Все для предпринимателя. Информационный портал

Перспективы и проблемы развития дальневосточного федерального округа. Социально-экономическое развитие Дальневосточного федерального округа: проблемы и перспективы

– адъюнкт Дальневосточного МВД РФ (г. Хабаровск).

Email: *****@***ru

Ключевые слова : миграция, законодательство, конституция, соотечественники, репатриация, демография, переселение, права граждан , иностранный гражданин, беженцы.

В работе рассматриваются наиболее острые вопросы миграционной политики в Российской Федерации и в Дальневосточном федеральном округе в частности.

На основе анализа демографической ситуации в РФ и ДФО, состояния правового обеспечения миграционных отношений выявляются причины неэффективной реализации миграционной политики и предлагается ряд мер, направленных на совершенствование управления миграционной политикой в России и в Дальневосточном федеральном округе в частности.

Проблемы внешней миграции в Дальневосточном федеральном округе и конституционно-правовые аспекты их решения

Период российской истории конца XX – начала XXI столетия характеризуется радикальными преобразованиями всех сфер государственной и общественной жизни. Конституция Российской Федерации 1993 г. юридически закрепила принципиально новые приоритеты и направления развития государства, провозглашая человека, его права и свободы высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защиту – обязанностью государства. Одной из ее особенностей является законодательное регулирование прав на свободное передвижение, выбор места жительства, выбор места проживания.

Российская Федерация в настоящее время является открытым государством, в том числе для граждан других государств, которые могут свободно въезжать на ее территорию и свободно покидать ее. А это означает, что объективно возникают различного рода вопросы, связанные с перемещением на территории РФ иностранных граждан и лиц без гражданства. Мобильность населения, одной из форм которой является миграция, может рассматриваться с позиции как положительного, так и отрицательного влияния на общество, но, как и любой социальный процесс, миграция несет в себе позитивный заряд лишь в случае ее подконтрольности.

Если же государство не контролирует и не регулирует миграционные отношения в обществе, то может возникнуть определенная напряженность, так как нарастающее количество прибывающих из-за границы государства мигрантов объективно влияет на возникающие социальные проблемы для местного населения и для соответствующих государственных структур, которые, как правило, не готовы оперативно решать их социальные, экономические, психологические проблемы, что негативным образом сказывается на самих мигрантах. Социальная неустроенность, отсутствие работы, жилья объективно способствуют криминальной активности среди мигрантов. И наоборот, резкое и неконтролируемое увеличение доли мигрантов порождает ответную негативную реакцию местного населения .

Подобные социальные процессы уже имеют место в Российской Федерации, особенно в тех регионах, где наблюдается увеличение доли нетитульного населения. С 1992 г. наметилась устойчивая депопуляция жителей России. Прекращение роста населения произошло за счет сокращения как естественного, так и миграционного прироста . Нестабильная экономическая ситуация в стране, полная либерализация режима эмиграции способствовали оттоку работоспособного населения России в наиболее благоприятные страны. В свою очередь, волна межэтнической напряженности и откровенно межэтнических войн, разразившихся после распада Советского Союза, вызвала значительный поток беженцев и перемещенных лиц на постсоветском пространстве в пределах территории России.

Отставание законодательства, регулирующего миграционные процессы в стране, прозрачность границ, отсутствие должного опыта работы органов исполнительной власти в миграционной сфере также послужили причинами незаконной миграции в Россию, которая постепенно приобрела массовый характер, достигнув невероятных размеров . По оценкам Госкомстата России, к 2010 г. количество нелегальных трудовых мигрантов прогнозируется в пределах от 14 до 19 млн. человек .

