Все для предпринимателя. Информационный портал

Классическая политическая экономия и её значение для экономической мысли - Реферат. Реферат: Классическая политическая экономия

1.Сделала главным объектом изучения сферу производства, а не обращения.

2.Раскрыла значение труда как основы и меры ценности всех товаров, как источника богатства общества.

3.Доказала, что экономика должна регулироваться рынком и имеет свои законы, которые объективны, т. е. не могут быть отменены ни королями, ни правительствами.

4.Выявила источники доходов всех слоев общества: предпринимателей, рабочих, земельных собственников, банкиров, торговцев.

Русскими представителями классической школы принято считать Н. С. Мордвинова(1754–1845),декабриста Н. Тургенева(1789–1871),М.М.Сперанского(1772–1839)идр.ВXVIII-первойполовинеXIXв.Россияоставаласьстраной,вкоторойгосподствовалокрепостноеправо. Поэтому анализ таких категорий капитализма, как «цена», «прибыль», «стоимость»идр.,которымиинтересоваласьклассическаяшколаполитэкономии, не был для России актуальным. Гораздо более важным являлось другое - найти способы и средства, которые помогли бы «вытянуть» страну из отсталости, избавить от крепостничества и направить напутьразвитиясвободногопредпринимательства.КонцепцияА.Смита предполагала развитое промышленное государство. Именно эта сторона учения Смита подкупала его русских поклонников, к числу которых в XIX в. примкнули С. Ю. Витте(1849–1915),П. А. Столыпин

(1862–1911)и др.

Тема 4. Марксизм

Как логическое продолжение учения А. Смита и Д. Рикардо в середине XIX в. появился марксизм. Основатель марксизма Карл Маркс

(1818–1883)родился в Трире в семье адвоката, закончил юридический факультет Берлинского университета, имел ученую степень доктора философских наук, умер и похоронен в Лондоне на Хайгетском кладбище. Главный труд его жизни «Капитал», сделавший его одним из трех величайших экономистов мира, Ф. Энгельс назвал «библией рабочего класса». «Капитал» состоит из четырех томов.

Первый том «Капитала» вышел в свет в 1867 г. и называется «Процесс производства капитала».

Второй том «Капитала» вышел в свет в 1885 г. (издан Ф. Энгельсом) и называется «Процесс обращения капитала».

Четвертый том «Капитала» опубликован Каутским в1905–1910гг. иназывается«Теорииприбавочнойстоимости».Внем в форме полемики с предшественниками содержится подробная критика истории центрального пункта политэкономии - теории прибавочной стоимости­ .

Во всех работах предметом своего исследования Маркс считал капиталистический способ производства и соответствующие ему отношения производства и обмена, а конечной целью - открытие экономических законов капитализма . Главным в учении Маркса явилась теория прибавочной стоимости, в которой утверждалось, что ее производство достигается путем эксплуатации пролетариата (ибо прибавочная стоимость - это неоплаченный труд рабочего), а ееприсвоение капиталистами является постоянным источником увеличения их богатства .


Как и А. Смит, К. Маркс считал рынок могучим средством накопления капитала. Но в отличие от Смита он полагал, что закончится этот процесс обострением классовой борьбы и гибелью капитализма, так как его противоречия столь серьезны, что рыночный механизм не сможет с ними справиться. Эта идея до сих пор вызывает споры, так как простых ответов на эти вопросы не существует.

Критики Маркса доказывают, что капитализм не рухнул, что рабочий класс не обнищал и что предсказания Маркса не подтвердились.

Сторонники Маркса полагают, что Маркс прав, так как тот капитализм, который он исследовал и гибель которого предрекал, рухнул еще в период Великой депрессии 30-хгг., а ныне существующая рыночная экономика - это уже иная модель, которая является новым, предсказанным Марксом этапом на пути к обществу, которое он назвал «положительным гуманизмом».

Экономическое учение Маркса получило широкое распространение в России . Оно было подхвачено Г. В. Плехановым, В. И. Лениным, М. А. Бакуниным, первым инициатором перевода «Капитала» на русский язык Г. А. Лопатиным и др.

