Все для предпринимателя. Информационный портал

История ндфл в россии. Налоговая система ссср

Налоги в СССР (1917-1991)

После Октябрьской революции налоговая политика была направлена на ослабление экономической базы буржуазии. С этой целью с буржуазии взималась контрибуция. Были приняты меры к введению подоходного налога. Однако в условиях Гражданской войны и натурализации народного хозяйства все денежные налоги были отменены и взимались в натуральной форме. С октября 1918 г. был введен натуральный налог. Ставки его исчислялись в пудах зерна, были дифференцированы в зависимости от размера посевной площади, количества членов семьи и количества голов скота. В январе 1919 г. он был заменен продразверсткой, т.е. обязательной сдачей крестьянами сельскохозяйственной продукции государству. Введение продразверстки было основано на классовом принципе: максимальная норма - для кулацких хозяйств, минимальная - для бедняцких.

С новой экономической политикой и изменением государственной продовольственной политики в марте - апреле 1921 г. вместо продразверстки вводится продовольственный налог. Он взимался в меньшем размере, чем продразверстка в виде определенной доли произведенной в хозяйстве продукции с учетом урожайности, количества членов семьи и количества скота. В мае 1923 г. он был заменен единым сельскохозяйственным налогом, который до 1924 г. имел натуральную форму.

Для обеспечения соответствия размеров налога доходности каждого крестьянского хозяйства была повышена прогрессия ставок. При этом учитывались не только размеры пашни, но и наличие площадей для сенокоса, количество скота, число едоков. Так, при наличии на едока 0,25 десятины налог составлял 2,1% к облагаемому доходу, при наличии 0,75 десятины - 10,5%, при наличии трех десятин - 21,2%.

В 1926 г. налогооблагаемая база этого налога была расширена. Кроме размера пашни, количества скота, сенокоса в нее включили мелкий скот, доходы от садоводства, табаководства, виноградоделия, пчеловодства и другие неземледельческие доходы. При этом для оказания помощи бедняцким хозяйствам был уставлен необлагаемый минимум. В 1928 г. льготы по налогу были расширены коллективным хозяйствам, скидка с оклада налога была увеличена до 25-30%, повышен необлагаемый минимум.

В городской местности в 1921 г. был введен промысловый налог. Им облагали ненационализированные торговые и промышленные предприятия и личные промысловые занятия, приносящие доход. Этот налог состоял из патентного и уравнительного сборов. Патентный сбор взимался но твердым ставкам, уравнительный - в размере 3% суммы месячного оборота предприятия. В последующие годы промысловый налог был распространен на государственные предприятия и были значительно повышены его ставки. После ликвидации в 1930-х гг. частных предприятий и частной торговли этот налог был отменен.

С ноября 1922 г. вводится подоходно-поимущественный налог. Он взимался с доходов физических лиц, частных акционерных обществ, а также с недвижимого имущества. Был установлен необлагаемый минимум. Ставки по налогу были построены по прогрессивной ступенчатой шкале. По этим ставкам определялось количество квот, подлежащих взиманию. Например, при доходе от 120 до 180 тыс. руб. число квот было 1,5, от 180 до 240 тыс. руб. - три квоты. Величина квоты в рублях устанавливалась законом на каждое полугодие. Обложение налогом имущества осуществлялось по такому же принципу. Вначале обложение заработной платы рабочих и служащих не предусматривалось, с января 1923 г. этот налог стал взиматься с рабочих и служащих, получающих заработную плату выше предельного разряда семнадцатиразрядной тарифной сетки.

В 1924 г. этот налог был преобразован в подоходный налог, который взимался по прогрессивным ставкам и дифференцировался по четырем группам плательщиков: рабочие и служащие, работники искусств, лица, занимающиеся частной практикой, кустари и лица, имеющие доходы от работы не по найму.

В 1926 г. в Положение о подоходном налоге были внесены существенные изменения. Была введена единая система прогрессивного обложения для всех категорий налогоплательщиков и установлены три расписания ставок. В первое расписание выключились в качестве плательщиков граждане, имеющие доходы от личного труда по найму, во второе - граждане, получающие доходы от личного труда не по найму, от кустарно-ремесленных промыслов, от сдачи в наем строений, в третье - граждане, получающие нетрудовые доходы, а также частные юридические лица.

В дальнейшем подоходное обложение населения осуществлялось в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 30 апреля 1943 г., по которому все плательщики разбивались на несколько групп. Для каждой группы устанавливались свой порядок обложения, ставки налога, скидки и льготы.

Интерес представляет введенный с 1925 г. налог на сверхприбыль. Цель его - не только воспрепятствовать частным предпринимателям превышать цены, установленные государственными расчетами (сумма превышения цен изымалась в бюджет), но и в конечном счете - вытеснить частника из экономики страны. Этот налог имел частично целевой характер, половина собранной суммы налога направлялась на осуществление мероприятий по борьбе с детской беспризорностью в стране.

Индустриализация страны потребовала огромных финансовых ресурсов, что в свою очередь привело к серьезным изменениям в налоговой политике и налоговой системе государства, к налоговой реформе 1930-1932 гг. Главная цель реформы состояла в обеспечении растущей потребности государства в финансовых ресурсах. Для этого были приняты меры по устранению множественности и многозвенности налоговых платежей, реорганизации платежей в бюджет государственных предприятий.

В ходе реформы примерно 60 видов налогов и сборов были объединены в два главных платежа. Государственные предприятия стали вносить в бюджет отчисления от прибыли и налог с оборота, а кооперативные предприятия -подоходный налог и налог с оборота.

Отчисления от прибыли поступали в бюджет как конечный результат распределения прибыли государственных предприятий на их плановые мероприятия, т.е. нераспределенный остаток прибыли изымался в бюджет, соответствующий уровню власти подчиненности предприятия. Предприятия союзного подчинения вносили платежи в союзный бюджет, республиканского подчинения - в республиканский, областного подчинения - в областной, городского - в городской, районного - в районный. Таким образом, отчисления от прибыли стали важнейшим источником формирования собственных доходов всех звеньев бюджетной системы, фактором, усиливающим заинтересованность всех уровней власти в развитии подведомственных предприятий и финансовой эффективности их работы.

Согласно проведенной в 1965 г. экономической реформе платежи из прибыли стали четырех видов.

Первый вид - отчисления от прибыли вносили в бюджет предприятия, не переведенные на условия хозяйственного расчета.

