Все для предпринимателя. Информационный портал

Стимулирующая роль налоговой политики. Налоговая политика государства - основной инструмент стимулирования инвестиционной деятельности

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2016 ISSN 2410-700Х

Так как пенсионный возраст мужчин 60 лет, а женщин 55, то можно рассчитать прибавку к заработной плате за всю профессиональную карьер, т.е. эффективность вложений в получение высшего образования

Чтобы произвести расчеты, воспользуемся следующим алгоритмом:

1. Прибавка к заработной плате, при получении высшего образования составляет 10.687 рублей

2. Данное значение умножаем на количество лет активной трудовой деятельности (для женщин - 34 года, для мужчин - 39, соответственно)

3. Умножаем на количество месяцев в году - 12

Таблица 7 - Расчет эффективности вложений в высшее образование для мужчин и для женщин без учета коэффициента дисконтирования

Для женщин = 10.687 * 34 * 12 = (4.360.296 / 256.412) * 100% = 1700% Для мужчин = 10.687 * 39 *12 = (5.001.516 / 256.412) * 100% = 1950%

Вывод по применению метода: Получение высшего образования по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» за время работы по текущим ситуационным данным дает в городе Оренбург прибавку в заработной плате 10.687 рублей на должности «ведущий бухгалтер», 3687 рублей на должности «бухгалтер по заработной плате»,1687 рублей на должности «помощник бухгалтера», 687 рублей на должности «бухгалтер по реализации и бухгалтер по налогам» соответственно в месяц на дату расчета. А для таких должностей как «бухгалтер кассир», «бухгалтер на первичную документацию» и «бухгалтер калькулятор», на дату расчета, было выявлено, что получение высшего образования не покрывает затраты на обучение.

Список использованной литературы:

1. Trud.com. [Электронный ресурс] // Режим доступа// Режим доступа: http://orenburg.trud.com/

2. Про ВУЗ.ру. [Электронный ресурс] // Режим доступа// Режим доступа: http://www.provuz.ru/

3. Пилипенко А.В.Некоторые аспекты внутрифирменного планирования в условиях текущего экономического кризиса в России // Фундаментальные и прикладные научные исследования./Сборник статей Международной научно-практической конференции. 2016. С. 69-73.

© Поспелова А.В., Пилипенко А.В., 2016.

Ротанова Дарья Евгеньевна

студентка 1 курса экономического факультета, направление «Экономика», Уральский институт экономики, управления и права, Васильева Марина Владимировна к.э.н, доцент,Уральский институт экономики, управления и права

Тарабаева Наталья Михайловна к.э.н.,доцент, Уральский государственный юридический университет.

г. Екатеринбург, РФ E-mail: [email protected]

НАЛОГОВОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация

В статье рассмотрены основные направления налоговой политики в сфере малого

Ключевые слова

Налоги, налогообложение, налоговое стимулирование, экономика России, предпринимательство.

Предпринимательская деятельность играет важную роль в стабилизации экономики. Она стимулирует использование эффективных методов хозяйствования, усиливает мотивацию труда, обеспечивает развитие инновационной деятельности и инициативы. В сложных социально-экономических условиях создание благоприятных условии" для развития предпринимательства является одним из приоритетов государственной политики.

Государственная поддержка предпринимательской деятельности предполагает использование стимулирующих и регулирующих мер в области бюджетно-налоговой, кредитно-денежной, правовой и социальной политики.

Одним из противоречивых элементов государственной политики в поддержке предпринимательства является налоговая политика. Это выражается в том, что, с одной стороны, государством декларируется поддержка предпринимательской деятельности путем введения различных режимов налогообложения, а с другой стороны - отсутствует реальный механизм их применения, в том числе отсутствуют отсрочки по уплате налогов и налоговые каникулы для предпринимательства. Следует также отметить и тот факт, что налоговая политика имеет централизованный характер, что минимизирует возможности государственной поддержки на региональном уровне. Несмотря на принятие за последний период специальных постановлений о поддержке предпринимательства, о приоритетах его развития, о снижении налогового бремени, многие проблемы предпринимательства остаются нерешенными. Это увеличивает уязвимость предпринимательских структур в современных условиях.

В связи с этим возникает необходимость в исследовании проблем государственной поддержки предпринимательства в области совершенствования налоговой политики. Однако проблема государственной поддержки и стимулирующей роли налоговой политики в развитии предпринимательства остается недостаточно исследованной применительно к современному этапу развития экономики.

Политика стимулирования предпринимательской деятельности в развитых и развивающихся странах различается весьма существенно. В практике промышленно развитых стран преобладают финансовые и инфраструктурные средства стимулирования, а в развивающихся государствах и, в частности, в России - фискальные и налоговые средства стимулирования.

В зарубежных странах налоговое стимулирование малого предпринимательства более эффективно, чем в России. Малый и средний бизнес появились в России значительно позже, и их развитие проходило в более быстром темпе. Поэтому российскому налоговому законодательству нужно еще претерпеть множество изменений с целью повышения его эффективности и с учетом интересов как государства, так и предпринимателей.

Несмотря на экономическое развитие государства, состояние развития института предпринимательства в России по-прежнему остается неудовлетворительным. На сегодняшний день руководством России предпринимается комплекс мер по государственной поддержке предпринимательской деятельности. Однако следует активизировать эту деятельность, в первую очередь путем реализации налоговой политики, стимулирующей развитие предпринимательской деятельности.

Оптимальная система налогообложения для малого бизнеса предусматривает, с одной стороны, стимулирование деловой активности предпринимателей, а с другой - наличие достаточно простого и эффективного механизма взимания налогов. В связи с этим особую актуальность и значимость с позиции стимулирования развития малого предпринимательства приобретает снижение налоговой нагрузки, упрощение процедур налогообложения и представления отчетности, создание благоприятных условий для легализации и развития малого бизнеса.

Необходимость особого подхода построения модели налогового стимулирования развития официальной предпринимательской деятельности в аспекте оптимизации системы налогообложения для малого предпринимательства, которая учитывала бы особенности функционирования этого сектора

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2016 ISSN 2410-700Х_

экономики, не вызывает сомнений. Указанная система должна строиться исходя из определенных критериев, важнейшие из которых следующие.

Во-первых, действующий для любой налоговой системы принцип определенности налогообложения в сфере малого предпринимательства должен быть доведен до совершенства - законодательные и нормативно-правовые акты должны быть простыми и понятными любому предпринимателю, не имеющему специального образования и подготовки в области финансов и налогообложения.

Во-вторых, система налогообложения субъектов хозяйствования, относящихся к малым предприятиям должна быть ориентирована на минимальное количество налогов из максимально возможного числа действующих в стране налогов и сборов. Исключением должна быть предпринимательская деятельность, имеющую свою специфику - например, организации, занимающиеся экспортом или импортом продукции, не могут быть освобождены от уплаты соответствующей таможенной пошлины, а при реализации подакцизных товаров малые предприятия должны уплачивать акцизы и т. д.

В-третьих, система бухгалтерского учета и отчетности для малого предпринимательства должна быть максимально упрощена, одновременно позволяя осуществлять необходимый налоговый контроль формирования налоговой базы и полнотой уплаты соответствующих налогов.

В-четвертых, система налогообложения малого бизнеса должна решать проблему укрывательства получаемых доходов и соответственно налогов, имея в виду, что именно малый бизнес действует в основном в сферах деятельности, связанных с оказанием услуг и вытекающими из этого огромными потоками налично-денежного обращения.

В-пятых, система налогообложения должна побуждать организации малого бизнеса работать не только эффективно, но и открыто. Это можно достигнуть лишь благодаря установлению для этих организаций щадящей налоговой нагрузки по отношению к организациям, работающим в обычном налоговом режиме.

Главной целью налоговой политики государства является создание механизма эффективной налоговой системы, обеспечивающей развитие предпринимательской деятельности, высокую собираемость налогов и, в целом, повышение благосостояния населения.

Повышение эффективности налогового стимулирования субъектов малого предпринимательства в России требуется реформирования существующей системы налогообложения. В частности, следует пересмотреть и упорядочить состав видов экономической деятельности, по которым следует предоставлять налоговые преференции и при этом необходимо учитывать специфику отдельных регионов. Акцент должен быть сделан на приоритетные сферы экономики: строительство, жилищно-коммунальное хозяйство, промышленность, производство строительных материалов, а в сегодняшних условиях - на агропромышленный комплекс, что связано с импортозамещением продовольственных товаров и соответственно обеспечением продовольственной безопасности. При этом особо льготное налогообложение должно предоставляться малым предприятиям, осуществляющим инновационно -ориентированную деятельность.

