Все для предпринимателя. Информационный портал

Крупнейшие дотации из бюджета получат дагестан, чечня и камчатка. Реальный размер дотаций северному кавказу - друг жж

При составлении проекта бюджета, как государственного, так и местного, с целью равного распределения финансов среди федеральных субъектов, а также между отдельными отраслями производства и народного хозяйства применяется регулирование. Суть его заключается в выравнивании систем обеспечения территориальных или отраслевых образований за счет применения таких форм, как субсидии, дотации, субвенции и другие. При этом правительство страны или местные администрации должны соблюдать минимальные государственные стандарты.

В мире широко используется практика распределения денежных средств между бюджетными фондами разных уровней или отраслей. В Российской Федерации более 70 % финансового регулирования составляют ассигнования от регулирующих поступлений. Что такое дотация и какую роль она исполняет во внутренней экономической политике России, исчерпывающе разъяснит Бюджетный кодекс РФ.

Формы регулирования

Среди бюджетов разных уровней средства перераспределяются путем безвозвратного предоставления финансовой поддержки в виде следующих основных форм регулирования:

  • дотаций;
  • нормативных дотаций (трансфертов);
  • субвенций;
  • субсидий;
  • компенсаций.

Понятие дотации

Что такое денежные средства, которые выделяет государственный или для оказания поддержки убыточным организациям, предприятиям. Тем, у которых выручка от продаж меньше издержек на производство и реализацию их продукции. А также нижестоящим бюджетам с целью покрытия разрыва между их расходами и доходами. Таким образом компенсируют издержки, покрывают убытки. Предоставление дотаций позволяет предотвратить банкротство и не допускать превышения цен на определенные потребительские услуги и товары. Часть стоимости этих товаров оплачивается из бюджетных средств. Это происходит за счет дотации. Такой инструмент в финансовой политике широко используют в государствах, где распространено административное регулирование экономики.

Что такое дотация выравнивания

Выравнивающая дотация представляет собой Он направлен на сглаживание прибыльной способности объекта. Дотации, направленные на сбалансирование состоятельности субъектов РФ учитываются в составе общего бюджета государства. Они равномерно или дифференцированно распределяются в соответствии с методикой правительства. Выделенные из бюджета средства на федеральные дотации составляют Фонд поддержки субъектов РФ. Наибольшее количество финансов из этого фонда получают следующие федеральные субъекты (области):

  • Архангельская.
  • Алтайский край.
  • Амурская.
  • Астраханская.
  • Брянская.
  • Владимирская.
  • Волгоградская.

Дотации для граждан

Что такое дотация для населения, поможет понять несложный пример. Известно, что некоторая часть граждан по величине своих доходов находится ниже уровня принятых общественных стандартов. С целью поддержания финансового обеспечения этой категории населения государство может использовать дотационные механизмы, направленные на частичное покрытие оплаты за затрат на приобретение социальных товаров и медикаментов, а также на пособия. Предоставление средств гражданам дает государству возможность расходовать меньше денег, чем при дотировании производства и предоставляемых услуг.

Минфин со следующего года вновь меняет методику, по которой предоставляет дотации регионам на бюджетную обеспеченность. Но пятерка крупнейших получателей, от Дагестана до Чечни, не изменится и заберет себе 30% всех таких дотаций

Глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров. ​Дотация региону составит 27 млрд руб. (Фото: Алексей Никольский / ТАСС)

Тринадцать российских регионов из 85 получат ровно половину дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, выделяемых Минфином на будущий год, следует из материалов к проекту федерального бюджета на 2018-2020 годы. В общей сложности на этот вид дотаций регионам федеральный центр выделит в 2018 году 645,1 млрд руб. — на 5% больше, чем в 2017-м.

В прошлом году Минфин объявил, что региональных бюджетов — было решено сократить выдачу бюджетных кредитов (а теперь от них и вовсе ) и увеличить объем средств на предоставление дотаций. В сентябре этого года министр финансов Антон Силуанов также пояснял, что дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности увеличатся в 2018 году на величину прироста того 1% налоговой базы по налогу на прибыль, который с 2017 года и распределяется между нуждающимися в поддержке субъектами.

