Все для предпринимателя. Информационный портал

Государственная политика занятости. Создание новых рабочих мест

Определение

Рабочих мест в системе рынка труда

Рыночные определения потребности в рабочих местах

Структура рынка рабочих мест

Перспективы расширения рынка рабочих мест

Особенности рабочего места как продукта

Покупка рабочего места

Потребности в рабочих местах

Рабочее место это неделимое в организационном отношении (в данных конкретных условиях) звено производственного процесса, обслуживаемое одним или несколькими рабочими, предназначенное для выполнения одной или нескольких производственных или обслуживающих операций, оснащённое соответствующим оборудованием и технологической оснасткой.

Рабочее место - пространственная зона трудовой деятельности:

Оснащенная необходимыми основными и вспомогательными средствами;

Определенная на основании трудовых и других норм;

Закрепленная за одним или группой работников для выполнения определенных производственных или управленческих работ.

Рабочие места различаются:

По числу исполнителей: индивидуальные и коллективные рабочие места;

По виду производства: основные и вспомогательные;

По типу производства: массовые, серийные и единичные;

По степени специализации: универсальные, специализированные и специальные;

По уровню механизации: механизированные, автоматизированные, для ручной работы;

По количеству оборудования: одностаночные, многостаночные.

Рабочее место - место и находящиеся на нем средства производства, орудия труда для выполнения работы , приспособленные к осуществлению трудовых функций одним работником определенной профессии. Количество рабочих мест на предприятии должно Соответствовать количеству занятых на нем работников с учетом графика и сменности работы , наличия отпусков. Рабочие - работники сферы материального производства (занятые в промышленности, строительстве, на транспорте и в близких к ним отраслях), занимающиеся физическим трудом. Название "рабочие" содержит значительный элемент условности, так, например, крестьяне вполне могут быть названы сельскохозяйственными рабочими.

Рабочее место — место и находящиеся на нем средства производства, орудия труда для выполнения работы, приспособленные к осуществлению трудовых функций одним работником определенной профессии. Количество рабочих мест на предприятии должно соответствовать количеству занятых на нем работников с учетом графика и сменности работы, наличия отпусков.

Экономическое рабочее место - это работника на физическом рабочем месте (коллективном или индивидуальном), которая обеспечивает ему уровень выгоды (заработной платы) не ниже ставки первого разряда при соблюдении установленных законодательством норм продолжительности рабочего времени.

Рабочее место руководителя - место приложения труда руководителя, оснащенное соответствующим оборудованием и другими принадлежностями, необходимыми для эффективного выполнения возложенных на него обязанностей.

Рабочее место руководителя оборудуется в отдельном кабинете и, как правило, состоит из трех функциональных зон: рабочей зоны, зоны совещаний и зоны отдыха.

Рынок рабочих мест представляет собой социально-экономическое отношение между собственниками рабочих мест по поводу движения капитала в форме рабочих мест и соединения с рабочей силой на основе спроса и предложения.

Рынок рабочих мест в системе рынка труда

Одной из главных составляющих занятости, формирующих на труд, является структура рабочих мест и ее . Занятость является следствием наличия рабочих меег и стимулов, определяющих масштабы и соотношение спроса и предложения труда. Рабочее место служит одним из важнейших факторов создания общественного товара

Формирование территориальной, отраслевой, профессиональной, квалификационной, образовательной и других структур рабочей силы осуществляется в значительной мере под воздействием движения, как трудовых ресурсов, так и рабочих мест (их создания, совершенствования, ликвидации), формирующего спрос производства на рабочую силу.



Влияние динамики вакантных рабочих мест в отраслях на формирование отраслевой структуры занятости населения в целом и численности занятых в отдельных отраслях определяется процессами движения рабочих мест - открытия (образования) и закрытия (замещения и ликвидации) вакантных рабочих мест.

Следует подчеркнуть необходимость создания экономически эффективных рабочих мест, обеспечивающих работнику уровень наживы не ниже прожиточного минимума, а государству — налоговые поступления и отчисления в соответствующие фонды. Таким образом, высокодоходные, но «теневые» рабочие места (их у нас около 30%)", или места с низким заработком не могут считаться эффективными. В связи с этим представляется необходимым определить понятие «создание» рабочего места. Рабочие места могут быть созданы как за счет ввода новых, (что потребует инвесгирования в основные производственные фонды и прироста оборотных средств), так и за счет расширения действующего пприростатва в результате увеличения коэффициента сменности, что предполагает наличие неиспользуемых рабочих мест. Расширение занятости в последнем случае происходив при росте объемов нроизводсгва, вызванною увеличением спроса на товары и услуги. Поэтому создание рабочего места может быть вызвано или изменением рыночной конъюнктуры, или целенаправленным воздействием со стороны субъектов управления и хозяйствования, например госзаказом.

В применении к российской экономике анализ движения рабочих мест представляет особый интерес, поскольку на трансформационный шок российский рынок труда отреагировал во многом иначе, чем страны Восточной Европы. Несмотря на гигантский спад производства, удерживается в российской экономике на относительно невысоком уровне. Было бы естественным предложить, что нарастание безработицы сдерживается гибкостью и подвижностью российского рынка труда в свойственных ему специфических формах. Один из путей эмпирической проверки этого предложения - анализ движения рабочих мест и рабочей силы.

Все множества факторов, от которых зависит перемещение работников между рабочими местами, а также между состоянием занятости и состоянием «безработности», можно разделить на две категории. В первом случае речь идет о таких факторах, как:

появление новых рынков или сжатие старых;

техническое перевооружение фирм и целых отраслей;

усиление или ослабление внутренней и международной конкуренции;

различия в локальных условиях ведения бизнеса и т. д.

Как правило, все перечисленные факторы ведут к изменению общею количества рабочих мест и, к их перераспределению между отдельными предприятиями. Что, соответственно, приводит х переливу рабочей силы.

Во втором случае речь идет о «личностных» факторах трудовой мобильности, таких как:

профессиональный рост;

недостаточный или избыточный уровень квшшфикации;

неудовлетворенность работой;

перемена места жительства;

завершение учебы;

достижение пепсиохшого возраста и т. д.

Перемещения, происходящие под воздействием данных факторов, не предполагают обязательного увеличения или сокращения численности персонала отдельных фирм.

Влияние динамики вакантных рабочих мест в отраслях на формирование отраслевой структуры занятости населения в целом, и численности занятых в отдельных отраслях определяется процессами образования и ликвидации вакантных рабочих мест.

В частности, образование последних происходит в результате:

создания новых рабочих мест ( путем расширения производства, за счет модернизации и переоснащения, нового строительства);

выбытия людей за пределы рассматриваемой системы занятости;

смены людьми рабочего места в пределах отрасли или перехода работников на рабочие места в других отраслях,

В свою очередь закрытие вакантных рабочих мест в каждой отрасли происходит посредством:

приема работников из этой же или другой отрасли;

приема работников из вне рассматриваемой системы занятости;

ликвидации пустующих рабочих мест.

