Все для предпринимателя. Информационный портал

Представительство иностранной компании в рф. Филиал, “дочка”, представительство, отделение – плюсы и минусы для иностранного инвестора

Публикация

Иностранные инвесторы, заинтересованные в присутствии на российском рынке, чаще всего выбирают следующие способы: участие в уставных капиталах хозяйственных обществ в определенном процентном соотношении, в том числе создание дочерних и зависимых организаций, вложение средств в основные фонды филиалов, а также создание таких структурных подразделений как представительство и отделение иностранной компании.

Какие услуги могут понадобиться для начала вашего бизнеса в России?

Наши учетные записи хранятся на удаленных серверах. Мы также можем предоставить вам рекомендации по налоговой и финансовой оптимизации бизнеса вашей компании. Наиболее распространенной корпоративной формой является, в Литве, компания с ограниченной ответственностью.

Они не включают нотариальные сборы. Чтобы открыть компанию, расходы на открытие банковского счета варьируются от банка к банку. Если компания является юридическим лицом, расходы на перевод могут отличаться. Регистрация требует 3 рабочих дня для отправки документов в местные органы власти, а открытый налог варьируется от 290 евро до 580 евро.

Особенности создания юридических лиц с иностранными инвестициями, филиалов, представительств и отделений организаций-нерезидентов

В соответствии со ст. 55 Гражданского кодекса РФ представительство – это обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.

Следует отметить, что необходимо указать зарегистрированный офис компании. Это предположение необходимо для начальной фазы. Для вашего удобства мы можем предложить вам воспользоваться нашей Студией в Вильнюсе в качестве нашего зарегистрированного офиса.

Первым шагом является заключение конституции компании. Временный банковский счет открыт, и первоначальная абонентская плата должна быть оплачена. Статьи Устава оформляются и утверждаются нотариусом, и должен быть назначен необходимый социальный орган.

Компания считается учрежденной, когда она включена в реестр юридических лиц. Все документы должны быть отправлены в центр регистрации на литовском языке. Согласно действующему законодательству, перевод может осуществляться только официальными переводчиками.

Филиал – это обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.

Представительство, как правило, создается в случаях, когда компания впервые выходит на российский рынок или проводит в этих целях маркетинговые исследования, а также для обеспечения доступности российских клиентов к головной организации, расположенной за рубежом. Филиал же может в полной мере осуществлять коммерческую деятельность.

Необходимые документы и информация. Также не забудьте проверить наличие названия компании перед регистрацией. Налоговый период - это календарный месяц. Корпоративный подоходный налог: стандартный 15%, микрософте 5%. Прибыль, полученная в течение финансового периода, облагается налогом.

Налог на дивиденды: стандартный 15%. Если не применяются какие-либо исключения, как юридические, так и физические лица облагаются налогом. Подоходный налог с предприятий: стандартный 15%, сокращенный на 5%. Сниженный налог применяется к работникам, если они не являются свободными профессонистами.

Филиалы и представительства подлежат аккредитации в соответствующих органах. Для представительств, как правило, основным аккредитующим органом выступает Государственная регистрационная палата при Министерстве юстиции (далее - ГРП). Эта же палата ведет сводный государственный реестр аккредитованных на территории Российской Федерации представительств иностранных компаний. Также можно пройти аккредитацию в Торгово-промышленной палате, однако позже необходимо будет обратиться в ГРП для внесения в соответствующий реестр.

Представительства в Литве

Налог на имущество: 1% -3% зависит от общего имущества, цели собственности и стоимости. Представительства или любая другая зарегистрированная организация в Литве регулируются законодательством Литвы. Представительства юридического лица являются подразделением юридического лица, имеющего свои зарегистрированные офисы, который имеет право выполнять следующие функции: широкое представительство юридического лица, способность осуществлять импортные или экспортные операции исключительно между иностранными юридическими лицами и другими организациями, учредившими дочерние или аффилированные компании, учреждения и организации и филиалы.

По общему правилу филиалы аккредитуются только в ГРП. Но есть исключения для отдельных организаций, зависящие от специфики их деятельности. Например, филиалы банков аккредитуются при Центральном Банке Российской Федерации, филиалы некоммерческих организаций – в Федеральной регистрационной службе.

Хозяйственные общества, такие как общества с ограниченной ответственностью и акционерные общества, независимо от участия в них иностранного инвестора, а также размера доли иностранного инвестора, в настоящий момент регистрируются в Инспекции Федеральной налоговой службы.

Представительство не является юридическим лицом. После регистрации представительства иностранное юридическое лицо или любая другая организация должны уведомить Регистр юридических лиц о любых изменениях документов юридического лица и данных, отправленных путем регистрации представительства, а также юридического статуса юридического лица, Прежде чем заявление о регистрации офиса юридического представителя направляется в Секретариат, нотариус должен проверить правильность заявки, соответствие устава установленным требованиям и тот факт, что офис несет ответственность регистрации.

При регистрации хозяйственных обществ иностранный инвестор может столкнуться с некоторыми неожиданностями, которые не установлены законодательными актами, но возникают на практике.

Прежде всего, при создании хозяйственного общества, единственным учредителем которого выступит иностранное юридическое лицо, бланки для регистрации данной организации, являющиеся обязательными документами для регистрации в Российской Федерации и подлежащие нотариальному заверению, должен подписать непосредственный директор иностранной организации. Если данные бланки будут заверены подписью доверенного лица, налоговая инспекция даст отказ в регистрации на основании непредставления соответствующего бланка.

