Все для предпринимателя. Информационный портал

Чем отличается регламент от стандарта. Стандартизация и технические регламенты

Кардашев И.П., начальник управления технической политики и нормирования Комитета государственного строительного надзора города Москвы

Принятие Закона о техническом регулировании было обусловлено тремя основными факторами:
*
реализацией новой государственной политики, обеспечивающей интеграцию страны в мировую экономику;
*
подготовкой России к вступлению во Всемирную торговую организацию (ВТО) и необходимостью устранения противоречий с положениями Соглашения по техническим барьерам в торговле ВТО;
*
проведением административной реформы, существенно преобразующей систему государственного управления и разграничивающей полномочия органов исполнительной власти.

При отказе от признания стандарта по причинам, отличным от безопасности, регулирующий орган должен установить дату, после которой стандарт больше не будет давать презумпцию соответствия Основному принципу. В таких условиях переходный период обычно должен составлять порядка трех лет. В зависимости от степени и характера пересмотра этот переходный период может быть адаптирован, если это необходимо.

Использование признанных стандартов при проектировании и поставке медицинских изделий как во время, так и после переходного периода. В течение переходного периода как предыдущий, так и пересмотренный вариант признанного стандарта дают презумпцию соответствия Основным принципам, следовательно, либо могут использоваться при проектировании или поставке медицинских устройств конечному пользователю.

Указанные факторы обусловили необходимость принятия мер по реформированию действующей нормативной и правовой базы (в том числе гармонизации отечественных и международных стандартов), а также создания системы технического регулирования, позволяющей обеспечить участие в работах по стандартизации и государства, и пользователей стандартов. Принципиальные направления такого реформирования и определены Законом о техническом регулировании, который с учетом изменений, внесенных федеральными законами от 09.05.2005 № 45-ФЗ и от 01.05.2007 № 65-ФЗ, регулирует отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении требований к продукции, процессам производства, проектирования, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ и оказанию услуг.

После переходного периода только пересмотренная версия признанного стандарта дает презумпцию соответствия соответствующим Основным принципам. В таких случаях, чтобы продемонстрировать, что медицинское устройство соответствует всем соответствующим Основополагающим принципам, изготовитель должен обосновать свое решение использовать замененный стандарт посредством документированной оценки риска и, при необходимости, предпринимать любые действия по снижению риска.

Состояние устройств, разработанных с использованием замененной версии признанного стандарта и поставляемых до конца переходного периода. Если медицинское устройство сконструировано в соответствии с замененной версией признанного стандарта, чтобы продемонстрировать соответствие одному или нескольким соответствующим Основополагающим принципам и находится либо в цепочке распределения, либо передано конечному пользователю до конца переходного периода, изготовителю не требуется предпринимать какие-либо действия, если не будет последствий для безопасности, и в этом случае изготовитель должен реализовать стратегию смягчения рисков и предпринять соответствующие действия для решения этих проблем безопасности.

Действие Закона о техническом регулировании не распространяется на социально-экономические, организационные, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные меры в области охраны труда, государственные образовательные стандарты, положения (стандарты) о бухгалтерском учете и правила (стандарты) аудиторской деятельности, стандарты эмиссии ценных бумаг и их проспектов эмиссии. В сферу действия данного закона не попадают процессы, связанные с применением мер по предотвращению возникновения и распространения массовых инфекционных заболеваний человека, профилактике заболеваний человека, оказанию медицинской помощи (за исключением случаев разработки, принятия и исполнения обязательных требований к лекарственным средствам, медицинской технике и пищевой продукции), по охране почвы, атмосферного воздуха, водных объектов курортов и водных объектов, отнесенных к местам туризма и массового отдыха.

Альтернативы признанным стандартам

Использование стандартов является добровольным. У производителей должна быть возможность выбрать альтернативные решения, чтобы продемонстрировать, что их медицинское устройство соответствует соответствующим основным принципам. Производители могут использовать «непризнанные» стандарты, полностью или частично, или другие методы. Альтернативные способы демонстрации соответствия Основным принципам могут включать.

