Все для предпринимателя. Информационный портал

Теория мультипликатора. Мультипликационный эффект

Говоря о мультипликативном эффекте, мы находимся в рамках как минимум четырёх больших тем - внутренний валовый продукт, углубление разделения труда, инвестиции и налоговая политика. Так или иначе, мы затронем их в своих рассуждениях, однако, более подробно мы поговорим о них в отдельных материалах.

Понятие мультипликатора тесно связано с валовым внутренним продуктов и инвестициями. Валовый внутренний продукт (ВВП) - это суммарная рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных в экономике, в отдельно взятой стране, в течение какого-то определенного периода, обычно одного года.

Термин ВВП часто используют для оценки состояния экономики, но более подробно мы рассмотрим его в последующих материалах. На данный момент, внимание читателей хочется заострить только на одной важной детали определения валового внутреннего продукта - суммарная рыночная стоимость всех конечных товаров . О чем это говорит?

Как уже было сказано, ВВП часто используют для оценки состояния экономики. И как мы видим, на этот показатель влияет конечная рыночная стоимость товаров и услуг, на которые, в свою очередь влияют инструменты фискальной политики, в частности налоги и сборы. Иными словами, для того, чтобы конечная стоимость наших товаров и услуг была выше, необходимо на каждом этапе, в каждом звене экономических цепочек, оказывать воздействие на стоимость продукта, один из таких примеров это налог на добавленную стоимость (НДС). Соответственно, чем продукт сложнее, чем в большем количестве звеньев экономических цепочек он участвует, тем выше будет конечная стоимость продукта (товара или услуги). А теперь представьте, насколько обширна и разнообразна экономика, какой уровень разделения труда в ней, т.е. сколько существует профессий. Как повысить ВВП в таком случае? Один из способов, это увеличить налоговую нагрузку на каждом этапе производственного цикла и тогда вы получите рост показателя.

Об этом также нужно помнить, когда в обществе публикуется экономическая статистика, показывающая падение показателя ВВП, а также наблюдаются процессы по повышению налогов. Если не налогов, то сборов. Об этом важно помнить, поскольку этот процесс указывает на серьезные процессы в экономике, если за счет искусственного увеличения стоимости продукта, пытаются уменьшить падение ВВП.

Итак, вернемся к понятию мультипликативный эффект.

Вообще, мультипликатор - это прежде всего показатель, в виде коэффициента, показывающий зависимость изменения ВВП от изменений инвестиций. Утверждается, что увеличения вложений в производство товаров или услуг окажут гораздо большее влияние на рост ВВП, чем первоначальные вложения.

Наиболее наглядно, этот эффект может продемонстрировать строительная отрасль. Именно в ней он разворачивается максимально полно и явно. Как это происходит: при росте производства происходит соответствующий рост затрат на промежуточную продукцию. Затем, через затраты смежных отраслей, происходит рост практически по всей экономике. Действительно, сколько всего необходимо, чтобы построить дом: бетон, металлические конструкции, дерево, пластик, кабель, трубы, изделия из них и многое, многое другое. Заказы на производство всего этого заставляют экономику функционировать. Произошедшее увеличение валовых выпусков сопровождается соответствующим ростом доходов: налогов, зарплат, прибыли, которые перераспределяются и трансформируются в рост конечного спроса государства, бизнеса и населения.

Таким образом, происходит мультиплицирование. Мы захотели построить дом, сделали в него инвестиции, а тем самым заставили работать целую экономику!

Как вы можете убедиться, всё взаимосвязано. Оглянитесь, посмотрите на свою деятельность, на других, каждый задействован в создании чего-либо. Конечно, не каждая профессия приносит явную и очевидную пользу, однако, необходимо смотреть шире и стараться находить участки процесса, где она востребована.

