Все для предпринимателя. Информационный портал

Социально-экономическое развитие. Развитие экономики хабаровского края Стратегия развития хабаровского края

ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 01.01.01 г. N 1-пр

О СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНОГО И ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

ХАБАРОВСКОГО КРАЯ НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА

Стратегия социального и экономического развития Хабаровского края на период до 2025 года (далее также - Стратегия развития края) разработана с учетом стратегических ориентиров и целей социально-экономического развития страны и ее регионов, обозначенных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и проекте стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока, Республики Бурятия , Забайкальского края и Иркутская обл ." href="/text/category/irkutskaya_obl_/" rel="bookmark">Иркутской области на период до 2025 года.

Стратегия развития края задает общие ориентиры будущего развития социальной и экономической системы на территории Хабаровского края для органов государственной власти края, бизнеса, потенциальных инвесторов, является базой для разработки планов, программ, проектов, прогнозов. Стратегия развития края включает систему целей, а также описание механизмов, которые обеспечивают их достижение.

Главной целью Стратегии развития края является формирование такой территориальной социально-экономической системы, которая обеспечивала бы высокий жизненный уровень и качество жизни населения для реализации геополитической задачи закрепления населения на Дальнем Востоке на основе формирования и развития высококонкурентной экономики при соблюдении соответствующих экологических ограничений.

Перспективы развития края основываются на его конкурентных преимуществах, главными из которых являются богатый по структуре и запасам природный потенциал, выгодное географическое положение (центральное положение на Дальнем Востоке России и близость к странам Азиатско-Тихоокеанского региона), наличие диверсифицированного и относительно развитого экономического потенциала, развитие инновационной составляющей, наличие территорий для хозяйственного освоения, политическая и социальная стабильность.

Стратегия развития края разработана по двум сценариям: инерционному и инновационному. Инерционный сценарий ориентируется на использование природных ресурсов края, его географического положения и пространственных факторов. Инновационный сценарий нацелен на активное использование не только названных факторов, но и научно-образовательного, инновационного потенциала края. Достижение стратегических целей, описанных в Стратегии развития края, возможно только при реализации инновационного сценария. Поэтому все действия Правительства края должны быть направлены на реализацию именно этого варианта.

Реализация инновационного сценария развития Хабаровского края предполагает увеличение в 2025 году относительно 2007 года объема валового регионального продукта в 3,6 раза, инвестиций в экономику и социальную сферу - в 5,4 раза, реальной начисленной заработной платы и реальных денежных доходов населения - соответственно в 3,9 и 4,2 раза.

Это послужит основой для увеличения доли среднего класса до 50 процентов и снижения доли населения с доходами ниже прожиточного минимума до 7,5 процента (в 2007 году соответственно 20 и 15,5%).

Особенность начального этапа Стратегии развития края - появление новых вызовов устойчивому социально-экономическому развитию края. И главный из них - мировой финансовый кризис, вызвавший колебания финансовых рынков, цен на энергоносители и продовольствие. В условиях глобализации эта нестабильность затрагивает экономики всех стран, в том числе России в целом и Хабаровского края.

В результате параметры стартового периода Стратегии развития края (2годы) окажутся ниже ранее прогнозируемых. Предлагаемые в Стратегии развития края характеристики вариантов развития строились на предположении, что вероятное возобновление динамичного роста мировой экономики после кризиса, а с ним и экономики России и Хабаровского края начнется с 2010 года. Предполагается, что инвестиционные проекты первого этапа реализации Стратегии развития края, на которых базируется инновационный вариант, будут реализованы со смещением по времени.

В целях мобилизации действий исполнительных органов власти края, органов местного самоуправления муниципальных образований края, хозяйствующих субъектов на территории края по обеспечению дальнейшего повышения уровня жизни населения, устойчивого и динамичного развития экономики и социальной сферы края, Правительство края постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

Стратегию социального и экономического развития Хабаровского края на период до 2025 года;

Перечень инвестиционных проектов, реализуемых и планируемых к реализации на территории Хабаровского края на период до 2025 года.

2. Министерствам края, иным органам исполнительной власти края руководствоваться Стратегией социального и экономического развития Хабаровского края на период до 2025 года при разработке среднесрочных и долгосрочных прогнозов, определении задач социально-экономического развития, подготовке краевых и территориальных программ развития .

3. Министерству экономического развития и внешних связей края ():

3.1. Обеспечить постоянный мониторинг хода реализации Стратегии социального и экономического развития Хабаровского края на период до 2025 года и при необходимости вносить соответствующие предложения по ее корректировке.

3.2. Разместить на официальном сайте Правительства Хабаровского края Стратегию социального и экономического развития Хабаровского края на период до 2025 года.