Представительская информация; Учредительный документ учредителя, учредительный документ и устав, если это разные документы и, следовательно, исправлены; Юридическое представительство представительства в Литве; Копия свидетельства учредителя или выписка из реестра, где хранится файл учредителя; Плата за проезд в размере 58 евро. Обычно запись завершается в течение 3 рабочих дней с момента отправки всех документов в местный центр регистрации. Он расширил внутренний национальный рынок на всю единую европейскую экономическую зону.

Что это приносит предпринимателям?

При создании или изменении компаний они больше не зависят от задержек, осложнений и высоких издержек, вызванных чешским законодательством и чешской бюрократией. Предприниматели могут выбирать из всех европейских типов компаний и могут создавать свою компанию в стране, где они считают ее наиболее значимой.

На практике эту проблему устраняют путем введения второго участника в создаваемое хозяйственное общество (возможно даже на 0,01%). Этим участником может быть любое физическое лицо, которое, будучи участником, осуществит все необходимые регистрационные процедуры.

Вторая неожиданность возникла с 1-го января 2006 года - документы на регистрацию в настоящий момент принимают только лично от заявителя, т.е. от лица, подписавшего регистрационные бланки. Существует возможность отправить документы на регистрацию по почте. Но необходимо помнить, что в этом случае срок создания новой организации значительно удлиниться, поскольку зарегистрированные документы будут отправлены на юридический адрес, то есть адрес, заявленный в учредительных документах создаваемого хозяйственного общества. Следовательно, нужно учитывать еще и сроки прохождения почтовой корреспонденции по Москве.

Давайте посмотрим на конкретный случай. Чешская фирма, например, в области строительства, может создать свою материнскую компанию в качестве обычного британца и работать в Чешской Республике через свою организационную единицу. Потому что это дешево, быстро и гибко. Неудивительно, например, что в Германии каждая четвертая зарегистрированная компания уже ограничена. Как создать компанию с ограниченной ответственностью и какие ее преимущества можно найти в следующей статье на следующей неделе.

Давайте посмотрим на создание организационной составляющей компании в Чешской Республике

Организационным подразделением иностранного юридического лица является самостоятельная частная часть предприятия, разделенная на активы, которая локально отделена от иностранного юридического лица. В отношении третьей стороны она подпадает под действие применимого законодательства страны происхождения. Название предприятия идентично имени иностранного лица с добавлением его организационной единицы.

Помимо регистрации в налоговой инспекции, акционерному обществу также необходимо зарегистрировать первый выпуск акций в Федеральной службе по финансовым рынкам. Документы на регистрацию первого выпуска акций должны быть поданы в течение одного месяца с момента регистрации нового юридического лица с иностранными инвестициями. При этом уплачивается государственная пошлина, составляющая в совокупности 11 000 рублей.

Органы управления организационной единицы

Чтобы создать организационную папку. Функция директоров не ограничивает чешское законодательство, и поэтому компания может также управлять лицами, которые не допускаются в качестве агентов чешского юридического лица. Он не имеет полномочий принятия решений, поскольку он не является уставным органом. Менеджер не подпадает под требования в качестве уставного органа чешского юридического лица. Лидер может быть только физическим лицом независимо от его гражданства и места жительства. Одно физическое лицо может также являться уставным органом иностранной компании и руководителем организационного подразделения.

Такого понятия как «отделение юридического лица» Гражданский кодекс РФ не предусматривает. В Налоговом кодексе РФ под отделением понимается широкий перечень структурных подразделений юридического лица: филиал, представительство, бюро, контора и прочее.

Что же чаще всего имеется в виду под отделением на практике? Например, если иностранная организация не уверена, что она выходит на российский рынок надолго, хочет изучить возможность и перспективы работы в данном сегменте, но при этом не готова нести расходы по аренде помещений, по содержанию штата сотрудников, однако имеет желание легализоваться и уплачивать возникающие у нее налоги, то данная иностранная организация может встать на налоговый учет как организация-нерезидент, не создавая юридическое лицо, филиал или представительство. Если организация планирует осуществлять свою деятельность более чем тридцать дней в году, то она встает на налоговый учет в специализированной налоговой (в Москве – в МИФНС № 47). При этом иностранной организации присваивается ИНН и КПП, у организации возникает обязанность сдавать налоговую отчетность.

Если же иностранная организация заинтересована только в открытии счета в российском банке, и она планирует осуществлять деятельность в РФ менее тридцати дней в году (непрерывно или по совокупности), то данная организация встает на учет в другой налоговой по месту нахождения соответствующего банка (в Москве – МИФНС № 50). Данной организации присваивается код иностранной организации (КИО) и КПП. При этом организация не должна подавать налоговую отчетность.

Основные расходы и сроки деятельности созданных структур

При выборе формы присутствия иностранного инвестора немаловажным фактором могут оказаться расходы, возникающие при аккредитации филиала, представительства, создании хозяйственного общества или отделения иностранной компании, а также срок деятельности таких форм.

Таблица 1. Срок деятельности, государственная пошлина, необходимость продления

Филиал,
представительство

Филиал создается на срок от одного года до пяти лет

Аккредитация сроком
на 1 год – 500 $ + 60 000 руб.
на 2 года - 1000 $ + 60 000 руб.
на 3 года - 1500 $ + 60 000 руб.
на 5 лет - 2500 $ + 60 000 руб.


