Все для предпринимателя. Информационный портал

ГСМ: норма расхода. Нормы расхода горюче-смазочных материалов для автомобиля

Чтобы упростить порядок списания ГСМ Минтранс РФ традиционно установил нормы расхода топлива на 2018 г. Также последняя редакция действующего в РФ распоряжения № АМ-23-р, регулирующего данный вопрос, получила ряд дополнений, уточнений для легковых, грузовых автомобилей об этом свидетельствует сводная таблица документа.

Нормы расхода топлива на 2018 год — последняя редакция закона

Основным российским юридическим актом, регулирующим почти все нормы расхода топлива на 2018 год, является распоряжение № АМ-23-р, его издал Минтранс в 2008 г. Чтобы нормы соответствовали для легковых, грузовых автомобилей или для любого трактора реальным значениям Минтранс постоянно уточняет показатели расхода, также ежегодно вносятся новые модели авто. Например, с 2017 г. таблица дополнена такими моделями, как Lada Granta 219020 1,6, Honda Accord IX 2,4, Toyota RAV4 2,0 2W.

Нормы расхода топлива на 2018 год — Минтранс РФ в последней редакции

Российский Минтранс хотя регулярно пересматривает содержимое распоряжения о том, как расходуется горюче-смазочный материал на автомобильном транспорте, указывает, что все указанные нормы расхода топлива, которые содержит последняя редакция (ее сводная ) документа не являются обязательным к применению, об этом свидетельствует и официальный сайт министерства. То есть любая организация вправе устанавливать свои нормы, для этого нужен только внутренний приказ по предприятию. В любом из случаев для учета топлива в расходах нужны будут документы, подтверждающие покупку, ними могут быть:

  • отчет эмитента карты;
  • имеющиеся чеки ККТ;
  • корешки талонов.

Подойдет любая другая профильная отчетная документация, действующая в РФ. Также понадобится документ подтверждающий, что автомобильный транспорт использовался в нуждах организации. Им может быть:

  • путевые листы — их форма может быть любой (типовой, разработанной самостоятельно);
  • отчеты из систем расхода топлива и контроля пробега, они должны быть распечатаны, подписаны;

Расходование топлива может подтвердить соответствующая бухгалтерская справка.

Как провести расчет нормы расхода топлива

Все нормы топлива, которые содержит являются только базовыми и составляются на основании мощности двигателя, количества поршней. Также Минтранс указал, что базовый показатель может дополняться рядом значений, адаптирующих расход для конкретных условий, то есть делающих его реальными. Например, согласно распоряжения, выполняя расчет расходования зимой нужно добавлять 5-20% к показателю, который содержит таблица. Последняя редакция профильного документа указывает почему данный коэффициент различный — на юге автомобиль зимой из-за более мягких климатических условий потребляет всего на 5% больше ГСМ, чем летом, а на севере (к примеру, в Республике Саха) на 20%. Это касается легковых и грузовых автомобилей.

Расчет используемого ГСМ зависит и от размера населенного пункта. Например, когда в городе живет до 100 тыс. чел., то в организации могут использовать еще один повышательный коэффициент — 5%, в более крупных населенных пунктах он больше. Так с 2017 г. таблица для легковых, грузовых автомобилей указывает, что в городах, чье население превышает 5 млн чел, следует использовать коэффициент в 35%.

Последняя редакция распоряжения свидетельствует, что возраст, который имеет машина важный аспект для расходования бензина, дизеля. Поэтому, когда выполняется расчет для легковых, грузовых автомобилей, то при его возрасте в 5 и более лет используется повышательный коэффициент в 5%, если машина имеет от 8 лет, то коэффициент будет в 10%.

Нормы расхода топлива на 2018 год для транспортных средств в таблице

Поскольку в РФ используются более 800 марок авто, то достаточно обширная и позволяет выполнять расчет во многих случаях. Но все же, случаи, когда используемая марка отсутствует, в данной ситуации выйти из положения просто — можно использовать значения, указанные заводом изготовителем, также позволено утверждать свои нормативы.

Нормы расхода топлива на легковые автомобили

  • для вазовской четверки — 8,5 л;
  • 7,7 л использует ВАЗ-21099.

Таблица содержит и ряд наименований иномарок, так популярная Ауди А6 должна использовать 13 л.

Нормы расхода топлива в таблице для грузовых автомобилей на 2018 год

В компании, где задействованы транспортные средства, всегда необходимо учитывать расходы на их эксплуатацию. В статье рассмотрим, какие траты должны быть предусмотрены на горюче-смазочные материалы (или ГСМ). Норма расхода обычно рассчитывается специалистом, знающим все нюансы.

