Все для предпринимателя. Информационный портал

Региональный бюджет: понятие, принципы построения и структура. Глава IX

Введение

Социально-экономические преобразования, происходящие в современной России, заставляют критически подойти к постулатам и стереотипам, лежащим в основе экономической теории, и заново осмыслить законы общественного воспроизводства, отражающие связи и зависимости между различными элементами экономической системы.

Переход к рыночным отношениям, изменение схем поступления ресурсов, необходимых для экономического развития, поставили перед регионами проблему самоопределения в общей системе воспроизводственных отношений.

Однако выделить место региональной системы, ее финансовую основу развития, источники поступления средств и механизм их привлечения можно лишь при условии, если региональная экономика будет рассматриваться как целостная система, совокупность различных видов воспроизводственных циклов. Одним из элементов региональной экономики является региональных бюджет.

Именно с помощью регионального бюджета регионы имеют возможность сосредоточивать финансовые ресурсы на решающих участках социального и экономического развития, с помощью бюджета происходит перераспределение дохода между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности. Ни одно из звеньев финансов не осуществляет такого многовидового и многоуровневого перераспределения средств, как бюджет. Вместе с тем, отображая экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики, бюджет дает четкую картину того, как поступают в распоряжение региона финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования. Таким образом, при правильном подходе бюджет может реально влиять на рост экономики и социальной сферы, ускорение темпов научно-технического прогресса, обновление и совершенствование материально-технической базы общественного производства.

Управление расходами во все времена считалось одной из важнейших проблем в каждом регионе независимо от уровня развития экономики и поступлений. Все вышесказанное обуславливает актуальность темы курсовой работы.



Цель данной курсовой работы – анализ доходной и расходной частей федерального бюджета РФ за 2012-2014 гг.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Рассмотреть сущность регионального бюджета;

Рассмотреть понятие доходов и расходов регионального бюджета;

Изучить классификации доходов и расходов регионального бюджета;

Проанализировать динамику доходов и расходов регионального бюджета за 2012 – 2014 г.;

Проанализировать структуру доходов и расходов регионального бюджета за 2012 – 2014 г.;

Выявить пути оптимизации доходов регионального бюджета;

Определить основные направления повышения эффективности расходов регионального бюджета.

Объектом исследования является экономика региона. Предмет исследования – доходная и расходная часть регионального бюджета за 2012-2014 гг.


Глава 1. Понятие, сущность, функции регионального бюджета

Понятие и сущность регионального бюджета

Совокупность региональных бюджетов входит во второй уровень бюджетной системы РФ.

Бюджет субъекта (региональный бюджет) - это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ. Разрабатывается и утверждается бюджет субъекта РФ в форме закона субъекта РФ, он составляется на один финансовый год. Каждый субъект Российской Федерации имеет собственный бюджет и бюджет территориального государственного внебюджетного фонда. Бюджеты субъекта Российской Федерации и территориального государственного внебюджетного фонда предназначены для исполнения расходных обязательств субъекта РФ. Бюджет субъекта Российской Федерации и свод бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта РФ, образуют консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации. .

Функции и методы формирования регионального бюджета

Роль региональных бюджетов субъектов Российской Федерации в экономическом и социальном развитии заключается в следующем:

1. Сосредоточение финансовых ресурсов в бюджетах регионов Российской Федерации позволяет органам представительной и исполнительной власти регионов иметь финансовую базу для реализации своих полномочий в соответствии с Конституцией Российской Федерации. Создание финансовой базы функционирования региональных органов власти - главная задача региональных бюджетов. Посредством бюджетов образуются денежные фонды административно-территориального образования, которые обеспечивают выполнение задач общего для них назначения, создают финансовую базу для осуществления функций органов власти субъектов Федерации. 2. Формирование региональных бюджетов, сосредоточение в них денежных ресурсов дает возможность регионам в полной мере проявлять финансово-хозяйственную самостоятельность в расходовании средств на социально-экономическое развитие региона. Региональные бюджеты позволяют органам власти в регионах обеспечить планомерное развитие образовательных учреждений, медицинских учреждений, учреждений культуры и искусства, жилищного фонда и дорожного хозяйства.

3. С помощью региональных бюджетов осуществляется выравнивание уровней экономического и социального развития территорий. С этой целью формируются и реализуются региональные программы экономического и социального развития регионов по благоустройству сел и городов, развитию сети дорог, содержанию исторических учреждений культуры и др.

4. Имея в распоряжении финансовые бюджетные средства, органы власти регионов могут увеличивать или уменьшать нормативы финансовых затрат на оказание государственных и муниципальных услуг в учреждениях непроизводственной сферы.

5. Концентрируя часть финансовых ресурсов в региональных бюджетах, органы представительной и исполнительной власти регионов могут централизованно направлять финансовые ресурсы на решение стратегических задач, развитие в регионе приоритетных отраслей экономики, промышленности, сельского хозяйства и социальной сферы. 6. Региональные бюджеты через финансовые ресурсы оказывают воздействие на оптимальные пропорции финансирования капитальных и текущих затрат и стимулирование эффективного использования материальных и трудовых ресурсов, а также создание новых местных производств и промыслов, что позволяет создавать новые рабочие места и вносить вклад в решение проблемы снижения безработицы в регионе. Бюджетный процесс на региональном уровне, так же как и на федеральном, охватывает следующие стадии:

1) составление проекта бюджета;

2) рассмотрение проекта бюджета, утверждение бюджета;

3) исполнение бюджета;

4) составление отчета об исполнении бюджета и его утверждение. Законодательным органам власти субъектов РФ предоставлено право самостоятельно определять процедуру рассмотрения и утверждения проекта закона. Однако этот процесс не должен противоречить основам бюджетного законодательства.

Организация исполнения бюджета возлагается на соответствующий финансовый орган (орган управления государственным внебюджетным фондом). Исполнение бюджета организуется на основе сводной бюджетной росписи и кассового плана. Кассовое обслуживание исполнения бюджетов Российской Федерации осуществляется Федеральным казначейством либо органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Региональные бюджеты: принципы формирования и расходования

региональный бюджет финансы налог

Доходы и расходы региональных (местных) бюджетов определены бюджетами соответствующих региональных (территориальных) органов управления. Порядок формирования и утверждения региональных (местных) бюджетов регламентируется законодательно и определяется функциями региональных (территориальных) органов управления.

Поэтому расходы региональных (территориальных) органов управления являются определяющими для формирования доходной части бюджета.

Основными принципами формирования бюджета любого уровня самоуправления являются принцип обеспечение общей сбалансированности бюджета и принцип полноты бюджета. В бюджете должны быть отражены все предполагаемые расходы и доходы.

Центральные власти могут принимать участие также в корректировке региональных (местных) бюджетов в части, бюджетных налоговых поступлений с учетом уровня дохода на человека в различных административно-территориальных единицах. Часть налоговых поступлений региональных (местных) бюджетов территорий с высоким уровнем дохода на человека может изыматься центральной властью и перераспределяться в пользу региональных (местных) бюджетов территорий, где среднегодовой доход на человека ниже среднего. Таким образом, осуществляется выравнивания уровней экономического и социального развития территорий.

Доходы региональных (местных) бюджетов

Доходы региональных (местных) бюджетов формируются за счет:

* местных налогов и сборов,

* неналоговых доходов,

* поступлений из вышестоящих бюджетов.

Местные налоги и сборы являются базовым источником для формирования отдельных региональных (местных) бюджетов. Реальное соотношение всех источников в формировании отдельных региональных (местных) бюджетов определяется функциями региональных (местных) органов управления, потенциальными возможностями получения дохода за счет местных налогов, а также возможностями вышестоящих органов власти финансировать нижестоящие региональные (местные) бюджеты.

Поступления из вышестоящих бюджетов осуществляются в случае недостатка собственных финансовых ресурсов для формирования региональных (местных) бюджетов необходимых для финансирования местных мероприятий или региональных разделов государственных программ, например, развития дорог, здравоохранения, охраны окружающей среды.

Поступления из вышестоящих бюджетов осуществляются в виде отчислений от суммы отдельных налогов, мобилизируемых на территории, а также дотаций и субвенций и могут составлять до 60% доходной части региональных (местных) бюджетов.

Неналоговые доходы региональных (местных) бюджетов:

* доходы от предприятий, находящихся в муниципальной собственности,

* арендные доходы,

* денежные сборы,

* пошлины,

* добровольные взносы предприятий и населения.

Удельный вес неналоговых доходов в финансах региональных (местных) бюджетов составляет от 10 до 30 % общих доходов бюджета.

