Все для предпринимателя. Информационный портал

Зарубежная практика обеспечения экономической безопасности. Международный опыт экономической безопасности предприятия

Экономическая безопасность предприятия Фирсова Олеся Артуровна

Введение

Введение

В настоящее время, в условиях выхода экономики государства из периода депрессии, достижение стабильности функционирования субъектов предпринимательской и других видов деятельности является наиболее актуальной и важной задачей.

Для решения её немаловажную роль играет обеспечение экономической безопасности этих субъектов.

На экономический рост предприятия может оказывать влияние различные факторы. Экономический рост тесно связан с проблемами расширенного воспроизводства, более того, экономический рост является концентрированным выражением и способом разрешения проблем воспроизводства.

Экономический рост – тенденция изменения совокупных показателей развития предприятия за определенный промежуток времени, обычно за год. Для характеристики экономического роста используются как общие, так и частные показатели.

Общим показателем динамики экономического роста обычно считается рост выручки, прибыли и рентабельности за определенный период времени. В качестве частных показателей используются производительность труда, эффективность производства и т. д. Экономическая ситуация в государстве, кроме ряда прочих факторов, находится в зависимости от способности соответствующих государственных органов обеспечить как экономическую безопасность государства, так и хозяйствующих субъектов – предприятий, В то же время хозяйствующие субъекты, регионы страны, предприятия различных отраслей экономики должны прилагать собственные усилия для обеспечения своей экономической безопасности Экономическая безопасность – одна из составляющих обще го понятия «безопасность». Любой ущерб рано или поздно может получить оценку в денежном выражении, то есть может быть, выделена чисто экономическая составляющая ущерба.

Настоящий Закон закрепляет правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства, определяет систему безопасности и ее функции, устанавливает порядок организации и финансирования органов обеспечения безопасности, а также контроля и надзора за законностью их деятельности.

За рубежом проблеме безопасности бизнеса традиционно придается большее значение, так как опыт хозяйствования в условиях рыночной экономики у развитых зарубежных государств гораздо богаче, нежели у России. Это объясняется тем, что российская экономика отличается от стабильно и поступательно развивавшихся экономик развитых стран.

Руководитель предприятия (фирмы), предприниматель, осуществляющие свою деятельность в условиях рыночной экономики, испытывают ежедневный пресс со стороны конкурентов в борьбе за новых потребителей, за новые рынки сбыта, за качество выпускаемой продукции и оказываемых услуг. Соревнование конкурентов вынуждает их постоянно заботиться о повышении эффективности производственно-хозяйственной и маркетинговой деятельности, снижении затрат, защите своих коммерческих секретов, способных за счет увеличения производительности и лучшего управления обеспечить стабильную финансовую устойчивость предприятия, что в свою очередь определяет их экономическую безопасность.

Задачи курса:

– определение понятия и сущности экономической безопасности;

– определение основных задач в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации;

– характеристика основных критериев и показателей экономической безопасности;

– анализ основных показателей экономической безопасности России и регионов;

– выявление существующих и потенциальных угроз экономической безопасности России на современном этапе развития.

– формулировка принципов обеспечения экономической безопасности предприятий на основе моделирования отдельных процессов деятельности предприятий;

– исследование отраслевые особенности экономической безопасности предприятий;

– предложение механизма реализации комплексного подхода к организации деятельности по обеспечению экономической безопасности предприятий;

– обозначение направления развития деятельности по обеспечению экономической безопасности предприятий;

– формирование мотивации к созданию системы единого алгоритма действий в случае возникновения внешней и внутренней опасности.

Целевая аудитория курса:

– Владельцы предприятий и организаций;

– Руководители служб безопасности;

– Руководители предприятий и организаций;

– Управляющие различных уровней, специалисты в области безопасности, управления, экономики, и финансов, учета, аудита, контроля.

Скорее всего, многие согласятся с тем, что совершенно безразлично, будет ли предприятие разорено бандитами, вымогателями, штрафами налоговой инспекции, либо в результате недобросовестных действий деловых партнеров, конкурентов или собственного персонала. В любом случае оно может прекратить свое существование. Следовательно – речь надо вести об обеспечении безопасности деятельности организации.

Обеспечение безопасности необходимо для любых организаций, независимо от форм их собственности, начиная от государственных организаций и заканчивая маленькой палаткой, занимающейся розничной торговлей. Различие будет состоять лишь в том, какие средства и методы и в каком объеме требуются.

Конечно, о чем бы мы ни говорили – какие меры безопасности ни рассматривали, так или иначе, все направлено на обеспечение экономической стабильности в деятельности предприятия.

Однако, достижение этой стабильности невозможно без анализа всех сторон деятельности предприятия.

В настоящее время положение дел в вопросах обеспечения безопасности и устойчивого функционирования хозяйственно-финансовых процессов в сфере предпринимательства весьма и весьма сложное. Отставание в разработке законодательства, регулирующего область развивающегося предпринимательства, неразбериха в сфере правоприменения и абсолютная рассогласованность действий различных государственных институтов сопровождаются ростом коррупции и криминала.

В этих условиях криминализируется и сама предпринимательская деятельность. Ее цель – извлечение прибыли с использованием незаконных методов и средств. Применительно к трем основным сферам предпринимательства (торговля, финансы, производство) общими для них негативными проявлениями являются уклонение от налогов, недобросовестная конкуренция, обман партнеров и клиентов и другие.

Сложившаяся ситуация в сфере предпринимательства и особенно в сфере малого бизнеса остро ставит проблему обеспечения безопасности и защиты интересов предпринимательства.

Обеспечение безопасности бизнеса не является исключительной прерогативой какого-либо одного отдела, службы или группы лиц. Она должна поддерживаться всей внутренней структурой предприятия, начиная от руководства и заканчивая рядовыми работниками, всеми звеньями и структурами объекта.

Обеспечение безопасности не может быть одноразовым актом. Это непрерывный процесс, заключающийся в поиске, обосновании и реализации наиболее рациональных методов, способов и приемов обеспечения безопасности, своевременном выявлении потенциальных угроз безопасности объекта.

Безопасность может быть обеспечена лишь при комплексном использовании всего арсенала сил и средств защиты, а также понимания важности вопросов обеспечения безопасности во всех структурных подразделениях объекта. Наибольший эффект достигается тогда, когда все используемые средства, методы и мероприятия объединяются в единый целостный механизм – комплексную систему безопасности , необходимым элементом которого является подготовка персонала и соблюдение им всех установленных правил по обеспечению безопасности.

Также комплексная система безопасности не может обеспечить требуемый уровень безопасности объекта без надлежащего уровня управления системой безопасности .

Управление безопасностью бизнеса (компании, фирмы, предприятия) – многоступенчатый процесс, включающий:

Анализ экономических и правовых особенностей бизнеса;

Оценка бизнеса;

Аудит системы безопасности;

Анализ затрат на обеспечение безопасности бизнеса;

Разработку стратегии обеспечения безопасности;

Реализацию стратегии обеспечения безопасности;

Мониторинг тенденций развития бизнеса с целью совершенствования средств и методов его защиты;

Обучение основам личной безопасности сотрудников предприятия;

Оказание юридической помощи и экономических консультаций в реализации проектов предпринимательства.

Что же следует понимать под безопасностью предприятия, из чего она собственно состоит, и какие вопросы требуют повышенного внимания?

Безопасность предприятия – это состояние его защищенности от негативного влияния внешних и внутренних угроз, дестабилизирующих факторов, при котором обеспечивается устойчивая реализация основных коммерческих интересов и целей уставной деятельности.

Подобная защищенность достигается применением комплекса мер правового, экономического, организационного, инженерно-технического и социально-психологического характера.

Существующее мнение о том, что безопасность – это, прежде всего, физическая защищенность, не совсем верно. Безопасность предпринимательской деятельности сегодня – это не только автомат и бронестекло автомобиля, а, прежде всего, это вычисление и всесторонний анализ угроз деятельности предприятия; прогноз и создание систем и мер защиты и минимизации коммерческих рисков.

Под угрозой безопасности предприятия следует понимать потенциально или реально возможное событие, действие, процесс или явление, которое способно нарушить его устойчивость и развитие или привести к остановке его деятельности. При этом угрозами считаются не только такие очевидные факты, как, например, посягательство на личность: грабеж, рэкет или физическое насилие, то есть те, которые носят явно криминальный характер, но и такие неочевидные как: недобросовестность деловых партнеров и некомпетентность персонала, необоснованные претензии налоговых либо правоохранительных органов и т. д.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Цель национальной экономической безопасности состоит в обеспечении продолжительной, качественно насыщенной жизни населения на основе минимизации социально-экономических издержек, возникающих вследствие объективных угроз. Технологии регулирования экономической безопасности базируются на целевом прогнозном планировании и управлении процессами оптимизации и контроля критериальных показателей и ориентиров, содержащихся в государственных целевых программах и приоритетных национальных проектах.

