Все для предпринимателя. Информационный портал

Отрасли международной специализации и экспортная продукция польши. Экономические районы Польши

Польша - это страна, которая является одной из самых развитых промышленных стран. Именно здесь сегодня прекрасно развиты ведущие отрасли, в которых работают сотни тысяч специалистов, выпускается не только готовая продукция, но также важное сырье для промышленных центров Европы. Чем же именно могут на сегодняшний день похвастаться промышленники Польши, и какие самые крупные предприятия есть в этой стране, нужно разобраться подробнее.

Что производит Польша самостоятельно

В Польше выпускается различная продукция, ее качество во всем мире довольно таки высоко оценивается. В частности, промышленность выпускает:

  • фармацевтику;
  • косметику, парфюмерию;
  • различные виды удобрения;
  • различные виды синтетических волокон;
  • каучуки;
  • автомобильные покрышки;
  • продукты питания, табачные изделия;
  • одежду и обувь.

Большого внимания заслуживает машиностроение в Польше. На сегодняшний день именно эта промышленность производит большое количество разнообразных изделий, востребованных не только в Польше, но и в Италии, Франции, а также Германии.

Сюда из Польши идет поставка суда, комплектующие для самолетов, а также готовые машины в основном сельскохозяйственного назначения. Кроме этого промышленность Польши выпускает вагоны и другие транспортные средства обычно под заказы других государств.

Металлургия Польши

Металлургическая отрасль Польши сконцентрирована в нескольких самых больших промышленных центрах страны. Это такие города как Лодзь, Краков, Светохловиц и остальные. Польша в последнее время провела полную модернизацию предприятий, за счет этого получилось одновременно не только увеличить выпуск продукции, но и поднять промышленность на другой уровень использования ресурсов, а также улучшить качество продукции.

Помимо этого, поднялся и объем поставок изделий в остальные страны в связи с расширением производства и налаживанием новых коммерческих связей. На сегодняшний день как раз польская промышленность выпускает такие разновидности продукции, как длинный и плоский прокат, стальные трубы, полуфабрикаты и остальные.

Главным потребителем продукции металлургии Польши считается, конечно, ЕС туда поставляли до 90 процентов всей продукции. Также польский металлургический продукт является очень популярным в Китае, России, Украине, где товар ценят за высокое качество, а также достаточно приемлемую цену.

Самые крупные предприятия

В Польше работают самые крупные предприятия Европы в различных направлениях экономической деятельности. Наиболее перспективными из них являются следующие:

  • Polpharma SA эта фармакологическая компания, имеющая широкий спектр продукцию, в том числе, включающий антибиотики.
  • Wilk Elektronik SA компания, специализирующуюся на различных картах памяти, затребованных странах Европы, Африки, Азии.
  • Zelmer крупный производитель бытовой техники, входящий в состав европейской группы BSH, в чьей линейке в последние годы представлено свыше 150 образцов недорогого, однако надежного домашнего оборудования.
  • Азотный комбинат «Пулавы», обеспечивающий производство различных минеральных удобрений.
  • Brilux компания, занимающаяся разработкой и поставками светотехники практически по всей территории ЕС, а также далеко за ее пределами. В этой стране расположен ее крупнейший центр.

У этих компаний сегодня есть филиалы практически по всей Еврозоне, они обеспечивают экспорт товаров в разные страны. Некоторые из данных организаций продолжают расширяться, в связи с этим часто приглашают на собственные предприятия не только специалистов, на данный момент проживающих в этой стране, но и мигрантов.

Крупнейшие заводы в Польше

Как раз в Польше находится несколько больших заводов, обслуживающих в основном металлургию, а также оборонную отрасль. Если говорить о самых развитых среди них, отметить можно будет Гданьску судоверфь, ее производство ориентировано на ЕС, а также Тарнувский механический завод и Радомский оружейный центр.

Другие предприятия Польши немного меньше по своим масштабам, хотя и по комплектации организаций, и по уровню квалификации сотрудников практически вышеупомянутым не уступают.

Эти предприятия были организованы на основе более мелких предприятий, в основном это средняя промышленность, основанная еще в пятидесятых годах. Как и все производственные комплексы, после 1990 года они полностью были модернизированы, благодаря этому они выпускают продукцию, которая соответствует современным высоким нормам качества. Многие из них также входят в более крупные европейские объединения.

На сегодняшний день польские центры только наращивают свой объем выработки, благодаря этому они имеют довольно-таки широкие перспективы дальнейшего развития и даже могут вытеснить конкурентов. Уже в ближайшее время по объему выпускаемой продукции они будут опережать немецкие, и французские предприятия, занимая тем самым лидирующее место на рынке во всей Еврозоне.

Именно Польша считается одной из наиболее развитых промышленных стран.

Именно здесь сегодня развиты ведущие отрасли, в которых заняты сотни тысяч специалистов, выпускается как продукция готовая, так и важное сырье для промышленных центров Европы.

Чем же именно могут сегодня похвастаться промышленники Польши, и какие наиболее крупные предприятия есть в этой стране, нужно разобраться детальнее.

Промышленность в Польше выпускает различную продукцию, качество которой во всем мире оценивается достаточно высоко. В частности, промышленность выпускает:

  • фармацевтику;
  • косметику, парфюмерию;
  • различные виды удобрения;
  • различные виды синтетических волокон;
  • каучуки;
  • автомобильные покрышки;
  • продукты питания, табачные изделия;
  • одежду и обувь.

Особого внимания заслуживает машиностроение в самой Польше. Сегодня именно эта промышленность производит огромное количество различных изделий, востребованных не только в этой стране, но и в Италии, Франции, Германии.

