Все для предпринимателя. Информационный портал

Как исправить кбм осаго в базе аис рса и восстановить скидку. Что делать если в базе РСА указан неправильный КБМ

КБМ (коэффициент «бонус-малус») – один из коэффициентов, применяемый при расчете стоимости полиса ОСАГО, учитывающий наличие или отсутствие выплат по закончившемуся полису. Коэффициент был введен с момента принятия закона в 2003 году. Основной смысл КБМ – соотнесение размера страховой премии с качеством вождения. На практике он часто применяется некорректно. Рассмотрим, как исправить коэффициент «бонус-малус» ОСАГО при неверном применении.

Во время действия закона подход к применению коэффициента менялся, но не будем останавливаться на истории коэффициента. Важно, что в 2013 году заработала информационная система, созданная на базе Российского союза автостраховщиков (АИС ОСАГО), и заключение договора ОСАГО без запроса КБМ в информационной системе стало невозможно. С 1 июля 2014 года АИС РСА, в соответствии с правилами ОСАГО и указанием Банка России, является единственным способом определения КБМ. При загрузке данных в АИС ОСАГО большое количество водителей утратили свои «скидки» как из-за различного рода технических проблем, так и из-за некорректного применения КБМ страховщиком, передававшим сведения в момент формирования базы. Мы попытаемся разъяснить существующий принцип применения КБМ и порядок действий для его изменения, если коэффициент применен неверно.

Принципы применения КБМ

В зависимости от наличия или отсутствия выплат, произошедших по вине водителя, каждому водителю (при ограниченном списке лиц, допущенных к управлению) или собственнику (при неограниченном списке) при заключении договора присваивается класс, которому соответствует определенный КБМ. При первоначальном заключении договора или отсутствии страховой истории в течение одного года и более присваивается 3-й класс.

Класс

Класс по окончании годового срока страхования с учетом наличия страховых выплат* по предыдущим договорам

Выплат не было

1 выплата

2 выплаты

3 выплаты

4 и более выплаты

* Несколько выплат по одному ДТП считаются одной выплатой.

Присвоение класса М влечет удорожание полиса с «базовым» классом в 2,45 раза, а отсутствие выплат в течение десяти лет присваивает класс 13, уменьшающий стоимость полиса вдвое. Происходит это при заключении договора у любого страховщика.

КБМ не применяется в полисах, заключенных на срок менее года (полисы для транзитных транспортных средств), и для транспортных средств, зарегистрированных в иностранных государствах.

При расчете стоимости полиса применяется наименьший класс (максимальный КБМ) из присвоенных водителям, включенным в полис.

Количество выплат по водителю определяется исходя из сведений по всем договорам, в которые был включен водитель и у которых срок истек не более чем за один год до даты заключения договора. Класс определяется по последнему закончившемуся договору.

Досрочно прекращенный договор не учитывается для повышения класса, но выплаты по нему учитываются. При отсутствии выплат в новом договоре будет присвоен класс, имевшийся при заключении прекращенного договора.

При неограниченном списке водителей класс применяется к связке собственник – ТС. Все произведенные выплаты будут присваиваться собственнику. Если собственник – физическое лицо, сам ДТП не совершал, но присутствует в других полисах в списке водителей или решил заключить договор с ограниченным списком водителей, ему будет присвоен класс, учитывающий все выплаты по договору с неограниченным списком. Обратной силы это правило не имеет. То есть если собственнику как водителю был присвоен определенный класс, то при заключении нового договора «без ограничений» класс будет 3. При отсутствии выплат класс собственника будет повышаться только при условии страхования того же транспортного средства.

В чем причины некорректной информации о КБМ в АИС ОСАГО?

Каждый водитель идентифицируется в АИС ОСАГО по ряду параметров: Ф. И. О., дате рождения, серии и номеру водительского удостоверения. У собственника – физического лица вместо водительского удостоверения указываются паспортные данные. При несовпадении любого из параметров с имеющимися в АИС ОСАГО данными корректный КБМ определен не будет.

Возможные причины - проявление человеческого фактора при вводе информации страховщиком, изменение документов у водителя (собственника), приобретение нелегального полиса, не состоявшаяся передача страховщиком информации в АИС ОСАГО, сбои в работе информационных систем.

Возникают и «учетные» проблемы. Например, переход с «неограниченного» списка водителей на «ограниченный». В первом случае информация включает только паспортные данные, а во втором – данные водительского удостоверения. Еще одна проблема - наличие нескольких договоров по одному водителю с разными КБМ. Учетные проблемы решены или решаются Российским союзом автостраховщиков, а страхователь может повлиять на остальные причины некорректного применения КБМ.