Пошлина за продление:
на 1 год - 1 000$
на 2 года -1 500$
на 3 года - 2 000$
на 5 лет – 2 500$

Представительство создается на срок от одного года до трех лет
Пошлина зависит от срока аккредитации

Аккредитация сроком
на 1 год - 1000 $
на 2 года - 2000 $
на 3 года- 2500 $

По истечении срока аккредитации необходимо продление и уплата новой пошлины

Пошлина за продление:
на 1 год - 1 000$
на 2 года - 1 500$
на 3 года - 2 000$

Общество
с ограниченной ответственностью

Срок не ограничен

Акционерное общество

Срок не ограничен
Государственная пошлина - 2 000 рублей

Отделение

Срок не ограничен
Государственная пошлина - нет

Основные учредительные документы

Основным документом, как филиала, так и представительства, является Положение о филиале (представительстве), где прописываются основные вопросы деятельности данного структурного подразделения. Кроме того, основным документом филиала и представительства является доверенность на директора филиала либо главу представительства.

Основные документы общества с ограниченной ответственностью - Устав и Учредительный договор. В Уставе и Учредительном договоре необходимо указывать состав участников данного хозяйственного общества. Смена состава участников, требует внесения соответствующих изменений в учредительные документы и регистрации данных изменений в налоговой инспекции. Подать документы на регистрацию данных изменений необходимо в течение трех дней с момента принятия решения о таких изменениях.

Основным документом акционерного общества является его Устав. При создании акционерного общества, учредители заключают между собой Договор о его создании, который не является учредительным документом и действует только до момента регистрации общества.

В уставе акционерного общества возможно не указывать состав акционеров. Поэтому при отчуждении акций достаточно будет записи о состоявшемся переходе праве собственности на акции в реестре акционеров, и внесения изменений в устав акционерного общества не потребуется. Из этого правила, однако, есть одно исключение: если акционерное общество состоит из одного акционера, либо в результате каких-либо уступок акций в обществе остался один акционер, данные о нем должны, во-первых, быть опубликованы для всеобщего сведения, а во-вторых, содержаться в Уставе, что потребует регистрации новой редакции Устава.

Основной документ отделения иностранной компании - это решение о создании такого отделения, принятое головной организацией.

Уставный капитал и иные финансовые вложения

Помимо расходов на создание соответствующей формы присутствия иностранный инвестор также должен учитывать расходы на оплату уставного капитала или на иные финансовые вложения в создаваемые им структурные подразделения компании. Размер и порядок оплаты уставного капитала представлен в таблице 2.

Таблица 2. Уставный капитал

Филиал,
представительство

Нет
ФЗ «Об иностранных инвестициях РФ» предусмотрено вложение иностранным инвестором капитала в основные фонды филиала.

размер уставного капитала общества должен быть не менее 100 МРОТ (10 000 руб.), установленного федеральным законом на дату представления документов для государственной регистрации общества;
на момент государственной регистрации общества его уставный капитал должен быть оплачен учредителями не менее чем наполовину; оставшаяся часть - в течение 1 года с момента государственной регистрации общества

Акционерное общество

минимальный размер уставного капитала должен составлять не менее 1 000 МРОТ (100 000 руб.) для ОАО и 100 МРОТ (10 000 руб.) для ЗАО;
не менее 50 % акций общества, распределенных при его учреждении, должно быть оплачено в течение 3 месяцев с момента государственной регистрации, а оставшаяся часть - в течение 1 года с момента государственной регистрации общества, если меньший срок не предусмотрен договором о создании общества;

Отделение

нет

Российским законодательством предусмотрены определенные ограничения участия иностранного инвестора в уставных капиталах российских организаций. Подобные изъятия ограничительного характера для иностранных инвесторов могут быть установлены только федеральными законами и только в той мере, в какой необходимо в целях защиты основ конституционного строя.

К примеру, в соответствии с п.2 ст. 61 Воздушного кодекса разрешено создавать авиационные предприятия с участием иностранного инвестора, размер участия которого не превышает 49%. Федеральный закон от 08.01.1998 N 10-ФЗ "О государственном регулировании развития авиации" (ст. 12) ограничивает долю участия иностранного инвестора в уставном капитале авиационной организации 25%.

Закон РФ от 27.11.1992 г. N 4015-I "Об организации страхового дела в Российской Федерации» (ст. 6) также предусматривает определенные ограничения для иностранных инвесторов. Но они возникают на этапе лицензирования. Организация, в уставном капитале которой доля иностранного инвестора превышает 49%, имеет право получить лицензию только в том случае, если не исчерпана квота на участие иностранного инвестора. Данная квота устанавливается ежегодно и зависит от совокупного размера доли иностранных инвесторов по отношению к участию российских организаций в уставном капитале страховых организаций.

В соответствии со ст. 19.1 Закона РФ от 27.12.1991 г. N 2124-I "О средствах массовой информации" организация, в которой доля иностранного инвестора превышает 50%, не может выступать учредителем теле- и видео- программ, а также учреждать лица, которые будут осуществлять телевещание на территории более чем половины субъектов Российской Федерации.

Статья 3 Федерального закона от 24.07.2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" устанавливает, что юридические лица, в уставном капитале которых доля иностранных инвесторов превышает 50%, могут владеть землями сельскохозяйственного назначения только на праве аренды.

Оплата уставного капитала

Следует более подробно остановиться на вопросе оплаты уставного капитала.

Таблица 3. Правовые и процедурные особенности оплаты уставного капитала общества с ограниченной ответственностью нерезидентами РФ.