Этот вопрос стал еще более актуальным тогда, когда цены на ГСМ стремительно потянулись вверх. На предприятиях стали осваивать новые нормы расхода ГСМ и пытаться найти инструменты контроля за оборотом горюче-смазочных материалов, а также возможности свести их к минимуму, сохранив при этом эффективность деятельности компании.

Основы нормирования

Нормирование расходов — это сравнение затрат на разные ГСМ с теми, которые списаны фактически. Для этого механизма имеются две технологии.

Первая основывается на информации об использованном топливе по факту. Если все же будут учитываться базовые нормы расхода топлива, то остатки бензина должны быть подтверждены детально.

Вторая технология основывается на тех нормах, которые утвердил руководитель предприятия с учетом модели автомобиля, его степени износа и особенностей эксплуатации. Тут надо еще отметить то, что и при списании применяются нормы расхода, установленные Министерством транспорта.

Оптимальный вариант

Естественно, будет проще применять нормы расхода ГСМ Минтранс. Но многие компании предпочитают утверждать свои собственные. В подавляющем большинстве случаев разработкой своих нормативов занимаются компании, где используется много ТС. Эта работа является далеко не самой простой, как может показаться на первый взгляд.

Сначала руководитель подписывает указ о проведении замеров по всем имеющимся маршрутам следования, с учетом разных условий.

После проведенных замеров для каждого участвующего автомобиля оформляется соответствующий акт.

На основе этого издается приказ о нормах расхода ГСМ внутри компании. Данные заносят в положение о контроле над расходом

Чтобы со стороны налоговых органов не было лишних вопросов, необходимо подтвердить, что нормы, зафиксированные в учетной политике, приняты в соответствии с реальными условиями эксплуатации транспорта и состоянием используемых ТС. Подробный расчет и учет ГСМ на предприятии бывает достаточным для того, чтобы проверяющие органы понимали, что эти траты являются обоснованными. В остальном же те нормы, которые предлагает Министерство транспорта, вполне можно использовать в работе в качестве базы.

Что учитывается?

Для того чтобы списать в конкретном случае ГСМ, норма расхода должна быть обоснована экономически. подразумевают под этим то, что расход фактический должен соответствовать тем нормам, которые утверждены в этой же компании. Это касается в том числе и тех организаций, которые работают по упрощенной схеме налогообложения.

Минтранс

В Министерстве транспорта при разработке норм учли и некоторые особенности при эксплуатации.

Так, зимняя норма расхода топлива составляет от 5-ти до 20-ти процентов в зависимости от климата.

На дорогах в горной местности предполагается до 20 %, в зависимости от высоты над уровнем моря.

На разных дорогах со сложным планом повышенный расход может составлять до 30 %.

В условиях города также бывают ситуации, когда расход увеличивается до 25 %.

При частых остановках транспорта предусматривается 10 %.

При транспортировке тяжелых, больших, опасных или же хрупких грузов, когда автомобиль вынужден двигаться на малой скорости, предусматривают до 35 % перерасхода.

При работе кондиционера или режима «климат-контроль» - до семи процентов.

Так, чтобы нормы расхода ГСМ на автомобили регулировались в полной мере, необходимо предусматривать различные режимы их применения в зависимости от конкретных условий эксплуатации.

Программы

Сегодня, наверное, при ведении любого вида бизнеса используется ПО с соответствующей специализацией. Особенно это актуально для тех компаний, в которых стремятся оптимизировать процесс таким образом, чтобы получать лучший результат при минимальных затратах усилий.

Так, при эксплуатации автомобиля учет ГСМ на предприятии может производиться с помощью обычной программы Exel. Однако для обеспечения наиболее удобного контроля потребуется специализированное ПО. Утилиты позволят автоматизировать процесс поступления и расхода ГСМ по всем используемым предприятием транспортным средствам и контролировать с максимальной точностью отклонения фактических затрат от тех, что входят в нормы расхода ГСМ (Минтранс или разработанных непосредственно в компании).

Что делать при перерасходе?

Отчетность принесет реальную пользу лишь тогда, когда будут сравниваться показатели предыдущие и будущие. При установлении конкретного факта значительного превышения ГСМ ситуация должна быть подробно проанализирована. Целью является выявление причин, которые привели к такому результату. На их основании и принимается решение по данному вопросу.

Воровство или другая причина?

Когда уровень ГСМ (норма расхода) существенно превышен, это не всегда свидетельствует о воровстве. Иногда при детальном рассмотрении разработчики приходят к выводу о необходимости пересмотра норм. К примеру, грузовики тратят различное количество топлива, в зависимости от состояния загруженности и условий работы.

