Ифнс плановые проверки. План выездных проверок и его особенности
Налоговые проверки в 2017 году стали опаснее. Инспекторы чаще привлекают полицейских. Чек лист: как подготовиться к налоговым проверкам, в каких сделках проверяющие находят схемы.
Сейчас на камералках по НДС инспекторы в первую очередь отслеживают трехступенчатые сделки. И если выявляют расхождения и неуплату налога, то начинают углубленную проверку. Нам стали известны новые подробности. Инспектор, который участвует в таких проверках, на условиях анонимности рассказал, как на практике раскручивают незаконные вычеты. Главный трюк — нагрянуть с полицией.
Какие сделки отслеживают налоговики на проверках 2017
Инспекторы отслеживают цепочки «однодневка — транзитер — покупатель» каждый квартал. Их суть в следующем. Покупатель- выгодоприобретатель — это компания, которая пытается получить незаконный вычет НДС. Транзитер — это поставщик выгодоприобретателя. Он отражает в декларации значительные обороты, но сумма налога минимальна за счет высокой доли вычетов. Транзитера ставят в цепочку, чтобы непосредственным контрагентом компании не был поставщик-однодневка. Она не отчитывается по НДС или сдает нулевую декларацию.
Из-за этого проверочная программа налоговиков выдает расхождения. Инспекторы запрашивают пояснения, поставщики-однодневки подают уточненки с НДС к уплате в той сумме, которую покупатель поставил к вычету. Но по факту ничего не перечисляют. Компании думают, что на этом все заканчивается, ведь расхождений больше нет. А инспекторы начинают тщательную проверку (подробно на схеме ниже). В документах контрагентов они находят и другие неувязки, которые дополнительно подтверждают незаконность вычетов (см. таблицу).
Важные цифры по выездным налоговым проверкам в 2017 году
Когда возбуждают уголовные дела
Многие думают, что инспекторы приходят с полицией, только когда нарушений достаточно, чтобы возбудить уголовное дело за неуплату налогов. То есть когда недоимка превышает 5 млн руб. за три года подряд при условии, что недоимка больше 25 процентов от общей суммы налогов. Либо сумма неуплаченных налогов более 15 млн руб. (). Это заблуждение.
Налоговики назначат выездную проверку с полицией, если увидят, что компания хотя бы два раза участвовала в схемах с однодневками. Следовательно, риск совместной проверки слишком высок, если компания в двух кварталах заявляла в декларации сомнительные, по мнению инспектора, вычеты. Особенно если речь идет о миллионах.
Что смогут сделать полицейские
Проверка с полицией опасна по двум причинам. Во-первых, на таких проверках налоговики доначисляют на 75 процентов больше, чем на обычной ревизии. За девять месяцев 2016 года средняя цена проверки с полицией составляет 25,4 млн руб. А обычной выездной — в среднем 14,6 млн руб.
Во-вторых, полиция эффективнее, чем налоговики, разыскивает директоров и учредителей однодневок, проводит допросы и выемку документов, печатей, флешек с данными серой бухгалтерии и т.д. Часто директор контрагента говорит налоговикам, что руководит компанией. А когда за него берется полиция, то отрицает и отказывается от всех сделок. Бывало, к примеру, номинальный директор признавался, что представитель компании пообещал ему вознаграждение или сказал, что достаточно заверить заявление о том, что он подписывал накладные, и налоговики больше не будут его беспокоить (постановление Арбитражного суда Московского округа от 16 июня 2016 г. № Ф05-7588/2016).
Дополнительные мероприятия налогового контроля (статья 101 НК РФ)
Как на налоговых проверках распознают схему
Ошибка | Как ошибка помогла налоговикам |
---|---|
Накладные противоречат актам приемки-сдачи работ | В накладных на передачу материалов субподрядчику указали дату позже даты акта сдачи готового объекта заказчику (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 26 сентября 2016 г. № 09АП-41557/2016). |
Накладные не соответствуют технике компании | В накладных указан большой вес и объем товаров. Однако ни у компании, ни у контрагента нет техники и оборудования для погрузки и разгрузки таких товаров. Кроме того, масса перевозимого груза превышает допустимую по ПТС (постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17 февраля 2016 г. № Ф08-551/2016). |
Ответы заказчика расходятся с документами генподрядчика | Генподрядчик списал на расходы стоимость работ по договорам субподряда. Но заказчик сообщил, что допуск на объект предоставлял только работникам генподрядчика (). |
По документам склад использует поставщик, а по факту — другая компания | Налоговики осмотрели склад, на аренду которого у поставщика был договор. На складе налоговики обнаружили только картонные коробки, на которых грузополучателем указана другая организация, и распечатку письма менеджера еще одной сторонней компании (постановление Арбитражного суда Московского округа от 19 октября 2016 г. № Ф05-15548/2016). |
Работники подрядчика должны были выезжать на объект, но командировочных расходов нет | По документам подрядчик проводил монтажные работы в другом регионе, однако билеты для работников не приобретал и другие командировочные расходы не оплачивал (решение Арбитражного суда г. Москвы от 25 мая 2016 г. № А40-216329/15-108-1761). |
Один договор есть в разных вариантах | У налоговиков оказалось два варианта одного договора с контрагентом: один подписал директор, другой — его зам (). |
У полицейских есть и особые методы — они могут прослушивать телефоны. Если возбудят уголовное дело, то возможен обыск. При обыске следователь вправе запретить работникам общаться и перемещаться по офису.