Вкладом в уставный капитал могут быть

Деньги
- ценные бумаги
- другие вещи или имущественные права
- имущественные права, имеющие денежную оценку

Оплата деньгами

Нерезидент РФ - физическое лицо
- в наличном порядке путем внесения средств непосредственно на накопительный счет регистрируемого ООО
- в безналичном порядке
Нерезидент РФ –юридическое лицо:
- в безналичном порядке

Оплата иным имуществом

денежная оценка неденежных вкладов в уставный капитал общества, вносимых участниками общества, утверждается решением общего собрания участников общества, принимаемым всеми участниками общества единогласно;
если номинальная стоимость доли участника общества в уставном капитале общества, оплачиваемой неденежным вкладом, составляет более 200 МРОТ (20 000 руб.), то обязательно привлечение независимого оценщика;
номинальная стоимость доли участника общества, оплачиваемой таким неденежным вкладом, не может превышать сумму оценки указанного вклада, определенную независимым оценщиком;
при ввозе имущества на территорию РФ – НДС (за некоторыми исключениями), иногда возможны ввозные таможенные пошлины

Таким образом, уставный капитал может быть оплачен деньгами, ценными бумагами (как внутренними, так и внешними), другими вещами, т.е. любым движимым и недвижимым имуществом, не изъятым из оборота и не ограниченным в обороте. Имущественные права или иные права, имеющие денежную оценку, также могут бы вкладом в уставный капитал. Действующим российским законодательством не допускается внесение права постоянного, бессрочного пользования земельными участками в уставные капиталы коммерческих организаций.

Как видно из таблицы, нерезидент - юридическое лицо может перечислить деньги в оплату своей доли в уставном капитале только в безналичном порядке. Данное перечисление осуществляется на накопительный счет, открываемый учреждаемому обществу. Денежные средства на накопительный счет могут быть перечислены только в рублях. В случае, если у иностранного инвестора нет возможности перевести денежные средства в рублях, ему придется открыть валютный счет в российском банке. Счета в рублях и валюте юридическим лицам на территории РФ открываются только при условии представлении свидетельства о постановке на учет в налоговом органе. Таким образом, иностранная организация должна будет встать на учет в налоговой инспекции и получить код иностранной организации (КИО) и КПП.

При предъявлении данного свидетельства в банке, иностранной организации открывается счет, на который переводится валюта. Там же открывается рублевый счет, на который конвертируются денежные средства. С этого рублевого счета деньги переводятся на накопительный счет создаваемого общества.

Логично, что если иностранный инвестор, оплачивает уставный капитал каким-либо имуществом, то он должен ввезти это имущество на территорию РФ. Здесь хотелось бы упомянуть о таможенном аспекте.

При ввозе имущества, которым будет оплачен уставный капитал создаваемого общества, на территорию РФ, в соответствие со статьей 158 Налогового кодекса РФ возникает ввозной НДС. От данного НДС освобождается технологическое оборудование, комплектующие и запасные части к нему, которое ввозится на территорию РФ в качестве вклада в уставный капитал. Перечень данного имущества утвержден приказом ГТК России от 07.02.2001 № 131.

Также при ввозе имущества на территорию РФ возникают ввозные таможенные пошлины. При ввозе имущества в уставный капитал возможно полное освобождение от ввозных пошлин, если:

    данный товар не является подакцизным;

    относится к основным производственным фондам (Постановление Правительства РФ от 01.01.02 г. №1 «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы»);

    ввозится в сроки, установленные учредительными документами для формирования уставного капитала (Постановление Правительства РФ от 23.07.1996 № 883 «О льготах по уплате ввозной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых иностранными инвесторами в качестве вклада в уставный (складочный) капитал предприятий с иностранными инвестициями»).

Оплата уставного капитала акционерного общество во многом совпадает с процедурой оплаты уставного капитала общества с ограниченной ответственностью, но есть и свои особенности.

Оплата уставного капитала акционерного общества происходит путем покупки акций данного общества, которые являются внутренними ценными бумагами. Как видно из Таблицы 2, законодательство допускает оплату акций, приобретаемых при учреждении акционерного общества после его государственной регистрации. Таким образом, при создании данной структуры можно избежать этапа постановки иностранной организации – учредителя на налоговый учет в целях перевода денег в оплату уставного капитала. Денежные средства возможно перевести на валютный счет уже созданного акционерного общества. Как видно из вышеизложенного, возникает реальная экономия времени и средств.

При оплате уставного капитала акционерного общества иным имуществом обязательно привлечение независимого оценщика. После того как оценщик оценил вносимое в оплату акций имущество, участники создаваемого общества утверждают его денежную оценку. По соглашению между участниками она может быть меньше, чем оценка, установленная оценщиком, но не может быть выше.

Возможность отчуждения акций (долей) существует только для акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью. Отчуждение долей в обществе с ограниченной ответственностью возможно только после полной оплаты уставного капитала. Акции могут отчуждаться после полной оплаты и регистрации отчета по итогам выпуска.

Контроль над инвестициями

Важнейшим вопросом для иностранного инвестора при создании какой-либо организации или структурного подразделения является контроль над своими инвестициями. Высшим органом управления в филиале, представительстве и отделении является сама головная организация и ее органы управления. Они принимают все основные решения. Директор филиала либо глава представительства действуют по доверенности. Круг полномочий, который осуществляет глава представительства либо директор филиала, нигде законодательно не установлен. Поэтому вопрос широты их полномочий головная организация решает самостоятельно и отражает в доверенности.

