Все для предпринимателя. Информационный портал

Перспективы еаэс в условиях дальнейшей евразийской интеграции. Перспективы развития еаэс в условиях глобальных трендов и вызовов


Евразийский союз (ЕАС) может стать экономическим и внешнеполитическим базисом единства постсоветского пространства. Однако реализация этого интеграционного проекта невозможна без общественной поддержки.

Актуальные вопросы Евразийской интеграции были в центре внимания форума: «Публичная дипломатия и Евразийское сближение: сторонники и скептики», который собрал в Нижнем Новгороде представителей экспертного сообщества из России, Казахстана, Украины, Киргизии, Таджикистана, Беларуси, Азербайджана и Молдовы. В ходе экспертной дискуссии, которая была организована Российским Фондом имени А. М. Горчакова, были обозначены ключевые проблемы и перспективы, связанные с новым интеграционным проектом России.

Отсюда его ответ на отсутствие необходимости строить пограничные переходы между Россией и Казахстаном. Следует иметь в виду, что длина этой границы сравнима с границей, отделяющей Соединенные Штаты от Мексики. Премьер-министр постоянно подчеркивает необходимость не только внимательно изучать опыт Европы, но и налаживать сотрудничество между новым постсоветским союзом и крупными западными и восточными экономиками. Таким образом, на протяжении всей статьи нет признаков навязчивой ностальгии по советским временам или конфронтационной позиции в отношении других стран или интеграционных проектов.

Сергей Марков, член Общественной палаты РФ, директор Института стратегических исследований:

У стран, которые составляют основу ЕАС, общее прошлое, во многом похожая политическая культура, и есть тесное экономическое взаимодействие. В этом плане торгово-экономическое сотрудничество будет только нарастать, поскольку создание союза будет способствовать снятию бюрократических барьеров и ограничений. Примером этому служат экономические показатели Таможенного союза. Потенциал и перспективы общего рынка ЕАС положительно скажутся на развитии высокотехнологичных производств. Больший рынок автоматически дает рост инвестиций.

Однако в тексте есть много вещей, которые не позволяют российскому правительству иметь четкие стратегические перспективы интеграции вне избирательного контекста. Существует множество оптимистических фраз и запланированных целей, но механизмы и ресурсы, которые будут использоваться для их достижения, не раскрываются. На данный момент достаточно фрагментарный фрагмент: Европейцам понадобилось 40 лет, чтобы перейти от Европейского сообщества угля и стали к тогдашнему хорошо известному Европейскому союзу.

Так что говорить о его развитии рано. Следует также помнить, что экономическое сотрудничество является лишь одним из аспектов интеграции. Однако у Москвы и Минска есть многочисленные разногласия. То же самое касается Казахстана, который уже давно является стратегическим партнером для Грузии. Экономическое сотрудничество не может быть ограничено кредитами, предоставленными для поддержки правительства. Любой кредит - это тактическая задача, а не стратегическая. Более того, сотрудничество с страной не может ограничиваться только контактами с правящей элитой, поскольку в случае изменений в правительстве существует риск потерять все уже приобретенное влияние.

Нужны единые институты власти и гражданского общества. Уже создана межпарламентская Ассамблея ЕАС, но нужно создавать и суд по правам человека, единые органы по наблюдению за выборами, общий валютный фонд и Банк реконструкции и развития. В рамках ЕАС между странами-участниками может быть сформировано единое образовательное пространство, учитывая, что русский язык является языком межнационального общения. Нужно создавать и единое научное пространство, чтобы не отставать от мировых тенденций в данном направлении. Необходимо и общее информационное пространство, поскольку это является не только вопросом взаимодействия СМИ, но и касается выстраивания общих моделей функционирования сообществ. Здесь речь идет о единстве судьбы и единстве идентичности.

Поэтому, не решая или, по крайней мере, поднимая политические вопросы, экономическое сотрудничество не станет настоящей интеграцией. В своей статье Путтин уделяет большое внимание Содружеству Независимых Государств как старейшему и известному интеграционному проекту. Многие соображения премьер-министра кажутся справедливыми.