4. Министерству экономического развития и внешних связей края совместно с отраслевыми министерствами края разработать и внести на утверждение проект постановления Правительства Хабаровского края "Об Основных направлениях деятельности Правительства края на период до 2013 года".

Срок - II квартал 2009 г.

Крупнейшие города - административная столица края г. Хабаровск (577,3 тыс. жителей, 2 место в ДФО), г. Комсомольск-на-Амуре (272,4 тыс. жителей, 3 место в ДФО).

Физическая карта

Рисунок не приводится.

2.2. Природно-климатические условия и туристско-рекреационный потенциал

Большую часть территории края занимают горы, образующие горные хребты Сихотэ-Алинь, Джугджур, Баджал. Максимальная высота - 2933 м. В крае насчитывается около 1,5 тыс. больших, средних и малых рек, в том числе одна из крупнейших рек России - Амур, много больших и малых озер.

Политико-административная карта

Рисунок не приводится.

В реках и озерах водится около 100 видов рыб. Фауна Хабаровского края насчитывает 70 видов млекопитающих и более 360 видов птиц. Лесами занято в крае более 51,2 млн. га.

Климат Хабаровского края континентальный с хорошо выраженными муссонными чертами. Зима продолжительная и суровая, сухая и солнечная. Средняя температура воздуха в январе колеблется от -22 C° на юге, до -40 C° на севере; на побережье от -18 до -24 C°. Лето теплое и влажное , средняя температура июля на юге +22 C°, на севере +14 C°. Продолжительность безморозного периода на юге края составляет дней, в центральных и северных районах от 90 до 130 дней. Годовая сумма осадков колеблется от 400 мм на севере до 800 мм на равнинах.

Туристско-рекреационный потенциал края обусловлен выгодным географическим расположением региона, его экономическим развитием, высокой концентрацией и разнообразием природных ресурсов, богатым культурно-историческим наследием.

Территория края является уникальной по обилию необычных форм рельефа, рек, озер, сочетанию редких видов растений и животных и их сообществ, а также нетронутым природным ландшафтом. На территории края расположено около 250 памятников природы. Река Амур - одна из главных достопримечательностей края, в долине которой сосредоточено наибольшее количество природных, культурно-исторических туристских объектов.

В крае насчитывается более 360 памятников культурного наследия, представляющих интерес для развития культурно-познавательного, этнографического туризма. Хабаровский край является одним из самых многонациональных регионов в России. Особый этнографический ареал образуют коренные малочисленные народы Севера: нанайцы, удэгейцы, ульчи, орочи, эвенки, нивхи и другие. Среди объектов этнографического туризма наиболее интересен уникальный археологический памятник "Петроглифы Сикачи-Аляна" (наскальные рисунки древних жителей, относящиеся к 12 тысячелетию до нашей эры).

2.3. Потенциал природных ресурсов

Минерально-сырьевая база

Минерально-сырьевой потенциал является одним из основных конкурентных преимуществ края.

Удельный вес запасов основных видов полезных ископаемых Хабаровского края в минерально-сырьевом потенциале Дальневосточного федерального округа составляет по платине - 50 процентов, золоту - 8 процентов, олову - 20 процентов, меди - 50 процентов, углю - 7,5 процента.

Имеются значительные запасы цветных, редких металлов, строительных материалов . Выявлены также месторождения агрохимического сырья, цветных камней, минеральных подземных вод, лечебных грязей и минеральных красок.

В крае выявлены площади, перспективные на вольфрам, минералы платиновой группы, нефть и газ.

При этом следует отметить слабую геологическую изученность территории края. Геологическая съемка масштаба 1:50000, на стадии которой выявляется большинство месторождений и рудопроявлений, проведена всего на 35 процентах территории края, что характерно для Дальневосточного региона в целом.

Водно-биологические ресурсы

Основные рыбные ресурсы Хабаровского края представлены пресноводными и морскими гидробионтами.

Пресноводные ресурсы Хабаровского края главным образом связаны с р. Амуром. Промысловое значение имеют более 30 видов рыб, 20 из которых имеют высокую товарную ценность. Это тихоокеанские проходные лососи (кета, горбуша, голец-мальма, сима), осетровые (калуга и амурский осетр), некоторые виды крупного частика (щука, сазан, верхогляд, сом, толстолоб, таймень, ленок, сиг, желтощек, лещ). Ежегодно во внутренних водоемах края изымается промыслом 5 - 9 тыс. тонн рыбы.

В прибрежных водах Татарского пролива и Охотского моря добываются лососевые, тихоокеанская сельдь (нерестовая), мойва, камбала, ламинария, крабы. Ежегодный объем вылова водных биоресурсов в прибрежной зоне составляеттыс. тонн.

