Все для предпринимателя. Информационный портал

Усн кто может применять. Кому можно и кому нельзя применять усн

Упрощённая система налогообложения - самый популярный режим налогообложения среди предпринимателей малого и среднего бизнеса. Отличается простотой ведения учёта и отчётности. На «Упрощёнке» платится единый налог, заменяющий уплату налога на имущество, на прибыль и НДС. УСН предусмотривает 2 вида налогообложения, один из которых вы должны выбрать:

  • УСН «доходы» по ставке 6 %;
  • УСН «доходы минус расходы» по ставке 15 %.

Мнение эксперта

Андрей Леру

Стаж более 15 лет Специализация: договорное право, уголовное право, общая теория права, банковское право, гражданский процесс

Новое в 2019 году

Основным нормативным нововведением 2019 года, касающимся упрощенной системы налогообложения, является упразднение налоговой декларации. Нововведение касается тех ИП, кто использует:

  • спецрежим налогообложения «доходы»;
  • онлайн-кассы. Упразднение декларации объясняется контролем ИФНС за деятельностью предприятий посредством онлайн-кассы.

Предприятия, работающие на режиме «доходы минус расходы», не освобождаются от подачи декларации.

Фиксированные выплаты

Фиксированные страховые взносы ИП в 2019 году уплачиваются в следующих размерах:

  • пенсионный фонд (ПФР)– 29354 рублей + 1% от доходов свыше 300 тысяч рублей. Общая сумма выплаты при этом не может превышать 234 000 рублей;
  • фонд обязательного медстрахования (ФОМС) – 6884 рубля.

НЕ вправе применять УСН:

  • организации и ИП, имеющие более 100 наёмных работников;
  • банки, страховщики, негосударственные пенсионные фонды, инвестиционные фонды, профессиональные участники рынка ценных бумаг, ломбарды, микрофинансовые организации;
  • организации и ИП, производящие подакцизные товары (алкогольная и табачная продукция, бензин и др.);
  • организации и ИП, занимающиеся добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространённых (например, торф, щебень, песок);
  • организации, занимающиеся организацией и проведением азартных игр.

Порядок перехода на УСН

Перейти на данный режим можно в двух случаях:

  • при регистрации ИП или ООО. Уведомление о переходе можно подать одновременно с документами на регистрацию. Либо в течении 30 дней со дня регистрации ИП или организации;
  • при переходе с других режимов налогообложения: Перейти возможно со следующего года, предварительно до 31 декабря уведомив налоговую. Или, чтоб долго не ждать, можно закрыть ИП и тут же снова открыть, подав уведомление на УСН.

Что выбрать: УСН «доходы» или УСН «доходы минус расходы»?

Итак, вам предстоит сделать выбор объекта налогообложения, рассмотрим оба случая.

ДОХОДЫ

Тут всё просто. Всю сумму доходов, которые признаются УСН, умножаем на 6 %.

Налог = (доходы) * 6 %. Например, все ваши доходы составляют 500 000 руб., значит ваш налог составит всего 30 000 руб. (500 000 * 6 / 100)

ДОХОДЫ минус РАСХОДЫ

Налог = (доходы минус расходы) * 15%, где 15 % - это региональная ставка (о ней ниже)

В связи с введением ставка по налогу может быть понижена вплоть до 0%, всё зависит от вашего вида деятельности и региона РФ.

Особенности УСН

Дело в том, что ваши расходы должны быть документально оформлены и подтверждены.

  • учёт расходов надлежащим образом должен вестись в Книге учёта дохода и расходов (КУДиР);
  • подтверждением сумм расходов по оплате приобретенных товаров (работ, услуг) являются, например, кассовые чеки, платежные документы, квитанции, товарные накладные, акты выполнения работ и указания услуг, заключённые договоры и др.;
  • при этом не все расходы могут быть учтены, а какие именно и в каком порядке, смотрите здесь « ».

Стоит помнить о региональной ставке:

  • в зависимости от региона колеблется от 5 % до 15 % (может быть даже 0% у льготных категорий), что может сыграть немаловажную роль в размере налога и в том, какой тип УСН вы выберете. Она зависит не столько от региона в целом, сколько от вида деятельности, которым будете заниматься, ну и ещё от кое-каких нюансов;
  • ставку для вашего региона можете узнать в местной налоговой инспекции;
  • склонить к тому или иному выбору УСН помогут предварительные расчёты налога, хотя, конечно, далеко не все могут наперёд «предвидеть», какие у них будут доходы и расходы.

Некоторым организациям и предпринимателям прямо запрещено применять упрощенку. Например, когда их деятельность связана со страхованием, микрофинансированием или производством подакцизных товаров.

Ситуация: можно ли применять упрощенку, если у организации (автономного учреждения) есть обособленные подразделения ?

Да, можно. Но только если обособленные подразделения не являются филиалами. Наличие представительств с 2016 года не препятствует применению упрощенки.

Налоговый кодекс прямо запрещает применять упрощенку организациям (автономным учреждениям), у которых есть филиалы. При этом запрета вообще для всех, у кого есть обособленные подразделения, нет (подп. 1 п. 3 ст. 346.12 НК РФ).

Понятие «обособленное подразделение » включает в себя понятие «филиал». Но филиалами состав обособленных подразделений не ограничивается. У организации могут быть и другие обособленные подразделения: представительства, дополнительные офисы, склады и т. д.

А как отличить филиал от других обособленных подразделений? Во-первых, сведения о филиалах обязательно заносят в ЕГРЮЛ. Прочие обособленные подразделения в реестр не записывают. Однако учтите, уведомить налоговую инспекцию и фонды нужно при создании любого подразделения.

Во-вторых, важно, как формально в документах поименовано то или иное подразделение. Если записи о том, что создан филиал, нет, то признать подразделение таковым нельзя.

В-третьих, для подразделений четко определено, какой функционал они могут выполнять. Так, филиал открывают, когда хотят предоставить подразделению все функции головной организации или автономного учреждения. Остальные подразделения наделяют другим более «узким» функционалом.

Все это следует из статьи 11, п. 1, 4 статьи 83 и пункта 2 статьи 346.12 Налогового кодекса РФ, статьи 55 Гражданского кодекса РФ.

Аналогичная точка зрения выражена и в письмах Минфина России от 29 июня 2009 г. № 03-11-06/3/173, от 23 января 2006 г. № 03-01-10/1-14. В настоящее время этими письмами можно руководствоваться в части, не противоречащей подпункту 1 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса РФ.

Условия применения УСН

По общему правилу применять упрощенку могут только те, у кого соблюдены следующие количественные и стоимостные ограничения:

  • размер полученного дохода не превышает установленный лимит (п. 2 ст. 346.12, п. 4.1 ст. 346.13 НК РФ);
  • средняя численность сотрудников за налоговый (отчетный) период не превышает 100 человек (подп. 15 п. 3 ст. 346.12 НК РФ);

Названные условия должны соблюдать как те, кто уже применяет упрощенку, так и те, кто только собирается перейти на этот режим (п. 4.1 ст. 346.13, п. 3 ст. 346.12 НК РФ).

Лимит дохода для тех, кто хочет перейти на УСН

Начиная с 2014 года лимит доходов для перехода на упрощенку (45 000 000 руб.) ежегодно индексируют на коэффициент-дефлятор

Предельную величину доходов для перехода на упрощенку со следующего года определяйте по формуле:

Например, предельная величина доходов за девять месяцев 2016 года, которая позволит применять упрощенку начиная с 2017 года, составляет 59 805 000 руб. (45 000 000 руб. × 1,329).

Это следует из положений пункта 2 статьи 346.12 Налогового кодекса РФ.

В расчет включите выручку (доходы) от реализации и внереализационные доходы за вычетом НДС и акцизов. Такие правила установлены статьей 248 и пунктом 2 статьи 346.12 Налогового кодекса РФ.

Если применяете общую систему налогообложения и платите ЕНВД, то доходы, полученные от вмененной деятельности, в расчет не включайте. При расчете лимита учитывайте только те доходы, которые облагают налогом на прибыль. Причем в состав этих доходов не включайте суммы прибыли контролируемых иностранных компаний, дивидендов и процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам, с которых налог на прибыль рассчитывают по специальным ставкам (п. 4 ст. 346.12, подп. 2 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ).

Вновь созданные организации и впервые зарегистрированные предпринимателипри определенных условиях вправе применять упрощенку с даты постановки на налоговый учет (п. 2 ст. 346.13 НК РФ). Поскольку до регистрации такие организации (предприниматели) никакой деятельности не вели, ограничение по предельной величине доходов на них не распространяется.

Пример, как определить лимит доходов, ограничивающий переход на упрощенку

ООО «Альфа» занимается оптовой и розничной торговлей. В отношении розничной торговли организация применяет ЕНВД. С оптовых операций организация платит налоги по общей системе налогообложения.