Завершить статью хотелось бы стихом Светланы Боголюбовой “Все профессии нужны”, подчеркивающим значимость труда каждого:

Лётчик водит самолёт,
На такси таксис везёт,
Доктор лечит нас, людей,
Ветеринар лечит зверей,
Повар варит нам и жарит,
А актриса развлекает
Для нас и пляшет и поёт
Настроенье создаёт.
Модельеры и портнихи
Одевают всех нас лихо.
Дворник тоже нужен нам
Он убирает грязь и хлам.
Все профессии важны,
Все профессии нужны.
Ведь профессий друг мой много
Выбирай свою дорогу
Всегда к знаниям стремись
Хорошенько ты учись.
Будет жизнь твоя чудесной
Всё в ней будет интересно,
Коль работа нравится,
То душа не мается,
Каждый день она поёт
День бежит, а не идёт.

(Multiplier effect ) - это изменение в равновесном уровне национального дохода в большем размере, чем инициирующее его изменение в планируемых расходах.

На планируемые расходы могут влиять не только изменения дохода. Изменение дохода приводит к движению вдоль линии планируемых расходов. В то же время изменение структуры расходов, увеличение или уменьшение инвестиций , правительственных закупок, потребления, налогов , чистого экспорта будут приводить к движению самой линии планируемых расходов и даже изменению ее наклона.

Если мы рассмотрим влияние изменения расходов, не связанных с изменением наклона линии планируемых расходов, т.е. не будем брать в расчет изменения чистого экспорта и подоходного налога, то ограничимся только лишь движением линии планируемых расходов вверх или вниз. Предположим, что в результате увеличения правительственных расходов или увеличения частных инвестиций, в данный момент не имеет значения какой источник послужил увеличению планируемых расходов, последние возросли на 100 млрд. ден. ед. Именно на эту сумму сократились запасы продавцов. Реакцией производителей на сокращение запасов будет увеличение объема производства, влекущее за собой увеличение национального дохода, который будет расти до тех пор, пока не произойдет выравнивание национального продукта и планируемых расходов.

В модели с гибкими ценами увеличение объема производства будет сопровождаться еще и повышением цен. Выравнивание планируемых расходов и национального продукта или совокупного спроса и совокупного предложения будет означать достижение нового уровня равновесия. В нашем случае увеличение планируемых расходов на 100 млрд. ден. ед. привело к новому равновесию, при котором национальный доход превышает прежний уровень на 400 млрд. ден. ед. Каждая денежная единица увеличения в расходах принесла 4 ден. ед. увеличения в национальном доходе или национальном продукте. В таком случае мы говорим, что мультипликатор равен 4.

Мультипликативный эффект

Равновесный уровень выпуска Y 0 может колебаться в соответствии с изменением величины любого компонента совокупных расходов: потребления, инвестиций, государственных расходов или чистого экспорта. Увеличение любого из этих компонентов сдвигает кривую планируемых расходов вверх и способствует росту равновесного уровня выпуска. Снижение любого из компонентов совокупного спроса сопровождается спадом занятости и равновесного выпуска.

Приращение любого компонента автономных расходов

вызывает несколько большее приращение совокупного дохода ΔY благодаря эффекту мультипликатора .

Мультипликатор автономных расходов – отношение изменения равновесного ВНП к изменению любого компонента автономных расходов.

m – мультипликатор автономных расходов;

ΔY – изменение равновесного ВНП;

ΔA – изменение автономных расходов, независимых от динамики Y .

Мультипликатор показывает, во сколько раз суммарный прирост (сокращение) совокупного дохода превосходит первоначальный прирост (сокращение) автономных расходов. Важно, что однократное изменение любого компонента автономных расходов порождает многократное изменение ВНП. В случае если, к примеру, автономное потребление увеличивается на какую-то величину ΔC A , то это увеличит совокупные расходы и доход Y на ту же величину, что, в свою очередь, вторичный рост потребления (из-за увеличения дохода), но уже на величину MPC *ΔC A . Далее совокупные расходы и доход снова возрастают на величину MPC *ΔC A и так далее по схеме кругооборота ʼʼдоходы-расходыʼʼ. Возникает цепочка:

и т.д.

Из этой простой схемы видно, что совокупный доход Y многократно реагирует на первоначальный импульс ΔС A , что и отражается в величинœе мультипликатора автономных расходов. Это означает, что относительно небольшие изменения в величинах C, I, G или X n могут вызвать значительные изменения в уровнях занятости и выпуска.