Что касается регионов, то к числу самых проблемных относится Дальневосточный федеральный округ (ДФО), поскольку специфика геополитического положения региона привела к резкому увеличению числа мигрантов на его территории. В частности, по данным ФМС, по Хабаровскому краю на территорию ДФО в 2007 году въехало иностранных граждан, что на 10% больше, чем за предыдущий период. В то же время, с рабочими визами на территории ДФО в 2007 году работало 139000 тыс. человек, что на 50% больше чем в 2006 г. (69,8 тыс. чел.). Если следовать данным МВД, по которым соотношение незаконных и законных мигрантов равно приблизительно 1:10, то общее количество иностранных граждан, работающих на территории ДФО, приближается к 1,5 миллионам, что соизмеряется с общим количеством проживающих в ДФО российских граждан .

В то же время, на протяжении длительного времени наблюдается тен­денция сокращения общей численности населения по ДФО, в том числе трудоспособного возраста. Из округа ежегодно эмигрируют тысячи высококвалифицированных специалистов и не только в западные районы страны, но и за рубеж. Принимая во внимание нарастающую естественную убыль населения (смертность в несколько раз выше рождаемости), положение становится критическим. В условиях экономического кризиса, когда многие россияне могут потерять работу, дешевая рабочая сила нелегальных мигрантов является серьезным дестабилизирующим фактором в социально-экономической обстановке региона.

Безусловно, прежде всего, решение этой проблемы лежит в области конституционно-правового регулирования.

При рассмотрении законодательства, регулирующего миграционные процессы в Российской Федерации, первоначально необходимо выделить нормы международного права . Подписание и ратификация международных соглашений и договоров, иных документов международного права способствуют имплементации в российское миграционное законодательство международных терминов и положений.

14. Информационный портал для соотечественников // «Родина-мать зовет. Да принять не может...», 14 мая 2008 г.

15. Статистика УФМС по Хабаровскому краю / Выписка из обзора ФМС России об итогах деятельности территориальных органов ФМС России в 2008 г.

16. Затулин, К. MassMedia / К. Затулин // «Соотечественником можно считать того, кто сам к этому стремится», 19.04.2008 г.

17. Краевая целевая программа «Об оказании содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» на 2007 – 2012 г. // Закон Приморского края – КЗ.

18. Программа «Развитие г. Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе»: Постановление главы г. Владивостока от 22.04.09 № 000 // Официальный сайт администрации г. Владивостока www . vlc . ru


Государство и право

Несмотря на уникальные потенциальные возможности развития экономики, обусловленные наличием богатейших природных ресурсов, преимуществами географического положения и важной ролью в народно хозяйстве страны, современное социально-экономическое состояние Дальневосточного федерального округа нельзя признать благоприятным.

1. Сильное отставание произошло и в деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности. В результате недостатка древесного сырья сокращено производство пиломатериалов в Приморском и Хабаровском краях. Значительно сокращен выпуск знаменитой деловой древесины на предприятиях Приморского края.

2. Существуют проблемы и в рыбохозяйственном комплексе. В настоящее время он в большей степени ориентирован на внешний рынок. Наблюдаются массовый отлов и вывоз за пределы России морских биологических ресурсов российскими добывающими судами, арендуемыми иностранными компаниями. Возросли криминализация в производственной сфере и браконьерство. Недостаточен экспортный и валютный контроль за внешнеторговыми операциями с продукцией морского промысла.

3. Особенность региона - низкая обеспеченностьжелезнодорожными путями автомобильными дорогами общего пользования с твердым покрытием (36971 тыс. км при плотности 11 км на 1 тыс.кв.км).

4. Главным последствием экономического кризиса стало значительное сокращение числа постоянных жителей, не только за счет ухудшения показателей естественного прироста. Это обусловлено резким падением в северных районах объемов производств, сокращением потребностей в рабочей силе, ухудшением условий оплаты труда, дефицитом средств на содержание социальной инфраструктуры. Вместе с тем возросла миграция китайцев на территорию Дальнего Востока, владеющих землей и недвижимостью, часто покупаемой через подставных лиц.

5. Очень серьезны экологические проблемы. В их числе: лесные пожары, последствия тайфунов и землетрясений, наводнения, крушения нефтеналивных танкеров, аварии на нефтегазопромыслах и других промышленных объектах, умышленный сброс в реки и моря, а также в атмосферу вредных отходов.