Механизмы интеграции в рамках Сообщества блокируются системой двусторонних отношений между новыми независимыми государствами. Нет никакой гарантии, что в сфере Единого экономического пространства двусторонние отношения не станут препятствием для интеграционных процессов. Общее историческое прошлое представляет определенные ограничения и не может постоянно выполнять роль объединяющего фактора. Крупные международные деятели Соединенных Штатов, Европейского Союза, Китая, Японии, Турции, Ирана или крупных транснациональных корпораций подразумевают, что у них будут интересы в этом районе.

Необходимо, чтобы на территории всех стран-участниц соблюдалось единство гражданских прав и свобод. Но для решения всех этих задач нужны политические решения стран-участниц ЕАС.

Сегодня высокий уровень готовности присоединения к Евразийской интеграции имеют Кыргызстан, Армения и Таджикистан. Серьезные дискуссии по присоединению к союзу России, Казахстана и Беларуси идут и в Украине. Евразийский союз в целом имеет хорошие шансы, чтобы выйти за пределы постсоветского пространства.

Многие процессы интеграции новых независимых стран теперь также осуществляются с участием других географически более отдаленных государств. Чтобы придать новый импульс постсоветской интеграции, нужны были и новые ценности, о которых Путин упоминает лишь мимоходом в своей статье.

Как должен быть российский проект для Евразии, если он не ориентирован на советские модели и не подходит в рамках европейской интеграции? Это вопрос, который остается без ответа. И чем дольше это останется без подробного обоснования, тем более необоснованные опасения возникнут на Западе по поводу планов России.

Алексей Власов, гендиректор информационно-аналитического центра МГУ, ответственный секретарь экспертного совета комитета Госдумы по делам СНГ:

Одна из основных проблем заключается в том, что сегодня отсутствует единая и внятная картина Евразийской интеграции. Нет четких ответов на такие вопросы, кому и зачем нужна эта интеграция, какие позитивные изменения она может принести в будущем населению стран-участниц. Но самое главное, что пока не складывается ясная и четкая картина перспектив нового образования. Если внимательно проанализировать высказанные на тему интеграции мнения российских политиков и экспертов, то в основном в них преобладают макроэкономические данные. В то же время результаты изучения общественного мнения, прежде всего, в Казахстане, показывают, что население в большей степени интересует вопрос, связанный с тем, что даст Евразийская интеграция малому и среднему бизнесу. Если мы апеллируем к поддержке общественности, то должны понимать, что интеграция должна влиять на улучшение стандартов качества жизни.

Сегодня геополитическое и экономическое руководство на территории бывшего Советского Союза принадлежит Москве. Однако это руководство больше опирается на историческое прошлое и не может быть автоматически гарантировано, несмотря на все его предыдущие достоинства. Чтобы сохранить его, вместо использования «инструментов цивилизованного развода» необходимы новые интеграционные проекты для содействия как внутреннему развитию новых независимых государств, так и их тенденции к сотрудничеству.

Но для того, чтобы все работало, а также оптимистичные прогнозы, необходимо серьезно подумать о ошибках прошлого и о приверженности факторам, которые будут способствовать выполнению таких прогнозов. Сергей Маркедонов - исследователь Центра стратегических и международных исследований.

Мы слышим и видим в медийном пространстве от официальных лиц на тему Евразийской интеграции много общих фраз. Однако надо учитывать, что сегодня в странах Евразийского проекта активно в общественно-политическую жизнь входит молодежь в возрасте 20-25 лет. Их мировоззрение и взгляды сформировались уже после распада СССР. Поэтому к интеграционным проектам молодые люди относятся либо нейтрально, либо те, кто получил образование на Западе, не воспринимают Евразийскую интеграцию, как естественный выбор своих государств. В медийном пространстве этот фактор абсолютно не учитывается, речь идет о единых стандартах и подходах для всех возрастных групп.