Второй вид - плата за производственные основные фонды и нормируемые оборонные средства (плата за фонды). Ее вносили предприятия, переведенные на хозяйственный расчет. Плата за фонды вносилась в соответствующий бюджет по нормам, выраженным в процентах к средней стоимости производственных фондов. Стоимость этих фондов оценивалась по балансовой стоимости. Нормы платы за фонды устанавливались на ряд лет.

Третий вид - фиксированные (рентные) платежи вносили в бюджет предприятия, добывающие и перерабатывающие полезные ископаемые. Для добывающих предприятий фиксированные платежи устанавливались в твердой сумме (в рублях с тонны руды, нефти и т.д.), для перерабатывающих предприятий - либо в твердой сумме, либо в процентах к стоимости реализованной продукции или к прибыли. Четвертый вид - свободный остаток прибыли. Он образовывался после выплаты из прибыли первоочередных платежей (платы за фонды, фиксированных платежей), процентов за банковский кредит, сумм, направляемых па образование фондов экономического стимулирования предприятий, и других плановых затрат.

Налог с оборота стал твердо фиксированным централизованным доходом государства. Он мобилизовался в бюджет либо в виде разницы между оптовой ценой промышленности и оптовой ценой предприятия на продукцию, подлежащую обложению этим налогом, либо на основании ставок в рублях и копейках с единицы измерения продукции, либо в процентах к выручке от реализации. Налог с оборота был важным инструментом государственного регулирования рентабельности продукции, предприятий. Кроме того, этот налог был основным источником регулирования территориальных бюджетов, куда он поступал по ежегодно утверждаемым нормативам отчислений в территориальный бюджет от суммы налога мобилизуемой на территории административно-территориальной единицы.

Уже в первые годы советской власти в налоговую систему страны для обеспечения доходов бюджета были введены косвенные налоги.

В период НЭП вновь были введены акцизы. Главным отличием их от дореволюционной системы акцизов было государственное регулирование розничных цен и обложение в основном товаров, не являющихся товарами первой необходимости, и предметов роскоши. Акцизы в бюджет вносили предприятия. Это давало возможность государству осуществлять межотраслевые и межтерриториальные перераспределения финансовых ресурсов. С расширением государственного сектора в народном хозяйстве роль акцизов снижается, в 1930 г. они были отменены.

Кроме перечисленных выше основных налогов в налоговую систему СССР входили разного вида сборы и пошлины.

Гербовый сбор вновь введен Декретом ВЦИК и СНК СССР от 16 февраля 1922 г. Он уплачивался путем покупки гербовых марок и наклейки их на регистрируемые государственными органами документы или покупки гербовой бумаги, на которой излагается текст документа. В ряде случаев гербовый сбор мог вноситься наличными деньгами. От уплаты гербового сбора освобождались государственные предприятия, не платившие промысловый налог, партийные, комсомольские, профсоюзные организации, научные и культурно-просветительские организации, лица, состоящие на социальном обеспечении, и др. Он платился либо в твердых ставках с каждого вида документа (простой гербовый сбор), либо в процентах к сумме сделки, указанной в документе (пропорциональный гербовый сбор). В 1930 г. в связи с проведенной налоговой реформой гербовый сбор был отменен и вместо него и ряда других сборов и пошлин была установлена единая государственная пошлина.

После Октябрьской революции пошлины были отменены. В 1920-е гг. был отменен ряд сборов пошлинного характера. В их числе: судебные и нотариальные сборы, плата за регистрацию брака, за выдачу паспортов, курортный сбор, пошлина с наследства, гербовый сбор и др.

В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июня 1979 г. "О государственной пошлине" и постановлением Совета Министров СССР "О ставках государственной пошлины" госпошлина взималась в двух формах: простая (в твердых ставках платы за совершенное действие, выданный документ и др.) и пропорциональная (в определенном проценте от суммы договора, иска и др.).

Пошлина взималась: с исковых заявлений, подаваемых в суды, в органы Госарбитража, за совершение нотариальных действий, за регистрацию актов гражданского состояния, за прописку граждан СССР, за выдачу регистрационных удостоверений на занятия кустарно-ремесленными промыслами, за выдачу разрешений на право охоты и др.

Госпошлина уплачивалась специальными пошлинными знаками (марками), либо наличными деньгами, или путем перечисления денег со счета плательщика на счет учреждения, совершившего действие или выдавшего документ.

Использовались также таможенные вывозные (экспортные) и транзитные пошлины.

Ввозные пошлины в СССР были введены в феврале 1922 г. Ставки этих пошлин устанавливались в процентах к цене ввозимого в страну товара. В СССР вывозные пошлины в основном применялись при вывозе по разрешению Министерства культуры СССР произведений искусства, антиквариата. Транзитные пошлины были незначительны, они в основном покрывали издержки по контролю за провозом через страну иностранных грузов.

Созданная в начале 1930-х гг. система налогов за 60 лет не изменилась. Лишь в годы Великой Отечественной войны в нее вошли военный налог и налог на одиноких и бездетных граждан СССР.

Военный налог был введен в 1942 г. Его платили граждане в возрасте от 18 лет и выше. Плательщики налога разделялись на группы: рабочие; служащие; колхозники; граждане, имеющие самостоятельные источники доходов; граждане, не имеющие самостоятельных источников доходов. Для каждой группы плательщиков были установлены особые ставки налога. Налог был отменен в 1946 г.

В 1941 г. был введен налог на холостяков, одиноких и бездетных граждан СССР. Он взимался с граждан, достигших 20 лет и не имеющих детей. Не платили налог мужчины в возрасте от 50 лет и женщины, достигшие 45 лет. Граждане, являющиеся плательщиками и получавшие заработную плату 91 руб. и выше, вносили налог по ставке 6% с суммы заработной платы.

Состав и структуру действовавшей в 1930-1980 гг. в СССР налоговой системы характеризуют данные табл. 2.2 и 2.3.

Таблица 2.2. Состав основных доходов государственного бюджета СССР в период 1933-1989 гг., млрд руб.

Таблица 2.3. Структура основных доходов государственного бюджета СССР в период 1933-1989 гг., %

После Октябрьской революции изменение политического и экономического строя страны потребовало создания повой системы органов управления финансами. В ноябре 1917 г. в числе народных комиссаров Советского правительства был образован Народный комиссариат финансов (Наркомфин). В его составе было сформировано управление государственных доходов, главная задача которого состояла в работе по обеспечению доходами бюджетной системы страны. Внутри этого управления был образован отдел прямых налогов и пошлин, преобразованный в 1920 г. в Центральное налоговое управление.

В октябре 1918 г. декретом СПК вместо казенных палат были созданы финансовые отделы губернских и уездных исполнительных комитетов советов депутатов, в составе которых организовали подотделы: прямых налогов, пошлин и косвенных налогов.