Общий объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности растет последние шесть лет, говорит старший аналитик группы суверенных и региональных рейтингов АКРА Александр Шураков, увеличение на 5% — это незначительный рост (в 2017 году объем дотаций вырос на 20%, в 2015-м — на 10,9%). «Помимо роста дотаций произошло их перераспределение между регионами. Соответственно, для тех регионов, у которых [на 2018 год] выросли дотации, суммарный рост составил 48 млрд руб. Как за счет 30 млрд руб., на которые общая сумма увеличилась, так и за счет 17,4 млрд руб., на которые были уменьшены дотации другим регионам», — подсчитал Шураков.

Кому пойдут дотации

Самым крупным получателем дотаций на выравнивание третий год подряд станет Дагестан — из федерального бюджета республика получит более 59 млрд руб., на 6,6 млрд руб. больше, чем в текущем году. А наибольший прирост по объему дотаций в 2018 году продемонстрирует Якутия — в следующем году республика получит на выравнивание бюджетной обеспеченности на 7,3 млрд руб. больше и станет вторым по объему получателем этой дотации. Третья по величине дотация — более 39,3 млрд руб. — будет направлена в Камчатский край.


Эти регионы входят в число высокодотационных, у которых доля зависимости от федеральных трансфертов максимальна: доля федеральных дотаций в доходах их бюджетов превышает 40%, объясняет завкафедрой госрегулирования экономики Института общественных наук РАНХиГС Владимир Климанов. Также к высокодотационным относятся Алтайский край (в 2018 году дотация на выравнивание вырастет на 4,5 млрд руб., до 27,1 млрд), Чечня (дотация составит 27 млрд руб.), Крым (17,7 млрд руб.), Тыва (15,7 млрд руб.), Ингушетия (9,2 млрд руб.), Карачаево-Черкесия (9,1 млрд руб.). Доходы бюджета Чечни на 84% складываются из безвозмездных поступлений из федерального центра (дотации, субвенции, субсидии и прочие поступления), а доходы бюджета Крыма — на 67%, следует из уточненных законов о бюджетах на 2017 год двух республик.

В целом разрыв в бюджетной обеспеченности регионов таков, что первая пятерка самых дотируемых субъектов получит 30% всех дотаций на выравнивание в 2018 году.

Как считаются дотации

Объем дотации рассчитывается в зависимости от уровня финансовой обеспеченности на душу населения, объясняет Климанов, при этом учитываются два показателя — налоговый потенциал территории (сколько налогов генерируется, поступает в региональный бюджет) и удорожающий коэффициент, так называемый индекс бюджетных расходов. «На Камчатке и в Якутии — один из самых высоких удорожающих коэффициентов. Это происходит в силу того, что стандартный набор бюджетных услуг, который должен быть получен одним гражданином, в Якутии или на Камчатке будет стоить в разы дороже, чем в европейской части России», — говорит Климанов.

Объем дотаций Дагестану объясняется многочисленностью населения в республике, так как дотации рассчитываются по среднедушевому принципу и умножаются на число жителей. Еще одна причина — низкая бюджетная обеспеченность республики, добавляет Шураков. Это обусловлено низким уровнем налоговых и неналоговых доходов, которые способна генерировать экономика региона. «Порядка 72% поступлений по налогу на доходы физических лиц генерируются в бюджетных секторах экономики — госуправление, образование, здравоохранение. Существенную часть зарплат в данных секторах платит региональный бюджет», — говорит он.


Объем трансферта увеличится для 47 регионов, у 26 регионов объем дотаций сократится. Самое значительное сокращение дотации ждет Пермский край — на 2,6 млрд руб. Красноярский край получит меньше на 2,4 млрд, Челябинской области дотацию сократят на 1,4 млрд руб., Липецкой области — на 1,1 млрд. Снижение дотаций на 2018 год обусловлено улучшением состояния их экономик, считает Шураков, они в этом году получили больше доходов из-за роста цен на сырье. Все эти регионы в разное время бывали и регионами-донорами, то есть не получали дотации на выравнивание, указывает Климанов. «Это регионы с экономикой больших предприятий, они во многом могут зависеть от состояния отрасли и принципов учета доходов в этой отрасли для формирования налогового потенциала», — поясняет эксперт.