В течение 70 лет марксистское экономическое учение в СССР было единственным, а потому господствующим. Все, что рождалось немарксистской мыслью, с порога отвергалось. Лишившись борьбы мнений, марксизм обрел монополию на истину, которая, как всякая монополия, чревата застоем. Теория Маркса, лишившись развития, превратилась в догму. В результате самоизоляция марксизма привела его к глубокому кризису.

Оценивая научные достижения К. Маркса, можно сделать следующие выводы .

1.Экономическое учение К. Маркса явилось вершиной классической политэкономии.

2.Созданное им экономическое учение было основано на немецкой классической философии (Гегель, Фейербах), английской классической политической экономии (А. Смит, Д. Рикардо), французском утопическом социализме (Сен-Симон,Фурье) и в течение 70 лет являлось государственной идеологией в СССР.

3.Его учение об общественно-экономическихформациях и причинах их смены позволило рассматривать историю человечества в виде логической системы, а не хаоса фактов.

4.Впервые в истории экономической науки капитализм был исследован им не фрагментарно, а как единая система законов и категорий, что позволило ему:

♦♦раскрыть двойственный характер труда (конкретный и абст­рактный);

♦♦вскрыть противоречия товара (между меновой и потребительной стоимостью);

♦♦развить учение о прибавочной стоимости; ♦♦раскрыть сущность наемного труда и капиталистической эксплуатации;

♦♦развить теорию средней прибыли, заработной платы, ренты и процента;

♦♦разработать теорию воспроизводства и кризисов.

После К. Маркса политическая экономия стала развиваться в рамках трех основных направлений: неоклассического ,кейнсианского иинституционально-социологического .

Классическая политическая экономия возникла в Англии в XVII веке. Классической ее называют прежде всего за подлинно научный характер многих ее теорий и методологических положений, лежащих и в основе современной экономической науки. Ее основатель – Уильям Петти. Предметом изучения политической экономии, по его мнению, является анализ проблем сферы производства, т.к. создание и приумножение богатства происходит исключительно в отраслях материального производства.

Петти выделяет четыре фактора производства: земля и труд – основные, квалификация работника и средства его труда – не основные. Таким образом, он рассматривал два мерила стоимости – труд и землю.

Важное место в его трудах занимает трудовая теория стоимости. Он различал рыночные и естественные цены. Естественная цена, или стоимость, определяется затраченным на производство товара трудом. Рыночная или политическая цена меняется в зависимости от соотношения спроса и предложения.

Опираясь на трудовую теорию стоимости, Петти рассматривал ренту как разницу между стоимостью товара и заработной платой, которая необходима для поддержания жизни работника.

Петти сделал существенный шаг вперед в вопросе о цене земли. По его мнению, она должна представлять капитализированную ренту, т.е. сумму годовых рент за определенное число лет.

То, что У.Петти высказал в форме догадок, Адам Смит (1723-1790) обосновал как систему, развернутую концепцию, изложенную в знаменитом труде ученого «Исследование о природе и причинах богатства народов». В нем он выделяет предмет изучения экономической науки – экономическое развитие общества и повышение его благосостояния.

При объяснении экономических явлений А.Смит исходит из предположения о неизменности природы человека. В основе всех экономических процессов лежит эгоизм. Общее благо складывается вследствие действий отдельных индивидов, каждый из которых стремится к своей выгоде. Экономические отношения людей формируются спонтанно. В его учении впервые показана огромная роль свободного рынка как регулятора производства. Именно от него пошло ставшее крылатым выражение «невидимая рука рынка». Не отвергая полностью участие государства в экономической жизни и контроль со стороны государства, Смит отводит ему роль «ночного сторожа», а не регламентатора и регулятора экономических процессов.

Источником богатства Смит считает производство, условием роста богатства выдвигает повышение производительности труда, которое объясняется разделением труда. Само разделение труда обусловлено естественной склонностью людей к обмену, а глубина разделения труда связана с объемом рынка. В товаре он выделяет две составляющие: меновую ценность и потребительную ценность. При этом труд выступает как источник и мера ценности. Смит выделяет три основных вида дохода: заработную плату, прибыль и ренту.


