Все для предпринимателя. Информационный портал

Составляющие учетной политики организации. Рис.10. Способы ведения бухгалтерского учета. Элементы учетной политики

    Понятие и формирование учетной политики

    Элементы учетной политики

    Пример оформления учетной политики на предприятии

    Понятие и формирование учетной политики

Бухгалтерский учет на предприятии должен осуществляться по определенным правилам.

Теоретически возможны три подхода к установлению правил постановки бухгалтерского учета на предприятии: централизованный, децентрализованный и смешанный.

После приватизации легитимирующие фонды были связаны с нормативными требованиями, в частности процессом пересмотра тарифов и контроля за качеством обслуживания, а также для обеспечения ожидаемой доходности акционеров путем улучшения финансовых показателей компании.

Он также заявил, что основными заинтересованными сторонами являются акционеры и регулирующее агентство для бразильских дистрибьюторов, поскольку последний имеет полномочия над компаниями определять тарифы и стандарты качества, а также защищать права потребителей. После приватизации контроль над компанией был переведен из государственного управления в частную группу. Следовательно, структуры доминирования изменились, учитывая, что они представляют собой внутриорганизационные механизмы контроля и распределения ресурсов.

При централизованном подходе при организации бухгалтерского учета каждое предприятие должно строго следовать правилам и предписаниям, выработанным центром. Этот вариант использовался в нашей стране при централизованно управляемой экономике.

Децентрализованный подход предусматривает свои правила организации бухгалтерского учета для каждого предприятия. Хотя этот подход предполагает максимальную адаптацию учетных процедур к конкретному предприятию, в настоящих российских условиях он неприемлем.

Поэтому акционеры соответствуют структуре доминирования в Электре. Одним из инструментов, используемых контролирующей компанией для осуществления контроля над Электрой, являются системы управленческого учета, в частности бюджетирование и показатели эффективности.

Кроме того, материнская компания решает будущее Электры в плане капитальных вложений и внедрения новых систем управления. Обязанности первого регулятора в общественных интересах охватывали основную обязанность гарантировать универсальное обслуживание, также гарантируя финансовую платежеспособность дистрибьюторов и вторичную обязанность, связанную с защитой потребителей. Кроме того, обязанности регулирующего органа охватывали создание и пересмотр системы потолочных цен и соответствия отрасли. Поэтому на определенном уровне регулятор определяет экономическую среду, устанавливая предельные цены и стандарты обслуживания, которые компания должна достичь, тем самым уменьшая самостоятельность руководства при принятии решений.

Мировой опыт показывает, что максимальная эффективность ведения учета обеспечивается разумным сочетанием первого и второго подходов. Централизованно устанавливаются основополагающие правила и принципы ведения учета, обеспечивающие доступность и полезность учетной информации. Общие правила, и принципы конкретизируются на каждом предприятии исходя из условий деятельности, имеющейся технической базы, квалификации персонала и некоторых особенностей предприятия. Другими словами, предприятия разрабатывают и проводят собственную учетную политику.

Важность регулятора в этом типе отрасли велика, и это создает ощущение, что он является клиентом компании, поскольку он определяет доход организации. Как отметил бывший надзиратель планирования и контроля. Компании, которые работают как коммунальные компании с частной монополией, где их доход зависит от регулятора, потребители не так важны в корпоративной стратегии.

Формирование учётной политики

В заключение, окружающая среда, с которой сталкивается регулируемая компания, является более сложной, чем окружающая организация в частном секторе. Существуют конфликты между целями регулятора и акционеров, которые, в свою очередь, создают конфликты для управления в попытке удовлетворить требования обоих. До приватизации подразделение осуществлялось между государственными и частными организациями, где первые были политически ответственными и, во-вторых, подотчетны акционерам.

Учетная политика - это совокупность способов ведения бухгалтерского учета, избранных предприятием в качестве соответствующих условиям хозяйствования, т.е. порядок осуществления первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности предприятия, или реализация метода бухгалтерского учета.

Что касается изменений в практике управленческого учета в компании, в которой было разработано тематическое исследование, можно сказать, что бюджет является основной системой управления и контроля в организации и что управление бюджетом и управление информацией имеют приоритет после приватизации. Это контрастирует с предыдущей бюджетной системой, использовавшейся церемониально и описываемой некоторыми должностными лицами как произведение художественной литературы, поскольку никто не использовал бюджетную информацию для принятия решений до приватизации.

Учетная политика на предприятиях разрабатывается на основании положения по бухгалтерскому учету ПБУ 1/98 «Учетная политика организации», утвержденного приказом Минфина РФ от 9 декабря 1998 г. № 60 н (с изм. и доп. от 30.12.1999 № 107 н).

В соответствии с Положением каждое предприятие обязано:

Установить перечень конкретных элементов учетной политики;

Таким образом, бюджетная практика была институционализирована в организации. Еще одна важная система управленческого учета - это система измерения эффективности, основанная на 10 ключевых показателях эффективности. Эта система была институционализирована в компании, и организационные участники очень обеспокоены этой системой, которая является основной мотивационной системой, используемой в организации.

Цель этой статьи - объяснить политическую и социальную динамику, которая повлияла на процесс изменения управленческого учета в бразильском распределителе электроэнергии. Такие изменения были инициированы и поддержаны сопутствующими изменениями в легитимации основ, структур смысла и перспектив господства и не могут быть адекватно поняты без учета этих трех взаимосвязанных измерений и влияний с уровня организационной сферы и общества. Узаконные основы на внутриорганизационном уровне дистанцируются от ценностей инженеров, основанных на концепции обеспечения универсального обслуживания по стандартам и финансовым показателям, т.е. улучшения финансовых показателей компании путем рассмотрения нормативных требований.

По каждому из элементов учетной политики раскрыть из числа альтернативных способы учета, оценки, существенно влияющие на принятие решений пользователями бухгалтерской отчетности.

Учетная политика может быть пересмотрена только в следующих случаях:

Изменения законодательства РФ или нормативных актов;

Разработки новых способов ведения бухгалтерского учета на предприятии без ущерба достоверности информации;

Структуры значимости отражали финансовый дискурс и основывались на концепциях улучшения прибыли, сокращения затрат и нормативного языка. После приватизации структуры доминирования на внутриорганизационном уровне были представлены акционерами и регулирующим органом.

Структуры значения, легитимации и доминирования на политическом и экономическом уровнях, доказанные агентами, действующими во времени и пространстве, при условии, что социальный, политический и экономический контекст отражает первичность новой среды в бразильском электрическом секторе на основе неолиберальной парадигмы, которая постулирует что государство не должно быть поставщиком так называемых государственных услуг, но должно быть регулирующим органом в целях обеспечения конкуренции и повышения качества обслуживания, которое должен обеспечить частный сектор.

