Все для предпринимателя. Информационный портал

Здание государственного ассигнационного банка. Ассигнационный банк Государственный ассигнационный банк

Дж. Кваренги. Главные фасады главного корпуса и хранилища. Здания ансамбля на генеральном плане.

Выдающимся и уникальным творением Джакомо Кваренги стал ансамбль Государственного ассигнационного банка. Указ Екатерины II о строительстве столь важного для императрицы и ее страны общественного сооружения датируется июлем 1782 года. Архитектор должен был возвести репрезентативное здание, которое сочетало бы в себе административную и утилитарную функции. Кваренги предстояло разместить ансамбль банковских построек на месте сгоревшего деревянного Морского рынка, ограниченном уже сложившейся, хотя и не очень плотной застройкой этой части города. Почти квадратный участок находился между Садовой улицей, Екатерининским каналом и двумя параллельными переулками. Пространственное положение банковского комплекса производит впечатление не продуманного, а скорее случайного. Поэтому в системе столичной регулярной планировки он выглядит несколько изолированным.

План первого этажа

Фасад со стороны ул. Садовой.

Ансамбль Ассигнационного банка имеет сложную замкнутую пространственную схему, в основу которой отчасти положено планировочное решение загородных вилл А. Палладио. Служебное здание, огибающее дугой больший по высоте главный корпус, со стороны Садовой улицы воспринимается двумя самостоятельными зданиями. При обозрении со стороны Садовой улицы двух разновысотных построек возникает иллюзия традиционной трехчастной композиции главного корпуса с парадным двором, фланкируемым боковыми флигелями. Однако план демонстрирует, что это не «палладианский» усадебный комплекс, а сооружение совсем иного назначения. Благодаря архитектурно-композиционному решению в ансамбле рационально учтены специфические требования нового учреждения и создана функционально оправданная оригинальная композиция.

Дж. Кваренги. Поперечный разрез главного корпуса

Главный корпус Ассигнационного банка стоит отдельно в центре участка, ограниченного подковообразным корпусом хранилища монет. По первому этажу административное здание связано со складскими помещениями двумя сквозными галереями-колоннадами тосканского ордера на низком цоколе. Подковообразный корпус, охватывая центральный, образует с одной его стороны полуциркульный замкнутый служебный двор, а с другой - открытый четырехугольный парадный. Пространство глубокого парадного двора замыкает чугунная решетка, отделяющая его от городской магистрали. Главный фасад административного здания и торцевые фасады хранилища ориентированы на Садовую улицу. Первоначально банк имел два входа. Посетители пользовались центральным, находящимся в главном корпусе, а служащие - отдельным входом со стороны Екатерининского канала. По западной и северной границам участка Кваренги разместил хозяйственное и жилое строения.

Ассигнационный банк

Композицию, почти аналогичную композиции главного фасада Ассигнационного банка, можно увидеть и в более позднем творении Кваренги - здании Смольного института.

Храм в антах - древнейший тип греческого храма. Вход в храм обрамлен двумя колоннами, стоящими между антами (выступами боковых продольных стен здания). Анты в классический период обрабатывались как пилястры, т. е. фасад храма в антах имитирует четырехколонный портик.

Ограда со стороны ул. Садовой

Государственное значение Ассигнационного банка побудило Кваренги придать архитектурной доминанте его ансамбля величественный характер. Административный корпус, где размещался вестибюль, приемные для клиентов и операционно-кассовые залы, решен в виде трехэтажного компактного здания. Его главный фасад акцентирован шестиколонным портиком колоссального коринфского ордера, поставленным на рустованное цокольное основание в виде аркады. Портик завершен фронтоном, увенчанным тремя статуями. Балюстрада в интерколумниях обрамляет пространство между портиком и фасадной плоскостью, оформленной пилястрами. Оконные проемы прямоугольной формы, за исключением окон цокольного этажа, обрамлены профилированными наличниками. Окна нижнего этажа сверху украшены львиными масками, а наличники второго этажа - сандриками в виде малых фронтонов. Фасад административного корпуса, обращенный на Екатерининский канал, был скрыт глухой кирпичной стеной и поэтому не получил равноценного архитектурного решения. Центральная его часть лишь обозначена ризалитом, соответствующим портику уличного фасада.