Сюда из самой Польши поставляют суда, комплектующие для самолетов, а также готовые машины в основном сельскохозяйственного назначения и тренировочного. Помимо того выпускает промышленность именно этого государства также вагоны и прочие транспортные средства в основном под заказы других государств.


Металлургическая отрасль Польши сосредоточена в нескольких наиболее крупных промышленных центрах страны. Это такие города как Лодзь, Краков, Светохловиц и многие другие. Страна в последние годы провела полную модернизацию предприятий, за счет чего удалось одновременно и увеличить выпуск продукции, и понять промышленность на новый уровень использования ресурсов, а также качества продукции.

Также возрос и объем поставок изделий в другие страны в связи с расширением производства и налаживанием новых коммерческих связей. В настоящее время именно польская промышленность выпускает такие разновидности продукции, как длинный и плоский прокат, стальные трубы, полуфабрикаты и многое другое.

Основным потребителем продукции металлургии Польши является, конечно, ЕС – сюда поставляют до 90% всей продукции. Также именно польский металлургический продукт пользуется огромной популярностью в Китае, России, Украине, где его ценят за высокое качество, а также весьма умеренную цену.


В Польше работают крупнейшие предприятия Европы в различных направлениях экономической деятельности. Наиболее перспективными из них следует считать:

  • Polpharma SA — фармакологическую компанию, имеющую широкий спектр продукцию, в том числе, включающий антибиотики.
  • Wilk Elektronik SA — компанию, специализирующуюся на различных картах памяти, затребованных странах Европы, Африки, Азии.
  • Zelmer — крупного производителя бытовой техники, входящего в состав европейской группы BSH, в чьей линейке в последние годы представлено свыше 150 образцов недорогого, однако надежного домашнего оборудования.
  • Азотный комбинат «Пулавы», обеспечивающий производство различных минеральных удобрений.
  • Brilux — компанию, занимающуюся разработкой и поставками светотехники практически по всей территории ЕС, а также далеко за ее пределами. В этой стране расположен ее крупнейший центр.

Данные компании в настоящее время имеют филиалы практически по всей Еврозоне и обеспечивают экспорт товаров в различные страны. Некоторые из этих организаций продолжают расширяться, в связи с чем нередко приглашают не только специалистов, на данный момент проживающих в этой стране, но и мигрантов на собственные предприятия.


Именно в Польше расположено несколько достаточно крупных заводов, обслуживающих в основном металлургию, а также оборонную отрасль. Если говорить о наиболее развитых среди них, отметить нужно будет Гданьску судоверфь, производство которой ориентировано на ЕС, а также Тарнувский механический завод и Радомский оружейный центр.

Остальные предприятия Польши несколько меньше по своим масштабам, хотя и по комплектации организаций, и по уровню квалификации сотрудников нисколько вышеупомянутым не уступают.

Данные предприятия были созданы на основе более мелких предприятий, в основном это средняя промышленность, основанная еще в 50-х годах. Как и все производственные комплексы, после 1990 года они полностью прошли модернизацию, благодаря чему дают продукцию, соответствующую современным высоким нормам качества. Многие из них также входят в более крупные европейские объединения.

В настоящее время польские центры только наращивают свой объем выработки, благодаря чему имеют достаточно широкие перспективы дальнейшего развития и даже могут вытеснить конкурентное производство.

Уже в ближайшие годы они смогут обойти по объему выпускаемой продукции и немецкие, и французские предприятия, занимая тем самым ведущее место на рынке во всей Еврозоне.

Польша, в настоящие дни, обладает сильно развитой экономикой и является значимым участником европейских и мировых экономических отношений. Польша успешно производит и отправляет на экспорт машины и оборудование — это около половины экспорта страны, автомобили, автобусы; авиационную технику; суда для добычи морских запасов страны, суда для транспортировки грузов, яхты; продукцию химической отрасли, топливо, текстильные изделия, продукты питания, мясо, фрукты. Так же развита область производства строительных материалов и рыболовство.

На сегодняшний день, после переориентации производства на ближневосточный и западноевропейский рынки, основными отраслями промышленности Польши являются автомобильная, металлургическая, тяжёлое машиностроение, химическая и фармакологическая отрасли, пищевой и текстильный сектора. Большое развитие получило судостроение и авиационная промышленность. Страна, на сегодняшний момент, является одним из экономических лидеров в . Промышленность Польши сегодня составляет более тридцати процентов от общего ВВП страны. Большая часть производимой продукции отправляется в страны Евросоюза, на экспорт, что может говорить о высоком уровне качества и конкурентоспособности.


Автомобильная промышленность

На сегодняшний день в Польше выпускается более пятисот тысяч автомобилей в год. В основном это марки зарубежных брендов, таких как: Toyota, Fiat, Opel, Volkswagen. Кроме легкового транспорта страна производит грузовой. Это и автобусы, и строительная и аграрная техника. Также, в этом направлении производится большое количество автомобильных деталей, начиная от производства покрышек и автокресел и заканчивая электроникой и двигателями внутреннего сгорания. Большая часть производимой продукции страна отправляет на экспорт. Автомобильное производство располагается в таких городах как Варшава, Плоцк, Нысь, Люблин. Производство грузового транспорта – в Ельче и Стараховице.

Металлургия

Металлургическая промышленность Польши делится на чёрную и цветную отрасли.

Чёрная металлургия.

За последние годы страна провела обширную модернизацию своих производств, что подняло промышленность на новый уровень, улучшило качество выпускаемой продукции и, соответственно, её объём. Сегодня Польша выпускает более 20 миллионов тонн проката. Для производства металла страна добывает и использует собственные залежи угля. Центры производства – Варшава, Гданьск, Познань.

Цветная металлургия.

Здесь можно выделить горнодобывающую отрасль. По запасам и добыче медной руды, серебра и серы страна занимает одно из ведущих мест в мире, по запасам полиметаллов, в Европе. По производству меди Польша занимает третье место в Европе и десятое в мире. Промышленность сосредоточена в южных воеводствах.

