Все для предпринимателя. Информационный портал

Камеральная налоговая проверка: что это такое и к каким последствиям приводит. Что такое камеральная проверка

Ст. 88 НК РФ освещает порядок проведения камеральной налоговой проверки. Предметом камеральной проверки служит обеспечение надлежащего исполнения налогоплательщиком обязанности по заполнению отчетности. Механизм камеральной проверки запускается с момента представления плательщиком налоговой декларации (подробности читайте ).

Кем и где проводится камеральная налоговая проверка

Камеральная проверка проводится сотрудниками ФНС в стенах инспекции.

В рамках камеральной проверки сотрудник ИФНС вправе:

  • Запросить дополнительные документы. При этом налоговое законодательство разрешает истребовать при проведении камеральной проверки далеко не все. Так, например, п. 5 ст. 93 НК РФ установлено, что нельзя запрашивать повторно материалы, ранее представленные в ходе выездных или камеральных проверок. О том, какие еще документы налоговый орган потребовать не вправе, можно узнать из статьи .
  • Осуществить допрос свидетелей. Можно ли избежать дачи показаний, вам расскажет наша статья .
  • Провести осмотр помещений. При этом осмотру могут быть подвергнуты помещения не только проверяемого лица (подробности ).
  • Осуществить прочие мероприятия, речь о которых идет в статье .

Какими могут быть результаты проверки:

  • При выявлении ошибок ФНС обязана в течение 10 дней по окончании проверки составить акт об этом в 2 экземплярах и направить его налогоплательщику. О том, как выглядит акт и в течение какого времени он направляется проверяемому лицу, вы узнаете из статьи .

Обратите внимание! Проверяемое лицо может обжаловать акт налоговиков в течение месяца после его получения. Правильно это сделать вам поможет .

  • Если ошибки не обнаружены, налоговый орган не выдает плательщику никаких итоговых документов (за исключением проверки обоснованности возмещения по декларациям 3-НДФЛ и НДС), когда выносит то или иное решение. Подробнее о проведении камеральной проверки по НДС читайте в статье .

Камеральные проверки — это прерогатива только налоговых органов?

Проведение камеральной проверки осуществляется не только налоговыми органами, но и внебюджетными фондами, которые руководствуются ст. 34 ФЗ «О страховых взносах…» от 24.07.2009 № 212-ФЗ, а также таможенными службами в рамках Таможенного кодекса Таможенного союза.

В ходе камеральных проверок, проводимых таможней, таможенные органы также имеют право осуществлять запрос таможенных деклараций и прочих необходимых документов, получать доступ к объектам проверяемого лица, осуществлять прочие действия. О них рассказывается в статье .

Камеральные проверки представляют собой действенный инструмент в руках контрольных органов, поскольку позволяют получить немало информации о ведении хоздеятельности проверяемым лицом. Разобраться в тонкостях данной процедуры, а также избежать сложностей при ее прохождении поможет наша рубрика .

Законодательством России в части регулирования налоговых правоотношений предусмотрено проведение камеральных проверок налогоплательщиков компетентными органами. В чем заключается специфика данных проверок? Какие действия налогоплательщика могут потребоваться при их проведении?

Камеральная налоговая проверка — процедура, которую специалисты Налоговой службы (ФНС) проводят во всех случаях, когда налогоплательщиком в ведомство подается та или иная декларация (или же расчет). Данная проверка — стандартная процедура, не требующая чьей-либо санкции (например — руководителя подразделения ФНС, как в случае с выездной проверкой).

При этом, о факте проведения «камералки» проверяемый хозяйствующий субъект — ИП или организация, могут не уведомляться (но это не всегда так — далее в статье мы рассмотрим примеры, когда происходит активное взаимодействие ФНС и налогоплательщика). Главные задачи соответствующей проверки следующие:

  1. Определить корректность расчетов и иных данных, приведенных в декларациях и иных документах. При этом, основную работу специалист ФНС может доверить программам (которые проанализируют расчеты автоматически) или же проверить те или иные показатели самостоятельно. Во многих случаях проверка документов на предмет корректности расчетов — единственная задача специалиста налогового ведомства.
  2. Определение степени комплектности отчетной документации, предоставленной в ФНС налогоплательщиком.
  3. Определение степени соответствия сведений, зафиксированных в отчетных документах, тем, что отражены в источниках ФНС.
  4. Установление фактов нарушений налогового законодательства в части заполнения отчетных документов.

