Все для предпринимателя. Информационный портал

Проектирование как вид деятельности и составляющая социально-культурных технологий. Проектирование как вид деятельности и состоавляющая социально культурных технологий Проектирование как вид целенаправленной человеческой деятельности

1.2.1. СУЩНОСТЬ ПРОЕКТИРОВАНИЯ.

Очевидно, что техническое развитие производства принципиально не может протекать как стихийный процесс (по произволу производителей, проектировщиков) ни в техническом, ни в социально-экономическом аспектах.

Напротив, таковое развитие возможно лишь на основе тщательно проработанных научно-, технически-, экономически- обоснованных и должным образом оформленных и изложенных технических решений. Выработка таких решений на основании практического опыта, научных изысканий, социально-экономических анализов и прогнозов, комплексной научно-технической и экологической экспертизы данных и результатов составляет сущность и содержание проектирования как вида инженерной деятельности.

Def . Проектирование. – Инженерная деятельность, связанная с выработкой и надлежащем в техническом и правовом отношении оформления технических решений.

По существу проектирование суть процесс переработки опытно-эмпирической, а также экспериментальной и теоретической научной информации в новые технические решения и изготовления соответствующей технической и технологической документации (в электронной форме, либо на иных носителях).

Проектирование играет в научно-техническом прогрессе громадную роль. Именно эта сфера соединяет результаты научных исследований и накопленный опыт с живой практикой во всех областях техносферы. Поэтому исследователям и инженерам-практикам, управляющим производством, следует знать и владеть хотя бы основами проектирования, а хороший проектировщик непременно должен знать производственную практику и понимать суть научной работы в своей специальности.

Всю производственную техносферу с известной долей условности можно разделить на три области:

    Строительство – производство долговременных зданий и сооружений.

    Машино- и приборостроение – производство подвижных средств техники

    Технологические отрасли – производство веществ и материалов, а также энергии. Сюда относят-

ся все отрасли, основанные на химических и биотехнологиях; в т.ч. химико-фармацевтическая.

При этом во всех означенных областях можно выделить две тесно связанных, но относительно самостоятельных специфических сферы деятельности (буквально – две ипостаси).

1. Создание (разработка, дизайн ) самих предметов труда: веществ и материалов; машин, механизмов, аппаратов приборов, строительных конструкций; зданий, дорог, мостов и т.д.

2. Разработка методов получения, изготовления предметов труда – т.е. технологии производства в

самом широком смысле слова.

Техническая (проектная, конструкторская, технологическая, эксплуатационная) документация должна обеспечить людям возможность выполнения работ и достижения целей, в ней отражённых. Это возможно только при применении чётких, ясных единообразных норм и правил, касающихся требований к содержанию; построению; терминологии и языку; порядку разработки, согласования и утверждения технической документации. По существу это необходимость применения Систем документации. Такие системы существуют в большинстве развитых стран.

В нашей стране это следующие Системы, относящиеся к основным областях техносферы.

Создание новых предметов и новых объектов обусловлены по-требностями человека. Проектирование как вид деятельности используют во всех сферах жизни: строительстве, бизнесе, из-готовлении одежды, предметов интерьера и т.п. Следовательно, каждый технологический процесс предусматривает создание про-екта. Спроектированные изделия могут иметь разные формы, должны удовлетворять фантазии и потребности людей, которые пользуются ними. Такие изделия должны соответствовать своему назначению, современным стандартам и требованиям.

На предприятиях для создания красивых, полезных и качест-венных изделий в разработке проекта принимает участие боль-шое количество специалистов - дизайнеры, конструкторы, тех-нологи, врачи, экономисты и др.

Рис. 126. Творческая работа дизайнеров и конструкторов

Проектирование изделия состоит из таких этапов:

  • Определение назначения будущего изделия.
  • Определение требований к будущему изделию.
  • Анализ возможных вариантов моделей изделия.
  • Разработка эскиза будущего изделия.
  • Выполнение расчетов, уточнение формы и конструкции из-делия.
  • Создание рабочей документации.

Проектирование (с лат. projectus - заранее придуманный замысел) - процесс создания проекта будущего объекта и способов его изготовления.

Гурье Л.И. Проектирование педагогических систем: Учеб. пособие; Казан. гос. технол. ун-т

. –– Казань, 2004. – 212с.