Эффект мультипликатора состоит по сути в том, что он может увеличивать рост национального дохода, а может и сокращать данный прирост. Как дестабилизирующий фактор, мультипликатор тем сильнее будет воздействовать, чем больше величина предельной склонности к сбережению, и наоборот.

Вспомним понятие парадокса бережливости, суть которого состоит по сути в том, что стремление людей сберегать будет опережать стремление предпринимателя инвестировать. В случае если домашнее хозяйство больше сберегает, то предприниматель не имея возможности привлекать эти средства в качестве инвестиционного фонда, значит, предприниматель будет меньше инвестировать, поскольку у кредитной системы будет меньше ресурсов для того, чтобы осуществлять кредитование инвестиционного процесса. Суть парадокса бережливости состоит по сути в том, что стремление домашних хозяйств больше сберегать будет опережать стремление инвесторов больше вкладывать в историю развития экономики. А результат будет один, будет сокращаться производственный процесс, будет сокращаться прирост национального дохода. Такое явление есть результат того, что с ростом накопления капитала снижается предельная эффективность его функционирования, т.к. всœе труднее становится выходить на высокоприбыльные капиталовложения. Парадокс бережливости является следствием того, что, во-первых, с ростом накопления капитала снижается предельная эффективность его функционирования, т.к. всœе труднее будет находить высокоприбыльные капитальные вложения. Во-вторых, с ростом дохода увеличивается доля сбережения, поскольку сбережения - ϶ᴛᴏ функция дохода. С ростом сбережения уменьшаются совокупные расходы, а в результате предприниматели будут сокращать производство, а это влияет и на занятость.

Рецессионный разрыв – величина, на которую должен возрасти совокупный спрос (совокупные расходы), чтобы повысить равновесный ВНП до неинфляционного уровня полной занятости.

В случае если фактический равновесный объём выпуска Y 0 ниже потенциального Y * , то это означает, что совокупный спрос неэффективен, то есть совокупные расходы недостаточны для обеспечения полной занятости ресурсов, хотя равновесие AD = AS достигнуто. Недостаточность совокупного спроса оказывает депрессивное воздействие на экономику.

Чтобы преодолеть рецессионный разрыв и обеспечить полную занятость ресурсов, крайне важно простимулировать совокупный спрос и ʼʼпереместитьʼʼ равновесие из точки A в точку B . При этом приращение совокупного равновесного дохода ΔY составляет:

Величина величина

ΔY = рецессионного х мультипликатора

разрыва автономных расходов

Инфляционный разрыв – величина, на которую должен сократиться совокупный спрос (совокупные расходы), чтобы снизить равновесный ВНП до неинфляционного уровня полной занятости.

В случае если фактический равновесный уровень выпускаY 0 больше потенциального Y * , то это означает, что совокупные расходы избыточны. Избыточность совокупного спроса вызывает в экономике инфляционный бум: уровень цен возрастает потому, что фирмы не могут расширить производство адекватно растущему совокупному спросу, так как всœе ресурсы уже заняты.

Преодоление инфляционного разрыва предполагает сдерживание совокупного спроса и ʼʼперемещениеʼʼ равновесия из точки A в точку B (полная занятость ресурсов). При этом сокращение равновесного совокупного дохода ΔY составляет:

Величина величина

ΔY = ­− инфляционного х мультипликатора

разрыва автономных расходов

Мультипликативный эффект - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Мультипликативный эффект" 2017, 2018.

Определение целей экономической политики (целевой функции) - сложный, противоречивый процесс, так как ни один из инструментов регулирования не имеет прямого контакта с целями. Между ними расположена вся экономическая система, функционирующая по своим объективным законам, многие из которых к тому же неизвестны авторам формируемой экономической политики. Например, кредитно-денежная политика государства при всей ее важности не способна непосредственно решить задачу стабилизации национальной валюты, в ходе решения данной задачи она лишь воздействует на процентную ставку, уровень банковских резервов и т.п. Налоговая политика не способна прямо повлиять на инвестиционную деятельность фирм, она может оказать воздействие лишь на величину располагаемого дохода фирм и домохозяйств. Поэтому в рыночном хозяйстве правительство не может напрямую ставить задачу достижения той или иной макроэкономической цели. Реалистичной здесь может быть лишь постановка задачи воздействия на социально-экономические процессы заведомо известным образом. И то она разрешима лишь при условии, что у правительства существует достаточная ясность насчет реальных экономических механизмов, связывающих цели и инструменты регулирования (инструменты экономической политики), количественных соотношений между ними - называемых мультипликаторами.

