Все для предпринимателя. Информационный портал

Анализ рынка бетона в в2в сегменте. Что происходит с региональным рынком бетона

Современный рынок бетонных заводов. Основные тенденции.

В связи с мировым финансовым кризисом в IV квартале 2008 года рынок импортных бетонных заводов начал резко сокращаться. Тенденция спада в текущем году продолжилась. Только за I полугодие 2009 года ввоз бетонных заводов в страну уменьшился почти на 90%. Анализируя текущее состояние экономики можно предположить, что падение рынка продолжится в 2009-2010гг. География производителей-поставщиков сводится к 3-5 странам. Более 60% импортных бетонных заводов в прошлом году составляли заводы китайских, турецких и украинских производителей. Наибольший удельный вес импорта бетонных заводов в Россию имеют производители из Китая (30%). Доля немецких заводов на российском рынке составляет примерно 15%. В IV квартале 2008 года почти все турецкие, китайские и финские производители снизили объем ввоза на 25-90%. При этом некоторые немецкие производители, например ELBA , увеличили его. В текущем году импорт бетонных заводов на российский рынок сократился более чем в 10 раз. В то же время некоторые поставщики используют кризис для вывода на российский рынок новых торговых марок, например, ARCEN POLSKA, HONGBO (Корея).

График №1. Динамика изменения доли стран в импорте Бетонных заводов (в %, I полугодие 2007-2009гг.):

В целом, на российском рынке представлено около 20 крупных и до 40 мелких торговых марок бетонных заводов. Рынок характеризуется сильной конкурентной средой. Отмечается рост компетентности и осведомленности покупателей. Основными странами-экспортерами БСУ являются: в высоком ценовом сегменте - Германия и Финляндия, в низком ценовом сегменте - Китай и Украина.

График №2. Сравнительная динамика роста импорта Бетонных заводов по странам в первом полугодии 2008 и 2009гг. (в % к предыдущему периоду):

Группа КРАФТ ИНВЕСТ

Группа КРАФТ ИНВЕСТ является эксклюзивным дистрибьютором ELBA (Германия) на территории Российской Федерации. Объем продаж компании в 2008 года вырос на 48% по сравнению с 2007 годом. Бренд ELBA в 2008 году по объему ввоза поднялся с 5 на 3 место и удержал эту позицию в I половине 2009 года. Доля бренда на рынке бетонных заводов в сегменте премиум-класса во II квартале 2009 года оценивается в 25%. Группа КРАФТ ИНВЕСТ имеет все ресурсы для поставок бетонной техники по всей территории РФ. Развитая логистическая система позволяет доставить продукт в нужное место и в нужное время. Самые активные регионы потребления техники: Центральный, Северо-западный и Южный федеральные округа. Ассортиментная матрица ELBA достаточно широка и относится к категории премиум-класса. Перечень ведущих продуктов включает оборудование для производства и укладки бетона: бетонные заводы , отдельные модули и смесители для бетонных заводов ; бетонные насосы стационарные и на автомобильном шасси.

В номенклатуре бетонных заводов ELBA можно выделить четыре основных типа:

  • Стационарные бетонные заводы башенного типа производительностью от 100 м3/час;
  • Полустационарные бетонные заводы модульного типа производительностью от 30 до 245 м3/час;
  • Мобильные бетонные заводы производительностью от 60 до 120 м3/час;
  • Мобильные бетонные заводы компактного типа производительностью 30 м3/час.

Группа КРАФТ ИНВЕСТ одной из первых на строительном рынке России стала продвигать мобильные заводы для производства любых бетонных смесей и растворов непосредственно на строительном объекте.

Заказчик при использовании такого бетонного завода на объекте получает следующие плюсы по сравнению с обычной схемой поставок бетона:

  • Стоимость бетона ниже благодаря отсутствию расходов на доставку до объекта;
  • Возможность оперативно получить минимальный объем бетонной смеси;
  • Отсутствие необходимости «выбирать» весь объем бетоносмесителя;
  • Возможность более рационального использования другого строительного оборудования за счет подачи бетона непосредственно на строительную площадку;
  • Независимость от дорожной ситуации в городе.

