Все для предпринимателя. Информационный портал

Аудиторская проверка. Штрафные санкции за непроведение обязательного аудита

Аудит финансовой (бухгалтерской) отчетности за 2019 год обязаны провести компании соответствующие следующим критериям:

  • юридические лица, в том числе ООО, выручка которых в 2018 году превысила 400 млн. руб. или активы баланса на конец года превышают 60 млн. руб.
  • компании, составляющие консолидированную бухгалтерскую отчетность;
  • акционерные общества;
  • компании, публично размещающие ценные бумаги;
  • банки, страховые компании и некоторые другие категории в случаях, установленных законами № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», 208- ФЗ «О консолидированной отчетности».

Согласно ст. 18 Федерального закона № 402-ФЗ компания должна предоставить аудиторское заключение по отчетности 2019 года в виде электронного документа в налоговые органы либо одновременно с подачей бухгалтерской отчетности, либо не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным.

Мы уже писали о новых правилах сдачи отчетности и росте штрафов за отсутствие аудиторского заключения.

Формат и порядок представления бухотчетности и аудиторского заключения за 2019 год утвержден Приказами ФНС от 13.11.2019 № ММВ-7-1/569@ и от 13.11.2019 № ММВ-7-1/570@

Несмотря на то, что аудиторское заключение за 2019 год можно будет сдать в налоговую до конца 2020 года, с проверкой отчетности лучше не затягивать и найти аудиторскую компанию как можно скорее.

Часто у аудиторских компаний с хорошей репутацией время аудиторов расписано минимум до июня и найти «окошко» для проверки отчетности нелегко. Поэтому большинство компаний, подлежащих обязательному аудиту, заранее заботятся об аудите и выбирают наиболее удобное для проверки время. А компании, которые хотят получить больше, чем аудиторское заключение, заключают договоры на системный комплексный аудит.

Обязательный аудит — независимая аудиторская проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности. Т.е., при проведении обязательного аудита, налоговая отчетность компании проходит аудиторскую проверку только с точки зрения достоверности бухгалтерской отчетности (бухгалтерского баланса и др.).

Поэтому, заказывая аудит по итогам года, компания получает только аудиторское заключение. Заказывая системный комплексный обязательный аудит, компания весь год получает надежное, мощное плечо — поддержку аудиторов, налоговых консультантов и юристов.

Главная ценность системного комплексного обязательного аудита не в аудиторском заключении, а в возможности не допускать или своевременно исправлять ошибки и выявлять финансовые резервы компании.

Системно-комплексный подход увеличивает отдачу от проведения аудита:

  • повышает эффективность работы системы внутреннего контроля (СВК) на крупных или малых предприятиях, качество бухучета, налогообложения и юридического оформления операций
  • помогает корректно вести промежуточную отчетность по активам и др.
  • снижает ошибки в формировании налоговой базы
  • выявляет риски и помогает своевременно внести исправления до сдачи финансовой и налоговой отчетности
  • защищает бизнес от потерь выручки и налоговых претензий
  • подтверждает достоверность учета и отчетности
  • дает возможность привлечь внешних разнопрофильных экспертов на выгодных условиях
  • помогает не выходить в зону повышенных рисков
  • дает страховку от налоговых претензий

В итоге, благодаря системному комплексному обязательному аудиту, компании не приходится уплачивать недоимки, пени или штрафы, в т.ч. за грубые нарушения в бухгалтерском учете или неуплату налогов.

Правильное формирование налоговой базы - отсутствие штрафов и претензий

Одним из критериев налоговой безопасности компании является правильное формирование налоговой базы. Аудиторы компании «Правовест Аудит» в ходе аудиторской проверки ежеквартально проверяют этот параметр. Ваша организация, независимо от того, крупное у вас предприятие или малое, сможет своевременно разобраться со всеми нововведениями и поправками в Налоговом кодексе, правильно исчислить налоговую базу и отразить операции в налоговых декларациях в течение года без представления «уточнёнок».

Если же ошибки выявляются только в конце или начале следующего года, бухгалтерия затрачивает время на уточнение деклараций, а компания тратит деньги на уплату пеней.

Кроме того, системный комплексный обязательный аудит поможет компании избежать санкций ИФНС, если будут выявлены нарушения в ходе камеральной налоговой проверки налоговых деклараций, например по НДС.

