Все для предпринимателя. Информационный портал

Системы налогообложения: как сделать правильный выбор? Налоговая система РФ: понятие, элементы и структура.

Налоговая система РФ - это основа для выполнения государством своих функций и главный источник доходов федерального, региональных и местных бюджетов. В статье мы рассмотрим структуру и основные элементы налоговой системы РФ.

Кратко об истории системы налогообложения в России

Налоговая система РФ начала формироваться после распада СССР, а именно в декабре 1991 года. Тогда был принят закон «Об основах налоговой системы РФ». Он вводил в действие новые налоги и сборы, к примеру, НДС, подоходный налог, акцизы на алкогольную и табачную продукцию и другие. В 1998 году была утверждена 1-я часть Налогового кодекса РФ, в 2000-м — 2-я часть. Этот кодекс стал главным законодательным актом в российской налоговой системе. НК РФ определил взаимоотношения государства и налогоплательщиков, структуру и элементы российской налоговой системы.

Отдельно стоит выделить образование государственных органов по надзору за налогообложением в Российской Федерации. В 1990 году была создана Государственная налоговая инспекция, которая затем была преобразована в Государственную налоговую службу. В 1998 году появилось Министерство по налогам и сборам. В 2004 году оно было реорганизовано, и его функции перешли к Минфину РФ. С этого же года начала функционировать хорошо знакомая нам Федеральная налоговая служба, которая осуществляет свою деятельность до сих пор.

Налоговая система - это... (понятие и структура)

Налоговую систему РФ можно определить как совокупность всех налогов и сборов, принятых в России, а также администраторов налогов и сборов (государственных органов) и их плательщиков.

Структура российской системы налогов подразумевает комплексное взаимодействие всех ее составляющих элементов: налогов (а с 2017 года также страхзносов) и сборов, их плательщиков, правовой основы и государственных органов.

Структура налоговой системы РФ имеет 3 уровня:

  • федеральный;
  • региональный;
  • местный.

Уровень налога определяет соответствующий уровень бюджета, зачислению в который он подлежит.

Поскольку налоговая система РФ имеет 3-уровневую структуру, законодательная база о налогах и сборах также делится на 3 уровня:

  • Федеральное законодательство — это высший уровень законодательной базы. Он действует на всей территории РФ. Подзаконные и другие нормативно-правовые акты не должны противоречить ему. К этой категории относятся обе части Налогового кодекса РФ, федеральные законы, которые согласованы с положениями НК РФ, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и, конечно, Конституция РФ.
  • Региональное законодательство включает в себя законы субъектов РФ по налогообложению в конкретном регионе нашей страны.
  • Местное законодательство состоит из нормативно-правовых актов, которые принимаются представительными органами местного самоуправления (советами депутатов, законодательными собраниями).

Кроме того, на основании НК РФ Минфин РФ и ФНС РФ разрабатывают приказы, разъяснения, пояснения, письма и другие подобные документы. Они необходимы для конкретизации положений и статей НК РФ и других федеральных законов РФ в области налогообложения. Такие документы разъясняют непонятные с точки зрения налогоплательщиков ситуации и могут составляться на основании их обращений.

Подробнее о федеральных, региональных и местных налогах читайте в этой статье .

Элементы налоговой системы Российской Федерации

Как уже отмечалось ранее, налоговая система РФ, предполагает взаимодействие всех ее элементов и комплексный подход к решению налоговых задач. Все составляющие элементы образуют налоговую структуру РФ.

В структуру налоговой системы России включены:

  • все налоги, страхвзносы и сборы, принятые на территории нашей страны согласно НК РФ;
  • субъекты обложения налогами и сборами;
  • нормативно-правовая основа;
  • государственные органы власти в области налогообложения и финансов.

Теперь рассмотрим каждый элемент российской налоговой системы более подробно.

Налоги и сборы, установленные в России, обязательны к уплате для тех категорий налогоплательщиков, на которых возложена обязанность по их уплате в соответствии с положениями НК РФ.

Субъектами налогообложения являются налогоплательщики (юридические и физические лица) и налоговые агенты, то есть те, кто, согласно НК РФ, уплачивает налоги и сборы. В качестве примера налоговых агентов можно привести предприятия и организации, которые рассчитывают и перечисляют НДФЛ с начисленных доходов своего персонала, а также подают соответствующую налоговую отчетность (2-НДФЛ, 6-НДФЛ) после окончания налогового периода (года).

К системе налоговых органов РФ относятся:

  • Министерство финансов РФ.
  • Федеральная налоговая служба РФ.

Минфин РФ определяет главные направления налоговой политики нашего государства, прогнозирует налоговые поступления и вносит предложения по улучшению налоговой системы РФ в целом. В его ведомстве находится ФНС РФ как исполнительный орган государственной власти.

