Все для предпринимателя. Информационный портал

Бюджет некоммерческих организаций формируется за счет. Финансирование некоммерческих организаций

Финансы некоммерческих организаций — это отношения, связанные с формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов этих организаций для достижения целей деятельности, предусмотренных в их уставе.

Финансовые ресурсы некоммерческих организаций представляют собой совокупность денежных доходов, поступлений и накоплений, используемых на текущее содержание и расширение деятельности этих организаций. Источники финансовых ресурсов, принципы их формирования и использования зависят от вида услуг, оказываемых некоммерческими организациями, и характера их предоставления.

Активное членство приобретается румынскими гражданами по собственной инициативе, посредством письменного соблюдения и вступает в силу после его утверждения Координационным советом. Сочувствующие и почетные члены не платят членский взнос, они не имеют права голоса и не могут быть избраны на должность. Активные члены Лиги могут быть частью других неправительственных организаций или политических партий, если их идеи и программы не противоречат принципам Лиги. Целесообразно, чтобы деятельность соответствующих организаций не конкурировала с деятельностью Лиги, чтобы не отрицательно влиять на работу обеих организаций.

Вышеобозначенные финансовые отношения (формирование, распределение, использование), финансовые ресурсы, источники и принципы их формирования и использования имеют, в отличие от рассмотренных в учебнике финансовых отношений, финансовых ресурсов, источников, имманентно присущих предприятию как первичному хозяйственному звену, ярко выраженную специфику. Наличие этой специфики и недостаточное освещение этих вопросов в литературе побудили нас остановиться особо на финансах некоммерческих организаций.

Членство теряется в результате выхода на пенсию, смерти, стирания или из-за исключения. Исключение может быть принято Генеральной Ассамблеей большинством в две трети поданных голосов. Между Генеральными Ассамблеями Координационный совет может приостановить членство квалифицированным большинством.

Высшим органом Лиги Про Европы является Генеральная Ассамблея. Генеральная Ассамблея состоит из всех активных членов с правом голоса. Активные члены, которые не могут присутствовать на Генеральной Ассамблее, могут делегировать права голоса другому активному члену. Активный член может представлять на основе письменной делегации максимум 5 членов. Стандарт представительства дочерних компаний на ежегодной Генеральной Ассамблее составляет от 1 до 10. Генеральная Ассамблея собирается ежегодно на очередной сессии и на внеочередной сессии, когда этого требуют обстоятельства.

Некоммерческие организации — организации, не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющие полученную прибыль между участниками (учредителями). Главная особенность некоммерческих организаций — общественная направленность и характер их деятельности. Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Собрание должно быть созвано по инициативе Координационного совета не позднее, чем за 15 дней до запланированной даты, с указанием даты, времени, места проведения и повестки дня. Внеочередная Генеральная Ассамблея созывается сопредседателями по инициативе Координационного совета или по просьбе не менее одной трети активных членов за пять дней до установленной даты. Генеральная Ассамблея создается, если присутствует хотя бы половина плюс один из активных членов. Если этот кворум не будет соблюден, Генеральная Ассамблея будет созываться снова на более позднюю дату в течение как минимум 15 дней.

Правовое положение некоммерческих организаций определяют:

Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон о некоммерческих организациях);

Деятельность каждого вида некоммерческих организаций регулируется также специальным законодательством.

Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.

Во втором созыве Генеральная Ассамблея считается официальной, независимо от количества присутствующих действующих членов. Решения Генеральной Ассамблеи принимаются открытым или тайным голосованием большинством в полтора плюс один, за исключением тех, которые касаются Статута, Программы или лиц, которые принимаются большинством в две трети поданных голосов.

Координационный совет является руководящим органом Лиги между Генеральными Ассамблеями. Члены Координационного совета не менее 7 избираются и аннулируются Генеральной Ассамблеей тайным голосованием. Сопредседателями и секретарем Лиги являются Координационный совет. Кроме того, из Координационного совета, помимо членов, избранных Генеральной Ассамблеей, также имеют место координаторы делегатов Дочерних компаний. Мандат Координационного совета, а также других руководящих или контролирующих органов составляет 2 года и может быть повторно применен всякий раз, когда Генеральная Ассамблея примет решение.