Все права сохранены в «Российской газете». Рискуя уехать из Москвы, чья страна сильно зависит. Но в этом году также совпадают первые европейские санкции, введенные против Минска. Это визовые ограничения в отношении нескольких белорусских чиновников и ограничения в отношении ряда компаний и организаций в стране, и с тех пор Лукашенко пытается угодить Европе, в частности, отменить эти санкции. наказывать его экономику и влиять на его окружение.

Взгляните на Европу, и он преуспел. С начала украинского кризиса отношения между Западом и белорусским президентом улучшились. Это результат реальной операции по соблазнению, которую он возглавляет. Недавний выпуск шести политических заключенных является частью этого плана. Отказ в марте признать российский Крым также показывает, насколько решительно показать Брюсселю его «демократический смысл».

В российском информационном пространстве минимальная информация о наших основных партнерах по ЕАС. Много ли сюжетов мы видим из Казахстана или Беларуси о жизни простых людей этих государств. Они практически отсутствуют. Поэтому необходимо кооперировать и объединять усилия, как гражданского общества, так и медийных ресурсов.

Усилия президента Беларуси окупились. Но у белорусского президента есть идеи за его спиной. «Лукашенко освободил нас, потому что у него кончились деньги», - сказал Микола Статкевич, один из освобожденных заключенных, спустя несколько часов после его освобождения. Более того, он не проявил доброй воли к политическим заключенным, говорит экономист-аналитик и юрист Сергей Балыкин.

Понять украинский кризис за 5 минут. Таким образом, выгоды как от европейской помощи, так и от многих кредитов, предоставленных Москвой. Если позитивные последствия Евразийского союза еще не ощущаются в экономике его стран-членов, трудно говорить о неблагоприятных последствиях, но вполне закономерно задавать вопрос о совместимости этой проблемы. двойное членство в Беларуси: может ли страна играть с обеих сторон?

Анатолий Орел, советник премьер-министра Украины, гендиректор Центра международных и сравнительных исследований:

Каждая из постсоветских стран хочет быстрее и успешнее развиваться. Однако достичь этого можно только благодаря интеграционным процессам, иного мирового опыта нет.

Европейские государства объединились в единый союз, хотя их уровень развития был достаточно высоким и так. Но они захотели жить еще лучше, потому создали огромный внутренний рынок. Кстати, США - такая мощная держава, потому что имеет огромный внутренний рынок, который создает условия для успешного развития. Так что актуальность Евразийского проекта заключается, прежде всего, в экономических аспектах, а политика здесь на втором плане.

Играйте на обоих фронтах? По словам министра иностранных дел Литвы Линаса Линкевичюса, который выражает себя по армянскому делу, аналогичный с точки зрения этого двойного членства, исовместимость очевидна: Если Армения решит присоединиться к Таможенному союзу, это означает, что «он не сможет подписать соглашения о свободной торговле с Европейским союзом».

Остается узнать, какой «лагерь» выберет Беларусь в этом международном контексте, близком к «холодной войне». Одно можно сказать, по словам Андре Филлера, «полное влияние Владимира Путина на то, что оно приобретает и легко влияет, может сыграть с ним трюки».

Конечно, пока контуры Евразийской интеграции выглядят несколько размытыми. В Украине этот проект сейчас активно и внимательно изучается. Многие проводят параллели между ЕАС и повторением СССР. Но это большое заблуждение. Я полагаю, что в планы Москвы не входит финансирование всех участников союза, как это было в советское время. Сегодня это невозможно и нереально. Исторические примеры демонстрируют, что Империя не является устойчивым образованием на длительный срок.

Александр Лукашенко и Владимир Путин на официальном заседании. В рамках «Восточного партнерства» Европа попросила обеспечить честные, демократические и ненасильственные выборы, что кажется немного неправильным, учитывая отсутствие оппозиции на президентских выборах, намеченных на 11 октября.

Просто потому, что это последнее европейское государство, и единственная страна на континенте не входит в состав Совета Европы. Восприятие Европы и ее институтов сильно обусловлено эволюцией белорусской идентичности, отмеченной высокой степенью русификации, - объясняет Дэвид Теуртри, доктор географии и специалист на постсоветском пространстве.