Водные ресурсы

Водообеспеченность населения края одна из самых высоких в России - около 330 тыс. куб. м на человека. В крае насчитывается около 206 тыс. рек, включая мельчайшие и самые малые, общей длиной более 550 тыс. км с общим стоком почти 400 куб. км в год. Главная водная артерия - река Амур - одна из крупнейших рек России, занимающая по водности четвертое место после Енисея, Лены и Оби. Устье реки доступно для морских судов, которые могут подниматься по большой воде до г. Хабаровска.

Минерально-сырьевые ресурсы

Рисунок не приводится.

Гидроэнергетический потенциал рек Хабаровского края составляет 23 млрд. кВт. ч в год.

В крае насчитывается более 58 тыс. больших и малых озер с общей площадью водного зеркала около 4 тыс. кв. км. Крупнейшие из них находятся в бассейне реки Амура: Болонь, Орель, Чукчагирское. В крае находится часть Бурейского водохранилища площадью 373 кв. км, имеется 2 водохранилища объемом более 1 млн. куб. м каждое.

Прогнозные эксплуатационные ресурсы подземных вод на территории Хабаровского края составляют около 48 млн. куб. м в сутки. Всего в крае разведано около 40 месторождений.

Среди минеральных вод наиболее распространены углекислые и азотные воды. Наиболее известны три месторождения минеральных вод: Анненские термальные источники, Тумнинское и Мухенское.

Земельные ресурсы

По результатам комплексного исследования конкурентоспособности регионов, выполненному в 2008 году автономной некоммерческой организацией "Институт региональной политики" при поддержке Министерства региональной политики Российской Федерации, Хабаровский занял 19 место из 82 субъектов Российской Федерации, по которым проводились исследования, и вошел в группу лидеров конкурентоспособности.

По исследованиям, проведенным в 2007 году Институтом развития информационного общества при поддержке Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации, Хабаровский край занял 10 место в рейтинге готовности регионов России к информационному обществу.

Географическая структура экспорта и импорта

Хабаровского края в 2007 году (процентов) <*>

Рисунок не приводится.

<*> Без учета экспорта нефтепродуктов, произведенных на территории края.

Основными торговыми партнерами края являются КНР, Япония, Республика Корея, Сингапур, США, Вьетнам, на долю которых приходилось более 80 процентов от общей стоимости внешнеторгового оборота края.

Крупнейшими краевыми экспортерами в последние годы были ООО "РН - Комсомольский НПЗ", ООО "Альянс-Хабаровск", ООО "Хабаровская топливная компания", ОАО "Амурметалл", ЗАО "Смена-Трейдинг", ООО "Дальвторсырье", ОАО "Хабаровский судостроительный завод", ЗАО "Флора", "Аркаим".

В структуре краевого импорта наибольший удельный вес приходится на текстиль, текстильные изделия и обувь, машины и оборудование.

За последние 7 лет макроэкономическая ситуация в крае характеризовалась следующими темпами прироста производства товаров и услуг, инвестиций в экономику и социальную сферу (таблица N 1).

Таблица N 1

┌────────────────────────────────┬──────────┬───────────┬─────────────────┐

│ │Российская│Хабаровский│ Дальневосточный │

│ │Федерация │ край │федеральный округ│

│ ├──────────┴───────────┴─────────────────┤

│ │ 2007 год к 2000 году (процентов) │

└────────────────────────────────┴────────────────────────────────────────┘

Валовой внутренний продукт - 162,8 148,3 155,3

сумма регионов (валовой

региональный продукт)

Индекс промышленного 148,6 134,9 151,1

производства

Инвестиции в основной капитал 226,7 226,6 в 3,2 раза

Для повышения прозрачности взаимодействия между органами исполнительной власти края и гражданским обществом в крае создаются отдельные элементы "электронного правительства ".

В 2008 году введены в эксплуатацию Web-сайт "Нормативно-правовые акты Хабаровского края", где размещены действующие акты Губернатора и Правительства Хабаровского края с 2005 года, и информационный портал государственных услуг, на котором представлены сведения по более 80-ти государственным услугам, оказываемым гражданам, и более 70-ти государственным услугам, оказываемым организациям. Создан раздел "Административные регламенты государственных услуг (функций)", в котором размещены утвержденные административные регламенты , проекты предлагаемых административных регламентов, по которым население и организации могут дать свои замечания. За 10 месяцев 2008 года отмечено 128 тыс. посещений страниц этого раздела.

Предприятия и организации широко используют раздел "Закупки" Web-сайта Правительства края, где размещается информация по процедурам заказов (извещения, протоколы и прочее) на поставки товаров, выполнения работ , оказания услуг для государственных и муниципальных нужд Хабаровского края. В 2007 году было зафиксировано 1,46 млн. посещений страниц этого раздела.