Если нарушения допущены в течение более одного налогового периода , штраф составит минимум 30 тысяч рублей. Если же нарушения повлекли занижение налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов) — 20% от суммы неуплаченного налога (страховых взносов), но не менее 40 тысяч рублей.

Напомним, что согласно статье 120 НК РФ за грубое нарушение правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения , если эти деяния совершены в течение одного налогового периода, при отсутствии признаков налогового правонарушения компания подлежит штрафу в размере 10 тысяч рублей.

К грубым нарушениям правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения НК РФ относит:

  • отсутствие первичных документов;
  • отсутствие счетов-фактур;
  • регистров бухгалтерского учета или налогового учета;
  • систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета, в регистрах налогового учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений.

Согласно ст. 122 НК РФ за неуплату или неполную уплату сумм налога (сбора, страховых взносов) в результате занижения налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов), иного неправильного исчисления налога (сбора, страховых взносов) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, на компанию налагается штраф в размере 20 % от неуплаченной суммы налога (сбора, страховых взносов). За те же деяния, совершенные умышленно, штраф составит 40 % от неуплаченной суммы налога (сбора, страховых взносов).

За грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету подлежит штрафу не только компания, но и должностное лицо согласно ст. 15.11 КоАП РФ. Он составляет от 5 до 10 тысяч рублей за однократное нарушение, и от 10 до 20 тысяч рублей или дисквалификация от одного до двух лет — при повторном нарушении в течение календарного года.

Напомним, что попадает под определение грубого нарушения требований к бухгалтерскому учету согласно КоАП РФ:

  • занижение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10% вследствие искажения данных бухгалтерского учета;
  • искажение любого показателя бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, не менее чем на 10%;
  • регистрация не имевшего места факта хозяйственной жизни, мнимого, притворного объекта бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета;
  • ведение счетов бухучета вне применяемых регистров бухучета;
  • составление бухгалтерской (финансовой) отчетности не на основе данных регистров бухучета;
  • отсутствие у экономического субъекта первичных учетных документов и (или) регистров бухучета и (или) бухгалтерской (финансовой) отчетности и (или) аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности в течение установленных сроков хранения таких документов.

Всех этих санкций и пени компании и должностные лица могут избежать, проводя обязательный аудит системно и сразу корректируя найденные в ходе аудиторского контроля ошибки.

Защита руководителей и собственников

Не секрет, что бухгалтерский учет и составление налоговых деклараций — сфера деятельности главбуха. Однако руководителям, учредителям крупных и малых предприятий следует помнить, что недостоверные данные в бухгалтерском и налоговом учете могут привести к их материальной ответственности.

В рамках дела о банкротстве, ИФНС вправе заявить требование привлечь руководителя, учредителя юридического лица — должника к обязательной субсидиарной ответственности по налоговым долгам компании. Основание — положения главы III.2 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

О привлечении генерального директора к субсидиарной ответственности по долгам компании — см. Определение Верховного Суда РФ от 12.09.2019 № 305-ЭС18-15765, Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 14.07.2015 № Ф01-2604/2015 по делу № А39-1278/2014 (Определением Верховного Суда РФ от 02.11.2015 N 301-ЭС15-11906 отказано в передаче дела N А39-1278/2014 в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ для пересмотра в порядке кассационного производства данного постановления).

Кроме того, налоговые органы смогут через суд взыскивать налоговые доначисления организаций с зависимых физических лиц.

Если организация вовремя не уплатит крупную сумму налогов, налоговая инспекция может обратиться в суд с заявлением о признании ее банкротом.

Эффективная работа бухгалтерии

По опыту специалистов нашей аудиторской компании, руководство большинства организаций хочет получить аудиторское заключение по обязательному аудиту до проведения годового собрания и до сдачи отчетности (баланса и др.) в налоговые органы.

Комплексно-системная работа аудиторов в течение года позволит досконально изучить особенности компании, оперативно разрешить спорные вопросы бухгалтерского и налогового учета в течение всего отчетного 2020 года, своевременно найти и исправить ошибки, провести обязательный аудит годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности до годового собрания.

Чтобы проверить последний квартал, годовой отчет, и подготовить аудиторское заключение понадобится всего несколько дней.