С 1 января 2017 года «Альфа» планирует перейти на упрощенку. По данным налогового учета, за девять месяцев 2016 года выручка от реализации составила:

  • оптовая торговля - 22 000 000 руб. (без НДС);
  • розничная торговля - 5 000 000 руб.

Сумма внереализационных доходов, полученных организацией за девять месяцев 2016 года, составляет 1 000 000 руб.

Общая сумма доходов, которые учитываются при определении лимита для перехода на упрощенку с 1 января 2017 года, равна:
22 000 000 руб. + 1 000 000 руб. = 23 000 000 руб.

Эта величина не превышает предельного показателя:
23 000 000 руб. < 59 805 000 руб.

При соблюдении ограничений по численности работающих и по остаточной стоимости основных средств «Альфа» вправе перейти на упрощенку с 1 января 2017 года.

Контролировать соблюдение лимита доходов нужно и тем, кто уже применяет упрощенку.

Лимит дохода для тех, кто уже применяет УСН

Начиная с 2014 года лимит доходов для дальнейшего применения спецрежима - 60 000 000 руб., ежегодно индексируют на коэффициент-дефлятор (абз. 2 п. 2 ст. 346.12 НК РФ). Ранее установленные коэффициенты-дефляторы при индексации не учитывают.

Предельную величину доходов, которая позволяет применять упрощенку в течение года, определяйте по формуле:

Например, в 2016 году налогоплательщик может применять упрощенку до тех пор, пока его доходы не превысят 79 740 000 руб. (60 000 000 руб. × 1,329).

Это следует из положений пункта 4.1 статьи 346.13 Налогового кодекса РФ.

Доходы определяйте на основании показателей налогового учета. То есть по данным, отраженным в книге учета доходов и расходов. При расчете суммы предельного дохода учитывайте:

  • доходы от реализации , которые определяют согласно статье 249 Налогового кодекса РФ (абз. 2 п. 1 ст. 346.15 НК РФ);
  • внереализационные доходы , которые признают согласно статье 250 Налогового кодекса РФ (абз. 3 п. 1 ст. 346.15 НК РФ);
  • поступившие авансы, если до перехода на упрощенку рассчитывали налог на прибыль методом начисления (подп. 1 п. 1 ст. 346.25 НК РФ).

Посредники - комиссионеры, агенты, поверенные при расчете предельного дохода учитывают только суммы вознаграждений, полученных по договорам комиссии или агентским договорам. Заказчики - комитенты и принципалы - включают в расчет предельной величины доходов всю выручку от реализации, не уменьшая ее на суммы посреднических вознаграждений. Об этом сказано в письме Минфина России от 7 октября 2013 г. № 03-11-06/2/41436.

Определяя лимит, не нужно учитывать следующие доходы:

  • от деятельности, переведенной на ЕНВД. Это связано с тем, что лимит доходов, при превышении которого налогоплательщик теряет право на применение спецрежима, установлен только в отношении доходов, полученных от деятельности на упрощенке (п. 4.1 ст. 346.13 НК РФ);
  • те, что были получены в момент применения упрощенки, но учтенные при расчете налога на прибыль до перехода на упрощенку (для налогоплательщиков, перешедших на упрощенку с общей системы налогообложения) (подп. 3 п. 1 ст. 346.25 НК РФ);
  • те, которые предусмотрены статьей 251 Налогового кодекса РФ (подп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ);
  • поступления от контролируемых иностранных компаний , дивиденды и проценты по государственным (муниципальным) ценным бумагам, которые облагаются налогом на прибыль (подп. 2 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ, письмо Минфина России от 5 октября 2011 г. № 03-11-06/2/137);
  • начисленные (признанные в бухучете), но фактически не полученные налогоплательщиком (например, арендная плата, не поступившая на расчетный счет, или имущество, которое не было передано контрагентом по бартерному договору) (п. 1 ст. 346.17 НК РФ, письмо Минфина России от 1 июля 2013 г. № 03-11-06/2/24984).

Точно так же контролировать предельный размер доходов должны вновь созданные организации (впервые зарегистрированные предприниматели), которые применяют упрощенку с даты постановки на налоговый учет. Если продолжительность первого налогового периода у таких плательщиков меньше года (например, если предприниматель впервые зарегистрировался в апреле), уменьшать предельно допустимую величину доходов пропорционально фактически отработанному времени не нужно. В течение первого года деятельности они могут применять упрощенку до тех пор, пока объем полученных доходов не превысит сумму 60 000 000 руб., увеличенную с учетом коэффициента-дефлятора. Аналогичные разъяснения есть в письме Минфина России от 15 января 2007 г. № 03-11-04/2/10.

Пример, как определить лимит доходов, ограничивающий применение упрощенки коммерческой организацией

ООО «Альфа» занимается оптовой и розничной торговлей. С розничной торговли «Альфа» платит ЕНВД. В отношении оптовых операций с 1 января 2016 года организация применяет упрощенку.

За девять месяцев 2016 года «Альфой» получены следующие доходы:

  • 30 000 000 руб. - выручка от реализации в оптовой торговле;
  • 18 000 000 руб. - выручка от реализации в розничной торговле;
  • 9 000 000 руб. - внереализационные доходы;
  • 6 000 000 руб. - авансы, полученные в период применения общей системы налогообложения.

Сумма доходов, которая учитывается для определения возможности применения упрощенки в IV квартале 2016 года, составляет:
30 000 000 руб. + 9 000 000 руб. + 6 000 000 руб. = 45 000 000 руб.

Эта сумма не превышает предельной величины, ограничивающей применение упрощенки (79 740 000 руб.). Все остальные показатели, влияющие на применение упрощенки, «Альфой» не нарушены. Значит, организация вправе оставаться на этом спецрежиме.

В IV квартале 2016 года доходы составили:

  • 23 000 000 руб. - выручка от реализации в оптовой торговле;
  • 1 500 000 руб. - выручка от реализации в розничной торговле;
  • 13 000 000 руб. - внереализационные доходы.

Доход организации за 2016 год бухгалтер определил так:
45 000 000 руб. + 23 000 000 руб. + 13 000 000 руб. = 81 000 000 руб.

Поскольку в IV квартале общая сумма доходов, исчисленная нарастающим итогом с начала года, превысила предельный уровень (79 740 000 руб.), с 1 октября 2016 года организация утратила право на применение упрощенки.

Ситуация: можно ли применять упрощенку, если суммарный доход от деятельности, часть которой переведена на ЕНВД, превысил предельную величину (в 2016 году - 79 740 000 руб.) ?

Да, можно. Главное, чтобы предельную величину не превысили доходы, полученные в рамках деятельности на упрощенке.

Ведь при расчете лимита доходы от деятельности на ЕНВД не учитывают. В расчет берут те, что получены от части бизнеса на упрощенке. При этом предельную величину доходов определяют в общеустановленном порядке .

И вот если доход от деятельности на упрощенке превысит установленный предел, тогда придется перейти на общий режим. В 2016 году предельная величина доходов для тех, кто уже применяет упрощенку, составляет 79 740 000 руб.

Все это следует из пункта 4 статьи 346.12 и пункта 4 статьи 346.13, статей 346.15, 346.17 и подпунктов 1 и 3 пункта 1 статьи 346.25 Налогового кодекса РФ.

Пример определения предельной величины доходов, при превышении которой организация теряет право на применение упрощенки. Организация применяет УСН и ЕНВД по одному виду деятельности

Организация «Альфа» оказывает услуги общепита в двух кафе. Площадь залов обслуживания посетителей: в кафе № 1 - 70 кв. м, в кафе № 2 - 200 кв. м.

В отношении деятельности кафе № 1 организация применяет ЕНВД, в отношении деятельности кафе № 2 - УСН.

Доходы от деятельности по оказанию услуг общепита за девять месяцев текущего года составили:
- кафе № 1 - 30 000 000 руб.;
- кафе № 2 - 50 000 000 руб.

В целом доход от деятельности по оказанию услуг общепита составил 80 000 000 руб. Это больше, чем 79 740 000 руб. Однако для целей проверки правомерности применения УСН данное превышение значения не имеет.

В расчет предельной величины, при превышении которой организация теряет право на применение упрощенки, бухгалтер включил только доходы от деятельности кафе № 2 в сумме 50 000 000 руб. То есть доходы, полученные в рамках той части услуг общепита, в отношении которой «Альфа» применяет УСН.

Так как доходы кафе № 2 не превышают 79 740 000 руб., организация может продолжать применять упрощенку по этой части своего бизнеса.

Ситуация: нужно ли учитывать доходы присоединенной организации, подсчитывая лимит для подтверждения права применять УСН после реорганизации ?

Да, нужно.