На данном Web-сайте для предпринимателей и инвесторов размещена информация о наличии свободных для организации или расширения бизнеса на предполагаемых к продаже или сдаче в аренду производственных площадей.

С 2002 года действует сайт "Малый бизнес Хабаровского края", где размещается информация, интересующая предпринимателей (нормативно-правовая, аналитическая, статистическая и др.).

ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

О СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНОГО И ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ХАБАРОВСКОГО КРАЯ НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА

(в ред. постановления Правительства Хабаровского края от 26.05.2011 N 158-пр)

Стратегия социального и экономического развития Хабаровского края на период до 2025 года (далее также - Стратегия развития края) разработана с учетом стратегических ориентиров и целей социально-экономического развития страны и ее регионов, обозначенных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и проекте стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока, Республики Бурятия, Забайкальского края и Иркутской области на период до 2025 года.

Стратегия развития края задает общие ориентиры будущего развития социальной и экономической системы на территории Хабаровского края для органов государственной власти края, бизнеса, потенциальных инвесторов, является базой для разработки планов, программ, проектов, прогнозов. Стратегия развития края включает систему целей, а также описание механизмов, которые обеспечивают их достижение.

Главной целью Стратегии развития края является формирование такой территориальной социально-экономической системы, которая обеспечивала бы высокий жизненный уровень и качество жизни населения для реализации геополитической задачи закрепления населения на Дальнем Востоке на основе формирования и развития высококонкурентной экономики при соблюдении соответствующих экологических ограничений.

Перспективы развития края основываются на его конкурентных преимуществах, главными из которых являются богатый по структуре и запасам природный потенциал, выгодное географическое положение (центральное положение на Дальнем Востоке России и близость к странам Азиатско-Тихоокеанского региона), наличие диверсифицированного и относительно развитого экономического потенциала, развитие инновационной составляющей, наличие территорий для хозяйственного освоения, политическая и социальная стабильность.

Стратегия развития края разработана по двум сценариям: инерционному и инновационному. Инерционный сценарий ориентируется на использование природных ресурсов края, его географического положения и пространственных факторов. Инновационный сценарий нацелен на активное использование не только названных факторов, но и научно-образовательного, инновационного потенциала края. Достижение стратегических целей, описанных в Стратегии развития края, возможно только при реализации инновационного сценария. Поэтому все действия Правительства края должны быть направлены на реализацию именно этого варианта.

Реализация инновационного сценария развития Хабаровского края предполагает увеличение в 2025 году относительно 2007 года объема валового регионального продукта в 3,6 раза, инвестиций в экономику и социальную сферу - в 5,4 раза, реальной начисленной заработной платы и реальных денежных доходов населения - соответственно в 3,9 и 4,2 раза.

Это послужит основой для увеличения доли среднего класса до 50 процентов и снижения доли населения с доходами ниже прожиточного минимума до 7,5 процента (в 2007 году соответственно 20 и 15,5%).

Особенность начального этапа Стратегии развития края - появление новых вызовов устойчивому социально-экономическому развитию края. И главный из них - мировой финансовый кризис, вызвавший колебания финансовых рынков, цен на энергоносители и продовольствие. В условиях глобализации эта нестабильность затрагивает экономики всех стран, в том числе России в целом и Хабаровского края.

В результате параметры стартового периода Стратегии развития края (2008 - 2009 годы) окажутся ниже ранее прогнозируемых. Предлагаемые в Стратегии развития края характеристики вариантов развития строились на предположении, что вероятное возобновление динамичного роста мировой экономики после кризиса, а с ним и экономики России и Хабаровского края начнется с 2010 года. Предполагается, что инвестиционные проекты первого этапа реализации Стратегии развития края, на которых базируется инновационный вариант, будут реализованы со смещением по времени.

В целях мобилизации действий исполнительных органов власти края, органов местного самоуправления муниципальных образований края, хозяйствующих субъектов на территории края по обеспечению дальнейшего повышения уровня жизни населения, устойчивого и динамичного развития экономики и социальной сферы края, Правительство края постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:
Стратегию социального и экономического развития Хабаровского края на период до 2025 года;
Перечень инвестиционных проектов, реализуемых и планируемых к реализации на территории Хабаровского края на период до 2025 года.

2. Министерствам края, иным органам исполнительной власти края руководствоваться Стратегией социального и экономического развития Хабаровского края на период до 2025 года при разработке среднесрочных и долгосрочных прогнозов, определении задач социально-экономического развития, подготовке краевых и территориальных программ развития.