В целях стимулирования развития предпринимательской деятельности налоговая политика государства в современных условиях экономики должна содержать следующие приоритеты:

1. Снижение налоговой нагрузки за счет:

Сокращения ставки единого налога при упрощенной системе налогообложения (УСН), в том числе при объекте налогообложения «доходы»;

Увеличения ограничения по выручке для применения освобождения от налогообложения НДС;

Обеспечения неповышения налоговой нагрузки на фонд оплаты труда, а также предоставление преференции в виде снижения ЕСН для предпринимательских организаций, осуществляющих разработку новых видов оборудования, программ для ЭВМ и т.д.

2. Унификация и упрощение налогового и бухгалтерского учета за счет формирования единой системы учета, для целей бухгалтерского и налогового учетов.

3. Упрощение административных процедур за счет сокращения количества налоговых проверок, в первую очередь выездных. Например, введение ограничения на частоту проведения выездных налоговых

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2016 ISSN 2410-700Х_

проверок один раз в три года, а при отсутствии нарушений, выявленных в результате проведения камеральных налоговых проверок, один раз в пять лет.

4. Принятие налоговых мер для повышения финансовой самостоятельности предпринимательских структур за счет:

Предоставления отсрочки, в установленной форме, по уплате НДС, налога на прибыль организаций и единого налога при УСН компаниям производственной сферы, сельскохозяйственным предприятиям, компаниям, получившим государственный заказ, исследовательским и научным предприятиям, а также компаниям, выполняющим социально значимые программы и т.д. и одновременно испытывающим недостаток в финансовых ресурсах;

Снижения штрафов или освобождения от уплаты пени за нарушения налогового законодательства, допущенные в результате непредвиденных обстоятельств, вызванных экономическим кризисом (невыполнение договорных обязательств поставщиками и подрядчиками, задержки платежей по государственным заказам, срывы соглашений с покупателями и заказчиками и т.д.).

5. Информационная поддержка предпринимательских организаций в области налогообложения путем создания в России информационного ресурса, содержащего подробную информацию по налогообложению, в том числе: доступные режимы налогообложения, их особенности, налоговый календарь, реквизиты налоговых органов и т.д.

6. Создание условий для повышения законности в налоговой сфере.

7. Преобразование налогового контроля из фискального инструмента в регулятор. Практическая же реализация данных предложений окажет значительный стимулирующий эффект на

процесс формирования и развития отечественного предпринимательства в современных условиях.

Таким образом, в целях повышения эффективности налогового стимулирования малого бизнеса в России требуется реформирование существующей системы налогообложения малого бизнеса. По нашему мнению, следует пересмотреть и упорядочить состав видов экономической деятельности, по которым следует предоставлять налоговые преференции. Акцент должен быть сделан на приоритетные сферы экономики: строительство, ЖКХ, промышленность. При этом особое внимание и особо льготное налогообложение должно предоставляться малому инновационному бизнес.

Следует подчеркнуть, что предпринимательство является важнейшим внутренним источником развития национальной экономики. Поддержка и стимулирование развития предпринимательской деятельности в нынешних условиях является не просто одним из национальных приоритетов, но и способом сохранения экономического потенциала государства. Одним из основных факторов, влияющих на формирование и развитие предпринимательской деятельности, является налоговая политика государства. Уровень налогообложения и качество налогового администрирования имеют ключевое значение в процессе осуществления и развития предпринимательской деятельности. Становление и применение налоговых стимулов призвано способствовать повышению позитивной активности налогоплательщика, стимулированию важных для государства процессов. Налоговое стимулирование, является одной из наиболее реальных форм поддержки и развития предпринимательства, в нашей стране оно реализуется через специальные налоговые режимы. Список использованной литературы:

1. В. Ю. Буров, Л. А. Бурова, В. Н. Гонин. Монография «Уклонение от уплаты налогов как фактор снижения экономической безопасности малого предпринимательства», 2014.

2. Бочарова О.Н. Монография «Государственная поддержка предпринимательской деятельности», 2011.

3. http://scibook.net

4. https://ru.wikipedia.org

5. http://bibliofond.ru

6. http://elibrary.ru/

© Ротанова Д. Е., Васильева М.В., Тарабаева Н.М., 2016


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Байкальский государственный университет экономики и права

Факультет налогов и таможенного дела

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине: Экономическая теория

На тему: Стимулирующая и антистимулирующая роль налоговой политики

Научный руководитель: Трофимов Евгений Александрович

Исполнитель: Булатова Екатерина Евгеньевна

гр. Н-09-2

Иркутск, 2010г.

Введение……………………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретические основы налогообложения

1.1. Понятие и сущность налогов………………………………………………....5

1.2.Функции налогообложения и роль налогов в экономике…………………….7

1.3.Сущность, цели и принципы налоговой политики………………………….10

1.4. Основные характеристики налоговой системы……………………………...12

Глава 2. Налогообложение в России

2.1. Особенности налоговой политики России…………… …………………..16

2.2. Эффективность налоговой системы России… ……………………………..19

Глава 3. Проблемы налогообложения в России, пути его совершенствования..22

Заключение………………………………………………………………………….29

Список использованной литературы……………………………………………...30

ВВЕДЕНИЕ

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса. В связи с этим приобретает особую роль значение налоговой системы государства и принципы ее организации и функционирования.

В западном опыте создания и функционирования эффективной налоговой системы немало ценного и полезного. Но при его использовании необходимо принимать во внимание и объективные условия, в которых создается и развивается налоговая система, и конкретное состояние экономики в каждой стране, и уровень накопленных богатств, и даже психологические установки и традиции населения. Последние реформы показывают стремление Российского правительства к коренному изменению ситуации в стране. Масштабная программа преобразований в налоговой политике проводится уже более двух лет. Следствием предпринятых мер уже стало более равномерное распределение налоговой нагрузки на всех налогоплательщиков, изменение в положительную сторону структуры поступлений, улучшение администрирования, легализация многих налогоплательщиков. Важнейшим промежуточным результатом стало реальное снижение общей налоговой нагрузки на экономику, поддерживающее дальнейший экономический рост России.

Тема данной курсовой работы - «Стимулирующая и антистимулирующая роль налоговой политики»- очень актуальна именно сейчас, когда Россия вышла на новый, более качественный уровень своего развития в таких сферах как: экономика, политика, социальное развитие, образование, и др. Также актуальность темы исследования определяется необходимостью поиска наиболее действенных механизмов развития стимулирующей и дестимулирующей функций налоговой системы России.

Целью моей работы является теоретическое обоснование направлений развития стимулирующей и антистимулирующей функций налоговой системы России и разработка практических рекомендаций по их реализации.

Для достижения этой цели в работе решаются следующие задачи:

1) рассмотреть, что понимается под сущностью налогов, каковы их функции;

2) рассмотреть теоретические основы налоговой системы, налоговой политики;

2) выявление критериев эффективности системы налогообложения;

3) оценка влияния действующей в России системы налогообложения на основные показатели экономического развития предприятий;

4) выявление особенностей налоговой политики России;

5) определение основных направлений реформирования действующей системы налогообложения, преследующих цель стимулирования экономического развития предприятий;

6) разработка методики оценки стимулирующей функции налоговой системы.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

В Главе 1 Теоретические основы налогообложения - решаются первые две из поставленных выше промежуточных задач, а именно:

Подробно рассмотрены функции налогов. Сформулировано более полное определение налога. А также рассмотрены сущность налоговой политики и основные характеристики налоговой системы.

В Главе 2 - Налогообложение в России– рассмотрены особенности налоговой политики России, а также оценивается эффективность налоговой системы в РФ.

В Главе 3- Проблемы налогообложения в России, пути его совершенствования- дается определение основных направлений реформирования действующей системы налогообложения с целью стимулирования экономики.

В Заключении делаются основные выводы по работе.

1. Теоретические основы налогообложения

1.1.Понятие и сущность налогов

Экономическая мысль не выработала до настоящего времени единого толкования понятия налога, независимого от политического и экономического строя общества, природы и задач государства. Как отмечал Ж. Прудон: в сущности, вопрос о налоге есть вопрос о государстве. Теория налога и практика налогообложения развивалась вместе с теорией государства и практикой его функционирования.

В 1818г. Русский экономист Н.Тургенев определял налоги как «суть средства к достижению цели общества и государства. Люди, соединившись в общество и вручив правительству верховную власть, вручили ему вместе с этим право требовать налоги».

Ж. Сисмонди в 1819г. Говорил, что налог- цена, уплачиваемая гражданином за полученные им наслаждения от общественного порядка, справедливости правосудия, обеспечения свободы личности и права собственности.

И.И. Янжул писал, что “под налогами следует понимать такие односторонние экономические пожертвования граждан или подданных, которые государство или иные общественные группы, в силу того, что они являются представителями общества, взимают легальным путем и законным способом из их частных имуществ для удовлетворения необходимых общественных потребностей и вызываемых ими издержек”. 1

Российский государственный деятель С.Ю. Витте в 1900-1902 гг., определял налоги как “принудительные сборы (пожертвования) с дохода и имущества подданных, взимаемые в силу верховных прав государства ради осуществления высших целей государственного общежития”.