С переходом к новой экономической политике значение налоговой работы значительно возросло. Повысилась роль налогового аппарата как в центре, так" и на местах. Необходимость мобилизации всех ресурсов страны для восстановления промышленности и сельского хозяйства, для осуществления социально-культурных мероприятий выдвинула на первый план финансовую и экономическую работу. Для укрепления финансового аппарата и усиления финансовой работы на этот участок направлялись наиболее проверенные и квалифицированные кадры, шло организационное укрепление финансовой системы. Все местные финансовые органы были переданы в непосредственное подчинение Наркомата финансов. Централизация всего финансового дела в стране еще раз подчеркнула ответственную роль финансов.

С одной стороны, финансовые органы должны были мобилизовать средства для развития народного хозяйства и финансирования социально-культурных мероприятий, с другой - на них была возложена задача по ограничению развития частнокапиталистического элемента. Одним из орудий для выполнения этой задачи была налоговая система. Существовавшая в то время налоговая система содействовала развитию государственного и кооперативного секторов и ограничению частнокапиталистического элемента в экономике. Используя эту систему, финансовый аппарат обеспечивал через бюджет перераспределение национального дохода страны.

В последующие годы финансовые отделы территориальных органов власти, находясь в двойном подчинении (территориальным органам власти и наркоматам финансов союзных и автономных республик), выполняли следующие основные функции:

  • организация работ по составлению и исполнению территориальных бюджетов;
  • мобилизация средств в союзный, республиканский и местный бюджеты;
  • анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятий;
  • проверка исполнения смет бюджетных учреждений;
  • обеспечение денежными средствами учреждений и предприятий местного подчинения;
  • постановка бухгалтерского учета и отчетности на предприятиях и в учреждениях, подведомственных местным Советам.

В 1937 г. было утверждено Положение о налоговых инспекторах и ревизорах. В нем была определена структура налогового аппарата. Основным звеном его на местах была налоговая инспекция районного (городского) финансового отдела, состоящая из старших и участковых инспекторов, а в сельских местностях - из налоговых агентов. В их функции входило обеспечение полного учета плательщиков, объектов обложения, размеров облагаемых платежей, предоставление налогоплательщикам предусмотренных законом налоговых льгот, проведение организационных мероприятий по своевременному и полному поступлению налогов во все звенья бюджетной системы.

Значение местных финансовых органов не ограничивалось их ролью в мобилизации средств союзного, республиканского и местного бюджетов. Местные финансовые органы являлись общественной бухгалтерией. Именно здесь анализировалась вся финансовая и хозяйственная деятельность многочисленных предприятий и организаций.

Проверяя и изучая хозяйственную деятельность предприятий, местные финансовые органы выявляли имеющиеся источники внутрихозяйственных накоплений, вели контроль за выполнением обязательств предприятий перед бюджетом, за наиболее рациональным использованием материальных, трудовых и денежных ресурсов в хозяйствах.

Суть ревизий и проверок предприятий и учреждений, проводимых местными финансовыми органами, заключалась в проверке производственных и финансовых планов предприятий, денежных операций и расчетных счетов, выполнения заданий по снижению себестоимости, проверке эффективности использования основных и оборотных средств и др. Эти ревизии вскрывали причины отклонений от утвержденных заданий по производству продукции и ее себестоимости, ассортименту и качеству, определяли причины убыточности и невыполнения плана накоплений. Намечали мероприятия по устранению выявленных недостатков в работе предприятия или учреждения.

Местные финансовые органы, анализируя установленные предприятиям планы, вскрывали в них неучтенные резервы, добивались изменения плановых показателей, оказывали положительное влияние на улучшение финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций. В то же время перед ними стояли задачи не только вскрывать и использовать резервы, но и помогать планово-финансовым службам предприятий и организаций правильно организовывать финансовую работу, точно вести расчеты с бюджетами по всем видам платежей, налогов и сборов.

XVIII Всероссийская Научно-практическая конференция - это ежегодное событие, которое проводит Группа компаний "Налоги и финансовое право". В этом году мы решили выйти за рамки привычного формата и пригласили более десяти профессионалов и практиков, чтобы сформировать открытую среду для обсуждения в рамках нашего мероприятия. Вместе мы создадим новое понимание современной правовой реальности.

На трёхдневной конференции мы организуем два круглых стола, проведём лекции с избранными экспертами.

Публикуем утверждённый состав лекторов и тем будущей конференции.

А.В. Брызгалин
Руководитель Группы компаний "Налоги и финансовое право" с 1993, к.ю.н.
«О новой правовой и налоговой реальности в современном мире (постановка вопроса).
Примеры, доказательства, методы работы»

Е.В. Тарибо
Руководитель управления конституционных основ публичного права Конституционного Суда РФ, к.ю.н.
«Современные подходы Конституционного Суда РФ при решении вопросов о соответствии норм законодательства о налогах и сборах Конституции РФ»

Е.Е. Елькин
заместитель нач.отдела налогообложения юрлиц УФНС по Свердловской области

"Современные подходы и методология налоговых органов при осуществлении налогового контроля


С.Д. Хазанов
Заведующий кафедрой административного права УрГЮУ, к.ю.н. член Научно-консультативного Совета Верховного Суда РФ
«Новая правовая реальность административного права. Ожидания от реформы государственного контроля и надзора. Новые подходы, институты, процедуры»

С.Ю. Головина
Заведующий кафедрой трудового права УрГЮУ, д.ю.н., профессор
«Новая правовая реальность в трудовом законодательстве. Новые институты и процедуры в сфере регулирования трудовых правоотношений. Тенденции судебной практики по трудовым спорам»

О.Е. Аникеева
Главный специалист по юридическим вопросам ГК "Налоги и финансовое право"
«Основные векторы судебной практики по вопросам налоговых обязательств работодателя: актуальные проблемы исчисления НДФЛ и страховых взносов»

О.В. Шарушинская
Директор Екатеринбурского филиала СДМ-банка,
«Современные тенденции контроля банковскими учреждениями за соблюдением клиентами налогового и «антиотмывочного» законодательства»

П.В. Бражников
Эксперт, консультант, руководитель компании «Bragnikov & partners» (Кипр)
«Первые шаги внедрения России в систему международного налогового контроля.
Актуальные проблемы и налоговые риски корпоративного управления нерезидентными структурами российского бизнеса (взгляд из Европы)»

Р. Вахитов
Эксперт по международному налогообложению
«Будущее международного налогообложения и место России в системе борьбы с уклонением от уплаты налогов.
План BEPS и иные современные риски международного налогового планирования»