Тяжёлое машиностроение

Эта отрасль отличается большой металлоёмкостью. Специализируется на продукции сельхоз назначения, горнодобывающих машинах, оборудовании для строительства; оборудовании для химических производств, пассажирских и товарных вагонов. Производственные комплексы расположены, в основном, в Силезском воеводстве, Варшаве, Лодзе, Вроцлаве, Познани, Гданьске. Годовой оборот в машиностроении Польши на данный момент составляет порядка 70 миллиардов долларов.
Ближе к настоящему времени в машиностроении появилось направление по приборостроению, по изготовлению изделий для электротехнической промышленности. Центрами по изготовлению электронных и электротехнических деталей является Варшава, Быдгощ и Гданьск.

Химическая промышленность

Химическая промышленность Польши основывается в основном на больших залежах соли и серы. Польша производит огромное количество высококачественных азотных удобрений для сельского хозяйства, пластификаторы и другие химические вещества. Сильно развито производство серной кислоты, фосфата, лаков, красок. Чуть менее – производство пластмасс, каучука, автомобильных покрышек. Польша и здесь является лидером по количеству выпускаемой продукции, входит в европейскую десятку производителей. Но, тем не менее, отсутствие в природных ресурсах такого важного сырья как нефть (добыча очень незначительна), сказывается на общей экономике страны, в связи с чем, Польша сильно отстаёт от западноевропейского региона в области химической промышленности.

Фармацевтическая отрасль

Производство фармацевтической продукции, так же, занимает ведущие места в экономике Польши. Благодаря своей положительной динамике в развитии, эта отрасль вышла, по данным компании “Business Monitor International”, на второе место по обороту и привлекательности рынка. По аналитическим прогнозам, развитие этой отрасли на конец 2017 года, будет более пяти процентов, а оборот составит порядка девяти млрд евро. Акцент фармацевтической отрасти делается, в основном, на производство генериков. Генерик – это лекарственное средство, у которого химический состав такой же, как у оригинала, обладающее такой же эффективностью, но не имеющее патента.

Лёгкая промышленность

Основными препятствиями в динамике развития легкой промышленности Польши остаётся невысокий спрос местной продукции на внутреннем рынке и возросший ввоз продукции легкой промышленности из стран Азии, в первую очередь из Китая. Влияние данных факторов приводит к тому, что, по оценкам экспертов, рынок продукции легкой промышленности неминуемо ожидает четкое разделение: в низшей ценовой категории будет преобладать продукция, ввозимая из стран Южной или Юго-Восточной Азии, а польские предприятия, выпускающие подобные изделия будут закрываться, в то же время шансы дальнейшего развития будут только у тех производств, которые занимаются производством дорогой, качественной и уникальной продукции под хорошо узнаваемым брендом, а также развивают свою собственную торговую сеть розничных продаж.

Пищевая промышленность

Пищевая промышленность занимает солидную нишу в двадцать процентов от всей экономики страны. Предприятия, выпускающие продукты питания, алкоголь, табак или напитки расположены равномерно по всей территории, есть почти в каждом городе. Особо выделяются своим развитием отрасли мясоперерабатывающей, кондитерской, молочной продукции. Экспорт продукции этих сегментов промышленности на рынке достигает восьмидесяти процентов, что говорит о надлежащем высоком качестве. Очень важным направлением в пищевой промышленности является производство сахара, так как это усиливает влияние на рост в других областях. За последний период пищевая промышленность так же прошла модернизацию новым оборудованием и технологиями.

Текстильная промышленность

Текстильная промышленность — это национальная отрасль Польши. Большинство производственных предприятий располагается в Лодзи. Предприятия занимаются обработкой шёлка, льна, синтетических волокон, хлопка для изготовления тканей. Далее, продукция передаётся на внутренние предприятия, которые специализируются на пошиве одежды, изделиях из ткани.

Обувное производство

Польша производит модную и комфортную мужскую и женскую обувь. В списках брендовых польских производителей такие фирмы, как: Nessi, Szydlowski, Sala, Kanewski, Marco, Acord, Badura, Best But, Simen, Mariaz. Обувь польского производства прекрасно зарекомендовала себя и на внутреннем рынке страны, и в странах Европы.
Производители польской обуви работают на новых линиях оборудования, закупленного в других странах для модернизации внутреннего производства, на предприятиях работает квалифицированный, обученный персонал, проводится постоянный контроль за качеством на всех этапах производства. Все это обеспечивает польскую продукцию необходимыми для конкурентной позиции на рынке особенностями - надежность, невысокая стоимость и комфорт. Время сломанных каблуков и супинаторов давно в прошлом.
Материалы для производства закупаются в соседних европейских странах. Например, кожу для производства обуви возят из Италии и Испании.
Мягкие отделочные материалы, гибкая подошва, делают изделия удобными.
Польская обувная продукция отличается сравнительно невысокой ценой. При этом, как уже говорилось, для ее изготовления поставляется высококачественное сырьё стран европейского союза. Дело в том, что у польских производителей нет такой известности как у именитых брендов, поэтому ставить высокую стоимость за неизвестное имя не приходится.

Судостроение

Грузооборот здесь обеспечивается и речными и морскими путями. Польша обладает довольно большим торговым флотом. Основные водные направления – реки Одра и Висла. Наибольшую часть морских перевозок (более 60%) обеспечивают порты Гданьска и Гдыни.
Несмотря на то, что мощные судоверфи, построенные во времена ПНР и являвшиеся экономическим двигателем, фактически потеряли свою значимость, на их основе, как ростки после дождя, прорастают небольшие, но более специализированные частные предприятия. Ближе к настоящему времени совместная доходность этой отрасли составляет около десяти миллиардов долларов. По мнению ведущих мировых держав, это развитие может только радовать. Современные, небольшие польские судоверфи чувствуют себя и на внутреннем и на внешнем рынках, как рыбы в воде.

