Все для предпринимателя. Информационный портал

Что значит взаимозависимые лица. Какие цены признаются рыночными. Признаки, которые обоснуют дробление бизнеса

Начиная с 01.01.2012 г. вступил в действие* Федеральный закон №227-ФЗ от 18.07.2011 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения».

*Некоторые положения закона вступают в действие с 01.01.2014г.

Данным законом введен в действие раздел V.1 Части 1 Налогового кодекса «Взаимозависимые лица. Общие положения о ценах и налогообложении. Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Соглашение о ценообразовании».

Налоговая экономика может состоять как из выбора правовых актов, которые влекут за собой гипотезы о нераспространении или освобождении, а также о признании более выгодного бизнеса непрямым юридическим бизнесом, чтобы получить желаемый результат устранения или сокращения истощения.

Поэтому считается, что налоговое планирование является важным инструментом для оптимизации бизнес-деятельности, что позволяет улучшить финансовые результаты и избежать возможных проблем с Казначейством. Явление глобализации усилило озабоченность государств транснациональными деловыми отношениями, поскольку налогообложение стало серьезной проблемой, которая требует адекватного решения ее доли.

Новым разделом НК РФ изменены принципы определения цены товаров для целей налогообложения.

Так, ранее использовавшаяся в этих целях статья 40 Налогового Кодекса «Принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения», в настоящее время действует лишь в отношении сделок, доходы или расходы по которым были признаны в соответствии с главой 25 НК РФ до дня вступления в силу закона №227-ФЗ.

В контексте нынешнего контекста бюджетной прозрачности необходимость соблюдения принципа длины руки лежит на замечании Рикардо Лобо Торреса о том, что «налог рождается в пространстве, открытом самоограничением свободы и составляет цену свободы». Цена свободы при установлении трансфертных цен прослеживается по принципу длины руки, который находит свою конституционную основу для обоснованности принципов способностей, равенства и свободной конкуренции.

Однако его материализация в налоговом административном процессе должна уважать принципы достаточной защиты, противоречия, беспристрастности, отсутствия доказательств и материальной правды, что делает возможной юридическую определенность рассматриваемой системы. Именно взвешивание принципов будет гарантировать фискальное обоснование и разумность при применении основной брачной линии в бразильском законодательстве под угрозой компрометации системы.

Аналогично обстоит ситуация со статьей 20 Налогового Кодекса «Взаимозависимые лица».

Внесенные законом №227-ФЗ в Налоговый кодекс новшества повлекли за собой изменение основы определения соответствия цен, применяемых в контролируемых сделках, рыночным ценам.

Теперь в Налоговом кодексе содержится расширенный перечень взаимозависимых лиц, а так же описан порядок определения прямого и косвенного участия и владения во взаимозависимых компаниях.

Исключая применение правил трансфертной цены к сделкам с нематериальными активами, бразильский законодатель отклонился от принципа длины руки, установив произвольный лимит, который несовместим с понятием дохода, что приводит к неконституционности правила, следовательно, перед принципом в дополнение к предоставлению неравного обращения между импортерами материальных и нематериальных товаров, которые регулируются различными правилами.

Учитывая его положение в статье 25 Обычной модели, соглашение о предварительном ценообразовании может быть представлено в налоговые органы Бразилии, если существует международный договор, основанный на критериях и методах расчета цены, принятых экономически для сохранения длины руки договора и избегать двойного налогообложения, используя дружественную процедуру.

Описаны особенности контролируемых сделок и порядок информирования организациями налоговых органов о проводимых контролируемых сделках.

В настоящее время налоговые органы разработали проект Приказа « Об утверждении форм и форматов уведомления о контролируемых сделках, предусмотренного пунктом 2 статьей 105 Налогового кодекса Российской Федерации, а также порядка заполнения формы уведомления о контролируемых сделках и порядка представления уведомления о контролируемых сделках в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи» , но в законную силу он пока еще не вступил.

Преимущество Соглашения о расширенном соглашении заключается в устранении неопределенности налогоплательщика и возможности для налоговых органов и налогоплательщика обсуждать вопросы без должностей противников, снижая затраты на налогообложение со стороны Казначейства и устраняя административные или судебные вопросы, а также облегчая планирование управления.

Одним из недостатков Соглашения о расширенном принципе является возможное несогласие со стороны Казначейства других стран, которые не участвовали в переговорах. Также возможно изменение рыночных условий, и в этом случае соглашение должно обладать достаточной гибкостью для адаптации, включая затраты и время, необходимые для подготовки исследований.

В статье будут рассмотрены новые методы определения соответствия цен рыночным, признаки взаимозависимости, а так же порядок и сроки информирования налоговых органов о проведении контролируемых сделок.

ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ И ЕЕ ПРИЗНАКИ В СООТВЕТСТВИИ С НАЛОГОВЫМ КОДЕКСОМ

Взаимозависимыми в целях налогообложения в соответствии с положениями Налогового Кодекса, признаются лица, если особенности отношений между ними могут оказывать влияние:

Учитывая сложившуюся ситуацию, когда очевидный взрыв интернационализации компаний, ищущих новые рынки, необходимо разрешить всем компаниям проводить таксономическую изотермическую обработку, что позволит потребителям получать более качественную продукцию по более низким ценам, однако, привилегия некоторых компаний над другими.

Понятно, что Бразилия приняла очень сложную международную систему для использования трансфертных цен. Однако такая система зависит от высокого уровня готовности налогового органа к контролю и обеспечению соблюдения действующего законодательства. Учитывая, что Бразилия по-прежнему не располагает необходимыми средствами для эффективного вступления в силу действующего законодательства и что налоговые органы по-прежнему испытывают трудности с тем, чтобы дать правильную интерпретацию и применение принципа продолжительности, когда методы проверены, отмечается, что они по-прежнему сохраняются в стране трудности с использованием трансфертных цен.