Национальные и международные стандарты, которые не получили статус «признанного стандарта» регулирующим органом. Стандартные рабочие процедуры производителя, разработанные отдельным производителем. Другие источники, которые описывают текущее состояние технологии и практики, связанные с производительностью, материалом, дизайном, методы, процессы или практики. Согласованные отрасли. . Стандарты, используемые в нормативных контекстах, должны разрабатываться на справедливой и открытой основе и иметь механизмы для обеспечения того, чтобы стандарты не ограничивали торговлю или ограничивали конкуренцию.

Закон о техническом регулировании четко разделяет сферы регулирования, находящиеся в ведении органов государственной власти и развивающиеся на добровольной основе.

Первая из них регулируется посредством технических регламентов - документов, устанавливающих обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования и применяемых в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

Конечной целью стандартизации является достижение международного согласия по всем техническим вопросам, связанным с обменом товарами и услугами между одной страной и другой. Международные стандарты или национальные или региональные усыновления международных стандартов, помогают в функционировании внутренних рынков, а также повышают конкурентоспособность и обеспечивают отличный источник передачи технологий.

В заключение, международные стандарты, такие как базовые стандарты, групповые стандарты и стандарты продуктов, являются инструментом для согласования регуляторных процессов для обеспечения безопасности, качества и производительности медицинских устройств. Целевая группа по глобальной гармонизации - роль стандартов в оценке медицинских устройств.

Вторая сфера - путем установления и принятия на добровольной основе требований, включаемых в стандарты и иные документы в области стандартизации (национальные стандарты, стандарты организаций, правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации, применяемые в установленном порядке классификации, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации, своды правил).

Уже с момента основания компании была объявлена ​​цель как можно скорее демонтировать все барьеры для торговли и, таким образом, реализовать их. После этого успеха потребовалось много лет, чтобы реализовать реальный внутренний рынок. Причина: различные национальные стандарты и положения, так называемые «нетарифные барьеры для торговли», препятствовали перемещению товаров - в некоторых случаях не менее, чем тарифы или импортные квоты. Это стало реальным препятствием для роста в европейских странах.

Чтобы достичь идеи общего рынка, необходимы общие правила. Первоначально Европейское сообщество сосредоточилось на концепции гармонизации: технические регламенты и требования к продуктам и услугам должны быть согласованы до мельчайших деталей. Быстро стало ясно, что концепция гармонизации является утомительным и, прежде всего, затяжным процессом. Поэтому в середине 1980-х годов его постепенно заменила новая концепция.

Создание системы технического регулирования осуществляется по двум направлениям: разработка технических регламентов и создание социальной инфраструктуры технического регулирования. Формирование такой системы происходит с учетом международного опыта, основных тенденций технического регулирования в других странах, документов, подготовленных в рамках Европейского экономического сообщества (ЕЭС), Единого экономического пространства (ЕЭП), Евразийско-азиатского экономического союза (ЕврАзЭС) и Содружества Независимых Государств (СНГ).

Для товаров и услуг, предлагаемых на трансграничной основе, Европейский союз определяет только основные требования к охране здоровья и безопасности. Отступление от этого принципа возможно только в том случае, если это необходимо для общественного здравоохранения или обязательного медицинского обслуживания.

Германия не хотела продавать французский ликер, потому что в нем не содержится содержания алкоголя, требуемого законодательством Германии. Эти стандарты гарантируют, что продукция, изготовленная в соответствии с ними, соответствует европейским минимальным требованиям. Однако стандарты не являются обязательными.

Важнейшей статьей Закона о техническом регулировании является статья 46, определяющая понятие переходного периода. Согласно положениям данной статьи, до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции и связанным с ними процессами проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей определенным данным законом целям принятия технических регламентов.

Как правило, производители могут также использовать другие аспекты в своих продуктах - единственное условие состоит в том, что они отвечают европейским минимальным требованиям. «Принцип взаимного признания» применяется в областях, которые не охватывают европейские нормы. Это означает, что везде, где гармонизация является слишком сложной или нежелательной из-за различий в системах, государства-члены признают друг друга своими национальными правилами.

Наши технические эксперты вместе разрабатывают стандарты. Они происходят из областей потребителей, поставщиков услуг, науки или правительственной организации. В диалоге они учитывают все вопросы. Их общей целью являются основанные на консенсусе, общепринятые, ориентированные на рынок, технически обновленные правила и руководящие принципы.