Дело в том, что доходы присоединенной организации после реорганизации становятся доходами реорганизованной компании. Новое юридическое лицо при этом не образуется. Присоединенная организация прекращает свою деятельность, а ее права и обязанности переходят к реорганизованной. Это следует из пункта 4 статьи 57 и пункта 2 статьи 58 Гражданского кодекса РФ.

Если с учетом доходов присоединенной организации общая их сумма c начала года будет больше действующего лимита - в 2016 году это 79 740 000 руб., то от УСН придется отказаться . Перейти на другой режим налогообложения такая организация должна будет с начала квартала, в котором завершилась реорганизация. Это следует из положений пункта 4.1 статьи 346.13 Налогового кодекса РФ и подтверждается письмами Минфина России от 16 июня 2009 г. № 03-11-06/2/104, от 7 сентября 2005 г. № 03-11-04/2/70.

Реорганизацию считают завершенной в момент, когда в ЕГРЮЛ внесена запись о том, что присоединенная организация прекратила свою деятельность (абз. 2 п. 4 ст. 57 ГК РФ).

Пример расчета показателей для применения УСН после реорганизации в форме присоединения

В ООО «Альфа» прошла реорганизация в форме присоединения. К организации присоединилось ООО «Торговая фирма "Гермес"». Обе организации до реорганизации применяли УСН. До реорганизации (на момент присоединения) у организаций были следующие показатели:

20 октября в ЕГРЮЛ внесена запись о том, что ООО «Торговая фирма "Гермес"» прекратило свою деятельность. По состоянию на 20 октября доходы «Альфы» с учетом доходов «Гермеса», полученных до реорганизации, составили 86 100 000 руб. (55 800 000 руб. + 30 300 000 руб.). Поскольку эта сумма превышает установленную предельную величину, с 1 октября «Альфа» теряет право на применение УСН.

Численность сотрудников

Применять упрощенный режим налогообложения можно, только когда средняя численность сотрудников не превышает 100 человек. Для тех, кто собирается перейти на упрощенку, численность определяют за девять месяцев года, предшествующих переходу. Для тех же, кто уже на спецрежиме, показатель нужно проверять за каждый налоговый (отчетный) период. То есть не реже чем раз в квартал (подп. 15 п. 3 ст. 346. 12, п. 1 ст. 346.13 НК РФ).

Среднюю численность сотрудников определяйте, руководствуясь указаниями, утвержденными приказом Росстата от 28 октября 2013 г. № 428 (указания по заполнению формы № П-4).

В среднюю численность сотрудников включайте:

  • среднесписочную численность сотрудников;
  • среднюю численность внешних совместителей;
  • среднюю численность сотрудников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера.

При расчете средней численности не учитывайте граждан, работающих на основании авторских договоров, а также внутренних совместителей (письмо Минфина России от 16 августа 2007 г. № 03-11-04/2/199).

Если эти условия не соблюдаются в организации или автономном учреждении, которые только планируют перейти на упрощенку, то они имеют право на такой переход лишь в одном случае: если к моменту перехода на спецрежим нарушения будут устранены.

В частности, коммерческая организация может перейти на упрощенку, если:

  • средняя численность сотрудников за девять месяцев года, предшествующего переходу, превышала 100 человек, но к 1 января следующего года этот показатель был сокращен до 100 человек и менее (письмо Минфина России от 25 ноября 2009 г. № 03-11-06/2/248);
  • на дату подачи уведомления о переходе на упрощенку доля участия других организаций в ее уставном капитале превышала 25 процентов, но к 1 января года перехода в учредительные документы были внесены необходимые изменения и размер доли стал удовлетворять установленным требованиям (письма Минфина России от 25 декабря 2015 г. № 03-11-06/2/76441, от 29 января 2010 г. № 03-11-06/2/10).

Изменений, коснувшихся упрощенной системы налогообложения и вступающих в силу с нового года довольно много. Среди основных, это уточненная форма отчетности, введение налоговых каникул, снижение ставки по объекту доходы, установление нового коэффициента-дефлятора. Среди косвенных - введение новой формы отчетности по подоходному налогу, необходимость подачи расчета по исчисленным суммам НДФЛ, изменение срока уплаты подоходного налога по больничным и отпускным и т.д. Рассмотрим какие изменения затронут предпринимателей на «упрощенке»

 

2015 год был богат на многочисленные изменения и поправки в Налоговый кодекс и нормативные акты, определяющие порядок уплаты налогов и сдачи отчетности. Не обошли они и стороной УСН. В 2016 году вступают в силу изменения, прямо или косвенно затрагивающие данный режим налогообложения. Условно разделим их на основные и дополнительные.

Таблица № 1. Основные изменения по УСН

Что будет

На данный момент регионы могут снижать ставку только по объекту «доходы-расходы»: до 5%

Ставка по объекту «доходы» может быть снижена по решению властей региона до 1%. Основную роль будет играть категория налогоплательщика.

Недавно зарегистрированные предприниматели могут не платить налог в с 2016 до 2018 года, если их деятельность связана с производственной, социальной и научной сферой

С 2016 не уплачивать налог три года могут ИП, зарегистрированные впервые и оказывающие бытовые услуги населению. То есть перечень лиц, подпадающих под налоговые категории будет расширен.

Не вправе применять «упрощенку» 20 категорий налогоплательщиков, указанных в ст. 346.12 НК РФ

С нового года УСН не могут применять частные аккредитованные агентства занятости, предоставляющие временный персонал.

Коэффициент дефлятор - 1,147

С 2016 года - 1,329

Максимальный доход для нахождения на «упрощенке» - 68,82 млн., для перехода на нее - 51,61 млн.

Изменен лимит доходов на применение УСН в 2016 году

На использование УСН - 79,74 млн. руб., для перехода - 59,80 млн. руб.

Для тех упрощенцев, у которых ставка будет равно 0 % разработана переходная форма декларации

Таблица № 2. Свежие новости по УСН на 2016 год. Изменения, косвенно затрагивающие предпринимателей на «упрощенке»

Что будет

Предоставление вычетов:

Предельный размер дохода, после которого соцвычет на детей не выплачивается работодателем, составляет 280 тыс. руб.

Планка предельного дохода поднята до 350 тыс. руб.

Сумма вычета на ребенка-инвалида составляет 3 000 руб., вне зависимости от лиц на чьем иждивении находится ребенок.

* 12 тыс. руб. для родителей и усыновителей;

* 6 тыс. руб. для опекунов

Вычет за образование и медуслуги работодателем НЕ представляется

По желанию работника вычет за обучение и лечение может быть предоставлен по месту работы, после подтверждения указанного права налоговым органом

Изменяется дата перечисление подоходного налога в бюджет

Датой перечисления НДФЛ в бюджет считается день поступления средств на счет работодателя или непосредственно зачисление денег на счет работника

НДФЛ необходимо перечислить в бюджет на следующий, после выплат денег работникам, день. По больничным и отпускным - не позднее конца месяца, в котором они были перечислены работнику

Сдача отчетности по НДФЛ

По итогам года до 01 апреля работодатель подает в Инспекцию сведения о доходах своих сотрудников за прошедший год.

Отчетность может быть представлена на бумаге, если количество работников не более 10 человек.

Помимо сведений о доходах, работодатель обязан ежеквартально сдавать расчет о суммах подоходного налога, которые были им исчислены с доходов работников.

На бумаге можно подать сведения если работников не более 25 человек.

За несвоевременную сдачу вводится штраф - 1тыс. за 1 месяц просрочки.

Налоговики могут «заморозить счет» если с расчетом опоздать более чем на 10 дней;

За недостоверные данные в расчет - штраф 500 р. за каждый «неверный» документ

МРОТ 5965 руб.

Рассмотрев основные изменения в УСН в 2016 году, охарактеризуем вкратце данную систему с учетом новых особенностей.

Кто может применять упрощенку?

ИП и юрлица, в том числе имеющие представительства

Кто не может находится на УСН?

Перечень лиц, которые не могут использовать УСН установлен п.3 ст. 346.12 НК РФ. К ним в 2016 году добавлены частные агентства занятости

Условия для перехода на режим

  • Не более 100 сотрудников;
  • Стоимость ОС не более 100 млн. руб.
  • Прибыль с начала года не более 60 млн. руб. (без учета коэффициент-дефлятора) *

    * На 2015 год указанный коэффициент равен 1,147 и соответственно предельный доход составляет 68,85 млн. руб.

    В 2016 год коэффициент равен 1,329 и предельная граница прибыли не должна превышать 79,74 млн. руб.

  • Юрлица не должны иметь филиалы;
  • Прибыль для перехода на режим не должна превышать 59,80 млн. руб. (с учетом коэффициент-дефлятора на 2016 год)
  • Доля участия других ЮЛ не более 25%

Налоговые ставки

  • 6% для объекта «доходы». Может быть снижена решением региональных властей до 1%;
  • 15% для «доходов минус расходы». Также может быть снижена до 5%.

