Все для предпринимателя. Информационный портал

Виды систем налогообложения. Какие существуют режимы налогообложения? Как выбрать режим налогообложения

Российские предприятия могут работать в рамках широкого спектра режимов налогообложения. Среди них есть как те, что наилучшим образом адаптированы для бизнесов с небольшой выручкой, так и те схемы, что позволяют предприятиям иметь разумную платежную нагрузку при больших показателях прибыли. Как выбрать оптимальный вариант налогообложения российскому предпринимателю?

Общий режим уплаты налогов

Первый возможный вариант расчетов предпринимателя с государством – общий режим налогообложения. Считается одним из самых обременительных для плательщика, так как предполагает перечисление в государственный бюджет: налога на прибыль, НДС, НДФЛ, налога на имущество. Рассматриваемый режим налогообложения предприятия предусматривает ведение бухучета и предоставление в ФНС налоговой отчетности. В ряде случаев обязательства компаний дополняются необходимостью предоставления сведений в Росстат и ФСС.

Главное преимущество работы при общем режиме налогообложения – предприятие не будет иметь ограничений на взаимодействие с юридическими лицами, которые платят НДС. Другой очевидный плюс – не нужно платить налог на прибыль, если компания работает в убыток, который к тому же можно перенести на другие отчетные периоды и уменьшить тем самым величину платежей в бюджет в будущем.

Дополнительные сборы для плательщиков по общей системе налогообложения

Если фирма работает по общему режиму исчисления и уплаты налогов, то в ряде случаев ее обязательства перед государством могут дополняться необходимостью уплаты дополнительных сборов. Например, это могут быть:

  • акцизы, регулируемые положениями главы 22 НК РФ;
  • предусмотренные главой 25.1 НК РФ сборы за пользование биологическими ресурсами ;
  • водный налог, регулируемый главой 25.2 НК РФ;
  • налог на добычу природных ресурсов, предусмотренный главой 26 НК РФ.

Иные платежные обязательства фирм, работающих по УСН, могут быть связаны с уплатой региональных сборов. В числе таковых:

  • транспортный налог, регулируемый главой 28 НК РФ и правовыми актами, принимаемыми в субъектах РФ;
  • налог на имущество, установленный главой 30 НК РФ, а также региональными законами.

Основной режим налогообложения также предполагает уплату в случаях, которые предусмотрены законом, местного земельного налога. Он регулируется положениями главы 31 НК РФ, а также муниципальными правовыми актами.

Упрощенный режим

Многие предприятия выбирают упрощенный режим налогообложения. Такое название он имеет, во-первых, в силу того, что при нем платежных обязательств компании перед государством становится меньше (не надо платить налог на прибыль, НДС и НДФЛ), а во-вторых, требования по отчетности устанавливаются не такие строгие.

Для того чтобы иметь возможность выбрать режим налогообложения, о котором идет речь, предприятие должно соответствовать ряду критериев. Во-первых, численность сотрудников фирмы не должна превышать 100 человек. Во-вторых, стоимость основных фондов предприятия должна быть не более 100 млн. рублей. В-третьих, для организаций, претендующих на работу по УСН, есть ограничение по годовой выручке – соответствующая величина составляет 68 820 000 рублей в 2015 году.

Не могут работать по УСН:

  • банки;
  • страховые организации;
  • инвестфонды;
  • трейдинговые фирмы;
  • ломбарды;
  • компании, имеющие представительства либо филиалы;
  • бизнесы, осуществляющие деятельность в сфере добычи полезных ископаемых;
  • организации, занимающиеся выпуском подакцизных продуктов;
  • игорные бизнесы;
  • адвокаты, нотариусы;
  • фирмы, подписавшие соглашения о разделе продукции;
  • юрлица, доля в которых более чем на 25% принадлежит бюджетным структурам.

Основное преимущество УСН – низкие налоговые ставки. Существует 2 способа расчета предприятия с государством:

  • перечисление сборов с выручки по ставке 6%;
  • налог с прибыли в размере 15% от соответствующего показателя.

Есть вместе с тем и недостатки УСН. В числе таковых: в ряде случаев проблематично заключать контракты с фирмами, которые выбрали общий режим налогообложения. Дело в том, что контрагент не будет иметь правовых оснований для получения вычетов по НДС, величина которых может быть весьма значительной для него.

Как перейти на УСН

Как перейти на УСН предпринимателю? Существует две основные схемы решения данной задачи.

Во-первых, если человек уже занимается бизнесом и решил перейти на УСН, то до 31 декабря года, предшествующего тому, когда желательна работа фирмы по УСН, ему нужно направить в территориальное подразделение ФНС уведомление в установленной форме. В данном документе должна быть зафиксирована остаточная стоимость основных фондов, а также величина выручки по состоянию на 1 октября.

Во-вторых, предприниматель может перейти на УСН сразу же после регистрации бизнеса в ФНС. В этом случае он может направить в налоговую службу соответствующее уведомление одновременно с подачей документов на регистрацию либо в течение 30 дней после завершения соответствующей процедуры.

Можно отметить, что плательщик, который перешел с УСН на другую схему налогообложения, сможет вернуться на «упрощенку», проработав по иной схеме минимум 1 год.

Преимущества УСН для ИП

Отдельно стоит отметить, что ИП, работающие по УСН, имеют следующие преимущества: не нужно уплачивать НДФЛ, не считая сборов, которые перечисляются с:

  • процентных доходов по банковским депозитам;
  • экономии по кредитным ставкам;
  • дивидендов;
  • налога на имущество физлиц (по объектам, используемым в предпринимательских активностях).

ИП вместе с тем не освобождаются от обязательств, предусмотренных статусом налогового агента.