  • на условия, результаты сделок, совершаемых этими лицами,
  • экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц.
При определении взаимной зависимости лиц учитывается влияние, которое может оказываться в силу участия одного лица в капитале других лиц.

Для этого анализируются заключенные между ними соглашением и другие возможности одного лица влиять на решения, принимаемые другими лицами.

Энциклопедия «Новый вебстерский всеобъемлющий словарь английского языка - издание в электронном виде». Трансфертные пошлины в бразильском налоговом законодательстве. Допустимость легитимности способностей и основных прав налогоплательщика. Договор конституционного финансового и налогового права - Ценности и Конституционные налоговые принципы.

Международное налоговое право: налоговое планирование и транснациональные операции. редактор. Международное налоговое законодательство Бразилии: Налогообложение международных операций. 6-е издание, переформулировано и обновлено. Документ о заключении курса, представленный на юридическом курсе Института высшего образования Бразилии, как требование получить степень бакалавра права.

При этом такое влияние учитывается независимо от того, может ли оно оказываться одним лицом непосредственно и самостоятельно или совместно с его взаимозависимыми лицами.

Обратите внимание: В соответствии с п.5 ст.105.1 НК РФ, организации и/или физические лица, являющиеся сторонами сделки, вправе самостоятельно признать себя для целей налогообложения взаимозависимыми лицами по основаниям, не предусмотренным п.2 ст.105.1 НК РФ.

Рассматривая вопрос о трансфертном ценообразовании, профессор Роберто Кирога Москера отмечает, что анализ принципов, регулирующих международное налоговое законодательство, становится императивом, поскольку внутреннее законодательство по умолчанию не располагает достаточными механизмами для решения противоречивые интересы.

Тем не менее, Федеральный совет по доходам периодически публикует список с указанием стран, рассматриваемых как налоговые льготы. В этом случае есть сомнения в доктрине, является ли список исчерпывающим или образцовым. В первой гипотезе все другие страны, которые не связаны, не будут рассматриваться как налоговые льготы с целью применения правил трансфертной цены. Во второй гипотезе любая страна, которая не облагает налогом доход или который составляет максимальную ставку ниже 20%, будет контролироваться.

Признаки взаимозависимости регламентируются положениями п.2 ст.105.1 Налогового кодекса.

Однако в соответствии с п.7 ст.105.1 Налогового кодекса, суд может признать лица взаимозависимыми по иным основаниям, не предусмотренным п.2 ст.105.1 НК РФ, если отношения между этими лицами обладают признаками взаимозависимости в соответствии с п.1 ст.105.1 НК РФ.

В любом случае этот список состоит из следующих населенных пунктов: Андорра, Ангилья, Антигуа и Барбуда, Нидерландские Антильские острова, Аруба, Содружество Багамских островов, Бахрейн, Барбадос, Белиз, Бермудские острова, Кампионе-д'Италия, Нормандские острова, Каймановы острова, Кипр, Сингапур, Острова Кука; Республика Коста-Рика, Джибути, Доминика, Объединенные Арабские Эмираты, Гибралтар, Гренада, Гонконг, Лебуан, Ливан, Либерия, Лихтенштейн, Люксембург, Макао, остров Мадедейра, Мальдивы, Мальта Остров Мэн, Маршалловы Острова, Маврикий, Македония, Острова Монтсеррат, Науруру, остров Ниуэ, Султанат Омг, Панама, Американское Самоа, Западное Самоа, Сан-Марино, Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Люсия, Сейшельские острова, Тонга, Острова Теркс и Кайкос, Вануату, Виргинские острова и Британские Виргинские острова.

Для целей Налогового кодекса, взаимозависимыми лицами признаются (п.2 ст.105.1 НК РФ):

1. Организации

1.1 Если одна организация прямо или косвенно участвует в другой организации и доля такого участия составляет более 25% (пп.1 п.2 ст.105.1 НК РФ).

1.2 Если одно и то же лицо прямо или косвенно участвует в этих организациях и доля такого участия в каждой организации составляет более 25% (пп.3 п.2 ст.105.1 НК РФ).

Следует отметить, что, хотя проблема подоходного налога выше налогообложения, налог на импорт является абсолютно противоположным, поскольку целью является не передача прибыли, а уменьшение налога на импорт через недоучет операции. Это приводит к одному из различий между институтом трансфертных цен и таможенной оценкой.

Взаимозависимость предполагает, что у компаний есть своя финансовая автономия, с различными социальными структурами и в то же время участие одной компании в направлении, контроле или в столице другой, что приводит к вертикальной интеграции обществ или даже к горизонтальной интеграции, когда обе компании связаны с третьей компанией, выступающей в качестве дочерних компаний, участвующих в одном и том же сундуке, в трехсторонней социальной деятельности.

1.3 Если в организациях по решению одного и того же физического лица* назначены или избраны (пп.5 п.2 ст.105.1 НК РФ):

  • супругом или супругой,
  • опекунами (попечителями),
  • подопечными.
1.4. Если в организациях одни и те же физические лица* составляют более 50% (пп.6 п.2 ст.105.1 НК РФ):
  • состава коллегиального исполнительного органа,
  • совета директоров (наблюдательного совета).
*Совместно с его взаимозависимыми лицами (пп.11 п.2 ст.105.1 НК РФ):
  • супругом или супругой,
  • родителями (в том числе усыновителями),
  • детьми (в том числе усыновленными),
  • полнородными и не полнородными братьями и сестрами,
  • опекунами (попечителями),
  • подопечными.
1.5 Если полномочия единоличного исполнительного органа в организациях осуществляет одно и то же лицо (пп.8 п.2 ст.105.1 НК РФ).