Камеральная проверка должна быть проведена ФНС в отношении той или иной декларации в течение 3 месяцев со дня ее предоставления налогоплательщиком. В пределах отведенного срока налоговики должны осуществить все необходимые коммуникации с проверяемым лицом. Например:

  • запрос разъяснений;
  • истребование документов;
  • проверку документов на территории налогоплательщика.

Стоит отметить, что при подаче в ФНС уточненной декларации срок ее проверки отсчитывается заново. При этом, проверку в отношении предшествующей декларации налоговики прекращают.

Что может потребоваться при «камералке», собственно, от налогоплательщика? Если с предоставленными в ФНС документами — все в порядке, то никаких действий с его стороны не предполагается.

Однако, ФНС может прийти к иным выводам по итогам проверки документов. В этом случае инициируется одна или несколько из указанных процедур (запрос разъяснений, истребование документов или визит инспекторов). Изучим их специфику подробнее.

ФНС требует разъяснений: нюансы

ФНС может потребовать от налогоплательщика письменных разъяснений, если:

  1. В предоставленных декларациях есть ошибки или несоответствия сведений тем, что отражены в источниках ФНС.
  2. В предоставленных отчетных документах приведены некорректные расчеты.
  3. Комплектность предоставленных в ФНС отчетных документов не соблюдена налогоплательщиком.

В указанных случаях Налоговая служба вправе запросить у налогоплательщика дополнительные разъяснения и документы.

Требование предоставить разъяснения по факту проведения камеральной проверки налогоплательщика ФНС, как правило, отражает в специальном документе, которое передается проверяемому лицу:

  • лично под расписку;
  • по почте;
  • через интернет (в предусмотренных законом случаях и в установленном порядке).

Как только налогоплательщик получит требования от ФНС — у него будет 5 дней на подготовку содержательного ответа по ними или же осуществления необходимых действий (например, предоставления в ведомство недостающих отчетных документов). Ответ ФНС может быть составлен в свободной форме и дополнен теми или иными документами, подтверждающими правомерность позиции налогоплательщика.

Стоит отметить, что никаких практических санкций за непредоставление в ФНС ответа по требованиям касательно разъяснений законодательством России не предусмотрено. Однако, выполнить просьбу налоговиков крайне желательно с точки зрения:

  • избежания необоснованных доначислений по декларациям;
  • избежания возможных санкций за непредоставление документов;
  • сохранения лояльности ФНС в части взаимодействия по другим декларациям и расчетам.

Следующий вариант коммуникаций ФНС и налогоплательщика — истребование документов налоговой службой. Рассмотрим особенности данного сценария.

ФНС истребует документы: нюансы

Истребовать от налогоплательщика дополнительные документы ФНС вправе, если в ходе камеральной проверки выяснится, что:

  1. Поданная налогоплательщиком декларация не дополнена необходимыми документами. Чаще всего — те, что подтверждают право фирмы применять нулевую ставку по НДС, право получения аванса от контрагента, а также применения расходов на научные работы.
  2. В декларации отражены льготы, но не предоставлены документы, удостоверяющие их. Например — при льготе, предполагающей освобождение от НДС при оказании медицинских услуг, таким документом может быть лицензия, а также те документы, что подтверждают оказание соответствующих услуг налогоплательщиком.

Важный нюанс: не может рассматриваться в качестве льготы факт отсутствия необходимости уплачивать НДС в рамках тех или иных правоотношений в принципе (например, при реализации земельных участков).

  1. В декларации по НДС отражена сумма к возмещению, но декларация не дополнена документами, удостоверяющими правомерность применения вычета. Такими источниками могут быть счета-фактуры, различные первичные документы.
  2. В декларации по НДС отражены сведения, которые не соответствуют тем, что приведены в других источниках (в частности, в декларации, предоставленной в ФНС контрагентом налогоплательщика). В этом случае налоговики вправе истребовать документы, позволяющие узнать точные сведения о хозяйственных операциях. К их числу могут относиться те же счета-фактуры, первичные документы.
  3. Налогоплательщик предоставил в ФНС уточненную декларацию, в которой налогооблагаемая база уменьшена. В этом случае налоговики могут истребовать документы, удостоверяющие обоснованность снижения базы (например, вследствие уменьшения прибыли). Такими документами могут быть, к примеру, регистры бухгалтерского учета.
  4. В ФНС предоставлена декларация по одному из следующих налогов:
  • НДПИ;
  • водному;
  • земельному.