Реорганизации предприятия, смены собственности, изменения видов деятельности и др.

Главная задача учетной политики - максимально объективно отразить деятельность предприятия, сформировать полную и достоверную информацию о ней в целях эффективного управления работой предприятия.

Учетная политика формируется путем выбора способов ведения бухгалтерского учета из нескольких определенных стандартами. Если стандартами не разработаны способы ведения учета для каких-либо объектов, то предприятие разрабатывает собственные. В обоих случаях должно быть выдержано главное требование при организации учетной политики на предприятии - выбор способов ведения бухгалтерского учета должен быть выдержан на единых основах. Это означает:

Критерии и практика на политическом и экономическом уровнях были отражены в легитимационных основах, репрезентативных схемах и перспективах доминирования на организационном полевом уровне, обеспечивая контекст критериев и практики. Следовательно, легитимирующие основы основывались на мнении, что сектор должен искать баланс между регулированием и финансовой отдачей дистрибьюторов.

Практика и критерии в организационной сфере обеспечивают контекст действий на внутриорганизационном уровне. Поэтому основной задачей компании, изученной после приватизации, было достижение отдачи от справедливых инвестиций, то есть финансовые результаты, ограниченные законодательной базой Бразилии. Системы управленческого учета и отчеты являются важными инструментами для поддержки этой бизнес-стратегии и сообщают цели и задачи компании организационным субъектам. Поэтому эта модель может объяснить, почему новые методы бухгалтерского учета разрабатываются и принимаются компаниями.

1) применение избранных способов ведения учета всеми структурными подразделениями предприятия, в том числе выделенными на самостоятельный баланс, иначе учетная информация будет несопоставимой и несводимой;

2) в отношении какого-то одного конкретного вопроса предприятие должно использовать один выбранный способ, если иное не установлено нормами. Например, прибыль от реализации должна для всех видов деятельности предприятия определяться одним способом: по мере отгрузки товаров покупателю и предъявления расчетных документов или по мере оплаты.

Существует широкий спектр исследований, которые изучают методы управленческого учета в частном и государственном секторах. В настоящем исследовании рассматривается характер бухгалтерского учета в регулируемой компании. Предложения по дальнейшим исследованиям включают исследования в других отраслях, которые, как и электрическая промышленность, подвергаются принудительному давлению со стороны регулирующих органов в соответствии с рядом правил, которые в конечном счете влияют на систему управленческого учета.

Было бы интересно сравнить давление, которому эти другие отрасли промышленности подчиняются обязательствам электроэнергетики в Бразилии и других странах. Одна из возможных тем исследования может заключаться в проверке того, применяют ли эти компании новые методы бухгалтерского учета только по соображениям руководства или по конкурентным и легитимным причинам.

Процесс формирования учетной политики состоит из следующих этапов:

1) определение объектов бухгалтерского учета, в отношении которых должна быть разработана учетная политика (устанавливается предмет учетной политики, так как каждое предприятие имеет свою совокупность объектов бухгалтерского учета. В зависимости от состава объектов учета на втором этапе выявляются конкретные условия, влияющие на формирование учетной политики);

Ценовые ограничения, регулирование нормы прибыли и стоимость капитала. Случай с Бразилией: реформа путем проб и ошибок? Полифонический отклик за пределами мегаполиса. 880. Новые правила социологического метода: положительная критика интерпретационных социологий.

Центральные проблемы социальной теории: действие, структура и противоречие в социальном анализе. Конституция общества: введение теории структурирования. Беркли: Университет Калифорнийской прессы. Латинская Америка трансформировалась: глобализация и современность.

Краткая история неолиберализма. Оксфорд: Оксфордский университет. Расширение новой институциональной теории: регулирование и оценка затрат на деятельность в португальской телекоммуникационной отрасли. Политическая экономия реформы бразильской энергетики. Кембридж, Нью-Йорк: Пресса Кембриджского университета.

2) выявление, анализ и оценка факторов, под влиянием которых производится выбор способов ведения бухгалтерского учета;

3) выбор и обоснование исходных положений построения учетной политики;

4) идентификация потенциально пригодных для применения предприятием способов ведения бухгалтерского учета по каждому приему и объекту учета;

5) отбор способов ведения бухгалтерского учета, пригодных для применения предприятием;

6) оформление выбранной учетной политики.

На выбор варианта учетной политики влияют следующие факторы:

Правовой и организационно-экономический статус предприятия (форма собственности, организационно-правовая форма, отрасль и вид деятельности, размеры);

Текущие и долгосрочные цели предпринимательства (привлечение дополнительных финансовых ресурсов, укрепление конкурентных позиций на рынке и др.);

Особенности деятельности - производственной (технологическая структура, потребляемые ресурсы), коммерческой (организация снабжения и сбыта, система и формы расчетов), финансовой (взаимоотношения с банками, налоговыми органами), управленческой (структура, зависимость от собственников, отчетность перед ними);

Кадровое обеспечение - уровень квалификации персонала;

Хозяйственная ситуация - развитость инфраструктуры рынка, состояние бухгалтерского и налогового законодательства

При образовании предприятия его руководство должно выбрать определенную стратегию развития и исходя из нее - методику бухгалтерского учета на предприятии, так как в современном бухгалтерском учете многие проблемы допускают многообразие решений.

В начале каждого года предприятие разрабатывает учетную политику, составленную в соответствии с принципами ее формирования. Издается приказ по предприятию о введении учетной политики на год (вопрос 4).

Вновь созданное предприятие должно оформить избранную им учетную политику не позднее 90 дней со дня приобретения прав юридического лица, т.е. государственной регистрации. При этом руководитель предприятия издает приказ об учетной политике, в котором отражается выбранная предприятием методология ведения учета, соответствующая задачам и профилю предприятия.

    Элементы учетной политики

Принятая учетная политика предприятия должна обеспечивать целостность системы бухгалтерского учета. Поэтому она должна охватывать все аспекты учетного процесса: методический, технический и организационный.

Методический аспект учета предусматривает способы оценки имущества и обязательств, начисления амортизации по различным видам имущества, методы исчисления прибыли, дохода и т.п.

Методический аспект включает:

    Порядок начисления износа (амортизации) основных фондов.

    Порядок начисления амортизации по нематериальным активам.

    порядок финансирования ремонта основных средств.

    Метод оценки сырья, материалов и других ценностей (производственных запасов).

    Формирование учетных групп материальных ценностей.

    способ отражения на счетах операций заготовления и приобретения материальных ценностей.

    Способ учета выпуска продукции.

    Сроки погашения расходов будущих периодов.

    Перечень резервов предстоящих расходов и платежей.

    Метод определения выручки от реализации продукции (работ, услуг).