2. Физическое лицо и организация

§ 1 В целях положений заключительной части настоящей статьи учитывается налоговое законодательство этой страны, применимое к физическим или юридическим лицам, в зависимости от характера лица, с которым была проведена операция. § 2 В случае физического лица, проживающего в Бразилии.

§ 3 Для целей положений настоящей статьи налогообложение труда и капитала, а также зависимости страны проживания или места жительства рассматриваются отдельно. Налоги и трансфертные цены, в налогах и сборах, том. Принцип длины руки, трансфертное ценообразование и теория толкования налогового законодательства, в диалектическом обзоре налогового законодательства, № 48, с. 122.

2.1 Если физическое лицо прямо или косвенно участвует в такой организации и доля такого участия составляет более 25 % (пп.2 п.2 ст.105.1 НК РФ).

3. Организация и лицо

3.1 Если лицо* имеет полномочия (пп.4 п.2 ст.105.1 НК РФ):

  • По назначению или избранию единоличного исполнительного органа организации.
  • По назначению или избранию не менее 50% состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) организации.
*В том числе физическое лицо совместно с его взаимозависимыми лицами (пп.11 п.2 ст.105.1 НК РФ):
  • супругом или супругой,
  • родителями (в том числе усыновителями),
  • детьми (в том числе усыновленными),
  • полнородными и не полнородными братьями и сестрами,
  • опекунами (попечителями),
  • подопечными.
3.2 Если лицо осуществляет полномочия ее единоличного исполнительного органа (пп.7 п.2 ст.105.1 НК РФ).

4. Организации и/или физические лица

Второй метод, известный как совместное распределение затрат или затрат, допускал разделение на затраты, которые родитель имел с исследованиями, разрабатываемыми или разрабатываемыми, для получения технологии, которая передавала бы дочернюю компанию. Был обсужден вопрос о том, применимы ли методы определения трансфертных цен, приводящие к включению элемента прибыли, применимы только к случаям индивидуализированных услуг, подверженных прямой оценке, или же они также применимы к коллективным услугам.

Альберто Ксавье. Налоговые аспекты соглашения о разделе затрат, в «Диалектическом журнале налогового права», № 23, стр. 7-17, Св. Павел, Диалектика. Согласно энциклопедии «Новый вебстерский всеобъемлющий словарь английского языка - электронное издание», выражение «на расстоянии вытянутой руки» означает «на расстоянии, чтобы не быть дружелюбным или интимным».

4.1 Если доля прямого участия каждого предыдущего лица в каждой последующей организации составляет более 50%.

5. Физические лица

5.1 Если одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению.

5.2 Взаимозависимые лица физического лица (пп.11 п.2 ст.105.1 НК РФ):

  • его супруг или супруга,
  • родители (в том числе усыновители),
  • дети (в том числе усыновленные),
  • полнородные и не полнородные братья и сестры,
  • опекун (попечитель),
  • подопечный.
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ В СДЕЛКАХ МЕЖДУ ВЗАИМОЗАВИСИМЫМИ ЛИЦАМИ

В соответствии с п.1 ст.105.3 Налогового кодекса, если в сделках между взаимозависимыми лицами устанавливаются:

Глобализация и контроль за переносом цен в Бразилии. Предоставляемые скидки, которые не зависят от будущих событий, то есть тех, которые предоставляются во время каждой перепродажи и отображаются в соответствующем счете-фактуре. Суммы, уплаченные и ценности, которые представляют собой обязательство по оплате в этом отношении продажи товаров, услуг или анализируемых прав.

20% в гипотезе перепродажи товаров, услуг или прав и 60% в гипотезе товаров - пороки или права, применяемые в производстве. В гипотезе использования более чем одного метода следует учитывать нижнюю из вычисленных значений, соблюдая положения подраздела ниже.

  • коммерческие,
  • финансовые,
условия, отличные от условий в сопоставимых сделках между лицами, не являющимися взаимозависимыми, то любые доходы, которые могли бы быть получены одним из этих лиц, но вследствие указанного отличия не были им получены, учитываются для целей налогообложения у этого лица.

Учет для целей налогообложения доходов в соответствии с п.1 ст.105.3 НК РФ, производится в случае, если это не приводит к уменьшению суммы налога, подлежащего уплате в бюджетную систему РФ.

Если стоимость, определенная в соответствии с этими методами, ниже, чем отпускные цены, указанные в экспортных документах, преобладает доход, признанный в соответствии с указанными документами. Свободная конкуренция и регулирование рынков: исследования и мнения.

Недобросовестная коммерческая практика, состоящая из одной или нескольких компаний из одной страны, продающей свою продукцию за необычайно низкие цены в другой стране, на время, направленная на нанесение ущерба и устранение местных конкурентов, а затем доминирование на рынке и наложение высоких цен.

Исключение составляют случаи, когда налогоплательщик применяет симметричную корректировку * в соответствии со ст.105.18 Налогового кодекса.

*Если налоговая инспекция по итогам проверки сделок между взаимозависимыми лицами, доначислит организации налоги исходя из рыночных цен, то российские организации, являющиеся другими сторонами таких сделок, могут применить такие цены при исчислении следующих налогов (п.4 ст.105.3 НК РФ):

1. Налога на прибыль организаций.

2. НДФЛ, уплачиваемого в соответствии со ст.227 НК РФ.

3. Налога на добычу полезных ископаемых (в случае, если одна из сторон сделки является налогоплательщиком указанного налога и предметом сделки является добытое полезное ископаемое, признаваемое для налогоплательщика объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых, при добыче которых налогообложение производится по налоговой ставке, установленной в процентах).