В этом случае налоговики могут истребовать документы, на основании которых фирма исчисляет и уплачивает соответствующие налоги, различные отчетные формы — например, документ № 2-ТП (об использовании хозяйствующим субъектом воды).

  1. В ФНС предоставлена декларация по налогу на прибыль организации либо декларация НДФЛ налогоплательщиком в статусе участника инвестиционного товарищества. В этом случае истребуются:
  • документы, отражающие длительность нахождения налогоплательщика в соответствующем статусе;
  • сведения о доле прибыли или убытка, которая приходится на налогоплательщика.
  1. В ФНС предоставлена содержащая сведения о применении льгот декларация от налогоплательщика, который ведет деятельность в рамках регионального инвестиционного проекта. В этом случае налоговики запрашивают документы, удостоверяющие тот факт, что показатели реализации проекта соответствуют критериям, которые определены законодательно (непосредственно в отношении проекта или его участников).

Так или иначе, ФНС вправе истребовать документы, имеющие отношение к конкретной декларации за определенный отчетный период.

Возможны случаи, когда налогоплательщику предстоит личное общение с проверяющими — на своей территории. Фактически, речь идет о «выездной» камеральной проверке. Изучим то, что она представляет собой.

Камеральная проверка на территории налогоплательщика: нюансы

Действительно, камеральная проверка в ряде правоотношений предполагает нанесение визита налоговиков в офис или на производственные мощности налогоплательщика — как если бы проводилась выездная проверка. В связи с чем у ФНС возникает такое право?

Дело в том, что в положениях ст. 91 Налогового Кодекса РФ есть норма, по которой представители ФНС при наличии служебных удостоверений, а также мотивированного постановления компетентного лица ведомства вправе получать доступ в помещение налогоплательщика — если осуществляется камеральная проверка по декларации по НДС:

  1. В которой заявлено право налогоплательщика на возмещение НДС.
  2. В которой отражены сведения, противоречащие друг другу, а также не соответствующие тем, что отражены в декларациях от других налогоплательщиков либо иных документах, которые имеют отношение к налоговому учету по НДС. Например — если они отражены в журнале учета счетов-фактур, который также предоставляется в ФНС.

При этом, налоговики вправе реализовать право получения доступа к документам, если речь идет о возможном необоснованном занижении налогоплательщиком суммы НДС или к завышению той суммы, что отражает возмещение данного налога, и запросить у фирмы счета-фактуры, первичные и прочие документы, которые имеют отношение к расчету суммы НДС.

Таким образом, одним лишь истребованием документов в данном сценарии ФНС может не ограничиться.

Одним из видов налогового контроля является камеральная проверка, проведение которой регламентируется ст. 88 НК РФ . Проводится проверка без участия налогоплательщика, проверяются те документы, которые он представил, и налогоплательщик может даже не знать о проводимой проверке. В то же время, если обнаружены ошибки в поданной отчетности, налоговый орган обязан об этом сообщить.

Правила проведения проверки

После того, как налогоплательщик предоставил установленную отчётность, начинает течение срок камеральной проверки - 3 месяца. При этом официального решения для проведения проверки не требуется, уведомление о проведении проверки налогоплательщику не направляется.

Если ошибок не выявлено, то налогоплательщику документы не направляются. Если же выявлены ошибки, то направляется требование о представлении пояснений или внесении исправлений.

Функция камеральной проверки - не просто проверка правильности уплаты налога, но и анализ информации. Детально правила проверки и регламент взаимодействия установлены Письмом ФНС России от 16.07.2013 N АС-4-2/12705 "О рекомендациях по проведению камеральных налоговых проверок" (далее — Рекомендации).

Так, если есть основания полагать, что налогоплательщик не уплачивает налог в полном объеме, а в рамках камеральной проверки невозможно проверить это в силу ограничений, установленных НК РФ, то данные вносятся в информационные ресурсы для планирования проведения выездных налоговых проверок (п. 1.13 Рекомендаций).

Если отчетность не представлена

Особенность в том, что камеральная налоговая проверка проводится только на основании документов, которые представлены в налоговый орган. Но если отчетности нет, можно ли провести камеральную проверку? Дело в том, что при камеральной проверке проверяют, в том числе, и предоставление отчётности. В базе налогового органа указано, в какие сроки и какая отчетность должна быть представлена каждым налогоплательщиком.

Что проверяют при камеральной налоговой проверке

Прежде всего вводятся данные и проводится автоматический контроль показателей. Кроме того, сопоставляются показатели текущей отчетности:

  • с показателями отчетности предыдущего отчетного (налогового) периода;
  • с показателями отчетности по другим видам налогов и бухгалтерской отчетностью.