Рыночные определения потребности в рабочих местах

В рыночной экономике особое значение приобретает вопрос о принципах определения потребности в рабочих местах. И только после решения этого вопроса можно выработать правильный подход к определению количества и структуры рабочих мест, необходимых для решения проблем занятости и безработицы . Речь идет о рыночных принципах определения потребности в рабочих местах, т.е. принципах, которыми руководствуются рыночные структуры. К ним относятся предприятия на базе частной собственности, где главной фигурой, определяющей хозяйственную деятельность предприятия, является бизнесмен (бизнесмен). Его есть его бизнес. Известно, однако, что предпринимательство само по себе не имеет целью создание рабочих мест, их сохранение и обновление. Такой целью является нажива от вложения денег (капитала ) в прибыльное дело. Но в современных рыночных условиях хозяйствования бизнесменам вовсе не обязательно, для получения прибыли создавать рабочие места, тем более их сохранять, резервировать, обновлять и т.п. Можно вложить (инвестировать) капитал , приобретая акции процветающих фирм, и обогащаться за счет дивидендов или положить деньги в и получать проценты. Еще выгоднее в свое время было "инвестировать" в ГКО и получать огромный , либо заниматься валютными операциями, имея от этого хорошую маржу (разницу между суммой продажи и купли валюты). Во всех этих случаях выгодность инвестирования капитала обеспечивается без создания рабочих мест, если не считать некоторую занятость всеми этими коммерческими операциями самих бизнесменов и их ближайших "подручных".

Структура рынка рабочих мест

Структура рабочих мест, если иметь в виду экономику в целом, находит отражение в структуре занятости населения, однако нужно принимать во внимание один вид занятости — занятость по найму. Все виды самозанятости не имеют рабочих мест, так как местом приложения труда там является все хозяйство. Можно выделить следующие основные звенья структуры рабочих мест:

социальная,

государственно-частная,

территориальная,

отраслевая,

профессионально-квалификационная,

по половозрастному составу занятых наемным трудом,

по степени использования.

Социальная структура рабочих мест.

Социальная структура рабочих мест отличается от социальной структуры занятости тем, что отражает лишь один вид занятости — занятость по найму, тогда как вторая более сложна по своей структуре, ибо включает еще и разнообразные виды самозанятости: предпринимательство, индивидуальную трудовую деятельность ре-месленников, кустарей-одиночек, фермеров, мелких торговцев, занятых в домашнем хозяйстве и т.п. Социальная структура рабочих мест значительно проще в том отношении, что она в основном делится на рабочие места наемных рабочих и наемных служащих ("синие" и "белые" воротнички). Количественно преобладают, если взять экономику страны в целом, рабочие места для рабочих. Особенность социальной структуры рабочих мест (по данным Мосгор-комстата) на примере Москвы состоит в преобладании рабочих мест для служащих. Рабочие места для служащих не только преобладают но, как показывают данные, просматриваются следующие тенденции:

удельный вес рабочих мест для служащих в Москве возрастает, рабочих мест для рабочих уменьшается;

удельный вес рабочих мест для служащих, занятых женщинами, значительно выше, чем у мужчин, и имеет тенденцию возрастать;

напротив, удельный вес рабочих мест для рабочих, занятых мужчинами, имеет противопо-ложные показатели.

Эти тенденции изменения социальной структуры рабочих мест в Москве по мере развития рыночных отношений будут усиливаться в связи со структурными изменениями в экономике города в сторону расширения финансово-коммерческих структур и сокращения сферы материального производства. Об этом, в частности, свидетельствует безработицы в Москве. По данным Московской службы занятости, число безработных рабочих с 1992 по 1997 г. возросло с 3390 до 12 792 человек, т.е. почти в 4 раза, а служащих — с 19 446 до 23 304 человек, т.е. рост составил немногим более 20%. среди рабочих в эти годы росла почти в 20 раз быстрее, чем среди служащих. Значение рабочих мест служащих в экономике Москвы возрастает, а рабочих мест рабочих — уменьшается. Государственночастная структура рабочих мест. В советской экономике частный сектор отсутствовал, существовали фактически государственный и кооперативно-колхозный секторы, где рабочие места мало различались, поскольку кооперативно-колхозный сектор был в высшей степени огосударствлен, а наемный труд вообще не признавался.

Перспективы расширения рынка рабочих мест

При разработке антикризисной программы создания нормального рынка рабочих мест должен быть использован прогрессивный мировой и отечественный опыт законодательного изменения нормативов времени труда и производства. Маневрируя этими нормативами, можно влиять на состояние рынка рабочих мест, равномернее распределяя рабочие места в экономике, сокращая, избавляясь совсем и даже предотвращая безработицу во всех ее проявлениях. Так, научными исследованиями выявлено, что при сокращении продолжительности рабочего дня на 20% рабочих мест на рынке труда также возрастает на 20%, сокращая безработицу. Уменьшение пенсионного возраста на один год увеличивает предложение рабочих мест на 1%, увеличивая спрос на рабочую силу тоже на 1%. Рост спроса на рабочую силу и предложения рабочих мест достигается также при уменьшении количества рабочих дней недели, увеличении продолжительности оплачиваемых отпусков, числа праздничных и выходных дней, предоставлении работникам времени на учебу и повышение квалификации, приобретение новой профессии, на семейные нужды, связанные с рождением ребенка, и т.п. Такого рода маневрирование нормативами труда и производства уже давно спонтанно пробивает себе путь в хозяйственной практике под давлением различных факторов социального, научно-технического прогресса, кризисных явлений в экономике и т.п. Маневрирование нормативами времени труда и производства — новое направление расширения рынка рабочих мест, которое пока слабо изучено и которое проявляет себя спонтанно. Противники его, выступая против сознательно-программного, законодательно принятого распространения этой формы, ссылаются на , на то, что общество еще не созрело, не настолько богато, чтобы применять такого рода инструменты. Более того, иногда у нас предлагают увеличить пенсионный возраст. И это при средней продолжительности жизни мужской части населения, составляющей ныне 58 лет! Реализация таких предложений серьезно обострила бы проблемы занятости и безработицы. Как показывает практика, сокращение продолжительности рабочего дня и пенсионного возраста не подорвали основ рыночной капиталистической экономики, не сделали богатых менее богатыми и не увеличили бедность работающего населения. Напротив, сокращение времени труда — историческая закономерность, которая сопровождается ростом богатства общества в целом, повышением благосостояния и работодателей и работников, ибо сокращение времени труда компенсируется ростом его производительности и интенсивности, т.е. Научно-техническим прогрессом . Теория утомляемости труда говорит о том, что уменьшение продолжительности труда компенсируется ростом его интенсивности. Огромное значение в расширении рынка рабочих мест имеют размеры заработной платы и пенсий. Малая заработная плата и мизерная усиливают напряжение на рынке труда, поскольку занятый работник вынужден низкой заработной платой искать вторичную занятость, а фактически появляется на рынке труда в качестве безработного, так как пенсия оказывается недостаточной для поддержания привычного образа его жизни.

