Все для предпринимателя. Информационный портал

Основные инструменты денежно-кредитной политики. Денежно-кредитная политика: ее цели и инструменты

Методы денежно-кредитной политики – это совокупность способов, инст­рументов воздействия субъектов денежно-кредитной политики на объекты денежно-кредитной политики для достижения поставленных целей. Мето­ды проведения повседневной денежно-кредитной политики называют также тактическими целями денежно-кредитной политики.Это воздействие осу­ществляется с помощью соответствующих инструментов. Под инструментом денежно-кредитной политики понимают средство, способ воздействия центрального банка как органа денежно-кредитного регулирования на объ­екты денежно-кредитной политики.

В рамках денежно-кредитной политики применяются прямые и косвенные методы.

Прямые методы денежно-кредитной политики носят характер административных мер в форме различ­ных директив центрального банка, касающихся объема денежного предложения и цен на финансовом рынке. Реализация этих мер дает наиболее быстрый эффект с точки зрения контроля центрального банка над ценой или максимальным объ­емом депозитов и кредитов, особенно в условиях экономического кризиса. Одна­ко со временем прямые методы воздействия в случае «неблагоприятного» с точки зрения хозяйствующих субъектов воздействия на их деятельность могут вызвать перелив, отток финансовых ресурсов в «теневую» экономику или за рубеж.

Косвенные методы денежно-кредитной политики регулирования денежно-кредитной сферы воздейству­ют на поведение хозяйствующих субъектов при помощи рыночных механиз­мов. Естественно, что эффективность использования косвенных методов тесно связана с уровнем развития денежного рынка. При переходной экономике, особен­но на первых этапах преобразований, используются как прямые, так и косвенные инструменты с постепенным вытеснением первых вторыми.

Помимо прямых икосвенных различают общие и селективные методы осу­ществления денежно-кредитной политики центральных банков.

Общие методы являются преимущественно косвенными и оказывают влия­ние на денежный рынок в целом.

Селективные методырегулируют конкретные виды кредита и носят в основ­ном директивный характер. Их применение связано с решением частных задач, таких, как ограничение выдачи ссуд некоторыми банками или ограничение выда­чи отдельных видов ссуд, рефинансирование на льготных условиях отдельных коммерческих банков и т.д. Используя селективные методы, центральный банк сохраняет за собой функции централизованного перераспределения кредитных ресурсов, несвойственных центральным банкам стран с рыночной экономикой, поскольку они искажают рыночные цены и распределение ресурсов, сдерживают конкуренцию на финансовых рынках. Применение в практике центральных банков селективных методов воздействия на деятельность коммерческих банков типич­но для экономической политики, проводимой на стадии циклического спада, в условиях резкого нарушения пропорций воспроизводства.

В мировой экономической практике центральные банки используют следу­ющие основные инструменты денежно-кредитной политики:

Изменение норматива обязательных резервов или так называемых резерв­ных требований;

Процентную политику центрального банка, т.е. изменение механизма заимствования средств коммерческими банками у центрального банка или депо­нирования средств коммерческих банков в центральном банке;

Операции с государственными ценными бумагами на открытом рынке.

Обязательные резервы представляют собой процентную долю от обязательств коммерческого банка. Эти резервы коммерческие банки обязаны хранить в центральном банке. Исторически обязательные резервы рассматривались центральными банками как экономический инструмент, обеспечивающий коммерческим банкам достаточную ликвидность в случае массового изъ­ятия депозитов, позволяющий предотвратить неплатежеспособность ком­мерческого банка и тем самым защитить интересы его клиентов, вкладчиков и корреспондентов. Однако в настоящее время изменение нормы обяза­тельных резервов коммерческих банков, или резервных требований, исполь­зуется как наиболее простой инструмент, применяемый в целях наиболее быстрой настройки денежно-кредитной сферы. Механизм действия данно­го инструмента денежно-кредитной политики заключается в следующем:

Если центральный банк увеличивает норму обязательных резервов, то это приводит к сокращению избыточных резервов коммерческих банков, которые они могут использовать для проведения ссудных операций. Соответственно это вызы­вает мультипликационное уменьшение денежного предложения, поскольку при изменении норматива обязательных резервов меняется величина депозитного мультипликатора;

При уменьшении нормы обязательных резервов происходит мультипли­кационное расширение объема предложения денег.

Этот инструмент монетарной политики является, по мнению специалис­тов, наиболее мощным, но достаточно грубым, поскольку воздействует на основы всей банковской системы. Даже незначительное изменение нормы обязательных резервов способно вызвать существенные изменения в объеме банковских резер­вов и привести к модификации кредитной политики коммерческих банков.

Изменение норматива обязательных резервов влияет на денежное пред­ложение посредством мультипликатора. Все остальные инструменты денежно-кредитной политики непосредственно воздействуют на размер денежной базы.

Увеличение денежной базы приводит частично к росту количества денег на руках населения, частично к увеличению вкладов в коммерческих банках. Это в свою очередь влечет за собой усиление процесса мультипликации и расшире­ние объема денежной массы на величину большую, чем денежная база.

Процентная политика центрального банка проводится по двум направле­ниям: регулирование займов коммерческих банков у центрального банка и депозитная политика центрального банка, которая еще может быть наз­вана политикой учетной ставки или ставки рефинансирования.

Ставка рефинансирования – это процент, под который Центральный банк предоставляет кредиты финансово устойчивым коммерческим банкам, выступая как кредитор в последней инстанции.

Учетная ставка – процент (дисконт), по которому Центральный банк учиты­вает векселя коммерческих банков, что является разновидностью их кредитова­ния под залог ценных бумаг.

Учетную ставку (ставку рефинансирования) устанавливает Центральный банк. Уменьшение ее делает для коммерческих банков займы дешевыми. При полу­чении кредита коммерческими банками увеличиваются их резервы, вызывая муль­типликационное увеличение количества денег в обращении. И наоборот, увеличе­ние учетной ставки (ставки рефинансирования) делает займы невыгодными. Более того, некоторые коммерческие банки, имеющие заемные средства, пытаются воз­вратить их, так как эти средства становятся очень дорогими. Сокращение банков­ских резервов приводит к мультипликационному сокращению денежного пред­ложения.