Основными элементами системы технического регулирования являются технические регламенты, стандарты, государственный контроль (надзор), процедуры подтверждения соответствия, аккредитация, испытание и регистрация.

Технические регламенты устанавливают обязательные для применения и исполнения минимально необходимые требования, обеспечивающие безопасность излучений, биологическую безопасность, взрывобезопасность, механическую безопасность, пожарную безопасность, промышленную безопасность, термическую безопасность, химическую безопасность, электрическую безопасность, ядерную и радиационную безопасность, электромагнитную совместимость в части обеспечения безопасности приборов и оборудования, единство измерений и другие виды безопасности, обеспечивающие достижение установленных законом целей принятия регламентов.

Каждый может подать заявку на стандарты и стандарты. Эксперты разрабатывают стандарты в многоэтапном процессе демократическим путем, а затем принимают их окончательно. Комитеты проголосовали несколько раз, пока торговые журналы не публикуют проект стандарта на последнем этапе. С этого момента каждый гражданин имеет право выступать в течение определенного периода времени. В случае возражений лиц Группа должна предоставить им возможность представить свою критику.

Стандарты, как правило, разрабатываются в многоэтапном процессе на демократической основе и включают всех заинтересованных сторон в консенсус. Из приложения к принятию стандарта в определенные моменты можно подать возражение против предлагаемого нового правила. Процедура публичной апелляции с фиксированными сроками первоначально решает, предоставляется ли стандартное приложение, чтобы в конце процесса оставалось общепризнанное правило технологии.

Технические регламенты принимаются международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или межправительственным соглашением, заключенным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации. Технические регламенты, принимаемые федеральными законами или постановлениями Правительства Российской Федерации, вступают в силу не ранее чем через шесть месяцев со дня его официального опубликования.

Ускоренная публикация

Иногда проходит много времени, пока не будет опубликован стандарт. Поэтому для особенно динамичных будущих рынков, таких как электромобиль, информационные и телекоммуникационные технологии, мы предлагаем публикации, в которых стандарты разрабатываются за короткий промежуток времени и представляются широкой общественности. Они называются спецификациями и разработаны в соответствии с определенными правилами.

Какое правильное имя и какая разница? База данных международных схем всегда актуальна: как только ответственный комитет выпускает один новый символ и объявляет его стандартным символом, он переносится в базу данных и доступен для вас. В течение 12 или 24 месяцев с соответствующим образом распределенной ставкой один или несколько пользователей имеют права доступа ко всем информационным элементам.

Статьей 9 Закона о техническом регулировании определен порядок разработки, принятия, изменения и отмены технического регламента, а также перечень 17 первоочередных технических регламентов, которые должны быть приняты до 2010 года. Данный перечень сформирован с учетом аналогичных действующих документов Европейского союза, проектов технических регламентов, разработанных в Российской Федерации и планируемых к разработке в рамках СНГ и ЕврАзЭС, и включает в себя технические регламенты о безопасности машин и оборудования, низковольтного оборудования, строительных материалов и изделий, зданий и сооружений, лекарственных средств, лифтов, электрических станций и сетей, работающего под избыточным давлением оборудования, колесных транспортных средств, изделий медицинского назначения, средств индивидуальной защиты, химической продукции, пищевых продуктов, работающих на газообразном топливе аппаратов, оборудования для работы во взрывоопасных средах, упаковки и об электромагнитной совместимости. Согласно части 8 статьи 7 Закона о техническом регулировании, в качестве основы для разработки проектов технических регламентов должны использоваться полностью или частично международные стандарты.

С помощью международно-стандартизированных принципиальных схем они создают эффективную, понятную документацию для продуктов и систем. Эта процедура информации сопровождает фактические процедуры стандартизации и согласования и предназначена для предотвращения или создания прозрачных национальных универсальных и специальных правил в области стандартов и технических регламентов, с тем чтобы сделать возможной угрозу торговых барьеров.

