Все для предпринимателя. Информационный портал

Снижение налоговой нагрузки. Налоговая нагрузка: расчет и законное снижение

Налоговая деятельность предприятия должна рассматриваться как часть его финансово-хозяйственной деятельности. Неверна позиция, в соответствии с которой считается, что налоговая деятельность начинается и заканчивается уплатой налогов и составлением соответствующих деклараций. В течение всей финансово-хозяйственной деятельности происходит непрерывное создание и движение различных видов имущества и обязательств, которые формируют налоговую базу для исчисления того или иного налога. Одним из основных направлений в рамках налоговой деятельности на предприятии выступает налоговое планирование.

Объектом налогового планирования являются не только собственно объекты налогообложения, но и процессы управленческой деятельности, так или иначе влияющие на их формирование. Необходимость налогового планирования заложена в самом налоговом законодательстве, которое предусматривает те или иные налоговые режимы для разных ситуаций, допускает различные методы для исчисления налоговой базы и предлагает налогоплательщикам различные налоговые льготы, если они будут действовать в желательных властным органам направлениях.

Несмотря на то, что «налоговое планирование» является достаточно популярным термином, в экономической литературе на настоящий момент нет единого научно признанного определения данного понятия. Всё множество определений налогового планирования можно разделить на два основных подхода. Первый подход к определению налогового планирования связан с характеристикой его как деятельности, направленной на уменьшение налоговых платежей, т.е. рассматривается сущность налогового планирования исключительно с ограничительных позиций, противопоставляя налогоплательщика фискальным органам. Другой подход связан с его трактовкой как одного из элементов корпоративного налогового менеджмента, как неотъемлемой части его финансово-хозяйственной деятельности. Однако понятие налогового планирования шире и как вид управленческой деятельности должно вобрать в себя всю совокупность действий, связанных с принимаемыми решениями, поскольку организацию интересует не только величина уплачиваемых налогов, но и эффективность принимаемых решений, их результативность.

Следует разграничивать категорию «налоговое планирование» от таких понятий, как «уклонение от уплаты налогов» и «обход налогов». В настоящее время выделяют три основных механизма уменьшения налоговых платежей: уклонение от уплаты налогов, обход налогов, налоговое планирование. Несмотря на то, что все три механизма активно используются налогоплательщиками, изложенные в такой последовательности они представляют собой не только эволюцию от простого к сложному, но и эволюцию характера взаимоотношений между бизнесом и государством, своего рода историю поиска ими разумного компромисса.

Резюмируя взгляды разных экономистов, представляется возможным дать следующее определение налогового планирования: налоговое планирование - это инструмент построения оптимальных параметров бизнеса, основанный на законодательно определенных способах налогообложения и способствующий повышению инвестиционной привлекательности предприятия.

Следует подчеркнуть два аспекта проявления налогового планирования на уровне хозяйствующих субъектов. Первый аспект акцентирует его особую роль в процессе мобилизации внутренних инвестиционных резервов экономических субъектов, особенно предприятий малого предпринимательства, чьи финансовые возможности всегда более ограничены по отношению к другим категориям предприятий. Второй аспект выражается в получении дополнительных конкурентных преимуществ предприятия путем выбора оптимальных параметров бизнеса с помощью оптимизации уровня налоговой нагрузки, что органично встраивает систему налогового планирования и налоговой оптимизации в стоимостную концепцию управления бизнесом.

С теоретической точки зрения разукрупнение налогового планирования как целостной деятельности на отдельные составляющие позволяет в наиболее полной мере изучить конструкцию данной экономической категории. В литературе при описании процесса налогового планирования на промышленных предприятиях применяются различные подходы для определения его структурных элементов.

В работе на рис. 3.1 представлена классификация оптимизационных методов, позволяющая выделить инструменты налогового планирования как на макроэкономическом, так и микроэкономическом уровнях.

Проблема налоговой оптимизации актуальна для России и в настоящее время. Однако, в современной теории и практике налогообложения наметилось смещение акцентов с исследований по проблемам определения паритетов в сочетании систем косвенного и прямого обложения на уровне государства на исследования по оптимизации налоговой нагрузки в рамках функционирования отдельного экономического субъекта. Необходимо также отметить, что данная проблема эволюционировала на протяжении последнего десятилетия от вопросов снижения налогового бремени экономического субъекта к проблематике выявления наиболее оптимальных параметров бизнеса в рамках налогового планирования.

Эволюция подходов к интерпретации налоговой оптимизации и налогового планирования нашла свое отражение в развитии методического инструментария оценки налоговой нагрузки предприятия.

Налоговая нагрузка на хозяйствующие субъекты является следствием налоговой политики государства, качественной характеристикой системы налогов. Сегодня в России нет общепринятой методологии не только исчисления абсолютной, но и относительной величины налоговой нагрузки экономических субъектов, отсутствует четкое представление о значении этих показателей. Общепринятого определения понятия налоговой нагрузки (налогового бремени) в зарубежной и отечественной экономической литературе также нет.

Рис. 3.1.

В научной литературе можно встретить разные методические подходы к оценке налогового бремени хозяйствующих субъектов. Различие их проявляется в толковании таких ключевых моментов, как количество налогов, включаемых в расчет налоговой нагрузки, а также определении интегрального показателя, с которым соотносится сумма налогов.

В налоговом планировании необходимо использовать такое понятие, как налоговое поле. Налоговое поле - это перечень и характеристики налогов, взимаемых с налогоплательщика, с указанием основных параметров налога. Принято проводить классификацию налоговых полей хозяйствующих субъектов в зависимости от формы регистрации бизнеса (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель) и режима налогообложения. Изменение налогового поля является одним из действенных способов изменения налоговой нагрузки на предприятии и создания благоприятных условий для мобилизации внутренних инвестиционных ресурсов малого предприятия.

Процедура определения оптимального налогового режима экономического субъекта является достаточно сложным и ответственным этапом налогового менеджмента, от результатов которого зависит структура и динамика последующих финансовых потоков, связанных с осуществлением налоговых выплат. Поэтому возникает острая необходимость в использовании эффективных инструментов анализа и принятия управленческих решений по данному вопросу.

Оптимизация налоговой нагрузки хозяйствующего субъекта требует учета целого ряда факторов, к которым относятся следующие: степень влияния НДС на взаимоотношения фирмы с основными контрагентами, уровень рентабельности продаж, соотношение расходов и доходов предприятия, доля фонда оплаты труда в доходах, доля взносов в Пенсионный фонд РФ в доходах, величина выплат по временной нетрудоспособности. Каждый из указанных факторов может оказывать дифференцированное влияние на итоговый вектор, формирующий оптимальный выбор режима налогообложения предприятия.

Выбор оптимального режима налогообложения субъектов малого предпринимательства предложено проводить по следующему алгоритму (рис. 3.2).

На первом этапе алгоритма необходимо оценить существующий уровень налоговой нагрузки предприятия при общей системе налогообложения, а также провести предварительные расчеты, связанные с анализом налоговой нагрузки при переходе на специальный режим налогообложения. Если предварительные оценки свидетельствуют о том, что величина налоговых расходов меняется незначительно, то стоит сохранить существующую систему налогообложения.

В случае если налоговое бремя предприятия окажется значительно меньше при переходе на УСН, следует перейти ко второму этапу оптимизационных расчетов.

Чтобы выбрать оптимальный режим налогообложения, сравнить ожидаемую величину налоговых отчислений в рамках общего режима и упрощенной системы налогообложения недостаточно. Поэтому на втором этапе анализа нужно отследить влияние НДС на взаимоотношения контрагентов.