Еще полицейские нередко участвуют в суде по доверенности от инспекции, если компания оспаривает доначисления. Налоговики говорят, что участие полиции усиливает их позицию и помогает выигрывать споры. При этом судьи ВАС разрешили налоговикам использовать материалы, полученные полицией (п. 45 постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 57). Поэтому судьи принимают в качестве доказательства опросы директоров, учредителей, которые провела полиция (решение Арбитражного суда г. Москвы от 20 июня 2016 г. № А40-49897/16-115-424).
Как налоговики проверяют участников схемы
Сколько в среднем инспекторы доначисляют на выездной проверке с полицией (данные за девять месяцев 2016 года)
Выберите свой субъект РФ |
Средняя цена выездной налоговой проверки с полицией (руб.) |
г. Москва |
|
Белгородская область |
|
Брянская область |
|
Владимирская область |
|
Воронежская область |
|
Калужская область |
|
Костромская область |
|
Курская область |
|
Липецкая область |
|
Московская область |
|
Рязанская область |
|
Смоленская область |
|
Тамбовская область |
|
Тверская область |
|
Тульская область |
|
Ярославская область |
|
г. Санкт-Петербург |
|
Республика Карелия |
|
Республика Коми |
|
Архангельская область и Ненецкий автономный округ |
|
Ленинградская область |
|
Мурманская область |
|
Новгородская область |
|
Псковская область |
|
Республика Дагестан |
|
Республика Ингушетия |
|
Кабардино-Балкарская Республика |
|
Карачаево-Черкесская Республика |
|
Республика Северная Осетия-Алания |
|
Республика Адыгея |
|
Республика Калмыкия |
|
Республика Крым |
- (проверок с полицией не было) |
Астраханская область |
|
Волгоградская область |
|
Ростовская область |
|
г. Севастополь |
|
Республика Башкортостан |
|
Республика Марий-Эл |
|
Республика Мордовия |
|
Республика Татарстан |
|
Удмуртская Республика |
|
Чувашская Республика |
|
Оренбургская область |
|
Пензенская область |
|
Пермский край |
|
Самарская область |
|
Саратовская область |
|
Ульяновская область |
|
Курганская область |
|
Свердловская область |
|
Челябинская область |
|
Ханты-Мансийский автономный округ-Югра |
|
Ямало-Ненецкий автономный округ |
|
Республика Алтай |
|
Республика Бурятия |
|
Республика Тыва |
|
Республика Хакасия |
|
Республика Саха (Якутия) |
|
Приморский край |
|
Магаданская область |
|
Сахалинская область |
|
Еврейская автономная область |
|
Чукотский автономный округ |
Можно ли избежать выездных налоговых проверок
Ознакомиться с ним можно на официальном сайте Генеральной прокуратуры РФ (http://plan.genproc.gov.ru/plan2017/). Чтобы узнать, запланированы ли проверки в отношении конкретной компании или ИП, нужно ввести в форму поиска следующие данные (можно ограничиться чем-то одним или несколькими пунктами):
- наименование организации или ФИО ИП;
- месяц проверки;
- наименование органа государственного контроля или надзора;
- адрес проверяемого объекта.
Если хозяйствующему субъекту действительно предстоит проверка, в результатах поиска будут отражены в том числе ее продолжительность в рабочих днях или часах, а также предмет проверки (например, обеспечение прав потребителей, санитарно-эпидемиологический надзор, пожарный надзор, надзор в области промышленной безопасности, соблюдение лицензионных требований и т. д.).
Что нужно учитывать при составлении ответа на запрос контролирующего органа в ходе проверки? Как оценить соответствие закону действий проверяющих? Пользователи системы ГАРАНТ могут получить оперативную помощь экспертов по телефону, подключив новый продукт "Советы экспертов. Проверки, налоги, право" .
Напомним, Генеральная прокуратура РФ размещает сводный план проверок хозяйствующих субъектов ежегодно на основании данных, представленных контролирующими органами ( , Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"; далее – Закон № 294-ФЗ). При этом налоговые проверки в план не включаются.
Начиная с 1 января 2017 года появилась еще одна форма проверок – контрольная закупка. Но такие закупки будут проводиться без предварительного уведомления компании или ИП и по основаниям, предусмотренным для внеплановых проверок (). Поэтому в сводном плане проверок сведений о них нет.
Субъекты малого предпринимательства по-прежнему пользуются надзорными каникулами, которые продлятся до 31 декабря 2018 года. Это означает, что плановые проверки в отношении них не проводятся, если в течение трех последних лет они не допускали грубых нарушений. Если же представитель малого бизнеса все же обнаружит на сайте Генпрокуратуры РФ запись о предстоящей проверке, он может .
Слова «деловая цель», «необоснованная налоговая выгода», «должная осмотрительность», «добросовестность» настолько плотно вошли в жизнь обычного российского предпринимателя, что, пожалуй, он не хуже любого налогового инспектора объяснит их смысл. А по итогам посещения очередного налогового семинара, вместо планирования новой производственной линии, начнет рисовать у себя в воображении увесистое обоснование (с цифрами, графиками, убедительными показаниями) необходимости привлечения нового контрагента.
