Все для предпринимателя. Информационный портал

Результат управления государственным долгом. Государственный долг

УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Е.В. Пономаренко

Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

В статье рассматривается круг вопросов, посвященных долговой устойчивости и структуре государственного долга, проблемам его управления в России, поиску эффективных инструментов и механизмов управления госдолгом на различных этапах развития рыночных отношений, а также перспективам развития рынка государственных ценных бумах в России.

Ключевые слова: долговые обязательства, внешний и внутренний государственный долг, совокупный долг, долговая устойчивость, облигации государственного займа, рынок государственных ценных бумаг.

Что такое государственный долг и его управление?

Госдолг - это обязательства страны в форме кредитных соглашений, государственных ценных бумаг, договоров о предоставлении государственных гарантий, а также переоформление долговых обязательств третьих лиц в государственный долг. Внешний государственный долг включает внешнюю задолженность органов государственного управления, органов денежно-кредитного регулирования, банков и нефинансовых предприятий, в которых органы государственного управления напрямую или опосредованно владеют 50 и более процентами участия в капитале. Совокупный (или валовый) внешний долг представляет собой сумму задолженности частного корпоративного сектора и государственных обязательств.

Под управлением государственным долгом понимается система действий государства по регулированию его величины, структуры и стоимости обслуживания. Задачи такого управления заключаются в следующем:

В обеспечении объема долга на экономически безопасном уровне;

Минимизации стоимости обслуживания долга;

Обеспечении своевременного возврата долга в полном объеме;

Обеспечении выгодных условий для эмитента и поддержание курса государственных ценных бумаг, в противном случае займы невозможно размещать в будущем;

Усилении инвестиционного использования займов и контроль за использованием заимствований.

Долговая политика является составной частью бюджетной политики. Управление государственным долгом в широком смысле является прерогативой законодательных органов и включает в себя формирование долговой политики в отношении внешнего и внутреннего долга; конкретизацию целей и направлений воздействия на микро- и макроэкономические показатели, а также основных показателей и предельных значений государственной задолженности.

Управление госдолгом в узком смысле предполагает, во-первых, определение условий выпуска и обращения конкретных государственных ценных бумаг по видам, срокам, доходности, кредиторам (1); во-вторых, управление использо-

ванием долга; в-третьих, регулирование рынка государственных ценных бумаг и управление погашением долга.

В управлении государственным долгом в РФ участвуют: Федеральное собрание РФ (устанавливает предельные размеры привлечения средств и объемов кредитования за счет бюджетных средств); Правительство РФ (устанавливает предельный объем выпуска конкретных государственных ценных бумаг).

Этапы становления системы управления государственным долгом в современной России

Построение системы управления государственным долгом в современной России можно разделить на несколько этапов.

I этап. Если рассмотреть динамику государственного долга в первоначальный период развития Российской Федерации (1992-1999 гг.), то становится очевидным, что его величина в текущих ценах за период увеличилась в 31 раз, составив к началу 2000 г. 4871,0 млрд руб. Общий уровень долговой нагрузки возрос в 1,5 раза, достигнув к началу 2000 г. 108,8% ВВП.

За счет высокой инфляции, приводившей к обесцениванию накопленного внутреннего долга, и достигнутых с внешними кредиторами договоренностей в 1996 и 1997 гг. показатель общей долговой нагрузки в 1995-1997 гг. стабилизировался на приемлемом уровне: 47-49% к ВВП. Однако долговой кризис и девальвация рубля, последовавшая за принятием известных решений от 17 августа 1998 г., прервали положительную динамику показателя долговой нагрузки - к концу 1998 г. он увеличился в 3 раза и составил 148,7% ВВП.

В 1998-2002 гг., когда Россия оказалась неспособна обслуживать долги, правительство предприняло усилия по реструктуризации внешнего долга.

Нерыночные долговые обязательства перед Лондонским клубом кредиторов, а затем и выверенная часть коммерческой задолженности, образовавшейся в результате импортных операций, были переоформлены в еврооблигации, что положило начало секьюритизации (2) внешнего долга. Тем не менее, к началу 2002 г. объем государственного долга Российской Федерации составлял около 50% ВВП, а соотношение расходов на его обслуживание и доходов федерального бюджета равнялось 2,7% ВВП, что составляло достаточно высокий уровень по сравнению со странами, сопоставимыми по уровню экономического развития.