Он впервые ввел категории валового и чистого дохода. Валовый доход – это совокупный общественный продукт, включающий все материальные затраты, в том числе и повторно учитываемые при последовательной переработке на разных стадиях технологического процесса. Чистый доход – это только вновь созданная ценность.

Помимо этого Смит внес значительный вклад в теорию стоимости, учение о доходах, капитале, происхождении денег, об экономической политике государства.

Самым крупным экономистом эпохи промышленного переворота в Англии был Давид Риккардо (1772 – 1823). Он строит свою концепцию на трудовой теории стоимости. Полезность он рассматривает как необходимую предпосылку ценности, то есть то, что не имеет полезности, не может иметь меновой ценности.

Риккардо выводит закон денежного обращения: при неизменности количества товаров и их цены количество денег, необходимых для обращения, зависит от ценности денег. Так, он приходит к количественной теории денег, к выведению ценности денег из их количества.

Основной проблемой политической экономии Риккардо считал проблему распределения. Источник всех доходов – труд. Величина и соотношение доходов отдельных классов определяются не их вкладом в создание благ, а совершенно другими факторами. Теория заработной платы Риккардо сводится к положению о том, что оплата труда регулируется стоимостью минимума средств существования рабочих и не может на длительный срок подняться над этим уровнем. Рассматривая взаимосвязь между размерами прибыли и заработков рабочих, Рикардо пришел к выводу, что рост номинальной заработной платы ведет к уменьшению прибыли.

Особое место в его трудах занимает теория земельной ренты. По мнению Риккардо, природа в создании ренты не участвует, и не определяет уровень цен. На рынке не может существовать различных цен на одинаковую продукцию. Цена на зерно, выращенное в благоприятных для земледелия районах, устанавливаются на уровне, соответствующем величине затрат на худших землях. В результате производители, находящиеся в наилучших условиях, то есть имеющие лучшие земли, получают дополнительный доход – земельную ренту.

Определенный вклад был внесен Риккардо в теорию о внешней торговле, и прежде всего принцип сравнительных преимуществ. Согласно его учению от международного обмена выигрывают все страны, потому каждая страна получает возможность экономить затраты своего труда, специализируясь на производстве тех товаров, которые в данной стране выгоднее производить, но не по сравнению с другими странами, а по сравнению с производством других товаров в данной стране.

Французский экономист Жан Батист Сэй (1767-1832) вошел в историю экономической мысли как автор теории полезности. Он выдвинул новое предположение о том, что в производстве создается полезность, а полезность определяет ценность вещи. Труд не является единственным источником богатства. В создании полезности участвуют три самостоятельных фактора: труд, капитал, земля, с деятельностью которых связано все производство. Сэй закрепил за каждым фактором часть совокупного общественного продукта: за трудом – заработную плату, за капиталом – прибыль, за землей – ренту.

Широкое распространение получила теория рынков Сэя. Он пришел к выводу, что поскольку каждый продавец одновременно является покупателем, общий кризис сбыта невозможен, возможны лишь частные диспропорции; каждый заинтересован в благополучии всех, процветание одного производства благоприятно для всех других производств; те слои населения, что только потребляют, ничего не производя, не способствуют богатству страны, а разоряют ее.

Последний тезис опровергает другой последователь А.Смита – Томас Роберт Мальтус (1766 – 1834), приобретший широкую известность сочинением «Опыт о законе народонаселения». Он провозгласил, что главная и постоянная причина бедности не в плохом правлении и не в неравномерном распределении богатства, а в диспропорции между ограниченными ресурсами природы и притязаниями умножающегося населения. В связи с этим, одной из главных причин войн Т.Мальтус считал «недостаток места и продовольствия». Население, по его расчетам, удваивается каждые 25 лет, возрастая в геометрической прогрессии, а средства существования при самых благоприятных условиях не могут возрастать быстрее, чем в арифметической прогрессии. Отсюда следует, что помощь нуждающимся беднякам не имеет смысла, так как это приведет к еще большему демографическому «взрыву».