4. НДС (в случае, если одной из сторон сделки является организация (ИП), не являющаяся налогоплательщиком НДС или освобожденная от исполнения обязанностей налогоплательщика по НДС).

Такое применение налогоплательщиками рыночных цен, на основании которых было вынесено решение о доначислении налога в соответствии со ст.105.17 НК РФ, признается симметричной корректировкой .

При этом, цены, применяемые в сделках, сторонами которых являются лица, не признаваемые взаимозависимыми, а также доходы, получаемые лицами, являющимися сторонами таких сделок, признаются рыночными

МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДОХОДОВ

В соответствии со ст.105.7 Налогового кодекса, при проведении налогового контроля сделок между взаимозависимыми лицами, налоговые органы используют следующие методы:

  • метод сопоставимых рыночных цен;
  • метод цены последующей реализации;
  • затратный метод;
  • метод сопоставимой рентабельности;
  • метод распределения прибыли.
В соответствии с п.2 ст.105.7, допускается использование комбинации двух и более методов.

При этом, в соответствии с п.3 ст.105.7, метод сопоставимых рыночных цен является приоритетным в большинстве случаев определения для целей налогообложения соответствия цен, примененных в сделках, рыночным ценам.

Исключение составляет определение соответствия рыночным ценам цен, по которым товар приобретается в рамках анализируемой сделки и перепродается без переработки в рамках сделки, сторонами которой являются лица, не признаваемые взаимозависимыми.

В этом случае приоритетным является использование метода цены последующей реализации*.

*Указанный метод используется в случае, если лицо, осуществляющее перепродажу, не владеет объектами НМА, оказывающими существенное влияние на уровень его валовой рентабельности.

Метод цены последующей реализации может быть использован также в случаях, когда при перепродаже товара осуществляются следующие операции:

  • подготовка товара к перепродаже и транспортировке (деление товаров на партии, формирование отправок, сортировка, переупаковка);
  • смешивание товаров, если характеристики конечной продукции (полуфабрикатов) существенно не отличаются от характеристик смешиваемых товаров.
Применение остальных трех методов допускается, если применение метода сопоставимых рыночных цен:
  • невозможно,
  • не позволяет обоснованно сделать вывод о соответствии или несоответствии цен, примененных в сделках, рыночным ценам для целей налогообложения.
Метод сопоставимых рыночных цен используется для определения соответствия цены, примененной в контролируемой сделке, рыночной цене (в порядке, установленном ст.105.9 НК РФ), при наличии на соответствующем рынке:
  • товаров,
  • работ,
  • услуг,
хотя бы одной сопоставимой сделки, предметом которой являются идентичные (при их отсутствии - однородные) товары (работы, услуги), а также при наличии достаточной информации о такой сделке.

При этом для применения метода сопоставимых рыночных цен ценам, примененным в контролируемой сделке, в качестве сопоставляемой сделки возможно использование сделки, совершенной этим налогоплательщиком с лицами, не являющимися взаимозависимыми.

Это возможно при условии, что такая сделка является сопоставимой с анализируемой сделкой (п.3 ст.105.7).

КОНТРОЛИРУЕМЫЕ СДЕЛКИ

В соответствии с п.1 ст.105.14, контролируемыми сделками признаются сделки между взаимозависимыми лицами и сопоставимые с ними сделки.

1. Сделки с взаимозависимыми лицами

В соответствии с п.2 ст.105.14 НК РФ, сделка между взаимозависимыми лицами:

  • местом регистрации,
  • местом жительства,
всех сторон и выгодоприобретателей по которой является РФ, признается контролируемой (если иное не предусмотрено п.3, п.4, п.6 ст.105.14 НК РФ) при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

1. Сумма доходов по сделкам (сумма цен сделок) между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает 1 миллиард рублей* (пп.2 п.2 ст.105.14 НК РФ).

*В соответствии с п.3 ст.4 закона от 18.07.2011г. №227-ФЗ:

  • за 2012 год - 3 млрд. рублей,
  • за 2013 год - 2 млрд. рублей.
2. Одна из сторон сделки* является налогоплательщиком налога на добычу полезных ископаемых, исчисляемого по налоговой ставке, установленной в процентах, и предметом сделки является добытое полезное ископаемое, подпадающее под этот налог (пп.2 п.2 ст.105.14 НК РФ).

превышает 60 миллионов рублей.

3. Хотя бы одна из сторон сделки* является налогоплательщиком, применяющим один из следующих специальных налоговых режимов (пп.3 п.2 ст.105.14 НК РФ):

  • систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог),
  • систему налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности (если соответствующая сделка заключена в рамках такой деятельности),
при этом в числе других лиц, являющихся сторонами указанной сделки, есть лицо, не применяющее указанные специальные налоговые режимы.

*В соответствии с п. ст.105.14 НК РФ, данные сделки признаются контролируемыми, если сумма доходов по сделкам между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает 100 миллионов рублей.

4. Хотя бы одна из сторон сделки* освобождена от обязанностей налогоплательщика налога на прибыль организаций или применяет к налоговой базе по указанному налогу налоговую ставку 0% в соответствии с пунктом 5.1 ст.284 НК РФ, при этом другая сторона (стороны) сделки не освобождена от этих обязанностей и не применяет налоговую ставку 0% по указанным обстоятельствам (пп.4 п.2 ст.105.14 НК РФ).

*В соответствии с п. ст.105.14 НК РФ, данные сделки признаются контролируемыми, если сумма доходов по сделкам между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает 60 миллионов рублей.