Изначально нужно определить, что с учетом всех нюансов КБМ применен неверно. До увеличения тарифов и введения тарифного коридора сделать это во многих случаях было не сложно - при отсутствии выплат премия уменьшалась на 5%. Сегодня, с учетом того, что в полис данные о КБМ обычно не вносятся, определить его можно расчетным способом, отталкиваясь от рассчитанной страховой премии и формулы, приведенной в приложении 4 указания Банка России от 19 сентября 2014 года № 3384-У . Значение применяемых коэффициентов можно получить из приложения 2 этого же документа, с учетом изменений, внесенных указанием № 3604-У от 20 марта 2015 года . Применяемые базовые ставки страховщики обязаны публиковать на своем сайте. Полученное значение необходимо сравнить с КБМ, выдаваемым АИС ОСАГО на сайте РСА.

Если значения не сходятся, письменно требуйте от страховщика применения корректного коэффициента или попробуйте сменить страховую компанию. Если текущий страховщик предлагает заключить договор с КБМ ниже, чем в АИС ОСАГО (чего быть не должно), настаивайте на передаче данных в базу, поскольку в будущем вы можете сменить страховщика или потребуется включиться в полис друзей, а данные в АИС будут некорректны.

Если значения совпали, но КБМ не соответствует реальной истории, необходимо убедиться, соответствуют ли данные, внесенные в полис, фактическим. Если обнаружена неточность, в том числе вследствие изменения Ф. И. О. и других данных, используемых в полисе, нужно письменно уведомить об этом страховщика с приложением подтверждающих документов и просьбой пересчета КБМ.

Действительность полиса желательно проверять перед заключением договора (особенно при покупке у посредников), например, на соответствующем сервисе . Помимо отсутствия страхового покрытия, приобретение поддельного или недействительного полиса может привести к потере накопленной скидки.

Если срок предыдущего полиса истек, заключайте новый с предлагаемым КБМ, но продолжайте добиваться его изменения.

Если проблема не в некорректно указанных персональных данных, предыдущий полис был легитимным и с верным КБМ, выплат не было, обращайтесь с претензией к текущему страховщику, предварительно затребовав у предыдущего справку о наличии/отсутствии выплат по предыдущему договору ОСАГО. Справку он должен выдать после окончания договора, в течение пяти дней с момента запроса.

Изменить сведения в АИС РСА может только страховщик, с которым заключен договор ОСАГО. Если он отказывается делать это добровольно, необходимо жаловаться в контролирующие органы. Переписку со страховщиком можно и пропустить, но так проблему можно решить быстрее.

Как подать жалобу на страховщика?

В случае с ОСАГО существует два возможных адресата для подачи жалобы – Банк России и РСА. Эффективнее жаловаться в Банк России, так как регулятор может применять к страховщику различные санкции (одной из причин ограничения лицензии ООО «Росгосстрах» обозначалось как раз некорректное применение КБМ). Подать жалобу возможно в электронном виде в интернет-приемной Банка России , где под такие жалобы выделена отдельная форма обращения.

В жалобе указывается наименование страховщика и описывается суть проблемы с указанием номера (номеров) полисов, как минимум текущего, но желательно и предыдущего (предыдущих). Желательно приложить копии полисов и документов, данные из которых используются при расчете КБМ, копию претензии в страховую компанию и ответа (при наличии).

Банк России проведет проверку, запросит информацию у РСА и предыдущего страховщика ОСАГО и, если информация подтвердится, примет меры к страховщику для корректировки КБМ в АИС ОСАГО. Вам поступит официальный ответ, копию которого необходимо приложить к заявлению в страховую компанию с требованием возврата излишне уплаченной части премии. Процедура подачи жалобы в РСА аналогична жалобе в Банк России, производится на специальном бланке на адрес электронной почты [email protected] .

Если неверный КБМ был применен несколько лет назад, у страховщика, некорректно применившего коэффициент или не передавшего сведения о выплатах, отозвали лицензию, а у вас нет данных о предыдущих полисах, то Банку России или РСА разобраться в ситуации будет сложно. В АИС ОСАГО содержится информация о договорах с 2011 года. Но подать жалобу с изложением ситуации и приложением всех имеющихся данных все равно стоит.

Старайтесь контролировать свою страховую историю ОСАГО как при заключении каждого договора, так и при включении вас в списки водителей в других полисах.