Также проверяется достоверность на основании всей имеющейся информации, проводится анализ налоговой нагрузки, выручки, рентабельности, показатели сравниваются с показателями по аналогичным налогоплательщикам и с показателями, средними по отрасли, в случае значительного отклонения устанавливается причина расхождений.

Если обнаружены противоречия или ошибки, то направление требования о представлении пояснений является обязанностью налоговиков (п. 3 ст. 88 НК РФ).

При этом налогоплательщик вправе представить документы, которые подтверждают правильность составления отчетности (п. 4 ст. 88 НК РФ). Надо отметить, что, даже если налогоплательщик уверен в правильности своих данных или считает, что подавать пояснения не обязан, это надо сделать, так как в противном случае может быть применен штраф в размере 5 000 рублей (п. 1 ст. 129.1 НК РФ).

Например, несмотря на то, что индивидуальный предприниматель прекратил деятельность, налоговый орган вправе провести проверку представленной отчётности, и отказ ответить на пояснения и представить документы может повлечь негативные последствия.

Если представлена уточненная декларация

Налогоплательщик вправе, руководствуясь ст. 81 НК РФ , подать декларацию, в которой налоговые обязательства могут быть как увеличены, так и уменьшены. Это может быть уменьшение налога из бюджета в связи с применением налоговых вычетов или увеличением расходов. Может быть исправление ошибок и уменьшение вычетов, соответственно, увеличение суммы, уплачиваемой в бюджет. Ограничение на подачу уточнённых деклараций НК РФ не устанавливает, как и количество уточненных деклараций за один период.

Но надо учитывать, что после подачи каждой уточнённой декларации вновь начинается отсчет периода для камеральной проверки (п. 9.1 ст. 88 НК РФ).

При проведении выездной налоговой проверки достаточно часто организации и ИП подают уточненки, корректируя выявленные налоговым органом ошибки или, наоборот, намереваясь учесть расходы и вычеты, которые ранее не были учтены. В этом случае декларация проверяется в рамках выездной проверки, и результат проверки оформляется также в рамках выездной проверки (п. 3.5 Рекомендаций). Исключение - если в декларации заявлено о возмещении НДС или акциза.

ФНС - ведомство, которое в силу специфики своей деятельности часто устраивает регулярные проверки деятельности предприятий. Они проводятся в силу необходимости осуществления налогового контроля, мониторинга исполнения предписаний плательщиками норм закона. В числе самых распространенных типов процедур, о которых идет речь, - камеральные проверки. С какой периодичностью они могут проводиться? К каким выводам может прийти ФНС по факту проведения таких проверок?

Камеральная проверка: определение

Исходя из формулировок НК РФ, камеральная налоговая проверка - это процедура, проводимая территориальным органом ФНС России, направленная на изучение деклараций и иных документов плательщика, ведущего деятельность по месту нахождения структуры ведомства.

Цель - контроль над соблюдением законодательства, регулирующего исчисление и уплату соответствующих сборов в казну. Камеральная налоговая проверка проводится в течение 3 месяцев с момента, когда плательщик предоставит в ФНС декларацию и прилагаемые к ней документы.

Формальности

По итогам процедуры могут составляться документы, свидетельствующие о нарушении соответствующих законов. Как правило, это сформированный по особой форме акт. Если проблем не выявлено - такие источники составлению не подлежат. Вместе с тем, если камеральная налоговая проверка выявила, что предприниматель допустил ошибки в декларации и иных документах, то в его адрес выносится предписание: в течение 5 дней внести в источники соответствующие корректировки. Если плательщик отказался рассмотреть соответствующий запрос, то, в свою очередь, сотрудник ФНС вправе составить акт, о котором сказано выше.

Акт налоговой проверки

Какова может быть структура соответствующего документа, о котором идет речь выше? Как выглядит акт камеральной налоговой проверки? Образец данного источника в части ключевых формулировок мы сейчас рассмотрим.

Согласно типовой форме, по которой составляются акты камеральных проверок, нас будут более всего интересовать пункты 2 и 3 соответствующего документа.

В пункте 1 акта, как правило, указываются формальные сведения - адрес организации, наименование, тип проверки и т. д.

В пункте 2 ФНС излагает перечень нарушений. Это может быть, например, формулировка вида "установлено, что декларация подписана лицом, не имеющим отношения к деятельности фирмы".