Представители классической школы очертили круг фундаментальных проблем, сформулировали основные задачи, стоящие перед экономической наукой, создали исследовательский инструментарий, без чего невозможно было бы ее дальнейшее развитие.

Экономические учения Древнего мира и средневековья

1. История экономических учений берет свое начало с периода возникновения: простой

1) натурально-хозяйственной идеологии

2) меркантилистской идеологии

3) идеологии классической политической экономии

2. Изучение истории экономических учений позволяет выявить, что экономической науке присуще: средний

1) однонаправленное развитие

2) неоднонаправленное развитие

3) неприятие «старых» идей и теорий

3. Изучение истории экономических учений позволяет лучше понимать в развитии экономической науки ее: простой

1) прошлое

2) настоящее

3) прошлое и настоящее

4. Предмет изучения истории экономических учений охватывает экономические теории: простой

1) отдельных экономистов

2) школ экономической мысли

3) отдельных экономистов и школ экономической мысли

5. Выразители экономической мысли дорыночной эпохи идеализировали: простой

1) денежное хозяйство

2) натурально-хозяйственные отношения

3) либеральные рыночные отношения

4) крупную торговлю

5) ростовщические операции

6. Завершающим этапом эпохи экономических учений дорыночной экономики явился этап: простой

1) меркантилизма

2) физиократического учения

3) смитианского экономического учения

7. Вытеснение предыдущего этапа или направления экономиеской мысли новым (альтернативным) этапом или направлением в истории экономических учений происходит: средний

1) по завершении данного этапа либо направления

2) через временной лаг после завершения данного этапа либо направления

3) еще до завершения существования того или иного этапа либо направления

8. Этап идеализации принципов «чистой» экономической науки имел место в эпоху экономических учений: средний

1) дорыночной экономики

2) нерегулируемой рыночной экономики

3) регулируемой рыночной экономики

9. Законы Хаммурапи регламентировали долговое рабство с це-лью: средний

1) ликвидации системы рабовладения

2) улучшения экономического положения рабов

3) скорейшего перехода к рыночной экономике

4) обеспечения роста налоговых поступлений в казну

5) не допустить разрушения основ натурального хозяйства

10. Аристотель относит к сфере хрематистики: средний

1) земледелие

2) ремесло

3) пчеловодство

4) ростовщичество и торгово-посреднические операции

5) мелкую торговлю

11. В соответствии с экономическими воззрениями Аристотеля и Ф. Аквинского деньги - это: простой

1) совершенно бесполезный товар

2) результат соглашения между людьми

3) единственное проявление богатства человека и государства

4) техническое средство, облегчающее обмен

5) стихийно возникший товар

12. Согласно концепции «справедливой цены» Ф. Аквинского в основе стоимости (ценности) товара лежит: средний

1) нравственный принцип

2) затратный принцип

3) морально-этический принцип

4) затратный и морально-этический принцип одновременно

5) принцип предельного анализа

Тема 2. Меркантилизм - первая концепция рыночной экономической теории

1. На этапе приоритетной роли в экономической науке меркантилизма доминировала концепция: простой

1) протекционизма

2) экономического либерализма

3) социального контроля общества над экономикой

2. Предметом изучения меркантилизма является: простой

1) сфера обращения (потребления)

2) сфера производства (предложения)

3) сфера сельскохозяйственного производства

4) сфера обращения и сфера производства одновременно

5) совокупность экономических и неэкономических факторов

3. Приоритетным методом экономического анализа меркантилиз-ма является: простой

1) эмпирический метод

2) каузальный метод

3) функциональный метод

4) исторический метод

5) математический метод

4. В соответствии с экономическими воззрениями меркантилистов богатство это: простой

1. деньги золотые и серебренные

Если Тест, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.

Первое теоретическое направление, получившее название «классическая политическая экономия», зародилось во второй по­ловине XVII в. и просуществовало до конца XIX в. Время его су­ществования можно поделить на три этапа.