3. Министерству экономического развития и внешних связей края (Левинталь А.Б.):
3.1. Обеспечить постоянный мониторинг хода реализации Стратегии социального и экономического развития Хабаровского края на период до 2025 года и при необходимости вносить соответствующие предложения по ее корректировке.
3.2. Разместить на официальном сайте Правительства Хабаровского края Стратегию социального и экономического развития Хабаровского края на период до 2025 года.

4. Министерству экономического развития и внешних связей края совместно с отраслевыми министерствами края разработать и внести на утверждение проект постановления Правительства Хабаровского края "Об Основных направлениях деятельности Правительства края на период до 2013 года".
Срок - II квартал 2009 г.

5. Комитету по печати, полиграфической промышленности и телерадиовещанию Правительства края (Севрюков А.А.) обеспечить освещение в средствах массовой информации целей и задач по реализации Стратегии социального и экономического развития Хабаровского края на период до 2025 года.

6. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований края при разработке программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования руководствоваться основными положениями Стратегии социального и экономического развития Хабаровского края на период до 2025 года.

7. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на вице-губернатора края Сыркина В.И.

Губернатор, Председатель
Правительства края
В.И.Ишаев

Выходные данные сборника:

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ НАСЕЛЕНИЯ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

Беликова Тамара Николаевна

преподаватель Краевого государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Комсомольский-на-Амуре колледж информационных технологий и сервиса», РФ, г. Комсомольск - на - Амуре

E-mail:

SOCIOECONOMIC PROBLEMS OF KHABAROVSK KRAI POPULATION

Tamara Belikova

lecturer of Territorial State Budgetary Educational Institution of Secondary Vocational Education Komsomolsk-on-Amur College of Information Technologies and Service, Russia, Komsomolsk-on-Amur

АННОТАЦИЯ

Современная демографическая ситуация на Дальнем Востоке вызывает серьезную озабоченность. Ее главными особенностями являются: значительные масштабы сокращения населения, низкая рождаемость, не обеспечивающая воспроизводство населения, высокая смертность, старение населения, изменение соотношения между населением в трудоспособном возрасте и населением старше трудоспособного в сторону увеличения последних.

ABSTRACT

Modern demographic situation in the Far East arouses certain concern. Its main peculiarities are: irresistible proportions of population reduction; low fertility not providing reproducion of population; heavy mortality; ageing of population; modification in proportion between working-age population and unemployable age population with the last as a prevailing party.

Ключевые слова: миграция населения; жизненный уровень населения; среднедушевой доход населения; материнский капитал; социальное сиротство.

Keywords: population migration; standard of living; per capita income of population; maternity capital; social orphanhood.

Процессы реформирования в экономике и во всех областях социальной сферы повлекли значительные изменения демографических, экономических, социокультурных показателей жизни населения Хабаровского края. Вследствие оторванности региона от экономических, культурных и рекреационных центров страны (дороговизна транспортных услуг), ухудшения условий жизни населения и др., началась массовая миграция населения.

По данным переписи населения, в 2002 г. на Дальнем Востоке проживали 6 млн 440 тыс. человек, в 2010 г. - на 155 тыс. меньше .

Демографическая кривая продолжает путь вниз, и численность населения в ДФО к 2026 г. может составить 5,9 млн. чел. (столько было зафиксировано переписью населения 1970 г.), к 2050 г. - 4,0 млн. чел, если не будут приняты экстраординарные меры по ее стабилизации

Главные причины оттока молодежи с Дальнего Востока - это дороговизна жилья и неудовлетворенность зарплатой. За последние семь лет отсюда уехали 260 тысяч молодых людей - почти 15 процентов численности молодого населения. Не меньше молодых дальневосточников, как показывают исследования социологов, не скрывают намерений уехать в другие регионы.

Рассмотрим некоторые показатели жизненного уровня населения Дальнего Востока. Уровень жизни на Дальнем Востоке ниже, чем в среднем по России. В 2013 г. доходы на душу населения в РФ в среднем составили 20 тыс. руб. в месяц; по Хабаровскому краю доход на члена семьи составляет 25 357 рублей, но если эти деньги пересчитать с учётом их покупательной способности, то получается 17 тыс. рублей. Стоимость электроэнергии, коммунальных услуг, транспортные затраты у нас выше. При этом жители Дальнего Востока и Забайкалья работают более напряжённо и эффективно. Валовый региональный продукт в России в среднем составляет 292 тыс. руб. на душу населения, а на Дальнем Востоке - 366 тыс. рублей .

Рисунок 1. Среднедушевой денежный доход населения (руб/месяц) по Хабаровскому краю

Изменение к предыдущему периоду в 2013 году составили 6,56 % с плюсом.