ЕНВД

Другая распространенная система налогообложения – ЕНВД. Она предполагает уплату единого вмененного налога в фиксированном размере, который определяется государством. Основное его преимущество – размер выручки бизнеса значения не имеет. Фирма может работать по ЕНВД, только если занимается определенными видами деятельности. В числе таковыми:

  • оказание бытовых услуг гражданам;
  • предоставление сервисов, связанных с техническим обслуживанием, ремонтом и мойкой транспортных средств;
  • оказание транспортных услуг;
  • предоставление зданий и жилых помещений в аренду, гостиничный бизнес (если площадь спальных помещений составляет не более 500 кв. м по каждому объекту);
  • общепит;
  • розничная торговля;
  • предоставление платных мест на автостоянках.

Существует также ряд ограничений на применение ЕНВД. Так, данный режим налогообложения не могут применять:

  • фирмы, которые предоставляют сервисы общепита в школах, больницах, учреждениях социальной помощи;
  • ИП, которые работают по патенту в рамках того же вида деятельности, что предусмотрен ЕНВД;
  • фирмы, в которых работает более 100 человек;
  • компании, в которых более 25% принадлежит другим организациям;
  • так называемые крупнейшие налогоплательщики.

Также право на использование ЕНВД фирмой теряется, если она перестала вести деятельность, которая попадает под данный режим налогообложения.

Преимущества ЕНВД

Предприниматели, рассматривая льготные режимы налогообложения относительно ОСН, часто выбирают ЕНВД, так как данная схема характеризуется рядом преимуществ. Рассмотрим их.

Во-первых, для ЕНВД, как и для УСН, установлен упрощенный порядок отчетности перед ФНС – при условии, что фирма не ведет деятельность, попадающую под ОСН. Так, структура налоговой декларации по ЕНВД весьма проста – в ней всего лишь 5 страниц. Их заполнение не предполагает особой сложности для бизнесов, так как основная часть показателей, которые фиксируются в документе, определяется законодательно.

Во-вторых, в структуре определения налоговой базы при ЕНВД используются корректирующие коэффициенты. Их величина позволяет учитывать различные факторы, влияющие на доход и величину налога. Так, например, коэффициент K2 учитывает сезонность, режим работы, а также специфику географии деятельности предпринимателя.

В-третьих, ЕНВД предполагает учет работы в рамках фактического периода ее осуществления. Например, коэффициент K2 может быть изменен, если плательщик занимался бизнесом в течение более короткого периода в сравнении с отчетным. Соответствующий показатель корректируется, если предприниматель по каким-либо объективным причинам не осуществлял деятельности.

ЕНВД – добровольный или обязательный?

Важный нюанс, касающийся применения ЕНВД, – данный налог с 2013 года является добровольным, а в предыдущие периоды предприятие должно было работать по нему обязательно, если вид деятельности соответствовал критериям данного сбора. Сейчас фирма, осуществляющая активности, по которым можно применять ЕНВД, должна уведомлять ФНС, если соответствующие виды деятельности – основные.

ЕСХН

Законодательством РФ могут быть предусмотрены специальные режимы налогообложения для предпринимателей, ведущих деятельность в конкретных сегментах. Например, для фермеров, которые могут воспользоваться возможностью вести расчеты с государством, выплачивая единый сельскохозяйственный налог или ЕСХН. Сельхозпроизводители, выбравшие данную схему налогообложения, освобождаются от необходимости уплаты:

  • налога на прибыль;
  • налога на имущество.

Если фермер зарегистрирован как ИП, то он не должен платить также НДФЛ, налог на имущество физлиц. Так же, как и в случае с УСН, плательщики ЕСХН должны исполнять предусмотренные законом обязательства для налоговых агентов.

Патентная система

Специальные режимы налогообложения НК РФ также включают патентную систему. Какова ее специфика?

Патентная система предполагает уплату налога в величине, которая определяется как потенциально возможная для соответствующего вида деятельности. Критерии, по которым данный показатель вычисляется, устанавливаются НК РФ, а также региональными правовыми актами. Можно отметить, что одновременно с патентной системой фирма может применять иные режимы налогообложения, которые предусмотрены законодательством РФ.

Выбор режима налогообложения: потенциал роста бизнеса

Потенциал роста бизнеса – не менее важный критерий выбора оптимальной схемы налогообложения. Дело в том, что в силу специфики российского законодательства у предприятий не всегда есть возможность частого изменения способов расчета с государством. Как правило, если фирма начала работать в календарном году по определенной схеме, переключиться на иные виды режимов налогообложения до следующего периода будет проблематично. Поэтому, начиная предпринимательскую деятельность в календарном году, следует просчитывать, каков потенциал роста бизнеса.

Если ожидается большая выручка к концу года, то, возможно, начинать активности имеет смысл уже по той схеме, которая предполагает уплату фиксированных сборов (ЕНВД). Рассматриваемый критерий коррелирует также с такими факторами как сезонность. Бывает, что в той или иной сфере предпринимательских активностей летом выручка выше, чем зимой. Зная подобные закономерности, владелец компании может адаптировать применяемый режим налогообложения к сезонному фактору.

Резюме

Итак, мы рассмотрели основные схемы, по которым российские предприниматели могут выполнять обязательства перед бюджетом. Законодательством России предусмотрены весьма комфортные, не предполагающие большой платежной нагрузки, режимы налогообложения. РФ в этом смысле стоит в числе наиболее привлекательных для предпринимателей государств, особенно для начинающих бизнесменов.

Рассмотренные нами режимы налогообложения в ряде случаев облегчают не только платежную нагрузку на бизнес, но также и отчетные процедуры. Взаимодействие с государством предприниматели осуществляют не только в аспекте финансовых обязательств, но также и в контексте выполнения необходимых формальностей. В этом смысле начинающим бизнесменам также будет легче начать коммуникации с госструктурами – при пользовании специальными режимами налогообложения, которые характеризуются простотой отчетных процедур.

Есть определенные нюансы, касающиеся определения того, какой режим налогообложения подходит для конкретного бизнеса. Однако мы рассмотрели критерии, которые вполне полезны с точки зрения выбора одной из схем расчетов с бюджетом.