Методологической основой формирования системы обеспечения экономической безопасности государства служат:

  • 1. камералистская концепция защиты внешнеэкономической безопасности;
  • 2. кейнсианская концепция защиты от внутренних макроэкономических угроз;
  • 3. институциональная концепция защиты от административных барьеров.

Камералистская концепция национальной экономической безопасности Фридриха Листа предполагает, что основная ответственность по ее обеспечению ложится на государственные органы, разрабатывающие законы об импортных квотах, и на таможенные и пограничные службы.

Альтернативный подход к трактовке национальной экономической безопасности сформулировал в 1930-х гг. английский ученый-экономист Джон Мейнард Кейнс. В соответствии с кейнсианской парадигмой главными угрозами национальной экономике являются безработица и экономический спад производства. Методы предотвращения угроз в соответствии с рекомендациями Кейнса - активное государственное регулирование хозяйственной деятельности на основе оказания финансовой поддержки и административного контроля над конкуренцией.

В соответствии с институциональной точкой зрения на экономическую безопасность, главными угрозами являются административные барьеры, а приоритетными мерами их предотвращения, должно стать принятие адекватных развитию рыночных отношений законов.

Расстановка приоритетов в защите национальной экономической безопасности определяется, прежде всего, степенью развития конкретной страны. Для так называемых стран ядра, или капиталистических, в наибольшей степени актуален подход Кейнса, для стран периферии и полупериферии - теория Э. де Со-то. Что касается концепции Ф. Листа, то в условиях глобализации экономики данная парадигма имеет для всех стран второстепенное значение. В этой связи можно сделать вывод, что в современных условиях формирования моделей экономической безопасности рассмотренные подходы взаимодополняют друг друга.

В мире накоплен определенный опыт в этой области, однако целостная институциональная система обеспечения безопасности сложилась к настоящему времени только в США. В достаточной степени развита такая система в Германии и Франции. Специфическим построением характеризуется модель безопасности Великобритании, где нет законодательно определенной институциональной системы, но фактически она существует.

Опыт стран Европейского Союза показывает, что обеспечение национальной экономической безопасности оказывает решающее влияние на закрепление за государством четкого места в глобальном мире, которое соответствовало бы его геостратегическим значению и потенциалу.

В Европейском Союзе (ЕС) термин «экономическая безопасность» относится к позиции объединения в мировой экономической системе. ЕС диктует важность европейской интеграции с целью достижения высокого уровня конкурентоспособности в условиях глобализации. Отдельно каждая страна-член Евросоюза обладает гораздо меньшим количеством экономических ресурсов, чем другие развитые и даже развивающиеся страны. Эффект синергии, достигаемый через взаимообмен ресурсами определяет способность Европейского союза обеспечивать высокий уровень экономической безопасности и конкурентоспособности. Конечная цель обеспечения экономической безопасности в ЕС - формирование полностью интегрированной Европы с одинаковым уровнем жизни во всех странах-участницах.

Большинство стран ЕС основной задачей политики безопасности в национальных доктринах определяют укрепление европейского пространства стабильности путем развития европейской интеграции и активной политики соседства Европейского Союза со странами Восточной Европы, Южного Кавказа, Центральной Азии и Средиземноморского региона. Тем не менее концепцию экономической безопасности Европейского Сообщества необходимо рассматривать в значительной мере в контексте экономической безопасности каждого отдельного государства, национальных доктрин, программ и концепций обеспечения национальной безопасности.

В Германии отдельного закона, посвященного концепции экономической безопасности не существует. Государственная философия экономической безопасности на практике реализуется преимущественно через законы, регламентирующие наиболее важные сферы рыночной деятельности и наделяющие государство существенными контрольными функциями. Так, основные интересы страны в сфере национальной безопасности, в том числе и ее экономической составляющей, представлены в форме официальной директивы министерства обороны.

Германия видит обеспечение своей экономической безопасности в поддержании экономического и социального прогресса, демократизации в Европе и во всем мире, защите от экономического шантажа, обеспечении свободы торговли и доступа к сырьевым ресурсам и рынкам в рамках справедливой мировой экономической системы. Во внутриэкономическом плане преследуется цель гарантировать здоровое хозяйственное развитие страны, материальное и социальное благополучие населения. Во внешнеэкономическом плане главный акцент, ввиду экспортной ориентированности экономики, делается на стабильность и совершенствование рынков сбыта.

Основными методами обеспечения безопасного развития экономики в Германии являются действия по поддержанию цивилизованного характера рыночных отношений, создание равных условий для конкуренции, недопущение монополизации в отдельных отраслях и поддержание стабильности национальной валюты.

В широком смысле, под экономической безопасностью во Франции понимается предупреждение и предотвращение экономических угроз путем представления новых схем, адаптации норм и структур международной безопасности и создания сети сотрудничества, в частности между государственным и частным секторами и между государствами.

Во Франции основным государственным документом, в котором затрагиваются отдельные положения обеспечения экономической безопасности, является Закон «О национальной безопасности» 1964 г. Понятие национальной экономической безопасности во Франции трактуется как создание благоприятных внутренних и внешних условий для повышения национального благосостояния и укрепления экономического потенциала страны. Экономическая безопасность в широком смысле обеспечивается всей совокупностью инструментов хозяйственного регулирования. С этой целью во Франции в процессе выработки и принятия экономических решений используются критерии, связанные со снижением уязвимости хозяйственной системы и сохранением экономического фундамента самостоятельной внешней политики. К таким критериям относятся: устранение серьезных диспропорций в уровне экономического развития субъектов хозяйствования; недопущение чрезмерной внешней зависимости в важнейших секторах экономики: сведение к минимуму рисков, связанных с зависимостью от внешнего мира.

Политика в области обеспечения безопасности в Великобритании тесно увязывается с оборонной политикой: обе они основываются на оценках национальных интересов и реализуются через их защиту. Под «национальными интересами» в сфере экономики понимаются народнохозяйственные интересы всего общества в целом, имеющие приоритет по отношению к другим формам общественных интересов.

Угрозы национальной экономической безопасности подразделяют на внешние и внутренние и ранжируются по степени важности и вероятности наступления, что позволяет концентрировать усилия по прогнозированию и предотвращению наиболее опасных, с точки зрения национальной экономической безопасности, рисков. При этом следует отметить, что в сфере предотвращения экономических угроз правительство традиционно опирается на частный бизнес, оказывая ему максимальную поддержку. Кроме того, в стране существует разветвленная сеть институтов, обеспечивающая эффективное взаимодействие парламента, правительства и крупного бизнеса при выработке и реализации решений, относящихся к обеспечению национальной экономической безопасности. В нее, в частности, входят такие организации как Конфедерация британской промышленности, Совет по торговле с Восточной Европой и ряд более специализированных организаций, представляющих интересы промышленников и предпринимателей.

Концепция экономической безопасности рассматривается в Испании в значительной мере в контексте экономической безопасности всего Европейского Сообщества. Вместе с тем, создана эффективная система обеспечения национальных интересов в экономической области. Ее основу составляют: гибкая законодательно-нормативная база; четкое разграничение компетенции министерств, ведомств и организаций в реализации нормативных положений, касающихся экономического развития; наличие на каждом этапе развития законодательно утвержденной программы экономических приоритетов, которая в принципе должна была исключить возможность раздачи адресных привилегий; наличие специальных государственных служб контроля.

В системе обеспечения экономического благосостояния и устойчивого развития страны важное место занимает определение приоритетных отраслей национальной промышленности, подпадающие под защиту протекционистских мер; регулирование процедуры стимулирования инвестиций; валютный контроль; тщательно разработанное законодательство об акционерных обществах.

В Италии государство уделяет большое внимание внешнеэкономической экспансии, которая осуществляется через экономическую и технологическую привязку Италии к ее зарубежным партнерам. При этом наиболее перспективными среди них можно назвать страны ОЭСР, а также развивающиеся страны Африки, Азии, Латинской Америки. Акцент делается также на итальянское присутствие за рубежом через развитие международной промышленной кооперации и, как и в Германии, диверсификацию поставщиков энергоносителей. При отсутствии официально сформулированной доктрины экономической безопасности выполнение международных обязательств Италии, связанных с участием в политических или экономических группировках является объективным ориентиром итальянского правительства. Вместе с тем государство в правовых рамках использует все доступные механизмы защиты интересов собственных производителей на внутреннем и внешнем рынках.

Анализ опыта таких стран Западной Европы как Нидерланды, Бельгия, Дания, Люксембург, Швейцария по обеспечению экономической безопасности показывает, что их основной стратегической целью по защите национальных экономических интересов является обеспечение устойчивого экономического роста и модернизации экономики в соответствии с условиями конкурентной борьбы на мировом рынке. Эти страны не имеют возможности существенно влиять на формирование структуры мировой экономики, вследствие чего вынуждены приспосабливаться к условиям развития мировой экономики, изменять сложившиеся структуры национальных экономик и пропорции их развития. При этом так называемые «малые страны» Евросоюза в качестве стратегических целей определяют формирование эффективной структуры и специализацию экономики.