Если в конце прошлого века в Польше строились суда, стоимостью примерно 3-4 доллара за один килограмм веса, то сегодняшнее, частное судостроение, поменяв сектор выпускаемой продукции, значительно подорожало. Сегодня стоимость продукта водной промышленности возросла в шесть – семь раз и составляет 18-20 долларов за килограмм, а это служит лучшим ориентиром технологического развития. Всё производство прошлого века не идет ни в какое сравнение с суперсовременными роскошными яхтами, парусниками и другими видами судов.

Рыболовство

Несмотря на то, что за последние годы добыча продуктов моря имеет тенденцию к понижению объёма добычи, оно остаётся важной отраслью хозяйства. Если в середине прошлого века Польша улов в морской промышленности составлял около 650 тыс. т., то к нынешнему времени показатели добычи уменьшились до 450 тыс. т.

Производство стекла, строительных материалов

Запасы природных ресурсов в Польше имеют благодатные условия для поднятия промышленности строительного сырья и материалов. Основным является производство цементной и стеклянной промышленности. Основные районы по производству цементной промышленности – это Опольский — 30% всего производства в Польше, Свентокшиский (25%) и Холмский – это Люблинское воеводство, 10-12%.
Лидирующей областью с многолетним опытом в производстве стекла и изделий из него является Судетский округ. Здесь находится много больших предприятий, сосредоточенных вблизи городов Болеславца, Валбжиха и Строне-Сленска.

Авиационная промышленность

В Польше хорошо развита внутренняя сеть собственных авиалиний, что предполагает её использование как в перевозке пассажиров внутри страны, так и различных грузов. Благодаря этому по стране находится множество сервисных и инженерных авиацентров.

Польша производит большое количество разнообразной авиационной техники. И, так же, занимается её обслуживанием. По стране располагается более пятидесяти авиационных предприятий, которые выпускают вертолёты, небольшие спортивные и пассажирские самолёты, планеры, самолёты для сельского хозяйства. Производят авиационные запчасти к своей продукции.

Авиационная долина, территориально находящаяся на юго-востоке Польши – это одно из лучших мест для осуществления и развития авиапроектов. Самолёты местного производства, помимо спроса внутри страны, идут на экспорт. Их закупает как Европа, так и страны мира. Польша располагает своими центрами по подготовке, переквалификации и обучению пилотов.

Воздушное сообщение имеет большое значение для международных перевозок пассажиров. Крупнейший аэропорт расположен в столице страны — Варшаве (1700000 Пассажиров). Он соединен международными авиационными направлениями со всеми европейскими странами, а также с основными мировыми: Нью-Йорком, Каиром, Дели и Пекином. Также, значимые аэропорты находятся в городах: Гданьск, Вроцлав, Краков, Познань.

Заключение

Утверждают, что улучшение экономических изменений, которые происходят в стране за последние годы, связаны с переориентацией внутренних производителей на экспорт выпускаемой продукции. В связи с чем совершенно не удивительно, что все промышленные отрасли страны сегодня активны в своём развитии. В результате, страна, считается одной из самых обещающих по вложению субсидий и своему экономическому потенциалу.
В Европе, развитие польской экономики считают феноменом. Страна получила название «европейского Китая», которому, несмотря на мировой кризис, удалось не остановиться в своём развитии. Польша – это быстро растущий рынок, который вскоре начнёт оказывать влияние на мировую экономику.

Польская промышленность берет свое начало еще в первобытном обществе. Тогда в основном развивались те отрасли, которые обеспечивали людей всем жизненно необходимым: земледелие, скотоводство, гончарство, ткачество, обработка шкур и изготовление пряжи. В средние века бурно развивалось ремесленничество и земледелие, а большая машинная индустрия появилась уже в капиталистическое время.

В годы, когда Польша шла по пути социализма, в стране активно развивалось тяжелое машиностроение, энергетика, металлургия и легкая промышленность. Но в 1991 году страна перешла к рыночной экономике, и эта реорганизация привела к ухудшению уровня жизни работников, занятых в промышленности. Но преодолев все трудности, Польша вышла из кризиса, переориентировав свое производство на рынки стран Западной Европы и Ближнего Востока. И уже в 2004 году она первой из постсоветских стран стала членом Европейского Союза.

Главные отрасли польской промышленности

Сейчас Польша считается аграрно-индустриальной страной, а её промышленность представлена машиностроением, металлургией, металлообработкой, судостроением, химической, фармакологической, текстильной и пищевой отраслями.

На сегодняшний день польская промышленность насчитывает около 400 тысяч экономических субъектов, большая часть которых, находится в частной собственности.

Машиностроение

Среди стран Восточной Европы Польша имеет самый высокий экономический потенциал, а самой крупной отраслью её промышленности по праву считается машиностроение.

Здесь выпускают промышленное, транспортное, сельскохозяйственное и строительное оборудование, изготавливают трактора и машины. И по многим видам производимой продукции, как например, рыболовные суда, дорожные и строительные машины, пассажирские и товарные вагоны, телевизоры, самолеты и вертолеты различного назначения, Польше принадлежат лидирующие позиции в Европе. В 2013 году в стране машиностроительной отраслью было изготовлено и реализовано продукции на сумму 72 млрд. долларов.

На подъеме находится автомобилестроение – ежегодно в стране выпускается более 700 тысяч легковых и грузовых автомобилей, в основном это Opel, Volkswagen, Fiat, Daewoo, Volvo, MAN.

Основные машиностроительные предприятия расположены в таких городах как Варшава, Лодзь, Познань, Вроцлав, Гданьск.