Среди всех работающих именно женщины практически всегда и во всех субъектах Дальневосточного региона получали заметно более низкую заработную плату. Руководители, как правило мужчины, исходят из желания поддержать мужчину как главу семьи, не замечая, что рядом такая же «глава», но только мать-одиночка, лишенная и государственной, и мужской поддержки. Так, неся большую нагрузку и большую ответственность, женщины в целом получают меньшую признательность и государства, и общества. И получается, что Закон на бумаге, это еще не факт, даже, если это основной закон (ст. 34 и ст. 53 Конституции России).

С другой стороны молодым людям, особенно выпускникам учебных заведений и молодым мамам очень сложно найти работу с достойной заработной платой. Приведем результаты анализа рынка труда по г. Комсомольску-на-Амуре.

Таблица 1.

Анализ состава обратившегося населения по КГКУ ЦЗН г. Комсомольска-на-Амуре за январь-декабрь 2013 года

С нарастающим итогом

Безработные

Наименование

Номер строки

Обратилось всего

Трудо- устроено всего

Зарегист

рировано

Трудо- устроено

На конец месяца

Численность граждан, ищущих работу

Из строки 01: несовершеннолетняя молодежь

Молодежь 16-29 лет

Учащаяся молодежь

Выпускники школ, ВУЗов

Из них воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов

Одинокие и многодетные

Демобилизованные из ВС

Уволенные по собственному желанию

Следует отметить, что количество браков, зарегистрированных в администрациях органов местного самоуправления поселений Хабаровского края, постепенно снижается (в 2011 г. - 248, в 2012 г. - 209, в 2013 - 199 браков).

Количество расторжений брака также имеет устойчивую тенденцию к снижению: 264 в 2007 г., 190 в 2010 г., 206 в 2011 и 220 в 2012 г.

Но в ряде областей Дальневосточного региона число разводов превышает число зарегистрированных браков на 1000 населения

(Магаданская область, Чукотский АО).

Показатель рождаемости (число рожденных на 1000 населения) на Дальнем Востоке стал иметь тенденцию к росту и в 2013 г. поднялся до 12,3 % (в России - 11,3 ‰) .

Безусловно, определенную роль здесь сыграло введение материнского капитала. На 01.01.2012 г. в Дальневосточном федеральном округе выдано 14878 государственных сертификатов на материнский (семейный) капитал. При этом 11286 чел. получили сертификаты за рождение второго ребенка и 3592 - за рождение третьего и последующих детей. Вполне вероятно, что это в определенной степени отложенные рождения.

В сфере социальной защиты детства ключевой проблемой стало социальное сиротство. С каждым годом при общем снижении рождаемости возрастает количество детей, рожденных и воспитывающихся в неблагополучных семьях

Предлагаем ознакомиться со статистикой брошенных и отказных детей на территории Хабаровского края в 2010-2013 гг. Анализ сделан на основе данных Федеральной службы государственной статистики.

По данным статистики, общая численность детского населения ежегодно уменьшается на 10-15 тысяч. При этом: 44,2 процента детей воспитываются в малоимущих семьях, 17,9 процента детей - в неполных семьях, 6,3 процента - в неблагополучных семьях, 4,5 процента - в семьях, находящихся в социально опасном положении.

Каждый год свыше 150 брошенных детей пополняют дома ребенка, а в школах-интернатах и детских домах (их в крае - 62) воспитываются 3308 детей. Причем количество постоянно увеличивается. И за причинами далеко ходить не надо - это асоциальное поведение родителей: алкоголизм, токсикомания, наркомания, насилие над детьми и другими членами семьи, бедность, безответственность за судьбу детей, отсутствие в обществе четкой системы, направленной на предотвращение семейного неблагополучия. Все это влияет на социальные процессы современного общества. И если рассмотреть конечный результат таких негативных явлений, то в конце концов появилась угроза национальной безопасности страны.

Такова современная демографическая ситуация в Дальневосточном федеральном округе. Ее основные тенденции находятся в русле общероссийских демографических трендов.

Таким образом, современная демографическая ситуация на Дальнем Востоке вызывает серьезную озабоченность. Ее главными особенностями являются:

· значительные масштабы сокращения населения;

· низкая рождаемость, не обеспечивающая воспроизводство населения, и высокая смертность;

· старение населения, изменение соотношения между населением в трудоспособном возрасте и населением старше трудоспособного в сторону увеличения последних;

· потери населения от сверхсмертности мужчин в молодом трудоспособном возрасте, особенно от несчастных случаев, отравлений и травм;

· кризис семьи, высокий уровень разводов;

· миграционный отток населения.

Это является серьезной проблемой, которая негативно отражается на социально-экономическом развитии всего Дальнего Востока России.