Определение размера учетной ставки – один из наиболее важных аспектов кредитно-денежной политики, а изменение учетной ставки выступает показате­лем изменений в области кредитно-денежного регулирования. Размер учетной ставки обычно зависит от уровня ожидаемой инфляции и в то же время оказывает на инфляцию большое влияние. Когда центральный банк намерен смягчить или ужесточить кредитно-денежную политику, он снижает или повышает учетную (процентную) ставку. Банк может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки. Процентные ставки центрального банка необяза­тельны для коммерческих банков в их взаимоотношениях с клиентами и с други­ми банками. Однако уровень официальной учетной ставки является для коммер­ческих банков ориентиром при проведении кредитных операций.

Вместе с тем именно использование этого инструмента показывает, что результаты денежно-кредитной политики слабо предсказуемы. Например, сни­жение ставки рефинансирования рассматривается как мера, приводящая к рас­ширению денежного предложения. Однако снижение ставки рефинансирования влияет на рыночную ставку процента, которая снижается, следовательно, увели­чивается спрос на наличные деньги и другие активы, спрос на которые находит­ся в обратной зависимости от уровня процентной ставки. В свою очередь спрос на депозиты снижается – мультипликатор уменьшается, но как и в каком периоде снижение ставки рефинансирования повлияет на банковский мультипликатор, сказать трудно. Поэтому в денежно-кредитной политике следует различать кратко­срочные и долгосрочные периоды. В краткосрочном периоде снижение ставки рефинансирования является «расширительной» мерой, в долгосрочном – сдер­живающей.

Депозитные операции Центрального банка позволяют коммерческим банкам получать доход от так называемых свободных, или избыточных, резервов, а Центральному банку дают возможность влиять на размер денежного предложения.

Операции Центрального банка на открытом рынке в настоящее время явля­ются в мировой экономической практике основным инструментом денеж­но-кредитной политики. Центральный банк продает или покупает по зара­нее установленному курсу ценные бумаги, в том числе государственные, формирующие внутренний долг страны. Этот инструмент считается наи­более гибким инструментом регулирования кредитных вложений и ликвид­ности коммерческих банков.

Операции центрального банка на открытом рынке оказывают прямое влия­ние на объем свободных ресурсов, имеющихся у коммерческих банков, что сти­мулирует либо сокращение, либо расширение объема кредитных вложений в эко­номику, одновременно влияя на ликвидность банков, соответственно уменьшая или увеличивая ее. Такое воздействие осуществляется посредством изменения центральным банком цены покупки у коммерческих банков или продажи им цен­ных бумаг. При жесткой рестрикционной политике, результатом которой должен стать отток кредитных ресурсов с ссудного рынка, центральный банк уменьшает цену продажи или увеличивает цену покупки, тем самым увеличивая или умень­шая ее отклонение от рыночного курса.

Если центральный банк покупает ценные бумаги у коммерческих банков, он переводит деньги на их корреспондентские счета; таким образом увеличиваются кредитные возможности банков. Они начинают выдавать ссуды, которые в форме безналичных реальных денег входят в сферу денежного обращения, а при необхо­димости трансформируются в наличные деньги. Если центральный банк продает ценные бумаги, то коммерческие банки со своих корреспондентских счетов оплачи­вают такую покупку, тем самым уменьшая свои кредитные возможности, связан­ные с эмиссией денег.

Операции на открытом рынке проводятся центральным банком обычно сов­местно с группой крупных банков и других финансово-кредитных учреждений. Схема осуществления этих операций следующая.

1. Предположим, что на денежном рынке наблюдается излишек денежной массы в обращении и центральный банк ставит задачу ограничить или ликвиди­ровать этот излишек. В данном случае центральный банк начинает активно предлагать государственные ценные бумаги на открытом рынке банкам или населе­нию, которые покупают правительственные ценные бумаги через специальных дилеров. Поскольку предложение государственных ценных бумаг увеличивается, их рыночная цена падает, а процентные ставки по ним растут, соответственно воз­растает их привлекательность для покупателей. Население (через дилеров) и банки начинают активно скупать правительственные ценные бумаги, что приводит в конеч­ном счете к сокращению банковских резервов. Сокращение объема банковских резервов в свою очередь приводит к уменьшению предложения денег в пропор­ции, равной банковскому мультипликатору. При этом процентная ставка растет.

2. Предположим теперь, что на денежном рынке существует недостаток денежных средств в обращении. В этом случае центральный банк проводит поли­тику, направленную на расширение денежного предложения, а именно централь­ный банк начинает скупать правительственные ценные бумаги у банков и населе­ния по выгодному для них курсу. Тем самым центральный банк увеличивает спрос на государственные ценные бумаги. В результате их рыночная цена возрастает, а процентная ставка по ним падает, что делает казначейские ценные бумаги непри­влекательными для их владельцев. Население и банки начинают активно прода­вать государственные ценные бумаги, что приводит в конечном счете к увеличению банковских резервов и (с учетом мультипликационного эффекта) денежного пред­ложения. При этом процентная ставка падает.

Можно отметить непредсказуемость результатов денежно-кредит­ной политики в связи с тем, что открытый рынок – это финансовый рынок. Рост продаж на открытом рынке приводит к увеличению предложения финансовых активов, следовательно, к росту процентных ставок. В свою очередь рост процент­ных ставок отразится на увеличении мультипликатора, что отчасти погасит эффект снижения денежной базы. И наоборот, операции покупки на открытом рынке могут привести к увеличению спроса на финансовые активы, снижению процентных ставок и мультипликатора.

Рассмотренные инструменты денежно-кредитной политики используются Центральным банком обычно в комплексе в соответствии с целью денежно-кре­дитной политики . Оптимальная комбинация инструментов денежно-кредитной политики зависит от стадии развития и структуры финансовых рынков, роли цен­трального банка в экономике страны. Например, политика учетных ставок (ставок рефинансирования), занимая второе по значению место после политики централь­ного банка на открытом рынке, проводится обычно в сочетании с операциями цен­трального банка на открытом рынке. Так, при продаже государственных ценных бумаг на открытом рынке в целях уменьшения денежного предложения централь­ный банк устанавливает высокую учетную ставку (выше доходности ценных бумаг), что ускоряет процесс продажи коммерческими банками государственных ценных бумаг, поскольку им становится невыгодно восполнять резервы займами у центрального банка, и повышает эффективность операций на открытом рынке. И наоборот, при покупке центральным банком государственных ценных бумаг на открытом рынке он резко понижает учетную ставку (ниже доходности ценных бумаг). В этой ситуации коммерческим банкам выгодно занимать резервы у цен­трального банка и направлять имеющиеся средства на покупку более доходных государственных ценных бумаг. Расширительная политика центрального банка становится более эффективной.