    Порядок создания резервов по сомнительным долгам. Необходимость, порядок создания и использования фондов специального назначения.

Технический аспект – как реализуются эти способы в учетных регистрах, схемах отражения на счетах учета.

Технический аспект предполагает следующие ее составляющие:

    План счетов бухгалтерского учета.

    Форма бухгалтерского учета.

    Технология обработки учетной информации.

    Организация внутрипроизводственного контроля.

    Организация составления отчетности.

    Инвентаризация имущества и обязательств.

Организационный аспект - как осуществляются эти способы с точки зрения построения бухгалтерской службы, ее место в системе управления, взаимосвязи и взаимодействие с другими элементами и звеньями этой системы, взаимосвязи с подразделениями, характерными для становления и формирования рыночной экономики.

Федеральный закон о бухгалтерском учете определяет основные элементы учетной политики. Поэтому в приказе об учетной политике должны быть конкретно отражены все те параметры финансово-экономической деятельности предприятия, которые используются непосредственно в его работе:

1. Рабочий план счетов . Является определяющим в системе бухгалтерского учета. Он должен соответствовать целям, задачам бухгалтерского учета, быть связанным с налоговой политикой и организацией учета финансовых результатов. Разрабатывается на основе действующего плана счетов. В рабочем плане счетов рекомендуется указывать коды и наименования субсчетов, применяемых предприятием и необходимых для ведения синтетического и аналитического учета.

2. Порядок проведения инвентаризации . Нормативным актом по данному вопросу являются Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные Минфином РФ от 13 июня 1995 г. № 49. Альтернативные способы:

Определение сроков проведения инвентаризаций и их количества в отчетном году (кроме инвентаризаций, обязательных по законодательству РФ),

Перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них.

3. Правила документооборота и технологии обработки учетной информации. Нормативный документ - положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности. Альтернативные способы - бухгалтерский учет ведет:

Бухгалтерия;

Специализированная организация на договорной основе;

Руководитель предприятия.

Первичные документы могут составляться на: бумажных носителях; машиночитаемых носителях информации.

4. Формы бухгалтерского учета . Могут использоваться следующие формы учета: мемориально-ордерная; журнально-ордерная; упрощенная; автоматизированная.

5. Способы ведения бухгалтерского учета (способы амортизации стоимости основных средств, нематериальных активов, оценки материально-производственных запасов, товаров, готовой продукции и т.д.).

    Пример оформления учетной политики на предприятии

ОАО «Мечта бухгалтера»

«____» декабря 2004 г.

Об учетной политике ОАО «Мечта бухгалтера»

На основании и в соответствии с Федеральным законом от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», Положением по ведению бухгалтер­ского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвер­жденным приказом Минфина России от 29.07.98 № 34н, Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика предприятия» ПБУ 1/98, ут­вержденным приказом Минфина России от 09.12.98 № 60н, Налоговым кодексом Российской Федерации

ПРИКАЗЫВАЮ:

Принять следующую учетную политику.

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Бухгалтерский (финансовый) учет»

на тему «Учётная политика организации»

Введение

Глава 1. Понятие и формирование учетной политики

1 Общие понятия учётной политики

2 Задачи и состав учётной политики

3 Процесс формирования учётной политики

Глава 2.Общие принципы и содержание учётной политики

1 Сравнительный анализ ПБУ 1/98 и ПБУ 1/2008

2 Необходимость разработки рабочего плана счетов

3 Система внутреннего контроля в организации

Глава 3. Способы ведения бухгалтерского учета и их выбор в учетной политике

1 Выбор учета по основным средствам и нематериальным активам

2 Выбор учета по материально-производственным запасам

3 Выбор учета по затратам на производство и по учету готовой продукции

6 Выбор учета по созданию резервов

Заключение

Список литературы

Введение

Одним из ключевых центров политики управления сегодня становится учетная политика организации, оказывающая самое непосредственное влияние на показатели финансовой отчетности - информационную базу для принятия решений реальными и потенциальными инвесторами. Сущность новых подходов к постановке бухгалтерского учета заключается в том, что на основе установленных государством общих правил бухгалтерского учета организации самостоятельно разрабатывают учетную политику для решения поставленных перед учетом задач. В связи с этим каждая организация должна серьезно и ответственно подходить к вопросу формирования своей учетной политики. Учетная политика организации является элементом системы регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации. Согласно ст.5 Федерального закона «о бухгалтерском учете»: организации, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет, самостоятельно формируют свою учетную политику, исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности. Иными словами под учетной политикой предприятия понимают совокупность способов ведения бухгалтерского учета, выбранная предприятием из различных вариантов, допускаемых законодательством. К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, приемы организации документооборота, инвентаризации, способы применения счетов бухгалтерского учета, системы регистров бухгалтерского учета, обработки информации и иные соответствующие способы, методы и приемы.

Курсовая работа будет посвящена как теоретическим аспектам формирования учетной политики организации.

Цель работы - характеристика учетной политики предприятия, исследование организации учета на предприятии, разработка учетной политики.

Глава 1. Понятие и формирование учетной политики

.1 Общие понятия учётной политики

В соответствии с государственной программой перехода на принятую в международной практике систему учета, согласно требованиям развития рыночной экономики организации, юридические лица по законодательству РФ обязаны формировать (выбирать и обосновывать) и раскрывать свою учетную политику. Учетная политика организации - это совокупность применяемых ею способов ведения бухгалтерского учета, включающих:

первичное наблюдение - реализуется с помощью форм и реквизитов первичных учетных документов, правил документооборота, периодичности, объемов и порядка проведения инвентаризаций и т.д.;

стоимостное измерение - конкретные способы оценки активов и обязательств организации, способы и методы калькуляции себестоимости продукции, работ, услуг и т.д.;

текущую группировку фактов финансово-хозяйственной деятельности - осуществляется в рабочем плане счетов бухгалтерского учета;

итоговое обобщение фактов финансово-хозяйственной деятельности - реализуется при разработке и утверждении форм бухгалтерской отчетности, в регистрах бухгалтерского учета, способах представления в них информации об активах и обязательствах и т.д.

Основной нормативный документ, регламентирующий формирование и раскрытие учетной политики предприятия, - Положение по бухгалтерскому учёту «Учётная политика организации» ПБУ 1/2008, утв. приказом Минфина России 06.10.2008 № 106н.

Учетная политика необходима для обеспечения единообразного подхода к ведению бухгалтерского учета в организации в течение календарного отчетного периода. Учетная политика организации - один из основных рабочих документов, определяющих порядок ведения бухгалтерского учета (его методическую, организационную и техническую сторону) в соответствующей организации.

