Все для предпринимателя. Информационный портал

Субъекты рыночных отношений. Понятие и функции экономических агентов

Экономические агенты. Собственность и доходы

Выше были рассмотрены потребности, блага и ресурсы. Теперь речь пойдет об участниках экономического процесса, т.е. о тех, кто производит блага и реализует потребности, а также об их собственности и доходах.

Экономические агенты

Из ограниченности экономических ресурсов вытекает необходимость хозяйственной деятельности. Часто хозяйственную деятельность называют проще - экономикой. При этом, как отмечалось выше, экономическая (хозяйственная) деятельность есть не что иное, как постоянная работа по оценке, сравнению, отбору альтернативных вариантов использования экономических ресурсов. В хозяйственной деятельности участвуют хозяйствующие субъекты, называемые в экономической теории экономическими агентами.

Понятие экономических агентов и их основные виды

К экономическим агентам относят домашние хозяйства (отдельных лиц и семей), предприятия (фирмы) и государство (органы государственного управления, государственные учреждения), а также некоммерческие организации. Это самое общее, несколько условное деление.

Отличительная черта экономических агентов - принятие и реализация самостоятельных решений в сфере хозяйственной деятельности.

Положение и роль каждого экономического агента определяется его отношением к факторам производства, которыми он владеет. Одни располагают капиталом и обладают экономической властью, определяют формы хозяйствования, участвуют в управлении, занимаются предпринимательской деятельностью. Другие распоряжаются лишь собственной рабочей силой, их возможности влияния на организацию производства, распределение доходов, участие в управлении ограниченны.

К домашним хозяйствам принято относить тех, кто осуществлять операции, связанные с ведением домашнего хозяйства, т.е. преимущественно потреблением. Предполагается, что все экономические ресурсы в конечном счете принадлежат домашним хозяйствам. Они получают доходы, предоставляя экономические факторы - рабочую силу, капитал, землю и др., которыми они располагают, иначе говоря, путем оказания факторных услуг.

Полученные доходы используются ими на приобретение необходимых товаров, а также для создания сбережений. Как потребители домашние хозяйства независимы, т.е. они вправе принимать решения самостоятельно, но эта независимость ограничивается размерами доходов и системой регламентации, существующей в обществе.

Предприятия (фирмы) в отличие от домашних хозяйств, выполняющих преимущественно функцию потребления, в основном осуществляют производственную деятельность, а также инвестирование. Предприятия различаются по формам собственности (частные кооперативные, государственные), размерам и масштабам производства, видам производственной деятельности и т.д. В экономической статистике предприятия (фирмы) часто делят на два вида агентов: нефинансовые и финансовые.


Предприятия (фирмы) занимаются предпринимательской, коммерческой деятельностью, цель которой - извлечение прибыли. Несколько специфические функции выполняют в обществе некоммерческие организации, например благотворительные фонды, профсоюзные организации, спортивные общества, ассоциации предпринимателей. Их основная задача - непосредственное удовлетворение потребностей людей, а не получение прибыли. Так, цель некоммерческих организаций в области спорта - физическое развитие личности и подготовка спортсменов.

Хотя основные функции государства состоят в обеспечении общественных потребностей и безопасности, оно всегда играло важную роль в экономической жизни общества. Государство активно вмешивается в экономику, используя различные формы и методы. Существуют различные показатели и критерии экономической активности государства, среди них - доля государственных расходов в ВВП; доля налогов в ВВП; размеры государственной собственности и продукции, производимой государственными предприятиями.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(Финансовый университет)

Краснодарский филиал Финуниверситета

Кафедра «Экономика и финансы»

Направление «Экономика»

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Микроэкономика»

на тему: «Экономические агенты»

Краснодар 2014

План

  • Введение
    • Глава 1. Экономические агенты как участники экономических процессов
    • Глава 2. Рыночные агенты
    • Глава 3. Нерыночные агенты
    • Практикум
    • Заключение
    • Список использованной литературы
    • Введение
    • Функционирование экономики обеспечивается экономическими агентами (хозяйствующими субъектами), обладающими правом распоряжаться экономическими ресурсами, находящимися в хозяйстве. Участников экономического процесса, самостоятельно принимающих решения и осуществляющих свои хозяйственные планы, называют экономическими агентами, или хозяйствующими субъектами.
    • Положение и роль каждого экономического агента зависит от его отношения к экономическим ресурсам (факторам производства), которыми он владеет. Одни располагают капиталом и обладают экономической властью, определяют формы хозяйствования, участвуют в управлении, занимаются предпринимательской деятельностью. Другие распоряжаются лишь собственной рабочей силой, их возможности влияния на организацию производства, распределение доходов, участие в управлении ограниченны.
    • Цель курсовой работы - раскрыть сущность и значение экономических агентов в рыночной экономике.
    • Основные задачи работы:
    • - рассмотреть экономических агентов как участников экономических процессов, также рассмотреть экономический кругооборот, показав взаимодействие экономических агентов в экономических процессах;
    • - охарактеризовать специфику рыночных и нерыночных экономических агентов. Рассмотреть цели экономических агентов, экономические интересы;
    • - выполнить практические задания по теме данной работы.

Глава 1. Экономические агенты как участники экономических процессов

Функционирование экономики обеспечивается экономическими агентами или хозяйствующими субъектами, обладающими правом распоряжаться экономическими ресурсами, находящимися в хозяйстве.

Участников экономического процесса, самостоятельно принимающих решения и осуществляющих свои хозяйственные планы, называют экономическими агентами, или хозяйствующими субъектами.

Субъектами экономики считают тех, кто, владея определенными ресурсами, самостоятельно принимает экономические решения и осуществляет свои хозяйственные планы.

Экономическим агентом может быть, как отдельное лицо, так и несколько или множество лиц. Поэтому к экономическим субъектам относят как производителей, так и потребителей экономических благ, а так же тех, кто организует функционирование хозяйства для достижения общественного благосостояния. В современных теориях, развивающих принципы классического либерализма, единственно реальным агентом экономики признается индивид. Остальные агенты рассматриваются, как производные от него формы: фирма - как юридические фикции, а государство - как агентство по спецификации и защите прав собственности.

Условно субъекты подразделяют на микро - и макросубъекты (таблица 1). К микросубъектам относят домохозяйства и фирмы. Последние можно подразделить на: коммерческие предприятия и некоммерческие организации.

К макросубъектам - крупные сектора экономики, в частности: сектор домашних хозяйств, предпринимательский сектор, государственный и общественный сектора, а также зарубежный сектор.

Субъекты экономики

Таблица 1

Среди основных участников экономического процесса принято выделять домашние хозяйства, фирмы (предприятия и организации) и государство (правительство). При этом домашние хозяйства и коммерческие фирмы относятся к рыночным агентам, а правительство и некоммерческие организации - к нерыночным.

Основные участники экономических процессов представлены в таблице 2:

Экономические агенты (субъекты) Таблица 2

Домашние хозяйства

рыночные агенты

Те субъекты, которые осуществляют операции, связанные с ведением домашнего хозяйства (преимущественно - потребление). Все ресурсы принадлежат домашним хозяйствам.

Сфера интересов - максимизация полезности благ, приобретаемых на доходы. Домашние хозяйства получают доход, предоставляя факторы производства (ресурсы) фирмам.

Фирмы

Коммерческие организации

Самостоятельные хозяйственные единицы, осуществляющие производственную деятельность и инвестирование.

Сфера интересов - максимизация прибыли, использование ее не на личное потребление, а на расширение деятельности (т.е. на экспансию и укрепление экономической власти).

Государство (правительство)

нерыночные агенты

Субъект (орган, институт), который обеспечивает создание общественных благ, перераспределение части ресурсов.

Сфера интересов - регулирующая деятельность, координация взаимодействия всех субъектов для реализации целей экономической политики.

От отношения экономического агента к экономическим ресурсам (факторам производства) зависит его положение и роль, занимаемые в экономике: одни располагают капиталом, другие - землей, третьи - рабочей силой или предпринимательскими способностями. Отсюда возникают разные возможности для реализации потребностей людей, их интересов и способов для их достижения.

Отличительная черта экономических агентов - принятие и реализация самостоятельных решений в сфере хозяйственной деятельности.

Главные функции основных экономических субъектов представлены в таблице 3:

Функции экономических субъектов Таблица 3

Домохозяйство

Фирма (коммерческая)

Правительство (государство)

Является собственником факторов производства.

Обеспечивает производство и воспроизводство человеческого капитала.

Стремится к максимальному удовлетворению своих потребностей.

Использует факторы производства для создания продукции.

Самостоятельно принимает решения.

Современная экономическая теория исходит из предпосылки о рациональном поведении экономических агентов. Из гипотезы следует, что целью экономических агентов является максимизация результата при данных затратах либо минимизация затрат при заданном результате. Домохозяйства (индивиды) стремятся получить максимальную полезность от приобретаемых благ в рамках своего дохода. Фирмы же стремятся получить максимальную прибыль, расширить объемы и масштабы производства, завоевать новые рынки. А государство нацелено на увеличение общественного благосостояния при определенном бюджете.

Экономические субъекты осознают свои потребности и стремятся улучшить свое существование и благосостояние. Человеческие потребности разнообразны. Среди потребностей особую роль играют экономические. Их удовлетворение обеспечивает сохранение, поддержание и развитие агентов экономики. Оно происходит путем использования конкретных благ, создаваемых производством. Поэтому между производством и потребностями существует тесная взаимосвязь. С одной стороны - потребность - двигатель производства, стимул для его совершенствования и развития, а с другой стороны - производство, создавая продукты, стимулирует потребности в них.