Это и не только это вынудило Правительство РФ пересмотреть принципы функционирования системы управления государственным долгом с учетом мирового опыта и исторических особенностей положения страны в начале 2000-х гг.

II этап. В 2002 г. была разработана единая концепция управления государственным долгом, содержащая следующие основные задачи:

Повышение эффективности государственных заимствований на внутреннем и внешнем рынках;

Дальнейшее развитие рынка внутренних заимствований, в том числе в связи с реформой пенсионной системы;

Оптимизация структуры государственного долга Российской Федерации;

Сокращение рисков, связанных с осуществлением заимствований;

Обеспечение принятия экономически обоснованных решений в области управления государственным долгом и государственных заимствований;

Развитие рыночных инструментов заимствований и инструментов управления долгом.

В 2003 г. были одобрены основные направления политики в области государственного долга в 2003-2005 гг. Основные итоги этого периода:

Сократилась величина государственного долга РФ. Объем государственного долга РФ на начало 2006 г. составил в абсолютном выражении 4149,5 млрд руб. и уменьшился более чем на 500 млрд руб. по сравнению с его величиной на начало 2004 г. Отношение объема государственного долга к объему ВВП сократилось с 36% на начало 2004 г. до 19,2% на 1 января 2006 г.;

Закрепились тенденции замещения внешних заимствований внутренними. Доля внутреннего долга в общем государственном долге РФ увеличилась с 16,3% на начало 2004 г. до 27,7% на начало 2006 г. при соответственном сокращении внешнего долга;

Был создан отдельный сегмент рынка государственных внутренних заимствований для «пассивных» инвесторов - рынок государственных сберегательных облигаций (ГСО). Тем самым учитывался существенный прирост объема пенсионных накоплений, которые в ближайшие годы должны вкладываться в государственные ценные бумаги .

В начале 2005 г. досрочно и в полном объеме был погашен остаток долговых обязательств перед Международным валютным фондом. В 2006 г. Российская Федерация полностью погасила задолженность по долгу бывшего СССР перед официальными кредиторами Парижского клуба кредиторов . К 2006 г. Россия стала нетто-кредитором.

Основными источниками покрытия дефицита бюджетной системы и госдолга стали Резервный фонд (его главная задача - обеспечение сбалансированности бюджетной системы, особенно - в периоды кризисных колебаний) и Фонд национального благосостояния (его роль - в проведении пенсионной и других социальных реформ), сформированные на базе Стабилизационного фонда в 2008 г. (3).

III этап. К нему относится период кризиса 2008-2010 гг. и его преодоления. Как позитивную тенденцию можно отметить сокращение доли внешнего долга в общем госдолге с 85,1% в 2002 г. до 37,5% в 2008 г., рост внутреннего долга с 14,9% до 62,5% . С другой стороны, многие эксперты отмечают, что как раз в период кризиса 2008-2010 гг. в России происходила трансформация частного корпоративного долга в долг государственный. Ситуация усугубилась в связи с тем, что государству пришлось спасать крупные, стратегически важные предприятия от банкротства, приобретая их за счет собственных средств. Их источником стал Резервный фонд, при этом в 2010 г. предполагалось, что фонд практически прекратит свое существование, поскольку его средства были потрачены на преодоление мирового финансово-экономического кризиса 2008-2010 гг., однако в связи с благоприятной конъюнктурой мировых цен на нефть объем Резервного фонда к 2014 г., по прогнозу, существенно пополнится - почти до 4 трлн руб., или до 5,4% ВВП.

В структуре государственного долга РФ до 2008 г. преобладал наиболее тяжелый по последствиям для экономики внешний долг (рис.).

1993 1995 1997 1999 2001 2003 2005 2007 2009 2011

Рис. Динамика величины и структуры государственного долга РФ за период 1993-2012 гг. (% ВВП)

Серьезным успехом долговой политики РФ как части ее бюджетной политики стало замещение внешнего долга внутренним и существенное сокращение государственного долга до самого низкого значения в Европе к 2012 г. - 10% ВВП, а также увеличение доли рыночных инструментов его регулирования (табл. 1).

Таблица 1

Динамика и объем государственного долга РФ в 2009-2014 гг. (млрд руб.)

Показатель Год

2009 2010 2011 2012 2013 2014

Государственный долг РФ 3 233,1 4 158,2 5 699,3 7 743,0 9 624,7 11 388,9

% к ВВП, в т. ч.: 8,3 9,3 10,7 13,2 14,8 15,7

Государственный внутренний долг 5,4 6,6 8,5 10,8 12,1 12,7

Государственный внешний долг 2,9 2,7 2,2 2,4 2,7 3,0

Источник: .