Закон о некоммерческих организациях определяет следующие формы некоммерческих организаций:

— общественные организации (объединения);

— религиозные организации (объединения);

государственная корпорация;

— некоммерческие партнерства;

— учреждения;

— автономные некоммерческие организации;

— социальные фонды;

Кандидаты в координационные органы и функции будут представлены в Секретариат Лиги не менее чем за 10 дней до Генеральной Ассамблеи и будут рассматриваться Координационным советом в позиции совместимости. Координационный совет собирается ежеквартально на очередном заседании или всякий раз, когда это требуется при созыве сопредседателей не менее чем за 5 дней до установленной даты. Совет является уставным, если присутствует половина одного плюс один из членов. Совет принимает действительные решения открытым или тайным голосованием большинством в полтора плюс одно из поданных голосов.

— благотворительные фонды;

— объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).

Кроме того, федеральным законодательством могут предусматриваться иные формы некоммерческих организаций:

потребительские кооперативы (ст. 116 гл. 4 Гражданского кодекса РФ);

— товарищества собственников жилья (гл. 13, 14 Жилищного кодекса РФ);

Решения, которые считаются важными или относятся к людям, принимаются большинством в две трети голосов. Процедура должна быть записана в протоколе, и решения должны быть известны членам. Оперативное руководство Лиги между заседаниями Координационного совета обеспечивается Исполнительным бюро в составе двух сопредседателей и секретаря Лиги. Их решения должны приниматься, насколько это возможно, консенсусом. В случае расхождения решение будет приниматься Координационным советом большинством голосов.

Исполнительная канцелярия утверждает заявления и заявления Лиги. Административное руководство Лигой обеспечивается одним из сопредседателей, назначаемых в качестве сопредседателей, или директором-исполнителем, назначенным Координационным советом. Отстранение члена Координационного совета может быть приостановлено только по решению Координационного совета по согласованию с другими членами и должно быть подтверждено внеочередной Генеральной Ассамблеей, которая также избирает свободные должности. В случае недееспособности исполнительного со-председателя или исполнительного директора для выполнения своих обязанностей они должны быть переданы другому члену Координационного совета, явно уполномоченному им.

— территориальное общественное самоуправление <1>;

— благотворительные организации <2>;

— профсоюзы <3>.

———————————

В России большинство некоммерческих организаций созданы в форме бюджетных учреждений, правовой статус которых определен Бюджетным кодексом РФ. Содержание отношений некоммерческих организаций с бюджетами разных уровней зависит главным образом от правового статуса организации. Для бюджетных учреждений ввиду необходимости их финансирования собственником характерны двусторонние отношения в части получения финансирования из бюджета соответствующего уровня в зависимости от подчиненности учреждения и уплаты налогов в бюджетную систему.

Финансово-родовой и правовой контроль ассоциации обеспечивается комиссией цензоров. Комитет по цензорам состоит из трех членов Лиги, которые не входят в состав Координационного совета, избираемого Генеральной Ассамблеей, с двухлетним мандатом. Комитет цензоров избирает председателя от его или ее председателя, который будет представлять мнение Комиссии в Генеральной Ассамблее и выборных органах.

Клубы предназначены для облегчения распространения идей и организации деятельности Лиги на местах. Члены клуба могут выбирать координатора, который работает на добровольной основе. Клубы могут просить Генеральную Ассамблею по предложению Координационного совета предоставить дополнительный статус.

Отношения некоммерческих организаций иных организационно-правовых форм (кроме бюджетных учреждений) с бюджетами также могут быть двусторонними или односторонними. Для некоторых организаций (общественных, религиозных организаций, фондов) предусмотрена как возможность получения бюджетных средств на определенные цели, предусмотренные законодательством о некоммерческих организациях, так и необходимость уплаты налогов. Отношения остальных некоммерческих организаций с бюджетами ограничиваются только уплатой налогов в соответствии с действующим законодательством.

Дочерние компании состоят из аутентифицированного решения Генеральной Ассамблеи по предложению Координационного совета. Юридическая личность приобретается с даты регистрации дочернего предприятия в Регистре ассоциаций и фондов. Дочерние компании могут от своего имени называть правовые акты администрирования и сохранения в соответствии с условиями, установленными учредительным актом дочерней компании. Правовые акты распоряжения на имя и от имени ассоциации могут заключаться только на основании предварительного решения Координационного совета.