Будучи осознанными, потребности проявляют себя как экономические интересы, т.е. осознанные мотивы, стимулы хозяйственной деятельности, направленные на удовлетворение потребностей субъектов экономики. Экономические стимулы - это факторы, усиливающие желание получать материальную выгоду, становясь мощным побудительным условием деятельности людей. Конкретными формами проявления стимулов являются уровень денежного дохода, заработная плата, положение в обществе и др. Возникает некая цепочка: 1. потребность; 2. интерес; 3. стимул.

В рыночной экономике приоритетное место занимают личные экономические интересы, которые служат главным стимулом для осуществления экономической деятельности. Процесс удовлетворения потребностей исполняется за счет принятия оптимальных решений, т.е. приходится соотносить приобретенную выгоду и соответствующие понесенные затраты. Поэтому агенты должны действовать эффективно. Экономическая эффективность представляет собой способность использования того, что есть самым лучшим образом для достижения желаемой цели (максимального удовлетворения потребностей) в мире ограниченных ресурсов.

Удовлетворение потребностей экономических агентов может осуществляться с помощью одного из механизмов:

· Форма обмена, имеющая властно-принудительный характер, т.е. согласно условиям командной экономики должна осуществляться поставка продукции, выпущенной в отрасли промышленности;

· Форма обмена, основанная на взаимном и социальном уровне обмена, т.е. обменные отношения в кругу семьи, различные подарки и т.п.;

· Форма обмена, осуществляющаяся на товарных рынках, т.е. продажа и приобретение продуктов на рынке в определенной местности.

Экономические субъекты, удовлетворяющие собственные потребности с применением рыночного механизма обмена, а также рыночных продуктов (благ), являются рыночными агентами. Удовлетворение собственных потребностей экономическими субъектами посредством обмена взаимного, социального и принудительного в обязательном порядке властям называют нерыночными агентами.

Положение и роль каждого экономического агента зависит от его отношения к экономическим ресурсам (факторам производства): одни располагают капиталами, другие - землей, третьи - рабочей силой или предпринимательскими способностями. Отсюда возникают разные возможности для реализации потребностей и интересов людей, а также способов для их достижения.

Экономические агенты осуществляют связи друг с другом с помощью экономических благ. Движение их образует своеобразный кругооборот.

Рис. 1. Взаимодействие субъектов рынка и кругооборот ресурсов, благ, доходов.

Модель представляет кругооборот ресурсов, продуктов и доходов в виде вечного двигателя. Она иллюстрирует взаимодействие между домохозяйствами, фирмами и государством.

Домохозяйства, выступая конечными собственниками вещественных и личных факторов производства и в роли продавцов, желают продать ресурсы, но по наивысшей цене. Фирмы, выступая в роли покупателей, желают купить ресурсы, но по наименьшей цене. Итогом столкновения личных интересов продавцов и покупателей выступает «компромиссная» рыночная цена ресурсов, удовлетворяющая интересы сторон. На ее основе происходит обмен денег на ресурсы. При этом денежные расходы фирм превращаются в денежные доходы домохозяйств в формах: ренты, процента, заработной платы, нормальной прибыли, т. е. в соответствии с поставленными на рынок ресурсами: земля, капитал, рабочая сила, предпринимательство.

Фирмы преобразуют ресурсы в широкий ассортимент благ и поставляют их на рынок товаров и услуг. Выступая в роли продавцов, они желают продать, но по максимально высокой цене. Домохозяйства же появляются на рынке товаров и услуг в роли покупателей с желанием купить, но по низкой цене. Теперь уже на этом рынке происходит столкновение личных интересов сторон. В результате «торга» формируются рыночные цены на товары и услуги. Факт передачи товаров покупателю, а денег - продавцу, подтверждает совпадение их интересов по цене объектов купли-продажи. Деньги из формы потребительских расходов домохозяйств превращаются в форму доходов фирм. Приобретенные экономические блага используются домохозяйствами для удовлетворения потребностей.

Рассмотренные процессы демонстрируют наличие двух встречных потоков - «поток благ» и «поток денег». Для экономической системы оба потока являются одновременными и бесконечно повторяемыми. Но именно потоком денег задается и обеспечивается поток, представляющий движение благ. экономический агент рыночный государство

В модели смешанной экономической системы увеличивается число потоков. Государство перераспределяет ресурсы, закупает их на рынке ресурсов и поставляет фирмам для производства «общественных товаров». Государство перераспределяет и блага, закупает их на рынке товаров и услуг и поставляет их беднейшим домохозяйствам. В свою очередь фирмы и домохозяйства перечисляют государству налоги со своих доходов

Кругооборот, начавшись с предоставления домохозяйствами ресурсов и закончившись присвоением ими за это доходов, совершил один цикл против часовой стрелки и по часовой стрелке. Эти циклы кругооборота вновь повторяются, осуществляя своего рода обмен веществ в негосударственном секторе народного хозяйства.

Глава 2. Рыночные агенты

К рыночным агентам относятся домашние хозяйства, коммерческие фирмы.

Домашнее хозяйство - это субъект экономики, который состоит из одного человека или группы людей, живущих совместно и связанных между собой различными видами деятельности в семье.

Домохозяйствам принадлежат экономические ресурсы общества, и они получают доход, предоставляя факторы производства (труд, капитал, землю) - фирмам. Продавая ресурсы, домохозяйства получают доходы, которые используют на потребление и сбережения. Нередко домашние хозяйства производят продукцию для личного потребления в рамках натурального производства. Следовательно, целью их деятельности является потребление, т.е. удовлетворение потребностей.

Домохозяйствами, помимо семей, могут быть и организации, которые занимаются производством (церковь, профсоюз, партия).

Домашнее хозяйство - один из трёх субъектов экономической деятельности. Домохозяйство охватывает экономические объекты и процессы, происходящие там, где постоянно проживает человек, семья.

Основные признаки домохозяйства - это:

ь Совместное проживание и обустройство быта;

ь Совместное ведение хозяйства;

ь Обладание определёнными ресурсами;

ь Самостоятельность в принятии хозяйственных решений;

ь Стремление к максимальному удовлетворению потребностей.

Домохозяйства делятся на две большие категории:

v Единичные домохозяйства или просто домохозяйства. Единичные домохозяйства образованы отдельными лицами, семьями или несколькими семьями. Единичные домохозяйства в РФ в своем составе насчитывают 139 млн. человек (94% всего населения страны).

v Групповые домохозяйства. Групповые домохозяйства образованы постоянными или временными группами людей для совместной организации и обустройства своего быта в различных общежитиях и интернатах, в солдатских казармах, кельях монастырей и бараках исправительно-трудовых учреждений. Они в РФ объединяют 9 млн. человек, или 6% всего населения страны.

Возможна и другая классификация. Все многообразие домашних хозяйств можно классифицировать в зависимости от географических, демографических, социально-экономических характеристик, в том числе:

* территориально-региональная принадлежность (вид региона, природно-климатические условия, месторасположение поселения и др.);

* демографическое состояние (состав семьи, возраст и т.д.);

* уровень доходности (среднедушевой доход, основные источники доходов и т.д.);

* имущественный потенциал (характер жилья, наличие дачи, земельного участка, средств механизации труда, рабочего скота и т.д.);

* социальное положение (занятость членов домохозяйства, должность, сфера деятельности, вид собственности и т.д.);

* трудовой потенциал (число трудоспособных в домохозяйстве, уровень образования, профессиональной подготовки его членов и т.д.).

Доходами домохозяйства являются частные доходы. Они формируются за счет: заработной платы; труда; прибыли собственника; капитала; процента и дивиденда; участия в акционерном обществе; ренты; природных ресурсов (земли).

Доход каждого домохозяйства расходуется по трём направлениям:

ь выплата налогов государству;

ь удовлетворение личных потребностей;

ь формирование личных сбережений.

В рыночной экономике на основе ведения домашних хозяйств решается ряд важных задач. Домашние хозяйства являются местом приложения труда, регулятором занятости населения. На их базе создается семейный бизнес, который при наличии необходимых ресурсов, стартового семейного капитала, необходимого уровня профессиональной подготовки позволяет формировать рыночные отношения. Домашние хозяйства создают условия для развития конкурентных рыночных отношений.

Домохозяйства выступают конечными собственниками вещественных и личных факторов производства. Наличие у домохозяйств факторов производства дает им самостоятельность и возможность вести конкурентную борьбу на рынке. Это создает предпосылки для развития рыночных отношений в стране.

Следующим после домохозяйства важнейшим экономическим агентом является фирма.

Фирма (коммерческое предприятие) представляет собой организацию, владеющую одним или несколькими предприятиями, использующую ограниченные экономические ресурсы, для производства товаров и оказания услуг с целью получения прибыли. Следовательно, их деятельность, в отличие от домашних хозяйств, направлена не на удовлетворение личных потребностей, а на упрочение позиций на рынке за счет максимизации прибыли, что способствует увеличению масштабов производства и потребления. Как экономические агенты фирмы закупают производственные ресурсы у домохозяйств и производят экономические блага. Таким образом, домохозяйства формируют спрос на экономические блага и предложение ресурсов, а фирмы определяют спрос на ресурсы и предложение товаров и услуг.