Политика обеспечения экономической безопасности Чехии, Польши, Словакии и стран Балтии базируется на сближении национальных интересов с общеевропейскими интересами, а также политической, экономической и институциональной трансформацией в соответствии с западноевропейскими стандартами. В начале 90-х годов эти страны избрали практически одинаковую модель обеспечения экономической безопасности, которая включала следующие действия: оценку геополитической ситуации в регионе; определение вектора и стратегии развития; выстраивание и реализацию модели поведения, в том числе в сфере экономики, в соответствии с доминирующими тенденциями регионального и мирового эволюционного процесса; соотнесение базовых количественных и качественных показателей развития с общемировыми и региональными стандартами; корректировку курса экономических реформ. Главными угрозами экономической безопасности этой группы стран можно назвать: экономическую отсталость регионов Центральной Европы от западноевропейских стран, трудности перехода к рыночной экономике, проблемы формирования демократических и рыночных институтов, а в отдельных странах, например Польше, - ограничение импорта стратегически важного сырья.

Давая общую характеристику текущего состояния развития сектора экономической безопасности во всех рассмотренных странах, можно отдельно выделить относительно стабильные экономические системы (Великобритания, Италия, Испания, Нидерланды, Германия, Франция). Эти страны преимущественно сосредоточены на повышении эффективности экономики и одновременно поддерживают существующий уровень личной экономической безопасности своих граждан. О новых странах-членах ЕС (Болгария, Польша, Румыния, Словакия, Венгрия, Чехия) можно сказать, что они уже завершили реформы «первого поколения» (с акцентом на реструктуризацию и переподчинение) и вышли на завершающую стадию реформ структур безопасности.

Анализ подходов к экономической безопасности государства в странах Европейского Союза убедительно свидетельствует о том, что уровень безопасности зависит от множества факторов.

В конечном счете, успешное обеспечение странами Европейского Союза национальной экономической безопасности зависит от устойчивости и силы их национальных экономик. Только сильная экономика позволяет успешно защищать национальные интересы в условиях усиливающейся глобальной конкуренции и нарастания мирохозяйственных диспропорций. Следовательно, государство должно не только разрабатывать национальную концепцию безопасности, опираясь на мировой опыт, но, прежде всего, проводить реформирование экономической внутренней и внешней политики с целью защиты всех субъектов хозяйственной деятельности.

экономический безопасность лизинг инвестиционный

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Институт ИКЭиИСС

КУРСОВАЯ РАБОТА

Введение

Заключение

Введение

Проблема обеспечения экономической безопасности России является непременным условием ее возрождения. Качество обеспечения экономической безопасности в современных условиях осложняют влияние глобализации и условия тесной взаимозависимости национальных экономик различных стран.

Как показывает мировой опыт, обеспечение экономической безопасности - это гарантия независимости национальной экономики, условие стабильности и эффективности жизнедеятельности общества, достижения успеха. Обеспечение экономической безопасности принадлежит к числу важнейших национальных приоритетов.

Объектом исследования является механизм обеспечения экономической безопасности.

Предметом исследования выступает практика обеспечения экономической безопасности зарубежных стран.

Цель работы - исследовать стратегии обеспечения экономической безопасности зарубежных стран.

Задачи работы:

Раскрыть понятие экономической безопасности;

Изучить виды угроз экономической безопасности;

Исследовать опыт обеспечения экономической безопасности европейских стран;

Исследовать опыт обеспечения экономической безопасности США и Канады

Исследовать опыт обеспечения экономической безопасности Японии Структура работы представлена: введением, двумя главами, разделенными на параграфы, заключением, списком использованных источников и литературы.

Глава 1. Теоретические основы обеспечения экономической безопасности

1.1 Понятие экономической безопасности

Потребность в защите от различного рода нежелательных внешних воздействий и радикальных внутренних изменений, иначе говоря, потребность в безопасности выступает в качестве базовой, основополагающей потребности, как в жизни отдельного человека или семьи, так и в рамках различных объединений людей, включая общество в целом и государство.

Безопасность рядом авторов определяется как «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, а ее реализация обеспечивается формированием системы отношений между субъектами общественной жизни (а также отношений «общество-природа»), которые поддерживаются совокупностью правовых, силовых, административных, технических и информационных мер».

Можно выделить три базовых уровня безопасности: личности, общества и государства, которые, в свою очередь, пересекаются с различными функциональными направлениями безопасности, такими, например, как внешняя, внутренняя, государственная, военная, экономическая, продовольственная, транспортная, экологическая, информационная и т.п.

Экономическая безопасность можно отнести к числу наиболее приоритетных функциональных направлений безопасности. Между тем, в научной литературе до сих пор отсутствует единое понятие национальной экономической безопасности. Часть авторов понимают под национальной экономической безопасностью, прежде всего, безопасность международной экономической системы и включают в ее состав такие вопросы, как неравномерность экономического развития, рост задолженности, распространение голода, циклические колебания и другие аспекты общей дестабилизации мировой экономики. Другие авторы в первую очередь изучают проблему обеспечения благоприятных условий для наиболее эффективного развития конкурентоспособности национальной экономики, включая свободный доступ к зарубежным источникам сырья и энергии, стабильность заграничных инвестиций и гарантии свободы обмена товарами и услугами.

1.2 Виды угроз экономической безопасности

Для обеспечения экономической безопасности необходимо выделить те реальные и потенциальные деструктивные факторы безопасности, имеющие разнообразные проявления, которые выступают как потенциальные угрозы.

Угроза экономической безопасности страны - возможность нанесения ущерба народному хозяйству в целом и его отраслям в частности, финансово-кредитной системе государства, возможность нарушения социально-экономической стабильности общества и экономического положения человека .

К угрозам относятся разного рода кризисы и кризисные ситуации, катастрофы, ситуации с деструктивным содержанием. Угрозу как непосредственную опасность, требующую быстрого реагирования, целесообразно отличать от риска как возможной опасности, требующей профилактических действий, и уязвимости как индикатора состояния безопасности, свидетельствующего о ее потенциальной незащищенности. Угроза экономической безопасности является подсистемой системы угроз национальной безопасности.

Среди угроз экономической безопасности следует рассмотреть, во-первых, угрозы объективные и субъективные. Угрозы объективные связаны с воздействием факторов, не зависящих от вмешательства человека (изменения в природной среде, экологические катастрофы, не связанные с человеческой деятельностью), субъективные же - обусловлены деятельностью человека (ошибки и недоработки человеческой деятельности).

Второй тип угроз - угрозы внешние и внутренние. Внешние угрозы в современных условиях имеют особое значение. Это связано с тем, что современное развитие отличается принципиально новыми по отношению к предыдущему этапу характеристиками. Сопоставление следует проводить по таким параметрам, как основной производственный ресурс (сырье, энергия, информация), тип производственной деятельности (добыча, изготовление, последовательная обработка), характер базовых технологий (трудоемкие, капиталоемкие и наукоемкие). Для современного постиндустриального общества характерно комплексное социальное взаимодействие - то есть взаимодействие между людьми, где характер межличностных отношений определяется не воспроизводством опыта предыдущих поколений, а совместным поиском оптимальных решений, обладающих принципиальной новизной. Такая система связей сменила взаимодействие человека с природой в традиционном обществе и преобразованной природой в индустриальном обществе.

О развитии мира как глобального социально-экономического процесса свидетельствует наличие глобальных угроз человечеству, впервые обозначенных в первых докладах Римскому клубу. Глобальные проблемы носят динамический характер - в период с 1945 г., момента окончания Второй мировой войны, до 1991 г. такой проблемой была гонка вооружений между СССР и США и угроза ядерной опасности. В 1998 году в число ядерных держав вошли Индия и Пакистан, «околоядерными» называют ЮАР, Израиль, Иран, КНДР, Японию, Тайвань, Бразилию, Аргентину. Сегодня угроза войны и милитаризации национальных экономик становится второй по значимости, уступая место угрозам бедности и отсталости, связанным с растущим разрывом в уровне качества жизни «богатого Севера», где живет 20 % мирового народонаселения, и «бедного Юга» - слаборазвитых стран Азии, Африки и Латинской Америки.

Угроза нехватки продовольствия касается не только слаборазвитых стран, но мировых лидеров, что связано с сокращением площадей сельскохозяйственных территорий ввиду развития урбанизации, снижением производства морепродуктов, связанного с загрязнением акваторий рек и морей, с ожидаемым ростом населения планеты до 10 миллиардов человек, с нерациональным использованием территорий, приводящим к повышению импорта продуктов питания. ООН отнесла 37 стран мира к остро нуждающимся в продовольственной помощи.