Кроме рассмотренных выше традиционных денежно-кредитных инструмен­тов в рамках денежно-кредитной политики может использоваться и установление ориентиров роста денежной массы, а также валютное регулирование.

Управление наличной денежной массой – регулирование обращения наличных денег, эмиссия, организация их обра­щения и изъятия из обращения, осуществляемые Центральным банком.

Пример 1. Из российской практики: регулирование наличной денежной массы. В условиях, когда в России, по существу, был один Государственный банк, не воз­никала проблема кредитных ресурсов для его филиалов, ибо эти ресурсы автомати­чески создавались благодаря функционированию системы межфилиальных оборо­тов. В этот период Правительство строго планировало и лимитировало превращение депозитной эмиссии в банкнотную, т.е. превращение безналичных денег в наличные, так как в России бытовало мнение, что в денежном обращении циркулируют только наличные деньги, а движение по банковским счетам – это лишь обращение банков­ских записей, но не денег. Современная деятельность Банка России в области регулирования денежного обращения и использования его в качестве инструмента стабилизации экономики непосредственно связана с вхождением нашей страны в международное экономиче­ское сообщество и содействием с его стороны развитию российской экономики.

В настоящее время Банк России проводит прогнозные расчеты кассовых оборо­тов, целью которых является определение потребности в наличных деньгах по стране в целом, по регионам и банкам. С помощью таких расчетов определяются объем и источники поступления наличных денег в кассы коммерческих банков и оборотные кассы Банка России, размеры и укрупненные направления выдачи наличных денег орга­низациям и гражданам, а также налично-денежный эмиссионный результат, т.е. сумма выпуска наличных денег в обращение или их изъятия из обращения.

Валютное регулирование в качестве инструмента денежно-кредитной поли­тики стало применяться центральными банками с 30-х годов XX века как реакция на «бегство капиталов» в условиях экономического кризиса и Вели­кой депрессии. Под валютным регулированием понимается управление валютными потоками и внешними платежами, формирование валютного курса национальной денежной единицы. На валютный курс оказывает влия­ние множество факторов: состояние платежного баланса, экспорта и импор­та, доля внешней торговли в валовом внутреннем продукте, дефицит бюд­жета и источников его покрытия, экономическая и политическая ситуации и др. Реальный в конкретных условиях валютный курс может быть опреде­лен в результате свободных предложений по купле и продаже валюты на валютных биржах. Эффективной системой валютного регулирования является валютная интервенция. Она заключается в том, что Центральный банк вмешивается в операции на валютном рынке с целью воздействия на курс национальной валюты путем купли или продажи иностранной валю­ты. Для повышения курса национальной валюты центральный банк продает иностранную валюту, для снижения этого курса скупает иностранную валю­ту в обмен на национальную. Центральный банк проводит валютные интер­венции для того, чтобы максимально приблизить курс национальной валюты к его покупательной способности и в то же время найти компромисс между интересами экспортеров и импортеров. В некотором занижении курса национальной валюты заинтересованы фирмы-экспортеры, они обеспечива­ют основную часть поступающей валютной выручки. В некотором завыше­нии курса национальной валюты заинтересованы предприятия, получающие сырье, материалы, комплектующие детали из-за рубежа, а также отрасли промышленности, производящие продукцию, которая неконкурентоспособ­на по сравнению с иностранной продукцией.

1 . Методы денежно-кредитной политики ЦБ РФ.

2. Инструменты денежно-кредитной политики ЦБ РФ.

1. Методы денежно-кредитной политики цб рф

Основными методами денежно-кредитной политики ЦБ РФ являются:

    Административные методы. К ним относятся прямые ограничения и лимиты, такие как:

    квотирование отдельных видов активных и пассив­ных операций;

    введение лимитов на выдачу ссуд разных категорий;

    ограничение на открытие различных филиалов и от­делений;

    лимитирование процентных ставок, тарифов за ока­зание различных видов услуг.

    Экономические методы. К ним относятся мероприя­тия, использование которых не предполагает установление прямых запретов, например, такие:

    налоговые;

    нормативные (отчисления в фонд регулирования кредитных ресурсов, коэффициенты ликвидности и достаточности банковского капитала, а также другие виды отчислений).

    Нормативные методы. К ним относятся:

    коэффициенты ликвидности и достаточности бан­ковского капитала;

    нормативы отчисления в фонды кредитных органи­заций.

2. Инструменты денежно-кредитной политики цб рф

Основными инструментами денежно-кредитной полити­ки Банка России в соответствии со ст. 35 ФЗ «О Централь­ном банке (Банка России)» являются:

    процентные ставки по операциям Банка России;

    нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);

    операции на открытом рынке;

    рефинансирование кредитных организаций;

    валютные интервенции;

    установление ориентиров роста денежной массы;

    прямые количественные ограничения;

    эмиссия облигаций от своего имени.

1. Процентные ставки по операциям. Банк России может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки.

Процентные ставки Банка России представляют собой минимальные ставки, по которым Банк России осуществ­ляет свои операции. В зависимости от величины учетного процента строится система процентных ставок коммерче­ских банков, что влияет на удешевление или удорожание кредита.

Центральный банк регулирует уровень процентных ста­вок двояким образом:

    через фиксацию ставок по предоставлению коммер­ческим банкам кредитов;

    через контроль над ставками кредитных учреждений.

Банк России использует процентную политику для воз­действия на рыночные процентные ставки в целях регули­рования денежной массы в обращении.

2. Нормативы обязательных резервов. Сущность этой политики заключается в установлении Центральным бан­ком норм обязательных минимальных резервов кредит­ным институтам в виде определенного процента от суммы их депозитов, которые хранятся на беспроцентном счете в Центральном банке.

Как инструмент денежной политики минимальные ре­зервы выполняют двоякую роль: служат текущему регули­рованию ликвидности на денежном рынке и одновременно играют роль тормоза эмиссии кредитных денег коммерче­ским банкам.

Нормативы обязательных резервов не могут превышать 20% обязательств кредитной организации и могут быть дифференцированными для различных кредитных органи­заций. Нормативы обязательных резервов не могут быть единовременно изменены более чем на пять пунктов.