Система налогообложения – это определенный порядок взимания налогов с фирмы или предпринимателя. Выбор наиболее благоприятного налогового режима для получения максимальной прибыли – очень важный момент при открытии любого бизнеса. Какие системы налогообложения существуют на сегодня и каковы их основные черты – рассмотрим в данной статье.

Типы налоговых систем

Одна общая и четыре специальных системы налогообложения действуют в 2017 году для российских ИП и организаций.

Формы налогообложения

Рассмотрим основные черты каждой из налоговых систем.

ОСНО

На общей системе необходимо уплачивать:

  • юрлицам - налог на прибыль, ИП – НДФЛ,
  • налог на имущество организаций, или физлиц,
  • при необходимости – прочие налоги, как федеральные , так и региональные (транспортный, земельный , водный , на добычу полезных ископаемых , акцизы и др.).

Предприятиям, применяющим в качестве формы налогообложения общий режим, необходимо вести бухгалтерский и налоговый учет, а также сдавать бухгалтерскую отчетность.

УСН

«Упрощенка» на сегодня самая популярная система налогообложения в России у малого и среднего предпринимательства.

Стать «упрощенцем» могут только лица, отвечающие определенным в НК РФ требованиям:

  • организация не должна иметь филиалов,
  • остаточная стоимость основных фондов организации по бухучету не превышает 150 млн руб.,
  • фирма или ИП не производят подакцизные товары, не ведут добычу и торговлю полезными ископаемыми и не занимаются прочими видами деятельности, перечисленными в п. 3 ст. 346.12 НК РФ,
  • доход юрлица за 9 месяцев года, предшествующего году перехода на УСН не должен превышать 112,5 млн руб., для ИП ограничений нет.

Налогоплательщики могут выбрать один из двух объектов налогообложения. Их виды и порядок налогообложения различен: «доходы» облагаются по ставке 6% , а «доходы за минусом расходов» - 15% .

К минусам «упрощенки» можно отнести:

  • ограничение лимита дохода - с 2017 г. он равен 150 млн руб. в год,
  • при УСН «доходы минус расходы» - необходимость уплаты минимального налога даже при отсутствии прибыли,
  • возможность утраты права на УСН при нарушении любого ограничения или условия и переход на ОСНО с начала того квартала, в котором произошло превышение,
  • освобождение от НДС (как при любом спецрежиме) может привести к потере клиентов или покупателей, принимающих НДС к вычету.

ЕНВД

Для уплаты ЕНВД не имеет значения – получена прибыль или нет, ведь налогом облагается предполагаемый доход, а не реальный. Налог рассчитывается по физическим показателям и базовой доходности, определенной Налоговым кодексом (ст. 346.29 НК РФ).

«Вмененный» налоговый режим применяется к ограниченному кругу видов деятельности и только в тех регионах, где принят местный закон о его введении (п. 2 ст. 346.26 НК РФ).

Ограничения для применения ЕНВД:

  • не принимать участия в договорах доверительного управления или о совместной деятельности,
  • не сдавать в аренду авто- и газозаправочные станции,
  • осуществлять торговлю, или услуги общепита в зале, не превышающем 150 кв. м.

«Вмененный» режим может стать выгодным для тех, чей реальный доход существенно выше предполагаемого, к тому же на ЕНВД не требуется вести налоговые регистры . Но есть и минусы: применять его можно только в регионах, где он введен, платить налог придется, даже если доход отсутствует, а сдавать декларацию по ЕНВД нужно ежеквартально. «Слететь» с ЕНВД можно также как и с УСН – нарушив любое из ограничений.

ЕСХН

Единый сельхозналог – специальная форма налогообложения в России, которую могут использовать только производители сельхозпродукции и те, кто оказывает им услуги, имея от этого не менее 70% в общем доходе.

Спецрежим недоступен для производителей подакцизных товаров, организаторов азартных игр и госпредприятий. Право на ЕСХН теми, кто нарушил установленные НК РФ условия для его применения, утрачивается с начала налогового периода, в котором произошло нарушение.

Учет по налогу ведется в КУДиР для ИП , а организации должны вести регистры бухучета. Декларация подается раз в год.

Патент

ПСН – режим, который предназначен исключительно для ИП. Приобретаемый патент дает право на определенной территории вести какой-либо вид деятельности , указанный в ст. 346.43. Число приобретаемых патентов не ограничено, а срок их действия может длиться от 1 до 12 месяцев в пределах одного года. Стоимость патента не зависит от фактического дохода ИП и уплачивается авансом.

Данный вид формы налогообложения для ИП имеет ряд ограничений:

  • средняя численность работников – до 15 человек,
  • ИП не заключает договора о совместной деятельности или доверительном управлении имуществом,
  • площадь зала при оказании услуг общепита или розничной торговле не более 50 кв. м,
  • лимит дохода в год – 60 млн руб. по всей деятельности ИП, а не только «патентной».

Несомненные плюсы патента – отсутствие налоговой отчетности и простой налоговый учет в Книге учета доходов. Утратить право на патент можно, нарушив любое из ограничений.

Виды систем налогообложения: сводная таблица

Разобравшись, какие бывают системы налогообложения в России, рассмотрим особенности каждой из них в сводной таблице.

Системы налогообложения в России таблица 2017

Виды налогообложения

ОСНО

ЕНВД

ЕСХН

Налоговый объект

Доходы, уменьшенные на расходы (налог на прибыль), доход ИП (НДФЛ)

Доходы, или доходы за минусом расходов

Вмененный доход

Доходы, уменьшенные на расходы

Доход, потенциально возможный к получению

Ставка налога

20%, или 13% для ИП

Налоговый период

От 1 до 12 месяцев

Авансовые платежи

За 1 квартал, полугодие, 9 месяцев

За полугодие

Декларация

Ежеквартально

Раз в год

Ежеквартально

Раз в год

Кто может применять

Ограничения по численности, чел.

Не более 100

Не более 100

Для рыбохозяйств и ИП не более 300, по остальным ограничений нет

Не более 15

Доля участия юрлиц в организации

Годовой лимит дохода

150 млн руб.