В пункте 3, в свою очередь, излагаются выводы и рекомендации (предложения) ФНС по устранению нарушений. В нашем случае это, вероятно, будет формулировка вида "внести исправления в декларацию".

Отличия от выездной проверки

Следует отметить, что кроме камеральной есть еще и выездная налоговая проверка. В чем разница? Выездная налоговая проверка подразумевает, что ФНС будет изучать не только документы, но также и корректность исчисления, а также уплаты всех необходимых сборов в казну. Основание для проведения такой процедуры - распоряжение руководителя территориального подразделения ФНС, которое функционирует по месту регистрации плательщика. При этом "выездная" проверка необязательно подразумевает фактическое прибытие сотрудников налоговых органов в офис предпринимателя. Допустим вариант, при котором соответствующая процедура может быть проведена и в кабинетах ФНС. Выездная проверка может подразумевать исследование деятельности предпринимателя на предмет исчисления и уплаты как одного, так и нескольких видов налогов. Изучению подлежит период функционирования фирмы в 3 предшествующих года. При этом проверять фирму в выездном формате дважды за один и тот же период не допускается.

Как мы уже сказали выше, камеральная налоговая проверка допускает составление только акта о нарушениях процедуры исчисления и уплаты сборов в казну. В случае с выездным форматом вариантов для действий ФНС может быть больше. Налоговики могут потребовать проведения различных экспертиз, запрашивать информацию у зарубежных структур и проводить иные дополнительные действия.

Камеральная проверка: порядок проведения

Изучим то, в каком порядке проводится налоговая проверка в камеральном формате. Как мы уже сказали, эта процедура, главным образом, базируется на изучении корректности заполнения деклараций и иных документов. Инициируется камеральная проверка в момент поступления в ФНС соответствующей отчетности от предпринимателя. Специалисты ФНС проверяют декларации и сопутствующие им документы на предмет:

  • корректности определения налоговой базы;
  • правильности использованных арифметических действий в строках и графах;
  • законности заявляемых вычетов;
  • корректности примененных плательщиком ставок и возможных льгот, исходя из положений релевантного законодательства;

В свою очередь, в рамках каждого из перечисленных этапов проверки ФНС производит совокупность иных действий (например, сверку полученных цифр с теми, что были указаны в декларациях по предыдущим периодами, сведениями в собственных базах данных и т. д.).

Если налоговая проверка обнаружит ошибки или несоответствия в документах, то, как мы уже сказали выше, предприниматель в письменной форме информируется о них. Одновременно ФНС предлагает ему изменить или дополнить соответствующие источники. Если оба действия налоговиками произведены не были, то результат камеральной проверки признается недействительным. Соответственно, если плательщик не внес необходимые исправления в документы, то ФНС будет оформлять соответствующее нарушение. Однако это не единственный возможный сценарий дальнейших действий. Рассмотрим возможные варианты активностей ведомства после того, как камеральная проверка налоговых деклараций и иных документов завершена.

Действия налоговиков

Собственно, как только сотрудник ФНС обнаруживает ошибки в источниках, предоставленных плательщиком, он обязан составить докладную на имя руководства своего территориального отдела. В ней излагаются факты, которые свидетельствуют о возможном нарушении человеком налогового законодательства. Там же, в докладной записке, сотрудник ФНС отражает рекомендацию принять какое-либо решение. Как правило, одно из следующих:

  • привлечь плательщика к ответственности (или отказаться от этой процедуры);
  • инициировать дополнительные мероприятия, связанные с налоговым контролем.

Интересный факт: если плательщик, получив рекомендации от ФНС по исправлению неверных сведений в декларациях и иных документах, не произвел необходимых действий, то налоговики имеют право инициировать уже не камерального типа процедуру, а выездного. Это - плановая проверка. Налоговая может включить предприятие в соответствующий перечень.

Если налоги недоплачены

ФНС может установить, изучив декларации и иные сопутствующие документы, что предприниматель необоснованно занизил суммы сборов, подлежащие исчислению и уплате. То есть, осуществляя не только выездные, но и камеральные проверки налоговых органов, сотрудники ведомства вправе устанавливать подобные факты. В этом случае в течение 10 дней после проведения соответствующей процедуры руководитель территориального подразделения ФНС выносит предписание о привлечении плательщика к ответственности в соответствии с нормами НК РФ. После этого предприниматель уведомляется о необходимости доплатить в бюджет недостающую сумму сборов, включая пени, а также внести корректировки в документы.