Согласно п. 3 ст. 5 Федерального закона от 21 ноября 1996 г, № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» и п. 3 ПБУ 1/2008 составлять учетную политику по бухгалтерскому учету должны все предприятия и организации независимо от организационно-правовой формы.

Наличие учетной политики дает организации возможность отстаивать свою правоту перед проверяющими представителями налоговых органов.

Чем полнее и тщательнее составлена учетная политика, учтены в ней специфика деятельности организации и условия хозяйствования, тем меньше проблем будет у организации и тем увереннее будут чувствовать себя главный бухгалтер и руководитель организации, не будет проблем с санкциями и т.д.

При формировании учетной политики главный бухгалтер и руководитель организации свободны: в выборе нюансов учетной работы; в формировании наиболее оптимальной схемы, с их точки зрения, ведения бухгалтерского учета и налогообложения; в обосновании уплачиваемых в бюджет сумм налогов (налоговых санкций) и, как следствие, обеспечении финансового благополучия организации.

Что касается представительств и филиалов иностранных организаций, находящихся на территории России, то они могут при формировании учетной политики исходить из правил, установленных в стране нахождения этой иностранной компании, если правила не противоречат международным стандартам финансовой (бухгалтерской) отчетности.

1.2 Задачи и состав учетной политики

Учётная политика организации призвана обеспечить реализацию следующих задач:

Формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности - руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним - инвесторам, кредиторам и др.;

Обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности;

Обеспечение контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и целесообразностью хозяйственных операций, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

Предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости;

Соблюдение основополагающих принципов бухгалтерского учета;

Контроль за исполнением требований, предъявляемых к составлению достоверной бухгалтерской отчетности;

Обеспечение единства методики организации и ведения бухгалтерского учета как в организации в целом, так и в ее структурных подразделениях;

Обеспечение оперативности реагирования системы бухгалтерского учета на изменения законодательных и нормативных актов, а также на изменения условий осуществления финансово-хозяйственной деятельности;

Обеспечение взаимодействия двух систем учета (бухгалтерского и налогового), поскольку они строятся на единых исходных первичных документах, используемых в организации;

Обеспечение оптимального документооборота для ведения налогового и бухгалтерского учета, позволяющего автоматизировать учетный процесс и разумное использование трудовых ресурсов;

Формирование оптимальной системы регистров бухгалтерского и налогового учета.

Состав учётной политики

Учетная политика включает в себя три раздела: организационный, технический, методический. Организационная сторона учетной политики связана с:

выбором построения организационной структуры бухгалтерии;

установлением ее взаимосвязи с другими подразделениями и службами организации.

Техническая сторона учетной политики связана с;

разработкой рабочего плана счетов;

выбором способа построения учетных регистров, внутренней отчетности;

формированием документооборота;

выбором формы бухгалтерского учета;

проведением инвентаризации имущества и обязательств;

В учетной политике также следует пояснить, какую форму бухгалтерского учета (журнально-ордерную, мемориально-ордерную или упрощенную) будет использовать организация. На практике широко используется автоматизация ведения бухгалтерского учета.

При формировании учетной политики организации по конкретному направлению ведения и организации бухгалтерского учета осуществляется выбор одного из способов, допускаемых законодательными и нормативными актами по бухгалтерскому учету. Если по конкретному вопросу в нормативных документах не установлены способы веления бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа исходя из положений бухгалтерского учета.

Учётная политика в целях налогового учета. До 2002 года термин «учетная политика» имел отношение только к бухгалтерскому учету. Однако с добавлением в Налоговый кодекс 1 января 2002 года главы 25, посвященной налогу на прибыль, он подразумевает и налоговый учет, то есть принципы учета НДС и налога на прибыль. Поэтому организации, применяющие обычный режим налогообложения, составляют два документа: для бухгалтерского и для налогового учета.

Согласно ст. 313 НК РФ налоговый учет - система обобщения информации для определения налоговой базы по определенному налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ.

Учет организуется таким образом, чтобы обеспечить непрерывное отражение в хронологическом порядке фактов хозяйственной деятельности, которые в соответствии с установленным Налоговым кодексом порядком влекут за собой или могут повлечь изменение размера налоговой базы.

Налоговый учет осуществляется в целях:

а) оптимизации налогового учета;

б) формирования элементов учетной политики, не противоречащих законодательству и нормативным правовым документам;

в) формирования полной и достоверной информации о хозяйственных операциях, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода для целей налогообложения внутренних и внешних пользователей, а также обеспечения контроля: правильности исчисления налога, полноты и своевременности исчисления и уплаты в бюджет налога.

В управленческом учете, как правило, содержатся дополнительные (по сравнению с бухгалтерским учетом) данные обо всех операциях, необходимые для эффективного управления предприятием. Это позволяет быстро анализировать отдельные аспекты деятельности предприятия для принятия управленческих решений. Управленческий учет не регламентирован никакими правовыми актами и преследует только внутренние цели предприятия. Как следствие, учетная политика и план счетов управленческого учета формируются предприятием таким образом, чтобы при минимуме затрат на ведение учета получить все данные, необходимые учредителям и руководству. Тем не менее, при ведении управленческого учета целесообразно основывать учетную политику на МСФО или другом хорошо описанном и удобном для предприятия стандарте учета.

.3 Формирование учётной политики

учетная политика бухгалтерский счет

На выбор учётной политики влияет ряд факторов, зависящих и независящих от хозяйствующего субъекта.

Схема 1.1. Факторы, влияющие на выбор учетной политики

Учетную политику организации формирует главный бухгалтер организации или иным лицом, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации возложено ведение бухгалтерского учета организации. Она оформляется организационно-распорядительными документами - приказами, распоряжениями организации и утверждается руководителем организации, поскольку, согласно ст. 6 Закона «О бухгалтерском учете», ответственность за организацию бухгалтерского учета и соблюдение законодательства несет руководитель организации. Руководитель организации утверждает учетную политику до начала нового отчетного года (периода), издавая приказ.

Должны быть утверждены: - рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, а также документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;

способы оценки активов и обязательств;

правила документооборота и технология обработки учетной информации;

порядок контроля за хозяйственными операциями;

другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Применяется учетная политика с 1 января года, следующего за годом ее утверждения. Вновь созданная организация оформляет избранную учетную политику до первой публикации бухгалтерской отчетности, но не позднее 90 дней со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации). Принятая вновь созданной организацией учетная политика считается применённой со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации). Она должна применяться в неизменном виде из года в год, если иное не предусмотрено законодательством. Учетная политика применяется всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями независимо от их местонахождения.

При формировании учетной политики предполагается, что: активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств собственников этой организации и активов и обязательств других организаций (допущение имущественной обособленности); организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке (допущение непрерывности деятельности); принятая организацией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому (допущение последовательности применения учетной политики); факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности).