При этом 12 регионов в 2018 году не получат трансферт на выравнивание бюджетной обеспеченности вообще, как и в этом году. Это Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий и Ненецкий автономные округа, Тюменская, Самарская, Сахалинская, Свердловская, Московская и Ленинградская области, Татарстан, а также Москва и Санкт-Петербург. Все они являются регионами-донорами и не получают дотации на выравнивание.

Новая методика

В 2018 году изменится и методика расчета дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности. Методика меняется практически каждый год, указывает Шураков, нынешняя редакция станет уже 11-й. Но при этом состав регионов-лидеров по объему получаемых дотаций сильно не менялся уже лет пять, указывает он.

Во-первых, Минфин вводит 20-процентное ограничение на прирост дотаций каждому региону год к году. Во-вторых, согласно материалам Минфина, в формулу включается еще один элемент: объем дотации ставится в зависимость от коэффициента долговой нагрузки. В новой редакции методики значительно большее внимание уделяется долгу регионов и расходам на его обслуживание, указывает Шураков, Минфин таким образом пытается снизить долговую нагрузку на регионы. «Действительно, выплаты процентов для ряда регионов — существенная статья расходов регионального бюджета», — говорит он. Это же, по его мнению, является одной из причин роста дотаций отдельным регионам.

Нововведения, предложенные Минфином, дадут ведомству возможность более гибко подходить к расчетам объемов дотаций регионам, считает Климанов. «Это элемент некоего ручного управления. Минфин будет настаивать, что это тоже формула, но жесткая формула может привести к резким всплескам или падениям, ненужным для всей финансовой системы. Для этого введена третья составляющая, которая дает возможность гибче подойти к этой ситуации», — считает эксперт. Новая методика даст Минфину возможность маневра, чтобы избежать «проседаний» по дотациям из-за простого математического счета.

Другие дотации еще не распределены

Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности являются наиболее формализованными и прозрачными среди всех федеральных трансфертов регионам. В бюджете также предусмотрены дотации на частичную компенсацию расходов регионов на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы по майским указам, дотации за достижение наивысших темпов роста налогового потенциала и дотации на сбалансированность бюджетов отдельных регионов.


Дотации на балансировку региональных бюджетов на 2018 год предусматриваются в сумме 48,7 млрд руб., сообщил РБК первый зампред комитета Госдумы по бюджету и налогам Александр Ремезков. Представленный в парламент проект бюджета не расшифровывает эти ассигнования, они будут распределены ко второму чтению бюджета. В действующей редакции бюджета на 2017 год такие дотации выделялись, в частности, Чечне, Крыму и Севастополю по отдельным, «именным» статьям расходов — эти регионы получили по ним дополнительно около 40 млрд руб. В проекте бюджета на 2018 год таких «именных» статей нет, говорит Ремезков, соответственно Чечне, Крыму и Севастополю отдельная от других регионов дотация на сбалансированность предоставляться не будет. Но, возможно, она будет включена в общую сумму дотаций на сбалансированность (48,7 млрд руб.). Пресс-служба Минфина не ответила на запрос РБК о распределении этих дотаций.

Сохранить

При участии: Екатерина Копалкина

Минфин РФ утвердил дотации регионам России на выравнивание бюджетной обеспеченности на 2016 год в сумме около 515 млрд рублей - на 5,5% больше, чем было в бюджете текущего 2015 года. Субъектам Северного Кавказа из этой суммы досталось112 млрд рублей.

Больше всего получит в качестве дотаций Дагестан - 46,7 млрд рублей. Такая сумма помощи - самая большая не только в рамках СКФО, но и вообще по регионам РФ. Почти половина от этой суммы - около 22,2 млрд рублей - выделяется Чеченской Республике. Далее по убыванию сумм дотаций субъекты расположены в следующем порядке: Ставропольский край - около 12,3 млрд рублей, Ингушетия - почти 9,3 млрд рублей, Северная Осетия - около 7,9 млрд рублей, Кабардино-Балкария - около 7,6 млрд рублей. Список замыкает Карачаево-Черкесия, которой в 2016 году выделят из федерального бюджета в качестве дотаций около 6,7 млрд рублей.