Рассматриваемые в широком смысле, мультипликаторы описывают продуктивность всего аппарата государственного регулирования экономики. Система мультипликаторов отражает преобразования политических сигналов (инструментов государственного регулирования), поступающих на вход механизма государственного регулирования экономики, в изменения политических целей, появляющихся на ее выходе. Уравнения должны быть построены таким образом, чтобы значение мультипликатора оказалось статистически определенным, превращалось в некоторое число. Поскольку, как мы условились, желательный для политиков уровень цели Yi известен, остается определить требуемое изменение инструмента Хj . Просчитав все Хj (j=1,2,...s) и зная значения соответствующих мультипликаторов, мы получим представление о том, в чем должна состоять экономическая политика, в какую сторону и как следует изменять налоговые ставки, предложение денег, государственные расходы и т.п. Претендующее на дееспособность правительство должно четко представлять себе далеко не только основное направление изменения проводимой им экономической политики, не только на основе определения диагноза установить «лекарство», необходимое для лечения национальной экономики, но и целесообразную его дозировку в тот или иной момент. Так, если признано необходимым увеличение денежной массы в стране для наращивания совокупного спроса в объеме 10 млрд. руб., то рост денежного предложения на 1 млрд. руб. не даст заметного улучшения ситуации на рынках потребительских и инвестиционных товаров, в то время как чрезмерное длительная работа печатного станка (и запуск, скажем, 30 млрд. руб. в обращение) способна через быструю инфляцию обесценить получаемые населением дополнительные деньги и тем самым вызвать сокращение его реальных доходов. Другими словами, политики должны четко представлять себе значения тех или иных мультипликаторов, а значит, опираться на детальные макроэкономические, экономико-математические модели, расчеты по которым только и могут установить достаточно точную величину тех или иных мультипликаторов. Всякая эконометрическая модель представляет собой уравнение или множество уравнений, в которых отражены функциональные связи между множеством экономических переменных (их может быть и несколько тысяч). Такими переменными могут быть потребление, сбережение, инвестиции, экспорт, импорт, государственные закупки, государственные трансфертные платежи, денежная масса и т.п.


Примеры мультипликаторов: Мyg - бюджетный мультипликатор по национальному доходу, Мym - денежный мультипликатор по национальному доходу, Мpg - бюджетный мультипликатор по уровню цен, Мpm - денежный мультипликатор по уровню цен. Но их намного больше: существует целая система Мij , охватывающая самые разные цели и инструменты экономической политики. Без этой триады (цели, инструменты, мультипликаторы) не обходится планирование ни одной государственной программы.

Понятие «мультипликатор» (от лат. multiplicator – умножающий) впервые было введено в экономическую теорию в 1931 г. английским экономистом Р. Каном. Рассматривая влияние общественных работ, которые организовала для борьбы с экономическим спадом и безработицей администрация Рузвельта, он отмечал, что государственные инвестиции в общественные работы приводят к «мультипликационному» эффекту занятости: возникает не только первичная, но и вторичная, третичная и т.д. занятость. Иначе говоря, первоначальные инвестиционные расходы бюджетных средств приводили к мультипликации покупательной способности и занятости населения. Эти представления выразились вскоре в кейнсианской теории мультипликационного эффекта. Под мультипликатором в кейнсианской теории понимается коэффициент, показывающий зависимость изменения объема производства и национального дохода от изменения инвестиций.

Кейнс доказывал, что увеличение инвестиций приводит к росту национального дохода, причем на величину большую, чем первоначальный прирост инвестиций. Инвестиции, брошенные в экономику, вызывают цепную реакцию в виде прироста дохода и занятости.