Перспективы развития

1. Перспективы развития в условиях рынка связаны с освоением новых природных ресурсов и дальнейшим формированием Южно-Якутского территориально-производственного комплекса.

В перспективе в районе БАМа возможно также создание еще одного комплекса, основу которого составит черная металлургия на базе коксующихся углей южной Якутии и железорудных месторождений этого же района.

Получит дальнейшее развитие Зейско-Свободненский комбинат на основе энергетики, лесной и деревообрабатывающей промышленности, машиностроения, добычи олова и других полезных ископаемых. Здесь уже введена в эксплуатацию Зейская ГЭС, Уральский ТПК будет создаваться на базе Бурейской ГЭС и разработкой углей Уральского месторождения. Энергетическая база нового комплекса усилится за счет строительства тепловой электростанции. Возникнут отрасли машиностроения - производство дорожных машин, будет создана мощная ремонтная база. На основе использования богатейших лесных ресурсов начнут развиваться лесная и лесохимическая промышленность.

В районе г. Комсомольска-на-Амуре намечается создание мощного химического комплекса на базе западносибирской нефти, нефти сахалинского шельфа, якутского природного газа, южно-якутских углей, местных апатитов и фосфоритов Удско-Селемджинского района.

2. Стратегическими направлениями развития рыбохозяйственного комплекса являются: расширение строительства береговых предприятий, модернизация промыслового флота, изменение системы управления этим комплексом.

3. Стратегическими направления развития транспортного комплекса являются: создание конкурентоспособного и эффективного сквозного транспортного «коридора» Европа-Азия; увеличение объема перевозок грузов; реконструкция и строительство объектов транспортной инфраструктуры; совершенствование транспортных тарифов.

Регион - основной транспортный «коридор», с одной стороны, между Европой и Азией, а с другой - между Россией и Азией для продвижения товаров в один из самых перспективных и емких регионов мира - Азиатско-Тихоокеанский (АТР). Создание конкурентоспособного транспортного «коридора» предполагает необходимость взаимоувязки технологии и интересов морского, железнодорожного и автомобильного видов транспорта.

Развитие железнодорожного транспорта связано с решением проблемы загрузки в первую очередь Транссибирской магистрали и БАМа.

4. Для уменьшения оттока местных россиян из региона необходимо решить следующие проблемы:

Формирование новых промышленных комплексов;

Ускоренное повышение благосостояния трудящихся, обеспечение им более высокого жизненного уровня;

Развитие местной продовольственной базы;

Ускоренное развитие непроизводственной сферы (жилищное строительство); Дальневосточный округ ресурс

Совершенствование заработной платы.

5. Для решения экологических проблем в регионе создано НПО «Экопрос», разрабатывающее и внедряющее, в частности, концепцию инженерно-экологического обеспечения безопасности присахалинского шельфа в местах освоения месторождений нефти и газа, но этого явно недостаточно и эта проблема в дальнейшем будет решаться.

Для решения всех этих программ необходимы огромные капиталовложения. Поэтому приоритетной задачами в регионе должны стать своевременная поддержка мероприятий, проводимых местными органами, приоритетная инвестиционная программа, развитие малого бизнеса, совместных предприятий с соседними странами.

Заключение

Таким образом, регионы Дальневосточного федерального округа богаты природными ресурсами, однако до настоящего времени Россия не использует весь его потенциал в полной мере. Этому препятствуют следующие ограничивающие факторы - самый суровый в России и на всем северном полушарии климат с продолжительной зимой и очень низкими температурами, отсутствие на большей части территории округа транспортных коммуникаций круглогодичного пользования. В настоящее время действует воздушный транспорт и сильно перегруженная Транссибирская магистраль, а тарифы на билеты очень высоки. Этот округ максимально удален от наиболее развитых районов страны. С другой стороны, Дальневосточный регион установил международные отношения с Японией, КНДР, КНР, США, Канадой, Таиландом.