Бухгалтерия при этом может, не отвлекаясь на аудиторов, спокойно закрывать год.

Если аудиторы впервые приходят в компанию в феврале-марте года, следующего за отчетным периодом, у бухгалтерии остается слишком мало времени, чтобы внести изменения в учет и отчетность. Как правило, одновременно с аудиторской проверкой в этот период бухгалтеры обязательно заняты подготовкой годовой налоговой отчетности и испытывают двойную нагрузку.

Корректная промежуточная отчетность в течение года

При проведении обязательного аудита в конце года, у бухгалтерии нет возможности исправить ошибки сразу. Типовые ошибки накапливаются из квартала в квартал и искажают промежуточную отчетность, в т.ч. данные по активам.

Достоверная промежуточная отчетность важна, например, компаниям, выплачивающим в течение года дивиденды, поскольку неверно рассчитанная (с учетом выручки) чистая прибыль повлияет на величину дивидендов.

При проведении системного комплексного обязательного аудита аудиторы проверяют промежуточную отчетность, находят несоответствия и ошибки в учете сразу, дают подробные рекомендации.

Бухгалтеры компании исправляют выявленные несоответствия вовремя, и не тратят на это так много времени и усилий, как потратили бы, исправляя документы задним числом.

В рамках обязательного аудита получайте больше

Когда клиенты аудиторской компании «Правовест Аудит» выбирают системный комплексный аудит, они получают дополнительные преимущества:

  • Анализ финансового состояния, налоговой нагрузки и размер рисков
  • Аудит базы 1С
  • Юридическую экспертизу договоров и других документов
  • Повышение квалификации
  • Конспекты семинаров и статьи наших экспертов
  • Дополнительную гарантию - помощь налоговых юристов
  • Страховку от налоговых рисков

Анализ финансового состояния, налоговой нагрузки и рисков

По итогам обязательного аудита мы готовим дополнительный отчет — «Обзор финансового состояния и рисков». В отчете вы сможете увидеть:

  • основные проблемы и их возможные последствия;
  • анализ налоговой нагрузки;
  • вероятность налоговой проверки, рассчитанная по методике ИФНС;
  • размер возможных налоговых рисков;
  • размер резервов;
  • пути сокращения затрат.

Аудит базы 1С

Мы специально тестируем бухгалтерскую базу 1С, чтобы обнаружить ошибки. Вы получите рекомендации по автоматизации и устранению ошибок в учете.

Юридическая экспертиза договоров и других документов

В ходе системного комплексного обязательного аудита наши юристы:

  • проведут юридическую экспертизу типовых договоров, учредительных документов и других документов по вашему выбору;
  • дадут оценку перспектив судебных споров;
  • помогут исключить хозяйственные риски в деятельности вашей компании.

Повышение квалификации

В течение года мы регулярно проводим семинары и круглые столы по последним изменениям в законодательстве и практике его применения.

За каждый семинар профессиональные бухгалтеры получают сертификат Института профессиональных бухгалтеров о повышении квалификации в объеме 10 часов.

Актуальная полезная информация — бесплатно

Даже при высокой занятости вы будете в курсе нововведений — получить актуальную информацию вы сможете из статей наших экспертов и конспектов наших семинаров.

Помощь налоговых юристов при комплексном обязательном аудите

В течение трех лет после проведения налогового или комплексного обязательного аудита мы гарантируем Клиентам помощь налоговых юристов при прохождении налоговой проверки, досудебном и судебном урегулировании споров.

Страховка от налоговых претензий

Мы даем страховку от претензий ФНС на 3 года. Наша ответственность застрахована СПАО «Ингосстрах». Т.е., если налоговые органы все-таки привлекут Клиента к ответственности за неуплату налогов за проверенный нами период, Клиент получает возмещение суммы уплаченных им штрафов и пеней за счет страховки (до 10 млн руб. по одному договору).

Сравнение вложений в системный комплексный и единовременный аудит

Попробуйте рассмотреть цену комплексного обязательного аудита как стоимость вложений (инвестиций) и оцените отдачу от них.

Конечно, стоимость системного комплексного аудита на первый взгляд выше, чем единовременный аудит. Но, если провести полное сравнение, получается что такой аудиторский контроль выгоднее и удобнее для организации. Почему?