Введение

Динамика изменения требований общественного производства к специалисту диктует необходимость формирования у него творческого подхода при использовании профессиональных умений и навыков. Решение этой проблемы требует смещать акцент в обучении с усвоения готовых знаний на развитие нестандартного мышления, творческих способностей и качеств личности. Последнее возможно при переходе от репродуктивно–информационного обучения, которому присуща дисциплинарная модель обучения, к продуктивно-творческому с проектно-созидательной моделью.

Технология вариативного проектирования, которая ныне становится универсальной компонентой современной инженерной деятельности в различных сферах, требует эффективного творческого самовыражения, состоящего в генерировании рациональных вариантов проектного решения. Процесс проектирования только тогда результативен, когда проектировщику присуща ориентация на новизну, стремление выйти за рамки известных концепций. Но для этого специалист должен обладать творческим интеллектом, признаками которого служат: гибкость ума, широта мышления, целеустремленность, самостоятельность и критичность. Указанные признаки формируются в процессе воспитания творческой личности.

Воспитание творческой личности требует от преподавателя понимания методологических и психолого-педагогических аспектов учебной, научно-исследовательской и трудовой деятельности, логики учебных действий по развитию продуктивных способностей личности. Преподавателю необходимо понимание сущности и закономерностей деятельности специалиста, которого он готовит, так и сущности и логики собственной профессионально-педагогической деятельности по подготовке и воспитанию такого специалиста.

Таким образом, преподаватель должен обладать методологической культурой, позволяющей ему ориентироваться, понимать и управлять деятельностью, преобразовывать ее в целях более эффективной реализации стоящих перед ним задач.

Преподаватель должен быть готов к любым изменениям. Прогнозируют, что вступающим в жизнь молодым преподавателям в течение профессиональной карьеры придется принять и потом отказаться от 2–3 образовательных парадигм. Поэтому все большее значение приобретает такое качество личности преподавателя как открытость инновациям. Он должен уметь проектировать учебный процесс в условиях быстрых изменений. Эта работа, которой присуща высокая степень неопределенности и новизны, требует анализа предшествующей деятельности, выявления проблем, постановки и конкретизации новых целей, выбора эффективных способов их достижения, а также корректной оценки результатов.

Начало формы

Умения прогнозировать, планировать, проектировать свою деятельность являются одними из важнейших профессионально значимых умений преподавателя. Их необходимо целенаправленно формировать и развивать. Проектирование, по мнению О.С. Газмана, – комплексная деятельность, обладающая признаками автодидактизма. Участники проектирования как бы автоматически (без специально провозглашаемой дидактической задачи со стороны организаторов) осваивают новые понятия, новые представления о различных сферах жизни, о производственных, личных, социально–политических отношениях между людьми, новое понимание смысла изменений, которые требует жизнь. Участие в проектировании ставит жизнь людей в позицию творца новых условий жизни. Данное учебное пособие нацелено на формирование проектной культуры преподавателя технического вуза.

Глава I. Проектирование в технических и социальных системах

Вводимые понятия

Краткое введение

Деятельность Планирование Прогнозирование Предвидение Программирование Проектирование Инженерное проектирование Виды проектирования Методы проектирования Системотехническое проектирование Социотехническое проектирование Социальное проектирование Социальные технологии

В данной главе рассматриваются проектирование как универсальная целенаправленная человеческая деятельность и как профессиональная деятельность, ее основные виды – техническое, системотехническое, социотехническое, социальное. Раскрываются общие и специальные характеристики проектирования. Наша цель: раскрыть сущность проектирования как универсальной деятельности, ее виды, содержание, методы для того, чтобы вы смогли: осознать значение проектирования и возможности его использования в различных видах деятельности.

1.1. Проектирование как вид целенаправленной человеческой деятельности

1.1.1. Формы информации о будущем

Существуют различные формы информации о будущем. Различаете ли Вы их? Какие из них вы используете?

Получение информации о будущем – предвидение – разделяется на научное и ненаучное (интуитивное, обыденное, религиозное) (см. рис. 1.1).

Научное предвидение основано на знании закономерностей развития природы, общества, мышления, интуитивное – на предчувствиях человека, религиозное – на вере. Предвидение выражается в двух формах – предсказания и предуказания.

Предсказание подразумевает описание возможных или желательных перспектив, состояния решений проблем будущего.

Предуказание связано собственно с решением этих проблем с использованием информации о будущем для целенаправленной деятельности и общества.