К тому же большой проблемой является малозаселенность округа. Очень высока естественная убыль населения - 13,4% при рождаемости всего 12,5%, эмигрировало 6 972 чел. Правительство Дальневосточного федерального округа пытается решить проблему с помощью найма людей рабочих специальностей из других регионов, но проблема опять упирается в отсутствие коммуникаций

В России пока не удалось существенно снизить нелегальную миграцию и такая ситуация «по-прежнему угрожает обеспечению общественной безопасности», в том числе в Дальневосточном федеральном округе (ДФО). Об этом заявил секретарь Совета безопасности РФ Николай Патрушев в ходе выездного совещания в Якутске, на котором обсуждались вопросы национальной безопасности в ДФО.

По его словам, только в 2017 году (то есть всего за считанные месяцы!) там на миграционный учет поставлено около 400 тыс. иностранных граждан (прирост 15%). О том, гости из каких именно государств составили это внушительное число, Патрушев не сказал. Но и так понятно, что без китайцев и корейцев наверняка не обошлось.

При этом отток коренного населения с Дальнего Востока за последние 20 лет составил почти два миллиона человек — уехало почти 20% коренного населения региона. Среди причин этого — неразвитость социальной, жилищно-коммунальной и транспортной инфраструктуры, низкий уровень доходов в большинстве отраслей экономики, высокая зависимость от поставок продовольствия.

«Особое беспокойство вызывает занятость сельского населения. Уровень безработицы здесь высок. Наиболее сложная ситуация отмечается в Еврейской автономной области, Приморском и Камчатском краях», — сказал Патрушев.

Он отметил, что пока не удалось существенно снизить нелегальную миграцию, «которая по-прежнему угрожает обеспечению общественной безопасности, является питательной средой для терроризма, трансграничной преступности, криминализирует экономические отношения». Эти вызовы и угрозы актуальны для Дальневосточного федерального округа, где на фоне низкой плотности коренного населения весьма интенсивны миграционные процессы.

В связи с этим Патрушев поставил перед участниками совещания ряд первостепенных задач: усилить миграционный контроль, активизировать работу по выявлению и пресечению нарушений миграционного законодательства, обращая особое внимание на борьбу с коррупцией, а также — активизировать работу по своевременному выявлению среди мигрантов лиц, склонных к совершению противоправных действий, в том числе исповедующих радикальные религиозные взгляды.

С одной стороны, не может не радовать, что власть обращает внимание на проблемы Дальнего Востока, с другой — мало обозначить ключевые вопросы. Важно — каким образом можно изменить сложившуюся негативную тенденцию. А с практическими шагами, по словам экспертов, в Дальневосточном федеральном округе большие проблемы в силу различных обстоятельств.

Гендиректор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев отмечает, что отток коренного населения с Дальнего Востока идет не только в центральные регионы России, но и в Китай, хотя туда он несравнимо меньше.

— Если мы говорим о проблемах нелегальной миграции, то на Дальнем Востоке хотя бы есть оборудованная граница еще со времен советско-китайских пограничных конфликтов. Это — не границы с государствами Центральной Азии, которые зачастую существует только на бумаге да в головах людей. Дальневосточные нелегальные мигранты под покровом ночи по пограничной полосе не крадутся. В основном они приезжают легально. Но потом из разряда гостей, торговцев и туристов переходят в другую «категорию». Их выявлением занимается не только ФСБ, но и те подразделения полиции, которые заменили собой миграционную службу. И я бы не сказал, что это очень сложная задача — «туристы» ведь не в лесу селятся, а приезжают в города, занимаются бизнесом, открывают магазинчики.

Поэтому вопрос борьбы с нелегальной миграцией — это вопрос последовательной деятельности соответствующих органов, исполнения закона, а также — организации труда, о чем, собственно, Патрушев и сказал.