Представить Комиссии любые доказательства, которые могут указывать на неизбежное препятствие торговле. Государство-член, то есть возможность вывести оспариваемые проходы регулирования или весь ремонт системы или обработок установлены, но после определенных периодов, спорное регулирование в силе.

Для реализации положений Закона о техническом регулировании Правительством Российской Федерации выпущено постановление от 02.08.2005 № 486 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Российской Федерации по вопросам технического регулирования» и утверждена программа разработки технических регламентов (распоряжения Правительства РФ от 06.11.2004 № 1421-р, от 08.11.2005 № 1889-р, от 29.05.2006 № 781-р, от 28.12.2007 № 1930-р).

На этом этапе регламентирующие механизмы процедуры информации прекращаются, и Комиссия должна определить, действительно ли торговый барьер возник через действующее техническое регулирование или стандарт. Разрешает ли принципиальное решение, устанавливающее переходные периоды в европейских стандартах исключения. Европейская комиссия придает важное значение тому, что переходные периоды, установленные в согласованных европейских стандартах, не превышают трех лет.

В принципе, переходный период для всех европейских стандартов составляет 36 месяцев после ратификации со следующими исключениями. Этот переходный период должен быть указан в форме голосования для окончательного голосования европейского проекта стандарта. Центральному секретариату было поручено изложить детали этой процедуры в «Постоянном документе».

Финансирование разработки технических регламентов, включенных в программу, а также контроль и координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти и организаций по выполнению программы обеспечивает Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации (Минпромэнерго). В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2004 № 284, Минпромэнерго в пределах своей компетенции осуществляет функции федерального органа по техническому регулированию. При этом функции национального органа по стандартизации в порядке, определяемом федеральным органом по техническому регулированию, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17.06.2004 № 294 осуществляет находящееся в ведении Минпромэнерго Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирование).

В этом контексте следует отметить, что переходные периоды, определенные «доу», также применяются к чисто национальным стандартам, которые заменяются европейскими стандартами. «Замена» чисто национального стандарта европейским гармонизированным стандартом не является показателем того, что национальная норма имеет презумпцию предположения в переходный период.

Переходные периоды более 3 лет по-прежнему возможны в оправданных отдельных случаях. Каковы руководящие принципы и стандарты спасательных жилетов и плавательных средств? Для продажи спасательных жилетов и плавательных средств в Европе необходимо выполнить определенные требования.

Экспертизу проектов технических регламентов и подготовку соответствующих заключений осуществляют экспертные комиссии Минпромэнерго, создаваемые и функционирующие в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21.08.2003 № 513 «Об утверждении положения о создании и деятельности экспертных комиссий по техническому регулированию». В развитие данного постановления Минпромэнерго выпущены приказы от 15.04.2005 № 83 «Об образовании Общественного совета по техническому регулированию при Министерстве промышленности и энергетики Российской Федерации», от 12.12.2005 № 347 «Об обеспечении деятельности экспертных комиссий по техническому регулированию», от 27.03.2006 № 56 «О создании экспертных комиссий по проведению экспертизы технических регламентов», от 26.07.2006 № 176 «Об экспертных комиссиях по проведению экспертизы проектов технических регламентов» и ряд других.

Во исполнение распоряжений Правительства Российской Федерации Минпромэнерго выпущены приказы от 12.04.2006 № 79 «Об утверждении методических рекомендаций по формированию и уточнению Программы разработки технических регламентов» и от 08.11.2006 № 299 «Об организации в Министерстве промышленности и энергетики Российской Федерации работы по формированию и реализации Программы разработки технических регламентов».

Согласно положениям пункта 12 статьи 7 Закона о техническом регулировании, Правительство Российской Федерации ежегодно проводит уточнение программы разработки технических регламентов. С учетом опыта реализации предыдущих редакций программы новая редакция рассчитана на исполнение в 2008 году и первом квартале 2009 года. В последней редакции программы предусмотрена разработка 41 технического регламента, из которых 17 являются первоочередными - со сроками представления проекта в июне-декабре 2008 года, а 24 разрабатываются в установленном порядке со сроками представления проектов с марта 2008 года по март 2009 года.

Три проекта технических регламентов - «О безопасности низковольтного оборудования», «О безопасности бензинов, дизельного топлива и отдельных горюче-смазочных материалов», «О безопасности производственных процессов и систем газоснабжения» - уже представлены в Правительство Российской Федерации для рассмотрения.

