Все для предпринимателя. Информационный портал

Информационная система осаго. База аис рса для осаго

В России заработала так называемая автоматизированная информационная система обязательного страхования автогражданской ответственности. Чем это грозит нам, простым автомобилистам?

По сути, с первого января в полный рост заработала так называемая система бонус-малус. Теперь автовладельцу, совершившему аварию, не удастся избежать повышения стоимости полиса даже в том случае, если он сменит компанию. Этим способом ухода от повышенной ставки пользовались многие недобросовестные водители. При отсутствии единой информационной системы страховщики попросту не могли проверить аварийную историю водителя.

Впрочем, некоторые страховщики подстраховывались. При заключении договора с новым клиентом, для начисления ему пятипроцентной скидки, они требовали документ от предыдущего страховщика о том, что у новоявленного клиента нет за плечами аварий, в которых он виноват. Агенты на это вообще не обращали внимания и оформляли полис исходя из данных, указанных в старом полисе.

Сейчас у страховщика перед глазами будет практически вся история автовладельца, даже если он сменил страховую компанию. В базу данных загружено более 72 миллионов договоров, заключенных страховщиками ОСАГО за два года. Этого вполне достаточно, чтобы рассчитать коэффициент бонус-малус.

Что это за коэффициент? Каждый год, если водитель не совершает аварий и, соответственно, страховщику не приходится за него расплачиваться, его класс повышается. А полис становится дешевле на пять процентов. А если он совершил ДТП , то следующий полис обойдется дороже аж на 55 процентов (таблицу коэффициентов бонус-малус смотрите ниже).

Однако не во всех уголках страны доступна такая вещь, как Интернет. Некоторым страховщикам или их агентам эта база в момент заключения договора может быть недоступна из-за качества связи. В такой ситуации страховщик оформит договор, основываясь на словах клиента. Однако, как только он доберется до базы данных , то сможет эти слова проверить.

И если клиент обманул страховщика, то следующий полис также вырастет в цене в полтора раза. И информация об этом будет доступна всем страховым компаниям.

Сами страховщики информацию о заключенном договоре должны передать в базу данных в течение 15 дней. Сделано это из тех же соображений доступности Интернета.

ТАБЛИЦА КОЭФФИЦИЕНТОВ БОНУС-МАЛУС

Класс на начало годового срока страхования Коэффициент Класс по окончании годового срока страхования с учётом наличия страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования
0 страховых выплат 1 страховая выплата 2 страховых выплат 3 страховых выплат 4 и более страховых выплат
М 2,45 0 М М М М
0 2,33 1 М М М М
1 1,55 2 М М М М
2 1,4 3 1 М М М
3 1 4 1 М М М
4 0,95 5 2 1 М М
5 0,9 6 3 1 М М
6 0,85 7 4 2 М М
7 0,8 8 4 2 М М
8 0,75 9 5 2 М М
9 0,7 10 5 2 М М
10 0,65 11 6 3 1 М
11 0,6 12 6 3 1 М
12 0,55 13 6 3 1 М
13 0,5 13 7 3 1 М

Единая база данных ОСАГО начала работать с начала 2013 года в тестовом режиме, но активно стала использоваться только в этом году. С помощью базы ОСАГО АИС страховые компании рассчитывают КБМ (коэффициент бонус-малус) или говоря простым языком, скидку за безаварийную езду.

К базе ОСАГО имеют удаленный доступ по интернету все страховые компании в России. В свободном доступе ее нет. вся информация приведенная ниже, получена от работников страховых компаний. В ней содержатся следующие сведения о страхователе:

  • Данные страхователя (Фамилия,Имя, Отчество);
  • День, Месяц, Год рождения;
  • Номер и серия водительского удостоверения;
  • Данные полиса ОСАГО;
  • Коэффициент КБМ.

База ОСАГО (АИС) была сформирована путем слияние всех баз страховых компаний, поэтому в ней творится полная чехарда, так как единого стандарта сведений о страхователе у страховщиков нет, и каждый вел свою базу по своим стандартам.

Поэтому на практике часто оказывается, что когда страхователь приходит страховать автомобиль имея КБМ 11, после проверки по базе ОСАГО коэффициент у него становится равным 3, как-будто он обратился за заключением договора впервые. Представляете какой вас ждет сюрприз, аж в несколько сотен рублей. А происходит это из-за халатности страховщиков, когда те ленятся вносить год рождения полностью и правильно. Внося в базу данных, например, только год рождения, без числа и месяца.

Поиск по базе данных ОСАГО осуществляется по Ф.И.О., дате рождения и номеру водительского удостоверения и в случае если в АИС ОСАГО хоть в одном из этих сведений есть ошибка, то в результате программа выдаст КБМ равный 3. Сами страховщики предлагают осуществлять поиск по базе ОСАГО только по номеру прав так как номера водительских прав уникальны и не существует двух одинаковых номеров прав. Однако в России сделать что-то быстро нереально, да и страховщики лукавят им выгоден повышенный КБМ.

Если же по каким-то стечениям обстоятельств, сведений в АИС ОСАГО о Вас нет или Вы считаете, что сведения, имеющиеся в базе ОСАГО не достоверны Вы можете предоставить из прежней страховой компании справку, подтверждающую Ваш реальный коэффициент бонус-малус. Предоставив справку, вы должны будете написать заявление, и страховщик имеет право перепроверить вашу справку в течение 15 дней.

Таблица новых повышающих (понижающих) коэффициентов ОСАГО

Класс на начало годового срока страхования

Коэффициент

Класс по окончании годового срока страхования с учетом наличия страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования

0
страховых выплат

1
страховая выплата

2
страховые выплаты

3
страховые выплаты

4 и более
страховых выплат

Что такое КБМ?