Первый этап продолжался с конца XVII до конца XVIII в. Его можно назвать периодом зарождения, а его представителей - предшественниками классической политэкономии. Их работы не были широко известны, поскольку господствующей экономичес­кой концепцией продолжал оставаться меркантилизм. Лишь во второй половине XVIII в. достаточно известной стала француз­ская школа физиократов, но безусловное господство она имела все-таки только в пределах своей страны.

Второй этап, с конца XVIII до середины XIX в., представляет уже полное господство классической политической экономии. Точкой отсчета здесь можно считать работу английского эконо­миста А. Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776). С начала XIX в. экономическая наука в лице клас­сической политической экономии была признана самостоятель­ной наукой и стала преподаваться в университетах отдельным курсом. В то же время в течение второго периода продолжалось творческое развитие классической политэкономии - выдвигались новые теоретические положения, в рамках классической полит­экономии появились отдельные течения, различавшиеся как по классовым симпатиям, так и по теоретическим особенностям и дискутирующие между собой. Последними крупными теоретика­ми второго этапа были Дж.С. Милль, итоговая работа которого «Основы политической экономии» вышла в 1848 г., и К. Маркс,

черновой вариант работы которого «Капитал» был написан в конце 1850-х гг.

Третий, завершающий этап классической политэкономии, про­должавшийся с середины до конца XIX в., можно, так же как и первый, назвать переходным. С одной стороны, сохранялось гос­подство классической политэкономии, читался соответствующий курс в университетах, но новых теоретических идей почти не вы­двигалось. За границу XIX в. перешагнул только марксизм, кото­рый, опираясь на методологические принципы классической по­литэкономии, стал анализировать новые явления, возникшие в капиталистической экономике в конце XIX - начале XX в. С дру­гой стороны, во второй доловине XIX в. зарождаются уже новые направления экономической науки, ставшие господствующими в XX в., - маржинализм и институционализм.

Данная периодизация классической политэкономии не явля­ется общепринятой, но следует иметь в виду, что любая класси­фикация и, соответственно, периодизация зависит от избранных критериев, которые, в свою очередь, заложены в понятиях пред­мета и метода экономической теории.

Предмет

Предметом изучения классической политэкономии была сфе­ра производства, считавшаяся главной, первичной сферой эконо­мики. Соответственно, богатством народа стал считаться продукт как непосредственный результат производства. Таким образом, взгляд на предмет изучения и понятие богатства народа изменил­ся по сравнению с идеями меркантилизма. Появление нового предмета изучения экономической мысли было связано с тем, что развитие классической политэкономии было отражением распро­странения капиталистических отношений в промышленности и сельском хозяйстве. Первому этапу классической политэкономии соответствовал период развития мануфактурного производства, второму этапу - период «промышленного переворота» в Англии и Франции.

Метод

Методология классической политэкономии также отличалась от методологии меркантилизма. В отличие от меркантилистов классики уже не описывали, а анализировали экономические яв­ления, применяя метод логической абстракции, потом система­тизировали полученные в результате анализа теоретические кате­гории с помощью метода дедукции, переходя от общей теории к ее более частным проявлениям. Такой общей исходной теорией стала теория стоимости, определяемой затратами на производство товара. Теория стоимости была положена в основу теории цены, денег, доходов и т.д. Другими словами, можно сказать, что прин­цип систематизации классической политэкономии - это принцип исходной категории, через которую все остальные экономические категории связаны между собой (что-то вроде «родословного дре­ва»). Следует отметить, что все науки на своей начальной стадии использовали этот принцип систематизации - естественные на­уки прошли через теории первоэлементов окружающего мира, первоэнергии (флогистона), философы долго спорили, что пер­вично - материя или сознание, и т.п.