Современное определение налога мы находим в одном из наиболее популярных в американских колледжах и университетах учебнике К.Р. Макконнелла, С.Л. Брю “Экономикс”: “Налог - принудительная выплата правительству домохозяйством или фирмой денег (или передача товаров и услуг), в обмен на которые домохозяйство или фирма непосредственно не получают товары или услуги, причем такая выплата не является штрафом, наложенным судом за незаконные действия”.

В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства. Налог - это обязательный взнос в бюджет или внебюджетные фонды, осуществляемый плательщиком налога в соответствии с законодательными актами. Налоги являются обязательными платежами, которые взимаются государством с хозяйствующих субъектов и с граждан. Денежные средства, вносимые в виде налогов, не имеют целевого назначения; они поступают в бюджет и направляются на нужды государства.

Внешними признаками сущности налогов финансовой наукой названы:

1) передача благ из сферы частного хозяйства в публичное;

2) обязательный, основанный на нормах закона характер этой передачи;

3) общая безвозмездность, т.е. удовлетворение с помощью налогов общих, неделимых потребностей публичного союза.

Экономическая природа налога, который является составной частью цены, лежит в сфере производства и распределения. Иначе, налог является элементом распределительных, производственных отношений, определяющих суть всех других многообразных отношений, связанных с налогообложением. Отсюда вытекает многогранная глубинная сущность налогов, потенциал которых раскрывается через формы, принципы, методы, способы налогообложения.

Подводя итог из вышесказанного, налоги - это обязательные, индивидуально безэквивалентные, установленные законом платежи организаций и физических лиц. Налоги, как способ извлечения доходов, предполагают достаточно высокий уровень общественного сознания. Налоги - основа благосостояния государства. Изъятие государством в пользу общества определенной части ВВП в виде обязательного взноса и составляет сущность налога.

1.2. Функции налогообложения и роль налогов в экономике

Реализация общественного назначения налогообложения как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов проявляется в выполняемых им функциях. Рассматривая современную систему налогообложения, можно сделать вывод о том, что на данном этапе налоги выполняют следующие основные функции: фискальную, распределительную (социальную), контрольную, регулирующую.

Фискальная функция является основной функцией налогообложения. Она проявляется в обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности. Посредством осуществления фискальной функции образуется централизованный денежный фонд государства, становится возможным перераспределение части стоимости национального дохода в пользу определенных групп общества. Таким образом, фискальная функция создает условия для вмешательства государства в экономику, которое реализуется посредством регулирующей функции налогообложения.

Регулирующая функция направлена на достижение посредством налоговых механизмов тех или иных задач финансово-экономической политики государства. Посредством налогов государство может в существенной мере регулировать общественное производство, определяя, какую часть заработанного необходимо уплатить той или иной категории налогоплательщиков в качестве налога, создавая тем самым более благоприятные условия для расширения одних видов деятельности путем ослабления налогового бремени (предоставления налоговых льгот) и понуждая к ограничению других видов деятельности за счет усиления налогового бремени (введения акцизов, специальных таможенных пошлин и налогов).

- Распределительная (социальная) функция налогов состоит в перераспределении общественных доходов между различными категориями населения. Происходит передача средств в пользу более слабых и незащищенных категорий граждан за счет возложения налогового бремени на более сильные категории плательщиков. Это касается образования, медицинского обслуживания, воспитания детей и ряда других направлений. Цель - сделать распределение жизненно важных средств более равномерным. Ярким примером реализации фискально-распределительной функции являются акцизы, устанавливаемые, как правило, на отдельные виды товаров и в первую очередь роскоши, а также механизмы прогрессивного налогообложения.

1.2 Роль налоговых льгот в стимулировании деятельности малого бизнеса

Правительственные агентства во всем мире предоставляют различные виды стимулирования делового развития для создания благоприятных условий и поддержки деятельности предприятий. Предоставляемые льготы направлены на обеспечение диверсификации экономики, создание рабочих мест и увеличение налоговой базы.

Многие компании ищут пути уменьшения издержек на реализацию новых проектов. Поэтому стимулирование развития бизнеса часто является важным фактором в определении места расположения компании. На принятие этого решения также влияют такие факторы, как доступность рабочей силы, отношение к бизнесу властей и общественности и суммарные затраты на ведение бизнеса в данной области.

Региональная налоговая политика напрямую зависит от налоговой политики, проводимой Правительством Российской Федерации, и полномочий, которыми наделяет Федеральный центр органы государственной власти субъектов Российской Федерации, среди которых предоставляется возможность установления налоговых льгот отдельным категориям налогоплательщиков. Мировой опыт и отечественная практика свидетельствуют о том, что предоставление налоговых преференций субъектам малого предпринимательства в те или иные периоды экономического развития активно используется как действенный инструмент финансового регулирования данного сектора экономики.

Пониженные ставки при налогообложении прибыли малых предприятий применяются в Японии (действует шкала ставок подоходного налога, дифференцируемых в зависимости от величины уставного капитала предприятия), Великобритании и США (действует шкала ставок подоходного налога, дифференцируемых в зависимости от подлежащей налогообложению прибыли предприятия).

В России с 1992 по 2001 года включительно, в соответствии с Законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций» предусматривалось освобождение от налога на прибыль в первые два года работы малых предприятий, занимающихся приоритетными видами деятельности (производство и переработка сельскохозяйственной продукции, производство продовольственных товаров, товаров народного потребления, строительных материалов, медицинской техники и др.), а в третий и четвертый год – уплата налога в неполном объеме (25% и 50% от установленной ставки налога на прибыль).

В ходе широкомасштабной налоговой реформы Правительство Российской Федерации отказалось от использования налоговых льгот как инструмента финансового регулирования малого предпринимательства.

К настоящему времени сложилось три параллельно действующих системы налогообложения предприятий малого бизнеса: общая для всех предприятий, упрощенная и система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход. Причем упрощенная система налогообложения является действительно льготной, так как позволяет организациям, ее применяющим, снижать налоговую нагрузку в два – три раза, но при этом имеет существенные ограничения в части ее применения субъектами малого предпринимательства. Единый налог на вмененный доход получил большее распространение, чем упрощенная система налогообложения, что обусловлено обязательным характером его применения в тех субъектах Российской Федерации, которые приняли соответствующее законодательство.

Авторы работ, посвященных исследованию преимуществ и недостатков применяемой в России системы налогообложения субъектов малого предпринимательства, отмечают, что налоги как инструмент регулирования предпринимательской деятельности в должной мере не учитывают специфику именно малого предпринимательства и, как следствие, не стимулируют его развитие.

Так, делая вывод о низкой эффективности общей системы налогообложения в отношении малых предприятий, Е.В. Хлыстова указывает на то, что «многочисленные налоги и сборы нередко оставляют предприятию лишь 5-10% полученной прибыли».

Н.И. Малис рассматривая упрощенную систему налогообложения и систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход как концептуально разные режимы, отмечает, что «в первом случае в законодательство заложена идея непосредственно упрощения механизма отчетности и уплаты налога при некотором снижении налогового бремени, но сохраняется связь величины налоговых изъятий с результатами деятельности налогоплательщика, во втором – эта связь полностью утрачивается».

Таким образом, для формирования условий, стимулирующих предпринимательскую активность широких слоев населения и способствующих развитию действующих малых предприятий, использование такого инструмента финансового регулирования в масштабах региональной экономики как налоговые льготы становится все более злободневным.

В соответствии с действующим региональным законодательством субъекты малого предпринимательства к отдельной категории налогоплательщиков, которым предоставляются льготы по налогам, зачисляемым региональный бюджет, не отнесены. Однако, малый бизнес, наряду со средними и крупными предприятиями, как субъект инвестиционной деятельности, имеет возможность воспользоваться льготами по налогу на прибыль организаций, в части подлежащей зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации, налогу на имущество организаций и транспортному налогу.

Так, по налогу прибыль, при условии осуществления капитальных вложений в необходимом законодательно установленном объеме, на получение льготы в регионе могут претендовать лишь 37-40% малых предприятий от общего числа организаций – субъектов малого предпринимательства, функционирующих в автономном округе.