При формировании программы разработки технических регламентов учитывалось, насколько строго может быть определен состав и границы предметных областей включенных проектов, а также насколько широко по номенклатуре видов и типов объектов технического регулирования могут приниматься устанавливаемые требования безопасности.

Из числа включенных в программу на последнем этапе ее уточнения проектов технических регламентов 26 будут приниматься в форме постановления Правительства Российской Федерации, а 15 - в форме федерального закона. Форма принятия определялась на основе результатов анализа состояния технического регулирования в соответствующих сферах деятельности, структуры действующего законодательства и социальной значимости областей регулирования. В целях повышения ответственности за результаты работы и соблюдение установленных программой сроков определены головные федеральные органы исполнительной власти, которым переданы функции федеральных заказчиков программы, обеспечивающих финансирование каждого этапа разработки проектов технических регламентов и ответственных за организацию работы и соблюдение сроков исполнения.

В настоящее время в порядке, предусмотренном Законом о техническом регулировании, принят только один технический регламент - специальный технический регламент «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2005 № 609 и вступивший в силу с 21 апреля 2006 года.

Еще 5 проектов находятся на рассмотрении в Правительстве Российской Федерации. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.11.2007 № 1537-р в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации внесен на рассмотрение проект Федерального закона «О техническом регламенте «Общие требования пожарной безопасности».

В планах Минпромэнерго к концу 2008 года разработать 181 проект технических регламентов, а к концу 2010 года ориентировочно 300 технических регламентов.

Стандарты устанавливают в целях добровольного многократного использования характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ и оказания услуг и могут содержать правила и методы исследований, испытаний и измерений, правила отбора образцов, требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения.

К документам в области стандартизации, используемым на территории Российской Федерации, относятся: национальные стандарты, стандарты организаций, правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации, применяемые в установленном порядке классификации, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации, своды правил.

Существующие отраслевые стандарты законом не предусмотрены. Они должны быть переведены либо в ранг национальных стандартов, либо в стандарты организаций, либо в технические документы ненормативного характера.

Стандарт, утвержденный национальным органом Российской Федерации по стандартизации, является национальным. Согласно статьи 15 Закона о техническом регулировании, он применяется на добровольной основе равным образом и в равной мере независимо от страны и места происхождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации или утилизации, выполнения работ и оказания услуг, видов или особенностей сделок и лиц, являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями.

Разработчиком стандарта может быть любое лицо. Утверждение стандартов осуществляется в соответствии с правилами стандартизации, нормами и рекомендациями в этой области. Применение национального стандарта подтверждается знаком соответствия национальному стандарту. Применение на добровольной основе национальных стандартов или сводов правил является достаточным условием соблюдения требований соответствующих технических регламентов. При этом национальные стандарты могут использоваться полностью или частично в качестве основы для разработки проектов технических регламентов.

Национальные стандарты и общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации (в том числе правила их разработки и применения) представляют национальную систему стандартизации, концепция развития которой принята распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.02.2006 № 266-р.

С введением принципа добровольности положение национальных стандартов в системе технического регулирования не утратило своей значимости. С учетом того обстоятельства, что цели и задачи стандартизации гораздо шире, чем обеспечение безопасности продукции, государство оставило за собой регулирующую функцию стандартизации как механизма установления единых правил и их применения всеми субъектами хозяйственной деятельности. Основой регулирующей функции государства становятся принципы стандартизации, определенные статьей 12 Закона о техническом регулировании.

Функции национального органа Российской Федерации по стандартизации, согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 17.06.2004 № 294 «О федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии», возложены на Ростехрегулирование. Национальный орган по стандартизации наделен правом разрабатывать и утверждать программу разработки национальных стандартов, а также порядок создания и деятельности технических комитетов по стандартизации.