5. Хотя бы одна из сторон сделки является резидентом особой экономической зоны, налоговый режим в которой предусматривает специальные льготы по налогу на прибыль организаций (по сравнению с общим налоговым режимом в соответствующем субъекте РФ), при этом другая сторона (стороны) сделки не является резидентом такой особой экономической зоны (пп.5 п.2 ст.105.14 НК РФ).

В соответствии с п.4 ст.4 закона №227-ФЗ, положение пп.5 п.2 ст.105.14 НК РФ, применяется с 01.01.2014г.

2. Сделки, приравниваемые к сделкам с взаимозависимыми лицами

Кроме того, к сделкам между взаимозависимыми лицами в целях налогообложения приравниваются:

1. Совокупность сделок по реализации товаров, выполнению работ, оказанию услуг, совершаемых с участием или при посредничестве лиц, не являющихся взаимозависимыми с учетом следующих особенностей:

Указанная совокупность приравнивается к сделке между взаимозависимыми лицами, не принимая во внимание наличие третьих лиц, с участием или при посредничестве которых совершается, при условии, что такие третьи лица, не признаваемые взаимозависимыми и принимающие участие в указанной совокупности сделок:

  • не выполняют в этой совокупности сделок никаких дополнительных функций, за исключением организации реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) одним лицом другому лицу, признаваемому взаимозависимым с этим лицом;
  • не принимают на себя никаких рисков и не используют никаких активов для организации реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) одним лицом другому лицу, признаваемому взаимозависимым с этим лицом.
Обратите внимание: В части признания контролируемыми сделок с налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога или ЕНВД, положения пп.1 п.1 ст.105.14 применяются с 01.01.2014г.

2. Сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли.

Данные сделки признаются контролируемыми:

2.1. Если сумма доходов по таким сделкам, совершенным с одним лицом за соответствующий календарный год, превышает 60 миллионов рублей (п.7 ст.105.14 НК РФ).

2.2 Если предметом таких сделок являются товары, входящие в состав одной или нескольких из следующих товарных групп (п.5 ст.105.14 НК РФ):

  • нефть и товары, выработанные из нефти;
  • черные металлы;
  • цветные металлы;
  • минеральные удобрения;
  • драгоценные металлы и драгоценные камни.
3. Сделки, одной из сторон которых является лицо:
  • местом регистрации,
  • местом жительства,
  • местом налогового резидентства,
которого являются государство или территория, включенные в перечень государств и территорий, утвержденный Приказом Минфина от 13.11.2007г. №108н.

Если деятельность российской организации образует постоянное представительство в государстве или на территории, включенных в перечень и анализируемая сделка связана с этой деятельностью, то в части этой анализируемой сделки такая организация рассматривается как лицо, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в указанный перечень.

Данные сделки признаются контролируемыми, если сумма доходов по таким сделкам, совершенным с одним лицом за соответствующий календарный год, превышает 60 миллионов рублей (п.7 ст.105.14 НК РФ).

УВЕДОМЛЕНИЕ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ О КОНТРОЛИРУЕМЫХ СДЕЛКАХ

В соответствии с положениями ст.105.15 Налогового кодекса, налогоплательщики обязаны уведомлять налоговые органы о совершенных ими в календарном году контролируемых сделках, указанных в статье 105.14 НК РФ.

Сведения о контролируемых сделках указываются в уведомлениях о контролируемых сделках, направляемых налогоплательщиком в налоговый орган:

  • по месту своего нахождения,
  • по месту своего жительства,
  • по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков (крупнейшие налогоплательщики),
в срок не позднее 20 мая года, следующего за календарным годом, в котором совершены контролируемые сделки.

В случае обнаружения неполноты сведений, неточностей либо ошибок в заполнении представленного уведомления о контролируемых сделках налогоплательщик вправе направить уточненное уведомление.

Сведения о контролируемых сделках должны содержать следующую информацию:

1. Календарный год, за который представляются сведения о совершенных налогоплательщиком контролируемых сделках.

2. Предметы сделок.

3. Сведения об участниках сделок:

  • полное наименование организации, ИНН (в случае, если организация состоит на учете в налоговых органах в РФ);
  • фамилия, имя, отчество ИП и его ИНН;
  • фамилия, имя, отчество и гражданство физического лица, не являющегося ИП.
4. Сумма полученных доходов и сумма произведенных расходов (понесенных убытков) по контролируемым сделкам с выделением сумм доходов (расходов) по сделкам, цены которых подлежат регулированию.

Сведения о контролируемых сделках могут быть подготовлены по группе однородных сделок (п.4 ст.105.15).

Если особенности отношений между лицами могут оказывать влияние на условия и (или) результаты совершаемых ими сделок и (или) экономические результаты деятельности этих лиц, такие лица признаются взаимозависимыми.

Отметим, что ранее вопросам взаимозависимости и соответствия, в целях налогообложения, цен по сделкам рыночному уровню отводились статьи 20 и 40 Налогового кодекса. Но практика показала в целом относительную неэффективность этих норм.


Обратите внимание

Положения статей 20 и 40 еще распространяют свое действие на правоотношения и сделки, которые имели место до 1 января 2012 года.


Перечень оснований, по которым лица признаются взаимозависимыми, существенно расширен по сравнению со старой редакцией статьи 20 Налогового кодекса (ранее таких случаев было только три).