Главными функциями ФНС РФ являются:

  • учет плательщиков налогов и сборов;
  • контроль за выполнением требований налогового законодательства;
  • надзор и проверка начислений налогов, их уплаты в соответствующий бюджет и налоговой отчетности.

ФНС РФ — это объединенная система всех налоговых органов. В ее состав входят:

  • Управление в каждом субъекте РФ. Ему подчиняются территориальные налоговые органы и инспекции ФНС РФ.
  • Межрегиональные инспекции ФНС по каждому федеральному округу. У них в подчинении находятся межрегиональные инспекции по крупнейшим налогоплательщикам, по централизованной обработке данных (ЦОД), а также межрайонные инспекции.

Какие бывают налоги в РФ

Всего в нашей стране насчитывается 14 налогов: 8 федеральных, в том числе государственная пошлина, 3 региональных и 3 местных. Немного обособленно стоят 5 специальных систем налогообложения. Также обособленно выделим страхвзносы и новый экспериментальный режим налогообложения самозанятых лиц, введенный с 2019 года.

Подробнее об эксперименте по налогообложению самозанятых читайте .

Федеральные налоги на всей территории нашего государства имеют одинаковые налоговые ставки, правила расчета и перечисления в соответствии с НК РФ. К ним относятся:

  • НДФЛ;
  • налог на прибыль организаций;
  • акцизы;
  • водный налог;
  • налог на добычу полезных ископаемых;
  • госпошлина.

Региональные налоги также утверждаются НК РФ на федеральном уровне. Власти регионов имеют возможность изменять условия налогообложения по своему усмотрению и в пределах, принятых Налоговым кодексом. Например, регионы могут устанавливать налоговую ставку, но не более размера, прописанного в НК РФ. Все изменения закрепляются законами субъектов РФ. Сюда относится транспортный налог, налог на игорный бизнес, на имущество организаций. Органы регионального управления также могут вводить в действие специальные налоговые режимы и вносить в них собственные изменения, но согласно положениям НК РФ.

Местные налоги, впрочем, как и остальные налоги и сборы в России, также утверждаются НК РФ. Местные органы самоуправления могут вносить в них изменения и дополнения в рамках Кодекса. К местному налогообложению относятся:

В зависимости от порядка взимания налоги можно разделить на 2 основные категории: прямые и косвенные. Прямые налоги начисляются непосредственного на доход либо стоимость имущества налогоплательщика. Косвенные налоги включаются в стоимость товаров, услуг и работ. Фактически их уплачивает покупатель продукции, а продавец выступает в роли посредника между косвенным налогом и государством. В Российской Федерации косвенных налога всего 2: НДС и акцизы. Все остальные являются прямыми.

Виды систем налогообложения в РФ: основная, УСНО, ЕНВД и т. д.

Выбор системы налогообложения в России для хозсубъектов - важное мероприятие, позволяющее определить налоговое бремя для бизнеса. Рассмотрим основные виды налогообложения в России.

Налоговая система РФ включает в себя 5 режимов налогообложения плюс еще один экспериментальный (с 2019 года) :

  1. Основная система налогообложения (ОСНО).

Данный режим присваивается хозсубъекту автоматически сразу после регистрации в ИФНС. Его могут использовать как ООО, так и ИП. Налогоплательщик вправе перейти на спецрежим при соблюдении установленных налоговым законодательством условий.

  1. Упрощенная система налогообложения (УСНО).

УСНО вправе применять налогоплательщики, у которых:

  • среднесписочная численность работников не превышает 100 человек;
  • остаточная стоимость амортизируемых основных средств не более 150 млн руб.;
  • доходы за 9 мес. не превышают 112,5 млн руб.
  1. Единый налог на вмененный доход (ЕНВД).

Данный спецрежим могут применять только те хозсубъекты, деятельность которых поименована в п. 2 ст. 346.2 НК РФ, а среднесписочная численность персонала не превышает 100 человек.

Кто вправе применять ЕНВД см. .

  1. Единый сельхозналог (ЕСХН).

Данный режим вправе использовать только сельхозпроизводители.

О подробностях применения ЕСХН читайте в рубрике «ЕСХН» .

  1. Патент (ПСН).

ПСН вправе применять исключительно индивидуальные предприниматели. Смысл данного режима заключается в том, что коммерсант покупает патент на определенный срок, не превышающий 12 месяцев.

Как лучше выбрать систему налогообложения

  1. ОСНО.