60 млн руб. в сумме по всем видам деятельности

Совмещение режимов

ЕНВД, ПСН

ЕНВД, ПСН

ОСНО, УСН, ЕСХН,ПСН

ЕНВД, ПСН

ОСНО, УСН, ЕНВД, ЕСХН

Как видно из таблицы, не все виды налогообложения для ООО доступны: патент применяется только ИП. Остальные режимы могут применять как ИП, так и юрлица.

Налоги — обязательные, безвозмездные, невозвратные, собираемые на регулярной основе платежи, взыскиваемые уполномоченными государственными учреждениями с целью удовлетворения потребностей государства в финансовых ресурсах.

Общая характеристика налоговой системы России

Налоговая система — это совокупность налогов и сборов, взимаемых с плательщиков в порядке и на условиях, определенных .

Необходимость налоговой системы вытекает из функциональных задач государства. Исторические особенности эволюции государственности предопределяют каждый новый этап развития налоговой системы. Таким образом, структура и организация налоговой системы страны характеризуют уровень ее государственного и экономического развития .

Принципы построения налоговой системы

Принципы построения налоговой системы в Российской Федерации определены и . В России действует трехуровневая налоговая система , состоящая из , и , что соответствует мировому опыту федеративных государств.

На сегодняшний день основным законодательным актом о налогах является Налоговый кодекс Российской Федерации , состоящий из двух частей (общей и специальной), регламентирующих как общие принципы построения налоговой системы, так и взаимоотношения государства и налогоплательщиков по конкретным видам налогов. Первая часть Налогового кодекса вступила в действие 1 января 1999 года, вторая — двумя годами позже.

Принципы налогообложения

Эффективность налоговой системы обеспечивается соблюдением определенных критериев, требований и принципов налогообложения. В основе построения большинства действующих налоговых систем лежат идеи , сформулированные в его труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.) в виде четырех основных принципов налогообложения :

  • принцип справедливости , который предполагает всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам;
  • принцип определенности , заключающийся в том, что сумма, способ и время платежа должны быть точно и заранее известны налогоплательщику;
  • принцип удобства — налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика;
  • принцип экономии , который подразумевает сокращение издержек взимания налогов.
Принципы построения налоговой системы в Российской Федерации сформулированы в части I , третья статья которого устанавливает основные начала законодательства о налогах и сборах:
  • Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.
  • Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.
  • Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.
  • Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.
  • Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.
  • Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными Кодексом признаками налогов и сборов, не предусмотренные им либо установленные в ином порядке, чем это определено Кодексом.
  • При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах 14 должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.
  • Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
Критерии качества налоговой системы:
  • сбалансированность . Данный критерий качества налоговой системы подразумевает, что проводимая государством налоговая политика должна обеспечивать формирование доходов бюджетной системы Российской Федерации, необходимых для финансирования расходов государства по осуществлению им своих функций;
  • эффективность и рост производства. Проводимая налоговая политика должна содействовать устойчивому развитию экономики, приоритетных отраслей и видов деятельности, отдельных территорий;
  • стабильность цен. Проводимая налоговая политика должна обеспечивать оптимальное соотношение прямых и косвенных налогов с целью достижения устойчивости цен и предотвращения эффекта инфляционного ожидания;
  • эффективность социальной политики, обеспечиваемая при соблюдении принципа всеобщности и равномерности налогообложения граждан;
  • полнота и своевременность уплаты налогов может быть обеспечена за счет улучшения информированности налогоплательщиков о подлежащих уплате налогах, правилах их исчисления и сроках уплаты.
Основные тенденции развития налоговой системы:
  • общее снижение налогового бремени для товаропроизводителей, в том числе за счет уменьшения ставок по некоторым видам налогов, повышения роли целевых налоговых льгот;
  • устранение противоречий в действующем законодательстве, регулирующем налоговые отношения, его упрощение;
  • поэтапный перенос налогового бремени с предприятий на ренту от использования природных ресурсов;
  • повышение удельного веса прямых налогов при одновременном уменьшении доли косвенных налогов в общем объеме поступлений в бюджетную систему Российской Федерации;
  • развитие налогового федерализма, учет фискальных интересов регионов и муниципальных образований, повышение доли собственных доходов в доходной части их бюджетов;
  • совершенствование и строгое соблюдение организационных принципов построения налоговой системы, а также принципов налогообложения;
  • повышение политической ответственности, которое должно заключаться в проведении такой налоговой политики, которая зависела бы от объективных экономических условий;
  • гибкое реагирование системы налогообложения на изменения экономической конъюнктуры;
  • усиление налоговой дисциплины и налоговой культуры налогоплательщиков;
  • выравнивание условий налогообложения за счет сокращения и упорядочивания налоговых льгот;
  • совершенствование системы налогового контроля и ответственности за совершение налоговых правонарушений.

Критерии оценки налоговых систем

Налоговая система страны представляет собой сложный механизм, состоящий из большого числа разнообразных налогов. Как уже говорилось, эти налоги имеют целью пополнение государственного бюджета или воздействие на поведение экономических агентов . Зачастую эти цели противоречат друг другу.

Например, для выплаты пособий беднейшим слоям населения, государство может быть заинтересовано в повышении налоговых поступлений, однако, если будет введен налог, обладающий регрессивным характером, то тяжесть этого налога ляжет на тех же бедных.

Усложненность налоговой системы возникает как раз из-за стремления распределить налоговое бремя между различными группами налогоплательщиков исходя из принципов справедливости и эффективности . Полностью совместить эти принципы невозможно — всегда приходится частично жертвовать эффективностью в пользу справедливости или наоборот.

Поскольку некоторые несовершенства налоговой системы в принципе неизбежны, необходимо определить критерии, на основании которых будет оцениваться налоговая система.