Основные принципы применения КБМ

Подход к определению и применению КБМ неоднократно менялся с момента его введения в 2003 году, и сейчас в связи с этими изменениями в целом ряде случаев появилась некоторая путаница в его значениях. Так, в 2013 году была запущена информационная система на базе Российского союза автостраховщиков (АИС ОСАГО), в рамках которой стал определяться КБМ. В процессе перенесения данных в эту систему многие водители потеряли данные о своих скидках из-за наличия технических проблем и внесения некорректных данных страховщиками.


Например, у многих водителей были утеряны данные о классе полиса. По правилам ОСАГО существует 15 классов, а именно М, 0 и 1-13 (см. таблицу). Из-за этого обнулились коэффициенты, определяющие стоимость полиса, и водители потеряли свои скидки.



Нужно отметить, что первоначально при заключении полиса водителю присваивается 3-ий класс, которому соответствует единичный КБМ. Впоследствии в зависимости от количества страховых случаев, участником которых был застрахованный автомобиль, данный коэффициент меняется в большую или меньшую сторону. Если водитель доходит до класса 13, то стоимость его полиса уменьшается вдвое, а если из-за плохого вождения он опускается до класса М, то стоимость полиса увеличивается в 2,45 раз. Достигнуть 13-го класса при идеальном вождении можно за 10 лет.


Сам процесс применения КБМ происходит при оформлении полиса на следующий год, и при этом обращаться можно в любую страховую компанию. Коэффициент не будет действовать только в том случае, если полис заключается на срок менее года, а также если объектом страхования является иностранный автомобиль.

Почему информация о КБМ может быть неверной

При перенесении информации в систему АИС ОСАГО для каждого водителя был оформлен отдельный профиль, который определялся его ФИО, датой рождения и паспортными данными (для водителей юридических лиц - данными водительского удостоверения). Если какие-либо данные были внесены в АИС ОСАГО некорректно или не полностью, то КБМ водителя не определяется.


Причинами возникновения такой ситуации может быть:


  • человеческий фактор (страховщик неправильно ввел данные водителя в систему или вообще не передал сведения о водителе);

  • изменения в документах (могут присутствовать как у водителя, так и у собственника автомобиля);

  • сбой в системе АИС ОСАГО;

  • использование водителем нелегального полиса;

  • наличие у водителя нескольких договоров с разными КБМ и т.п.

Проверить реальное значение КБМ в своем случае можно, воспользовавшись формулой из указания Банка России от 19 сентября 2014 года № 3384-У (приложение 4). Если рассчитанные данные не совпадают с коэффициентом, опубликованным на сайте РСА, нужно потребовать у страховщика применить корректный коэффициент. Если же страховая компания не идет навстречу по такому вопросу, лучше попробовать ее сменить и добиться своего в другой компании. При успешном разрешении вопроса также нужно настоять на передаче обновленного коэффициента в АИС ОСАГО.


Важно также обращаться к страховщику даже в том случае, если КБМ в информационной системе указан верно, но некорректно описаны другие данные из полиса. Если же в системе АИС РСА указаны верные данные о КБМ, но страховщик не соглашается оформить полис в соответствии с ними, есть смысл написать на него жалобу. Для этого нужно получить у предыдущего страховщика справку о наличии или отсутствии выплат по предыдущему договору ОСАГО и обратиться с ней к новому страховщику.

Подача жалобы: как точно получить результат

На страховщика ОСАГО также можно жаловаться в один из двух управляющих органов: Банк России или РСА. Пользователи полисов отмечают, что эффективней реализуются жалобы в Банк России, так как данный орган имеет право применять к страховым компаниям различные санкции и поэтому может более результативно на них воздействовать.


В случае с Банком России жалобу можно подать прямо в интернет-приемной организации, где можно найти специальную форму для таких обращений. В данной жалобе необходимо указать название страховщика, суть возникшей проблемы и номер полиса ОСАГО (в случае с КБМ лучше указать также номера предыдущих полисов). При наличии такой возможности лучше также приложить к жалобе копии указанных полисов, копию претензии к страховщику и его ответ на такую претензию.


В процесс рассмотрения такой жалобы Банк России проверит корректность поданной информации и в случае справедливости внесенных замечаний применит к страховщику необходимые меры. Обратившийся в Банк России страхователь получит официальный ответ от организации, который необходимо представить страховщику. В результате страховая компания должна внести в АИС ОСАГО исправленный коэффициент и возвратить страхователю излишне уплаченную премию.