Статус глобальных носят угрозы экологической безопасности и исчерпаемости природных ресурсов, выражающейся в энергетических и сырьевых кризисах, наиболее тяжелыми из которых отмечались проблемы 1970-1980-х гг. Эти факторы приводят к феномену экологизации сознания, которое выступает как «процесс неуклонного и последовательного внедрения систем технологических, управленческих и других решений, позволяющих повышать эффективность использования естественных ресурсов и условий... на локальном, региональном и глобальном уровнях». Зависимость от внешних поставок энергоносителей характеризует развитие многих стран Европы, Азии и Америки. Прогнозные исследования говорят о том, что к 2030 г. зависимость Западной Европы от импорта природного газа будет составлять 80 % по сравнению с нынешними 50 % .

В качестве внутренних (эндогенных) угроз сегодня выступают:

Деиндустриализация страны, сохранение деформированности структуры экономики;

Институциональная незавершенность экономических преобразований;

Несовершенство законодательства и нормативно-правовой базы;

Слабая координация взаимосвязей реального и финансового секторов;

Ограниченные возможности по страхованию рисков;

Ухудшение состояния научно-технического потенциала;

Изъятие из внутреннего оборота финансов и интеллекта;

Нарастание безработицы;

Дифференциация в доходах населения.

К этому же разряду относится и социально-демографическая безопасность, связанная с процессами воспроизводства населения и обеспечением населения достойными условиями жизни.

В-третьих, можно выделить угрозы текущие - рассчитанные на реализацию в краткосрочной временной перспективе, и долговременные - рассчитанные на реализацию в значительной временной перспективе.

Говоря об угрозах экономической безопасности страны, необходимо осознавать их динамический характер, способность к локализации и возникновению, что позволяет говорить об угрозах реальных и потенциальных.

Таким образом, угрозы имеют - так же как и экономическая безопасность в целом - комплексный.

экономический безопасность политика

Глава 2. Характеристика стратегий обеспечения экономической безопасности отдельных стран

2.1 Стратегия обеспечения экономической безопасности европейских стран

Во Франции основным государственным документом, в котором затрагиваются отдельные положения обеспечения экономической безопасности, является закон о национальной безопасности 1964 г.

В соответствии с ним выделяют три категории национальных интересов: жизненно важные, стратегические интересы, интересы, связанные со статусом Франции как мировой державы.

К жизненно важным интересам относятся: территориальная целостность, суверенитет, защита населения. Стратегические интересы заключаются в: поддержании мира на европейском континенте, в зонах, к нему прилегающих с востока и юга, в средиземноморском бассейне и на Ближнем Востоке; в сохранении полноценной экономической активности страны, свободы внешней торговли и коммуникаций, безопасности морских путей. Интересы, связанные со статусом Франции как мировой державы заключаются в обеспечении независимости страны, выполнении международных обязательств, укреплении демократии и правопорядка.

В Германии закон о национальной безопасности отсутствует. Основные интересы страны в сфере национальной безопасности, в том числе и ее экономической составляющей, представлены в форме официальной директивы министерства обороны. Германия видит обеспечение своей экономической безопасности в поддержании экономического и социального прогресса, демократизации в Европе и во всем мире, защите от экономического шантажа, обеспечении свободы торговли и доступа к сырьевым ресурсам и рынкам в рамках справедливой мировой экономической системы .

Несмотря на то, что Германия является одним из крупнейших потребителей импортного сырья, этот факт не рассматривается в качестве угрозы экономической безопасности. При сохранении достигнутого уровня потребления энергоресурсов ставится задача достигнуть роста промышленного производства и повышения цен на немецкий экспорт.

И все же главный акцент страны ЕС делают на обеспечение национальной безопасности через измерение европейской безопасности, не уделяя такого важного внимания (как, например, бывшие постсоветские или тоталитарные страны) собственным возможностям по обеспечению экономической безопасности. Например, в уже упомянутой директиве Министерства обороны Германии отмечается, что «проблемы нашего сложного мира могут быть решены наилучшим образом через международную дискуссию и компромиссы, поэтому германская политика безопасности делает акцент на международных отношениях и наднациональных институтах».

Иными словами, в странах Западной Европы экономическая безопасность страны понимается не как стремление к самообеспеченности и независимости национальной экономики или политики от остального мира, а как состояние стабильного и устойчивого социально-экономического развития страны, которое можно обеспечить на основе тесного политического и экономического сотрудничества. Вообще стоит отметить, что в развитых странах со сложившейся рыночной экономикой понятие экономической безопасности страны часто является эквивалентом понятия экономической политики, функцией от избранного политического и экономического курса.

Так, в Германии под экономической безопасностью понимают скорее устойчивость экономического роста. Закон «О поддержке устойчивости и роста экономики», согласно которому «государство должно проводить такую экономическую политику, чтобы в рамках выбранной модели рыночной экономики она содействовала одновременно стабильности цен, высокому уровню занятости и внешнеэкономическому равновесию при соразмерных постоянных темпах экономического роста», можно считать своеобразным законом об обеспечении экономической безопасности Германии.

В этом документе прописаны меры, которые необходимо предпринимать в области экономической политики при наступлении внутренних и внешних угроз устойчивому социально-экономическому развитию, к которым относятся: отрицательное воздействие внешнеэкономических факторов, ошибки экономической политики, проявляющиеся в «перегреве» или замедлении развития экономики, расширении спроса, превышающего продуктивность национального хозяйства.

Опыт небольших стран Западной Европы (Нидерланды, Бельгия, Дания, Люксембург, Швейцария) по обеспечению экономической безопасности показывает, что основной стратегической целью по защите национальных экономических интересов у них является обеспечение устойчивого экономического роста и модернизации экономики в соответствии с условиями конкурентной борьбы на мировом рынке.

Эти страны не имеют возможности существенно влиять на формирование структуры мировой экономики. Они вынуждены приспосабливаться к условиям развития мировой экономики, изменять сложившиеся структуры национальных экономик и пропорции их развития.

Из этого вытекают стратегические цели формирования гибкой, эффективной структуры и специализации экономики. Своевременно проводимые структурные преобразования призваны способствовать повышению конкурентоспособности на внешних рынках и смягчению социальных последствий структурных сдвигов для населения этих стран.

Чехия, Венгрия, Польша, Словакия и страны Балтии в начале 1990-х годов избрали практически одинаковую модель обеспечения экономической безопасности, которая включала следующие действия:

Оценку геополитической ситуации в регионе;

Определение вектора и стратегии развития; выстраивание и реализацию модели поведения, в том числе в сфере экономики, в соответствии с доминирующими тенденциями регионального и мирового эволюционного процесса;

Соотнесение базовых количественных и качественных показателей развития с общемировыми и региональными стандартами;

Корректировку курса экономических реформ .

В основу политики безопасности этих стран был положен курс на сближение национальных интересов с общеевропейскими интересами; политическую, экономическую, институциональную, культурную трансформацию в соответствии с западноевропейскими стандартами.

Фундаментальный принцип концепции политики безопасности Венгрии состоит в том, что безопасность не может быть сведена лишь к политической и военной; при этом повышается значимость экономических факторов. Основным элементом венгерской концепции является понятие интегральной природы безопасности, в том числе и ее экономической составляющей: ни одно государство не может усилить свою безопасность за счет другого государства; безопасность может быть осмыслена и обеспечена только в терминах сотрудничества. Исходя из этого, венгерская политика безопасности покоится на трех фундаментальных основах: политической, военной и экономической интеграции с Западной Европой.

Вторую фундаментальную основу венгерской политики безопасности представляют собой возможности, предоставляемые региональным сотрудничеством в рамках Вышеградской группы, центрально-европейской инициативы, а также двусторонних отношений.

Главными угрозами экономической безопасности Венгрии, как отмечается в концепции, являются:

Экономическая отсталость регионов Центральной и Восточной Европы от западно-европейских стран;

Трудности перехода к рыночной экономике;

Проблемы формирования демократических институтов.

В концепции Польши к перечисленным выше угрозам венгерской экономической безопасности добавлена еще одна - прекращение или значительное ограничение импорта стратегически важного сырья.

2.2 Стратегия обеспечения экономической безопасности США и Канады

По данным информационного центра Канады, стратегической целью правительства в области обеспечения экономической безопасности страны является поддержание условий для долгосрочного роста производительности труда и капитала и тем самым - жизненного уровня населения, включающих надежную и динамичную деловую среду, способствующую внедрению инноваций, привлечению внутренних и внешних инвестиций и устойчивому экономическому росту.

Первой национальной программой обеспечения экономической безопасности в США можно назвать меморандум, утвержденный в 1990 г. с целью принятия соответствующих мер по обеспечению экономической безопасности.