Механизм обязательных резервов используется как ин­струмент кредитной политики практически во всех разви­тых странах.

При нарушении нормативов обязательных резервов Банк России имеет право списать в бесспорном порядке с корреспондентского счета кредитной организации, откры­того в Банке России, сумму недовнесенных средств, а так­же взыскать с кредитной организации в судебном порядке штраф в размере, установленном Банком России.

3. Операции на открытом рынке - купля-продажа Бан­ком России казначейских векселей, государственных об­лигаций, прочих государственных ценных бумаг, облига­ций Банка России, а также краткосрочные операции с указанными ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки.

Если Центральный банк продает ценные бумаги на от­крытом рынке коммерческим банкам, т-е остатки средств на корреспондентских счетах, открытых этими банками в Центральном банке, уменьшаются на величину купленных средств. Как следствие, сокращаются возможности ком­мерческих банков по предоставлению кредитов своим клиентам, что приводит к сокращению денежной массы в обращении.

Если Центральный банк покупает ценные бумаги у ком­мерческих банков, то он зачисляет соответствующие сум­мы на их корреспондентские счета. У коммерческих бан­ков появляется возможность расширить свои операции по предоставлению кредитов.

Воздействие Центрального банка заключается в том, что, изменяя процентные ставки на открытом рынке, банк создает выгодные условия кредитным институтам по по­купке или продаже государственных ценных бумаг для увеличения своей ликвидности.

Операции на открытом рынке - это наиболее гибкий метод регулирования ликвидности и кредитных возмож­ностей банков, а также денежного рынка.

4. Рефинансирование кредитных организаций - кредито­вание Банком России кредитных организаций. В совре­менных условиях рефинансирование используется как ин­струмент оказания финансовой помощи коммерческим банкам, что позволяет им свести до минимума запас лик­видных средств.

Кредиты рефинансирования различаются следующим образом:

    по формам обеспечения (учетные и ломбардные);

    по срокам использования (краткосрочные - на один или несколько дней; среднесрочные до 1 года).

Учетные кредиты - ссуды, предоставляемые Цент­ральным банком коммерческим банкам под учет векселей до истечения их срока. Центральный банк предъявляет оп­ределенные требования к векселям, предоставляемым к учету. Это касается видов, сроков действия, наличия, ха­рактера поручительства и т. д.

Ломбардные кредиты - ссуды под залог депонирован­ных в банке ценных бумаг. В качестве залога принимаются коммерческие и казначейские векселя, государственные облигации, т. е. те виды ценных бумаг, которые допускают­ся к учету в Центральном банке. Стоимость залогового обес­печения должна превышать сумму ломбардных кредитов.

Если заемщик не возвращает кредит, право собственно­сти на ценные бумаги переходит к Центральному банку.

Ломбардные кредиты предоставляются на платной основе, сроком от 1 дня до 4 месяцев.

5. Валютные интервенции - купля-продажа Банком России иностранной валюты на валютном рынке для воз­действия на курс рубля и на суммарный спрос и предложе­ние денег. Покупка иностранной валюты приводит к ее увеличению в национальной валюте, а продажа - к сокра­щению. Одновременно валютные интервенции оказывают определенное воздействие на курс национальной валюты по отношению к иностранной, поскольку происходит из­менение рыночного спроса и предложения последней на валютном рынке.

Влияние валютной политики Центрального банка в фор­ме проведения операций на валютном рынке проявляется в стимулировании либо экспорта, либо импорта капитала.

6. Прямые количественные ограничения - установление лимитов на рефинансирование кредитных организаций и проведение кредитными организациями отдельных бан­ковских операций.

Банк России вправе применять количественные огра­ничения, в равной степени касающиеся всех кредитных организаций, в исключительных случаях в целях проведе­ния единой государственной денежно-кредитной полити­ки только после консультаций с Правительством Россий­ской Федерации

7. Установление ориентиров роста денежной массы - Банк России может устанавливать ориентиры роста одно­го или нескольких показателей денежной массы, исходя из основных направлений единой государственной денежно- кредитной политики.

Определение оптимальных ориентиров роста денежной массы исходит из предпосылки, что она растет из года в год по мере увеличения валового внутреннего продукта, в этом случае ориентиры роста денежной массы устанавлива­ются в соответствии с прогнозируемым ростом объема про­изводства с учетом предполагаемого увеличения цен.

8. Эмиссия облигаций от своего имени - Банк России вправе осуществлять эмиссию. Предельный размер общей номинальной стоимости облигаций Банка России всех вы­пусков, не погашенных на дату принятия советом дирек­торов решения об очередном выпуске облигаций, устанав­ливается как разница между максимально возможной суммой обязательных резервов кредитных организаций и суммой обязательных резервов кредитных организаций, определяемых исходя из действующего норматива обяза­тельных резервов.

Банковская система: Центральный Банк и коммерческие банки. Цели и инструменты кредитно-денежной политики.

Денежная политика: цели и инструменты

Банковская система: Центральный Банк и коммерческие банки

Банковская система в рыночной экономике является обычно двухуровневой и включает Центральный Банк (эмиссионный) и коммерческие (депозитные) банки различных видов. Основными функциями коммерческих банков считаются привлечение вкладов (депозитов) и предоставление кредитов. Посредством этих операций коммерческие банки могут создавать деньги, т.е. расширять денежное предложение, что отличает их от других финансовых учреждений. Банки занимаются также куплей и продажей ценных бумаг.

Центральный Банк выпускает в обращение национальную валюту, хранит золотовалютные резервы страны, обязательные резервы коммерческих банков, выступает в качестве межбанковского расчетного центра. Он является обычно кредитором последней инстанции для коммерческих банков, а также финансовым агентом правительства. Центральный Банк может выступать как продавец и покупатель на международных денежных рынках и координировать зарубежную деятельность частных банков.

Во всех странах Центральные Банки формируют и осуществляют кредитно-денежную политику, контролируют и координируют деятельность коммерческих банков.

Предложение денег в экономике изменяется в результате операций Центрального Банка, коммерческих банков и решений небанковского сектора.Центральный Банк контролирует предложение денег путем воздействия на денежную базу, а также на мультипликатор. Фактический объем предложения денег складывается в результате операций коммерческих банков по приему вкладов и выдаче ссуд. Денежная политика - это политика управления уровнем процента, величиной денежной массы и кредитов.