Стоимость системного комплексного аудита (далее-СКА) распределяется и оплачивается равномерно. При заказе обязательного аудита по итогам года Вы оплатите услуги аудиторов единовременно:

  • Цена СКА фиксируется в начале года с учетом всех максимально возможных скидок, т.е., например, аудит отчетности за 2020 год оплачивается по ценам, действовавшим на момент заключения договора в 2020 году, а единовременный аудит отчетности за этот период будет оплачиваться по ценам 2021 года.
  • Стоимость комплексного аудита сформирована с учетом максимальных скидок на услуги, которые «дополняют» единовременный аудит (т.е., если приобретать услуги единовременного аудита и дополнительные услуги (консалтинг, налоговое планирование и др.), включенные в стоимость комплексного аудита, общая стоимость услуг окажется значительно дороже)
  • Системный комплексный обязательный аудит позволяет сэкономить на услугах налоговых консультантов и юристов, в т.ч. может «заменить» отдел внутреннего аудита.
  • Разделим ответственность за принятие бухгалтерских и налоговых решений (сбережем здоровье главного бухгалтера и руководителя).

«Правовест Аудит» позволяет зафиксировать текущую стоимость аудита отчетности за 2020 год с действующими скидками и выполнять работы до 31.03.2021 года.

При заказе обязательного аудита по итогам 2020 года, вы оплатите услуги аудиторов по ценам 2021 года и будете вынуждены внести всю сумму единовременно.

1. Статья 5. Обязательный аудит содержит 6 случаев проведения обязательного аудита. Но Информация Минфина России дает весьма обширные таблицы со случаями. Является ли эта таблица расширением или просто конкретизацией перечня статьи 5?

Таблица Минфина конкретизирует перечень случаев проведения обязательного аудита и является очень хорошей, рабочей «палочкой-выручалочкой» для определения наличия необходимости проведения обязательного аудита для аудируемых лиц.

Обязательный аудит необходимо проводить не только по основаниям, указанным в пп.1-5 п.1 статьи 5 Закона об аудиторской деятельности, но, также, если такая обязанность содержится в ином федеральном законодательстве, регулирующем деятельность той или иной организации (пп.6 п.1 статьи 5).

Перечень Минфина содержит все возможные случаи обязательного аудита, вытекающие как из Закона об аудиторской деятельности, так и из иных Федеральных законов (например, Об акционерных обществах, О некоммерческих организациях, О банках и банковской деятельности и т.д.)

2. Были ли введены какие-либо новшества по структуре заключения в последние 2-3 года?

С 1 января 2017 года на территории РФ введены в действие Международные стандарты аудита (МСА), в связи с чем Федеральные стандарты утратили силу для всех договоров на аудит, заключенных с 1 января 2017 года.

Теперь формат аудиторского заключения установлен МСА 700 «Формирование мнения и составление заключения о финансовой отчетности».

Структура заключения кардинально поменялась. Мнения аудитора, которое ранее формулировалось в самом конце Заключения, теперь указывается первым разделом. Далее следуют знакомые пользователям разделы с Основанием для выражения мнения и ответственностью Аудитора и Аудируемого лица. Дополнительно в заключение могут быть включены разделы с Важными обстоятельствами и Прочей информацией. Также как и в случае с Мнение аудитора, эти разделы подняты выше (ранее они представлялись в конце Аудиторского заключения.

Аудиторское заключение дополнилось новым разделов – Ключевые вопросы аудита. данный раздел призван повысить информационную ценность аудиторского заключения путем большей прозрачности проведенного аудита.

Ключевые вопросы аудита – это те вопросы, которые требовали от аудитора особого внимания при проведении аудита. В аудиторском заключении описывается:

    почему вопрос был рассмотрен как наиболее значимый для аудита и идентифицирован, как ключевой

    как именно этот вопрос был изучен в ходе аудита (обзор выполненных аудитором процедур, результаты процедур, основные наблюдения по данному вопросу).

Таким образом, ключевой вопрос аудита – это не оговорка! Это информация, которую подтверждает, но, в силу ее значимости, дополнительно раскрывает в аудиторском заключении, какими именно процедурами он подтвердил достоверность этой информации.

Этот раздел обязателен в аудиторских заключениях организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам. Для остальных организаций аудитор сам принимает решение об информировании в Аудиторском заключении о Ключевых вопросах аудита.