Доля добавленной стоимости в цене - важный критерий для решения вопроса, оставаться ли на общем режиме и продолжать уплачивать НДС или переходить на упрощенную


Рис. 3.2.

систему налогообложения. Он имеет принципиальное значение, когда большую часть покупателей составляют организации, которые являются промежуточными потребителями - плательщиками НДС. Следует отметить, что чем выше доля добавленной стоимости в цене, тем меньше финансовые потери в форме непринятого к возмещению НДС у фирмы, которая покупает товар у неплательщика НДС.

В табл. 3.1. показана налоговая нагрузка (НН) на малых предприятиях при упрощенной и общей системах налогообложения в зависимости от удельного веса добавленной стоимости (УДС) в доходе предприятия с учетом уплаченного НДС, входящего в стоимость купленных материалов при условии, что ставка НДС была равна 18%.

Таблица 3.1 Распределение налоговой нагрузки на предприятиях малого бизнеса при разных системах налогообложения в зависимости от удельного веса добавленной стоимости

Анализ влияния доли добавленной стоимости на уровень налоговой нагрузки предприятия при различных налоговых режимах позволяет сделать вывод о том, что малым предприятиям с большой долей сырья применять упрощенную систему налогообложения не выгодно. Возможно, именно это обстоятельство, а также потеря конкурентоспособности при поставке продукции предприятиям-плательщикам НДС являются основными причинами небольшого удельного веса промышленных предприятий в малом бизнесе.

На третьем этапе оптимизационных вычислений, при условии, что на предыдущих этапах было принято решение о переходе на упрощенную систему налогообложения, предлагается выбрать объект налогообложения. В отдельных случаях выбор объекта налогообложения становится достаточно сложной задачей. Для ее решения необходимо сравнить налоговые расходы, которые будет нести налогоплательщик при применении разных объектов.

Один из способов разрешения данной ситуации - это провести расчет доли единого налога в доходах. Тот вариант, при котором она окажется меньше (т.е. меньшая часть дохода изымается в виде налога) и будет предпочтительнее. Доля единого налога для объекта «доходы минус расходы» определяется исходя из предполагаемого уровня рентабельности.

В связи с этим, на четвертом этапе алгоритма оптимизации налогового режима необходимо оценить степень влияния фонда оплаты труда на размер единого налога.

На пятом этапе необходимо принять окончательное решение по поводу выбора системы и объекта налогообложения и рассчитать экономический эффект от проведения налоговой оптимизации, который выражается в величине мобилизованных внутренних инвестиционных ресурсов.

Таким образом, подход к оптимизации налоговой нагрузки с точки зрения инвестиционной привлекательности субъекта малого бизнеса позволяет обоснованно подойти к проблеме выбора наиболее оптимальных параметров бизнеса и оценить инвестиционный эффект, полученный в рамках налогового планирования.

В зависимости от периода времени, в котором осуществляется легальное уменьшение налогов, можно классифицировать налоговую оптимизацию как перспективную и текущую.

Перспективная (долгосрочная) налоговая оптимизация предполагает применение таких приемов и способов, которые уменьшают налоговое бремя налогоплательщика в процессе всей его деятельности. Перспективная налоговая оптимизация осуществляется в течение нескольких налоговых периодов и достигается, как правило, посредством правильной постановки на предприятии бухгалтерского и налогового учета, грамотного применения налоговых льгот и освобождений и др.

В то же время, текущая налоговая оптимизация предполагает применение некоторой совокупности методов, позволяющих снижать налоговое бремя для налогоплательщика в каждом конкретном случае в отдельно взятом налоговом периоде, например, при осуществлении той или иной операции путем выбора оптимальной формы сделки.

Комплексное и целенаправленное принятие налогоплательщиком мер, направленных на полное использование совокупности всех методов налоговой оптимизации (перспективная и текущая), составляет так называемое налоговое планирование.

При реализации конкретного способа минимизации налогового бремени необходимо придерживаться нескольких принципов:

Принцип разумности - разумность в налоговой оптимизации означает, что «все хорошо, что в меру». Применение грубых и необдуманных приемов будет иметь только одно последствие - применение штрафных санкций со стороны государства.

Схема налоговой оптимизации должна быть продумана до мелочей:

Нельзя упускать из виду ни одной малейшей детали;

Нельзя строить метод налоговой оптимизации на использовании зарубежного опыта налогового планирования и исключительно на пробелах в законодательстве;

Нельзя строить способ оптимизации налогообложения только на смежных с налоговым отраслях права (гражданском, банковском, бухгалтерском и т.д.);

При формировании системы налогового законодательства РФ не учитывалась взаимосвязь и привязка налогового права к нормам и положениям других отраслей права Петров А.В. Налоговая экономия: реальные решения. М: - 2008.- с. 225-228.

Налоговое законодательство реализуется практически в собственной правовой плоскости. Наиболее существенный отрыв произошел от сферы гражданского законодательства.

Так, согласно п. 3 ст. 2 Гражданского кодекса РФ Гражданский кодекс РФ: //Собрание законодательства РФ. -1994. №32 Ст.3301 «к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством». Иными словами, по общему правилу нормы гражданского права к налоговым правоотношениям не применяются. И это несмотря на то, что гражданское законодательство выступает основанием для большинства операций, порождающих обязанность по уплате налогов. Следовательно, порядок регулирования отношений с точки зрения гражданского законодательства и порядок регулирования тех же отношений установленный налоговым законодательством в целях налогообложения существенно различаются. Однако, согласно п.1 ст.11 Налогового кодекса РФ: «Институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом». Иными словами, в ряде случаев фискальное содержание тех или иных терминов в российском законодательстве сохраняется;

Принцип комплексного расчета экономии и потерь - при формировании того или иного способа налоговой оптимизации должны быть проанализированы все существенные аспекты операции, а также деятельности предприятия в целом. Всестороннему анализу должны быть подвергнуты возможные последствия внедрения конкретного метода налогового планирования с точки зрения всей совокупности налогов. И при выборе метода налогового планирования необходимо учитывать требования иных отраслей законодательства (антимонопольного, таможенного, валютного и т.д.).

Например, при выборе места регистрации оффшорного предприятия необходимо учитывать существенные ограничения на вывоз капитала, перемещение товаров и денежных средств, введенные валютным и таможенным законодательством;

При выборе способа налоговой оптимизации с высокой степенью риска необходимо учитывать ряд «политических» аспектов: состояние бюджета территории; роль, которую играет предприятие в его пополнении и т.д. Так, грамотное налоговое планирование операций между филиалами одного юридического лица может позволить существенно снизить налоговые платежи филиалов в местные бюджеты.

Однако необходимо быть готовым к тому, что резкое сокращение налоговых поступлений одного из наиболее крупных налогоплательщиков привлечет активное внимание местных контролирующих органов, на которых располагаются филиалы;

При выборе способа налоговой оптимизации, связанном с привлечением широкого круга лиц необходимо руководствоваться правилом «золотой середины» - с одной стороны сотрудники должны четко представлять себе свою роль в операции, с другой, они не должны осознавать ее цель и мотивы. Соблюдение данного правила остро необходимо, например, в случаях применения метода налоговой оптимизации путем получения налоговых льгот, связанных с привлечением труда инвалидов. Так, практически фиктивно привлекаемые сотрудники-инвалиды должны в случае проведения налоговыми органами опроса подтвердить реальность своих трудовых отношений с предприятием. С другой стороны, излишняя осведомленность сотрудника может привести к утечке информации;

При осуществлении налоговой оптимизации уделять пристальное внимание документальному оформлению операций - небрежность в оформлении или отсутствие необходимых документов может послужить формальным основанием для переквалификации налоговыми органами всей операции и, как следствие, привести к применению более обременительного для предприятия порядка налогообложения;

При планировании метода налоговой оптимизации, ключевым моментом которого является несистематический характер деятельности, следует подчеркивать разовый характер операций - так, необходимо учитывать, что существенно повышает риск усиленного налогового контроля многочисленное проведение однотипных операций, результатом которого выступает налоговая экономия;

Принцип комплексной налоговой экономии (принцип многообразия применяемых способов минимизации налогов) - среди руководителей предприятий распространено мнение, что можно снизить налоговые платежи, используя одну «чудодейственную» схему. Однако, как показывает практика, наиболее эффективные результаты налоговая оптимизация приносит только при использовании всех методов в комплексе.

