Все для предпринимателя. Информационный портал

Как проводилась налоговая реформа ольги - княгини киевской руси. Понятие налоговых реформ и их классификация

С 1990 г. в РФ началась масштабная налоговая реформа. На рассмотрение в апреле был вынесен законопроект о сборах с граждан страны, иностранцев и лиц без гражданства. В июне обсуждался нормативный акт по вопросам обязательных отчислений в бюджет предприятий, организаций и объединений.

Налоги и налоговые реформы в России: нормативная база

Ключевые положения действующей сегодня программы по сбору обязательных платежей в бюджет были утверждены в конце 1991-го. Тогда был принят главный закон, регламентирующий эту сферу. В нормативном акте были установлены налоги, пошлины, сборы и прочие отчисления, определены субъекты, их обязанности и права. Кроме этого, были приняты и другие законы по конкретным налогам, вступившие в действие с января 1992-го. Основные налоговые реформы, таким образом, прошли в начале последнего десятилетия прошлого века.

Структура

Реформа налоговой системы прошла при принятии более чем 20 нормативных актов. 21-го ноября 1992 года по указу президента был сформирован контролирующий самостоятельный орган - ФНС. На эту службу возлагались ключевые функции по разработке и последующей реализации налоговой политики страны. Законодательством было определено 4 группы сборов:

  1. Общегосударственные. Они устанавливались на федеральном уровне.
  2. Местные. Они определялись территориальными структурами власти, согласно законодательным актам субъектов.
  3. Республиканские сборы, налоги административных и национально-государственных образований. Они устанавливались по решению госорганов и законами соответствующих регионов.
  4. Общеобязательные республиканские и местные сборы и налоги.

Состав отчислений периодически изменялся в соответствии с решениями госорганов.

Первые проблемы

Проведенная в достаточно экстремальных условиях, налоговая реформа в России не смогла обеспечить создание идеального финансового института. По ходу последующих рыночных преобразований его изъяны становились все более заметными. В итоге стала существенно замедлять рост экономики страны. Ключевой проблемой в то время выступал дефицит бюджета. Он был обусловлен незначительными объемами поступлений в казну на фоне значительных расходных обязательств.

Изменения

К 1997 году в стране было установлено более 40 видов сборов и налогов, которые уплачивали организации и граждане. К этому моменту была сформирована трехуровневая структура. Она включала:


Второй этап

Новая налоговая реформа началась в 1999 году. Она ознаменовалась вступлением в силу первой части НК. Следует сказать, что Кодекс обсуждался достаточно долго. В общей части устанавливались обязанности и права субъектов, регламентировался процесс выполнения обязательств перед бюджетом, определялись правила контроля, ответственность за нарушения Кроме этого, были введены важнейшие инструменты института. Таким образом, в Кодексе были отражены основные аспекты налоговых реформ. Для обеспечения введения законодательства в действие было разработано и согласовано больше 40 нормативных документов. Важнейшим результатом того периода стало утверждение форм деклараций и инструкций по их составлению. Стоит, однако, отметить, что пока документ проходил через Думу, он утратил множество новаторских предложений. При этом механизмы и правила оказались в действительности далеко не безупречными. В этой связи в течение последних нескольких лет в НК было введено множество поправок.

Преобразования с 2000 года

С началом 21 века Правительством было предпринято несколько решительных шагов по изменению сложившейся ситуации в финансовом секторе страны. Были выработаны приоритетные направления налоговых реформ на среднесрочную перспективу (до 2004 года). В первую очередь предполагалось:

  1. Снижение избыточной нагрузки на субъектов, вследствие которой формировались предпосылки для уклонения от уплаты обязательных сумм.
  2. Ослабление фискального контроля государства в пользу стимулирующих функций системы налогов.
  3. Обеспечение равномерного распределения нагрузки на плательщиков.
  4. Сокращение числа и изменение направленности установленных налоговых льгот.

В рамках правительство ориентировалось на перераспределение поступлений в пользу федерального бюджета относительно региональных.

Цели налоговой реформы

Они заключаются не в том, чтобы собрать как можно больше платежей для решения бюджетного кризиса. Ключевой задачей сегодня выступает снижение уровня изъятий по мере уменьшения государственных обязательств. Налоговые реформы ориентированы на установление справедливого порядка взимания платежей с субъектов, действующих в различных экономических условиях. Утвержденные программы предполагают повышение уровня нейтральности. Налоги не должны существенно влиять на относительные цены, процессы создания накоплений и так далее. В результате должны снизиться издержки по исполнению законодательства не только для государства, но и для самих плательщиков.

Последующие преобразования

Для реализации указанных выше задач налоговые реформы в стране были продолжены. В частности, с января 2001 года было введено 4 главы второй части НК:

Последующие налоговые реформы на 2005 год предполагали:

  1. Снижение нагрузки на ФОТ. Это планировалось достичь за счет снижения ставки ЕСН. Предполагалось, что для доходов до 300 тыс. руб. она будет уменьшена до 26 %, от 300 до 600 - до 10 %, свыше 600 - до 2 %.
  2. Изменение режима начисления НДС. Предусматривалось, что ставка будет снижена до 16 %. Кроме этого, налоговые реформы предполагали пересмотр возврата сбора экспортерам. Кроме этого, активно обсуждалась возможность предоставления плательщикам электронных счетов-фактур.
  3. Изменение налогов на имущество. Предполагалось заменить существовавшие сборы на отчисления с недвижимости. Такая практика была, в частности, введена в Тверской области.
  4. Установление льготного режима для предприятий, работающих в пределах особых экономических территорий. Этим должна была обеспечиваться инновационная и инвестиционная деятельность.

Процессы взимания и контроля

Налоговые реформы ориентированы на гибкость и прозрачность, упрощение и уменьшение объема документооборота. Реализация поставленных задач предусматривает снижение нагрузки не только в фискальной, но и административной части. В частности, речь об уменьшении расходов плательщика по исполнению законодательства. Как показала практика, снижение фискальной нагрузки по некоторым налогам прошло вместе с одновременным увеличением административного давления. В частности, вырос объем финансовой отчетности, усложнился учет деятельности плательщика, усилился контроль госорганов. В этой связи были предприняты шаги по:

Заключение

Результаты реформирования системы налогов и сборов в целом оцениваются как положительные. В период по 2003 гг. доля нагрузки от ВВП постепенно снижалась с 34 % до 31 %. В результате проведенных мероприятий отмечается значительное изменение структуры поступлений. В первую очередь существенно увеличилась доля отчислений, связанных с использованием недр. Вместе с этим сократились поступления с прибыли предприятий, а НДФЛ повысился практически в полтора раза. Отмечается высокая доля сборов, предназначенных на социальное, медицинское и пенсионное обеспечение. Их уровень находится в пределах 25 %.

Налоги являются обязательными сборами, взимаемы­ми государством с хозяйственных субъектов и с населе­ния по ставкам, установленным в законодательном по­рядке. Для становления налоговой системы, кроме образо­вания государства и появления законодательных актов, не­обходим определенный уровень хозяйственных (экономичес­ких) отношений в стране.