Служебный корпус спроектирован одноэтажным с продольным коридором посередине и отделениями денежных кладовых по обеим сторонам. Его торцевые части выдвинуты вперед относительно фасада центрального здания и колоннад. По замыслу Кваренги в торцах хранилища не предполагались выходы на Садовую улицу. Эти части постройки завершались лоджией между двумя кордегардиями - помещениями для караульных постов. Композиция торцевых фасадов напоминает античный храм в антах и палладианскую виллу Эмо. Вход на лоджию обозначен двумя тосканскими колоннами. Колонны и пилястры, членящие стены, имитируют портик. Простенки между пилястрами в нижнем ярусе прорезаны прямоугольными оконными проемами, в верхнем - декорированы филенками. Фасад венчает фронтон. В ордерной композиции Кваренги исключил фриз и оформил лепным орнаментом архитрав, гирлянды и букраний которого выполнены скульптором Ф. Г. Гордеевым. С этим мастером Кваренги сотрудничал еще при постройке Эрмитажного театра.

Фасад служебного корпуса (хранилища).

Наряду с галереями, соединяющими в центре «подковы» главный корпус с хранилищем, архитектор планировал поставить аналогичные вдоль Садовой улицы. Наружные галереи, разделенные посередине воротами, в проекте представляли собой плотно поставленные колонны тосканского ордера, несущие двускатную крышу. Но тогда бы архитектурная композиция Ассигнационного банка стала слишком замкнутой, а галереи-колоннады нарушали обзор уличного фасада главного здания, тем самым лишая его представительности. По указанию правления банка в проекте 1785 года Кваренги заменил галереи оградой с чугунной решеткой. Решетчатые звенья ограды чередуются с гранитными колоннами, поставленными на невысокий цоколь в виде пьедесталов. Этот ритм прерывают массивные пилоны ворот, расположенных напротив входа в центральное здание банка. Отделяя участок ансамбля от Садовой улицы, ограда в то же время открывает перспективу на классицистическую уравновешенную композицию построек.

В 150-летнюю годовщину со дня смерти Джакомо Кваренги (1967) в парадном дворе перед главным входом в Ассигнационный банк - лучшее творение зодчего, установлен памятник архитектору работы А. Л. Лазарева и М. Н. Мейселя.

Букраний - орнамент, составленный из изображений бычьих или козлиных голов.

Дж. Кваренги. Окончательный проект ограды и ворот.

Возможно, именно для работы над проектом ограды ансамбля Ассигнационного банка Кваренги скопировал чертежи недавно законченной решетки Летнего сада на берегу Невы,пленившей его прекрасными пропорциями и графичностью рисунка. Копия, выполненная Кваренги, хранится в собрании Национального музея в Варшаве.

В ранних вариантах проекта ограды присутствовало ее сходство с великолепной оградой Летнего сада. Замечательное по красоте и общей гармонии творение П. Е. Егорова являлось для Кваренги эталоном прекрасного в этом жанре. Однако представленные им многочисленные варианты ограды не устраивали руководство банка. В течение длительного времени правление настойчиво требовало от архитектора большей строгости рисунка решетки и отвергало декоративные излишества. Долгий творческий поиск привел Кваренги к классически строгому и художественно выразительному решению. Зодчий достиг потрясающей ясности композиции в сочетании со сдержанным изяществом ее деталей, превратив ограду Ассигнационного банка в настоящий шедевр. Установленная в 1791 году, она стала одним их лучших образцов монументальных оград XVIII века.

История

Причины учреждения банка

В ХVIII веке Российская империя участвовала в многочисленных военных кампаниях, которые требовали значительных расходов. Для покрытия военных расходов обычно использовали серебряные монеты , ценившиеся на европейских рынках и являвшиеся средством международных расчётов. Однако российская казна испытывала постоянный дефицит серебра . Интенсивный выпуск медных денег в период правления императрицы Елизаветы Петровны не смог удовлетворить запросы государства и насытить казну серебром. Поэтому генерал-прокурор Сената Я. П. Шаховской предложил правительству вариант, связанный с введением бумажных денег.