Новый перечень оснований, по которым налогоплательщики признаются взаимозависимыми, содержится в пункте 2 статьи 105.1 Налогового кодекса и включает в себя 11 случаев:

1) организации в случае, если одна организация прямо и (или) косвенно участвует в другой организации и доля такого участия составляет более 25 процентов;

2) физическое лицо и организация в случае, если такое физическое лицо прямо и (или) косвенно участвует в такой организации и доля такого участия составляет более 25 процентов;

3) организации в случае, если одно и то же лицо прямо и (или) косвенно участвует в этих организациях и доля такого участия в каждой организации составляет более 25 процентов;

4) организация и лицо (в том числе физическое лицо совместно с его взаимозависимыми лицами - родственниками в соответствии с пп. 11 п. 2 ст. 105.1 НК РФ), имеющее полномочия по назначению (избранию) единоличного исполнительного органа этой организации или по назначению (избранию) не менее 50 процентов состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) этой организации;

5) организации, единоличные исполнительные органы которых либо не менее 50 процентов состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) которых назначены или избраны по решению одного и того же лица (физического лица совместно с его взаимозависимыми лицами - родственниками в соответствии с пп. 11 п. 2 ст. 105.1 НК РФ);

6) организации, в которых более 50 процентов состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) составляют одни и те же физические лица совместно с взаимозависимыми лицами - родственниками;

7) организация и лицо, осуществляющее полномочия ее единоличного исполнительного органа;

8) организации, в которых полномочия единоличного исполнительного органа осуществляет одно и то же лицо;

9) организации и (или) физические лица в случае, если доля прямого участия каждого предыдущего лица в каждой последующей организации составляет более 50 процентов;

10) физические лица в случае, если одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению;

11) физическое лицо, его супруг (супруга), родители (в том числе усыновители), дети (в том числе усыновленные), полнородные и неполнородные братья и сестры, опекун (попечитель) и подопечный.


Обратите внимание

Доли прямого и косвенного участия организаций и физических лиц в других организациях выражаются в процентах.


Долей прямого участия одной организации в другой организации признается непосредственно принадлежащая одной организации доля голосующих акций другой организации или непосредственно принадлежащая одной организации доля в уставном (складочном) капитале (фонде) другой организации. Если определение таких долей невозможно, то долей прямого участия является непосредственно принадлежащая одной организации доля, определяемая пропорционально количеству участников в другой организации.



Уставный капитал ООО «Пассив» составляет 100 000 рублей. Из них 45 000 рублей внесло ЗАО «Актив». Доля прямого участия ЗАО «Актив» в ООО «Пассив» составляет 45%. Так как это больше 25%, организации являются взаимозависимыми по основанию, предусмотренному пп. 1 п. 2 ст. 105.1 НК РФ.


Доля косвенного участия определяется в следующем порядке:

1) определяются все последовательности участия одной организации в другой организации через прямое участие каждой предыдущей организации в каждой последующей организации соответствующей последовательности;

2) определяются доли прямого участия каждой предыдущей организации в каждой последующей организации соответствующей последовательности;

3) суммируются произведения долей прямого участия одной организации в другой организации через участие каждой предыдущей организации в каждой последующей организации всех последовательностей.



Уставный капитал ООО «Пассив» составляет 100 000 рублей. Из них 70 000 рублей внесло АО «Актив».

9 из 10 акций АО «Актив» принадлежат ООО «Баланс».

Физическое лицо Иванов Петр Сергеевич является учредителем ООО «Баланс». Он внес 20 000 рублей в уставный капитал этой фирмы, который составляет 50 000 рублей. Он же является держателем 1 из 10 акций АО «Актив».

Определим долю косвенного участия Иванова в ООО «Пассив».

1. Определим все последовательности участия лиц:

1-я последовательность: Иванов - ООО «Баланс» - АО «Актив» - ООО «Пассив».

2-я последовательность: Иванов - АО «Актив» - ООО «Пассив».

2. Определим доли прямого участия лиц друг в друге. 20 000 рублей составляют 40% от 50 000 рублей. Следовательно, доля прямого участия Иванова в ООО «Баланс» равна 40%. 9 акций АО «Актив» составляют 90% всех акций этой организации. Значит, доля прямого участия ООО «Баланс» в АО «Актив» равна 90%. 70 000 рублей, внесенных АО «Актив» в уставный капитал ООО «Пассив», составляют 70% уставного капитала. Доля прямого участия АО «Актив» в ООО «Пассив» составляет 70%.

1 акция АО «Актив» - это 10% всех акций этой организации. Значит, доля прямого участия Иванова в АО «Актив» равна 10%.

3. Суммируем произведения долей прямого участия по всем последовательностям:

40% Х 90% Х 70% + 10% Х 70% = 25,2% + 7% = 32,2%

Таким образом, доля косвенного участия Иванова в ООО «Пассив» составляет 32,2%, что больше 25%. Следовательно, на основании пп. 2 п. 2 ст 105.1 НК РФ Иванов и ООО «Пассив» являются взаимозависимыми лицами.

Сделки с участием посредников

Реализация товаров, работ и услуг взаимозависимому лицу через посредников приравнивается к сделкам между взаимозависимыми лицами. Такая сделка будет контролируемой, если посредники:

  • не выполняют в данной совокупности сделок никаких дополнительных функций, за исключением организации перепродажи товаров (работ, услуг);
  • не принимают на себя никаких рисков и не используют никаких активов для организации перепродажи.