Обработка документов

Камеральная проверка - что это за процедура с точки зрения алгоритма действий налоговиков в плане работы с документами? Рассмотрим этот нюанс.

Первым делом, документы исследуются на предмет полноты и актуальности предоставления - в соответствии с теми сроками, что установлены законодательством. Далее, проверяется то, насколько своевременно документы были предоставлены в ФНС. Следующий этап - внешний вид документов, присутствие всех необходимых реквизитов, корректный шрифт и т. д. Далее исследуется правильность расчетов, арифметика, обоснованность использования льгот. Следующий этап - проверка корректности определения налоговой базы.

Таким образом, в ходе камеральной проверки сотрудник ФНС производит три типа основных действий:

  • проверку на соответствие формальным требованиям, касающимся заполнения документов;
  • исследование арифметических действий плательщика на предмет корректности;
  • проверку документов и сведений в них с точки зрения нормативного регулирования.

Процедура, завершающая камеральную проверку, - подведение выводов по всем цифрам и прочим параметрам изучения документов, формирование предписаний.

Сроки

Важнейший аспект такой процедуры, как камеральная налоговая проверка, - сроки. Выше мы только обозначили, что предельный временной интервал, которым обладает ФНС для завершения исследования поданных предприятием документов, - 3 месяца. Теперь же мы рассмотрим нюансы, связанные со сроками, более подробно.

Как таковой, отсчет отведенного периода времени на проверку начинается с момента поступления документов предпринимателя в распоряжение структуры ФНС. Например, если подразумевается камеральная налоговая проверка по НДС, то ее началом будет считаться предоставление соответствующей квартальной декларации.

Важный нюанс, касающийся сроков, - они могут быть продлены. Но на то у ФНС должны быть существенные основания. Какие, например? Как правило, такие случаи возможны, если проверяются документы самых крупных плательщиков по региону (согласно критериям, установленным ФНС). Также увеличение сроков проверки возможно, если сотрудники ведомства выявили неточности или противоречия в информации, предоставленной компанией, которая может свидетельствовать о прямом нарушении законодательства. Еще один возможный повод - ФНС посчитала необходимых провести дополнительные процедуры в рамках налогового контроля.

Дискуссионные моменты

Мы изучили основные характеристики такого явления, как камеральная проверка, что это такое. Вместе с тем стоит отметить нюанс, касающийся некоторых проблемных и в какой-то мере дискуссионных моментов, характерных для этой процедуры. Как полагают многие юристы, в этой области есть нерешенные проблемы правового, а также организационного характера. Их можно наблюдать в ходе правоприменительной практики, деятельности арбитражей.

Одна из самых актуальных проблем связана с процедурой возмещения НДС. Дело в том, что предприятия, переплатившие по тем или иным основаниям данный налог, формально имеют право вернуть излишки из бюджета. Однако на практике осуществить эту процедуру бизнесам бывает непросто - главным образом потому, что органы ФНС, как считают некоторые эксперты, иногда слишком активно увлекаются затребованием от предприятий дополнительных документов в ходе камеральной проверки деклараций НДС. Это существенно замедляет процесс, и может негативно сказаться на динамике взаимодействия предприятия с партнерами и контрагентами. Сложность здесь также в том, что в НК РФ пока что нет перечня документов, которые могут однозначно свидетельствовать о праве бизнеса на получение вычета по НДС. И потому налоговики, как отмечают эксперты, требуют иногда слишком обширный круг источников.

Еще одна группа проблем связана, собственно, с не вполне однозначными, как считают некоторые юристы, формулировками в НК РФ. Простой пример - в 3-м пункте 88-й статьи Кодекса сказано, что при выявлении в ходе камеральной проверки ошибок в декларации об этом сообщается налогоплательщику. Однако, как отмечают юристы, здесь прямо не указано - это обязанность ФНС или же все-таки право. При этом такого рода действие ФНС, как вынесение требования в адрес плательщика устранить нарушения, классифицируется именно как право, если исходить из формулировок 1-го пункта 31-й статьи НК РФ. В свою очередь, арбитражная практика содержит прецеденты, которые говорят о том, что соответствующее действие ФНС следует рассматривать все же как обязанность.

Следующая группа проблем связана с недостаточной проработанностью критериев, по которым проводятся выездные проверки, базируемые на результатах камеральных. То есть возможен вариант, когда бизнес однозначно вел работу с нарушениями, однако более строгая процедура контроля в отношении него не инициирована: все, что направила ФНС - акт камеральной налоговой проверки, который, по сути, может никак не повлиять на дальнейшее поведение бизнеса в аспекте намеренных нарушений релевантного законодательства. В свою очередь, бывает так, что предприятие допустило фактически случайные ошибки в заполнении документов, но ФНС все же решило осуществить выездное мероприятие.