Учреждение банков для обмена ассигнаций

29 декабря 1768 года был обнародован Манифест об учреждении в Санкт-Петербурге и Москве государственных банков для обмена ассигнаций. Причинами введения бумажных денег в манифесте объявлялись: «тягость медной монеты», затруднявшая её обращение; сложность перемещения денег; необходимость создания банка как и в Европе .

В манифесте отмечалось, что ассигнации имеют хождение наравне с монетой и людям, предъявлявшим ассигнации, должны были немедленно выдаваться деньги в надлежащем количестве. Было установлено, что выпуск бумажных денег не должен превышать наличную сумму звонкой монеты, находящейся в банке. Изначальный капитал Ассигнационного банка составлял 1 млн. руб. медных денег - по 0,5 млн. руб. Петербургской и Московской конторам, - которые было рекомендовано взять из сумм упраздненного Медного банка. Этот металлический фонд полностью обеспечивал эмиссию бумажных денег, лимит которой был определен в 1 млн. рублей.

Для облегчения обмена ассигнаций дополнительно были открыты банковские конторы в Ярославле (1772), в Смоленске, Устюге, Астрахани, Нижнем Новгороде и Вышнем Волочке (1773), и для каждой из них выпущено ассигнаций на 150-200 тысяч рублей; в 1776 году - в Тобольске с выпуском ассигнаций на 1 млн рублей; в 1779 году - в Иркутске с выпуском ассигнаций на 500 тысяч рублей; в 1781 году открыты конторы в Пскове, Новгороде, Твери, Нежине, Киеве, Курске, Харькове, Тамбове, Орле и Туле с выпуском ассигнаций на 200 тысяч рублей каждая; в 1782 году - в Казани (300 тысяч), Архангельске (200 тысяч), Херсоне (300 тысяч), Риге (200 тысяч) и Ревеле (100 тысяч). Несмотря на то, что указом 20 августа 1781 года предписывалось в губернских городах губернаторам, а в уездных - городничим свидетельствовать состояние сумм в банковских конторах и доносить главному правлению банков, деятельность контор была не успешна, и в 1788 году 16 из них были закрыты.

В 1771 году Ассигнационным банкам дозволено принимать вклады от частных лиц из 5 % и раздавать их в ссуды в размере 10 000-25 000 каждая.

Учреждение Государственного ассигнационного банка

В 1786 году Ассигнационные банки переименованы в один Государственный ассигнационный банк, которому были даны следующие привилегии:

  1. закупать внутри государства медь и выпускать её за границу;
  2. выписывать из-за границы золото и серебро в слитках и иностранной монете;
  3. завести в Санкт-Петербурге монетный двор и чеканить монету;
  4. производить учёт векселей , удерживая не свыше 0,5 % в месяц, для чего при Ассигнационном банке учреждены учетные конторы по векселям.

В 1794 году выпуск ассигнаций распространён на присоединённые польские области и учреждены конторы в Вильне, Гродне, Ковне. Количество всех ассигнаций, выпущенных при Екатерине II, составило 157 млн рублей, а курс их не падал ниже 3 копеек на рубль. В последующие царствования количество ассигнаций продолжало возрастать, и к 1817 году, когда выпуск был окончательно прекращён, оно составило 836 млн рублей. Вместе с окончательным изъятием из обращения ассигнаций и заменой их согласно манифесту 1 июня 1843 года государственными кредитными билетами прекратил своё существование и Государственный ассигнационный банк.

Примечания

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Бугров А. В. Ассигнационный банк // Вестник Банка России . - 2000. - № 58.
  • Шишанов В.А. Особая экспедиция Ассигнационного банка по его хозяйственным оборотам (1797-1804 гг.) // Крыніцазнаўства і спецыяльныя гістарычныя дысцыпліны: навук. зб. Вып. 4 / рэдкал.: С.М.Ходзін (адк. рэд.) (і інш.). Мінск: БДУ, 2008. С.222-229.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Государственный ассигнационный банк" в других словарях:

    Ассигнационный банк - Здание Ассигнационного банка. Здание Ассигнационного банка, вид со стороны Садовой улицы; на переднем плане — памятник Дж. Кваренги. Санкт Петербург. Ассигнационный банк, основан в 1769 как петербургский Ассигнационный банк для выпуска… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