Предсказание выливается в формы предчувствия, предвосхищения, предугадывания, прогнозирования.

Предчувствие (простое предвосхищение) содержит информацию о будущем на уровне интуиции – подсознания. Предугадывание (сложное предвосхищение) несет информацию о будущем на основе жизненного опыта, догадки о будущем, не основанные на научных исследованиях.

Прогнозирование должно означать специальное научное исследование, предметом которого являются перспективы развития явления. Прогнозирование выступает в формах целеполагания, планирования, программирования, проектирования.

Целеполагание – это установление идеально предположенного результата деятельности.

Планирование – проекция в будущее человеческой деятельности для достижения предустановленной цели при определенных условиях, средствах, преобразование информации о будущем в директивы для целенаправленной деятельности.

Программирование – установление основных положений, которые затем развертываются в планирование, либо последовательности конкретных мероприятий по реализации планов.

Проектирование – создание конкретных образов будущего, конкретных деталей разработанных программ.

Рис. 1.1.

1.1.2. Планирование и конструирование как универсальная деятельность

Самыми универсальными целями человеческой деятельности являются создание чего–либо и перестройка сделанного. Они пронизывают все виды человеческой деятельности. Универсальной деятельностью является планирование и конструирование – любая целенаправленная деятельность но решению конкретной (ситуативной) задачи.

Планировать – значит организовывать некоторые действия, которые должны быть выполнены в будущем. Выработка плана подсказывается нуждами и устремлениями или несовершенством существующих систем, требующих изменений. В этом смысле – конструировать – значит формировать план или схему работы, представлять и организовывать, размышлять. Держать план в голове – значит иметь в виду цель, намерение, систему или решение, отвечающее важным потребностям.

Проектирование – это создание идеального описания будущего объекта, предшествующее его реализации. Методология проектирования в последние десятилетия получила большое развитие, впитав в себя совокупность процедур постановки задачи, генерации вариантов, выбора, оптимизации, принятия решений и других. В настоящее время общепризнанно, что почти любая преобразующая и(или) созидательная деятельность человека может и должна опираться на методологию проектирования или ее отдельные процедуры.

В настоящее время любая научно–исследовательская деятельность связана с выполнением различных проектов. Проекты разрабатываются практически во всех сферах деятельности. Перед необходимостью преобразовывать ситуации, создавать искусственные объекты и структуры, разрабатывать алгоритмы действий, планировать этапы достижения определенных целей стоит любой человек! По существу мы проектируем всякий раз, когда разрабатываем способы превращения данной ситуации в другую, более приемлемую.

"
Читайте также:
  1. A) Продукт интеллектуальной деятельности квалифицированных специалистов различных профессиональных групп
  2. Gt; 89. Предмет и функции СО как научной дисциплины и практической области деятельности. (не до
  3. II блок 19. Социальное воспитание в воспитательной организации. Личностный, возрастной, гендерный, дифференцированный, индивидуальный подходы в социальном воспитании
  4. III Блок: 5. Особенности работы социального педагога с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.
  5. PR в государственных структурах и ведомствах. PR в финансовой сфере. PR в коммерческих организациях социальной сферы (культуры, спорта, образования, здравоохранения)
  6. PR-кампания как особый вид коммуникационной деятельности. Признаки PR-кампании.
  7. А) постоянно и самостоятельно представительствующее от имени предпринимателей при заключении ими договоров в сфере предпринимательской деятельности

Проектирование - это специфическая технология, представляющая собой конструктивную, творческую деятельность, сущность которой заключается в анализе проблем и выявлении причин их возникновения, выработке целей и задач, характеризующих желаемое состояние объекта (или сферы проектной деятельности), разработке путей и средств достижения поставленных целей.
В качестве объекта социокультурного проектирования выступают две подсистемы: социум и культуру . Расхождение, противоречие между реальной картиной и идеальными представлениями проектировщика о норме – есть проблемное поле формирования и реализации социокультурных проектов.
Проект в таком случае является средством сохранения или воссоздания социальных явлений и культурных особенностей .
ведущими целевыми ориентациями проблемно-целевого проектирования являются:
- создание условий для развития социокультурного субъекта (личности, общности, общества в целом), самореализации человека в основных сферах его жизнедеятельности путем оптимизации его связей с социокультурной средой, разрешения или минимизации проблем, характеризующих неблагоприятные обстоятельства его жизнедеятельности, активизации совместной деятельности людей по поддержанию культурной среды в пригодном для жизни состоянии, ее конструктивному изменению собственными усилиями;
- обеспечения благоприятных условий для саморазвития культурной жизни посредством стимулирования механизмов самоорганизации, осмысленного сочетания и поддержки исторически сформировавшихся и новых социокультурных технологий, элементов, явлений.
Задачи проектной деятельности:
- анализ ситуации, т.е. всесторонняя диагностика проблем и четкое определением их источника и характера;
- поиск и разработка вариантов решений рассматриваемой проблемы с учетом имеющихся ресурсов и оценка возможных последствий реализации каждого из вариантов;