Критерии оценки налоговых систем:

1. Равенство обязательств . Данный критерий основывается на принятом в обществе пониманиисправедливости. Право государства на принуждение (принудительный сбор налогов) должно в равной степени применяться ко всем гражданам. Поскольку люди находятся в разном экономическом положении, то их необходимо объединить в более однородные группы. Дифференциация должна производится по четким критериям, связанным с результатами действий индивидов, а не с их врожденными качествами. Равенство обязательств рассматривают по вертикали и по горизонтали.

  • Вертикальное равенство подразумевает, что к индивидам из различных групп предъявляются различные требования. Например, люди с низкими доходами платят меньший налог.
  • Горизонтальное равенство предполагает, что люди в одинаковом положении выполняют одинаковые обязательства (т.е. нет дискриминации по расе, полу, религии; при одинаковом доходе уплачивается одинаковый налог).

2. Экономическая нейтральность отражает эффективность налоговой системы. С помощью этого критерия оценивается воздействие налогов на рыночное поведение потребителей и производителей, а также на эффективность распределения ограниченных ресурсов.

Как было показано выше, большинство налогов воздействует на мотивацию экономических агентов, побуждая их принимать решения, отличающиеся от тех, которые были приняты при отсутствии данного налога. Такие налоги называют искажающими. Налог, который не оказывает такого действия, является неискажающим (например, единовременная подушная подать). В идеале налоговая система должна состоять из неискажающих налогов, однако такая система не отвечает другим критериям.

3. Организационная (или административная) простота связана с затратами на сбор налогов. В затраты на сбор налогов входят расходы на содержание налоговой системы, затраты времени и средств плательщиков, связанных с определением причитающихся налоговых сумм, их перечислением в бюджет и документированием правильности уплаты налогов, расходы на консультации и др.

Чем проще построенная система, тем ниже издержки ее функционирования.

4. Гибкость налогов предполагает способность системы адекватно реагировать на изменение макроэкономической ситуации, прежде всего, на смену фаз делового цикла.

Примером гибкого налога может служить налог на прибыль, который сглаживает цикл деловой активности и действует как встроенный стабилизатор. В фазе подъема данный налог сдерживает предпринимательскую активность, поскольку увеличение бремени налога происходит скорее, чем рост прибыли. И наоборот, на стадии спада бремя налога сокращается быстрее, чем прибыль, что стимулирует предпринимателей увеличивать их активность.

5. Прозрачность — предполагает возможность контроля налоговой системы со стороны основной массы налогоплательщиков. Люди должны четко представлять, какие налоги они платят, по какой ставке, как осуществляется платеж и т.п. С этой точки зрения, не являются прозрачными косвенные (покупатель в магазине не может оценить НДС, таможенный сбор и т.п., включаемые в цену товара), немаркированные (так как неизвестно, на какие цели они будут использованы), организационно-сложные налоги.

Принципы налогообложения в РФ

Из-за существующего многообразия налогов в РФ возникла необходимость их классификации. Отнесение того или иного налога к определенному виду позволяет более четко уяснить его суть и содержание. В теории налогообложения для классификации налогов используются различные критерии.

Налоги подразделяются на следующие виды:

Закрытый список региональных и местных налогов служит гарантией налогоплательщику от попыток местных органов власти пополнить доходы соответствующих бюджетов путем введения дополнительных взносов.

Налоговым кодексом устанавливаются также , определяются порядок установления таких налогов, а также порядок введения в действие и применения указанных специальных налоговых режимов. Специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов, указанных в статьях 13-15 Налогового кодекса.

В соответствии со статьей 18 Налогового кодекса к специальным налоговым режимам относятся:

  • система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);
  • система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
  • система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Налоговый федерализм

Классификация налогов по принадлежности к уровням управления и власти в связи с федеративным устройством Российской Федерации подразумевает введение понятия налогового федерализма — законодательное установление равноправных отношений между федеральным центром и субъектами Федерации при формировании доходов бюджетов всех уровней, достигаемое за счет оптимального сочетания их налогового потенциала, выполняемых финансово-хозяйственных, социальных функций и имеющихся общественно необходимых потребностей.

Налоговый федерализм — это разграничение и распределение налогов между уровнями бюджетной системы страны, т. е. это совокупность отношений в налоговой сфере между РФ и ее субъектами, органами местного самоуправления, которые обусловлены необходимостью реализации закрепленных в Конституции полномочий.

Основная цель налогового федерализма состоит в обеспечении единства государства и стабильности его социально-экономического развития на основе удовлетворения потребностей в денежных средствах всех уровней власти за счет перераспределения части ВВП между звеньями бюджетной системы.

В основу налогового федерализма положены следующие принципы:
  • Зависимость поступлений по налогам от результатов деятельности органов власти и управления. Означает, что на региональные и местные органы власти возлагается функция по осуществлению контроля за поступлением налогов.
  • Степень мобильности облагаемой базы. Высокой степенью мобильности обладают труд и капитал в денежной форме, а более низкой — имущество и природные ресурсы, поэтому налоги на труд и капитал в основном закрепляются за федеральным бюджетом, а налоги на имущество и природные ресурсы — на региональном и местном уровне.
  • Экономическая эффективность отдельных видов объектов обложения. Издержки по взиманию налогов не могут превышать размера собранных налогов.
  • Регулирование процессов на макроэкономическом уровне. Означает, что за федеральным бюджетом закрепляются основные налоги, через которые осуществляется регулирование процесса воспроизводства на уровне всей страны.