    Основан в 1769 как петербургский А. б. для выпуска ассигнаций и обмена их на медные, серебряные и золотые монеты. Основной капитал 500 тыс. руб. Ассигнации выпускались достоинством 25, 50, 75 и 100 руб. (с 1786 также 5 и 10 руб.). С 1771 А … Санкт-Петербург (энциклопедия)

    Кредитная организация, имеющая исключительное право на банковские операции. привлечение во вклады денежных средств физических, и юридических лиц; размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности,… … Энциклопедия юриста

    ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - (ЦБ РФ) , Банк России – учрежден в 1990 в соответствии с Федеральным законом от 10 июля 2002, уставный капитал и иное имущество Банка являются федеральной собственностью. ЦБ РФ вырос из государственных кредитных учреждений. Так, в 1733… … Экономика от А до Я: Тематический справочник

    Дворянский заёмный банк первый в России банк. Учреждён в 1754 году указом Елизаветы Петровны для предоставления займов представителям дворянского сословия. В 1786 году был преобразован в Государственный заёмный банк. История Банк был… … Википедия

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Оленин. Алексей Николаевич Оленин … Википедия

    АССИГНАЦИИ - (из польск. asygnacia от лат. assignatio – назначение; в русск. яз. с 1704) – первые русские бумажные деньги, выпускавшиеся с 1769 по 1843. Учредительным указом Императрицы Екатерины II (1729–96) был установлен беспрепятств. размен А. специально… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь

    Архитектура Санкт Петербурга, в особенности его исторического центра, представляет собой созданный в XVIII XX веках один из самых выдающихся по выразительности архитектурных столичных комплексов. На территории России Санкт Петербург стал первым… … Википедия

    Педагог, писатель; сын грека из Мореи, он родился в Москве в 1775 г., воспитывался в Греческом корпусе, куда поступил кадетом 9 марта 1783 г.; будучи в корпусе, он 20 июня 1790 г. получил золотую медаль с надписью "за науку и поведение" … Большая биографическая энциклопедия

    - (в России термин «А.» со времени Петра I; через польск. asygnacja, от лат. assignatio назначение) русские бумажные деньги; впервые выпущены в 1769 при Екатерине II. Непосредственной причиной выпуска А. явилась война с Турцией. Эмиссия А.… … Большая советская энциклопедия

Я уже ставил этот чертеж в статье . Ажиотажа он не вызвал, а между тем, чертежик совершенно уникальный. Это одно из немногих, а может и единственное дошедшее до нас подробное изображение здания Ассигнационного банка на Мясницкой. Поправьте меня, если я не прав.


Вообще у историков и краеведов с этим домом много путаницы. Вот, например, что пишет знаток Москвы Петр Васильевич Сытин в своем труде "Из истории московских улиц":
«В начале XIX в. в доме № 24 находился Технологический институт, потом, с 1825 г., Строгановское училище технического рисования, названное по его основателю графу Строганову, владельцу дома».
Здесь сразу четыре фактических ошибки в одном предложении. Рассмотрим их:
1. Из "Журнала мануфактур и торговли", № 5 за 1825 год мы узнём, что в этом году Технологический институт был только основан и, судя по "Указателю жилищ и зданий в Москве или Адресная книга" 1826 года, спустя год после открытия Школы рисования продолжал благополучно существовать в стенах дома 24.
2. Строгановское училище действительно названо по имени основателя Школы, но не по владельцу дома. Владельцем дома в это время было Министерство финансов Российской Империи.
3. Позднее, с 1864 года, на этом месте расположилось не само Училище, а только художественно-промышленный музей, затем мастерские, младшие классы и доходные дома Строгановского училища.
4. Произошло это, как уже было сказано, не в 1825 году, а в 1864 г.
Вслед за Сытиным эту дезинформацию подхватили многие и многие краеведы. Некоторых смущала, так же оказавшаяся не верной, информация об открытии Школы рисования в доме № 43 по Мясницкой, и они отодвигали переезд Строгановки в дом № 24 на 1840-е годы, что не менее ошибочно.