Учетная политика организации должна обеспечивать:

§полноту отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности (требование полноты);

§своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности (требование своевременности);

§большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов (требование осмотрительности);

§отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из их экономического содержания и условий хозяйствования (требование приоритета содержания перед формой);

§тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца (требование непротиворечивости);

§рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйствования и величины организации (требование рациональности).

При формировании учетной политики организации по конкретному вопросу организации и ведения бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету.

Если по конкретному вопросу в нормативных правовых актах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа, исходя из настоящего и иных положений по бухгалтерскому учету, а также Международных стандартов финансовой отчетности. При этом иные положения по бухгалтерскому учету применяются для разработки соответствующего способа в части аналогичных или связанных фактов хозяйственной деятельности, определений, условий признания и порядка оценки активов, обязательств, доходов и расходов.

Глава II Общие принципы и содержание учетной политики

.1 Сравнительный анализ ПБУ 1/98 и ПБУ 1/2008

Порядок раскрытия изменений в учётной политике изложен в ПБУ1/2008 более полно и более строго. Есть положения, принятые на случай внесения изменений в закон «О бухгалтерском учёте», а также стилистические изменения, не влияющие на практику учёта и составление учётной политики.

Убран пункт на типовые формы документов из п.4 ПБУ 1/2008:

утверждаются: формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности (п.5 ПБУ 1/98);

теперь пункт 4ПБУ 1/2008 выглядит так:

утверждаются: формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

Дополнено, что при отсутствии российского регулирования можно использовать МСФО в п.7 ПБУ 1/2008

Если по конкретному вопросу в нормативных правовых актах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа, исходя из настоящего и иных положений по бухгалтерскому учету, а также Международных стандартов финансовой отчетности. При этом иные положения по бухгалтерскому учету применяются для разработки соответствующего способа в части аналогичных или связанных фактов хозяйственной деятельности, определений, условий признания и порядка оценки активов, обязательств, доходов и расходов.

Поскольку запрета на использование МСФО в качестве образца для разработки собственных методик учёта (при отсутствии их в ПБУ и иных приказах Минфина) не было, дополнение непринципиально.

Введён термин «ретроспективное отражение последствий изменения учётной политики» п.15 ПБУ 1/2008

При ретроспективном отражении последствий изменения учетной политики исходят из предположения, что измененный способ ведения бухгалтерского учета применялся с момента возникновения фактов хозяйственной деятельности данного вида. Ретроспективное отражение последствий изменения учетной политики заключается в корректировке входящего остатка по статье "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" за самый ранний представленный в бухгалтерской отчетности период, а также значений связанных статей бухгалтерской отчетности, раскрываемых за каждый представленный в бухгалтерской отчетности период, как если бы новая учетная политика применялась с момента возникновения фактов хозяйственной деятельности данного вида.

Введение термина МСФО сути не меняет. В п.21 ПБУ 1/98 было указано: минимум за два года, что соответствует периоду составления отчётности (текущий и предшествующий годы).

Добавлены новые требования к раскрытию изменений учётной политики

Из ПБУ 1/2008:

Если изменение учетной политики обусловлено применением нормативного правового акта впервые или изменением нормативного правового акта, раскрытию также подлежит факт отражения последствий изменения учетной политики в соответствии с порядком, предусмотренным этим актом.

В случае если раскрытие информации, предусмотренной пунктом 21 настоящего Положения, по какому-то отдельному предшествующему отчетному периоду, представленному в бухгалтерской отчетности, или по отчетным периодам, более ранним в сравнении с представленными, является невозможным, факт невозможности такого раскрытия подлежит раскрытию вместе с указанием отчетного периода, в котором начнется применение соответствующего изменения учетной политики.

В случае если нормативный правовой акт по бухгалтерскому учету утвержден и опубликован, но еще не вступил в силу, организация должна раскрыть факт его неприменения, а также возможную оценку влияния применения такого акта на показатели бухгалтерской отчетности организации за период, в котором начнется применение.

Изменения учетной политики на год, следующий за отчетным, объявляются в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности организации.

2.2 Необходимость разработки рабочего плана счетов

Согласно п.3 ст.6 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" при принятии учетной политики организация должна утвердить рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности.

Рабочий план счетов должен быть разработан на основе единого плана счетов, учитывать специфику работы конкретного предприятия и потребности в аналитической информации для целей управления. Организация самостоятельно разрабатывает рабочий план счетов на основе утвержденного плана. Она вправе из всей совокупности синтетических счетов выбрать действительно необходимые для себя, вводить (с разрешения Министерства финансов Российской Федерации) новые синтетические счета, используя свободные коды счетов. На основе системы субсчетов, предусмотренной утвержденным Планом счетов и Инструкцией по применению Плана счетов, организации определяют перечень используемых субсчетов, при необходимости объединяя, исключая или добавляя новые субсчета, а также полную номенклатуру аналитических счетов и их кодовые обозначения.

Конструирование рабочего плана счетов должно включать ряд последовательных этапов и операций:

) выбор признака выделения счетов;

) определение числа уровней обобщения информации и критериев отнесения счетов к разным порядкам;

) выделение счетов и их ранжирование;

) выбор системы кодирования счетов и сам процесс кодирования;

) выбор формы представления рабочего плана;

3. Система внутреннего контроля в организации

Под системой внутреннего учета и контроля понимается состав, формы, периодичность составления внутрихозяйственной отчетности ее пользователями; график документооборота; разделение функций по осуществлению хозяйственной деятельности от учетных; установление персональной ответственности работников; порядок использования бланков строгой отчетности; организация и ответственность за хранение ценностей; организация охраны и внезапных проверок; подготовка и переподготовка персонала, инвентаризация.

В разделе "Инвентаризация" следует определить порядок и сроки проведения инвентаризации имущества и обязательств. Для обеспечения сохранности имущества организации и обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности организации должны проводить инвентаризацию имущества и обязательств. В процессе инвентаризации осуществляется проверка соответствия данных бухгалтерского учета фактическому наличию в натуре имущества предприятия, финансовых обязательств, правильность ведения бухгалтерского учета на определенный момент времени. Как правило, таким моментом является начало конкретного месяца. Порядок проведения инвентаризации регламентируется: Законом «О бухгалтерском учете»; Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (утв. приказом Минфина России от 13 июня 1995г. №49).

Порядок и сроки проведения инвентаризации утверждаются руководителем организации, за исключением случаев, когда инвентаризация обязательна. Законодательством, в частности Законом «О бухгалтерском учете», установлены случаи обязательного проведения инвентаризации:

при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже;

при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;

перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года);

при смене материально ответственных лиц;

при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;

в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

при реорганизации или ликвидации организации;

в других случаях, предусмотренных законодательством РФ.