Бетонные заводы стационарного типа обладают важными преимуществами. Если объекты покупателя бетонных заводов расположены так, что по дороге к ним не бывает «пробок», если он обладает большим парком автобетоносмесителей, то целесообразно иметь высокопроизводительный стационарный бетонный завод. В этом случае есть возможность приема и хранения большого объема инертных материалов и цемента, что снижает себестоимость бетона. В промышленной зоне дешевле аренда земли, электричество и т.д. Конечно же, необходимо меньшее количество персонала, которого будет достаточно для обслуживания одной БСУ, а не нескольких мобильных бетонных заводов. В этом случае достигается экономия за счет объема производства бетона. Тенденция последнего времени по увеличению использования в дорожном строительстве бетона, побудила специально разработать для российского рынка новые модели мобильных БСУ. В самое ближайшее время эти новинки поступят в продажу. Таким образом, и стационарные бетонные заводы и мобильные бетонные заводы можно с успехом использовать в зависимости от специфики бизнеса и условий применения. В данный момент дает гарантию на продукцию сроком на 24 месяца. Обеспечивается круглосуточное сервисное обслуживание с оперативным выездом на место работ и срочной доставкой запчастей. Все работы проводят сертифицированные специалисты, прошедшие обучение в Германии на заводе-производителе. В кругу наших покупателей есть строительные компании, которые расположили мобильный или полустационарный бетонный завод на строительной площадке, и есть те, кто разместили БСУ (стационарный бетонный завод) на собственной производственной базе. К первым относятся - ЗАО «ССМО «ЛенСпецСМУ» в Санкт-Петербурге и Группа компаний «Интеко» в Москве, ко вторым - ООО «Комбинат «Мосинжбетон» в Москве и ООО «СЗНК Бетон» в Санкт-Петербурге.

Сегодняшняя экономическая ситуация обуславливает стагнацию или снижение продаж. Главной свое задачей мы видим активное стимулирование спроса.Достигаем мы этого комплексом мер, в результате которых повышается привлекательность товара.

Своим клиентам мы предлагаем очень выгодные условия сотрудничества:

  1. Цены зафиксированы в рублевом эквиваленте на уровне 2008 года;
  2. Гибкие условия оплаты: мы предлагаем минимальный аванс и рассрочку платежей;
  3. Срок поставки сокращен до минимума - готовый завод со склада в Германии в течение 2 недель;
  4. Компания имеет возможность предложить потенциальному покупателю источник финансирования с вменяемой стоимостью денежных ресурсов.

Развитее событий во второй половине конца года прогнозировать сложно, т.к. все потенциальные потребители ждут осени, когда может произойти либо очередное падение экономики, либо начнется её рост. Поэтому системный спрос на данный момент на рынке отсутствует. Однако, хотелось бы добавить, что многие наши давние партнеры рассматривают возможность приобретения нового бетонного оборудования для расширения производства и в условиях дефицита ликвидности. Причем, среди наших потенциальных покупателей есть и те, кто работает с государственным финансированием, и те, кто работает на своих деньгах. Группа КРАФТ ИНВЕСТ всегда открыта для диалога со своими клиентами и участниками строительного рынка. Компания рада предоставить наилучшие условия для своих старых и новых клиентов.

11.06.2010 12:31:00

Несмотря на то, что бетон – материал серый и пыльный, есть на этом рынке и яркие краски. Например, желто-синие автобетоносмесители «Объединения 45», которое 17 апреля отметило четвертую годовщину своей работы в московском регионе. В канун знаменательной для предприятия даты корреспонденту портала Бетон.ру удалось пообщаться с руководителем «Объединения 45» в Москве Александром Сидоровым.

Александр, сегодня «Объединение 45» хорошо известно участникам рынка, а благодаря яркому автопарку, - даже неспециалистам. Как начинался выход компании в московский регион?

Бренд «Объединение 45» был создан в 2002 году в Санкт-Петербурге в результате объединения трех заводов по производству бетона, являющихся предприятиями Группы ЛСР.В 2006 году компания вышла на бетонный рынок Москвы, приобретя 4 столичных завода. В дальнейшем мы провели их полную реконструкцию в соответствии с требованиями времени. 17 апреля 2006 года в Москве была осуществлена первая продажа бетона под брендом «Объединение 45». Эту дату мы и считаем днём рождения «Объединения 45» в Москве. Сейчас «Объединение 45» - это сеть из 7 заводов в Петербурге и 4 - в столице.

На чей опыт Вы ориентируетесь в организации московского бизнеса «Объединения 45»: Ваших петербургских коллег, мировых производителей или руководствуетесь собственными московскими принципами?

Изначально работа московского «Объединения 45» была организована по принципам петербургской сети заводов. Главным из них был и остается такой подбор географического расположения растворобетонных узлов, который позволяет осуществить доставку бетона в любую точку города за оптимальное время, то есть время, в течение которого продукция сохраняет своё качество. Кроме того, из опыта коллег в Санкт-Петербурге мы переняли некоторые принципы работы с клиентами, сделали акцент на формирование крупного собственного парка автобетоносметителей. Этих общих для двух регионов правил мы придерживаемся и сегодня. В то же время рынок бетона не является глобальным, он узкорегиональный. Поэтому, безусловно, начав работу на столичном рынке, мы в ряде вопросов подстроились под региональную специфику и соблюдаем московские правила игры.

У европейских коллег мы заимствуем подходы к контролю качества бетона, использованию химических добавок в смесях, для этого регулярно изучаем опыт крупнейших производителей Франции, Германии и Финляндии. Хотя должен отметить, что европейский рынок производства и продаж бетона сильно отличается от московского. В городах Европы объём строительства и, соответственно, потребления бетона значительно ниже, чем в Москве. На первый план в европейских странах выходит высокий уровень экологичности производства. У московских производителей, ввиду значительно больших объёмов строительства в регионе, такая организация работ пока только в перспективе.