В этом документе в качестве приоритетных целей дополнительно введены приложения об обеспечении национальных экономических интересов США в конкурентной борьбе с соперниками на мировой арене и о защите «лидирующих позиций США в технологических сферах», а «сохранение экономической мощи США» прямо связывается с проведением мер по обеспечению экономической безопасности.

Впоследствии президенты США не раз инициировали принятие Конгрессом различных документов, которые в названиях содержали словосочетание «экономическая безопасность».

Например, Акт об экономической безопасности США 1996 г. был посвящен информационной безопасности США, в частности, борьбе с экономическим шпионажем.

В данном документе «экономическая безопасность» понимается как часть национальной безопасности; направлена она на усиление законодательной защиты информации об инновациях и нововведениях от иностранного шпионажа, которые являются основой повышения конкурентоспособности экономики США.

После террористических актов 11 сентября 2000 г. в США происходит смещение акцентов в содержании предлагаемых к принятию документов по обеспечению экономической безопасности.

Так, Пакет по обеспечению экономической безопасности 2001 г. посвящен в основном проблемам потери рабочими своих мест в результате разрушения зданий в Нью-Йорке, а также организации этим гражданам социальной помощи (в области медицины, образования).

В данном документе вместе с тем предлагаются меры по оживлению американской экономики, что должно создать возможности для строительства большего количества зданий, привести к сокращению безработицы и увеличению рабочих мест; предложения по повышению энергетической независимости (отдельный энергетический план), по реформированию системы образования, по расширению рынков сбыта своей продукции за рубежом.

Данные анализа показывают, что в США так же, как и в других странах, нет общепринятого методологического подхода к обеспечению экономической безопасности. В этой стране «... проблема экономической безопасности не формулируется по причине уверенности в собственном могуществе и рассмотрении вопросов экономической безопасности в составе общих национальных интересов».

В Стратегии национальной безопасности США указывается, что «интересы США в области экономики и безопасности становятся все более неразделимыми»; и там же: «данная Стратегия распространяется в том числе и на экономическую сферу» .

Однако под этим понимается обеспечение процветания страны за счет такой экономической политики, которая должна способствовать наведению порядка в собственном доме, содействовать развитию свободных и открытых рынков, и устойчивому развитию, совершенствованию рыночных механизмов и структур».

В то же время в Стратегии четко обозначаются три компонента укрепления американской национальной безопасности:

Поддержание мощного оборонного потенциала и использование активной дипломатии для развития сотрудничества с другими странами в области безопасности;

Деятельность, направленная на открытие иностранных рынков и ускорение глобального экономического роста путем приспособления и создания институтов, которые помогают обеспечить безопасность и ускорить экономический рост во всем мире;

Содействовать ускорению демократии за рубежом».

2.3 Стратегия обеспечения экономической безопасности Японии

В Японии переход от традиционной трактовки безопасности в военно-политическом смысле к расширительному толкованию понятия безопасности произошел в начале 1970-х годов, когда достаточно четко обозначились признаки окончания эры безраздельного экономического превосходства США на глобальном уровне и в отдельных регионах, прежде всего в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Актуализация экономической безопасности для Японии была связана с еще одним важным аспектом - со стремлением к повышению роли страны в международных делах посредством использования ее мощи второй в мире экономической державы.

Главным препятствием на пути к этой цели была экономическая уязвимость Японии, обусловленная высоким уровнем внешней ресурсозависимости, достигавшей на тот момент 80%.

Исходя из этого приоритетным направлением в обеспечении национальной безопасности было принято опережающее экономическое развитие страны, торгово-экономическое и научно-техническое сотрудничество с другими государствами. С тех пор была выделена национальная экономическая безопасность, под которой стали понимать способность экономики страны противостоять любой внешней угрозе.

В процессе формирования концепции экономической безопасности страны отправной точкой служит понятие угроз, которое является центральным в большинстве зарубежных исследований в данной области. «Очень часто при исследовании проблемы обеспечения экономической безопасности страны авторы не разделяют угрозы и факторы, делающие экономическую систему уязвимой для этих угроз.

В результате многие слабости национальной экономики, имеющие объективную природу, особенно в развивающихся странах, ошибочно отождествляются с угрозами». Отождествление слабостей экономики с угрозами встречается в научной литературе достаточно часто, и это «несет в себе опасность принятия неадекватных мер по обеспечению экономической безопасности».

В соответствии с данным подходом зависимость от импорта продовольствия свидетельствует о слабости агропромышленного комплекса страны, но если продовольственные товары могут свободно приобретаться на мировом рынке (да еще по ценам более низким, чем внутренние), то данная слабость угрозой не является .

Угрозой в этом случае будут выступать факторы, способные привести к ограничению возможностей импорта дешевого продовольствия, например, вследствие эмбарго, дефицита на мировом рынке или отсутствия необходимых средств у отечественных импортеров, или ошибочной политики властей какой-либо страны, направленной на импортозамещение. То же относится к недостаточному производству зерна на душу населения и сильной зависимости одной страны от рынков сырья и сбыта другой.

В обоих случаях реальная угроза исходит не от указанных слабостей национальной экономики, а от возможности стабильного доступа на интересующие страну рынки. Иными словами, «угрозу представляет не отсутствие соответствующих производств в национальной экономике и зависимость от внешних рынков (неважно из-за дефицита каких факторов производства - сырья или достаточно производительных технологий), а факторы, способные помешать приобретению соответствующих продуктов и технологий».

Так, Япония, не способная по причине неблагоприятного климата и отсутствия необходимых природных ископаемых собственными силами обеспечить себя продовольственными и энергетическими ресурсами, основными угрозами своей продовольственной и энергетической безопасности видит не эту неспособность, а «нарушение стабильности в основных для этой страны нефтедобывающих регионах в мире, неурожай в странах-экспортерах зерна, обстоятельства, при которых морской транспорт страны может оказаться парализованным, резкое сокращение поставок в силу напряженности двусторонних политических взаимоотношений со странами, важными с точки зрения динамики развития японской экономики, подрыв мировой системы свободной торговли, снижение экономической мощи государства».

Заключение

Экономическая безопасность - это материальная основа национальной безопасности. Она выступает гарантией устойчивого, стабильного развития страны, ее независимости. В настоящее время используется немало различных определений понятия «экономическая безопасность».

Большинство авторов под экономической безопасностью понимают состояние защищенности экономики от внутренних и внешних угроз. Целью экономической безопасности является обеспечение устойчивого экономического развития страны в интересах удовлетворения социальных и экономических потребностей граждан при оптимальных затратах труда и разумном использовании природных ресурсов.

Угрозы в сфере экономики носят комплексный характер. Это означает, что экономическая безопасность подвержена воздействию со стороны различных факторов; причем не только в чистом виде экономических. На нее оказывают существенное влияние геополитические, социальные, экологические и другие факторы.

Государство должно осуществить комплекс мер, прежде всего, по обеспечению экономического роста, что и будет гарантией экономической безопасности страны. Эти меры должны охватить все сферы экономики. В число этих мер входят осуществление активной структурной и социальной политики, усиление активности государства в инвестиционной, финансовой, кредитно-денежной и внешнеэкономической сфере, продолжение институциональных преобразований.

Анализ опыта зарубежных стран показал, что в основе их стратегии безопасности лежит обеспечение устойчивого экономического роста и модернизации экономики в соответствии с условиями конкурентной борьбы на мировом рынке.

Список источников и литературы

1. Бухвальд Е. Макроаспекты экономической безопасности: факторы, критерии и показатели / Е. Бухвальд, Н. Гловацкая, С. Лазуренко // Вопросы экономики. - 2012. - № 12. - С. 13-16.

2. Гусаков Н.П. Концептуальные подходы к разработке новой Стратегии экономической безопасности / Н.П.Гусаков, И.В.Андронова // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. - 2014. - N 45. - С.2-14.

3. Корнилов М. О сущности экономической безопасности / М. Корнилов // Пробл. теории и практики управл. - 2015. - N 8. - С.123-129.

4. Криворотов, В.В. Экономическая безопасность государства и регионов: учебное пособие для студентов ВУЗов, обучающихся по направлению «Экономика» / В.В. Криворотов, А.В. Калина, Н.Д. Эриашвили. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 351 с.

5. Круглов В.Н. Совершенствование методики оценки экономической безопасности региона / В.Н. Круглов, Д.В. Доценко // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2013. - N 15. - С.85-92.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Понятие и сущность национальной безопасности. Классификация и характеристика угроз внешнеэкономической безопасности, ее основные составляющие. Государственная стратегия экономической безопасности РФ, ее устойчивого развития и роста благосостояния граждан.

    курсовая работа , добавлен 24.05.2015

    Понятие мировой экономики и мирового хозяйства. Формирование негативных тенденций в области экономической безопасности при несоблюдении предельных значений показателей экономической деятельности. Механизм обеспечения экономической безопасности.