Технические комитеты создаются в целях реализации положений Закона о техническом регулировании, для совершенствования и развития работ по стандартизации в определенных областях деятельности на национальном и международном уровнях, согласования разработанных документов с заинтересованными организациями и осуществляют свою деятельность в соответствии с положениями о них. В настоящее время действует более 600 технических комитетов по стандартизации (ТК 000-ТК 640, ТК 644, ТК 900). Допускается возможность привлечения для участия в работе технических комитетов по стандартизации сотрудников коммерческих и некоммерческих организаций, без которых невозможно обеспечить баланс интересов при разработке стандартов. Под такими организациями понимаются, в основном, компании-монополисты (ОАО «Газпром», РАО «ЕЭС России», РАО «РЖД» и др.).

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 15.08.2003 № 500 «О федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов и единой информационной системе по техническому регулированию», установлен порядок создания и ведения фонда технических регламентов и стандартов, который является государственным информационным ресурсом и ведется Ростехрегулированием.

Приказами Ростехрегулирования утверждены и с 01.07.2005 введены в действие 11 основополагающих стандартов национальной системы стандартизации Российской Федерации (ГОСТ Р 1.0-2004, ГОСТ Р 1.2-2004, ГОСТ Р 1.4-2004, ГОСТ Р 1.5-2004, ГОСТ Р 1.8-2004, ГОСТ Р 1.9-2004, ГОСТ Р 1.10-2004, ГОСТ Р 1.12-2004, ГОСТ Р 1.13-2004, ПР 50.1.074-2004), определяющие разработку, оформление, изложение, утверждение, учет, официальное опубликование национальных стандартов, внесение в них изменений и отмену.

Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 30.01.2004 № 4 «О национальных стандартах Российской Федерации» национальными стандартами признаны действующие государственные и межгосударственные стандарты, введенные в действие до 1 июля 2003 года. Перевод ранее действовавших стандартов в статус национальных по процедуре аналогичен принятию новых национальных стандартов. До вступления в силу соответствующих технических регламентов требования, установленные данными национальными стандартами, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям, указанным в статье 46 Закона о техническом регулировании.

С мая по август 2003 года Госстандартом России были приняты и прошли государственную регистрацию 81 стандарт и введены в действие для применения на территории Российской Федерации 36 межгосударственных стандартов. В 2005 году было разработано около 450 стандартов, в том числе 263 за счет бюджетного финансирования.

По состоянию на начало 2006 года общее количество действующих межгосударственных и национальных стандартов составляло 25 163, из них 22 704 - на народно-хозяйственную продукцию и 2459 - на военную продукцию.

За 2005-2007 годы впервые введено в действие и переведено в статус действующих около 1500 межгосударственных (ГОСТ) и национальных стандартов Российской Федерации (ГОСТР).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.09.2003 № 594 «Об опубликовании национальных стандартов и общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации» утвержден порядок публикации национальных стандартов и поправок к ним.

Согласно положений данного постановления и с учетом решений правительственной комиссии по административной реформе (протокол заседания комиссии от 25.09.2007 № 68), Ростехрегулирование осуществляет опубликование вновь утвержденных национальных стандартов на официальном сайте Федерального агентства, а также устанавливает правила распространения официально опубликованных национальных стандартов и общероссийских классификаторов. В настоящее время доступ к текстовой части национальных стандартов определен на условиях лицензионного соглашения.

Технические регламенты - новый вид документов, в которых устанавливаются обязательные для применения требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также новые принципы технического регулирования. Технические регламенты принимаются законами либо постановлениями Правительства РФ.

Технические регламенты принимаются в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей.

Технические регламенты с учетом степени риска причинения вреда устанавливают необходимые требования, обеспечивающие:

безопасность излучений; биологическую безопасность, взрывобезопасность; механическую безопасность; пожарную безопасность; промышленную безопасность; термическую безопасность; химическую безопасность; электрическую безопасность; ядерную и радиационную безопасность;

электромагнитую совместимость в части обеспечения безопасности работы приборов и оборудования;

единство измерений.

Правительством РФ принята программа разработки технических регламентов, направленная на создание в стране системы технических регламентов, соответствующей современному уровню научнотехнического развития и интересам национальной экономики. Предлагается в ближайшее время разработать 181 проект технических регламентов, в числе которых технические регламенты по обеспечению ядерной и радиационной безопасности.