Так, если внешний долг органов государственного управления за пять лет (с 2006 г. по 2010 г.) сократился на 56% и составил 2,42% ВВП, то внешний долг государственного сектора в расширенном определении за этот же период вырос на 16% и составил уже 11% ВВП в 2012 г., к 2014 г. его размер достигнет, по прогнозам, 15,7% ВВП.

Проблемой современного, III этапа для России становится ее совокупный внешний долг, который включает не только долг государственный, но и долговые обязательства частных структур.

Объем совокупного внешнего долга РФ в середине 2011 г. составил 538,6 млрд долл. или 28,3 ВВП РФ . Около 60% совокупного внешнего долга составляет внешний долг частного сектора. Его рост в 2011 г. был обусловлен ростом внешней задолженности банковского и нефинансового секторов.

Таблица 2

Динамика и структура совокупного внешнего долга РФ в 2010-2011 гг. (млрд дол.)

Показатель Год

2010 2011 (01.07.2011)

Совокупный внешний долг РФ 467,2 538,6

% к ВВП 36,1 28,3

Органы госуправления 31,3 35,1

Органы денежно-кредитного регулирования 14,6 12,8

Банки 127,2 159,0

Прочие сектора 294,1 331,7

Международные резервы РФ 439,5 524,5

Долговая устойчивость и структура государственного долга в РФ

Основными показателями, которые характеризуют степень долговой устойчивости страны, в мировой практике являются следующие (табл. 3).

Таблица 3

Мировые показатели долговой устойчивости бюджетной системы, применительно к РФ (%)

Показатель 2010 г. 2014 г. Критерий Пороговое значение

Государственный долг, % к ВВП 9,3 15,7 < 50 25

Доля государственного внутреннего долга в общем объеме госдолга РФ 70,7 80,9 > 50

Доля расходов по обслуживанию госдолга в расходах федерального бюджета 1,9 4 < 10 10

Отношение годовой суммы платежей по погашению и обслуживанию госдолга к доходам федерального бюджета 7,6 12,3 < 10 10

Отношение госдолга РФ к доходам федерального бюджета 50,1 80,8 < 250 100

Отношение государственного внешнего долга РФ к годовому объему экспорта товаров и услуг 10,1 11 < 220 220

Отношение годовой суммы платежей по погашению и обслуживанию государственного внешнего долга к годовому объему экспорта товаров и услуг 1,3 0,9 < 25

Абсолютное большинство основных показателей, характеризующих степень долговой устойчивости федерального бюджета на период с 2012 по 2014 гг., используемых в международной практике, находится на допустимом уровне; наблюдается тенденция сохранения долговой устойчивости при некотором умеренном возрастании долговой нагрузки.

В структуре государственного внешнего долга РФ по состоянию на 1 января 2004 г. 36% приходилось на рыночные инструменты, т.е. ценные бумаги, номинированные в иностранной валюте (к ним относятся еврооблигации и облигации внутреннего государственного валютного займа), на начало 2010 г. рыночные инструменты занимали уже 74,4%.

Структура внешнего госдолга (2011г.) состоит из кредитов иностранных государств и международных организаций - 14%, государственных ценных бумаг РФ

в иностранной валюте - 72%, и гарантий РФ в иностранной валюте - 13,6%, при этом доля последнего инструмента к 2014 г. увеличится более чем втрое (на поддержку экспорта промышленной продукции, осуществление инвестиционных проектов, а также проектов с участием международных финансовых организаций). В структуре внешнего долга органов государственного управления увеличивается доля долгосрочных обязательств. Более 85% всех внешних заимствований в 2012-2014 гг. предполагается осуществлять за счет размещения государственных ценных бумаг РФ, номинированных в иностранной валюте.

Доля государственного внутреннего долга в совокупном объеме государственного долга в 2012-2014 гг. составит 82%, доля внешнего - около 19%. В структуре расходов по обслуживанию государственного долга преобладают процентные платежи по внутреннему долгу (около 77% в 2011 г.), притом что процентные расходы к ВВП составляют скромную величину в 0,7% ВВП в 2011 г.