Анализ результатов работы позволяет сделать следующие выводы:

1. Устойчивость семьи падает, растет число внебрачных детей, разводов и неполных семей

2. Увеличивается разрыв между индексами заработной платы и потребительских цен

3. Отмечается увеличение гражданских браков при материальной незащищенности женщин и рожденных при совместном проживании детей.

4. Наиболее незащищенной категорией граждан являются дети, затем - женщины. Заработная плата женщин ниже таковой у мужчин.

5. Прерывание беременности без медицинских показаний как следствие социального стресса, неуверенности семьи в завтрашнем дне приняло колоссальные масштабы и является, в свою очередь, одной из причин демографического кризиса.

6. Растет заболеваемость детей, количество брошенных детей и совершающих преступления, употребляющих наркотики.

Специфические проблемы, характерные для большинства молодых семей: низкий денежный доход; трудности совмещения учебы и семейных обязательств; трудности, связанные с рождение и воспитанием детей; небольшие возможности для трудоустройства и приработка.

Мероприятия по реализации государственной семейной политики по отношению к молодой семье могут предусматривать следующее:

1. Восстановление института традиционной (многодетной) семьи. Пропаганда ценностей семьи в СМИ и образовательных учреждениях в целях формирования в обществе позитивного образа семьи со стабильным зарегистрированным браком супругов.Запрет телевезионных шоу типа «Дом-2»

2. Детское сиротство является серьезной социальной проблемой человеческого общества и отражает бездуховность и низкий уровень культурного воспитания подростков в школе и семье. Предупреждение таких поступков через образовательные программы для старшеклассников по здоровью и развитию семьи, формирующие чувство ответственности за сексуальные связи и за таинство рождения новой жизни. Это позволит укрепить семью и предупредить многие беды.

3. Создание условий для максимально полной реализации потенциала молодых людей нового поколения в возрасте до 30 лет. Речь идет о вовлечении молодежи в предпринимательскую деятельность, развитии деловой активности. Очень важно, чтобы как можно больше молодых людей рассчитывали на себя, самостоятельно создавали свои предприятия, компании, бизнес.

4. Создание условий для повышения доступности жилья для семей с детьми, в первую очередь для молодых семей с детьми, за счет:

· развития ипотечного кредитования, внедрения новых кредитных инструментов.Молодым семьям с возрастом супругов до 30 лет должна предоставляться ипотека по ставке не выше 7-8 процентов.

· расширения строительства доступного жилья, отвечающего потребностям семей, с одновременным строительством объектов социальной инфраструктуры, необходимых семьям с детьми;

5. Льготное долгосрочное кредитование. Это предоставление финансовых средств на возвратной основе. Молодая семья вправе получить средства на приобретение или строительство квартиры или дома под незначительные проценты (8-10 %) и на длительный срок (от 10 до 15 лет).

6. Выделение материалов для индивидуального строительства жилья. Данная форма поддержки направлена на развитие индивидуального строительства в сельской местности. В соответствии с ней администрации муниципальных образований области могут бесплатно предоставить молодой семье часть необходимых материалов для строительства дома, земельный участок для строительства или безвозмездно осуществить подведение воды, газа, электричества и т. д.

7. Предоставление жилья с рассрочкой оплаты его стоимости. У этой формы поддержки много общего с долгосрочным кредитованием, только в качестве кредита выступает сама квартира. Молодая семья выплачивает ее стоимость по частям в течение 10-15 лет.

8. Развитие системы консультативной и психологической поддержки семьи в целях создания благоприятного внутрисемейного климата, профилактики семейного неблагополучия, социальной реабилитации семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

9. Разработка и реализация комплекса мер по дальнейшему снижению числа преждевременного прерывания беременности (абортов);

10. Разработка и реализация комплекса мер по содействию занятости женщин, имеющих малолетних детей, в целях обеспечения совмещения родительских и семейных обязанностей с профессиональной деятельностью, в том числе:

·создание для женщин, выходящих из отпуска по уходу за ребенком, условий, способствующих их возвращению к трудовой деятельности, организацию системы повышения их квалификации и переобучения профессиям, востребованным на рынке труда;

· расширение использования гибких форм занятости (в том числе надомный труд, частичная занятость), позволяющих совмещать работу с выполнением семейных обязанностей;

11. Оказание адресной помощи при оплате жилищно-коммунальных услуг в зависимости от состава и материального положения семьи.

Список литературы:

1.Антонов А.И. Современная семья: два взгляда на одну проблему // Семья в России. 2009. № 1-2.

2.Бабочкин П.И., Бочкарева И.И. Молодая семья. М. Вып. 2. 2004 г., - с. 169.