Существует несколько групп методов налоговой оптимизации Брызгалин А.В. Методы налоговой оптимизации. М: Аналитика - Пресс, 2007. - с. 286-295:

Разработка приказа об учетной политике для целей налогообложения;

Оптимизация через договор;

Специальные методы оптимизации;

Применение льгот и освобождений.

Рассмотрим их подробнее.

Формирование учетной политики предприятия следует рассматривать как один из важнейших элементов налоговой оптимизации. Квалифицированная проработка приказа об учетной политике позволит предприятию выбрать оптимальный вариант учета, эффективный и с точки зрения режима налогообложения. Значимость данного документа особенно возросла в связи с вступлением в действие Главы 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса РФ. Дело в том, что впервые в системе российского налогообложения законодательно установлена самостоятельная учетная система - учет операций в целях налогообложения. В связи с этим при разработке учетной политики в целях налогообложения необходимо обратить внимание на ряд положений, таких как метод признания дохода в целях налогообложения, амортизации (метод начисления, выбор срока полезного использования объектов, применение повышающих коэффициентов), создание резерва по сомнительным долгам, работе с просроченной дебиторской задолженностью и др.

При оптимизации через договор необходимо провести анализ формы сделки, контрагентов, предмета и цены договора, установлении штрафных санкций. И на основании этого анализа сделать выбрать наиболее подходящих положений договора, что будет способствовать снижению налоговых платежей.

Специальные методы включают несколько подгрупп методов - метод замены отношений, метод разделения отношений, метод отсрочки налогового платежа, метод прямого сокращения объекта налогообложения и метод оффшора.

Использование льгот и освобождений предполагает использование льгот, которые закреплены в Налоговом Кодексе РФ или в законодательных актах в области налогообложения законодательных органов субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Рассмотрим некоторые схемы, используемые налогоплательщиками для оптимизации налоговых платежей. Данные схемы можно разделить на две группы.

«Простые» схемы, то есть схемы, реализация которых не требует целенаправленных затрат, а также оформления специальных документов или договоров. К данной группе следует отнести и те случаи, когда налогоплательщик вправе выбрать из двух и более вариантов периодичности уплаты налога или размера льготы (проценты или фиксированная сумма) и т.д. Ведь большинство предпринимателей решает вопрос об использовании той или иной схемы оптимизации еще на стадии планирования коммерческого проекта. Примеров применения таких схем много.

Так, многие руководители предприятий используют статус индивидуального предпринимателя для существенного сокращения выплачиваемых налогов, получая льготы, предоставленные Главой 26.2 «Упрощенная система налогообложения», фактически заменяющим налог на доходы физических лиц, который должен выплатить предприниматель, извлекая при этом высокие не облагаемые налогом доходы при использовании оборотных средств руководимого ими предприятия. Следует отметить, что больше всего нарушений и спорных моментов приходится не на сами схемы оптимизации (как правило, юридически они построены грамотно), а на сопроводительные условия данной схемы, например использование льгот, предоставляемых малым предприятиям, довольно часто сопровождается фальсификацией количества работников организации. Наличие такой фальсификации автоматически делает такую схему нелегитимной.

«Сложные» схемы, требующие для их реализации материальных затрат, например по их обслуживанию, составлению специальных документов, договоров, с помощью которых реально имеющиеся правоотношения заменяются другими, что влечет за собой частичное или полное избежание уплаты налогов и сборов (замена заработной платы страхованием жизни работников и т.д.). К данной группе относятся также схемы по изменению налоговой юрисдикции, проще говоря, использование оффшорных зон.

Как показывает практика, на новый порядок уплаты налога почти сразу находится несколько способов минимизации и уклонения от уплаты. Объясняется это тем, что над разработкой налоговых законов трудятся десятки человек, а над схемами минимизации сотни тысяч, причем не с самой худшей подготовкой и образованием.

Следует отметить, что использование некоторых льгот предполагает возможность создания «серых» схем оптимизации. Законными их не назовешь, так как при их реализации появляются неучтенные наличные денежные средства, которые используются в личных корыстных интересах лиц, участвующих в данной схеме, но и незаконной ее назвать трудно, так как при правильной организации схема выглядит юридически безупречно.

Такой схемой является возможность пользования льготой по налогу на прибыль, предоставляемой некоторыми субъектами Российской Федерации, лицами при перечислении средств на благотворительные цели.

Суть льготы заключается в уменьшении суммы налога на прибыль, зачисляемого в бюджет субъекта Российской Федерации, на величину фактически произведенных затрат в случае перечисления этой суммы, например, на поддержку детских спортивных сооружений, лечение инвалидов, подвергшихся радиационному воздействию, и т.д.

После перечисления спонсорских средств, засчитываемых как часть налога на прибыль, часть средств (от 15 до 70%) возвращается инвестору в виде наличных денежных средств Брызгалин А.В. Методы налоговой оптимизации. М: Аналитика - Пресс, 2007. - с. 321. Для этого организация, которой перечисляются средства, завышает затраты, произведенные на благотворительную целевую деятельность.

В качестве примера оптимизации налога на доходы физических лиц (ставка которого установлена в размере 13%, что устраняет прежнюю практику прогрессивного налогообложения) можно привести возможности, предоставляемые ст.219 и ст. 220 Налогового Кодекса РФ в части льгот, касающихся лечения граждан, а также использования права на получение имущественного налогового вычета.

Конечно, проанализированные способы оптимизации налогообложения являются далеко не исчерпывающими. Многие налогоплательщики используют иные способы. Некоторые изобретают свое ноу-хау в этой области.

Завершая обсуждение данного вопроса, отметим, что одним из методов налоговой оптимизации И.И. Кучеров называет «уменьшение объекта налогообложения», то есть «снижение размера объекта, подлежащего налогообложению. Например, налогоплательщик может снизить свою активность в получении доходов, стремясь избежать обложения подоходным налогом по наивысшей ставке налогообложения» Кучеров И.И. Налоговое право России. М: Юр. Инфор. 2009. С. 114-118.. С нашей точки зрения, уменьшение предпринимательской активности не является методом налоговой оптимизации.

Схематически способы налоговой оптимизации можно представить в виде схемы (рис.1.2.)

Рис. 1.2 Способы налоговой оптимизации

Методы оптимизации налогов

Самые популярные методы оптимизации налогообложения:

1. Метод замены отношений основывается на использовании в целях налоговой оптимизации такой организационно-правовой формы ведения бизнеса, в отношении которой действует более благоприятный режим налогообложения. Так, например, включение в бизнес-схему «инвалидных» компаний -- имеющих льготы как общества инвалидов или имеющих долю инвалидов в штате более определенного уровня - позволяет экономить на прямых налогах.

2. Метод изменения вида деятельности налогового субъекта предполагает переход на осуществление таких видов деятельности, которые облагаются налогом в меньшей степени по сравнению с теми, которые осуществлялись. Примером использования этого метода может служить превращение торговой организации в торгового агента или комиссионера, работающего по «чужому» поручению с «чужим» товаром за определенное вознаграждение, или использование договора товарного кредита - из соображений более легкого учета и меньшего налогообложения.