Почти ни один акт налоговой проверки, ни одно решение суда не обходится без упоминания о той самой необоснованной налоговой выгоде, которая повлекла ущерб для бюджета. А введено это понятие было уже более 10 лет назад - Постановлением Высшего Арбитражного Суда №53 от 12.10.2006 года. Высший Арбитражный Суд с тех пор канул в лету, слившись с Верховным Судом, а выработанная им концепция - жива.
Но, то ли несолидно ссылаться на судебное постановление (ведь у нас не Англия с ее прецедентным правом), то ли устарели размытые понятия о добросовестности, было решено - быть соответствующим положениям в Налоговом кодексе РФ. 18 июля 2017 года выверенные поправки в кодекс были подписаны Президентом. Родилась новая статья 54.1. Новые правила начнут применяться к проверкам, назначенным после 19 августа 2017 года.
Это значит, что все операции за период 2014 - 2016 и последующих годов могут быть оценены с учетом новых критериев.
Сразу скажем, революции не произошло. В закон в лаконичной, лишенной эмоциональной окраски форме внесены положения, отражающие смысл привычного уже поиска «деловой цели», доказывания обоснованности налоговой выгоды, чтобы исключить оценочный подход к суждениям о поведении налогоплательщика. Предположим, что суды постепенно перейдут от цитирования Постановления № 53, к ссылкам на закон. Как это отразится на статистике рассмотрения налоговых споров - покажет время.
Итак, во-первых, вместо презумпции добросовестности налогоплательщика и презумпции достоверности сведений в бухгалтерской и налоговой отчетности, закон констатирует:
«Не допускается уменьшение налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни, об объектах налогообложения» в налоговом и/или бухгалтерском учете.
В кодексе не используется столь привычное понятие «налоговая выгода». Однако, говоря о недопустимости искажения сведений для уменьшения налоговой базы и/или суммы налога, законодатель и имеет в виду то, что раньше считалось необоснованной налоговой выгодой.
Во-вторых, если все сведения в отчетности учтены верно, следующим тестом для налогоплательщика будет проверка соблюдения одновременно двух условий (п.2 ст.54.1):
- снижение размера налоговых обязательств не является единственной целью сделки;
- обязательство по сделке исполнено именно тем лицом, которое заявлено стороной договора, либо лицом, к которому обязательство перешло по закону или договору (например, по договору цессии, в порядке правопреемства и т.п.).
Первое условие - не что иное как «деловая цель» сделки, которая не должна быть связана исключительно с уменьшением налоговых обязательств.
Иногда приходится слышать такой ответ на вопрос о целесообразности создания двух сбытовых компаний, применяющих УСН: «Если все обороты будут в одной компании, она не сможет из-за оборотов применять УСН, и бизнес станет невыгодным». Запомните: это пример чистосердечного признания для налогового органа - иной цели, нежели соблюдение условий применения специального налогового режима, у предпринимателя нет.
Если же речь идет о территориально обособленных отделах продаж, различных целевых категориях клиентов, разных управленческих командах да еще и соревнующихся между собой в результативности, то эффект от применения пониженной ставки налога становится уже не первостепенным.
Второе условие говорит, что сделка должна быть исполнена именно тем лицом, которое указано в документах. Или иным, к которому обязательство исполнить сделку перешло по закону или договору. То есть не неким, неустановленным третьим лицом.
Условие крайне важное, так как может переломить сложившуюся в интересах налогоплательщика тенденцию «установления действительного размера налоговой выгоды», когда речь идет о налоге на прибыль. Напомним, еще в 2012 году Высший Арбитражный Суд постановил:
Реальный размер предполагаемой налоговой выгоды и понесенных налогоплательщиком затрат при исчислении налога на прибыль подлежит определению исходя из рыночных цен, применяемых по аналогичных сделкам.
Иной правовой подход влечет искажение реального размера налоговых обязательств по налогу на прибыль...
Постановление Президиума ВАС РФ № А71-13079/2010-А17 от 03.07.2012
Это привело к тому, что налоговый орган перестал оспаривать учет налогоплательщиком затрат, когда не мог доказать завышение себестоимости. Например, дом построен - значит кирпичи были; пищевая продукция выпущена и проверить ее состав возможно только после проведения дорогостоящей экспертизы - затраты на мясо, муку, прочие ингредиенты принимаются и т.п. Подчеркнем, что речь шла только о налоге на прибыль, однако хотя бы в этой части налогоплательщик мог быть спокоен.
После вступления в силу изменений, если налоговый орган поставит под сомнение возможность исполнения сделки, например, по доставке конкретного сырья конкретным контрагентом, затраты могут быть исключены при расчете налога на прибыль. Только практика применения новых положений покажет, сможет ли налогоплательщик по-прежнему ссылаться, что сырье (материалы, комплектующие) действительно было и действительно использовано при производстве, строительстве или оказании услуг, несмотря на недоказанность взаимоотношений с конкретным поставщиком. Соблюдение перечисленных выше принципов позволит налогоплательщику выйти победителем из налогового спора.
Чтобы это было сделать проще, чем кажется, в законе предусмотрены обстоятельства, которые сами по себе не могут подтвердить неправоту налогоплательщика (п.4 ст.54.1 НК РФ):
- подписание первичных документов неустановленным или неуполномоченным лицом.