Химическая промышленность

Эта отрасль промышленности в Польше очень хорошо развита. Страна прочно обосновалась в первой десятке европейских стран, выпускающих разнообразную химическую продукцию, среди которой минеральные удобрения, серная кислота, синтетические волокна, лаки и краски, содопродукты. В меньших масштабах страна выпускает пластмассы, синтетический каучук, покрышки для машин.

Основные предприятия химической промышленности находятся в Катовицком воеводстве.

Легкая и пищевая промышленность

Среди предприятий легкой промышленности лидирующие позиции принадлежат текстильной отрасли, старейшей и традиционной для страны. Её предприятия сконцентрированы в районе Лодзи. Здесь выпускают различные виды пряжи и тканей: шелковые, хлопчатобумажные, льняные, шерстяные, а также из искусственного волокна. Многие предприятия Польши используют эти ткани для пошива готовой одежды и изготовления трикотажного полотна.

Предприятия пищевой промышленности, выпускающие продукты питания, напитки и табачные изделия, находятся практически во всех городах Польши, ведь в структуре польской промышленности доля этой отрасли составляет более 20 %, а количество работающих здесь достигает 17 % от всех занятых в промышленности.

Наиболее перспективными секторами пищепрома Польши считается плодоовощной, молочный, мясоперерабатывающий, кондитерский. Спрос на польские продукты питания с каждым годом увеличивается, и уже около 80% экспортируемых польских пищевых товаров сегодня поставляется в высокоразвитые страны.

Крупные промышленные предприятия

Польская промышленность размещена по всей территории страны довольно равномерно, хотя в некоторых районах наблюдается концентрация предприятий какой-либо одной отрасли. Так, например, на промышленных предприятиях Катовицкого воеводства, которое находится в Верхней Силезии, работает более 20 % всех занятых в польской промышленности. Здесь расположены крупные заводы и фабрики металлургической, угольной, машиностроительной и химической отрасли.

В районе Лодзи, Ченстохова и Бельско-Бялы находятся основные предприятия текстильной промышленности, где занята почти половина всех работников этой отрасли.

Центром судостроения традиционно считаются балтийские города – Гданьск и Щецин.

Предприятия, специализирующиеся на выпуске электротехнической продукции сконцентрированы в столице и её окрестностях.

Предприятия транспортного машиностроения размещают, как правило, в крупных промышленных городах. Легковые автомобили производят в Варшаве, Познани, Люблине, Плоньске, Нисе. Центрами по выпуску грузовых автомобилей считаются Стараховице и Ельч. Пригородные электрички изготавливают во Вроцлаве, вагоны для пассажирских поездов в Познани, а товарные вагоны – в Свиднице и Зеленой Гуре.

Крупные польские предприятия

Сегодня в Польше работает множество крупных перспективных компаний, занятых в различных областях промышленности.

В странах Восточной Европы очень популярна бытовая техника польской фирмы Zelmer. Это кухонные комбайны, мясорубки, блендеры, кофеварки, утюги, фены и другая мелкая бытовая техника. За 60 лет качественная техника заслужила у потребителей высокую оценку и доверие.

Фармакологическая компания Polpharma SA специализируется на выпуске препаратов для кардиологии, неврологии и гастроэнтерологии, а также антибиотиков, косметических препаратов и диетических добавок. Компания входит в 20 самых лучших производителей лекарственных препаратов.

Компания Brilux, основанная в Польше 20 лет назад, является одним из крупнейших разработчиков, изготовителей и поставщиков осветительного оборудования в мире.

В Люблинском воеводстве находится химический комбинат «Пулавы», который вот уже 50 лет специализируется на производстве азотных и фосфорных удобрений, меламина, перекиси водорода и технических газов.

Польша - бывшая социалистическая страна, поэтому на её экономику оказали серьёзное влияние политические перемены, произошедшие в начале 90-х годов. Так, в это время началась волна приватизации, в ходе которой основная часть государственной собственности перешла в частные руки. Широкие незаполненные ниши развивающейся экономической системы всерьёз интересуют многих западных инвесторов, что делает польскую экономику значимой и важной для всего европейского рынка.

У польской экономики есть и свои слабые стороны. В первую очередь это относительно высокая, по меркам Евросоюза, безработица (в 2004 г. 18 %, но в 2008 г. - только 6,5 %). Сельское хозяйство страдает от отсутствия инвестиций, обилия мелких хозяйств и избыточного персонала. Не определен объём компенсаций за экспроприации в коммунистическое время. Тяжелая промышленность неконкурентоспособна.

Польша - индустриально-аграрная страна. Валовой национальный продукт на душу населения 16 600 долларов в год (2007). В 2007 году ВВП Польши, по предварительным данным, составил 632 млрд долл. Внешний долг Польши на конец III квартала 2007 года составил 204 млрд 967 млн долларов.

После преобразования в 1989 году Польской Народной Республики в Республику Польша и избрания Правительства, которое возглавили премьер Тадеуш Мазовецкий и вице-премьер и министр финансов Лешек Бальцерович, в стране начались рыночные и демократические реформы: либерализация цен и приватизация госсобственности. 1 мая 2004 года Польша вошла в состав Европейского Союза. В настоящее время страна испытывает массу экономических трудностей: государственный долг составляет 45 % от ВВП, уровень безработицы в стране почти 10 %, существуют трудности с принятием и финансированием государственных программ по здравоохранению, образованию и пенсионному обеспечению.

Введение евро

Правительство Польши планировало к 2012 году отменить злотый и ввести в стране евро. Но как заявляет Галина Василевска-Тренкнер, член Совета по монетарной политике Национального банка Польши: «Польша, видимо, не будет иметь евро ранее 2014-2015 годов». Польше пока не удаётся добиться выхода на финансово-экономические показатели, которые требуются для вхождения в зону единой валюты Евросоюза. Это касается размера дефицита государственного бюджета, а также стабильности национальной валюты.