Основными финансовыми инструментами на рынке внутреннего долга являются государственные ценные бумаги (ОФЗ/ГСО, еврооблигации, большинство из которых номинировано в рублях), удельный вес которых останется на уровне 80% к 2014 г., и государственные гарантии (около 20% к 2014 г.), а также прочая задолженность. Фактическое исполнение программы госгарантий в рублях составило в 2009 г. 39,5%, в 2010 г. - 55,6%; предполагается развитие данной программы на основе методов частно-государственного партнерства.

В структуре государственного внутреннего долга за период с 2000 г. по 2010 г. уменьшилась доля облигаций федерального займа с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД) с 75,9 до 38,4%, а появившиеся в 2002 г. облигации федерального займа с амортизацией долга (ОФЗ-АД), по которым погашение основной суммы долга осуществляется частями, на начало 2010 г. стали занимать 47%. Данный финансовый инструмент был предложен инвесторам Минфином России для оптимизации платежного графика и удлинения сроков заимствований. Изменение политики Минфина России, направленное на удлинение сроков заимствований, привело к увеличению сроков дюрации (4) с 473 дней в конце 2002 г. до 1580 дней в начале января 2010 г.

Проблемы развития рынка государственных ценных бумаг в посткризисный период

В целом, привлекательность ОФЗ для российских инвесторов не стала высокой, риски непривлечения средств достаточно высоки: фактически в 2009 г. было привлечено 80% запланированного объема, в 2010 г. - 79%, а в 2011 г. около 60% . Еще один важный источник - средства от приватизации федерального имущества, они также поступают в размерах, существенно ниже запланированных - 55% в 2008 г., 16% в 2009 г., 39% в 2010 г., а на 2011-2013 гг. запланировано поступление средств в весьма ощутимых размерах - около 1 трлн руб., в том числе от продажи акций крупнейших российских компаний с наиболее привлекательными активами, в том числе открытых акционерных обществ - «Банк ВТБ», «НК Роснефть», «Транснефть», «Зарубежнефть», «Роснано», РЖД, АК АЛРОСА и др.

По сравнению с рынком корпоративных ценных бумах объем и ликвидность рынка государственных облигаций невелики, его среднедневной оборот практически вдвое ниже рынка корпоративных ценных бумаг при том, что доходность по 10-летним гособлигациям составила 8,53% при отклонении от стандартного показателя на 1,37%.

Проектами программ государственных внутренних заимствований РФ на 2012-2014 гг. утверждается разница между средствами, поступившими от размещения ценных бумаг и средствами, направленными на их погашение, в объемах, превышающих 1 трлн руб. ежегодно (1208,8 млрд руб. в 2012 г., 1093,5 млрд руб. в 2014 г.) При этом планируемая доходность по краткосрочным инструментам составит 4,5-5,5%, среднесрочным - до 6-7,5%, а по долгосрочным - 7,5-8,5% в 2012-2014 гг. Для достижения поставленных целей основными направлениями государственной долговой политики РФ на 2012-2014 гг. предусматривается ряд мер по совершенствованию инфраструктуры рынка государственных ценных бумаг и привлечению инвесторов, в том числе - упрощение доступа иностранных участников на рынок внутренних заимствований, объединение торговли корпоративными и государственными ценными бумагами на фондовой бирже.

Непростая ситуация с долговой устойчивостью складывается и в субъектах РФ, что видно из анализа данных по долговой зависимости консолидированных бюджетов субъектов РФ в процентном отношении к собственным доходам. Объемы бюджетных кредитов субъектам РФ предусмотрены на 2012-2014 гг. с существенным сокращением. Они предоставляются на срок до трех лет для покрытия дефицитов, временных кассовых разрывов, а также на ликвидацию чрезвычайных ситуаций. Возврат бюджетных кредитов в 2012 г. предусмотрен втрое выше, чем в 2011 г.

Общий объем заимствований, осуществленных за 2009 г., оказался на 32% больше, чем за весь 2008 г. (табл. 4). Однако важно подчеркнуть, что 59% долговых заимствований приходился лишь на один субъект - г. Москву.

Таблица 4

Объем государственного долга субъектов РФ в 2008-2009 гг. (млрд руб.)

Показатель На 01.01.08 На 01.01.09 Прирост за 2008 г. На 01.12.09 Прирост за 11 мес. 2009 г.