Отметим, что соседний с Северо-Кавказским Южный федеральный округ получит около 30 млрд рублей. Среди бездотационных регионов в РФ - города федерального значения Москва и Санкт-Петербург, Ленинградская область, Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа, Свердловская и Тюменская области. Второй по объему дотаций субъект федерации после Дагестана - Республика Саха (Якутия). На выравнивание бюджета Якутии выделено 43, 2 миллиарда рублей.

Уже отмечало, что в конце июля 2015 года правительство РФ решило урезать на 10% бюджетные расходы на социальную сферу в Северо-Кавказском федеральном округе. Высвободившиеся инвестиции будут привлечены в развитие местной налоговой базы. Как сообщил в конце июля газете «Коммерсантъ» министр по делам Северного Кавказа Лев Кузнецов , в этих условиях федеральные власти надеются на привлечение частных инвестиций в регион.

С 2016 года регионы Северного Кавказа будут конкурировать за деньги государственной программы. Первой по новой схеме переформатируется часть программы, имеющая отношение к Дагестану. Как пояснил Кузнецов, на первом этапе программа экономического развития СКФО была более ориентирована на решение социальных проблем. Сейчас же основная задача - развитие реального сектора экономики, который бы создавал рабочие места и увеличивал налоговые поступления. «Через это мы уже решали бы социальные вопросы», - сказал Лев Кузнецов. Он уточнил, что переориентация на производственное развитие не означает отказа «от всей социальной темы». «Острые вопросы решаться все равно будут. - сказал Лев Кузнецов. - По некоторым показателям статистика Северного Кавказа по-прежнему хуже, чем в целом по РФ».

Но министр также обратил внимание на присущие региону «ножницы» - ограниченность федерального и местного бюджетов при наращивании социальной базы. Этот эффект ножниц, как говорит глава Минкавказа, «приводит к тому, что мы создаем больше проблем для финансирования, не развивая реальный сектор экономики».

Некоторые эксперты полагают, что урезание дотаций на социальную сферу должно не только скинуть с Москвы роль «вечного донора», но и укрепить исполнительную вертикаль в РФ. Если озвученные в правительстве принципы новой экономической политики на Северном Кавказе (и в России вообще) заработают в том виде, в котором были озвучены членами правительства РФ, то руководство субъектов СКФО в бюджетной политике будет ориентировано на федеральные ведомства и, в первую очередь, на Минкавказа.

В данный момент главы регионов СКФО ориентированы в экономических вопросах на Администрацию президента России, точнее, на «своих» людей в этой структуре.

Дотация - денежное пособие, предоставляемое государственным бюджетом безвозмездно.

Получить дотацию вправе местные органы власти, низкорентабельные компании, имеющие значение для экономики страны. Дотация предоставляется некоторым категориям работников на предприятии.

Дотации субъектам страны

Дотация - мера поддержки территорий страны государством. Порядок назначения выплаты, ее условия получения определяется бюджетным кодексом страны. Единая методика, разработанная правительством, обуславливает распределение пособия между субъектами страны.

Федеральное финансирование предоставляется для межбюджетных трансферов муниципальных образований. Основные виды дотации регионам:

  1. пособие для выравнивания бюджета;
  2. поддержка сбалансированности бюджета.

Дотация на выравнивание помогает регионам решить социально-экономические проблемы, обеспечить граждан необходимым уровнем жизни и предоставить социальные гарантии. Но регион не может постоянно получать пособия от государства. Правительством предусматриваются меры воздействия на субъекты.

Если в течение трех последних периодов отчета процент дотации из госбюджета составил выше 40% от объема собственного дохода государства, субъект вынудят принимать меры по повышению эффективности средств из выделяемого бюджета.

Целевое назначение у дотации отсутствует, но порядок расходования средств регулируется Счетной палатой страны. Регионы, нарушившие порядок, не вправе пользоваться пособием в будущем периоде.