С другой стороны, культура (культурная деятельность) является условием и средством решения проблем и задач , находящихся в других плоскостях социального и индивидуального бытия. Проекты такого типа в качестве своей конечной цели предполагают оптимизацию процессов жизнедеятельности (человека, социальной группы, региона и т.д.), а культура выступает в качестве средства, условия такой оптимизации. Приоритетные области проектирования - это наиболее значимые в социальном и личностном плане сферы социально-культурной жизни (и соответствующие им виды деятельности), характеризующиеся максимальной концентрацией проблем и обладающие возможностями и ресурсами оптимизации человеческой жизнедеятельности.
Выявление приоритетных направлений проектирования осуществляется, преимущественно, путем анализа ситуации , характеризующей совокупность обстоятельств и условий функционирования общества в целом и локальной ситуации, фиксирующей социальные, социально-демографические и социально-культурные проблемы конкретной территориально-административной единицы.
Аудитория проекта - носитель социально-культурных и личностных проблем, т.е. социальная категория или группа населения, характеризующаяся специфическими социальными и культурными особенностями и отличающаяся от других групп `композицией условий и процессов жизнедеятельности.
В процессе проектирования необходимо учесть основные параметры , характеризующие специфику рассматриваемой общности:
- проблемы, носителем которых является данная общность;
- социально-культурные особенности (ценности, нравы, обычаи, традиции), регулирующие поведение и социальное взаимодействие в общности;
- знания, умения и навыки, которыми владеют члены общности и которые могут быть использованы в качестве средства разрешения проблемной ситуации;
- ресурсы, потенциально доступные членам общности и которые можно задействовать в ходе реализации проекта.
Методы - это пути и способы достижения целей и решения задач, средства - совокупность приемов и операций достижения цели. В рам-ках проекта методы и средства конкретизируются совокупностью плани-руемых мероприятий.
Форма - это определенным образом упорядоченная деятельность, способ организации содержания, методов, средств, исполнителей и аудитории проекта.
Практические мероприятия:
Практические мероприятия могут быть направлены непосредственно на решение проблемы, а могут обеспечивать дополнительные средства осуществления проекта. Для корректировки содержания проекта по ходу его реализации, активизации участия населения могут планироваться опросы общественного мнения.
Кроме специалистов, владеющих технологией проектирования и занимающихся проектной деятельностью на профессиональной основе, участниками разработки и реализации содержательной части проектов (особенно на этапе его внедрения) могут и должны быть:
1. Органы принятия решений в сфере культуры, чьи функции связаны с обеспечением разработки программ, проектов, их утверждением, контролем над их реализацией.
2. Государственные и негосударственные учреждения и организации, научные и экспертные советы, способные взять на себя ответственность за разработку, научное обоснование, квалифицированную экспертизу программ, проектов, оценку общественных инициатив с точки зрения целесообразности их поддержки. Творческие объединения, благотворительные организации могут проводить специальные мероприятия, направленные на привлечение внимания населения, средств массовой информации к программам, проектам (пресс-конференции, выставки, концерты, аукционы, массовые акции и т.п.).
3. Общественность, группирующаяся вокруг конкретных программ, проектов, для которой участие в их реализации является способом культурного наполнения жизни , служит объединяющим и социализирующим фактором. Включение общественности в процесс разработки, обсуждения и реализации проектов важно еще и с другой точки зрения - оно стимулирует самоорганизацию и самодеятельность населения, способствует формированию по месту жительства стабильных инициативных групп и социальных общностей. Для привлечения и эффективного участия общественности необходимы консультации специалистов, а также соответствующая материальная и организационная поддержка инициатив.