О.С. Федорова
Заместитель генерального директора по экономическим проектам Группы компаний "Налоги и финансовое право"
«Основные тенденции в практике налогообложения юридических лиц: возрождение курса на экономическое основание налогов; особые подходы к налогообложению взаимозависимых лиц; усиление роли договора для налоговых последствий сделки»

Круглые столы:


Тема: "И всё-таки оно движется!" - почему гражданское и налоговое право по-разному толкуют недвижимое имущество; продолжится ли тотальное "обездвиживание" оборудования налоговыми органами и судами; перспективы развития практики на фоне новых правил налогообложения.
Модераторы:
Е.А. Гринемаер
Первый заместитель генерального директора Группы компаний "Налоги и финансовое право"
Т.В. Катанаева
Главный специалист по экономическим вопросам ГК «Налоги и финансовое право»

Тема : "Налоговые риски группы компаний: почему оптимальные решения приводят к обвинениям в получении необоснованной налоговой выгоды? Как заранее защититься от переквалификации, не попасть под "дробление бизнеса", сохранить планируемые налоговые последствия? Что нужно, чтобы экономический замысел не превратился в недобросовестный умысел?
Модератор:
А.В. Брызгалин
Руководитель Группы компаний "Налоги и финансовое право", к.ю.н.



Локация конференции: Отель Four Elements Ekaterinburg, просп. Ленина, 9a, Екатеринбург

Мы предлагаем нашим подписчикам и клиентам получить приглашение на конференцию на особых условиях.

*Количество участников ограничено

Федеральное агентство по образованию

ФГОУ ВПО «Волгоградская академия государственной службы»

Экономический факультет

Кафедра налогообложения и аудита

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине

«ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ»

НАЛОГИ И СБОРЫ СССР

Выполнила: Кучерова С. О.

Группа Н-200

Руководитель: д-р экон. наук,

профессор Гончаров А. И.

Волгоград – 2009


история налогообложение война перестройка

Введение

Глава 1.Налогообложение в СССР в 1922-1965 гг

1.2. Реформы налоговых платежей в период Великой Отечественной войны и после нее, до 1965 г

Глава 2.Налоги и сборы Союза ССР в 1965-1991 гг

2.1. Налоговая система СССР с 1965 по 1985 гг

2.2. Изменения в налоговой системе, связанные с перестройкой

Глава 3.Особенностиналоговой системы в период существования СССР

3.1. Анализ налогов и сборов 1922-1965 гг

3.2. Характеристика налоговой системы 1965-1991 гг

Заключение

Список использованных источников и литературы

Приложения


Введение

Понятие «налоги» как конкретная реальность имеет столь же древнюю историю, как и само общество. Т.Ф. Юткина отмечает: «Факт того, что налоги – наиболее древнее явление, существующее как таковое во все времена и эпохи, бесспорен, независимо от того, в какие формы ни облекало бы его сознание, и какие бы определения наука ни формулировала понятию «налог». Налоги как социально значимые явления никто персонально не изобретал и не основывал. Они возникли в результате естественноисторического развития общества как социально значимого организма. Понятие «налог» в ассоциативном научном сознании представляет собой общественно значимое явление, объективно необходимый процесс в любом обществе, обеспечивающий его неуклонное развитие и совершенствование» .

Рассмотрение темы «Налоги и сборы в СССР» в настоящее время очень актуально. Это позволяет на основе анализа налоговой системы 1922-1991 гг. сделать выводы о том, какие ошибки были допущены в системе, что нужно изменить, а что, действительно, является приемлемым и может быть применено на практике. Другими словами, изучение истории налогов необходимо для разработки эффективной налоговой системы в последующие периоды времени, для учета ошибок и восприятия положительного опыта прошлых лет. Объектом изучения в нашей работе являются налоги эпохи новой экономической политики, налоговая реформа 1930-1932 гг., налоговая система периода Великой Отечественной войны, сельскохозяйственный налог 1953 г., налоговые реформы 1960-х гг., изменения в налоговой системе в период перестройки и распада СССР. Цель работы – изучение и анализ налогов и сборов в СССР.

Работа состоит из трех глав, включающих шесть параграфов, введение, заключение, список литературы и приложения. Объем работы 38 страниц текста, 2 приложения и 15 библиографических источников.


Глава 1. Налогообложение в СССР в 1922-1965 гг

1.1. Налоги и сборы в СССР в период с 1922 по 1930 гг

Начало данного периода связано с введением новой экономической политики (нэп), которая была разработана В. И. Лениным. Переход к нэпу обусловил возрождение налоговой системы. Характерной чертой налоговой системы периода нэпа являлась множественность налогов и сборов и многократность обложения торгово-промышленного оборота в различных его звеньях. Систему налогов и сборов при нэпе составляли следующие виды:

1) прямые налоги – основной налоговый источник доходов государства. Они включали в себя:

а) промысловый налог, который состоял из двух платежей: патентного сбора, уплачиваемого по твёрдым ставкам в зависимости от разряда предприятия, а также пояса местности и уравнительного сбора, который взимался в процентах от оборота. Поступления по промысловому налогу к 1928 г. давали около ⅓ всех налоговых поступлений.

б) денежный подворный налог, являвшийся основным видом налогообложения в сельском хозяйстве. Его взимание было прекращено в 1923 г. при введении сельскохозяйственного налога.

в) единый натуральный налог представлял собой вид обложения сельского населения в период Гражданской войны, заменивший систему продразверстки.

г) подоходно-имущественный налог, представлявший собой прямой налог, взимавшийся с доходов и имущества физических и юридических лиц.

д) единовременный общегражданский налог был введен для мобилизации дополнительных финансовых ресурсов на оказание помощи голодающим, борьбы с эпидемиями и улучшение жизни детей, находящихся на государственном обеспечении.

е) военный налог, которым облагались мужчины в возрасте от 21 года до 40 лет, не подлежащие призыву в Красную Армию.

ж) квартирный налог, который взимался с владельцев торговых и промышленных предприятий, строений в городах и сдаваемых внаем помещений вне городов.

з) налог на сверхприбыль вводился с целью изъять доходы частнокапиталистических элементов, полученных в результате применения спекулятивных цен.

и) налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения. Им облагалась вся стоимость наследства или дарения по резко прогрессивной шкале ставок, которые колебались от 1 до 90% в зависимости от стоимости имущества.

к) индивидуальное обложение кулацких хозяйств сельскохозяйственным налогом. Данным налогом облагались доходы от всех источников сельского хозяйства и от всех видов неземледельческих заработков .