При проведении обязательных инвентаризаций для составления годовой отчетности организациям предоставлено право проводить инвентаризацию основных средств один раз в три года, библиотечных фондов - один раз в пять лет.

В разделе "Отчетность" должны быть отражены объем, сроки, адреса представления отчетности. Здесь же устанавливается и ответственное лицо за соблюдение порядка публикации отчетности для заинтересованных лиц.

Бухгалтерская отчетность организации (кроме бюджетных и страховых организаций и банков) состоит из:

бухгалтерского баланса (ф. 1);

отчета об изменениях капитала (ф. З);

отчета о движении денежных средств (ф.4);

приложений к бухгалтерскому балансу (ф.5);

пояснительной записки;

аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральным законом подлежит обязательному аудиту.

Содержание и формы бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, других отчетов и приложений применяются последовательно от одного отчетного периода к другому. В бухгалтерской отчетности данные по числовым показателям приводятся минимум за два года - отчетный и предшествующий отчетному. При несопоставимости с данными за отчетный период они подлежат корректировке, исходя из правил, установленных нормативными актами.

Организация документооборота. Пунктом 3 статьи 6 Федерального Закона «О бухгалтерском учёте» предусмотрено, что организация должна утвердить правила документооборота. Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы делятся на первичные учетные документы, на основании которых ведется бухгалтерский учет, и регистры.

Документирование хозяйственных операций осуществляется в соответствии с графиком документооборота, который руководитель организации утверждает отдельным приказом.

Документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, также вполне законны, но они должны содержать следующие обязательные реквизиты:

а) наименование документа;

б) дату составления документа;

в) наименование организации, от имени которой составлен документ;

д) измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;

е) наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;

ж) личные подписи указанных лиц.

Перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов, утверждает руководитель организации по согласованию с главным бухгалтером. Документы, которыми оформляются хозяйственные операции с денежными средствами, подписываются руководителем организации и главным бухгалтером.

Глава 3. Способы ведения бухгалтерского учета и их выбор в учетной политике

.1 Выбор учетной политики по основным средствам и нематериальным активам

В соответствии с ПБУ 6/01 (в ред. приказов Минфина России от 18.05.2002 N 45н, от 12.12.2005 N 147н, от 18.09.2006 N 116н, от 27.11.2006 N 156н) в учетной политике необходимо предусмотреть следующие моменты:

) порядок списания объектов основных средств стоимостью до 20тыс. руб. включительно: а) по мере отпуска в производство; б) через начисление амортизационных отчислений: накопление амортизации на счете 02; путем уменьшения первоначальной стоимости основных средств;

) решение о переоценке основных средств; а) производить и каким способом: путем индексации; путем прямого счета; б) не производить;

) установление способа начисления амортизации основных средств;

) установление способа восстановления основных средств:

а) хозяйственный;

б) подрядный;

) установление способа списания расходов на ремонт основных средств:

а) без создания ремонтного фонда;

б) с созданием ремонтного фонда;

) учет спец.инструментов и приспособлений:

а) учет на субсчетах счета 10 «Материалы»;

б) учет в составе основных средств на счете 01 «Основные средства».

При осуществлении лизинговых операций в составе информации об учетной политике лизингодателя и лизингополучателя подлежит раскрытию следующая информация:

о выбранных условиях постановки лизингового имущества на баланс (на балансе лизингодателя и лизингополучателя);

о порядке лизинговых платежей в последующем отчетном периоде и до конца действия договора лизинга.

Выбор вариантов начисления амортизации по основным средствам. В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» амортизация объектов основных средств производится одному из следующих способов: - линейный способ; - способ уменьшаемого остатка; - способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования; - способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).

При выборе способов начисления амортизации по основным средствам нужно учитывать, что способы уменьшаемого остатка и списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования являются методами ускоренной амортизации. При их использовании в первые годы затраты на производство увеличиваются, что приводит к снижению суммы прибыли и налога на прибыль. Сумма налога на имущество в первые годы эксплуатации объектов основных средств также уменьшается за счет уменьшения их остаточной стоимости.

Кроме того, следует принять во внимание, что при использовании методов ускоренной амортизации сумма амортизации по годам уменьшается.

Определение порядка списания затрат по ремонту основных средств на себестоимость продукции. Затраты по ремонту основных средств могут быть отнесены на себестоимость продукции следующими тремя способами:

фактические затраты по ремонту списывают на счета издержек производства или обращения (с кредита счетов 10 «Материалы», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и др.);

создают ремонтный фонд с последующим списанием на него фактических затрат по ремонту основных средств;

фактические затраты по ремонту основных средств вначале учитывают на счете 97 «Расходы будущих периодов», а затем, как правило, равномерно списывают с этого счета на издержки производства и обращения.

При первом способе затраты по ремонту основных средств отражают в себестоимости продукции по отдельным статьям затрат (материалы, оплата труда и др.). При неравномерно проводимых ремонтных работах по месяцам затраты по ремонту основных средств могут вызвать колебания в себестоимости продукции (особенно в сезонных отраслях производства).

Второй и третий способы списания затрат по ремонту основных средств позволяют равномерно относить эти затраты на себестоимость продукции. При этом создание ремонтного фонда целесообразно практиковать в отраслях, где основная часть расходов по ремонту основных средств приходится на вторую половину года.

Счет 97 «Расходы будущих периодов» целесообразно использовать в организациях, где основная часть расходов по ремонту основных средств приходится на первые месяцы отчетного года (мясокомбинаты, заводы по производству сахара и др.). При втором и третьем способах затраты по ремонту основных средств отражают комплексной статьей. В некоторых производствах учетная политика может предусматривать создание переходящего ремонтного фонда по годам.

Выбор учетной политики по нематериальным активам

В учетной политике необходимо предусмотреть следующие моменты:

) порядок начисление амортизационных отчислений:

а) накопление амортизации на счете 05;

б) путем уменьшения первоначальной стоимости нематериальных активов. Не используется по отношению к деловой репутации и организационным расходам;

) способ начисления амортизации:

а) линейный;

б) нелинейный.

В условиях рынка растет интерес предприятий к использованию интеллектуальной собственности, достижений научно-технического прогресса, что приводит к использованию в производственно-хозяйственной деятельности нематериальных активов.

Нематериальные активы - часть внеоборотных активов, для которых выполняются следующие условия:

отсутствие материально-вещественной (физической) формы;

возможность идентификации (выделения, отделения) организацией от другого имущества;

использование в производстве продукции при выполнении или оказании услуг либо для управленческих нужд организации;

использование в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

организацией не предполагается последующая перепродажа данного имущества;

способность приносить организации экономическую выгоду в будущем;

наличие оформленных документов, подтверждающих существование самого актива и исключительного права у организации на результаты интеллектуальной деятельности (патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор уступки (приобретения) патента, товарного знака и т.п.).