Фирмы (коммерческие предприятия)

- Использует факторы производства для создания продукции.

Самостоятельно принимает решения.

Обеспечивает производство и воспроизводство экономических благ.

Стремится к максимизации прибыли.

Коммерческие предприятия различаются по формам собственности, видам производственной деятельности, объему производства и другим критериям.

По формам собственности различают предприятия:

ь частные;

ь государственные (создаются за счет государственного бюджета);

ь муниципальные (учреждаются органами местной власти на данной территории для выполнения социально-экономических задач);

ь иная форма собственности (смешанная собственность, совместная собственность, собственность иностранных лиц, лиц без гражданства).

Также выделяют и другие классификации.

По видам производственной деятельности предприятия делятся на: производящие материальные блага (потребительские и инвестиционные товары) и предлагающие услуги. По степени концентрации производства и капитала фирмы подразделяют на мелкие, средние и крупные. По признаку доминирующего фактора производства выделяют трудоемкие, материалоемкие, капиталоемкие, наукоемкие предприятия.

В России по организационно-правовому статусу различают: хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия, индивидуальные предприятия и некоммерческие организации. Последние относятся к самостоятельным субъектам экономики, целью деятельности которых является реализация интересов комплексных (групповых) экономических единиц, в том числе государства.

Глава 3. Нерыночные агенты

К нерыночным агентам относятся правительство (государство) и некоммерческие организации, а также другие зарубежные правительства (государства).

Некоммерческие организации - самостоятельные субъекты экономики, цель деятельности которых состоит в реализации групповых экономических интересов и интересов государства. Такие организации называют некоммерческими потому, что они не ставят в качестве цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяет полученную прибыль между участниками.

В рыночной экономике к некоммерческим организациям относятся учебные, медицинские, научные, культурные учреждения, благотворительные фонды, разнообразные общественные институты.

Создание и функционирование некоммерческих предприятий стало фактором социализации современной экономики.

Так, образовательные учебные заведения, в т.ч. бесплатная их часть, призваны удовлетворять потребности людей в знаниях, овладении профессией, подготовке и переподготовке кадров и др. Предприятия здравоохранения заботятся о поддержании и восстановлении здоровья населения.

К некоммерческим предприятиям относятся так же потребительские кооперативы. Их целью является удовлетворение материальных и иных потребностей участников кооператива на основе объединения его членами имущественных паевых взносов. Некоммерческими считаются фонды, образуемые на основе добровольных, имущественных взносов, которые используются на благотворительные, культурные и иные общественно-полезные цели. Так же на основе единых интересов базируются всевозможные общественные организации граждан, удовлетворяя эти общие потребности.

Таким образом, некоммерческие организации являются активными экономическими агентами наряду с домашними хозяйствами и коммерческими предприятиями.

Параллельно с указанными субъектами значимым агентом экономики стало - правительство или государство. В западной экономической литературе термину «государство» предпочитают термин «правительство», ибо, как справедливо отметили в своей книге К.Р. Макконнелл и С.Л. Брю: «…именно правительство правит…». В отечественной же науке до сих пор нет единого определения понятия «государство» или «правительство».

«Государство - это организация публичной власти, действующая в отношении всего населения на закрепленной за ним территории, использующая право и специальный аппарат принуждения».

Правительство - это высший коллегиальный исполнительный орган государства, осуществляющий руководство государственным управлением.

Основная задача - ликвидация провалов рынка и максимизация общественного благосостояния, и поэтому государство выступает как:

ь производитель общественных благ;

ь покупатель товаров и услуг для обеспечения функционирования государственного сектора и выполнения своих многочисленных функций;

ь перераспределитель национального дохода (через систему налогов и трансфертов);

ь в зависимости от состояния государственного бюджета - кредитор или заемщик на финансовом рынке;

ь регулятор и организатор функционирования рыночной экономики.

Государство (правительство)

Собирает налоги с субъектов экономики и использует средства государственного бюджета на удовлетворение общественных потребностей, социальные нужды и производство общественных благ.

Сфера интересов - регулирующая деятельность, координация взаимодействия всех субъектов для реализации целей экономической политики.

Государство вмешивается в хозяйственную жизнь общества весьма активно и в различных формах. Его целью становится удовлетворение общественных потребностей, производство общественных благ.

Существуют различные показатели и критерии, характеризующие экономическую активность государства. Это доля государственных расходов в ВВП, доля налогов в ВВП, размеры государственной собственности, количество государственных предприятий и др.

Как любой другой участник экономических отношений, государство не способно существовать и выполнять свои функции, не имея надежной экономической основы. Но в отличие от других участников:

1. Функции государства сколь многочисленны, столь и разнообразны. Они затрагивают практически все стороны жизни общества и выходят далеко за пределы экономической сферы. Для остальных участников экономика является преимущественной, а для большинства - единственной сферой их деятельности.

2. Государство не способно произвольно сокращать или полностью прекращать выполнение большинства своих функций. Соответственно государство намного более чувствительно к ухудшению экономической ситуации, поскольку крайне ограниченно в возможностях даже временно ограничить свои расходы в ответ на резкое сокращение доходов.

3. Государство не имеет права на банкротство. Банкротство любого другого участника в среднесрочной перспективе всегда имеет положительный результат, так как ранее неэффективно используемые ресурсы перераспределяются между другими, более эффективными собственниками. При банкротстве государства не возникает ничего, кроме хаоса и анархии.

Роль и место государства в экономике различаются в зависимости от того или иного вида экономической системы (традиционной, плановой, рыночной).

В рыночной экономике государство освобождается от несвойственных ему функций (удовлетворения полностью совокупного спроса, директив планирования и т.д.). Оно занимается тем, без чего современному обществу существовать нельзя и чего избегает частный сектор экономики.

Государство, так или иначе, воздействует на все сферы рыночной экономики: на производство, обмен и потребление. Таким образом, рыночный механизм в стране регулируется государством. Это регулирование происходит на уровне компаний, а также на отраслевом, региональном и общенациональном уровнях. Проблема всегда состоит в том, чтобы найти оптимальное соотношение между рыночным механизмом и государственным регулированием экономики, определить наиболее эффективные формы государственного вмешательства в экономику.

Выделяют две основные формы вмешательства государства в экономику:

ь прямое вмешательство через расширение государственной собственности на материальные ресурсы, законотворчество и управление производственными предприятиями;

ь косвенное вмешательство с помощью различных мер экономической политики.

Прямое вмешательство государства в экономику осуществляется через государственный сектор. Его размеры служат критерием экономической роли государства. Государство обладает капиталами в самых разнообразных формах, предоставляет кредиты, принимает участие в долевом строительстве, является собственником предприятий.

Прямое вмешательство государства - это разработка, принятие и внедрение в практику различных законов, обеспечивающих одинаковые условия принятия решений, как производителями, так и потребителями, призванных упорядочить и развивать отношения между экономическими агентами. Государство предоставляет многочисленные услуги по защите собственности, людей, предприятий, рыночных организаций, создает различные системы, нормы, процедуры, стандарты, облегчающие действие рынка.

При косвенном вмешательстве государства в экономику меры экономической политики направлены на стимулирование капиталовложений и восстановление равновесия между сбережениями и инвестициями; обеспечение полной занятости населения; стимулирование экспорта и импорта товаров, капиталов, рабочей силы; воздействие на общий уровень цен в целях его стабилизации и цены на некоторые специфические товары; поддержку устойчивого экономического роста; перераспределение доходов и некоторые другие цели.

Для проведения этих разнообразных мер государство прибегает главным образом к фискальной и кредитно-денежной политике. Фискальная политика - это бюджетная политика, проводимая путем манипулирования государственными доходами (прежде всего налогами и сборами) и расходами. Кредитно-денежная политика - это политика, проводимая путем регулирования денежной массы в обращении и совершенствовании кредитной сферы, политика учетной ставки (дисконтная политика).

Для сегодняшней России, в период перехода к рынку, особенно важно государственное регулирование.

На различных стадиях развития рыночной экономики функции и масштабы вмешательства государства различны.

Оптимальной экономической системой является та, которая гарантирует свободу личной инициативы экономических субъектов и отвергает необходимость широкого вмешательства государства в экономику. Государству отводится роль регулятора лишь общего равновесия экономики и экономического законодательства.

экономический агент рыночный государство

Практикум

1. Экономическими агентами могут быть:

1) производители;

2) потребители;

3) организаторы функционирования хозяйства для достижения общественного благосостояния;

4) все перечисленное верно.

Ответ: 4

Участников экономического процесса, самостоятельно принимающих решения и осуществляющих свои хозяйственные планы, называют экономическими агентами, или хозяйствующими субъектами.

К экономическим субъектам относят как производителей, так и потребителей экономических благ, а также тех, кто организует функционирование хозяйства для достижения общественного благосостояния. Основными экономическими агентами являются индивиды (домохозяйства), фирмы, государство.

2. К рыночным агентам относятся:

1) домашние хозяйства;

2) государство (правительство);

3) коммерческие фирмы;

4) все перечисленное верно.

Ответ: 1,3

Домашние хозяйства и бизнес относятся к рыночным агентам, а государство и некоммерческие организации - к нерыночным.

Заключение

В данной работе была изучена тема - «Экономические агенты».

В процессе раскрытия темы работы решены следующие основные задачи:

Изучены экономические агенты как участники экономических процессов, также изучен экономический кругооборот, который показывает взаимодействие экономических агентов в экономических процессах;

Раскрыта специфика рыночных и нерыночных экономических агентов, рассмотрены цели и интересы экономических агентов;

Выполнены практические задания по теме данной работы.