Цели и инструменты кредитно-денежной политики

Цели и инструменты денежной политики можно сгруппировать следующим образом:

Конечные цели:

а) экономический рост;

б) полная занятость;

в) стабильность цен;

г) устойчивый платежный баланс.

Промежуточные целевые ориентиры:

а) денежная масса;

б) ставка процента;

в) обменный курс.

Инструменты:

а) лимиты кредитования; прямое регулирование ставки процента;

б) изменение нормы обязательных резервов;

в) изменение учетной ставки (ставки рефинансирования);

г) операции на открытом рынке.

Существует различие между инструментами прямого (а) и косвенного (б, в, г) регулирования. Эффективность использования косвенных инструментов регулирования тесно связана со степенью развития денежного рынка. В переходных экономиках, особенно на первых этапах преобразований, используются как прямые так и косвенные инструменты с постепенным вытеснением первых вторыми.

Конечные цели реализуются кредитно-денежной политикой как одним из направлений экономической политики в целом, наряду с фискальной, валютной, внешнеторговой, структурной и другими видами политики. Промежуточные цели непосредственно относятся к деятельности Центрального Банка и осуществляются в рыночной экономике с помощью в основном косвенных инструментов.

Нередко в процессе формирования банковской системы в странах, переходящих к рыночным отношениям, усиление степени независимости Центрального Банка в проведении денежной политики сопровождается стремлением денежных властей к достижению конечной цели, тогда как реально они в состоянии контролировать лишь определенные промежуточные номинальные величины.

Рассмотрим инструменты косвенного регулирования денежной системы.

Обязательные резервы - это часть суммы депозитов, которую коммерческие банки должны хранить в виде беспроцентных вкладов в Центральном Банке (формы хранения могут различаться по странам). Нормы обязательных резервов устанавливаются в процентах от объемов депозитов. Они различаются по величине в зависимости от видов вкладов (например, по срочным они ниже, чем по вкладам до востребования). В современных условиях обязательные резервы выполняют не столько функцию страхования вкладов (эту функцию выполняют специализированные финансовые институты, которым банки отчисляют определенный процент от вкладов), сколько служат для осуществления контрольных и регулирующих функций Центрального Банка, а также для межбанковских расчетов.

Банки могут хранить и избыточные резервы - некоторые суммы сверх обязательных резервов, например, для непредвиденных случаев увеличения потребности в ликвидных средствах. Однако это лишает банки суммы дохода, который они могли бы получить, пуская эти деньги в оборот. Поэтому с ростом процентной ставки уровень избыточных резервов обычно снижается.

Чем выше устанавливает Центральный Банк норму обязательных резервов, тем меньшая доля средств может быть использована коммерческими банками для активных операций. Увеличение нормы резервов (rr) уменьшает денежный мультипликатор и ведет к сокращению денежной массы. Таким образом, изменяя норму обязательных резервов, Центральный Банк оказывает воздействие на динамику денежного предложения.

На практике нормы обязательных резервов пересматриваются довольно редко, поскольку сама процедура носит громоздкий характер, а сила воздействия этого инструмента через мультипликатор значительна.

Другим инструментом кредитно-денежного регулирования является изменение учетной ставки (или ставки рефинансирования ), по которой Центральный Банк выдаст кредиты коммерческим банкам. Если учетная ставка повышается, то объем заимствований у Центрального Банка сокращается, а следовательно, уменьшаются и операции коммерческих банков по доставлению ссуд. К тому же, получая более дорогой кредит, коммерческие банки повышают и свои ставки по ссудам. Волна кредитного сжатия и удорожания денег прокатывается всей системе. Предложение денег в экономике снижается. Снижение учетной ставки действует в обратном направлении.

Учетная ставка обычно бывает ниже ставки межбанковского рынка. Но получение кредита у Центрального Банка может быть сопряжено с определенными административными ограничениями. Часто Центральный Банк выступает как последний кредитор для коммерческих банков, испытывающих серьезные затруднения. Однако к "учетному окну" Центрального Банка допускаются не все банки: характер финансовых операций заемщика или причины обращения за помощью могут оказаться неприемлемыми, с точки зрения Центрального Банка.

Краткосрочные ссуды обычно предоставляются для пополнения резервов коммерческих банков. Среднесрочные и долгосрочные ссуды Центрального Банка выдаются для особых нужд (сезонные потребности) пли для выхода из тяжелого финансового положения.

В отличие от межбанковского кредита ссуды Центрального Банка, попадая на резервные счета коммерческих банков, увеличивают суммарные резервы банковской системы, расширяют денежную базу и образуют основу мультипликативного изменения предложения денег. Следует заметить, однако, что объем кредитов, получаемых коммерческими банками у Центрального Банка, составляет обычно лишь незначительную долю привлекаемых ими средств. Изменение учетной ставки Центральным Банком стоит рассматривать скорее как индикатор политики Центрального Банк. Во многих развитых странах существует четкая связь между учетным процентом Центрального Банка и ставками частных банков. Например, повышение учетной ставки Центральным Банком сигнализирует о начале ограничительной кредитно-денежной политики. Вслед этим растут ставки на рынке межбанковского кредита, а затем и ставки коммерческих банков по ссудам, предоставляемым ими небанковскому сектору. Все эти изменения происходят по цепочке достаточно быстро.

Операции на открытом рынке - третий способ контроля за денежной массой. Он широко используется в странах с развитым рынком ценных бумаг и затруднен в странах, где фондовый рынок находится в стадии формирования. Этот инструмент денежного регулирования предполагает куплю- продажу Центральным Банком государственных ценных бумаг (обычно на вторичном рынке, так как деятельность Центрального Банка на первичных рынках во многих странах запрещена или ограничена законом). Чаще всего это бывают краткосрочные государственные облигации.

Когда Центральный Банк покупает ценные бумаги у коммерческого банка, он увеличивает сумму на резервном счете этого банка (иногда на специальном счете коммерческого банка в Центральном Банке для подобных операций), соответственно в банковскую систему поступают дополнительные "деньги повышенной мощности" и начинается процесс мультипликативного расширения денежной массы. Масштабы расширения будут зависеть от пропорции, в которой прирост денежной массы распределяется на наличность и депозиты: чем больше средств уходит в наличность, тем меньше масштаб денежной экспансии. Если ЦентральныйБанк продает ценные бумаги, процесс протекает в обратном направлении.