2) косвенные налоги в период нэпа взимались в форме акцизов на потребительские товары и обеспечивали 11-20% всех доходов государства. К косвенным налогам относились:

а) акцизы, уплачиваемые с некоторых товаров (вино, спички, табачные изделия, гильзы, спирт, мед, соль, сахар, кофе, галоши) предприятиями-производителями.

б) налог от демонстрации кинофильмов, уплачивавшийся с валового сбора (оборота) от продажи билетов на киносеансы .

3) пошлины и сборы.

а) патентная пошлина представляла собой плату за предоставление исключительного права на использование изобретений в соответствии с выдаваемым патентом.

б) судебная пошлина, являвшаяся платой за различные судебные документы.

в) патентный сбор – платеж в бюджет в составе промыслового налога, взимавшийся с торговых и промышленных предприятий, а также с граждан, имевших доходы от занятия промыслами.

г) прописочный сбор взимался в виде платы за прописку документов.

д) канцелярский сбор – плата за выдаваемые гражданам СССР предприятиям документы и копии.

е) гербовый сбор взимался с отдельных лиц и организаций в качестве платы при оформлении гражданско-правовых сделок, выдаче документов .

Следующий этап налоговых преобразований – это налоговая реформа 1930-1932 гг. основные задачи налоговой реформы заключались в устранении множественности платежей в бюджет; реорганизация налоговой формы платежей государственных и кооперативных предприятий и организаций в плановое рапределение и перераспределение национального дохода в соответствии с целями государства.

В обобществленном секторе был введен налог с оборота, заменивший прежде существовавшие 53 платежа, отчисления от прибыли госпредприятий включили в себя 5 ранее существовавших платежей . В частном секторе промысловый налог объединил 32 существовавших платежа. Упразднение акцизов и введение налога с оборота фактически усложнило систему косвенного налогообложения. Существенная особенность налоговой реформы 2 сентября 1930 г. – разграничение системы обложения обобществленного и частного секторов, наиболее резко выразившееся в разделении ранее единого промыслового налога на налог с оборота государственных предприятий и промысловый налог с частных предприятий и промыслов. Им облагалась выручка от реализации по розничным или оптовым ценам промышленности товаров собственного производства или собственной закупки всем покупателям, а также при отпуске по указанным ценам отдельных товаров внутри объединения или предприятия. Устанавливался разный уровень ставок для государственных предприятий и предприятий промкооперации (Прил. 1). С налогом с оборота связанны введенные в середине 1931 г. бюджетные наценки, устанавливавшиеся для отдельных видов и подвидов товаров и различающиеся для товаров в зависимости от места их реализации . Наценки не входили в состав отпускной цены товаров, а начислялись на эту цену, тогда как налог с оборота входил в отпускную цену. К другим налогам, взимаемым с товарооборота предприятий обобществленного сектора, относились налог с оборота кинотеатров (был объединен с налогом со зрелищ), налог с нетоварных операций предприятий обобществленного сектора, налог с совхозов .

В ходе налоговой реформы были введены новые массовые целевые платежи. Была отменена попенная плата (плата за древесину). Создается система областных, районных и городских налоговых инспекций.

Помимо вышеперечисленных налогов существовали и другие платежи. Платежи из прибыли государственный объединений, предприятий, организаций представляли собой форму распределения прибыли между хозрасчетными предприятиями и государством и являлись одним из основных источников формирования доходов госбюджете СССР. Дополнительным видом косвенного налогообложения в СССР был налог с нетоварных операций, представлявший собой изъятие части денежных доходов государственных, кооперативных, общественных предприятий и организаций от реализации услуг и нетоварных работ.

Что касается налогов, взимавшихся с частного сектора, то к ним относились:

а) косвенный промысловый налог;

б) налоги, взимаемые с доходов, - подоходный налог с частных лиц, сельскохозяйственный налог, налог на сверхприбыль др.

За свою историю налог на доходы граждан пережил множество изменений, но практически всегда высокие доходы облагались повышенным налогом, а минимально необходимые для жизни заработки налогом не облагались вообще. Но с момента вступления в силу в 2001 году в России действует фиксированная ставка налога в размере 13% и отсутствует минимальный не облагаемый налогами размер доходов.

Впервые подоходный налог был введен в России 11 февраля 1812 года в форме налога на доходы помещиков от принадлежащего им недвижимого имущества. Его ставка являлась прогрессивной и варьировалась от 1% до 10%, а не облагаемый налогом минимум дохода составлял 500 руб. в год. Для сравнения, на тот момент стоимость двухкомнатного дома в Петербурге оценивалась для целей налогообложения недвижимости в 250 руб.

В годы существования СССР ставки подоходного налога многократно менялись, предпринимались даже попытки его полной отмены. Последнее изменение произошло в 1984 году, когда необлагаемый минимум был установлен в размере 70 руб., а сумма налога стала фиксированной – она варьировалась от 25 коп. с доходов в размере 71 руб. до 8,2 руб. при уровне заработной платы в 101 руб. и выше. А сумма дохода, превышающая 100 руб., дополнительно облагалась по ставке 13%.

Этот уровень налога продержался до 1992 года, когда в России было принято новое налоговое законодательство, которым также была установлена прогрессивная шкала подоходного налога. Она менялась от 12% при доходе до 200 тыс. руб. (при этом минимальный размер оплаты труда налогом не облагался) до налога в размере 124 тыс. руб. с заработков, превышающих 600 тыс. руб. Сумма дохода сверх 600 тыс. руб. также дополнительно облагалась налогом по ставке 40%.

В дальнейшем ставки налога почти ежегодно корректировались по мере роста инфляции, пока в 2001 году не был введен в действие современный НК РФ, впервые в России установивший плоскую шкалу налогообложения доходов физических лиц в размере 13% независимо от суммы дохода. Эта ставка действует и в настоящее время, подвергаясь постоянной критике сторонников прогрессивной шкалы налогообложения.

В марте 2015 года на рассмотрение Госдумы поступили сразу три законопроекта об изменении ставок НДФЛ и порядка его исчисления.

Первый законопроект был внесен 16 марта депутатом от фракции КПРФ Николаем Рябовым и предполагает повышение ставки НДФЛ до 16% при одновременной освобождении от налогообложения суммы в размере прожиточного минимума. Как поясняет автор, это позволило бы снизить налоговую нагрузку на наименее защищенные слои населения.

Практически сразу после него, 18 марта, был внесен второй законопроект 2 от фракции КПРФ, предлагающий ввести в России прогрессивную шкалу налогообложения по НДФЛ, при которой доходы в сумме свыше 1 млн руб. в месяц будут облагаться налогом по ставке 50%.