Идея создания Евразийского союза является актуальной и позитивной. А как она будет реализована, зависит только от нас самих. Главное условие, что этот межгосударственный союз должен быть добровольным. Я верю в его будущее.

Игорь Шестаков, политолог, главный редактор аналитического сайта «Регион.kg»:

Сегодня перед Центральной Азией стоят довольно сложные задачи по стабилизации экономических процессов и обеспечению безопасности. К тому же, большинство стран уже в ближайшем будущем ожидает смена властных элит. Вряд ли государства Центральной Азии заинтересованы в том, чтобы эти процессы протекали по сценариям «Арабской весны».

«Таким образом, Беларусь находится на постсоветском правовом пространстве, чьи нормы сильно зависят от России, что ограничивает влияние норм и ценностей, распространяемых европейским строительством», - продолжает он. Идея «европейской идентичности»как наднационального референта далека от единодушности, поскольку она, похоже, конкурирует с идеей цивилизованного пространства, ориентированного на Россию. Объясняет Дэвид Теутерри.

Понимание Евразийского экономического союза. Исторический союзник, «старший брат», Россия также, и прежде всего главный финансист Минска. Беларусь очень зависима от российских углеводородов и финансовой помощи из Москвы. Определить, где он хочет поставить свои стратегические интересы в краткосрочной и долгосрочной перспективе.

Для государств региона Россия по-прежнему играет роль основного гаранта общественно-политической стабильности. Однако внешняя стратегия России должна быть направлена на геополитическое позиционирование государства на постсоветском пространстве как интегратора №1. Механизмом для такого продвижения является идея Владимира Путина по созданию Евразийского союза, который может стать новой российской доктриной по политическому и экономическому присутствию на постсоветском пространстве и «подушкой безопасности» для центральноазиатских республик. ЕАС может стать надежной гарантией светского пути развития стран Центральной Азии, учитывая угрозы со стороны религиозно–радикальных сил.

Несмотря на то, что производство сократилось в большинстве стран, южные государства-члены и многие восточные страны по-прежнему намного ниже достигнутого уровня. Вместо того, чтобы одержимость достижением бюджетного баланса, он будет служить скоординированной бюджетной экспансии, уделяя особое внимание расширению занятости путем поощрения экологически чистых инвестиций и прекращения нападения на социальные расходы. На всех финансовых операциях следует вводить налог, а также единый налог на предприятия, который положит конец спаду ставок со стороны государств, которые конкурируют за привлечение иностранных инвестиций.

Интеграционная модель Евразийского проекта позволит сделать Россию связующим звеном между Европой и Азией. РФ обладает всеми необходимыми экономическими и внешнеполитическими ресурсами для ее успешной реализации, особенно, учитывая то, что у Москвы имеется соответствующий исторический опыт сотрудничества со странами Центральной Азии и еще частично существует единое культурно-гуманитарное пространство.

В то же время офшорные финансовые центры должны строго запрещать избегать уклонения от уплаты налогов на международном уровне. В будущем ответственность за устранение этих дефицитов придется разделить между прибавочными странами, которые должны будут увеличить свой спрос и дефицит, которым придется инвестировать в экспортные сектора. Кроме того, расширение теневой банковской системы - сети кредитных посредников с участием субъектов и деятельности за пределами обычной банковской системы, взаимодействующих между различными юрисдикциями - превзошло ожидания остальной части финансового сектора.

Но в то же время на системном уровне информации о планах и перспективах союза нет. В Кыргызстане эта работа ограничивается круглыми столами, число которых можно сосчитать по пальцам. В медиа–пространстве страны данная тема также освящается минимально. Поэтому лично меня удивили озвученные на конференции результаты исследований о том, что 63 процента жителей страны осведомлены об этом проекте. Видимо, опросы проводились лишь в Бишкеке, вряд ли в остальных регионах республики многие жители вообще знают об идеях Евразийского проекта. Также на примере Кыргызстана можно увидеть, что с активной молодежью в основном работают западные фонды, которые усиленно продвигают опыт грузинских реформ.