Расскажите о московской сети бетонных производств «Объединения 45»: о географии расположения заводов, оборудовании и производственных мощностях, особенностях технологий.

Московская сеть бетонных заводов «Объединения 45» состоит из 4 производственных площадок, распределенных по территории Москвы и Ближнего Подмосковья. Наши заводы находятся в юго-восточном, восточном, западном административных округах, а также в подмосковном городе Долгопрудном. Такое расположение предприятий сети позволяет нам полноценно обеспечивать доставку бетона на большинство объектов столицы. На заводах установлено современное оборудование немецкой компании «Liebherr». Суммарные производственные мощности заводов «Объединения 45» в Москве составляют 3000 м3 бетонорастворных смесей в сутки. Мы освоили выпуск всех марок бетонов, используемых в современном строительстве, в том числе высокопрочных бетонов. Благодаря современному единообразному оборудованию, установленному на заводах, все РБУ производят бетоны одинаковых составов, что позволяет использовать в одной заливке смеси разных узлов. Более подробную информацию можно найти на нашем сайте www.045m.ru

На чем основывается Ваше позиционирование? Какими конкурентными преимуществами отличается предложение «Объединения 45»?

Мы традиционно позиционируем себя как одного из крупных игроков свободного коммерческого рынка бетона Москвы. «Объединение 45» отвечает всем критериям, которые, как показывают исследования, важны для заказчика: оптимальное соотношение цены и качества продукции, ее своевременная доставка в любую точку Москвы, возможность заливки больших объёмов в короткие сроки, широкий диапазон выпускаемых марок бетонорастворных смесей. С 2009 года в концепции нашего позиционирования добавилось еще одно конкурентное преимущество - полная комплектация строительных объектов бетоном и железобетонными изделиями. Это стало возможным благодаря тесному сотрудничеству «Объединения 45» с ближайшим партнёром «Заводом ЖБИ-6» (также предприятие Группы ЛСР в Москве). Предложив заказчику комплекс услуг по производству и доставке бетона и железобетонных изделий и полной комплектации строительных объектов этими стройматериалами, два наших предприятия заняли новую позицию на рынке.

Каковы особенности работы Вашего предприятия с поставщиками сырья? Насколько развит логистический комплекс?

Базовым принципом нашей работы с поставщиками является высокий уровень контроля качества сырья. Поэтому мы используем только проверенное сырьё от крупных производителей. С 2009 года новым методом в практике «Объединения 45», позволяющим сократить издержки и привлечь новых клиентов стала работа по бартерной схеме, когда наши покупатели бетона поставляют нам сырьё: цемент, щебень, песок.

Преимуществом нашего предприятия мы считаем собственный автопарк. Жёлто-синие автобетоносмесители «Объединения 45» выделяются на фоне серых пейзажей столичных строек. Ряд производителей бетона отказываются от собственного транспорта в целях снижения затрат. Мы, напротив, стремимся поддерживать и развивать наш автопарк, т.к. считаем, что доставка продукции собственным транспортом помогает соблюдать чёткость и своевременность поставок на объект. Таким образом, если другие предприятия продают бетон, то я бы назвал наш продукт – бетон на стройке.

В этом году мы приступили к реализации проекта создания на базе автопредприятия «Объединения 45» собственной ремонтной зоны, которая будет готова обслуживать как автотранспорт нашего предприятия, так и машины сторонних заказчиков. За счёт этого проекта, надеюсь, удастся снизить затраты на ремонт автотранспорта. Мы будем рады предложениям заинтересованных сторон о совместной реализации этого проекта.

На чем строится Ваша политика ценообразования? Как экономический кризис отразился на ценах на бетон? Каков Ваш прогноз по колебанию цен на 2010 год?

Наша политика ценообразования постоянна с 2006 года - «Объединение 45» придерживается среднерыночной цены продаж. Именно этот уровень позволяет нам обеспечивать необходимое качество продукции, применяемого сырья и своевременность доставки. В период кризиса рентабельность всех бетонных производств на московском рынке, безусловно, упала, т.к. среднерыночная цена опустилась до уровня переменных затрат. В 2010 году мы ожидаем рост цен на бетон. Предпосылками для этого являются, во-первых, рост цен на сырьё, а, во-вторых, - оживление рынка строительства: с ростом спроса производители бетона захотят покрывать за счёт продаж не только переменные, но и постоянные затраты и, разумеется, задумаются о дальнейшем развитии.

Сегодняшняя ситуация является испытанием на прочность для всего бизнеса и особенно для строительного сектора. Как Вы оцениваете поддержку государства строительной индустрии? Какими мерами можно повысить ее эффективность? Какими ресурсами, по-Вашему, должен обладать производитель бетона для укрепления и развития бизнеса в ситуации экономической нестабильности?