Третий законопроект поступил в Госдуму 26 марта от депутатов Сергея Миронова, Василия Швецова, Валерия Гартунга, Михаила Емельянова и Александра Тарнавского. Он также предусматривает введение прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц, превышающие 24 млн руб. в год. Максимальная ставка НДФЛ в случае принятия этого законопроекта достигнет 50% по доходам, превышающим 200 млн руб. в год.

Это не первые попытки отказаться от действующей в России плоской шкалы налогообложения доходов граждан. Аналогичные законопроекты регулярно вносятся в Госдуму и так же регулярно отклоняются ею. Например, такой законопроект , внесенный в октябре 2013 года депутатами от фракции "Справедливая Россия", был возвращен его инициаторам 12 декабря 2013 года по причине отсутствия заключения Правительства РФ, после чего так и не был внесен повторно.

История развития подоходного налога в России – в инфографике.

Документы по теме:

Новости по теме:

  • Закон РФ от 7 декабря 1991 г. № 1998-1 "

Налоги СССР . В государственном бюджете СССР Налоги играют исключительно крупную роль: за вычетом смет НКПС и НКПиТ, в которых доход поглощается суммой расхода, налоговые источники покрывают 82 % всего обыкновенного бюджета СССР на 1924/25 б. г. и дали в совокупности 1.314 млн руб. По бюджету 1926/27 г. Налоги дадут 2.334 млн руб. и местные налоги — 451 млн руб.

К началу нэпа все ранее существовавшие Налоги и сборы были ликвидированы, за исключением натурального обложения крестьян (продналог). Таким образом ныне действующая налоговая система образовалась в период времени с середины 1921 г.

Среди прямых Налогов крупное значение имеет единый сельскохозяйственный налог, который до реформы 1926 г. взимался с крестьянских хозяйств в зависимости от количества десятин земли (пашни и сенокосов), находящихся в их пользовании, рабочего и крупного рогатого скота, числа едоков в хозяйстве и разряда по обложению, к которому отнесен данный район. В каждой губернии, согласно установленному законом расписанию, были установлены три различных ставки на десятину, в зависимости от количества приходящихся на едока земли и скота в пересчете на пашню, и 9 разрядов по обложению.

Установленные на 1925/26 г. ставки повели в общем к значительному снижению суммы крестьянского обложения и особенно польготили и освободили малообеспеченные на едока объектами обложения крестьянские хозяйства, но усилили обложение более мощных хозяйств. Однако слабой стороной являлась техническая сложность пересчетов, учета едоков на десятину и массы арифметических действий по каждому окладу. Отсутствие учета подсобных промыслов делало обложение недостаточно равномерным и затрудняло приложение прогрессии. Поэтому Положением от 25 апреля 1926 г. проведена реформа сельхозналога в смысле приближения его к типу общеподоходного обложения, именно в том отношении, что к облагаемому доходу от сельского хозяйства присоединяются доходы от неземледельческих заработков крестьян. Доходность земли и прочих сельскохозяйственных угодий определяется по установленным в законе нормам. Совокупная сумма дохода облагается, начиная с 2 % с первых 20 р. дохода на едока по прогрессивному тарифу, до 25 % с излишка дохода сверх 100 руб. на едока. Новое положение от 2 апреля 1927 г. делает скидку для хозяйств с 1 — 2 едоками и освобождает совершенно хозяйство с доходом в 90 — 110 р. 40 % поступлений по волости поступают в надлежащий волостной бюджет, 16 2 / 3 % по каждой губернии зачисляются в бюджет последних для подкрепления местных бюджетов, а 10 % поступают в распоряжение союзных республик на усиление средств отдельных губерний.

Другим важнейшим прямым Налогом является промысловое обложение. Оно слагается из основного Налога, построенного по патентной системе (в зависимости от вида промысла и местности), и так называемого уравнительного сбора, взимаемого с оборота предприятия по дифференцированной ставке (в среднем около 1,5 % в пользу госбюджета и столько же в пользу мест) для различных видов и отраслей промышленности и торговли. Для торговых предприятий в Москве патентный сбор составляет от 25 до 1.800 руб. в год, а для промышленных — от 15 до 2.880 руб. в зависимости от числа наемных рабочих (в пользу местного бюджета, кроме того, 100 %-ная надбавка). Сумма уплаченного патентного сбора засчитывается наполовину в счет уравнительного сбора. Оклады уравнительного сбора различаются для оптовой торговли, с одной стороны, и розничной и мелочной — с другой, при чем первая по общему праву обложена приблизительно на 50 % ниже розничной и мелочной. Оборот промышленных предприятий облагается в большинстве случаев 0,15 — 1,25 % для государственных предприятий и несколько выше для частных.

Кроме того, для государственных трестов, синдикатов, комбинатов и т. п. и союзов кооперативов установлена льготная система определения оборотов, именно — передвижение ценностей внутри объединения и между составляющими его предприятиями не причисляется к облагаемому обороту. Особенно широкие льготы предоставлены кооперации декретом от 7 декабря 1923 г., при чем промналог (как и подоходный налог) вообще понижается на 50 % Для кооперативных предприятий, если они обслуживают только своих членов, и на 25 %, если они обслуживают и посторонних лиц. Производство предметов роскоши и торговля ими облагаются дополнительно в виде усиленного патентного сбора и уравн. сбора в 4 — 6 %. Для некоторых личных промысловых занятий (для ремесленников, для заведующих торговыми и промышленными предприятиями, для посредников-комиссионеров и др.) обязательна выборка особых патентов, но они не подлежат уравнительному сбору, как не подлежит ему торговля простейшими товарами с рук, лотков, возов и т. п. Изъятия и льготы даны инвалидам, кустарям и ремесленникам и т. д. Рядом законов 1925 г. кустари и ремесленники в сельских местностях получили либо полное изъятие от промналога (работающие единолично или при помощи членов семьи) или большие льготы; сильно польгочены этими законами и городские кустари и ремесленники.