Сделки между российскими взаимозависимыми лицами

Если все стороны и выгодоприобретатели по сделке между взаимозависимыми лицами зарегистрированы в России или являются налоговыми резидентами России, то сделки признаются контролируемыми при наличии хотя бы одного из следующих условий (пп. 1-5 п. 2 ст. 105.14 НК РФ):

  • сумма доходов по данным сделкам за календарный год превышает установленный лимит. В 2012 году он составлял три миллиарда рублей, в 2013 году - два миллиарда рублей. С 2014 года действует лимит в один миллиард рублей;
  • одна из сторон сделки является плательщиком на- лога на добычу полезных ископаемых, исчисляемого по налоговой ставке, выраженной в процентах. При этом предметом сделки должно быть соответствующее добытое полезное ископаемое, а сумма доходов по сделкам между сторонами за календарный год должна превышать 60 миллионов рублей;
  • среди сторон сделки есть плательщики единого сельскохозяйственного налога или единого налога на вмененный доход и лица, не являющиеся их плательщиками. Сумма доходов по таким сделкам должна превышать 100 миллионов рублей за календарный год;
  • хотя бы одна из сторон сделки - участник проекта «Сколково», применяющий освобождение от уплаты налога на прибыль или исчисляющий его по нулевой ставке. Среди других сторон сделки должно быть лицо, не освобожденное от уплаты налога на прибыль и не применяющее нулевую ставку. Сумма доходов по таким сделкам должна превышать 60 миллионов рублей за календарный год;
  • хотя бы одна из сторон сделки является резидентом особой экономической зоны, в которой установлены специальные льготы по налогу на прибыль, а среди других сторон есть лицо, им не являющееся. Сумма доходов по сделкам между этими лицами за календарный год должна превышать 60 миллионов рублей. Это условие применяется с 1 января 2014 года.

Внешнеторговые сделки

Сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли являются контролируемыми, если их предметом являются товары, входящие в состав следующих товарных групп:

  • нефть и товары, выработанные из нефти;
  • черные металлы;
  • цветные металлы;
  • минеральные удобрения;
  • драгоценные металлы и драгоценные камни.

Коды этих товаров определяются в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.

Эти сделки являются контролируемыми, если сумма доходов по таким сделкам, совершенным с одним лицом, превышает 60 миллионов рублей за календарный год.

Сделки, одной из сторон которых является лицо, зарегистрированное в офшорах

Новыми положениями Налогового кодекса установлено, что контролируемыми являются сделки, одной из сторон которых является лицо, местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства которого являются государство или территория, включенные в перечень офшорных зон. Этот перечень утвержден приказом Минфина России от 13 ноября 2007 года № 108н.

Офшорная зона - это государство или территория, предоставляющие льготный налоговый режим и (или) не предусматривающие раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций. При этом если деятельность российской организации образует постоянное представительство в государстве или на территории, включенных в этот перечень, и анализируемая сделка связана с этой деятельностью, то в части этой сделки такая организация рассматривается как резидент офшора.

Сумма доходов по таким сделкам также должна превышать 60 миллионов рублей за календарный год.


Обратите внимание

Есть еще одно условие, необходимое для признания любой сделки контролируемой. В результате совершения данных сделок хотя бы одной стороне нужно учесть доходы, расходы или стоимость добытых полезных ископаемых, в результате чего должна увеличиться или уменьшиться база по налогу на прибыль, налогу на доходы физических лиц, налогу на добычу полезных ископаемых или налогу на добавленную стоимость. При этом в ходе проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами проверяются только эти четыре налога.

Какие сделки не являются контролируемыми

Существует несколько исключений, когда сделки при соблюдении перечисленных условий не признаются контролируемыми (п. 4 ст. 105.14 НК РФ):

1) сделки между участниками одной и той же консолидированной группы налогоплательщиков;

2) сделки между лицами, которые соответствуют одновременно всем следующим условиям:

  • стороны сделки зарегистрированы в одном субъекте Российской Федерации;
  • у них нет обособленных подразделений в других регионах и за рубежом;
  • они не уплачивают налог на прибыль в бюджеты других регионов Российской Федерации;
  • у них нет убытков, учитываемых в целях налога на прибыль;
  • отсутствуют обстоятельства для признания совершаемых такими лицами сделок контролируемыми в соответствии с подпунктами 2-7 пункта 2 статьи 105.14 Налогового кодекса.

Обратите внимание

Даже если сделка не соответствует признакам контролируемой, она может быть признана такой через суд. Это возможно при наличии достаточных оснований полагать, что данная сделка входит в группу однородных сделок, совершенных в целях сокрытия контролируемой сделки.


Если в сделках между взаимозависимыми лицами устанавливаются условия, отличные от тех, которые устанавливались бы для лиц, не являющихся взаимозависимыми, то доходы, которые могли бы быть получены одной из сторон, но из-за особых условий сделки получены не были, все равно нужно учесть для целей налогообложения.


Обратите внимание

Если фирма совершает контролируемые сделки, то о них нужно сообщить в налоговую инспекцию по месту своего нахождения.


Соответствующее уведомление представляется за календарный год не позднее 20 мая года, следующего за этим годом. Его форма утверждается ФНС России. Форма уведомления должна содержать следующие реквизиты:

1) отчетный календарный год;
2) предметы сделок;
3) сведения об участниках контролируемых сделок;
4) суммы полученных доходов и произведенных расходов по этим сделкам.

Несвоевременное представление уведомления, а также указание в нем недостоверных сведений о контролируемых сделках влечет за собой наложение штрафа в раз- мере 5 тысяч рублей (ст. 129.4 НК РФ).


Обратите внимание

Уведомление о контролируемых сделках следует направлять в налоговый орган без ограничений по суммам доходов по всем контролируемым сделкам. То есть в уведомление нужно включать все контролируемые сделки, независимо от их суммы (ст. 105.16 НК РФ)

Сообщение о контролируемой сделке

Если фирма совершает сделки с взаимозависимыми лицами по ценам, отклоняющимся от рыночных, то она имеет право уплатить налоги исходя из рыночных цен. Также у налогоплательщика есть право уплачивать авансовые платежи по налогу на прибыль и перечислять налог на добавленную стоимость и налог на добычу полезных ископаемых за налоговые периоды соответствующего календарного года исходя из фактических цен сделки. Когда год закончится, можно скорректировать налоговую базу и доплатить налоги, если отклонение цен от рыночных повлекло занижение этих налогов. При этом нужно будет сдать уточненные декларации. Образовавшуюся недоимку по всем налогам нужно будет погасить не позднее 28 марта следующего года.