По итогам проведенных исследований можно сделать выводы. Участников экономического процесса, самостоятельно принимающих решения и осуществляющих свои хозяйственные планы, называют экономическими агентами, или хозяйствующими субъектами.

Экономические агенты различаются по их отношению к факторам производства и выполняемым ими функциям.

К экономическим агентам относят домохозяйства, предприятия (фирмы), государство (правительство) и некоммерческие организации.

Домохозяйства - это субъект экономики, который состоит из одного человека или группы людей, живущих совместно и связанных между собой различными видами деятельности в семье. Домохозяйства являются собственниками факторов производства, самостоятельно принимают решения, обеспечивают производство и воспроизводство человеческого капитала, стремятся к максимальному удовлетворению своих потребностей.

Фирма (коммерческое предприятие) представляет собой организацию, владеющую одним или несколькими предприятиями, использующую ограниченные экономические ресурсы, для производства товаров и оказания услуг с целью получения прибыли.

Государство как экономический агент является непосредственным участником экономического кругооборота, прямо или косвенно вмешиваясь в ход этого кругооборота.

Положение и роль каждого экономического агента зависит от его отношения к экономическим ресурсам (факторам производства), которыми он владеет.

Отличительная черта экономических агентов - принятие и реализация самостоятельных решений в сфере хозяйственной деятельности.

Список использованной литературы

1. Киселева Е.А. Микроэкономика: Курс лекций. - М.: Изд-во Эксмо, 2009. - 352с.

2. Микроэкономика: Учебник / ВЗФЭИ; Под ред. Г.А. Родиной, С.В. Тарасовой. - М.: Юрайт, 2012, 290c.

3. Микроэкономика: Учебник / ВЗФЭИ; Под ред. Г.А. Родиной, С.В. Тарасовой. - М.: Юрайт, 2012, 250c.

4. Микроэкономика: учебник для бакалавров / И. Э. Белоусова, Р. В. Бубликова, Е. В. Иванова и др.; под ред. Г. А. Родиной, С. В. Тарасовой. - М.: Издательство Юрайт, 2012. - 263 с. - Серия: Бакалавр

5. Нуреев Р. М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов. - Н90 2-е изд., изм. -- М.: Издательство НОРМА, 2010. -- 572 с.

6. Право. Т. В. Кашанина, А. В. Кашанин. - 9-е изд. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2011. - 320 с.

7. Экономикс: принципы, проблемы и политика. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. - М.: ИНФРА-М. - 2009. - 974 с.

Периодические издания:

8. Балбеко, А.М. Домашние хозяйства в рыночной экономике / А.М. Балбеко, П.А. Кохно // Социально-гуманитарные знания. - 2008. - №4.

Электронные ресурсы:

9. http://moodle.vzfei.ru/resources/KOPR378/03_firefox.htm

10. http://economica-politica.ru

11. http://ekonom-book.ru

12. http://www.vkansult.com

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Понятие рыночных и нерыночных агентов как участников экономических процессов. Дифференциация институциональных, мотивационных и поведенческих функций при формировании экономического агента как субъекта рыночных отношений различных видов хозяйствования.

    реферат , добавлен 19.07.2014

    Сущность и значение экономических агентов в микроэкономике. Домашнее хозяйство – один из трёх субъектов экономической деятельности. Пути формирования частных доходов, их роль в движении ресурсов, доходов и товаров. Сущность некоммерческих организаций.

    курсовая работа , добавлен 09.06.2013

    Экономические агенты как субъекты, участвующие в экономических отношениях, являющиеся участниками их производства, распределения и обмена, а также в потреблении. Понятие и закономерности функционирования экономического кругооборота, его участники.

    контрольная работа , добавлен 29.04.2014

    Современные трактовки сущности экономических интересов. Побудительные мотивы хозяйственной деятельности людей. Управление социальными процессами. Экономические интересы и отношения собственности. Экономические интересы личности и интересы общества.

    контрольная работа , добавлен 14.11.2008

    Государство в рыночной экономике как субъект рыночных отношений. Рыночная модель в экономике и необходимость участия государства в ней. Сущность экономических функций государства и история их развития. Анализ экономических функций государства.

    курсовая работа , добавлен 13.05.2014

    Существенный фактор человеческой жизни и деятельности - это зависимость от материальных благ. Субъекты и объекты экономического развития. Экономические интересы, цели и средства их достижения. Простые и комплексные экономические агенты, их деятельность.

    контрольная работа , добавлен 09.04.2009

    Понятие и классификация экономических благ, их разновидности и принципы анализа. Структура рыночной экономики и ее инфраструктура, кругооборот ресурсов, продуктов и дохода в ней. Сущность и социально-экономические последствия безработицы, закон Оукена.

    контрольная работа , добавлен 20.11.2015

    Производство, распределение, обмен и потребление экономических благ. Участники экономического процесса. Личные, коллективные и общественные экономические интересы. Социально-экономические, организационно-экономические и технико-экономические отношения.

    презентация , добавлен 28.10.2013

    История развития экономической теории. Предмет экономической теории, ее функции и место в системе экономических наук. Методы познания экономических явлений. Понятие экономических агентов, их интересы и потребности. Система экономических интересов.

    лекция , добавлен 28.10.2014

    Понятие экономических ресурсов (факторов производства), их основные свойства. Ресурсы в экономике и их классификация. Время, информация и технологии как экономические ресурсы. Сущность использования экономических ресурсов, принцип их ограниченности.

Вуз: Финансовый университет

Год и город: Пенза 2013


Введение 3

Глава 1. Экономические агенты как участники экономических процессов 4

Глава 2. Рыночные агенты 11

Глава 3. Нерыночные агенты 16

Практикум 22

Заключение 23

Список использованной литературы 25

Введение

Функционирование экономики обеспечивается экономическими агентами (хозяйствующими субъектами), обладающими правом распоряжаться экономическими ресурсами, находящимися в хозяйстве. экономическими агентами , или хозяйствующими субъектами .

Положение и роль каждого экономического агента зависит от его отношения к экономическим ресурсам (факторам производства), которыми он владеет. Одни располагают капиталом и обладают экономической властью, определяют формы хозяйствования, участвуют в управлении, занимаются предпринимательской деятельностью. Другие распоряжаются лишь собственной рабочей силой, их возможности влияния на организацию производства, распределение доходов, участие в управлении ограниченны.

Цель курсовой работы - раскрыть сущность и значение экономических агентов в рыночной экономике.

Основные задачи работы:

Рассмотреть экономических агентов как участников экономических процессов, также рассмотреть экономический кругооборот, показав взаимодействие экономических агентов в экономических процессах;

Охарактеризовать специфику рыночных и нерыночных экономических агентов. Рассмотреть цели экономических агентов, экономические интересы;

Выполнить практические задания по теме данной работы.

Глава 1. Экономические агенты как участники экономических процессов.

Функционирование экономики обеспечивается экономическими агентами или хозяйствующими субъектами, обладающими правом распоряжаться экономическими ресурсами, находящимися в хозяйстве.

Участников экономического процесса, самостоятельно принимающих решения и осуществляющих свои хозяйственные планы, называют экономическими агентами , или хозяйствующими субъектами .

Субъектами экономики считают тех, кто, владея определенными ресурсами, самостоятельно принимает экономические решения и осуществляет свои хозяйственные планы.

Экономическим агентом может быть как отдельное лицо, так и несколько или множество лиц. Поэтому к экономическим субъектам относят как производителей, так и потребителей экономических благ, а так же тех, кто организует функционирование хозяйства для достижения общественного благосостояния. В современных теориях, развивающих принципы классического либерализма, единственно реальным агентом экономики признается индивид. Остальные агенты рассматриваются, как производные от него формы: фирма - как юридические фикции, а государство - как агентство по спецификации и защите прав собственности.

Условно субъекты подразделяют на микро - и макросубъекты. К микросубъектам относят домохозяйства и фирмы . Последние можно подразделить на: коммерческие предприятия и некоммерческие организации.

К макросубъектам - крупные сектора экономики , в частности: сектор домашних хозяйств, предпринимательский сектор, государственный и общественный сектора, а также зарубежный сектор.

Среди основных участников экономического процесса принято выделять домашние хозяйства, фирмы (предприятия и организации) и государство (правительство). При этом домашние хозяйства и коммерческие фирмы относятся к рыночным агентам, а правительство и некоммерческие организации - к нерыночным .

Основные участники экономических процессов представлены в таблице:

Экономические агенты (субъекты)

Домашние

хозяйства

рыночные агенты

Те субъекты, которые осуществляют операции, связанные с ведением домашнего хозяйства (преимущественно - потребление). Все ресурсы принадлежат домашним хозяйствам.

Сфера интересов - максимизация полезности благ, приобретаемых на доходы. Домашние хозяйства получают доход, предоставляя факторы производства (ресурсы) фирмам.

Фирмы

- коммерческие организации

Самостоятельные хозяйственные единицы, осуществляющие производственную деятельность и инвестирование.

Сфера интересов - максимизация прибыли, использование ее не на личное потребление, а на расширение деятельности (т.е. на экспансию и укрепление экономической власти).

Государство (правительство)

нерыночные агенты

Субъект (орган, институт), который обеспечивает создание общественных благ, перераспределение части ресурсов.