Текущее руководство в обществе с ограниченной ответственностью осуществляется единоличным исполнительным органом. Законодательство РФ не устанавливает каких-либо ограничений по наименованию исполнительного органа. Также наряду с единоличным допускается создание коллегиального исполнительного органа. Компетенция каждого из этих органов должна быть разграничена. Минимальный предел компетенции единоличного исполнительного органа хозяйственного общества установлен соответствующими законами. Высшим органом управления ООО является Общее собрание участников, компетенция которого уставлена в законе «Об обществах с ограниченной ответственностью».

Текущее руководство в акционерном обществе осуществляется единоличным исполнительным органом (директором, генеральным директором). Также допустимо создание коллегиального исполнительного органа (правления, дирекция). Высшим органом управления акционерного общества является Общее собрание акционеров.Далее в таблице представлен вопрос порядка принятия решения и необходимости создания таких органов, как совет директоров и ревизионная комиссия.

Таблица 4. Порядок принятия решений высшим органом управления. Совет директоров. Ревизионная комиссия.

Порядок принятия решений высшим органом управления

Совет директоров

Ревизионная комиссия

Филиал,
Представительство

Невозможен

Контроль осуществляют ревизионные органы головной организации

Общество с ограниченной ответственностью

Все решения принимаются определенным большинством от общего числа голосов участников Общества.
- Единогласно
- квалифицированным большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов участников Общества
- простым большинством

Возможен

Обязательно в обществах, имеющих более 15 участников.

Акционерное общество

Кворум при наличии акционеров – владельцев более 50% голосующих акций Общества.
- Единогласно – преобразование ЗАО в некоммерческое партнерство.
- Квалифицированное большинство в три четверти голосов акционеров, принимавших участие в общем собрании
- простое большинство

Возможен
С числом акционеров 50 и более обязателен

Обязательно

Отделение

В соответствии с учредительными документами головной организации

Невозможен

Нет

Возможность выхода участников предусмотрена только для ООО. Участнику, желающему выйти из состава участников ООО достаточно подать заявление о выходе, и у ООО возникнет обязанность выплатить действительную стоимость его доли. В филиале, представительстве, акционерном обществе такой выход законодательством не предусмотрен.

Пределы ответственности иностранного инвестора

Ответственность иностранного инвестора зависит от формы его присутствия. Головная организация несет непосредственную имущественную ответственность по всем обязательствам филиала, представительства или отделения. Участники, акционеры хозяйственных обществ не отвечают по обязательствам обществ своим имуществом. В отличие от филиала и представительства, они несут риск убытков только в пределах оплаченных ими акций или долей. Возможно возложение на них субсидиарной ответственности, но лишь в случаях, установленных законом.

Визы и разрешения на работу

Одним из наиболее сложных вопросов для иностранного инвестора является вопрос визовой поддержки и разрешений на работу для персонала создаваемых организаций или структурных подразделений. Особенности данных процедур представлены в таблице 5.

Таблица 5. Визовая поддержка, разрешение на работу.

Филиал,Представительство

Визовая поддержка с момента аккредитации, которую осуществляет Государственная регистрационная Палата при Министерстве юстиции РФ, путем приглашения аккредитованных сотрудников на срок до 1 года, а также Федеральная миграционная служба (ФМС РФ)
Разрешение на привлечение и использование иностранных работников получается на головную организацию в ФМС РФ.
Иностранным сотрудникам (в том числе руководителям) необходимо получать индивидуальное разрешение на работу. Рабочая виза выдается на основании аккредитационной карточки (учетной карточки) и индивидуального разрешения на работу.

ООО, АО

Организации с иностранными инвестициями для получения приглашений необходимо зарегистрироваться в УФМС России по г. Москве.
Приглашения получаются сроком от 1 месяца до 1 года (Срок действия приглашения устанавливается в зависимости от гражданства приглашаемого сотрудника).
Организации с иностранными инвестициями должна получить на себя разрешение на привлечение и использование иностранных работников в ФМС России (в случае привлечения «визовых» иностранцев)
На каждого сотрудника - нерезидента необходимо получать индивидуальное разрешение на работу.
Визы:
- коммерческая (деловая)
- рабочая (цель поездки – работа по найму)

отделение

невозможно

Таким образом, иностранный инвестор при выборе форм присутствия на российском рынке может оценить плюсы и минусы каждой формы по представленным выше критериям и выбрать наиболее соответствующую своим целям.

Внешнеэкономическая деятельность иностранных юридических лиц на территории Российской Федерации чаще всего опосредуется в виде открытия филиалов и учреждения представительств. Являясь структурными подразделениями юридического лица, филиалы и представительства не являются юридическими лицами и не обладают самостоятельной гражданской правоспособностью. Согласно доктрине, принципиальное отличие филиала от представительства заключается в том, что филиал осуществляет все или часть тех хозяйственно- оперативных функций, которые составляют содержание деятельности самого юридического лица, от имени которого руководители филиала совершают сделки или иные юридические действия.

Представительство, как следует из самого термина, создается для защиты интересов и обеспечения хозяйственно-оперативной деятельности юридического лица, не осуществляя при этом тех хозяйственных функций, которые составляют содержание деятельности самого юридического лица. Функции представительства состоят в совершении от имени юридического лица сделок, ведении судебных дел, выполнении поручений. Для их выполнения представительство так же, как и филиал, наделяется частью имущества создавшего их юридического лица. Все обособленные подразделения юридических лиц независимо от их названия будут подчиняться правовому режиму либо представительства, либо филиала.