Кроме того, во внимание иногда нужно принимать и другие внешние и внутренние факторы, например, особенности используемой дороги и многое другое.

Выяснение причины

Чтобы докопаться до причины, во-первых, нужно, чтобы водитель написал объяснительную, где бы обосновал превышение расходов. В зависимости от выводов, сделанных на основании предоставленного документа, принимается решение о том, учитывать с превышением расход топлива и ГСМ-нормы в налогообложении прибыли или все-таки лучше списать затраты в счет собственных средств компании. Если же будет выявлен недобросовестный расход, то он, естественно, списывается непосредственно с водителя.

Так, в компаниях осуществляется расчет ГСМ, норма расхода которого берётся в талоне, и далее определяется экономия или перерасход. Горюче-смазочные материалы всегда можно списать как фактические затраты. Однако они будут считаться обоснованными лишь в том случае, когда не превышают установленные компанией или утвержденные Минтрансом базовые нормы расхода топлива.

Порядок списания

Необходимо точно решить, каким образом будет производиться учет приобретенного топлива. Чаще всего водители сами покупают его на заправочных станциях при необходимости, на что им специально выделяются деньги. Затем они предоставляют об этом вместе с приложенными чеками с автозаправочных станций.

Другой вариант может предусматриваться тогда, когда компания заключает договор с какой-то сетью автозаправочных станций. Тогда бензин будет оплачиваться по безналичному расчету. В этом случае в конце месяца будет присылаться подробная информация о том, сколько бензина и по какой цене было отпущено по предоставленным водителями талонам или картам. Специально для такого учета иногда целесообразно открывать специальный счет.

Далее следует продумать политику списания горюче-смазочных материалов. Чаще всего нормы расхода ГСМ (Россия) предполагают списание топлива в бухучете на общехозяйственные нужды, а также на производство. Выбор в данном случае зависит от рода деятельности организации, а также от вида используемого транспорта.

Путевые листы

ГСМ списывается на основе данных, представленных в Именно они являются документами, которые заполняются водителями и по которым выясняется, были ли соблюдены нормы расхода ГСМ (Минтранс РФ или те, что разработаны в компании).

Министерством транспорта предписывается указывать на документах точный маршрут и километраж, объем имеющегося топлива на момент начала пути и в его конце. Определяемая разница по параметрам покажет произведенный фактический расход, который затем списывается. Это делается по себестоимости, средней цене или технологии ФИФО. В последнем случае технология должна быть отражена в учетной политике. Следует учесть, что метод качественно отличается от того, как списываются другие материалы.

Путевые листы оформляются на один день, смену или заказ. Более длительный срок может быть предусмотрен лишь в случае командировки, когда задание выполняется более одной смены. Однако законом такое предписание обязательно для выполнения только автотранспортными организациями. Если же компания осуществляет иную предпринимательскую деятельность, путевые листы вполне могут выписываться и на более длительный срок, в зависимости от необходимости. Однако период (как и форма) путевого листа должны быть изначально регламентированы руководителем компании.

Налогообложение

При расчете налога на прибыль ГСМ прописывается или в материальных затратах, или в прочих расходах, которые необходимы для содержания транспорта. В Налоговом кодексе не предписывается необходимость нормированных соответствующих расходов. Поэтому они вполне могут списываться в размере фактических затрат.

В то же время нельзя забывать о том, что расходы должны быть обоснованными. Поэтому для более эффективного контроля рекомендуется использовать специальную таблицу, в которой будут отражаться нормы.

Для этой же цели следует прописать, по какой статье будет производиться учет: по материальным или по другим, и как именно обеспечится контроль над расходами горюче-смазочных материалов.

Нормы: применять или не применять?

Решая вопрос о том, использовать или нет нормы, определенные Министерством транспорта, нужно понимать, что они были разработаны для определенных автомобилей и при определенных условиях. Но, например, зимняя норма расхода ГСМ будет существенно отличаться от предписанной изначально. Также имеет значение наличие светофоров, необходимость технических остановок и прочее.

Поэтому, как правило, на практике получается, что разработанные нормы значительно отличаются от реальных условий. Когда учитывается низкая температура воздуха, малая скорость езды, например, в городских пробках и необходимость периодических остановок и многие другие факторы, то становится понятным, что предлагаемые изначально нормы будут существенно превышены.

С другой стороны, они вполне могут быть взяты за базу, и их данные будут потом скорректированы с учетом реальных внутренних и внешних факторов эксплуатации транспортных средств.