Расходы региональных (местных) бюджетов

Основные расходы региональных (местных) бюджетов - это расходы на:

* на жилищно-коммунальное хозяйство (жилье, водоканализационные, транспортные предприятия, городское благоустройство, дорожное хозяйство),

* здравоохранение,

* образование,

* погашением займов и выплат процентов по ним,

Расходы региональных (местных) бюджетов зависят от бюджетной политики государства и степени децентрализации управления социальной сферой. Финансирование социальных программ - это наиболее крупная часть бюджетных расходов и является решающим фактором для аккумулирования финансовых ресурсов в бюджете соответствующего уровня финансовой ответственности. В ряде европейских стран на финансирование социальных программ расходуется больше средств из региональных (местных) бюджетов, чем из центрального бюджета, например, в Германии, Норвегии, Финляндии.

Расходы региональных (местных) бюджетов подразделяют на:

* текущие или эксплуатационные,

* инвестиционные или капитальные вложения.

И, соответственно, формируются бюджет текущих затрат и бюджет развития.

Бюджет текущих затрат, как правило, финансируется за счет налоговых и неналоговых поступлений. Основными источниками для финансирования бюджета развития являются субвенции, местные займы, пожертвования.

Региональные (местные) финансы

ХХI веке процесс развития демократических принципов в государственном устройстве и управлении осуществляется параллельно с регионализацией экономических и социальных процессов. Одним из основных компонентов современного демократического государственного строя является местное самоуправление, осуществляемое населением через избираемые представительные органы местного самоуправления. Для выполнения своих функций органы местного самоуправления должны обладать определенными имущественными и финансово-бюджетными правами.

Региональные (местные) финансы формируют, прежде всего, с целью финансирования мероприятий, связанных с социально-культурным и коммунально-бытовым обслуживанием населения данного региона, в т.ч. для финансирования муниципального образования, здравоохранения, коммунального обслуживания населения, строительства, содержания дорог. Круг финансируемых мероприятий может расшириться, в зависимости от функций делегированных местным органам самоуправления центральной властью.

Таким образом, региональные (местные) финансы - это система экономических отношений, посредством которой распределяется и перераспределяется национальный доход; фонд денежных средств, используемых на экономическое и социальное развитие регионов (территорий).

В Украине к региональным (местным) финансам относят:

* бюджет Крымской АР,

* областные бюджеты,

* городские бюджеты,

* районные бюджеты,

* районные в городах бюджеты,

* поселковые бюджеты,

* сельские бюджеты

* финансы коммунальных субъектов хозяйствования,

* внебюджетные фонды местных органов самоуправления.

Роль региональных (местных) финансов постоянно усиливается, а сфера их применения расширяется. Во многих странах региональные (местные) финансы составляют превалирующую часть финансовых ресурсов государства. Демократические государства предпочитают проводить социальную политику посредством региональных (местных или территориальных) финансов. Политика финансирования региональных финансов активно используется для выравнивания уровней экономического и социального развития территорий.

Налоговая система РФ

В настоящее время не существует общепринятого определения, полноценно описывающего налоговую систему России. На наш взгляд, понятие «налоговая система» является более широким по сравнению с понятиями «система налогов и сборов» и »система налогообложения» и включает в себя, помимо собственно налогов и сборов, весь комплекс отношений, непосредственно связанных с налогообложением.

Основу налоговой системы России составляет Налоговый кодекс. Кроме того, в налоговую систему РФ входят принятые в соответствии с данным кодексом федеральные законы о налогах и сборах (п. 1 ст. 1 НК РФ).

Налоговый кодекс содержит описание системы налогов и сборов в Российской Федерации, в нем, в частности, зафиксированы основы налогообложения в России (п. 2 ст. 1 НК РФ):

* виды налогов и сборов;

* основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;

* принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных региональных и местных налогов;

* права и обязанности участников соответствующих правоотношений (налогоплательщиков и плательщиков сборов, налоговых агентов, налоговых и таможенных органов);

* формы и методы налогового контроля;

* ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах;

* порядок обжалования актов и действий налоговых органов, а также их должностных лиц.

Принципы налоговой системы Российской Федерации

Налоговая система Российской Федерации основана на ключевых принципах, в соответствии с которыми и разрабатываются все нормативно-правовыеакты в данной сфере. К принципам налоговой системы относятся (в порядке следования соответствующих положений Налогового кодекса):

1. Принцип законности налогообложения. Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Это установлено пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса.

2. Принцип справедливости налогообложения. Налоги должны устанавливаться с учетом фактической способности налогоплательщика к их уплате (п. 1 ст. 3 НК РФ).

3. Принцип всеобщности и равенства налогообложения (п. 1 ст. 3 НК РФ). Он заключается в том, что каждое лицо несет равные обязанности перед обществом. Это следует из статьи 8 Конституции РФ. Пунктом 2 статьи 3 НК РФ также установлено, что налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

4. Принцип экономической обоснованности налогообложения. Пунктом 3 статьи 3 Налогового кодекса установлено, что налоги и сборы должны иметь экономическое основание, и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

5. Принцип единства экономического пространства Российской Федерации. В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Налогового кодекса не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории России товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.

6. Принцип установления налогов и сборов в должном порядке. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие признаками налогов и сборов, и при этом не предусмотренные Налоговым кодексом, либо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ. Об этом говорится в пункте 5 статьи 3 Налогового кодекса. Запрет на установление налогов иначе как федеральным законом прямо закреплен в Конституции РФ.

7. Принцип определенности налоговой обязанности. Он установлен пунктом 6 статьи 3 Налогового кодекса. В соответствии с данной нормой при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.

8. Принцип презумпции толкования всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей в налоговом законодательстве в пользу налогоплательщика (плательщика сборов). Согласно пункту 7 статьи 3 Налогового кодекса все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

Понятие налога и сбора в налоговой системе РФ

Понятие налога и сбора установлено в статье 8 Налогового кодекса. В соответствии с данной нормой налог - это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Сбор - это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Участники отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах

К участникам отношений, формирующихся в рамках налоговой системы России и регулируемых налоговым законодательством, принято относить две категории организаций и физических лиц, обязанных уплачивать налоги и сборы, а также две категории органов государственной власти, уполномоченных контролировать данный процесс, а именно:

* организации и физические лица, признаваемые в соответствии с Налоговым кодексом налогоплательщиками или плательщиками сборов;

* организации и физические лица, признаваемые в соответствии с Налоговым кодексом налоговыми агентами;

* налоговые органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы);

* таможенные органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, подчиненные ему таможенные органы Российской Федерации);

Виды налогов и сборов в России

В налоговой системе России предусмотрены следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные (ст. 12 НК РФ). Налоги и сборы могут быть установлены и отметены только Налоговым кодексом. Не предусмотренные им федеральные, региональные и местные налоги не могут устанавливаться (п. 5 и п. 6 ст. 12 НК РФ).

При установлении налога должны быть определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно (ст. 17 НК РФ):

объект налогообложения;

* налоговая база;

* налоговый период;

* налоговая ставка;

* порядок исчисления налога;

* порядок и сроки уплаты налога.

Кроме того, могут быть предусмотрены налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Федеральные налоги и сборы

Устанавливаются Налоговым кодексом и обязательны к уплате на территории всей России (п. 2 ст. 12 НК РФ). К таковым относятся (ст. 13 НК РФ):

* налог на добавленную стоимость;

* налог на доходы физических лиц;

* налог на прибыль организаций;

* налог на добычу полезных ископаемых;

* водный налог;

* сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

* государственная пошлина.

Региональные налоги

Устанавливаются Налоговым кодексом и региональными законами. Они обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов России. Такие элементы налогообложения, как налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов определяются законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов России в порядке и пределах, которые предусмотрены Налоговым кодексом, если данные элементы им не установлены. Иные элементы налогообложения по региональным налогам, а также налогоплательщики определяются НК РФ. Кроме того, власти субъектов России могут устанавливать налоговые льготы, основания и порядок их применения в порядке и пределах, предусмотренных Налоговым кодексом (п. 3 ст. 12 НК РФ).

К региональным налогам относятся (ст. 14 НК РФ):

* налог на имущество организаций;

* налог на игорный бизнес;

* транспортный налог.

Местные налоги

Устанавливаются Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Они обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

Местные налоги в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются Налоговым кодексом и законами указанных субъектов РФ и обязательны к уплате на территориях этих субъектов (п. 4 ст. 12 НК РФ).