Целевая установка проектов:
- для сохранения жизнеспособных ценностей и явлений культуры прошлого, характерных для всех составляющих социокультурной среды (в предметно-пространственном мире сохранение, реставрация и реконструкция памятников истории и культуры, архитектурной среды; в отно-шениях между людьми поддержка адекватных современности традиционных образцов поведения и общения; в познавательно-оценочной сфере - хранение и введение в культурный оборот текстов гуманитарной культуры прошлого).
- освоения и активного использования в актуальном пространстве жизнедеятельности культурного наследия (элементов предметной среды прошлого, жизнеспособных традиционных нравов, обычаев, ритуалов и т.д.) .
Целенаправленная поддержка культурных инноваций в рамках проекта предполагает:
- выявление, поощрение и тиражирование лучших идей и технологий оптимального существования в сегодняшней социокультурной ситуации (например, экологически безопасных способов существования человека в среде, форм оптимальной организации пространств в поселениях, образцов архитектурных сооружений, монументального, прикладного искусства, дизайна);

В зависимости от позиции проектировщика выделяются два типа проектных стратегий :

Первый тип ориентирован на максимальное понимание и учет специфики той культуры, которая становится объектом проектной деятельности. В этом случае цель проекта состоит в создании условий, обеспечивающих сохранение (консервацию) культурного ареала региона - объекта внедрения проекта, а уже потом - саморазвитие субъекта культуры.
Во втором типе проектов доминирующей задачей является экспорт собственных культурных образцов (ценностей, норм, технологий) в `чужой` культурный контекст, который благодаря этому модифицируется, `искусственно` преобразуется. Идея развития, лежащая в основе данного типа проектов, определяется в какой-то мере осознанием и пониманием невозможности решить проблемы за счет ресурсов той культуры, которая (или фрагменты которой) является объектом проектной деятельности.

ПРОЕКТИРОВАНИЕ КАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А.Е. Росляков

Кафедра связи с общественностью Институт менеджмента и экономики Омский государственный университет путей сообщения пр. Маркса, 35, Омск, Россия, 644046

В статье рассматривается роль методологии в осмыслении и организации процессов проектирования. Анализируются понятия проектов и программ. Обосновывается важность введения дву-мерности программирования и комплексирования полидисциплинарной деятельности в ходе реализации проектных задач.

Ключевые слова: проектирование, деятельностный смысл, методология, формирующая сфера, комплексирование.

Распространение компьютерных технологий и интерактивных форм связи избавило мир от многих прежних проблем в политической, экономической, культурной сферах, но породило новые. Растущая важность информации создает принципиально новые возможности. «Объем быстро переданной информации рассматривается как нечто ценное само по себе, независимо от содержания и целей» . Ничем не оправданная уверенность, что технологическое совершенство может автоматически решить общественные проблемы, провоцирует безответственное отношение к острым социальным конфликтам, беспечность приводит к необратимым природным катаклизмам.

Сегодняшние информационные приоритеты возникли в соответствии с общими тенденциями общественного развития и меняющимися ценностями. С тех пор как в 20-30 гг. ХХ в. появляется идея перманентного проектирования, она однозначно определяет направленность не на проект как таковой, а на процесс проектирования, который предполагает параллельное развертывание работ, направленных на непосредственное осуществление нововведений, и любой форсаж здесь целесообразен всегда ровно настолько, насколько это продиктовано эффективностью самого проекта, его социальной или коммерческой пользой для ближайшего или относительно недалекого будущего.

Латинское prolicto переводится как «бросаю вперед», «держу перед собой», а projectum буквально означает «брошенный вперед». Современное понятие «проект» сохранило следы древнего значения. Когда говорят о проекте, то имеют в виду мыслительную конструкцию какого-нибудь изменения, которое заранее спланировано и в принципе может быть осуществлено. Такая конструкция способна предстать моделью, прототипом, прообразом неких материализированных действий, и сейчас сфера применения проектирования расширила свои границы уже настолько, что касается буквально всех сторон человеческой жизнедеятельности .

Индивидуальное проектирование практически заменяет все остальные его виды. Причем проектируются не только личная судьба, перспективы жизненного

роста и т.д., но и среда, в которой та или иная перспектива будет более полно и удачно реализована, что нередко снимает постановку вопроса об общей, коллективной, социальной целесообразности.