В заключение можно отметить, что точный учет, куда входят разные условия, например, зимняя норма расхода топлива и другое, обеспечиваются правильными документацией и документооборотом, которые установлены в компании.

Надбавки к нормам расхода топлива.

1. Методические рекомендации «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте», утвержденные распоряжением Минтранса РФ № АМ-23-р от 14 марта 2008 года, предусматривают повышение или снижение норм расхода топлива в зависимости от условий эксплуатации автотранспорта.

2. Учет дорожно-транспортных, климатических и других эксплуатационных факторов, изменяющих норму расхода топлива, производится при помощи поправочных коэффициентов (надбавок) , регламентированных в виде процентов повышения или снижения исходного значения нормы (их значения устанавливаются приказом или распоряжением руководства предприятия, эксплуатирующего АТС, или местной администрации).

3. Норма расхода топлива может снижаться при работе на дорогах общего пользования I, II и III категорий за пределами пригородной зоны на равнинной слабохолмистой местности (высота над уровнем моря до 300 метров) – до 15%. (один случай снижения).

4. В том случае, когда автотранспорт эксплуатируется в пригородной зоне вне границы города, поправочные (городские) коэффициенты не применяются.

5. При необходимости применения одновременно нескольких надбавок норма расхода топлива устанавливается с учетом суммы или разности этих надбавок.

6. Нормы расхода повышаются при следующих условиях:

а) работе автотранспорта в зимнее время года в зависимости от климатических районов страны – от 5 до 20% включительно. Порядок применения, значения и сроки действия зимних надбавок представлены в приложении 2 вышеуказанных методических рекомендаций.

Пример: срок действия зимних надбавок в одном из регионов России – 5 месяцев. Администрация региона,города, района, поселения своим распоряжением может установить срок действия надбавок по месяцам зимнего периода по единой предельной величине (например 10 % на ноябрь, декабрь, январь, февраль, март) или дифференцированно по каждому месяцу. Если распоряжения администрации нет, то предприятие (организация) своим приказом устанавливает зимние надбавки самостоятельно.

б) работе автотранспорта на дорогах общего пользования I, II и III категорий (дорогах с усовершенствованным покрытием) в горной местности , включая города, поселки и пригородные зоны, при высоте над уровнем моря:

– от 300 до 800 метров– до 5% (нижнегорье);

– от 801 до 2000 метров– до 10% (среднегорье);

– от 2001 до 3000 метров– до 15% (высокогорье);

– свыше 3000 метров– до 20% (высокогорье).

в) работе автотранспорта на дорогах общего пользования (I, II и III категорий) со сложным планом , вне пределов городов и пригородных зон, где в среднем на 1 км пути имеется более пяти закруглений радиусом менее 40 м (или из расчета на 100 км пути — около 500 поворотов) – до 10%, на дорогах общего пользования IV и V категорий – до 30%.

К IV категории относятся дороги с твердым покрытием из булыжника и гравия, к V категории относятся профилированные дороги, не имеющие твердого покрытия (проходящие по естественному грунту).

г) работе автотранспорта в городах с населением:

– свыше 5 млн. человек – до 35%;

– от 1,0 до 5,0 млн. человек – до 25%;

– от 250 тысяч до 1,0 млн. человек – до 15%;

– от 100 до 250 тысяч человек – до 10%;

– до 100 тысяч человек – в городах, поселках городского типа и других крупных населенных пунктах (при наличии регулируемых перекрестков, светофоров или других знаков дорожного движения) – до 5%.

д) работа автотранспорта при частых технологических остановках , связанных с погрузкой и выгрузкой, посадкой и высадкой пассажиров, в том числе маршрутных таксомоторов – автобусов, грузопассажирских и грузовых автомобилей малого класса, автомобилей типа «пикап», «универсал», включая перевозки продуктов и мелких грузов, обслуживание почтовых ящиков, инкассацию денег, обслуживание пенсионеров, инвалидов, больных и т.п. (при условии в среднем более чем одна остановка на один километр пробега, при этом остановки у светофоров, перекрестков, и переездов не учитываются) – до 10%;

е) перевозке нестандартных, крупногабаритных, тяжеловесных, опасных грузов, грузов в стекле и т.д., движении в колоннах и при сопровождении, и других подобных случаях с пониженной скоростью движения автомобилей 20-40 км/час – до 15%, с пониженной средней скоростью ниже 20 км/час – до 35%;