Формированию податной (налоговой) системы на Руси с давних времен помогало развитие торговли и постепен­ное оформление таможенного права; вторым фактором, обеспечивающим этот процесс, является не просто ста­новление государственности на Руси в IX-X вв., но и со­вершенствование государственных структур, особенно за­нимающихся фискальной политикой, периодом расцвета этих структур можно считать XVI-XVIII вв.; третьим важнейшим фактором стало становление в XV-XVI вв. сельскохозяйственного как главного в аграр­ном обществе, т. е. активное развитие земледелия и ското­водства, поставлявшего продукцию для торговли на внут­реннем и внешнем рынке; четвертым фактором нужно счи­тать развитие ремесла, а в XVII-XVIII вв. мануфактурно­го производства.

На Руси первая форма взимания налогов получила на­звание "полюдье", она была характерна для ряда зарожда­ющихся государств Восточной Европы. "Полюдье" - это смешанный тип сбора дани, более или менее обусловлен­ной в устных договорах между племенами, а также корм­ления князя и его дружины за счет населения подвластных территорий.

О взимании "полюдья" в Киевской Руси сообщается в записках императора Византии Константина Багрянородно­го (908-959) "Об управлении империей". Описывая жизнь различных народов, в том числе в районах Дуная и Днеп­ра, он свидетельствовал о "суровом образе жизни... росов". Когда наступал ноябрь месяц, их архонты (князья) выходи­ли с "росами из Киава" (Киева) и отправлялись в "полю­дья", что именовалось "кружением".

Князь с дружиной объезжал поздней осенью и зимой подвластные ему территории с целью сбора дани, без зара­нее установленной квоты. Вначале сборщики "полюдья" от­правлялись в ближайшее от Киева племя древлян (верви - ан), затем через Любеч по Днепру к дреговичам (другуви - там); после к Смоленску, где в Верхнем Поднепровье про­живали кривичи. Далее "кружение" вокруг Киева продол­жалось по реке Десне к северянам (севериям), и через Чер­нигов и Вышгород князь с дружиной возвращался в Киев.

Тот факт, что термин "полюдье" появился на основе славянского слова, подтверждается греческой транскрип­цией этого слова, в древних исландских сагах оно также заимствовано из древнерусского. Арабские источники, на­пример Ибн Руст, сообщают, что славяне в период "полю­дья" собирали дань не только продуктами, но и одеждой. Это можно как угодно широко трактовать, видимо, брали меха, кожу, холсты и т. д., то есть все, из чего шьют одежды.

Главными итогами "кружения" были сбор: меда, воска, меха и рабов (невольников), которые продавались или ме­нялись на внешних рынках, в том числе в Византии. В Киев возвращались из "полюдья" в апреле, часть дани использо­валась на Великокняжеском дворе, а часть, видимо, шла в уплату дружинникам за службу. К этому времени окрест­ные племена присылали "моноксилы" - лодки-однодревки с бортами и мачтами. Из них собиралась флотилия в 100- 200 судов. В плавание отправлялись в июне-июле, месяцы эти считались наиболее благоприятными для экспедиций по Черному морю в Константинополь. Путь от пристани в Витячеве до Константинополя занимал в среднем шесть недель. Витячев был сборным пунктом потому, что сюда прибывали суда из Переяславля, третьего по величине города на Руси после Киева и Чернигова. Переяславль сто­ял на реке Трубеж, которая впадает в Днепр ниже Витя - чева, здесь имелся Днепровский брод. Путь "в греки" был очень непростым, ведь предстояло преодолеть двенадцать Днепровских порогов.

Сезон прохода караванов в Черное море совпадал с се­зоном добычи икры, поэтому русы везли в Византию также икру и дорогую рыбу. Вместе с купцами в Константинополь прибывало не менее тысячи человек. На основании торго­вых договоров с Византией 911 и 944 гг. купцы останавли­вались на специальном подворье и занимались торговлей. Обратно в Киев караваны возвращались не позже ноября, к началу нового "кружения" вокруг Киева, привозили из Константинополя дорогие ткани и оружие, золото и се­ребро.

Таким образом, путь из Киева в Константинополь был тесно связан с реализацией дани, полученной от "полюдья" и являлся лишь частью Великого торгового пути "из варяг в греки".

Когда Древнерусское государство окрепло, в середине X в. здесь была проведена первая известная на Руси хозяй­ственная реформа, связанная с началом второго этапа становления податной системы. ПВЛ, Константин Багря­нородный, В. О. Ключевский и С. М. Соловьев рассказывают о трех составляющих реформы княгини Ольги (вдовы кня­зя Игоря), которую она осуществила в 946 г. По всей види­мости, опасности походов за данью типа "полюдья", в од­ном из которых погиб князь Игорь, побудили княгиню Оль­гу преобразовать всю эту систему. "И пошла Ольга с сыном своим (Святославом) и с дружиною по Древлянской земле, устанавливая дани и налоги", сообщается в Повести вре­менных лет (ПВЛ). Далее, говорится, что дани и оброки она установила по Мете и по Луге, побывала в Новгороде и Пскове, вдоль Днепра и Десны. Везде устанавливала и по­госты, (от слова "гости" - купцы). Княгиня Ольга в 946 г. впервые перешла к сбору дани, размеры которой хотя бы в общих чертах устанавливались заранее. Таким образом, во-первых, отменялось "полюдье" или "кружение" Киевс­кого князя с дружиной по подвластным территориям. Дань вместо "полюдья" была более цивилизованной формой на­логов, осуществлялась один раз в год сбором продуктов, мехов, различных изделий с земель, которые становились волостями, затем уездными княжествами и т. д. Во-вто­рых, для сбора дани определялись специальные места - "погосты". Они использовались также для местной (мено­вой) торговли, а вблизи крупных городов, на берегах боль­ших рек - и для внешней торговли. В-третьих, по ряду свидетельств, определялись люди для сбора дани на погос­тах - "тиуны". В "Русской правде" о них говорится как о важных должностных лицах. Сборщик дани не называется уже "скотником", как у восточных славян до вхождения их в состав Древнерусского государства. Это обстоятельство свидетельствует об особом этапе развития денежных отно­шений - от скота как эквивалента денег русичи переходят к другим их эквивалентам, напоминающим металлические деньги.

Итак, первый этап становления податно-налоговой си­стемы на Руси хронологически определяем: IX - сер. X е.;

Второй этап: с сер. X в. до начала социально-полити­ческой раздробленности, выделения Северо-Восточной, Юго-Восточной, Юго-Западной Руси, т. е. до 1120-х гг.;

Третий этап продолжался с 1120-х гг. до нападения ордынцев на Русь, т. е. до 1230-х гг.

По сведениям ПВЛ, на третьем временном этапе про­явились очень интересные тенденции в развитии податно - налоговой системы на Руси. Если применительно к X в. "об­рок" и "дань" упоминались как равноценные сборы, то в описаниях XII-XIII вв. эти термины уточняются. На Руси в это время проходил начальный процесс феодализации, ко­торый обретал более или менее определенные контуры. Треть собранной дани предназначалась для Великого кня­зя, шла в княжескую казну, которая постепенно приобре­тала значение государственной казны. Одна десятая ее часть направлялась в распоряжение православной церкви и по­лучила название "десятины".

Одновременно появились три разновидности дани-об­рока: первая взималась с "дыма", т. е. с дома с печью и трубой. Это свидетельствовало об определенном этапе сель­ского строительства, можно предположить, что желаю­щие уклониться от дани топили "по-черному" - без выво­да трубы наружу. Через несколько веков подворная подать станет основным прямым налогом на Руси, истоки его за­рождались в XII-XIII вв. в виде дани-оброка с "дыма". Дру­гая часть семей - земледельцев - платили с "рала" (с плуга). В отдаленном будущем это станет поземельным на­логом. Еще часть населения платила с "человека", что че­рез несколько веков трансформируется в подушный налог.