Не секрет, что стоимость автострахования ОСАГО зависит от водительского стажа и количества ДТП, случившихся по его вине. При рас…

КБМ расшифровывается как коэффициент бонус-малус — это один из параметров, определяющих стоимость полиса ОСАГО в России. С начала 2013 года невозможно выписать полис ОСАГО без запроса этого коэффициента по базе автоматизированной системы Российского союза автостраховщиков (АИС РСА).

Страховой брокер K-insgroup предлагает сервис, число запросов никак не ограничено.

Что такое КБМ?

Не секрет, что стоимость автострахования ОСАГО зависит от водительского стажа и количества ДТП, случившихся по его вине. При расчете полиса используется особый коэффициент КБМ (бонус-малус). И на сегодняшний день это один показатель, позволяющий сэкономить на стоимости страховки.

КБМ рассчитывается на основании выплат страховых сумм в прошлых полисах ОСАГО. Иными словами, это бонусы автовладельцу за аккуратное вождение, при этом каждый последующий безаварийный год езды стоимость автострахования уменьшается на 5%. Этот индекс зависит только от водителя и закрепляется за ним, независимо какое транспортное средство он водит.

Проверка КБМ по базе РСА

В 2013 году в России появился закон, обязывающий все страховые компании перед определением стоимости и оформлением страховых документов осуществлять проверку предыдущих страховых полисов для выявления КБМ клиента. Нарушение данного правила может привести к большим проблемам страхователя в случае ДТП.

Сегодня каждое страховое агентство может провести проверку коэффициента для любого автовладельца. В базе автоматизированной системы РСА находится более 100 млн. страховых договоров, оформленных за последние пару лет.

Если страхователь скрыл информацию о прошлых страховых случаях, то такое нарушение грозит ему повышением стоимости страховки в 1,5 раза, а также занесением в специальный список нарушителей, который сможет увидеть каждая страховая компания.

При оформлении договора ОСАГО все страховые компании обязаны делать расчет согласно утвержденным тарифам и проверять коэффициент КБМ. Для проверки данного коэффициента создана база АИС ОСАГО, которая доступная для каждого в режиме реального времени совершенно бесплатно. Рассмотрим в статье, для чего следует проверять свой КБМ, как сформировать запрос и что необходимо делать, если сведения в единой базе отсутствуют.

Важный момент

Заключая договор ОСАГО, каждый представитель страховой компании делает запрос в единую базу АИС РСА, для получения данных по КБМ. Для начала необходимо понять, что такое система АИС и для чего она создана.

Работает база АИС на территории РФ уже несколько лет. Ее создателем является Российский союз автостраховщиков.

Цель создания базы АИС РСА:

  • сбор данных в отношении каждого участника движения;
  • сбор данных по каждому ТС;
  • фиксация страховых случаев и выплат;
  • регистрация каждого проданного полиса.

В рамках закона каждая страховая компания обязана ежегодно передавать сведения в единую базу. Это необходимо для того, чтобы на этапе страхования проверить наличие или отсутствие выплат.

Важно! Проверить информацию в АИС РСА по страховым случаям может каждый желающий. Для этого необходимо посетить официальный сайт РСА и зайти в раздел «Помощь страхователю». Все данные отображаются моментально, совершенно бесплатно.

Зачем нужен КБМ

Для начала отметим, что КБМ – это , который зависит от количества страховых случаев. Согласно единым тарифам существует 14 классов страхования.

Если ранее при оформлении полиса страховщики самостоятельно определяли значение коэффициента или запрашивали справки из компании, в которой был ранее оформлен договор, то теперь без запроса в специальную базу не обойтись. Стоит отметить, что данный показатель необходим не только страховщику, но и страхователю.

Страховщик благодаря КБМ может получать актуальные сведения по страховым случаям, если ранее ОСАГО был оформлен в другой компании. Страхователь, благодаря данному показателю может рассчитывать на гарантированную ежегодную скидку в размере 5%, при условии безаварийного вождения.

Как рассчитать бонус малус

Каждый участник движения без труда может самостоятельно определить коэффициент, который полагается на новый срок действия ОСАГО. Все что потребуется – это специальная таблица, которая является неизменной с 2003 года.

При первом обращении каждому водителю присваивается 3 класс страхования. По окончанию года по таблице смотрят, сколько обращений было:

  • без выплат;
  • от 1 до 4 и более выплат.

В зависимости от наличия или отсутствия выплаты определяется значение коэффициента на новый срок. Для определения показателя следует посмотреть на строке с действующим классом коэффициент на новый срок.

К примеру, по ранее оформленному ОСАГО у водителя был 6 класс аварийности, которому соответствует скидка 15%. Поскольку в течение года он не был виновником аварии, то при оформлении нового договора будет 7 класс, которому соответствует скидка 20%.

Если у водителя с 6 классом аварийности в течение года было 2 аварии по его вине, то по новому договору будет не скидка, а повышающий показатель 2, которому соответствует коэффициент 1,4.

З аконодательство

Важно учитывать, что показатель КБМ утвержден на законодательном уровне и отражен в 40 ФЗ от 05 апреля 2002 года. Согласно 9 статье закона определяется базовый тариф в отношении каждого транспорта и поправочные коэффициенты, которые зависят от условий страхования.

В 15 статье закона определен порядок оформления договора. Изучив его, станет ясно, что представитель страховой компании обязан не только запросить сведения в единой базе, но и предоставить сведения после выдачи бланка ОСАГО.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!