Особенности рабочего места как продукта

Особенность рабочего места как продукта главным образом заключается в том, что это продукт производственного назначения, воплощающий вещественные условия личного фактора производства; в нем коренится важный источник всех благ, ибо, используя рабочее место, работник своим трудом, а бизнесмен своей деятельностью хозяина создают все необходимые жизненные средства и средства для производительной деятельности. Огромная совокупность рабочих мест, благодаря предпринимательской деятельности и приведенная в действие трудом наемных работников, непрерывно воспроизводит жизненный процесс всего общества. В отличие от рабочей силы рабочее место является вещественнонеодушевленным товаром. Поэтому собственник этого продукта — работодатель — находится в более благоприятном отношении по сравнению с наемным работником, поскольку может, как уже отмечалось, зарезервировать, законсервировать рабочие места и хранить их до лучших времен, когда появится возможность превратить их в действующие рабочие места. Однако само по себе действующим рабочим местом оно не станет, ибо приводится в действие рабочей силой, без которой бизнесмен не может рассчитывать на превращение его в действующую производительную ячейку своего хозяйства. Рабочее место не обладает свойством саморазвития и самосовершенствования, оно приобретает это свойство благодаря предпринимательской деятельности работодателя и творческому труду наемного работника. В системе рыночных отношений рабочее место имеет ту особенность, что оно является пассивным объектом купли-продажи в отличие от рабочей силы, носителем которой является работник и которая неотделима от его личности. Рабочее место существует в вещественном виде независимо от работодателя и может быть отчуждено от него при продаже для последующего использования. Работодатель может поддерживать рабочее место в различном состоянии: действующем, вакантном, законсервированном либо совсем ликвидировать его — это в значительной степени зависит от воли и желания работодателя, а не только от рыночной конъюнктуры.

Покупка рабочего места

Рабочее место покупается дважды: а) работодателем на рынке вещественных товаров производственного назначения; его стоимость оплачивается целиком и работодатель становится собственником рабочего места; б) наемным работником на рынке труда; оплачивается не стоимость рабочего места, а цена его временного использования наемным работником, и работник не становится собственником рабочего места. Соответственно рабочее место как продукт используется двояким образом: а) работодателем — для продажи его во временное использование за определенную цену; б) наемным работником — для создания своим трудом товар-ной продукции, реализация которой на рынке доставляет ему денежный заработок. У работодателя ценовой, т.е. коммерческий характер использования рабочих мест, у наемного работника — трудовой, производительный. Получается, что характер использования рабочего места работодателем принципиально отличен от характера использования рабочего места наемным работником: работодатель покупает рабочее место, чтобы продать; наемный работник — чтобы использовать для производства и получения жизненных средств. Стоимость рабочего места как продукта на рынке средств производства — это стоимость его купли работодателем, т.е. та денежная сумма, которая затрачена им при создании рабочего места. рабочего места как продукта на рынке труда — это , которую платит наемный работник за временное использование рабочего места и которая представляет собой разность между доходом, создаваемым трудом, и заработной платой, получаемой работником. Купля-продажа рабочего места одновременно с куплей-продажей рабочей силы юридически оформляется трудовым договором между бизнесменом и наемным работником, в котором определены взаимные права и обязанности сторон по соблюдению всех условий купли-продажи рабочего места. Бизнесмен обязуется бесперебойно обеспечивать рабочее место всеми необходимыми материалами, инструментами, поддерживать его в рабочем состоянии и т.п., а если рабочее место выходит из строя не по вине работника, бизнесмен оплачивает вынужденный перерыв в использовании рабочего места работником, доказывая тем самым факт ренты рабочего места наемным работником. Со своей стороны работник обязуется экономически эффективно (производительно, т.е. прибыльно для предпринимателя) использовать рабочее место, обеспечивая профессионально-квалификационное соответствие своего труда требованиям рабочего места, нести материальную ответственность за остановку рабочего места по своей вине и т.п. Работник не имеет права распоряжаться рабочим местом по своему усмотрению, присваивать в какой бы то ни было форме принадлежности рабочего места, портить его, выводить из строя — за это он опять-таки несет материальную ответственность. Но он имеет право вносить усовершенствования в рабочее место, обязан поддерживать его в исправном состоянии по мере своих сил, квалификации, возможностей, за что вправе рассчитывать на соответствующее вознаграждение. Из этого следует, что отношение купли-продажи рабочего места с заключением трудового договоренности только начинается и непрерывно продолжается вплоть до его прекращения (увольнения работника). Фактически это отношение реализуется в производственном процессе фирмы, являясь его внутренним моментом.

Потребности в рабочих местах

Потребности предпринимательства в рабочих местах определяются выгодностью вложения (инвестирования) капитала, т.е. его потребностями в возргарании под давлением конкуренции . Испытывая влияние рыночной конъюктуры, потребность капитала в рабочих местах непрерывно колеблется, сопровождаясь колебаниями приема-увольнения наемных работников. Потребность населения в рабочих местах определяется числом лиц, желающих и способных работать, быть занятыми по найму. Для наемного работай потребность в рабочем месте сводится к потребности в нормальных, оби принятых средствах существования. Но из этого неизбежно вытекает вывод о том, что удовлетворение потребностей населения в рабочих местах сводило существу к удовлетворению потребностей населения в нормальных средствах существования. Однако жизненные потребности населения не совпадают с потребностями предпринимательства в рабочих местах, и это противоречие находит проявление в разрушительных социальных последствиях, прежде всего в наличии, существовании и росте уровня безработицы, обострении проблемы занятости и социальной напряженности, росте нищеты, преступности и т.п. Зарубежный и отечественный опыт рыночного хозяйствования свидетельствует о том, что потребности предпринимательства в рабочих местах количественно и структурно отстают от потребностей в них со стороны населения. Отсюда вытекает важнейший вывод: рыночное предпринимательство не способно решить проблему создания, сохранения и модернизации рабочих мест в соответствии с потребностями в них населения, потребностями его занятости.

- место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя...

Каждая страна богата не только своим войском или золотыми запасами, но и людьми. Чтобы государство процветало и двигалось вперед соотношение трудоспособного и нетрудоспособного населения должно преобладать в первую сторону. Но мало иметь молодых и активных людей, им нужно предоставить места работы с достойными условиями. Именно для решения этих задач в России разработана государственная политика занятости. Это направление занимается сбором информации о деятельности граждан, ищет пути решения проблем трудоустройства.

Понятие

После развала СССР миллионы людей оказались за бортом жизни. Разваливались крупные предприятия и даже отрасли, а там, где что-то работало, платили сущие копейки. Вся страна не скоро забудет выдачу зарплаты мягкими игрушками и вантузами, а также многотысячные пикеты безработных на площадях. Еще тогда, в 90-е годы, правительство задумалось о создании государственной политики занятости. Что это такое?