Сфера интересов -

От отношения экономического агента к экономическим ресурсам (факторам производства) зависит его положение и роль, занимаемые в экономике: одни располагают капиталом, другие - землей, третьи - рабочей силой или предпринимательскими способностями. Отсюда возникают разные возможности для реализации потребностей людей, их интересов и способов для их достижения.

Отличительная черта экономических агентов - принятие и реализация самостоятельных решений в сфере хозяйственной деятельности.

Главные функции основных экономических субъектов представлены в таблице:

Домохозяйство

Фирма (коммерческая)

Правительство (государство)

Является собственником факторов производства.

Обеспечивает производство и воспроизводство человеческого капитала.

Стремится к максимальному удовлетворению своих потребностей.

- Использует факторы производства для создания продукции.

Самостоятельно принимает решения.

Обеспечивает производство и воспроизводство экономических благ.

Стремится к максимизации прибыли.

Собирает налоги с субъектов экономики и использует средства государственного бюджета на удовлетворение общественных потребностей, социальные нужды и производство общественных благ.

Современная экономическая теория исходит из предпосылки о рациональном поведении экономических агентов. Из гипотезы следует, что целью экономических агентов является максимизация результата при данных затратах либо минимизация затрат при заданном результате. Домохозяйства (индивиды) стремятся получить максимальную полезность от приобретаемых благ в рамках своего дохода. Фирмы же стремятся получить максимальную прибыль, расширить объемы и масштабы производства, завоевать новые рынки. А государство нацелено на увеличение общественного благосостояния при определенном бюджете.

Экономические субъекты осознают свои потребности и стремятся улучшить свое существование и благосостояние. Человеческие потребности разнообразны. Среди потребностей особую роль играют экономические. Их удовлетворение обеспечивает сохранение, поддержание и развитие агентов экономики. Оно происходит путем использования конкретных благ, создаваемых производством. Поэтому между производством и потребностями существует тесная взаимосвязь. С одной стороны - потребность - двигатель производства, стимул для его совершенствования и развития, а с другой стороны - производство, создавая продукты, стимулирует потребности в них.

Будучи осознанными, потребности проявляют себя как экономические интересы , т.е. осознанные мотивы, стимулы хозяйственной деятельности, направленные на удовлетворение потребностей субъектов экономики. Экономические стимулы - это факторы, усиливающие желание получать материальную выгоду, становясь мощным побудительным условием деятельности людей. Конкретными формами проявления стимулов являются уровень денежного дохода, заработная плата, положение в обществе и др. Возникает некая цепочка: 1. потребность; 2. интерес; 3. стимул.

В рыночной экономике приоритетное место занимают личные экономические интересы, которые служат главным стимулом для осуществления экономической деятельности. Процесс удовлетворения потребностей исполняется за счет принятия оптимальных решений, т.е. приходится соотносить приобретенную выгоду и соответствующие понесенные затраты. Поэтому агенты должны действовать эффективно. Экономическая эффективность представляет собой способность использования того, что есть самым лучшим образом для достижения желаемой цели (максимального удовлетворения потребностей) в мире ограниченных ресурсов.

Удовлетворение потребностей экономических агентов может осуществляться с помощью одного из механизмов:

  • Форма обмена, имеющая властно-принудительный характер, т.е. согласно условиям командной экономики должна осуществляться поставка продукции, выпущенной в отрасли промышленности;
  • Форма обмена, основанная на взаимном и социальном уровне обмена, т.е. обменные отношения в кругу семьи, различные подарки и т.п.;
  • Форма обмена, осуществляющаяся на товарных рынках, т.е. продажа и приобретение продуктов на рынке в определенной местности.

Экономические субъекты, удовлетворяющие собственные потребности с применением рыночного механизма обмена, а также рыночных продуктов (благ), являются рыночными агентами . Удовлетворение собственных потребностей экономическими субъектами посредством обмена взаимного, социального и принудительного в обязательном порядке властям называют нерыночными агентами .

Положение и роль каждого экономического агента зависит от его отношения к экономическим ресурсам (факторам производства): одни располагают капиталами, другие - землей, третьи - рабочей силой или предпринимательскими способностями. Отсюда возникают разные возможности для реализации потребностей и интересов людей, а также способов для их достижения.

Экономические агенты осуществляют связи друг с другом с помощью экономических благ. Движение их образует своеобразный кругооборот.

Рис. 1. Взаимодействие субъектов рынка и кругооборот ресурсов, благ, доходов.

Модель представляет кругооборот ресурсов, продуктов и доходов в виде вечного двигателя. Она иллюстрирует взаимодействие между домохозяйствами, фирмами и государством.

Домохозяйства, выступая конечными собственниками вещественных и личных факторов производства и в роли продавцов, желают продать ресурсы, но по наивысшей цене. Фирмы, выступая в роли покупателей, желают купить ресурсы, но по наименьшей цене. Итогом столкновения личных интересов продавцов и покупателей выступает «компромиссная» рыночная цена ресурсов, удовлетворяющая интересы сторон. На ее основе происходит обмен денег на ресурсы. При этом денежные расходы фирм превращаются в денежные доходы домохозяйств в формах: ренты, процента, заработной платы, нормальной прибыли, т. е. в соответствии с поставленными на рынок ресурсами: земля, капитал, рабочая сила, предпринимательство.

Фирмы преобразуют ресурсы в широкий ассортимент благ и поставляют их на рынок товаров и услуг. Выступая в роли продавцов, они желают продать, но по максимально высокой цене. Домохозяйства же появляются на рынке товаров и услуг в роли покупателей с желанием купить, но по низкой цене. Теперь уже на этом рынке происходит столкновение личных интересов сторон. В результате «торга» формируются рыночные цены на товары и услуги. Факт передачи товаров покупателю, а денег - продавцу, подтверждает совпадение их интересов по цене объектов купли-продажи. Деньги из формы потребительских расходов домохозяйств превращаются в форму доходов фирм. Приобретенные экономические блага используются домохозяйствами для удовлетворения потребностей.

Рассмотренные процессы демонстрируют наличие двух встречных потоков - «поток благ» и «поток денег». Для экономической системы оба потока являются одновременными и бесконечно повторяемыми. Но именно потоком денег задается и обеспечивается поток, представляющий движение благ.

В модели смешанной экономической системы увеличивается число потоков. Государство перераспределяет ресурсы, закупает их на рынке ресурсов и поставляет фирмам для производства «общественных товаров». Государство перераспределяет и блага, закупает их на рынке товаров и услуг и поставляет их беднейшим домохозяйствам. В свою очередь фирмы и домохозяйства перечисляют государству налоги со своих доходов

Кругооборот, начавшись с предоставления домохозяйствами ресурсов и закончившись присвоением ими за это доходов, совершил один цикл против часовой стрелки и по часовой стрелке. Эти циклы кругооборота вновь повторяются, осуществляя своего рода обмен веществ в негосударственном секторе народного хозяйства.

Глава 2. Рыночные агенты

К рыночным агентам относятся домашние хозяйства, коммерческие фирмы.

Домашнее хозяйство - это субъект экономики, который состоит из одного человека или группы людей, живущих совместно и связанных между собой различными видами деятельности в семье .

Домохозяйствам принадлежат экономические ресурсы общества, и они получают доход, предоставляя факторы производства (труд, капитал, землю ) - фирмам. Продавая ресурсы, домохозяйства получают доходы, которые используют на потребление и сбережения. Нередко домашние хозяйства производят продукцию для личного потребления в рамках натурального производства. Следовательно, целью их деятельности является потребление, т.е. удовлетворение потребностей .

Домохозяйствами, помимо семей, могут быть и организации, которые занимаются производством (церковь, профсоюз, партия).

Домашнее хозяйство - один из трёх субъектов экономической деятельности. Домохозяйство охватывает экономические объекты и процессы, происходящие там, где постоянно проживает человек, семья.

Основные признаки домохозяйства - это:

  • Совместное проживание и обустройство быта;
  • Совместное ведение хозяйства;
  • Обладание определёнными ресурсами;
  • Самостоятельность в принятии хозяйственных решений;
  • Стремление к максимальному удовлетворению потребностей.

Домохозяйства делятся на две большие категории:

  • Единичные домохозяйства или просто домохозяйства. Единичные домохозяйства образованы отдельными лицами, семьями или несколькими семьями. Единичные домохозяйства в РФ в своем составе насчитывают 139 млн. человек (94% всего населения страны).
  • Групповые домохозяйства. Групповые домохозяйства образованы постоянными или временными группами людей для совместной организации и обустройства своего быта в различных общежитиях и интернатах, в солдатских казармах, кельях монастырей и бараках исправительно-трудовых учреждений. Они в РФ объединяют 9 млн. человек, или 6% всего населения страны.

Возможна и другая классификация. Все многообразие домашних хозяйств можно классифицировать в зависимости от географических, демографических, социально-экономических характеристик, в том числе:

Территориально-региональная принадлежность (вид региона, природно-климатические условия, месторасположение поселения и др.);

Демографическое состояние (состав семьи, возраст и т.д.);

Уровень доходности (среднедушевой доход, основные источники доходов и т.д.);

Имущественный потенциал (характер жилья, наличие дачи, земельного участка, средств механизации труда, рабочего скота и т.д.);

Социальное положение (занятость членов домохозяйства, должность, сфера деятельности, вид собственности и т.д.);

Трудовой потенциал (число трудоспособных в домохозяйстве, уровень образования, профессиональной подготовки его членов и т.д.).