К местным налогам относятся (ст. 15 НК РФ):

* земельный налог;

* налог на имущество физических лиц.

Специальные налоговые режимы

Налоговым кодексом также устанавливаются специальные налоговые режимы, которые могут предусматривать не перечисленные выше федеральные налоги. Специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов (п. 7 ст. 12 НК РФ).

К специальным налоговым режимам относятся (ст. 18 НК РФ):

* система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

* упрощенная система налогообложения;

* система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

* система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Глава IX. Бюджетные отношения в Омской области

§1. Формирование регионального бюджета

Региональные бюджеты – неотъемлемая часть социальной политики современного государства. На их основе осуществляется финансирование муниципального народного образования, здравоохранения, коммунального обслуживания населения. В последние десятилетия функции регулирования экономических и социальных процессов в значительной мере перешли от центральных органов государственной власти к региональным. Поэтому роль региональных бюджетов усилилась, а сфера их использования расширилась.

Величина региональных бюджетов растет не только в России, но и во многих других странах мира и составляет сегодня подавляющую часть финансовых ресурсов развитых государств. В настоящее время в РФ число региональных бюджетов составляет 29,3 тысяч, а их объем (по расходам) в 1995 г. приблизился к 150 трлн. руб. и составил примерно 50% консолидированного бюджета Российской Федерации.

Бюджетные и имущественные права, предоставленные региональным органам власти, дают возможность формировать и исполнять бюджеты, распоряжаться находящимися в ведении предприятиями и получать доходы от их деятельности. Экономическая сущность региональных бюджетов проявляется в их назначении и выполнении следующих функций:

Формирование денежных фондов для финансирования деятельности региональных органов власти;

Распределение финансовых ресурсов между отраслями народного хозяйства;

Контроль финансово-хозяйственной деятельности предприятий, организаций и учреждений, подведомственных местным органам власти.

Через бюджетную систему формируется значительная часть общественных фондов потребления. При этом более 65% всех бюджетных средств на народное образование и профессиональную подготовку кадров выделяется из региональных бюджетов, на здравоохранение - свыше 80%, на социальное обеспечение - около 90%, на жилищно-коммунальное хозяйство - 100%.

Круг финансируемых из региональных бюджетов мероприятий постоянно расширяется. В последнее время за счет средств региональных бюджетов стали финансироваться не только общеобразовательные школы, но и высшие учебные заведения, объекты здравоохранения, мероприятия по внутренней безопасности, правопорядку, охране окружающей среды и др.

Через региональные бюджеты государство проводит выравнивание экономического и социального развития территорий, которые в результате исторических, географических и других условий отстали в экономическом развитии от других районов страны. Для преодоления такой отсталости разрабатываются региональные программы, средства на осуществление которых формируются за счет бюджетных доходов соответствующих административно-территориальных единиц, а также налоговых отчислений из вышестоящих бюджетов.

При этом региональным бюджетам выделяются не только отчисления от государственных налогов, но и субвенции , т.е. финансовые ресурсы, предоставляемые на определенные цели (развитие здравоохранения, дорожное строительство, коммунальные объекты и др.).

В отличие от налоговой политики бюджетная политика как федерального, так и регионального уровня не оказывает прямого влияния на региональные различия инвестиционного климата. Негосударственный сектор не является крупным получателем бюджетных средств и конкурентом социальной сферы.

Но он объективно заинтересовано в рациональном расходовании средств бюджета, формируемых за счет местных налогов. Существует два метода оценки бюджетной политики регионов - через практику покрытия дефицита регионального бюджета и через распределение бюджетных ассигнований.

Принципы федерального финансирования. Большой приток федеральных средств в регионы далеко не всегда свидетельствует о благоприятности финансовой ситуации. Федеральные средства сегодня идут как в регионы, имеющие потенциал для поступательного развития, так и в кризисные или слаборазвитые регионы, испытывающие недостаток собственных ресурсов.

На практике разграничить эти два случая довольно сложно. Тем более что действующая система бюджетной отчетности фиксирует лишь территориальное распределение не более 15-20% части ассигнований, поступающих в бюджеты субъектов Федерации. Прямые расходы государства на поддержку приоритетных отраслей хозяйства и основную часть федеральных программ в регионах будут учтены только после завершения перехода к казначейской системе исполнения бюджета .

С 1994 г. в России действует новая система распределения федеральных субсидий между регионами. В составе федерального бюджета введен специальный целевой фонд финансовой поддержки субъектов Федерации (регионов) - ФФПР. В 1997 г. ФФПР сформирован в размере 53 трлн. рублей. Эти средства распределены между 81 субъектом Федерации. Исключение составляют регионы-доноры: Москва, Самарская, Свердловская, Липецкая области, Красноярский край, Башкортостан, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономный округ.

Реальное распределение федеральных средств, попадающих в бюджеты регионов, существенно отличается от заложенных в федеральном бюджете пропорций. Трансферты ФФПР составляют лишь часть поступлений.

Кроме них, регионы получают в порядке взаимных расчетов отчисления на финансирование федеральных программ и компенсацию расходов по принятым федеральными властями решениям, краткосрочные ссуды и т.д. Изменение доли различных регионов в этих поступлениях отражает результат сдвигов в отраслевых и территориальных приоритетах бюджетной политики федерального центра, усиления или ослабления влияния на федеральные власти руководства тех или иных регионов, особенностей федеральных программ.

Финансовая поддержка Западно-Сибирского региона из федерального бюджета в 1992-95 гг.

Источник: Регионы России // CD-ROM. - М.: Гарант-парк, 1998.

Принципы построения бюджетов. Для оптимального исчисления ожидаемых доходов и расходов бюджетов, входящих в региональную бюджетную систему, бюджеты должны соответствовать пяти основным требованиям:

1. Принцип единства бюджета означает формирование регионального бюджета на основе единой классификации доходов и расходов, включающих в себя функциональную (по разделам) и предметную (по параграфам и статьям) систематизацию доходов и расходов, а также единых экономически обоснованных социальных и финансовых нормативов расчета бюджетов, установленных соответствующими органами власти.

2. Принцип достоверности бюджета предусматривает надежность показателей прогноза развития территории, правильность выбора бюджетно-финансовой политики, точность расчета доходов и расходов и полноту информации (обратной связи) об исполнении бюджета.

3. Принцип самостоятельности заключается в самостоятельном рассмотрении, утверждении и исполнении органами государственной власти и органами местного самоуправления области соответствующих бюджетов и обеспечивается наличием собственных источников доходов и правом определять направления их использования. Уровень самостоятельности определяется отношением собственных доходов (закрепленных и регулирующих) к сумме всех доходов бюджета.

4. Принцип сбалансированности бюджета заключается в равенстве доходов и расходов бюджета с учетом установленного предельного дефицита бюджета и принимаемых мер по его покрытию.

5. Принцип гласности бюджета означает информирование населения о состоянии формирования и исполнения бюджета.

Общая продолжительность бюджетного процесса в Омской области составляет 2 года, в том числе:

первая стадия - прогнозирование экономического и социального развития и определение бюджетно-финансовой политики на следующий год (май-июль текущего года);

вторая стадия - формирование и утверждение бюджета (июль-декабрь текущего года);

третья стадия - исполнение бюджета (январь-декабрь отчетного года);

четвертая стадия - завершение операции по исполнению бюджета, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета за отчетный год (январь-апрель года следующего за отчетным).

Разработка и исполнение бюджетов осуществляется администрацией области и исполнительными органами местного самоуправления. Рассмотрение, утверждение, контроль за исполнением бюджетов осуществляют Законодательное Собрание области и представительные органы местного самоуправления.

Источники формирования региональных бюджетов. Региональный бюджет - это не только закрепленная система экономических отношений. Он отражает всю совокупность денежных средств, расходуемых государственными и муниципальными органами на экономическое и социальное развитие территорий. В Российской Федерации - это бюджеты республик в составе РФ, краев, областей, автономных округов, районов, городов, районов в городах, поселковых и сельских органов самоуправления.

Основным источником финансирования региональных бюджетов служат ассигнования из федерального бюджета и средства хозяйствующих субъектов (предприятий и организаций). Средства субъектов хозяйствования являются дополнительным источником формирования региональных бюджетов. К ним относятся финансовые ресурсы муниципальных предприятий (коммунальные предприятия и др.) и финансовые ресурсы негосударственных хозяйствующих субъектов, расходуемые целевым образом на финансирование социально-культурных и жилищно-коммунальных объектов.