Все субъекты 456,9 599,6 142,7 787,7 188,1

г. Москва 89,3 121,5 32,2 232,3 110,8

Московская область 92,1 156,1 63,9 158,1 2

Субъекты РФ (без г. Москвы и МО) 275,4 322 46,5 397,3 75,3

В ходе экономической деятельности страны возникает долг, поскольку нередко для развития и продвижения хозяйственной деятельности требуются заемные средства. Чтобы грамотно распределять денежные средства и не обанкротить свое государство неумелым использованием финансовых ресурсов, необходимо регулирование заемных и собственных ресурсов. Поэтому нужно знать, кто осуществляет управление государственным долгом Российской Федерации.

Общие сведения

Если рассматривать госдолг как финансовый инструмент, то с его помощью исполнительные и законодательные органы страны влияют на денежное обращение, инвестиционную политику, производственную и другие сферы. При рассмотрении как объекта управления гос. структуры, используют его для установления необходимых положений для успешного функционирования. Благодаря этому, правительство осуществляет контроль госдолга, регулирует выпуск и обращение займовых средств, выполнение долговых обязательств и т. д.

Существует два основных вида государственного долга:

  1. Внешний. К нему относится заем, взятый у другой страны, зарубежной фирмы, гражданина и т. д. Такие кредиты довольно обременительны для государства, поскольку в счет его погашения идет сырье, полезные ископаемые, финансовые активы и т. д. Если на его обслуживание уходит порядка 20-30% всего внешнеэкономического оборота, то страна становится должником. Новые кредиты ей будут недоступны.
  2. Внутренний. К нему относятся все обязательства, невыполненные перед собственным населением (физ. и юр. лицами): невыплата з/п, пенсий, стипендий и пособий и т. д.

Также выделяются капитальный (суммарный размер долга по всем заимствованиям) и текущий (выплаты кредиторам по займам, срок погашения которых уже наступил).

Госдолг может формироваться как перед страной, так и физлицом

Задачи управления госдолгом

Чтобы эффективность регулирования этой величины была высокой, необходимо решать поставленные задачи. К ним относятся:

  1. Стабилизация размера задолженности на уровне, который не будет угрожать экономике и безопасности страны. Выполнение условий по обязательствам должны осуществляться без серьезного ущерба и недофинансирования социально-экономических программ.
  2. Снижение суммы средств, взятых взаймы, до оптимального показателя. Это делается путем увеличения сроков выплаты, повышения цены на ценные бумаги, привлечения новых инвесторов и т. д.
  3. Формирование и поддержание государственного авторитета и статуса надежного заемщика.
  4. Осуществление деятельности так, чтобы рынок управляемого госдолга был предсказуем и стабилен.
  5. Эффективное и выгодное в стратегическом плане использование кредитных средств.
  6. Обеспечение своевременных выплат по обязательствам, чтобы не происходило задержек и тем самым можно было бы исключить возникновение задолженности.
  7. Расширение типов и форм заимствований, распределение их по направлениям и т. д.
  8. Контроль деятельности государственных структур, обеспечивающих административные и управленческие функции.

Задач, которые должно выполнять государство, гораздо больше, но эти являются основными.

Управленческий процесс

Данное определение подразумевает несколько функциональных компонентов:

  1. Планирование. При этом взвешиваются все за и против, производится расчет и обсуждение условий (сроки, размеры платежей, процентная ставка и т. д.).
  2. Обслуживание. На этом этапе осуществляется деятельность, направленная на погашение основы долга, процентов, комиссий и т. д.
  3. Контроль и отслеживание состояния всех заемных обязательств.

Как и любой долг, государственный должен иметь грамотное управление

Госдолг управляется при помощи менеджмента его состава и структуры (debt management). Сущность этого процесса заключается в распределении всех статей долга по определенным критериям. Объектами, на которые он воздействует, являются:

  1. Состояние долгов и их сроки – грамотно распределяя их, государство может частично или полностью реструктуризировать свой заем.
  2. Кредитная структура (процентное и числовое соотношение внутренних и внешних, рыночных обязательств, распределение по категориям и т. д.).
  3. Размер общего госдолга.

Объективная оценка всех обстоятельств и правильная система действий – это залог успешной кредитной политики.

По каким принципам должен управляться государственный долг

Существует несколько основ, по которым следует вести регулирование данной сферы:

  1. Безусловность. Она подразумевает, что государство, взявшее на себя долговое обязательство, непременно выполнит его условия.
  2. Единство. В соответствии с этим правительство ведет учет всех материальных займов, независимо от их типа (муниципальный, федеральный, международный и т. д.).
  3. Минимизация рисков. Этот пункт включает в себя деятельность, направленную на снижение нагрузки кредитов на экономику страны.
  4. Оптимальность. Структура и система управления, сроки и условия должны быть максимально удобными.
  5. Финансовая независимость. Несмотря на обременяющие обязательства, суверенность и свобода действий государства не ограничиваются.
  6. Прозрачность. Все условия и состояние займа должны быть открытыми для населения, рейтинговых структур и СМИ.