Альтернативу подобным проектам может составить практика Московского методологического кружка (ММК), которая сосредоточена на процессе проектирования и способах осуществления проектных идей. На заседании этого кружка проектирование осмысливается как особый вид деятельности. Была разработана план-карта научных исследований, которая должна обеспечивать функционирование и развитие проектной деятельности. Предложены концепция и программа социального и социокультурного оформления проектирования. Актуализируя категорию «мышление», которая получила подробную разработку в трудах Г.П. Щед-ровицкого, члены кружка рассматривали вопросы, связанные с методологией и наукой, на основе их сравнительно-функционального анализа .

Официально работы по принципиально новым направлениям в проектировании были начаты в 1964 г., когда начала действовать лаборатория во Всесоюзном научно-исследовательском институте технической эстетики (ВНИИТЭ) по теории и методологии дизайна. Лаборатории поручили разработку методологической, теоретической и стратегической основы для социокультурного и организационного оформления проектирования в Советском Союзе. По мнению С.В. Наумова, «дальнейшую историю развития проектирования (с середины 60-х годов по настоящее время) можно рассматривать как результат взаимодействия трех этих достаточно автономных каналов развития» . Речь идет о межпрофессиональном проектировании, проектировании в отдельных областях и методологии.

Разумеется, подобного рода работы велись постоянно и во всех странах, но они носили принципиально локальный характер как в отношении территории, так и в отношении дисциплинарной сферы. Учетом даже сопредельных пространств и научных сфер, тем более глобальными масштабами в пространственно-территориальном смысле и в области мышления никто себя не занимал. Наумов констатирует: «Ситуация в области проектирования во многом напоминала современную ситуацию в области программирования; несмотря на массовый выпуск проективной документации в различных профессиональных сферах и областях... методологические характеристики содержания проектов и проектной деятельности отсутствовали, повсеместное вторжение проектных идей, проектных методов работы не было осознано как принципиальное, кардинально изменяющее средства и методы мышления и деятельности в различных областях» . Были объективные причины отсутствия актуальности. Время глобальности тогда еще не пришло.

Разработка проблем проектирования оказалась весьма плодотворной для сферы методологии: «анализ проектировочных способов мышления позволил начать разработку проектного подхода как дающего принципиально новую форму организации мышления. Это новая форма в социокультурном плане противопоставлялась форме организации естественно-научного мышления» . Аналогичные мысли можно найти и у А.Г. Раппапорта, который также отмечал, что методологический стиль мышления стал характеризоваться как объединяющий исследовательские и проектные формы мышления .

Инженерная идеология проникла в сферу управления общественными процессами, что привело к попыткам искусственно-технически формировать общественные отношения. Производство знания становится индустриальной задачей, и этот предмет выпадает из привычной сферы мышления . Возникла необходимость осознать, что в общей теории деятельности, с одной стороны, проектирование рассматривается как одна из форм деятельности, с другой стороны, проектирование может предлагать формирование теоретических представлений о самой сфере деятельности. Становится ясным, что представление о сфере деятельности относится к числу нормативных методологических направлений, оно не является изображением профессиональной сферы, например, профессиональной сферы проектирования. Оно может быть использовано лишь в качестве одного из методологических средств, позволяющих разработать проект и программу этой профессиональной сферы.

Разработки по сферной организации деятельности позволили выделить основные процессы полной сферной организации, как воспроизводство, производство, функционирование, развитие и организацию (т.е. руководство, управление). Из этого следует: чтобы проектирование существовало как сфера, программы и проекты должны быть реализованы. Результат должен предстать как сделанная вещь, ставшая материальной силой во всех пяти сферных процессах. Связывая все воедино, Наумов заключает, что такая сфера проектирования не организована до сих пор, поскольку отсутствует плацдарм практического мыследействования, хотя в коммуникативных и теоретических формах она вполне фиксируется. Если исходить из того факта, что производство не может находиться только в коммуникативных и мыслительных формах, то методология, формировавшая сферу проектирования и не имевшая практического плацдарма, не могла организовать сферу проектирования . Можно сказать, что сегодня сфера проектирования существует в мышлении и деятельности проектировщиков только как формирующая сфера, реальной практикующей силой она еще не стала.

Кроме того, Наумов обратил внимание на очень важное обстоятельство. Понятия программы и проекта, программирования и проектирования, проекта и программы чаще всего употребляются как синонимы. Однако если поставить вопрос о развитии средств организационно-управляющей деятельности, то указанные понятия специфицируются и приобретают разные функции, что и определяет необходимость специальных теоретических и методологических разработок. Исходное различение программ и проектов усматривается в традиционной функции проекта, которая обязательно задает представление о конечном результате деятельности. Программа же ориентирована на представление о самом процессе деятельности. Отсюда вопрос: может ли программа быть спроектирована? Оказывается, может. Результатом такого двойного использования проектного подхода являются планы , однозначно направленные на материализацию программ, что становится принципиальным моментом для различия и спецификации.