Какова же действительная история этого здания? Насколько я понимаю, информации о том когда оно было построено не сохранилось. Известно, что всё владение принадлежало в 1742 г. генерал-аншефу В.А. Лопухину. Затем, с 1752 по 1760 год оно отошло к баронам Строгановым, сначала Сергею Григорьевичу, затем его сыну Александру Сергеевичу. По улице стояли палаты, за ними - сад с большим прудом, на берегу которого находилась беседка. Двор окружала каменная ограда с воротами по переулкам и по улице. Во дворе располагались людские покои и службы.
В 1760 году владельцем стал граф Петр Иванович Шувалов, сын которого - Андрей в 1768 году стал директором первого в Москве Ассигнационного банка, контора которого располажилась в доме Шувалова на Мясницкой, 24. С 1769 года Андрей Петрович Шувалов перестаёт быть владельцем дома, по прежнему оставаясь директором банка.

В 1864 г. было утверждено положение о «Художественно-промышленном музеуме» при Строгановском училище. Распоряжением императора Александра II была объявлена подписка на пожертвования для устройства музея, и тогда же отведено место со всеми строениями на Мясницкой улице, 24, где музею предстояло разместиться. Большие денежные пожертвования поступили от известного книгоиздателя и галериста К.Т. Солдатёнкова, с 1865 г. ставшего членом попечительского совета музея.

Немалые средства пожертвовали С.Т. Морозов, К.С. Попов, П.А. Смирнов и еще более сорока крупных промышленников своего времени. В основание музейной коллекции вошли образцы древнерусского искусства, собранные директором Строгановского училища Виктором Ивановичем Бутовским в экспедициях по старейшим русским городам. «Музеум воспитает и разовьет в наших ремесленниках и фабричных самобытное чувство изящного и... потому желательно, чтобы он имел главною задачею - ознакомить русских с оригинальным творчеством русского художества допетровских времен» - говорил Бутовский.
А вот автограф Бутовского:

Для посещения широкой публики «Художественно-промышленный музеум при Центральном Строгановском училище технического рисования» был открыт 17 апреля 1868 года. Первым директором музея стал В.И. Бутовский.

Музей состоял из трех отделений: художественного, промышленного и исторического. Первые два отделения составили ценные художественные произведения разных эпох, пожертвованные П.П. Вяземским, П.Н. Трубецким, Д.П. Боткиным и другими. Последнее, представлявшее наибольший интерес и посвящавшееся византийскому и древнерусскому искусству, составила та самая, собранная строгановцами, коллекция русских древностей. Со временем в экспозицию музея стали поступать экспонаты, выполненные самими студентами Строгановского училища.

Если посмотреть на генеральные планы Москвы 19 века, несложно заметить, что бывшее здание Ассигнационного банка выходило фасадом за красную линию Мясницкой улицы. Этот дом всё время мешал проходу и проезду и московские реконструкторы давно покушались снести его. Наконец это случилось, и в 1874–75 годах для музея прикладного искусства было построено новое здание, которое сейчас имеет адрес Мясницкая улица, 24/7, стр. 2 (архитектор Август Вебер). Музей разместили на первом этаже, с фасадом на улицу. Но дом предназначался не только для музея, в нем проходили занятия младших классов Училища, а большую часть помещений сдавали в наем. Украшавшие здание орнаменты в «русском стиле» выполнены под руководством преподавателя Строгановки М.В. Васильева. Керамические украшения здания в основном сделаны руками студентов в мастерских училища. В 1880–83 годах на этом же участке было построено еще несколько корпусов, образующих целый комплекс доходных домов Строгановского училища.

Вот тоже, кстати, уникальная фотография. Мне не известны другие дореволюционные виды комплекса веберовских корпусов. Сейчас здание на переднем плане сильно перестроено.

В 1903 году на Мясницкой, ближе к Банковскому переулку было решено построить новый доходный дом (Мясницкая улица, 24/1). В 1906 году строительство было закончено. По проекту архитектора Ф.О. Шехтеля (преподававшего в Строгановке с 1896 г.) был возведен огромный дом-квартал с внутренним корпусом. Во дворе разбили зеленый сквер. Получился настоящий «дом-город» - с собственными котельной, электростанцией, гаражами, конторами, магазинами и т.д.