Определения филиала и представительства, содержащиеся в ст. 55 ГК РФ, в равной степени относятся к филиалам и представительствам, учрежденным как российскими, так и иностранными юридическими лицами. В российском законодательстве отсутствуют специальные нормы, которые бы фиксировали различия между обособленными подразделениями российского и иностранного юридического лица. Вместе с тем, в ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» 1999 г. содержится ст. 21 «Создание и ликвидация филиала иностранного юридического лица», которую в контексте сказанного можно рассматривать как специальную по отношению к ст. 55 ГК.

В соответствии со ст. 21 ФЗ об иностранных инвестициях в РФ за созданием, деятельностью и ликвидацией филиала иностранного юридического лица осуществляется государственный контроль со стороны Российской Федерации. Этот контроль, как следует из ч. 2 ст. 21, реализуется посредством прохождения специальной процедуры, именуемой аккредитацией филиала.

Филиал иностранного юридического лица имеет право осуществлять предпринимательскую деятельность на территории России с момента его аккредитации. Соответственно, момент прекращения предпринимательской деятельности на территории России связан у филиала иностранного юридического лица с прекращением его аккредитации. Эти юридические предписания закреплены в ст. 22 ФЗ об иностранных инвестициях в РФ.

Отсутствие других правовых актов в Российской Федерации, регламентирующих создание, деятельность и ликвидацию филиала иностранного юридического лица, обусловливает необходимость решения вопроса о возможности применения аналогии закона в виде ст. 21 ФЗ об иностранных инвестициях в РФ к отношениям, не связанным с вложением иностранных инвестиций.

Организационно-правовой формой предпринимательской деятельности иностранного юридического лица в соответствии с ФЗ об иностранных инвестициях является филиал, хотя некоторые авторы считают, что иностранные лица часто пренебрегают такой

организационно-правовой формой, как филиал. Филиал обладает определенными признаками организации, хотя и не является юридическим лицом. Филиал действует в соответствии с целями и осуществляет виды деятельности, указанные в положении о филиале. Через филиал реализуется специальная правосубъектность головной организации - иностранного юридического лица.

В процессе создания и функционирования филиала, основные средства которого являются объектом инвестирования, можно выделить три этапа: инвестиционный, этап достижения окупаемости инвестиционного проекта и прибыльный этап. По смыслу ФЗ об иностранных инвестициях только тот филиал подлежит аккредитации, который является объектом инвестиционных вложений (имеется в виду вложение инвестиций в основные фонды филиала). В юридической литературе высказывается мнение о том, что филиалы, не являющиеся объектами инвестиционной деятельности, не нуждаются в аккредитации68.

Если создание филиалов не связано с инвестиционной деятельностью их учредителей, то инвесторы-предприниматели не вправе в процессе осуществления предпринимательской деятельности претендовать на правовую защиту, иметь льготы и гарантии, установленные для инвесторов-предпринимателей, вложивших инвестиции в основные фонды филиала.

Правосубъектность филиала не ограничивается

представительскими функциями, а зависит от усмотрения юридического лица. Филиал осуществляет, как уже было сказано, все или часть функций создавшего его иностранного юридического лица. Вложение капитала в основные фонды филиала иностранного юридического лица, создаваемого на территории России, является в соответствии со ст. 2 ФЗ об иностранных инвестициях, прямой иностранной инвестицией.

А. П. Вершинин, отмечая большой объем правоспособности, которым обладают филиалы иностранных юридических лиц, одновременно указывает, что это не всегда является преимуществом69. По мнению автора, лишь отчасти можно признать правильным предоставление широких возможностей нерезидентам, в частности, в части приобретения иностранной валюты на внутреннем валютном рынке России в том случае, когда на территории России действует его филиал. Однако, по нашему мнению, предоставление широкого объема правоспособности является вполне обоснованным, учитывая, что для эффективного осуществления предпринимательской деятельности на территории России иностранными юридическими лицами, последние должны обладать достаточными для этого возможностями. Проблематичным является вопрос, связанный с налогообложением структурных подразделений иностранного юридического лица. Согласно международным договорам об устранении двойного налогообложения, функциональные возможности филиалов и представительств иностранных юридических лиц зависят не от их организационно- правовой формы, а от места осуществления иностранным юридическим лицом регулярной экономической деятельности. Такое место в русскоязычных текстах международных договоров обозначено термином «постоянное представительство»70. Для целей подобных международных соглашений термин «постоянное представительство» означает постоянное место деятельности, через которое резидент Договаривающегося государства полностью или частично осуществляет свою предпринимательскую деятельность. В частности, этот термин включает место управления, отделение, контору, фабрику, мастерскую, шахту, нефтяную или газовую скважину, карьер или любое другое место добычи полезных ресурсов.

Не будет рассматриваться деятельность юридического лица, осуществляемая через постоянное представительство, в случае, когда осуществляются следующие виды деятельности: иностранное юридическое лицо использует сооружения исключительно для целей хранения, демонстрации или поставки товаров или изделий, принадлежащих этому лицу.

Считается, что юридическое лицо не имеет постоянного представительства в другом государстве в случае, если оно осуществляет предпринимательскую деятельность в этом государстве через брокера, комиссионера или любого другого агента с независимым статусом. При этом указанные лица должны действовать в рамках своей обычной предпринимательской деятельности. Тот факт, что юридическое лицо, которое имеет постоянное местопребывание в одном государстве, контролирует или контролируется юридическим лицом, имеющим постоянное местопребывание на территории другого государства, сам по себе не превращает одно из этих юридических лиц в постоянное представительство другого юридического лица. Указанные положения в качестве юридических предписаний включены во многие соглашения об избежании двойного налогообложения, заключенные Россией с иностранными государствами71.