Дань-оброк имела две составляющих: 1) дань плати­лась в пользу государства, т. е. она превращалась в подать; 2) оброк предназначался для феодала, т. е. превращался в поземельную ренту. Но применительно к первым векам су­ществования Древнерусского государства такую четкую гра­дацию дани провести затруднительно. Сохранялся еще в отдаленных районах принцип сбора дани с территорий, а не с людей, на них проживающих.

Четвертый этап в становлении налоговой системы со­впадает со временем татаро-монгольского ига. Это был пе­риод с 1236-1240 гг. до середины XV в.

Древняя Русь попала в зависимость от ордынцев на ус­ловиях полуколонии. Сохранялось управление русскими землями национальными лидерами, князьями из рода Рю­риковичей. Но князья должны были за большие деньги и дары получать ярлыки на правление.

Ордынцы были прирожденными степняками и конево­дами, не знали земледелия и не строили городов. Вклад их в мировую культуру, отмеченный Л. Н. Гумилевым, был связан с бытом и образом жизни степняков: они изоб­рели и внедрили в быт большую разбирающуюся юрту; из мужской одежды в числе первых стали применять длин­ные штаны (брюки); изобрели кривую саблю; носили ме­ховой головной убор, шапку-малахай. Монголы, первона­чально не знавшие грамоты, государственного устройства, оказались восприимчивыми к опыту других стран и наро­дов. Пройдя долгий путь завоеваний по просторам Азии, они переняли у ряда народов с древней культурой, в том числе у китайцев и персов, грамоту, навыки проведения переписи населения, организации быстрой почтовой свя­зи путем создания через равные отрезки пути "ям" - почтовых станций.

Первую перепись населения на Руси ордынцы начали проводить еще до падения Киева в 1238 г., когда после гибели во Владимире-на-Клязьме Великого князя Юрия там стал править его брат Ярослав Всеволодович. Хан Ба­тый послал баскаков своих с численниками (переписчиками населения) и с толмачами (переводчиками) по землям Рус­ским. По словам итальянского путешественника Плано-Кар - пини, перепись эта проходила очень жестоко. У каждого главы семейства, имевшего трех сыновей, брали в полон одного, захватывали всех неженатых мужчин и незамуж­них женщин, всех нищих и бездетных и угоняли в рабство. Остальных всех перечисляли и обкладывали данью. Отныне каждый человек мужского пола в любом возрасте и любого состояния должен был ежегодно платить ясак: "по меху медвежьему, бобровому, соболиному, хорьковому и лисье­му". Кто не мог заплатить, того забирали в рабство. И в 1257г., после смерти Батыя и его сына Сартака, была про­ведена вторая перепись населения на Руси. Приехавшие численники переписали население Суздальской, Рязанской, Муромской и иных земель. Не считали, т. е. не накладыва­ли "ясак" (налог) (как и в первую перепись), на священно­служителей и монахов. Для остальных, занесенных "чис­ленниками" в перепись населения, определялся "ясак" в виде перечисленных уже мехов диких зверей. Всех не зап­лативших забирали, как и в прежние годы, в "полон".

Но главной была общая на всю Русь дань под названием "ордынский выход". Сумма его четко не определялась. Пла­тили "выход" удельные князья от имени населения своих княжеств. Но со времени Ивана Даниловича (Калиты) мос­ковские князья стали платить за всех "ордынский выход", предварительно собрав необходимую сумму из разных мест. Ордынцы брали больше золотом и серебром, дорогими ме­хами. Если хану в Сарае (столице Золотой Орды) хотелось больше дани-даров, князей с сыновьями задерживали на неопределенное время в Орде, пока их приближенные не собирали нужную сумму, чаще золотой и серебряной посу­дой, возможно, и окладами от образов. Сопротивлявшиеся не только поборам, но и унижениям, князья с сыновьями принимали в Орде мученическую смерть.

Главный вывод из вышесказанного такой: экономика Руси была отброшена на несколько веков назад. Русичей из-за непомерных поборов, ежегодно выплачиваемых даже за младенцев и дряхлых стариков мужского пола мехами ценных пород диких зверей, заставили вплотную занимать­ся охотой. Таким образом, вместо производящего хозяй­ства вновь перешли к присваивающему типу хозяйства. Почти сто лет русичи не занимались широко земледелием и скотоводством. Степняков мало интересовало земледелие и плоды от него. Из-за задержки процесса феодализации и становления аграрного общества наметилось значительное отставание в экономическом развитии Русского государства от европейских стран. Выравнивание уровней развития про­изойдет лишь через несколько веков.

Пятый этап в развитии податной системы на Руси приходится на XIV-XVI вв. В это время сложились усло­вия для перехода к так называемой посошной подати. В те времена в окружающем Русь мире - Восточной и Запад­ной Европе - создавались централизованные государства. Русь долго не могла оставаться в стороне от этих тенден­ций. К тому же после Куликовской битвы 1380 г. в стране начался политический и хозяйственный подъем. С середины XV до середины XVI в. проявился подлинный расцвет зем­леделия и сельского хозяйства. В эти годы в целом и опре­делился переход к новому этапу в развитии налоговой сис­темы - взиманию посошной подати. О "сохе" как виде дани говорится в завещании Великого князя Василия Васи­льевича Темного (1425-1462 гг.). После его смерти писцы должны были переписать земли и обложить "данью по со­хам и по людям". Здесь официально упоминается "соха" как единица податно-налогового обложения. Итак, сборы дани проводились: по людям; по сохам; с учетом экономи­ческой мощи хозяйства. "Соха" как единица обложения по­датью не ассоциировалась с сохой - орудием земледелия. "Соха" - это единица земли, с которой платили подать государю, т. е. Великому князю, в XV-XVI вв., первой по­ловине XVII в. "Соха" определялась также количеством ра­бочей силы, необходимой для обработки определенной зе­мельной площади. С постепенной ликвидацией раздроблен­ности на Руси к взиманию податей в виде "московской сохи" присоединились Ярославское, Тверское и иные княжества. Причем условно к пашне приравнивались другие объекты обложения: мельницы, лавки, лодьи, т. е. различная недви­жимость.

Законодательно посошная подать как основной пря­мой налог в Русском централизованном государстве была закреплена в "Судебнике" Ивана IV 1550 г. Она стала взи­маться со всех земель русских с 1551 г. В основу "сохи"" (посошной подати) было положено известное количество земли, которую мог обрабатывать один или несколько че­ловек с одной или несколькими лошадьми. При этом учи­тывалось и количество произведенной продукции, то есть экономическая выгода, получаемая от запашки земли. В. О. Ключевский называл ее "промышленной сохой", имея в виду взимание подати с посадских тягловых людей (мел­ких торговцев и ремесленников). Сох пашенных было две: новгородская - около 45 десятин земли. В отличие от нее московская соха представляла из себя целый пахотный ок­руг. Относясь к служивым землевладельцам (дворянам), соха пашенная здесь в трех полях достигала 1200-1800 десятин земли.

Таким образом, размеры "сохи" зависели от того, воз­можно ли было от той или иной земли, в зависимости от ее площади и плодородия, получить и реализовать столько продукции, чтобы суметь уплатить сумму подати. "Соха" новгородская была намного меньше потому, что в тех мес­тах было мало плодородной земли, служилым людям она не раздавалась, а народ много занимался промыслами и ремеслами, внешней и внутренней торговлей и платил по­дати, видимо, от суммы общих доходов.