По налогу на имущество доля малых предприятий, имеющих потенциальную возможность воспользоваться установленными льготами, не превышает 7%, из которых: льготой в размере 50% от суммы налога могли бы воспользоваться не более 4% малых предприятий от общего числа организаций – субъектов малого предпринимательства, осуществляющих свою деятельность в регионе, а льготой в размере 40% от суммы налога (при условии осуществления капитальных вложений в необходимом законодательно установленном объеме) – не более 3% малых предприятий, осуществляющих свою деятельность в отраслях топливно-энергетического комплекса. При этом отметим, что с 1 января 2008 года размер льготы по налогу на имущество для организаций ТЭК снижен до 20% (вместо ранее установленных 40%) и введено ограничение на период ее действия до 31 декабря 2008 года. А, начиная, с 2009 года льгота по налогу на имущество для предприятий данного сектора региональной экономики будет упразднена.

Потенциальную возможность применять льготы по транспортному налогу имеют не более 0,3% малых предприятий.

Таким образом, создаваемая в регионе система предоставления налоговых льгот оказывает стимулирующее воздействие на развитие ограниченного числа субъектов малого предпринимательства строго определенной сферы, причем, наравне со средними и крупными компаниями, что в определенной степени понижает эффективность данной налоговой преференции именно в отношении малого бизнеса.

Необходимо учитывать, что возможности органов власти субъектов Российской Федерации в сфере налоговой политики сегодня весьма ограничены, поскольку, во-первых, основную долю доходов региональных бюджетов составляют именно налоги с предприятий и заменить их нечем; во-вторых, Налоговый кодекс Российской Федерации жестко регламентирует все действия органов государственной власти в налоговой сфере и устанавливает закрытый перечень налогов и сборов на территории нашей страны; в-третьих, «как показал опыт бюджетного планирования в условиях перевода экономики на рыночные рельсы, у государства в современных условиях нет реальных путей сокращать бюджетные расходы».

В связи с этим предлагаемая схема налогового регулирования направлена на совершенствование системы налогообложения субъектов малого предпринимательства, функционирующих в различных сферах деятельности и позволяющая оптимизировать усилия по финансовой поддержке и стимулированию развития данного сектора региональной экономики.

Суть предложения заключается в следующем. Сумма налоговых платежей в региональный бюджет прошедшего года каждого малого предприятия принимается за базисную. В течение следующего за базисным года субъект малого предпринимательства производит все необходимые авансовые платежи в бюджет, а к концу года производится расчет налоговых обязательств текущего года. В случае если сумма налоговых обязательств превышает сумму налоговых платежей базисного года, то субъект малого предпринимательства, а также инвестор/кредитор, предоставивший финансовые ресурсы данному субъекту малого бизнеса, получают право на налоговую льготу по платежам в региональный бюджет.

Существующее в России правовое пространство для осуществления деятельности субъектами малого предпринимательства определяется, прежде всего, федеральными органами власти (закреплено в Налоговом кодексе РФ), а вся тяжесть по созданию экономического пространства для ведения бизнеса в большей степени лежит на региональных органах власти. Предлагаемые меры не меняют действующей в России системы налогообложения, а дают возможность использовать внутренние финансовые резервы малого бизнеса для дальнейшего развития данного сектора региональной экономики и увеличения его социальной значимости. И именно налоговые льготы выступают тем инструментов финансового регулирования, применение которого способно обеспечить стимулирование предпринимательства (в соответствии с приоритетными направлениями социально-экономического развития территории) в условиях высокого уровня дифференциации экономического потенциала различных субъектов Российской Федерации.

При этом необходимо учитывать, что налоговые преференции в виде освобождения от уплаты налога либо его части, или снижения ставки по налогу, устанавливаемые для субъектам малого предпринимательства не должны ослаблять или искажать конкуренцию как в данном секторе экономики, так и по отношению к крупным и средним организациям. Льготы малому бизнесу оправдываются той экономией бюджетных средств, которую он обеспечивает региону сокращением объемов выплат пособий по безработице (в связи с самозанятостью населения и предоставлением дополнительных рабочих мест различных категориям граждан), уменьшением вложений в инфраструктуру (в связи с приближением мест работы к зонам расселения и сокращением средней дальности перевозок), снижением экологической нагрузки на территорию (на основе рассредоточения производства), более полным использованием местных ресурсов, включая отходы и т.д.

Библиографическое описание:

Нестеров А.К. Роль налогов в инвестиционной и инновационной деятельности предприятий [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия сайт

Сегодня возрастает роль налогов в поддержке предпринимательской, инвестиционной и инновационной деятельности, являющихся предпосылками экономического роста и развития страны.

Время, когда можно было быстро получить прибыль, использовав несколько нехитрых с экономической точки зрения приемов, давно прошли, и в настоящее время очень актуальным является использование на практике различных нововведений с целью повышения общей эффективности предприятия.

Одним из государственных инструментов стимулирования экономического рода являются налоги. Казалось бы, налоги только уменьшают прибыль предприятия и должны восприниматься негативно. Но существуют два инструмента: ставки и льготы, – которые могут весьма эффективно стимулировать экономический рост за счет стимулирования предпринимательской деятельности.

В современных условиях вопросы повышения эффективности налоговой системы имеют особое значение, и в этой связи возрастает роль налогов в поддержке и развитии предпринимательской деятельности, являющихся предпосылками экономического роста и развития страны.

Экономический рост возможен только в условиях постоянного внедрения инноваций во всех отраслях экономики. Инновации несут в себе совершенствование производственного, управленческого и других процессов, происходящих в организации. Только постоянное совершенствование своей деятельности обеспечивает компании успех в долгосрочной перспективе.

Экономическая среда не находится в состоянии покоя и активно влияет в силу своих динамических изменений на предприятие, причем это влияние может иметь как негативные, так и позитивные последствия. Гарантией успешного функционирования является умение предприятия анализировать и прогнозировать тенденции в изменении экономической среды и приспосабливаться к ее изменениям.

Одной из целей государства является экономический рост. Экономический рост предполагает рост экономического потенциала национальной экономики, рост национального продукта на душу населения, а следовательно, достижение высокого уровня жизни для всех. Экономический рост приносит определенные выгоды предпринимательскому сектору экономики (сектору предприятий, организаций), поскольку открывает новые рыночные альтернативы в расширяющейся экономике.

Экономический рост в рамках предприятия может происходить на экстенсивной и интенсивной основе. Интенсивный тип экономического роста характеризуется тем, что прирост происходит за счет качественного обновления средств труда, предметов труда, внедрения новых эффективных технологий. Экстенсивные факторы экономического роста практически себя исчерпали, вследствие чего возникает необходимость концентрации усилий на выявлении и мобилизации факторов и резервов повышения интенсификации и эффективности хозяйственной деятельности.

Инновационная деятельность

Основная цель предпринимательской деятельности – устойчивый рост в течение длительного периода времени суммы прибыли, что достигается в значительной степени благодаря активной инновационной политике предприятия. Прежде чем приступить к производству новой продукции и выйти с новшествами на рынки сбыта, необходимо провести изучение спроса потребителей и рыночной ситуации.

Объективные закономерности общественного развития подвели к необходимости выходить на рынок с такой продукцией, которую ожидает потенциальный покупатель и которая отвечает его требованиям. В принятии решений об осуществлении инновационной деятельности предприятий решающую роль играют маркетинговые исследования различных рыночных сегментов, для которых предназначена новая продукция.

Одной из приоритетных целей большинства стран мира является обеспечение долговременного экономического роста. Имеется в виду производство большего количества и лучшего качества товаров и услуг и, как следствие, более высокий уровень жизни населения.

Экономический рост является результатом успешной деятельности предприятий всех отраслей национальной экономики и зависит в значительной мере от инновационной деятельности предприятий.

Инновационная деятельность – это процесс, направленный на реализацию результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новом или усовершенствованном продукте, продаваемом на рынке, в новом или усовершенствованном технологическом процессе, используемый в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные исследования и разработки.

По степени новизны выделяют инновации базисные, улучшающие и псевдоинновации.

Базисные инновации реализуют крупные изобретения и являются основой для формирования новых поколений и направлений развития техники. Улучшающие инновации связаны с внедрением мелких и средних изобретений и преобладают на стадиях распространения и стабильного развития научно-технического цикла. Псевдоинновации направлены на частичное улучшение устаревших видов техники и технологии.

По причинам возникновения инновации делят на два вида: реактивные и стратегические.

Реактивные инновации направлены на выживание фирмы, они появляются как реакция на радикальные инновационные преобразования, осуществляемые конкурентами. Стратегические инновации носят упреждающий характер и направлены на получение значительных конкурентных преимуществ в перспективе.

Побудительным мотивом развития инноваций на предприятии является стремление снизить издержки предпринимательской деятельности и увеличить массу прибыли в условиях жесткой рыночной конкуренции. В процессе использования устаревших технологий и техники издержки формируются на уровне выше средних и предпринимательство может стать убыточным, если конкуренты сумели найти пути завоевания рынка сбыта на основе снижения издержек производства и низких цен предлагаемых продукции и услуг.