К нематериальным активам можно отнести:

Исключительное право патентообладателя на изобретение, промышленный образец, полезную модель;

Исключительное право владельца на товарный знак и знак обслуживания, наименование места происхождения товаров;

Исключительное право патентообладателя на селекционные достижения;

Деловую репутацию организации;

Организационные расходы, связанные с образованием юридического лица, признанные в соответствии с учредительными документами частью вклада участников (учредителей) в уставный (складочный) капитал организации.

линейный способ исходя из норм, исчисленных организацией на основе срока полезного их использования;

способ уменьшаемого остатка;

способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ, услуг).

Учет амортизации нематериальных активов может осуществляться с использованием и без использования счета 05 «Амортизация нематериальных активов». Срок полезного использования нематериальных активов определяется организацией при принятии объекта к бухгалтерскому учету исходя из ожидаемого срока использования объекта, срока действия патента, свидетельства и других ограничений сроков использования объектов, количества продукции или иного натурального показателя объема работ, ожидаемого к получению в результате использования этого объекта. По нематериальным активам, по которым невозможно определить срок полезного использования объекта, нормы амортизационных отчислений устанавливаются в расчете на 20 лет. Срок полезного использования нематериальных активов не может превышать срок деятельности организации.

3.2 Выбор учетной политики по материально-производственным запасам

Материально-производственными запасами признаются активы (п. 2 ПБУ 5/01):

используемые в качестве сырья, материалов и т.п. при производстве продукции, предназначенной для продажи (выполнения работ, оказания услуг);

предназначенные для продажи;

используемые для управленческих нужд организации.

Следовательно, к материально-производственным запасам относятся готовая продукция и товары.

По материально-производственным запасам элементами учетной политики являются:

выбор варианта синтетического учета материально-производственных запасов;

выбор метода оценки материально-производственных запасов;

последствия изменений в учетной политике методов оценки материально-производственных запасов;

стоимость материально-производственных запасов, переданных в залог;

разница между фактической себестоимостью материально-производственных запасов и стоимостью их возможной реализации, отнесения на финансовые результаты организации.

Единица бухгалтерского учета материально-производственных запасов выбирается организацией самостоятельно таким образом, чтобы обеспечить формирование полной и достоверной информации об этих запасах, а также надлежащий контроль за их наличием и движением. В зависимости от характера материально-производственных запасов, порядка их приобретения и использования единицей материально-производственных запасов может быть номенклатурный номер, партия, однородная группа и т.п.

При отпуске материально-производственных запасов (кроме товаров, учитываемых по продажной стоимости) в производство и ином выбытии их оценка производится одним из следующих способов:

) по себестоимости каждой единицы;

) по средней себестоимости;

) способ ФИФО (по себестоимости первых по времени приобретения материально-производственных запасов);

) способ ЛИФО (по себестоимости последних по времени приобретения материально-производственных запасов) (отменён с 1.01.08).

Применение одного из указанных способов по группе (виду) материально-производственных запасов осуществляется исходя из допущения последовательности применения учетной политики.

При применении учетных цен учет материально-производственных запасов ведут с использованием сч. 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей». По Д15 учитывают поступление материально-производственных ценностей по учетным ценам. Счет 16 предназначен для учета разницы между учетной ценой и фактической себестоимостью материально-производственных запасов.

Материалы расходуются не только в основном и вспомогательном производствах. Они также расходуются на общепроизводственные и общехозяйственные нужды. В связи с этим в учетной политике необходимо предусмотреть один из возможных вариантов распределения величины таких отклонений между различными счетами затрат.

Фактическая себестоимость материально-производственных запасов, полученных организацией безвозмездно, определяется исходя из их рыночной стоимости на дату оприходования. Их учитывают на сч. 98-2 «Безвозмездные поступления» Д10 К98-2.

По мере расходования МПЗ на производство продукции (выполнение работ и оказание услуг, а также на продажу) делается проводка: Д20, 21,23,25, 26, 29,44 и одновременно Д98-2 К91-1.

Фактическая себестоимость МПЗ, оприходованных в результате выбытия объектов основных средств и другого имущества, устанавливается исходя из возможных цен их реализации на дату принятия к бухгалтерскому учету и отражается: Д10 К91.

При формировании учетной политики торговые организации должны решить, как будут отражаться в их учете транспортные расходы по заготовке и доставке товаров до склада предприятия:

) включены в покупную (продажную) стоимость товаров (т.е. либо непосредственно на сч. 41 «Товары», либо посредством применения сч. 15 и 16);

) отнесены на сч. 44 «Расходы на продажу».

Так же в учетной политике нужно зафиксировать один из вариантов учета материалов: количественно-суммовой или оперативно-сальдовый.

3.3 Выбор учетной политики по затратам на производство и по учету готовой продукции

Элементами учетной политики являются:

выбор способа группировки и списания затрат на производство продукции;

выбор способа учета готовой продукции;

выбор способа оценки готовой продукции, товаров отгруженных, незавершенного производства;

выбор варианта сводного учета затрат на производство;

определение сроков погашения расходов будущих периодов;

выбор метода определения выручки от продажи продукции;

признание момента реализации по работам долгосрочного характера;

выбор способов распределения косвенных расходов между отдельными объектами учета и калькулирования;

выбор метода учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции.

В учетной политике организации необходимо установить вариант учета выпуска готовой продукции по:

) фактической производственной себестоимости;

) нормативной (плановой) производственной себестоимости.

При первом варианте затраты по изготовлению готовой продукции списываются непосредственно на сч. 43 «Готовая продукция» по фактической себестоимости. Во втором варианте в учете применяется сч. 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)». Кроме того, необходимо также установить порядок распределения отклонений между учетной и фактической себестоимостью.

В учетной политике также важен вариант отражения в учете отгруженных товаров, сданных работ и оказанных услуг:

) с использованием в бухгалтерском учете сч. 45 «Товары отгруженные;

) без использования в бухгалтерском учете сч. 45 «Товары отгруженные».

По отношению к производству различают прямые и косвенные расходы.

Прямые расходы непосредственно связаны с выпуском конкретных видов продукции, выполнением работ и оказанием услуг. Бухгалтер самостоятельно может определять перечень прямых расходов и рассчитывать стоимость остатков незавершенного производства по собственной методике (ст. 318 и 319 Налогового кодекса РФ) как в бухгалтерском, так и в налоговом учете.