То есть каких-то чрезвычайных мер не требуется. Просто надо хотя бы ликвидировать существующие облегчённые механизмы, функционирование которых объясняется тем, что поездки в Китай были, да и остаются основным направлением челночного бизнеса. Ведь прося привилегии для себя, мы давали их и китайцам.

Другое дело, что это фактически сработало на китайский бизнес. Собственно, так из рыбацких деревень на наших границах и появлялись густонаселённые города…

«СП»: — Цифры, озвученные в Якутске, выглядят довольно угрожающе с точки зрения национальной безопасности… Для исправления ситуации какие-то реальные меры предпринимаются?

— Отток коренного населения с Дальнего Востока — секрет Полишинеля. Люди уезжают, потому что в некоторых местах там вообще нет никакой работы. Как однажды один русский студент, отвечая на вопрос — почему вы остаетесь в Китае, ведь вы же не китаец? — ответил: здесь хотя бы какая-то перспектива, а там ее вообще нет.

Проблема оттока населения — это проблема не миграции, а социально-экономической ситуации в регионе. Понятно, что у нас зачастую принято считать: мол, где я живу — плохо, а в другом месте — хорошо. Но у местной дальневосточной молодежи нет никакой уверенности в том, что если она останется, то будет нормально жить. Если систему не развивать, то ситуация не только не останется на уровне, она деградирует.

Что касается исправления такого положения, то проблема упирается в то, что неясно откуда брать средства и как их использовать для развития региона? Сначала делали упор на госпрограммы и вложение бюджетных средств. Когда стало понятно, что не получается, решили привлекать частные инвестиции. Здесь уже возник вопрос: инвестиции от кого — российских компаний или иностранных? И в каком количестве их нужно подтянуть?

В Чите, скажем, до 1998 года стоял штаб Забайкальского военного округа и не было никаких серьезных предприятий. И чтобы там что-то создать, нужно грамотно оценить — что развивать?

Но инвестиции в Дальний Восток, конечно, нужны очень серьезные. Скажем, сейчас действует программа «дальневосточного гектара». Но, по сути, она сводится с следующему — мы вам даем землю, а вы приезжайте с лопатами и поднимайте Дальний Восток за свой счет. Максимум, что мы сделаем для вас — дорогу проведем…

Но разговорами: мол, ребята, сами поднимайте территорию, дело не сдвинешь. Должны быть вложения, соразмерные экономической программе. Причем — с гарантиями, что они реально дойдут до адресатов. Но как показала практика строительства космодрома Восточный, такое происходит не всегда…

«СП»: — Угроза терроризма на Дальнем Востоке действительно реальна?

— Понятно, что здесь имеется в виду не мусульманский терроризм — уйгуры, скорее, будут воевать у себя, чем у нас. Проблема в том, что китайцы, приезжающие на Дальний Восток, вплетаются в нашу социальную ткань, что, естественно, вызывает раздражение у местного небогатого населения. В этом смысле эксцессы на межнациональной почве, причем — масштабные, к сожалению, возможны.

Скажем, в Забайкальском крае тема китайских мигрантов — самая рейтинговая, и ей пользуются для пиара местные политики.

— Обстановка на Дальнем Востоке касается всех — и правоохранительных органов, и экономического сектора, и вообще руководства страны, которое во многом попустительствует ситуации, — считает заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин . — Но! Когда в 2000-х годах было несколько ужесточено миграционное законодательство и, скажем, из Бурятии начали уезжать китайцы, то местные жители жаловались, что работать теперь некому. А русских и бурят на освобождавшиеся рабочие места невозможно было привлечь. Это такой специфический момент, причем не только экономический, но я бы сказал еще и ментальный.

В общем, множество факторов ведут в конечном счете к достаточно неприятной ситуации. Я говорю даже не о «китаизации» Дальнего Востока — это, очевидно, уже происходит. А о том, что может повториться в своем роде «косовский сценарий». То есть — резкое изменение демографического баланса с последующим выдвижением политических требований.

«СП»: — Вы не исключаете даже подобного?