Третьим главнейшим прямым Налогом является подоходный Налог; по положению от 24 сентября 1926 г. он взимается в зависимости от категории, к которой отнесен тот или иной вид дохода, а именно: а) зарплаты, пенсий, литературной работы (оклады по расписанию № 1); б) от труда не по найму (кустарь, лица свободных профессий и др.) (по расписанию № 2) и в) от торговли, промышленности, денежных капиталов (по расписанию № 3). Ставки прогрессируют: по расписанию № 1 от 0,7 до 2,2 % при годовом доходе в 5.000 р., 7 % при доходе 10.000 р., 16 % при доходе 20.000 р. и т. д. до 30 %; по расписанию № 2 от 2,5 до 9,1 % при доходе в 5.000 р., 15 % при доходе 10.000 р., 22 % при доходе 20.000 р. и т. д. до 35 %; по расписанию № 3 от 3 до 10,8 % при доходе в 5.000 р., 18,6 % — при доходе 10.000 р., 28,5 % при доходе 20.000 р. и т. д. до 45 %. В пользу местного бюджета установлена 25 %-ная надбавка. Минимум, свободный от обложения, — 1.200 — 900 р. в год, в зависимости от местности для доходов категории «а», и от 800 до 500 р. для прочих. Рабочие, служащие и госуд. пенсионеры с облагаемым доходом не свыше 4 000 р. в год и прочие с доходом не свыше 2.000 р., имеющие на иждивении более двух лиц, пользуются скидкой с оклада налога в размере 20 %. Для государственных и кооперативных предприятий и смешанных с участием государства обществ установлен подоходный Налог на особых основаниях по декрету от 20 июня (9 октября) 1923 г., при чем максимальная ставка составляет 8 % с дохода. Общая сумма поступлений от подоходного обложения ожидается в 1926/27 г. в 115 млн руб. от обложения частных и юридических лиц и в 47 млн руб. от обложения государственных, кооперативных и смешанных обществ, не считая местной надбавки в 25 %.

Относительно крупным источником госдохода является гербовый сбор, который взимается с документов в виде: 1) твердых окладов от 6 коп. (например, с расписок и т. п.) до 1 руб. 65 коп., 2) пропорционального сбора с суммы сделки в размере 0,1 % (например, по биржевым торговым сделкам), 0,25 % (по долговым обязательствам) и 0,5 % (по договорам по имущественным сделкам); в некоторых случаях взимаются удвоенные ставки, например, при продаже строений. Ряд изъятий и большая детализация делают этот сбор довольно сложным. Сумма поступлений — 150 милл руб.

Наследственные пошлины дают ничтожный фискальный доход (592 тыс. руб. по бюдж. 1926/27 г.) вследствие незначительного накопления частного капитала. Суммы наследственного имущества, превышающие 10.000 руб., обращались до 1 марта 1926 г. в пользу казны, исключая случаев перехода по наследству концессионных, застроечных и пр. имуществ, пользование которыми обусловлено договорами с государством. Теперь это ограничение отменено. Наследства не могут передаваться никому, кроме пережившего супруга, нисходящих и лиц, находившихся не менее 1 года на полном иждивении наследодателя. Ставки с имуществ, переходящих по наследству, растут прогрессивно, составляя 5,4 % при 10.000 р., 18,54 % при 100.000 руб., 47,7 % при 500.000 руб., а с излишка сверх 500.000 руб. 90 %. Налог с дарений взимается в половинном размере. С 1924 г. установлено «взимание ренты» с земель, находящихся в пределах городской черты или переданных транспорту,

Это, по существу, плата за пользование землей, при чем часть поступает в пользу государства (в Москве, например, 3 коп. за кв. саж.), а часть в виде так называемой «дополнительной ренты» — в пользу местного бюджета (или НКПС) по сложному дифференцированному тарифу, максимальный размер которого утверждается центром. Взимание ренты еще далеко не налажено надлежащим образом, особенно в деле дополнительной ренты.

Законом от 6 ноября 1925 г. установлен специальный военный Налог с лиц, зачисляемых в тыловое ополчение, т. е. лишенных права избирать в советы, на срок в 19 лет, именно от 21 до 40 лет. Налог этот взимается в виде надбавки к подоходному Налогу или сельхозналогу, но не менее 50 руб. в полугодие в течение первых двух лет.

Особенно быстрый рост и фискальную продуктивность обнаружили акцизы. Действительные поступления 1922 23 г. — 103 млн руб., 1923 24 г. — 241 млн руб., 1924/25 г. — 503 млн руб., на 1926.27 г. предполагается 1.197 млн руб. (правда, в состав последнего итога вошел доход от 40°-ной водки, которая поступила в продажу с 1 октября 1925 г.).

Крупную роль в акцизных поступлениях играет сахарный акциз, а именно в 1926/27 г. — 151 млн руб. Ставка акциза с сахара составляет 24 коп. с кило (4 руб. с пуда).

Акциз с табачных изделий намечен к поступлению в 163 млн руб. по бюджету 1926 27 г. Акциз взимается по бандерольной системе по способу прогрессивного возрастающего тарифа, в зависимости от продажной стоимости табачных изделий, от 2 р. 30 к. до 7 р. 60 к. за килограмм курительного табака и от 1 р. 80 к. до 9 руб. с тысячи папирос, при чем на все сорта, кроме высшего, установлены предельные продажные цены. Акциз на махорку составляет 50 коп. с кило.

Акциз с текстильных изделий взимается в местах производства с веса пряжи в зависимости от номера пряжи по прогрессивному тарифу, настигающему более сильно более высокие сорта текстильных изделий. Поступления по смете 1926/27 г. — 104 млн руб. На 1 метр ситца акциз ложится около 174 коп., т. е. менее 1 коп. на аршин (или 3,79 % к фабричной себестоимости), что при современном потреблении составляет около 45 коп. на душу населения в городах и около 9 коп. — в деревне в год. Акциз с шерстяной пряжи ложится около 4 — 11 % с фабричной себестоимости товара ходовых сортов. Акциз с текстиля из шелка взимается с готовых тканей. По закону от 23 марта 1926 г. ставки текстильного акциза увеличены в среднем на 50 %. кроме шелковых изделий.