Пусть первоначальный объем инвестиций - 1 млрд. руб., и они направляются государством в организацию общественных работ - строительство дорог, озеленение городов и т.п., не требующих вложений в средства производства. Результат - повышение доходов на 1 млрд. руб. тех, кто вложил в дело свой фактор производства (рабочую силу). Приростом своего дохода люди, как известно, могут распорядиться по-разному, распределяя его на прирост потребления м сбережения в определенной пропорции. Предположим, что сбережения S на какое-то время исчезают из экономического оборота. Это - правдоподобное допущение, ибо сбережениям, поступающим на фондовую биржу или в банковскую систему, предстоит пройти еще довольно долгий путь до того, как они станут, наконец, инвестициями. Но потребляемая часть прироста дохода С сразу же направляется на потребительский рынок в поиске предметов потребления (для бывших безработных это прежде всего продукты питания). Предположим, что из 1 млрд. руб. прироста доходов 800 млн. руб. направлены на покупку продовольствия (200 тыс. руб. сберегаются, т.е. МРС = 0,8). Расходы одного рыночного субъекта всегда превращаются, как известно, в доходы другого. Фермеры, получив 800 млн. руб., направят 640 тыс. руб. на покупку сельхозмашин, а 160 тыс. при МРS = 0,2 сберегают и.т.п.

Рост национального дохода, вызванный первоначальными инвестициями = 1000 + 800 + 640 + ...

Обозначим МРС через b, тогда мультипликатор k является суммой геометрической прогрессии:

k = 1 + b + b + b + ...+ b

Умножим обе части равенства на b:

bk = b + b = b + b + ...+ b

Вычтем из первого равенства второе:

k(1 - b) = 1 - b

k = 1 - b / 1 - b

Но b - 0, им можно пренебречь. Откуда

k = 1 / 1 - b = 1 / 1 - MPC = 1 / MPS

При МРS = 0,2 k = 5.

Вывод: чем выше предельная склонность к потреблению, тем большее увеличение национального дохода возможно при приросте первоначальных инвестиций. Так, если весь прирост доходов превратить в сбережения (что для безработных нереально), то МРС = 0, k = 1, и национальный доход вырастет ровно на столько, на сколько увеличились инвестиции. Если же сбережения вообще отсутствуют (МРС = 1), то скорость нарастания национального дохода приближается к бесконечности. Реально 0 < k < 1. Так что все факторы, влияющие на MPS (распределение доходов в обществе, инфляция, доверие к власти и т.п.), оказывают воздействие и на величину мультипликатора.

Графически: чем больше МРS, тем круче функция (кривая) SS и тем меньше мультипликатор. И наоборот.

Нельзя полагать, что эффект мультипликатора при любом его значении положительно сказывается на экономике. Мультипликатор - это обоюдоострый меч. Вполне возможен и негативный обратный «эффект» в результате спада инвестиционной активности, при котором неминуемы многократные потери национального дохода (в нашем примере пятикратные). Поэтому опасно иметь в стране высокий уровень мультипликатора инвестиций (в США он равен 2,5).

Эффект мультипликатора ощущается не в любой экономике, а только в той, где имеется незанятая рабочая сила и неиспользуемые производственные мощности. Только в этом случае становится возможным «дешевое» наращивание объема производства за счет незначительных дополнительных инвестиций.

Для создания первоначального «инвестиционного толчка» и повышения мультипликативного эффекта необходимо:

1) использовать государственные инвестиции;

2) направлять их не на строительство новых и реконструкцию действующих предприятий, а именно на общественные работы. Причина: такой «толчок» необходим в условиях кризиса перепроизводства, когда важно создавать дополнительный платежеспособный спрос, а не поставлять на рынок дополнительные товары. Именно так можно создавать новые рабочие места, расширяя уровень занятости.

Инвестиционный мультипликатор Кейнса - лишь частный случай мультипликативного эффекта, содержание которого несравненно шире.

В теорию мультипликатора, развитую последователями Кейнса, включены и гораздо более сложные количественные взаимосвязи. Они отражают влияние на рост национального продукта и дохода дополнительных государственных расходов – с учетом изъятия из внутреннего потребительского спроса их получателей не только той части, которая направляется ими на сбережения, но и той, которая идет на уплату налогов и приобретение импортных товаров.

Сущность мультипликативных эффектов – изменение составляющих совокупного спроса оказывает умноженное (мкльтиплицированное) воздействие на национальный выпуск и доход.