На самом деле он по-прежнему характеризуется крупными субъектами, слишком большими, чтобы потерпеть неудачу, и основан на банках-универсалах, которые осуществляют инвестиционно-банковскую и коммерческую банковскую деятельность под одной крышей. Эти банки и финансовые субъекты характеризуются очень высоким уровнем кредитного плеча, а теневая банковская система играет все более важную роль в процессе посредничества. Банковский сектор должен быть радикально преобразован, создавая небольшие организации, специализирующиеся на конкретных областях финансовых услуг, на основе четкого регулирования и общего применения.

Поэтому успешность реализации Евразийского проекта будет зависеть не от официальных договоренностей, а от реального участия в нем представителей бизнес-среды и гражданского общества.

Слева направо: член Коллегии, министр по внутренним рынкам, информатизации, информационно-коммуникационным технологиям Минасян Карине Агасиевна, член Коллегии, министр по интеграции и макроэкономике Валовая Татьяна Дмитриевна, председатель Коллегии ЕЭК Саркисян Тигран Суренович.

В то же время необходимы сильные политические действия для решения проблемы теневой банковской системы и ее оффшорного измерения. До тех пор, пока оффшорные центры смогут предложить безопасную гавань, где финансовые учреждения могут обойти правила и налоги, она останется двойственным рыночным измерением. Чтобы преодолеть порочный круг банковских потерь и роста суверенного долга, необходим механизм урегулирования задолженности в зоне евро.

Эти области, характеризующиеся высокоинтенсивными производственными процессами и среднесрочные квалификационные требования, могут обеспечить хорошие возможности трудоустройства. Такая деятельность должна быть разработана путем расширения роли государственного сектора, в том числе общественных исследований и разработок и деятельности по защите окружающей среды, а также посредством деятельности частного сектора частного сектора в рамках нормативной базы, поддерживающей развитие новых рынков динамичный.

Современное общество становится свидетелем глобальных изменений: технологическая революция 4.0, которая задает тон для будущего развития человечества; политические антисистемные факторы, такие как Трамп и «Брексит», вызывают неопределенность и нервозность у мирового сообщества. Трансформации в мировой экономике ведут к перезагрузке торгово-экономических отношений между странами и регионами мира. В этих условиях очень важно дать оценку возможностям и вызовам, которые открываются перед ЕАЭС и перспективам становления нового объединения в быстро меняющемся мире.

В штаб-квартире Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) состоялось очередное заседание научно-экспертного совета «Перспективы развития ЕАЭС в условиях глобальных трендов и вызовов». В мероприятии приняли участие: председатель Коллегии Евразийской экономической комиссии Тигран Саркисян, члены Коллегии (министры) ЕЭК, а также эксперты в области евразийской интеграции и в сфере макроэкономики. Модератором встречи выступила член Коллегии, министр по интеграции и макроэкономике Татьяна Валовая.

В ходе дискуссии эксперты-экономисты и руководство ЕЭК обсудили основные тренды и вызовы в глобальной экономике и финансовой системе, актуальные для развития ЕАЭС. Также их внимание привлекли новые тенденции в научно-технологической области.

Председатель Коллегии ЕЭК Тигран Саркисян рассказал о своем участии в Давосском форуме, где он попытался выявить, что на сегодняшний день в большей степени волнует экспертное сообщество, бизнесменов и политиков. «Во-первых, преобладает всеобщий пессимизм именно из-за того, что нет общего видения будущего. Во-вторых, по основным трекам социальной и экономической политики еще не сформировался консенсус. Старый мейнстрим разрушен, позиции глобальных игроков мировой экономики изменились», - отметил эксперт.