В практике арбитражных судов возникали вопросы об освобождении от уплаты налогов иностранных юридических лиц, осуществляющих определенные работы на территории Российской Федерации без создания своего представительства. Такой вопрос, в частности, возник в процессе рассмотрения иска финской строительной фирмы, которая производила подрядные работы на территории России без создания своего представительства, об освобождении её от уплаты налогов.

Финская фирма ссылалась на Соглашение от 6 октября 1987 г. между Правительством СССР и Правительством Финляндской Республики об устранении двойного налогообложения относительно подоходных налогов72. В настоящее время данное Соглашение утратило силу в связи с заключением нового Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Финляндской Республики об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы 1996 г. Ранее в Соглашении 1987 г. содержалась норма о том, что резидент и постоянное представительство уплачивают налоги по месту," определенному договором (например, по месту регистрации юридического лица). Когда иностранное юридическое лицо осуществляет свою деятельность без образования постоянного представительства, выплата налогов производится по месту получения доходов, если работы ведутся свыше трех лет. Следовательно, финская фирма должна была выплачивать налоги, предусмотренные законодательством Российской Федерации, если она имела постоянное представительство или работающий свыше трех лет объект на территории России.

В действующих международных соглашениях об избежании двойного налогообложения, заключенных Россией с иностранными государствами, включая новое Соглашение России и Финляндии 1996 г.

(действующее в редакции Протокола от 14.04.2000 г.) , срок деятельности строительной площадки или какого-либо другого строительного, монтажного или сборочного объекта или деятельность по техническому надзору, связанному с ними, сокращен до 18 месяцев в случае, если такой объект или такая деятельность связаны с преимущественным возведением мастерских, заводов, электростанций или любых других промышленных зданий и сооружений. Во всех остальных случаях этот срок составляет 12 месяцев. Подобные изменения обусловлены необходимостью упорядочения деятельности всех структурных подразделений иностранного юридического лица, которое намеревается осуществлять или уже осуществляет предпринимательскую деятельность на территории России.

Наличие международных договоров об избежании двойного налогообложения, определяющих основные принципы осуществления хозяйственной деятельности юридическими лицами договаривающихся государств, не решает вопрос о том, может ли иностранное юридическое лицо осуществлять свою деятельность на территории России без открытия филиалов и представительств.

Этот вопрос следует решать в рамках национальной юрисдикции. В качестве одного из вариантов, который помог бы дать ответ на поставленный вопрос, является включение специальной нормы в ГК РФ о том, что деятельность иностранных юридических лиц, осуществляющих

предпринимательскую деятельность на территории России, должна осуществляться посредством аккредитации филиалов и представительств. Такая деятельность, по существу, и является внешнеэкономической деятельностью, а правосубъектность иностранных юридических лиц становится прозрачной и определенной, поскольку обусловлена выполнением конкретного юридического предписания со стороны иностранных юридических лиц.

В отличие от филиалов, деятельность представительства иностранного юридического лица на территории России не получила специального регулирования в ФЗ об иностранных инвестициях. Тем не менее, на территории России открывались и продолжают открываться представительства иностранных юридических лиц. Изменился порядок их открытия. Если ранее для открытия представительства необходима была его аккредитация в Регистрационной палате, которая была организована при Министерстве экономики РФ, то в настоящее время функции по аккредитации представительств иностранных юридических лиц (так же, как и филиалов) возложены на Государственную регистрационную палату, созданную при Министерстве юстиции Российской Федерации". В аккредитации может быть отказано в интересах защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В отличие от национального законодательства, в международных договорах деятельность представительств иностранного юридического лица получает, как правило, подробную регламентацию. Это касается, прежде всего, соглашений об избежании двойного налогообложения, содержащих термин «постоянное представительство». Проблемы, которые возникают в связи с использованием, с одной стороны, родственных, а с другой стороны - отличных друг от друга терминов (представительство и постоянное представительство), можно было бы решить, если бы в ст. 55 ГК РФ - источнике, закрепляющем возможность учреждения представительств и филиалов юридических лиц - одновременно содержалась бы норма о возможности осуществления предпринимательской деятельности иностранными юридическими лицами посредством деятельности постоянного представительства. Под постоянным представительством следует понимать постоянное место деятельности, через которое иностранное юридическое лицо полностью или частично осуществляет свою деятельность на территории России.

Сегодня представительство иностранного юридического лица как обособленное подразделение юридического лица участвует в предпринимательской деятельности, выполняя важнейшую функцию иностранного предпринимателя - совершает сделки, являющиеся правовой формой реализации товаров, а не только представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту, как это следует из ст. 55 ГК РФ.

Деятельность представительства как структурного подразделения, обладающего признаками организации, следует отличать от деятельности отдельного работника юридического лица, действующего на основании доверенности. В этом случае, с точки зрения налогового законодательства, образуется постоянное представительство иностранного юридического лица.

Приобретение объектов, относящихся к основным средствам (земельных участков, зданий) для размещения представительства иностранного юридического лица, если представительство регулярно заключает сделки от имени юридического лица, следует относить к инвестиционной деятельности иностранного юридического лица, что, по мнению некоторых ученых, требует отдельного правового регулирования. Данное правовое регулирование может быть закреплено как в рамках действующего ФЗ об иностранных инвестициях, так и в рамках специального федерального закона, который, в частности, В. В. Польников предлагает назвать Законом «Об иностранных инвестициях и предпринимательской деятельности иностранных лиц на территории России»73, что, по нашему мнению, может быть поддержано.