Заменяет налоги

За наемный персонал предприниматель обязан исчислять и уплачивать НДФЛ.

Срок сдачи декларации

  • ЮЛ - до 31 марта года следующего за отчетным;
  • ИП - до 30 апреля

Уплачиваем налог:

По итогам года

  • ИП - до 30 апреля года, следующего за отчетным;
  • ЮЛ - до 31 марта

Уменьшение налога

На объекте «доходы минус расходы» полученный доход уменьшается на произведенные расходы

На объекте «доходы» налоговая база может быть снижена за счет уплаченных взносов

На 100% за себя, если нет наемного персонала;

Не более чем на 50% суммы налога к уплате за взносы на сотрудников

Отдельно стоит сказать о взносах, уплаченных с превышения в 300 тыс. рублей. Письмом от 07.12.2015г. Минфин поставил точку в спорах о том являются ли эти взносы фиксированными и соответственно могут ли предприниматели на объекте «доходы» уменьшать на них налог к уплате. Согласно новой позиции финансового ведомства указанные взносы предприниматели могут учитывать при расчете налога к уплате по ставке 6%

Форма декларации

Для тех кто будет уплачивать налог по пониженной ставке установлена переходная форма декларации. Данная форма действует до тех пока в действующую декларацию не будут внесены окончательные изменения. Использование ее является добровольным, а не принудительным. Основное отличие данной формы состоит в том, что налогоплательщик сам указывает льготную ставку, в то время как в основной декларации она проставлена автоматически и равна - 6%.

Для всех остальных налогоплательщиков действует старая форма.

Дополнение: Простой и экономный вариант ведения налогового учета на УСН - воспользоваться услугами

УСН, ОСНО, ЕНВД … сколько разных аббревиатур узнаёт новоиспеченный предприниматель. На самом деле, это всего лишь обозначения налоговых режимов, один из которых субъект малого бизнеса должен выбрать для своей предпринимательской деятельности. Озаботиться вопросом выбора необходимо ещё до начала регистрации фирмы: изучить системы налогообложения, их преимущества и недостатки, а также ограничения, которые накладывает НК РФ на применение того или иного режима. Государство даёт возможность большинству ИП и ООО работать по упрощённой схеме налогового учёта (УСН) – попробуем разобраться, что это такое.

Суть УСН и её преимущества

УСН – это специальный режим налогообложения, при котором предприниматель платит единый налог, объединяющий в себе сразу несколько налогов. УСН, или «упрощёнка», считается оптимальной налоговой системой для частных предпринимателей:

  • она не требует ведения бухучета и найма профессионального бухгалтера;
  • имеет максимально простую процедуру подготовки и сдачи отчётности;
  • УСН освобождает от оплаты и даёт льготы по целому ряду налоговых платежей;
  • есть возможность выбрать из нескольких вариантов расчёта налогооблагаемой базы.

Налоговая ставка по упрощённой системе составляет от 5 до 15 %, в зависимости от объекта налогообложения (учитываются ли в налоговой базе только доходы либо и доходы, и расходы), категории налогоплательщика и его территориальной принадлежности тому или иному субъекту РФ. Все юридические лица, находящиеся на УСН, по Налоговому Кодексу не уплачивают НДС, налог на прибыль и имущество организации; ИП как физическое лицо также освобождается от подоходного и имущественно налога (на имущество, участвующее в бизнесе).

Все остальные налоговые и внебюджетные платежи за «упрощенцами» сохраняются, как и обязанность вести в установленном порядке кассовые операции, предоставлять отчётность в органы госстатистики и исполнять функции налогового агента в отношении своих работников – физических лиц.

Кто может работать на «упрощёнке»?

Выбрать в качестве предпочтительной системы налогового учёта упрощённую могут далеко не все субъекты малого бизнеса. Возможность применения этого режима законодательно ограничивается предельными количественными показателями фирмы, а именно: численностью работников, размером дохода и стоимостью основных средств организации. Не имеют права применять УСН те фирмы, которые:

  • имеют более 100 работников по среднесписочному составу;
  • обладают основными средствами (без учета нематериальных активов) с остаточной стоимостью свыше 100 млн. рублей;
  • за налоговый период получили доходы 60 млн. рублей и более. Если организация только планирует подать уведомление о переходе на «упрощёнку» (а делается это, как правило, до 31 декабря), то её доход за 9 месяцев текущего года не должен перевалить за 45 млн. рублей.

Определённые виды деятельности также делают невозможным применение УСН. Это касается:

  • кредитных учреждений, страховых компаний и микрофинансовых организаций;
  • инвестиционных фондов, фондовых бирж и посредников;
  • ломбардов;
  • представителей индустрии азартных игр;
  • производителей подакцизных товаров;
  • адвокатов и нотариусов;
  • организаций, 25% уставного капитала которых принадлежит юридическим лицам;
  • бюджетных предприятий;
  • иностранных фирм;
  • плательщиков ЕСХН;
  • юрлиц, имеющих представительства и филиалы.

Как перейти на особый налоговый режим?

Даже те ИП и фирмы, которые полностью соответствуют требованиям, дающим право пользоваться облегчённым налогообложением, не становятся плательщиками УСН «по умолчанию». Своё желание предприниматель должен изъявить в письменном виде и в строго определённые сроки.

  1. Вновь созданное ООО (или ИП) уведомляет налоговиков о выборе УСН в срок не позднее 30 дней от даты государственной регистрации.
  2. Уже действующие организации могут перейти на «упрощёнку» с другого налогового режима со следующего года, если до конца этого года известят об этом налоговую инспекцию.
  3. Плательщики «вменёнки», переставшие заниматься деятельностью, подпадающей под ЕНВД, могут выбрать УСН, не дожидаясь окончания налогового года, и начать его применять с начала текущего месяца.
  4. Организация, потерявшая право на УСН, должна прекратить его применение с начала текущего квартала и по окончании действующего отчётного периода в течение 15 дней уведомить ИФНС. Вернуться на «упрощёнку» в таком случае можно не ранее, чем через год.
  5. Отказаться от специального налогового режима любая организация может с начала следующего года, подав уведомление до 15 января в территориальный налоговый орган. Что касается изменения объекта налогообложения внутри упрощённой схемы, срок извещения о смене одного варианта УСН на другой – до 31 декабря.

Уведомление о смене налогового режима заполняется по форме №26.2-1 в 2 экземплярах и обычно подаётся вновь открывающимися организациями вместе с регистрационным пакетом документов. В данном заявлении помимо наименования ИП (ООО), даты перехода и видов деятельности, обязательно указывается и объект налогообложения: «доходы» или «доходы за вычетом расходов». Выбор этого момента, как правило, вызывает затруднения у начинающих предпринимателей, да и опытные фирмы зачастую приходят к оптимальной для себя форме расчёта налоговой базы только методом проб и ошибок.

Объекты налогообложения при УСН

Какой же вариант УСН выбрать: «доходы» или «доходы минус расходы»? Единого алгоритма или формулы расчёта выгодности той или иной схемы не существует. Обычно рекомендуют спрогнозировать предполагаемые расходы: если они достаточно высоки (например, на производстве), целесообразно минусовать их при расчёте налогооблагаемой базы, в ином случае лучше выбрать УСН «6 % с доходов». Рассмотрим подробнее виды упрощённых режимов.

  1. Объект налогообложения «доходы» предполагает оплату 6% от совокупного дохода организации. Такой вид УСН выгоден для ИП, не имеющего работников. Для него сумма налога уменьшается на сумму внебюджетных платежей (в 2014 году это 17328,48 рублей в ПФР и 3399,05 рублей в фонд медицинского страхования). Заработав за год меньше, чем 355000 рублей, ИП, таким образом, освобождается от уплаты налога. Организация, которая оплачивает пенсионные, социальные и медицинские взносы за своих работников, полностью от налога не освобождается, но может сократить его размер наполовину. Сюда включаются также расходы на оплату больничных, отпусков по беременности и родам, страхование от производственных травм.
  2. Объект «доходы, уменьшенные на сумму расходов» облагается налогом по ставке от 5 до 15 % (это зависит от региональных законов). Чтобы налоговая разрешила вычет расходов из облагаемого дохода, они должны соответствовать видам, перечисленным в НК РФ, быть экономически оправданными и документально подтверждёнными.

Статья 346.16 определяет перечень таких расходов:

  • приобретение, аренда, создание, обслуживание основных средств;
  • нематериальные активы (патенты, ПО, технологии и так далее);
  • коммунальные услуги, вывоз ТБО;
  • обслуживание кредитов и займов;
  • таможенные пошлины;
  • служебный автопарк, использование личного автотранспорта в служебных целях;
  • командировки;
  • нотариальные, бухгалтерские, юридические услуги;
  • канцелярия и хозяйственные товары;
  • связь;
  • брендирование и реклама;
  • внебюджетные платежи;
  • развитие производства, закупка товаров;
  • обслуживание контрольно-кассовой техники;
  • обучение персонала;
  • комиссионные, судебные расходы.