    презентация , добавлен 21.07.2013

    Характеристика современных американо-японских отношений в области безопасности. Изучение вариантов японской стратегии национальной безопасности. Определение роли и места отношений с США в доктринах национальной безопасности Японии и ее внешней политике.

    курсовая работа , добавлен 24.10.2010

    Развитие системы национальной безопасности США, эволюция средств ее обеспечения в ХХІ веке. Определение места и роли России в национальных интересах США на современном этапе. Проблемы и перспективы стратегий развития национальной безопасности государства.

    курсовая работа , добавлен 16.01.2014

    Проблема национальной безопасности в системе государственной политики. Угрозы и приоритеты национальной безопасности Российской Федерации. Военные угрозы и проблема расширения НАТО на Восток. Международный терроризм как угроза национальной безопасности.

    дипломная работа , добавлен 19.06.2011

    Практика обеспечения безопасности одних государств и народов в ущерб интересам других. Наиболее опасные источники угроз общества в информационной сфере. Направления сотрудничества в области формирования системы обеспечения информационной безопасности.

    доклад , добавлен 08.03.2015

    Анализ взаимодействия государств Центральной Азии в рамках Организации Договора о коллективной безопасности и Шанхайской Организации Сотрудничества с целью обеспечения национальной безопасности. Проблемы в этой сфере и основные механизмы их решения.

    магистерская работа , добавлен 17.06.2013

    Угрозы национальной безопасности Соединенных Штатов Америки (США). Общественные отношения, связанные с обеспечением национальной безопасности США. Характеристика основных направлений Стратегии национальной безопасности США и пути их реализации.

    курсовая работа , добавлен 02.04.2018

    Сущность энергетической безопасности как важнейшего элемента экономической безопасности. Энергетическая безопасность на постсоветском пространстве, в странах АТР. Проблемы обеспечения баланса интересов между основными субъектами мировой энергетики.

    дипломная работа , добавлен 26.02.2009

    Характеристика внешней политики США по отношению к Японии. Анализ роли и места отношений с США в доктринах национальной безопасности Японии и ее внешней политике. Проблемы американо-японских отношений на современном этапе и возможные пути их разрешения.

1

В работе проводится анализ зарубежного опыта обеспечения экономической безопасности прибрежных зон, который показал, что для эффективного управления данными районами специалистами разработан специальный подход, который называется «Интегрированное управление прибрежными зонами» (ИУПЗ). Особое внимание уделено реализуемым программам интегрированного управления прибрежными зонами, которые подразделяются на: централизованные общенациональные программы ИУПЗ (США, страны ЕС) и региональные программы ИУПЗ (Канада, Австралия, Новая Зеландия, Индонезия, Филиппины). В работе делается вывод о том, что экономическая безопасность является составной частью национальной безопасности. Особое положение экономической безопасности объясняется тем, что все остальные виды безопасности не могут быть реализованы в полной мере без экономического обеспечения. На основании проведенного анализа сделан вывод о том, что: во-первых, обеспечение экономической безопасности регионов прибрежных государств осуществляется с помощью региональной политики; во-вторых, отсутствуют какие-либо специфические особенности в обеспечении экономической безопасности прибрежных регионов.

национальная безопасность.

интегрированное управление

Мировой океан

прибрежные зоны

экономическая безопасность

экономика

1. Абалкин Л.И. Институциональная экономика // Новая институциональная экономическая теория. - М. : ИНФРА-М, 2005. – 416 с.

2. Ветлугин С.Ю. Региональная политика зарубежных государств: альтернативные подходы // Экономические проблемы регионов и отраслевых комплексов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=590 (дата обращения: 12.05.2015).

3. Государственная экономическая политика США: современные тенденции // Институт США и Канады. - М. : Наука, 2006. – С. 127.

4. Денисов В.В. Эколого-географические основы устойчивого природопользования в шельфовых морях (экологическая география моря). – Апатиты: Изд-во КНЦ РАН, 2002. - 502 с.

5. Дворцова Е.Н. Прибрежные территории: зарубежный опыт хозяйствования и управления // Российский внешнеэкономический вестник. - 2010. - № 7. - С. 13-18.

6. Еремина Т.Р., Стецко Е.В. Правовое обеспечение комплексного управления прибрежной зоной. - CПб. : Изд-во РГТМУ, 2003. - С. 174.

7. Карлин Л.Н., Плинк Н.Л. Развитие комплексного подхода к управлению морской деятельностью Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.morskayakollegiya.ru/konf2007/konf2007_dok/7/ (дата обращения: 07.10.2014).

9. Buzan B. People, States and Fear. – Brighton, 1983. - P. 13-14.

В отличие от России, где в прибрежных зонах проживает около 12% населения, притом, что наша страна располагает наиболее протяженной береговой линией среди всех государств, в странах Европейского союза, США, Японии, Канады в прибрежных регионах проживает более 60% населения. Более того, две трети городов с населением свыше 1,5 миллионов человек располагаются в прибрежной зоне. Под «прибрежной зоной» понимается территориально-акваториальная полоса пространства вдоль линии раздела двух различных глобальных объектов природопользования - материковой части планеты и Мирового океана . Особый интерес к прибрежным зонам вызван тем, что именно здесь базируются и используются производственные мощности, которые позволяют использовать ресурсы и пространство Мирового океана. Поскольку прибрежные территории и шельф являются зоной совместного хозяйствования целого ряда пользователей, для наглядности на рисунке 1 представлена рамочная социально-экономическая модель морехозяйственного комплекса.

Рис. 1. Рамочная социально-экономическая модель морехозяйственного комплекса .

Согласно Методическим рекомендациям по разработке прибрежно-морского компонента Стратегии социально-экономического развития приморского субъекта Российской Федерации от 11 октября 2013 № Д17и-904 Минэкономразвития России, в состав гражданской морской деятельности входят:

Морской транспорт, в составе которого выделяются морское судоходство и портовое хозяйство;

Рыбное хозяйство, включающее промышленное рыболовство, искусственное воспроизводство и переработку морских гидробионтов, а также вспомогательные и обслуживающие производства;

Добыча минеральных ресурсов и разведка недр морского дна;

Судостроительная промышленность;

Морская инженерия (гидротехническое строительство, прокладывание трубопроводов, кабелей, берегозащитные мероприятия);

Морская научно-исследовательская деятельность;

Морская туристско-рекреационная сфера, включающая морской туризм, оздоровительную и лечебную деятельность на морских побережьях;

Мероприятия по обеспечению безопасности морской деятельности;

Мероприятия по обеспечению безопасности населения приморских регионов и смягчению последствий от морских стихийных бедствий;

Мероприятия по сохранению морских природных систем и рациональному использованию их ресурсов, защите морской среды от загрязнения;

Подготовка кадров для сферы морской деятельности .

Вопросам разрешения различных проблем, возникающих при освоении прибрежных зон, посвящены работы отечественных и зарубежных ученых, среди которых выделяются: Айбулатов Н.А., Борисенко Е.Н., Денисов В.В., Есин Н.В., Залогин Б.С., Каплин П.А., Кларк Д.Р., Леонтьев О.К., Матишов Г.Г., Плинк Н.Л., Хильдебранд Л.П. и многие другие.

Опыт приморских государств свидетельствует о возрастающей роли прибрежных зон, которую они играют в общем процессе социально-экономического развития. Это происходит за счет активизации и ускоренного развития инвестиционно-привлекательных отраслей экономики, связанных с использованием морских и прибрежных ресурсов . Для эффективного управления данными районами специалистами был разработан особый подход, который получил название Integrated Coastal Zone Management, что в переводе с английского означает «Интегрированное управление прибрежными зонами». В научной литературе слово «интегрированное» зачастую замещается словом «комплексное». На сегодняшний день в мире реализуется более 180 программ ИУПЗ различных уровней.

Анализ опыта зарубежных стран, применяющих для развития своих прибрежных районов ИУПЗ-подход, показал, что данный подход реализуется в двух формах: централизованные общенациональные программы ИУПЗ и региональные программы ИУПЗ. В таблице 1 представлены основные положения зарубежного опыта интегрированного управления прибрежными зонами.

Безусловный интерес представляет собой зарубежный опыт обеспечения экономической безопасности прибрежных зон. Под экономической безопасностью, в наиболее общем смысле, понимается возможность экономики обеспечивать достойные условия для жизни и развития личности, социальную, экономическую, экологическую и военно-политическую стабильность, а также способность к постоянному обновлению, саморазвитию и противостоянию, внешним и внутренним угрозам.