Я считаю, что государство сегодня оказывает хорошую поддержку девелоперам и застройщикам, приобретая у них в рамках госзаказа квартиры. Это косвенным образом также поддерживает и нас. Тем не менее, хотелось бы, чтобы действие государственных программ распространялось и на производственную отрасль непосредственно, в частности, на рынок бетона. Рынок бетона в России очень изменчив: сегодня на нем доминирует покупатель и цены занижены; несколько лет назад все зависело от производителя и цены были завышены; а что будет завтра – никто точно не знает. На мой взгляд, это не приемлемо для такого неспецифичного, массового и в то же время стратегически важного для строителей товара. Здесь требуется вмешательство государства в части организации торговли с четко регламентированным правилами, позволяющими свести максимальное количество покупателей с максимальным количеством продавцов и сформировать прозрачную для обеих сторон справедливую цену. Бетон – это товар по своей сути биржевой, и введение общих для всех регламентов поведения на рынке, на мой взгляд, будет выгодно как для производителей бетона, так и для честных, платёжеспособных покупателей. К сожалению, в сложившейся ситуации производители бетона и его конечные потребители самостоятельно не способны это осознать и договориться. Хотелось бы, чтобы производство и доставка бетона стали разумным бизнесом, подчиняющимся факторам экономического характера, строящимся на добросовестном поведении всех участников.

Если говорить об укреплении позиций в сегодняшних реалиях, то торговля бетоном обеспечивает наибольшую прибыль, когда она является сопутствующим или продолжающим видом деятельности в составе другого бизнеса, например строительного или по производству сырья. В этом случае бетонный бизнес повышает уровень ликвидности и позволяет усилить позиции на смежных рынках. Так, в себестоимости строительства дома затраты на закупку бетона составляют не более 5%, а стоимость монолитной конструкции в уложенном виде уже составляет в 4-5 раз большую величину. Таким образом, сторонний поставщик бетона получит только 5%, а если строительная компания имеет своё производство бетона, то ее совокупная выручка вырастет в 4-5 раз. Аналогичные примеры можно привести и на рынке производителей сырья, обладающих растворо-бетонными узлами. Поэтому всегда, и особенно во времена кризисной нестабильности, преимущества имеют вертикально-интегрированные компании. В ближайшее время Группа ЛСР запускает цементный завод, таким образом «Объединение 45» будет работать на собственном цементе, и мы рассчитываем укрепить свои позиции на рынке Москвы.

Участвует ли предприятие в общественно-социальной деятельности?

Сегодня одним из наиболее актуальных вопросов промышленности является энергоэффективность. «Объединение 45» участвует в программе повышения энергоэффективности предприятий города Москвы. В рамках этой программы мы реализовали проекты модернизации компрессорных и насосных станций, реконструкции систем теплоснабжения, модернизации узла редукционного пара, оснащения приборами учёта электрической энергии. Также «Объединение 45» является поставщиком бетона на большое количество социально-значимых объектов. Это объекты образования, здравоохранения, транспортной инфраструктуры.

Есть ли планы в условиях кризиса инвестировать в развитие сети производств? Появятся ли в этом году новые заводы «Объединения 45» в московском регионе?

Мы развиваемся поступательно, и сейчас вектор нашего роста направлен в сторону более полной загрузки существующих мощностей. Но, безусловно, при появлении интересных предложений по приобретению новых производственных площадок, мы будем рассматривать возможность расширения сети.

Александр, Вы руководите одним из крупных сетевых производителей бетона Москвы. Как Вы пришли в бизнес производства бетона?

Я - экономист по образованию, имею опыт преподавательской и научной деятельности в одном из петербургских вузов. Моя карьера в отрасли производства строительных материалов началась в 2002 году в планово-экономическом отделе ПО «Баррикада» - крупного железобетонного предприятия Группы ЛСР в Санкт-Петербурге. В тоже время в северной столице как раз начался процесс создания «Объединения 45» путем выделения производства и доставки бетона в самостоятельный вид деятельности. На предприятиях Группы ЛСР всегда много сложной и интересной работы: успел побывать и финансовым директором и директором лизинговой компании; с 2009 г. возглавляю московские производственные предприятия Группы ЛСР: «Объединение 45» и «Завод ЖБИ-6».

Александр, мы знаем, что Вы кандидат экономических наук. Чему была посвящена Ваша диссертация, помогает ли накопленный научный опыт?

Кандидатскую защитил в 2001 году по специальности «Политэкономия». Название работы: «Взаимодействие финансового и реального секторов экономики». Содержание - сочетание макроэкономики и математики. По поводу накопленного опыта - я придерживаюсь мнения, что никто так не любит теоретизировать как заядлые практики, и никто так не практичен, как хороший теоретик.

Вы принципиальный человек? Какими правилами или принципами руководствуетесь в жизни и в бизнесе?