На формирование методологии классической политэкономии оказала большое влияние смена приоритетов в развитии филосо­фии. На философию, в свою очередь, оказало влияние дальней­шее развитие естественных наук. Накопив значительный опытный материал, естественные науки в XVII в. перешли к выработке об­щей теории окружающего мира. Лидером здесь был английский физик И. Ньютон, разработавший теорию классической механи­ки, которая стала применяться для объяснения всех природных явлений, от микромира до космоса (И, Ньютон «Математические начала натуральной философии», 1687). Такой же механистичес­кий, рационалистический подход стал распространяться и на объяснение общественных отношений. Общество трактовалось как мир упорядоченный, связанный «естественными» законами, мир рациональный, т.е. познаваемый разумом. Если же субъективные, действия правителей идут вразрез с «естественными» законами, разум может указать пути решения этих проблем. Зачинателями такого подхода стали в XVII в. английские философы Т. Гоббс и Дж. Локк, которые передали затем эстафету французским фило­софам-просветителям XVIII в. В классической политэкономии подобные идеи проявились в положении о «естественных» (объек­тивных) экономических законах в теориях Ф. Кенэ и А. Смита и смитовской категории «экономического человека», который ме­ханически направляется к максимальной выгоде. Экономика же в целом представлялась как сумма «экономических людей» или, другими словами, как некий механизм, где хозяйствующие субъек­ты выступают в роли винтиков и шестеренок. Помимо идеи об «экономическом человеке» для классической политэкономии была характерна трактовка экономических отношений как отношений между классами.


7. Зарождение классической политэкономии в Англии

Середина и вторая половина XVII в. были очень важным пе­риодом в истории Англии. В это время Англия вступила в борьбу за лидерство с главенствующей тогда в европейской торговле Гол­ландией. Одним из методов этой борьбы было развитие собствен­ного мануфактурного производства. В начале XVIII в. борьба была успешно завершена, и Англия надолго стала мировым экономи­ческим лидером. В политической сфере тот же период - время буржуазных революций, в результате которых Англия стала кон­ституционной монархией. Экономический подъем сопровождал­ся развитием науки. В середине XVII в. в Англии было создано Королевское общество - первая академия наук нового времени. Все эти причины содействовали тому, что именно в Англии за­родилась классическая политическая экономия.

Родоначальником классической политэкономии в Англии был Уильям Петти (1623-1687), врач по образованию. В его работах «Трактат о налогах и сборах» (1662), «Слово мудрым» (1664), «По­литическая анатомия Ирландии» (1672), «Политическая арифме­тика» (1676), «Разное о деньгах» (1682) наряду с элементами мер­кантилизма формировались уже новые теоретические положения.

Предмет и метод

Предметом изучения в отличие от меркантилистов Петти из­брал сферу производства. Методологической особенностью была апелляция к «естественным» законам экономики.


Похожая информация.


Завоевав позиции в сфере обращения, буржуазия проникает в сферу производства. Это сразу же отражается в теории: доказывается, что источником богатства является производство, а не торговля, в которой лишь обмениваются созданные блага. Истинным богатством являются не деньги, а товары. Так возникает школа классической политической экономии. Наибольшее развитие она получила в Англии, где капиталистические порядки возникли раньше, чем в других странах.

Начало ей положили англичанин Уильям Петти и французский судья Буагильбер. Наиболее интересен У. Петти.

Как многие мыслители XVII–XVIII вв., Петти (1623–1687) не был «чистым» экономистом. Моряк по призванию и врач по образованию, он имел степень доктора физики, был преподавателем музыки и занимал должность профессора анатомии. Его называют отцом или Колумбом политической экономии, так как он первым заявил, что источником богатства является труд. Петти принадлежит крылатое выражение: «Труд есть отец богатства, а земля – мать его». С именем Петти связано создание экономической статистики, которую он называл политической арифметикой.

Европа того времени оставалась в основном аграрной, поэтому многие экономисты отождествляли производство с сельским хозяйством. Они являются представителями школы физиократов (от греч. physis – природа, kratos – власть). Она сформировалась во Франции в середине XVIII в. и является французским вариантом классической политической экономии. Ее основателем был Франсуа Кенэ (1694–1774). Доктор медицины и врач при дворе Людовика XV, он считал общество организмом и различал в нем здоровье (норму) и болезнь (патологию). Здоровое общество, по его мнению, должно находиться в равновесии, для достижения которого надо «не деньги копить, а развивать сельское хозяйство». Только в земледельческом труде и земледельческом продукте физиократы видели источник богатства. Они полностью игнорировали промышленный труд и промышленный продукт – в этом их ошибка. Заслуга же в том, что они перенесли исследование источника богатства из сферы обращения в сферу производства, а носителями богатства стали считать не деньги, а товары.