Это комплекс мер по содействию и контролю уровня безработных людей, выяснение причин такого положения. Кроме того, был создан ряд организаций, которые проводили политику стимулирования роста интереса к устройству на работу.

Основные направления политики занятости - это:

  • Увеличение числа рабочих мест.
  • Улучшение условий труда: поднятие зарплаты, расширенный социальный пакет, корпоративные привилегии и т. д.
  • Разработка программ, направленных на обучение и переподготовку рабочей силы.
  • Меры по работе с работодателями, стимулирование их сил и возможностей, содействие найму сотрудников.
  • Финансовая поддержка безработных, а именно выплаты социальных пособий.

По мнению специалистов, государственная политика занятости за последние 15 лет вполне оправдала себя. По последним данным показатель занятого населения приближается к показателю 62% от общего числа жителей. В это число также входят работающие пенсионеры, доля которых составляет около 7%. И по уровню безработицы Россия даже выигрывает по сравнению с Америкой и Европой.

Проблема трудоустройства в России

Но проблема остается и даже принимает новые формы. Так, сегодня много активных и хорошо образованных людей предпочитают работать не официально, в интернете или довольствуюсь временными подработками. Одно из направлений государственной политики содействия занятости населения сегодня как раз и является ведение пропаганды среди молодежи о важности и правильности официального положения. Трудоустройство по закону дает самое главное - социальный пакет, а это отчисления в пенсионный фонд, бесплатная медицина, оплачиваемые отпуска и т. д.

Большой проблемой России в последние годы стали массовые сокращения государственных ведомств, в первую очередь военизированных. Массовые увольнения коснулись армии, МВД, УФСИН, таможни, налоговой службы и т. д. Тысячи сотрудников остались без средств существования.

Чтобы поддержать людей в трудный период поиска работы, государство выделяет средства на выплаты по безработице. Согласно федеральному закону, эта сумма в первые три месяца должна составлять 75% от зарплаты, но в реальности у государства нет таких средства, поэтому сегодня установлена фиксированная оплата - 4990 рублей.

Мировой опыт

Все цивилизованные страны проводят политику, направленную на развитие социальной сферы в общем, и каждого ее члена в частности. Она предусматривает комплекс мер на разных уровнях: общегосударственном, региональном и муниципальном. Различают несколько популярных моделей политики регулирования занятости:

  • Американская - предусматривает создание рабочих мест с небольшой оплатой, фактически люди работают, но за низкую оплату и, таким образом, увеличивается число малоимущего населения.
  • Скандинавская - здесь упор идет на создания мест работы в государственной сфере со средними показателями дохода; модель оправдана, если в стране нет никаких кризисов, в обратном случае велика вероятность массовых сокращений и увольнений.
  • Европейская модель - рассчитана на создание высокооплачиваемых рабочих мест, а значит и привлечение высококвалифицированных специалистов; правда в этом случае для других слоев населения предусматривается большие социальные пособия; но в Европе система работает успешно.

Каждая из моделей имеет свои преимуществ и недостатки, применять одну из них в чистом виде в России невозможно. Необходимо учитывать менталитет наших граждан, а также особую экономическую обстановку. Хотя, если обратить внимание на последние события в стране, можно заметить тенденцию к тому, что многие компании хотят видеть в своих рядах действительно умеющих и могущих работать и платить им соответствующую заработную плату.

Социальная политика занятости населения в России

Выбор того или иного направления напрямую влияет на внешнюю и внутреннюю экономику. Увеличение производительности способствует большому потоку экспорта, однако существует проблема затрат на переподготовку кадров, обучение и практику хороших специалистов.

Так что сегодня цели политики занятости можно сформулировать следующим образом:

  • Развитие людских ресурсов, а здесь и увеличение рождаемости, и улучшение условий по получению образования в школе и институтах, и т. д.
  • Обеспечение соблюдения равных прав людей при устройстве на работу, а именно, исключение «блата» и «панибратства».
  • Создание социально благополучных условий для работы и отдыха граждан.
  • Проведение мер по обеспечению нуждающихся в работе граждан местами трудоустройства; совместно с предприятиями крупного и малого бизнеса создание новых рабочих мест.
  • Проведение мероприятий по предупреждению массовой безработицы в стране.
  • Работа с работодателями, поощрение создания новых рабочих мест, помощь из федерального бюджета.
  • Создание и координация профсоюзов, которые отстаивают права каждого гражданина.

Что касается последнего утверждения, то в России профсоюзы находятся пока на зачаточном уровне. Большинство граждан даже не знают, в чем суть их работы и просто бояться туда вступать. Тогда как на западе подобные организации являются мощных орудием в плане соблюдения прав работников.

Формы государственной политики занятости

Главные цели правительства - обеспечить полную занятость для населения с учетом «естественной» безработицы, то есть домохозяйки, инвалиды и т. д. Кроме того, стремиться к созданию гибкого рынка труда, а именно многофункционального использования работников. То есть люди могут быстро приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке: менять квалификацию, переходить на оптимизированный график и т. д.

Сегодня существует две формы политики государства:

  1. Активная - создание рабочих мест, обучение и переобучение людей.
  2. Пассивная - выплаты по безработице.

Первая форма предусматривает многоуровневую политику в социальной и экономической сфере. Стимулирование рынка, развитие бирж, служб занятости, улучшение социальных гарантий человека. А также содействие в переобучении, переезде в другое место и т. д. Пассивная форма включает выплату небольшого социального пособия для поддержания людей в период поиска работы. Эти выплаты носят временный характер и должны быть подтверждены.

Чтобы стимулировать безработных к официальному трудоустройству, правительство ведет сотрудничество со средствами массовой информации. Для молодежи проводятся регулярные фестивали профессий, где рассказывается о достоинствах тех или иных профессий.

Правовые основы

Меры по регулированию занятости в стране носят прямой и косвенный характер. С одной стороны перед правительством стоит задача увеличения ВВП быстрыми темпами, с другой - постепенно наращивание квалифицированного трудового населения. Чтобы найти компромисс государство разработало ряд программ содействия занятости населения. Этот документ был утвержден в 2014 году и все это время вносились изменения. Основные направления программы:

  • Предотвращение роста напряженности на рынке труда.
  • Усовершенствование нормативно-правового регулирования в сфере занятости населения.
  • Повышение эффективности содействия трудоустройству.
  • Оказание социальной поддержки.
  • Контроль и учет за безработными гражданами.
  • Содействие инвалидам в трудоустройстве.
  • Стимулирование региональных властей к воплощению различных экономических проектов и увеличению рабочих мест.

Стоит отметить, что из всего вышесказанного успешно работает только программа помощи в трудоустройстве для инвалидов. Правительство предусмотрело ряд хороших налоговых послаблений для компаний, выделяющих квотные места для людей с ограниченными возможностями.

Структура министерства

Федеральное министерство охватывает широкий круг проблем, в первую очередь, связанных с социальной политикой государства. В компетенцию Минтруда входит работа по регулированию демографического положения, обеспечение пенсий, выплата социальных пособий, обеспечение охраны труда, а также оказание услуг по трудоустройству.