Программно-проектная деятельность предполагает организационно-управленческую, проектировочную и методологическую активность человека. Факти-

чески это означает, что сфера методологии является третьим обязательным участником в тех ситуациях, когда может быть поставлен вопрос о сопоставлении программ и проектов. Необходимость разграничить понятия программы и проекта возникает, если они претендуют на одни и те же функции. Подобная ситуация стала возможной только недавно, с возникновением ответной экспансии проектирования в сферу организационно-управленческой деятельности и с момента становления организационного проектирования. Или, иначе говоря, на фоне превращения проектирования вещи в проектирование систем деятельности. Именно тогда у термина «проект» появляется второе значение, «проектом начинают называть большие целевые системы организации работ (в военной промышленности, в космических разработках, в здравоохранении, экологии и т.д.)» . Любая организационно-управленческая деятельность отсылает к необходимости разработки и составления планов, рассчитанных на определенный результат.

Эта схема претерпевает серьезные усложнения в зависимости от того, насколько и какие именно более или менее самостоятельные аспекты вовлечены в единый организационный процесс. Если к односложным организационным задачам так или иначе применимы фиксированные принципы, правила, распоряжения и директивы, то в сложносочетаемых программах, особенно если вовлекаются междисциплинарные тенденции неоднозначных ситуаций, где невозможно предвидеть конечные результаты, жесткие установки не только не оправдывают ожидания, но и вредны с точки зрения социальной безопасности, так как срабатывают против социального заказа. В этом контексте практика организации на основе программ может быть, например, противопоставлена практике организации на основе планов. Невозможность использования планов при неопределенности ситуации управления очевидна и, по-видимому, на сегодняшний день достаточно осознана специалистами. Плановая форма организации требует не только жесткого задания конечных результатов деятельности, но и средств, последовательности действий, сроков их осуществления, ресурсного обеспечения и т.д. Проект, направленный на реализацию будущего, предлагает тождественность объекта организационного действия для проектирования и программирования.

Методология ММК разворачивает идеи перманентного проектирования в двух направлениях: 1) объектом проектирования выступает система деятельности, а не конкретная вещь; 2) фиксируется появление в рамках проектного процесса инородных видов работ (к примеру, по анализу ситуации, прогнозированию, выработке стратегии и т.д.), которые скорее выступают как средства, способы осуществления заданных целей. В связи с этим ММК стал интересоваться проблемой «центрации», которая подчеркивала потребность в соорганизованности разнородных систем деятельности по отношению к центральной деятельности проектирования.

Формирование сферы проектирования остро ставит вопрос о взаимодействии с управленцами и методологами. Работы в этом случае посвящаются важнейшим содержательным темам анализа ситуации, постановки и решения проблемы. Они предваряют любую проективную деятельность, которая в стадию осуществ-

ления перерастает лишь после перехода от проблемы к задачам. Именно в такой ситуации ММК в качестве средства глобальной организации проблемоориентированных систем деятельности предлагает программы. Организационно-деятельностные игры по определенной программе как раз и означают форму активного и результативного взаимодействия методологов, проектировщиков и управленцев. Сохранение проективного подхода происходит за счет ограничения области его применения. Задаются отдельные функции спецификации для проектирования, программирования, прогнозирования, сценирования и так далее.

Программирование обеспечивает развитие за счет искусственной, технической работы с проблемой. Его представляют как процесс определенного типа, технологию которого Наумов предлагает структурировать в виде пяти единиц: анализ ситуации, тематизация, целеполагание, постановка и решение задач, проблемати-зация. Достойна внимания и его мысль о том, что программирование разворачивается сразу по двум осям времени: горизонтальной и вертикальной. В горизонтальном направлении происходит параллельное движение упомянутых пяти конвейерных лент. По вертикальной оси осуществляется переброс материала с ленты на ленту: цели переводятся в задачи или проблемы, описание ситуации - в формулировки целей и т.д. . Другими словами, идет формирование дивергентных линий, которые устанавливают обратную связь и тем самым создают возможность не линейного, а двумерного представления. Если на основе линейного принципа организации получается два варианта технологий, то на основе двумерного можно апеллировать ко всем пяти направления.