Разные организационно-правовые формы некоммерческих организаций, получающих бюджетное финансирование, определяют и различные формы предоставления бюджетных средств. Для некоммерческих организаций, созданных в форме бюджетного учреждения, законодательство предусматривает единственную форму финансирования — ассигнования на содержание бюджетных учреждений (ст. 69 БК РФ). Некоммерческим организациям иных организационно-правовых форм (общественные, религиозные организации, фонды) бюджетные средства предоставляются не на их содержание, а в рамках выполнения ими федеральных целевых программ в форме субсидии.

Организационная структура дочерних компаний включает Вспомогательную ассамблею, состоящую из всех активных членов и отраслевого комитета в составе 5-7 членов, включая двух вспомогательных координаторов. Его мандат будет в течение двух лет, и он сможет повторно себя зарекомендовать. Дочерние компании могут предлагать и осуществлять свои собственные проекты в соответствии с программами Лиги при условии согласия Координационного совета. Они могут иметь свои собственные средства из источников и в условиях, аналогичных условиям их родителя, и могут открывать собственный банковский счет.

Все некоммерческие организации являются плательщиками единого социального налога, а также страховых взносов на обязательное пенсионное и социальное страхование, уплачиваемых в бюджеты соответствующих государственных внебюджетных фондов.

Однако различный правовой статус некоммерческих организаций определяет разные источники уплаты налогов и страховых взносов: бюджетные ассигнования, предусмотренные на эти цели в смете доходов и расходов, — в бюджетных учреждениях, выручка от реализации продукции, работ и услуг — в организациях иных организационно-правовых форм. Начисленные в соответствии с налоговым законодательством суммы единого социального налога и страховых взносов в полном объеме перечисляются в бюджеты Пенсионного фонда РФ и фондов обязательного медицинского страхования.

Внутренний и внешний финансовый контроль соответствует законодательным и нормативным положениям. Пресс-релизы дочерних компаний будут иметь мнение Исполнительного бюро. Клуб или вспомогательное качество теряется путем саморазрушения, приостановления или отмены мандата Генеральной Ассамблеей Лиги по предложению Координационного совета.

Заключительные и переходные положения. Соответствующие функции в органах координации и контроля являются добровольными и неоплачиваемыми. За вознаграждение могут взиматься только случайные совместные и консультационные услуги, выходящие за рамки уставных обязанностей. Решения в этом отношении принимаются Координационным советом большинством в две трети голосов и будут утверждаться Генеральной Ассамблеей большинством в полтора плюс один. Изменения в статусе или роспуске ассоциации могут быть сделаны только по решению Генеральной Ассамблеи большинством в две трети поданных голосов.

Финансовые ресурсы некоммерческих организаций, как было сказано выше, представляют собой совокупность денежных доходов, поступлений и накоплений, используемых на текущее содержание и расширение деятельности этих организаций. Источники финансовых ресурсов, принципы их формирования и использования зависят от вида услуг, оказываемых некоммерческими организациями, и характера их предоставления.

Принципы формирования и использования финансовых ресурсов некоммерческих организаций зависят от методов их хозяйствования.

Для бюджетных учреждений основным методом ведения хозяйства является сметное финансирование. Основными принципами формирования и использования финансовых ресурсов при сметном финансировании являются:

— определение объема бюджетных ассигнований на основе нормирования отдельных видов расходов;

целевое назначение бюджетных ассигнований в соответствии с кодами бюджетной классификации;

— строгая регламентация бюджетных средств по назначению и времени;

— выделение бюджетных ассигнований в меру выполнения оперативно-сетевых показателей деятельности учреждения и с учетом использования ранее отпущенных средств;

— контроль за обоснованным планированием ассигнований и рациональным и экономным использованием средств.