Аналогичный подход был отражен и в письме ФНС России от 23.03.2017 г. № ЕД-5-9-547, в котором упоминалось о назревшей проблеме осуществления налоговыми органами формального сбора доказательств для целей подтверждения получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды. Очень часто налоговые органы не оспаривают реальность осуществления операций с контрагентами, а просто ограничиваются доводами о недостоверности первичных документов, основываясь на допросах руководителей контрагентов, заявлявших о непричастности к деятельности компаний, и почерковедческих экспертиз. В связи с этим ФНС России заявила, что факт отрицания допрашиваемыми лицами подписания документов от имени контрагентов или наличия у них полномочий руководителя не является безусловным и достаточным основанием для вывода о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды. - нарушение контрагентом налогоплательщика налогового законодательства. Если документы составлены поставщиком идеально, товар поставлен (услуги оказаны), причем сомнений в их необходимости для реальной экономической деятельности не было, но внезапно оказалось, что контрагент перестал уплачивать налоги, проверяемый налогоплательщик не может нести за это ответственность. Несомненно, закрепление этого правила в законе будет на пользу налогоплательщикам;
- возможность получения налогоплательщиком того же результата экономической деятельности при совершении иных не запрещенных законодательством сделок (операций). Также давно устоявшееся правило о том, что предпринимательская деятельность осуществляется на свой риск, а задним числом указывать, что сделка оказалась невыгодной, бесполезной да и другие поставщики были на рынке, налоговый инспектор не вправе.
Таким образом, законотворцы проделали многоступенчатую работу, в которой искали разные варианты закрепления в кодексе того, что сложилось на практике. Начинали с попыток найти универсальное определение «злоупотреблению правом», а пришли к предельно лаконичным формулировкам, лишенным простора для оценки и субъективизма.
Однако и завоевания добросовестных налогоплательщиков не были оставлены без внимания. При наличии деловой цели, подтвержденной целесообразности заключенных сделок и их реальном исполнении, доначисления налогов будут несостоятельными.
Однодневки и взимозависимые компании будут в приоритете налоговых проверок 2017. Изменения, новые правила по камеральным и выездным ревизиям и при взыскании долгов рассмотрим в статье.
Новые правила по налоговым проверкам 2017: с чем связаны изменения
ФНС России опубликовала на nalog.ru "Налоговый паспорт" каждого региона и статистику по недоимке компаний в целом по стране. Долги выросли как никогда в последние годы. Из-за этого налоговикам поставлена задача в быстрейшее время снизить сумму задолженности компаний. Наступать будут со всех сторон.
Давайте разберемся, какими станут налоговые проверки 2017, к каким изменениям, новым правилам вам стоит подготовиться.
Камеральные и выездные налоговые проверки в 2017 году
Налоговые проверки 2017 будут опаснее - инспекторы стараются все больше и больше доначислить не только на выездных ревизиях, но и на камеральных. Особое внимание на всех проверках будут обращать на сделки с однодневками. Об этом сообщают опрошенные нами налоговики. У компании запросят пояснения или документы по таким сделкам. А некоторые инспекции сразу требуют убрать расходы и вычеты, если контрагент числится в базе однодневок. Есть еще новые тенденции в ближайших проверках.
Частые камералки . Проводят углубленные камералки инспекторы теперь на 20 процентов чаще, чем год назад. Значит, растет и вероятность того, что от вас затребуют пояснения или документы для углубленной ревизии и более крупных доначислений, чем раньше. Так, за год резко возросла средняя цена одной результативной камералки - до 58 тыс. руб. Это на 39 процентов больше, чем в прошлом году (41 700 руб.). Налоговики сообщают, что начисления увеличились из-за камералок по НДС - программа ФНС теперь автоматически выявляет расхождения у поставщика и покупателя. В то же время доля результативных камералок пока стоит на месте - 5 процентов.
Дорогие выездные проверки . С каждым годом инспекторы все реже и реже приходят к компаниям - за девять месяцев 2016 года налоговики проверили 17 362 организации, а год назад - 19 749. Но избежать претензий практически никому не удается - 99,3 процента выездных проверок, как и раньше, заканчиваются доначислениями. Почти наполовину - на 45 процентов - возросла средняя цена выездной проверки. По данным за девять месяцев 2016 года, она составляет 14 605 000 руб., а год назад налоговики начисляли гораздо меньше - 10 044 000 руб. Но в вашем регионе цена может отличаться. К примеру, в Москве это 41,6 млн руб., в Санкт-Петербурге - 71,8 млн руб., а в Краснодарском крае - 4,9 млн руб.
Все это говорит о том, что налоговики еще более точно планируют ревизии. Не станут исключением и налоговые проверки 2017. Изменения, новые правила позволяют выбирать потенциальных нарушителей при помощи системы АСК НДС-2. В 2017 году налоговики будут планировать выездные проверки прежде всего на основе разрывов, которые программа выявила в декларациях по НДС.
В 2017 году налоговики также планируют комплексные проверки взаимозависимых компаний. То есть хотят проверять сразу всю группу таких организаций. Так инспекторы смогут проанализировать сделки между зависимыми контрагентами, выявить дробление бизнеса, в том числе проведенное с целью остаться на упрощенке.