Отсюда у каждого предприятия возникает необходимость создавать конкурентные преимущества, а это возможно осуществить за счет использования инноваций. При этом, чем быстрее осуществляется инновационный процесс, тем больше вероятность успешной деятельности. Обновление продукции, своевременное появление ее на рынке увеличивает вероятность получения добавочной прибыли, которую называют научно-технической рентой.

Таким образом, используя инновации, предприятие снижает издержки, наращивает объемы производства, завоевывает рынки сбыта, увеличивает массу прибыли, способствует повышению эффективности предпринимательства и развитию национальной экономики.

Предприятие-инноватор разрабатывает инновационный проект в своих структурных подразделениях или же на основе контракта привлекает организацию, специализирующуюся на инновационном предпринимательстве. В случае осуществления крупных инновационных проектов предпочтителен второй вариант.

Инновацией (нововведением) называют конечный результат инновационной деятельности, воплотившийся в новом или усовершенствованном продукте, реализуемом на рынке, новом или усовершенствованном технологическом процессе, используемом в практической деятельности.

Активная инновационная политика хозяйствующих субъектов, проявляющаяся в освоении производства принципиально новых видов продукции и технологий, а также в расширении на этой основе рынков сбыта отечественных товаров, позволяет обеспечить увеличение валового внутреннего продукта, способствует развитию научно-технического потенциала, формированию современных технологических укладов в отраслях экономики, вытеснению устаревших укладов и повышению конкурентоспособности продукции. Действительная новизна продукта или процесса должна всегда приводить к положительному эффекту от его использования.

Различают два типа технологических инноваций: продуктовый и процессный. Внедрение нового продукта определяется как радикальная, продуктовая инновация. Такие новшества основаны на принципиально новых технологиях либо на сочетании существующих технологий в новом их применении. Усовершенствование продукта связано с существующим продуктом, когда меняются его качественные или стоимостные характеристики.

Процессная инновация – это освоение новых или значительно усовершенствованных способов производства и технологий, изменения в оборудовании или организации производства.

По степени новизны инновации подразделяются на принципиально новые, т.е. не имеющие аналогов в прошлом в отечественной и зарубежной практике, и на новшества относительной новизны. "Принципиально новые виды продукции, технологии и услуг обладают приоритетностью, абсолютной новизной и являются оригинальными образцами, на основании тиражирования которых получают новшества-имитации, копии". Среди инноваций-имитаций различают технику, технологию и продукцию рыночной новизны, новой сферы применения и новшества сравнительной новизны (имеющие аналоги на лучших зарубежных и отечественных предприятиях) и нововведения-усовершенствования. В свою очередь нововведения-усовершенствования по предметно-содержательной структуре подразделяются на вытесняющие, замещающие, дополняющие, улучшающие и пр.

Жизненный цикл инновации представляет собой совокупность взаимосвязанных процессов и стадий создания новшества. Жизненный цикл инновации определяется как промежуток времени от зарождения идей до снятия с производства реализованного на ее основе инновационного продукта.

Проведение научно-исследовательских и конструкторских работ по разработке идеи новшества, проведению лабораторных исследований, изготовлению лабораторных образцов новой продукции, видов новой техники, новых конструкций и изделий;

Подбор необходимых видов сырья и материалов для изготовления новых видов продукции;

Разработку технологического процесса изготовления новой продукции;

Проектирование, изготовление, испытание и освоение образцовой техники, необходимой для изготовления продукции;

Разработку и внедрение новых организационно-управленческих решений, направленных на реализацию новшеств;

Исследование, разработку или приобретение необходимых информационных ресурсов и информационного обеспечения инноваций;

Подготовку, обучение, переквалификацию и специальные методы подбора персонала, необходимого для проведения НИОКР;

Проведение работ или приобретение необходимой документации по лицензированию, патентованию, приобретению ноу-хау;

Организацию и проведение маркетинговых исследований по продвижению инноваций и т.д.

С изменением хозяйственной ситуации при переходе к рыночной экономике для предприятия произошла переориентация критериев технического и технологического уровня и экономической эффективности нововведений. В краткосрочном плане внедрение нововведений ухудшает экономические показатели, увеличивает издержки производства, требует дополнительных капиталовложений в развитие НИОКР. Помимо того, интенсивные инновационные процессы, в том числе внедрение новой техники и технологии, нарушают стабильность, увеличивают неопределенность и повышают риск производственной деятельности. Более того, инновации не позволяют полностью использовать производственные ресурсы, снижают загрузку производственных мощностей, могут привести к неполному использованию персонала, к массовым увольнениям.

Именно рынок выступает решающим арбитром отбора инноваций. Он отвергает самые приоритетные новшества, если они не отвечают коммерческой выгоде и сохранению конкурентных позиций предприятия. Вот почему технологические новшества подразделяются на приоритетные, важные для экономической и технологической безопасности страны, и на коммерческие инновации, необходимые предприятию в условиях перехода к рынку. Критерии технического уровня и эффективности новых технологий должны быть адекватны и требованиям научно-технической государственной политики, и коммерческой целесообразности, и соответствующим источникам финансирования.

Так, для показателей рентабельности и финансовой устойчивости предприятия новая технология в более чем половине случаев является нежелательной. Более того, изменчивость технологии в отраслях, характеризующихся длительным жизненным циклом, капиталоемких и фондоемких производствах может нанести непоправимый ущерб при неправильном прогнозировании, внедрении и эксплуатации.

В наукоемких, прогрессивных отраслях дело обстоит наоборот, именно технологические "сдвиги и прорывы" и внедрение новых технологий резко повышают конкурентоспособность предприятия и ведут к максимизации прибыли в долгосрочном периоде.

Переход на выпуск новых систем и новых поколений продукции возможен лишь на основе новых технологий.

При внедрении принципиально новых технологических решений может возникнуть убыточность производственной деятельности не только в краткосрочном, но и в долгосрочном периоде.

Для устранения неэффективности принимаемых технологических решений важно выявить взаимосвязь внедряемой технологии с конкурентоспособностью фирмы и ее поведением.

Инвестиционная деятельность и инвестиционная политика

Никакая инновационная деятельность невозможна без инвестирования.

Инвестиционные вложения в предпринимательскую деятельность проводятся только в том случае, если их освоение позволит, с одной стороны, повысить эффективность производства, а с другой – получить чистый доход на каждый вложенный рубль.

Вложения, не приносящие доходы или дающие доходы ниже определенного уровня, должны быть сведены к минимуму, необходимому для жизнеобеспечения предприятия.

Совокупность практических действий по реализации инвестиций называется инвестиционной деятельностью (инвестирование), осуществляющие лица – инвесторами.

Инвестиции – это долгосрочные вложения капитала внутри страны или за границу в деятельность предприятий различных отраслей с целью создания и получения чистых выгод в будущем.

Инвестиции – процесс совокупного использования ресурсов, обеспечивающий увеличение капитала, расширение и модернизацию производства, освоение новейших технологий и техники, отвлечение денежных средств из текущего оборота и направление их с целью увеличения имущества предприятия.

Формы вложений: земля, денежные средства и их эквиваленты, основные средства (здания, сооружения, оборудование и т.д.), имущественные права, оцененные денежным эквивалентом (лицензии, промышленные образцы, сертификаты, права пользования на землю и имущество). То есть под инвестициями понимаются денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции и др. ценные бумаги, технологии, машины и оборудование, лицензии, в том числе и на товарные знаки, кредит, любое др. имущество или имущественные права, интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской деятельности в целях получения прибыли и достижения положительного социального эффекта.

Инвестиционная деятельность – это вложение инвестиций, инвестирование, а обобщенно, инвестиционная деятельность – это совокупность практических действий по реализации инвестиций.

Инвестиционная деятельность осуществляется за счет:

Собственных финансовых ресурсов инвестора: прибыли, амортизационных отчислений, денежных накоплений, сбережений граждан, юридических лиц и др.;

Заемных банковских средств инвесторов: облигационных займов, банковских и бюджетных кредитов;

Привлеченных банковских средств инвестора: средств, получаемых от продажи акций, паевых взносов граждан и юридических лиц;

Бюджетных инвестиционных ассигнований.

Субъектами инвестиционной деятельности могут быть как физические, так и юридические лица, в том числе иностранные, а также государства и международные организации. В качестве участников инвестиционной деятельности могут выступать инвесторы, заказчики, пользователи работ, банковские, страховые и посреднические организации инвестиционного проекта.

С финансовой и экономической точек зрения инвестирование может быть определено как долгосрочное вложение ресурсов в целях создания и получения прибыли в будущем.

По типам выделяют:

Финансовые инвестиции – это денежные средства, вкладываемые в акции, облигации и др. ценные бумаги, выпущенные государством, муниципалитетом, корпоративными компаниями.