Мультипликативный эффект – это изменение национального дохода (или ВНП) в большее количество раз, чем первоначальное изменение автономных расходов.

Эффекты были раскрыты в 30-ых годах 20вв, когда стали исследовать результаты политики проведения общественных работ в США. В ходе анализа выяснилось, что первичная занятость породила вторичную, третичную…,т.е. имеет место эффект умножения занятости и совокупного спроса.

Термин мультипликатора ввел в эк.теорию английский ученый Канн, а автор теории мультипликатора - Кейнс.

Мультипликатор работает только в тех экономических системах, в которых есть неиспользованные ресурсы (т.е. безработные, свободные производственные мощности, финансовые ресурсы).

Мультипликативный эффект основан на двух экономических явлениях:

Для экономики характерны повторяющиеся, непрерывные потоки доходов и расходов;

Любое изменение в доходах влечет за собой изменение в потреблении и сбережении.

На основе этих явлений дополнительное увеличение инвестиций предпринимателей превращаются в дополнительный доход домохозяйств, которые часть своего дополнительного дохода направляют на потребление. ТО потребительские расходы одних домохозяйств являются доходами других. Т.к. домохозяйства тратят не весь располагаемый доход, то процесс расширения национального дохода (сумма доходов всех владельцев факторов производства) конечен. Он заканчивается, когда дополнительный прирост дохода становится бесконечно малой величиной.



Мультипликационные эффекты может вызвать любой из компонентов, изменяющий величину автономных расходов.

Коэффициент, характеризующий зависимость изменения объема ВНП от изменения объема инвестиций называется мультипликатором инвестиций.

М I =изменение ВНП / изменение инвестиций;

I - Инвестиции; S – сбережения.

Пример: доход (или объем инвестиций) вырос на 6000, из него 2/3 расходуется, а 1/3 идет на сбережения. Таким образом, 6000*2/3=4000 – является доходом других субъектов, которые в свою очередь 2/3 от 4000 (=2666) расходуют…В результате дополнительный доход всех участников = 6000+4000+2666+…=1/(1-2/3)*6000=18000. ТО увеличение инвестиций на 6000 привело к росту ВНП на 18000.

Мультипликатор оказывает двухстороннее воздействие на экономику. С одной стороны увеличение инвестиций приводит к мультипликационному росту дохода. С другой стороны, уменьшение инвестиций приводит к многократному уменьшению дохода.

Мультипликатор государственных расходов – отношение изменения объема национального дохода к вызвавшему его изменению государственных расходов.

Mg=изменение ВНП / изменение государственных расходов.

т.А – точка равновесия. При росте государственных расходов кривая расходов сдвигается вверх на ∆G. т.В – точка нового равновесия. Объем производства (или ВНП) вырос с Q 1 до Q 2 , на ∆Q. Причем ∆Q > ∆G.


99. Фискальная политика и ее эффективность.

Фискальная (бюджетно-налоговая) политика - это система регулирования правительством экономики с помощью изменений государственных расходов, налогов и состояния государственного бюджета, с целью изменения реального объема производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста.

Посредством проведения финансово-бюджетной политики государство регулирует глобальные экономические процессы в стране, поддерживает устойчивость финансов, денежного обращения, обеспечивает финансирование государственного сектора, способствует лучшему использованию производственно-экономического и научно-технического потенциала.

Государство обладает возможностями влияния на объем и структуру совокупного спроса и косвенно воздействовать на спрос со стороны частных предприятий и домашних хозяйств, сдерживая или стимулируя его с помощью налогов и таких трансфертных платежей, как пенсии, стипендии, пособия.

Цели фискальной политики:

 Сглаживание колебаний экономического цикла;

 Обеспечение устойчивости экономического роста;

 Достижение высокого уровня занятости при умеренных темпах инфляции.

Стимулирующая бюджетно-налоговая политика (фискальная экспансия) в краткосрочной перспективе имеет своей целью преодоление циклического спада экономики и предполагает увеличение госрасходов G, снижение налогов Т или комбинирование этих мер. В более долгосрочной перспективе политика снижения налогов может привести к расширению предложения факторов производства и росту экономического потенциала. Осуществление этих целей связано с проведением комплексной налоговой реформы, сопровождающейся ограничительной кредитно-денежной политикой Центрального Банка и оптимизацией структуры государственных расходов.