Но самые опасные проверки по-прежнему те, которые налоговики проводят совместно с полицией. За девять месяцев 2016 года налоговики провели 4623 совместные проверки. Цена ревизии составила 25 428 000 руб. Это на 20 процентов больше, чем в 2015 году.
Среднюю цену выездной и камеральной проверки в вашем регионе вы можете посмотреть в таблице (ниже).
Новые проверки взносов . Налоговики будут проверять взносы . Но начинать инспекторы будут не с выездных проверок. Сначала будет работа теми же методами, что по НДФЛ (письмо ФНС России от 20 октября 2016 г. № ЗН-18-1/1103). То есть налоговики станут запрашивать пояснения о низкой зарплате , вызывать на зарплатные комиссии, включать в план проверок те компании, которые подозревают в занижении базы по НДФЛ и взносам.
Выездные проверки ИФНС на 2017 год: план и график проверок
В отличие от других ведомств (например, фондов) налоговые инспекторы не публикуют план и график проверок на предстоящий год.
О неналоговых проверках можно узнать на сайте Генпрокуратуры. В специальной форме нужно указать основые данные о (компании ОГРН, ИНН, наименование), и сервис покажет, кто, когда и как часто будет проверять. План-график на 2017 год должен появиться в ближайшее время.
Взыскание долгов по налогам в 2017 году
Как выросли долги по налогам . Согласно официальной статистике ФНС России по всем основным налогам - прибыль, НДС, НДФЛ - в бюджет поступило денег в среднем на 5 процентов больше, чем в прошлом году. Падение платежей зафиксировано лишь по НДПИ, и совсем незначительно (на 2%) снизились суммы имущественных налогов. Но вместе с тем налоговые долги компаний растут во всех регионах страны. Получается, что в этом году компании заплатили больше, чем год назад, но при этом остались должны бюджету больше, чем в прошлом году.
По данным на сайте nalog.ru, с 1 января по 1 сентября 2016 года задолженность увеличилась на 16 процентов. За последнее пятилетие такого резкого скачка не случалось ни разу. Поэтому во всех регионах налоговики начали усиленные меры по взысканию недоимки. Особенно это ощутят на себе компании в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге, Кабардино-Балкарской Республике и Краснодарском крае - здесь самые крупные долги.
Как ИФНС будет взыскивать долги. Во-первых, компанию вызовут на комиссию по долгам. Многие компании еще до комиссии или сразу после нее перечисляют в бюджет часть задолженности, чтобы убедить налоговиков в своей добросовестности. Можно также согласовать с налоговиками график постепенной уплаты долгов. Во-вторых, снимут со счетов в банках. В том числе если после комиссии налоговики не получат результатов. Если денег на счете недостаточно, взыщут долги за счет имущества. В-третьих, попробуют взыскать долги с новой компании, если бизнес перевели на нее. Либо лично с директора, если компания в результате больших долгов стала банкротом.
И в-четвертых, потребуют уточненки. Раньше инспекторы нередко просили компанию сдать уточненку и уменьшить сумму налога до той, которую она по факту уплатила, чтобы не числилось долгов. Теперь руководство службы запрещает так манипулировать с уточненками. Поэтому такие требования на местах возможны не часто. Но по 6-НДФЛ уточненки попросят. В этом году, как утверждают инспекторы, долги по НДФЛ увеличились из-за ошибок в 6-НДФЛ. Убрать недоимку и пени можно уточненкой.
Совет
Безопасную налоговую нагрузку по отраслям в вашем регионе смотрите на сайте ФНС nalog.ru в разделе «Статистика и аналитика» >«Налоговая аналитика» > «Налоговые паспорта»
Борьба с убытками и низкой налоговой нагрузкой в 2017 году
Усилить работу убыточных комиссий - тоже одна из главных задач у налоговиков в конце этого года и в начале 2017-го. Об этом нам стало известно из письма одного регионального УФНС. Причем на комиссиях инспекторы будут обрабатывать не только убыточные компании, но и те, у кого суммы налогов к уплате ниже среднеотраслевых по региону. Если вызовут, то потребуют сдать уточненку по прибыли за девять месяцев и убрать убыток. А в декларации за 2016 год - отразить сумму налога к уплате, приближенную к безопасному показателю налоговой нагрузки в вашем регионе.
Безопаснее сходить в инспекцию и объяснить, как планируете выходить из убыточной или низкоприбыльной ситуации . Низкую нагрузку можно обосновать тем, что снизились продажи, выросли расходы и т. д.
Если проигнорировать вызов на комиссию, есть риск выездной проверки и усиленных камералок. А на проверках разбираться с убытком будут тщательнее. Об этом свидетельствует и статистика ФНС. Так, по итогам 9 месяцев 2016 года на комиссиях налоговики сняли убытков на 50 млрд руб. меньше, чем на проверках. А на проверках уменьшили убытков на общую сумму 358,8 млрд руб. - это в два раза больше, чем в аналогичном периоде прошлого года (179,4 млрд руб.).
Важно!