3. Метод замены налоговой юрисдикции заключается в регистрации организации на территории, предоставляющей при определенных условиях льготное налогообложение. Выбор места регистрации (территории и юрисдикции) важен при условии неоднородности территории. Когда каждый регион страны наделен полномочиями по формированию местного законодательства и на этом поле субъекты обладают некоторой свободой, каждая территория использует эту свободу по-своему. Отсюда различия в размере налоговых отчислений.

Разработка стратегии развития компании подразумевает возможную организацию аффилиационных структур во внешних зонах с минимальным налоговым бременем (офшор).

При выборе места регистрации ориентируются не только на размер налоговых ставок. При небольших налоговых ставках законодательством обычно устанавливается расширенная налоговая база, что в конечном итоге может привести к обратному эффекту -- повышению налоговых платежей. Если небольшая налоговая ставка жестко привязана к единице результата деятельности, то налоговое планирование становится практически невозможным.

4. Переход организации на упрощенную систему налогообложения Симкова Н.В. Специальные налоговые режимы. Ставрополь: СКСИ, 2009. С. 54-58.

Налоговое планирование организации основывается на трех подходах к минимизации налоговых платежей:

Использование льгот при уплате налогов;

Разработка грамотной учетной политики;

Контроль за сроками уплаты налогов (использование налогового календаря).

Однако прежде чем выбрать тот или иной способ учета, организации необходимо обосновать свой выбор с помощью расчетов налогов, величина которых зависит от альтернативного способа учета, и убедиться в правильности сделанного выбора. Это поможет фирме избежать проблем с налоговыми инспекторами.

«Легальное» или «законное» уклонение от уплаты налогов - весьма сложное явление, в котором находят свое отражение многие проблемы и противоречия современных рыночных экономических систем. Так, по некоторым оценкам, в России от 20 до 40% и более всех налоговых поступлений «теряется» из-за применения предпринимателями современных методов оптимизации налогов. Консультирование предпринимателей и руководителей достаточно крупных компаний по вопросам легального уклонения от налогов превратилось в последние годы в процветающую самостоятельную отрасль бизнеса, охватывающую сотни мелких юридических фирм и тысячи частнопрактикующих экспертов из числа экономистов или юристов. Для предпринимателей и организаций же налоговая оптимизация с использованием легальных методов это реальная возможность уменьшить размер налоговых платежей и, следовательно, налоговую нагрузку на предприятие. Что, как правило, улучшает их финансовое состояние и способствует развитию, как отдельным субъектам, так и экономики в целом Литвин М.И. Налоговая нагрузка и экономические интересы предприятий//Финансы. - 2010. №5 с. 55-59.

Анализ оптимизации налогообложения.

На первом этапе анализа важно проверить правильность определения объекта налогообложения, налогооблагаемую базу и её составляющие элементы:

1) установить случаи и причины занижения объектов налогообложения, виновных лиц, допустивших искажение налогооблагаемых баз;

2) определить экономические санкции, потери и убытки для предприятия; правильно отразить налоги и др. обязательные платежи в бухгалтерском и налоговом учёте; выявить случаи, причины и виновников, допустивших несвоевременную уплату налогов в бюджет и суммы финансовых санкций за несвоевременность выплат в бюджет;

3) разработать меры по улучшению расчётно-платёжной дисциплины и другой экономической работы по налогообложению.

Следует отметить, что отсутствие системного подхода к исследованию различных факторов на налоги и сборы не позволяет проводить комплексный и глубокий анализ налогообложения. При проведении факторного анализа налогообложения важно определить и оценить влияние различных факторов на обязательные платежи в бюджет, и рассчитать влияние налогов на результаты хозяйственной деятельности предприятия Бадьина С.В. Возможности внутреннего налогового планирования хозяйствующих объектов. Хабаровск: ДВАГС, 2010. С.10-14.

С учётом специфики предприятий отрасли следует подробнее проанализировать динамику налогов, уплачиваемых из выручки от реализации товаров.

Сумма налогов и др. обязательных платежей рассматривается как функция зависимости величины налоговой базы, величины льготы по налоговой базе, ставки обязательного платежа, льгот по ставке и по сумме обязательного платежа. Такая зависимость выражается формулой:

Н = (НБ - Лнб) ? (НС - Лнс) - Ли, (1)

Где Н - сумма налогов и других обязательных платежей; НБ - величина налоговой базы; Лнб - льгота по налоговой базе; НС - ставка налогов и др платежей; Лнс - льгота по ставке обязательного платежа; Лн - льгота по сумме налогов и сборов.

Влияние величины налоговой базы, ставки налога, налоговых льгот на налоги и сборы можно определить при помощи приёма цепных подстановок. Далее необходимо изучить влияние на изменение суммы обязательных платежей в бюджет в разрезе отдельных групп налогов следующих факторов: величины налоговой базы, ставки налога.

Факторная модель:

i = HEi ? HCi /100 (2)

Тогда уровень влияния факторов первого порядка можно будет рассчитать, используя приём абсолютных разниц:

ДНi = ДНБi ? НСi0 /100 ДНi = ДНБi1 ? ДНСi / 100 (3)

Влияние факторов второго и последующих порядков определяется формулой:

ДН (хi) = ДНБi(хi) ? ДНСi0 /100 (4)

Вместе с тем можно выделить внутренние факторы, влияющие на отдельные налоги: переоценка долгосрочных активов; использование нелинейных методов начисления амортизации и специальных коэффициентов; выбор порядка списания расходов будущих периодов; создания резервов.

Возникает необходимость изучения налоговой нагрузки (в соответствии с табл.1.6).

Таблица 1.6 Показатели для анализа налоговой нагрузки

Наименование показателя

Формула расчёта

Условные обозначения

Экономическая сущность

1. Коэффициент налогоёмкости выручки от реализации товаров

Кв = Нв / ВР

Нв - налоги уплачиваемые из выручки от реализации товаров

Характеризует, какую долю занимают налоги из выручки в этом показателе.

2. Коэффициент налогоёмкости издержек обращения

Ки = Ни / Ио

Ни - налоги, включающие в себя издержки обращения; И о - сумма издержек обращения.

Характеризует, какую долю составляют социальные и ресурсные платежи.

3. Коэффициент налогообложения прибыли

Кп = Нп / П

Нп - налог на прибыль; П - прибыль..

Показывает, какую долю занимает налог на прибыль в прибыли предприятия.

4. Коэффициент налогообложения прибыли, остающейся в распоряжении предприятия

Ко = Но / По

Но - налоги, уплачиваемые за счёт прибыли остающейся на предприятии; П о - прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия.

Показывает, какую долю занимают налоги, уплачиваемые за счёт прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.

Источником для изучения относительной налоговой нагрузки предприятия могут служить: справка о платежах в бюджет и внебюджетные фонды, форма 2 «Отчёт о прибылях и убытках», налоговые расчёты.

Для проведения анализа относительной налоговой нагрузки рассчитываются следующие показатели:

1) общие аналитические коэффициенты относительной налоговой нагрузки:

Коэффициент налогоёмкости выручки от реализации товаров;

Коэффициент налогоёмкости издержек обращения;

Коэффициент налогообложения прибыли;

Общая величина относительной налоговой нагрузки с учётом косвенных налогов и без учета косвенных налогов;

Интегральный показатель относительной налоговой нагрузки;

2) частные аналитические коэффициенты с учётом отраслевой специфики торговых предприятий:

Доля налогов, уплачиваемых из выручки от реализации товаров в товарообороте в действующих и сопоставимых ценах;

Доля налогов, уплачиваемых из выручки от реализации товаров в добавленной стоимости.