Данный режим имеет самую высокую налоговую нагрузку:

Налог на прибыль

10 или 18% (с 01.01.2019 - 20%) от суммы наценки в зависимости от вида товаров

Ставка зависит от вида продукции

Налог на имущество

Ставка устанавливается региональными властями

Ставка зависит от вида ископаемых

Транспортный налог

Ставка устанавливается региональными властями и зависит от мощности ТС

Водный налог

Ставка зависит от вида водного объекта

Если ваш бизнес только начинает развиваться, советуем обратить внимание на спецрежимы. Рассмотрим основные УСНО и ЕНВД:

Налогоплательщику прежде всего следует определиться с видом объекта налогообложения. При УСНО их 2:

  • Доходы , с которых в бюджет уплачивается 6%.
  • Разница между доходами и расходами , с которой следует перечислить государству 15%.

Доходы (6%)

Доходы минус расходы (15%)

Доходы (6%)

Доходы минус расходы (15%)

Единый налог заменяет налог на прибыль (НДФЛ для ИП), НДС, налог на имущество (за исключением налога, исчисляемого с кадастровой стоимости недвижимости)

  1. ЕНВД.

Для применения ЕНВД величину предполагаемого дохода устанавливает государство. При ЕНВД не платится налог на прибыль, НДС, налог на имущество, за исключением установленных законом случаев.

О плюсах и минусах применения ЕНВД читайте .

Итоги

Налоговая система России предполагает комплексное взаимодействие всех элементов, образующих ее структуру. К элементам налоговой системы РФ относятся: налоги и сборы, их плательщики, нормативно-правовая база и органы государственной власти в налоговой сфере. Структура системы РФ в области налогообложения имеет 3 уровня: федеральный, региональный и местный. На каждом из этих уровней принимаются соответствующие законодательные акты, которые не должны противоречить положениям Налогового кодекса и Конституции РФ.

    Преобладание прямых налогов

    Незначительная доля косвенных налогов

    Преобладание налогооблажения физ.лиц

    Евроконтинентальная(Германия,Нидерланды,Франция,Австрия,Бельгия)

    Высокая доля отчислений на соц.страхование

    Преобладание косвенных налогов

    Незначит. доля прямых налогов

    Латиноамериканская(Чили,Боливия,Перу)

    Обеспечивает сбор налогов в условиях инфляционной экономики

    Преобладание косвенного налогооблажения

    Незначит. уровень прямых налогов

    Смешанная(Россия и многие др.страны)

    Сочетает черты разных моделей

    Позволяет избежать зависимости бюджета от отд. вида или группы налогов

    Вводится для диверсификации структуры доходов

24. Элементы налогообложения.

Существенные - элементы налога, без которых налоговое обязательство и порядок его исполнения не могут считаться определенными

Факультативные - их отсутствие не влияет на степень определенности налогового обязательства(например: налоговые льготы)

Существенные:

    субъект налога -лицо,на кот. лежит обязанность по уплате налога

    объект -действия/события,кот. обуславливают обязанность субъекта заплатить налог.

    нал.база -стоимостная,физ. или иная характеристика объекта налогооблажения.

    Нал.ставка – размер налога,установленный на единицу измерения нал.базы

    Нал.период – календ. год или иной период времени применительно к отд.налогам, по окончании кот. опред-ся нал.база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате

    порядок исчисления - определяет лицо, обязанное исчислить налог(налогоплательщик, нал. агент, нал. органы), а также метод исчисления налога(некумулятивный/кумулятивный, т.е нарастающим итогом)

    срок уплаты - календ.дата, истечение времени со дня события или конкретное событие, кот. обуславливает обязанность уплаты налога

    порядок уплаты - приемы и способы внесения налогоплательщиком/нал.агентом суммы налога в бюджет

25. Классификации налогов.

    Субъект налога

    Налоги физ.лиц

  • Налоги с физ. и юр.лиц

    Вид ставки

    Твердые/специфические (устанавливаются в фиксированном размере на кажд.ед.налогооблажения)

    %/адвалорные (устан. в % к единице налогооблаж.)

    Комбинированные (сочетают твердую и % ставки)

    Объекты

    Реализация товаров,работ,усоуг

  • Имущество

    Метод обложения-порядок изменения ставки налога в зависимости от роста нал.базы

    Равные (для каждого налогоплат. устан.= суммы налога)

    Пропорциональные

    Прогрессивные (с ростом нал.базы растет ставка налога)

    Регрессивные (с ростом нал.базы уменьшается ставка)

    Периодичность

    Разовые (уплата связана с бессистемным случ. событием)-покупка недвижимости

    Регулярные (взимаются с опред. периодичностью в течение всего времени владения им-ом)

    Бюджетное назначение

    Общие (непредназначены для финансир. конкр. расхода)

    Целевые (для финансир. конкр. расхода бюджета)

    Возможность переложения

    Косвенные - кот. вкл. в цену тов(работ,услуг) в виде надбавки, увеличивающей её и уплачиваются потребителем тов(работ,услуг) в их цене

    Прямые – взимаются непосредственно из доходов налогоплательщика

    Личные - учитывают платежеспособность налогоплательщика

    Доходы физ.лиц

    Реальные -не уч. фин. положение налогоплат., уровень доходности объекта налогооблаж.