Важная часть финансового потенциала регионов, развития их производственной и социальной инфраструктуры - средства хозяйствующих субъектов . Развитие промышленности и рост населения ведет к увеличению нагрузки на городские коммуникации, требует их реконструкции и увеличения эксплуатационных расходов. Однако региональные органы власти не всегда располагают необходимыми ресурсами. Все это вынуждает их обращаться за помощью к предприятиям, расположенным на подведомственной территории. Предприятия выделяют материальные, финансовые и трудовые ресурсы на общегородские мероприятия.

Все чаще предприятия объединяют средства со средствами региональных органов. Такая форма сотрудничества способствует кооперации ресурсов предприятий и региональных органов, более рациональному их использованию, быстрому достижению экономического и социального эффекта от вкладываемых средств. Вместе с тем, многие предприятия для снижения себестоимости продукции идут на сокращение выделяемых средств на общерегиональные мероприятия и отказ от объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, усиливая нагрузку на региональные бюджеты.

Отдельным компонентом региональных финансов служат территориальные внебюджетные фонды. Источниками формирования таких фондов служат заемные ресурсы, добровольные взносы предприятий и населения, специальные сборы (например, страховые), поступления из централизованных внебюджетных фондов (например, пенсионного) и др. Внебюджетные фонды чаще всего имеют целевое назначение.

Дефицит региональных бюджетов . Большинство регионов Российской Федерации формирует бюджеты с дефицитом, который достигает 20-30% расходной части. Результат дефицитного бюджета - неустойчивость финансирования основных статей, сбои в выплате зарплаты, оплате госзаказов, недостаточная поддержка предпринимательства и т.д. Поэтому, любая оценка состояния финансов региона заключается в анализе утвержденных за последние 2-3 года региональных бюджетов. Они публикуются в местной прессе и сборниках законодательных актов.

В процессе исполнения региональных бюджетов расходы финансируются по мере поступления доходов. Заложенные в бюджете, но не имеющие покрытия расходы финансируются в ограниченном размере или не финансируются вовсе. Поэтому в итоговой отчетности дефицит регионального бюджета появляется лишь в том случае, если региональным властям удалось в отчетном году выпустить заем или привлечь банковские кредиты.

Однако, доля таких заимствований в доходах регионов не превышает нескольких процентов. Это вызвано низкой степенью доверия региональным властям со стороны финансовых структур. К примеру, стоимость долговых обязательств местных органов власти Омской области обычно не превышает 40% от номинала ценных бумаг.

В результате развития фондового и кредитного рынков рыночные методы покрытия бюджетного дефицита, обслуживания и управления внутренним долгом могут стать основой бюджетной политики региональных властей. При прочих равных условиях, этот показатель является признаком благоприятного предпринимательского климата в регионе.

Особое значение здесь приобретает выход регионов на международные финансовые рынки (проекты выпуска “евробондов” разрабатывают Москва, Санкт-Петербург, Нижегородская область). Тем более, что присвоение региональным ценным бумагам кредитного рейтинга при подготовке займов происходит после тщательной экспертизы. В будущем такой рейтинг (как внутренний, так и внешний) будет одним из ключевых условий инвестиционной привлекательности регионов.

Однако, пока региональные власти закладывают в бюджет огромный дефицит, не находя источников его покрытия (например, терпят неудачу в размещении на рынке своих ценных бумаг), дефицит бюджета останется признаком неэффективной экономической политики региональных властей, неумения отбирать приоритеты регионального развития и обосновывать необходимые региону инвестиционные проекты.

Бюджетная система Омской области состоит из областного бюджета и местных бюджетов, порядка их формирования и расходования. Областной и местные бюджеты образуют консолидированный бюджет Омской области. Доходы областного и местных бюджетов формируются за счет закрепленных и регулирующих налоговых платежей и сборов. В бюджеты могут поступать дотации, субвенции, заемные и иные средства.

Состав доходов и размеры отчислений в областной бюджет от федеральных налогов определяются по соглашению Российской Федерации и Омской области. Средства областного бюджета направляются на финансирование хозяйственных, социально-культурных мероприятий, внешнеэкономической деятельности, приоритетных областных программ, гарантированных областным законодательством выплат населению, на предоставление дотаций, субвенций местным бюджетам и др. цели.

Администрация области готовит расчеты для обоснования дотаций и субвенций, а также перечень доходов и расходов, подлежащих передаче из федерального бюджета, и данные об изменении состава финансируемых из федерального бюджета объектов. Администрация области представляет отчет об исполнении консолидированного бюджета области в Министерство финансов и государственный комитет по статистике РФ.

Органы государственной власти и местного самоуправления Омской области вправе требовать от Российской Федерации возмещения за счет федерального бюджета издержек областного и местных бюджетов в случае принятия федеральными органами решений, повлекших увеличение расходов или уменьшение доходов этих бюджетов. Омская область также гарантирует возмещение за счет областного бюджета расходов местных бюджетов в случае принятия областного закона, повлекшего за собой увеличение расходов или уменьшение доходов местных бюджетов.

Разработка прогноза экономического и социального развития является основой составления проекта областного бюджета. На основе анализа социально-экономической ситуации Администрация Омской области с учетом состояния сводного финансового баланса, данных об исполнении консолидированного (регионального) и областного бюджетов в срок до 15 июля текущего года разрабатывает прогноз экономического и социального развития области и целевые программы на следующий год.

Хозяйствующие субъекты, включая финансовые органы, налоговые службы и органы статистики, расположенные на территории области, обязаны предоставлять сведения для составления прогноза экономического и социального развития области, сводного финансового баланса и целевых программ. Администрация области на основе минимальных социальных и финансовых нормативов вырабатывает поправочные коэффициенты с учетом изменения цен, тарифов и специфики территорий.

Администрация области вправе осуществлять выдачу бюджетных ссуд из областного бюджета. Выдача бюджетных ссуд производится с уплатой процентов за пользование предоставленными средствами в размере действующей учетной ставки Центрального банка РФ. На формирование региональных продовольственных фондов Администрация области вправе осуществлять выдачу беспроцентных бюджетных ссуд.

Нецелевое использование предприятиями и организациями средств областного бюджета служит основанием для взимания штрафа в размере двойной действующей учетной ставки Центрального банка РФ. За несвоевременный возврат средств областного бюджета сокращается или прекращается предоставление государственной поддержки, в том числе - отсрочек налоговых платежей.

Администрация Омской области вправе выдавать муниципальным образованиям бюджетные ссуды в пределах финансового года:

На покрытие временных кассовых разрывов;

На досрочный завоз топлива на зимний период;

На проведение весеннего сева и уборочных работ.

Администрации области имеет право привлекать кредитные ресурсы в пределах 35% доходов областного бюджета. При предоставлении поручительств на получение кредитов банков Администрации области взимает с заемщика плату в областной бюджет в размере 3% суммы поручительства, кроме бюджетных организаций.

При недостаточности бюджетных средств для покрытия расходов, администрация области и местная администрация могут получать ссуды из иных бюджетов, банков, финансовых компаний, а также в установленном порядке выпускать займы. Максимальный размер общей суммы займов, кредитов, иных долговых обязательств соответствующего бюджета устанавливается законами Российской Федерации или решениями представительных органов местной власти. Законодательное Собрание области и администрации области не отвечают по долговым обязательствам органов местного самоуправления.

Глава Администрации (Губернатор) Омской области вправе использовать заемные средства для устранения последствий чрезвычайных обстоятельств, на погашение долговых обязательств, субсидирование перспективных производств и иные цели в пределах установленной областным законом доли бюджета.

Принятие дополнительных полномочий Омской области как субъектом РФ от федеральных органов государственной власти осуществляется при одновременном выделении финансовых средств на эти цели. При наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в местные бюджеты передаются необходимые для их осуществления финансовые средства, расходование которых подконтрольно органам государственной власти области.

При формировании и утверждении региональных бюджетов в составе статей расходов выделяются текущие расходы и расходы развития, размеры которых утверждаются раздельно. По решению представительных органов могут отдельно выделяться ассигнования по целевым программам, рассчитанным на несколько лет, которые включаются в бюджеты последующих лет. Кредиторские задолженности бюджетов за предыдущий год переносятся в бюджеты планируемого года.

Региональные внебюджетные фонды. Внебюджетные фонды местных органов власти формируются за счет добровольных взносов и пожертвований граждан, хозяйствующих субъектов и средств самообложения муниципальных образований:

Доходов от местных займов и местных денежно-вещевых лотерей, аукционов;

Добровольных взносов предприятий, колхозов, кооперативов, других общественных организаций и граждан;

Штрафов за загрязнение окружающей среды, порчу объектов историко-культурного назначения и других взысканий.