Доходами домохозяйства являются частные доходы. Они формируются за счет: заработной платы; труда; прибыли собственника; капитала; процента и дивиденда; участия в акционерном обществе; ренты; природных ресурсов (земли).

Доход каждого домохозяйства расходуется по трём направлениям:

  • выплата налогов государству;
  • удовлетворение личных потребностей;
  • формирование личных сбережений.

В рыночной экономике на основе ведения домашних хозяйств решается ряд важных задач. Домашние хозяйства являются местом приложения труда, регулятором занятости населения. На их базе создается семейный бизнес, который при наличии необходимых ресурсов, стартового семейного капитала, необходимого уровня профессиональной подготовки позволяет формировать рыночные отношения. Домашние хозяйства создают условия для развития конкурентных рыночных отношений.

Домохозяйства выступают конечными собственниками вещественных и личных факторов производства. Наличие у домохозяйств факторов производства дает им самостоятельность и возможность вести конкурентную борьбу на рынке. Это создает предпосылки для развития рыночных отношений в стране.

Следующим после домохозяйства важнейшим экономическим агентом является фирма.

Фирма (коммерческое предприятие) представляет собой организацию, владеющую одним или несколькими предприятиями, использующую ограниченные экономические ресурсы, для производства товаров и оказания услуг с целью получения прибыли. Следовательно, их деятельность, в отличие от домашних хозяйств, направлена не на удовлетворение личных потребностей, а на упрочение позиций на рынке за счет максимизации прибыли , что способствует увеличению масштабов производства и потребления. Как экономические агенты фирмы закупают производственные ресурсы у домохозяйств и производят экономические блага. Таким образом, домохозяйства формируют спрос на экономические блага и предложение ресурсов, а фирмы определяют спрос на ресурсы и предложение товаров и услуг.

Коммерческие предприятия различаются по формам собственности, видам производственной деятельности, объему производства и другим критериям.

По формам собственности различают предприятия:

  • частные;
  • государственные (создаются за счет государственного бюджета);
  • муниципальные (учреждаются органами местной власти на данной территории для выполнения социально-экономических задач);
  • иная форма собственности (смешанная собственность, совместная собственность, собственность иностранных лиц, лиц без гражданства).

Также выделяют и другие классификации.

По видам производственной деятельности предприятия делятся на: производящие материальные блага (потребительские и инвестиционные товары) и предлагающие услуги . По степени концентрации производства и капитала фирмы подразделяют на мелкие, средние и крупные . По признаку доминирующего фактора производства выделяют трудоемкие, материалоемкие, капиталоемкие, наукоемкие предприятия .

В России по организационно-правовому статусу различают: хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия, индивидуальные предприятия и некоммерческие организации. Последние относятся к самостоятельным субъектам экономики, целью деятельности которых является реализация интересов комплексных (групповых) экономических единиц, в том числе государства.

Глава 3. Нерыночные агенты

К нерыночным агентам относятся правительство (государство) и некоммерческие организации, а также другие зарубежные правительства (государства).

Некоммерческие организации - самостоятельные субъекты экономики, цель деятельности которых состоит в реализации групповых экономических интересов и интересов государства . Такие организации называют некоммерческими потому, что они не ставят в качестве цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяет полученную прибыль между участниками.

В рыночной экономике к некоммерческим организациям относятся учебные, медицинские, научные, культурные учреждения, благотворительные фонды, разнообразные общественные институты.

Создание и функционирование некоммерческих предприятий стало фактором социализации современной экономики.

Так, образовательные учебные заведения, в т.ч. бесплатная их часть, призваны удовлетворять потребности людей в знаниях, овладении профессией, подготовке и переподготовке кадров и др. Предприятия здравоохранения заботятся о поддержании и восстановлении здоровья населения.

К некоммерческим предприятиям относятся так же потребительские кооперативы. Их целью является удовлетворение материальных и иных потребностей участников кооператива на основе объединения его членами имущественных паевых взносов. Некоммерческими считаются фонды, образуемые на основе добровольных, имущественных взносов, которые используются на благотворительные, культурные и иные общественно-полезные цели. Так же на основе единых интересов базируются всевозможные общественные организации граждан, удовлетворяя эти общие потребности.

Таким образом, некоммерческие организации являются активными экономическими агентами наряду с домашними хозяйствами и коммерческими предприятиями.

Параллельно с указанными субъектами значимым агентом экономики стало - правительство или государство . В западной экономической литературе термину «государство » предпочитают термин «правительство », ибо, как справедливо отметили в своей книге К.Р. Макконнелл и С.Л. Брю: «…именно правительство правит…». В отечественной же науке до сих пор нет единого определения понятия «государство» или «правительство».

«Государство - это организация публичной власти, действующая в отношении всего населения на закрепленной за ним территории, использующая право и специальный аппарат принуждения» .

Правительство - это высший коллегиальный исполнительный орган государства, осуществляющий руководство государственным управлением.

Основная задача - ликвидация провалов рынка и максимизация общественного благосостояния, и поэтому государство выступает как:

  • производитель общественных благ;
  • покупатель товаров и услуг для обеспечения функционирования государственного сектора и выполнения своих многочисленных функций;
  • перераспределитель национального дохода (через систему налогов и трансфертов);
  • в зависимости от состояния государственного бюджета - кредитор или заемщик на финансовом рынке;
  • регулятор и организатор функционирования рыночной экономики.

Сфера интересов - регулирующая деятельность, координация взаимодействия всех субъектов для реализации целей экономической политики.

Государство вмешивается в хозяйственную жизнь общества весьма активно и в различных формах. Его целью становится удовлетворение общественных потребностей, производство общественных благ.

Существуют различные показатели и критерии, характеризующие экономическую активность государства. Это доля государственных расходов в ВВП, доля налогов в ВВП, размеры государственной собственности, количество государственных предприятий и др.

Как любой другой участник экономических отношений, государство не способно существовать и выполнять свои функции, не имея надежной экономической основы. Но в отличие от других участников:

1. Функции государства сколь многочисленны, столь и разнообразны. Они затрагивают практически все стороны жизни общества и выходят далеко за пределы экономической сферы. Для остальных участников экономика является преимущественной, а для большинства - единственной сферой их деятельности.

2. Государство не способно произвольно сокращать или полностью прекращать выполнение большинства своих функций. Соответственно государство намного более чувствительно к ухудшению экономической ситуации, поскольку крайне ограниченно в возможностях даже временно ограничить свои расходы в ответ на резкое сокращение доходов.

3. Государство не имеет права на банкротство. Банкротство любого другого участника в среднесрочной перспективе всегда имеет положительный результат, так как ранее неэффективно используемые ресурсы перераспределяются между другими, более эффективными собственниками. При банкротстве государства не возникает ничего, кроме хаоса и анархии.

Роль и место государства в экономике различаются в зависимости от того или иного вида экономической системы (традиционной, плановой, рыночной).

В рыночной экономике государство освобождается от несвойственных ему функций (удовлетворения полностью совокупного спроса, директив планирования и т.д.). Оно занимается тем, без чего современному обществу существовать нельзя и чего избегает частный сектор экономики.

Государство, так или иначе, воздействует на все сферы рыночной экономики: на производство, обмен и потребление. Таким образом, рыночный механизм в стране регулируется государством. Это регулирование происходит на уровне компаний, а также на отраслевом, региональном и общенациональном уровнях. Проблема всегда состоит в том, чтобы найти оптимальное соотношение между рыночным механизмом и государственным регулированием экономики, определить наиболее эффективные формы государственного вмешательства в экономику.

Выделяют две основные формы вмешательства государства в экономику:

  • прямое вмешательство через расширение государственной собственности на материальные ресурсы, законотворчество и управление производственными предприятиями;
  • косвенное вмешательство с помощью различных мер экономической политики.

Прямое вмешательство государства в экономику осуществляется через государственный сектор. Его размеры служат критерием экономической роли государства. Государство обладает капиталами в самых разнообразных формах, предоставляет кредиты, принимает участие в долевом строительстве, является собственником предприятий.

Прямое вмешательство государства - это разработка, принятие и внедрение в практику различных законов, обеспечивающих одинаковые условия принятия решений, как производителями, так и потребителями, призванных упорядочить и развивать отношения между экономическими агентами. Государство предоставляет многочисленные услуги по защите собственности, людей, предприятий, рыночных организаций, создает различные системы, нормы, процедуры, стандарты, облегчающие действие рынка.

При косвенном вмешательстве государства в экономику меры экономической политики направлены на стимулирование капиталовложений и восстановление равновесия между сбережениями и инвестициями; обеспечение полной занятости населения; стимулирование экспорта и импорта товаров, капиталов, рабочей силы; воздействие на общий уровень цен в целях его стабилизации и цены на некоторые специфические товары; поддержку устойчивого экономического роста; перераспределение доходов и некоторые другие цели.

Для проведения этих разнообразных мер государство прибегает главным образом к фискальной и кредитно-денежной политике. Фискальная политика - это бюджетная политика, проводимая путем манипулирования государственными доходами (прежде всего налогами и сборами) и расходами. Кредитно-денежная политика - это политика, проводимая путем регулирования денежной массы в обращении и совершенствовании кредитной сферы, политика учетной ставки (дисконтная политика).

Для сегодняшней России, в период перехода к рынку, особенно важно государственное регулирование.

На различных стадиях развития рыночной экономики функции и масштабы вмешательства государства различны.