    По способу уплаты

    Удержания - обязанность по исчислению налога возложена на 3-е лицо,кот. в силу Закона обязано выступить нал.агентом

    Начисления – уплата налога на основе нал. декларации-офиц.заявления о своих нал.обязательствах

    Кадастровый – налогооблаж. им-ва производится на основе внешних признаков, его предполагаемой доходности, а момент уплаты налога не связан с моментом получения дохода

    Принадлежность к уровню управления и власти

    Региональные

    Транспортный

    Налог на им-во орг

    На игорный бизнес

    Федеральные

  • На доходы физ.лиц

    На прибыль орг

    На добычу пол.иск

  • Сбор за прво пользования объектами животного мира и водными биолог.ресурсами

    Гос.пошлина

    Земельный

    На им-во физ.лиц

    Торговый сбор

Система налогообложения определяет налоговую нагрузку на организацию, объем отчислений индивидуального предпринимателя или юридического лица в пользу государства. Субъектам хозяйствования необходимо выбрать такой вариант, чтобы свести свои расходы к минимуму. В то же время не должно быть нарушений законодательства, так как при их выявлении виновника могут привлечь к ответственности, а также заставить компенсировать разницу между недоплаченными суммами.

Если вы думаете о том, как выбрать оптимальную систему налогообложения, без грамотного анализа различных показателей не обойтись. Это поможет найти подходящий вариант по параметрам своей организации. Таким образом, появится возможность сэкономить оборотные средства, повысить рентабельность бизнеса и, как следствие, увеличить чистую прибыль.

Основные виды систем налогообложения

1. Общий режим (ОСНО)

Данная система является традиционной и несет наибольшую нагрузку на субъект хозяйствования. Необходимо уплачивать налог с прибыли (20% для юридических лиц и 13% – для предпринимателей), а также налог на добавленную стоимость, на имущество организаций и другие сборы, установленные законодательством.

Плюсы. Универсальность, устоявшиеся правила работы, быстрое оформление.

Минусы. Наибольшая налоговая нагрузка на субъект хозяйствования, сложный расчет НДС, необходимость привлечения стороннего специалиста (бухгалтера).

2. Упрощенный режим, «упрощенка» (УСН)

Данная система является наиболее привлекательной для ИП и ООО, так как нагрузка на субъект хозяйствования значительно ниже. Все налоги заменяются единой ставкой в размере 6% с «доходов», полученных от предпринимательской деятельности (от оборота), либо 15% от чистой прибыли («доходы минус расходы»). Однако «упрощенка» изначально создавалась с целью поддержки развивающегося бизнеса, поэтому соответствовать ее требованиям смогут далеко не все ИП и юридические лица.

Плюсы. Малая нагрузка, гибкая налоговая база, возможность не включать затраты в расчет налога, возможность зачета ранее уплаченных средств при уменьшении прибыли.

Минусы. Жесткие требования к организации по доходам (не более 60 млн рублей в год), уставному капиталу (не должен содержать свыше 25% имущества другой компании), структуре (должны отсутствовать филиалы), роду деятельности (перечень ограничений содержится в п. 2.1 ст. 346.12 Налогового кодекса России).

3. Налог на вмененный доход, «вмененка» (ЕНВД)

Безусловное преимущество данной системы – в выплате одного налога в пользу государства вместо нескольких сборов. Налог на вмененный доход распространяется на относительно небольшой спектр видов деятельности субъектов хозяйствования. Это розничная торговля, услуги по временному проживанию, общественное питание, сервисы, связанные с обслуживанием и хранением автомобилей, а также некоторые другие.

Плюсы. Предсказуемость, уменьшение страховых выплат в фонды на 50% (для юридических лиц), простой расчет нагрузки, возможность работы без помощи бухгалтера, направление отчетности по почте, хороший налоговый период (квартал), отсутствие кассовой техники.

Минусы. Распространение на узкий круг видов деятельности, фиксированный размер, регулируется нормативными актами местных администраций, численность сотрудников не должна превышать 100 человек, уставной фонд на 75% и больше должен быть свободен от средств других компаний.