Региональные внебюджетные фонды создаются на основе решений законодательных органов регионов. В соответствии с их решениями исполнительные органы открывают в банках специальные счета для поступающих средств. Для управления фондом создается специальный коллегиальный орган из представителей органов власти и заинтересованных структур. Этот орган принимает решение об использовании средств фонда. Мобилизованные средства направляются на финансирование:

Расходов, связанных со строительством на долевых началах объектов социально-культурного назначения;

Расходов, не запланированных в бюджете текущего года (обычно по благоустройству территорий);

Расходов, связанных с превышением текущих бюджетных расходов (кроме лимитированных), а также покрытие бюджетного дефицита;

Расходов, связанных с перерасходом установленных смет и нормативов (например, на строительство, на пополнение оборотных средств подведомственных предприятий и др.).

Средства, полученные за счет взносов предприятий обычно используются для создания и содержания объектов общерегионального значения (автодорог, коммуникаций и т.д.). Создание фондов развития территорий способствует:

Концентрации средств для развития социальной инфраструктуры;

Усилению ответственности региональных органов за результаты развития территорий;

Укреплению финансовых ресурсов региональных органов власти;

Эффективному использованию материальных и финансовых ресурсов территорий;

Усилению экономических связей региональных органов с предприятиями территорий;

Освобождению предприятий от выполнения несвойственных им функций по развитию местной инфраструктуры.

В Омской области Законодательное Собрание наряду с формированием областного бюджета образует областные целевые внебюджетные фонды, в которые включаются добровольные взносы и пожертвования граждан, предприятий, учреждений и организаций, штрафы за нарушение законодательства и иные внебюджетные средства. Порядок образования и использования внебюджетных фондов определяется областным законодательством.

Устав (Основной закон) Омской области

Статья 93. Внебюджетные фонды.

Областные внебюджетные и валютные фонды являются составной частью финансовых ресурсов Омской области, формируются и используются в соответствии с областным законом.

Бюджетные средства не могут перечисляться во внебюджетные фонды. Средства внебюджетных фондов находятся на специальных счетах в банковских учреждениях и расходуются администрацией области по целевому назначению каждого образованного Законодательным Собранием внебюджетного фонда в соответствии с положением об этом фонде.

В Омской области могут создаваться совместные внебюджетные фонды областных, городских и районных органов государственной власти и местного самоуправления. С согласия предприятий могут создаваться совместные внебюджетные фонды органов государственной власти области и предприятий. Кроме того, в области могут создаваться частные денежные фонды , управление которыми осуществляют органы государственной власти области совместно с учредителями в соответствии с настоящим Законом и положениями об этих внебюджетных фондах.

Законодательное Собрание в соответствии с законодательством формирует внебюджетный валютный фонд за счет отчислений от валютной выручки предприятий и организаций, расположенных на территории области. Средства этого фонда хранятся в банковский учреждениях и используются администрацией области в соответствии с положением о внебюджетном валютном фонде.

Бюджетно-финансовая политика Омской области формируется администрацией области в соответствии с бюджетно-финансовой политикой Российской Федерации и включают в себя вопросы цен, налогов, кредитов, инвестиций и денежного обращения. Бюджетно-финансовая политика в области проводится согласованно с федеральными органами государственной власти и органами местного самоуправления.

При разработке бюджетно-финансовой стратегии Администрация Омской области исходит из проводимого курса на постепенный рост бюджетного самофинансирования субъектов РФ, а также отсутствия достаточных средств и налоговых источников для самостоятельного формирования бюджета Омской области. Так, в целях создания условий экономической стабилизации предполагается:

Активизировать работу налоговой инспекции, налоговой полиции, управления Федерального казначейства по Омской области, Главного управления Центрального банка РФ по Омской области в рамках деятельности Областной чрезвычайной комиссии по укреплению налоговой и бюджетной дисциплины и Комиссии по вопросам финансовой и денежно-кредитной политики;

Упорядочить процедуру предоставления налоговых льгот различным хозяйствующим субъектам по налоговым платежам в областной бюджет (принятие закона Омской области);

Сократить суммы недоимки налогов за счет упорядочения предоставления отсрочек по платежам в бюджет;

Применять процедуру обращения взыскания на имущество предприятий-должников;

Упорядочить практику заключения договоров поручительства в целях снижения риска возврата полученных кредитов;

Активизировать практику долевого участия Администрации области в инвестировании приоритетных проектов.

В части доходов бюджетно-финансовая политика области выражается:

В определении темпов роста доходов бюджета области;

В расчете соотношений между отдельными видами доходов;

В обосновании налоговых ставок по федеральным и областным налогам.

В сфере расходов бюджетно-финансовая политика области выражается:

В определении темпов роста бюджетных расходов как в целом, так и по отдельным отраслям;

В установлении приоритетов в расходовании средств и составе защищенных статей бюджета;

В расчете соотношения текущих расходов и расходов развития;

В выработке финансовой поддержки местных бюджетов;

В обосновании бюджетных ассигнований на областные и федеральные программы.

Основные направления бюджетной политики в Омской области при формировании регионального бюджета:

Сокращение бюджетных расходов и их увязка с источниками доходов,

Последовательное снижение бюджетного дефицита,

Постепенный отказ от инфляционных методов финансирования,

Активное использование внутриобластных займов и векселей.

Такой подход к формированию бюджета вызван стабильным снижением налоговых платежей в бюджет из-за сокращения объемов производства товаров и услуг. Проект областного бюджета ежегодно формируется с учетом жесткого режима экономии в отраслях хозяйства Омской области, подлежащих финансированию. Сокращение доходной части бюджета компенсируются за счет:

Введения новых видов налогов;

Сокращения льгот по налогу на прибыль, налогу на добавленную стоимость, налогу на имущество;

Повышения и дифференциации ставок акцизов по алкогольной и табачной продукции;

Повышения максимальной ставки налога на имущество (до 2,0% в 1998 г.);

Расширения налогооблагаемой базы по подоходному налогу с физических лиц;

Уточнения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль в связи с отменой ряда местных налогов и изменением размера отчислений в социальные фонды.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Охарактеризуйте роль региональных бюджетов разных уровней в бюджетной системе Российской Федерации.

2. Сравните две основы оценки бюджетной политики - практику покрытия дефицита бюджета и распределение бюджетных ассигнований.

3. Выделите ключевые задачи бюджетно-финансовой политики на территории Омской области.

1. Баранова Л.Г., Врублевская О.В., Косарева Т.Е., Юринова Л.А. Бюджетный процесс в Российской Федерации. - М.: Перспектива; ИНФРА-М, 1998. - 222 с.

2. Дадашев А.З., Черник Д.Г. Финансовая система России: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 1997. – 248 с.

3. Регионы России // CD-ROM – М.: Гарант-парк, 1998.

Нормативно-правовые акты и документы:

1. Закон Омской области от 28.06.95 г. № 026-ОЗ "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Омской области". // Справочная правовая система "Гарант". - М.: НПП "Гарант-сервис", 1999.

2. Федеральный закон от 15.07.1992 г. № 3303-1 "О субвенциях республикам в составе Российской Федерации, краям, областям, автономной области, автономным округам, городам Москве и Санкт-Петербургу". // Справочная правовая система "Гарант". - М.: НПП "Гарант-сервис", 1999.

3. Указ Президента РФ от 23.05.1996 г. № 769 "Об организации подготовки государственных минимальных социальных стандартов для определения финансовых нормативов формирования бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов". // Справочная правовая система "Гарант". - М.: НПП "Гарант-сервис", 1999.


Консолидированный бюджет – объединенный бюджет разных территориальных уровней (вышестоящего и нижестоящих), не утверждается и используется для расчетов и анализа.

Когда территориальные органы федерального казначейства станут на местах осуществлять непосредственное финансирование и контроль за использованием федеральных средств в регионах.

Предыдущая
0

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МАГНИТОГОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. Г.И. НОСОВА»

(ФГБОУ ВПО « МГТУ»)

Кафедра экономики и финансов

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Бюджетная система»

на тему: «Особенности формирования и исполнения региональных бюджетов РФ»

Выполнил: студент 4 курса гр.Ээб-13-3 Исаев Всеволод Юрьевич

Проверил: кандидат экономических наук Абилова Махабат Гумаровна

Работа защищена «___» ________ 20__г. с оценкой _________________

(оценка) (подпись)

Магнитогорск 2016

ВВЕДЕНИЕ.. 3

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТОВ СУБЪЕКТОВ РФ 5

1.1 Особенности формирования региональных бюджетов. 5

1.2 Доходы региональных бюджетов. 8

1.3 Расходы региональных бюджетов. 15

1.4 Источники финансирования дефицита регионального бюджета. 18

  1. АНАЛИЗ БЮДЖЕТА ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ.. 20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 25

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ... 26

ВВЕДЕНИЕ

В современных условиях все в большей степени региональные органы власти призваны обеспечить комплексное развитие регионов, пропорциональное развитие производственной и непроизводственной сфер на подведомственных территориях. Значительно возрастает их координационная функция в экономическом и социальном развитии территорий.