ж) при обкатке новых автомобилей и вышедших из капитального ремонта (пробег определяется производителем техники) – до 10%; При централизованном перегоне автомобилей своим ходом в одиночном состоянии или колонной – до 10%; при перегоне – буксировке автомобилей в спаренном состоянии – до 15%, при перегоне – буксировке в строенном состоянии – до 20%;

з) для автомобилей, находящихся в эксплуатации более 5 лет с общим пробегом более 100 тыс.км – до 5%, более 8 лет или с общим пробегом более 150 тыс.км – до 10%;

и) при работе грузовых автомобилей, фургонов, грузовых таксомоторов и т.п. без учета транспортной работы — до 10%;

к) при работе автомобилей в качестве технологического транспорта, включая работу внутри предприятия, — до 20%

л) при работе специальных автомобилей (патрульных, киносъемочных, ремонтных, автовышек, автопогрузчиков и т.п.), выполняющих транспортный процесс при маневрировании на пониженных скоростях, при частых остановках, движении задним ходом и т.п. – до 20%;

м) при работе в карьерах , при движении по полю, при вывозке леса и т.п. на горизонтальных участках дорог IV и V категорий:

– для АТС в снаряженном состоянии (без груза) – до 20%;

– для АТС с полной или частичной загрузкой автомобиля – до 40%;

н) при работе в чрезвычайных климатических и тяжелых дорожных условиях в период сезонной распутицы, снежных или песчаных заносов, при сильном снегопаде и гололедице, наводнениях и других стихийных бедствиях для дорог I, II и III категорий – до 35%, для дорог IV и V категорий – до 50%;

о) при учебной езде на дорогах общего пользования – до 20%. При учебной езде на специально отведенных учебных площадках, при маневрировании на пониженных скоростях, при частых остановках и движении задним ходом – до 40%;

п) при использовании установки «климат-контроль» (независимо от времени года) при движении автомобиля — до 7%;

р) при использовании кондиционера при движении автомобиля — до 7% (применение данного коэффициента совместно с зимней надбавкой в зависимости от климатических районов не допускается);

с) при использовании кондиционера на стоянке нормативный расход топлива устанавливается из расчета за один час простоя с работающим двигателем, то же на стоянке при использовании установки «климат-контроль» (независимо от времени года) за один час простоя с работающим двигателем — до 10% от базовой нормы;

т) при простоях автомобилей под погрузкой или разгрузкой в пунктах, где по условиям безопасности или другим действующим правилам запрещается выключать двигатель (нефтебазы, специальные склады, наличие груза, не допускающего охлаждения кузова, банки и другие объекты), а также в других случаях вынужденного простоя автомобиля с включенным двигателем – до 10% от базовой нормы за один час простоя;

у) в зимнее или холодное (при среднесуточной температуре ниже +5°С) время года на стоянках при необходимости пуска и прогрева автомобилей и автобусов (если нет независимых отопителей), а также на стоянках в ожидании пассажиров (в том числе для медицинских АТС и при перевозках детей), устанавливается нормативный расход топлива из расчета за один час стоянки (простоя) с работающим двигателем – до 10 % от базовой нормы.

7. Примеры применения поправочных коэффициентов к нормам расхода топлива приведены в приложении №5 методических рекомендаций «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте» 2008 года.

8. В условиях конкретного предприятия издается приказ (распоряжение) о значениях применяемых поправочных коэффициентов.

8.1. Зимние надбавки: ноябрь – 7%, декабрь, январь, февраль, март -10% (по распоряжению органов власти или же приказом по предприятию);

8.2. Движение в городе (400 тыс чел.) – 15%, движение в городе (1,3 млн.чел.) – 25%, движение в городах до 100 тыс. чел. – 5% (с указанием городов);

8.3. Движение за городом (маршрут – протяженность загородной зоны – снижение 8%);

8.4. Для конкретных марок автомобилей по госномерам – 5 или 10% в зависимости от их возраста;

8.5. При работе без учета массы перевозимого груза – 10%.

Примечание. Если имеют место разовые случаи применения других надбавок (поправочных коэффициентов), то ответственным за использование автомобиля лицом вносится соответствующая запись в графу «Особые отметки».

Нормативы, установленные Минтрансом для списания горюче-смазочным материалов, носят рекомендательный характер. Тем не менее, на них имеет смысл ориентироваться, чтобы соблюдать главное требование налоговиков в отношении расходов – их экономическую обоснованность. То есть превышение норм должно быть оправдано особенностями деятельности. Представляем нормы расхода топлива на 2018 год - приказ Минтранса РФ в последней редакции.

С 1 января меняются нормы расходов ГСМ. Обновите нормы бензина, чтобы списать расходы без претензий контролеров. Для этого используйте новые нормативы Минтранса. Сверьтесь со статьей журнала "Упрощенка".