"Соха" церковная доходила в трех полях до 1350 деся­тин. Крестьяне, находящиеся на этих и "черных", т. е. госу­дарственных, землях, не несли военной повинности, поэто­му с них брали больше сельских податей.

"Соха" государственных крестьян доходила до 600 де­сятин. Получалось, что "черные" крестьяне с 600 десятин земли платили такую же сумму посошной подати, как слу­жилые люди с 1200 десятин земли, т. е. с них налог брали вдвое больший.

Прямые налоги в Московском государстве до XVII в. состояли из 3-х частей:

1) дани (посошной подати);

2) кормления административных лиц;

3) иных натуральные повинностей.

Вся совокупность денежных платежей и натуральных повинностей называлась тяглом.

Более мелкими, чем "соха", единицами обложения были: "выть" - до 30 десятин земли и "обжа" - до 15 де­сятин.

"Кормы" областным управителям делились на: а) "въез­жий", т. е. при поступлении в управление того или иного лица; б) "постоянные", т. е. годовые, представляемые по двум крупным церковным праздникам: "Петровский" и "Рож­дественский". До главенства Московского княжества "кор­мы" включали "припасы натурой" в виде хлеба, мяса, а также сена для скота. С воцарением Московской Руси и развитием товарно-денежных отношений наместникам ста­ли выдаваться денежные оклады.

История свидетельствует, что и с введением денеж­ных окладов подношения различным должностным лицам сохранились в последующие времена. Но они перестали быть обязательными, приобрели характер даров -» подарков -» -» подкупов должностных лиц.

В XVI-XVII вв., т. е. с появлением единого государ­ства и "помазанием" на царство Ивана IV, значительно воз­росли объемы прямых налогов. При Иване Грозном это мож­но объяснить большими государственными расходами в пе­риод Ливонской войны, а в XVII в. - ликвидацией послед­ствий Смутного времени.

К посошной подати ("соха", "выть", "дань") присоеди­нились сборы на:

1) выкуп пленных, особенно уведенных крымскими та­тарами - "полоняничные" деньги;

2) "стрелецкий" хлеб собирался на содержание стре­лецкого войска;

3) "ямские деньги" - на содержание разветвленной с XVI в. сети ямской "гоньбы";

4) "ямчужные" - или селитряные деньги - на покуп­ку пороха;

5) "засечные" деньги еще раньше собирались на возве­дение "засек" - преград на пути татар к Москве.

Все многочисленные прямые налоги в XVII в. были ук­рупнены, т. е. сведены в три основных:

1) деньги "данные", т. е. сама посошная подать, которую по старинке называли данью;

2) "полоняничные";

3) "обычные" деньги, здесь не имели в виду оброк с вотчинных крестьян. Ввели оброк при Иване IV с отменой управления наместников и волостелей и соответственно отменой кормления. Вместо них появились выборные зем­ские старосты с целовальниками. На их содержание и был определен государственный налог, названный "оброком" или "откупом".

Для упорядочения налогообложения в XVI в. создава­лись писцовые книги, в которых содержались данные пере­писей пашни и сенокосов, а в XVII в. завели переписные книги для учета численности дворов и населения в них. С помощью "переписных книг" в правление Алексея Ми­хайловича Романова был подготовлен переход к еще более цивилизованной форме прямого налога - к подворной по­дати.

Шестой этап взимания прямого налога - подворно­го - начинает отсчет времени уже после смерти Алексея Михайловича, с 1679 г. Отныне все прямые налоги были сведены в два разряда:

1) стрелецкие деньги;

2) ямские и полоняничные.

Стрелецкий налог теперь платило городское и про­мышленное сельское население, к нему относилось и насе­ление поморских уездов, где хлебопашество не было глав­ным занятием сельских жителей. Все они должны были со­держать стрелецкое войско.

Ямские и полоняничные деньги платили крестьяне: государственные, дворцовые, церковные, вотчинные и по­мещичьи. В том и другом случаях налоги взимались с под­ворий, независимо от того, сколько в них проживало людей.

Несовершенство таких налоговых сборов проявилось уже в первой четверти XVIII в., т. е. в период Петровских реформ. Из-за тяжести налогов и в силу ряда иных причин крестьяне начали целыми семьями покидать свои подво­рья, пополняя ряды беглых, в лучшем случае - казаков. Государству все труднее становилось собирать налоги, по­этому в 1724 г. по указу Петра I в Российской империи перешли к сбору подушного налога. В такой форме - "по душам" мужского пола - его собирали более 160 лет - до реформ Н. X. Бунге - И. А. Вышнеградского.

Противником введения подушного налога выступил со­временник Петра I - Иван Тихонович Посошков (1652- 1726 гг.). Он в 1724 г. опубликовал сочинение "О скудности и богатстве". Книгу эту можно считать первой работой по политической экономии в стране. И. Т. Посошков ратовал за ограничение эксплуатации крестьян со стороны помещи­ков. Он относился к налогам как важнейшему источнику до­ходов государства, поэтому предлагал облагать налогами все социальные слои общества, за исключением духовен­ства. И. Т. Посошков полагал, что в количественном (сум­марном) отношении налоги нужно взимать исходя из до­ходов, которые люди получают, занимаясь промыслами и торговлей, работая на земле. Таким образом, И. Т. Посош­ков впервые в экономической истории России предложил по сути дела перейти к подоходному налогу. Это предло­жение первого российского политэконома опережало вре­мя, в котором он жил, на 200 лет. Петр I не простил вели­кому ученому критику существовавших тогда в России по­рядков: вскоре после ареста И. Т. Посошков умер в Петро­павловской крепости.

Кроме государственных податей - налогов, на Руси существовали торговые пошлины, которые были косвен­ными налогами. Они с периода образования Древнерусско­го государства подразделялись на проезжие и собственно торговые. Широко известен "мыт" - сбор за право прово­за товаров. Люди, осуществлявшие эту функцию, называ­лись мытниками или "мытарями". Был мыт сухой, т. е. сухопутный, его взимали с возов с товарами, а мыт водя­ной брали с лодей с товарами. "Головщина" и "костка (гос - тка)" была сбором с лиц, везущих товар. "Задние кала­чи" - это мелкие сборы с торговых людей, едущих с рын­ка. "Мостовщина" и "перевоз" являлись пошлинами на право проезда торговых людей с товаром через мост и проч.

Собственно торговые пошлины подразделялись на:

1) сборы за подготовительные торговые действия;

2) сборы за право купли-продажи.

Первые назывались еще "замытной пошлиной", т. е. они заменяли "мыт" в том городе, где купец останавливался для торговли. Были еще "явка" - мелкий сбор в таможне при заявке купцом привезенного товара; "гостиная" - сбор при найме лавки для продажи. Были также косвенные на­логи: "амбарное" и "полавочное" (по лавкам), "весчее" или "пудовое" - сбор при взвешивании товара, "померное" -- при замере сыпучих товаров и т. д.

За право купли-продажи взимались: "тамга" - сбор за право продать и купить. Слово это одного корня от та­тарского слова " ". Иногда вместо тамги этот сбор на­зывали "осмничее" - оно впервые появилось в XII в., т. е. до ордынцев. То и другое взималось как с продавцов, так и с покупателей. Причем дороже эта пошлина взималась с иностранных купцов.