Для расчета общей величины относительной налоговой нагрузки используется формула Пищик Т.В. Методики и организация учёта и анализа налогов и других обязательных платежей на торговых предприятиях: проблемы и перспективы развития. - Мн.: БГЭУ, 2009. - 21 с.:

НН = У Нн / ДС? 100, (5)

Где Нн - сумма начисленных налогов и сборов; ДС - добавленная стоимость.

Интегральный показатель относительной налоговой нагрузки:

НН = У Ннi / к, (6)

Где Ннi - налоговая нагрузка на отдельные показатели; к - количество изучаемых показателей.

При изучении путей оптимизации налогообложения переходят к изучению налоговых стимулов. На данном этапе необходимо изучить и дать оценку общей величины налоговых стимулов, а также отдельных видов налогового стимулирования. Использование показателей на практике позволит наиболее полно оценить влияние налоговых стимулов на:

1) отдельные группы налогов;

2) налоговую нагрузку предприятия;

3) результат хозяйственной деятельности.

Оценивая влияние налоговых стимулов на перечисленные выше показатели необходимо исходить из сущности налоговых льгот, отсроченных налогов и государственных средств, не имеющих возвратный характер с точки зрения бухгалтерского учёта.

Налоговые льготы представляют собой средства предприятия. При их предоставлении сумма налогов подлежащих уплате в бюджет уменьшается, что положительно влияет на конечный результаты деятельности субъекта хозяйствования.

Отсроченные налоговые платежи для субъекта хозяйствования являются заёмными средствами. В связи с этим при предоставлении этого вида налоговых стимулов у предприятий сумма начисленных налогов остаётся прежней, уменьшается лишь сумма налогов, подлежащих уплате в бюджет. Это приводит к временному высвобождению денежных средств. Но в следующих периодах предприятию потребуется больше денежных средств, так как необходимо будет уплатить налоги текущего месяца и отсроченные налоги.

Считается целесообразным резервировать денежные средства. Это позволит своевременно рассчитаться с бюджетом по текущим и отсроченным налогам. На налоговую нагрузку и результаты хозяйственной деятельности, отсроченные налоги не оказывают влияние, а только на сумму уплачиваемых впоследствии налогов. За последние годы ООО «Сокольский хлебокомбинат» налоговые льготы, отсрочка, рассрочка налоговых платежей не предоставлялись. Следующим этапом анализа является анализ задолженности по обязательным платежам в бюджет. Задолженность изучается в динамике по предприятию в целом, по видам обязательных платежей в бюджет и видам задолженности Савицкая Г.В. Анализ эффективности деятельности предприятия. - М.: Новое знание, 2009. С. 224-228. Для оценки задолженности перед бюджетом необходимо определить её удельный вес добавленной стоимости (реализованных торгов, надбавках, в сумме краткосрочных обязательств) в общей сумме кредиторской задолженности предприятия.

Суть её состоит в улучшении темпов налогов и сборов и темпов развития основных показателей хозяйственной деятельности, оценке соотношения прямых и косвенных налогов, исполнения обязательств перед бюджетом, оценке стабильности финансового состояния с точки зрения налогообложения.

Кио = У (Ну / нн) ? 100, (7)

Где Ну - сумма уплачиваемых обязательных платежей; нн - сумма начисленных налогов.

Для учёта издержек фирмы по соблюдению налогового законодательства и оценки их влияния на финансовое состояние используется коэффициент стабильности финансового состояния с учетом налогового фактора.

К = Рп / Рд, (8)

Где Рп - финансовый результат предприятия после внесения изменений в налоговое законодательство, Рд - финансовый результат предприятия до внесения изменений в налоговое законодательство.

Этот коэффициент характеризуется относительно улучшения или ухудшения финансового состояния предприятия в связи с изменением налогового законодательства.

Если коэффициент финансового состояния с учетом налогового фактора больше единицы, то изменение налогового порядка не оказывает воздействия на финансовое состояние предприятия, так как оно улучшается.

Если коэффициент равен единице, изменение налогового порядка не отражается на состоянии предприятия.

Если коэффициент менее единицы, то из-за влияния изменений законодательства ухудшается финансовое состояние предприятия.

В завершение анализа налогообложения следует изучить и обобщить резервы оптимизации налогообложения. От размеров налоговых ставок и сумм уплачиваемых налогов зависит размер чистой прибыли предприятия.

Для выявления и подсчёта резервов оптимизации налогов необходимо изучить влияние отдельных групп налогов на формирование финансового результата предприятия.

Существует насколько групп обязательных платежей в бюджет.

1. Налоги, находящиеся «внутри» издержек обращения (земельный и экологический налог). Изменение таких налогов приводит к снижению издержек обращения. Эффект от минимизации таких налогов есть, но при этом увеличивается налог на прибыль.

2. Налоги, находящиеся «над» издержками обращения (НДС, акцизы).

3. Налоги, находящиеся «вне» издержек обращения (налог на прибыль). Возможно увеличение налогов «внутри» издержек обращения, но эффект от минимизации есть.

4. Налоги, уплачиваемые из чистой прибыли. Для этих налогов следует устремиться к уменьшению ставки налогооблагаемой базы.

Комплекс мер по налоговой оптимизации должен быть направлен на максимальное увеличение доходов, остающихся в распоряжении предприятия, а не на поиск способов уклонения от налоговых обязательств.

В целом все методики определения налоговой нагрузки на налогоплательщиков различаются использованием того или иного количества налогов, включаемых в расчет, а также определением базового показателя деятельности предприятия, который берется за основу при соотнесении с суммой уплаченных налогов. Так же многие методики ставят своей целью предложить универсальный показатель налоговой нагрузки, позволяющий сравнивать уровень налогообложения в различных отраслях, видах деятельности.

налоговый финансовый экономический

Для предприятия эффективная оптимизация налогообложения так же важна, как и производственная или маркетинговая стратегия, что обусловлено не только возможностью экономии затрат за счет платежей в бюджет, но и обеспечением общей безопасности как самой организации, так и ее должностных лиц.

Налоговая оптимизация - это уменьшение размера налоговых обязательств посредством целенаправленных, правомерных действий налогоплательщика, включающих в себя полное использование всех законодательством льгот, налоговых освобождений и других законных приемов и способов.

Ввиду того что законодательная система налогообложения в Республике Беларусь очень сложна и нестабильна, налогоплательщику необходимо учитывать правоприменительную и судебную практику, чтобы разобраться во всех аспектах налогообложения. С учетом вышеизложенного можно вывести формулу оптимизации налогообложения, под которой понимаются:

  • - оптимизация системы налогообложения на начальной стадии бизнеса;
  • - планирование и оценка налоговых рисков с учетом разъяснений Министерства финансов Республики Беларусь и налоговых органов;
  • - сопровождение и анализ сложных сделок с целью планирования и исключения негативных налоговых последствий;
  • - оценка хозяйственных договоров с точки зрения налоговых рисков;
  • - разработка хозяйственных договоров и прочей документации с целью снижения налоговых рисков;
  • - мониторинг действий налоговых органов при проведении налоговой проверки на предмет соблюдения налогового законодательства;
  • - профессиональная подготовка возражений по акту налоговой проверки и их защита в налоговых органах;
  • - грамотное ведение дел в суде по оспариванию решений налоговых органов с учетом сложившейся судебной практики.

Одна из целей предприятия ОДО «Авангардспецмонтаж» - выработка оптимальных решений в производственной и хозяйственной деятельности, что позволяет осуществлять легальные операции с минимальными налоговыми потерями.