Существуют несколько подходов к решению проблемы налогового федерализма:

  • Кумулятивный — соединение в одной ставке налога ставок каждого уровня власти. Региональные и местные органы власти вправе взимать в дополнение к общефедеральным налогам одноименные налоги, размеры которых установлены верхним пределом. При этом федеральная ставка едина на всей территории страны, а региональная и местная — устанавливаются в пределах лимита (например, налог на прибыль: на федеральном уровне — 2%, на региональном — до 18%, но не ниже 13,5%).
  • Нормативный — устанавливаются нормативы, т. е. проценты, в пределах которых происходит распределение дохода от налогов между уровнями бюджетной системы (не ниже установленного процента).
  • Дистрибутивный — концентрация налоговых поступлений первоначально на едином счете, а в дальнейшем их перераспределение между звеньями бюджетной системы.
  • Фиксированный — разграничение и закрепление соответствующих налогов между разными уровнями управления в соответствии с принципами налогового федерализма. Способы разграничения и распределения налогов различны.
Распределение налогов между уровнями бюджетной системы Таблица 3

Вид налога

Определение

управление

Комментарии

Налоговой базы

Налоговой ставки

Налог на прибыль

Мобильная налоговая база, стабилизационный инструмент

Налог на доход физических лиц

Перераспределительный, стабилизационный инструмент, мобильная налоговая база

Многоуровневый налог с продаж (НДС)

Децентрализированное управление трудноосуществимо, если ставки и базы различаются в регионах

Налогообложение по месту производства предотвращает экспорт налогов

Налог на недвижимость

Иммобильная налоговая база, оплата по принципу получаемых выгод

Распределение налогов между уровнями бюджетной системы в РФ в 2008 году Таблица 4

По объекту налогообложения налоги делятся на:

  • налоги на доходы;
  • налоги на имущество;
  • налоги на потребление;
  • налоги на капитал.

По субъекту-налогоплательщику можно выделить следующие виды налогов:

  • налоги с физических лиц (налог на доходы физических лиц, налог на имущество физических лиц и др.);
  • налоги с организаций (налог на прибыль организаций, налог на добавленную стоимость и т. д.).
Следующая классификация налогов — по способу изъятия. В данном случае налоги подразделяются на прямые и косвенные. Это деление осуществляется по трем признакам:
  • по способу уплаты;
  • по способу взимания;
  • по экономическому признаку.

Исходя из первого признака, к прямым налогам относятся налоги, которые вносятся в бюджет действительными плательщиками налогов, а косвенные налоги вносятся в бюджет третьими лицами и ими перелагаются на конечных потребителей товаров, работ, услуг. Исходя из второго признака к прямым налогам относятся налоги, взимаемые по окладным листам, кадастрам; а к косвенным налогам — налоги, взимаемые по тарифам. В соответствии с экономическим признаком к прямым налогам относятся налоги, взимаемые с производства (доходов, имущества), а к косвенным — налоги, взимаемые с потребления (расходов, пользования имуществом). К прямым налогам можно отнести налог на имущество, налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, а к косвенным налогам — налог на добавленную стоимость, акцизы.

Налоговый предел — это предельный уровень налогообложения, превышение которого ведет к снижению налоговых поступлений и при котором достигается оптимальная для плательщиков и государственной казны доля валового внутреннего продукта, перераспределяемого через бюджетную систему. Налоговый предел выражается в принципе соразмерности. Принцип соразмерности ярко иллюстрируется кривой Лаффера. Кривая показывает, что при повышении ставки налога до налогового предела налоговые доходы бюджета возрастают.

Однако при превышении уровня налогового предела уплата налога приводит к тому, что у налогоплательщика чистого дохода практически не остается. Начинается спад экономической активности, а уклонение от налогов приобретает массовый характер. Происходит искусственное занижение налоговой базы, перемещение валового внутреннего продукта в сферу теневой экономики и, как следствие, сокращение налоговых доходов бюджета.

При определении влияния налогов на экономический рост необходимо учитывать связь между уровнем налогообложения и объемом налоговых поступлений в бюджет. Для характеристики изменений налоговых поступлений под влиянием определяющих экономических факторов (валового внутреннего продукта, доходов населения, уровня розничных цен и т. д.) в макроэкономике применяется коэффициент эластичности налогов.

Коэффициент эластичности налогов рассчитывается по формуле:
  • Э — коэффициент эластичности;
  • X — начальный уровень налоговых поступлений (всех, группы налогов или отдельного налога);
  • X 1 — прирост налоговых поступлений (всех, группы налогов или отдельного налога);
  • Y — начальный уровень определяющего фактора (например, ВВП и др.);
  • Y 1 — прирост анализируемого фактора.

Коэффициент эластичности налогов показывает, насколько процентов изменяются налоговые поступления при изменении определяющего фактора на 1%. Если он равен единице, то доля налоговых доходов государства в остается стабильной. Если коэффициент больше единицы, то налоговые доходы увеличиваются более быстрыми темпами, чем возрастает ВВП, и удельный вес налоговых доходов в ВВП возрастает. При коэффициенте меньше единицы доля налоговых поступлений в ВВП снижается.

Основные термины налогообложения

Согласно ст. 17 Налогового кодекса России, налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и следующие элементы налогообложения:

  • объект налогообложения (ст.38 НК РФ);
  • налоговая база (ст. 53 НК РФ);
  • налоговый период (ст. 55 НК РФ);
  • налоговая ставка (ст. 53 НК РФ);
  • порядок исчисления налога (ст. 52 НК РФ);
  • порядок и сроки уплаты налога (ст. 57 НК РФ).

Налогоплательщики — организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом возложена обязанность уплачивать налоги.

Права налогоплательщиков (ст. 21 НК РФ). Налогоплательщики имеют право:

  • пользоваться льготами по уплате налогов на основаниях и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;
  • предоставлять налоговым органам документы, подтверждающие права на льготы по налогам;
  • знакомиться с актами проверок, проведенных налоговыми органами;
  • предоставлять налоговым органам пояснения по исчислению и уплате налогов по актам проверок;
  • в установленном порядке обжаловать решение налоговых органов и действие их должностных лиц;
  • другие права.