— Конечно, не исключаю. Тем более что китайские территориальные претензии никуда не делись. Они просто задвинуты в дальний ящик. И выдвигать их Пекину нам пока необязательно. И дело не в том, что Китай плохой или хороший. Ему объективно нужна экспансия из-за нехватки территории и ресурсов.

Аннотация: в статье рассматриваются процессы внутренней трудовой миграции на Дальний Восток России. В качестве аналитической базы в работе приведены статьи дальневосточных ученых и исследователей, производится их краткий обзор.

Ключевые слова: миграционные процессы, Дальний Восток, Дальневосточный федеральный округ, внутренняя трудовая миграция.

Миграционные трудовые процессы оказывают огромное влияние на развитие не только отдельных регионов, но и страны в целом. Иммиграция, равно как и эмиграция способна улучшить ситуацию на региональном рынке труда, так и наоборот, обратить ее в неблагополучную сторону. Целью данной работы является определить, какая же ситуация складывается на рынке труда Дальневосточного федерального округа России (ДФО) в настоящий момент.

Население ДФО на 1 января 2015 года составляло 6 211 021 человека, на 1 января 2016-го - 6 194 969 человек. Итого - минус 16 052 человека.

Миграционный

прирост/ убыль

Республика Саха (Якутия)

Амурская область

Приморский край

Камчатский край

Еврейская АО

Хабаровский край

Чукотский АО

Магаданская область

Сахалинская область

Таблица 1. Динамика численности населения в ДФО за 2016 г. (чел.)

Из таблицы 1 мы можем сделать вывод о том, что ни один субъект ДФО не показал за 2016 год положительное миграционное сальдо, суммарный отток населения в 9 субъектах ДФО за прошлый год составил 17 130 человек.

Подавляющая часть мигрантов - это молодые люди в возрасте от 15 до 35 лет. В структуре выезжающего взрослого населения до двух третей составляют лица с высшим и средним профессиональным образованием. Вместе с ними дальневосточные территории покидают дети, что затрудняет самовоспроизводство в долгосрочной перспективе.

В настоящее время на Дальнем Востоке России существует острая проблема оттока населения в трудоспособном возрасте. Преимущественно покидает пределы родного региона молодежь. По сути, Дальний Восток становится биржей труда для зарубежья и центральной части России. Вследствие чего государством предпринимается ряд мер, направленных на развитие Дальневосточного Федерального округа и соответственно создание привлекательных условий для трудоспособного населения. В частности, распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2009 г. №2094-р утверждена «Стратегия социально- экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года». Одним из основных условий ее реализации является наличие кадрового потенциала.

Одним из результатов государственной политики по развитию Дальнего Востока к 2025 году должно стать увеличение численности населения на 50 тыс. человек за счет естественного прироста и еще на 250 тыс. человек - за счет положительного сальдо миграции. Такие показатели закреплены в принятой 28 июня 2017 г. правительством РФ концепции демографической политики Дальнего Востока.

По словам Дальневосточного консалтингового центра (ДКЦ), Дальний Восток является стабильным потребителем иностранной рабочей силы и количество иностранных граждан, въезжающих по рабочим визам, будет увеличиваться.

В соответствии с федеральной целевой программой инновационного развития России стратегической целью ДФО является создание динамично развивающейся социально-экономической системы инновационного типа. Коллектив авторов в своем исследовании подробно рассматривает механизмы привлечения студентов, аспирантов и молодых ученых к решению задач инновационного развития России до 2020 года.

Для Дальнего Востока особо важным здесь является сохранение собственного населения и создание благоприятных условий для сокращения естественной и искусственной его убыли.

На сегодняшний день выявлен ряд проблем и особенностей, существующих на рынке труда ДФО, а именно:

– старение квалифицированных кадров;

– отток населения, среди которых большой процент молодежи;

– несбалансированность объемов и профилей подготовки специалистов с потребностями рынка труда;

– нетрудоустроенность выпускников с высшим образованием;

– низкий уровень заработной платы по рабочим специальностям;

– недостаточное развитие предпринимательской деятельности;

– отсутствие образовательных центров подготовки и переподготовки по предпринимательской деятельности.