3.Демографическое будущее России // Под ред. Л.Л. Рыбаковского, Г.Н. Кареловой М.: Изд-во «Права человека», 2011. - с. 28.

4.Комплексная поддержка молодой семьи: учеб.-метод. Пособие для студентов вузов/О.А. Коряковцева, М.И. Рожков. 2008.

5.Ковалев С.В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни. М., 2007.

6.Мустаева Ф.А. Социальные проблемы современной семьи.//Социология образования. 2009 г. № 5.

7.Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Е.Г. Силяевой. 2-е изд., стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 2004 г., - с. 48.

8.Сидорова Н.П. Семьеведение: Учебное пособие для вузов. Хабаровск: ДВАГС, 2006 г., - с. 70.

9.Федотова Ю.В. Проблема понимания кризиса семьи. М. 2002. - 108 с.

10.Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. М.: Апрель-Пресс, издательство ЭКСМО-Пресс, 2000.

Хабаровский край — в ряду динамично развивающихся дальневосточных территорий

Итоги исполнения бюджета в 2016 году

За отчетный период в регионе получено налоговых и неналоговых доходов на сумму 84,8 млрд рублей. Это на 10,3 млрд больше, чем за 2015 год. Прирост составил 13,8 %.

Налоговые поступления к уровню прошлого года увеличились на 15,3%. Сумма налога на прибыль выросла в 1,6 раза, акцизов - на 29%, налогов на совокуп­ный доход - на 5%, налога на доходы физических лиц – на 4,9%, налога на имущество организаций - на 4,4%.

Задание по мобилизации налоговых и неналоговых доходов выполнено на 102,9%. Дополнительные доходы бюджета края составили 2,4 млрд. рублей. Из федерального бюджета поступило 17 млрд рублей трансфертов (99,5% от плана).

Дополнительно привлечена дотация на обеспечение сбалансирован­ности краевого бюджета в размере 320,9 млн рублей и кредит для частичного покрытия дефицита бюджета края в сумме 651,9 млн рублей.

Бюджет края по расходам исполнен на 106,4 млрд рублей (96,8% от плана). Расходы на социально-культурную сферу составили 69,2 млрд рублей (65% от общей суммы расходов), на выплату заработной платы - 39,8 млрд рублей (37,4% от расходов).

Публичные обязательства перед гражданами выполнены в полном объеме. Расходы на социальные выплаты составили 11 млрд рублей с ростом к уровню 2015 года на 20%.

На реализацию указов Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г. из бюджета региона направлено 5,3 млрд рублей. Бюджетные инвестиции составили 7,4 млрд рублей.

В 2016 году велась оптимизация расходов бюджета. Сформирована нормативно-правовая база по нормированию закупок для нужд Ха­баровского края и актуализирована в сфере планирования деятельности кра­евых государственных учреждений. Эти и другие меры позволили добиться оптимизации в 1,2 млрд рублей. Управление финансовыми активами обеспечило снижение расходов на обслуживание государственного долга на 913,3 млн. рублей.

Общая оценка социально-экономической ситуации

Макроэкономическую ситуацию характеризуют следующие показатели:

– оборот организаций по всем видам экономической деятельности увеличился;

– промышленное производство увеличилось на 0,5 процента;

– грузооборот транспорта составил 115,8%;

– объем продукции сельского хозяйства увеличился на 4,2 процента;

– рост внутреннего потребительского спроса;

– снижен уровень безработицы;

Уровень жизни населения

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата по полному кругу организаций составила 35,4 тыс. рублей.

Реальные денежные доходы населения края составили 95,7%, реальные располагаемые доходы (за минусом обязательных платежей и взносов и скорректированные на индекс потребительских цен) – 101,5 процента.

Помимо высокой динамики потребительских цен замедление роста реальных доходов населения усугубляется повышением уровня кредитной нагрузки для части населения и ослаблением национальной валюты.

Среднедушевые номинальные денежные доходы жителей края сложились в размере 31,7 тыс. рублей.

Труд и занятость

Реализация органами исполнительной власти края полномочий в области содействия занятости граждан положительно повлияла на ситуацию на рынке труда.

Финансовые затраты на реализацию мероприятий по содействию занятости населения составили:

— по Госпрограмме – средства краевого бюджета на активную политику занятости населения, субвенции из федерального бюджета на социальную поддержку безработных граждан;

— по Программе дополнительных мер для трудоустройства незанятых инвалидов;

Показатели, характеризующие состояние контролируемого рынка труда Хабаровского края:

— численность зарегистрированных в органах службы занятости безработных граждан уменьшилась.

Новости

    Новую адресную программу по расселению аварийного жилья запустили власти Хабаровского края. В ближайшие годы на ее реализацию будет направлено почти 3,8 млрд рублей. Из

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!