Обязанности налогоплательщиков (ст. 23 НК РФ). Обязанности у налогоплательщика возникают при наличии объекта (предмета) налогообложения и по основаниям, установленным законодательными актами. Налогоплательщики в соответствии с налоговым законодательством должны:

  • уплачивать законно установленные налоги;
  • вести бухгалтерский учет;
  • составлять отчеты о финансово-хозяйственной деятельности, обеспечивая их сохранность в течение трех лет;
  • предоставлять налоговым органам необходимые для исчисления и уплаты налогов документы и сведения;
  • вносить исправления в бухгалтерскую отчетность в размере суммы сокрытого или заниженного дохода (прибыли), выявленного проверками налоговых органов;
  • выполнять требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах;
  • известить о прекращении своей деятельности, несостоятельности (банкротстве), ликвидации или реорганизации — в срок не позднее трех дней со дня принятия такого решения;
  • предупредить об изменении своего места нахождения не позднее 10 дней со дня принятия такого решения;
  • выполнять другие обязанности.

Налоговый агент — лицо, на которое в соответствии с Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет налогов (например, налоговый агент по налогу на доходы физических лиц — организация-работодатель.)

Объект налогообложения — реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога (ст. 38 НК РФ).

Налоговая база — стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения.

Налоговый период — календарный год или иной период времени (месяц, квартал) применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.

Налоговая ставка — величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Налоговые ставки могут устанавливаться в абсолютных суммах (твердые ставки) или в долях к объекту налогообложения (процентные ставки). Процентные ставки, в свою очередь, подразделяются на пропорциональные, регрессивные и прогрессивные (причем прогрессия может быть как простой — применяется ко всему объекту, так и сложной — повышенная ставка применяется к части объекта налогообложения).

Порядок исчисления налога — в соответствии со ст. 52 Российской Федерации налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.

В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В налоговом уведомлении должны быть указаны размер налога, подлежащего уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога. Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения. В случае, если указанными способами налоговое уведомление вручить невозможно, это уведомление направляется по почте заказным письмом. Налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Порядок и сроки уплаты налогов — уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном законодательством, в или . Конкретный порядок и сроки уплаты налога устанавливаются в соответствии с Налоговым кодексом применительно к каждому налогу. При нарушении срока уплаты налога налогоплательщик уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством. Сроки уплаты налогов и сборов определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено. В случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

Налоговые льготы в соответствии с Налоговым кодексом льготами признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера.

Специальные налоговые режимы разрабатываются государством для регуляции отдельных отраслей бизнеса, а также упрощения уплаты налогов. Кроме того, они помогают откорректировать налоговую систему и разработать индивидуальные подходы к разным категориям граждан. Какими бывают специальные налоговые режимы, и какие функции они выполняют – посмотрим далее.

Понятие и разновидности специальных налоговых режимов

Специальный налоговый режим (СНР) – это вид налогообложения, имеющий отличительные характеристики от общеустановленных в Налоговом кодексе РФ, за исключением раздела 8.1, в котором и прописаны нормы, регулирующие СНР.

Среди специальных налоговых режимов выделяют пять режимов:

  1. . Упрощенная система уплаты налогов или так называемая “упрощенка”, которая, как правило, используется при ведении бизнеса. Она включает большое количество выплат, которые находятся в рамках медицинского и пенсионного страхования. Такая система не является принудительной, и предполагает две формы, введенные с 2014 года. По УСН, налоговые ставки на доходы составляют 6%. Однако если это доходы, выплачиваемые государству и уменьшенные на размер расходов, ставка составляет 15%.
  2. . Этот вид налогового режима также называют “вмененкой”. Единые налоги на вмененные доходы с 2016 года также стали непринудительными. Такая система, как правило, используется вместе с основной системой налогообложения. Она предназначена для специальных видов деятельности, включая ветеринарные услуги, бизнес по автотранспорту и недвижимостью, рекламу и проч.
  3. . Система налогообложения, регулирующая сельское хозяйство, которая помогает в работе товаропроизводителей сельскохозяйственного типа. Она применяется вместо налога на прибыль, имущество и НДС. С 2017 года ставка с 18% поднялась до 24%.
  4. ПСН . Это патентная система, введенная для регуляции патентной деятельности. Она может быть использована только теми индивидуальными предпринимателями, которые заняты в особых видах деятельности, указанных на сайтах налоговых служб субъектов РФ. Такая система заменяет НДС, налог на имущество физических лиц, НДФЛ. Ставка составляет 6%.
  5. СРП . Такая система применяется редко и актуальна только при уплате налогов во время выполнения соглашения о разделе товаров. Такие правовые отношения возможны, когда заграничные и национальные предприятия занимаются добычей минерального сырья. Ставка рассчитывается индивидуально.

Какими главами НК РФ регламентируются специальные налоговые режимы, кем могут применяться и на каких основаниях, предлагается узнать из таблицы, которую можно .

Знать о специальных налоговых режимах обязательно не только для экономиста или бухгалтера, но и для бизнесмена, поскольку это важно для грамотного управления своим делом и оптимизации работы с денежными средствами в рамках предприятия.

Общая характеристика СНР

Специальные налоговые режимы представляют собой особенный свод правил, установленных отдельно для определенных социальных групп, видов деятельности и т.д. Среди основных характеристик специальных режимов налогообложения выделяют следующие:

  • За исключением СПР, все виды специальных режимов могут использоваться только представителями малого бизнеса.
  • УНС, ЕНВД и ЕСХН могут быть использованы предприятиями и индивидуальными предпринимателями, а СРП – исключительно предприятиями, ПСН – исключительно ИП.
  • Все специальные режимы (кроме УСН) могут быть использованы только для определенных объектов, которые указаны в НК РФ или установлены местными органами самоуправления. УСН используется крупными представителями бизнеса по условиям, прописанным в главе 26.2 НК.
  • При всех системах (кроме СРП) единый специальный налог оплачивается вместо налога на прибыль, имущество и НДС. Что касается СРП, то в этом случае будут действовать определенная льготная системы и спецналог.

Налоговый период определяется в зависимости от конкретной системы. Так, декларация по налогам ЕСХН и УНС подается один раз в год, по ЕНВД – в квартал, по ПСН – в год или в течение действия платежа, СРП – в зависимости от периода каждого налога. С этими и другими характеристиками можно ознакомиться в таблице, .