Альтернативные финансовые институты

По словам заместителя генерального директора по стратегическому развитию ФГУП ВЭИ (ГК Росатом) Алексея Макушкина, реальность, с которой мы имеем дело, является продолжением фундаментальных трендов, на которые ориентируются ЕАЭС и другие интеграционные объединения. В частности, в мировой экономике появляются новые рынки, активы, в том числе и материальные активы. В этих условиях очень важно работать над созданием альтернативных финансовых центров, так как сложно полагаться на соответствующие финансовые институты в США и Европе, которые, по сути, отвечают за управление денационализированными финансами, определяют режимы работы банковских институтов и инвестиционных компаний. Чрезмерная ориентация на Вашингтон и Брюссель в данном вопросе представляет большой риск для промышленных и региональных проектов. Ряд стран, в том числе и Россия, столкнулись с проблемой, когда их деньги, лежащие в американских и европейских финансовых институтах, стали недоступны. Такое положение дел - колоссальный вызов и для ЕАЭС. Эксперт отмечает, что нужны зрелые по международным стандартам институты, умеющие работать с крупными проектами инвестиций.

«Текущая глобальная финансовая система не позволяет конкретизировать региональные стратегии развития. Способность стран к управлению кредитным циклом, чтобы не только видеть начало процесса и быть встроенными в цепочку, но и существенно влиять на возвратность денег - ключевой вопрос для нас», - считает Алексей Макушкин. Переломный момент в глобальной финансовой системе, по мнению эксперта, наступит тогда, когда Запад признает альтернативные финансовые центры: «Речь идет о локальной инициативе, напрямую затрагивающей интересы ЕАЭС, - Азиатском банке инфраструктурных инвестиций, с его акцентом на проектные инвестиции, создание материальной инфраструктуры и т.д. Как только Япония и США присоединятся к проекту (что уже сделала Великобритания) - можно будет говорить о том, что глобальная финансовая архитектура действительно приобрела конкретное выражение, и мы живем в новой реальности».

Неэкономические вызовы глобальной экономике

«Замедление объемов мировой торговли - это такой же стандартный тренд многих последних лет, как и замедление объемов глобального роста. Текущая кризисная ситуация, как отмечают эксперты ВТО, сопровождается ужесточением регулирования и созданием новых барьеров для торговли. Это противоречит концепции глобального открытого мира», - отметил Александр Апокин.

Эксперт в своем выступлении уделил внимание возможным глобальным рискам в неэкономическом контексте, которые могут в самом ближайшем будущем сильно повлиять на мировую экономику, а также на экономический рост стран и регионов. К основным рискам, по мнению А. Апокина, относятся:

    Управленческий кризис в Еврокомиссии, который может возникнуть в результате победы антиевропейских сил на предстоящих в этом году выборах в четырех ключевых странах ЕС (Италии, Франции, Германии и Нидерландах).

    Возможное проведение референдума в Шотландии о выходе из состава Соединенного Королевства.

    Последствия выхода Великобритании из ЕС.

    Переформатирование переговоров по TTIP и рамочных соглашений по TPP при администрации Трампа.

    Риски международной безопасности для торговых потоков: военные конфликты на ключевых транспортных маршрутах (Южно-Китайское море, Аденский залив, центральноазиатские сухопутные маршруты).

    Продолжение политики санкций и контрсанкций, где задействованы такие страны как (Ливия, Иран, Сирия, Россия, Турция).

Нельзя опоздать на корабль новой научно-технической революции

Вице-президент ЦСР, председатель правления «ЦСР «Северо-Запад» Владимир Княгинин уверен, что зависимость экономического роста от применения передовых производственных технологий в ближайшие годы только возрастет.

«Прежний технологический уклад подошел к пределу своей производительности. Впереди у нас падение отдачи от капитальных вложений. Необходимо сделать ставку на новые технологии и научно-технологическое развитие», - считает эксперт.

В ближайшие 15 - 20 лет появится целый комплекс радикально новых технологий, которые, по мнению Владимира Княгинина, могут обеспечить взрывной рост экономики и социальной сферы:

    Энергетика и окружающая среда: «зеленый бизнес», аквакультура, альтернативная энергия, ГМО, очистка воды, органические фермы, ядерный синтез.