Таким образом, воздействуя на денежную базу через операции на открытом рынке, Центральный Банк регулирует размер денежной массы в экономике. Часто подобные операции осуществляются Центральным Банком в форме соглашений об обратном выкупе (РЕПО). В этом случае банк, например, продает ценные бумаги с обязательством выкупить их по определенной (более высокой) цене через некоторый срок. Платой за предоставленные взамен ценных бумаг денежные средства служит разница между ценой продажи и ценой обратного выкупа. Соглашения об обратном выкупе широко распространены в деятельности коммерческих банков и фирм.

С помощью названных инструментов Центральный Банк реализует цели кредитно-денежной политики: поддержание на определенном уровне денежной массы (жесткая монетарная политика) или ставки процента (гибкая монетарная политика). Варианты денежной политики по-разному интерпретируются на графике денежного рынка. Жесткая политика поддержания денежной массы соответствует вертикальной кривой предложения денег на уровне целевого показателя денежной массы. Гибкая монетарная политика может быть представлена горизонтальной кривой предложения денег на уровне целевого значения процентной ставки. Промежуточный вариант соответствует наклонной кривой предложения денег.

Выбор вариантов кредитно-денежной политики зависит во многом от причин изменения спроса на деньги. Например, если рост спроса на деньги связан с инфляционными процессами, уместной будет жесткая политика полдержания денежной массы, что соответствует вертикальной или крутой кривой предложения денег. Если необходимо изолировать динамику реальных переменных от неожиданных изменений скорости обращения денег, то вероятно, предпочтительной окажется политика поддержания ставки процента, связанной непосредственно с инвестиционной активностью (горизонтальная или пологая кривая предложения денег Ls). В зависимости от угла клона кривой Ls изменение спроса на деньги будет в большей степени сказываться либо на денежной массе, либо на ставке процента.

Очевидно, что Центральный Банк не в состоянии одновременно фиксировать денежную массу и ставку процента. Например, для поддержания относительно устойчивой ставки при увеличении спроса на деньги Банк вынужден будет расширить предложение денег, чтобы сбить давление вверх на ставку процента со стороны возросшего спроса на деньги (это отразится сдвигом вправо кривой Ld и перемещением точки равновесия вправо вдоль кривой Ls).

При подготовке этой работы были использованы материалы с сайта http://www.studentu.ru

Цели, объекты и субъекты денежно-кредитной политики государства.

План

Лекция 21. Денежно-кредитная политика государства

1. Основные концепции денежно-кредитной политики: теоретические аспекты.

1. Основные концепции денежно-кредитной политики:

теоретические аспекты.

Монетарная (кредитно-денежная) политика представляет собой один из видов стабилизационной или антициклической политики (наряду с фискальной, внешнеторговой, структурной, валютной и др.), направленной на сглаживание экономических колебаний.

В основе ДКП лежит теория денег, которая включает исследования процессов воздействия денег и ДКП на состояние экономики в целом. Длительное время среди экономистов ведутся дискуссии по проблемам значимости и роли ДКП в условиях рынка. Это обусловлено 2 различными подходами к теории денег: модернизированной кейнсианской теорией и современным монетаризмом.

И современные кейнсианцы и монетаристы признают, что состояние денежной сферы и изменения в ней под воздействием ДКП влияют на состояние национальной экономики в целом. Но они оценивают по разному и значение этого влияния, и сам его механизм. С точки зрения кейнсианцев, в основу денежно-кредитного регулирования должен быть положен определенный уровень процентной ставки, а с точки зрения монетаристов – спрос и предложение денег.

Кейнсианский подход . Его сторонники утверждают, что рыночная экономика представляет собой неустойчивую систему, поэтому государство должно активно использовать различные инструменты регулирования экономики, в т.ч. финансовые и денежно-кредитные. Механизм денежно-кредитного регулирования действует следующим образом. Изменение денежного предложения является причиной повышения или понижения процентной ставки, что в свою очередь приводит к колебаниям инвестиционного спроса и к изменению в уровне национального производства.

Кейнсианцы считают денежно-кредитное регулирование не столь эффективным средством стабилизации экономики, как, например, использование инструментов фискальной или бюджетной политики.

Монетаристский подход . Специфика монетаризма по сравнению с традиционными неоклассическими идеями состоит в том, что монетаризм особое значение придает денежно-кредитной сфере: «деньги – главная движущая сила рыночной экономики». Монетаристы предлагают свести к минимуму государственное регулирование экономики, ограничив его денежно-кредитным регулированием, осуществляемым совместно с ЦБ.

М. Фридмен выдвинул «денежное правило» сбалансированной долгосрочной денежно-кредитной политики: необходимо поддерживать обоснованный постоянный прирост денежной массы в обращении. « Денежное правило» Фридмена предполагает строго контролируемое увеличение денежной массы в обращении – в пределах 3-5 % в год.(если выше этого – раскручивание инфляции; ниже – темп прироста ВНП будет падать).



2. Цели, объекты и субъекты денежно-кредитной политики государства

Высшая цель государственной ДКП заключается в обеспечении стабильности цен, эффективной занятости и росте реального объема ВНП.

Целью стабилизационной монетарной, как любой стабилизационной политики государства является обеспечение: 1) стабильного экономического роста, 2) полной занятости ресурсов, 3) стабильности уровня цен, 4) равновесия платежного баланса.

Монетарная политика оказывает влияние на экономическую конъюнктуру, воздействуя на совокупный спрос . Объектом регулирования выступает денежный рынок (спрос и предложение на денежном рынке) и, прежде всего, денежная масса.

Монетарную политику определяет и осуществляет центральный банк. Однако изменение предложения денег в экономике происходит в результате операций не только центрального банка, но и коммерческих банков, а также решений небанковского сектора (домохозяйств и фирм). Следовательно субъектами выступают ЦБ и коммерческие банки.

Тактическими целями (целевыми ориентирами) монетарной политики центрального банка могут выступать: 1) контроль за предложением денег (денежной массы), 2) контроль за уровнем ставки процента, 3) контроль за обменным курсом национальной денежной единицы (национальной валюты).

Различают два вида монетарной политики: 1) стимулирующую и 2) сдерживающую. Стимулирующая монетарная политика проводится в период спада и имеет целью «взбадривание» экономики, стимулирование роста деловой активности в целях борьбы с безработицей. Сдерживающая монетарная политика проводится в период бума и направлена на снижение деловой активности в целях борьбы с инфляцией.