3. Должны ли все организации, проводящие обязательный аудит, устраивать открытый конкурс для выбора аудиторов?

Перечень организаций, которые обязаны выбирать аудитора (как и осуществлять иные закупки) на открытых конкурсах закреплен:

    Федеральным законом 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

    Федеральным законом 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

Перечень организаций, которые обязаны осуществлять закупку, а том числе аудиторских услуг, через открытые конкурсы зафиксирован этими законами и включает в основном государственные компании, государственные и муниципальные органы управления, ГУПы, бюджетные учреждения и т.д.

4. Почему в некоторых случаях важно, чтобы аудит проводила Аудиторская организация, в штате которой имеется аудитор с аттестатом, выданным после 1 января 2011 г.?

Это необходимое требование Закона об аудиторской деятельности для:

    организаций, ценные бумаги которых допущены к торгам

    кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов

    организаций, в уставных капиталах которых доля госсобственности составляет более 25%

    государственных корпораций, государственных компаний. Публично-правовых компаний

    организации, отчетность которых включается в проспект ценных бумаг

    организации, формирующие консолидированную отчетность

Данное требование установлено п. 4.1. Статьи 23 «Заключительные положения» закона об аудиторской деятельности. В соответствии с этим пунктом, аудиторы с аттестатами, выданными на основании закона 119-ФЗ Об аудиторской деятельности имеют право проводить аудит в соответствии с типом имеющегося у них аттестата, за исключением участия в аудите организаций, указанных в части 3 статьи 5 закона 307-ФЗ.

5. Какие штрафы придется заплатить тем, кто не предоставил или предоставил не вовремя обязательное заключение или не зарегистрировал его?

Прямой ответственности за не проведение обязательного аудита действующим законодательством не предусмотрено.

Не предоставление заключения в Росстат чревато не существенными санкциями в сумме 3-5 тыс.руб. на организацию и 300-500 руб. на ответственное лицо (статья 19.7 КоАП).

Также можно сюда «притянуть» грубое нарушение требований к бухгалтерской (финансовой) отчетности по статье 15.11 КоАП (5-10 тыс.руб.).

Самые существенные санкции на текущий момент связаны с требованием о раскрытии информации в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц. Это касается только акционерных обществ (как ПАО, так и АО), которые в соответствии со статьей 15.19 КоАП за нарушение правил раскрытия заключения по аудиту могут быть оштрафованы:

    на 30-50 тыс.руб. на должностных лиц

    на 700-1000 тыс.руб. на общество.

Основные критерии и субъекты обязательного аудита предусмотрены Федеральным законом от 30.12.2008 № 307-ФЗ. При этом для проведения обязательного аудита в критериях 2018 изменения не произошли. В общем случае организация обязана проводить годовой аудит бухгалтерской отчетности за 2018 год, если она удовлетворяет любому из условий, приведенных в ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ.

Так, критерием обязательного аудита являются:

  • организация имеет организационно-правовую форму АО;
  • ценные бумаги организации допущены к организованным торгам;
  • организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, страховой организацией, клиринговой организацией, обществом взаимного страхования, организатором торговли, негосударственным пенсионным или иным фондом, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов);
  • объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации за 2017 год превысил 400 миллионов рублей;
  • сумма активов бухгалтерского баланса на 31.12.2017 превышает 60 миллионов рублей;
  • организация представляет или раскрывает годовую сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность.

Таким образом, например, организационно-правовая форма АО обязывает организацию проводить обязательный аудит независимо от соответствия иным критериям, а для обязательного аудита ООО критерием может быть, к примеру, объем выручки или сумма активов.

Аудиторское заключение не входит в состав бухгалтерской отчетности, а потому представлять его в налоговую инспекцию вместе с годовой отчетностью не нужно (ст. 14 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ, пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ , Письмо Минфина от 30.01.2013 № 03-02-07/1/1724).

В Росстат заключение, полученное по результатам обязательного аудита, представить необходимо. Сделать это нужно вместе с годовой отчетностью. А если на момент сдачи такой отчетности в Росстат аудиторская проверка еще не завершена, то досдать аудиторское заключение в орган статистики нужно не позднее 10 рабочих дней , следующих за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря (ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ ).