Промышленность Польши

Основными отраслями промышленности Польши являются: машиностроение, чёрная металлургия, угольная, текстильная и химическая промышленность. В стране развиваются автомобиле- и судостроение, производство удобрений, нефтепродуктов, станков, электротехники и электроники. В Польше добываются каменный и бурый уголь, медь, цинк, свинец, сера, природный газ, поваренная соль, ведутся лесозаготовки. Рост промышленного производства в 2008 году составил 4,8%.

Статистические показатели Польши
(по состоянию на 2012 год)

Организация производства. В 1990 был принят закон о приватизации, который предусматривал преобразование государственных предприятий в акционерные общества и компании с ограниченной ответственностью; было учреждено министерство по делам собственности. Процесс приватизации крупных предприятий шел медленно и противоречиво из-за того, что ее проекты проходили через исполнительные органы власти воеводства и должны были получать одобрение директоров и коллективов предприятий. К концу 1996 была осуществлена приватизация лишь 1895 крупных предприятий из 8841, существовавших в 1989. Более успешно шла малая приватизация: к 1990 частному сектору были переданы 35 тыс. малых предприятий. В 1990 правительство объявило программу «массовой приватизации» для нескольких сотен самых крупных государственных предприятий; однако к реализации этой программы не приступали вплоть до 1996 из-за многочисленных поправок и дополнений. В основе этой приватизации лежала раздача гражданам ваучеров, которые представляли собой акции на собственность в 15 национальных инвестиционных фондах, между которыми распределялись акции приватизируемых предприятий. К концу ноября 1996 этой программой было охвачено 90% населения.

Добывающая и обрабатывающая промышленность. В 1950–1967 доля занятых в государственной промышленности возросла на 93% частично за счет передачи ей предприятий частного сектора, сохранившихся после национализации. В 1970–1980 занятость в промышленности увеличилась на 15%. Крупные капиталовложения в послевоенные годы способствовали развитию металлургии, машиностроения, судостроения и химической промышленности. В 1990–1991 занятость в частном секторе промышленности увеличилась почти на 25%. Польская промышленность очень диверсифицирована и географически довольно равномерно размещена, хотя существуют районы значительной концентрации предприятий ее ведущих отраслей. Ведущими являются отрасли, производящие продукты питания, текстиль, уголь, машины и оборудование. В Катовицком воеводстве (Верхняя Силезия) концентрируется около 20% всех работающих в промышленности страны; здесь сосредоточены предприятия угольной промышленности и черной металлургии. Это также главный район цветной металлургии, машиностроения и производства металлоконструкций и других металлоемких изделий. В Лодзи и ее окружении находится почти 42% всех занятых в текстильной промышленности. Около 30% занятых в электротехнической промышленности сконцентрировано в Варшаве и ее окрестностях. Гданьск и Щецин – крупные центры судостроения. Предприятия химической промышленности более рассредоточены по территории страны, хотя значительная их часть находится в Катовицком воеводстве.

Сельское хозяйство Польши

В Польше 38% населения проживает в сельской местности и около 27% работает в земледельческих хозяйствах. Для ряда регионов сельское хозяйство продолжает оставаться основным сектором экономики, несмотря даже на постоянное снижение своего значения. Тем не менее, исключительно или преимущественно в сельском хозяйстве продолжает трудиться менее 6 % поляков. Польский аграрный сектор вбирает в себя крестьянские хозяйства, существенно разнящиеся по организационной структуре, формам собственности, масштабам и объемам производства. В Польше есть 2,9 млн. крестьянских хозяйств, средний размер которых 5,8 га. Свыше 70 % польских хозяйств не превышают 5 га, и все же их общая площадь меньше 19 % от общей территории сельских угодий.

Вопреки политическому нажиму на коллективизацию крестьянства после Второй мировой войны, частная форма владения неизменно оставалась преобладающей на польском селе. Политико-экономические перемены, начавшиеся в 1989 году, позволили еще более сократить степень вовлеченности государства в аграрный сектор экономики, а также приступить к внедрению новых форм собственности. В том числе хозяйствующих субъектов различного вида и иностранного капитала. В 1992 году было образовано Агентство аграрной собственности государственной казны (АСХС), которое сосредоточило свою деятельность на управление перешедшей в его владение собственностью земледельческих совхозов, что первоначально осуществлялось путем распродажи угодий или их аренды (см. Глава IV, раздел посвященный Агентству сельскохозяйственной собственности государственной казны). В 2003 году частные крестьянские хозяйства составляли 95 % от обрабатываемых земель.

Непредсказуемые погодные условия и переменчивая прибыльность зерновых и других сельскохозяйственных культур отражаются в нестабильности польского аграрного производства, которое не имеет системы регуляции путем гарантированных закупок. Весь коммерческий риск целиком ложится на производителя. Только очень небольшая часть поставок зерновых охвачена предварительными контрактами на основе договоров между земледельцами и пищевиками, в том числе: сахарная свекла, посевной материал рапса, овощей и цветов. Смешанные типы земледелия (возделывание зерновых и животноводство) преобладают в большинстве польских крестьянских хозяйств, так как четкая специализация обычно отсутствует. В результате предназначенная на продажу продукция составляет лишь около 60 % от общего объема аграрного производства, а все оставшиеся товары идут на покрытие личных нужд самих крестьян, что является характерной особенностью польского сельского хозяйства.