В последнее десятилетие наблюдается регионализация экономических и социальных процессов. Все в большей мере функции регулирования этих процессов переходят от центральных уровней государственной власти к региональным. Поэтому роль региональных бюджетов усиливается, а сфера их использования расширяется.

Через региональные бюджеты государство активно проводит экономическую политику. На основе предоставления региональным органам власти средств для увеличения их бюджетов осуществляется финансирование промышленности, сельского хозяйства, строительства и содержания дорог, охраны окружающей среды. При этом круг финансируемых мероприятий расширяется.

С помощью региональных бюджетов государство осуществляет выравнивание уровней экономического и социального развития территорий, которые в результате исторических, географических, военных и других условий отстали в своем экономическом и социальном развитии от других районов страны. Для преодоления такой отсталости разрабатываются региональные программы, финансируемые из региональных бюджетов.

Объектом изучения в работе выступают общественные отношения, связанные с источниками формирования и расходования бюджетов регионов.

Предмет: региональные бюджеты.

Целью данной работы является рассмотрение источников формирования и направления расходования региональных бюджетов и их исполнение.

Задачами данной работы являются:
- исследование литературных источников и действующего законодательства по рассматриваемой теме;

Выявление основных источников формирования доходов регионов;

Анализ основных направлений расходования региональных бюджетов;

Структура работы обусловлена поставленной целью и задачами исследования.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТОВ СУБЪЕКТОВ РФ

1.1 Особенности формирования региональных бюджетов

В процессе управления региональными финансами можно выделить несколько функций. На первоначальном этапе на основе данных финансового анализа проводится финансовое планирование. Одновременно в соответствии с действующим бюджетным процессом осуществляется работа по формированию бюджета. Также для эффективного управления финансами необходимы контрольно-ревизионные органы, занимающиеся проверкой расходования бюджетных средств соответствующими бюджетными органами, а также достоверность и точность данных, предоставляемых органами финансового планирования.

Финансовое планирование подразделяется на перспективное и текущее. На стадии перспективного планирования определяются основные стратегические направления и приоритеты развития. При этом перспективные планы должны ежегодно корректироваться в соответствии с произошедшими изменениями.

Важнейшим элементом финансового управления является бюджет.

Бюджет субъекта Российской Федерации (региональный бюджет) - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта Федерации. Региональный бюджет и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации.

Бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов Российской Федерации.

В области регулирования бюджетных правоотношений к ведению субъектов Российской Федерации относятся:

установление порядка составления и рассмотрения проектов региональных бюджетов, их утверждения и исполнения, осуществления контроля за их исполнением и утверждения отчетов об исполнении, составление отчета об исполнении консолидированного бюджета субъекта Федерации;

составление и рассмотрение проектов региональных бюджетов и консолидированных бюджетов субъектов Федерации, их утверждение и исполнение, осуществление контроля за их исполнением и утверждение отчетов об исполнении региональных бюджетов и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;

распределение доходов от региональных налогов и сборов, иных доходов субъектов Федерации между региональным бюджетом и местными бюджетами;

определение порядка направления в региональный бюджет доходов от использования собственности субъекта Федерации, доходов от налогов, сборов и иных доходов регионального бюджета;

разграничение полномочий по осуществлению расходов между региональным и местными бюджетами в соответствии с федеральным законодательством;

установление совместно с федеральными органами власти порядка и условий предоставления финансовой помощи региональным бюджетам;

определение порядка и условий предоставления финансовой помощи и бюджетных ссуд из регионального бюджета местным бюджетам;

предоставление финансовой помощи и бюджетных ссуд из регионального бюджета местным бюджетам;

установление порядка и условий предоставления бюджетных кредитов;

определение перечня и порядка осуществления государственных внутренних заимствований субъектов Федерации;

осуществление государственных внутренних и внешних заимствований субъекта Федерации и управление государственным долгом субъекта Федерации.

В течение финансового года органы представительной и исполнительной власти не вправе принимать решений, приводящих к увеличению расходов бюджетов либо снижению доходов бюджетов других уровней бюджетной системы, без внесения изменений и дополнений в соответствующие бюджеты, компенсирующие увеличение расходов, снижение доходов.

Федеральный центр во взаимоотношениях с субъектами Федерации должен придерживаться принципа равенства региональных бюджетов перед федеральным бюджетом, что предполагает установление единых для всех субъектов Федерации нормативов отчислений от федеральных налогов и сборов в региональные бюджеты и единого порядка уплаты федеральных налогов и сборов.

Соглашения между Российской Федерацией и субъектом Федерации, содержащие нормы, нарушающие единый порядок взаимоотношений между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации являются недействительными и исполнению не подлежат.

Широко распространена классификация, согласно которой в бюджете выделяются две составляющие: текущий бюджет и бюджет развития. В текущем бюджете отражаются расходы и доходы, обеспечивающие необходимую, обязательную деятельность, например, расходы на поддержание нормального функционирования всех постоянно действующих хозяйственных структур. Бюджет должен составляться на основе прогноза социально-экономического развития региона. Согласно действующему законодательству прогноз долгосрочного социально-экономического развития территории разрабатывается на основе данных социально-экономического развития территории за последний отчетный период, на основе текущего прогноза социально-экономического развития территории до конца базового года и на основе тенденций развития экономики и социальной сферы на планируемый финансовый год и предшествует составлению проекта бюджета.

1.2 Доходы региональных бюджетов

В бюджеты субъектов Федерации зачисляются доходы от региональных налогов и сборов, перечень и ставки которых определяются федеральным налоговым законодательством, а пропорции их разграничения на постоянной основе и распределения в порядке бюджетного регулирования между региональным бюджетом и местными бюджетами определяются законом о бюджете субъекта Федерации на очередной финансовый год и Федеральным законом О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации.

К налоговым доходам бюджетов субъектов Федерации также относятся отчисления от федеральных регулирующих налогов и сборов, распределенных к зачислению в региональные бюджеты по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, за исключением доходов от федеральных налогов и сборов, передаваемых в порядке бюджетного регулирования местным бюджетам.

Региональными являются налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом РФ и законами субъектов Российской Федерации, вводимые в действие в соответствии с Налоговым кодексом РФ, законами субъектов Российской Федерации и обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации. По региональным налогам представительный орган власти субъекта Федерации самостоятельно устанавливает налоговые ставки в пределах, установленных Налоговым Кодексом, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по нему. К региональным налогам и сборам относятся:

налог на имущество организаций;

налог на недвижимость;

дорожный налог;

транспортный налог;

налог с продаж;

налог на игорный бизнес;

региональные лицензионные сборы.

% от суммы налога, начисленной налогоплательщикам по добытым полезным ископаемым (за исключением добытых полезных ископаемых в виде углеводородного сырья и общераспространенных полезных ископаемых), распределяется а доход регионального бюджета. При добыче общераспространенных полезных ископаемых полная сумма налога подлежит уплате в доход бюджетов субъектов Российской Федерации.

Сумма налога, исчисленная налогоплательщиком по добытым полезным ископаемым в виде углеводородного сырья, распределяется следующим образом: - 80% от суммы налога - в доход федерального бюджета; - 20% от суммы налога - в доход регионального бюджета.

Сумма налога, исчисленная налогоплательщиком по добытым полезным ископаемым в виде углеводородного сырья на территории автономного округа, входящего в состав края или области, распределяется следующим образом:

74,5% от суммы налога - в доход федерального бюджета;

20% от суммы налога - в доход бюджета автономного округа;

5,5% от суммы налога - в доход бюджета края или области.

При распределении налоговых доходов по уровням бюджетной системы налоговые доходы бюджетов субъектов Федерации должны составлять не менее 50 % от суммы доходов консолидированного бюджета Российской Федерации.