Реальные инвестиции – это вложение денежных средств в основной капитал и на прирост материально-производственных запасов.

Инвестиции в нематериальные активы – это вложения денежных средств в приобретения научно-технических разработок (имущественные права, лицензии, ноу-хау, гудвилл и др.).

Инвестиции могут охватывать как научно-технический или производственный цикл, так и его элементы (стадии): организацию нового производства или выпуск новой продукции; реконструкцию или техническое перевооружение.

Налоговая политика предприятия и роль системы налогообложения в стимулировании инновационной деятельности предприятия

Необходимость налогового планирования

Наряду с развитием производства, совершенствованием организации и управления, внедрением новейших технологий и оборудования предприятия стремятся увеличить доход за счет облегчения налоговой нагрузки, изыскания рациональных и законных способов снижения налоговых платежей. Такая задача решается по следующим направлениям:

1. Выбор видов деятельности, которые обеспечат приемлемую величину налоговой нагрузки на предприятие

2. Определение оптимальных с точки зрения хозяйствующего

субъекта способов и сроков уплаты налогов, сборов и других

налоговых платежей.

3. Выбор направлений распределения и использования прибыли, осуществления инвестирования финансовых ресурсов, которые позволят иметь благоприятные для предприятия налоговые последствия.

Целенаправленная налоговая политика в значительной степени зависит от знания работниками, ответственными за исчисление и уплату налогов, того, какие налоги, в какие сроки и куда необходимо уплатить, от умения этих работников разбираться в существующих законных способах снижения налоговых выплат. Знание налогового права и текущего налогового законодательства позволяет осуществлять грамотное планирование налоговых платежей и доходов. Налоговое планирование является важнейшей составной частью налоговой политики предприятия.

Налоговое планирование – реализация налогоплательщиком права использования всех возможных средств для уменьшения возложенного на него государством налогового бремени, основывающуюся на принципах законности, оперативности и оптимальности. Соблюдение этих принципов предопределяет характер и содержание предпринимательской деятельности, создает предпосылки для эффективной работы предприятия и уменьшает возможность возникновения ответственности за налоговые правонарушения.

Принцип законности выделяется в качестве основополагающего. Имеется в виду неукоснительное и строгое соблюдение требований налогового законодательства при определении налоговых обязательств предприятия, исчислении и уплате налогов. В связи с принятием и введением в действие части первой Налогового кодекса, ответственность за налоговые правонарушения рассматривается как самостоятельный вид юридической ответственности.

Принцип оперативности налогового планирования заключается в том, что разработанная предприятием налоговая политика должна оперативно корректироваться с учетом всех изменений в действующей системе налогообложения. При этом могут корректироваться не только основные направления налоговой политики, но и виды хозяйственных операций, а также направления всей хозяйственной деятельности.

Особенности российской политической и экономической системы – ее нестабильность, непредсказуемость, противоречивость принимаемых органами государственной власти законов и решений, в том числе и в сфере налогообложения. Поэтому предприятиям необходимо учитывать такой вероятный фактор, как налоговые риски. "Налоговые риски могут быть связаны с изменениями в налоговой политике, введением новых видов налогов и сборов, изменением налоговых ставок и штрафных санкций, отменой налоговых льгот".

Предприятие, исходя из принципа оперативности налогового планирования, должны учитывать возможные не только внешние изменения, но и внутренние, которые могут коренным образом повлиять на его налоговую политику.

Сущность принципа оптимальности налогового планирования в том, что использование механизмов, уменьшающих размеры налоговых обязательств, не должно приводить к ущербу интересам собственников предприятия и стратегическим целям развития. Один из главных вопросов налогового планирования – поддержание оптимального соотношения между налоговыми платежами и той частью прибыли, которая остается в распоряжении предприятия для осуществления инвестирования и обеспечения финансовой устойчивости.

Налоговое планирование это специфическая подсистема внутрифирменного управления.

Большинство российских налоговых реалий не являются отечественным изобретением ввиду относительной молодости федеральной налоговой системы. Вместе с тем в налоговом планировании меньше, чем в какой-либо другой области, возможно заимствование зарубежных способов и приемов.

Молодость отечественной налоговой практики отражается на деятельности российских судов, которые в спорных ситуациях принимают решения на основе анализа законодательства и конкретных норм узкого действия, в то время как зарубежные суды (например, в США и Великобритании) чаще анализируют сущность отношений, операций, бизнеса в целом.

Область налогового планирования чрезвычайно изменчива, что связано с изменчивостью налогового законодательства.

Сложившиеся налоговые реалии (двусмысленность и противоречивость правовых норм, а также практика обратной силы, заметно утерявшие в последние годы свои позиции, но не истребленные полностью) не способствуют стабильности предпринимательской деятельности, в то же время создают большое поле деятельности для налогового менеджмента.

Парадоксы российской деловой культуры обусловливают противоречивость отечественного налогового менеджмента: с одной стороны, целью бизнеса является прибыль, с другой стороны, в отечественной практике предпринимаются немалые усилия для минимизации прибыли с целью минимизации налоговых издержек.

Налоговое планирование должно исходить из тесной взаимосвязи налогов и учитывать их сбалансированность: уменьшение одних налогов зачастую приводит к увеличению других и наоборот (например, уменьшение НДС способствует увеличению налогооблагаемой базы по прибыли).

Официальная российская статистика не отличается достоверностью в силу высокого удельного веса теневых операций, в ней не отражаемых. Вследствие этого для целей налогового планирования практически бессмысленны межхозяйственные сравнения по официальным данным; сравнительные оценки и расчет ориентировочных коэффициентов по реальным оборотам не представляются возможными на сколько-нибудь представительной выборке из-за конфиденциальности этой информации.

Учитывая, что предпринимательская деятельность осуществляется не ради налогов, а ради прибыли, результатом налогового планирования должна быть оптимизация общего уровня налоговых издержек. В мировой практике известны три возможных варианта налоговой политики предприятия:

Нелегальная, предполагающая уклонение от уплаты налогов на основе сознательного использования уголовно наказуемых методов учета доходов и имущества и намеренного искажения бухгалтерской и налоговой отчетности;

Легальная, основанная на корректировке хозяйственной деятельности и методов ведения учета и использовании возможностей, предоставленных законодательством;

Полулегальная, использующая коллизии, недоработки и противоречия действующих законов и подзаконных актов.

Наиболее цивилизованным способом оптимизации налогового планирования следует признать второй вариант. При этом в рамках данного варианта оптимизации налогового планирования можно выделить внешние и внутренние факторы (рис. 1).

Рис. 1. Факторы оптимизации налогового планирования

Обзор применяемых систем налогообложения, особенности уплаты налогов и их совокупный уровень в каждой системе, их динамическая оценка, сопоставление между собой и расчет стартовой эффективности позволяют разработать достаточно универсальные практические рекомендации для широкого круга пользователей. Остальные внешние факторы оптимизации налогового планирования (выбор юрисдикции, организационно-правовой формы, состава учредителей, вида деятельности и стратегии) не поддаются обобщению, индивидуальны в каждом конкретном случае и могут рассматриваться главным образом в консалтинговой практике.

Эффективность налогового планирования определяется с помощью ряда коэффициентов, общая схема расчета которых предусматривает отношение совокупности налоговых издержек или отдельных составляющих к объему продаж, себестоимости или прибыли. Показатели могут рассчитываться как в долях единицы, так и в процентах. Совокупность показателей эффективности налогового планирования приведена в таблице 1.

Таблица 1

Показатели эффективности налогового планирования

Примечания к таблице:

1. В налоговые издержки следует включать как косвенные налоги на доходы в размере сумм к доплате, то есть с учетом возмещаемых сумм, так и налоги, относимые на затраты и финансовые результаты, включая чистую прибыль.

2. В объем продаж, как результирующий показатель деятельности организации, следует включать выручку от реализации товаров, работ и услуг и полученные от покупателей суммы косвенных налогов – НДС и налога с продаж.

3. В оборотные налоговые издержки следует включать как косвенные налоги на доходы, являющиеся по своей природе оборотными, т.е. начисляемыми с оборота, так и дорожный налог, облагаемой базой по которому является выручка от реализации товаров, работ и услуг.

4. Объем продаж, очищенный от косвенных налогов на доходы – налога с продаж, акцизов, НДС.

5. В расчете может использоваться любой из показателей прибыли (операционная, налогооблагаемая, чистая и др.).

Приведенные выше показатели всесторонне характеризуют эффективность налогового планирования. Однако в силу особенностей отечественной хозяйственной среды, сформулированных ранее, невозможно привести рекомендуемые значения всех коэффициентов. Оценка эффективности возможна лишь на основе динамических расчетов, позволяющих выявить тенденции для каждой конкретной организации.