Мое основное правило – инвариантность: на любой вопрос, задачу, проблему стараюсь смотреть с разных сторон. В процессе работы могу изменить свою точку зрения, если появится больше аргументов в пользу другой позиции. Стараюсь всегда прислушиваться к разумным доводам. Считаю, что разносторонний, незашоренный подход способствует успешному развитию любого начинания. В целом считаю себя настойчивым в достижении цели: если решил что-то сделать, то пойду до конца.

Александр, благодарим Вас за интервью. Поздравляем Вас и Ваших коллег с днём рождения «Объединения 45» в Москве. Желаем достижения поставленных целей, дальнейшего развития и успехов!

http://www.045m.ru/


    Была ли полезна информация? да отчасти нет

    Бизнес по производству бетона считается одним из самых выгодных, поскольку спрос на него всегда большой, особенно со стороны строительного сектора. Поэтому открывать мини-завод рекомендуется в начале строительного сезона – в мае. Тогда к его завершению, ноябрю, вы сможете раскрутить производство и получить неплохой доход.

    Оценка конкуренции на рынке

    Прежде всего, бизнес-план бетонного завода должен оценить конкуренцию и выработать ценовую политику ведения дела. Основной покупатель товара – строительный бизнес, который потребляет 94% всего предлагаемого на рынке бетона. Коэффициент разницы между темпами роста строительства и производства бетона – 0,9.

    При этом производство бетонных смесей имеет ограниченную географическую направленность. В среднем возить их выгодно на расстояние около 50 км. Поэтому в первую очередь надо оценивать уровень конкуренции в вашем регионе. Как показывает практика, выиграть в конкурентной борьбе с помощью снижения цен на материал не удастся. Тем более что заводы производят примерно одинаковые марки бетонных смесей с одинаковыми характеристиками – технология их изготовления проста и доступна каждому. Уровень сбыта будет зависеть от того, насколько активно ведется строительство в вашем регионе.

    Существенную конкуренцию вам может составить продажа других строительных смесей, способных заменить бетон, и различные железобетонные сборные изделия. Единственное, что поможет выдержать конкурентную борьбу – долгосрочные отношения с потребителями.

    Формальности дела

    Бизнес-план бетонного завода в первую очередь должен предусмотреть регистрацию предприятия в качестве ООО. Во-первых, если предприятие окажется неуспешным, вы лишитесь только уставного капитала. Во-вторых, с юридическим лицом будет сотрудничать любое предприятие. Налогообложение может проходить по упрощенной или общей системе. Первую выбирают, если планируется, что прибыль предприятия будет свыше 60 млн руб. Но в таком случае надо будет полностью вести весь бухгалтерский учет.

    Для данной деятельности выбирают код ОКВЭД: 26.63 – «Производство товарного бетона». Технология изготовления обязана соответствовать таким нормам:

    • ГОСТ 18105 – 86 – «Бетоны – правила контроля прочности».
    • ГОСТ 10181-2000 – «Смеси бетонные – методы испытаний»;
    • ГОСТ 10060.0-95 – «Методы определения морозостойкости»;
    • ГОСТ 27006-86 – «Бетоны. Правила подбора состава»;
    • ГОСТ 26633-91 – «Бетоны тяжелые и мелкозернистые. ТУ»;

    Особенности бизнеса

    Реализации бетонных смесей характерна существенная проблема – транспортировка товара на объекты. Его надо быстро довести и сгрузить, пока он не затвердел, и при этом он имеет низкую стоимость единицы массы. На объект его доставляют в специальных автомобилях-бетоносмесителях. Или же готовят бетонные формы, которые застывают на заводе, а потом доставляются на объект.

    Желательно его производить прямо на месте строительства. Именно поэтому рынок сбыта товара крайне ограничен.

    Сырье

    Технология приготовления бетонных смесей в классическом варианте потребует использования таких компонентов:

    • Вода – чистая, без примесей. Количество определяется на основе влажности других составляющих.
    • Балласт – так называемая общая смесь, песочно-гравийная. Оптимальные пропорции – часть песка речного к трем частям гравия.
    • Щебень – это может быть дробленый гравий, желательно горных пород с диаметром свыше 5 мм. Можно использовать шлаки.
    • Песок, соответствующий ГОСТу 8736-93, не более 0,5 мм в диаметре песчинок.
    • Цемент – основа смеси, вяжущее вещество. Порошок серого цвета, который кристаллизуется и застывает после увлажнения.

    Оборудование для производства

    Несмотря на то, что технология изготовления строительной смеси простая, обычно устанавливают специальные линии производства, которые полностью автоматизированы. Они позволяют в точности придерживаться установленной рецептуры. В состав такой лини входят следующие агрегаты (стоимость – тыс. руб.):

    • Кабина, где размещен пульт управления (100).
    • Дозаторы отдельно для воды и отдельно для цемента (150).
    • Конвейер пластинчатый (50).
    • Погрузчик рельсовый (80).
    • Конвейер выхода возвратный (95).
    • Подъемник (50).
    • Снижатель (100).
    • Конвейер ленточный производительностью 50 м3/час (90).
    • Дозатор заполнителей бетона основного (320).
    • Дозатор заполнителей бетона лицевого (260).
    • Шнек (135).
    • Смеситель бетона основного (46,5).
    • Смеситель бетона лицевого (43,3).
    • Силос на 60 тонн 40 м3 (477,9).