Ситуация может усложниться в том случае, если некорректный КБМ был применен несколько лет тому назад, а у страховщика за это время отозвали лицензию. В таком случае ввиду отсутствия подтверждающих правоту страхователя документов Банку России или РСА будет сложно разобраться в ситуации, так как АИС ОСАГО включает в себя только информацию о договорах с 2011 года. Но даже при наличии подобной ситуации все же стоит обратиться с жалобой, так как она вполне может быть решена и в пользу страхователя.


Самое главное в вопросе общения со страховщиком - настаивать на своей правоте и вовремя представлять все подтверждающие документы. Это важно из-за того, что по техническим причинам вполне возможно возникновение ошибок в информационных базах, и бездействие страхователя попросту приведет к ненужным затратам.

Автовладельцам, несогласным с коэффициентом «бонус-малус» (КБМ), использованным при исчислении скидки по страхованию ОСАГО , предоставлена возможность для его исправления. Теперь в соответствии с законодательством исправить КБМ в базе АИС РСА стало гораздо проще и быстрее, что позволит грантированно получить свою скидку для ОСАГО. Рассмотрим способы, как вернуть значение КБМ. Итак, законное восстановление скидки по ОСАГО можно сделать следующими способами.

Как с гарантией сделать восстановление КБМ за 1-3 дня?

Оставьте заявку или позвоните по телефонам, указанным на сайте.
Обратитесь в наш офис в своем городе: Перечень городов и контакты .

Внесение исправлений в КБМ через страховую компанию

Как восстановить КБМ по ОСАГО в базе РСА? Если вы уверены, что при расчете применен неправильный КБМ, обратитесь напрямую к своему страховщику или в компанию, где вы намерены оформлять ОСАГО с соответствующим заявлением об изменении коэффициента. Рассмотрение заявления происходит. Подать данное заявление можно онлайн. Для этого воспользуйтесь онлайн-сервисом восстановления значения КБМ для следующих страховых компаний. Рассмотрение заявления на восстановление бонус-малуса может занимать до 2-х месяцев.

Онлайн-сервисы страховых компаний

Куда подавать заявление о восстановлении КБМ через РСА?

Существуют возможность написать запрос в РСА. Способы отправки заявления в РСА для внесения изменений в коэффициент в базе:

  • Электронный единый почтовый ящик, созданный Российским Союзом Автостраховщиков. Это офис организации, где в режиме онлайн принимают заявления и сканы необходимых документов. В поле получателя письма нужно указывать email:
  • Жители Москвы и МО могут привезти пакет документов самостоятельно (или отправить курьером). Адрес офиса: Москва, ул.Люсиновкая, 27, кор.3, почтовый индекс 115093 . Корреспонденцию принимают в режиме: вторник (15.00-18.00), четверг (9.00-12.00).
  • Гражданам других регионов России следует отправлять письма по адресу: ул.Люсиновская 27, кор.3, Москва, индекс 115093.

Любой из указанных способов доставки юридически официален, однако нужно учитывать скорость поступления ваших писем, так как почтовые отправления приходят несколько позднее электронных.

Откуда берется ошибка значения КБМ в базе АИС

КБМ применяют как поправочный коэффициент при расчете страхового полиса ОСАГО. Для водителя он определяет число страховых случаев, произошедших по его вине. За безопасное вождение (без аварий) водители поощряются скидками на ОСАГО (по 5% за каждый год, но не более 50%). Виновники ДТП напротив получают повышающий коэффициент, который составляет 1,4–2,45.

Если водитель поменял в/у, данные КБМ в АИС будут не соответствовать действительности, если водитель не передал страховщику данные нового в/у. Аналогичная ситуация при замене гражданского паспорта. Поменяли документы — сообщите об этом в страховую компанию, иначе скидка по ОСАГО аннулируется.

Есть вопрос?

Возможно Вы найдете ответ в комментариях ниже.
Вопросы и комментарии по вопросу изменения значения КБМ в АИС РСА можно оставить в соответствующем поле ниже.

Проверяя свою скидку по ОСАГО, вы обнаруживаете, что скидки нет или она меньше, чем должна быть? выдает ошибку «801 — КБМ не найден, возвращен стандартный класс» ? Возможно, все проще, чем Вы думаете — может Вы были участником ДТП? Но если Вы все-таки уверены, что КБМ у Вас неправильный, ознакомьтесь с возможными причинами ошибки, которые изложены в этой статье.

Вы неправильно проверяете свой КБМ

Для начала убедитесь насколько верно Вы оцениваете свой потенциальный КБМ.