В 2008 году на сельское хозяйство приходилось 4,5 % ВВП, а занято было в данном секторе 17,4 % (2005 год) активного населения страны. В настоящее время в Польше 2 млн частных хозяйств, занимающих 90 % всех сельскохозяйственных угодий и на которые приходится примерно такой же процент от общего объёма сельскохозяйственного производства. На фермы с площадью более 15 га приходится 9 % от общего числа хозяйств. Но при этом они охватывают 45 % от общей площади сельскохозяйственных угодий. Более половины домашних хозяйств в Польше производят продукцию для собственного потребления.

Польша экспортирует фрукты и овощи, мясо и молочные продукты, а импортирует пшеницу, фуражное зерно, растительное масло. Польша является крупным производителем картофеля, сахарной свеклы, рапса, зерна, свинины и птицы в Европе.

Лесное и рыбное хозяйство. Территория, покрытая лесами, составляла в 1995 8,6 млн. га. Государственные леса, находящиеся в ведении министерства лесного хозяйства и лесной промышленности, составляли 82% всех лесов и давали 92% всей лесной продукции. Хвойные породы (преимущественно сосна и ель) занимали 82% площади государственных лесов, остальное занимали лиственные породы. В 1991 в Польше было произведено 17 млн. кубометров деловой древесины.

Морское рыболовство превратилось в важную отрасль хозяйства. В 1950 Польша имела 365 рыболовных судов общей грузоподъемностью 18,2 тыс. т, а улов составил 66,2 тыс. т. В 1967 насчитывалось 713 судов общей грузоподъемностью 208,9 тыс. т при улове 321,4 тыс. т. В 1981 число судов уменьшилось до 638, а улов составил 673 тыс. т. Последние показатели почти не менялись с середины 1970-х до середины 1980-х годов. Затем улов рыбы начал сокращаться – до 655 тыс. т в 1988, 565 тыс. т в 1989 и 473 тыс. т в 1990.

Транспорт Польши

Транспорт и связь при коммунистической власти были государственной собственностью, за исключением легкового и незначительной части грузового автотранспорта. В 1992 на грузовые автомобили приходилось 50% всего грузооборота Польши, на железные дороги – 38%, остальное – на морской и речной транспорт. В 1997 было перевезено 386 млн. т грузов, из них железными дорогами 224 млн., автомобильным транспортом – 96 млн., трубопроводным – 34 млн., морским – 24 млн., речным – 8 млн. т. Автомобильный транспорт перевез почти 50% пассажиров, столько же – железнодорожный транспорт. Доля семей, владеющих автомобилем, увеличилась с 27% в 1985 до 38% в 1992. К концу 1995 на 1000 жителей приходилось 194 автомобиля.

Реки Висла и Одра являются главными внутренними водными путями. Польша имеет мощный торговый флот, который вырос с 45 судов (общей грузоподъемностью 159 тыс. т в 1949) до 332 судов (2993 тыс. т в 1981), но впоследствии сократился до 278 судов в 1985 и 125 судов в 1996. Порты в Гданьске и Гдыне обрабатывают около 56% всех морских грузов, а в Щецине – большую часть остальных.

После 1989 значительно расширились телекоммуникационные услуги. Число телефонных абонентов возросло с 2,5 млн. в 1985 до 5,7 млн. в 1995. Кроме того, имеется более 75 тыс. абонентов сотовой телефонной связи. В 1993–1994 для расширения и модернизации польской сети «Телекоммуникация польска» были приглашены иностранные компании. Приватизация телефонной сети на основе акционирования была завершена в 1998.

Главными морскими портами страны являются Гданьск, Щецин, Свиноуйсьце, Гдыня, Колобжег. Европейские маршруты, проходящие через Польшу: Е28, Е30, Е40, Е65. Протяжённость железных дорог в стране 26644 км. Железнодорожные перевозки по стране осуществляет компания «Польские государственные железные дороги».

Энергетика Польши

Польша производит свыше 91 % электроэнергии на государственных теплоэлектростанциях. Около 57% польской электроэнергии вырабатывается ТЭС на основе каменного угля и сжигания других топливных ресурсов, а порядка 34 % -на основе лигнита. Это результат изобилия этих природных ресурсов в Польше. Менее 3 % электроэнергии вырабатывается из возобновляемых ресурсов, главным образом на ГЭС и ветровых электростанциях. Однако на базе постановления министра экономики, труда и социальной политики от 30 мая 2003 года удельный вес энергии, получаемый из возобновляемых ресурсов, будет постепенно увеличиваться, чтобы к 2010 году достичь, по меньшей мере, 7,5 % (в 2004 г. - 2,85 %).

В 2007 году в Польше производилось 149,1 млрд кВт·ч, а потреблялось 129,3 млрд кВт·ч. В 2008 году экспорт электричества составил 9,703 млрд кВт·ч, а импорт - 8,48 млрд кВт·ч.

Уголь является основным источником энергии для польской экономики. В конце 1980-х годов запасы угля в Польше оценивались приблизительно в 40 млрд. т; в 1996 – в 65 млрд. т. Основные месторождения каменного угля в Польше находятся в Силезии, а также в Валбжихском и Люблинском бассейнах. Крупнейшая в стране угольная шахта Пяст находится в городе Новы-Берун, к югу от Катовице; добыча угля в ней производится с 1975. Запасы бурого угля (лигнита), который добывается в центральном (Малинец, Адамув) и юго-западном (Турошув, Жары) районах Польши, оцениваются в 14 млрд. т.

Запасы нефти в 1987 составляли всего ок. 2 млн. т, и внутренние потребности страны удовлетворялись в основном за счет импорта. В 1981 Польша импортировала из СССР ок. 17,4 млн. т нефти и нефтепродуктов. В 1996, в результате объединения семи государственных нефтеперерабатывающих заводов и сети автозаправочных станций, была создана компания «Нафта польска». Некоторые нефтеперерабатывающие заводы частично приватизированы; ок. 30% их акций продано иностранным инвесторам. По данным 1996, запасы природного газа в Польше оценивались в 121 млрд. куб. м; отечественный природный газ покрывает лишь треть всех потребностей страны. В 1997 85% газа и нефти поступало из России.