Министерство включает тысячи региональных представительств по всей России, управления, образовательные учреждения и научные центры. Проблемами безработицы занимается Департамент занятости населения. В каждой области он представлен органами государственной службы занятости населения, а именно ЦЗН. Эти учреждения исполняют на местах государственные гарантии, а именно, работают с людьми, помогают в поисках работы.

Деятельность

Такие органы есть в каждой области и регионе. Цель их создания - повсеместный контроль уровня безработицы, возможность быстро принимать решения, касаемые отдельной территории. Центр занятости выполняет следующие задачи:

  • Оказания помощи населению по трудоустройству согласно законодательству.
  • Соблюдение прав и норм человека при поиске работы.
  • Создание условий, при которых бы можно было легко и эффективно вести контроль за работающими и неработающими людьми.
  • Работа с местными предприятиями и компаниями по созданию новых рабочих мест и улучшению условий в уже существующих.
  • Регулирование миграций как внутри региона, так и за его пределами.

Помимо основных функций по помощи в трудоустройстве, на таких центрах лежит ответственность за регистрацию граждан, нуждающихся в работе, за выплату пособий, организацию профессиональной переподготовки, психологической и правовой помощи.

ЦЗН активно занимаются работой с такими слоями населения, как бывшие заключенные. После выхода из тюрьмы те оказываются ненужными никому, им сложно получить документы и устроиться на хорошую работу. В этом плане ЦЗН совместно с местными властями создают специальные места для трудоустройства граждан с погашенной судимостью.

Порядок и объем помощи от государства

Если вы хотите получить статус безработного, а значит и помощь от государства, необходимо отработать на последнем месте не менее 3 месяцев. При обращении в центр занятости специалисты потребуют с вас трудовую книжку, паспорт, сведения о доходах за 3 месяца, а также заявление на получение особого статуса.

В течение 2 недель документы будут проходить проверку, если нарушений не было выявлено, человек признается безработным и имеет право на получение социальной и правовой помощи от государства.

Пособие для России сегодня составляет в первые полгода 4990 руб., последующие - 899 руб. Причем для получения денег человек должен также предоставить сберегательную книжку или карточку для зачисления средств. 2 раза в месяц гражданин обязан отмечаться у своего специалиста. Для сельских местностей предусмотрены передвижные пункты ЦЗН. Если человек пропустил назначенное время, выплаты замораживаются на 3 месяца. При заболевании гражданин вправе предоставить больничный лист.

Но пособие по безработице носит временный характер, все это время сотрудники должны вести работу с человеком. Ему будут предложены варианты по переквалификации, чаще всего в необходимые рабочие профессии. Кроме того, человек должен посещать собеседования, показывать, что находиться в активном поиске. Для безработных регулярно проводятся курсы и тренинги, ярмарки вакансий, где крупные и мелкие предприятия набирают в свой штат сотрудников.

Динамика развития

Борьба с безработицей - одно из основных направлений экономической политике. Ведь уровень зарплат напрямую зависит от количества трудоустроенных людей. Дело в том, что в фонд страхования труда взносы платят как работники, так и работодатели. Из этого же фонда происходит финансирование государственной политики в области занятости населения, а это содержание органов и ведомств, выплата пособий и т. д.

Согласно статистике, уровень безработицы по отношению к 90-00 годам значительно упал. Но это официальные данные, то есть учитываются те, кто пришел в Центр занятости населения и получил соответствующий статус. Сколько на самом деле людей, не платящих налоги, определить сложно. Этим вопросом уже занимается Налоговая служба России.

В советское время за тунеядство предусматривалась статья до 2 лет лишения свободы. Сегодня таких жестких мер уже не применяют, но недавно правительство рассматривало закон о стимулировании безработных к официальному трудоустройству. Суть закона - лишить всех тех, кто не платит налоги, бесплатной медицинской помощи. То есть сделать для них эту услугу платной. Закон пока находиться на рассмотрении.

Кроме того, для тех, кто сегодня работает без трудового договора, правительство предлагает оформить простую версию ИП и выплачивать налоги самостоятельно. Для этих целей усовершенствовали систему подачи заявки, теперь это можно сделать в любом отделение МФЦ, а также на портале Госуслуг.

Планы на будущее

В развитых странах Европы не так давно стартовал необычный социальный эксперимент. Правительство продвигает новую программу по борьбе с безработицей и уменьшению количества людей с низким достатком. Так, среди граждан, находящихся на государственном обеспечении, выделили несколько тысяч и включили их в программу. Эти граждане в течение 3 лет будут получать от государства фиксированную сумму, довольно внушительную для Европы, - 800 евро. Таким образом, социальные аналитики стремятся решить основную проблем малоимущих граждан - расходы на самые необходимые нужды.

То есть человек будет уверен, что сможет заплатить за квартиру, еду и кредиты и сможет свободно заняться совершенствованием и поиском работы. На сегодня эксперимент считается удачным. Люди не кинулись тратить халявные средства, а действительно свалили с себя груз страха за завтрашний день. Нашли хорошую работу и комфортно устроили свою жизнь.

В России подобная программа вряд ли осуществима. Слишком слабы еще моральные устои среднего гражданина нашей страны. Такой подарок от государства у нас расценят, как что-то должное и вообще перестанут что-то делать. В России нужны другие подходы. И, в первую очередь, это создание новых рабочих мест. Пока что страну захватили волны сокращений, что уже порядком всем надоело. Многие производства стоят, и граждане вынуждены уезжать на заработки в столицу или на Север.

А между тем, в каждой области есть ресурсы для создания крупных и мелких предприятий. Проблема в отсутствии заинтересованных лиц и большой доле коррупции. Стоит надеяться, что когда-нибудь российское общество повзрослеет и станет более ответственно относиться к проблемам своей страны.

Любопытная цифра: краудфандинговый сайт Kickstarter за семь лет существования помог создать около 300 тысяч рабочих мест. Народное финансирование становится все более популярным. Если людям нравится проект (допустим, производство необычных кружек, выпуск музыкального альбома и прочее), они перечисляют определенную сумму для его реализации. Так за счет только одного сервиса удалось создать около 9 тысяч полноценных новых компаний. В глобальном масштабе - капля в море. Однако пример наводит на размышления. Мир меняется. Теперь им правят новые технологии.


В одном из просторных помещений бизнес-инкубатора КУП “Молодежная социальная служба” собралось несколько десятков человек. У этого госпредприятия сложная и важная задача - помочь молодым людям открыть свой бизнес и не прогореть в первый же месяц. В день моего визита парни и девушки пришли сюда на занятия бизнес-школы - проекта, разработанного унитарным предприятием “Кока-Кола Бевриджиз Беларусь” и бизнес-инкубатором. У будущих бизнесменов есть возможность получить консультацию специалистов, посоветоваться с уже состоявшимися предпринимателями, найти будущих партнеров. Лет тридцать назад о таком можно было лишь мечтать. Сейчас - обычное дело.