Перечисленные расходы утверждаются налоговым инспектором, если они корректно учтены кассовым методом и являются экономически целесообразными. Все расходы должны документально подтверждаться (накладные, авансовые отчеты, путевые листы и прочие первичные документы в порядке).

Затраты, отнесенные предпринимателем к расходам, учитываемым в целях налогообложения, уменьшают налоговую базу на эту сумму. В результате в бюджет уходит 15 % от оставшейся величины дохода.

Отчётность при УСН

В чём заключается упрощённое ведение бухгалтерского учёта и отчётности при УСН?

КУДиР

Главный бухгалтерский документ при УСН – это книга учёта доходов и расходов. При этом схема «6%» предполагает учёт только доходов (разделы 1 и 4 книги), при втором варианте налогообложения все доходы и расходы заносятся в разделы 1 – 3 и справочную часть учётной формы, утверждённой приказом 135н Минфина РФ от 22.12.2012 года.

Налоговая декларация

Отчётность при УСН подаётся в установленные сроки за каждый налоговый период. По окончании отчётного периода декларация должна быть сдана до 31 марта или до 30 апреля (для юрлица и ИП соответственно) лично, почтовым отправлением или по интернет-каналам.

Бланк декларации, используемой при УСН, утверждён финансовым ведомством 22.09.2009 года за номером 58 н.

При налоговой схеме «доходы» составление декларации заключается в заполнении нескольких строк:

  • ставка – 6 %;
  • сумма доходов;
  • исчисленная сумма налога;
  • налоговый вычет.

Заполнение документа при режиме «доходы минус расходы» чуть сложнее: помимо вышеперечисленных пунктов, в декларацию вносятся расходы, сумма убытка и высчитывается налоговая база по формуле «сумма доходов – расходы – убыток». В случае, если налоговая база имеет плюсовое значение, величина налога рассчитывается, исходя из ставки (5–15%). Если организация сработала в ноль или в убыток (налоговая база оказалась в отрицательном диапазоне), плательщик не освобождается от уплаты налога. В таких случаях действует минимальный налог, составляющий 1 % от годового дохода. Убыток текущего периода может переноситься на следующий год несколько раз (допустимо до 10 лет).

Прочие отчёты

Помимо декларации УСН организация предоставляет отчёты с периодичностью 1 раз в квартал:

  • ПФР – в течение 1,5 месяцев со дня окончания отчётного периода (до 15 числа);
  • ФСС – в течение первых 2-х недель нового отчётного периода (до 15 числа).

Раз в год требуется передача данных по работникам фирмы в ИФНС (до 1 апреля), а также информация о среднесписочной численности сотрудников (до 20 января) в ПФР и ФСС (кроме ИП, работающих на себя в одном лице).

Уплата налогов

Оплата единого налога производится раз в три месяца, авансовыми платежами за каждый отчётный квартал (после 3, 6, 9 и 12 месяцев). Первые 3 платежа вносятся до 25 числа месяца, следующего за отчётным, а оплата за 4 квартал - до 31 марта (ООО) и 30 апреля (ИП).

Для поддержки малого бизнеса была введена . Ее особенность заключается в том, что она заменяет часть налогов, уплачиваемых в бюджет предприятием, и упрощает ведение учета и сдачу отчетности малым предприятием.

Впервые упрощенная система налогообложения была введена в России Федеральным законом от 29 декабря 1995 г. N 222-ФЗ, который утратил силу с 1 января 2003 г. в связи с вступлением в силу соответствующей главы в составе части второй Налогового кодекса РФ.

За время применения упрощенной системы налогообложения в нее вносились изменения и дополнения, уточнялись некоторые положения.

С 1 января 2003 г. упрощенная система налогообложения была существенно модернизирована. Некоторые элементы предыдущей версии упрощенной системы налогообложения были сохранены, но был учтен и накопленный за время ее применения опыт.

Именно этим подтверждается актуальность вопросов налогообложения при УСНО, так как развитие малого и среднего предпринимательства становится одним из важнейших направлений экономических преобразований в стране. Концепция его дальнейшего развития должна предусматривать как создание общих рыночных предпосылок - рыночной инфраструктуры, мотивационного механизма, так и специальную государственную систему поддержки, в частности наличие специальных налоговых режимов.

Упрощенная система налогообложения - специальный налоговый режим, применяемый налогоплательщиками (организациями и индивидуальными предпринимателями) наряду с иными системами налогообложения. Специальный налоговый режим - это налоговый режим с особым порядком исчисления налогов.

Положительная сторона данного налогового режима для налогоплательщиков объясняется существенным снижением налоговой нагрузки по сравнению с общеустановленной системой налогообложения , в уменьшении налогового бремени, упрощении налогового и бухгалтерского учета и отчетности для небольших предприятий и индивидуальных предпринимателей. Тем не менее следует отметить, что в соответствии с опубликованным Письмом Минфина России от 13 апреля 2009 г. N 07-05-08/156 общества с ограниченной ответственностью, применяющие упрощенную систему, все же не могут отказаться от ведения бухгалтерского учета .

Упрощенная система налогообложения для налогоплательщиков существенно снижает налоговую нагрузку по сравнению с общеустановленной системой налогообложения. Данные меры принимаются правительством для стимулирования развития сферы частного предпринимательства, вывода доходов малых предприятий и индивидуальных предпринимателей из теневого в легальный бизнес.

Одна из функций налоговой системы заключается в стимулировании развития перспективных отраслей и сфер экономики. Для выполнения этой функции, помимо основного режима налогообложения, существуют специальные налоговые режимы.

Создание упрощенной системы налогообложения является одной из форм поддержки субъектов малого предпринимательства. В связи с этим, помимо Налогового кодекса Российской Федерации, исходным, базовым нормативным актом, закрепляющим статус субъекта малого предпринимательства, является Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации". К сожалению, пока положения указанного Закона напрямую не предусматривают для субъектов малого предпринимательства возможности применения упрощенной системы налогообложения и учета. Однако нормы Закона закрепляют введение упрощенного порядка предоставления бухгалтерской отчетности.

Понятие и правовое регулирование упрощенной системы налогообложения . Упрощенная система налогообложения (УСНО) - это специальный налоговый режим, который применяется на всей территории Российской Федерации начиная с 1 января 2003 г. наряду с общепринятой системой налогообложения .

Сущность единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями, заключается в том, что он заменяет уплату целого ряда налогов, устанавливаемых общим налоговым режимом.

В соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" субъектами малого предпринимательства могут быть внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц коммерческие организации, физические лица - индивидуальные предприниматели.

При отнесении субъекта хозяйственной деятельности к малому предпринимательству необходимо учитывать еще ряд обязательных условий , установленных Законом, для признания организации субъектом малого бизнеса:

1. Суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов).

2. Средняя численность работников коммерческой организации за предшествующий календарный год не должна превышать 100 человек на малом предприятии и 15 человек на микропредприятии.

3. Согласно Постановлению Правительства РФ в от 22 июля 2008 г. N 556 "О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства" максимальный размер выручки от реализации без НДС коммерческой организации за предшествующий календарный год не должен превышать 400 млн руб. на малом предприятии и 60 млн руб. на микропредприятии.

Подпункт 1 п. 3 ст. 346.12 Налогового кодекса РФ запрещает применять упрощенную систему организациям, у которых есть хотя бы один филиал или представительство. Однако если компания создаст обособленное подразделение, не отвечающее признакам филиала или представительства (ст. 55 Гражданского кодекса РФ), а также если оно не будет отражено в учредительных документах, то можно без проблем и дальше быть на "упрощенке". Такое мнение высказано в Письмах Минфина России от 27 марта 2008 г. N 03-11-04/2/60 и от 24 марта 2008 г. N 03-11-04/2/57. Аналогичную позицию можно встретить и в публикациях налоговых экспертов.

Не имеют права применять упрощенный налоговый режим организации, банки, страховщики, негосударственные пенсионные фонды, инвестиционные фонды, профессиональные участники рынка ценных бумаг, ломбарды и т.д. (п. 3 ст. 346.12 НК РФ).

В соответствии с гл. 26.2 НК РФ при несоблюдении налогоплательщиком критериев, дающих право на применение УСНО, он считается переведенным на иной режим налогообложения с начала квартала, когда произошло нарушение хотя бы одного критерия. Единственным положительным моментом в данной ситуации является то, что такие налогоплательщики освобождаются от налоговой ответственности за несвоевременное представление документов и уплату авансовых платежей.