Роль налогов в стимулировании инновационной деятельности предприятия

Центральной проблемой для экономики России является увеличение темпов экономического роста, которые зависят в основном от инвестиций. Внутренние инвестиции могут стимулироваться различными способами, в том числе посредством реформирования налоговой системы.

Налоговая система – один из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов социального и экономического развития. Поэтому необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.

С помощью налоговой системы государство активно вмешивается в "работу" рынка, регулирует развитие производства, способствуя ускоренному росту одних отраслей или форм собственности и "ухудшению" других.

От результативности совершенствования налогового механизма во многом зависят темпы экономического роста и решение социальных проблем в обществе.

Таким образом, налоговая система играет важную роль в развитии предпринимательской деятельности и, в частности, малого бизнеса.

Приоритеты развития налоговой системы страны меняются, в ходе реформирования уточняются методы достижения конечных целей. Поэтому в принятые главы кодекса ежегодно вносятся многочисленные поправки, носящие принципиальный характер. До завершения реформы еще далеко, и, к сожалению, налоговая система еще будет пересматриваться.

Существенный этап в реформировании налоговой системы в Российской Федерации произошел со снижением уровня налоговых ставок, что возымело существенный стимулирующий эффект. При этом важно ответить на вопрос: как и в какой мере изменение налоговых ставок влияет на инвестиционный спрос?

Совершенствование системы налогообложения предпринимательской деятельности в Российской Федерации является чрезвычайно актуальным. Для развития предпринимательства необходимо наличие научно обоснованного, хорошо отработанного механизма налогообложения. В этих условиях крайне важное значение приобретают совершенствование и применение новых систем налогообложения, критическое обобщение отечественного и зарубежного опыта, объективная оценка и обоснованное улучшение всего механизма налогообложения, совершенствование практики налогового контроля. Важное значение в развитии экономики России и стимулировании инвестиционной активности имеет малое предпринимательство, поскольку именно малые предприятия оказывают существенное влияние на развитие народного хозяйства, решение социальных проблем, увеличение численности занятых работников и т.д.

Для экономики в целом деятельность малых фирм является важным фактором повышения ее гибкости. Несмотря на трудности и неудачи, малое предпринимательство развивается, набирает темпы роста, решая экономические, социальные, научно-технические проблемы.

Практика показывает, что технический прогресс, наиболее полное удовлетворение потребительского спроса сегодня во многом определяются эффективностью работы небольших предприятий. Высокие темпы внедрения нововведений, мобильность технологических изменений, внедрение изобретений, быстрый рост сферы услуг, занятость, острая ценовая и неценовая конкуренция, ведущая, с одной стороны, к снижению цен, а с другой – к тому, что потребитель получает продукцию и услуги высокого качества, возможность для государства получать большие средства в форме налоговых поступлений – все это и составляет вклад малых предприятий в экономику страны.

Анализируя отечественный и зарубежный опыт развития малого предпринимательства, можно указать на следующие преимущества малого предпринимательства: более быстрая адаптация к местным условиям хозяйствования, большая независимость действий субъектов малого предпринимательства; гибкость и оперативность в принятии и выполнении принимаемых решений; относительно невысокие расходы при осуществлении деятельности, особенно затраты на управление; большая возможность для индивидуума реализовать свои идеи, проявить свои способности; более низкая потребность в первоначальном капитале и способность быстро вводить изменения в продукцию и процесс производства в ответ на требования местных рынков; относительно более высокая оборачиваемость собственного капитала и др.

Важную роль в налогообложении предпринимательской деятельности играет налог на прибыль, и поэтому для определения основных направлений совершенствования механизма налогообложения предпринимательской деятельности необходимо изучение основных путей оптимизации налогообложения прибыли.

Перспективное развитие налоговой системы Российской Федерации связывается с оптимизацией налога на прибыль.

Традиционно рычагами налогового регулирования считаются два основных инструмента налоговой системы: ставки и льготы. Первым рычагом налогового регулирования государство воспользовалось в достаточной степени, уменьшив ставку по налогу на прибыль с 35 до 24% и затем до 20%. Это создало потенциальную возможность для расширения производства за счет того, что большая часть прибыли остается в распоряжении предприятия, но стимулирующее воздействие ставки срабатывает в большей степени в динамике.

Уменьшив ставку сначала сразу на 11 пунктов, а затем еще на 4 пункта Правительство РФ не оставило запаса для дальнейшего снижения. В то же время только резкое снижение ставки стимулирует перераспределение доходов между теневым и легальным сектором экономики.

Однако, эффект от снижения возникает не сразу, а через несколько хозяйственных оборотов.

Другим рычагом налогового регулирования является льгота.

Мировой и отечественный опыт доказывает, что ликвидация налоговых льгот означает не что иное, как лишение налоговой системы регулирующей функции: возможности определять и стимулировать приоритетные направления развития отечественного производства.

Одна из основных задач экономической политики Правительства РФ на данном этапе – стимулирование роста инвестиционной активности. Следовательно, важнейшая задача налоговой реформы – налоговое стимулирование расширенного воспроизводства и модернизации. Наибольшего эффекта в решении этой задачи можно добиться за счет системы инвестиционных льгот по налогу на прибыль. Для более эффективного решения задачи стимулирования роста инвестиционной активности с помощью налоговых механизмов целесообразно дополнить налог на прибыль инвестиционными льготами прямого действия.

Для нашей страны также актуален вариант льготы, стимулирующей не только расширение исследовательских программ, но и в главной степени поощряющей начало инновационной деятельности. Скидка из налогооблагаемой базы в виде некоторого процента от прироста расходов на НИОКР является дополнительной льготой, стимулирующей расширение НИОКР. Вариант основной инновационной льготы следующий: вычет расходов на НИОКР в полном объеме из доходов в первый год их проведения; в последующий период размер вычета не должен превышать 25% фактических затрат на НИОКР с капитализацией оставшейся суммы и ее списанием в соответствии со ст. 262 НК РФ в течение 3-х лет равными долями после окончания работ.

Итак, если на данном этапе необходимо увеличивать инвестиции в экономику и с помощью налоговых методов в виде инвестиционной льготы имеется возможность оказания влияния на увеличение инвестиций, то инвестиционная льгота должна предусматриваться в законодательстве о налоге на прибыль. Однако было бы неправильно вести речь только о инвестиционной льготе: в российском законодательстве о налогообложении прибыли должна существовать развернутая система льгот, так как именно она дает государству возможность целеустремленно влиять на предпринимательскую деятельность.

Учитывая значение, которое на данном этапе придается сфере науки, представляется целесообразным дополнить законодательство по налогу на прибыль также льготами инновационного характера. Противопоставляемая налоговым льготам политика общего снижения ставки налога на прибыль при всей ее значимости все же является менее эффективным рычагом регулирования. Введение в налоговое законодательство льгот необходимо осуществлять по нарастающей для усиления стимулирующего эффекта. Возможность уклонения от налогообложения прибыли с помощью льгот должна быть сведена к минимуму путем их качественной регламентации и действенного контроля со стороны налоговых органов.

Таким образом, для обеспечения регулирующего влияния государства на экономику через налоговую политику по налогу на прибыль должны быть льготы на постоянной основе. Льготы должны быть нейтральны по отношению к сферам приложения капитала, видам экономической деятельности, категориям налогоплательщиков. Льготы должны быть направлены на стимулирование начальных этапов воспроизводственного процесса – от капитальных вложений в фундаментальные исследования до инвестиций в действующее производство.

Вывод

В настоящее время необходима целенаправленная программа реформирования налоговой системы, нацеленная на укрепление и поддержку российских предприятий. Она должна учитывать как зарубежный, так и собственный российский исторический опыт. Задачей такой программы является повышение стимулирования предприятий к применению инноваций, которые служат отправной точкой для повышения эффективности работы предприятия. Повышая эффективность, предприятие увеличивает свои объемы прибыли, следовательно, увеличивается объем налогов, уплачиваемых в бюджет.

Литература

1. Налоговый Кодекс РФ.

2. Баринов В.А. "Стратегический менеджмент". – М.: "Инфра-М", 2006.

3. Козенкова Т.А. Налоговое планирование на предприятии. – М.: АиН, 2005.

4. Бухалков М. И. Внутрифирменное планирование: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2003.

5. Микроэкономика. / Габиш Г., Гребенников П. И., Леусский А. И., Тарасевич Л. С. – Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов

6. Голубков Е.П. Основы маркетинга: Учебник. – М.: Издательство "Финпресс", 2005.

7. Друкер П. Задачи менеджмента в ХХ1 веке. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 304с.

8. Дятлов А.Н., Плотников М.В. Общий менеджмент: курс лекций. – М.: ИНФРА-М, 2004.

9. Ильин А. И. Планирование на предприятии. – М.: Инфра-М, 2002

10. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. /Пер. с англ.под ред. С.Г. Божук.-2-е изд.- СПб: Питер, 2005.