Информация об итогах обязательного аудита, согласно п. 6 ст. 5 федерального закона «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307, должна быть опубликована на Федресурсе - портале, содержащем сведения о юридически значимых фактах различного характера. Сведения в реестр вносят сами субъекты экономической деятельности (предприятия, организации любых организационно-правовых форм, ИП и пр.).

Сообщение, публикуемое на Федресурсе, должно содержать следующие сведения:

  • информацию об аудируемой компании: наименование, ИНН, ОГРН;
  • информацию о том, кто проводит аудит: наименование аудиторской организации или Ф. И. О. аудитора, ИНН, ОГРН (для организации) или СНИЛС (для аудитора);
  • перечень бухгалтерской (финансовой) отчетности, в отношении которой проводилась проверка, и период, который охватывался проверкой;
  • мнение аудитора о достоверности проверенной им отчетности и фактах, которые могут оказать существенное влияние на правдивость приведенной в ней информации;
  • дату составления аудиторского заключения.

Публикация аудиторского заключения в 2018 году должна быть осуществлена в течение 3 дней с момента завершения аудита (п. 3.1 гл. III порядка, утвержденного приказом Минэкономразвития РФ от 05.04.2013 № 178). Сведения могут быть представлены только в электронном виде (п. 5 ст. 7.1 ФЗ № 129), при этом подлинность каждого передаваемого сообщения удостоверяется электронной цифровой подписью (ЭЦП).

Для того, чтобы получить квалифицированное независимое мнение о достоверности своей бухгалтерской (финансовой) отчетности, организация может привлекать к проверке этой отчетности специализированную аудиторскую организацию или индивидуального аудитора. Но в некоторых случаях проведение годового аудита - обязанность, а не право организации. О том, какие для обязательного аудита критерии действуют в 2019 году, расскажем в нашей консультации.

Общие критерии проведения обязательного аудита 2018

Основные критерии и субъекты обязательного аудита предусмотрены Федеральным законом от 30.12.2008 № 307-ФЗ . В общем случае организация обязана проводить годовой аудит бухгалтерской отчетности за 2018 год, если она удовлетворяет любому из условий, приведенных в ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ .

Так, критерием обязательного аудита являются:

  • организация имеет организационно-правовую форму АО;
  • ценные бумаги организации допущены к организованным торгам;
  • организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, страховой организацией, клиринговой организацией, обществом взаимного страхования, организатором торговли, негосударственным пенсионным или иным фондом (за исключением фонда, имеющего статус международного фонда в соответствии с Федеральным законом от 03.08.2018 N 290-ФЗ), акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов);
  • объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации за 2018 год превысил 400 миллионов рублей;
  • сумма активов бухгалтерского баланса на 31.12.2018 превышает 60 миллионов рублей;
  • организация представляет или раскрывает годовую сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность.

Таким образом, например, организационно-правовая форма АО обязывает организацию проводить обязательный аудит независимо от соответствия иным критериям, а для обязательного аудита ООО критерием может быть, к примеру, объем выручки или сумма активов.

Иные случаи обязательного аудита, установленные федеральными законами

Помимо основных критериев обязательного аудита, перечисленных выше, существуют условия, при которых организация обязана проводить аудит в силу требований федеральных законов.

Так, напрмер, обязательный аудит проводится в отношении бухгалтерской отчетности:

  • государственных компаний (п. 8 ст. 7.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ );
  • государственных корпораций (п. 2 ст. 7.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ );
  • жилищных накопительных кооперативов (ст. 54 Федерального закона от 30.12.2004 № 215-ФЗ );
  • застройщиков (ч. 5 ст. 3 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ );
  • некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента (п. 1 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ );
  • саморегулируемых организаций (ч. 4 ст. 12 Федерального закона от 01.12.2007 № 315-ФЗ ).

Обязательный бухгалтерский аудит: куда сдавать аудиторское заключение?

Начиная с отчетности за 2019 год бухгалтерская отчетность представляется только в ИФНС (за некоторым исключением). Причем по общему правилу отчетность нужно будет сдавать в электронном виде (отчетность за 2019 год субъекты малого предпринимательства могут представить на бумаге). Организациям, отчетность которых подлежит обязательному аудиту, аудиторское заключение нужно подавать либо вместе с бухгалтерской отчетностью, либо не позднее 10 рабочих дней, следующих за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря (

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!