Отказ от разнообразных пошлин произошел с помощью Уставной грамоты 1654 г. Стала взиматься одна пошлина за право торговли - рублевая. С продавца она составляла 5 рублей, с покупателя - 2,5 рубля.

XIX в. принес с собой изменения и в налоговой сфере Российской империи. Косвенными налогами стали акцизные сборы. В условиях отмены крепостного права, победы про­мышленной революции и активизации рыночных отноше­ний изменилось название и суть основного прямого налога.

Арендный блок

Условно выделяют три возможных типа налоговой политики:

Первый тип - высокий уровень налогообложения, т. е. политика, характеризующаяся максимальным увеличением налогового бремени. При выборе этого пути неизбежно возникновение ситуации, когда повышение уровня налогообложения не сопровождается приростом поступлений в бюджеты различных уровней.

Второй тип налоговой политики - низкое налоговое бремя, когда государство максимально учитывает не только собственные фискальные интересы, но и интересы налогоплательщика. Такая политика способствует скорейшему развитию экономики, особенно ее реального сектора, поскольку обеспечивает наиболее благоприятный налоговый и инвестиционный климат (уровень налогообложения ниже, чем в других странах, идет широкий приток иностранных инвестиций, в том числе экспортноориентированных, и соответственно возрастает уровень конкурентоспособности национальной экономики). Налоговое бремя на субъекты предпринимательства существенно смягчено, но государственные социальные программы значительно урезаны, так как бюджетные доходы сокращаются.

Третий тип - налоговая политика с достаточно существенным уровнем налогообложения как для предприятий, так и для физических лиц, который компенсируется для граждан страны высоким уровнем социальной защиты, существованием множества государственных социальных гарантий и программ.

Для России характерен первый тип налоговой политики в сочетании с третьим. Рассмотрим налоговую политику в двух аспектах: с точки зрения, во-первых, ее действительного единства и последовательности при реализации целей экономической политики в широком смысле, наличия в ней взаимодополняющих рычагов и инструментов, а во-вторых, действенности рычагов и инструментов реализации налоговой политики в нынешних конкретно-экономических условиях.

Налоговая реформа представляет собой совокупность средств и методов, направленных на оптимизацию налоговой политики и налоговой системы.классификацию налоговых реформ

1.1. Системная реформа - реформа, вследствие которой изменяются концепции и механизмы действия налоговой системы. В результате системных реформ преобразуются принципы налогообложения в целом, а также спектр существующих налогов, объем налоговой нагрузки и т.д.

1.2. Структурная реформа - реформа, ориентированная на оптимизацию структуры налогообложения и налогового администрирования. В результате структурных реформ преобразуются налоговые ставки, налогооблагаемая база, налоговые льготы.

По целям проведения .

2.1. Многоцелевая реформа - реформа, направленная на достижение совокупности целей, связанных между собой. Результат многоцелевых реформ проявляется в изменении трактовки ключевых функций, исполняемых налогами в экономике страны

2.2. Ограниченная целевая реформа - реформа, ставящая перед собой одну базовую цель по изменению отдельных элементов налоговой системы. Результатом ограниченных целевых реформ выступает преобразование стимулирующих налоговых функций.

По срокам проведения .

3.1. Краткосрочная реформа - реформа, длящаяся около трех лет. Как правило, краткосрочные реформы проводятся в рамках достижения ограниченных целей.

3.2. Среднесрочная реформа - реформа, длящаяся от трех до восьми лет. Среднесрочные реформы могут позволить себе провести более принципиальные изменения в системе налогообложения.

3.3. Долгосрочная реформа - реформа, длящаяся более восьми лет. Долгосрочные реформы, как правило, проводятся для серьезных преобразований в налоговой системе и налоговой политике государства.

У нас самая большая информационная база в рунете, поэтому Вы всегда можете найти походите запросы

Эта тема принадлежит разделу:

Налоги и налоговая система Российской Федерации

Определение налогов, роль налоговых доходов бюджетной системы РФ. Налоговая система, НК - налоговый кодекс. Налогообложение. Готовые ответы на экзамен

Информация для участника ОГЭ

Правила проведения основного государственного экзамена в 2015 году. Общие сведения

Хоровая литература зарубежная

Развитие и разнообразие жанров и форм в хоровой музыке Западной Европы (Средневековье и Возрождение). Жанры культовой музыки. ТЕРМИНЫ по жанрам светской музыки. Хоровая музыка эпохи барокко. Хоровая музыка композиторов-романтиков.

Положение о проведении областного фотоконкурса «Туризм Воронежской области»

Положение о проведении областного фотоконкурса «Туризм Воронежской области» (далее – Положение) регламентирует статус и порядок проведения областного фотоконкурса «Туризм Воронежской области» (далее - Конкурс)

Оптические методы анализа

Определение молярного и удельного коэффициентов светопоглощения. Определение открываемого минимума фотометрических реакций. Расчет концентрации и массы определяемого вещества при фотометрическом анализе. Расчет концентрации и массы определяемого вещества при флуориметрическом анализе.

Безопасность и экологичность проекта ПБО “Блинная”

В этом разделе проведена оценка разработанного проекта с точки зрения его безопасности и экологичности. Оценка безопасности означает перечисление опасных и вредных факторов, возможных на различных участках производства и технических, организационных и т.д. решений, предусмотренных проектом для уменьшения их воздействия на человека.

Возникновение, развитие и трансформация идеологии фашизма

1.1 Причины возникновения идеологии фашизма

Возникновение фашистской идеологии в Италии и Германии первой половины ХХ в. имеет ряд общих оснований, которые обусловили становление тоталитарных режимов в этих странах на базе разработанной их идеологами фашистской доктрины…

География городов Древнерусского государства

2. Причины возникновения городов Киевской Руси

О причинах появления городов было создано немало теорий. Наиболее известная теория о происхождении русских городов принадлежит В.О. Ключевскому…

Движение афроамериканцев в США за гражданские права во второй половине XX века

1.1 Причины возникновения движения афроамериканцев в США

Нынешние национальные проблемы США своими корнями уходят в прошлое страны. Они обусловлены особенностями исторического развития США, формирования американской нации…

История Великого Новгорода

1.1 История и причины возникновения Великого Новгорода

Северно-Западная Русь, где были расположены Новгородская и Псковская земли, развивалась своеобразно. Псков первоначально входил в состав Новгородской земли (1136-1478гг.) и только в 1348г. добился независимости…

Национальный вопрос в современной России. Вторая чеченская война

1. Причины возникновения межнациональных конфликтов

Как уже было сказано выше, кроме нелегальных мигрантов, со скинхедами сталкиваются и представители других социальных кругов — различных диаспор, проживающие в Москве и других крупных городах России. Проблема национальных диаспор является…

Образ городов средневековой Руси

1.1 Причины возникновения городов

Следствием успехов восточной торговли славян, завязавшейся в VII в., было возникновение древнейших торговых городов на Руси. «Повесть временных лет» о начале Русской земли не помнит, когда возникли эти города: Киев, Любеч, Чернигов, Новгород…

Особенности развития фашизма в Италии и его влияние на социально-экономическую и политическую сферы страны (1920-1940 гг.)