Принципами формирования и использования финансовых ресурсов организаций, работающих на самоокупаемости, являются:

— формирование финансовых ресурсов, главным образом за счет внебюджетных источников доходов;

— использование бюджетных средств, главным образом в виде субсидий, предоставляемых организации на расширение ее деятельности либо получателям услуг, а также в виде бюджетных ассигнований в рамках социально значимых программ;

— формирование выручки на основе количества предоставленных услуг и цен на них (в театрально-зрелищных организациях — цены билетов и количества зрителей, в вузах — количества студентов, обучающихся на платной основе, и стоимости обучения в год, и т.д.);

— большая самостоятельность в распределении доходов (за исключением бюджетных средств) по видам расходов в пределах общей суммы доходов и их использовании;

— покрытие за счет выручки от реализации продукции (работ, услуг) и целевых поступлений всех затрат и формирование целевых фондов после уплаты налогов в соответствии с действующим законодательством.

Финансы некоммерческих организаций иных (кроме бюджетных учреждений) организационно-правовых форм имеют ряд особенностей, связанных с правовым статусом организации, имущественными правами, целью ее деятельности, порядком распределения доходов.

Некоммерческие организации создаются, как правило, с правами юридического лица. В зависимости от состава участников некоммерческие организации подразделяются на организации, имеющие и не имеющие членства. К первой группе относятся потребительские кооперативы, общественные и религиозные объединения, некоммерческие партнерства, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы). Во вторую группу входят фонды и автономные некоммерческие организации.

Разный порядок создания некоммерческой организации влияет на источники образования финансовых ресурсов организации.

Некоммерческие организации делятся на те, учредители, участники или члены которых могут иметь имущественные права в отношении организации либо не иметь их. К первым относятся потребительские кооперативы, ассоциации и союзы, некоммерческие партнерства, ко вторым — общественные и религиозные организации (объединения), фонды, автономные некоммерческие организации. Эта особенность влияет на порядок формирования и использования имущества организаций разных организационно-правовых форм.

Источники формирования финансовых ресурсов некоммерческих организаций различных организационно-правовых форм, определенные законодательством, едины. Ими являются:

— регулярные и единовременные поступления от учредителей (участников, членов);

— добровольные имущественные взносы и пожертвования;

— выручка от реализации товаров, работ, услуг;

— дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам;

— доходы, получаемые от собственности некоммерческой организации;

— бюджетные субсидии в рамках утвержденных целевых программ;

— другие не запрещенные законом поступления.

К источникам формирования финансовых ресурсов, отражающим специфику разных организационно-правовых форм некоммерческих организаций, относятся:

1. Взносы учредителей. Учредителями некоммерческой организации различных форм могут выступать либо юридические и физические лица, либо только физические лица (в общественных организациях). Размеры и порядок внесения взносов определяются учредительными документами.

2. Вступительные, членские и паевые взносы. Эти средства формируются только в организациях, имеющих членство, к которым относятся потребительские кооперативы, общественные и религиозные объединения, некоммерческие партнерства, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).

3. Добровольные взносы и пожертвования. Поступают от юридических лиц (коммерческих организаций, учреждений, общественных объединений, иностранных юридических лиц) и от физических лиц (граждан РФ и иностранных физических лиц) для осуществления уставной деятельности. Данный источник доходов характерен для общественных объединений, благотворительных фондов, религиозных организаций. Для благотворительных организаций законом определены следующие условия привлечения благотворительных пожертвований: не менее 80% их в денежной форме должно быть использовано на благотворительные цели в течение года с момента получения организацией благотворительного пожертвования.

4. Целевые поступления от юридических и физических лиц, в том числе иностранных, включая гранты. Под грантом понимаются целевые средства, предоставленные безвозмездно благотворительными организациями в денежной или натуральной форме на проведение научных исследований, опытно-конструкторских работ, обучение, лечение и другие цели с последующим отчетом об их использовании.

5. Бюджетные ассигнования. Выделяются для финансирования отдельных программ, проектов, мероприятий.

6. Доходы от предпринимательской деятельности. Некоммерческие организации всех организационно-правовых форм могут вести предпринимательскую деятельность самостоятельно или через учреждаемые ими предприятия.

Основные направления использования средств связаны с финансовым обеспечением достижения некоммерческой организацией уставных целей. Выделяются следующие группы расходов:

1. Административно-хозяйственные расходы.

2. Расходы по выполнению программ и мероприятий.

