным органам документы в электронном стандартизированном виде через одну точку входа.

Вторым итогом 2017 года, по оценке Тиграна Саркисяна, имеющим революционный характер, является принятие согласованной повестки цифровой трансформации экономик Союза. «Сложность принятого решения заключается в том, что в Договоре о ЕАЭС ранее не говорилось о «цифре» и у Комиссии не было полномочий в этой области. Но сегодня уже очевидно, что модернизация практически всех отраслей, рынков и систем управления невозможна без внедрения цифровых технологий и новой цифровой идеологии», – считает Председатель Коллегии ЕЭК.

Комиссия уже приступила к работе по реализации основных направлений цифровой трансформации экономик Союза. При ЕЭК создается цифровой офис, который будет работать с цифровыми инициативами стран Союза. В приоритетном порядке будут рассматриваться инициативы, связанные с развитием электронной торговли, цифровой инфраструктуры транспортных коридоров, использованием новых технологий в промышленной кооперации.

По мнению Председателя Коллегии ЕЭК, одной из наиболее актуальных тем является работа над созданием системы прослеживаемости в евразийском экономическом пространстве. «Мы ведем серьезную дискуссию о том, каков должен быть дизайн и архитектура этой системы на всех этапах движения товаров», – заявил Тигран Саркисян.

Порядка 40% решений Комиссии связаны с устранением барьеров, изъятий и ограничений, мешающих реализации принципа четырех свобод. «Это результат нашей недоинтеграции и относительной молодости нашего Союза, – считает Тигран Саркисян. – Мы выпустили «Белую книгу», в которой зафиксировали те препятствия, которые должны быть устранены, и с этим согласны все страны ЕАЭС. Однако есть еще много барьеров и ограничений, по которым идут серьезные дискуссии». Председатель Коллегии ЕЭК сообщил участникам встречи, что в ближайшие два года планируется снять еще 17 препятствий. Для этого разработаны специальные «дорожные карты».

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!