Самыми яркими представителями классической политической экономии являются Адам Смит (1723–1790) и Давид Рикардо (17721823).

А. Смит родился в Шотландии, имел звание профессора философии и логики, был ректором университета в Глазго. Наряду с К. Марксом и Дж. Кейнсом он считается одним из трех величайших экономистов мира. В 1777 г. А. Смит выпустил книгу «Исследование о природе и причине богатства народов». Ее главная идея состояла в обосновании теории трудовой стоимости, в доказательстве того, что источником богатства является труд во всех сферах производства, а не только в земледелии, благодаря затратам которого образуется стоимость, а затем – цена товара. Уместно заметить, что Смит, размышляя о субстанции (основе) стоимости (труд или полезность), не сразу сделал выбор в пользу труда. К этому выбору его склонило рассуждение о пользе воды и бриллиантов. Он задал себе вопрос, почему вода, имеющая бблыпую полезность для человека, нежели бриллианты, ценится так низко? Не сумев объяснить стоимость воды и бриллиантов полезностью, он сконцентрировал внимание на зависимости стоимости товара от трудовых затрат. Дело в том, что Смит еще не знал разницы между предельной и общей полезностью. А цена как раз связана не с общей, а с предельной полезностью блага. Ведь потребляется не вода или алмазы вообще, а какое-то их количество: литры или караты. А при увеличении количества потребляемых единиц блага снижается полезность дополнительной единицы. Так как воды много, то потребление большого числа единиц воды делает предельную полезность воды для каждого потребителя низкой. Это и объясняет ее низкую цену. Но при недостатке воды, например в пустыне, ценность дополнительной единицы воды может быть много выше ценности единицы любых драгоценных камней. Именно желание разрешить парадокс «вода-алмаз» подтолкнуло экономическую науку к открытию предельного анализа. Поэтому лишь спустя столетие авторы теории предельной полезности нашли контраргументы против этого «парадокса Смита».

Увлечение идеями А. Смита было так велико, что наряду с Наполеоном его считали самым могущественным властителем дум в Европе. Под влиянием его идей был введен курс политической экономии, который впервые прочел в Эдинбургском университете ученик и друг А. Смита Джон Стюарт.

Считается, что три постулата Смита до сих пор определяют вектор экономической науки. Они образуют парадигму А. Смита.

Научные достижения (парадигма) Смита:

Во-первых, это анализ «экономического человека». «Экономический человек» представляет собой образное выражение, обозначающее модель или концепцию человека в экономической теории. Место обитания «экономического человека» – труды ученых-экономистов. Отношение между «экономическим человеком» и человеком, участвующим в реальной хозяйственной жизни, – это отношение между теорией и практикой. Заслуга А. Смита в том, что он проанализировал модель «экономического человека» применительно к индустриально-рыночной экономике.

Во-вторых, это «невидимая рука» рынка, предполагающая минимальное вмешательство государства и рыночное саморегулирование на основе свободных цен, складывающихся в зависимости от спроса и предложения под влиянием конкуренции.

«Невидимая рука» – это, по сути, стихийное действие объективных экономических законов. Эти законы действуют помимо, а часто против воли людей. Введя в такой форме в науку понятие об экономическом законе, А. Смит поставил политическую экономию на научную основу.

В-третьих, это богатство как целевая функция и объект экономических отношений.

Заслуги классической школы:

Сделала главным объектом изучения сферу производства, а не обращения.

Раскрыла значение труда как основы и меры ценности всех товаров как источника богатства общества.

Доказала, что экономика должна регулироваться рынком и имеет свои законы, которые объективны, т. е. не могут быть отменены ни королями, ни правительствами.

Выявила источники доходов всех слоев общества: предпринимателей, рабочих, земельных собственников, банкиров, торговцев.