Соблюдение этих принципов непременно, иначе нарушение может стать причиной расторжения договора. При этом управление долгом обязано включать в себя все эти пункты.

Управление ведется в соответствии с установленными принципами

Управленческие меры

Есть довольно много способов, применение которых необходимо для регулирования государственного долга. К таковым относятся:

  1. Рефинансирование – это погашение долга полностью или частично за счет нового кредита.
  2. Реструктуризация – обоюдное соглашение сторон об изменениях условий заимствования (сроков, размеров платежей и т. д.).
  3. Конверсия – корректировка доходности по обязательству (снижение или увеличение процентов и т. д.).
  4. Консолидация – увеличение срока на погашение займа, что позволяет сократить нагрузку на бюджетный капитал страны.
  5. Унификация – образование из нескольких небольших займов одного крупного.
  6. Отсрочка погашения позволяет не только продлить кредит, как при консолидации, но и прекратить начисление процентов.
  7. Аннулирование подразумевает полный отказ от долгового обязательства. Применяется субъектам договора только при крайней необходимости (неплатежеспособность, ЧС, бедствие и т. д.).

Любое из этих решений требует глубокой проработки и анализа, чтобы эффект от них привел к ожидаемому результату. Все эти методы управления государственным долгом в РФ нарушают важнейший принцип безусловности.

Контроль за управлением

Важнейшими показателями в этом процессе являются следующие:

  • величина долга;
  • расходы на его обслуживание.

Тщательный и грамотный контроль за управлением гос. долгом позволяет избежать дефицита в бюджете. Если не соблюдать этого, то страна может оказаться в сложном положении, поэтому нередко требуется помощь третьей стороны при решении спорных ситуаций.

Итог

В 2018 г. правительство РФ активно работает над улучшением ситуации в этой сфере, повышением кредитного доверия страны на международной арене. Для этого используются различные новации и другие эффективные производственные меры. Высокий авторитет и положительная репутация государства среди кредиторов указывает на стабильную и прибыльную экономику страны.

О гос. долге и не только можно узнать из видео:

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть!

Наш юрист может бесплатно Вас проконсультировать - напишите вопрос в форме ниже:

Бесплатная консультация с юристом

Заказать обратный звонок

Совокупность финансовых мероприятий государства и центрального банка, связанные с погашением займов, организацией выплат доходов по ним, проведением конверсии государственных займов и консолидации займов, а т.ж. размещению новых долговых обязательств. Рефинансирование, т.е. новых займов в целях покрытия ранее выпущенных долговых обязательств, обычно использует при недостаточности средств централизованного денежного фонда (бюджета). Конверсия займа выражается в изменении размера доходности займа. Изменение доходности может заключаться как в снижении, так и в повышении процентной ставки дохода, выплачиваемого государством своим кредиторам. Государство правомочно сократить либо увеличить сроки обращения долговых обязательств. Функции государства по изменению сроков ранее выпущенных займов называются консолидацией. Мероприятия государства по унифицированию займов означают нескольких ранее выпущенных займов на один новый. Аннулирование государственного внутреннего долга, т.е. полный отказ от долговых обязательств, - это, как правило, крайняя мера по управлению внутренним долгом. Принятие такой меры обусловлено обычно сменой политической власти. Так, в 1918 г. правительством Советской России было принято аннулировать долги Российской Империи, в т.ч. и внутренние.

Экономика и право: словарь-справочник. - М.: Вуз и школа . Л. П. Кураков, В. Л. Кураков, А. Л. Кураков . 2004 .