3. Расходы по осуществлению предпринимательской деятельности.

Порядок налогообложения некоммерческих организаций аналогичен порядку, применяемому в отношении коммерческих организаций. Однако он имеет ряд особенностей, связанных с тем, что некоммерческие организации не ставят в качестве основной цели извлечение прибыли, а их предпринимательская деятельность должна служить достижению целей, ради которых создана некоммерческая организация.

Состав налогов, уплачиваемых некоммерческими организациями, зависит от того, осуществляют ли они предпринимательскую деятельность. Если организация не занимается предпринимательской деятельностью, то она тем не менее уплачивает налог на доходы физических лиц, единый социальный налог, налог на имущество, транспортный налог. При осуществлении предпринимательской деятельности некоммерческая организация, так же как и коммерческая, уплачивает все налоги, предусмотренные налоговым законодательством.

ЛИТЕРАТУРА

Нормативно-правовые акты

Бюджетный кодекс Российской Федерации.

Гражданский кодекс Российской Федерации.

Жилищный кодекс Российской Федерации.

Налоговый кодекс Российской Федерации.

Федеральный закон от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».

Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности».

Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Указ Президента РФ от 18 августа 1996 г. N 1209 «О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок».

Положение о правилах осуществления перевода денежных средств (утв. Банком России 19 июня 2012 г. N 383-П).

Приказ Минфина России и Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 29 января 2003 г. N 10н/03-6/пз «Об утверждении Порядка оценки стоимости чистых активов акционерных обществ».

Указание Банка России от 20 июня 2007 г. N 1843-У «О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя».

ПБУ 9/99 «Доходы организации».

ПБУ 10/99 «Расходы организации».

ПБУ 6/01 «Учет основных средств».

ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов».

ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений».

Учебная литература

Большой экономический словарь / Под ред. А.Н. Азрилияна. М.: Институт новой экономики, 2004.

Гаврилова А.Н., Попов А.А. Финансы организаций (предприятий). М.: КноРус, 2010.

Грибов В.Д., Грузинов В.П., Кузьменко В.А. Экономика организации (предприятия). М.: КноРус, 2012.

Журавлев П.В., Банников С.А., Черкашин Г.М. Экономика предприятия и предпринимательской деятельности. М.: Экзамен, 2008.

Ковалев В.В., Ковалев Вит.В. Финансы организаций (предприятий). М.: Проспект, 2013.

Лапуста М.Г., Мазурина Т.Ю., Скамай Л.Г. Финансы организаций (предприятий). М.: ИНФРА-М, 2010.

Остапенко В.В. Финансы предприятия. М.: Омега-Л, 2009.

Остапенко Ю.М. Экономика труда. М.: ИНФРА-М, 2009.

Позняков В.Я., Прудников В.М. Экономика предприятия (фирмы). М.: ИНФРА-М, 2008.

Скляренко В.К., Прудников В.М. Экономика предприятия. М.: ИНФРА-М, 2009.

Титов В.И. Экономика предприятия. М.: Эксмо, 2007.

Финансово-кредитный энциклопедический словарь / Колл. авторов; Под общ. ред. А.Г. Грязновой. М.: Финансы и статистика, 2004.

Финансы организаций (предприятий) / Под ред. Н.В. Колчиной. М.: Юнити-Дана, 2007.

Чечевицына Л.Н., Чечевицына Е.В. Экономика организации (предприятия, фирмы). М.: Феникс, 2012.

Экономика организации (предприятия): Учебник / Под ред. Н.А. Сафронова. М.: Магистр, 2009.

Экономика предприятия / Пер с нем.; под ред. Ф. Беа, Э. Дихтла, Н. Швайтцера. М.: Инфра-М, 2001 (Университетский учебник).

Экономика фирмы: Учебник / Под ред. Н.П. Иващенко. М.: ИНФРА-М, 2010.

Экономика предприятия / Под ред. Е.Л. Кантора. СПб.: Питер, 2007.

Экономика предприятия / Под ред. В.М. Семенова. СПб.: Питер, 2008.

Некоммерческая организация – это организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

Организационно-правовые формы некоммерческих организаций: потребительские кооперативы; общественные и религиозные организации (объединения); фонды; учреждения; ассоциации и союзы; некоммерческие партнерства; автономные некоммерческие организации.