1.1 Предпосылки и причины возникновения фашизма в Италии

В Италии фашистский режим установился раньше всего. Как политическое движение итальянский фашизм оформился в марте 1919 г., но его исторические корни надо искать в первой мировой войне. В ноябре 1918 г…

Особенности цеховой организации ремесла в средневековой Европе

1.1 Причины возникновения цехов

Средневековые цехи — «объединения городских ремесленников одной или нескольких специальностей». Появление цехов было обусловлено достигнутыми в то время уровнем производительных сил и всей феодально-сословной структурой общества…

Политика военного коммунизма в аграрной области

1. Причины возникновения «военного коммунизма».

«Военный коммунизм» — это система временных, чрезвычайных, вынужденных гражданской войной и военной интервенцией мер, в сумме определивших своеобразие экономической политики Советского государства в 1918-1921 г.г…

Реформы Петра I

1. Причины реформ. Сторонники и противники реформ.

Основной отраслью экономики России начала 18 века оставалось сельское хозяйство, где продолжала господствовать 3-х польная система земледелия. Главными земледельческими культурами были: рожь, овес, а основными орудиями производства — соха…

Следы язычества в современных выражениях и поговорках

1. Причины возникновения язычества

На Руси до прихода и утверждения христианства не было какой-то одной единой религии, и верования разных племен и народностей, населявших северо-восточную Русь, были различны во многом…

Смута в истории России

2. Причины возникновения самозванчества. Лжедмитрий I

Самозванство сыграло заметную роль в русской истории XVII — XVIII вв. Начало его связано с появлением на исторической арене Лжедмитрия I. В Польше против царя Бориса выступил молодой человек, который назвал себя царевичем Дмитрием…

Смутное время и его последствия для Руси

1. Причины возникновения смуты на Руси

На рубеже 16 и 17 вв. Московское государство переживало тяжелый политический и социально-экономический кризис, который особенно отразился на положении центральных областей государства. «Смутное время — есть экономический, социальный кризис…

Стиляги – советская молодежная субкультура второй половины 1940-х годов

1.1 Причины возникновения субкультуры

Появляться субкультура стиляг начала сразу после Великой Отечественной войны. Тогда в СССР появились, привезенные с побеждённой территории, трофейные товары и одежда, а на экранах появились западные фильмы…

Эпоха Петра Великого и значение его реформ. Реформы Александра Второго. Гражданская война в России

3. Гражданская война в России: причины, характер, последствия. Причины возникновения, характер гражданской войны в России

Гражданские войны известны в истории с древнейших времен. На бытовом уровне гражданская война — это война между гражданами одного государства. Гражданская война — это, обусловленная глубокими социальными, политическими, экономическими и др…

Предпосылки финансовой реформы Петра 1

Как известно, государство нуждается в деньгах для развития, а также для защиты от внутренних и внешних угроз. Не стал исключением и Петр 1. Основными причинами финансовых реформ для Петра 1 стали:

  • создание в кратчайшие сроки регулярной армии и флота,
  • модернизация государства.

Правившие до него цари использовали подворное налогообложение, а это не удовлетворяло финансовым запросам Петра 1, поэтому в казне стали появляться недоимки или, по-просту говоря, — дыры.

Все это сподвигло его на проведение финансовых реформ, хотя в первые годы они были не совсем удачные.

Денежная реформа Петра 1

Уже в 1703-1706 годах стали часто появляться недоимки из-за Ратушей — эти недоимки могли дорого стоить, так как подрывали безопасность страны. Нет денег — нет армии и флота.

Для того чтобы исправить положение дел, Петр Первый велел начать перечеканку денег.

В то время неплохой доход страна получала от продажи товаров за границу.

Реформы Петра I (Таблица по истории России)

Но просто перечеканивать монеты было не выгодно. Чтобы как то решить это Петр 1 ввел новые монеты.

Раньше копейка не было основной денежной единицей и равнялась 2 деньгам. После чеканки новых монет копейка являлась основной денежной единицей.

Правда, при чеканке новых монет Петр 1 не раз снижал вес и пробу этих монет, а это в свою очередь вызвало рост подделок.

Эта мера по перечеканке монет действительно помогла на первых этапах, но имела ужасные последствия в будущем — русская монета обесценилась, цены поднялись практически на 100 процентов.

Расходы страны продолжали увеличиваться, а доходы не стремились подниматься.

Чтобы содрать с населения побольше денег Петр 1 обложил налогом почти всю хозяйственную деятельность.

Он ввел до 30 разных налогов для населения, основные из них:

  • налог на рыболовство,
  • налог на ношение бороды для старообрядцев,
  • даже дубовые колоды, которые использовались в изготовление гробов, так как знал, что народу мрет много и постоянно, соответственно доход приличный,
  • еще много других налогов, которые усложняли и так не легкую жизнь населения.

В 1705 году проходило переустройство армии и флота, а это значит, что расходы на переформирование армии и флота выросли.

Только введением новых налогов и перечеканкой монет эти расходы не покрыть, поэтому Петр 1 решил монополизировать торговлю частью товарами.

Обретая единственные права на торговлю определенным товаром Петр 1 обеспечил неплохой финансовый приток в казну, а это было крайне необходимо в виду проведения военных реформ.

Также были созданы должности специальных агентов, которые продавали определенный казенный товар в крупных европейских городах.

Так как все принятые меры все равно не давали должного результата, то Петр 1 опять не пренебрег использовать перечеканку монет.

Так с 1711 года он приказал запретить чеканить мелкую серебряную монету, а заменить ее медной.

Через несколько лет эта мера привела практически к полному выходу мелких серебряных монет.

Если раньше при попытке замены серебра медью это заканчивалось бунтом (Медные бунты), то теперь, имея сильную власть, население было более сдержанно при проведение денежной реформы Петром 1.

Подушная подать

Петра 1 не на шутку волновали вопросы уменьшения населения страны.

Но как оказалось на самом деле, причина не была столь серьезной. Чтобы избежать налогообложения население старалось всячески укрыться от уплат налогов. Так обычный крестьянин мог убежать и скрыться от переписи, а помещики существенно занижали количество трудоспособных налогоплательщиков.

Чтобы найти более эффективный способ пополнения казны Петр 1 пришел к коренным изменениям в налоговой системе.

Раньше налог брался с двора, а это ущемляло те дворы, где работоспособных людей было меньше. Например, налог был одинаков для двора с 30 и 10 людьми соответственно. Для этого некоторые хитрые помещики специально огораживали одной плетью несколько дворов и делали одни общие ворота, и при подсчете это считалось за 1 двор.

При введении подушной подати налог взимался с мужского населения любого возраста, кроме духовенства, солдат и дворян.

Сумма налога зависела от количества платежного населения и от суммы нужд армии и флота. Обычно эта сумма делилась на количество налогоплательщиков после последней переписи.

Введение подушной подати значительно увеличила доход государства от налогов по сравнению с подворной податью.

Большую часть времени правления Петра I Россия воевала. Военные расходы становились все больше, а государева казна все пустее. Такая ситуация требовала от Петра I и его соратников решительных действий, которые были бы способны восполнить образовавшиеся в бюджете страны бреши.

Система налогообложения населения при Петре I несколько раз менялась. Петр I проводил налоговую реформу исходя из положения дел в стране.

Налоговая реформа Петра I подразумевала под собой увеличение как прямых, так и косвенных налогов.

Прямыми налогами являлись: рекрутский, корабельный, налог на бороду, на дубовые гробы, на государственные бумаги, и другие. Расширилось число и косвенных налогов: рыбные, медные, медовые, конские, банные. К 1724 году, в России насчитывалось около 40 различных налогов. В 1718 году государство заинтересовалось в увеличение налоговых сборов.