Смотреть что такое "УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ" в других словарях:

    Непосредственным результатом роста государственной за­долженности является расширение системы управления государ­ственным долгом. Огромные размеры государственных долгов крайне осложняют операции казначейства по выпуску новых займов. Самые… … Википедия

    Совокупность финансовых мероприятий государства: по погашению займов; по организации выплат долгов по ним; по изменению условий и сроков ранее выпущенных займов; по размещению новых долговых обязательств. См. также: Государственный долг… … Финансовый словарь

    Юридический словарь

    УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ - контроль и регулирование государством долга по уровню процентной ставки, порядке погашения государственных ценных бумаг, сроках и порядках платежей по займам (внутренним, внешним и в том числе государственным и корпоративным) и т.д … Большой экономический словарь

    управление государственным долгом - совокупность финансовых мероприятий государства по погашению займов, организации выплат доходов по ним, изменениям условий и сроков ранее выпущенных займов, а также размещению новых долговых обязательств. К таким мероприятиям относятся… … Большой юридический словарь

    УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ - (англ. national debt management) – 1) совокупность мероприятий государства, направленных на погашение долга; 2) механизм формирования и реализации одного из направлений финансовой политики государства, связанного с его деятельностью на внешних и… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь

    ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ УПРАВЛЕНИЕ Юридическая энциклопедия

    - (см. УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ) … Энциклопедический словарь экономики и права

    Управление государственным и муниципальным долгом - это деятельность соответствующих органов государственной власти и местного самоуправления по размещению, обслуживанию и погашению государственных и муниципальных долговых обязательств. Управление долговыми обязательствами осуществляется… … Большой юридический словарь

    ДОЛГОМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ УПРАВЛЕНИЕ - УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ … Юридическая энциклопедия

Книги

  • Финансы и Кредит № 3 (579) 2014 , Отсутствует. В журнале раскрываются современные проблемы теории и практики финансов, денежного обращения и кредита, банковского и страхового дела, рынка ценных бумаг, налоговой политики и финансового… электронная книга
  • Государственный долг. Анализ системы управления и оценка ее эффективности , Л. С. Брагинская. Представлены основные элементы системы управления государственным долгом. Анализируются ее цели, задачи и методы, влияющие на бюджетную, валютную и денежно-кредитную политику,…

Управление государственным долгом это совокупность действий государства в лице его уполномоченных органов по регулированию величины, структуры и стоимости обслуживания государственного долга. Цель управления госдолгом заключается в том , чтобы найти оптимальное соотношение между потребностями государства в дополнительных финансовых ресурсах и затратами по их привлечению, обслуживанию и погашению.

Принципы управления государственным долгом:

1. Безусловности (обеспечение точного и своевременного выполнения обязательств государства перед инвесторами и кредиторами без выставления дополнительных условий)

2. Принцип единства учета (учет в процессе управления госдолгом всех видов ценных бумаг, эмитированных федорганами власти, органами власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.)

3. Единство долговой политики (обеспечение единого подхода в политике управления госдолга со стороны фед центра по отношению к субъектам федерации и муниципальным образованиям)

4. Принцип согласованности (согласование интересов кредиторов и заемщика, в лице государства)

5. Снижение рисков (выполнение всех необходимых действий позволяющих уменьшить риск как кредитора так и инвестора)

6. Оптимальности (создание такой структуры гос займов, при которой выполнение обязательств по ним было бы сопряжено с минимальными затратами и минимальным риском, а также оказывало бы наименьшее отрицательное влияние на экономику страны)

7. Принцип гласности (предоставление достоверной и своевременной информации о параметрах займов всем заинтересованным пользователям)

В широком понимании управление госдолгом предполагает:

1. Формирование политики в отношении госдолга.

2. Определение основных показателей и предельных значений гос задолженности.

3. Установление основных направлений воздействия на микро- и макроэкономические показатели.

4. Выделение приоритетных направлений использования привлеченных ресурсов.

Методы, обеспечивающие управление госдолгом:

1. Метод рефинансирования - погашение части госдолга за счет вновь привлеченных средств.

2. Конверсия - изменение доходности займа.

3. Консолидация - превращение части имеющийся задолженности в новую с более длительным сроком погашения.

4. Новация - соглашение между государством-заемщиком и кредиторами по замене обязательств в рамках одного и того же кредитного договора.

5. Унификация - решение государства об объединении нескольких ранее выпущенных займов.

6. Метод отсрочки - консолидация при одновременном отказе государства от выплаты дохода по займам.

7. Метод дефолта - отказ государства от выплаты государственного долга.

В управлении госдолгом должны быть учтены следующие параметры:

1. Общий объем госдолга РФ.

2. Соотношение расходов на обслуживание госдолга и доходов госбюджета.

Для управления госдолгом необходимо усиливать госвлияние и контроль за госдолгом и стремиться к снижению зависимости госбюджета от складывающейся с заимствованиями ситуаций.