4. Единый сельхозналог (ЕСХН)

Данная система налогообложения была разработана для тех, кто создает, перерабатывает и продает сельскохозяйственную продукцию и рыбу. В целом ЕСХН напоминает УСН как ставкой (6% от дохода), так и отсутствием дополнительных сборов. Однако воспользоваться данной системой могут лишь сельскохозяйственные организации, и при условии, что прибыль от продажи продукции или рыбы формирует не менее 70% прибыли.

Плюсы. Низкая нагрузка на бизнес (всего 6%), отсутствие НДС и налога на имущество.

Минусы. Узкий круг субъектов, на которых распространяются правила (только организации, занятые в сельском хозяйстве), сложность применения на практике, специализация (в доходе организации с/х продукция должна занимать не менее 70%).

5. Патентный режим (ПСН)

ПСН разработана специально для поддержки индивидуальных предпринимателей и упрощения их деятельности. Данная система налогообложения напоминает ЕНВД, однако распространяется только на ИП, которые нанимают не более 15 человек и зарабатывают не более 60 миллионов рублей в год.

Плюсы. Уменьшенная налоговая база, минимальная отчетность, уменьшение страховых выплат, возможность выкупа патента на определенный период времени (1-12 месяцев), отсутствие кассовой техники

Минусы. Действие патента только в регионе выдачи, применение только к специальному субъекту (индивидуальному предпринимателю), жесткие требования по наемным работникам (не более 15 человек), доходам (не более 60 млн рублей за 12 месяцев), виду деятельности (перечислены в п. 2 ст. 346.43 Налогового кодекса).

6. Смешанная (комбинированная)

Налоговое законодательство России не запрещает использовать сразу несколько систем налогообложения, что подходит для крупных организаций, которые осуществляют большое количество видов деятельности. Однако сложный расчет выплат в пользу организаций создает риск «перехитрить» самого себя, допустить ошибки, которые впоследствии могут сыграть негативную роль.

Плюсы. Подстройка налогообложения под требования конкретного субъекта хозяйствования, возможность снижения общей налоговой нагрузки, динамичное изменение условий ведения бизнеса.

Минусы. Сложные расчеты, требующие привлечения специалиста, возможность ошибки, необходимость постоянной подготовки отчетности.

Сравнительная таблица систем налогообложения

Вид системы Налоговая база Налогообложение при отсутствии чистой прибыли Периодичность и принципы предоставления отчетности Учеты Требования к субъекту (для юридических лиц) Списание суммы расходов из налоговой базы
ОСНО Уплате подлежит налог на прибыль, НДС, налог на имущество Уплачивается только НДС (за минусом налоговых вычетов) Ежеквартально, отдельная по каждому налогу Отдельный регистр по каждому налогу Без ограничений Списываются любые обоснованные расходы, подтвержденные документально
УСН 6% выручки либо 15% чистой прибыли (доходы минус расходы) 6% выручки (если налоговой базой являются доходы), 1% выручки (если налоговой базой является чистая прибыль) Не более 100 человек в штате, не более 60 млн рублей дохода, не более 100 млн рублей основных средств, не более 25% чужих активов других юрлиц Расходы можно списать только по УСН с уплатой в доход государства 6% выручки и далеко не все (перечень ограничен законодательно)
ЕНВД Размер платежей определяется нормативным актом Выплачивается фиксированный размер, установленный нормативным актом Ежеквартальная, не позднее 20 числа следующего за отчетным месяца Учет не ведется Занятие определенным видом деятельности (общественное питание, обслуживание машин и т.д.), соответствие законодательным критериям для данного вида деятельности Расходы не списываются
ЕСХН 6% «Доходы минус расходы» При отсутствии прибыли невозможно подтвердить статус и претендовать на ЕСХН Ежегодная, единая, не позднее 31 марта каждого года Книга учета расходов и доходов Деятельность в сфере сельского хозяйства или выращивания рыбы, среднесписочная численность работников не должна быть больше 300 человек за отчетный период, 70% прибыли – от с/х или рыбы, использование для обслуживание рыбного хозяйства собственных или арендованных судов Можно списать в случае, если это не противоречит законодательству
ПСН Размер платежей определяется местным нормативным актом Не предусмотрено Не сдается Патент выдается на 1-12 месяцев в пределах календарного года Только для ИП с годовым доходом не более 12 млн рублей, с численностью наемных работников не более 15 человек Расходы не списываются

сайт знает, как выбрать оптимальную систему налогообложения:

  1. Определитесь с организационно-правовой формой. ОСНО, УСН, ЕНВД и ЕСХН подходят как индивидуальным предпринимателям, так и юридическим лицам, ПСН – только ИП.
  2. Подсчитайте ожидаемый размер доходов. Выбирая оптимальную систему налогообложения, в первую очередь необходимо ориентироваться на масштабы будущей деятельности. Наиболее простой и предсказуемой формой является УСН, которая подходит большинству предпринимателей и организаций. Переходить к общей системе есть смысл лишь тогда, когда прибыль стабильна и высока.
  3. Сделайте вывод, каким видом деятельности вы планируете заниматься. ЕСХН и ЕНВД подходят лишь для узкого круга организаций и ИП. ОСНО и УСН являются универсальными, однако вторая форма всегда выгоднее из-за более низкой налоговой базы.
  4. Проверьте, подпадает ли ваша организационно-правовая форма под УСН. В этом случае в компании должно трудиться не более 100 человек, а ее прибыль не должна превышать 60 миллионов рублей за год.
  5. Подсчитайте, что выгоднее: УСН или ЕНВД. «Вмененка» по целому ряду направлений деятельности выгоднее (например, в сфере общественного питания), так как чистая прибыль не будет привязана к выручке. Однако в общем случае именно «упрощенка» является оптимальной формой налогообложения.
  6. Определитесь с типом УСН. Если документально подтвердить большую часть расходов будет проблематично, то лучше сделать налоговой базой именно доходы и платить в пользу государства 6 процентов от их суммы. Установить в качестве объекта «доходы» целесообразно в том случае, если рентабельность выше 40%. Размер отчислений в пользу государства будет значительно меньше. В противном случае сделайте выбор в пользу УСН с базой «доходы минус расходы»: это будет выгоднее, если все затраты подтверждаются документально, а рентабельность – ниже 6,7%. При рентабельности в пределах 6,8-40%, необходимо ориентироваться на доходы.
  7. Убедитесь, что компания может позволить себе содержание бухгалтера. Системы налогообложения, которые требуют регулярной отчетности, нуждаются в привлечении стороннего специалиста.

Налоговая система - совокупность налогов, действующих в пределах данного государства.

В мировой экономике существует 4 типа НС:

  • 1. англо-саксонская;
  • 2. евроконтинентальная;
  • 3. латиноамериканская;
  • 4. смешанная.
  • 1. Англо-саксонская налоговая система характерна для таких стран, как США, Великобритания, Австралия, Новой Зеландия, Япония.

Характерно значительное преобладание прямых налогов над косвенными (среди прямых доминирует подоходный налог с физических лиц).

2. Евроконтинетальная налоговая система характерна для Франции, Германии, Италии, Скандинавских стран.

Относительно высокая доля косвенных налогов (среди них главный налог - НДС).

Среди прямых налогов значительное место занимают выплаты на социальное страхование (отчисляются из фонда заработной платы).

  • 3. Для латиноамериканской налоговой системы характерно преобладание косвенных налогов над прямыми. Косвенные налоги обеспечивают стабильные доходы бюджета во время кризиса.
  • 4. Смешанная налоговая система характерна для стран, которые стремятся диверсифицировать свой налоговый портфель, снизить зависимость бюджета от конкретных видов налогов, поэтому сегодня различные налоги должны иметь приблизительно одинаковую нагрузку.

Функции налоговых систем:

  • 1. фискальная;
  • 2. распределительная;
  • 3. стимулирующая.

Требования к построению НС:

  • 1. Принцип внутренней замкнутости. Это означает, что НС должна быть построена так, чтобы все виды экономической деятельности (за исключением особо указанных) подвергались налогообложению, и, с другой стороны, чтобы одна и также экономическая деятельность не подвергалась двойному налогообложению.
  • 2. Принцип дешевизны налогообложения. Это означает, что затраты государства не реализацию налогообложения должны быть лимитированы путем:
    • · снижения издержек налогового администрирования на документооборот;
    • · эффективности сбора - минимизация уклонения от налогов.
  • 3. Принцип равномерности. Это означает, что должно быть единство правил по отношению ко всем налогоплательщикам, т.е. должна быть едина мерка.
  • 4. Принцип адекватности налогообложения реальному финансовому состоянию субъекта.
  • 5. Принцип сглаживания налогообложения во времени. Это означает, что должна быть связь между налогообложением и изменением доходов бюджета в связи с экономическим циклом.

налог рынок ставка лаффер

Возникает соблазн изменять налоговые ставки, иначе происходит рост доходов на стадии подъема и спад на стадии спада (извините за каламбурчик). Экономические агенты предпочитают стабильный уровень потребления и среду для инвестиций, следовательно изменение налоговых ставок искажает их деловую активность, следовательно, изменять их в связи с экономическим циклом не рекомендуется. Выход в том, что необходимо накапливать бюджетные излишки на стадии подъема, заимствовать их на стадии спада.