Вопрос 4. Марксизм

Как логическое продолжение учения А. Смита и Д. Рикардо в середине XIX в. появился марксизм. Основатель марксизма Карл Маркс (1818–1883) родился в Трире в семье адвоката, закончил юридический факультет Берлинского университета, имел ученую степень доктора философских наук, умер и похоронен в Лондоне на Хайгетском кладбище. Главный труд его жизни «Капитал», сделавший его одним из трех величайших экономистов мира, Ф. Энгельс назвал «библией рабочего класса». «Капитал» состоит из четырех томов.

Первый том «Капитала» вышел в свет в 1867 г. и называется «Процесс производства капитала».

Второй том «Капитала» вышел в свет в 1885 г. (издан Ф. Энгельсом) и называется «Процесс обращения капитала».

Четвертый том «Капитала» опубликован Каутским в 1905–1910 гг. и называется «Теории прибавочной стоимости». В нем в форме полемики с предшественниками содержится подробная критика истории центрального пункта политэкономии – теории прибавочной стоимости.

Во всех работах предметом своего исследования Маркс считал капиталистический способ производства и соответствующие ему отношения производства и обмена, а конечной целью – открытие экономических законов капитализма. Главным в учении Маркса явилась теория прибавочной стоимости, в которой утверждалось, что ее производство достигается путем эксплуатации пролетариата (ибо прибавочная стоимость – это неоплаченный труд рабочего), а ее присвоение капиталистами является постоянным источником увеличения их богатства.

Как и А. Смит, К. Маркс считал рынок могучим средством накопления капитала. Но в отличие от Смита он полагал, что закончится этот процесс обострением классовой борьбы и гибелью капитализма, так как его противоречия столь серьезны, что рыночный механизм не сможет с ними справиться. Эта идея до сих пор вызывает споры, так как простых ответов на эти вопросы не существует.

Критики Маркса доказывают, что капитализм не рухнул, что рабочий класс не обнищал и что предсказания Маркса не подтвердились.

Сторонники Маркса полагают, что Маркс прав, так как тот капитализм, который он исследовал и гибель которого предрекал, рухнул еще в период Великой депрессии 30-х гг., а ныне существующая рыночная экономика – это уже иная модель, которая является новым, предсказанным Марксом этапом на пути к обществу, которое он назвал «положительным гуманизмом».

Экономическое учение Маркса получило широкое распространение в России. Оно было подхвачено Г. В. Плехановым, В. И. Лениным, М. А. Бакуниным, первым инициатором перевода «Капитала» на русский язык Г. А. Лопатиным и др.

В течение 70 лет марксистское экономическое учение в СССР было единственным, а потому господствующим. Все, что рождалось немарксистской мыслью, с порога отвергалось. Лишившись борьбы мнений, марксизм обрел монополию на истину, которая, как всякая монополия, чревата застоем. Теория Маркса, лишившись развития, превратилась в догму. В результате самоизоляция марксизма привела его к глубокому кризису.

Оценивая научные достижения К. Маркса, можно сделать следующие выводы.

1. Экономическое учение К. Маркса явилось вершиной классической политэкономии.

2. Созданное им экономическое учение было основано на немецкой классической философии (Гегель, Фейербах), английской классической политической экономии (А. Смит, Д. Рикардо), французском утопическом социализме (Сен-Симон, Фурье) и в течение 70 лет являлось государственной идеологией в СССР.

3. Его учение об общественно-экономических формациях и причинах их смены позволило рассматривать историю человечества в виде логической системы, а не хаоса фактов.

4. Впервые в истории экономической науки капитализм был исследован им не фрагментарно, а как единая система законов и категорий, что позволило ему:

Раскрыть двойственный характер труда (конкретный и абстрактный);

Вскрыть противоречия товара (между меновой и потребительной стоимостью);

Развить учение о прибавочной стоимости;

Раскрыть сущность наемного труда и капиталистической эксплуатации;

Развить теорию средней прибыли, заработной платы, ренты и процента;

Разработать теорию воспроизводства и кризисов.

После К. Маркса политическая экономия стала развиваться в рамках трех основных направлений: неоклассического, кейнсианского и институционально-социологического.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!