Пособие для сбалансированности бюджета предоставляется при изменении расходов и доходов региона. Часть средств санкционируется законом о бюджете, а другая половина назначается комиссией, состоящей из депутатов Госдумы, Совета Федераций и участников правительства.

Пособия направляются не только на поддержку региона, но и на осуществление конкретных президентских программ и задач общегосударственного значения, которые реализуются в этом субъекте федерации.

Дотации производителям

Пособия государства направляются на отрасли хозяйств или отдельным производствам. Компенсирует издержки и нивелирует убытки организации. Поддержка идет предприятиям с большим значением для региона или страны с продукцией, входящей в потребительский минимум. И если удорожание товаров и слуг приведет к социальному коллапсу.

Дотациями государство защищает низкорентабельные компании от банкротства и поддерживает рост потребительских цен. Пособия предоставляются крупным предприятиям, малому и среднему бизнесу дотационная политика не предусмотрена.

Правительственная дотация предприятиям не служит панацеей. Пособия повышают нагрузку на госбюджет, может вызвать его дефицит и повысить уровень инфляции. В этом случае аналитиками предлагается оптимизировать производство, применять технологии и повысить инвестиции к бизнесу со стороны.

Организациям необходимо быть самофинансированным и самоокупаемым.

Получить дотации от государства могут и отдельная категория граждан. Для этого соблюдаются и документально подтверждаются условия: матери-одиночки, многодетные и малообеспеченные семьи, инвалиды и другие категории граждан.

Дотация направляется и студентом вузов, обучающимся за счет госбюджета: ученики-сироты, инвалиды.
Право на получение любой дотации подачи заявления и предоставления документов.

Регионы-доноры и регионы-реципиенты - извечная тема, которая активно обсуждается в российском обществе. Кто кого содержит и куда уходят уплаченные налоги наших граждан. В условиях текущей экономической ситуации регионы активно набирают долги. Проанализируем в статье, кто на 2016 год является донором, а кто получателем бюджетных средств.

к 2017 году список регионов-доноров сократится

Следующий год для многих регионов будет достаточно сложным. На конференции Общероссийского народного фронта Председатель Счетной палаты Российской Федерации Татьяна Голикова отметила, что государственный внутренний долг регионов составляет 2,172 трлн руб. и имеет тенденцию к росту. Она подчеркнула:

«Регионы, когда планируют бюджеты, в первую очередь, должны спланировать погашение и обслуживание долга, потому что, если это не будет осуществлено, бюджеты регионов будут находиться в дефолте. Это означает, что регион не может платить по своим долгам».

Голикова Татьяна Алексеевна

Кроме этого, у 85 регионов в 2015 году доходы составили 9 трлн руб., а расходы 10 трлн руб. "Это означает, что в целом консолидированные бюджеты регионов дефицитны на 1 трлн руб. То есть на одну десятую расходов. Это значит, что расходы изначально спланированы таким образом, что они не могут быть до конца осуществлены" , - пояснила Татьяна Голикова.

Минфин России утвердил распределение дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности на 2016 год, и итоговая сумма составила 515 млрд руб. Хотелось бы для начала пояснить, что такое дотация на выравнивание бюджетной обеспеченности региона. Дотация – бюджетные средства, предоставляемые бюджету региона на безвозмездной и безвозвратной основе для покрытия текущих расходов, например, капитальный ремонт дорог, строительство новых научных центров, школ, больниц. Кроме этого, у дотации нет целевого назначения - то есть, что горит и на что срочно не хватает денег, туда средства и отправляются. Дотации предоставляются в том случае, когда налогов собрали в регионе мало.

Самое интересно в том, что всегда в массы поддается миф, что все деньги идут в центр, в Москву. Да, действительно у нас высокая степень централизации бюджетных средств, практически, как в СССР, до 80% средств поступает в федеральный бюджет. Но федеральный бюджет - это ведь не бюджет одного субъекта (в данном случае города федерального значения, Москвы). Я решил самостоятельно поискать в официальных документах Минфина России, как в следующем году буду раздавать средства регионам и каким из них повезет больше. Так вот, Москвы там никогда и не было. В рейтингах, например, Regnum.ru , упор делается на то, что все средства идут на Северный Кавказ, и ни слова о том, что значительные средства поступают в Якутию и Камчатский край . В общем домыслов хватает, что ж инициативно беремся за составление точного и непредвзятого рейтинга регионов.