6. Налоговая система должна быть эластичной. Это означает, что она должна выполнять миссию контрциулического бюджетного стабилизатора. Необходимо обеспечить приток денежных средств в экономике, а для этого снижать налоговые ставки и увеличивать расходы бюджета. В свою очередь неконтролируемый рост цен и доходов снижает совокупный спрос, увеличивает налоговые ставки и снижает бюджетные расходы.

Налоги – это собираемые государством с граждан (так называемых физических лиц) и организаций (так называемых юридических лиц) денежные средства. Налоги – это основа наполнения доходной части бюджетов страны.

Уровень установления

В зависимости от размера части государства, на которой установлен сбор отдельного налога, и от типа бюджета, в который налогоплательщики передают собираемые средства, все налоги разделены на несколько видов:

Способ изъятия

Прямые – налоги, которые собираются с поступлений физического или юридического лица. К прямым налогам могут быть отнесены следующие: налог на прибыль (НПО) организаций, налог на доход физических лиц. Оплачивает прямой налог тот «агент» экономики, который получил доход.

Самый наглядный пример – налог на прибыль организаций. Когда компания занимается коммерцией, у неё возникают доходы (сумма выручки от продаж товаров, работ и услуг своим клиентам) и расходы (затраты, которые организация несёт для получения доходов). Разницу между этими суммами составляет прибыль организации. Чем прибыльнее организация, тем большую величину составляет сумма уплачиваемого налога.

Косвенные налоги находятся «внутри» цены товаров и услуг. Организация-продавец при продаже подсчитывает нужную сумму налога и перечисляет. Таким образом, платит налог продавец, но за счёт покупателя, который будет пользоваться этим товаром или услугой (поскольку покупатель оплатил товар или услугу, включая соответствующие налоги). Это ключевое отличие косвенного налога от прямого. В качестве примера – приобретая в продовольственном магазине бутылку вина, покупатель оплачивает:

  • стоимость самой продукции;
  • акциз на алкогольную продукцию;

Сумму уплачиваемого покупателем НДС при розничной покупке часто можно увидеть в кассовом чеке.

Субъект налогообложения

В зависимости от того, с кого государство взимает налог, можно выделить следующие группы :

  1. Налоги с юридических лиц государство получает с организаций, зарегистрированных в РФ, в том числе российские компании и представители иностранного капитала, представленные в экономике РФ (имеющие представительства и филиалы). Вышеупомянутый налог на прибыль, достаточно редкий налог на игорный бизнес и многие другие налоги включаются в эту группу.
  2. Налоги с физических лиц взимаются с отдельных граждан-налогоплательщиков. Налог этой группы может взиматься как с граждан РФ, так и с граждан других государств, получивших доходы на территории РФ. С физических лиц собираются налоги на доходы и на имущество.
  3. Смешанные налоги могут быть собраны со всех категорий налогоплательщиков. Например, НДС должен быть уплачен всеми потребителями товаров и услуг.

Стоит отметить особую категорию физических лиц – ИП или индивидуальные предприниматели. Человек, будучи физическим лицом, платит все налоги, предусмотренные для физических лиц. Но если он при этом занимается коммерческой деятельностью и зарегистрирован в положенном порядке, он также платит и другие налоги.

В зависимости от выбранной предпринимателем системы налогообложения (общей, упрощённой или специальных видов) это могут быть НДС, налог на прибыль, налог, взимаемый при упрощённой или патентной системах, и так далее.

По назначению налоги делятся на общие и целевые (специальные). Общие налоги собираются в бюджетах «в общий котёл» и используются по усмотрению органа, который распоряжается бюджетом. Целевые налоги используются на конкретную цель. Например, транспортный и земельный налоги могут собираться в соответствующие местные фонды и расходоваться целевым образом на ремонт дорог или развитие территорий.

Источник уплаты

По источнику уплаты налоги делятся на:

  1. Включаемые в себестоимость (товаров, работ или услуг) – налоги, которые относятся к издержкам на производство продукции или услуг. Примерами могут быть транспортный налог автобусного парка, платежи нефтяной компании за пользование недрами, а также взносы, относящиеся к заработной плате работников организации. Сумма уплачиваемых налогов такого типа никак не зависит от величины доходов, но часто зависит от суммы отдельных видов затрат.
  2. Включаемые в выручку – такие налоги, как налог на прибыль коммерческих организаций и налог на «упрощёнке» в варианте «доходы — расходы». Здесь есть зависимость как от полученных доходов, так и от фактических расходов организации.
  3. Налог от величины дохода – налог, который определяется только доходом налогоплательщика и на который никак не влияет величина расходов. В качестве примера – налог на доходы индивидуального предпринимателя на «упрощёнке» при объекте налогообложения «доходы».