Очевидно, что линейные процессы не могут обеспечить столь необходимыми обратными связями результаты деятельности ни с предыдущими, ни с прогнозирующими процессами. В этой связи обязательным становится различие программ и проектирования. Проектирование приравнивается к целевому программированию. Учет разного рода действительности, представленной в пяти технологических единицах, требует создания весьма сложной системы, что и можно обозначить как программу. При сопоставлении проектирования и программирования одним из дисциплинарных моментов методология ММК считает именно данный пункт: программирование работает с принципиально разнородными действительностями. Везде, где удается «гомогенизировать» действительность, мы вправе рассчитывать на применение проектного подхода.

Двумерное программирование избавляет от проблемы «линеаризации» и делает действие активно работающим процессом. Уход от упрощения и схематизации задает операциональное содержание технологической единицы, что позволяет использовать способы системного подхода. Отсюда принципиально новое содержание приобретают такие понятия, как «задача», «цель», «проблема», «программа», которые предстают процессуальными. Однако здесь подстерегает и опасность «дурной бесконечности» - надо определиться с вопросом о времени прекращения процесса программирования, реально знать то, насколько и чем именно цель определена. Считается, что чем динамичнее ситуация, тем менее определенным должны быть средства организации.

Таким образом, серьезное и рассчитанное на ясный результат двумерное программирование требует учета максимального числа индивидуальных особенностей, без чего в современных условиях само понятие программирования теряет смысл. Исходя из этого его основным содержанием становится комплексирование, которое должно дать качественно новый тип знания и качественно новую форму организации междисциплинарной деятельности. Установка на комплексирование обязательно предлагает перестройку традиционных структур предметно-профессиональной деятельности .

Введение понятия комплексирования является знаковым в искусстве проектирования. Оно вводит в поле осмысления особое состояние знаниевого комплекса. Это не простая систематизация знаний, которая, конечно же, не обеспечивает комплексность представления. Предметно-профессиональный подход противостоит комплексности подхода как полиморфного, междисциплинарного. Основная причина такого противопоставления видится не в соотношении части целого, а в том, что профессиональное сознание не включает в программные цели анализа действительности собственной деятельности. В этой связи не лишне вспомнить высказывание Г.П. Щедровицкого по поводу современной профессиональной культуры, в которой представления о самой профессиональной деятельности отсутствуют. Профессиональная и предметная подготовка не обеспечивает способности «видеть» свою деятельность, не создают средств для осуществления адекватной рефлексии самой деятельности, предметное содержание практически отвлекает и элиминирует ее .

Комплексированию подлежат не представления и знания, а те средства, способы и методы, с помощью которых они приобретаются. Источником же самих деятельностных представлений является методология. Отсюда следует, что от комплексной организации зависит не только судьба проектирования как формы деятельности, но и самого проекта.

ЛИТЕРАТУРА

Бард А., Зодерквист Я. Нетократия. - Стокгольм, СПб., 2004.

Большой Российский энциклопедический словарь. - М.: БРЭ, 2003.

Наумов С.В. Представления о программах и программировании в контексте методологической работы // Методология вчера, сегодня, завтра. Т. 2. - М., 2005.

Попов С.В. Методология организации общественных изменений // Методология вчера, сегодня, завтра. Т. 2. - М., 2005.

Раппапорт А.Г. Проектирование без прототипов // Разработка и внедрение автоматизированных систем в проектировании (теория и методология). - М., 1975.

Рац М.В., Ойзерман М.Т. Размышления об инновациях // Методология вчера, сегодня, завтра. Т. 2. - М., 2005.

Щедровицкий Г.П. Педагогика свободы // Методология вчера, сегодня, завтра. Т. 2. - М., 2005.

PROJECT PLANNING AS A TYPE OF ACTIVITY

Public Relations Chair The Institute of Management and Economics Omsk State Communication Lines University

Marx ave., 35, Omsk, Russia, 644046

The axis of the publication is the role of methodology as a factor promoting the understanding and organization of project planning processes. The notions of projects and programs are analyzed. The rationale for the relevant introduction of the two-dimensional array of programming and polydisciplinary activity complex in the course of project tasks implementation is provided.

Key words: project planning, activity-related meaning, methodology, formative sphere, complex introduction.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!