Фото: Reuters/ Якутия

Ценность данного рейтинга заключается в том, что в российских СМИ основной уклон делается на подчеркивание, что больше всего денег идет на Северный Кавказ, забывается о том, что высокодотационным является такой золото- и алмазодобывающий регион, как Республика Саха (Якутия) . Камчатский край тоже остается в лидерах получателей помощи из федерального бюджета. Итак, анализ официальных документов на сайте Минфина России дает нам рейтинг 10 самых дотационных регионов России на 2016 год (в расчете на млрд. руб.):

1)Республика Дагестан – 46,7;

2)Республика Саха (Якутия) – 43,1;

3)Камчатский край – 37,5;

4)Республика Крым – 22,3;

5)Чеченская Республика – 22,2;

6)Алтайский край – 16,9;

7)Республика Тыва – 13,5;

8)Республика Бурятия – 13,2;

9)Ставропольский край – 12,3;

10)Республика Башкортостан – 11,0;

Регионами-донорами на 2016 г. стали: Москва, Московская область, Ленинградская область, Республика Татарстан, Свердловская, Челябинская, Тюменская области, Ненецкий А.О., Ханты-Мансийский А.О., Ямало-Ненецкий А.О.

В массы поддается миф, что все деньги идут в центр, в Москву... Так вот, Москвы там никогда и не было.


Фото: Reuters/ Макет полуострова Камчатка на выставке моделей российских городских пейзажей и ландшафтов, в День России в Санкт-Петербурге в 2011 году

Проведя анализ распределения дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, можно развеять стереотип, который давно существует в российском обществе, что все деньги идут в столицу. Как мы видим из данных, Москва не получает дотаций из федерального бюджета, в отличие от других регионов, и сама является регионом-донором. И этому есть вполне логическое объяснение. В Москве население составляет около 12 млн чел., в этом мегаполисе самое высокое поступление налога на доходы физических лиц - это 22% от всех доходов по данному виду налога, который уплачиваются в самой Москве. Один из самых высоких показателей налогового потенциала по налогу на прибыль организации и налогу на имущество организаций. Остановились именно на этих видах налогов, так как именно они были заложены в расчет на получение дотации по бюджетной сбалансированности регионов. Подтверждение мифа часто транслируется через не совсем правильную интерпретацию высказываний ученых. Вот, например, высказывание регионоведа Натальи Зубаревич : "При нынешней налоговой системе, когда львиная доля доходов провинциальных бюджетов уходит в центр, хорошего выхода нет" . Это говорит о том, что поступления в основном уходят в центр, что означает - в федеральный бюджет, но не в бюджет субъекта г. Москвы. К тому же, как уже отмечалось, бюджет Москвы не получает дотаций из федерального бюджета на выравнивание бюджетной обеспеченности.

Однако многие регионы набирают долги, и это достаточно опасная тенденция в сложившихся обстоятельствах. По информации Счетной палаты Российской Федерации, расходы на обслуживание долга регионов за 10 месяцев 2015 года возросли в структуре расходов регионов более, чем на 30%.

«То есть постепенно идет вытеснение других расходов, потому что нужно платить процентные платежи. Здесь Минфином ведется работа по замещению более дорогих коммерческих кредитов кредитами из федерального бюджета, которые являются менее дорогими, и нужно, чтобы они в структуре долга заняли превалирующую часть».

Голикова Татьяна Алексеевна

Пик по долгам региональных бюджетов придется на предвыборный 2017 год.

Ожидать, что доходы регионов вырастут, пока не приходится. Например, размер реальных заработных плат упал до уровня 1999 г., об этом свидетельствуют данные Росстат . Соответственно, к 2017 году список регионов-доноров сократится еще.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!