С 1 января 2005 г. бухгалтеры могут самостоятельно распределять прямые расходы между реализованной продукцией, незавершенным производством и остатками на складе.

В учетной политике отдают предпочтение одному из следующих вариантов распределения общехозяйственных расходов:

) учтенные расходы списывают в Д20, 23, 29;

) расходы, учтенные на сч. 26, полностью списывают в Д90.

При первом варианте формируется полная себестоимость готовой продукции (работ, услуг). А во втором случае получаем сокращенную себестоимость.

Косвенные затраты распределяют между конкретными видами продукции (работ, услуг) пропорционально выбранной базе. Ею может быть:

) стоимость сырья, материалов и полуфабрикатов в материалоемких производствах;

) объем произведенной продукции;

) количество отработанных машино-часов;

) стоимости потребленной электроэнергии в энергоемких производствах;

) оплата труда основных производственных рабочих в зарплатоемких производствах и т.д.

При этом избранную методику нужно применять не менее двух лет (п.1 Ст.312 НК РФ).

По Д20 отражаются все затраты, которые осуществлены в организации в процессе производства продукции (работ, услуг), в частности прямые расходы, связанные непосредственно с выпуском продукции, выполнением работ и оказанием услуг (материалы, заработная плата, амортизация и т.д.):

прямые расходы, связанные непосредственно с выпуском продукции, выполнением работ и оказанием услуг, списываются насчет Д20 с кредита счетов учета производственных запасов материалов: Д20 К10 «Материалы»;

отклонения стоимости товарно-материальных ценностей в оценке по учтенным ценам от фактической себестоимости их заготовления: Д20К16;

НДС по товарно-материальным ценностям, работам, услугам, освобождённым от уплаты НДС: Д20 К19

полуфабрикатов собственного производства для переработки: Д20К21;

услуг (работ, продукции) вспомогательных производств: Д20 К23;

расчетов с работниками по оплате труда: Д20 К70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»;

начисление единого социального налога: Д20 К69;

амортизации объектов основных средств и нематериальных активов: Д20 К02 «Амортизация основных средств» К05;

услуг сторонних организаций: Д20 К76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Учет затрат на производство продукции (работ, услуг) ведется в следующей последовательности:

) устанавливают систему учитываемых затрат (структуру калькуляции), фиксируют их на основе первичных оправдательных документов;

) прямые затраты (К10,70,69 и т.д.) относят на конкретные виды продукции (работ, услуг) - в Д20, 23 и т.д.;

) косвенные затраты распределяют между конкретными видами продукции (работ, услуг) пропорционально выбранной базе;

) устанавливают себестоимость выпушенной из основного производства готовой продукции (работ, услуг).

3.4 Выбор учетной политики по созданию резервов

Организация имеет право образовывать резервы, которые делятся на:

) обязательные, связанные:

а) со снижением стоимости материально-производственных запасов;

б) с обесценением стоимости финансовых вложений;

в) с прекращаемой деятельностью;

г) с признанием условных фактов хозяйственной деятельности;

) добровольные, связанные:

а) с предстоящими расходами на оплату отпусков;

б) с выплатой вознаграждений по итогам года и выслугу лет;

в) с ремонтом основных средств, включая рекультивацию земель

в) с ремонтом основных средств, включая рекультивацию земель и другие природоохранные мероприятия;

г) с гарантийным ремонтом и гарантийным обслуживанием;

д) с появлением сомнительных долгов;

е) с покрытием непредвиденных затрат;

ж) - производственные затраты по подготовительным работам в связи с сезонным характером производства;

з) с расходами на социальную защиту инвалидов (могут создавать общественные организации инвалидов, а также организации, в которой инвалиды составляют не менее 50% от общего числа работников), и т.д.

к) предстоящие затраты по ремонту предметов, предназначенных для сдачи в аренду по договору проката;

В приказе об учетной политике необходимо указать резервы, которые организация предполагает создать в предстоящем году.

Заключение

Каждое предприятие имеет возможность выбрать любой приемлемый для себя способ учета по тем или иным вопросам в зависимости от специфики деятельности предприятия. Такая возможность имеется благодаря учетной политике, благодаря гибкости учетной политики ее использование предполагается всеми организациями независимо от организационно-правовых форм.

Учетная политика предприятия - совокупность способов ведения бухгалтерского учета, ежегодно принимаемая организацией, которая оказывает существенное влияние на величину показателей себестоимости продукции, прибыли, налогов на прибыль, добавленную стоимость и имущество, показателей финансового состояния организации. На выбор и обоснование учетной политики влияют множество факторов, основными из которых являются: организационно-правовая форма организации, отраслевая принадлежность и вид деятельности, масштабы деятельности организации, управленческая структура и финансовая стратегия организации. В случае, если изменяется законодательство Российской Федерации или нормативные акты по бухгалтерскому учету, существенно изменяются условия деятельности предприятия или организацией разработаны новые способы ведения бухгалтерского учета, то учетная политика организации может быть изменена. Изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты организации, подлежат обособленному раскрытию в бухгалтерской отчетности организации.

Учетная политика организации хотя и регламентирует деятельность бухгалтерии, но также прямо или опосредованно касается деятельности всей организации в целом и отдельных ее подразделений в частности, поэтому является важным распорядительным документом.

Список литературы

1. Налоговый кодекс РФ. Часть I и II.

2. Федеральный закон "О бухгалтерском учете" от 21.11.1996 N 129-ФЗ (ред. от 03.11.2006)

3. Положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" 1/2008. Утверждено приказом Минфина РФ от 6 октября 2008 г. N 106н

4. Положение по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" 5/01, утверждено приказом Минфина РФ от 09.06.01 г. № 44н. (ред. от 27.11.2006 N 156н, от 26.03.2007 N 26н)

Положение по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" 6/01, утверждено приказом Минфина РФ от 03.03.2001. г. № 26н. (с изменениями от 12 декабря 2005г.)

Положение по бухгалтерскому учету " Учет нематериальных активов" 14/07, утверждено приказом Минфина РФ от 27.12.2007 г. № 153н.

Богатырева Е.И. Формирование учетной политики организации // Бухгалтерский учет. - 2006г.

8. Гуккаев В.Б. Учетная политика организации. - М.: Бератор-Пресс, 2006 г.

9. Коваль Л.С. Учетная политика организации. Москва: Юстицинформ 2007г.

Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет. - М., 2007 г.

Кондраков Н.П. Учетная политика организаций на 2009 г: в целях бухгалтерского финансового, управленческого и налогового учета. - М.,Эксмо,2009г.

Николаева С.П. Учетная политика организации: Принципы формирования, содержание, практические рекомендации, аудиторская проверка. - М., 2007 г.

Хабарова Л. П. Учетная политика. -М., 2007г.

14.

.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!