Сдерживающая бюджетно-налоговая политика (фискальная рестрикция) имеет своей целью ограничение циклического подъема экономики и предполагает снижение госрасходов G, увеличение налогов или комбинирование этих мер. В краткосрочной перспективе эти меры позволяют снизить инфляцию спроса ценой роста безработицы и спада производства. В более долгом периоде растущий налоговый клин может послужить основой для спада совокупного предложения и развертывания механизма стагфляции, особенно в том случае, когда сокращение государственных расходов осуществляется пропорционально по всем статьям бюджета и не создается приоритетов в пользу государственных инвестиций в инфраструктуру рынка труда.

В краткосрочной перспективе меры бюджетно-налоговой политики сопровождаются эффектами мультипликаторов государственных расходов, налогов и сбалансированного бюджета.

Дискреционная фискальная политика - целенаправленное изменение величин государственных расходов, налогов и сальдо государственного бюджета в результате специальных решений правительства, направленных на изменение уровня занятости, объема производства, темпов инфляции и состояния платежного баланса.

Недискреционная фискальная политика - автоматическое изменение названных величин в результате циклических колебаний совокупного дохода. Недискреционная фискальная политика предполагает автоматическое увеличение (уменьшение) чистых налоговых поступлений в госбюджет в периоды роста (уменьшения) ВВП, которое оказывает стабилизирующее воздействие на экономику.

При дискреционной фискальной политике в целях стимулирования совокупного спроса в период спада целенаправленно создается дефицит госбюджета вследствие увеличения госрасходов (например на финансирование программ по созданию новых рабочих мест) или снижения налогов. Соответственно в период подъема целенаправленно создается бюджетный излишек.

При недискреционной фискальной политике бюджетный дефицит и излишек возникают автоматически, в результате действия встроенных стабилизаторов экономики.

Встроенный (автоматический) стабилизатор - экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики правительства. В качестве таких стабилизаторов в индустриальных странах обычно выступают прогрессивная система налогообложения, система государственных трансфертов (в том числе страхование по безработице) и система участия в прибылях. Встроенные стабилизаторы экономики относительно смягчают проблему продолжительных временных лагов дискреционной фискальной политики, так как эти механизмы включаются без непосредственного вмешательства парламента. Степень встроенной стабильности экономики непосредственно зависит от величин циклических бюджетных дефицитов и излишков, которые выполняют функции автоматических амортизаторов колебаний совокупного спроса.

Эффективность фискальной политики.

К сожалению, существует огромная разница между фискальной политикой на бумаге и фискальной политикой на практике. Специфические проблемы, с которыми может столкнуться правительство при реализации своей фискальной политики:

1. Разрыв восприятия, под которым подразумевается промежуток времени между началом спада или инфляции и тем моментом, когда происходит осознание этих явлений. Порой проходит 4-6 месяцев, пока инфляция или спад, набиравшие силу в этот период, проявятся в соответствующей статистике и будут осознаны.

2. Административный разрыв. Обычно значительный промежуток времени отделяет момент, когда происходит понимание необходимости фискальных мер, от того момента, когда эти меры на самом деле принимаются.

3. Функциональный разрыв - разрыв между тем моментом, когда правительство принимает решение о фискальных мерах, и временем, когда эти меры начнут оказывать воздействие на производство, занятость или уровень цен.

4. Эффект вытеснения, сущность которого состоит в том, что стимулирующая (дефицитная) фискальная политика способствует росту процентных ставок и сокращению инвестиционных расходов, таким образом ослабляя или полностью подрывая стимулирующий эффект фискальной политики. Если эффект вытеснения меньше, чем эффект роста выпуска, то, при прочих равных условиях, фискальная политика эффективна.

Относительная эффективность бюджетно-налоговой определяется в зависимости от:

а) степени чувствительности функций инвестиций и чистого экспорта к динамике рыночной ставки процента

б) степени чувствительности спроса на деньги к динамике рыночной ставки процента.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!