11. Котлер Ф. Основы маркетинга – М.: ВИЛЬЯМС, 2006

12. Ламбен Ж.-Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок. Стратегический и операционный маркетинг / Пер. с англ. под ред. В.Б.Колчанова. – СПб: Питер, 2005.

13. Соловьев Б. А. Управление маркетингом. – М.: ИНФРА-М, 2000.

14. Томсон А., Стикленд А. "Стратегический менеджмент". – М.: "Инфра-М", 2001.

15. Управление финансами (Финансы предприятий): Учебник / Под ред. А.А. Володина. – М.: Инфра-М, 2006. – 504 с.

16. Финансовый менеджмент: Учебник для вузов (под ред. Поляка Г.Б.) Изд. 2-е, перераб., доп. – М: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

17. Коллинз Дж. От хорошего к великому. – СПб: Питер, 2006.

18. Аналоуи Ф. Стратегический менеджмент малых и средних предприятий: учебник. – М.: ЮНИТИ, 2005.

19. Толкачев. С. Несовершенная конкуренция. // Российский экономический журнал. 2005. №5. С. 25-32.

Пупкова Галина Александровна , Аспирант кафедры Экономики предприятия Орловского государственного института экономики и торговли, экономист планово-экономического отдела ОАО «Михайловский ГОК», Россия

Translation will be available soon.

| Скачать PDF | Загрузок: 87

Аннотация:

Налоги представляют собой основной фискальный инструмент государственного регулирования и стимулирования экономических процессов, позволяющий менять величину и направленность денежных потоков. Налоги и налоговый механизм – неотъемлемая часть налоговой политики государства и средство косвенного воздействия на экономику.

JEL-классификация:

Налоги представляют собой основной фискальный инструмент государственного регулирования и стимулирования экономических процессов, позволяющий менять величину и направленность денежных потоков. Налоги и налоговый механизм - неотъемлемая часть налоговой политики государства и средство косвенного воздействия на экономику.

Правительство строит налоговую политику с учетом экономического состояния страны и отбирает те принципы, которые являются наиболее актуальными на данный момент. Налоговая политика, с одной стороны, способна обеспечить потребности общественного воспроизводства и рост благосостояния страны, а с другой, может законсервировать налоговую систему страны. Делая упор на те или иные виды налогов, определяя их ставки, порядок взимания, сферу применения и т.п., государство пытается достичь баланса различных целей, главными из которых являются экономическая эффективность и социальная справедливость.

Несовершенство налоговой системы на первых этапах ее становления

Налоговая система России была сформирована в соответствии с Законом РФ № 2118-1 от 27.12.91 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», а также соответствующих законов, посвященных отдельным налогам - на прибыль, на добавленную стоимость, на имущество предприятий, акцизам и т.д. Именно эти нормативные акты послужили отправной точкой в формировании и дальнейшем развитии системы налогообложения. Она должна была стать одним из важнейших инструментов регулирования развивающихся рыночных отношений, ограничивающих их стихийность, активно воздействовать на формирование производственной и социальной инфраструктуры, снизить инфляцию.
В первые годы реформ налоговая система России лишь в определенной степени выполняла свою роль, обеспечивая минимальные потребности государства по поступлению финансовых ресурсов в бюджет. Однако высокое налоговое бремя, наличие значительного числа льгот, многочисленных возможностей для сокрытия доходов способствовали развитию теневой экономики. Она приобрела массовый характер, а укрываемые от налогообложения финансовые ресурсы не шли на развитие производства и переводились на счета в зарубежные банки.
Сложившаяся в стране кризисная ситуация потребовала от правительства внесения существенных корректив в основные направления проводимой в стране налоговой политики и осуществления налоговой реформы. На сегодняшний день она находится на стадии завершения. Налоговая система, действующая на данном этапе, по форме организации во многом приближена к зарубежным аналогам.

Несколько слов о налоговых ставках

Оптимально построенная налоговая система не только обеспечивает финансовыми ресурсами потребности государства, но и не создает препятствия у налогоплательщика к развитию предпринимательской деятельности. Показателем качества налоговой системы страны является налоговая нагрузка. Ее величина оказывает решающее действие на финансовую устойчивость хозяйствующего субъекта и влияет на темпы экономического роста государства.
Необходимость научного обоснования предела налоговой нагрузки, т.е. оптимальной величины ставки налогов, как для государства, так и для налогоплательщика, является особенно актуальной. Впервые попытку установить зависимость между налоговыми платежами и ставками налогов предпринял А. Лаффер. Согласно его теории, рост ставок способствует увеличению налоговых доходов государственного бюджета, но только до определенного предела, после чего поступления начинают снижаться. Данную закономерность достаточно легко объяснить тем, что высокие ставки сдерживают предпринимательскую активность, а часть плательщиков переходит из легального бизнеса в теневой сектор экономики, что ведет к падению налоговых поступлений в бюджет. И наоборот, снижение нагрузки приводит к росту поступлений, так как у предпринимателей появляется возможность получения большей прибыли, что в свою очередь способствует росту базы налогообложения.

Налоговая политика, стимулирующая инвестиционную активность

На инвестиционную направленность финансовых потоков, а также активизацию хозяйственной деятельности субъектов Российской Федерации оказывает влияние множество факторов. Среди них немаловажную роль играет эффективная государственная экономическая политика в области налогов и налогообложения. Следует отметить, что проблема налогового стимулирования капиталовложений в России возникла в начале рыночных преобразований, но по сей день сохраняет свою актуальность. Инвестиционная деятельность напрямую зависит от государственной политики, проводимой в области экономики и налогообложения, так как своими действиями государство может как затормозить, так ускорить этот процесс.
Долгое время российской экономике был характерен невысокий и даже отрицательный уровень инвестиционной активности, а также отсутствие стимулов и возможностей для экономического роста. Данная ситуация была связана с ошибочным курсом реформ, проводимым в стране в 90-х годах ХХ века, которые привели к массовому вывозу капитала из страны. Кроме того, за годы преобразований произошло разрушение научного и производственного потенциала страны, а также снижение конкурентоспособности национальной экономики.
В последнее время в экономическом развитии России наблюдаются положительные тенденции. Происходит активизация инвестиционных процессов, но уровень инвестиционных ресурсов по-прежнему недостаточен. Безусловно, трудно переоценить в данной связи значение проводимой в стране реформы системы налогообложения.
Многие экономисты придерживаются сдержанных оценок в характеристике заслуг налоговой реформы, а природу экономического роста видят в значительной привязке экономики страны к экспорту энергоносителей. В этом есть доля правды. В будущем подобный тип роста национального хозяйства не может способствовать его развитию, и даже в определенной степени будет усиливать технико-экономическую отсталость. В настоящее время в нашей стране назрела необходимость смены источников и факторов экономического роста. Налоговая политика государства как основной инструмент экономической политики должна содержать в себе эффективный механизм стимулирования предпринимательской и инвестиционной активности как на федеральном уровне, так и на уровне отдельных регионов.

Механизмы налогового стимулирования

В рыночной экономике применяются различные инструменты и методы стимулирования инвестиционной деятельности, но главная роль принадлежит системе налогов. В рамках налоговой системы в мировой практике существуют следующие основные механизмы стимулирования инвестиций:
- освобождение от налогообложения части прибыли, направляемой на финансирование капиталовложений производственного и непроизводственного назначения;
- инвестиционный налоговый кредит;
- ускоренная амортизация.
На сегодняшний день государство должно быть более активным в вопросах использования инструментов налогового регулирования и стимулирования. Это обусловлено тем, что сложившаяся в стране ситуация требует реформирования действующей экономической политики, направленной на повышение эффективности деятельности хозяйствующих субъектов. При этом не стоит забывать о том, что система государственного регулирования и стимулирования должна быть построена так, чтобы политика государства в области инвестиций и налогов была выгодна как экономическим субъектам, так и государству. Результатом эффективной политики станет стабильное экономическое развитие, улучшение инвестиционного и предпринимательского климата в России. 3. Налоги и налогообложение: учебник / под ред. Д.Г. Черника. - М.: МЦФЭР, 2006. - 528 с.
4. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. - М.: МЦФЭР, 2006. - 592 с.
5. Пансков В.Г. Налоговое стимулирование инвестиционной активности // Финансы. - 2007. - №11. - С. 29-35.
6. Кузнецова И. Налогообложение как фактор экономического роста // Человек и труд. - 2007. - №№2-3.
7. Новосельский В. Налоговые факторы государственного регулирования // Экономист. - 2007. - №5. - С. 17-21.
8. Исаков В.Б. Современная налоговая система: точку ставить рано // Налоговая политика и практика. - 2007. - №3. - С. 4-6.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!