По итогам опроса, проведенного специалистами ДКЦ 20 мая 2011 г., ключевыми факторами, оказывающими влияние на отток населения и не способствующими его переселению на Дальний Восток, являются: низкая заработная плата (58,3%), отсутствие перспектив для профессионального роста (37%), высокие цены на продукты (33,9%), плохие условия для рождения и воспитания детей (28,7%), дорогое жилье (26,7%), отсутствие перспектив развития бизнеса (25,6%), проблемы климата и экологии (14,4% и 12,8% соответственно).

На сегодняшний день существует острая потребность в кадрах инженерно-технических специальностей. Водо-, газо-, тепло-, энергоснабженческие организации требуют обновления и омоложения сотрудников. Также нехватка трудовых ресурсов имеется в животноводческом секторе, в строительной отрасли, на авиа- и судостроительных предприятиях.

В то же время государством реализуется ряд программ по социально- экономическому развитию Дальневосточного федерального округа. Например, создаются территории опережающего развития, которые позволят вывести социально- экономическое развитие региона на новый уровень.

Для улучшения процесса заселения дальневосточных территорий нужно особое внимание уделить информационному освещению программ развития Дальневосточного федерального округа, всех приоритетных направлений, в которых мигранты смогут реализовать свой потенциал.

Список источников и литературы

1. Демографический ежегодник Республики Саха (Якутия): Статистический сборник / Саха(Якутия) стат. – Якутск, 2016.

2. Миграция населения Республики Саха (Якутия): Статистический сборник: в 2 т. / Саха (Якутия) стат. Tом 2. – Якутск, 2015.

3. Пестерева Н.М., Савинкина Л.А., Цветлюк Л.С. Некоторые особенности рынка труда и стратегия развития трудовых ресурсов в Приморском крае // Образование. Наука. Научные кадры. – 2014. – №2.

4. Сидоркина З. И. Иммиграция на Дальнем Востоке России: история и современность. Естественные и технические науки, № 6, 2009.

5. Сидоркина З. И., Бельская Е. Э. Современное состояние социально-экономического развития муниципальных территорий (на примере Бикинского района Хабаровского края) // Геосистемы и их компоненты в северо-восточной Азии: эволюция и динамика природных, природно-ресурсных и социально-экономических отношений. Материалы Всерос. науч.-практич. конф. Владивосток: Дальнаука, 2016.

6. Сукнёва С.А. Демографический потенциал развития населения северного региона. – Новосибирск: Наука, 2010.

7. Сукнёва С.А. Миграционные процессы в северном регионе // Вестник Московского университета. Серия 6: Экономика. – 2010. – № 1.

8. Сукнёва С. А., Барашкова А. С. Влияние миграционных трендов на динамику брачных процессов на Северо-Востоке России // Региональная экономика: теория и практика. – 2016. – № 8.

9. Шувалова, И.К. Миграционные процессы на Дальнем Востоке России: опыт, проблемы и перспективы развития / И.К. Шувалова // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. - 2013. - № 3 (23).

10. Шувалова, И.К. Факторный анализ миграционной активности на Дальнем Востоке России / И.К. Шувалова // Вестник ЗабГУ. - 2014. - № 05 (108).

11. Шувалова, И.К. Проблемы регулирования миграции в начале XXI века / И.К. Шувалова // Вестник открытого юридического института. -2012. -№2(3).

Электронный ресурс:

12. Основные причины оттока населения // «Дальневосточный консалтинговый центр», экспертно-аналитический сайт/

Основные задачи экономического и социального развития Дальнего Востока на перспективу связаны со снижением топливно-энергетического дефицита, преодолением депрессии в отраслях специализации, развитием транспортной инфраструктуры и закреплением новых экономических отношений.