Унификация объектов налогообложения освободила бы также налогоплательщиков от непреднамеренных ошибок в начислении платежей, а работников налоговых органов от неоправданно больших затрат по их исправлению. Кроме того, все множество платежей, уплачиваемых от одного и того же объекта исчисления, можно было бы, для удобства налогоплательщиков, свести в один платеж с совокупной ставкой, перечисляемые средства аккумулировать на едином корреспондентском счете в казначействе и с него распределять по соответствующим направлениям. Для государства такая задача не должна составлять никакой сложности.

Большой недостаток белорусского налогообложения видится в зависимости величин платежей друг от друга. Ошибка в исчислении одного из них приводит к цепи налоговых нарушении по другим платежам и к соответствующим финансовым санкциям, которые могут превышать недоплаченную сумму в 5-6 и более раз.

Многочисленные методические указания, письма, разъяснения перегружены ненужными деталями, запутывающими методику, написаны тяжелым для понимания языком, не обработаны редакционно. Они идут нескончаемым потоком через печать и не всегда вовремя доходят до своего адресата.

Сложность налоговых инструкций и их множество привело к тому, что для правильного начисления платежей требуется высочайшая квалификация, которую имеют лишь некоторые опытные аудиторы. Рядовые бухгалтеры не в состоянии овладеть всем объемом налоговой информации, уследить за ее изменениями и потому допускают ошибки, чреватые немалыми финансовыми потерями для предприятий.

Налоговая система также не может быть абсолютно простой, сведенной до двух-трех налогов. Подобные проекты разрабатывались учеными разных стран и не имели успеха. Вместе с тем, усложнения должны быть оправданы реальной необходимостью и приносить бюджету ощутимый эффект.

Согласно принятой методологии расчета показателей налоговой нагрузки, налоговые платежи отчетного периода включают в себя наряду с авансовыми платежами по начисленным в отчетном периоде налогам суммы погашения кредиторской задолженности (в том числе просроченной) по налоговым платежам. Оценивая уровень расчетной налоговой нагрузки, необходимо учесть, что сумма начисленных налогов включает в себя не только начисленные к уплате суммы налогов и сборов по налоговым расчетам текущего периода, но и данные по уточненным расчетам «к доплате» или «к уменьшению», в том числе за предыдущие годы, а также доначисленные суммы платежей по результатам налоговых проверок.

Таким образом, возникает необходимость наряду с действующей в настоящее время системой показателей налоговых платежей, ориентированной на характеристику доходов бюджета, организовать учет налоговых платежей, относящихся только к деятельности отчетного периода. Это означает, что налоговые платежи должны отражать сумму налогов (начисленных или уплаченных) только по результатам деятельности отчетного периода. Переходящие остатки предыдущих периодов, так же как и доначисленные по результатам проверок платежи, должны учитываться отдельно. Для этого из общей суммы перечисляемых налоговых платежей должны быть выделены. Сгруппированная таким образом информация о налоговых платежах позволит более точно определить величину номинальной и фактической налоговой нагрузки на деятельность предприятия.

Также при определении показателей, используемых для расчета налоговой нагрузки, недостаточно учитывать только поступления в бюджеты, что является экономико-статистической ошибкой. Необходимо рассматривать поступления налогов и сборов не только в бюджеты, но и во внебюджетные фонды, т. е. в целом в бюджетную систему страны. Кроме того, имеется значительная (ежегодно образуемая) задолженность налогоплательщиков во все уровни бюджетов и внебюджетные фонды. В качестве базового показателя при определении налоговой нагрузки на предприятие возможно использование валовой добавленной стоимости и сальдированного финансового результата.

Можно предложить расчет налоговой нагрузки по фактически уплаченным налогам (без учета задолженности) по отношению к валовой продукции, который наиболее полно отражает результаты деятельности организации. С одной стороны, числитель дает информацию о налоговых платежах в условиях действующей налоговой системы, что имеет важное значение для оценки изменений в законодательстве о налогах и сборах.

В научной литературе можно встретить разные методики определения налоговой нагрузки на хозяйствующие субъекты. Различие их проявляется в толковании таких ключевых моментов, как количество налогов, включаемых в расчет налоговой нагрузки, а также определение интегрального показателя, с которым соотносится сумма налогов.

Каждый из рассмотренных подходов по-своему применим. Однако, прежде чем приступить к отбору методики, нужно реально представлять, что для полноценного анализа требуется показатель, который бы увязывал величину налогового бремени предприятий с возможностями их развития на основе самофинансирования.

Направления оптимизации налоговой нагрузки ООО «Подосинников»

Расчет экономического эффекта от выбора системы налогообложения, минимизирующей налоговое бремя

Выбор системы налогообложения, минимизирующей налоговое бремя ООО «Подосинников», следует проводить с учетом предложенных альтернативных вариантов реализации налоговых систем.

Для первого варианта реализации бизнес - концепции, основанного на развитии бизнеса, необходимо составить несколько возможных вариантов налогового плана (плана предстоящих налоговых платежей) на 2016 г. и провести сравнительный анализ полученных результатов.

Первый вариант. Организация будет применять общий порядок налогообложения без использования каких-либо инструментов налоговой оптимизации.

Налоговый план, соответствующий данному варианту налогообложения, отражен в таблице 9. Предположим, что выручка предприятия будет соответствовать уровню 2015 г.

Таблица 9. Налоговый план ООО «Подосинников» на 2016 г. без применения вариантов оптимизации (традиционный)

Второй вариант предполагает применение организацией ООО «Подосинников» элемента налоговой оптимизации за счет использования права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС. В соответствии с п. 1 ст. 145 Налогового кодекса РФ ООО «НИК» может претендовать на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС в 2016 г.

Исходя из этого, данной льготой можно воспользоваться, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации услуг ООО «Подосинников» без учета НДС не превысила в совокупности двух миллионов рублей.

Выручка хозяйствующего субъекта от реализации предоставленных услуг за весь 2015 г. не превысила 560 тыс. руб.

Прогнозируемая выручка на 2016 г. составляет 356 тыс. руб., то есть организация не потеряет в 2016 г. права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС. Налоговый план, соответствующий данному варианту налогообложения, представлен в таблице 10.

ООО «Подосинников» имеет право на применение упрощенной системы налогообложения. При этом налогоплательщик может выбрать один из двух возможных объектов налогообложения: «доходы» либо «доходы, уменьшенные на величину расходов».

Таблица 10. Скорректированный налоговый план на 2016 г. ООО «Подосинников» с учетом освобождения от уплаты НДС

Налоговый план, соответствующий налоговому режиму «Упрощенная система налогообложения» с использованием объекта налогообложения «доходы», представлен в таблице 11.

Таблица 11. Налоговый план ООО «Подосинников» на 2016 г. с учетом применения упрощенной системы налогообложения (объект налогообложения - доходы)

Налоговый план, соответствующий налоговому режиму «Упрощенная система налогообложения» с использованием объекта налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов», представлен в таблице 12

Таблица 12. Налоговый план ООО «Подосинников» на 2016 год с учетом применения упрощенной системы налогообложения (объект налогообложения: доходы - расходы)

Разработав налоговые планы для общего порядка налогообложения с использованием элементов налоговой оптимизации и налоговых планов для специального налогового режима «Упрощенная система налогообложения», необходимо провести сравнительный анализ. Кроме того, при проведении сравнительного анализа необходимо обратить особое внимание на такие показатели, как чистая прибыль и налоговая нагрузка на чистую прибыль.