Норма расхода ГСМ на 2018

Для ведения учета ГСМ воспользуйтесь нашей программой . Она позволяет вести налоговый и бухгалтерский учет гюрючесмазочных материалов и готовит по ним первичные документы и отчетность в один клик. Возьмите пробный доступ к программе на 365 дней. Для пользователей доступна консультация по всем бухгалтерским вопросам 24 часа в сутки 7 дней в неделю.

Нормативные показатели для списания топлива Минтранс отразил в своем распоряжении от 14.03.2008 № АМ-23-р. Документ регулярно обновляется, причем изменения касаются не только появления новых моделей автотранспорта, но и применения повышающих коэффициентов к нормам. Так, например, последнее изменение коснулось коэффициента для городов-миллионников. Теперь по транспорту, который эксплуатируется в городе с населением более 5 млн. человек, норма для топлива увеличивается на 35%, а если в городе эксплуатации население составляет от 1 до 5 млн. человек, то норма повышается на 25%.

Немного изменился подход к нормированию топлива при различном сроке эксплуатации автомобиля. Сейчас критерий по пробегу и возрасту можно применять (использовать повышающий коэффициент к норме) после достижения одного из признаков (раньше требовалось одновременное выполнение условия и по пробегу и по возрасту):

пробег свыше 100 тыс. км или возраст старше 5 лет – до 5%;
пробег свыше 150 тыс. км или возраст старше 8 лет – до 10%.

Последний раз изменения в нормы по ГСМ вносились в июле 2015 года распоряжением № НА-80-р. Но так как на российском авторынке регулярно появляются новые модели транспортных средств, если какая-то модель не будет обнаружена предпринимателем или ИП в перечне, то следует руководствоваться теми нормами, которые наиболее близки по техническим характеристикам к отсутствующей в распоряжении единице техники. Также можно ориентироваться на данные завода-изготовителя, описанные в руководстве по эксплуатации транспортного средства.

Подробнее о том, как учитывать стоимость ГСМ в налоговом учете при УСН в статье

Различают такие разновидности нормирования расхода ГСМ:

базовая норма (исчисляется в литрах на каждые 100 км пути, при этом учитывается средняя загрузка транспортного средства);
транспортная норма (как и базовая, исчисляется в литрах на 100 км пути при проведении транспортной работы);
автобусная (где учитывается масса транспортного средства и стандартная загрузка пассажиров);
самосвальная (где учитывается масса и нормативная загрузка);
транспортная норма в литрах и тонно-километрах (для грузовых автомобилей).

Последняя редакция приказа Минтранса о нормах ГСМ

Базовая норма устанавливает объем топлива, который расходует транспортное средство на сотню км пробега. Вычисление базовой нормы опирается на данные о конструкции транспортной единицы, ее назначении, массе в снаряженном состоянии, виде топлива и на другие данные.

Базовая норма обязательно корректируется с учетом таким факторов:

сезонность (зимой расход повышается);
высота над уровнем моря, где используется транспортное средство (норма для дорог высокогорья, например, на 20% выше);
качество дорог (учитывается множество факторов вплоть до количества поворотов);
возраст автотранспорта (чем старше, тем расход больше);
другое.

Норма расхода топлива по маркам автомобилей

В законодательном акте нормы сгруппированы по видам транспортных средств:

легковые машины;
автобусы;
грузовики;
тягачи;
самосвалы;
фургоны;
медтранспорт;
эвакуаторы;
спецтранспорт.

Каждая из этих групп делится на транспорт нашего и зарубежного производства.

Как на предприятии сформировать приказ по требованиям Минтранса на нормы расхода топлива на 2018 год?

Независимо от того, отличается или нет тот расход топлива, по которому списывается в затраты стоимость ГСМ, от нормируемого Минтрансом, предприятие или ИП должно отразить основные принципы списания топлива в приказе или в учетной политике.

При этом отклонения от норм Минтранса следует обосновать, чтобы налоговики не смогли предъявить претензии в экономической необоснованности расхода.

Нормативный расход топлива в распоряжении Минтранса указывается только для транспортных средств «в движении». Расход для хозяйственных нужд, не связанных с основным техпроцессом (например, технические или гаражные нужды), устанавливается отдельно. Рекомендуемые показатели частично приведены в приложении 4 к распоряжению Минтранса. Этот момент также следует отразить в учетной политике или приказе, утверждающем нормы списания.

Увеличивает нормативы и использование дополнительного оборудования. Конкретные данные по расходу топлива в этом случае определяются при помощи специализированных научных организаций или данных завода-изготовителя. При этом норма устанавливается в л/час.