Объект налогообложения


Методы исчисления

Налоги могут быть прогрессивные (если ставка налога растёт в процентах, когда растёт в рублях объект налогообложения) и регрессивные (ставка налога падает). Регрессивный налог является стимулирующим.

На сегодня пока нет в налоговой системе РФ примеров налогов первого типа, хотя регулярно обсуждается возможность введения прогрессивного метода и сложной шкалы для НДФЛ.

Практически все налоги в РФ являются пропорциональными (это означает, что ставка остаётся неизменной при изменении величины налогооблагаемого объекта), например:

  • для большинства товаров и услуг ставка НДС – 18% от суммы проданных товаров или оказанных услуг;
  • от прибыли организации государство возьмёт 20%;
  • практически любой доход физических лиц обложен по ставке 13%.

Также по методу исчисления выделяют твёрдые и ступенчатые налоги:

  1. Величина твёрдых налогов вообще не зависит от стоимости налогооблагаемого объекта или фактического дохода. Например, ставка такого налога, как транспортный, определяется мощностью (в лошадиных силах или киловаттах) транспортного средства и никак не зависит от его стоимости. К твёрдым налогам относятся также водный налог и многие виды акцизов.
  2. Ступенчатые налоги : ставка изменяется в зависимости от величины дохода. Примером ступенчатого налога может быть взнос в ФСС (Фонд социального страхования), уплачиваемый организацией и рассчитываемый от дохода работника организации (хотя это не совсем налог). Ставка взноса равна 2,9%, если общая сумма дохода работника не превысит определённой базы (на сегодняшний день – 718 тысяч рублей), при превышении базы налог не взимается. Таким образом, взнос в ФСС является регрессивным (при повышении дохода свыше указанной базы общий процент взимаемого взноса уменьшается). Введением максимальной базы налога государство стимулирует «обеление» зарплат – выплачивать большую заработную плату для организации становится выгоднее.

Кто считает взимаемую сумму

По способу обложения предметы данной статьи делятся на кадастровые (они же безналичные) и декларационные (налично-денежные). Кадастровые налоги рассчитываются самими налоговиками исходя из доступной информации о стоимости облагаемого объекта. Например, для физических лиц все налоги, связанные с имуществом, являются кадастровыми. В том числе:

  1. Транспортный налог (информацию о наличии у физических лиц в собственности автотранспорта налоговые инспекторы получают из ГИБДД).
  2. Налог на имущество , а также земельный налог (кадастровую стоимость недвижимости налоговая служба получает из базы данных Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и географии — Росреестра).

Налоговая служба ежегодно рассчитывает сумму налога и рассылает налогоплательщикам уведомления о необходимости уплатить кадастровые налоги. Напротив, декларационные налоги рассчитываются на основе данных, которые предоставлены самим налогоплательщиком. Например, если гражданин перепродаёт недавно купленную квартиру, то он обязан самостоятельно составить декларацию о доходах, выслать её налоговикам и уплатить соответствующую сумму налога.

По порядку зачисления в бюджет

Законодательством может быть предписан порядок уплаты одного и того же налога в бюджеты разных уровней (федеральный, местный, региональный – бывает, что налоги платятся во все три). Если такой порядок сохраняется надолго, то налог является закреплённым .

Если порядок регулярно пересматривается, то это регулирующий налог. Пример последнего – налог на фактическую прибыль компаний, порядок разнесения которого менялся неоднократно.

На сегодняшний день основная ставка составляет 20%, из которых 18% перечисляется в местные бюджеты и всего 2% — в федеральный. Пример закреплённого налога – транспортный, который перечисляемый всегда в местные бюджеты.

По порядку ведения

По порядку ведения налоги делятся на общеобязательные (собираемые по всей стране – акцизы, НПО и т.д.) и факультативные (вводимые отдельными регионами, в качестве примера — ЕНВД).

Кроме того, каждый регион вправе факультативно вводить льготы по некоторым налогам (например, по налогам для «упрощенцев»). Нельзя не упомянуть «Сколково» — на территории этого технопарка действует множество льгот для резидентов.

Штрафы и пенни за нарушение налогового законодательства

Важным условием жизнеспособности государственной экономики является обязательная и своевременная оплата всеми налогоплательщиками начисленных налогов. При просрочке оплаты и тем более при уклонении от оплаты налоговая служба может предъявлять недобросовестным налогоплательщикам штрафы и пени.

Например, пеня за просрочку уплаты НДС организацией составляет 1/300 от ставки ЦБ за каждый календарный день просрочки (это порядка 12% годовых). Если налогоплательщик уклоняется от уплаты налога, налоговая инспекция может выставить штраф от 20 до 40% от суммы не уплаченного вовремя налога.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!