Реформы Петра I. Цели реформ Петра I

Для этого была проведена перепись населения.

Перепись населения предоставляла право изымать налог, не с крестьянского двора, а с каждой мужской души от младенцев до стариков. Такая условно счетная единица заносилась в «Ревизские сказки», которые обновлялись только через несколько лет.

Закончились налоговые реформы Петра I с введения подушной подати. После «ревизской переписи» множество различных налогов было заменено подушной податью. Подушная подать с помещичьего крестьянина составляла 74 копейки в год, а с посадского 1рубль 14 копеек. Прошедшая перепись поставила вне закона вольных крестьян и не состоящих на службе. Сильно ужесточилось наказание за сокрытие беглых крестьян.

С введением подушной подати налоговое бремя для населения выросло в три раза, это приводило к разорению и массовому бегству крестьян.

Налоговая реформа Петра I была требованием военного времени, России очень были нужны выходы к незамерзающим морям для развития внешнеполитических связей. Однако такая налоговая реформа, отражалась на благосостоянии населения России.

Статьи по теме:

Введение

1. Причины возникновения реформ

2. Налоговая реформа Петра I

2.1 Реформа косвенных налогов

2.2 Реформа прямых налогов

2.3 Реформа финансового аппарата

3. Оценка налоговой реформы Петра I и ее значение для России

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Личность Петра I сложна и противоречива, как и сама эпоха, в которую он формировался.

В конце XVII в., когда на русском престоле оказался молодой царь Петр, наша страна переживала переломный момент в своей истории. В России, в отличие от основных западноевропейских стран, почти не было крупных промышленных предприятий, которые были способны обеспечить страну оружием, тканями, сельскохозяйственными орудиями.

Страна не имела выхода к морям — ни к Черному, ни к Балтийскому, через которые могла бы развивать внешнюю торговлю.

Не имела Россия также и собственного военного флота, который охранял бы ее рубежи. Сухопутная армия строилась по устаревшим принципам и состояла главным образом из дворянского ополчения.

Дворяне неохотно покидали свои поместья для военных походов, их вооружение и военная выучка отставала от передовых европейских армий. Необходимо было реорганизовать армию, построить флот, овладеть побережьем моря, создать отечественную промышленность, перестроить систему управления страной.

Для коренной ломки старого уклада России нужен был умный и талантливый руководитель, незаурядный человек. Таким и оказался Петр I. Он не только постиг веление времени, но и отдал на службу этому велению весь свой незаурядный талант, упорство одержимого, присущее русскому человеку терпение и умение придать делу государственный размах.

К этой теме я обратилась, потому что период петровского правления оказал огромное значение на последующую историю России.

Петровская эпоха важна и актуальна для истории нашего государства, потому что то, что сделано в прошлом прямо влияет на будущее. История нашей страны и до Петра Великого и после него, знала немало реформ, однако, главным отличием петровских преобразований от реформ предшествующего и последующего времени состояло в том, что они носили всеобъемлющий характер и охватывали все стороны жизни народа, в то время как другие внедряли новшества, которые касались лишь отдельных сфер жизни общества и государства.

Естественно коренное переустройство влечет за собой как положительные стороны, так и противоречия.

Цель моей работы - изучение налоговой реформы в период царствования Петра I в XVIIIв. Для этого необходимо выполнить следующие задачи: 1. Выявить причины возникновения реформ Петра I; 2. Раскрыть основное содержание налоговой реформы; 3.

Определить значение налоговой реформы Петра I для России. Также следует показать, как изменилась страна в своем политическом и экономическом облике.

1. Причины возникновения реформ

Страна стояла накануне великих преобразований. Каковы же были предпосылки петровских реформ?

Основной причиной служило то, что после хозяйственного подъема в конце XVII века вследствие развития внутренней торговли, когда объем поступлений в казну за 20 лет увеличился вдвое и составил почти 3 млн.

рублей (см. табл.1), экономический рост страны существенно замедлился.

Таблица 1.Сравнительный анализ поступлений в казну в 1680г и 1701г.

Из таблицы мы видим, что за 20 лет государственный доход удвоился. По отдельным статьям, абсолютное увеличение особенно значительно по рубрикам монетной операции (752 тыс.). Сравнивая же относительные цифры, мы заметим, что главный тон всему изменению дает эксплуатация легальных прав, развитие этой рубрики понижает относительное значение всех остальных, несмотря на то, что абсолютные цифры по всем рубрикам значительно увеличиваются.

Однако, многолетняя Северная война, строительство кораблей, подорвали финансовое положение российского государства.

Только армия и флот ежегодно поглощали до трех миллионов рублей. Расходы начали превышать доходную часть бюджета, и если первые три года разрыв между расходами и доходами государства покрывался за счет остатков прошлых лет, то уже к 1704 году они исчерпались, и начал нарастать финансовый кризис. Дефицит бюджета достиг огромной по тем временам суммы 500 тыс.

рублей. Поэтому постоянная нужда в деньгах побуждала Петра изыскивать все новые и новые источники доходов. Слабая пригодность существовавшей финансовой системы для решения такой задачи была очевидна.

Требовался новый подход к устройству административного аппарата. При сборе денег с приказов выяснилось хаотическое состояние отчетности — ни дума, ни Большая казна не могли сказать, какие суммы находятся в движении по приказам.

Твердых и постоянных норм налогообложения не было, они могли меняться от того, кто и как собирал налоги. Люди, допущенные к сбору денег, слишком часто оставляли значительную их часть в своем распоряжении. Малоуспешная борьба с казнокрадством велась в обстановке хронического дефицита средств на самые неотложные нужды.

Общегосударственная роспись доходов и расходов отсутствовала.

Таким образом, реформаторские действия Петра I на рубеже XVII-XVIII веков не были случайностью: Россия XVII века самим ходом исторического развития была поставлена перед необходимостью коренных реформ, так как только таким путем могла обеспечить себе достойное место среди государств Запада и Востока.

Старая система устройства хозяйства не могла удовлетворить потребностей страны, особенно в условиях войны.Обновление России нельзя было предоставлять постепенной тихой работе времени, не подталкиваемой насильственно. Реформы коснулись буквально всех сторон жизни русского государства и русского народа, однако к основным из них следует отнести следующие реформы: военную, органов власти и управления, сословного устройства русского общества, податную, церковную, в области культуры и быта, денежной системы, а также в сфере налогообложения.

2.

Налоговая реформа Петра I

2.1 Реформа косвенных налогов

Уже в первые годы царствования Петр I столкнулся с большими трудностями в сфере финансов. Поэтому было решено умножить количество налогов и резко увеличить их ставки.

Таблица “Реформы Петра 1”

Сначала Петр расширил косвенные налоги, не производя преобразований прямых. Появляется категория лиц, на которых возлагается задача нахождения новых источников поступления средств в казну.

Они назывались «прибыльщиками» и были госслужащими, в обязанность которых входило «сидеть и чинить государю прибыли». Во главе «прибыльщиков» стоял Курбатов – дворецкий боярина Шереметева, за ним следовали Ершов, Вараксин, Яковлев, Старцов, Акиншин и многие другие. Каждый из этих выдумщиков придумывал все новые и новые объекты обложения, то есть придумывал новые налоги.