    На закупку оборудования придется выделить около 2 млн руб.

    Краткий бизнес-план

    Технология изготовления этого строительного материала предполагает зонирование производственных площадей на следующие части:

    • Вспомогательные помещения.
    • Административно-бытовое.
    • Сырьевой склад.
    • Котельная.
    • Склад цемента.

    Большинство помещений необходимо строить и ремонтировать. Затраты на эти работы составят около 280 млн руб.

    Самыми популярными марками цемента, с которых рекомендуется начинать свое дело, являются: тяжелый бетон марки М 250 и марки М 350. Годовой объем первого должен составлять не менее 360 тыс. м3, второго – 640 тыс. м3.

    Расходы на сырье

    Этот вид затрат рассчитывается из того, сколько компонентов на единицу продукции требует конкретная технология производства, или какой будет объем производства в год.

    Технология изготовления бетона марки М 250 потребует такого количества компонентов в год:

    • песок – 16,5 тыс. м3.
    • щебень – 28,8 тыс. м3;
    • цемент – 13,86 млн тонн;

    Марка М-350:

    • песок – 28,8 тыс. м3.
    • щебень – 48 тыс. м3;
    • цемент – 26,88 млн тонн;

    Всего для закупки сырьевых компонентов этих двух марок в год понадобится около 553 770 000 руб.

    Марка бетона Массовый состав,Ц:П:Щ (кг) Объемный состав на10л цемента, П:Щ (л) Кол-во бетона из10л цемента (л)
    М100 1:4,6:7,0 41:61 78
    М150 1:3,5:5,7 32:50 64
    М200 1:2,8:4,8 25:42 54
    М250 1:2,1:3,9 19:34 43
    М300 1:1,9:3,7 17:32 41
    М400 1:1,2:2,7 11:24 31
    М450 1:1,1:2,5 10:22 29

    Другие затраты

    Небольшое производство должны обслуживать 49 человек. Ставки по зарплате на год будут выглядеть так:

    • 4 водителя – 960 000 руб.;
    • 10 рабочих блока вспомогательных служб – 2 400 000 руб.;
    • 9 рабочих склада заполнителей – 3 240 000 руб.;
    • 12 рабочих склада цемента – 4 320 000 руб.;
    • 9 рабочих бетоносмесительного цеха – 4 320 000 руб.;
    • 5 человек административно-управленческого персонала – 4 800 000 руб.

    На оплату их труда следует выделить 20 040 000 руб. в год. Кроме этого, необходимо учесть расходы на использование техники, цеховые и общезаводсткие – всего около 2 385 836 500 руб. за год.

    Размеры прибыли

    С реализации бетона марки М 250 за год можно выручить 1 404 000 000 руб. Реализация марки М 350 принесет еще 2 624 000 000 руб. Без учета НДС за год получить можно 3 302 960 000 руб., а с учетом всех вычет – 917 123 500 руб.

    По оценкам специалистов рентабельность такого предприятия достигает уровня 38%. Окупиться вложения могут уже за четыре месяца.

    Многие говорят о том, что этот год будет не самым простым для строительной отрасли. И рынок бетона, безусловно, не исключение. Уже сейчас мы наблюдаем гиперконкуренцию: мощностей по бетону в регионе примерно в 4 раза больше, чем требуется.

    Этот рынок продолжает сужаться. Но радует то, что все же падение меньше, чем могло быть в текущих условиях. Производители опасались, что в I квартале спад рынка составит 30%, но он составил всего около 16%. И этой весной рынок немного оживился. Можно привести статистику, согласно которой общие отгрузки января 2016 года были ниже аналогичных показателей 2015 года на 34%. А уже в марте они оказались всего на 4% меньше прошлогодних показателей. Емкость рынка товарного бетона и раствора в 2015 году сократилась с 6,1 млн до 5,6 млн м3.

    Одна из проблем, с которой мы, производители и даже заказчики, должны бороться, - некачественная продукция. Чтобы выжить, некоторые компании начинают продавать совершенно некачественный бетон по заниженным ценам. А все знают, что демпинг с ущербом качеству ни к чему хорошему не приводит. Особенно если речь идет о бетоне, из которого состоит примерно 60% здания. Да, застройщики вынуждены экономить, поэтому хотят, чтобы цены на строительные материалы не росли даже несмотря на то, что производители начинают работать в ноль. Но что мы будем делать, если это все в итоге повлияет на безопасность строительства? Кто может гарантировать, что здания из этого бетона будут долговечными и с ними ничего не произойдет? Никто!