Практически у каждого из пришедших есть идея по созданию своего бизнеса. 29-летняя Екатерина уже имеет предпринимательский опыт. Сюда пришла с новой задумкой:

Это проект, который позволит молодым людям одновременно получать образование и путешествовать по всему миру. Сейчас моя цель - узнать мнение опытных коллег и найти единомышленников.

Вполне вероятно, что в будущем многие из пришедших смогут начать свое дело в бизнес-инкубаторе. Сегодня здесь обосновалось более 150 компаний. Больше всего в сфере услуг - туризм, строительство, транспортная логистика, рассказывает генеральный директор предприятия Рима Епур:

Около 20% - инновационные проекты в производстве и ИТ. В средний бизнес перерастает около 35% компаний. Некоторые остаются в сегменте малого бизнеса - но это неплохо, ведь молодые люди смогли обеспечить рабочим местом себя и, допустим, друга. У нас очень высокие показатели выживаемости бизнеса: в среднем в мире трехлетний рубеж переступает только 10% компаний, в нашем инкубаторе - около 90%. В Беларуси можно и нужно создавать бизнес. Думаю, в секторе малого и среднего предпринимательства мы вскоре увидим настоящий прорыв - для этого есть все возможности: у нас имеются свободные ниши, а главное, появляется обученная молодежь с креативными идеями, которая может их заполнить.

Задачу по созданию новых рабочих мест у нас с давних пор несет на своих плечах государство. Однако должно ли так быть? Из года в год мы перескакиваем по несколько ступеней в рейтинге “Ведение бизнеса” - согласно докладу 2017 года заняли 37-е место. Сокращается количество проверок для предпринимателей, снижается административная нагрузка. Бери и делай. Другой вопрос: где найти финансирование? Как раз денежный вопрос в свое время решался преимущественно за счет государства. Однако в нынешних экономических условиях лишних денег в казне нет. Где искать новые источники инвестиций? Вариант, который сразу приходит на ум, - привлекать зарубежный капитал. Впрочем, рубить сплеча не стоит, уверен эксперт Либерального клуба Антон Болточко:

Сейчас государству следует переориентироваться - создавать не сами рабочие места, а условия для их возникновения. Созданием рабочих мест должны заниматься предприниматели. Это касается финансирования - прежде чем обращаться к иностранному капиталу, следует обратить внимание, что и наши предприятия частной формы собственности готовы инвестировать. Но для этого необходимо решить две ключевые проблемы. Первая - обеспечение макроэкономической стабильности. Это фактически уровень инфляции и уровень стабильности национальной валюты. Сейчас дела обстоят неплохо. За по-следние два месяца инфляция в годовом выражении сложилась на уровне ниже 10% (в феврале в годовом выражении - 7%. - Прим. авт.). В то же время для мирового сообщества это по-прежнему много, оптимальный уровень - 2-3%.

Вторая - совершенствование нормативно-правовой среды. Здесь самое важное - доверие к национальному законодательству. Порой на местах оно интерпретируется по-разному. Кроме того, у нас нормативно-правовая база очень быстро меняется. Пример - налоговое законодательство. Многие отмечают, что с налогами, которые сегодня есть у нас, можно работать. Но каждый год в Налоговый кодекс вносятся поправки, которые порой кардинально меняют работу предприятий.

В мире наблюдается процесс смены техноукладов. Это затрагивает практически все отрасли экономики. На продвинутой молочной ферме теперь нужна не доярка, а программист. Чего ждать в будущем и как к этому подготовиться?

В международной практике это называют “четвертой промышленной революцией”, в основе которой - интернет-технологии. Безусловно, это влияет на развитие экономики, в том числе и на рынок труда. Есть ряд исследований, в которых описано, что некоторые профессии либо исчезнут с рынка под давлением новых технологий, либо станут менее значимыми и соответственно менее оплачиваемыми. Смена техноукладов должна быть стимулом к созданию высокодоходных рабочих мест. Согласно различным рейтингам наш человеческий капитал находится на высоком уровне - это нужно использовать. Необходимо раскрывать потенциал наших людей. В том числе создавать систему образования, которая будет отвечать современным реалиям.

Система подготовки кадров у нас создана - мы сохранили профобразование, есть высшее образование. Однако наблюдается некоторый перекос: нередко выпускник вуза идет работать по специальности, для которой достаточно окончить колледж. Как исправить ситуацию?

Один из аспектов этой проблемы - ментальный. Мы попытались сделать высшее образование массовым. Сейчас проблема - человек возмущается, что у него два высших образования, а он не может работу найти. В таком случае встает вопрос о качестве этого образования.

Нам нужно изменить подходы к подготовке кадров. И в этом процессе обязательно должны участвовать коммерческие структуры, которые после будут выступать в роли нанимателей. Это программная статья, которая переходит из одного документа в другой, но примеры реализации привести сложно. При этом я знаю случаи, когда крупные компании с солидной экспортной выручкой не раз пытались создать на базе учебных учреждений свои классы, департаменты, но всегда сталкивались с проблемами из-за препятствий со стороны учреждений образования. Возможно, здесь нужно подключить политическую волю.

Однако, готовясь к будущему, не следует забывать и о настоящем. А реальность такова: согласно данным Минтруда, в конце прошлого года в список самых востребованных профессий в городах вошли медсестры, врачи, швеи, повара, бетонщики - вакансии, привычные слуху и несколько банальные, но специалистов по факту не хватает. Зато в избытке бухгалтеров, администраторов, экономистов, юристов, слесарей, продавцов. Как обеспечить всех работой?

Варианты есть. К примеру, не нашлось подходящей вакансии в родном населенном пункте - государство поможет с переездом безработному и его семье. По направлению службы занятости можно бесплатно пройти переобучение. Предусмотрено и содействие самозанятости: при определенных условиях есть возможность получить субсидию на организацию предпринимательской, ремесленной деятельности, а также агроэкотуризма.

Государство дает удочку. Но учиться ловить рыбу нужно самому.

В прошлом году у нас было создано 54 тысячи новых рабочих мест - больше, чем было запланировано. Минимальная планка на нынешний год - 70 тысяч. И, что немаловажно, это должны быть современные, качественные и эффективные рабочие места с соответствующей зарплатой.
ПРОФЕССИИ БУДУЩЕГО

Бизнес-школа “Сколково” и Агентство стратегических инициатив разработали “Атлас новых профессий”, в котором специалисты прогнозируют, какие специальности будут востребованы через 10-20 лет, а какие исчезнут. По мнению авторов исследования, до 2030 года появится более 180 новых профессий, а около 60 - канут в Лету. Вот некоторые интересные перспективные специальности.

ИТ-медик

Речь идет о специалисте, способном управлять медицинскими базами данных, а также о разработчиках программного обеспечения для лечебного и диагностического оборудования.

Проектировщик 3D-печати в строительстве

Такие специалисты будут востребованы после 2020 года. Их задача - проектирование макетов конструкций и подбор компонентов для их печати.