К неналоговым доходам регионального бюджета относятся:

средства, получаемые от продажи регионального имущества;

средства, получаемые в виде арендной либо иной платы за сдачу во временное владение и пользование или во временное пользование имущества, находящегося в собственности региона;

средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях;

средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в региональной собственности, под залог, в доверительное управление;

плата за пользование бюджетными средствами, предоставленными другим бюджетам, иностранным государствам или юридическим лицам на возвратной и платной основах;

доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим субъектам Федерации;

часть прибыли региональных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей;

другие предусмотренные законодательством Российской Федерации доходы от использования имущества, находящегося в региональной собственности;

доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти субъектов Федерации.

В доходы региональных бюджетов могут зачисляться безвозмездные перечисления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств.

В бюджеты могут также зачисляться безвозмездные перечисления по взаимным расчетам. Под взаимными расчетами понимаются операции по передаче средств между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации, связанные с изменениями в налоговом и бюджетном законодательстве Российской Федерации, передачей полномочий по финансированию расходов или передачей доходов, происшедшими после утверждения бюджета и не учтенным законом о бюджете.

Финансовая помощь от федерального бюджета в форме дотаций, субвенций и субсидий либо иной безвозвратной и безвозмездной передачи средств подлежит учету в доходах регионального бюджета, который является получателем этих средств. При этом такая финансовая помощь не является собственным доходом регионального бюджета

Собственные доходы бюджетов субъектов Федерации от региональных налогов и сборов, а также от закрепленных за субъектами Федерации федеральных налогов и сборов могут быть переданы местным бюджетам на постоянной основе полностью или частично - в процентной доле, утверждаемой законодательными органами субъектов Российской Федерации на срок не менее трех лет. Срок действия нормативов может быть сокращен только в случае внесения изменений в федеральное налоговое законодательство.

Представительней орган власти субъекта Федерации имеет право вводить региональные налоги и сборы, устанавливать размеры ставок по ним и предоставлять налоговые льготы в пределах прав, предоставленных федеральным налоговым законодательством.

Законы субъекта Федерации о внесении изменений и дополнений в налоговое законодательство Российской Федерации в пределах компетенции субъекта Федерации, вступающие в силу с начала очередного финансового года, должны быть приняты до утверждения бюджета на очередной финансовый год. Внесение изменений и дополнений в законодательство субъекта Федерации о региональных налогах и сборах, предполагающих их вступление в силу в течение текущего финансового года, допускается только в случае внесения соответствующих изменений и дополнений в бюджет на текущий финансовый год.

Органы исполнительной власти субъекта Федерации могут предоставлять налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей в региональный бюджет в соответствии с налоговым законодательством в пределах лимитов предоставления налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей, определенных бюджетом.

При отсутствии задолженности по бюджетным ссудам регионального бюджета перед федеральным бюджетом и соблюдении предельного размера бюджетного дефицита и размера государственного долга органы исполнительной власти также могут предоставлять отсрочки или рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей в региональный бюджет в части суммы федерального налога или сбора, поступающей в бюджет субъекта Федерации.

С позиции управления целесообразно использовать классификацию доходов на постоянные и непостоянные доходы. Постоянные средства складываются из налогов и сборов, регулярно взимаемых в пользу субъекта Федерации, значительная часть поступлений от услуг региональных служб, арендная плата от использования имущества, рентные платежи за пользование недрами и природными ресурсами и др. К непостоянным средствам региона относятся заемные средства, доходы от продажи имущества и др.

В бюджете средства классифицируются на функциональные и инвестиционные поступления. Поступления, внесенные в функциональную часть бюджета, направляются на покрытие соответствующих расходов функциональной части бюджета. Превышение функциональных поступлений над функциональными расходами представляет собой самостоятельный источник доходов для инвестиционной части регионального бюджета. Собственно инвестиционные поступления бюджета представляют собой доходы, предназначенные для финансирования капитальных вложений.

Для финансирования текущих расходов следует использовать налоги, поступления от платежей и лишь в отдельных случаях для капитальных затрат. Для капитальных затрат целесообразно использовать субсидии, займы. Налоги для финансирования капитальных затрат использовать нежелательно.

Долгосрочные займы целесообразно использовать для целей капитальных затрат региона потому, что капитальные затраты будут удовлетворять запросы населения в течение длительного времени, а погашение займа и выплата процентов по нему будут осуществляться из средств налогообложения также в течение длительного времени.

Использование займов для целей погашения текущих затрат нежелательно, так как подобная политика приводит к перекладыванию здравствующими гражданами бремени выплат на будущие поколения, которые, в отличие от них, уже не смогут воспользоваться благами этих займов.

Текущие налоги и платежи малопригодны для капитальных затрат с той точки зрения, что граждане будут вынуждены полностью взять на себя бремя расходов по услугам, преимуществами которых смогут воспользоваться только будущие поколения.

Тем не менее, существуют случаи, когда займы являются приемлемым источником финансирования текущих расходов. Бюджетные расходы обычно производятся по достаточно стабильному графику в течение всего года, в то же время поток поступлений в региональный бюджет может быть менее регулярен и зависит от множества факторов. В целом в течение года следует или уравновешивать свои активы и пассивы на текущих счетах или иметь небольшое положительное сальдо для того, чтобы покрывать капитальные затраты. Поэтому краткосрочные займы, практикуемые региональными органами власти для компенсации нерегулярного поступления платежей, вполне оправданы.

Если региональные органы власти не располагают возможностями по немедленному увеличению доходов, а вышестоящий уровень управления не оказал необходимой помощи, остается единственная возможность привлечь займ для покрытия непредвиденных расходов.

При использовании займов на эти или иные цели следует учитывать, что увеличение доли заемных средств в региональном бюджете приводит к существенному увеличению рисков, связанных с изменением рыночной конъюнктуры.

1.3 Расходы региональных бюджетов

Согласно Бюджетному кодексу следующие функциональные виды расходов финансируются исключительно из бюджетов субъектов Федерации:

обеспечение функционирования органов представительной и исполнительной власти субъектов Федерации;

обслуживание и погашение государственного долга субъектов Федерации;

проведение выборов и референдумов в субъектах Федерации;

обеспечение реализации региональных целевых программ;

формирование государственной собственности субъектов Федерации;

осуществление международных и внешнеэкономических связей субъектов Федерации;

обеспечение деятельности средств массовой информации субъектов Федерации;

оказание финансовой помощи местным бюджетам;

обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на муниципальный уровень;

компенсация дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти субъектов Федерации, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов местных бюджетов;

прочие расходы, связанные с осуществлением полномочий субъектов Федерации. Совместно за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов финансируются следующие функциональные виды расходов:

государственная поддержка отраслей промышленности (за исключением атомной энергетики), строительства и строительной индустрии, газификации и водоснабжения, сельского хозяйства, автомобильного и речного транспорта, связи и дорожного хозяйства, метрополитенов;

обеспечение правоохранительной деятельности;

обеспечение противопожарной безопасности;

научно-исследовательские, опытно-конструкторские и проектно-изыскательские работы, обеспечивающие научно-технический прогресс;

обеспечение социальной защиты населения;

обеспечение охраны окружающей природной среды, охраны и воспроизводства природных ресурсов, обеспечение гидрометеорологической деятельности;

обеспечение предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий межрегионального масштаба;

развитие рыночной инфраструктуры;

обеспечение развития федеративных и национальных отношений;

обеспечение деятельности избирательных комиссий субъектов Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

обеспечение деятельности средств массовой информации;

прочие расходы, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований.

Распределение и закрепление между бюджетами разных уровней вышеуказанных расходов производятся по согласованию федеральных органов власти и органов власти субъектов Федерации и утверждаются соответствующими законами о бюджетах либо по согласованию органа государственной власти субъекта Федерации и органов местного самоуправления, расположенных на территории данного субъекта Федерации.

Порядок согласования распределения и закрепления расходов, совместно финансируемых из региональных бюджетов и бюджетов муниципальных образований, определяется исполнительным органом государственной власти субъекта Федерации.

В законодательных или иных правовых актах, устанавливающих бюджетные обязательства, реализация которых обеспечивается из средств бюджетов различных уровней, устанавливается разграничение расходных полномочий по финансированию каждого вида обязательств, вытекающих из законодательства Российской Федерации, по уровням бюджетной системы Российской Федерации. Запрещается устанавливать источником финансирования расходов консолидированный бюджет.

Объекты государственной собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности могут быть включены в федеральную адресную инвестиционную программу. При исполнении федерального бюджета ассигнования, предусмотренные на финансирование указанных объектов, передаются бюджетам субъектов Российской Федерации, местным бюджетам в порядке межбюджетных отношений.