  • За каждый год безаварийной езды скидка увеличивается на 5%, а класс на один. Именно за ГОД! Если вы отъездили только полгода, скидки Вам не положено. Например, если Вы вписали супругу или друга в середине действия своего полиса.
  • Скидка действует в течение одного года после окончания полиса ОСАГО, а после этого она сгорает. Если Вы накопили хорошую скидку, а потом взяли перерыв в страховании больше года, то копить КБМ придется заново.
  • Максимальная скидка 50% , что соответствует 13 классу КБМ. Поэтому не удивляйтесь, если предыдущий класс 13, и следующий такой же.

Агент или менеджер специально скрывает Вашу скидку

Естественно, сотрудникам страховой компании выгоднее продать Вам страховку подороже, чтобы получить увеличенную комиссию. Поэтому они пользуются финансовой безграмотностью клиентов и просто не ставят полагающуюся Вам скидку, ссылаясь на отсутствие связи с базой РСА .

Является заслуженным поощрением опытных водителей, которые не становятся виновниками аварии. КБМ в максимальном значении сокращает цену полиса автогражданки вдвое. От этого становится неприятно, когда накопленный за долгие годы безаварийного вождения бонус-малус вдруг меняется, становясь больше или вообще скидываясь на стандартное значение 1, используемое обычно при расчете ОСАГО для неопытных водителей . В этой статье мы рассмотрим, как вернуть КБМ на правильное значение. Но сначала рассмотрим причины, из-за которых ваш коэффициент мог быть неправильно рассчитан:

  • Если вы меняли свои водительские права за последний год вождения, то в страховой компании могли забыть указать в базе АИС РСА номер нового удостоверения. При этом скидка возвращается к 3-му классу (коэффициент=1). Это может стать причиной, почему ваш КБМ изменили.
  • Если вы в последний год были вписаны в несколько страховых полисов автогражданки, то могла также возникнуть путаница. Например, в первом полисе у вас был КБМ 0,5 и вы были единственным водителем, вписанным туда. А во втором полисе было несколько водителей, вписанных в страховку, причем у них класс бонус-малуса был ниже вашего. Так как общий КБМ выставляется на полис по водителю с самым низким классом, то страховая компания могла насчитать вам неправильный КБМ. Поэтому, перед тем как начинать восстанавливать свой КБМ, проверьте, в какое количество полисов вы были вписаны.
  • Причиной восстановления КБМ может стать и человеческий фактор, когда сотрудники страховой компании просто ошиблись при вводе данных в систему АИС РСА.
  • Наконец, страховая компания могла быть ликвидирована и поэтому данные о вашем последнем полисе ОСАГО не были занесены в электронную систему РСА.

Теперь рассмотрим действия водителя, как исправить КБМ в базе АИС РСА. Во-первых, нужно сказать, что эта база объединяет всех страховщиков по ОСАГО и занесение туда информации в конце каждого года обязательного страхования является обязательным условием. При этом, заносить туда информацию и восстановить КБМ могут только страховые компании, а не сам РСА. Союз автостраховщиков берет здесь на себя скорее роль посредника между водителем и страховой компанией.

Если вы обнаружили, что ваш КБМ неправильно указан в базе данных, то наилучшим и правильным решением будет подать заявление на восстановление КБМ. Форма такого заявления выложена на сайте РСА. Чтобы восстановить КБМ в Москве, Екатеринбурге, Санкт-Петербурге или где-либо еще, достаточно заполнить это заявление, объяснить ситуацию и выслать его по электронной почте Российскому Союзу Автостраховщиков. К заявлению также нужно приложить сканокопии подтверждающих личность документов: паспорта и водительских прав. Чтобы восстановить коэффициент бонус-малус, желательно также приложить отсканированные полисы ОСАГО за предыдущие годы. Они будут являться подтверждением произошедшей ошибки в АИС РСА.

Заявление на восстановление КБМ рассматривается в течение 30 дней, после чего РСА должен дать ответ на ваше заявление.

Как восстановить КБМ, если страховая компания ликвидирована?

Даже если ваша страховая компания ликвидирована, восстановить КБМ вполне реально. Для этого необходимо приложить к заявлению в РСА копию полиса в этой компании и копии полисов за прошлые годы. Если вы переходили в обанкротившуюся СК от другого страховщика, можно также обратиться к нему и взять справку о безубыточном вождении за те годы, которые были застрахованы у них. Может помочь вернуть КБМ и справка из ГИБДД об отсутствии нарушений.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!