Здание украшено керамическими панно, выполненными в мастерских Строгановского училища по рисунку Шехтеля, при участии художника Ф. Ф. Федоровского, выпускника и преподавателя Строгановки. Примечательно, что над входом во внутренний корпус, обращенный на дворовый корпус Вебера, находится керамическое панно с вензелем Строгановского училища.

В статье использованы материалы из книги

В бывшем здании Ассигнационного банка сейчас располагается Университет Финансов и экономики. Здание было построено замечательным итальянским архитектором Джакомо Кваренги в 1783-1789 годах. Место пустовало после того, как сгорел находившийся здесь Морской рынок. Создание Ассигнационного банка было вызвано необходимостью ввода в оборот бумажных ассигнаций. До выпуска бумажных денег расчеты внутри России и за рубежом производились металлическими монетами, серебряными и медными. Монеты ценились, но были крайне неудобны в обращении. Медная монета достоинством в один рубль весила 900 грамм. Известен курьезный случай, когда Ломоносову Екатериной II была выплачена большая денежная сумма за поздравительную Оду, в которой знаменитый ученый и поэт восхвалял деяния и добродетели императрицы. Мешки с деньгами подвозили к дому Ломоносова на нескольких подводах. Но более веской причиной была нехватка наличных денег по причине больших расходов, связанных с постоянными военными действиями, которые вела в то время Россия. Ассигнационный банк был учрежден в 1769 году. А в 1782 году императрица Екатерина II издала указ о строительстве специального здания для Ассигнационного банка, проект для которого и был составлен Дж. Кваренги. Здание возводилось на довольно большом участке между Екатерининским каналом и Садовой улицей. Садовая улица в то время была настоящим торговым центром Санкт-Петербурга. Здесь вблизи друг от друга находились Большой Гостиный двор, Апраксин двор и Щукин двор. Кроме этих трех, самых больших, здесь располагались и другие рынки.
Кваренги построил трехэтажный корпус здания банка в глубине парадного двора, с фасадом, обращенным к Садовой улице. Дом колонными галереями соединялся с боковыми павильонами, фриз которых украшали букрании. К сожалению, колоннада галерей, по которым можно было в любую погоду добраться до складов, не сохранилась, и задуманная Кваренги композиция банка сейчас трудно представима. К главному корпусу, украшенному аркадой и возведенным над ней шестиколонным портиком коринфского ордера, примыкает дугообразный корпус денежных кладовых. По замыслу Кваренги денежный корпус соединялся с центральным корпусом колоннадами, которые были впоследствии превращены в закрытые галереи. Торцовые фасады денежных кладовых оформлены лоджией с
колоннадой дорического ордера. Полуциркульный фасад корпуса обращен на канал Грибоедова, называвшийся прежде Екатерининским каналом, по которому отчеканенные на Монетном дворе Петропавловской крепости монеты привозили на баржах в банк для хранения. Некоторое время с 1799 по 1805 год в этом здании находился Банковский монетный двор. Здесь же выпускались ассигнации до 1817 года. После введения в обиход государственных кредитных билетов в 1843 году надобность в ассигнациях отпала, и банк был закрыт. Во второй половине XIX века во дворе здания, в специальных железных павильонах публично сжигались износившиеся бумажные деньги. В 1826 году через Екатерининский канал напротив денежного корпуса был переброшен пешеходный цепной мост, украшенный фигурами грифонов с позолоченными крыльями. Автор проекта моста - инженер В. фон Треттер. Мостик так хорошо вписался в окружающий ландшафт, что смотрится как единое целое с банковским ансамблем.
После закрытия Ассигнационного банка в здании в 1860 году разместился Государственный банк.
В 1967 году перед фасадом главного корпуса во дворе был установлен бюст архитектора Джакомо Кваренги, построившего в Петербурге более тридцати прекрасных зданий. В настоящее время в бывшем здании Ассигнационного банка располагается Санкт-Петербургский Университет Экономики и Финансов. Правое крыло здания удерживается за банками - в нем находится Ассоциация банков Северо-Запада России.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!