Потребительским кооперативом называется добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов. Доходы, полученные потребительским кооперативом от предпринимательской деятельности, осуществляемой кооперативом в соответствии с уставом, распределяются между его членами. Члены кооператива обязаны в течение трех месяцев после утверждения ежегодного отчета в случае убытков покрыть эти убытки путем дополнительных взносов. Члены кооператива солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам и в невнесенной части дополнительного взноса каждого из членов.

Общественными и религиозными организациями (объединениями) являются добровольные объединения граждан, в установленном законодательством порядке объединяющихся на основе общности интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей. Участники (члены) общественных и религиозных организаций не сохраняют права на переданное ими этим организациям в собственность имущество, в том числе членские взносы. Они не отвечают по обязательствам общественных и религиозных организаций, в которых участвуют в качестве их членов. Примерами такого рода организаций являются творческие и профессиональные союзы, политические партии, научные, инженерные, спортивные и другие добровольные общества.

Фондом является не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и/или юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующих социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно-полезные цели. Фонд – это некоммерческая организация, не имеющая членства. Имущество, переданное фонду его учредителями, является собственностью фонда. Учредители не сохраняют прав на имущество, переданное фонду, и не отвечают по обязательствам созданного ими фонда, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей. Наиболее распространенными в РФ видами фондов являются государственные и местные внебюджетные фонды, негосударственные пенсионные и благотворительные фонды.

Учреждение – это организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично. Собственниками имущества учреждений являются их учредители. Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.

Основными формами первичных звеньев общественного сектора в отраслях образования, культуры, здравоохранения, социальной защиты населения, науки являются государственные и муниципальные учреждения. Бюджетное учреждение – организация, созданная органами власти РФ для осуществления управленческих, социокультурных, научных и других функций некоммерческого характера. Деятельность бюджетных учреждений финансируется из бюджета соответствующего уровня или из бюджета внебюджетного фонда на основании сметы доходов и расходов. Смета является финансовым планом бюджетного учреждения. Она представляет собой свод доходов и расходов. В смете показываются все источники формирования доходов и все направления расходов.

Если у учреждения нет других источников формирования доходов, кроме бюджета, то составляется смета расходов. Расходы осуществляются в соответствии с бюджетной классификацией.

Если же такие дополнительные источники имеются, то составляется смета доходов и расходов. В доходах сметы учитываются поступления из бюджета и из дополнительных источников финансирования, таких как, например, оказание платных услуг сторонним организациям, доходы от аренды, спонсорские и целевые средства.

Для составления сметы в качестве исходных данных используются контрольные цифры и экономические нормативы, которые должны быть обоснованы. В приложениях к смете приводятся расчеты и обоснования всех расходов и доходов.

Финансовые ресурсы бюджетных учреждений формируются за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов (на выплату пенсий и пособий и другие мероприятия), внебюджетных средств (целевые и безвозмездные поступления от предприятий, организаций, физических лиц; средства от предпринимательской деятельности), а также средств, полученных во временное пользование.

Финансовые ресурсы бюджетных учреждений могут расходоваться исключительно на:

1) оплату труда в соответствии с заключенными трудовыми договорами и нормативными актами, регулирующими размер заработной платы соответствующих категорий работников.

2) перечисление страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;

3) трансферты населению, установленные законодательством;

4) командировочные и другие компенсационные выплаты работникам;

5) оплату товаров, работ и услуг по заключенным государственным и муниципальным контрактам;

6) оплату товаров, работ и услуг в соответствии с утвержденными сметами без заключения контрактов.

Ассоциация (союз) – это объединение юридических лиц. В ассоциацию (союз) могут объединяться как коммерческие, так и некоммерческие организации. Члены ассоциации сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица. Ассоциация не отвечает по обязательствам своих членов. Ассоциация (союз) не вправе осуществлять предпринимательскую деятельность. Её имущественное положение зависит от взносов её членов. Если по решению участников на ассоциацию (союз) возлагается ведение предпринимательской деятельности, она преобразуется в хозяйственное общество или товарищество либо создает для осуществления такой деятельности хозяйственное общество (или участвует в таком обществе). Закон предусматривает субсидиарную ответственность членов ассоциации по её обязательствам.