Стимулирующая монетарная политика заключается в проведении центральным банком мер по увеличению предложения денег. Ее инструментами являются: 1) снижение нормы резервных требований, 2) снижение учетной ставки процента и 3) покупка центральным банком государственных ценных бумаг.

Сдерживающая (ограничительная) монетарная политика состоит в использовании центральным банком мер по уменьшению предложения денег. К ним относятся: 1) повышение нормы резервных требований, 2) повышение учетной ставки процента и 3) продажа центральным банком государственных ценных бумаг.

3.Инструменты денежно-кредитной политики .

Проводником ДКП является ЦБ, который располагает набором средств, часто называемые инструментами денежно-кредитной политики. Эти инструменты в основном воздействуют либо на количество денег, главным образом в форме банковских депозитов, либо на процентные ставки.

Инструменты денежно-кредитной политики не должны обязательно использоваться по отдельности. Напротив, обычно используется сразу два инструмента или более, чтобы соответствующие эффекты взаимно усиливали друг друга. Мероприятия такого рода часто называют комплексной политикой.

Имеющиеся в распоряжении ЦБ инструменты различаются по непосредственным объектам воздействия (предложение денег и спрос на деньги), по форме (прямые и косвенные), по характеру параметров, устанавливаемых в ходе регулирования (количественные и качественные), по срокам воздействия (кратко- и долгосрочные).

Объекты воздействия. В зависимости от конкретных целей денежно-кредитная политика направлена либо на стимулирование кредитной эмиссии (кредитная экспансия), либо на ее ограничение (кредитная рестрикция). Кредитная экспансия преследует цель увеличения занятости и подъема производства, а кредитная рестрикция - предотвратить "перегрев"конъюнктуры, наблюдаемый в периоды экономического подъема, или снизить темпы инфляции.

По форме инструменты денежно-кредитной политики разделяются на

административные (прямые) и рыночные (косвенные). Административные

инструменты имеют форму директив, предписаний, инструкций, исходящих от ЦБ и направленных на ограничение сферы деятельности кредитных учреждений. Под инструментами рыночного характера подразумеваются способы воздействия ЦБ на денежно-кредитную сферу посредством формирования определенных условий на денежном рынке и рынке капитала.

По характеру параметров инструменты денежно-кредитного регулирования разделяются на количественные и качественные. С помощью количественных методов оказывается влияние на состояние кредитных возможностей КБ, а следовательно, и на денежное обращение в целом. Качественные инструменты представляют собой вариант прямого регулирования стоимости банковских кредитов.

По срокам воздействия инструменты денежно-кредитной политики разделяются на долго- и краткосрочные. Под долгосрочными (конечными) целями подразумеваются те задачи, реализация которых может осуществляться от одного года до нескольких десятилетий (например, финансовая стабилизация, экономический рост). К краткосрочным относятся инструменты воздействия, с помощью которых достигаются промежуточные цели денежно-кредитной политики (например, преодоление финансового кризиса в стране, как это было в России в 1998 г.).

Основными инструментами денежно-кредитной политики, наиболее часто используемыми ЦБ, являются:

а) установление обязательной нормы резервирования;

б) регулирование официальной учетной ставки;

в) операции на открытом рынке.

Нормы резервирования означают, что КБ обязаны держать определенную часть привлеченных депозитов в ЦБ. ЦБ играет роль резервного финансового института страны и может использовать накопленные таким образом ресурсы для поддержания стабильности финансовой системы, страхования определенной части вкладов и предоставления кредитов КБ в чрезвычайных обстоятельствах. Изменение норм резервирования - один из старейших и наиболее распространенных инструментов регулирования денежно-кредитной сферы. Впервые нормы обязательных банковских резервов были введены в США в 1863 г. Они выполняют две основные функции: создают условия для текущего регулирования банковской ликвидности, представляя собой инструмент жесткого регулирования, и одновременно являются ограничителем кредитной эмиссии, причем значение второй функции постоянно возрастает, поскольку ЦБ все большее предпочтение отдают более гибкому инструменту регулирования.

Как правило, нормы резервирования дифференцируются по степени "денежности" различных компонентов денежной массы. В большинстве случаев на депозиты до востребования устанавливается более высокая норма резервирования по сравнению с нормами по срочным и сберегательным депозитам. Но и в такой политике могут быть исключения. В ряде стран (Великобритания, Италия, Южная Корея) в последние годы действовали единые нормы резервирования. Нормы резервирования неодинаковы в разных странах. Наиболее высокий их уровень наблюдается в Италии (25%) и Испании (17%). В России также достаточно высокая норма резервных требований (в 90-е гг. она колебалась от 22 до 16%). В условиях высокой инфляции в Южной Корее в отдельные периоды норма резервных требований на прирост банковских депозитов повышалась до 100%. В Японии, напротив, норма резервирования в последние годы составляла 2,5%. Банк Англии, который практически не использует данный инструмент денежно-кредитной политики, устанавливает норму на уровне 0,45% объема обязательств в КБ1. Политика установления норм резервирования в качестве эффективного инструмента денежно-кредитного регулирования в последние годы утратила свое значение.

В большинстве стран все большую роль начинает играть такой инструмент, как операция на открытом рынке. В России таким инструментом пока остается ставка рефинансирования (учетная ставка).

Учетная ставка - это процент, под который ЦБ предоставляет ссуды КБ. Официальная учетная ставка - ориентир для банковских ставок по кредитам. Чем выше уровень официальной учетной ставки, тем выше стоимость кредитов рефинансирования ЦБ. Именно поэтому политика изменения учетной ставки представляет собой вариант регулирования качественного параметра денежного рынка - стоимости банковских кредитов. Посредством манипулирования учетной ставкой ЦБ воздействует на состояние не только денежного, но и финансового рынка. Так, рост официальной учетной ставки влечет за собой повышение ставок по кредитам и депозитам на денежном рынке, что в свою очередь обусловливает уменьшение спроса на ценные бумаги и увеличение их предложения. Спрос на ценные бумаги падает со стороны как небанковских учреждений, поскольку более привлекательными становятся депозиты, так и кредитных институтов, поскольку при дорогих кредитах более выгодным становится прямое финансирование. Предложение ценных бумаг возрастает в связи с тем, что они дешевеют. При определенных условиях участники финансового рынка могут скупать иностранную валюту, как это неоднократно наблюдалось в России, особенно в периоды обострения финансового кризиса в 1998 г., что вынуждает ЦБ еще выше поднять ставку рефинансирования. Так, в мае 1998 г. ЦБ России повысил ее с 42 до 150%, но через неделю, когда спрос на валюту резко сократился, понизил до 60%. Понижение учетной ставки удешевляет кредиты и депозиты, что приводит к повышению спроса на ценные бумаги, уменьшению их предложения, росту рыночного курса.