Внутренняя и внешняя торговля Польши

Около 99% оборота розничной торговли до 1970-х годов приходилось на национализированные предприятия. После проведения реформ почти 90% внутренней торговли перешло в частные руки.

Внешняя торговля до 1989 оставалась монополией государства. С середины 1950-х до начала 1990-х годов стоимость импорта Польши увеличилась более чем в 20 раз (за исключением растущего медленнее ввоза продовольствия), но сама структура импорта страны осталась стабильной. С середины 1980-х годов стоимость экспорта росла такими же темпами, как и стоимость импорта, с небольшим отрицательным сальдо торгового баланса. В 1996 на топливо приходилось 8% общей стоимости импорта, на машины, оборудование и средства транспорта – 32%. Сельскохозяйственная продукция составляет 19% общей стоимости импорта, а потребительские промышленные товары – 9%. Основными статьями импорта являются нефть и нефтепродукты, прокат черных металлов и сталь, железная руда, металлообрабатывающие станки, пшеница, хлопок.

В то время как структура импорта изменилась незначительно, состав экспорта изменился самым существенным образом. Доля топлива, сырья и полуфабрикатов сократилась с 64% общей стоимости экспорта в 1956 до 31% в 1981. За этот же период доля станков и машин, промышленного и транспортного оборудования в экспорте возросла с 16% в 1956 до 49% в 1981. Экспорт сельскохозяйственной продукции и продовольствия уменьшился с 12% до 6%, а промышленных потребительских товаров (таких, как одежда и хозяйственные товары) вырос к середине 1970-х годов с 7% до 15%. Наиболее существенное изменение в структуре экспорта состояло в сокращении доли угля и кокса: в 1949 на них приходилась почти половина стоимости экспорта, а в 1981 – только 10%.

До конца 1980-х годов примерно половина объема внешней торговли Польши приходилась на страны советского блока – около 46% всего экспорта и 52% импорта в 1986. СССР был главным торговым партнером Польши: в 1986 на него приходилось почти 23% ее импорта и 25% экспорта. В течение последующих 10 лет география внешней торговли Польши сильно изменилась. Основными странами-импортерами к 2002 стали Германия (29,9% всего импорта), Италия (8,1%), Россия (7,4%),Франция (7.2%),Нидерланды (5,3%). Порядок стран-экспортеров такой: Германия (33%), Италия (5,7%), Франция (5%) и Великобритания (4,8%), Чехия(4,3%). В 2002 объем экспорта Польши составил 32,4 млрд. долл., из них 70% приходилось на страны Европейского союза; объем импорта – 43,4 млрд. долл.

Закон об иностранных капиталовложениях 1991 открыл для них Польшу, а закон о совместных предприятиях, принятый в марте 1996, снял ограничения на иностранные вложения в совместные предприятия. В 1997 прямые иностранные инвестиции составили 6,6 млрд. долл., в первой половине 1998 – 5 млрд. долл. С 1990 до июля 1998 в польскую экономику было вложено 25,6 млрд. долл. – самая большая сумма прямых иностранных капиталовложений среди всех стран Восточной Европы.

Общий внешний долг Польши уменьшился с 47 млрд. долл. в 1992 до 42,1 млрд. в 1997, но это снижение произошло отчасти благодаря соглашению 1994 между Польшей и Лондонским клубом кредиторов о списании части долга. В 1998 дефицит внешней торговли достиг 1,5 млрд. долл., но валютные резервы, составлявшие 26 млрд. долл., считались вполне достаточными для обслуживания внешнего долга страны.

Финансы и банковская система Польши

С 1946 до 1989 в Польше государственные финансовые учреждения полностью вытеснили частные. В 1990 правительство «Солидарности» начало внедрять капиталистическую финансовую систему, и Польша стала первой посткоммунистической страной, приступившей к осуществлению макроэкономической реформы, которая получила название «шоковая терапия». Был снят ценовой контроль, сокращены субсидии в промышленности, государственные монопольные предприятия были поставлены в рыночные условия, а национальная денежная единица стала котироваться по плавающему курсу. Для борьбы с гиперинфляцией (которая достигла 600% в год) в 1990 был разработан план Бальцеровича, тогдашнего министра финансов. Уже к 1992 гиперинфляцию удалось остановить, а в 1993 в Польше начался реальный экономический рост. Темпы инфляции к 1998 сократились до 10%; в 1999 они составляли всего несколько процентов.

В апреле 1991 была создана Варшавская финансовая биржа. В 1997 на ней осуществляли свои операции около 100 компаний. Оборот биржи вырос с 240 млн. долл. в январе 1993 до 8 млрд. долл. в декабре 1996; более 60% всего оборота приходилось на польских инвесторов.

Вследствие реструктуризации экономически неэффективных предприятий в начале 1990-х годов польская банковская система испытывала серьезный долговой кризис. Так, в 1993 займы, по которым были нарушены условия их погашения, составляли 31% от суммы всех займов. Тем не менее, в отличие от центральных банков большинства соседних стран, Национальный банк Польши (НБП) оказался способен выдержать трудности переходного периода. В результате Польша преодолела кризис, и к концу 1996 доля неплатежеспособных должников сократилась до 12,5%. Шестилетний срок пребывания на посту нынешнего председателя НБП, Ганны Гронкевич-Вальтц, закончился в марте 1998. Она вновь заняла этот пост на следующий срок.

Денежная единица в Польше – злотый, который с 1990 конвертируется по обменному курсу; тем самым завершился период длительного процветания черного валютного рынка. Злотый был деноминирован в январе 1995 года.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!