Аудитор комплексной безопасности в промышленности

Этот специалист будет оценивать состояние безопасности на объекте с учетом всех видов угроз: механических повреждений, пожаров, кибератак, экологических угроз и прочего.

Создание рабочих мест

Создание новых рабочих мест - объективный процесс развития экономики, обусловленный ростом и совершенствованием производства, его структурными изменениями. Без создания новых рабочих мест невозможна оптимальная, производительная занятость трудоспособных граждан в обществе, что является важным фактором повышения эффективности производства и одновременно уровня жизни населения Кузнецов О.В. Инвестиционное стимулирование создания новых рабочих мест на действующих предприятиях: Дис. ... канд. экон. наук. М., 1999. 180 с. РГБ ОД, 61:99-8/1367-9. URL: http://www.lib.uaru.net/diss/cont/78124.html (дата обращения: 07.11.2013)..

Создавая новые рабочие места предприятия, снижают остроту сложных социальных ситуаций в значительной части регионов России. Более того, бизнес привлекает в свои ряды молодых предприимчивых людей, таким образом, закладывает базис для развития частного капитала в будущем и шаг за шагом способствует движению по пути развития системы, социально и экономически совместимой с внешним миром Хамраев А.А. Малое предпринимательство как предпосылка создания новых рабочих мест. URL: http://www.bestreferat.ru/referat-79330.html (дата обращения: 10.01.2013)..

Чрезмерная жесткость сегодняшней налоговой системы оказывает негативное влияние на развитие деловой среды предпринимательства. Здоровое совершенствование налоговой системы, направленное не только на формирование бездефицитного бюджета, но и на стимулирование роста производства, увеличение числа рабочих мест, развитие субъектов предпринимательства, должно быть важной задачей настоящего временного периода.

Система страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в совокупности с налогами становится неподъемной для бизнеса и ведет к уходу его в «тень», т.е. к возвращению практики «серых» зарплат, сокрытию оборотов. Что, в свою очередь, приводит к полной незащищенности наемных работников, увеличению безработицы, а также к росту фиктивной безработицы, когда люди, работающие без оформления трудовых договоров, имеют возможность стоять на учете, как безработные и получать соответствующие пособия. Будет увеличиваться и количество малообеспеченных граждан, имеющих право на субсидии на коммунальные услуги, на самом деле получающие зарплату «в конвертах» Ларина Т. Государство приготовило малому бизнесу в 2011 г. очередной налоговый сюрприз // Ваше дело. 2010. 28 сентября..

Существующая налоговая система не способствует развитию бизнеса, росту благосостояния и снижению социального расслоения среди населения. Российская система налогообложения позволяет легко уклоняться от уплаты налогов и даже провоцирует на это Колпащиков А. Вряд ли эти реформы пополнят бюджет // Ваше дело. 2010. 28 сентября.. Речь в первую очередь должна идти о снижении тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды до уровня 2010 г.

При совершенствовании налоговой системы нужно учитывать опыт стран с развитой рыночной экономикой, но с расчетом на специфику нашего государства. Опыт стран с развитой рыночной экономикой свидетельствует о том, что налоговый механизм является эффективным рычагом экономического стимулирования деятельности предпринимательства.

В России же это только примерные планы в отдельных регионах. Так, одним из пунктов стратегии развития Дальнего Востока и Сибири, которую планировали презентовать на саммите АТЭС в сентябре 2012 г., являлось предложение об освобождении всех начинающих предприятий от налогового бремени.

Предполагалось, что налоговые льготы будут действовать до момента, когда компании выйдут на самоокупаемость. Так, дальневосточные чиновники хотели «заманить» в регион новых инвесторов и создать дополнительные рабочие места Литвинова А. Вновь образующиеся предприятия на Дальнем Востоке могут освободить от всех налогов. URL: http://www.rbcdaily.ru/2012/08/30/focus/562949984618232 (дата обращения: 15.01.2013)..

Налоговые льготы подобного типа должны вводиться в регионах, где малое предпринимательство развито достаточно слабо По этой проблеме см.: Гвоздева О.М. К вопросу о развитии малого бизнеса в России: Сборник ежегодной Всероссийской научно-практической конференции, приуроченной к 80-летию со дня рождения В.С. Мартемьянова. М.: Издательство «Юрист», 2012. С. 64 - 69. и имеется наибольший, по сравнению с другими субъектами РФ, дефицит рабочих мест. Так, по последним опубликованным данным Росстата об уровне безработицы в России, по состоянию на 1 января 2012 г. разница между самыми «продвинутыми» и «отсталыми» регионами России была практически 5-кратной.

Отметим, что в индустриально развитых странах до 90% предприятий относится к малому бизнесу. На их долю приходится примерно до 50% производимого в стране валового национального продукта и примерно 70% создаваемых новых рабочих мест Коваленко Б.Б. Институты воздействия государства на организации корпоративного предпринимательства: Учебное пособие. СПб.: Издательство Санкт-Петербургской академии управления и экономики, 2008. С. 24.. В России на сегодня к малому бизнесу относятся только 30% от всех предприятий Малое и среднее предпринимательство в России. 2010: Стат. сб. / Росстат. М., 2010. С. 16; Российский статистический ежегодник. 2010: Стат. сб. / Росстат. М., 2010. 813 с..

Вывод. Изменение форм и методов государственного регулирования вопросов бизнеса, включая здоровое реформирование налоговой системы, географическое расширение активности предпринимательской деятельности по регионам будут способствовать росту субъектов малого бизнеса, созданию новых рабочих мест, а в целом - экономическому развитию Российской Федерации.

Сначала в одной из своих программных предвыборных статей, а затем в Послании к Федеральному собранию 2012 г. президент В.В. Путин поставил масштабную задачу к 2020 году создать и модернизировать 25 миллионов (!) новых рабочих мест. При этом президент добавил, что власти страны должны помогать гражданам в стремлении найти хорошую и интересную работу. По мнению главы государства, локомотивом роста зарплат и благосостояния россиян станут именно качественные рабочие места, созданию которых нужно уделить особое внимание. Несмотря на то что события 2014 г. стали непростым испытанием для экономического развития России и вплотную подвели к необходимости скорейшей деверсификации экономики в течение последующего пятилетия, предполагается, что потребность в рабочих местах сохранится, в том числе и на фоне ужесточения миграционной политики.

Какие же у нас есть резервы для этого? В каком направлении двигаться? И кто будет ответственен за решение этой задачи? Очевидно, что роль крупного бизнеса в этом весьма ограничена. Можно сказать, что он готов модернизировать рабочие места, но не увеличивать их число, поскольку исчерпал свои возможности, так как по уровню производительности труда Россия серьезно отстает от ведущих мировых держав. И чтобы повышать производительность, людей нужно, скорее, сокращать, повышая эффективность производства. А вот роль МСБ в создании новых рабочих мест представляется весьма перспективной.