Таблица 1

Зарубежный опыт интегрированного управления прибрежными зонами

Централизованная общенациональная программа ИУПЗ

Региональные программы ИУПЗ

Страны ЕС (Дания, Швеция, Испания)

Австралия, Новая Зеландия, Индонезия

Государство непосредственно выступило инициатором разработки общенациональной программы ИУПЗ. В результате все 35 прибрежных штатов участвуют в программе, а государство оказывает им финансовую поддержку. ИУПЗ сосредоточено на планировании, происходит планирование использования прибрежных ресурсов. В США эффективно сочетается централизованный подход и координация по проблемам национальной важности вместе с добровольным вовлечением в этот процесс всех заинтересованных групп населения и органов управления на региональном уровне.

В Европе ИУПЗ методически основано на анализе экономической политики. Эта методология помогает разработчикам хозяйственной стратегии в поиске решения сложных проблем, затрагивающих социальные вопросы и природные ценности. Методология анализа политики представляет собой поиск решений в несколько этапов, начиная с анализа проблемы и заканчивая ранжированием альтернатив для каждого определенного проекта, с выбором приоритетных направлений и идей. Почти все страны разработали океаническую политику, которая инкорпорирована в национальную стратегию устойчивого развития. Продолжается межгосударственное сотрудничество и в области предотвращения загрязнений моря и защиты уязвимой биосферы прибрежных районов. Особое внимание уделяется осведомленности общественности в вопросах освоения прибрежных районов, а также уточнению интересов и областей конфликтов между участниками процесса интегрированного управления.

Действует четыре региональных программы, включая одну по арктической зоне. Попытка в начале 1980-х годов разработки общенациональной программы по управлению прибрежными зонами оказалась неудачной.

Управление в значительной мере децентрализовано, упор делается на разработку региональных и локальных политик в области интегрированного управления прибрежными зонами. С учетом инициатив прибрежных сообществ создаются кодексы поведения промышленности в таких областях, как рекреация, туризм, развитие аквакультур.

Необходимо понимать, что экономическая безопасность является составной частью национальной безопасности, которая также включает в себя: военную, информационную, культурную, экологическую, социальную, энергетическую и другие виды безопасности. Тем не менее особое место экономической безопасности объясняется тем, что все остальные виды безопасности не могут быть реализованы в полной мере без экономического обеспечения.

Под экономической безопасностью региона понимается совокупность условий и факторов, характеризующих текущее состояние экономики, стабильность, устойчивость и поступательность ее развития .

По мнению американского экономиста и политолога Б.Г. Бузана, «экономическая безопасность» - это состояние экономики, при котором экономическое благополучие участников общественных отношений, стабильность внутреннего рынка зависят от внешних факторов, но их негативное влияние нейтрализуется резервами хозяйствующего субъекта, позволяющими сохранить его стабильность . Бузан Б.Г. считает, что основой экономической безопасности является сохранение стабильности экономики за счет использования внутренних ресурсов экономической системы.

Анализ зарубежного опыта показал, что обеспечение экономической безопасности регионов осуществляется с помощью проведения властями специальной региональной политики, основанной на разработке региональных программ.

Как и во всех развитых странах, в Канаде обеспечение экономической безопасности регионов является одной из основных функций государства. С целью выравнивания уровней экономического развития регионов правительством проводится специальная региональная политика .

Во-первых, с помощью прямых финансовых трансфертов оказывается помощь депрессивным регионам, в Канаде к таковым относятся Атлантические штаты.

Во-вторых, реализуются целевые государственные программы, направленные на совершенствование различных видов инфраструктуры, поощрение частных инвестиций в слаборазвитые регионы путем предоставления налоговых и иных льгот, поддержку местного бизнеса.

Сама политика содействия регионам воплощается в жизнь с помощью 4 созданных государственных корпораций. Своеобразной особенностью проводимой региональной политики в Канаде является то, что используются как рыночные, так и нерыночные методы регулирования.

Так, к нерыночным можно отнести государственные протекционистские меры, которые направлены на защиту интересов жизненно важных секторов экономики, а также меры по регулированию прямых иностранных инвестиций. Главным примером могут служить меры, которые применяются для поддержания сельского хозяйства. В стране специально созданы советы по оптимизации, которые представляют собой некий вариант партнерства между государством и бизнесом. Основной задачей советов является скупка продукции фермеров и ее продажа на рынках .

Результаты проводимой региональной политики свидетельствуют об уменьшении неравенства регионов страны, тем не менее, следствием проводимой политики явились и негативные явления:

Вызывает вопросы эффективность использования государственных средств, которые направляются в депрессивные регионы;

Отсутствие стимулов к развитию за счет собственных средств, упование на помощь государства;

Усиление бюрократии на государственном и региональном уровнях.

В США обеспечение экономической безопасности регионов также является важной функцией государства.

Так, с целью стимулирования экономического роста и решения насущных региональных проблем правительством используется специальная региональная политика. Реализация региональной политики осуществляется посредством разработки региональных программ, которых в настоящее время насчитывается 4 :

Сокращение межрегиональных различий;

Формирование перспективных отраслевых программ экономического и социального развития регионов;

Финансовая поддержка штатов через блочные гранты (субсидии);

Стимулирование развития интеграционных тенденций.

1. С целью сокращения различий в развитии регионов правительством разрабатываются специальные программы, которые воплощаются в жизнь, в качестве примеров можно привести следующие: «Теннеси», «Аппалачи» и др.

Отличительной особенностью данных программ является то, что используется комплексный подход к решению региональных проблем с привлечением многоштатных региональных комиссий.

Многоштатная региональная комиссия представляет собой своеобразный программно-целевой орган координационного типа. Он воздействует на региональное развитие через аналитические исследования, прогнозы, индикативные планы и частично административные рычаги, не требуя при этом крупных финансовых средств.

2. С целью оказания влияния на развитие регионов разработаны специальные федеральные отраслевые программы, которые в настоящее время выделяются в 2 группы:

Финансируемые полностью из средств федерального бюджета отраслевые программы, которые реализуются на территории всей страны. Основной задачей региональных и местных органов власти является наблюдение за правильным распоряжением выделенных средств. Подобным образом реализуется федеральная программа помощи семьям с детьми иждивенцами (ПСДИ).

Направленные на улучшение условий жизни и предпринимательства в различных городах и поселках категориальные программы. В данном случае обязательным условием является долевое финансирование правительством штата или местными властями. Средства могут быть выделены штатам только в том случае, если они разрабатывают программы, соответствующие установкам федерального правительства, в противном случае власти штатов могут лишиться финансирования.

3. Так называемые блочные гранты - это своего рода финансовая поддержка властям штатов и местным органам власти со стороны федерального правительства. Блочные гранты были введены в начале 70-х годов XX века, с момента разработки программы общего участия в доходах. Получаемая от федерального правительства местными органами власти и правительствами штатов финансовая помощь формируется за счет 5,2% от суммы федерального подоходного налога с физических лиц. Эти средства региональные власти могут использовать на любые цели по своему усмотрению.

4. Интеграционное направление региональной политики. Дело в том, что штаты и местные власти конкурируют между собой в создании наиболее благоприятных условий для проживания и занятия предпринимательством с целью привлечения населения. В США 17-20% населения ежегодно меняют место жительства. В среднем одна семья в течение жизни 11 раз меняет квартиры.

Необходимо отметить, что в недавнем прошлом региональная политика государств - членов ЕС ориентировалась на реализацию региональных программ, устанавливаемых национальными правительствами. Однако с присоединением к сообществу менее развитых стран - Греции, Испании, Португалии, а позднее и Латвии, Литвы, Словакии и др. - возросла потребность в более активных и скоординированных действиях, направленных на ликвидацию региональных различий .

Оказание помощи проблемным регионам является основной задачей ЕС в настоящее время, для чего проводится активная региональная политика. С целью выделения проблемных регионов осуществляется анализ социально-экономической и статистической информации, на основании этих данных происходит отбор регионов, претендующих на финансовую поддержку ЕС. Специально для этого была даже разработана общая классификация регионов - Nomenclature of Territorial Units for Statistics (NUTS). По результатам анализа определяются проблемные регионы, попадающие в программу финансирования. Финансирование данного проекта осуществляется из средств Структурного фонда, который был образован еще в 1988 году и с того времени существует в неизменном виде.

С общего согласия государств - членов ЕС Европейской комиссией были выделены 3 основные цели помощи проблемным регионам.

1. Содействие структурной перестройке и развитию отсталых регионов. К числу отсталых регионов отнесены регионы, где производство ВВП на душу населения составляет менее 75% среднего ВВП по ЕС.

2. Содействие развитию депрессивных регионов, регионов с высоким уровнем безработицы и снижающимся уровнем промышленного развития, слабых сельских районов, а также районов, благополучие которых зависит от рыбной ловли.

3. Адаптация и модернизация систем образования, профессионального обучения и переподготовки, а также политики занятости (развитие людских ресурсов) .