Организации (предприниматели), находящиеся на общем режиме налогообложения и отвечающие требованиям, предусмотренным п. п. 2 и 3 ст. 346.12 НК РФ, вправе перейти на УСНО с начала следующего календарного года. Для этого ей (ему) необходимо в срок с 1 октября по 30 ноября текущего года подать в налоговый орган по месту своего нахождения заявление по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 13 апреля 2010 г. N ММВ-7-3/182@.

В заявлении налогоплательщик, в частности, указывает :

Выбранный объект налогообложения;

Размер доходов за девять месяцев текущего года;

Среднюю численность работников за указанный период;

Остаточную стоимость основных средств и нематериальных активов по состоянию на 1 октября текущего года (п. 1 ст. 346.13 НК РФ).

Организации, применяющие данный налоговый режим, освобождаются от обязанности по уплате:

Налога на прибыль организаций (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным п. п. 3 и 4 ст. 284 НК РФ);

Налога на добавленную стоимость (за исключением случаев ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации и аренды государственного имущества, когда у организации возникает обязанность уплаты НДС на основании гл. 21 НК РФ в качестве налогового агента);

Налога на имущество организаций.

Индивидуальные предприниматели, применяющие данный налоговый режим, освобождаются от обязанности по уплате :

Налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности, за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным п. п. 2, 4 и 5 ст. 224 НК РФ);

Налога на добавленную стоимость (за исключением случаев, когда индивидуальный предприниматель, в соответствии с нормами гл. 21 НК РФ, выступает налоговым агентом);

Налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности).

Следует особо отметить, что и организации, и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации (в частности, за работников предприниматель уплачивает фиксированные взносы на финансирование страховой и накопительной части трудовой пенсии в соответствии со ст. 28 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации").

Экономические субъекты, применяющие упрощенную систему налогообложения, уплачивают иные налоги, действующие в Российской Федерации, при наличии на то оснований в соответствии с законодательством о налогах и сборах. Например, в случае, если налогоплательщик единого налога является на основании гл. 28 НК РФ плательщиком транспортного налога, он обязан исчислять и уплачивать налог в общеустановленном порядке, представлять налоговую отчетность.

В 2010 г. организации и индивидуальные предприниматели, применяющих упрощенную систему налогообложения, в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" уплачивают по пониженным тарифам страховые взносы в ПФР, ФСС РФ, ФФОМС и ТФОМС, но с 1 января 2011 г. они должны будут платить страховые взносы по тем же тарифам, что и организации (предприниматели) на общем режиме налогообложения, - по общим страховым тарифам.

Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов - они обязаны уплачивать в бюджет налог на доходы физических лиц (например, с доходов наемных работников - 13% либо 30%), налог на добавленную стоимость (например, с арендной платы при аренде федерального или муниципального имущества) и т.д.

Статья 346.25.1 Налогового кодекса РФ разрешает индивидуальным предпринимателям, помимо стандартной УСН, применять и другой режим налогообложения - упрощенный на основе патента. Единый налог при этом заменяется патентом. На сумму патента не повлияют полученные доходы и произведенные расходы предпринимателя. Этот налоговый режим смогут использовать только те предприниматели, которые работают самостоятельно, без привлечения большого количества персонала, в том числе работающего по гражданско-правовым договорам.

Работать по патенту могут далеко не все индивидуальные предприниматели. Пункт 2 ст. 346.25.1 Налогового кодекса РФ устанавливает закрытый перечень видов деятельности, при осуществлении которых можно работать с патентом. В этом списке, например, отсутствует понятие "бытовые услуги".

Решение о возможности применения индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения на основе патента на территориях субъектов РФ принимается законами этих субъектов. При этом законами субъектов Российской Федерации определяются конкретные перечни видов предпринимательской деятельности (в пределах, предусмотренных НК РФ).

На основании п. 2.1 ст. 346.25.1 НК РФ при применении упрощенной системы налогообложения на основе патента индивидуальный предприниматель вправе привлекать наемных работников, в том числе по договорам гражданско-правового характера, среднесписочная численность которых, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, не должна превышать за налоговый период пяти человек.

На предпринимателей, перешедших на работу по патенту, распространяются нормы, установленные другими статьями главы Налогового кодекса, посвященной УСНО (ст. ст. 346.11 - 346.25 НК РФ), но с учетом особенностей, предусмотренных ст. 346.25.1 НК РФ, посвященной работе по патенту. При этом предприниматель может выбрать как "классическую" упрощенную систему, так и "упрощенку по патенту".

Переход на налогообложение по патенту достаточно прост. Патент выдается по выбору налогоплательщика на период от одного до 12 месяцев. Налоговым периодом считается срок, на который выдан патент. Заявление на получение патента подается индивидуальным предпринимателем в налоговый орган по месту постановки индивидуального предпринимателя на учет не позднее чем за один месяц до начала применения индивидуальным предпринимателем упрощенной системы налогообложения на основе патента. Налоговый орган обязан в десятидневный срок выдать индивидуальному предпринимателю патент или уведомить его об отказе в выдаче патента. Форма уведомления об отказе в выдаче патента утверждается ФНС России. При выдаче патента заполняется также и его дубликат, который хранится в налоговом органе.

Стоимость патента зависит от величины потенциально возможного годового дохода, от того вида бизнеса, которым занят предприниматель. Этот доход устанавливают власти субъекта РФ в соответствующем законе на календарный год по каждому из видов предпринимательской деятельности, по которому разрешается применение индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения на основе патента. При этом допускается дифференциация такого годового дохода с учетом особенностей и места ведения предпринимательской деятельности индивидуальными предпринимателями на территории соответствующего субъекта РФ.

Если индивидуальный предприниматель нарушил условия применения упрощенной системы налогообложения на основе патента (например, принял наемных работников свыше установленного лимита) или осуществил на основе патента вид предпринимательской деятельности, не предусмотренный в законе субъекта РФ, где он работает, то он теряет право на применение упрощенной системы налогообложения на основе патента в периоде, на который был выдан патент. Тоже произойдет при неоплате (неполной оплате) предпринимателем одной трети стоимости патента в срок, установленный п. 8 ст. 346.25.1 НК РФ.

В случае утери права на "упрощенку по патенту" индивидуальный предприниматель должен уплачивать налоги в соответствии с общим режимом налогообложения. При этом стоимость (часть стоимости) патента, уплаченная индивидуальным предпринимателем, ему не возвращается.

Оплата оставшейся части стоимости патента производится налогоплательщиком не позднее 25 дней до дня окончания периода, на который был получен патент.

Налогоплательщики УСНО, которые работают на основе патента, не должны сдавать в инспекцию декларацию по единому налогу. Дело в том, что стоимость патента не зависит от доходов и расходов предпринимателя. А вот Книгу учета доходов и расходов они вести обязаны. Предприниматели УСНО, получившие патент, все равно не могут превышать установленный в ст. 346.13 НК РФ лимит по доходам. Поэтому они должны следить за соблюдением установленных ограничений.

Формирование налоговой базы при применении упрощенной системы налогообложения . Согласно ст. ст. 346.18, 346.25 НК РФ для организаций налоговой базой при применении упрощенной системы налогообложения признается денежное выражение доходов, а для индивидуальных предпринимателей - денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов.

При применении УСНО объектом налогообложения согласно п. 1 ст. 346.14 НК РФ признаются:

- доходы ;

- доходы, уменьшенные на величину расходов .

Объект, как правило, выбирает сам налогоплательщик. Исключение из общего правила составляют случаи, когда плательщик является участником договора простого товарищества или договора доверительного управления имуществом (тогда в качестве объекта обязательно применяют доходы, уменьшенные на величину расходов).

Выбор того или иного варианта обусловливается экономической целесообразностью: если у налогоплательщика большие суммы расходов, на которые можно уменьшить для целей налогообложения доходы, то он остановится на втором варианте. Если же таких расходов немного, то приемлем первый вариант. Налогоплательщики при определении объекта налогообложения учитывают в порядке, предусмотренном гл. 25 НК РФ "Налог на прибыль организаций", следующие доходы:

Доходы от реализации;

Внереализационные доходы.

При определении объекта налогообложения не учитываются доходы, предусмотренные гл. 25 НК РФ. Также не учитываются в составе доходов доходы в виде полученных дивидендов, если их налогообложение произведено налоговым агентом.

При определении объекта налогообложения налогоплательщик уменьшает полученные доходы на расходы, перечисленные в ст. 346.16 НК РФ.

Порядок признания доходов и расходов регулируется ст. 346.17 НК РФ.

Датой получения доходов признается день поступления денежных средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашения задолженности (оплаты) налогоплательщику иным способом (кассовый метод).

При использовании векселя датой получения доходов признается дата оплаты векселя (день поступления денежных средств от векселедателя либо иного обязанного по указанному векселю лица) или день передачи налогоплательщиком указанного векселя по индоссаменту третьему лицу.