Как еще борются с убытками
С 1 января изменятся правила переноса убытков на будущее. Сейчас компании вправе списывать убыток прошлых лет без ограничения по сумме. С 2017 года учесть можно будет убыток на сумму не более 50 процентов налоговой базы текущего периода. Это ограничение вводят для всех убытков, которые возникли с 2007 года. Например, на 1 января 2017 года у компании есть несписанный убыток - 700 000 руб. Налоговая база (прибыль) за I квартал 2017 года равна 500 000 руб. Следовательно, в I квартале 2017 года можно учесть убыток в сумме 250 000 руб. (500 000 руб. × 50%). Остальные 450 000 руб. (700 000 – 250 000) компания будет переносить на следующие периоды.
Если компания по итогам отчетного периода получила убыток, то списать убытки прошлых лет нельзя. Учесть их получится, только когда появится прибыль. И не более 50 процентов от налоговой базы
Сколько ИФНС доначисляет на проверках (данные за 9 месяцев 2016 года)
Выберите свой субъект РФ | Средняя цена камералки (руб.) | Средняя цена выездной проверки (руб.) |
Центральный федеральный округ | ||
г. Москва | 126 200 | 41 611 200 |
Белгородская область | 13 500 | 5 034 600 |
Брянская область | 22 800 | 4 595 900 |
Владимирская область | 40 400 | 25 264 700 |
Воронежская область | 10 800 | 3 919 200 |
Ивановская область | 12 000 | 5 363 500 |
Калужская область | 46 100 | 12 161 200 |
Костромская область | 24 100 | 4 339 600 |
Курская область | 19 800 | 36 942 800 |
Липецкая область | 18 800 | 9 204 700 |
Московская область | 49 700 | 9 018 200 |
Орловская область | 15 500 | 5 450 100 |
Рязанская область | 16 400 | 9 041 200 |
Смоленская область | 17 500 | 4 409 900 |
Тамбовская область | 30 600 | 3 768 100 |
Тверская область | 15 300 | 6 316 700 |
Тульская область | 26 700 | 10 012 100 |
Ярославская область | 18 000 | 14 806 300 |
Северо-Западный федеральный округ | ||
г. Санкт-Петербург | 12 800 | 71 828 700 |
Республика Карелия | 12 300 | 3 644 700 |
Республика Коми | 19 400 | 21 656 200 |
Архангельская область и Ненецкий автономный округ | 19 400 | 20 665 100 |
Вологодская область | 29 000 | 9 561 400 |
Калининградская область | 64 700 | 27 580 100 |
Ленинградская область | 45 400 | 17 811 200 |
Мурманская область | 21 200 | 22 383 400 |
Новгородская область | 18 700 | 5 006 300 |
Псковская область | 18 300 | 10 354 300 |
Северо-Кавказский федеральный округ | ||
Республика Дагестан | 19 600 | 5 386 300 |
Республика Ингушетия | 31 800 | 5 345 200 |
Кабардино-Балкарская Республика | 4 940 300 | 40 115 900 |
Карачаево-Черкесская Республика | 13 600 | 1 879 300 |
Республика Северная Осетия-Алания | 83 900 | 3 570 200 |
Чеченская Республика | 7 700 | 3 068 800 |
Ставропольский край | 66 800 | 11 583 400 |
Южный федеральный округ | ||
Республика Адыгея | 46 900 | 4 450 200 |
Республика Калмыкия | 10 700 | 2 691 300 |
Республика Крым | 32 900 | 6 247 300 |
Краснодарский край | 25 200 | 4 985 600 |
Астраханская область | 10 400 | 5 559 200 |
Волгоградская область | 25 900 | 11 235 300 |
Ростовская область | 46 100 | 8 940 300 |
г. Севастополь | 13 100 | 9 356 800 |
Приволжский федеральный округ | ||
Республика Башкортостан | 31 600 | 5 224 000 |
Республика Марий-Эл | 8 600 | 7 135 800 |
Республика Мордовия | 14 000 | 5 044 000 |
Республика Татарстан | 32 900 | 6 304 100 |
Удмуртская Республика | 39 600 | 6 724 500 |
Чувашская Республика | 22 900 | 6 433 100 |
Кировская область | 15 700 | 9 985 000 |
Нижегородская область | 32 300 | 13 310 800 |
Оренбургская область | 11 200 | 8 167 700 |
Пензенская область | 23 200 | 5 230 900 |
Пермский край | 23 100 | 9 594 900 |
Самарская область | 33 900 | 5 787 800 |
Саратовская область | 11 800 | 4 490 200 |
Ульяновская область | 11 000 | 8 698 000 |
Уральский федеральный округ | ||
Курганская область | 13 800 | 3 426 300 |
Свердловская область | 23 700 | 7 234 200 |
Тюменская область | 23 600 | 10 253 000 |
Челябинская область | 12 000 | 11 825 300 |
Ханты-Мансийский автономный округ-Югра | 18 700 | 14 251 500 |
Ямало-Ненецкий автономный округ | 44 000 | 12 258 000 |
Сибирский федеральный округ | ||
Республика Алтай | 7500 | 12 371 300 |
Республика Бурятия | 21 000 | 8 475 400 |
Республика Тыва | 11 600 | 3 139 000 |
Республика Хакасия | 7100 | 4 582 100 |
Алтайский край | 17 600 | 4 866 900 |
Красноярский край | 7000 | 6 736 900 |
Иркутская область | 14 100 | 10 191 100 |
Кемеровская область | 42 400 | 13 941 900 |
Новосибирская область | 14 700 | 10 620 400 |
Омская область | 14 400 | 6 600 500 |
Томская область | 11 600 | 11 628 500 |
Забайкальский край | 18 900 | 6 042 700 |
Дальневосточный федеральный округ | ||
Республика Саха (Якутия) | 14 900 | 6 355 900 |
Приморский край | 11 000 | 7 062 600 |
Хабаровский край | 75 400 | 21 776 100 |
Амурская область | 35 400 | 9 512 500 |
Камчатский край | 13 100 | 10 332 800 |
Магаданская область | 12 400 | 6 690 200 |
Сахалинская область | 7100 | 84 627 500 |
Еврейская автономная область | 13 800 | 6 144 400 |
Чукотский автономный округ | 15 400 | 10 621 100 |
Контроль налогов никогда не был мягок и слаб по отношению к налогоплательщикам, особенно если он касался выездных проверок. При этом в настоящее время на фоне острой необходимости пополнения бюджета, особо заметен колоссальный рост мощи фискального механизма, поддерживаемый законодательными и судебными органами.