Чистая прибыль и налоговая нагрузка на чистую прибыль - это те экономические показатели, которые интересуют любого хозяйствующего субъекта. Чистая прибыль - это конечный финансовый результат, характеризующий эффективность финансово-хозяйственной деятельности. Данный показатель определяется даже теми хозяйствующими субъектами, которые применяют специальный налоговый режим «Упрощенная система налогообложения» и в соответствии с действующим законодательством могут не вести бухгалтерский учет. Определение налоговой нагрузки на чистую прибыль необходимо, так как данный показатель общей налоговой нагрузки на бизнес отражает величину доли налоговой составляющей по отношению к чистой прибыли. Сравнительная характеристика возможных вариантов налогообложения ООО «Подосинников» в 2016 г. приведена в таблице 13.

Таблица 13. Сравнительная характеристика вариантов налогообложения ООО «Подосинников» на 2016 г.

Показатели (руб.)

Варианты налогообложения

Налог на прибыль (20 %)

Налог на имущество (3,5%)

Страховые взносы

Страховые взносы от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (0,3%)

Взносы на ОПС

Единый налог УСН

Всего налоговых платежей

Чистая прибыль

Варианты налогообложения:

  • 1. Традиционный.
  • 2. Освобождение от НДС.
  • 3. Упрощенная система налогообложения (объект налогообложения: доходы).
  • 4. Упрощенная система налогообложения (объект налогообложения: доходы - расходы).

Как видно из сравнительной таблицы 13, использование упрощенной системы налогообложения (объект налогообложения: доходы) дает ООО «Подосинников» наименьшую сумму плановых налоговых обязательств (12,9 тыс. руб.).

Налоговая нагрузка на чистую прибыль (5,6%) минимальна. Показатель чистой прибыли также достаточно высокий (227 447 руб.).

Поскольку ООО «Подосинников» планирует работать преимущественно с физическими лицами, то, по нашему мнению, при данном варианте реализации бизнес-концепции наиболее выгодный вариант налогообложения - применение специального налогового режима - упрощенной системы налогообложения (объект налогообложения: доходы).

ПРОБЛЕМЫ ОПТИМИЗАЦИИ НАЛОГОВОЙ НАГРУЗКИ КОММЕРЧЕСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

студент группы ФЭУ 312 с

кандидат экономических наук,

доцент кафедры “Экономика и финансы предприятий”

Волгоградский государственный технический университет,

Россия, Волгоград, пр. им. Ленина, 28, 400065

В статье рассматривается понятие, сущность, и актуальность в настоящее время налоговой нагрузки. Определена методика расчета налоговой нагрузки на примере деятельности коммерческого предприятия, проанализировано влияние показателей налоговой нагрузки на финансовые потоки фирмы. Сделаны выводы относительно вопроса оптимизации налоговой нагрузки на коммерческом предприятии, осуществляющем свою деятельность на территории Российской Федерации.

Ключевые слова: налог, налоговая нагрузка, налоговое бремя , налоговый учет, расчет показателей, оптимизация налоговой нагрузки.

Среди множества проблем современного общества, наиболее актуальной является проблема налогообложения. Налогообложение - это важный инструмент государственного регулирования экономики и перераспределения дохода . Эффективная налоговая система должна подкреплять потребности государства денежными ресурсами, при этом стимулировать налогоплательщиков, создавать благоприятные условия по повышению эффективности своего хозяйствования.

Важным этапом в практике оптимизации налогообложения является проблема расчета уплачиваемых налогов. Налоги представляют собой одно из важнейших внешних ограничений финансовых ресурсов хозяйствующих субъектов и рентабельности собственного капитала.

Экономическая стабильность предприятия в условиях функционирования современной финансовой системы невозможна, без грамотно построенной модели управления денежными массами , финансовыми ресурсами, и четко выработанной стратегии их применения. Предприятия, осуществляющие коммерческую деятельность, в условиях современной экономики, нуждаются в создании ряда финансово-экономических механизмов, способных регулировать эффективность исполнения налоговой политики при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности . В роли такого механизма, являющимся актуальным на сегодняшний день, выступает налоговая нагрузка. Налоговая нагрузка - это величина налогового бремени налогоплательщика.

Целью любой экономической единицы является максимизация получаемых доходов. Одним из способов корректировки показателя доходности является грамотное ведение налогового учета на предприятии, и применение мер способных рационально распределять налоговую нагрузку. Такие методы применяются в целях контроля, при составлении и анализе налогооблагаемой базы предприятия по каждому виду налога.

Как уже известно, налоговая нагрузка - это величина налогового бремени налогоплательщика. Изучая нагрузку с точки зрения финансового механизма, она представляет собой ряд рассчитываемых показателей способных дать характеристику предприятию на основании регламента разработанного Федеральной Налоговой Службой (ФНС). К примеру, существуют коэффициенты, расчет которых характеризует долю любого уплачиваемого налога по отношению к полученной прибыли, от основной деятельности фирмы. Результаты полученных расчетов выражаются в процентном соотношении. Опираясь на регламент, и полученные суммы можно охарактеризовать финансовое положение фирмы. Расчеты позволяют сделать руководству предприятия необходимые выводы, способные указать на ошибки, осуществляемые в процессе расчета обязательных платежей, и выбрать модель рационального ведения налоговой политики.

С экономической точки зрения методика расчета налогового нагромождения предоставляет предприятию возможность сравнения вариантов изменения величины налоговой нагрузки. Мероприятие проводится на основании анализа данных, ключевым моментом которого является достижение оптимальных показателей нагрузки. Имея вариант налоговой базы, основанной на анализе данных прошлых лет работающей организации, или данные полученные в результате прогнозирования подлежат сравнению. При этом возможно изменение отдельных факторов связанных с налогообложением, но исключительно в рамках законодательства. Результаты хозяйственной деятельности сравниваются при различных вариантах налогообложения. Налоговая навалка позволяет организации прослеживать статистику своих платежей, использовать всевозможные льготы, связанные с уплатой налогов, а так же устанавливать графики “удобных” платежей в бюджет .

На макроэкономическом уровне, в условиях современной экономики уровень налоговой нагрузки характеризует:

- эффективность проводимых налоговых реформ;

- адекватность инновационных программ внедренных в налоговою систему страны;

- работу вновь введённых экономических рычагов, механизмов, призванных облегчить нагрузку налоговых платежей на финансовые потоки малого, среднего бизнеса.

Экономический потенциал расчёта налоговой нагрузки позволяет предприятию осуществлять:

- комплексный анализ своего финансового потенциала;

- мероприятия позволяющие оценивать влияние налоговых платежей на финансово-хозяйственную деятельность фирмы;

- анализировать нагрузку по состоянию ряда лет, в целях прогнозирования и выявления ее оптимальных значений;

- вести мониторинг динамики поступления денежных средств - прибыли, и ее рациональное распределение по отношению к обязательным налоговым платежам;

- применять в необходимый момент налоговые послабления, в виде отсрочки налогового платежа, или налогового кредита.

Одним из механизмов воздействия, призванных уменьшить налоговую нагрузку на бизнес является создание государством базы налоговых льгот. В налоговом кодексе (НК) прописано множество статей, включающих в себя список льгот применяемых при уплате налоговых платежей и сборов. Льготы применяются по каждому типу налогов. Основное внимание необходимо уделять расчету налога на прибыль организации, налога на имущество, транспортному налогу, налогу на добавленную стоимость . Перечисленный список имеет множество льгот при их уплате. Зачастую предприятие не пользуется преимуществом, и уплачивает платежи, имеющие неправильную классификацию, что ощутимо влияет на окончательную сумму налогового бремени.

В своей структуре изменение налоговой нагрузки происходит под воздействием методов налогового планирования. Взаимосвязь рассмотрим в виде конкретных мер налоговой оптимизации (табл. 1).