Деятельность иностранных постоянных представительств, в отличие от деятельности филиалов иностранных юридических лиц, помимо общих норм гражданского законодательства и норм двусторонних международных соглашений, регулируется ещё утвержденным Постановлением Совета Министров СССР Положением о порядке открытия и деятельности в СССР представительств иностранных фирм, банков и организаций 1989 г.74 В соответствии с этим Положением иностранные лица могут открывать) представительства, предварительно получив особое разрешение; которое выдается в зависимости от характера деятельности; иностранного юридического лица соответствующими министерствами и ведомствами. В Положении указывается, что аккредитующие органы решают вопрос об открытии отделений уже образованных представительств иностранных фирм.. Несколько иностранных юридических лиц могут открыть одно совместное представительство.

Различное законодательство, действующее в Российской Федерации применительно к образованию и деятельности филиалов и представительств иностранных юридических лиц свидетельствует о том, что на деятельность представительств и филиалов как самостоятельных подразделений иностранного юридического лица не распространяется единый правовой режим. На практике, по мнению судьи арбитражного суда Н. А. Шебановой, постоянное представительство рассматривается как орган иностранного юридического лица, а филиал- как разновидность российского юридического лица с иностранными

инвестициями По мнению Н. А. Шебановой, к пользующемуся национальным режимом филиалу иностранного юридического лица не могут быть предъявлены особые требования в осуществлении его деятельности, поскольку национальной организации не может. быть отдано предпочтение, в ущерб интересам, иностранного филиала. Автор указывает, что во всём мире иностранные юридические лица (и российские юридические лица в иностранных государствах не являются исключением), которым предоставлен режим наиболее благоприятствуемой нации, не претендуют на уравнивание в правах с национальными лицами.

Поддерживая автора в его желании упорядочить и сделать единообразным правовое регулирование деятельности структурных подразделений иностранных юридических лиц, участвующих во внешнеэкономической деятельности на территории России, заметим, что принцип национального режима действует в отношении иностранных юридических лиц с изъятиями, которые не уравнивают иностранных юридических лиц в правах с национальными юридическими лицами.

Вместе с тем, автор, безусловно, права в том, что разночтения, содержащиеся в российском законодательстве по вопросам деятельности филиалов и представительств, приводят к тому, что многие представительства иностранных юридических лиц себя таковыми не считают, поэтому в налоговой инспекции не регистрируются и налогов не платят. Однако, по нашему мнению, нельзя согласиться с предложением Н. А. Шебановой о том, что целесообразно ограничиться одной организационно-правовой формой - представительством, и исключить вообще возможность учреждения филиалов для иностранных юридических лиц.

Используя обширный перечень исключений из понятия «постоянное представительство», можно определить деятельность подразделения иностранного юридического лица на территории России как подразделения, не подпадающего под определение постоянного представительства. Тем самым появляются юридические основания, исключающие исполнение обязанности платить налоги в российский бюджет. В этой ситуации требуется принятие единого правового акта, посвященного регулированию деятельности иностранных юридических лиц, осуществляемой в России посредством открытия филиалов и представительств или других подразделений иностранных юридических лиц, перечень которых должен быть нормативно определен.

С аналогичной проблемой столкнулись и бывшие союзные республики, которые в последнее время приняли ряд законодательных актов, в той или иной степени отражающих стремление правительств этих республик урегулировать деятельность иностранных представительств и филиалов. Так, например, Закон Эстонской Республики об иностранных инвестициях 1991 г. установил, что юридические лица иностранных государств и международные организации могут учреждать в Эстонии свои филиалы в качестве юридических лиц, которые, согласно данному Закону, являются предприятиями с иностранным капиталом. Тем самым филиалы иностранных компаний рассматриваются в Эстонии в качестве самостоятельных, независимых субъектов права, подчиненных исключительно эстонской юрисдикции. Что касается учреждения представительств, то порядок их открытия и деятельности согласно тому же Закону регулируется отдельным постановлением.

Латвийская Республика предоставила иностранным юридическим лицам право создавать на территории Латвии филиалы путем учреждения обществ с ограниченной ответственностью или акционерных обществ, то есть, как и в Эстонии, под филиалами подразумеваются зарегистрированные на территории Латвии, а потому попадающие под действие национального права юридические лица.

На основе исследования, проведенного в настоящем параграфе, представляется необходимым разработать изменения, требующие внесения в российское законодательство, которые должны состоять в следующем.

Во-первых, следует в соответствии с международными соглашениями определить те организационно-правовые формы, которые не обладают правами юридического лица, но которые могут учреждаться субъектами иностранного права для осуществления внешнеэкономической деятельности на территории России.

Во-вторых, помимо филиала и представительства, разрешить учреждать иностранному юридическому лицу различные обособленные подразделения в виде отделений, контор, агентств, фабрик, цехов и других образований.

В-третьих, юридически закрепить обязанность иностранных юридических лиц, осуществляющих или собирающихся осуществлять внешнеэкономическую деятельности на территории России, проходить обязательную процедуру аккредитации указанных обособленных подразделений, при этом упростив процедуру аккредитации до уведомительного порядка, осуществляемого на уровне местных органов исполнительной власти.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!