Оптимальной экономической системой является та, которая гарантирует свободу личной инициативы экономических субъектов и отвергает необходимость широкого вмешательства государства в экономику. Государству отводится роль регулятора лишь общего равновесия экономики и экономического законодательства.

Практикум

1. Экономическими агентами могут быть:

1) производители;

2) потребители;

3) организаторы функционирования хозяйства для достижения общественного благосостояния;

4) все перечисленное верно.

Ответ:4.

Участников экономического процесса, самостоятельно принимающих решения и осуществляющих свои хозяйственные планы, называют экономическими агентами , или хозяйствующими субъектами .

К экономическим субъектам относят как производителей, так и потребителей экономических благ, а также тех, кто организует функционирование хозяйства для достижения общественного благосостояния. Основными экономическими агентами являются индивиды (домохозяйства), фирмы, государство.

2. К рыночным агентам относятся:

1) домашние хозяйства;

2) государство (правительство);

3) коммерческие фирмы;

4) все перечисленное верно.

Ответ:1,3.

Домашние хозяйства и бизнес относятся к рыночным агентам, а государство и некоммерческие организации - к нерыночным.

Заключение

В данной работе была изучена тема - «Экономические агенты».

В процессе раскрытия темы работы решены следующие основные задачи:

Изучены экономические агенты как участники экономических процессов, также изучен экономический кругооборот, который показывает взаимодействие экономических агентов в экономических процессах;

Раскрыта специфика рыночных и нерыночных экономических агентов, рассмотрены цели и интересы экономических агентов;

Выполнены практические задания по теме данной работы.

По итогам проведенных исследований можно сделать выводы. Участников экономического процесса, самостоятельно принимающих решения и осуществляющих свои хозяйственные планы, называют экономическими агентами , или хозяйствующими субъектами .

Экономические агенты различаются по их отношению к факторам производства и выполняемым ими функциям.

К экономическим агентам относят домохозяйства, предприятия (фирмы), государство (правительство) и некоммерческие организации.

Домохозяйства - это субъект экономики, который состоит из одного человека или группы людей, живущих совместно и связанных между собой различными видами деятельности в семье. Домохозяйства являются собственниками факторов производства, самостоятельно принимают решения, обеспечивают производство и воспроизводство человеческого капитала, стремятся к максимальному удовлетворению своих потребностей.

Фирма (коммерческое предприятие) представляет собой организацию, владеющую одним или несколькими предприятиями, использующую ограниченные экономические ресурсы, для производства товаров и оказания услуг с целью получения прибыли.

Государство как экономический агент является непосредственным участником экономического кругооборота, прямо или косвенно вмешиваясь в ход этого кругооборота.

Положение и роль каждого экономического агента зависит от его отношения к экономическим ресурсам (факторам производства), которыми он владеет.

Отличительная черта экономических агентов - принятие и реализация самостоятельных решений в сфере хозяйственной деятельности.

Список использованной литературы

  • Микроэкономика: учебник для бакалавров / И. Э. Белоусова, Р. В. Бубликова,Е. В. Иванова и др.; под ред.Г. А.Родиной, С. В. Тарасовой. - М.: Издательство Юрайт, 2012. - 263 с. - Серия: Бакалавр.
  • Нуреев Р. М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов. - Н90 2-е изд., изм. — М.: Издательство НОРМА, 2002. — 572 с.
  • В.И. Борисевич, П.С. Гейзлер, B.C. Фатеев. Экономика региона: Учеб. пособие. — Мн.: БГЭУ. - 432 с., 2008.
  • Балбеко, А.М. Домашние хозяйства в рыночной экономике / А.М. Балбеко, П.А. Кохно // Социально-гуманитарные знания. - 2008. - №4.
  • Киселева Е.А. Микроэкономика: Курс лекций. - М.: Изд-во Эксмо, 2007. - 352с.
  • Право. Т. В. Кашанина, А. В. Кашанин. - 9-е изд. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2011. - 320 с.
  • Экономикс: принципы, проблемы и политика. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. - М.: ИНФРА-М. - 2007. - 974 с.

2. К рыночным агентам относятся:

1) домашние хозяйства;

2) государство (правительство);

3) коммерческие фирмы;

4) все перечисленное верно.

Рыночные агенты удовлетворяют свои потребности посредством рыночного обмена и благ, приобретаемых на рынке. Основная цель - получение прибыли.

Нерыночные агенты не преследуют цели получения прибыли. Это некоммерческие организации, домашние хозяйства, государство.

Основная цель домашних хозяйств - максимальное удовлетворение своих потребностей.

Основная цель государства - максимальное удовлетворение общественных потребностей и достижение общественного благосостояния.

Домашние хозяйства и бизнес относятся к рыночным агентам, а некоммерческие организации - к нерыночным.

Государство всегда выступало особым экономическим субъектом, так или иначе участвуя в экономической жизни общества.

Государство как субъект экономических отношений включено в систему рыночных связей в двух формах:
— во-первых, как собственник и "главный предприниматель";
— во-вторых, как крупный потребитель, участник сделок по покупке продукции на различных рынках товаров и услуг.

1. «Регулирующий субъект».

2. «Внерыночное происхождение государственного дохода». «Рыночным» является такой экономический субъект, который получает постоянный доход, за счет которого осуществляет расходы. Следовательно, государство в той мере включено в рыночную экономику, в какой располагает доходом и производит расходы. Природа государственного дохода уникальна — если исключить ограниченную сферу государственного предпринимательства, то доход государства возникает как результат неэкономических действий — как следствие перераспределения части доходов «первичных» рыночных субъектов (домохозяйств и фирм) в пользу государства. Это позволяет квалифицировать государство как «вторичный», «производный» рыночный субъект, экономическая сила которого всецело зависит от питающего государство частного бизнеса.

3. «Императивный статус государства». Государство — единственный субъект в рыночной экономике, требования которого обязательны для всех негосударственных субъектов. Основной механизм экономического вмешательства государства— «налоги», «закупки» и «платежи».

В чистом виде рыночным экономическим агентом являются фирмы, хотя и они пытаются прикрывать свои корыстные мотивы и интересы разговорами о миссии и т. п. На практике и домохозяйства, и государства также являются активными участниками рынка, выступают покупателями и продавцами, но их цели, как было сказано выше, носят специфический характер.

Рыночные продукты (блага) - блага, которые производятся и распределяются в обществе с помощью рыночного механизма.

Нерыночные продукты (блага) - блага, торговля которыми невозможна, так как не существует рынков для их сбыта; продукты, торговать которыми неэффективно за пределами ограниченной зоны, так как их объем или вес делают очень дорогой их транспортировку и торговлю за границами этой зоны.

Рыночные блага предусматривают существование рыночного механизма обмена, нерыночные блага, в свою очередь, являются объектами властно-принудительного и взаимного, социально установленного обменов.

В процессе хозяйственной деятельности экономические агенты могут вступать в отношения производства, распределения, обмена и потребления как рыночных, так и нерыночных благ. Поэтому тех экономических субъектов, которые удовлетворяют свои потребности посредством рыночного обмена и рыночных благ, называют рыночными агентами.

Соответственно, к нерыночным агентам относятся экономические субъекты, удовлетворяющие свои потребности с помощью властно-принудительного и взаимного, социально установленного обменов и, следовательно, нерыночных благ.

В чистом виде рыночным экономическим агентом являются фирмы, хотя и они пытаются прикрывать свои корыстные мотивы и интересы разговорами о миссии и т. п. На практике и домохозяйства, и государства также являются активными участниками рынка, выступают покупателями и продавцами, но их цели, как было сказано выше, носят специфический характер.

В наибольшей степени под понятие «нерыночные экономические агенты» подходят разнообразные некоммерческие организации. В промышленно развитых странах некоммерческий сектор является полноправным участником модели «государства благоденствия». Государство и бизнес не всегда оказываются в состоянии адекватно реагировать на изменения в обществе, и этот пробел восполняется развитием частных некоммерческих организаций, которые нередко оказываются более эффективными по сравнению с государственным аппаратом в оказании различных социальных услуг.

С учетом опыта промышленно развитых стран к нерыночным экономическим агентам можно отнести разнообразные внебюджетные фонды, ассоциации, взаимные общества, кооперативы и иные неприбыльные негосударственные организации, которые обычно обозначаются термином «социальная экономика».

Государство, как рыночный субъект

Как рыночный субъект государство характеризуется тремя признаками.

1. «Регулирующий субъект». Роль государства в механизме рыночной экономики — основная проблема современной экономической теории. Дело в том, что исходный пункт становления рыночной экономики — ее освобождение от удушающих пут государства. И долгое время невмешательство государства в сферу частного бизнеса оставалось условием реальности рыночной экономики как системы свободного предпринимательства. Однако с 30-х гг. XX в. (со времени Великой депрессии) рыночная экономика (из-за монополизма) потребовала активного государственного регулирования как условия ее социальной эффективности. Кейнсианство и стало концепцией государственного регулирования рыночной экономики. Однако кейнсианский инструмент — «фискальная» (налогово-бюджетная) политика — оказался неадекватным природе рыночной экономики, поэтому с 70-х годов сформировался новый подход — монетаризм, который, не отрицая необходимости государственного регулирования, пытается найти более «тонкий» экономический механизм государственного регулирования (денежно-кредитная политика).

Проблема порождена постоянными изменениями в экономике, требующими соответствующих изменений в масштабах и инструментах государственного регулирования. Словом, кейн-сианство — это «вмешательство», «хирургия», а монетаризм — «регулирование», «терапевтическое лечение».