После того как были определены территории, которым с высокой долей вероятности будет выделена финансовая помощь, государства ЕС должны подать в Комиссию планы-предложения регионального развития с описанием текущей ситуации, проблем, задач и стратегии развития. Помимо перечисленных выше документов, должна прилагаться сводная финансовая таблица с отражением объемов намеченного финансирования из национального бюджета и бюджета ЕС. Комиссия оценивает, насколько план-предложение согласуется с целями и принципами общей структурной политики ЕС.

Общий размер финансирования региональных программ ЕС во многом зависит от цели помощи региону. Если регион попадает под цель 1, то доля финансового участия ЕС может доходить до 75%. Чаще всего помощь ЕС составляет не более 50% от общих затрат на проект.

Заключение

Таким образом, на основании анализа зарубежного опыта обеспечения экономической безопасности регионов прибрежных государств можно сделать вывод о том, что:

Во-первых, обеспечение экономической безопасности регионов осуществляется с помощью специальной региональной политики;

Во-вторых, выявить какие-либо специфические особенности в обеспечении экономической безопасности прибрежных регионов не удалось.

Статья подготовлена при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект 14-06-98800) и Российского гуманитарного научного фонда (проект 15-02-00009а).

Рецензенты:

Селин В.С., д.э.н., профессор, зав. отделом ФГБУН «Институт экономических проблем им. Г.П. Лузина» Кольского научного центра РАН, г. Апатиты;

Скуфьина Т.П., д.э.н., доцент, г.н.с., зав. отделом ФГБУН «Институт экономических проблем им. Г.П. Лузина» Кольского научного центра РАН, г. Апатиты.

Библиографическая ссылка

Ульченко М.В. АНАЛИЗ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИБРЕЖНЫХ ЗОН // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-1.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=20385 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Мировой опыт свидетельствует, что проведение и подготовка к Олимпийским играм дает мощный толчок развитию экономики и всех инфраструктур олимпийских городов. Анализ международного опыта организации и правового обеспечения борьбы с экономическими правонарушениями может быть успешно использован при подготовке и проведению крупных международных спортивных мероприятий.

В современных условиях глобализации возникают новые вызовы и угрозы всем сферам жизнедеятельности людей, включая спорт, который является неотъемлемой частью жизни стран, общества и личности - спорт зачастую называют социально-экономическим феноменом XX - начала XXI в., одним из важнейших элементов созданной человечеством системы ценностей современной культуры. Без массового развития спорта в нашей стране невозможно формирование здорового образа жизни, решение демографических проблем, увеличение достижений и авторитета страны в большом спорте на международной спортивной арене.

Проведение зимних Олимпийских зимних 2014 г. в Сочи способствовало большому экономическому росту всего региона, превращению его в курорт мирового уровня. Интерес со стороны отечественных и зарубежных инвесторов серьезно усилился после того как Сочи получил олимпийский статус. Курорт Сочи на данный момент превратился в перспективный бизнес-проект, с высокой степенью рентабельности и обширными возможностями развития.

Также необходимо учитывать, что развитие спорта в России является одним из важнейших направлений модернизации страны. В бюджетном послании Президента РФ 2010 г. отмечено: «Важной инвестицией в будущее развитие считаю работу, направленную на формирование здорового образа жизни, развитие массовой физической культуры и спорта» 1 .

В результате процесс подготовки к зимним Олимпийским играм 2014 г. явился одним из важнейших элементов стратегии развития физической культуры и спорта в РФ . В основу указанной стратегии заложен переход сферы физической культуры и спорта в РФ на инновационную модель развития. Кроме того, учтены вопросы, направленные на улучшение здоровья нации, повышение уровня и качества жизни россиян, улучшение подготовленности человеческого потенциала, повышение конкурентоспособности российского спорта и престижа России на международной арене, улучшение воспитания подрастающего поколения и единение российского общества. Расходы на развитие физической культуры и спорта впервые в бюджете были выделены в самостоятельный раздел.

Однако, несмотря на значительные преимущества, которые дает совместная инвестиционная деятельность государства и частного сектора, возникает ряд проблем, которые оказывают существенное негативное влияние на процесс обеспечения экономической безопасности процесса подготовки к проведению крупных международных спортивных мероприятий в РФ.

Одной из наиболее опасных угроз экономической безопасности указанного процесса является широкое распространение теневого сектора экономики, теневых процессов, а также коррупционная деятельность, которая в значительной мере снижает эффективность государственной деятельности и увеличивает себестоимость государственных проектов.

В целом можно заключить, что решение проблемы организации эффективного противодействия криминально-коррупционным проявлениям, нецелевому расходованию бюджетных средств и снижение негативного влияния функционирования теневого сектора экономики играет важную роль в системе обеспечения экономической безопасности подготовки к проведению крупных международных спортивных мероприятий.

Бюджет I Олимпийских игр слагался из частных пожертвований (67%), продажи почтовых марок (22%), реализации памятных марок и монет (11%). В Стокгольме, во время V Олимпиады (1912), была зафиксирована первая продажа эксклюзивных прав для компаний, выпускавших открытки с фотографиями соревнований и обеспечивавших спортивные мероприятия своим оборудованием. Спустя восемь лет, в Антверпене, спортивные буклеты и программы были насыщены рекламой компаний, а в Париже (1924) впервые была официально разрешена реклама непосредственно на спортивных аренах. С 1928 г. поддержку Международному олимпийскому комитету оказывает компания «Coca- Cola». Американцы, начиная с Игр в Лос-Анджелесе 1932 г., размещают на аренах соревнований свои специальные рекламные плакаты. Первое право телетрансляции Игр было продано в 1948 г. английскому каналу ВВС за 3000 долл. США.

Начиная с 1960-х годов началась острая борьба за право транслировать и быть спонсором главного спортивного события четырехлетия. Руководство МОК изначально пресекало попытки излишней коммерциализации Олимпийских игр, но ситуация острой конкуренции продолжалась до 1980-х годов.

В 1980 г. с приходом X. А. Самаранча на пост Президента МОК положение изменилось. Самаранч выступил с предложением к Оргкомитету Олимпиады-1984 в Лос-Анджелесе искать спонсоров для получения новых источников финансирования. Не последнюю роль в данном обстоятельстве сыграл тот факт, что 1970-е годы были отмечены кризисом олимпийского движения. Имущество МОК по состоянию на 1972 г. оценивалось в 2 млн долларов включая 200 000 долл, резервного фонда. Для такой глобальной организации, как МОК, эта сумма, безусловно, казалась мизерной.

В 1983 г. компания АВС купила права на трансляцию Олимпийских игр за огромную по тем временам сумму 225 млн долл. Через четыре года в Сеуле эта сумма составила 300 млн долл, плюс 555 млн долл, отчислений от спонсоров. С каждой последующей Олимпиадой прибыльность ведущего спортивного форума неуклонно возрастала. В 2000 г. компания NBC установила рекорд, купив права на трансляцию всех Олимпиад по 2008 г. за 4 млрд долл.

В 1983 г. была создана специальная комиссия МОК по поиску новых источников финансирования, помощь которой оказывало швейцарское агентство International Sports and Leisure Marketing (ISL), которое впоследствии стало официальным агентством МОК. Начиная с 1985 г., МОК проводит международные спонсорские программы TOP (The Olympic Program), которые приносят олимпийскому движению существенные средства. Участниками этих программ являются компании - мировые лидеры в своих отраслях. ТОР-1 (1985-1988) принесла 96 млн долл., ТОР-Н (1989-1992) - 172 млн, ТОР-Ш (1993-1996) - 376 млн, TOP-IV (1997-2000) - 579 млн, TOP-V (2001-2004) - 600 млн. ТОР-спонсоры получают эксклюзивные маркетинговые права в своих товарных категориях (прохладительные напитки, фототовары и фототехника, электронные платежные средства, компьютерная техника и т. д.), могут использовать эти права во всем мире, осуществлять маркетинговые программы совместно с МОК, поставлять свои товары и услуги для обеспечения Олимпийских игр.

Помимо всемирных спонсоров Олимпийских игр в маркетинговых программах МОК принимают участие спонсоры Международного олимпийского комитета, Национальных олимпийских комитетов, конкретных Олимпийских игр и олимпийских команд. Постоянными участниками ТОР-программ являются партнеры Олимпийского движения со стажем: Eastman Kodak (партнер МОК с 1896 г.), Coca-Cola Company (с 1928 г.), Rank Xerox (с 1960 г.), IBM (с 1960 г.), Bausch&Lomb (торговая марка Ray Ban - с 1989 г.), Visa International (с 1988 г.), Matsushita (торговая марка Panasonic - с 1987 г.), Time Inc./Sport Illustrated (с 1988 г.).

  • Послание Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2011-2013 годах 29 июня 2010 года, 13:00 [Электронный ресурс] URL: http://www.kremlin.ru/news/8192
  • См.: Распоряжение Правительства РФ от 7 августа 2009 г. № 1101-р «Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации напериод до 2020 года» // СЗ РФ. 2009. № 33. 17 авг. Ст. 4110.
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!