Фактически же списывать в расходы стоимость ГСМ требуется на основании путевых листов, заказ-нарядов или иных документов, подтверждающих работу транспортного средства.

Таблицу с нормативными показателями расхода ГСМ вы обнаружите в распоряжении Минтранса, которое вы можете скачать у нас на сайте.

Скачать приказ Минтранса о ГСМ в последней редакции

Также на нашем сайте в разделе "Документы" опубликован приказ о нормах ГСМ . База обновляется каждый день. По ней можно проверить, когда были последние обновления в приказе Минтранса.

Порядок расчета нормы расхода ГСМ в 2018 году

Отметим, если организация не является автотранспортной, то нормировать расходы на ГСМ она не обязана, и имеет возможность списывать расходы на топливо в фактическом размере.

В приказе Минтранса есть порядок расчета и все необходимые формулы для всех типов автомобилей.

Приведем порядок расчета расходов на примере легковых машин. Согласно п. 7 раздела II Распоряжения Минтранса РФ от 14.03.2008 г. № АМ-23-р, для легковых автомобилей нормативное значение расхода топлив рассчитывается по формуле:

где Qн - нормативный расход топлив, л;

Hs - базовая норма расхода топлив на пробег автомобиля, л/100 км;

S - пробег автомобиля, км;

D - поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме, в %.

Пример расчета расходов на ГСМ

Организация в своей деятельности эксплуатирует легковой автомобиль Chevrolet Lacetti в населенном пункте с населением 200 тыс. чел. Легковой автомобиль в зимнее время года совершил пробег в 200 км. Нормы расхода организация определяет на основании Методических рекомендаций Минтранса РФ. Согласно им, базовая норма расхода топлива (Hs) на указанный легковой автомобиль составляет 7,6 л. на 100 км; Надбавка (D) за работу в городе с указанной численностью – 10%; а за работу в зимнее время – 15%.

Qн = 0,01 × 7,6 × 200 × (1+0,01 ×(10+15)) = 19,0 л.

Учитывая информацию, изложенную в п. 2, п.5 и п. 6 Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 5/01) Приобретенные работником ГСМ являются материально-производственными запасами и принимаются к учету по фактической себестоимости, которой в данном случае является сумма, уплаченная продавцу этих ГСМ.

В п. 5 ПБУ 10/99 указано, что стоимость ГСМ, которые были использованы в процессе эксплуатации служебного автомобиля, может быть списана на расходы по обычным видам деятельности. При этом должны быть соблюдены условия п. 16 ПБУ 10/99 в рамках признания соответствующих расходов. В указанном случае необходимо обеспечит наличие таких документов, подтверждающих расходы на ГСМ, как: путевой лист, авансовый отчет, а также документы, подтверждающие использование автомобиля в служебных целях и расходование ГСМ. В целом, согласно Письму Минфина РФ от 16.06.2011 N 03-03-06/1/354, перечень соответствующих документов зависит от наличия на транспортном средстве электронной системы контроля.

Записи в бухгалтерском учете, при отражении операций по приобретению и списанию ГСМ, представим ниже в таблице.

Обратите внимание, что согласно п. 16 ПБУ 5/01 стоимость топлива, которая должна быть списана на расходы, зависит от метода оценки МПЗ.

Вадим Байбуз , старший партнер коллегии адвокатов «Байбуз и партнеры»

План семинара:

С 14 июля 2015 года действуют новые нормы расхода топлива (распоряжение Минтранса России от 14 марта 2008 г. № АМ-23-р в ред. распоряжения Минтранса России от 14 июля 2015 г. № НА-80-р). Изменений в этот раз много. Возросли надбавки для крупных городов. Увеличили коэффициенты для технологического транспорта. Это означает, что теперь можно списать больше расходов.

Кроме того, Минтранс дополнил и уточнил нормы для некоторых марок автомобилей. Обязательно проверьте нормы, установленные в вашей компании, на актуальность.

Какие нормы и коэффициенты установил Минтранс

Список автомобилей, для которых Минтранс России установил нормативный расход топлива, заметно пополнился. В частности, появились базовые значения для следующих моделей: Chevrolet Cruze, Nissan Juke, Opel Corsa, Renault Duster, Toyota Prius, Lada Priora (ВАЗ-21116) и др.

До 14 июля отдельные повышающие коэффициенты компании могли использовать, если выполняется сразу два условия. Первое: машина проехала определенное количество километров. Второе условие – срок эксплуатации. Так, на 5 процентов можно было увеличить базовые нормы для машин, которые проехали более 100 тыс. км и находятся в эксплуатации более пяти лет. И на 10 процентов – для транспорта, который используется более восьми лет, а общий пробег составляет свыше 150 тыс. км.