    Более того, понимая, на чем недобросовестные производители "экономят", мы опасаемся, что срок службы построек из такого "материала" составит 5–7 лет, после чего начнутся разрушения. Поэтому я бы советовал строительным компаниям быть аккуратнее. И выбирать производителей, зарекомендовавших себя на рынке, которые никогда не будут работать в ущерб качеству. Как бороться с этой ситуацией - вопрос открытый. Один из вариантов - добровольная сертификация бетонных производств, создание реестра производителей и мониторинг качества бетона на стройках. Причем надежные компании обязательно подадут данные в такой реестр. И это поможет обезопасить застройщиков от риска покупки недоброкачественного бетона.

    Ожидать изменений в расстановке лидеров рынка не стоит, поскольку крупные игроки не планируют терять наработанные годами позиции. Так, " " как по итогам прошлого года, так и по итогам I квартала 2016 года занимает первое место. И мы рассчитываем не только закрепить, но и увеличить этот показатель благодаря механизму кросс–продаж и имеющимся возможностям на смежных рынках строительных материалов. В этом году можно точно сказать, что мелкие и средние заводы будут приостанавливать производство в ожидании "оттепели" на рынке бетона. А когда настанут лучшие времена - вернутся к работе.

    Производители бетона вышли на докризисный уровень сбыта. В планах запуск новых мощностей. Какова в общем и целом ситуация в этом сегменте строительно-промышленного рынка петербургского региона?

    Клубок проблем

    По оценкам экспертов, рынок бетона характеризуется неоднородностью и высокой конкуренцией, отсутствует информационная обеспеченность производителей бетона, меняются нормативные документы (ГОСТ и СНиП), но мало кто из производителей об этом знает. На рынке присутствуют фирмы-однодневки с низким уровнем профессионализма. Нередко строители экономят на всем, в том числе и на лабораториях, призванных вести входной контроль строительных материалов. От такой ситуации страдают производители качественного бетона, поскольку не могут противостоять этому демпингу.

    На качество бетонной продукции влияют следующие факторы, связанные с сырьевой составляющей:

      несоответствие фактического качества заполнителей сертификатам и паспортам;

      появление полукустарных производств добавок с сомнительным качеством продукта;

      смешивание разной продукции в цементный коктейль при поставке с элеваторов.

    В числе ключевых проблем специалисты называют отсутствие системы подготовки кадров в отрасли, соответствующей новым требованиям, резкое сокращение научных кадров и количества учебных центров переподготовки специалистов, ограничение притока молодых ученых. Развал отечественной строительной науки привел к сокращению количества научных институтов. На многих производствах отсутствует информационная составляющая по проблемам качества производства бетона, нет и оперативного реагирования на разрабатываемые НИИ рекомендации по устранению замеченных в производстве проблем. На этом фоне наблюдается рост спроса на товарный бетон, что оценивается как посткризисный тренд.

    Так, по оценкам ЗАО «ЛСР-Базовые», в 2011 г. емкость петербургского рынка составила 4,8 млн куб. м товарного бетона и растворов. В 2012 г. спрос вырос примерно на 20%. При этом многие эксперты зачастую не учитывают долю мелких производителей, а между тем их присутствие ощутимо. Есть все основания утверждать, что в 2012 г. рынок вышел на докризисный уровень по основным показателям.

    Зигзаги конкуренции

    Конкуренция на рынке бетона выше, чем во многих других отраслях. Например, в Санкт-Петербурге работает более 120 бетоносмесительных узлов (БСУ). Около половины из них принадлежат известным на рынке компаниям, а объемы остальных производителей незначительны.

    За последние два года тройка лидеров остается неизменной: это «Объединение 45» (которое недавно вошло в состав ЗАО «ЛСР-Базовые»), «Беатон» и «Ленстройдеталь».

    Новых производств за последние годы запущено не много. Чаще меняли собственников действующие заводы, что было связано с тяжелой экономической ситуацией.

    Событием для отрасли стало банкротство крупной компании «СЗНК-Бетон»и появление на его месте нового игрока — «Такси Бетон». Фирме принадлежат две производственные площадки в Санкт-Петербурге мощностью 250 куб. м бетона в час. Новые хозяева появились и у крупной компании «Ленстройдеталь». Несмотря на все перипетии со сменой владельцев, фирма смогла сохранить сильные позиции на рынке товарного бетона.

    Производители подчеркивают, что в минувшие годы не было потребности в новых мощностях, но теперь этот вопрос опять становится актуальным в связи с тем, что существенно увеличилась доля проектов комплексного освоения территорий. Примерно 55% товарного бетона по-прежнему идет на нужды жилищных строек.

    Цена и…

    Что же касается цен на продукцию, то они выросли незначительно, причем этот рост в сезон 2012 г. был вызван не столько увеличением стоимости сырья, сколько искусственным дефицитом, связанным с неритмичностью ж/д поставок.