Начиная с 1704 года один за другим вводились следующие налоги: поземельный, посаженный, покосовщинный, пролубный, ледокольный, водопойный, погребной, трубный, с печей, с мостов и переправ, привальный и отвальный с плавучих судов, с клеймения платья, шапок и сапог, с квасных и сусляных напитков, с варки пива, с воскобоен, с кожевенного и мыльного промыслов, с лавок, почепов, кузниц, харчевен, пекарен, с мастеровых и «работных людей» (за то, что они мастеровые и работные люди), с записки клейма мастеровых, с лавочных седельцев и «походячих продавцов» (кроме торговых пошлин), за переход торговых людей из лавки в лавку, с продажи свеч, «конских и скотинных кож» и т.д.

Всего было введено около 40 новых налогов. В 1700 г. был введен «хомутейный сбор», в 1705г. вышел указ о дополнительном «сборе с извозчиков десятой доли из получаемой ими по найму платы». Кроме того они должны были платить наряду со всеми владельцами лошадей «конские пошлины». Вместе эти пошлины в ведомостях казенного дохода составляли довольно крупную сумму – почти 80 тыс. руб.

Одним из интересных налогов был налог на бороды (от налога были освобождено духовенство и крестьянство). В январе 1705г.

вышел указ «О бритии бород и усов всякого чина людям, кроме попов и дьяконов, о взятии пошлины с тех, которые сего исполнить не захотят, и о выдаче заплатившим пошлину знаков». С лиц, которые отказывались брить бороды взималось: с гостей и гостиной сотни первой статьи – по 100 рублей, с царедворцев, служилых людей, с гостей и гостиной сотни средней и меньшей статьи, а также с торговых и посадских людей – по 60 рублей, с боярских людей, ямщиков и всяких чинов московских жителей – по 30 рублей ежегодно.

Была установлена особая система взимания пошлины с крестьян — налог на въезд в столицу и на выезд по 2 коп.с бороды.

Обложению подвергались и религиозные верования. Раскольники должны были платить двойной оклад податей. Наложены были сборы на совершение обрядов по случаю браков, рождения, смерти. Брачный налог был положен на мордву, черемис, татар и других инородцев.

В 1719 г. Была введена горная подать, которая уплачивалась натурой в размере десятой доли валовой добычи ископаемых.

Налогообложение горных промыслов осуществлялось в России еще в XVII веке. Горная подать представляла собой особый вид налога, взимаемый государством с горнопромышленников и предприятий, осуществляющих разработку недр. Промышленники были обязаны доставлять десятую долю от прибытка (валовой добычи) в казну, которой предоставлено и право преимущественной покупки золота, серебра, меди и селитры по ценам, определенным Берг-Коллегией.

Налоговая реформа Петра І. Ее значение для России.

Роль Петра І в истории России велика и неоднозначна. Будучи великим реформатором, он расширил географические, экономические и культурные границы государства, создал великую империю. Но для простого народа эти же реформы стали тяжелым бременем.

Причины проведения реформы

Во время восхождения на престол Петра І, Россия переживала не лучшие времена.
Промышленная отрасль была недостаточно развита, чтобы обеспечивать страну всем необходимым.
В социальном и культурном плане государство заметно отставало от Запада.
Россия не могла развивать внешнеэкономическую деятельность, так как не имела выхода к морю и своего флота.
Внутри страны между боярами и дворянами постоянно возникали конфликты.
Армия не имела хорошего вооружения и достаточной подготовки. Россия могла стать легкой добычей для внешних врагов, которые постоянно посягали на ее независимость.
Все это привело к необходимости масштабного реформирования во всех сферах деятельности государства.
Петром была проведена реформа органов управления государством, церковная реформа, преобразования коснулись культуры, быта, образования, была реорганизована армия.
Однако укрепления армии, участие в Северной войне (с целью получить выход к морю), создание флота, привело к огромным денежным затратам. Старая финансовая система не соответствовала потребностям развивающегося государства. Расходы стали превышать доходную статью бюджета. Налоговая система не справлялась со своей функцией.
Царь-реформатор не мог ждать, когда развитие экономики станет приносить прибыль в государственную казну. Военная кампания требовала постоянных финансовых вливаний.
Налоговая реформа должна была стать выходом из финансового кризиса.

Этапы проведения налоговой реформы

Налоговая реформа Петра І проводилась поэтапно, а также имела два основных направления: это прямое налогообложение (налог зависит от дохода) и косвенное налогообложение (налог в виде надбавки).
Специально была учреждена новая финансовая должность – прибыльщик. Их обязанностью было изыскивать новые источники наполнения казны.
В 1698 году указом Петра І подтверждено право российских городов собирать деньги с городского населения (стрелецкие) и оброчные деньги, обходя при этом воевод и приказных людей. Чтобы те не злоупотребляли своим положением. При этом население городов, согласившихся на это, должно было оплачивать государству окладной сбор в двойном размере. Со временем эта реформа стала обязательной для всех городов, хотя уплату двойного оклада отменили.
С 1701 по 1705 годы введено много новых прямых и косвенных налогов: подать на приобретение драгунских лошадей, налоги с плавучих судов, с постоялых дворов, с продажи съедобного, ледокольный налог, налог на бани, на соль и другие. Налогами облагалось даже вероисповедание. В 1705 году стараниями прибыльщиков ввели налог для горожан за ношение бороды, крестьяне же оплачивали налог на бороды при въезде и выезде из города. Всего с людей бралось около 30 различных налогов.
Кроме этого, была введена монополия на продажу алкоголя, рыбьего жира, сала, дегтя.
Налоговая реформа должна была наполнить государственную казну, но несмотря на такую жесткую систему налогообложения, денег в бюджете не хватало. В 1710 году дефицит бюджета составлял одну седьмую от части государственных доходов.
В 1719 году был введен горный налог. Его налоговая ставка - одна десятая доли всей добычи ископаемых, уплачивалась натурой.
В 1718 году был издан Указ о переписи населения (ревизии), целью которой была подготовка к введению для населения подушной подати (подушного налога). С 1720 года по распоряжению Петра І перепись проводилась не только среди крестьян, но и среди церковников, дворовых и холопов.
В 1724 году взамен подворного налога была введена подушная подать. Налог стали брать не со двора, а с души. Таким налогом облагалось все мужское население, кроме дворян и духовенства. Для сбора подушной подати, в каждом уезде дворянами выбирался комиссар.
Налоговая ставка не зависела от доходов. Для расчета размера налога, сумму необходимую государству для армейских затрат, делили на все подлежащее налогообложению население.
Все налогоплательщики должны были придерживаться «правила 30 верст». Нельзя удалятся больше чем на 30 верст от места приписки без специальных документов.
Трудности подушной подати были в том, что между проведениями ревизий, из налоговых списков не исключались умершие и не включались новорожденные души.

Историческое значение реформы

Несмотря на то, что налоговая реформа Петра І была не совершенна, и легла тяжелой ношей на плечи малоимущего населения, она стала важным этапом в финансовой истории государства, оказала огромное влияние на ее развитие. В результате реформирования, налоговая система существенно изменилась.
Введенный единый налог – подушная подать, заменил множество мелких сборов, увеличил число налогоплательщиков, и действовал в России на протяжении 150 лет.
Новая налоговая система дала возможность стабилизировать финансовую ситуацию в стране. Появление постоянного налога позволило правительству более точно формировать бюджет.
Во второй половине пребывания Петра І на Российском престоле, несмотря на огромные затраты на содержание армии, государство смогло обходится собственными доходами.
Петр І занимался проведением реформ всю свою жизнь и некоторые из них так и не смог завершить.
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!