Эксперты полагают, что справедливая зависимость между двумя процедурами налогового контроля все же должна быть. Критериями в этом случае могут выступить:

  • степень соответствия показателей в документах налогового и бухгалтерского характера;
  • логика между расчетными процедурами для разных участков бизнеса;
  • сравнение данных по разным периодам;
  • сопоставление сведений, полученных в ходе камеральной проверки и информации, получаемой ФНС из иных источников.

В качестве возможных инструментов, которые бы позволили ФНС сделать работу эффективнее, эксперты называют совершенствование технологической базы. То есть если, например, какие-то несоответствия по тому или иному бизнесу есть, и они явные - компьютерная программа в соответствии с заложенными алгоритмами наглядно и при задействовании объективных показателей, сможет выявить возможные нарушения, которые могут быть основой для выездной проверки.

В статье рассмотрим как проводится камеральная проверка 3-НДФЛ, ее сроки, а также как узнать ее результат проведения. Камеральная проверка осуществляется курирующим налоговым специалистом камерального отдела по месту расположения налоговой на основании предоставленной налоговой и первичной документации. Данный вид проверки выполняется в постоянном порядке силами специально предусмотренного для этого отдела.

Камеральная проверка будет проведена, если плательщик НДФЛ обратится в налоговую:

  • За получением вычета различного характера (имущественного, социального);
  • За возвратом излишне уплаченного налога по причине неверного использования вычетов;
  • При декларировании полученных доходов в прошедшем году.

Любое обращение в ФНС с 3-НДФЛ является поводом для проведения камеральной проверки.

При проверке 3-НДФЛ камеральщику потребуется сама декларация, а также документация, обосновывающая применение указанной ставки, вычетов. При необходимости проводится запрос необходимой первичной документации у налогоплательщика. Если проверяющему специалисту будут не понятны какие-либо моменты, то он попросит разъяснений в письменном виде у налогоплательщика. Если что-либо в проверяемой документации покажется подозрительным, то данное дело будет передано отделу, выполняющему выездные проверки. Читайте более подробно про проверку предпринимателей в статье: →” “.

Процедура камеральной проверки осуществляется специалистами налоговой, порядок ее организации определен 88 статьей НК РФ.

Сроки проведения камеральной проверки 3-НДФЛ

2-м пунктом указанной статьи определено, что камеральная проверка подлежит проведению не позднее трехмесячного срока с даты передачи 3-НДФЛ в налоговую .

Точка отсчета для указанных трех месяцев – момент представления 3-НДФЛ. Данная декларация может быть подана физлицом несколькими путями:

  • личная передача в руки налоговому специалисту;
  • электронная передача;
  • почтовое отправление.

Дата представления 3-НДФЛ в зависимости от способа подачи:

Таким образом, момент начала проведения камеральной проверки – это дата передачи 3-НДФЛ в налоговую, в течение 3-ех месяцев с этой даты камеральщики должны провести проверку декларации.

Если от налогоплательщика требуется предоставить уточненную или скорректированную 3-НДФЛ, то трехмесячный срок будет исчисляться заново со дня подачи последнего документа или пояснения.

Ход камеральной проверки

Проверка осуществляется на основе предоставленной декларации и сопровождающей ее обосновывающей документации, при этом нет никакой связи с какими-либо событиями, основаниями. Никакого письменного сообщения налогоплательщику о начале камеральной проверки не направляется.

Письменного решения или иного документа для начала проведения камеральной проверки не требуется, инспекторы проводят ее самостоятельно без какого-либо приказа свыше.

Если проверяющим лицом устанавливаются какие-то нарушения, то проводится камеральная проверка с истребованием документации первичного характера у плательщика. В 5-ти дневный срок предлагается физлицу пояснить выявленные несоответствия, предоставить дополнительные сведения, а также внести корректировки. Камеральщик может связаться с налогоплательщиком с помощью указанного в 3-НДФЛ телефона или направить письменное требование о предоставлении какой-либо дополнительной информации.

Сама процедура частично автоматизирована – поступивший бланк 3-НДФЛ проходит проверку специализированной программой, которая на основе проведенного тестирования выявляет арифметические ошибки, противоречия показателей и нестыковки данных. Машина не может определить все возможные ошибки в показателях декларации, ее возможности имеют свои границы, а потому после машинной проверки за дело берутся камеральщики.