Акциз со спиртных напитков взимается: с виноградных, плодовых и изюмных вин, с пива, со спирта, отпускаемого на технические и пр. цели, с русского коньяка и водочных изделий, с наливок и настоек, с меда, содержащего 1,5 — 8° алкоголя, и, начиная с октября 1925 г., с 40°-ного хлебного вина. Акциз с виноградного вина за последнее время значительно понижен — до 5 коп. с литра (64 коп. с ведра) для виноградных вин не свыше 14°, а для более крепких — 13 и 26 коп. с литра, шампанских — 78 коп. с литра. Акциз с пива взимается по весу поступающего в затор солода в размере 44 руб. со 100 кило. Акциз со спирта на технические и пр. цели: для выработки эссенций, парфюмерии, наливок и настоек — 30 коп. с градуса ректиф. спирта, прочие надобности — 10 коп., на выделку уксуса — 5 коп. Акциз с коньяка и водочных изделий и наливок и настоек не свыше 30° взимается в виде основного акциза в 30 коп. с градуса и дополнительного — 14 руб. с объемного ведра; рост потребления 30°-ных напитков был столь значителен, что казенный доход составил в 1924/25 г. 123 млн руб. Акциз с хлебного вина (40°-ной водки), наливок и настоек до 40° и коньяков и ликеров 60° составляет — после проведенного 27 ноября 1925 г. нового повышения — для водки основной акциз в 14 руб. и дополнительный в 10 р. 80 к. с ведра, с коньяка (кроме основного акциза в 30 коп. с градуса) — доп. акциз 12 руб. с ведра, а водочных изделий — доп. акциз 20 р. 80 к. с ведра. Новое повышение (цена бутылки повысилась на 50 %, т. е. до 1 р. 50 к.) проведено вследствие угрозы исчерпания запасов 40°-ной водки. С начала 1926 г. цена водки понижена до 1 руб. с бут. Общая выкурка спирта в 1926/27 г. намечается в 33 млн вед., т. е. около 1 / 3 довоенной выкурки. Введение продажи водки имело в виду борьбу с самогоном. Вследствие выпуска водки акцизный доход от обложения спиртных напитков в 1926/27 г. намечается в сумме 571 млн руб.

Акциз на соль составляет 1 р. 34 к. со 100 кило (22 коп. с пуда), а при отпуске государственной химической промышленности — 92 коп. со 100 кило. Для посолки рыбы с 15 мая 1925 г. соль отпускается без акциза; поступления 1924/25 г. 15,6 млн руб., т. е. на душу населения 11 коп. в год, а по бюджету 1925/26 г. — 18 млн руб.; с 1 апреля 1927 г. акциз с соли отменен.

Акциз с нефтяных продуктов облагает керосин в 3 р. 65 к. со 100 кило (60 коп. с пуда), бензин — в 10 коп. с кило, смазочные масла — в 5 коп с кило; поступления по бюджету 1926/27 г. — 40 млн руб. Кроме того, существуют акцизы со спичек, резиновых галош, чая и кофе, папиросных гильз и бумаги, дрожжей и восковых свечей.

Таможенные пошлины построены по протекционной системе, высшие ставки для предметов роскоши и второстепенного потребления, поступления по бюджету 1926/27 г. — 186 млн руб.

В местном бюджете налоговые источники составляют по перспективному плану 1926/27 г. 451 млн руб. (при общем бюджете 1.861 млн руб.), из коих надбавки к госналогам — 853 милл руб. и собственно местные налоги и сборы — 99 млн руб. Главное значение среди последних имеют: попудный сбор с привозимых и вывозимых грузов, налог со строений (не свыше 0,25 % ценности строений), сборы с транспортных средств, со сделок, регистрируемых на бирже, надбавка к попенной плате с древесины, с заведений трактирного промысла и др. Волостной бюджет получает крупнейшую субсидию в виде 100 млн руб. отчисления от сельхозналога. Целевым является особый местный квартирный налог с граждан категории «в» по классификации подоходного налога на нужды жилстроительства.

Развитие налоговой системы СССР ясно из нижеследующей таблицы (в млн руб.).

1923/24 г. (действ. пост.) 1924/25 г. (действ. пост.) 1925/26 г. предв. свед. 1926/27 г. бюдж.
I. Прямые налоги 410,1 601,2 626,3 767,3
а) сельхозналог 231,0 322,0 245,2 300,5
б) промысловый 113,1 157,3 220,9 290,5
в) подоходный 64,2 94,3 151,6 168,1
г) рентный 0,8 2,3 5,8 } 8,2
д) прочие 1,1 14,5 2,7
II. Косвенные налоги 308,1 609,7 976,0 1,387,0
а) акцизы 240,7 507,8 826,0 1.197,0
б) таможенные 67,4 101,9 150,0 190,0
III. Пошлины 70,3 118,3 150,0 179,3
а) гербовый сбор 57,1 98,9 130,8 150,0
б) прочие 13,2 19,4 19,2 28,4
Итого госуд. налогов 788,5 1.329,2 1.752,2 2.338,6
На душу населения 5 р. 90 к. 9 р. 45 к. 12 р. 34 к. -
В % к народн. доходу 6,25 9,67 10,71 -

Для сравнения: в 1913 г. прямые Налоги и пошлины на душу населения давали 2 р. 88 к., акцизы — 2 р. 03 к., винная монополия (чистый доход) — 2 р. 31 к., таможенные — 2 р. 02 к., итого 9 р. 24 к., местные сборы 1р. 94 к., всего 11 р. 18 к. зол. или 11,17 % к народному доходу.

Роль акцизного дохода в составе государственного налогового бюджета систематически растет, составив в 1922/23 г. — 20,6 %, 1923/24 г. — 30,5 %, 1924/25 г. — 38,1 %, 1925/26 г. — 53 % всего налогового бюджета; роль же прямого обложения соответственно падает: 64 %, 52 %, 45 % и 31 % общей суммы налогов за те же годы. Однако повышение акцизного дохода совершалось отнюдь не за счет увеличения ставок (исключая в последний год спиртного акциза), а главным образом за счет расширения потребления (так как ряд ставок был понижен за это время) на керосин, соль, рафинад, виноградные вина. По грубым подсчетам деревня платит из общей суммы в 1.300 млн руб. около 600 млн руб., а город (при населении в 5 раз меньшем) около 700 млн руб.; в акцизах же деревня участвовала в 1924/25 г. всего на сумму около 140 млн руб., а город — 350 млн руб., и это соотношение, по-видимому, ухудшилось для города в 1925/26 г., так как водочный акциз, на первое время по крайней мере, относительно сильнее ложится на душу городского населения.

В общем же приходится констатировать значительный рост и развитие нашей налоговой системы. Если принять во внимание, что ныне существующая налоговая система стала восстанавливаться лишь с средины 1921 г., то нельзя не признать, что она восстановлена с чрезвычайной быстротой. Однако налоговое бремя при бедности страны должно быть признано весьма сильно напряженным, что отражается и на довольно значительной недоимочности по промысловому и подоходному налогам. Законом от 2 октября 1925 года введено новое положение о взимании налогов, определившее органы взимания, порядок и меры взыскания недоимок, пеней и штрафов, порядок обжалования и сложения недоимок. (См. также отдельные налоги: Единый налог, Сельскохозяйственный, Промысловый, Подоходный, Гербовый сбор, Акцизы, Военный.)

Финансовая энциклопедия, 1927 г.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!