С 14 июля Минтранс России позволил применять эти послабления, если выполнено хотя бы одно из двух условий. То есть 5-процентную надбавку можно провести, когда пробег машины более 100 000 км или срок ее использования более 5 лет. А если пробег уже больше 150 000 км, то максимальная надбавка вырастает до 10 процентов вне зависимости от срока эксплуатации. То же самое для машин с пробегом меньше 150 000 км, которые используют больше восьми лет.

До 20 процентов увеличилась максимальная надбавка и в отношении технологического транспорта. Раньше предел был 10 процентов. Эта надбавка предназначена для транспорта, который используют в основном в производственных помещениях, на промышленных площадках и т. д. Например, погрузчики, экскаваторы, промышленные и строительные краны, машины для загрузки, горные комбайны, шахтные погрузочные машины, самоходные бурильные каретки, бетоноукладчики и т. д. Словом, те машины, которые крайне редко появляются на дорогах общего пользования.

Расход топлива в весенне-летний и осенне-зимний периоды разный. Поэтому в холодное время года, чаще всего с середины октября или ноября, компании вправе применять зимнюю надбавку. Ее размер и период применения зависят от конкретного региона, в котором используют транспорт (приложение № 2 к распоряжению № АМ-23-р).

Все эти коэффициенты можно сложить и использовать одновременно. То есть умножить базовую норму на сумму коэффициентов.

Вопрос участника

– Автомобили с работающим кондиционером потребляют больше топлива. Можно ли увеличить расходы в налоговом учете?
– Да, для машин с кондиционерами предусмотрена отдельная надбавка. Максимальный размер – 7 процентов. Но важно помнить, что этот коэффициент не применяется одновременно с зимней надбавкой (п. 5 распоряжения № АМ-23-р). То есть в теплое время года вы вправе применять набавку за кондиционер. А в холодное время года – зимний коэффициент. Другое дело, если в машине установлена система «климат-контроль». В таком случае 7-процентная надбавка применяется при движении автомобиля независимо от времени года.

Как перейти на новые правила

Чтобы начать применять новые нормы, издайте приказ в произвольной форме (см. образец ниже. – Примеч. ред.). Поставьте дату после 14 июля 2015 года. В начале приказа пропишите, что издаете его, руководствуясь обновленным распоряжением Минтранса России. Так проверяющим будет понятно, почему организация вдруг решила пересмотреть нормы расхода топлива.

Перейти на новые повышенные надбавки можно в любое время начиная с 14 июля. Нет ничего страшного в том, что компания начнет применять новые коэффициенты, скажем, с нояб-ря или вовсе со следующего года. Ведь в таком случае расходы компания точно не завысит.

Детально распишите информацию об автомобиле, для которого меняете норму. Укажите марку, модификацию, государственный регистрационный знак. Назначьте ответственного за соблюдение новых норм – руководителя АХО, начальника транспортного отдела или другого работника. Ознакомьте этого сотрудника, а также бухгалтера, который ведет на ГСМ, с приказом под подпись.

Можно ли использовать свои замеры

Использовать нормы Минтранса – право, а не обязанность организации. С этим согласны и в Минфине России. Подтверждение этому – письмо от 27 января 2014 г. № 03-03-06/1/2875 .

О лекторе

Вадим Николаевич Байбуз – член Адвокатской палаты Московской области. С 2012 года является старшим партнером юридического бюро «Байбуз и партнеры». С 2008 года – управляющий партнер адвокатского бюро «Джейнови».

Действительно, Налоговый кодекс не требует нормировать расходы на горюче-смазочные материалы. Тем не менее всем известно правило: при расчете налога на прибыль можно учесть только обоснованные расходы (п. 1 ст. 252 НК РФ). Именно поэтому безопаснее учитывать затраты по нормам Минтранса.

Вопросов со стороны проверяющих к вам точно не будет. А уж если в распоряжении Минтранса России № АМ-23-р нет норм для какой-то марки, то установите свои значения.

Ведь компания вполне может использовать комбинированный метод признания расходов на ГСМ. То есть по одним машинам применять нормы Минтранса, а по другим – свои значения. При этом ориентируйтесь на данные производителя из технической документации автомобиля. Проведите контрольные заезды и составьте акт. В нем пропишите марку машины и расход топлива из расчета на 100 км. Он не должен сильно отличаться от значения, заявленного производителем.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!