    Информационные технологии: облачные технологии, интеллектуальный интерфейс, виртуальная реальность, квантовая информатика.

    Электронная коммерция: виртуальное обучение, дистанционная виртуальная работа.

    Производство и робототехника: 3D принтеры, нанотехнологии, микромашины, умные роботы.

    Медицина и генная инженерия: персональная медицина, искусственные органы, выращивание органов, генетическая терапия.

    Транспорт: умные автомобили, электрокары, высокоскоростные поезда.

    Космос: космический туризм, базы на Луне, освоение Марса людьми, коммерческий космос.

По словам В. Княгинина, на базе новой технологической парадигмы в период 2020-х - 2030-х гг. будут перестроены экономика и социальная сфера. «Индустриально развитые страны приняли решение о развертывании новой промышленной революции и государственном стимулировании данного процесса. Они сделали ставку на технологический рост и на увеличение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), которые являются ключевым фактором посткризисной модели развития», - отметил эксперт.

Владимир Княгинин рассказал о том, какие изменения несет индустрия 4.0, которая представляет собой как минимум 4 связанных революций:

1 - Энергетическая революция: возобновляемая энергетика, децентрализованные сети и распределенная деконцентрированная генерация.

2 - Революция в материалах: разработка метаматериалов и суперматериалов.

3 - Революция вещей: массовый выпуск виртуальных вещей, кибер-физических систем, а также «вещей» молекулярного, атомарного и субатомарного уровня.

4 - Революция мышления: интегрированные программные платформы проектирования (PLM+ERP+MES, SCADA+DCS, VR&AR), а также новое инженерное и научное мышление.

На новую промышленную революцию уже работают компании - мировые лидеры высокотехнологических рынков. Так, например, на базе индустрии 4.0 Siemens принял собственную стратегию «Siemens - Vision 2020». Аналогичные программы в развитии концепции индустрия 4.0 приняли Bosch Rexroth, Advantech, Deutsche Telekom, Festo, SAP и др. General Electric предложила концепцию индустриального интернета. Совместно с Cisco, IBM, Intel и AT&T General Electric компания создала международный стратегический консорциум Industrial Internet Consortium.

Также эксперт отмечает, что те страны, которые запускали индустрию 4.0, в научной сфере уже разрабатывают индустрию 5.0, которая подразумевает природоподобные технологии, бионику, био-инжиниринг, синтетическую биологию, нейронные сети. На новую промышленную революцию уже работают компании - мировые лидеры высокотехнологических рынков. Так, например, на базе «Индустрии 4.0» Siemens принял собственную стратегию «Siemens - Vision 2020». Аналогичные программы в развитии концепции индустрия 4.0 приняли Bosch Rexroth, Advantech, Deutsche Telekom, Festo, SAP и др. . General Electric предложила концепцию индустриального интернета. Совместно с Cisco, IBM, Intel и AT&T General Electric компания создала международный стратегический консорциум Industrial Internet Consortium.

По мнению Владимира Княгинина для России, как и других членов ЕАЭС, необходимо решить проблему включения в текущий процесс промышленной революции, развернутой ведущими индустриально-развитыми странами, которые в свою очередь стремятся к решительному отрыву в технологическом развитии от конкурирующих с ними экономик. Пик революции придется на середину XXI века.

1. ЕАЭС должен быть заинтересован в интеграции стран-участниц не только в традиционной сфере кооперации, но и в научно-технологическом развитии.

2. Поддержка сетевых коллабораций в научно-технологической сфере, позволяющих увеличить масштаб и скорость НИОКР и объединить ресурсы в данной сфере.

3. Разделение рисков с бизнесом. Для этого необходимо расширение использования такого формата, как частно-государственное партнерство, а также применение международного партнерства (исследовательские и технологические консорциумы).

На взгляд Владимира Княгинина, для России и стран ЕАЭС участие или не участие в текущей промышленной революции - ключевой вопрос: «Если мы туда не прорвемся, то будем не в состоянии идти дальше и конкурировать с ведущими экономиками мира».