Информация о том, как именно проводится камеральная проверка, является закрытой. Никаких точных данных о методах и приемах, применяемых в ходе данной процедуры камеральщиками, налоговой не раскрывается.

В ходе процедуры инспекторы выявляют случаи занижения базы для вычисления налога путем логической проверки указанных цифровых показателей в полях декларации. Сведения из декларации сопоставляются с иной информацией, получаемой из предыдущих отчетов, внешних источников.

По факту проведенной камеральной проверки формируется список плательщиков, в отношении которых будет осуществлена выездная проверка.

В процессе камеральной проверки 3-НДФЛ можно выделить следующие этапы:

  1. Определяется, вся ли документация плательщиком подана;
  2. Сопоставляется срок подачи декларации с утвержденной крайней датой;
  3. Осматриваются визуально заполненные поля и степень соответствия их оформления установленным правилам;
  4. Проверяется правильность проведения счетных операций;
  5. Определяется верность применения указанных налоговых льгот в виде вычетов различного характера;
  6. Проверяется корректное применение ставок;
  7. Осуществляется контроль за верным вычислением базы для НДФЛ.

В декларации важно указывать действующий номер телефона, чтобы контролирующий инспектор смог в кратчайшие сроки связаться с налогоплательщиком для получения дополнительных сведения и его уведомления о выявленных нарушениях и неточностях.

Статус камеральной проверки 3-НДФЛ. Как проверить?

Если налогоплательщик желает лично контролировать процедуру проведения камерального проверки, отслеживать ее текущий статус, то можно предпринять следующие действия:

  1. Уточнить телефонный номер отдела, занимающегося камеральными проверками деклараций по доходам физлиц, после чего с помощью периодических звонков контролировать статус проверки;
  2. Зарегистрировать личный кабинет на сайте налоговой службы.

Данные действия позволяют налогоплательщику отслеживать действия камеральщиков, уточнять необходимые вопросы, сроки окончания проверки, ее ход, что особенно актуально при получении вычетов по НДФЛ.

Результат камеральной проверки 3-НДФЛ

Узнать результат можно с помощью указанных выше способов. Также можно направить официальный письменный запрос в налоговую. Наиболее удобно смотреть результат в личном кабинете, при возникновении непонятных ситуаций, рекомендуется обращаться непосредственно в камеральный отдел налоговой, расположенной по месту подачи 3-НДФЛ, то есть по месту проживания физлица.

По факту завершения проверки может быть установлен следующий результат:

  • Выявление ошибки – направляется требование налогоплательщику о предоставлении необходимых документов или исправлению неточностей с помощью подачи корректирующей 3-НДФЛ (срок камеральной проверки начинает считаться заново);
  • Отсутствие ошибок – направляется квитанция для уплаты указанной в декларации суммы НДФЛ или формируется решение о возмещении ранее перечисленного излишнего налога, или составляется решение о предоставлении вычета;
  • Отказ в предоставлении вычета, возврате налога.

Если результатом стал отказ, то следует выяснить причины этого, как правило, подобные решения выносятся в связи с нехваткой необходимой обосновывающей документации. Если налогоплательщик не согласен с выводами налогового специалиста, то он может обратиться с письменным возражением.

Если результатом камеральной проверки стало решение о предоставлении вычета, то в течение одного месяца с момента окончания проверки денежные средства перечисляются на счет налогоплательщика, указанный в заявлении, подаваемом вместе с 3-НДФЛ в числе прилагаемой документации. Нарушение указанного срока является поводом для письменного требования о начислении процентов за каждый день задержки в связи с незаконным использование чужих средств.

Пример получения вычета по НДФЛ

Потапенко А.А. 18.04.2016 сдал 3-НДФЛ в налоговую по месту проживания для получения имущественного вычета при покупке квартиры. Декларацию он сопроводил заявлением, документацией, подтверждающей расходы на приобретение жилья. В какие сроки он может ожидать положенный вычет?

Сроки осуществления камеральной проверки в данной ситуации – 3 месяца со дня подачи (до 18.07.2016). Если никаких неточностей и ошибок специалист камерального отдела не выявит, вся документация имеется в наличии, то после окончания срока проверки в течение одного месяца Потапенко получит сумму вычета, последняя дата для получения денег – 18.08.2016.

Если до 18 августа Потапенко не получит деньги, то следует писать жалобу, направляя ее руководителю налоговой.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!