В южной зоне в перспективе будут усиливаться развитие обрабатывающих отраслей в лесном, рыбном и топливном промышленных комплексах, увеличиваться структурный вес отраслей машиностроения, обслуживающих секторы основной специализации экономики, значительно расширится и уплотнится транспортная инфраструктура, за счет строительства железных и автомобильных дорог, трубопроводных сетей, структурно оформятся и укрепятся очаги транснационального рыночного хозяйства- свободные экономические зоны, прежде всего в районе г. Находка.

Приморский край будет дальше развиваться как межотраслевой промышленно-транспортный комплекс. Сохраняя сырьевую направленность экономики в качестве поставщика сырья для цветной металлургии, рыбо- и деревоперерабатывающих отраслей, он значительно усилит перерабатывающие «этажи» экономики, включая высокотехнологичное машиностроение, производство медицинских препаратов из биологических ресурсов суши и моря. В крае может успешно развиваться гражданское судостроение, авиастроение.

Приоритетное направление развитие юга Хабаровского края связано со структурной перестройкой машиностроения в пользу создания крупного лесного машиностроения и расширения гражданских экспортно-ориентированных отраслей - судостроения и авиастроения.

В Амурской области основные направления структурной перестройки экономики области связаны с формированием на ее территории крупной энергетической базы регионального значения, включающей действующую Зейскую (1,3 млн кВт) и строящуюся Бурейскую(свыше 2 млн. кВт) ГЭС, а также новые угольные разрезы.

В структуре промышленного производства Республики Саха (Якутия) на первые места выдвигаются цветная металлургия и ТЭК. Алмазодобывающая промышленность в качестве отрасли цветной металлургии остается наиболее перспективной в Якутии. В то же время предстоит осуществить структурные сдвиги в ее развитии с целью формирования полного технологического цикла, включающего обработку ювелирных алмазов, огранку бриллиантов. В топливной промышленности намечаются добыча а в дальнейшем переработка нефти Среднеботуобинского и других месторождений, а также разработка и обустройство газоконденсатных месторождений на западе республики с целью их возможного подключения к трассе экспортного газопровода в Китай.

Камчатская область - один из богатейших биопромысловых в том числе рыбных, регионов страны, К преимуществам развития области относятся: наличие высокооснащенного рыбопромышленного комплекса в составе добывающего (траулерного) и перерабатывающего флотов, рыболовецких хозяйств, ведущих прибрежный промысел, береговых рыбо - и крабоперерабатывающих предприятий, судоремонтных заводов. Причина, тормозящая развитие экономики области, - зависимость от внешнего завоза «с материка» топлива, продовольствия и других продуктов жизнеобеспечения.

Магаданская область обладает уникальной минерально-сырьевой базой и является ведущим золотодобывающим регионом страны. По серебру в ней создана уникальная сырьевая база третьего в мире по объему разведанных запасов месторождения Дукат. Значительны промышленные запасы олова, вольфрама, меди и др. металлов, а также охотопромысловых и оленеводческих ресурсов.

Недостаток, препятствующий развитию области, - транспортная изолированность, отсутствие железнодорожной связи с другими регионами. Важное значение в дальнейшем будет иметь интенсификация основных процессов на предприятиях, разрабатывающие месторождения золота, серебра, олова и вольфрама, с целью обеспечения стабильного прибыльного производства.

Основные полезные ископаемые Чукотского АО - золото, серебро, олово, медь - являются основой его развития. Добыча золота останется ведущей отраслью специализации на перспективу, включая добычу рудного и россыпного золота на базе современных технологий и расширяющихся инвестиций. Инвестиционные проекты для округа: реконструкция Билибинской АЭС с одновременным повышением ее ядерной безопасности, геологическая разведка новых месторождений золота, а также углеводородов на шельфах Чукотского и Берингова морей, развитие дорожного строительства и систем связи. У округа неплохие перспективы сотрудничества с соседней американской Аляской, в том числе по линии рыболовства, инвестирования добычи полезных ископаемых и развития транспортных коммуникаций (в дальнейшей перспективе и через Берингов пролив).

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!