2. «Внерыночное происхождение государственного дохода». «Рыночным» является такой экономический субъект, который получает постоянный доход, за счет которого осуществляет расходы. Следовательно, государство в той мере включено в рыночную экономику, в какой располагает доходом и производит расходы. Однако вся тонкость в том, что природа государственного дохода уникальна — если исключить ограниченную сферу государственного предпринимательства, то доход государства возникает как результат неэкономических действий — как следствие перераспределения части доходов «первичных» рыночных субъектов (домохозяйств и фирм) в пользу государства. Это позволяет квалифицировать государство как «вторичный», «производный» рыночный субъект, экономическая сила которого всецело зависит от питающего государство частного бизнеса.

Следовательно, доход государства — не «третий» (наряду с доходами домохозяйств и фирм) самостоятельный элемент, не особое слагаемое общественного дохода, а принудительно обособляемая (в результате налогообложения) часть первичных рыночных доходов, созданных без, а часто — и вопреки государству. Вот почему никто, пожалуй, так не заинтересован в росте доходов фирм и домохозяйств, как государство, ибо их доходы — единственный источник «налогового» дохода государства.

3 «Императивный статус государства» Государство — единственный субъект в рыночной экономике, требования которого обязательны для всех негосударственных субъектов. Однако эта обязанность — жизненно необходима системе свободного предпринимательства, ибо создает «единые правила» (хотя возможны «льготы» в пользу государства) поведения для всех рыночных субъектов.

Императивность придает государственному доходу «обязательный» характер.

Основной механизм экономического вмешательства государства — «налоги», «закупки» и «платежи»:

а) налоги — объективная необходимость, но их пределы — проблема, поскольку они непосредственно сказываются на эффективности частного бизнеса;

б) трансфертные платежи — перераспределение части налоговых доходов государства (налоги платят все домохозяйства и фирмы) в пользу определенных социальных групп; следовательно, трансфертные платежи не увеличивают национальный продукт, но изменяют структуру личного потребления, а тем самым и структуру производства;

в) правительственные закупки также изменяют структуру производства в пользу прироста общественно значимых благ, но при этом увеличивают национальный продукт.

Государство всегда выступало особым экономическим субъектом, так или иначе участвуя в экономической жизни общества. Оценка меры и последствий такого участия была и остается остродискуссионным вопросом экономической науки.

1. Экономические агенты

Из ограниченности экономических ресурсов вытекает необходимость хозяйственной деятельности. Часто хозяйственную деятельность называют проще - экономикой. При этом, как отмечалось выше, экономическая (хозяйственная) деятельность есть не что иное, как постоянная работа по оценке, сравнению, отбору альтернативных вариантов использования экономических ресурсов. В хозяйственной деятельности участвуют хозяйствующие субъекты, называемые в экономической теории экономическими агентами.

Понятие экономических агентов и их основные виды К экономическим агентам относят домашние хозяйства (отдельных лиц и семей), предприятия (фирмы) и государство (органы государственного управления, государственные учреждения), а также некоммерческие организации. Это самое общее, несколько условное деление. Отличительная черта экономических агентов - принятие и реализация самостоятельных решений в сфере хозяйственной деятельности. Положение и роль каждого экономического агента определяется его отношением к факторам производства, которыми он владеет. Одни располагают капиталом и обладают экономической властью, определяют формы хозяйствования, участвуют в управлении, занимаются предпринимательской деятельностью. Другие распоряжаются лишь собственной рабочей силой, их возможности влияния на организацию производства, распределение доходов, участие в управлении ограниченны. К домашним хозяйствам принято относить тех, кто осуществлять операции, связанные с ведением домашнего хозяйства, т.е. преимущественно потреблением. Предполагается, что все экономические ресурсы в конечном счете принадлежат домашним хозяйствам. Они получают доходы, предоставляя экономические факторы - рабочую силу, капитал, землю и др., которыми они располагают, иначе говоря, путем оказания факторных услуг. Полученные доходы используются ими на приобретение необходимых товаров, а также для создания сбережений. Как потребители домашние хозяйства независимы, т.е. они вправе принимать решения самостоятельно, но эта независимость ограничивается размерами доходов и системой регламентации, существующей в обществе. Предприятия (фирмы) в отличие от домашних хозяйств, выполняющих преимущественно функцию потребления, в основном осуществляют производственную деятельность, а также инвестирование. Предприятия различаются по формам собственности (частные кооперативные, государственные), размерам и масштабам производства, видам производственной деятельности и т.д. В экономической статистике предприятия (фирмы) часто делят на два вида агентов: нефинансовые и финансовые. Предприятия (фирмы) занимаются предпринимательской, коммерческой деятельностью, цель которой - извлечение прибыли. Несколько специфические функции выполняют в обществе некоммерческие организации, например благотворительные фонды, профсоюзные организации, спортивные общества, ассоциации предпринимателей. Их основная задача - непосредственное удовлетворение потребностей людей, а не получение прибыли. Так, цель некоммерческих организаций в области спорта - физическое развитие личности и подготовка спортсменов. Хотя основные функции государства состоят в обеспечении общественных потребностей и безопасности, оно всегда играло важную роль в экономической жизни общества. Государство активно вмешивается в экономику, используя различные формы и методы. Существуют различные показатели и критерии экономической активности государства, среди них - доля государственных расходов в ВВП; доля налогов в ВВП; размеры государственной собственности и продукции, производимой государственными предприятиями.

В самом общем виде собственность можно определить как отношения между экономическими агентами по поводу присвоения Экономических ресурсов и потребительских благ. Также в самом общем виде можно констатировать, что присвоение экономических ресурсов является первичным, определяющим по отношению к присвоению потребительских благ. Вследствие этого в любом обществе, любой стране расслоение населения на богатых и бедных вытекает главным образом из разного отношения людей к экономическим ресурсам как своим или чужим. Отношения собственности в любом обществе юридически регулируются конституцией, законами и многочисленными подзаконными правовыми актами (указами, постановлениями, распоряжениями различных государственных органов). Любая национальная экономика включает три типа экономических отношений. Во-первых, технико-экономические отношения, детерминируемые уровнем развития производительных сил, состоянием техники и технологии, но не определяемые отношениями собственности, соотношением спроса и предложения товаров на тех или иных рынках. Во-вторых, социально-экономические отношения, или отношения собственности как отношения присвоения экономических ресурсов и потребительских благ в сферах производства, обмена, распределения и потребления. В-третьих, организационно-экономические, или организационно-управленческие отношения. Они детерминируются отношениями собственности и выражаются в формах и характере организации производства на микро- и макроэкономическом уровнях. Формы собственности Всем экономическим системам присущ свой набор форм собственности. В традиционной системе этот набор представляется довольно разнородным вследствие ее многоукладности. В наиболее отсталых странах (главным образом в Африке, а также в Азии и Океании), где сохраняется и натурально-общинный уклад, земля и орудия труда принадлежат общинам, которые ведут коллективное хозяйство с натуральным, уравнительным распределением произведенных благ между ее членами, не опосредствованным товарно-денежными отношениями. В мелкотоварном укладе доминирует частная собственность на производственные ресурсы, основанная на личном труде ремесленника, кустаря или крестьянина. В частнокапиталистическом укладе господствует собственность частных предпринимателей, использующих наемный труд, на производственные ресурсы. Значительная часть последних также находится в собственности государства. В административно-командной системе важнейшие производственные ресурсы были в собственности прежде всего государства, а также производственных кооперативов (например, колхозов и артелей в бывшем СССР), функционировавших главным образом в сельском хозяйстве. В рыночной экономике прежде всего выделяются две основные формы собственности: частная и государственная , которые, в свою очередь, имеют много разновидностей. В подавляющем большинстве стран мира сегодня превалирует в различной степени частная собственность. Она делится на индивидуальную и корпоративную. Индивидуальные частные фирмы, образующие юридическое лицо, невелики по размерам и представлены в небольшом числе отраслей: ремесленном и сельскохозяйственном производстве, сфере услуг разного рода, в том числе и самых современных, например консалтинговых. Государственная собственность в странах развитого капитализма сосредоточена сегодня в крайне ограниченном спектре отраслей, которые по тем или иным причинам малорентабельны или даже убыточны, что делает их непривлекательными для частного капитала. Виды факторных доходов Доходы от экономических ресурсов (факторов производства) называют факторными доходами. Собственники факторов производства (экономических ресурсов) получают следующие виды доходов: от природных ресурсов - ренту (земельную, горную, плату за воду и т.д.); от трудовых ресурсов - заработную плату; от капитала - процент (как доход собственников денежного капитала) и прибыль (как доход собственников реального капитала); от предпринимательских способностей - предпринимательский доход; от знаний -доход от интеллектуальной собственности. В хозяйственной жизни, особенно у фирмы, не всегда есть возможность разграничивать эти виды факторных доходов, тем более что они часто совмещаются с доходами от продажи продукции. Расходы на производство продукции называются издержками производства или просто издержками. превышение называется прибылью (чистым доходом) Компенсаторная и инновационная теории прибыли, в сущности, сводят прибыль к предпринимательскому доходу и поэтому рассматривают ее как плату (компенсацию) предпринимателю за его предпринимательскую деятельность. Теория монопольной прибыли и объясняет те случаи, когда прибыль является следствием недостаточной конкуренции или даже монополии

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!