В свою очередь, руководитель группы исследований мировой экономики Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования А. Апокин отмечает, что осуществление крупных инфраструктурных и промышленных проектов, которые подразумевают серьезных вложений НИОКР, требуют выход на крупные рынки.

А. Апокин считает, что 2,5% глобальной экономики, которые приходятся на долю ЕАЭС, недостаточно, чтобы конкурировать на мировых рынках даже при наличии финансовых ресурсов. Поэтому ключевым вопросом для стран Союза на текущем этапе не столько является внутренняя интеграция, сколько доступ на какие-то более крупные рынки (США, Азии, и Европы). Если ЕАЭС не встраивается в какой-то из этих рынков в качестве внешнего участника, то возникнет риск того, что финансовые ресурсы, выделенные на развитие науки и промышленности, будут потрачены впустую.

Роль транспортных сетей для развития экономик стран ЕАЭС

Многие эксперты сошлись во мнении, что для ЕАЭС чтобы вкладываться в дорогостоящие научно-технологические и промышленные проекты нужно иметь выходы на крупные рынки.

Вице-президент Ассоциации российских банков Олег Прексин видит решение данной проблемы через строительство транспортной инфраструктуры, которая станет «мостиком» на новые рынки.

«Сухопутная транспортно-логистическая сеть, охватывающая все евразийское пространство, может стать связующим звеном между странами Востока (Япония, Китай, Южная Корея, Индия) и государствами Западной Европы. Кроме того, она способна на сегодня послужить для ЕАЭС тем, чем в свое время послужило Европейское объединение угля и стали в 1951 году, которое в свою очередь повлекло за собой подписание Римского договора и создание ЕЭС», - считает Олег Прексин.

Вице-президент Ассоциации российских банков соглашается с тем, что на сегодняшний день трудно обеспечить конкуренцию традиционным морским трассам, хотя они занимают почти втрое больше по времени для перевозки грузов, чем сухопутный транспорт. В настоящий момент между Востоком и Западной Европой по наземному пути перевозится порядка 1 % грузов, но при этом Транссибирская магистраль загружена практически на 100 %.

По мнению эксперта, современная высокоскоростная транспортно-логистическая сеть, которая охватила бы всю Евразию и простиралась не только на Восток и Запад, но и Север - ЮГ, способна стать определенным конкурентом для морских путей.

О. Прексин обратил внимание на то, что Индия, которая на сегодняшний день является, пожалуй, лидером по темпам экономического роста и в ближайшее время вполне может стать базовым локомотивом развития глобальной экономики на новом этапе. В этой связи важно развивать транспортную сеть «Север - Юг». «Если Китай практически самодостаточен, и контейнеры из Западной Европы идут туда практически пустыми, то Индия, заинтересованная в реконструкции своей экономики, значительно в большей степени заинтересована в товарах из Европы и США, соответственно грузопоток будет двусторонним», - считает эксперт.

Подводя итоги состоявшейся дискуссии, председатель Коллегии ЕЭК Тигран Саркисян, отметил, что в условиях быстро меняющегося мира медленное принятие решений будет вести к разрушению ЕАЭС.

По мнению Т. Саркисяна, фундаментальная проблема ЕАЭС - это отставание от современных трендов системы управления интеграционными процессами, которая в странах Союза выстроена в логике устаревающих индустриальных обществ (огромная, забюрократизированная, не дающая возможность оперативно реагировать на глобальные вызовы). «Необходимо перестроить всю систему управления и мышления таким образом, чтобы она соответствовала глобальным трендам. Никто сегодня не сомневается в том, что ближайшие десятилетия будут считаться развитыми те страны, в которых формируется “экономика знаний», - отметил эксперт.

Председатель Коллегии ЕЭК считает необходимым переходить от проектного управления к управлению процессами, опираясь на выявление главных глобальных трендов в быстро меняющемся мире.

Фото А. Толстухиной


Материалы по теме


Please enable JavaScript to view the
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!