Кроме того, при управлении госдолгом необходимо разграничивать полномочия различных органов госвласти, управляющих госдолгом, и разработать порядок их взаимодействия.

долг бюджетный дефицит заимствование

Существование государственного долга подразумевает наличие обязанности государства по его управлению. Управление государственным долгом - это разработка и реализация стратегии, направленной на привлечение необходимых объемов финансирования, достижение желаемых параметров долга по степени риска и стоимости обслуживания и других целей, в частности создание эффективного рынка внутреннего долга.

Содержание управления государственным долгом можно рассматривать с двух сторон, имея в виду его определение в широком и узком смысле. В широком смысле управление государственным долгом - это формирование одного из направлений экономической политики государства, связанной с его деятельностью в качестве заемщика. Под управлением государственным долгом в узком смысле понимается непосредственно совокупность действий правительства, связанных с изучением конъюнктуры на рынке ссудных капиталов, выпуском новых займов и выработкой условий выпуска, выплатой процентов по ранее выпущенным займам, проведением реорганизации займов, определение ставок процента по государственным ценным бумагам, мероприятия по погашению ранее выпущенных займов.

Основные методы управления внешним долгом:

  • 1) Консолидация - пересмотр условий погашения задолженности, который может быть реализован либо путем изменения условий погашения действующих долговых обязательств (реструктуризация), либо путем рефинансирования существующей задолженности.
  • 2) Реструктуризация - основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государственный или муниципальный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств. Другими словами, реструктуризация - это составление нового, более выгодного для должника графика выплаты долга, чем это предусмотрено первоначальным соглашением. При этом обычно предоставляется льготный период, когда уплачиваются только проценты, а также увеличивается срок выплаты основного долга. Происходит перенос на более поздние сроки платежей по краткосрочным долгам.
  • 3) Рефинансирование представляет собой процесс погашения старых займов за счет привлечения новых.
  • 4) Конверсия - применение различных механизмов, обеспечивающих замещение государственного долга другими видами обязательств, менее обременительными для экономики должника. Наиболее распространенными видами конверсии считаются обмен долга на акции (собственность), обмен долга на товары, обмен долга на проведение природоохранных мероприятий, конверсия долга в долговые обязательства третьих стран, и другие.
  • 5) Секъюритизация - переоформление нерыночных займов в ценные бумаги, свободно обращающиеся на финансовых рынках.
  • 6) Аннулирование - отказ от всех обязательств по ранее выпущенным займам. Но применение этого метода ведет к нанесению непоправимого ущерба репутации государства как заемщика среди потенциальных инвесторов и кредиторов.

В Бюджетном кодексе РФ отсутствует понятие управления государственным долгом, а из всего многообразия существующих методов управления государственным долгом в Бюджетном кодексе РФ получил определение только метод реструктуризации. Статья 101 Бюджетного кодекса "Управление государственным долгом" посвящена только организационному аспекту управления государственным долгом. Согласно статье 101 Бюджетного кодекса управление государственным долгом РФ осуществляется Правительством РФ, а управление государственным долгом субъекта РФ осуществляется органом исполнительной власти субъекта РФ. Российская Федерация не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов РФ и муниципальных образований, если указанные обязательства не были гарантированы Российской Федерацией. В свою очередь, субъекты РФ и муниципальные образования не отвечают по долговым обязательствам РФ.

До августа 1998 г. выпуск ГКО-ОФЗ осуществлялся все в более крупных размерах, так как использовалось рефинансирование: новые выпуски должны были использоваться для погашения предыдущих. В 1998 - 2002 гг., когда Россия оказалась неспособна обслуживать долги, правительство предприняло усилия по реструктуризации внешнего долга. Нерыночные долговые обязательства перед Лондонским клубом кредиторов, а затем и выверенная часть коммерческой задолженности, образовавшейся в результате импортных операций ВЭО, были переоформлены в еврооблигации, что положило начало секъюритизации внешнего долга.

В последние годы делаются позитивные попытки регулирования государственных заимствований. Особенно важным является установление предельных объемов государственного долга России и предельных объемов государственных заимствований России. Так, в соответствии с Бюджетным кодексом (ст. 106) установлено, что предельный объем государственных годовых внешних заимствований Российской Федерации не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга Российской Федерации. Необходима достоверная оценка объема государственного внешнего долга, связанная с полной инвентаризацией внешних заимствований и выданных по ним гарантий и поручительств правительства РФ.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!