Условия применения специальных налоговых режимов

Какие условия существуют и действуют на сегодняшний день для наиболее популярных специальных налоговых режимов, рассмотрим далее:

ЕСХН

Это – единый налог на сельское хозяйство. Здесь предъявляются особые требования к доходу предприятия:

  • Доля дохода именно от реализации сельскохозяйственной продукции должна составлять не меньше чем 70% от всей выручки. При этом каких-либо пределов в плане выручки нет – они могут быть абсолютно любыми.
  • Если предприятие занимается ловлей и добычей рыбы, тогда количество сотрудников должно составлять не больше 300 человек.

УСН

“Упрощенка” может применяться при соблюдении таких условий:

  • Компания не должна быть казенным либо бюджетным учреждением, а также страховщиком, ломбардом или фондом инвестиций.
  • В уставном капитале может содержаться не более 25% участия сторонних организаций или предприятий.
  • Компания не может заниматься игорным бизнесом или добывать полезные ископаемые.
  • Годовое число сотрудников не может превышать 100 человек.
  • За 9 месяцев года, предшествующего году установления УСН, доход предприятия не был выше 45 миллионов. Данная цифра высчитывается с учетом НДС и инфляций.

ЕНВД

Он может использоваться как самостоятельный налоговый режим, так и как дополнительный, например, в сочетании с УСН. Для перехода на ЕНВД компании не нужно как-то ограничивать себя в плане выручки, однако стоит принять следующие правила:

  • Если компания занимается продажами на специально имеющейся для этого площади, то эта площадь не должна превышать 150 квадратных метров.
  • Количество сотрудников предприятия за текущий и прошлый год не может быть более 100 человек.
  • Виды деятельности, для которых применим ЕНВД, четко отражены в 2 пункте 346.26 статьи Налогового кодекса РФ.

При переходе на определенный налоговый режим необходимо учесть как федеральные, также и региональные особенности перехода. Для уточнения данных особенностей потребуется обращение в местную Налоговую службу.

СНР среди субъектов малого предпринимательства

Особые возможности предоставляет для представителей малого бизнеса Налоговый кодекс. В данном случае, отмечается один важнейший налоговый режим – упрощенная система налогообложения либо “упрощенка”. Использовать её смогут как организации, также и индивидуальные предприятия. Преимущества такой системы заключаются в следующем:

  • Для организаций . Налогообложение на прибыль организации становится единым и уже не исчисляется соответственно главе 25 Налогового кодекса РФ. В случае с НДС, налог не будет рассчитываться по главе 30 Налогового кодекса РФ. Эти налоги заменяются единственным, то есть бухгалтеру придется производить расчеты только по единому налогу, регулируемому “упрощенкой”.
  • Для индивидуальных предпринимателей . В таком случае налог на доходы физического лица не будет рассчитываться согласно главе 23 Налогового кодекса, также не будет исчисляться и налог на имущества. Оба они заменяются единым налоговым сбором, вводимым упрощенным налогообложением.

Отметим, что единый налог, вводимый упрощенной системой, – это еще не все сборы, которые потребуется делать в пользу государства. Также нужно будет выплачивать страховые взносы в ПФ; водные налоги; государственные пошлины; налоги на доходы физических лиц; транспортные и земельные налоги; налоги на полезные ископаемые.

Обратите внимание, что воспользоваться упрощенным налоговым режимом могут не все предприятия и ИП – для этого необходимо соответствовать определенным критериям. Данные критерии закреплены в главе 26.2 Налогового кодекса РФ.

Видео: СНР для субъектов малого налогообложения

При общем изучении налогов и налогообложения тщательное внимание уделяют специальным налоговым режимам. Подробная информация о них с яркими примерами – в следующем видеоролике:

Любой специальный налоговый режим лицо может выбирать полностью самостоятельно. Конечно, важно обращать внимание, какие типы налоговых режимов подходят именно вам, то есть, каким типам вы соответствуете, а каким – нет. В любом случае, это прекрасная возможность, чтобы не уплачивать все или некоторые федеральные налоги.

Совокупность налогов и сборов, установленных в отношении налогоплательщика и взимаемых с него в соответствии с требованиями налогового законодательства, именуется системой налогообложения. Иногда она называется также видом налогообложения в РФ или формой налогообложения в России. О том, какие системы налогообложения существуют в РФ, расскажем в нашей консультации.

Какие бывают системы налогообложения

Виды налоговых систем в РФ обычно подразделяются на две основные группы:

  • общая система налогообложения (ОСН, ОСНО);
  • специальные налоговые режимы.

Разделение видов систем налогообложения на общие и специальные ставится в зависимость от наличия или отсутствия обязанности по уплате налога на прибыль.

Однако даже не находясь на спецрежиме, налогоплательщик может не являться и плательщиком налога на прибыль. Речь идет об индивидуальных предпринимателях, которые если и не находятся на спецрежиме, плательщиками налога на прибыль все равно не признаются, а уплачивают НДФЛ. Про них также можно сказать, что вид налогового режима для них - ОСНО.

А какие виды налогообложения существуют, если типы налоговых систем рассмотреть с большей степенью детализации? Виды и порядок налогообложения установлены НК РФ и принятыми в соответствии с ним региональным и местным законодательством.

Виды систем налогообложения в России представим в таблице:

Наименование налогового режима, действующего в РФ Кто может применять Основные уплачиваемые налоги Глава НК РФ
ОСНО Организации Налог на прибыль, НДС Гл.25 НК РФ
ИП НДФЛ, НДС Гл.23 НК РФ
Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог, ЕСХН) Организации и ИП ЕСХН Гл.26.1 НК РФ
Налог при УСН Гл.26.2 НК РФ
Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД) ЕНВД Гл.26.3 НК РФ
Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции (СРП) Организации Налог на прибыль, НДС, налог на добычу полезных ископаемых, платежи за пользование природными ресурсами, плата за негативное воздействие на окружающую среду
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!