В результате серьезной реформы налогового администрирования финансово-хозяйственная деятельность любого налогоплательщика становится объектом тотального контроля. Поэтому сегодня очень важно быть в курсе основных трендов налогового контроля в 2017 году.
На Конференции-Форуме 12 апреля в центре Москвы нас ознакомит с новеллами налогового контроля, основными претензиями инспекций и практикой разрешения налоговых споров эксперт-практик Наталюк Наталья Вячеславовна.
В преддверии масштабного мероприятия мы решили задать несколько актуальных вопросов лектору.
Наталья Вячеславовна, добрый день!
Вопрос: Мы наслышаны о серьезной трансформации налогового контроля, так за счет чего именно она произошла?
Ответ: Переход к современным информационным технологиям уже сказался на эффективности контрольной работы и, несомненно, будет способствовать дальнейшему росту доначислений. Так, благодаря АИС «Налог» налоговые органы могут принимать и формировать информацию о налогоплательщиках по всей территории РФ в автоматическом режиме. Введение в эксплуатацию АСК «НДС» существенно повысила эффективность проверок возмещения налога. Полным ходом идет объединение информсистем ФНС и таможенных органов для отслеживания импорта и экспорта товаров. Активно внедряются функции централизованного администрирования информации в отношении физлиц (Реестр населения), в том числе для сбора информации в отношении бенефициаров. НК РФ пополняется нормами, расширяющими полномочия инспекций.
То есть на данный момент, налоговый контроль строится на мощной законодательной и технологической платформе в виде автоматизированных систем, позволяющих в считанные минуты получить ценную информацию о физических лицах, о компаниях и их контрагентах, о движении финансовых и товарных потоков не только внутри страны, но и за ее пределами.
Весь бизнес становится прозрачным! Именно к этому стремится ФНС России.
Вопрос: Кстати, о расширении полномочий налогового органа на законодательном уровне. Могли бы Вы рассказать, в каких случаях НК РФ допускает погашение недоимки за налогоплательщика третьими лицами?
Ответ: С 30.11.2016 года НК РФ допускает уплату налога за налогоплательщика третьими лицами (п.1 ст. 45 НК РФ). Также это возможно при исполнении гражданско-правовых обязательств поручителем, гарантом (ст. 74 и 74.1 НК РФ). Помимо добровольной уплаты налога в рамках противодействия избежания от налогообложения НК РФ установлены случаи принудительного взыскания задолженности налогоплательщика с иного лица, в том числе с дочернего и (или) основного общества по отношению к налогоплательщику (пп.2 п.2 ст. 45 НК РФ). Причем в качестве «иных лиц» могут выступать организации, индивидуальные предприниматели и физические лица.
Вопрос: Получается, что за налоговые долги компании может ответить ее руководитель?
Ответ: Конечно! Задолженность по налогам можно взыскать с аффилированных лиц должника, поэтому если руководитель является таковым, например, является учредителем, долги компании могут взыскать с него (п. 2 ст. 45 НК РФ). Налоговые органы на сегодняшний день могут взыскать долги по налогам юридического лица со всех аффилированных лиц, без исключения.
Также, на практике не редки случаи, когда именно руководителя привлекаются к уголовной ответственности за неуплату налогов компанией. Особой популярностью пользуется ст. 199 УК РФ, количество уголовных дел, заведенных на руководителей по данной статье, увеличивается ежегодно. Усугубляется положение еще и тем, что правоохранительные органы не связаны трехлетним сроком охвата выездной налоговой проверкой, и могут расследовать преступления, совершенные и более трех лет назад!
Вопрос: Скажите, а сегодня вообще как-то можно обозначить зону налогового риска деятельности компаний, которую особо контролируют налоговые органы?
Ответ: Можно. Так, в зону высоких налоговых рисков входят компании, уклоняющиеся от уплаты налогов, применяющие агрессивные схемы минимизации налогов, использующие «фирмы-однодневки», подконтрольные организации. Также высокорискованными являются формальный документооборот при отсутствии реальности сделок и отсутствие ресурсов, для осуществления той деятельностью, которой компания якобы занимается.