Малый и средний бизнес занимает существенный объем в экономике каждой развитой страны, обеспечивая занятость населения и здоровую конкуренцию, а также насыщая рынок необходимыми товарами и услугами и удовлетворяя нужды крупных предприятий. Во всем мире двигателем развития экономики являются именно малые предприятия с численностью персонала до 100 человек. Так, в Германии малый бизнес дает 46% ВВП, во Франции и странах АТЭС - до 60%, в Китае - 60%, в США - до 70%, в Испании - 80% и т.д. Во всех этих странах малый бизнес обеспечивает до 70-90% занятости населения. Таким образом, малый бизнес - это новые рабочие места, причем это мобильные рабочие места, создаваемые в строгом соответствии с запросами рынка.

Характерен опыт Китая. Развитие малого бизнеса в Китае происходит по нескольким направлениям: правительство страны в последнее время стимулирует прежде всего развитие частных предприятий, которые работают в сфере производства электроники и разработки программного обеспечения. Предприниматели в Китае активно участвуют в развитии инновационных технологий, 65% патентов и более 80% производящейся новой продукции страны принадлежит малым предприятиям. Также на долю малого бизнеса приходится около 50% налоговых поступлений и около 60% объема экспорта.

В США вопросами развития малого бизнеса занимаются серьезные государственные структуры: подкомитет по делам малого бизнеса Палаты представителей Конгресса, Совет по делам малого бизнеса, Торговая палата США, Национальная Федерация малого бизнеса и др. Заметим, что это не общественные организации, которые ничего не решают, а государственные органы с полным пакетом полномочий, финансированием и возможностью влиять на законы и внутреннюю политику - поэтому и результат, как говорится, налицо.

К сожалению, масштабы развития малого бизнеса в России остаются весьма скромными, особенно в сравнении с указанными ранее странами с развитой рыночной экономикой. Так, малый бизнес в России дает примерно 10-12% ВВП, обеспечивая около 15% занятости населения, причем структура распределения малых предприятий России по отраслям экономики (в процентах к общей численности малых предприятий) составляет (%):

  • ? промышленность - 13;
  • ? сельское хозяйство - 2;
  • ? строительство - 13;
  • ? транспорт - 2;
  • ? связь - 0,5;
  • ? торговля и питание - 47;
  • ? ЖКХ-0,5;
  • ? наука - 2,5;
  • ? финансы и кредит - 0,5.

Видим, что «рекорд» принадлежит отрасли торговли и общественного питания, которая объединяет в себе почти половину всех малых предприятий. Это и понятно, поскольку данное направление самое простое и не требует серьезных вложений. «Купи-продай» работает, как и в 1990-х гг., но время-то уже другое. Промышленность и строительство занимают второе и третье места с долями в 13%. Все остальные отрасли занимают меньше 2,5% каждая, т.е. совсем незначительную часть.

Очевидно, что данная структура далека от идеала. Идеальная структура - это когда промышленность, строительство и торговля с питанием занимают примерно равные доли по 20-25%. И весьма видимую роль (по 5-10%) будут играть предприятия науки, инноваций, ЖКХ, сельского хозяйства и транспорта. Вот тогда это будет сбалансированная структура малого бизнеса.

Хотя тут не нужно питать особых иллюзий. Сегодня долю в 13% занимает промышленность, т.е. производство. Но что это за производство? Очень многие предприятия (в основном, торговые) делают заказы на изготовление своей продукции в Китае, сюда относятся автозапчасти, мебель, обувь, химия, детские игрушки и др. Эта продукция производится в Китае, но под торговой маркой наших компаний, что и дает им основание считаться производственным предприятием. Но какое же это производство? Только одна видимость...

Участие МСБ в промышленности России является особенно большой проблемой, поскольку многие отрасли традиционно представлены гигантскими и крупными предприятиями, поэтому фактически слабо используют возможности МСБ. В то же время развитие этого сектора имеет огромный потенциал и может значительно улучшить показатели работы промышленности, что отразится на всей экономике страны.

В последние годы четко обозначилось место малых предприятий в системе производства. Во многом они ориентированы на обеспечение сырьем крупных предприятий, а также занимаются торговлей продукции крупных предприятий, т.е. ориентированы на входные и выходные процессы. При этом объемы торговли многих малых и средних фирм сопоставимы с объемами производства некоторых заводов, причем малый бизнес привнес оперативность в этот процесс и поставил его на высокий современный уровень. Отчасти этому способствовали медлительность и инертность крупных заводов, которые, получив предоплату за продукцию, часто задерживали отгрузку по 30-40 дней и более.

Таким образом, на сегодня в промышленности предприятия МСБ выполняют важные, но весьма ограниченные роли, позволяющие сэкономить время и энергетические ресурсы, обеспечивая входные и выходные процессы.

Рискнем предположить, что результатом слабого участия МСБ в промышленном производстве является низкая конкурентоспособность наших крупных предприятий по сравнению с зарубежными компаниями, низкое качество продукции, рост издержек производства, падение производительности труда. В то же время возможности для МСБ в промышленности огромны. Можно отметить колоссальное количество ролей, возможных для выполнения малыми предприятиями, таких как:

  • ? инвесторы и акционеры;
  • ? координаторы крупных предприятий;
  • ? поставщики сырья, ресурсов, материалов, оборудования, комплектующих и др.;
  • ? продавцы готовой продукции;
  • ? организаторы мини-производств;
  • ? организаторы аутсорсинга услуг, в том числе инжиниринга, транспорта, ремонта и обслуживания оборудования, содержания зданий и сооружений, питания персонала, быта, досуга и др.;
  • ? организаторы инновационного процесса, разработки и внедрения инноваций;
  • ? специалисты и консультанты по повышению эффективности производства и множество других ролей, оптимизирующих работу крупного предприятия.

Слабое участие малого и среднего бизнеса в промышленности России объясняется в первую очередь «заторможенностью» государства как основного двигателя таких видов предпринимательства. Высшее руководство России еще не осознало реальные возможности малого бизнеса. Кроме того, сейчас наметилась тенденция монополизации отраслей, укрупнения компаний, создания корпораций, эффективность работы которых, к сожалению, снижается, а качество производимой продукции падает. Отсутствие конкуренции губительно для развития бизнеса и вообще экономики. Создание конкурентной среды и развитие малых и средних предприятий дадут мощный толчок для движения вперед. Эти предприятия станут конкурировать за свои заказы, будут стараться снижать цены и повышать качество работ и продукции. Не обремененные огромными накладными расходами предприятия МСБ смогут реально создать новые эффективные рабочие места, снизить цены на свои услуги и повысить производительность труда.

Как же расширить участие МСБ в промышленности? Почему роль МСБ в нашей стране вообще и в промышленности в частности остается весьма незначительной? Что является главной причиной проблемы? И как с ней бороться? Ответы на эти вопросы дадут нам подходы инновационного менеджмента, с помощью которых мы нестандартно произведем разбор проблемы, выявим ее коренные причины и попытаемся предложить эффективные решения.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!