Таблица 1 Взаимосвязь методов налоговой оптимизации и уровней налогового риска [ 1 ]

Метод оптимизации налогообложения

Влияние на налоговую нагрузку

Налоговый риск

Использование нелинейного метода амортизации (ст. 259 НК РФ).

Перераспределение во времени: снижение в текущем периоде, повышение в будущем периоде.

Низкий. Возможно необоснованное применение повышающих коэффициентов.

Признание процентов по кредитам с использованием обязательств с сопоставленными условиями (п. 1 ст. 269 НК РФ).

Снижение за счет уменьшения налога на прибыль.

Средний. Существуют проблемы в четком определении сопоставимых обстоятельств.

Создание резервов: на ремонт основных средств (ст. 324 НК РФ), на оплату отпусков, выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет (ст. 255 НК РФ).

Средний. Возможно необоснованное превышение резервов.

Метод замены отношений: реализация имущества путем его предварительного взноса в уставный капитал и дальнейший продажи этой доли (ст. 149 НК РФ).

Снижение налоговой нагрузки за счет снижения НДС.

Средний, или высокий. В зависимости от суммы сделки может возникнуть подозрение в экономической нецелесообразности сделки, доначисление НДС.

Метод холдинга: выделение структурных подразделений в отдельные юридические лица.

Снижение налоговой нагрузки связанно с тем, что вновь созданные предприятия будут находиться на специальных налоговых режимах

Низкий. Возможны проблемы, традиционно возникающие в отношениях с дочерними и зависимыми обществами.

Источник: по материалам [Налоговая нагрузка и экономические интересы предприятий // Финансы. 2011. № 5. С. 29-31.]

Для работающего предприятия расчет данных о налоговой нагрузке за прошлые годы служит базой для принятия обоснованных решений в будущем. Наличие налогового поля предприятия позволяет спрогнозировать налоговую навалку на финансовый результат и денежные потоки при изменении условий деятельности. Для созданного предприятия расчет налоговой нагрузки позволяет оценить перспективы его развития.

Для расчета налоговой нагрузки применяются два показателя. Полученные результаты позволяют произвести оценку финансовых показателей предприятия по отношению к обязательным налоговым платежам.

Расчет налоговой нагрузки по отношению к выручке предприятия (ННвыр) производиться по формуле (1):

ННвыр=(НН/В)*100% (1)

НН - сумма налогов в абсолютном выражении, уплачиваемая предприятием;

В - выручка полученная предприятием;

Сумма налогов (НН) уплачиваемая организацией рассчитывается по формуле (2):

НН = НДС+Стр. взносы+НДФЛ+Нп+Нпр (2)

где: НН - сумма налогов уплачиваемых организацией;

Стр. взносы - страховые взносы уплачиваемые предприятием;

НДФЛ - налог на доход с физических лиц;

Нп - налог на прибыль организации;

Нпр - прочие налоги.

Коэффициент налоговой нагрузки предприятия по отношению к получаемой выручке показывает размер выручки, приходящейся на каждые сто рублей уплачиваемых налоговых платежей организации. Измеряется в рублях.

Расчет налоговой нагрузки по отношению к добавленной стоимости рассчитывается по формуле (3):

ННдс = (НН/ДС)*100% (3)

ДС – добавленная стоимость, сформированная на предприятии;

Полученный результат отражает потребность предприятия в налоговом планировании, выражается в процентном соотношении (табл. 2).

Таблица 2 Потребность в налоговом планировании в зависимости от уровня налоговой нагрузки [ 2 ]

Налоговая нагрузка на добавленную стоимость, (%)

Мероприятия и требования к персоналу

Потребность в оптимизации налогообложения

10-20% (идеальная)

Четкое ведение бухгалтерского учета , внутреннего документа оборота, использование льгот.

Минимальная ; разовые мероприятия.

20-40% (консервативная)

Налоговое планирование должно стать частью общей системы финансового менеджмента . Налоговое планирование типовых хозяйственных ситуаций, долгосрочных контрактов.

Регулярные мероприятия.

40-70% (компромиссная)

Налоговое планирование - важнейший элемент стратегического планирования и текущей деятельности организации по всем внешним и внутренним направлениям.

Жизненно необходимо. Мероприятия регулярные (ежедневные).

Свыше 70% (агрессивная)

Смена сферы деятельности и (или) налоговой юрисдикции.

Источник: по материалам [Налоговая нагрузка и экономические интересы предприятий // Финансы. 2011. № 5. С. 48-50.]

Рассчитаем показатели налоговой нагрузки предприятия “Х” на основе имеющихся данных (табл. 3). На основании полученных результатов, дадим характеристику предприятию о состоянии его налоговой нагрузки. Рассмотрим мероприятия по ее снижению.

Таблица 3 Финансовые показатели предприятия “Х”

Показатели

2012 г., тыс. руб.

2013 г., тыс. руб.

Изменение

(+/-), тыс. руб.

Выручка

69463,6

118,2

Добавленная стоимость

24344

28820,4

4476,5

Материальные затраты

64987,2

Налоговые платежи

НДС

4382

4830

ЕСН

3118

3720

Налог на прибыль

1306

2252

Налоги на доходы физических лиц

1416

2420

1004

Налог на имущество

Итого налогов

11002

14164

3162

Рассчитываем показатели налоговой нагрузки за 2012 год:

1) ННвыр = (11002/6)*100% = 2,912 (руб.)

2) ННдс = (11002/24344)*100%= 45,1%

Рассчитываем показатели налоговой нагрузки за 2013 год:

3) ННвыр = (14164/2)*100% = 3,167 (руб.)

4) ННдс = (14164/28820,4)*100% = 49,1%

Согласно полученным результатам налоговая политика на предприятия “Х” характеризуется, как компромиссная. Уровень налоговой нагрузки на добавленную стоимость в 2013 г. по сравнению с 2012 г. увеличился на 4% (49,1%-45,1%). При таком уровне налоговой нагрузки 49,1%, предприятию целесообразно иметь специалиста ориентированного исключительно на контроль за налоговыми обязательствами. В срочном порядке необходимо обратить внимание на свою текущую деятельность. В целях оптимизации налоговой нагрузки предприятию можно рекомендовать использовать льготы, предоставляемые налоговым законодательством. В частности основных средств, предприятию необходимо создать резерв на ремонт основных средств. При покупке основных средств использовать договор лизинга .

ЛИТЕРАТУРА

Налоговая нагрузка и экономические интересы предприятий // Финансы. 2011. № 5. С. 29-31.

Налоговая нагрузка и экономические интересы предприятий // Финансы. 2011. № 5. С. 48-50.

Методология определения налоговой нагрузки на хозяйствующие субъекты. // Финансы. 2005. № 9. С . 30-32.

PROBLEMS OPTIMIZING THE TAX BURDEN OF COMMERCIAL ENTERPRISES

ZAZULIN EVGENII NIKOLAEVICH
STUDENT FEU 312


VOROTILOVA OLGA ALEKSANDROVNA
CANDIDATE OF ECONOMIC SCIENCES,
ASSOCIATE PROFESSOR "ECONOMY AND FINANCE OF THE ENTERPRISES",
VOLGOGRAD STATE TECHNICAL UNIVERSITY,
RUSSIA, VOLGOGRAD, LENIN AVE., 28, 4000065

Abstract: In article the concept, essence, and relevance tax loading is considered now. The method of calculation of tax loading on the example of activity of the commercial enterprise is defined, influence of indicators of tax loading on financial streams of firm is analysed. Conclusions concerning a question of optimization of tax loading at the commercial enterprise which is carrying out the activity in the territory of the Russian Federation are drawn.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!