Таким образом, учетная политика ЦБ представляет собой механизм непосредственного воздействия на ликвидность КБ посредством изменения стоимости кредитов рефинансирования, что косвенно оказывает влияние на экономику страны в целом.

Операции на открытом рынке представляют собой куплю-продажу ЦБ государственных ценных бумаг или первоклассных коммерческих векселей. Посредством них ЦБ воздействует на ликвидность банковской системы (количество денег в обращении) и процентные ставки. Продажа векселей и облигаций влечет за собой уменьшение денежной массы и падение процентных ставок; покупка имеет противоположный эффект. Операции на открытом рынке - наиболее действенный и гибкий рыночный инструмент денежно-кредитной политики ЦБ, обеспечивающий эффективное воздействие на денежный рынок и банковский кредит, а следовательно, на экономику. Механизм операций на открытом рынке несложен, что делает его привлекательным для использования. Однако операции на открытом рынке имеют и слабые стороны. Во-первых, когда ЦБ продает ценные бумаги, многое зависит от того, покупают ли их банки и частные лица. Если их покупают банки, то воздействие на их коэффициент ликвидности будет незначительным, поскольку большинство таких ценных бумаг относится к ликвидным активам. Во-вторых, важно, насколько близко к минимально допустимому уровню банки поддерживают свой коэффициент ликвидности. Если коэффициент ликвидности банка близок к минимально допустимому уровню, то ему придется сократить суммарные депозиты или ссуды. Если же разрыв достаточно велик, то, чтобы повлиять на банки, потребуется продать ценные бумаги на огромные суммы. В некоторых странах были времена, когда банки поддерживали очень высокий уровень ликвидных активов именно для того, чтобы помешать правительству использовать вышеописанный метод.

Рассмотренные инструменты не исчерпывают арсенал денежно-кредитного регулирования экономики. В некоторых странах ЦБ прибегают к таким методам, как установление кредитных ограничений, лимитирование уровня процентных ставок по депозитам и кредитам КБ, портфельные ограничения и др. Выбор и сочетания денежно-кредитных инструментов зависит, прежде всего, от задач, которые решает ЦБ на том или ином этапе экономического развития.

Контрольные вопросы

1. Что представляет собой монетарная (кредитно-денежная) политика государства?

2. В чем состоит специфика монетаризма по сравнению с традиционными неоклассическими идеями относительно монетарной политики государства?

3. Что является высшей целью государственной денежно-кредитной политики?

4. Каким образом дифференцируются инструменты денежно-кредитной политики?

5. Какие виды монетарной политики различают?

Кредитно-денежная политика направлена на осуществление мероприятий, которые предпринимаются правительством в сфере денежных и кредитных отношений с целью регулирования экономических процессов. Координатором ее осуществления является центральный банк. Сама политика осуществляется в два этапа. Первый этап - центральный банк воздействует на параметры кредитно-денежной сферы. Второй этап - подкорректированные параметры передаются в производственную сферу. Результатом эффективного исполнения этих этапов будет служить устойчивость темпов экономического роста, достаточно низкий процент безработицы, стабильность уровня цен и характерное равновесие государственного баланса. Приоритетом в достижении улучшения экономического состояния любого государства служит стабильность уровня цен.

Основные инструменты денежно кредитной политики должны оказывать влияние на все финансовые процессы в государстве в качестве как прямых (или административных), так и косвенных (или экономических) рычагов. Это должно проявляться в контроле государством такого основного финансового показателя, как страны.

Административные инструменты денежно-кредитной политики имеют вид предписаний, директив и инструкций, которые должны исходить из Центробанка и регулировать лимиты как на процентные ставки, так и на выдачу кредитов. Контроль за лимитом процентной ставки осуществляется с помощью определения предельного значения ссудного процента, а также депозитной процентной ставки и ставки по сберегательным вкладам.

Лимитирование объемов операций по кредитам предусматривает установление верхнего предельного значения кредитной эмиссии. Данное понятие известно и под таким названием - «кредитный потолок». Другими словами, общая сумма кредитов, которая предоставляется банковским сектором, определяет этот кредитный потолок. Одинаковые ограничения по объемам и темпам роста кредитов устанавливаются для всех коммерческих банков. Иногда ограничение кредита устанавливается только для некоторых секторов экономики и носит название селективного кредитного контроля. К такому методу регулирования относится лимитирование пределов по учету векселей и ограничение кредита на потребление.

Прямые инструменты денежно кредитной политики достаточно эффективны во время кризиса кредитной системы, а также при слаборазвитом внутригосударственном финансовом рынке. Основным их недостатком является способствование оттоку денежных средств в «тень» и за рубеж.

Одним из первых методов, участвующих в регулировании денежно-кредитных отношений, принято считать изменение Суть его состоит в оказании влияния центрального банка на ликвидность других банков и общую При этом под ликвидностью необходимо понимать способность банков различной в установленные сроки осуществлять погашение всех своих финансовых обязательств.

Основные инструменты денежно кредитной политики, позволяющие контролировать банковскую ликвидность, включают и определение суммы обязательных резервов. Данные резервы необходимы для гарантирования выплаты вкладов клиентам в случае банкротства банка. Центральным банком устанавливается определенный ряд нормативов для обязательных резервов. Например, для увеличения сбережений населения центральным банком устанавливаются более низкие нормы для депозитов с небольшим сроком вклада и более высокие - для

Описанные косвенные инструменты денежно кредитной политики оказывают существенное влияние на масштаб и структуру кредитных операций. Их преимуществом является эффективное воздействие на объект регулирования, отсутствие возникновений под их воздействием диспропорций в экономических процессах.

Исходя из изложенного, можно сделать вывод, что все инструменты денежно-кредитной политики должны служить рычагами экономического воздействия для достижения положительного макроэкономического эффекта.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!