Следует отметить, что работа с компаниями, входящими в высокую зону риска, основана на проведении качественных налоговых проверок с проведением инспекцией полного комплекса контрольных мероприятий и построением серьезной доказательственной базы. А судебные органы, при наличии указанных признаков, зачастую выносят судебные акты в пользу налоговых органов. Отстаивать интересы компании, входящей в высокую зону риска очень и очень не просто.
Поэтому на практике желательно избегать попадания деятельности компании в эту «красную» зону особого налогового контроля иначе миллионных доначислений не избежать.
Вопрос: Подскажите, возможно ли заранее узнать о назначении выездной налоговой проверки?
Ответ: Налоговые органы не обязаны предупреждать заранее о назначении выездной проверки компании. Поэтому при желании инспекция может предупредить, позвонив накануне. Но чаще на практике это является «сюрпризом» для налогоплательщика.
Однако можно спрогнозировать риск назначения выездной проверки, оценив деятельность компании на основании критериев, обозначенных в Концепции системы планирования выездных налоговых проверок. Рекомендую особо обратить внимание на такие критерии назначения выездной налоговой проверки, как низкая налоговая нагрузка (ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли) и ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.
Вопрос: Хотелось бы узнать, сейчас так же актуальна проверка контрагентов перед заключением договора или уже можно обойтись без этого?
Ответ: Проверка контрагентов, как и раньше актуальна. Не смотря на то, что ФНС активно работает с ЕГРЮЛ по его зачистке от фактически недействующих юридических лиц и компаний с недостоверной информацией об их руководителях и учредителях, адресах и пр., сам по себе факт установления действительности таких сведений, вовсе не исключает вероятность использования контрагентом различных налоговых схем, а это может крайне негативно отразиться на проверяемом налогоплательщике.
Налоговые и судебные органы также продолжают настаивать на наличии у налогоплательщиков доказательств этой осторожности и осмотрительности. Поэтому проявлять осмотрительность и осторожность в отношении контрагентов необходимо! Кстати, в уже упомянутой мной Концепции ФНС России перечислены признаки, свидетельствующие о высокой степени риска квалификации инспекцией контрагента, как проблемного, а сделки с ним - сомнительными. Например, отсутствие у проверяемого налогоплательщика документального подтверждения полномочий руководителя компании-контрагента, копий документа, удостоверяющего его личность, отсутствие информации о способе получения сведений о контрагенте (нет рекламы в СМИ, нет рекомендаций партнеров или других лиц, нет сайта контрагента и т.п.).
Вопрос: Сейчас многих интересует вопрос возможности налогового контроля инспекцией уровня цен по неконтролируемым сделкам в ходе выездной проверки. Так это действительно возможно?
Ответ: С 01.01.12 раздел V.1 НК РФ сузил круг контролирующих органов, наделенных полномочиями по контролю цен в сделках между взаимозависимыми лицами на соответствие цен рыночным, предоставив такие полномочия исключительно ФНС.
Однако в течение двух последних лет судебная практика на уровне ВС РФ пестрит судебными актами, согласно которым, инспекции на местах в рамках выездной проверки вправе проверять соответствие цен по сделкам уровню рыночных цен, если имеет место не контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами, а оценка сделки, как направленной на получение необоснованной налоговой выгоды, выявлен факт уклонения от налогообложения в результате манипулирования налогоплательщиком ценами в сделках между взаимозависимыми лицами, не признаваемых контролируемыми.
Получается, что на данный момент есть риск проверки инспекцией уровня цен по сделкам между взаимозависимыми лицами по неконтролируемым сделкам при наличии признаков получения компанией необоснованной налоговой выгоды.
При этом следует отметить, что отличие цены сделки от рыночной не может служить самостоятельным основанием для вывода о неисполнении участником сделки обязанности по уплате налогов. Но при наличии многократного превышения рыночной цены в совокупности с другими факторами у инспекции есть шансы отстоять свою позицию в суде.
Вопрос: Как вообще на сегодняшний день обстоят дела налогоплательщиков в арбитражных судах?
Ответ: Сразу хочу отметить, что судебная практика по налоговым спорам была всегда очень изменчива. Чаши весов Фемиды по налоговым спорам постоянно колеблются, то в пользу налогоплательщиков, то в пользу налогового органа.
На сегодняшний день, увы, перевес в пользу налоговых органов, а если быть более точной - около 80 % решений за 2016 год вынесено в их пользу.
Но это не значит, что надо сразу «опускать руки» и «падать духом»! Ни в коем случае! Выход есть из любой ситуации! Надо менять подход к отбору, проверке своих контрагентов, анализировать требования контролирующих и судебных органов и избегать попадания в опасную зону налогового риска, чтобы не оказаться в числе кандидатов на выездную проверку.
Также нельзя не отметить наличие положительной для компаний судебной практики и будем надеяться, что количество выигрышных дел будет только расти и по итогам 2017 года 80 % побед будет у налогоплательщиков!
Наталья Вячеславовна, большое спасибо.
Вопросов по налоговому контролю очень много и задать их все в рамках интервью невозможно. Поэтому ждем Вас на конференц-форуме в историческом центре Москвы в замечательном конгресс-зале Торгово-Промышленной Палаты РФ 12 апреля 2017 г.!
Уверены, что все участники, которые попадут на это профессиональное мероприятие, будут довольны и получат ответы на свои вопросы, узнают о новых реалиях налогового контроля.
Компания « Правовест Аудит » WiseAdvice Consulting Group