В целях реализации федеральных целевых программ допускается финансирование из федерального бюджета закупок товаров для учреждений, "Находящихся в ведении субъектов Федерации и муниципальных образований, с последующей передачей материально-технических ресурсов получателями средств федерального бюджета соответствующим учреждениям в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Бюджетные расходы в зависимости от их экономического содержания делятся на текущие расходы и капитальные расходы, согласно экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации.

Капитальные (инвестиционные) расходы бюджетов - представляют собой часть расходов бюджетов, обеспечивающую инновационную и инвестиционную деятельность. В составе капитальных расходов бюджетов может формироваться бюджет развития.

К текущим расходам бюджетов относятся расходы, обеспечивающие текущее функционирование органов регионального управления, бюджетных учреждений, оказание поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование, а также другие расходы бюджетов, не включаемые в капитальные расходы в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.

1.4 Источники финансирования дефицита регионального бюджета

В случае принятия бюджета на очередной финансовый год с дефицитом соответствующим решением утверждаются источники финансирования дефицита бюджета. В случае принятия бюджета на очередной финансовый год без дефицита соответствующим решением о бюджете может быть предусмотрено привлечение средств из источников финансирования дефицита бюджета для финансирования расходов бюджета в пределах расходов на погашение долга.

Текущие расходы регионального бюджета не могут превышать объем доходов регионального бюджета.

Размер дефицита регионального бюджета, утвержденный законом субъекта Федерации о бюджете на соответствующий год, не может превышать 15 процентов объема доходов регионального бюджета без учета финансовой помощи из федерального бюджета. В случае утверждения в бюджете на соответствующий год размера поступлений от продажи имущества предельный размер дефицита регионального бюджета может превышать 15%-е ограничение, но не более чем на величину поступлений от продажи имущества.

Источники финансирования дефицита бюджета утверждаются представительными органами власти в бюджете на очередной финансовый год по основным видам привлеченных средств:

выпуск ценных бумаг от имени субъекта Федерации;

бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

кредиты, полученные от кредитных организаций;

поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности субъекта Федерации;

изменение остатков средств на счетах по учету средств регионального бюджета.

2. АНАЛИЗ БЮДЖЕТА ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Таблица 2.1 - Бюджет Челябинской области за 2014-2016 гг., млрд. руб.

Наименование

Объем доходов

Объем расходов

Дефицит / профицит

Ключевая статья расходов в 2014 году региональной казны - выплата заработной платы работникам бюджетной сферы. «Произошло увеличение зарплаты бюджетников, может быть, не такое большое в абсолютных цифрах, но очень значительное для бюджета Челябинской области. Бюджет на новый период, включая 2014-ый год, будет предельно сжат. Правительство, как могло, ужимало расходы. Первоначально дефицит оценивался в 30 млрд. рублей. Сократили его в два с половиной раза - до 12 млрд. рублей. Существенно сокращены административные расходы. Также скорректировано большинство госпрограмм. При формировании бюджета области на 2014 год нам сильно помогло Правительство России.

Если говорить про сферу образования, то в бюджете Челябинской области на эти цели на будущий год заложено более 31,5 млрд. рублей - это в 1,5 раза больше, чем первоначальный план на текущий год.
Общий объем доходов на 2014 год бюджета Челябинской области планируется в сумме 99 млрд. 876,7 млн. рублей с приростом на 16,5% к первоначальному плану текущего года. Общий объем расходов в 2014 году составит 112 млрд. 192,5 млн. рублей.

В 2015 году доходыв бюджет Челябинской области составили 125, 909 075 700 млрд. рублей.

На формирование доходов бюджета области оказала влияние динамика следующих показателей:

Таблица 2.2 - Показатели, оказывающие влияние на формирование доходов бюджета Челябинской области, %

Налоговые и неналоговые доходы областного бюджета за 2015 год составили 99, 069 876 720 млрд. рублей, 87,8%из которых обеспечены следующими поступлениями:

Налог на прибыль организаций

Налога на имущество организаций

Налог на доходы физических лиц

Расходыбюджета Челябинской областив 2015 году составили 126. 324 127 530 млрд. рублей.

Таблица 2.3 - Статьи расходов Челябинской области за 2015 г.

Статья расходов

Общегосударственные вопросы

3, 135 989 330 млрд. рублей

Национальная оборона

43, 982 720 млн. рублей

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

1, 400 833 110 млрд. рублей

Национальная экономика

17, 271 799 480 млрд. рублей

Жилищно-коммунальное хозяйство

4, 204 515 800 млрд. рублей

Охрана окружающей среды

78, 389 560 млн. рублей

Образование

32, 824 417 850 млрд. рублей

Культура, кинематография

1, 015 705 580 млрд. рублей

Здравоохранение

27, 223 799 310 млрд. рублей

Социальная политика

24, 069 027 330 млрд. рублей

Физическая культура и спорт

2, 607 783 770 млрд рублей

Средства массовой информации

209, 469 970 млн. рублей

Обслуживание государственного и муниципального долга

1, 807 423 440 млрд. рублей

Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований

10, 430 990 280 млрд. рублей

В 2016 году доходы бюджета сформированы в сумме 109 млрд 439,1 млн руб. с увеличением на 7,7% к первоначальному уровню 2015 года. Из них 91 млрд 598,3 млн руб. составляют собственные доходы.

Общий объем расходов в будущем году запланирован на уровне 118 млрд 157,8 млн руб.с увеличением на 4,2% к первоначальному плану текущего года. Доля социальных расходов составляет 73% или 86 млрд 897,2 млн руб. Из них 26,2 млрд руб. пойдет на социальную политику, 33 млрд руб. - на образование, 25 млрд руб. на здравоохранение, 1,8 млрд руб. на спорт и 941 млн руб. направят на культуру.

14,9 млрд руб. в бюджете предусмотрено на расходы экономической направленности: дорожное хозяйство (7,3 млрд руб.), ЖКХ (2,5 млрд руб.) и сельское хозяйство (1,9 млрд руб.).

Сохранится и дефицит областного бюджета в 2016 году, однако его размер сократится и составит 8,7 млрд руб.

Из федерального бюджета планируется получить 17,8 млрд рублей. В числе новых направлений федерального финансирования — проведение Всероссийской сельскохозяйственной переписи и поэтапное внедрение всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне».

В 2016 году изменится практика предоставления межбюджетных трансфертов муниципалитетам. Раньше на счетах местных администраций накапливались остатки денег, выделенных под конкретные цели. А для наполняемости региональной казны приходилось использовать кредиты. Новый механизм предполагает, что муниципалитеты будут за свой счет реализовывать проекты, отчитываться и только после этого получать деньги, которые специально будут зарезервированы для этого. Пшеницын подчеркнул, что теперь муниципалитеты должны быть заинтересованы в наращивании собственной доходной базы и стремиться эффективнее использовать финансовую помощь регионального бюджета.

Вместе с тем областной бюджет останется дефицитным. Разница между расходами и доходами составит 8,7 млрд. рублей. Но курс на сокращение этого разрыва, поставленный губернатором Борисом Дубровским, сохранится. Если в 2015 году бюджет был принят с дефицитом в 14 % от доходов, то в 2016 году этот показатель составит 9,5 %. Основным источником покрытия дефицита останутся займы.

При этом областной бюджет сохранит свою социальную направленность. Доля социальных расходов в следующем году, как и в текущем, составит 73 %, или 86,9 млрд рублей. Все дополнительно установленные на уровне области льготы и выплаты будут сохранены.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Региональные бюджеты - центральное звено территориальных бюджетов. Они предназначены для финансового обеспечения задач, возложенных на государственные органы управления субъекта Российской Федерации.

Формирование и использование региональных финансов осуществляются в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Бюджетным кодексом Российской федерации, а также другим федеральным и региональным законодательством.

Доходы регионального бюджета образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений.

Распределение и закрепление между бюджетами разных уровней функциональных расходов производятся по согласованию федеральных органов власти и органов власти субъектов Федерации и утверждаются соответствующими законами о бюджетах либо по согласованию органа государственной власти субъекта Федерации и органов местного самоуправления, расположенных на территории данного субъекта Федерации.

В случае принятия бюджета на очередной финансовый год с дефицитом утверждаются источники финансирования дефицита бюджета: выпуск ценных бумаг от имени субъекта Федерации; бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации, кредиты, полученные от кредитных организаций; поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности субъекта Федерации; изменение остатков средств на счетах по учету средств регионального бюджета.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

СЛ - доступен в полнеой версии

Скачать: У вас нет доступа к скачиванию файлов с нашего сервера.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!