Согласно в области использования атомной энергии сохраняются принципы технического регулирования, установленные Федеральным законом № 170-ФЗ от 21.11.1995 г. «Об использовании атомной энергии».

Национальные стандарты

Национальный стандарт по ГОСТ 1.0-2004 – это утвержденный национальным органом Российской Федерации по стандартизации стандарт, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их наклеивания.

Обозначение стандартов регламентирует ГОСТ Р 1.5-2004. Согласно постановлениям Госстандарта России национальными стандартами признаются государственные и межгосударственные стандарты, принятые Госстандартом России до 1 июля 2003 г. Включенные в них ранее обязательные требования будут выведены по мере разработки технических регламентов. Стандарты имеют добровольный статус.

Стандарты будут использоваться в качестве доказательной базы для обеспечения соблюдения требований технических регламентов и соответствия им продукции и процессов. Для этих целей будут применяться национальные стандарты, устанавливающие:

классификацию объектов технического регулирования; термины и определения, используемые для идентификации про-

дукции или процессов; методы контроля или испытаний, соответствия требованиям

технических регламентов.

Стандарты организаций

Федеральным законом «О техническом регулировании» в состав документов по стандартизации отраслевые стандарты не включены, поскольку теперь органы исполнительной власти (за исключением Правительства РФ) не вправе устанавливать обязательные требования технического характера.

Между тем, значение отраслевых стандартов для развития и функционирования многих стандартов промышленности остается весьма существенным. Отраслевые стандарты могут преобразовы-

ваться или в национальные, или в стандарты организаций. Статья 17 Закона предоставила предприятиям и организациям самостоятельно решать вопрос о необходимости создания стандартов.

В тех отраслях, где существуют крупные отраслевые объединения, могут формироваться собственные, так называемые корпоративные системы стандартизации, устанавливающие единые правила разработки и применения стандартов с учетом области деятельности данного объединения.

Свод правил

Свод правил - документ в области стандартизации, в котором содержатся технические правила и/или описание процессов проектирования (включая изыскания) производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции, который применяется на добровольной основе.

Своды правил включены в состав документов по стандартизации и определен порядок их разработки согласно . Своды правил широко применяются в международной практике. Включение в документы по стандартизации различных СНиП’ов (строительные нормы и правила), СанПиН’ов (санитарные правила и нормы), норм расчета на прочность, правил эксплуатации и других подобных документов федеральных органов исполнительной власти позволит сохранить фонд этих нормативных документов для использования в практических целях, не преобразуя их в национальные стандарты.

Межгосударственные стандарты

Межгосударственный стандарт - стандарт, принятый Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации, и доступный широкому кругу пользователей.

Правила проведения в России работ по разработке, применению, обновлению и прекращению применения межгосударственных стандартов регламентирует ГОСТ Р 1.8-2004.

Международные (региональные) стандарты

Международный стандарт - стандарт, принятый международной организацией, занимающейся стандартизацией, и доступный широкому кругу потребителей и пользователей.

Международные стандарты разрабатываются авторитетными международными организациями и базируются на основе принципов, определенных ВТО: открытость, прозрачность, непредвзятость и соблюдение консенсуса, эффективность и целесообразность, согласованность и нацеленность на развитие.

Международные стандарты аккумулируют передовой научнотехнический опыт экономически развитых стран мира и нацелены на обеспечение единства требований к продукции, являются предметом международного товарообмена. И хотя их применение является добровольным, соответствие им продукции является критерием конкурентоспособности и допуска на международный рынок.

При разработке национальных стандартов применение международных стандартов является одним из важных условий выхода отечественной продукции на мировой рынок.

Согласно ГОСТ Р 1.0-2004 международные и региональные стандарты (при условии присоединения к ним Российской Федерации), а также национальные стандарты других стран (при наличии соответствующих соглашений с этими странами) применяются на территории Российской Федерации в качестве национальных стандартов.

Применение в Российской Федерации международных, региональных стандартов, документов ЕЭК ООН и других международных организаций и национальных стандартов других стран осуществляют утверждением национального стандарта, представляющего собой аутентичный текст соответствующего документа на русском языке с дополнительными требованиями, отражающими специфику потребностей национальной экономики.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!