    Как отмечают аналитики, идея разделения парка подвижного состава и транспортной инфраструктуры в условиях несформированной конкурентной базы привела к тому, что потребитель стал платить за доставку своих грузов как минимум дважды. Первый раз — по транспортному тарифу РЖД за перевозку, второй раз — ПГК или другому арендодателю за предоставление вагонов. Положение усугубилось еще тем, что владельцы вагонов передали их в долгосрочную аренду посредникам, тарифы которых уже никак не регулируются государством. И сегодня прибыль таких компаний зачастую превосходит прибыль производителей. Таким образом, в отличие от объемов сбыта, цены на бетон пока не вернулись на докризисный уровень.

    По данным исследовательской компании «Решение», весной 2012 г. самая популярная марка B25 стоила в среднем 3 481 руб. за куб. м. Это намного ниже докризисного 2008 г. Согласно данным Регионального центра по ценообразованию в строительстве (РЦЦС), в 2009 г. товарный бетон подешевел примерно на 50%, в 2010-м — еще на 17%, в 2011 г. на волне всеобщего подъема цены ожидаемо пошли вверх, и по итогам года производители отыграли около 25%.

    Бетон дорожает в первую очередь из-за повышения цен на цемент. В 2012 г. не отмечено значительного роста. В ближайшей перспективе возможны небольшие колебания из-за подорожания сырьевых материалов или роста тарифов на перевозку. Эксперты напоминают, что в минувшие годы в разгар сезона неоднократно возникали проблемы с поставками цемента (главного сырьевого материала), однако теперь ситуация должна измениться.

    Качество

    Сегодня строители активно обсуждают проблему контроля качества бетона. Когда резкий запах нашатырного спирта появился во многих новостройках Санкт-Петербурга, производители не остались в стороне от скандала. Было очевидно, что источник кроется именно в бетоне.

    Поначалу бытовала версия, что во всем виновата добавка «Цемактив». Однако запах обнаружили и на тех объектах, где эта добавка не применялась. Единой версии до сих пор нет. Многие эксперты констатируют, что проблема заключается в неверной дозировке компонентов бетонной смеси. Косвенные признаки причины: ослабление контроля качества и, возможно, стремление какого-либо из подрядчиков сэкономить в период строительства.

    Впрочем, как указывают специалисты, решение проблемы качества нужно начинать не с производителей бетона, а с производителей сырья. Для этого необходимо обеспечить стабильность его поступления. Кроме того, чрезвычайно важно правильно организовать входной контроль всех компонентов, включая добавки для бетона, среди которых есть и откровенные фальсификаты.

    Предприятие, рассчитывающее выпустить на рынок качественный бетон, должно проводить поэтапный контроль качества бетонной смеси на всех технологических переделах. Даже неспециалисты знают: конечное качество бетона во многом зависит от качества исходного сырья. Но это как раз одна из проблем.

    Как уже говорилось выше, производители бетона вынуждены использовать цементы нескольких поставщиков сразу, ведь их продукция отличается химическим и минералогическим составом, сроками схватывания, темпами набора прочности, а также требует разной температуры и тепловлажностной обработки. Невозможно получить бетонную смесь стабильно хорошего качества, если она изготовлена из цементного коктейля и нерудных материалов, из которых поставщик отсеял мелкую фракцию для последующей ее перепродажи.

    Качество цемента остается сегодня основной проблемой строительства. Переход на европейскую маркировку совсем не означает, что цемент стал обладать таким же качеством. Отмена таможенных пошлин привела к насыщению рынка импортным цементом, что положительно повлияло на ценовую политику цементных монополистов.

    Не лучше ситуация и с заполнителями. Переход карьеров в руки множества мелких собственников, не имеющих возможности создать обогатительную фабрику на карьере, приводит к выпуску сырья низкого качества, не отвечающего НТД. В связи со сложившейся ситуацией — ограниченностью сырьевых ресурсов — практически невозможно получить с карьера заполнители требуемого качества. Если сегодня лаборатория завода на входном контроле выполнит требования ГОСТ по заполнителям, то завод останется без материалов.

    Фактическое качество заполнителей не соответствует сертификатам и паспортам. Необходимо выводить на новый уровень взаимоотношения производителй и потребителей продукции предприятия. Сегодня поставки материалов на завод идут через цепочку многочисленных транспортно-экспедиторских и посреднических организаций. Применение гусеничной техники, как правило, приводит к измельчению щебня и, соответственно, ухудшению его качественных характеристик, а цемэлеваторов — к образованию коктейля из разносортного цемента.

    Гарантией удовлетворения растущей потребности в бетоне, особенно монолитном, являются достигнутые во многих странах успехи в создании новых видов бетонов, отвечающих современным требованиям в строительстве, в частности: полимербетонов с использованием полимерных смол и других материалов в качестве модификаторов бетонной смеси, бетонов на основе более высокопрочных цементов, обладающих улучшенными свойствами, обеспечивающими повышение прочности на растяжение, а также бетонов с повышенной упругостью и долговечностью при высокой степени удобоукладываемости.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!