Какие цены признаются рыночными

Статья 105.3 Налогового кодекса устанавливает, что при определении налоговой базы цена, примененная в сделке, признается рыночной, если Федеральной налоговой службой России не доказано иное, либо если налогоплательщик не произвел самостоятельно корректировку сумм налога. Кроме того, признаются рыночными цены:

1) если они применяются в сделках в соответствии с предписаниями антимонопольного органа;

2) если сделка была заключена по результатам биржевых торгов, проведенных в соответствии с законодательством Российской Федерации или законодательством иностранного государства;

3) если цена, примененная в сделке, определена в соответствии с соглашением о ценообразовании.

Кроме того, если при совершении сделки проведение оценки является обязательным, то стоимость объекта оценки, определенная оценщиком, является основанием для определения рыночной цены.

Налоговые проверки по сделкам между взаимозависимыми лицами

С 1 января 2012 года введен новый вид налоговых про- верок: проверка полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами (ст. 105.17 НК РФ). Проводить такие проверки будет ФНС России по месту ее нахождения. Соответствующее полномочие зафиксировано в пункте 2 статьи 105.3 и пункте 1 статьи 105.17 Налогового кодекса. С этого момента запрещено проверять соответствие цен рыночным в рамках выездной или камеральной проверки.

Основаниями для проведения проверки по сделкам между взаимозависимыми лицами являются:

  • уведомление о контролируемых сделках, поданное налогоплательщиком;
  • извещение налоговой инспекции, выявившей в ходе камеральной или выездной проверки факты совершения незаявленных контролируемых сделок;
  • . выявление контролируемой сделки при проведении ФНС России повторной выездной проверки.

Решение о проведении проверки может быть вынесено не позднее двух лет со дня получения уведомления или извещения. Проверяемый период не должен превышать трех календарных лет, предшествующих году вынесения решения.

Сама проверка не должна длиться больше шести месяцев, но этот срок может быть продлен.


Обратите внимание

Проведение проверки правильности применения цен не препятствует проведению выездных и камеральных проверок за этот же период.

Методы проверки цен

Нормами Налогового кодекса закреплены методы, которые Федеральная налоговая служба может использовать при проведении проверки. Их пять:

1) метод сопоставимых рыночных цен. Этот метод является приоритетным, то есть применение других методов допускается, только если его применение невозможно или выводы по нему могут быть недостоверны. Этот метод заключается в сопоставлении цены, примененной в анализируемой сделке, с ин- тервалом рыночных цен. Интервал рыночных цен определяется в порядке, установленном статьей 105.9 Налогового кодекса;

2) метод цены последующей реализации (ст. 105.10 НК РФ). При применении этого метода сопоставляется валовая рентабельность, полученная стороной анализируемой сделки при последующей перепродаже товара, приобретенного по анализируемой сделке, с рыночным интервалом валовой рентабельности. Рыночный интервал валовой рентабельности определяется в порядке, предусмотренном статьей 105.8 Налогового кодекса;

3) затратный метод (ст. 105.11 НК РФ). Он заключается в сопоставлении валовой рентабельности затрат стороны анализируемой сделки с рыночным интервалом валовой рентабельности затрат в сопоставимых сделках. Этот показатель определяется по правилам статьи 105.8 Налогового кодекса;

4) метод сопоставимой рентабельности (ст. 105.12 НК РФ). Он заключается в сопоставлении операционной рентабельности, сложившейся у стороны анализируемой сделки, с рыночным интервалом операционной рентабельности в сопоставимых сделках, определенным в порядке, предусмотрен- ном статьей 105.8 Налогового кодекса;

5) метод распределения прибыли (ст 105.13 НК РФ). По этому методу сопоставляются фактическое распределение между сторонами сделки совокупной прибыли, полученной всеми сторонами этой сделки, и распределение прибыли между сторонами сопоставимых сделок.

В последний день проверки проверяющий обязан составить справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет и сроки проведения проверки. Эта справка вручается представителю проверенной организации.

Если по результатам проверки выявлено отклонение цен по контролируемым сделкам от рыночных, и это отклонение повлекло занижение налогов, составляется акт проверки. Его тоже должны вручить налогоплательщику. На акт можно представить возражения в течение 20 дней с момента его получения.

Рассмотрение акта проверки и других материалов проверки и вынесение решения производится в порядке, предусмотренном статьей 101 Налогового кодекса.


Обратите внимание

Недоимку, установленную в ходе проверки сделок между взаимозависимыми лицами, можно взыскать только в судебном порядке (пп. 4 п. 2 ст. 45 НК РФ).

Ответственность за применение нерыночных цен

Ответственность за неуплату налога в результате при- менения цен, отличающихся от рыночных, установлена пунктом 1 статьи 129.3 Налогового кодекса. Она заключается в наложении штрафа в размере 40 процентов от неуплаченной суммы налога, но не менее 30 тысяч рублей.

Однако такой размер штрафа допускается применять за налоговые периоды, начавшиеся в 2017 году. При доначислении налогов за 2012-2013 годы штраф не назначается. В 2014-2016 годах штраф составит 20 процентов от неуплаченной суммы налога.

Статья 129.3 устанавливает случаи освобождения налогоплательщика от ответственности. Таких случаев два:

1) если налогоплательщик представит документы, обосновывающие рыночный уровень примененных цен;

2) если налогоплательщик заключил соглашение о ценообразовании.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!