Расходами налогоплательщика признаются затраты после их фактической оплаты .

Налогоплательщики не учитывают в составе доходов и расходов суммовые разницы в случае, если по условиям договора обязательство (требование) выражено в условных денежных единицах.

Расходы учитываются в составе расходов с учетом следующих особенностей:

Материальные расходы и расходы на оплату труда и оплата процентов за пользование заемными средствами и при оплате услуг третьих лиц - в момент погашения задолженности путем списания денежных средств с расчетного счета, выплаты из кассы, а при ином способе погашения задолженности - в момент такого погашения;

Расходы по приобретению сырья и материалов - после их фактической оплаты;

Расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации, - по мере реализации товаров одним из методов: ФИФО, ЛИФО, по средней стоимости; по стоимости единицы товара;

Расходы, связанные с реализацией товаров (хранение, обслуживание, транспортировка), - после их фактической оплаты;

Расходы на уплату налогов и сборов - после оплаты в размере, фактически уплаченном налогоплательщиком;

Расходы на приобретение (сооружение, изготовление) основных средств, а также расходы на приобретение (создание) нематериальных активов - последнее число отчетного (налогового) периода. Указанные расходы учитываются только по оплаченным основным средствам и нематериальным активам, используемым при осуществлении предпринимательской деятельности;

При выдаче налогоплательщиком собственного векселя в оплату товаров (работ, услуг), имущественных прав - учитываются после оплаты векселя;

При выдаче налогоплательщиком векселя третьего лица в оплату товаров (работ, услуг), имущественных прав - на дату передачи указанного векселя.

Организации, которые до перехода на УСНО при исчислении налога на прибыль использовали метод начислений, при переходе на УСНО выполняют следующие правила:

На дату перехода в налоговую базу включаются суммы денежных средств, полученные до перехода на УСНО в оплату по договорам, исполнение которых налогоплательщик осуществляет после перехода на УСНО;

Не включаются в налоговую базу денежные средства, полученные после перехода на УСНО, если по правилам налогового учета по методу начислений указанные суммы были включены в доходы при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль;

Расходы, осуществленные организацией после перехода на УСНО, признаются расходами, вычитаемыми из налоговой базы на дату их осуществления, если оплата таких расходов была осуществлена до перехода на УСНО, либо на дату оплаты, если оплата была осуществлена после перехода на УСНО;

Не вычитаются из налоговой базы денежные средства, уплаченные после перехода на УСНО в оплату расходов организации, если до перехода на УСНО такие расходы были учтены при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль.

Организации, применявшие УСНО, при переходе на исчисление налоговой базы по налогу на прибыль с использованием метода начислений выполняют правила:

Признается в составе доходов погашение задолженности (оплата) налогоплательщику за поставленные в период применения УСНО товары (выполненные работы, оказанные услуги), переданные имущественные права;

Признается в составе расходов погашение задолженности (оплата) налогоплательщиком за полученные в период применения УСНО товары (выполненные работы, оказанные услуги), имущественные права.

Указанные доходы и расходы признаются на дату перехода на исчисление налоговой базы по налогу на прибыль организаций с использованием метода начислений.

При переходе организации на УСНО в налоговом учете отражается остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, которые оплачены до перехода на УСНО, в виде разницы цены приобретения (сооружения, изготовления, создания) и суммы начисленной амортизации.

Индивидуальные предприниматели при переходе с иных режимов налогообложения на УСНО и с УСНО на иные режимы налогообложения применяют правила, предусмотренные для организаций.

Особенности документооборота и налогообложения при упрощенной системе налогообложения . Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСНО, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета, за исключением учета основных средств и нематериальных активов. Однако налогоплательщики, перешедшие на УСНО, как и до перехода, могут вести бухгалтерский учет в полном объеме по правилам, установленным законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете.

Для учета основных средств и нематериальных активов, организации и индивидуальные предприниматели должны руководствоваться ПБУ 6/01 "Учет основных средств" и ПБУ 14/2007 "Учет нематериальных активов".

Требование об обязательном бухгалтерском учете основных средств и нематериальных активов связано с тем, что для сохранения права применения УСНО остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определенная по правилам бухгалтерского учета, не должна превышать 100 млн руб. Если по итогам отчетного (налогового) периода указанный лимит будет превышен, то налогоплательщик считается перешедшим на общий режим налогообложения с начала того квартала, в котором было допущено это превышение. В связи с этим налогоплательщику следует отслеживать остаточную стоимость основных средств и нематериальных активов при планировании приобретения новых объектов основных средств и нематериальных активов, а также для документального подтверждения права применения УСНО.

Для ведения бухгалтерского учета объектов основных средств и нематериальных активов организациям и предпринимателям нет необходимости отражать операции на синтетических счетах бухгалтерского учета. Достаточно самостоятельно разработать необходимые регистры бухгалтерского учета, позволяющие накапливать информацию о первоначальной и остаточной стоимости имеющихся объектов основных средств и нематериальных активов.

Формы разработанных регистров по учету основных средств и нематериальных активов необходимо зафиксировать в учетной политике.

Налогоплательщики, применяющие УСНО, обязаны вести налоговый учет показателей своей деятельности, необходимых для исчисления налоговой базы и суммы налога, на основании Книги учета доходов и расходов.

Форма Книги доходов и расходов открывается на один календарный год, может выполняться как в бумажном, так и в электронном виде и ведется на русском языке. По окончании налогового периода Книга, которая велась в электронном виде, выводится на бумажный носитель.

В Книге отражаются все хозяйственные операции, производимые налогоплательщиком за отчетный (налоговый) период, в хронологической последовательности на основании первичных документов.

Для Книги, которая велась в электронном виде, данная процедура выполняется после вывода ее на бумагу по окончании налогового периода.

Для налогоплательщиков, применяющих УСНО, налоговым периодом признается календарный год, который состоит из трех отчетных периодов. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Налоговые ставки :

6% (от доходов);

15% (от доходов, уменьшенных на величину расходов).

Законами субъектов РФ могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15% в зависимости от категорий налогоплательщиков.

Налогоплательщик, применяющий УСНО и выбравший в качестве объекта налогообложения доходы, может уменьшить сумму налога за налоговый период на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплаченных за тот же период времени, в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, а также на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма налога не может быть уменьшена более чем на 50% по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.

Налогоплательщики, принявшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, такое уменьшение суммы налога произвести не могут, так как указанные взносы и пособия включаются в состав расходов при исчислении налоговой базы.

Налогоплательщики, применяющие УСНО, подают налоговую декларацию по единому налогу по итогам налогового периода. Налоговую декларацию представляют:

Налогоплательщики-организации - не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом;

Налогоплательщики - индивидуальные предприниматели - не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

За нарушение установленных сроков установлены соответствующие взыскания.

Организации и индивидуальные предприниматели соблюдают общий порядок ведения кассовых операций, представляют статистические отчетности, исполняют обязанности налоговых агентов, ведут налоговый учет доходов и расходов в Книге учета доходов и расходов, бухгалтерский учет основных средств и нематериальных активов, учет показателей по прочим налогам, сборам и взносам.

Сумма налога исчисляется налогоплательщиком самостоятельно по итогам налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Таким образом, по сравнению с общим режимом налогообложения, УСНО обладает следующими положительными характеристиками.

УСНО применяется добровольно, т.е. организации и индивидуальные предприниматели сами решают, стоит им переходить на этот режим или нет. Аналогичное правило действует и в отношении прекращения права применять этот специальный налоговый режим (за исключением случаев принудительного лишения такого права, предусмотренных п. 4 ст. 346.13 НК РФ).

Упрощенная система распространяется на всю предпринимательскую деятельность организации, т.е. полностью заменяет собой общий режим налогообложения.

Организации, применяющие УСНО, освобождены от обязанности ведения бухгалтерского учета, за исключением бухгалтерского учета основных средств и нематериальных активов организации. Соответственно, они не должны представлять бухгалтерскую отчетность в налоговый орган. Это значительно облегчает ведение учета. Однако современная практика хозяйствования свидетельствует о том, что хозяйствующие субъекты, применяющие упрощенный режим налогообложения, предпочитают вести бухгалтерский учет и составлять бухгалтерскую отчетность для целей внутреннего контроля.

У налогоплательщика есть возможность выбора объекта налогообложения: доходы или доходы, уменьшенные на величину расходов.

Исключением из этого правила являются участники договора простого товарищества или договора доверительного управления имуществом. Они обязаны применять УСНО с объектом "доходы минус расходы".

Заслуживает положительной оценки и простота заполнения налоговой декларации по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением УСНО , и представление ее в налоговые органы один раз в год - по итогам налогового периода.

Многочисленные положительные черты упрощенной системы налогообложения сводятся на нет ее недостатками.