Некоммерческое партнерство – основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для содействия её членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение общественного блага. К некоммерческим партнерствам относятся фондовые биржи, адвокатские и арбитражные коллегии, третейские суды. Данная форма отличается от других форм некоммерческих организаций тем, что в случае выхода из партнерства или при его ликвидации можно получить назад имущество или его стоимость, внесенные в партнерство.

Автономная некоммерческая организация – не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов в целях оказания социально значимых услуг и имеющая имущество в собственности.

6.2. Специфика финансовых отношений некоммерческих организаций

Некоммерческие организации не имеют целью извлечение прибыли, но в соответствии с законодательством могут заниматься предпринимательской деятельностью в виде предоставления дополнительных к основной деятельности платных услуг, финансовых операций с ценными бумагами, долевого участия в капитале хозяйственных обществ и товариществ в качестве вкладчика, производства товаров. Они могут выступать учредителями коммерческих организаций, организовывать филиалы и представительства, если это способствует достижению целей данной некоммерческой организации. Полученные в результате предпринимательской деятельности средства должны направляться на реализацию уставных целей данной некоммерческой организации. Доходы некоммерческих организаций не распределяются между её участниками. Исключением являются потребительские кооперативы. В силу этого обстоятельства на них не распространяется закон «О некоммерческих организациях».

Финансовые отношения некоммерческих организаций подразделяются на:

1) отношения с членами некоммерческой организации по поводу внесения вкладов, вступительных и паевых, членских взносов и несения субсидиарной ответственности (отношения регламентируются учредительными документами и законом);

2) отношения внутри некоммерческих организаций при формировании и использовании фондов внутреннего назначения (в соответствии с учредительными документами и законом о потребительской кооперации);

3) отношения некоммерческих организаций между собой и с коммерческими организациями: финансовые санкции за невыполнение договорных обязательств; покупка корпоративных ценных бумаг; внесение вкладов в хозяйственные общества и товарищества на вере; благотворительные взносы и пожертвования;

4) отношения между некоммерческой организацией и их объединением: по поводу внесения вкладов при его создании и несения субсидиарной ответственности по его обязательствам;

5) отношения некоммерческой организации или их объединений со сферой государственных финансов;

6) отношения со сферой страхования: личное, имущественное страхование, страхование ответственности (по закону и договору со страховой компанией);

7) финансовые отношения с международными организациями, правительствами и проч. по поводу получения и распределения гуманитарной помощи.

Финансовый механизм некоммерческой организации – это совокупность различных форм, видов финансовых отношений и способа их количественного выражения, соединенных в единое целое и направленных на реализацию уставных целей некоммерческой организации. Формируется под влиянием нормативных актов государства, положений учредительных документов и договоров.

Формы финансовых отношений представлены различными финансовыми фондами внутреннего назначения. Виды финансовых отношений представлены различными доходами и поступлениями, расходами и отчислениями: вклады, взносы, пожертвования, бюджетные ассигнования, бюджетные субсидии, платежи в государственные внебюджетные фонды, расходы на развитие и проч.

Способы количественного выражения могут быть определены законом (налоги, платежи во внебюджетные фонды); учредительными документами (по вкладам, взносам и проч.); договором (санкции и проч.).

Негосударственные некоммерческие организации могут формировать свои финансовые ресурсы за счет:

– регулярных и единовременных поступлений от учредителей;

– вступительных и членских взносов (если есть членство);

добровольных взносов и пожертвований;

– выручки от реализации товаров, работ, услуг;

– доходов от деятельности коммерческих организаций, учредителем которых является данная некоммерческая организация;

– доходы от собственности, в т. ч. по ценным бумагам и вкладам;

– другие источники (кредиты, займы).

Финансовые ресурсы негосударственных некоммерческих организаций могут использоваться в следующих целях:

– уставная деятельность;

– выполнение программ и мероприятий, на которые поступили средства целевого финансирования;

– финансирование предпринимательской деятельности в разрешенных пределах;

– международная деятельность;

капитальное строительство и ремонт и др.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!