Во-первых, при УСН не выдаются счета-фактуры . Не относясь к плательщикам НДС (п. п. 2 и 3 ст. 346.11 НК РФ), налогоплательщики УСНО не должны выставлять счета-фактуры покупателям и заказчикам, что для самих продавцов (исполнителей) безусловный плюс. А вот их покупателям (заказчикам) это может не понравиться. Для вычета по НДС необходим счет-фактура с выделенным налогом. Приобретя товар у продавца на упрощенной системе, покупатель не сможет рассчитывать на вычет и будет вынужден платить НДС со всей стоимости товара. У предприятий в результате сделок с предпринимателями и организациями, которые работают по упрощенной системе налогообложения, значительно возрастают суммы НДС, которые нужно перечислить в бюджет. Как правило, плательщики НДС неохотно заключают сделки с теми, кто освобожден от уплаты этого налога. При прочих равных условиях приобретать товары (работы, услуги) у поставщиков, работающих по общеустановленной системе налогообложения, выгоднее. Перепродав активы или использовав их в собственном производстве, покупатель пользуется вычетом. Благодаря этому он, во-первых, получает большую прибыль, а во-вторых, экономит на налогах. И все это только из-за того, что в счете-фактуре обычного продавца сумма НДС указана отдельно.

На самом деле упущенное компенсируется. Отсутствие НДС позволяет налогоплательщикам УСНО устанавливать более низкие цены, и выгода от приобретения у них товара или заказа услуг покроет потерю.

К тому же наиболее оптимально ввести НДС в упрощенную систему налогообложения с сохранением действующего порядка его уплаты, но с зачетом уплаченных сумм в счет единого налога. При этом необходимо принимать в расчет долевое распределение уплачиваемых НДС и единого налога между бюджетами разных уровней. При расчете единого налога из налогооблагаемой базы следует вычитать уплаченный НДС в целях устранения двойного налогообложения, а затем сопоставлять его величину с начисленным единым налогом на доход, что, к сожалению, не было учтено в законодательных поправках по применению упрощенной системы налогообложения.

Во-вторых, при УСНО перечень расходов ограничен . Далеко не всегда при упрощенной системе расходы, учитываемые в налоговой базе, адекватны реальным издержкам, а это уже действительно серьезный пробел.

При общем режиме в расходы разрешается включать практически все затраты, если они экономически обоснованны, оправданны и направлены на получение дохода. При упрощенном - этого недостаточно. Расходы должны быть еще упомянуты в п. 1 ст. 346.16 НК РФ. Правда, перечень этот постоянно пополняется новыми позициями. И все же, тем, кто собирается работать с объектом налогообложения "доходы за вычетом расходов", нужно детально проанализировать свои расходы. Если большинства обычно осуществляемых расходов в указанном списке нет, лучше либо выбрать другой объект налогообложения (доходы), либо отказаться от перехода на УСНО.

В-третьих, при УСНО используется кассовый метод учета доходов . С одной стороны, при кассовом методе учитываются только фактические доходы, с другой - на основании п. 1 ст. 346.17 НК РФ в них входят полученные авансы, несмотря на то что до отгрузки товаров (оказания услуг, выполнения работ) они, по сути, не являются доходами и могут быть возвращены. Однако можно отметить, что раз деньги находятся на расчетном счете или в кассе организации или предпринимателя, проблем с уплатой налога не возникнет и названный недостаток не так уж важен.

Проанализировав основные теоретические и практические аспекты применения упрощенной системы налогообложения (УСНО) на малом предприятии, можно сделать следующие выводы:

Упрощенная система налогообложения - это предусмотренный Налоговым кодексом РФ специальный налоговый режим, который заменяет целый ряд налогов, устанавливаемых общим налоговым режимом, уплатой единого налога.

Единый налог , начисляемый при применении режима УСНО, заменяет для организаций: налог на прибыль организаций, налог на добавленную стоимость, налог на имущество. Иные налоги, а с 1 января 2010 г. - и страховые взносы в ПФР, ФСС РФ, ФФОМС и ТФОМС уплачиваются в общем порядке.

Применение УСНО освобождает организацию также от ведения бухгалтерского учета и сдачи отчетности, что характерно для организаций, работающих на общем режиме налогообложения. Но при этом организации и индивидуальные предприниматели соблюдают общий порядок ведения кассовых операций, представляют статистическую отчетность, исполняют обязанности налоговых агентов, ведут налоговый учет доходов и расходов в Книге учета доходов и расходов, бухгалтерский учет основных средств и нематериальных активов, формируют отчетность по фонду оплаты труда и начисленным с него налогам.

Единый налог рассчитывается ежегодно и отражается в годовой декларации фирмы. При этом сумма налога исчисляется налогоплательщиком самостоятельно по итогам налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Размер налоговой ставки зависит от того, какой объект налогообложения выбрал налогоплательщик. Если объектом налогообложения являются доходы, то процентная ставка установлена в размере 6%. В случае если в качестве объекта налогообложения налогоплательщик выбрал доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка установлена в размере 15%.

Налогоплательщики, применяющие УСНО, подают налоговую декларацию по единому налогу по итогам налогового периода. Налоговым периодом признается календарный год.

Целью введения УСН является стимулирование развития предпринимательской деятельности в сфере малого и среднего бизнеса, уровень развития которого в значительной степени определяет уровень экономического развития страны в целом.

Одна из функций налоговой системы заключается в стимулировании развития перспективных отраслей и сфер экономики. Для выполнения этой функции, помимо основного режима налогообложения, существуют специальные налоговые режимы. УСН - один из них. УСН - это налоговый режим с особым порядком исчисления налогов.

На наш взгляд, нужно изменить правила перехода на упрощенную систему налогообложения.

Необходимо увеличить порог численности работников и остаточную стоимость основных средств и нематериальных активов.

Так как это будет способствовать:

Поддержке малого и среднего предпринимательства;

Большей его конкурентоспособности перед крупными предприятиями и предприятиями, имеющими больший опыт работы на рынке.

Также, по нашему мнению, остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов должна превышать отметку в 100 млн руб., так как это является барьером для вновь созданных организаций. Организация, которая хочет быть конкурентоспособной на рынке, должна иметь оборудование по созданию товарной продукции высокого класса, а такое оборудование априори является весьма дорогостоящим.

Можно было бы увеличить и размер доходов от реализации.

Малым и средним предпринимателям целесообразно было бы разрешить применять эти правила исключительно в случаях, когда у них в общем объеме доходов от реализации продукции (работ, услуг) не менее 90% составит доля доходов от реализации:

Высокотехнологичной продукции и услуг (в т.ч. на экспорт - 70%);

Продукции и услуг от осуществления инновационной деятельности;

Прав на изобретения, промышленные образцы, полезные модели, программы для ЭВМ и базы данных (за исключением случаев их перепродажи);

Научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ собственного производства.

При этом право утверждать перечень высокотехнологичной продукции и услуг, а также продукции и услуг от осуществления инновационной деятельности в целях УСН следовало бы предоставить Правительству РФ.

Также, по нашему мнению, важнейшей задачей совершенствования законодательства о поддержке малого и среднего предпринимательства является разработка мер, направленных на предотвращение искусственного дробления предприятий на более мелкие единицы в целях получения доступа к льготам, предназначенным для малого предпринимательства. Поэтому важно идентифицировать малый и средний бизнес в целях применения УСН, с учетом аффилированных компаний (лиц).

В международной практике совокупность предприятий, рассматриваемых для целей налогообложения в качестве единой хозяйственной единицы, - это те малые предприятия, которые зависят от одних и тех же капиталовложений, а также управления, снабжения и пр., даже если эти отдельные малые предприятия с юридической точки зрения являются отдельными хозяйствующими субъектами.

По действующему порядку в гл. 26.2 НК РФ при определении налогоплательщиков УСН не говорится, что этот налоговый режим применяется именно субъектами малого предпринимательства. Чтобы стать налогоплательщиком УСН, необходимо, чтобы доходы организации, стоимость основных средств и нематериальных активов, численность работающих соответствовали установленным гл. 26.2 НК РФ размерам, а также чтобы доля участия других организаций составляла не более 25%.

Являясь льготным режимом налогообложения, УСН не должна применяться к предприятиям, входящим в единую сеть. Если налогоплательщик владеет десятками предприятий, для целей определения его статуса как налогоплательщика УСН необходимо идентифицировать и рассматривать собственность по всем принадлежащим собственнику компаниям, включая группы аффилированных лиц. Введение таких правил усложнит налоговое администрирование, однако оно будет компенсировано увеличением налоговых поступлений от крупных предприятий в связи с применением общего режима налогообложения. Кроме того, будет обеспечено целевое направление государственных мер по налоговому стимулированию развития малых предприятий.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!